Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зимующие птицы. Конспект НОД по развитию речи на тему «Зимующие птицы

МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11

Конспект занятия

Тема:

«Птицы зимой»

(старшая группа)

Воспитатель: Болгова А.П.

Цель:

Обобщить знания детей. Полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнее время.

Материал: Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих птиц.

Модели:

Существенные признаки птиц, модели питания птиц, модели питания птиц зимой.

Ход занятия

Ребята, к нам прилетел гость, а вот и он.

(показываю попугая), его зовут Кеша. Он живёт в Африке, где нет зимы и снега. Кеша просит рассказать о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг.

Предлагают попугаю отгадать загадку.

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

Вос-ль: в какое время года бывает мороз?

(Попугай не знает. Помогают дети.)

Зимой у нас много снега, в солнечную погоду снег на солнце блестит, серебрится, искрится. Дети любят кататься на санках и лыжах с горы. Приходит весёлый праздникНовый год. В этот праздник дети ждут Деда Мороза, заказывают ему подарки, а он исполняет их желания. Во время зимних морозов у людей есть тёплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.

Вос-ль: ребята, расскажите, как зимуют наши меньшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в трудное время?

Ответы детей: подкармливать их, развешивать кормушки.

Вос-ль: предлагаю рассмотреть фотографии, где дети вывесили кормушки.

(вывешиваю картинку с изображением кормушки. На кормушке изображены птицы зимующие и перелётные)

Вос-ль: посмотрите всё ли правильно нарисовано? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму.

(дети показывают только тех птиц, которые остаются на зиму).

Вос-ль : ребята, давайте расскажем Кеше, как зовут этих птиц.

(дети перечисляют: синица, снегирь, воробьи и т.д.)

Вос-ль: а теперь расскажите нашему гостю, как зовут перелётных птиц.

(дети перечисляют: ласточка, жаворонок, кукушка и т.д.)

Вос-ль: в холодные дни птицы ищут корм в течении всего дня. Вороны сидят на крышах домов, на деревьях, и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки пищи. Зимой вороны смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи вместе с городскими и больше летают около жилья человека.

(вывешивается плакат с изображением леса с птицами, которые остаются на зиму в лесу).

Вос-ль: большинство птиц всё же живут в лесу.

Вопрос: Каких птиц вы знаете? Познакомьте с ними и нашего гостя.

(дети перечисляют: дятлы, тетеревы, поползни ит.д.)

Вос-ль : в лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев. Как их зовут? Найдите их на плакате.

(ответы детей: чиж, свиристель, клёст и.д.)

Вос-ль: эти птицы называются зерноядными, у этих птиц клюв не очень длинный, тупой.

(выставляется модель). Но в лесу остаются птицы, которые питаются насекомыми в теплое время года. Такие птицы называются насекомоядными.

Вопрос: покажите насекомоядных птиц?

(дети называют птиц: синица, дятел, поползень и т.д.)

Вос-ль: обратите внимание на клювы этих птиц.

(дети рассматривают клювы и сопоставляют с клювами других птиц)

Физкультминутка

Дидактическая игра: « Узнай по клюву» (дети находят клюв, и объясняют, почему у этой птицы именно такой клюв).

Вос-ль: ребята, сейчас я с вами поиграю, а нашему гостю вы расскажите, что вы сделали.

Игра: «Чьи следы?» определить, какая птица оставила свой след.

Игра: «Сложи птицу» подобрать голову хвост, ноги к птицам.

Игра: «Кто на кормушку прилетел?» -найти зимующих птиц.

(во всех играх дети рассказывают Кеше, что они сделали)

Вос-ль: поведение птиц на протяжении зимы различно. В январе день становится длиннее, солнце показывается чаще. У птиц происходит оживление. Они весело чирикают, усевшись на ветку, где пригревает солнышко.

Вос-ль: Каких кочующих птиц вы знаете?

(Ответы детей) Снегирь.

Ребята, кто может рассказать о снегире?

(ответы детей: они кормятся семенами берёзы, сирени, ягодами рябины)

Вос-ль: А где же ночуют птицы?

(Ответы детей: под крышами домов, в дупле деревьев, ночуют по несколько птиц, и даже не вылетают от туда в сильные морозы).

Вос-ль: Кеша, ты со многими птицами познакомился.

Сегодня, ребята вы узнали небольшую часть о птицах. За птицами наблюдают и изучают учёные. А наша с вами задача – помочь птицам в это трудное время, чтоб без песен не пришлось встретить весну.

