При ком было крещение руси. Где происходило крещение Руси (место крещения Руси) кратко

Крещение на Руси - словосочетание, под которым современная историческая наука подразумевает введение на территории отечества христианского учения в качестве государственной религии. Это знаменательное событие состоялось в конце X столетия под началом великого князя Владимира.

Исторические источники дают противоречивые сведения на счет точной даты принятия христианства с разницей в два-три года. Традиционно событие относят к 988 г. и считают его началом становления Русской Церкви.

Крещение Руси в 988 году

Появление христианства на Руси

Некоторые исследователи истории утверждают, что христианская религия проникла на территорию Руси задолго до крещения. По их словам есть неоспоримые доказательства пришествия религии еще при киевском князе Аскольде. Константинопольский патриарх послал архиепископа, чтобы создать здесь церковную структуру, но полноценному утверждению христианства в нашем древнем отечестве помешали напряженные столкновения между приверженцами Спасителя и язычниками.

Ориентацию Киева на восточно-христианский мир определили связи с великолепным и мудро управляемым Константинополем, а также сотрудничество со славянскими племенами Центральной Европы и Балканского полуострова. Русские князья имели большой выбор в перечне религий, а те государства, которые прославляли именно свою церковь, устремляли взор на богатства отечественных земель.


На заметку! Княгиня Ольга была первым русским правителем, прошедшим ритуал Крещения.

Обстоятельства и даты этого события остаются скрытыми. Самая популярная версия рассказывает о её официальном визите в Константинополь, где княгиня познакомилась с ритуалами восточно-христианской Церкви и приняла решение утвердиться в вере. При крещении великая княгиня получила греческое имя Елена. Она добивалась равноправия между Византией и Русью.

Становление Церкви на Руси

Наше славянское государство обладало своеобразным колоритом, поэтому Христова вера на отечественной земле обрела особенную характеристику. Свет русского православия, преломившись через призму народного достояния, стал значительным явлением всего христианского учения. Специфика выработалась в процессе созревания государства и культурного роста национальной мысли. Святая Русь со временем приобрела славу центра восточно-христианского направления Вселенской Церкви.

Распространение христианства взрастило в душах славян чувство близости Господа

Языческая жизнь русских славян основывалась на матери-природе. Крестьяне полностью зависели от обрабатываемой земли и бушующих стихий. Отказ от язычества для народа означал то, что существование прежних идолов ставилось под колоссальное сомнение. Однако языческая вера была довольно примитивной по структуре и не сумела просочиться до самых недр отечественного сознания. Поэтому замена Перуна на пророка Илию прошла безболезненно, но не до конца осознано.

На Руси более обращали внимание на пышность ритуалов, чем на истинную суть христианства . К положительным аспектам язычества относят то, что оно взрастило в душах славян чувство близости Господа, присутствующего всюду и во всем. В основу национальной святости легло лишенное страсти и эмоциональных порывов знание о сошествии Христа.

Киевский народ отличался воинственностью и непомерной жестокостью к врагам, но приняв православие, он привнес в традиции этические аспекты Евангелия. В отличие от западных государств, которые считали Иисуса вождем праведной армии, Русь приняла Спасителя как «Милостивца».

Однако христианская нравственность не воцарилась в народном сознании полноценно, языческие обычаи все еще существовали и действовали, порождая проблематику двоеверия. Этот аспект русской истории остается в умах народа и по настоящий день.

Интересно! Первыми духовными героями и великомучениками войны жестокого идолопоклонства и преисполненного любви и милосердия христианства на Руси стали сыновья Владимира - Борис и Глеб.

Борьба за наследство князя Владимира породила родственную ненависть. Святополк решил насильственным образом устранить своих братьев-конкурентов. Борис отказался отвечать на агрессию агрессией, что спровоцировало уход от этого князя его дружины, посчитавшей проявление любви слабостью. Слуги плакали над телом и восхваляли имя Христа, а вскоре убийцы добрались и до юного Глеба.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб

Распространение знания о религии

Киевский престол перешел во владение Ярослава Мудрого, тоже являвшегося сыном Владимира. Новый князь стремился просвещать русский народ и укреплять христианскую веру. Ярослав обладал большим авторитетом на родине и в европейских государствах, он желал поднять статус Руси до уровня блестящей Византии.

