Проектирование ситуаций развивающих эмоционально ценностную. Мои профессиональные достижения

И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Толстой Л.Н.

Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Если рассматривать обучение, как самостоятельный элемент то, безусловно, это длительный процесс, в который вовлечен человек на протяжении всей жизни. В котором важную роль играет самообразование, оно помогает человеку самостоятельно получать знания и формировать себя как личности. Но воспитательный аспект, в таком случае, окажется западающим элементом. Важнейшими показателями сформированности личности является жизненная позиция (отношения к другим людям, к себе), социальная активность, проявления индивидуальности. Именно семья, а в дальнейшем образовательные организации помогают ребенку занять свое место в обществе. Родители и учителя - те, кто помогают формироваться ребенку, проявлять себя как гражданин, профессионал. Таким образом, воспитание и обучения всегда будут взаимосвязаны.

Общество не стоит на месте, но ценности остаются неизменными. Единство требований, это то, к чему приходит современное общество. С 1 января 2017 года на территории России вводится профстандарт педагогов. За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Если с обучением практически не возникает не понимания, то воспитание и развитие вызывает волнение. Но нужно ли опасаться новых формулировок и настолько много принципиально новых введений?

Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание — это вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель.

Мы с вами такие же дети, которых довольно часто пугает именно формулировка темы. В стандарте появляется слово «должен», но это не означает, что появились новые завышенные требования. Стандарт основывается на умениях педагога своими действиями направить класс или одного из учеников в процессе обучения. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

В рамках профстандарта педагога воспитательная работа по многим критериям совпадает с должностными обязанностями классного руководителя. Это касается реализации воспитательных программ, органов ученического самоуправления, развития эмоционально-ценностной сферы ребенка, анализа состояния реальных дел в классе, развитие познавательной активности и тд.

Педагогический стандарт.

Воспитательная деятельность.

Должностные обязанности классного руководителя

  • Проектирование и реализация воспитательных программ
  • содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, учреждениях дополнительного образования детей и по месту жительства;
  • планирует воспитательную работу в классе;
  • Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
  • Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
  • обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни общества;
  • способствует развитию у обучающихся навыков общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;
  • направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося; вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;
  • Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
  • Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
  • отвечает за организацию дежурства класса по общеобразовательному учреждению в соответствии с графиком дежурства;
  • осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности; выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;
  • совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни; проводит физкультурно-массовые и другие мероприятия;
  • организует изучение обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д.;
  • проводит информационно-просветительскую работу по здоровому питанию.
  • работает с обучающимися закрепленного за ним класса;
  • осуществляет изучение личности каждого обучающегося в классе, его склонностей, интересов;
  • создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося в классе;
  • Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
  • Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
  • Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
  • Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
  • обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;
  • оперативно извещает администрацию школы о каждом не-счастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
  • вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся;
  • проводит инструктаж обучающихся по безопасности, проведения воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;
  • участвует в работе Педагогического совета школы;
  • Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
  • ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение обучающимися дневников и проставление в них оценок;
  • поддерживает постоянный контакт с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
  • Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
  • Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
  • Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
  • соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
  • соблюдает права и свободы обучающихся;

Для успешной воспитательной работы необходимо продуктивно сотрудничество с коллегами, а также конкретизировать задачи воспитания и развития учащегося в рамках своего предмета.

Только совместными усилиями педагогов, через учебные предметы, мы можем не только соответствовать стандарту, а что гораздо важнее, «воспитывать» наше будущие в лице учеников.

Результаты представьте в таблице 1.

