Презентация "детское экспериментирование в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста". Детское экспериментирование

  1. 1. Воспитатель: Живаева Ирина ВячеславовнаГБОУ д/с № 58 СВАО г. Москва
  2. 2. Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников являетсяразвитие свободной творческой личности ребенка. обеспечение развитие творческого психологического воображения и благополучия и мышления здоровья детей Задачи развития развитие коммуникативных развитие навыков познавательных способностей
  3. 3. Детское экспериментирование является одним изметодов обучения и развития естественнонаучныхпредставлений дошкольников. В ходе опытнойдеятельности дошкольник учится наблюдать,размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делатьвыводы, устанавливать причинно-следственную связь,соблюдать правила безопасности. Освоениесистематизированных поисково-познавательных знанийдетей, становление опытно-экспериментальныхдействий формирует основы логического мышления,обеспечивает максимальную эффективностьинтеллектуального развития дошкольников и ихполноценную готовность к обучению в школе.
  4. 4. Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса: специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме; совместная деятельность педагога с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.
  5. 5. Структура детского экспериментирования - постановка проблемы, которую необходимо разрешить; - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); - анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось); - формулирование выводов.
  6. 6. Основным оборудованием в уголке экспериментирования являются: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  7. 7. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная,копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельныекраски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянныепалочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновыегруши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло,мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.При оборудовании уголка экспериментирования необходимоучитывать следующие требования:безопасность для жизни и здоровья детей;достаточность; доступность.
  8. 8. Использование мнемосимволов всоставлении описательного рассказа о свойствах воды
  9. 9. Вода нужна всемРастениям Рыбам Насекомым Птицам Человеку зверям
  10. 10. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит,видит и делает сам. На этом и основано активноевнедрение детского экспериментирования в практикумоей педагогической работы по теме: "Развитиепознавательного интереса у детей дошкольного возраста впроцессе опытно-экспериментальной деятельности".
  11. 11. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастаютвозможности познавательной активности ребенка,которая находит выражение в форме поисковой,исследовательской деятельности. Такая активностьобеспечивает продуктивные формы мышления. При этомглавным фактором выступает характер деятельности.Как подчеркивают психологи, для развития ребенкарешающее значение имеет не изобилие знаний, а тип ихусвоения, определяющийся видом деятельности, вкоторой знания приобретались.
  12. 12.  В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
  13. 13. Литература рекомендуемая для детского экспериментирования в ДОУ
  14. 14. С водой и без воды, что происходит?
  15. 15. Почему яйцо плавает?
  16. 16. Посадка фасоли
  17. 17. Почему так происходит?
  18. 18. Волшебные чернила

Мастер – класс для педагогов МДОУ.

Тема: Особенности организации деятельности - детское экспериментирование.