Просветительская миссия была чрезвычайно важна для молодой культуры русского народа . Зная о том, что страна может нравственно замкнуться и одичать, если будет продолжать держаться удаленно от духовных центров, Ярослав Мудрый налаживал отношения с государствами, имеющими богатый опыт религиозности.


Религиозная культура на Руси

Вскоре после крещения создается структура церковных митрополий, во главе которых стоял архиерей, присланный из Константинополя. В самых крупных городах Руси организовали епископии.

В течение целого столетия духовная жизнь Руси находилась под начальством греческих митрополий. Этот факт играл положительную роль, потому что исключал конкуренцию между церковными структурами внутри государства. Однако в 1051 г. Ярослав сделал митрополитом знаменитого русского мыслителя и писателя Иллариона. Этот выдающийся пастырь в своих очерках отмечал религиозный подъем в сердце населения.

В традиционных летописях виднелось стремление осознать происходящее через обращение к прошлым событиям. Авторы этих памятников литературы прославляли не только великих подвижников, но и интересовались биографиями языческих князей.

Летописи основывались на исторической документации, устных преданиях и национальном фольклоре. Авторы использовали прямую речь, а также пословицы и своеобразные поговорки. В XII столетии монах по имени Нестор собрал все летописи в одно целое и озаглавил его «Повестью временных лет». Эта книга является главным источником нахождения информации по истории Древней Руси.

Автор «Повести временных лет» видел Русь с большой высоты

В быстро распространяющихся монастырских комплексах наблюдался прирост ученых, архитекторов, писателей и иконописцев. Из Византии приезжали профессионалы своего дела и делились знанием с русским народом. Отечественные мастера вскоре самостоятельно строили храмы, украшали стены, изумляя своих константинопольских учителей.

Ярослав, решив возвеличить столицу, построил в Киеве великолепный храм в честь святой Софии и Золотые ворота. Эти произведения искусства создавались русскими мастерами, переосмыслившими византийскую традицию на собственный манер.

На заметку! Первое празднование Крещения на Руси состоялось в 1888 г. Мероприятия, идея которых принадлежала К. Победоносцеву, проходили в Киеве. Перед торжествами заложили основание Владимирского собора.

Принятие христианства на Руси - важнейший шаг, коренным образом изменивший внутренний уклад и нравственную сторону жизни нашего отечества. Церковное видение позволило народу сплотиться вокруг единого Бога и получить знание о Его могуществе. Мудрые правители видели в крещении возможность улучшить положение государства, научиться создавать красивейшие храмы и иконы.

Документальный фильм о крещении Руси

В каком году было крещение Руси? Это событие является одним из важнейших в отечественной истории. Ведь оно не просто определило дальнейшее духовное развитие всего народа, но также и преобразило сам облик русского государства, задав последнему вектор геополитического развития на столетия вперед.

Перове появление христиан: в каком году было?

Крещение Руси вовсе не являлось одномоментным актом. Ему предшествовали долгие годы проникновения в эти земли христианских проповедников. Так, например, именно с их деятельностью связано возникновение письменности у славян. Ведь кириллица и

глаголица были разработаны греками конкретно для того, чтобы переложить для моравских славян священное писание на понятный им язык. Несколько позже этот алфавит дошел через Балканы и до русских территорий, где весьма прочно укрепился. Говоря о том, в каком году было крещение Руси, также не следует забывать, что еще до реформаторской деятельности Владимира в здешних землях было уже немало местных христиан. Самой известной из них, пожалуй, была бабка правителя-реформатора - знаменитая Точно известно, что в середине X века, еще до общегосударственного принятия православия, в Киеве появилась Правда, не известно точно, это в каком году было. Крещение Руси, таким образом, стало лишь логичным следствием многолетнего проникновения христианских идей и культурной эволюции самого общества.

