Основные формы организации кружковой работы. Кружковая работа как внеурочная форма активизации познавательной деятельности учащихся

Ключевым моментом при организации кружковой работы учителем в школе является выбор формы проведения. Так, например, если задумаете орнамент, то таковой должен быть составлен из полосок, перепутанных между собою, но только так, чтобы каждую полоску можно было проследить в отдельности; нельзя допустить, чтобы полоски перепутывались между собою в беспорядке. Правильно выбранная форма позволяет достигнуть поставленных учебно-воспитательных целей и определяет методы и приемы работы с учащимися.

Формы кружковой работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форма проведения кружковой работы определяется исходя из ее особенностей :

1. Кружковая работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе изучения, формирует личностные качества ребенка

2. Отсроченность во времени. Кружковая работа - это, прежде всего, совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

Отсутствие жестких регламентаций. Первым делом для плоской резьбы надо подбирать подходящие рисунки; хотя количество мотивов может быть большое, нельзя выбирать особо сложные. Так, например, если задумаете орнамент, то таковой должен быть составлен из полосок, перепутанных между собою, но только так, чтобы каждую полоску можно было проследить в отдельности; нельзя допустить, чтобы полоски перепутывались между собою в беспорядке. Если выберете ветку растения, то листики обязательно должны располагаться по соседству, а не налегать друг на друга.

3. Педагог имеет большую свободу выбора содержания форм, средств, способов, чем при проведении урока.

4. Отсутствие контроля за результатами кружковой работы. Если обязательный элемент урока - контзначимость за процессом овладения учениками учебным материалом, то во кружковой работе такого контроля не.

5. Кружковая работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, то есть во внеурочное время.

6. Кружковая работа имеет широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых. Так, например, если задумаете орнамент, то таковой должен быть составлен из полосок, перепутанных между собою, но только так, чтобы каждую полоску можно было проследить в отдельности; нельзя допустить, чтобы полоски перепутывались между собою в беспорядке. Технология является самым технологичным, проблематичным, повествовательным, созидательным проектом в школе. Предложены классификации по объекту воздействия - индивидуальные, групповые, массовые формы. Так, например, если задумаете орнамент, то таковой должен быть составлен из полосок, перепутанных между собою, но только так, чтобы каждую полоску можно было проследить в отдельности; нельзя допустить, чтобы полоски перепутывались между собою в беспорядке. Технология является самым технологичным, проблематичным, повествовательным, созидательным проектом в школе. По направлениям деятельности - познавательные, оздоровительно-спортивные, досуговые, трудовые, творческие. По задачам воспитания - эстетические, физические, интеллектуальные, экологические, экономические .

Особенностью некоторых форм кружковой работы в школе является то, что используются популярные в детской сфере пришедшие из литературы - тимуровская, шефская работа, или из телевидения - КВН, Что?Где?Когда?, угадай мелодию, поле чудес. Однако непродуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в форме кружковой работы может и снижать качество воспитательной работы. Например, игра «Любовь с первого взгляда» построена на сексуальном интересе к партнеру и может способствовать преждевременному развитию сексуальности у детей. Так, например, если задумаете орнамент, то таковой должен быть составлен из полосок, перепутанных между собою, но только так, чтобы каждую полоску можно было проследить в отдельности; нельзя допустить, чтобы полоски перепутывались между собою в беспорядке. Первым делом для плоской резьбы надо подбирать подходящие рисунки; хотя количество мотивов может быть большое, нельзя выбирать особо сложные. Так, например, если задумаете орнамент, то таковой должен быть составлен из полосок, перепутанных между собою, но только так, чтобы каждую полоску можно было проследить в отдельности; нельзя допустить, чтобы полоски перепутывались между собою в беспорядке. Если выберете ветку растения, то листики обязательно должны располагаться по соседству, а не налегать друг на друга. Технология является самым технологичным, проблематичным, повествовательным, созидательным проектом в школе. «Я - концепции» . Выбирая форму кружковой работы, следует оценить и воспитательное значение с позиции ее цели, задач и функций.

Если выберете ветку растения, то листики обязательно должны располагаться по соседству, а не налегать друг на друга. Для этих целей предлагаем рассмотреть сравнительную характеристику форм кружковой деятельности, представленную в таблице 1, где отражены формы, самые используемые в педагогической практике. Рассматривая данные формы кружковой деятельности, можно сделать вывод о том, что все они благоприятно воздействуют на развитие школьника. Тем не менее, наиболее предпочтительной формой кружковой работы являются предметные кружки.

наличием программы, регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы .

Рисунок 1. Формы кружковой работы

Кружки входят в систему общешкольной кружковой работы. По педагогическому словарю кружковая работа - это одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций, клубов различной направленности. Кружковая работа стала сферой освоения учащимися личностно-значимого, ценностно-направленного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности по интересам. Она помогает школьникам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Кружковая работа обеспечивает возможность решения значимых для школьников личности проблем:

Выбор взглядов, позиций, ценностей;

Развитие познавательных сил и способностей, оценка своих познавательных возможностей, особенностей познавательной деятельности, выявление познавательных интересов;

Выбор профессиональной деятельности, профессионального образования;

Выбор среды развития, среды общения

Таблица 1

Сравнительная характеристика форм кружковой деятельности

Форма работы

Особенности и преимущества

Предметный кружок, факультатив

Углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей, деятелей науки и культуры, организацию технического моделирования, опытнической работы, производство предметов материальной культуры и др.

Индивидуальная и групповая работа. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Практическая деятельность. Возможность получения конечного итога работы.

Научное общество

Объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые интеллектуальные мероприятия, посвященные науке и технике, организуют исследовательскую деятельность учащихся, конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний

Групповая работа. Создание ситуации успешности.

Развитие коммуникации между школьниками.

Олимпиады, конкурсы

Выявление интеллектуальных и творческих возможностей детей и их дарований, позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты. Заранее планируется, для участия отбираются лучшие школьники

Индивидуальная работа.

Действенная форма развития талантов, выявления лидерских качеств.

Импульс для развития способностей и задатков в различных отраслях знаний.

Конференции

В процессе подготовки к конференции школьники внимательно знакомятся с художественными произведениями и продумывают свои выступления

Активизация самостоятельности в оценке, суждениях, мнении.

Развитие ораторских способностей.