Тоньшева Алла Николаевна – воспитатель МДОУ «Колосок» села Липицы Серпуховского района.
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.
Задачи:
Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Материалы и оборудование: Стаканчики, тазики, картонки чуть больше горловины стаканчика, магниты, небольшие предметы из разных материалов, в том числе из железа, подносы, мыльные пузыри – на каждого участника мастер-класса, тазик с водой, салфетки или полотенца. Куклы: Степашка, Хрюша (или другие сказочные герои).
Участники мастер-класса: Педагоги МДОУ.
Содержание:
1. Определение понятия детское экспериментирование.
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Выводы.
4. Рефлексия.
Ход мастер-класса.
(слайд 1.)
Ведущий пускает мыльные пузыри.
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.
Ведущий: А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование, ну, что ж уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детское экспериментирование в соответствии с развивающей парадигмой образования.
(слайд 2.)
Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент - это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
По мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников.
По определению Н.Н. Подъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.
(слайд 3.)
Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
(слайд 4.)
В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры, предложенной авторскими коллективами Ивановой А.И. и Прохоровой Л.Н.
Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью.
(слайд 5.)
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле пробности, например, что бы определить из какого материала Каркуше можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.
Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».
Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности.
(слайд 6.)
Создать мотивацию мне помогают сказочные герои. Ведущий показывает Степашку.
- Степашка: ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть мотивацией.
- Степашка, милый, подожди и мне немного помоги.
(слайд 7.)
Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.
- Степашка: Конечно, помогу и про фокус расскажу.
(слайд 8.)
Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил в банку воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и…. представляете, картонка не упала и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели.
Ведущий: спасибо Степашка, Интересный фокус? Странно, почему не упала картонка? Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести такой фокус? Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Степашка, что произойдет?
(слайд 9.)
Этот вопрос помогает нам с детьми выдвинуть предположения.
А использование превращения в фокусников способствует проведению эксперимента в игровой форме.
Какие вы можете выдвинуть предположения?
Ведущий: Дети предполагают, что вода прольется, и тоже с удовольствием соглашаются стать фокусниками и попробовать.
Далее мы учимся планированию, с помощью наводящих вопросов дети описывают какие действия они будут выполнять, планируют ход проведения эксперимента.
Ведущий: (обращаясь к участникам мастер-класса) что вы будете делать, что бы провести фокус?
Ведущий: Ну что ж превращаемся в фокусников и показываем фокус. (Участники мастер-класса выполняют эксперимент).
(слайд 10.)
Ведущий: В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, некоторым я помогаю советами. Идет проверка наших предположений.
По окончании эксперимента дети делают выводы, в случае их затруднения выводы делает воспитатель или делаются совместные выводы.
(слайд 11.)
Какие вы можете сделать выводы по завершении нашего фокуса. «Почему картонка не упала?», а когда под ней взмахнули, картонка упала, и вода с шумом вылилась из стакана?
В некоторых случаях с выводами у детей возникают затруднения, и выводы делала я.
Выводы: мы уже знаем, что воздух везде. Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку прикрывающую целую банку с водой.
Он давит на картонку снизу, а когда мы его прогнали рукой, картонка упала.
(слайд 12.)
Такой эксперимент – фокус развивает у детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.
(слайд 13.)
Чаще мы организуем эксперименты, в которых дети могут сами делать открытия и выводы. «Как из воды сделать значок», «Из какого материала сшить фартук Золушке, что бы она не намочила платье». Или так…
(слайд 14.)
Появляется Хрюша: «Степашка, вот какой мне магнит подарили, он все-все примагничивает, предметы из любых материалов».
- Степашка: «Хрюша, ты ошибаешься, такого быть не может, я не верю».
- Хрюша, Степашка, не надо спорить, может вам спросить у наших гостей, как они думают».
- Степашка: «Помогите, нам разобраться, пожалуйста, все ли магнит притягивает. Ко всему ли он примагничивается?»
(слайд 15.)
Ведущий: Как же нам узнать кто из них прав? Что для этого нужно?
Ведущий: Хрюша смотри, как мы это будем делать. Предлагает участникам взять магниты и провести эксперимент «Примагничивается – не примагничивается».
Так какой мы можем сделать вывод?
В таких экспериментах дети самостоятельно планируют деятельность, находят способы деятельности, делают вывод на основе самостоятельных действий.
(слайд 16.)
Сегодня мы с вами познакомились с тем, что при организации детского экспериментирования важно придерживается следующих условий:
- выбор темы и объекта исследования осуществляется с учетом интересов и жизненного опыта детей;
- необходимо создание мотивации у детей к деятельности
(слайд 17.)
- использование проблемных ситуаций, поля пробности.
- ведение диалога с детьми.
- поощрение выдвижения детьми гипотез.
- осуществлять по мере возможности проверку всех предположений.
и формулировать выводы.
(слайд 18.)
Уважаемые коллеги, проведем рефлексию :
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.
3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.
(слайд 19.)
Ведущий: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет,
Как детский организовать эксперимент.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Проведение эксперимента «Сильный воздух» во время мастер-класса для педагогов района.


Объяснение эксперимента «Примагничивает – не примагничивает» во время мастер-класса для педагогов МДОУ.
Литература:
Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М, 1996.

Презентация на тему: Особенности организации деятельности детское экспериментирование

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 17» «Детское экспериментирование в ДОУ» Подготовила: cтарший воспитатель Бражникова В.Б. Воронеж 2017

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».

3 слайд

Описание слайда:

Детское экспериментирование – ведущий метод в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

4 слайд

Описание слайда:

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Задача взрослых-помочь детям в проведении этих исследований.

5 слайд

Описание слайда:

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Развивается речь. Происходит накопление фонда умственных умений. Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

6 слайд

Описание слайда:

Направления опытно-экспериментальной деятельности: Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства

7 слайд

Описание слайда:

В уголках по экспериментированию должны быть представлены различные материалы для исследования, которые постоянно обновляются. При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей достаточность доступность расположения

8 слайд

Описание слайда:

Правила при организации исследовательской работы: 1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций. 2. Не сдерживать инициативу детей. 3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. 4. Не спешить с вынесением оценочных суждений. 5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний: 6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; 7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; 8. Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

9 слайд

Описание слайда:

Этапы развития детского экспериментирования: -Младший возраст-подготовка к экспериментированию. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др. Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы.