Давайте, ребята, придумаем знаки охраны птиц зимой.

(дети предлагают свои варианты и зарисовывают на листах бумаги)

Ребята, а с Кешей нам придётся попрощаться и попросить, чтобы чаще прилетал в гости.

Наталья Долгих

униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Ухтуйский детский сад «Тополёк»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

на тему :

"ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ "

для детей старшего дошкольного возраста

Долгих Н. Ю 2013г

Тема : «Зимующие птицы »

Цели :

формировать экологическую культуру у детей;

прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи :

Развивающие :

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

Совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам ;

Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам .

Образовательные :

Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах ;

формировать умения и навыки наблюдения за птицами .

Оборудование :

Картинки зимующих птиц ; кормушка; корм для птиц ; цветные карандаши, бумажные силуэты птиц ; картинка кормушки; презентация «Зимующие птицы » ;

Ход непосредственно образовательной деятельности :

I. Организационная часть.

Доброе утро! - птицы запели -

Добрые люди встают с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам!

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (ответы детей)

II. Основная часть.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами . О зимующих птицах мы будем читать стихи, вспомним чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.

Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Экскурсоводами будут наши ребята-птицы .

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение) :

Пусть снег вокруг искриться

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску.

Воспитатель : Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края , а переживают зиму , укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного , и птицам приходится нелегко . В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение) :

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.

Воспитатель :Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением сороки (читает стихотворение) :

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой сорока.

Картинка с изображением сороки помещается на выставку-доску.

Воспитатель :Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение) :

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Картинка с изображением вороны помещается на выставку-доску.

Воспитатель :Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение) :

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Воспитатель :Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение) :

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Картинка с изображением воробья помещается на выставку-доску.

Воспитатель :Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Воспитатель : Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? (воспитатель показывает птицу , а дети называют её)

Воспитатель : Как можно назвать этих птиц одним словом ? (зимующие )

Гимнастика для глаз

(Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз)

1. Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца.

Повторить 5-6 раз.

2. Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, вниз, а затем – вправо, вверх, влево, вниз.

Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

Воспитатель : Сейчас поиграем в игру на внимание «Какой птички не стало?»

(На доске - пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц . Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза : «Какой птички не стало» )

Физкультминутка

Вот на ветках, посмотри – 4 хлопка руками по бокам

В красных майках снегири – 4 наклона головы

Распушили пёрышки – частые потряхивания руками опущенными вниз

Головой вертят, улететь хотят –2 поворота головы на каждую сторону

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью! – разбегаются, взмахивают руками.

Среди белых голубей – идут по кругу, руки за спину (голуби)

Скачет шустрый воробей – в центре на корточках скачет один ребёнок

Воробушек – пташка, серая рубашка – встают лицом в круг,

берутся за руки

Откликайся воробей, вылетай-ка, не робей – идут приставным шагом,

воробей пытается «вылететь» , а голуби его не пускают.

Презентация «Зимующие птицы »

Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы » . Я буду называть только птиц , но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.

Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и клесты (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – мухи это насекомые.

Прилетели птицы : голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, макароны (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – макароны это продукты.

Прилетели птицы : голуби, куницы (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – куницы это животные.

Прилетели птицы : голуби, синицы, вороны, комары (дети хлопают)

Что неправильно и почему? - комары это насекомые.

Практическая часть

Пальчиковая гимнастика

Зимой холодной, посмотри,

Вновь появились снегири (соединять пальцы обеих рук,начиная с больших)

А с ними свиристели

К нам в гости прилетели (сжимание и разжимание кулачков)

Раскрашивание силуэтов птиц .

ИГРА - СТИХОТВОРЕНИЕ «НА КОРМУШКЕ»

Воспитатель :Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, ребята, что вы - птицы . Я читаю стихотворение, та птица , которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети садят птицу на доску - кормушку ) .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель : Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют) . А как их назвать одним словом? (зимующие ) .

Воспитатель : Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу . А летом птицы помогут нам , они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Я вам хочу сказать, что еда с нашего стола для птиц не годится .

Для корма птицам пригодны семена различных растений : семечки подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза;

овёс, пшено, хлебные крошки, несолёное сало, ягоды рябины, облепихи.

(Дети насыпают в кормушку корм для птиц , после занятия вывешивают её на улицу и наблюдают за птицами .)

Воспитатель : Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (ответы детей) . Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: формирование экологической культуры у детей.

Задачи :

Развивающие:

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

Совершенствовать диалогическую речь;

воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

образовательные:

Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.