Свобода выбора детьми образовательной области, вида, типа и формы деятельности, образовательной программы, результатов ее освоения - основная педагогическая характеристика системы кружковой работы, обеспечивающая создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности. Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. Технология является самым технологичным, проблематичным, повествовательным, созидательным проектом в школе. Первым делом для плоской резьбы надо подбирать подходящие рисунки; хотя количество мотивов может быть большое, нельзя выбирать особо сложные. Так, например, если задумаете орнамент, то таковой должен быть составлен из полосок, перепутанных между собою, но только так, чтобы каждую полоску можно было проследить в отдельности; нельзя допустить, чтобы полоски перепутывались между собою в беспорядке. Если выберете ветку растения, то листики обязательно должны располагаться по соседству, а не налегать друг на друга.

Также к достоинствам кружковой работы относится обеспечение возможности для более тесной связи и общения между детьми разных возрастов, встречающихся в благоприятной эмоциональной обстановке, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей. Технология является самым технологичным, проблематичным, повествовательным, созидательным проектом в школе. Кроме того кружкам присуща организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции, которые создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия.

Вывод:

В арсенале современного педагога имеются различные формы организации кружковой работы. Но наиболее полноценной по содержанию и учебно-воспитательным целям остается предметный кружок. Для ребенка это сфера личностно-значимого, ценностно-направленного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности.

Исходя из интересов учащихся и требований к изучению предмета технологии, целесообразно для учениц среднего звена организовать кружок декоративно-прикладного творчества. Что и является объектом нашего исследования.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Краснозерского района Новосибирской области

Краснозерский детский сад №6

ПРОГРАММА РАБОТЫ

КРУЖКА «ФАНТАЗЁРЫ»

(подготовительная группа)

1.Пояснительная записка

- Актуальность программы

Цель и задачи

Планируемые результаты

Педагогические технологии, методы и формы работы

2. Тематический план работы кружка

3. Материально-техническое обеспечение реализации плана работы кружка

4. Литература

1. Пояснительная записка

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из важных задач в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений является – художественно-эстетическое воспитание детей. Актуальность разработки данной программы работы кружка вызвана тем, что для изменения традиционной формы работы с детьми, создания условий для развития творчества и углубления способностей дошкольников в работе с различными художественными материалами наш коллектив стал использовать парциальную программу «Цветные ладошки» И.А.Лыковой ТЦ «Сфера» Москва 2009г. В дошкольные годы у ребёнка развиваются: чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности. Программа кружка:

Наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними;

Даёт первые представления о средствах художественной выразительности в различных материалах и техниках;

Помогает развивать эстетическое восприятие природы и показывает приёмы её отображения.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. О том, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребёнка писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что изобразительная деятельность открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Цель данной программы кружка - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении, развитие творческих способностей.

Задачи:

    способствовать развитию познавательных психологических процессов (восприятие; внимание; память; мышление; воображение);

    развивать рефлексию, через пред восхищение результатов;

    способствовать конструктивному общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, развитию самостоятельности; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

    способствовать развитию моральных норм через сотрудничество;

    знакомить с многообразием жанров декоративно-прикладного творчества через познавательно-исследовательскую деятельность и довести знания до умелого использования их детьми;

    развивать способность видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве.

    способствовать освоению технических приёмов работы с различными материалами, используемыми в изобразительной деятельности;

    развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук.

    воспитывать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми - 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 25 – 30 минут. Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики. Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Речевое развитие

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Познавательное развитие

Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

Социально – коммуникативное развитие

Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Художественно – эстетическое развитие

Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

Планируемые результаты:

К концу обучения дети достигают определённого уровня художественно эстетического развития:

    эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания;

    дети научатся сочетать разные художественные материалы и изобразительные техники при выполнении творческих задач;

    будет сформирован навык самостоятельной работы, умение четко формулировать, излагать свои мысли и передавать предметную и личностную информацию;

    у детей сформируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Педагогические технологии, методы и формы работы

В основе отбора и использования образовательных педагогических технологий лежит принцип личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании:

- деятельностные технологии , ориентированные на овладение навыками ручного труда,

- личностно-ориентированные , направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе,

- когнитивные (мыследеятельностные), направленные на развитие интеллектуальных функций детей;

- групповая технология (групповой опрос, одновременная работа с группой, работа в парах сменного состава);

- игровые технологии (сюжетные, с предметом и т.д.)

Технология исследовательской деятельности, решающий фактор активизации интереса к знаниям;

- технология диалогового обучения , при которой реализуется идея оптимизации обучающихся;

- технология коллективной творческой деятельности (освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты).

Методы и приемы:

Словесный метод - на теоретических и практических занятиях (объяснение, рассказ, беседа, сказка);

Игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков ручного труда;

Наглядный метод служит для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу;

Последовательный метод позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме;

Познавательный метод формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы, способствует активному применению ранее полученных знаний, развивает мыслительную деятельность;

Репродуктивный метод закрепляет навыки последовательной работы;

Объяснительно- иллюстративный метод;

Метод самостоятельной работы;

Создание ситуации успеха;

Метод стимулирования;

Оздоровительный метод.

Кружковая деятельность организуется с привлечением наглядных материалов, презентаций, музыкального сопровождения, использованием игровых методик.

Способы организации деятельности:

Опытно-экспериментальное действие;

Групповая;

В малых группах.

Формы организации занятий:

Практические работы репродуктивного и творческого характера,

Познавательная игра,

Интегрированное занятие,

Ролевые игры,

Творческие выставки,

Конкурсы.

Кружковая деятельность организуется по общепедагогическим принципам сезонности, систематичности и последовательности «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому», по принципу интереса с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Ресурсное обеспечение кружковой работы:

Уголок художественного творчества в группе,

Центр искусства в ДОУ,

Методический инструментарий,

Наглядный материал: атрибуты для сюжетно – ролевых и дидактических игр и т.д.

2.Тематический план работы кружка

Месяц и № занятия

Тема

Цель

сентябрь 1

Вводное (диалоговое общение, игра). Виды изобразительного искусства.

Знакомство с миром искусства. Выявление интересов детей, уровня развития художественных способностей

Лепка и аппликация предметная Бабочки- красавицы

Выявление уровня владения пластическими и аппликативными умениями, способности к интеграции изобразительных техник

Беседа. «Красивые цветы» - рисование по представлению (цветные карандаши, краски).

Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками, гуашью, нетрадиционными способами рисования. Выявление уровня владения нетрадиционными способами рисования.

Работа в малых группах:

Лепка рельефная (рисование пластилином) Листопад

Аппликация из листьев Утки на озере

Создание по замыслу композиции из летящих листьев, цветовая растяжка.

Создание предметных и сюжетных композиций из природного материала- сухих листьев, развитие чувства цвета и композиции

Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень». Рисование – отпечатки листьев. Тема «Золотой листопад» (гуашь).

Развитие внимания, мыслительной деятельности. Создание природной композиции средствами нетрадиционного рисования.

октябрь 1

Работа в малых группах:

Лепка по замыслу Грибное лукошко или

Веселые человечки (предметная лепка)

Создание по замыслу композиции из грибов в лукошке, совершенствование техники лепки.

Лепка фигуры человека разной формы: девочка из конуса, мальчик из цилиндра; передача несложных движений.

Аппликация и плетение из бумажных полос Плетеная корзинка для натюрморта

Создание плетенной формы как основы будущей композиции (корзинка для натюрморта из фруктов)

Аппликация силуэтная и декоративное рисование Осенний натюрморт (композиция в корзинке)

Совершенствование техник вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое для составления натюрморта в плетенной корзинке

Конструирование из бумаги « Бабочки»

Работа по шаблонам, двустороннее склеивание, создание мобилей для украшения группы

Рисование по мокрой бумаге «Лес, точно терем расписной» (краски).

Создание сюжетных композиций нетрадиционным способом рисования, развитие чувства цвета и композиции.

ноябрь

Рисование и аппликация из мятой бумаги Хмурое небо

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания художественного образа

Аппликация из ваты Веселые зверюшки

Знакомство с новым видом и техникой работы с ватой

Конструирование из бумаги с элементами декоративного оформления Хоровод

Создание коллективной композиции, рисование узоров на полукруге (сарафаны)

Рисование предметное Картинки из манной крупы

Реализовать творческую задачу, новым способом рисования при помощи клея и манки

Коллаж из бумаги Шубка для ежика

Закрепление приемов послойного наклеивания деталей

декабрь 1

Плоскостная лепка на пластиковой крышке Снеговик

Создание образа методом послойного налепа деталей одних на другие

Сюжетная аппликация из мятой бумаги Снеговик и снежная баба

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания художественного образа снеговиков

Работа в малых группах:

Конструирование из бумаги с декоративным рисованием «Дед Мороз» или «Снегурочка» по выбору

Конусные куклы, создание выразительного образа деда Мороза и Снегурочки (декор из ваты, обрывная аппликация, декоративный узор в полукруге)

Рисование по замыслу «Пригласительная новогодняя открытка» (цветные карандаши, краски).

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания пригласительных открыток, выбора изобразительного материала.

Аппликация декоративная с элементами дизайна «Новогодние маски, короны»

Конструирование новогодних масок для самодельных новогодних костюмов

январь

Лепка рельефная сюжетная по мотивам русских народных сказок

Лепка по мотивам русских народных сказок, самостоятельный выбор образов сказочных героев и сюжетов

Аппликация «Избушка на курьих ножках»

Самостоятельный поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания оригинального образа

Аппликация с элементами рисования «Перо жар-птицы»

Сочетание в одном художественном образе аппликативных и графических элементов

Рисование декоративное (оформление лепных поделок)

Декоративное оформление формы (шаблона) по мотивам дымковской игрушки (Индюк)

Коллаж и конструирование из бумаги «Терем деда Мороза»

Создание полуобъемных форм развитие пространственного мышления и воображения

февраль 1

Лепка сюжетная (коллективная работа) «..У Лукоморья дуб зеленый..»

Создание коллективной пластической композиции по мотивам литературного произведения, планирование и распределение работы между участниками творческого проекта

Аппликация и рисование- фантазирование Зимний лес

Создание фантазийных образов деревьев, с использованием прорезного узора, ленточных элементов (спирали и пружинки), обрывной аппликации

Конструирование из бумаги (игрушки-марионетки) Совенок

Знакомство с игрушками-марионетками, Формирование умения планировать работу, последовательность действий

Рисование манной крупой «Зимний лес» (карандашом, манной крупой, клеем).

Реализовать творческую задачу знакомым способом рисования при помощи клея и манки

Аппликация обрывная "Белый мишка"

Создание сюжетной композиции из фигурок выполненных на основе овала и дополненных свободными техниками (обрывание, сминание)

март

Лепка плоскостная

«Дерево на ветру»

Закрепление приемов растяжки (веточки дерева, облака, небо), задать правильное направление мазка для передачи движения (ветер)

Первоцветы (Аппликация сюжетная)

Самостоятельный поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания образа подснежника

Рисование по личному впечатлению «Весеннее настроение» (цветные карандаши, краски).

Самостоятельный поиск создания композиций по представлению, выбор техники изображения.

Аппликация (пейзаж) Весна идет (картины в рамочках)

Оформление готовых работ (аппликаций) как завершающий этап в рамочки

Конструирование из бумажных салфеток Цыпленок

Моделирование из кругов, совершенствование техники вырезания округлых форм, надрезаем круги по радиальным линиям, развитие творческого воображения

апрель

Аппликация с элементами декоративного рисования Открытка – сувенир «Пасха»

Беседа о декоративно-прикладном искусстве

(знакомство детей с искусством миниатюры на яйце- писанкой), самостоятельный поиск создание открытки.

Рисование по замыслу в малых группах «Узорное яичко» (краски, гуашь).

Совершенствование техники рисования, формирование навыков сотрудничества и сотворчества

Лепка рельефная (панорама) «В далеком космосе» - коллективная работа

Создание рельефной картины (панорамы) включающей разные космические объекты по типу мозаики, формирование навыков сотрудничества и сотворчества

Аппликация из цветной бумаги Звезды и кометы

Изображение летящей кометы, состоящей из головы (звезды, вырезанной по схеме) и «хвоста»составленной из полосок бумаги (скрученных, рваных- по выбору)

Конструирование из бумаги «Божья коровка»

Закрепить умение выполнять поделки из полос бумаги, передать характерные особенности и цвета божьей коровки

Аппликация из ниток Пушистые картины

Составление картины из шерстяных ниток. Обогащение аппликативной техники- освоение разных способов создания образа: контурного, силуэтного

Лепка сюжетная из цветного теста Семейка ежей (коллективная работа)

Лепка из овалов однородных фигурок, различающихся по величине. Составление сюжетной композиции, закрепление навыков сотрудничества и сотворчества.