Таблица 1

Мои профессиональные достижения

Описание опыта

Планирование и проведение учебных занятий

Календарно-тематический план, педагогические проекты

Разработала и реализую педагогические проекты по Родиноведению, нравственно - партиотическому воспитанию детей

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

Картотека игровых ситуаций

Использую ситуации в НОД, режимных моментах, организации культурных практик

РАЗДЕЛ 2.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МОИ ДЕФИЦИТЫ

На следующем этапе вы приступаете к работе с профессиональными дефицитами, выявленными в процессе самоанализа и самооценки своей деятельности. Вернитесь к составленному перечню компетенций (трудовых действий), оцененных вами баллом «0», чтобы при необходимости скорректировать выбор дефицитов, над устранением которых планируете работать в текущем году и в последующие годы. Вы можете включить в этот перечень компетенции, оцененные баллом «1», но, требующие, на ваш взгляд, развития.

Результаты представьте в таблице 2:

Таблица 2

Мои профессиональные дефициты

РАЗДЕЛ 3.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Для проектирования индивидуального плана профессионального развития педагога важно определить цели. Для этого постарайтесь ответить на следующие вопросы:

В овладении какими компетенциями могу помочь коллегам ?

Какие компетенции хочу осваивать (развивать)?

Каких результатов планирую достичь?

Например:

Цели моего профессионального развития на 2016 год :

Цель 1 распространять успешный опыт (практику) реализации следующих компетенций:

-Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями

-Проектирование ОП

Цель 2 – осваивать (развивать) следующие компетенции:

-Взаимодействие с сотрудниками ДОО;

-Формирование мотивации к обучению;

РАЗДЕЛ 4

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УСТРАНЕНИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ

Таблица 3

Трудовые

Компетеции

(трудовые действия),

овладение которыми

актуально для меня

Планируемый

результат развития компетенции

Планируемые

сроки в 2016г.

(2017- 2018гг.)

Формы работы

по преодолению дефицитов

Формы предъявления результатов овладения компетенцией

«Обучение»

1.Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

Использование ИКТ в целостном ОП

2 б.

2016-2017 годы

Посещение мастер-классов, семинаров, вебинаров

Презентация, видеопособие

РАЗДЕЛ 5

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Раздел плана «Анализ результатов выполнения индивидуального плана профессионального развития » ориентирован на осуществление рефлексивно – аналитической функции по результатам работы за год и позволяет педагогу определить степень достижения целей собственного профессионального развития, запланированных на учебный год. По результатам анализа педагогом ежегодно проводится корректировка индивидуального плана профессионального развития.

Результаты анализа фиксируются в таблице 4.

Таблица 4

Анализ результатов выполнения индивидуального плана профессионального развития


Приложение

Примерная форма

индивидуального плана профессионального развития на 2016 г. (2016-2018 гг.)

воспитателя МБДОУ «» … района ______________________________________________________________________________________________________

Таблица 1

Мои профессиональные достижения

Компетенции (трудовые действия), оцененные баллом «2»

Формы предъявления результатов, подтверждающих высокий уровень владения компетенцией

Описание опыта

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

Трудовая функция «Педагогическая деятельность
по реализации программ дошкольного общего образования»

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

Полноценная развивающая предметно-пространственная среда в группе

Макеты и проекты детей. родителей комфортной среды в группе

Совместно с родителями разработаны… Созданы островки…

Система работы сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников в рамках валеологического воспитания.

Проект «Мир эмоций»

Цель: развивать представление детей о разнообразном мире эмоций; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни, переживаниями и выражением лица человека; дать представление о том, как различать и называть разные эмоциональные состояния; научить пользоваться своеобразной «азбукой чувств»; воспитывать умение чувствовать настроение в музыке и цвете.

Задачи:

1. Способствовать развитию эмоционально-ценностной сферы дошкольников.

2. Учить детей узнавать схематические изображения эмоций, привлекать детей к их воспроизведению.

3. Стремиться к тому, чтобы дети умели и учились адекватно реагировать на ситуации и события.

4. Учить дошкольников реально воспринимать мир.

5. Способствовать психоэмоциональной коррекции.

6. Учить контролировать детей свое эмоциональное поведение, удерживаться от импульсивных проявлений.

7. Дать представление родителям об эмоциональном мире ребенка. Учить их воздействовать на эмоциональную сферу ребенка.