Ход НОД.

Организационная часть.

Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)

Воспитатель. А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)

Основная часть.

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Ребёнок читает стихотворение .

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Картинка с изображением голубя появляется на слайде .

Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы - сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

(Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это...

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Ребёнок читает стихотворение.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Воспитатель. Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Ребёнок читает стихотворение.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Картинка с изображением клёста появляется на слайде.

Воспитатель. О ком речь?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

(Филин)

Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти - … .

(Свиристель)

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

(На доске - пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)


Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: «Поможем птицам»

Цель: Развитие связной речи, обогащение словаря по теме «Зимующие птицы».

Программные задачи:

Образовательные: Уточнить названия зимующих птиц. Закрепить умение составлять небольшие описательные рассказы-загадки о зимующих птицах; учить давать полные ответы на вопросы.

Развивающие: Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей до конца. Воспитывать заботливое отношение к птицам, доброту, отзывчивость;

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие;

Оборудование: письмо от птиц, картинки плана, снежинки, конверт, разрезные картинки птиц, запись с голосами птиц, картинки зимующих птиц; мнемотаблица, перфокарты «Накорми птиц», эмблемы с изображением птиц, изображение сороки, письмо от Старичка-Лесовичка, раскраски с птицами, кормушки с кормом.

Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке, заучивание пальчиковой гимнастики, стихов.

Ход занятия.

  1. Организационный этап.

Приветствие.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло? Давайте поздороваемся с ними!

Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем "Привет !" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся - Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

Дети: Зима.

Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна.

Дети: На улице очень холодно (согласна) Дни стали короче

Солнце светит, но не греет. (правильно)

Много снега, скользко (хорошо)

Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

На речках лед (согласна)

Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)

Воспитатель: Правильно, ребята, доказали мне, что сейчас зима.

  1. Мотивационно-ориентировочный

Стук в дверь. Воспитатель идет к двери и обнаруживает письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, письмо. От кого же оно? Хотите узнать?

Воспитатель: Это письмо от Старичка Лесовичка.

Читаем письмо: « Здравствуйте ребята! Злая Баба Яга украла и заколдовала моих птиц. Помогите мне пожалуйста, умные, смелые и добрые дети. Я хочу, чтобы весной они снова запели в моем лесу… Спасите моих птичек, пожалуйста!»

Воспитатель:- Ребята, может, мы с вами сможем помочь Старичку Лесовичку? Вернем птичек?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: ребята, а каких птиц нужно искать. Зимующих или перелетных?

Дети: зимующих

Воспитатель: Нам нужно составить план.

Итак, что нам нужно сделать сначала? Давайте дочитаем письмо, может там есть подсказки?

« …….Для того чтобы отыскать и вернуть их вы должны

  1. Назвать зимующих птиц.
  2. Описать зимующих птиц.
  3. Найти их.
  4. Покормить птиц.
  5. Вернуть их в лес.

Воспитатель:Ну, ребята, план мы составили, нужно приступать к его исполнению.

Воспитатель: Итак, первое задание. Ребята, назовите птиц, которых мы будем искать.

Дети: воробьи, вороны, сороки, голуби, синички, снегири, щеглы, поползни, свиристели

Воспитатель: Как мы назовем всех этих птиц одним словом?

Дети: зимующие.

Воспитатель: Почему же их так назвали?

Дети: Потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас

Воспитатель: Но, чтобы нам их найти нам нужно отправится в сказочный зимний лес. Хотите?

Воспитатель: Все вместе скажем волшебные слова: (под музыку) Вертись, крутись в зимнем лесу окажись.

Слышите, здесь кто- то есть.

Дети: Да, это птицы

Воробей - чирикает

Ворона - каркает

Сорока - стрекочет

Синица - свистит

Снегирь - посвистывает

Дятел - трещит

Сова - ухает

Воспитатель: Молодцы,

Следующее задание для нас: описать птиц. Я предлагаю вам рассказать о зимующей птице, не называя её, по знакомой для вас схеме. А мы попробуем отгадать, о какой птице идёт речь.

Составление описательного рассказа про птиц (5 детей)

Воспитатель: Ребята, кто хочет? Выходи, бери картинку, не показывая ёе нам, и расскажи нам о ней.