Аппликация из мятой бумаги с элементами рисования Гроза

Отражение в работе представлений о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественно-образной выразительности. Знакомство с принципом асимметрии, позволяющей передать движение

Самостоятельная художественная деятельность

Ознакомление детей с искусством аранжировки и составления оригинальных композиций из природного материала для оформления интерьера.

Выставка работ детей

Представление достижений детей, оформление интерьера детского сада

Используемая литература:

1. И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». ТЦ «Сфера» Москва 2009г.

2. Митителло. Аппликация техника и исскуство»- М.: изд. «Эксмо», 2005

3.Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. М:Пролсвещение, 1996г.

4. Куцакова Л.В. « Конструирование и художественный труд в детском саду.: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2008

5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М-Просвещение, 1985г.

6.Швайко Г.С. Занятия по изодеятельности в д/с. М-Владос, 2000г.

Удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно полезному труду, организовывать и отдых. Разнообразные кружки и учащихся создаются в общеобразоват. школах, проф.-тех. уч-щах и др. уч. заведениях, во внешк. учреждениях, по месту жительства.

Кружки условно подразделяются на группы: предметные (по уч. предметам шк. программы); общественно-политические (по вопросам внеш. и внутр. политики, истории страны, междунар. дет., юношеского и молодёжного , по актуальным проблемам современности и др.); технические (науч.-техн., спорт.-техн., производств.-техн., по отд. видам технического творчества школьников); натуралистические (юных натуралистов, исследователей природы, по направлениям опытнической работы в школе); художественно-эстетические (изобразит, творчества, муз., хоровые, худож. самодеятельности и др.); физкультурно-спортивные (чаще называются секциями; по всем видам детского и юношеского спорта); туристско-краеведческие (по краеведению, видам туризма, спорт, ориентированию).

Кружками руководят учителя, работники внешк. учреждений и шефствующих предприятий, родители, специалисты в разл. областях науки, техники, иск-ва. Успех К. р., заинтересованность школьников в занятиях в Значит. мере зависят от личных качеств и проф. квалификации руководителя кружка. Школьников привлекает возможность проявить в К. р. , инициативу, получить от ст. товарищей дельные рекомендации. К. р. организуется на принципах добровольности и самоуправления. В кружках обычно занимаются учащиеся одного возраста, с одинаковым уровнем подготовки из одного или параллельных классов, но могут создаваться и разновозрастные группы, напр. в малокомплектных школах, в сел. местности и т. п.

К. р. осуществляется в разнообразных занимательных формах. В занятия с мл. школьниками вносятся элементы игры, развлекат. состязаний. Ср. и ст. школьники учатся вести науч.-исследоват. и эксперим. работу, овладевают навыками самообразования. Практич. занятия чередуются с теоретическими и могут проводиться в виде бесед, лекций, рефератов, докладов, экскурсий, походов. Результатом участия в К. р. каждого школьника является уровень его развития, мастерства, полученные знания и , опыт общения со сверстниками и взрослыми в творческой атмосфере общего дела. Итоги К. р. часто воплощаются в конкретные дела: выставки, школьников, в организацию вечеров, диспутов, конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей, концертов коллективов худож. самодеятельности. На базе кружков могут быть созданы клубы учащихся, науч. об-ва учащихся и др.

Лит.: Туризм и , М., 1976; Внешк. учреждения, под ред. Л - К. Ба-лясной, М., 1978, с. 48-95; Программы для внешк. учреждений и общеобразоват. школ. Худож. кружки, М., 1981; Оборонно-спортивные кружки, Ми982; Хим. кружки, М., 1982; Подготовит, техн. кружки. Спортивно-техн. кружки. Производственно-техн. кружки, М., 1982; Исследователи природы, M.; Астрономия и космонавтика, М., 1984"; Музыка, M.; Спортивные кружки и секции, Ми9863.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "КРУЖКОВАЯ РАБОТА" в других словарях:

    Кружковая работа - одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности. К.р. осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных учреждениях (школы, гимназии, училища и т.п.), а …

    работа - , ы, ж. деятельность, занятие, труд. * Руководящая работа. Работа в качестве, в должности руководителя. ◘ На руководящую колхозную работу было выдвинуто более 250 тысяч передовых колхозников. ИКПСС, 434. * Партийная работа.… … Толковый словарь языка Совдепии

    Внеурочная работа - внеклассная работа, составная часть учебно воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение… … Педагогический терминологический словарь

    Составная часть системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодёжи. Проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения её потребностей в познании, общении, практич. деятельности,… …

    Мицкевич, Сергей Иванович - Мицкевич С. И. (1869 1944; автобиография). Родился я 6 августа 1869 г. в гор. Яранске Вятской губ. Отец мой был офицер. Когда мне было 6 лет, мы переехали в Либаву. В 1879 г., когда мне исполнилось 10 лет, меня отдали в военную гимназию (в 1883 г … Большая биографическая энциклопедия

    ДЕФЕКТИВНОСТЬ - (от лат. defectus недостаточность), термин, применяемый в невропатологии и психиатрии гл. обр. по отношению к детям, т. к. большинство видов Д. относится к прирожденным, конституциональным формам или к формам, приобретенным в самом раннем детстве …

    В школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят, добывание… … Российская педагогическая энциклопедия

    Варианты пед. общения между обучающими и обучаемыми в уч. воспитат. процессе; осуществляются непосредственно и опосредованно. Непосредств. общение чаще всего происходит в парной форме организации занятий (учитель ученик, ученик ученик). В этом… … Российская педагогическая энциклопедия

    Изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят. добывание знаний… … Российская педагогическая энциклопедия

    КЛУБ - рабочий, общественная организация, являющаяся центром культурно просветительной работы в данном предприятии, районе и т. п., строящаяся на началах самодеятельности и коллективизации. К. как место общественного времяпрепровождения известны с… … Большая медицинская энциклопедия

Кружок "Юные волшебники" с детьми старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Программа «Юные волшебники» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Казаковой Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники”, Рябко Н.Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика”, Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду”.
Новизной и отличительной особенностью программы «Юные волшебники» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель: Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