10 слайд

Описание слайда:

В среднем возрасте идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Используются проблемные ситуации: "Как из воды сделать значок?", "Зачем нужен нос?", "Тонет - не тонет?« и др. Проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

11 слайд

Описание слайда:

В старшем дошкольном возрасте углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней". Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования детей можно использовать следующие приемы: -Воспитатель выполняет работу по указанию детей. Когда, обучая педагога, дети проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи. -Презентация ребенком своей деятельности. Дети рассказывают и демонстрируют опыты, которые они провели дома. Что повышает самосознание и самооценку.

12 слайд

Описание слайда:

В настоящее время в дошкольной педагогике ребенок рассматривается не как объект науки, а как субъект; отношения ребенок – взрослый – это субъектно-субъективные отношения, т.е. мы, взрослые, не только изучаем ребенка, но и учимся у него. Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон. Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.

13 слайд

Описание слайда:

И в заключении хочется добавить, что критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, то есть умение ребенком определить цель, способы её достижения, оценить полученный результат. Спасибо за внимание!


Көкшетау қаласы әкімдігінің жанындағы

«Ю.А.Гагарин атындағы № 33 бала бақшасы» МКҚК

ГККП «Детский сад № 33 им. Ю.А.Гагарина»

при акимате г.Кокшетау

«Хочу всё знать!»

Занимательные опыты и эксперименты для детей

Тәрбиеші : Евсеева Е. И.

Погребицкая Н. А


В данный сборник вошли разработки технологических карт экспериментальной работы, которая вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Представленный материал может быть использован для

организации занимательных опытов для детей, а также вариативной части в детских дошкольных организациях.

Окажет методическую помощь воспитателям, родителям.


Экспериментальная деятельность

педагоги

Родители

Дети


Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму».



Цель:

Развитие познавательной активности

детей в процессе

экспериментирования


Задачи:

  • Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
  • Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое).

«Опытно-экспериментальная деятельность

старших дошкольников»

«»


Правила техники безопасности

при проведении опытов.

.

Аккуратно пользоваться с емкостью для воды .

Своевременно поддерживать порядок на рабочем столе

Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.

Не пробовать на вкус вещества

При разбавлении кислот (уксуса) подходить к столу нельзя.

Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит реакция.


Опыт

«Вулкан»


Опыты с раствором уксуса

»


Опыт

«Статистическое электричество»


Опыт

Волшебные бумажки




Работа с родителями

Анкетирование

Памятки

Консультации

Презентации


Консультации для родителей.

  • Научите ребенка любить живую природу”
  • Страничка юного исследователя.
  • Домашняя лаборатория.
  • Организация детского экспериментирования в

домашних условиях.


Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное .


Назарларыңызға рахмет !

Rufina Fargatovna
Презентация « в ДОУ»

Опытно - экспериментальная деятельность в учреждениях ДОУ позволяет вызвать у детей интерес к исследованию природы, а также развивает его мыслительные операции (речь, рассуждение) . Путем опытно - экспериментальной работы ребенок познает мир исследуя его, что стимулирует его позновательную активность, любознательность. Воспитываются экологические представления. Воспитание экологических представлений, проходит через воспитание экологической любви, которое в свою очередь должно идти через практическое применение знаний о ней. Ребенок дошкольник ориентируется на познания окружающего мира, он познает среду, экспериментирует с объектами, что позволяет ему делать выводы. Опытно - экспериментальная работа дает реальные представления об окружающей среде, расширяется кругозор. Воспитывается позновательная культура, ценностное отношение к окружающей среде.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность Экспериментальная деятельность. 1. Веселая полоска. Воспитатель: Будем мы сейчас играть и полоску оживлять. Раз, два, три-посмотри. Что.

Опытно-экспериментальная деятельность 1слайд - Добрый день, коллеги! Сегодня я представляю презентацию своей работы на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56 «Сказка» ПРОЕКТ Опытно-экспериментальная деятельность детей.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Опытно-экспериментальная деятельность «Мыльные пузыри» Конспект образовательной экспериментальной деятельности «Изготовление мыльных пузырей» (средняя группа) Цель: обобщить знания обучающихся.

Опытно-экспериментальная деятельность с элементами занимательной физики в ДОУ «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». П. П. Блонский В стране активно происходит процесс.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с. Янгельское муниципального района Абзелиловский район.

"Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь" древняя мудрость 3 марта 2017 года состоялся.

mob_info