Актуальность: Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и эмоционально-личностного развития. У многих детей снижается самооценка, возрастает уровень агрессии. Чтобы помочь преодолеть эти трудности, научить детей адекватно реагировать на ситуации, события, ориентироваться в состояниях, настроениях окружающих людей, научить регулировать свое эмоциональное поведение, мною был разработан проект «Мир эмоций» как компонент валеологического воспитания в системе работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников нашего ДОУ.

Своеобразие системы работы: Своеобразие моей системы работы я вижу в том, что развивая эмоционально-ценностную сферу воспитанников, я опираюсь на их личный социальный опыт , используя различные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми и их родителями, так как только посредством погружения в жизненные ситуации можно сформировать у ребенка умение управлять эмоциями, заботиться о своем психическом здоровье, научить сопереживать и понимать чувства окружающих.

Методы работы:

  • Беседы по теме «Мир эмоций» (рассматривание пиктограмм).
  • Занятие на тему «Школа эмоций».
  • Дидактические игры: «Школа клоуна Кости», «Создай настроение», «Мой день», «Найди пару», «Собери человечка», «Калейдоскоп эмоций» и др.
  • Создание и ведение дневника настроения ребенка и воспитателя.
  • Решение проблемных ситуаций по типу: «Что надо сделать, чтобы изменить настроение ребенка?», «Что нужно изменить, чтобы день стал счастливым?» и т.д.
  • Эмоционально-экспрессивные упражнения: «Какое настроение у сказки», «Радуга настроения», «Почему я веселый?», «Почему я грустный».
  • Совместная работа с музыкальным руководителем ДОУ (прослушивание музыкальных произведений и соотнесение их с определенным эмоциональным состоянием: Бетховен «Лунная соната», Брамс «Колыбельная», Фрид «Веселый скрипач», Штраус «Вальсы»). Проведение совместного детско-родительского праздника «Новогодняя сказка».
  • Занятия по изобразительной деятельности на тему «Мир эмоций» (соотношение цвета и эмоционального состояния детей). Выставка творческих работ детей по теме проекта.
  • Упражнения психологической разгрузки: «Я спокоен», «Яблонька» и др.
  • Работа с родителями (консультации, беседы, работа за круглым столом по теме «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста». Проведение с ними семинара практикума по теме «Психологическое здоровье дошкольников»).

Проблема проекта:

Как свидетельствует практика, во многих дошкольных учреждениях работа планируется таким образом, что приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая на второй план становление эмоциональной сферы, вследствие чего часто нарушается гармония развития будущей личности. Эмоции выполняют адаптивную и оценочную функцию. Они связаны с потребностями ребенка, в них представлено соответствие поведения ребенка его основным потребностям, интересам и ценностям. Поэтому эмоционально-чувственные реакции, эмоционально-чувственные состояния ребенка считаются основным катализатором осознания своей индивидуальности, своего «Я».

Ожидаемые результаты проекта:

1. Повлиять на развитие эмоционально-ценностной сферы воспитанников, повысить уровень их эмоциональности и умения контролировать свои эмоции.

2. Изменить отношение родителей к проблеме «Психологическое здоровье дошкольников».

3. Повысить профессиональный уровень педагогов.

Оценка эффективности проводится по 3 направлениям: воспитатель, дети, родители, посредством бесед, наблюдений, изучения и анализа результатов проекта. После окончания проекта проводится анкетирование участников по оценке эффективности проекта.

Выводы:

Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников в рамках проекта «Мир эмоций» позволяет:

1) развивать эмоционально-ценностную сферу воспитанников, повысить уровень их эмоциональности;

2) сформировать у детей умение регулировать свое эмоциональное поведение;

3) научить детей адекватно реагировать на различные ситуации, события, проявления эмоций окружающих;

4) приобщить родителей к решению проблемы сохранения психологического здоровья дошкольников;


mob_info