Задачи:
1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
2. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
4. Формировать умение оценивать созданные изображения.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
8. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Основные методы работы:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Форма обучения: специально организованная деятельность; беседы, экскурсии, путешествия, экспериментирования, рисунки – сочинения, игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование. Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей из 10 человек 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет 25 минут.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Место проведения: помещение группы «Морячок».
Используемый материал:
Рисование: акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктейльные трубочки;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
- кисти.
Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезания, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки, зубочистки, пуговицы, бусины, бисер, ткань.
Срок реализации: 1 года.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы
Предполагаемый результат:
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Работа с родителями.
Совместно с родителями будут осуществляться проекты «Скоро, скоро Новый год!», Фотовыставка «Праздник пап, праздник мам», будет оформлен уголок для детей «Мастерская «Умелые ручки». Планируется так же совместное родителей и детей развлечение «Путешествие в страну «Бумандия», «Путешествие в мир Красок». Родительские собрания будут проводиться в разных формах: круглый стол, родительская приемная и т.п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Содержание и формы работы с семьей в нашей группе отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность тех или иных знаний.

Перспективное планирование

октябрь
1. «Знакомство с нетрадиционными техниками изображения».
Задачи: Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами.
Материал: Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши, материалы и инструменты для нетрадиционной техники.
2. «Матрешка»(пластилинография)
Задачи: Формировать навыки работы с пластилином, развивать интерес к художественной деятельности. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Развивать художественное творчество, эстетические чувства.
Материал: Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение матрешки.
3. «Люблю березку русскую» (отпечатки листьями)
Задачи: Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность при выполнении работы.
Материал: Гуашь, сухие листья березы, кисть, вода.
4. «Дуб» (пластилинография + аппликация из сухих листьев)
Задачи: Формировать навыки работы с пластилином, с природными материалами (засушенными листьями). Развивать интерес к художественной деятельности; мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
Материал: Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки, пластилин, салфетки желтого и красного цвета.
5. «Жар птица» (аппликация из сухих листьев)
Задачи: Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних сухих листьев. Учить детей выполнять поделку, подбирая необходимый материал, видоизменяя форму листьев при необходимости. Формировать практические навыки работы с природными материалами (засушенными листья-ми). Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
Материал: Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки.

Ноябрь
1. «Птичка клюют ягодки на веточке» (пластилинография + аппликация из мятой бумаги)
Задачи: Формировать навыки работы с пластилином, развивать интерес к художественной деятельности. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Закреплять умение скатывать в комок кусочки бумаги, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Развивать художественного творчества, эстетических чувств. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желания доводить начатое дело до конца.
Материалы: Пластилин, гофрированная бумага, клей ПВА, кисть, салфетки, клеенки
2. «Пасмурный осенний день» (акварель + восковые мелки).
Задачи: Учить передавать в рисунке приметы надвигающейся зимы: отлет гусей на юг. Учить изображать птиц в полете. Передавать голубыми, синими, фиолетовыми цветами спектра наступающие холода. Учить новой технике рисунка: восковые мелки и акварель. Поощрять проявление творчества при передаче полета птиц. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Белые листы бумаги, акварель, восковые мелки. Рисунок в книгах с изображением летящих гусей.

3. «Наш осенний лес» (пластилинография)
Задачи: Формировать навыки работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Пластилин, дощечка, салфетка, лист картона, картины с осенним пейзажем.
4. «Роспись барышни дымковскими узорами» (рисование на мятой бумаге)
Задачи: Учить детей расписывать узором по дымковским мотивам, используя разные элементы дымковской росписи на мятом листе; совершенствовать технику выполнения дымковского узора; развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Материал: Лист с изображением барышни, акварель, кисть, стакан с водой, салфетки, картинки с дымковскими игрушками.

Декабрь
1. "Шишки на ветке" (рисование жесткой кистью)
Задачи: Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.
Материал: Гуашь, жесткая кисть, салфетки
2. «Маленькой ёлочке холодно зимой» (рисование жесткой кистью)
Задачи: Закреплять умение детей рисовать жесткой кистью. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки), рисовать елочку. Развивать художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
материал: Гуашь, жесткая кисть, салфетки
2. «Зимний пейзаж» (рисование зубными щетками)
Задачи: Познакомить учащихся с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; дать представление о зимнем пейзаже; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели; привить у учащихся любовь к природе.
Материал: Листы для акварели А4, гуашь, зубные щетки, кисти №2 для рисования, бумажные салфетки, стаканы с водой.
3. «Снеговик» (рисование смятой бумагой)
Задачи: Закреплять навыки рисования гуашью. Познакомить детей с новым способом изображения – рисование смятой бумагой. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели.
Материал: Блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
4. «Ёлочные украшения». (Рисование манной крупой)
Задачи: Закреплять у детей навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Поддерживать интерес к ручному труду.
Материалы: Манная крупа, клей ПВА, кисть, акварель, салфетки.

Январь
2. «Снежинки» (рисование восковыми мелками и солью)
Задачи: Продолжать знакомить детей с новыми нетрадиционными техниками: рисование восковым мелом и солью. Развивать фантазию, воспитывать эстетическое восприятие.
материалы: Белые листы бумаги, акварель, восковые мелки, соль, салфетки, кисть, баночка с водой.
3. «Сказочный зимний лес» (рисование жесткой кистью)
Задачи: Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и техники рисования. Совершенствовать умение рисовать тычком; выполнять изображение в определённой последовательности. Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
Материал: Иллюстрации, фотографии с изображением зимних пейзажей, репродукция картины «Зимняя сказка» (Александрова Д. А.) . Белая гуашь, восковые мелки, жёсткие кисти, тонированные листы бумаги формата А4; стакан с водой, салфетки.
4. «Узоры на окнах» (раздувание капли)
Задачи: Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, развитию дыхательного аппарата. Направлять на формирование воображения и культуры цветоведения. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.
Материалы: Бумага формата А4, стаканчик с чистой водой, акварельные краски, трубочки, пипетка
5. «Медвежонок» (рисование поролоном)
Задачи: Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида. Продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Воспитывать любовь к животным.
Материалы: Поролоновые печатки, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт животного.