Дети: Это маленькая птичка. Зимующая. У неё есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост и лапки. Головка, крылья, хвост чёрные, спинка серая, грудка красная. Любит лакомиться рябиной. СНЕГИРЬ

Это крупная птица. Зимующая. У неё большие крылья, длинный хвост, клюв длинный и крепкий, он стучит им по дереву, и достаёт из под коры вредителей. У него голова, шея, спина, крылья - чёрные с белыми пятнышками, ещё на голове красные пёрышки. Он питается насекомыми и семенами шишек. ДЯТЕЛ

Эта птица маленькая. Зимующая. У неё есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост и лапки. Тело покрыто перьями серого цвета, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Питается насекомыми, хлебными крошками, зернами, семенами. Целый день прыгает и чирикает. ВОРОБЕЙ

Это птичка маленькая. Зимующая. У неё маленький острый клюв, длинный хвост, длинные лапки, острые коготки. Голова и хвост чёрные. Спинка зеленая. Грудка жёлтая с чёрной полоской. Питается насекомыми, семечками, кусочками пищи. Эта птичка очень любит сало. СИНИЦА

Это птица большая. У неё большой клюв, большие лапы, большие глаза. Она покрыта вся перьями черного цвета. Питается пищевыми отходами. Это всеядная птица. ВОРОНА

Это большая птица. У неё длинный острый клюв, длинный хвост. Голова, спина, крылья и хвост черные. Брюшко и бока белые, поэтому её называют "белобока". Питается ягодами, семенами, насекомыми. СОРОКА

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о какой птице нам рассказала Настя?

Дети: Да, это синица, снегирь и т. д.

Воспитатель: Пойдем их искать. Посмотрите, здесь, чьи то следы. Наверно, Бабы-Яги, пойдем по ним

Воспитатель: Ой, ребята,посмотрите на нашем пути сугроб. (нарезанные из бумаги снежинки, под которыми спрятан конверт).

Дыхательное упражнение: «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох)- Воспитатель: Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.

Воспитатель: Посмотрите, что это за конверт? Хотите посмотреть, что в нём? (В конверте разрезанные на части картинки)

Дети: Да, хотим

Воспитатель Это проделки Бабы Яги! Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите птиц. Но работать мы будем в парах. Выбирайте себе пару и проходите за столы.

Дидактическая игра: «Освободи птичку» (составление из разрезных картинок целых изображений птиц)

Воспитатель: Ребята, назовите птиц, которых вы собрали?

Дети: Мы с Соней собрали синицу.

Мы с Денисом собрали ворону. И т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли освободить птичек. Давайте, пройдем на свои места. Ребята, давайте вспомним, что у нас дальше по плану?

Воспитатель:Молодцы, ребята, мы освободили птиц, но как вы думаете, что мы забыли сделать с вами. (Обратить внимание на план)

Дети: Покормить птичек.

Воспитатель: Правильно покормить. Чем можно угостить птиц:

Дети: хлебными крошками, ягодами рябины, боярышника, салом, зернышками, крупой, семечками, орешками, фруктами.

Воспитатель: А теперь возьмите свои стулья, пройдите за столы и соотнесите каждой птичке - свой корм.

Но сначала мы разомнем наши пальчики Пальчиковая гимнастика

Прилетайте, птички(«Зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке. (4раза - «режущие» движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки (пальцы щепоткой - «крошим хлеб»)

Хлебушка немножко.

Эти крошки - голубям (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки - воробьям. (то же - левой рукой)

Галки да вороны,

Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь,

«катая из хлеба макароны»)

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте, проверим правильно вы накормили птичек. (Вызвать одного ребенка для проверки). Молодцы, ребята, справились с заданием. Воспитатель: Накормили птиц, пусть они летят в лес к Старичку Лесовичку. Помашем им, до свиданья птички. ЗАПИСЬ звука УЛЕТАЮЩИХ ПТИЦ.

А мы с вами поиграем. Девочки и мальчики вокруг себя повернитесь в зимующих птиц превратитесь. (раздать эмблемы с изображением разных птиц)

ИГРА «Кормушка»

Воспитатель: Когда вы услышите название своей птицы, выбегаете и садитесь на ковер рядом с кормушкой (читаю стихотворение З. Александровой «Новая столовая)

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев -

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

  1. Рефлексивно- оценочный этап

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим на наш план. Все ли мы сделали?

Воспитатель: А что мы делали?

Дети: Помогали Старичку-лесовичку найти заколдованных птиц. Называли зимующих птиц, искали птиц, собирали разрезные картинки с птицами, описывали птичек, накормили птиц и отпустили в лес.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, такое доброе дело сделали. Наше путешествие в зимний лес закончилось, нам пора домой. Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.