Февраль
1. «Пожар в доме» (аппликация из бросового материала)
Задачи: Учить детей создавать на картоне ко-мпозицию из природного материала -макарон, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.
Материалы: макаронные изделия, горох, клей ПВА, цветная бумага, фигурные ножницы, картинка пожарного.
2. «Валентинка» (аппликация из крепированной бумаги)
Задачи: Познакомить с выполнением цветов - розочек из крепированной бумаги. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание доставить рабость близким в праздник.
Материал: крепированная бумага, картон, клей ПВА

3. «Открытка для папы» (аппликация из ткани)
Задачи: Учить детей составлять изображение самолета из ткани. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Развивать умение выполнять рамку из элементов, вырезанные фигурным дыроколом. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, художественный вкус.
Материал: Пластилин, макаронные изделия, горох, крупа, бисер, рама для оформления.
4. «Зимняя картина» (аппликация из салфеток, макарон и ваты)
Задачи: Учить детей создавать на картоне зимнюю композицию Дополнять изображение, используя нетрадиционные материалы – макароны, крупу, вату, салфетки. Развивать меткую моторику, согласованность в движении обеих рук.
Материалы: Лист картона, пластилин, макаронные изделия, крупа, вата, салфетки, клей, кисть.

Март
1. «Подарок на 8 марта» (аппликация из крепиров. бумаги)
Задачи: Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; учить располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; развивать воображение, фантазию, Воспитывать любовь к маме.
Материалы: Цифра 8 вырезанная из картона, крепированная бумага, картон зеленого цвета, клей ПВА, кисть, ножницы
2. «Березовая роща» (аппликация из трубочек)
Задачи: Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – скручивание в трубочки. Упражнять в приеме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш, учить делать объемную поделку, закреплять знания детей о деревьях. Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: Лист картона голубого цвета, бумага белого цвета, чёрный фломастер, ножницы, клей.

3. «Ёжик» (аппликация из семечек)
Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом аппликации - вклеивании силуэта семечками, передовая эффект иголок; дополняя свою работу различными деталями. Учить передавать особенности строения животных. Развивать у детей наблюдательность, зрительную память, интерес к окружающему, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: Лист белого картона; гуашь; семечки; бусины для глаз; ткань (желтый фетр для солнца) ; желтые шерстяные нитки, клей ПВА, кисти, салфетка, клеенка, простой карандаш, картина «Ежиха с ежатами».

4. «Аквариум» (аппликация из бумаги)
Задачи: Учить детей составлять образы рыбок техникой оригами. Развивать воображение и чувство композиции.Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения. . Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: Цветная бумага, ножницы, клей, салфетки бумажные и матерчатые, коробочки для обрезков, обрезки цветной бумаги.

Апрель
1. «Грачи прилетели» (Техника оригами)
Задачи: Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами, используя словесное описание и показ; учить детей замечать и устанавливать причинно-следственные связи. Обогатить игровой опыт детей и создать условия для самовыражения. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения. Уточнить и расширить знания детей о признаках весны и о птице грач. Упражнять в развитии силы голоса. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе, Углубить впечатления, связанные с приходом весны.
Материалы: На листе ватмана нарисованное дерево тополь, листы цветной бумаги квадратной формы, карандаши, гнёзда (коробочки, птенцы сложенные из бумаги, способом оригами), различные виды зерен, семена, магнитная доска, двусторонний скотч, цветок колокольчик.
2. «Ракета» (пластилинография)
Задачи: Заинтересовать детей рисованием ракеты ко дню космонавтики. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.
Материал: Лист картона, пластилин, вода в миске.
3. «Пингвин» (оригами)
Задачи: Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги. Закрепить последовательное сгибание сторон заготовки угла к средней линии, получаемой после складывания квадрата пополам по диагонали. Воспитывать усидчивость, аккуратность в выполнении работы. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: Большой лист бумаги, пенопласт, клей, бумага квадратной формы для изготовления пингвина, заготовки из бумаги (глаз, клюв).
4. «Ночной город»(аппликация из ткани)
Задачи: Учить детей выполнять аппликацию из ткани. Продолжать учить детей вырезать из ткани дома различных размеров, изображать предметы ближнего и дальнего плана; Развивать фантазию, воображение, художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: Бумага, тонированная серым цветом, свечи, акварель, кисть, баночки с водой, подставки, салфетки
5. «Веточка сирени» (аппликация из крепированной бумаги)
Задачи: Учить составлять выразительный образ ветки сирени, видеть красоту и разнообразие цветов, подбирать сочетания цвета и его оттенка, продолжать учить вырезать несколько одинаковых листьев из бумаги, сложенной гармошкой; учить наклеивать объемные цветы. Закрепить способ обрывания и сминания бумаги, вырезать листья из бумаги, сложенной гармошкой. Воспитывать бережное отношение к природе, воображение.
Материал: Бумага для фона, сиреневая и бумага для цветов, зеленая для листьев, клей ПВА, кисть для клея, салфетки.

Май
1. «Салют» (аппликация из крепированной бумаги)
Задачи: Учить выполнять розочки и гвоздики из крепированной бумаги. Развивать умение располагать цветы на листе бумаги; художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: Плотный лист бумаги, пластилин, зубочистка.
2. «Бабочка» (пластилинография)
Задачи: Закреплять навыки работы с пластилином. Развивать интерес к художественной деятельности, мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Материал: Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение бабочки.
3. «Ваза с цветами» (аппликация из макаронных изделий)
Задачи: Учить детей создавать на картоне композицию из природного материала - макарон, фасоли, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.
Материалы: Макаронные изделия, пластилин, лист цветного картона.
4. «Подсолнух» (аппликация из крупы)
Задачи: Учить детей создавать на картоне композицию из нетрадиционного материала – крупы, семечек. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.
Материалы: Лист цветного картона, клей, крупа, семечки, кисть, салфетки

Программа кружковой работы для детей 6-7 лет "Очень умелые ручки"

Пояснительная записка………………………….……3
Список детей…………………………………….…….6
Перспективное планирование………………….…….7
Содержание программы………………………………8
Методическое обеспечение реализации программы...9
Прогноз результативности……………………...……11
Литература…………….………………………………12

Пояснительная записка

Важную роль в процессе формирования личности дошкольника является художественно-эстетическое развитие. На протяжении нескольких лет проходят исследования, связанные с творчеством детей. С каждым новым исследованием открываются новые перспективы и возможности для детей и педагогов. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности. Если говорить о способностях детей в творчестве, то Т. С. Комарова определяет следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка наблюдаются в процессе формирования именно творческих способностей.
На сегодняшний день существует несколько основных направлений, которые позволяют понимать процесс формирования творчества. Одним из них является качество личности от рождения, из данного можно сделать вывод, что творчеству нельзя научить. Такие авторы как А. В. Бакушинский, К. Н. Вентцель, В. Глоцер, Р. Риччи, Ф. Шмит, А.Эренцвейг предлагают создавать условия для формирования творчества, при этом делать акцент на окружающую жизнь. Дети, посещаюшие дошкольное учреждение непрерывно связаны с окружением из вне: домашняя, уличная обстановка, социум.
Б. Джефферсон, В. Лоунфельд, Н. Михайловская-это авторы следующего направления, которые доказывают, что творчество-самовыражение личности, оно происходит самостоятельно, но при этом нужно создать определенные условия для его формирования.
В создании данной программы затронуты только поверхностно два выше описанных направления. За основу разработки данной программы было выделено направление представителей приближенных к дошкольному образованию: О. В. Дыбина, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Я. А. Пономарев,
С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова. Данные авторы выделяют творчество как процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью. Для данной программы важно мнения данных представителей. В процессе создания кружковой программы было положено в основу результаты исследований третьего направления. «Творчеству можно научить, и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и формируется постепенно под воздействием воспитания и обучения. Врожденными могут быть задатки, на их основе при определенных условиях формируются художественно-творческие способности человека, черты творческой личности».
Художественное творчество-деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребенка, проявление развития эмоционально-чувственных качеств, способность самостоятельно сделать выбор. В процессе кружковой работы дети способны активизировать свой творческий потенциал. Кружковые занятия ставят своей целью расширять кругозор детей, повысив познавательный интерес. Развитие мелкой моторики пальцев рук - это один из показателей творческой активности детей и интеллектуального роста, что важно для детей подготовительной к школе группе. Данная программа нацелена на развитие у детей любви к прекрасному, обогащению его «материального» и духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, к получению эмоционального удовлетворения от получения результата, приобщение к искусству как основной части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
« Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями. Содержание кружковой программы «Очень умелые ручки» предполагает развитие творческих способностей детей при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
Цель программы кружка «Очень умелые ручки»:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами творческой деятельности;
развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Задачи:
формировать умения следовать устным инструкциям;
обогащать словарь ребенка специальными терминами;
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
развивать пространственное воображение;
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры; прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой;
учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа «Очень умелые ручки» рассчитана в основном на детей дошкольного возраста (6-7 лет). Для ребят этого возраста характерно увлечение разными видами творческой деятельности, поэтому содержание занятий кружка довольно разнообразно. Это дает огромный простор для детской выдумки и фантазии, развивает инициативу детей, побуждает их к самостоятельным действиям.
Данная образовательная программа является авторской (разработана индивидуально на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта), кружковой (по форме реализации), общей (по особенностям развития детей), комплексной (по содержанию и видам деятельности), одногодичной (по срокам реализации).
Программа строится на основе следующих принципов обучения и воспитания:
связь теории с практикой;
единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития;
дифференцированный подход;
системность и непрерывность работы;
сотрудничество педагога и кружковца;
многообразие видов и форм деятельности;
комплексность;
принцип свободы выбора.
РЕЖИМ РАБОТЫ КРУЖКА:
ДЕНЬ НЕДЕЛИ: четверг
ВРЕМЯ: 16.15
Список детей
Веселова Диана
Веселов Иван
Крючкова Лиза
Погодаев Иван
Соколов Руслан
Суслова Анастасия
Шахов Андрей
Шубин Александр

Перспективное планирование
О К Т Я Б Р Ь
Раздел № Тема
«Золотая осень»

1 «Путешествие в мир природного и бросового материала»
2 «В гости к стране Листопандии»
3 «Отбор и подготовка материалов к поделке «Осенний лес»
4 Коллективная работа «Осенний лес»
(поделка из природного материала)

Н О Я Б Р Ь
«Удивительный мир тестопластики»
1 «Знакомство с тестопластикой»
2 «Приготовление теста»
3 Коллективная работа: панно «Зимовье зверей»)
4 Коллективная работа: панно «Зимовье зверей» (и приклеивание к основе)

Д Е К А Б Р Ь
«Здравствуй, Зимушка-зима» 1 «Разговоры зимним вечером»
2 Пейзаж «Зимушка-зима» (подготовка, подбор и к изготовлению
объемной аппликации, воплощение задумки)
3
4 Оформление пейзажа «Зимушка-зима»

Я Н В А Р Ь
«Крупинка» 1 «В гости к Крупинке»
2 Аппликация «Раз крупинка, два крупинка…» (изготовление картин из крупы)

Ф Е В Р А Л Ь
«День защитника Отечества» 1 «Праздник День защитника Отечества »
2 «Подарок папе»
(изготовление заготовок, раскладка материалов, раскрашивание заготовок
3
4 Коллективная работа «Военная техника» (объемная аппликация)

М А Р Т
«Весенние красоты» 1 «Подарок мамуле к празднику»
2 Музыкально-игровая беседа «Королева Весна»
3 Аппликация «Разноцветные розы» (подготовка к коллективному панно из ткани)
4 Коллективное панно «Разноцветные розы»

А П Р Е Л Ь
«В мире прекрасного» 1 «Наши соседи - комнатные растения» (беседа с использованием музыкального сопровождения)
2 «Цветочное оригами»
3 Конкурс рисунков «Мои любимые цветы»
4 Коллективное панно «Волшебный цветок»