Стук в дверь: Сорока с письмом от Старичка-лесовичка

Воспитатель (читаю письмо) Дорогие ребята, огромное вам спасибо, что вы помогли мне. Я очень рад, что в вашей группе дети такие добрые, храбрые и умные. Я всем лесным жителям рассказал о вас. А больше всего мне понравилось, что вы работаете вместе и сообща. И за это я приготовил вам подарок -угощение. До скорых встреч в моём сказочном лесу. Старичок - лесовичок».

  1. Последующая работа.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами развесим кормушки на нашем участке и будет всю зиму подкармливать птиц.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и экологического направления развития воспитанников
№43 «Ручеёк»

Конспект открытого занятия для педагогов ДОУ

по формированию целостной картины мира в старшей группе:

«Зимующие птицы»

Подготовила и провела:

воспитатель Соколова О.Г.

Программное содержание:

  1. Формировать представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между живой и неживой природой на примере сезонного поведения птиц, между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.
  2. Упражнять в употреблении прилагательных, антонимов, расширять словарный запас.
  3. Упражнять в умении выразительно рассказывать, слушать музыку природы. Вспомнить дни недели.
  4. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Региональный компонент: воспитывать любовь к поэзии Вологодских поэтов, знакомить с ней.

Оборудование: кормушка, иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись (пение птиц - музыкальные инструменты), геометрические фигуры для индивидуальной работы, белые листы бумаги, шишки (раскрывшиеся и нераскрывшиеся), клей (карандаш).

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о птицах, разгадывание загадок, прослушивание аудиозаписи (познавательная серия Владимира Зотова «Лесная азбука», рисование птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Читает стихотворение О.Высоцкой «Мастерица зима»:

Пришла зима, хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Скамейки и стога.

Зима велела дубу

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу,

Тепло укрыла всех

Краснеют свиристели

На веточках берез.

Они не улетели

А выдержат мороз?

Показать свиристеля и свирель, дать послушать.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить.

Ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Что это за птицы, смелые да выносливые, что не боятся зимы и остаются с нами? Назовите их.

Ответы детей:

Воспитатель: А почему одни птицы улетают на юг, а другие нет? (Подвести к ответу, что причиной является отсутствие пищи (голод)).

Ответы детей:

Воспитатель: А как мы с вами можем помочь птицам перенести голод?

Ответы детей:

Воспитатель просит детей угадать, что спрятано под платком. (Новая кормушка)

Воспитатель: Вот для птичек новая столовая. Какое стихотворение про птичью столовую мы знаем? Давайте вспомним его.

Новая столовая (по ролям)

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний

Путешественник - скворец

Вот и песенке конец.

В руках у детей иллюстрации птиц.

Воспитатель: Кто здесь лишний? Почему? (Скворец)

Ответы детей:

Пальчиковая гимнастика: Проворонила ворона вороненка

Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте и расскажите, что вы знаете об этих птицах.

Я по дереву стучу

Червяка добыть хочу

Хоть и скрылся под корой

Все равно ты будешь мой.

Вывесить иллюстрации (дятел)

Рассказ детей о дятле.

Воспитатель: А вот как звук дятла передают музыкальные инструменты.

(аудиозапись «Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка»)

Кто там прыгает, шуршит.

Клё - клее - клё - поет со свистом. (Клёст)

Воспитатель вывешивает иллюстрации, показывает шишки ели.

Рассказ детей о клесте.

Воспитатель: Сделать вывод о том, что клест - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Есть корм (семена ели).

Психофизическая гимнастика: «Согреем птенца»

Представьте, что у вас в руках маленький бескрылый птенец. Вытяните руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди. Отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к нам.

Чик - чирик! К зернышкам прыг.

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей).

Воспитатель: Про жизнь зимой воробья очень хорошо написал наш Вологодский поэт Н.Рубцов:

Чтение стихотворения (ребенок).

Чуть живой. Не чирикает даже,

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей-

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

Физкультминутка:

Среди белых голубей (круг)

Скачет шустрый воробей (скачет в кругу).

Воробушек - пташка,

Серая рубашка.

Откликайся воробей (пытается вылететь из круга)

Вылетай-ка, не робей! (дети не пускают)

Задание:

Выложи птичку из геометрических фигур (аппликация)

Закрепление:

Воспитатель:

О ком сегодня мы говорили на занятии?

Почему птицы остаются у нас зимовать?

Как мы можем помочь птицам зимой?

Воспитатель: Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо

Сколько гибнет их - не счесть

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло

Не богаты их корма -

Горсть зерна нужна

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

mob_info