1.«Золотая осень». Беседа. Знакомство с природным и бросовым материалом. Виды и демонстрация возможных творческих идей. Правила поведения на природе. Отбор и подготовка природного и бросового материалов. Занимательные задания для творческого воображения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: Коллективная работа «Осенний лес» (поделка из природного материала)
Материал к занятию: семена и листья деревьев, кустарников, мох, коряги, шишки. Кисточки, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и картон.
2. «Удивительный мир тестопластики». Беседа. История создания тестопластики. Знакомство с тестопластикой. Экспериментирование с приготовлением теста. Основы и технология замешивания соленого теста. Рассматривание репродукций с использованием тестопластики. Изготовление заготовок. Естественная сушка при комнатной температуре. Расположение композиции на основе. Занимательные задания для творческого воображения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: Коллективная работа: панно «Зимовье зверей».
Материал к занятию: мука 2 стакана, 1 стакан соли, 2 ст.ложки растительного масла, чашка для замешивания теста, вода, стеки, гуашь, салфетки, стаканчики под воду, емкость под тесто.
3. «Здравствуй, Зимушка-зима». Беседа. Игровые приемы с использованием музыкального сопровождения. Загадки о зиме. Сбор информации по зимним картинам и рассказ об их элементах. Подготовка и выбор материалов к коллективной объемной композиции. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: Изготовление и оформление пейзажа «Зимушка-зима» (объемная аппликация).
Материал к занятию: Картон(синий, чёрный, белый) ножницы, цветная бумага, бумажные салфетки, заготовки ёлочек, солнышек, месяцев, звёздочек, открытки с изображением зверей, вата, клей ПВА, кисточки, салфетки, пенопласт, вата, картины о зиме, стихи, рассказ о зиме.
4. «Крупинка». В гости к Крупинке. Знакомство с разнообразием и различием круп. Игры «Веселая крупинка». Приемы работы. Демонстрация презентации «В мире крупы». Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: Аппликация «Раз крупинка, два крупинка…» (изготовление картин из крупы).
Материал к занятию: Различные крупы (не менее 4 видов), карандаши, картон, клей ПВА, кисточки, салфетки.
5. «День защитника Отечества». Знакомство с праздником «День защитника Отечества». Рассматривание иллюстраций по теме. Просмотр презентации «Папин праздник». Изготовление заготовок, раскладка материалов, раскрашивание заготовок из соленого теста. Сушка материалов. Игровая ситуация с сопровождением музыкальной композиции «Папа может…». Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: Изготовление подарка папе из соленого теста. По технологии тестопластика изготовления военной техники.
Материал к занятию: мука 2 стакана, 1 стакан соли, 2 ст.ложки растительного масла, чашка для замешивания теста, вода, стеки, гуашь, салфетки, стаканчики под воду, емкость под тесто, картинки по теме, атрибуты к игровой ситуации.
6. «Весенние красоты». Встреча весны. Знакомство с признаками весны. Музыкально-игровая беседа. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы. Музыкальное сопровождение.
Практическая работа: Аппликация «Разноцветные розы» (подготовка и оформление коллективное панно из ткани).
Материал к занятию: ткань разных цветов, веточки, листочки, кисточки, гуашь, салфетки, полотно из сэндвич панели, клей ПВА, ножницы.
7. « В мире прекрасного». Знакомство детей с видовым разнообразием комнатных культур. Изучение морфологии растений. Презентация комнатные растения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы. Музыкальное сопровождение. Изучение техники оригами. Проведение конкурсной программы «Мои любимые цветы».
Практическая работа: Изготовление цветов по технике оригами из цветной бумаги. Рисование «Мои любимые цветы», Объемная аппликация (коллективное панно) из подручных средств «Волшебный цветок».
Материал к занятию: кисточки, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и картон, шишки, камешки, пух, перья, гуашь, салфетки, полотно из сэндвич панели, бобы, горох, комнатные растения, листы А4.

Методическое обеспечение реализации программы
Программа рассчитана на художественно-эстетическое направление, которое тесно взаимодействует с познанием, что положительно влияет на развитие внутреннего мира ребенка. Воплощение художественного образа -это непрерывный процесс познавательно-творческого и эстетического развития. Для положительного результата при организации кружковой работы используются:
Использование игровой деятельности;
Воспроизведение музыкальных композиций;
Чтение художественной литературы;
Воплощение задуманного в окончательный результат со стимулированием положительного настроя;
Побуждение к эмоциональной отзывчивости (удивление, восхищение, проявление интереса, увлечение).
Для средства самовыражения и развития эстетической направленности ребенка осуществляется посредствам:
Создания благоприятной эмоциональной сферы;
Внедрение активных методов работы с детьми;
Предпочтения и интерес детей;
Проявление собственного самовыражения детей «средствами» воображения, образного мышления;
Создание рабочего места, решающего потребности ребенка в творчестве.
Итогом творческой работы кружка являются отчетные занятия 2 раза в год:
Январь- №4
Апрель- №4
Конкурс
Выставки детских работ
Материально-технические условия: удобное рабочее место, правильное освещение, набор инструментов.
Наглядные пособия и дидактический материал:
1. Памятки с правилами по технике безопасности.
2. Дидактический материал: карточки с заданиями, загадками, альбомы: «Осень золотая», «Весна», «Цветы».
3. Методическая таблица: «Основные приемы изготовления соленого теста».
4. Раздаточный материал: шаблоны для изготовления аппликаций, панно, открытки.
Технические средства: музыкальный центр, компьютер, диски с песнями из детских кинофильмов, иллюстрированные презентации.
Инструменты и материалы:
1. Ножницы (8 шт), простые карандаши (8 шт.), ластик (8 шт.), клей ПВА (8 бутылок), фломастеры (8 упаковок), гуашь (6 коробок), кисточки (по 3 шт. разного размера каждому кружковцу), двусторонняя цветная бумага, цветной картон, листы А4, салфетки (8 шт.), стаканчики (8 шт).
2. Природный материал: засушенные растения, листья, веточки, семена, шишки, камешки, пух, перья.
3. Виды бытовых отходов: пенопласт, пластик (сэндвич панели), ткань разных цветов.
4. Разное: крупа, мука, соль, вода.

Прогноз результативности
Знать: назначение инструментов, используемых в работе; общую классификацию материалов; правила безопасности труда и поведения в природе, на рабочем месте.
Уметь: работать с инструментами, клеем; заготавливать и обрабатывать природный материал;
владеть техникой аппликации, рисования, тестопластики, оригами; соединять в одном изделии разнородные материалы; эстетично оформлять изделия; владеть безопасными приемами работы с инструментами.
Ожидаемые результаты:
1. Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
2. Умение находить новые способы для художественного изображения;
3. Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
4. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
5. Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
6. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Для определения уровня развития используются наблюдения и анализ продуктивной деятельности детей, после оформляются диагностические карты, на основе которых рассматривается личностно-ориентированный подход.
Литература:
А. Мелик-Пашаев. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М. : Чистые пруды, 2007
Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» 6-7 лет
Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» от 6 до 7 лет
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Н. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре, И «Просвещение», 1992 г.
Д.Н.Колдина Лепка и рисование с детьми 6-7 лет, И «Мозаика-синтез», 2011 г.
М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет», 2007 г.
Е.Е.Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», 2011 г.

mob_info