Геополитические предпосылки

Кроме отмеченных причин, князь имел и более веские, чтобы провести эту реформу. Без сомнения, духовный поиск князя имел место. Однако всегда следует помнить о том, что Русь к середине X века превратилась в достаточно масштабное территориальное образование, объединив под своей властью значительные Для правителя должно было быть очевидным, что государству для процветания необходимы незримые нити, которые его скрепят. Что-то большее, чем просто военная сила дружины. Такими нитями в истории часто становилось создание единого чиновничьего аппарата, введение единых законов и правил, податей по всей территории страны. В случае Руси необходимо было навязать всей стране единых богов. Первой такой попыткой стало утверждение единого пантеона за несколько лет до крещения. Однако она потерпела крах. И взоры князя были обращены на самые популярные на тот моменты монотеистические религии: ислам и христианство. Широко известна история о том, что именно церковная служба православных греков впечатлила его больше всего. Выгодным было еще и по геополитическим причинам: оно буквально давало пропуск Руси в круг передовых западных государств того времени. Таким образом, Владимир перестал считаться для христианских правителей темным отсталым варваром и стал на одну цивилизационную ступень с ними. В практическом воплощении это позволило ему взять в жены византийскую принцессу.

Так в каком году крещение Руси состоялось?

В 988 г. христианизация восточных славян стала насильственным делом. Как свидетельствует летопись, население буквально силой загоняли в реку Почайну (приток Днепра в для совершения обряда. Конечно же, языческая вера еще долгие десятилетия и даже столетия сохраняла свое влияние. Более того,
многие местные божки вошли в православный пантеон русских в качестве святых, находясь там до сегодняшнего дня. Однако переломный момент произошел. Год крещения Руси стал стартом новой эпохи как для государства, так и для его населения. О политических выгодах для государства и самого князя уже было сказано. Не менее важным стало дальнейшее влияние христианства на становление трех восточнославянских народов, которые в тот момент окончательно обособились в отдельную нишу, одновременно став крайне близкими друг для друга. Крещение определило развитие цивилизационного облика русских на все последующие столетия. Буквально во всех сферах культуры отечественного средневековья - в живописи, архитектуре, литературе - очевидны византийские каноны.

Множеству исторических событий далёкого прошлого можно найти разные трактовки. “Повесть временных лет” - наиболее ранняя из дошедших древнерусских летописей начала XII века. Подвергается критике в силу продолжительного написания, большого числа редакций и противоречий со свидетельствами других работ. Но такое эпохальное событие, как Крещение Руси не могло затеряться в веках и составить впечатление от общей картины того времени все еще возможно.

Как происходило Крещение Руси – ранние попытки

Упоминания о первых христианских проповедниках на Руси начинаются уже в начале VIII века. Существует немало исторических данных, что в 860-869 годах варяжские князья Аскольд и Дир приняли крещение от епископа Константинополя, держа город под осадой. Но попытки распространить религию вызвали сопротивление народа, хранившему веру в старых богов. Даже в 967 г., когда правителем стала княгиня Ольга, официально принявшая христианство, Киевская Русь была страной язычества и воспринималась соседними государствами, как варварская. Князь Святослав Игоревич - сын Ольги и знаменитый полководец - также был язычником. В этой вере он и вырастил своих сыновей, среди которых был будущий креститель Руси - Владимир.

Будущий князь с ранних лет участвовал в военных походах и мало интересовался религией, тем более той, что запрещала прелюбодействовать и отвергающей насилие. По преданию, в каждом поселении он имел по любовнице, но страсть завоевателя была еще сильнее. Из-за нее и началась самая известная междоусобная война на Руси. Убийство своего брата Ярополка позволило Владимиру занять киевский престол и оказаться в центре мировых политических событий.

В конце Х в. византийский император Василий был вынужден искать помощи в подавлении мятежа, поднятого одним из военачальников. Он нашел поддержку в лице Владимира, который вместе с шеститысячным корпусом варяг помог одержать победу в сражении у Абидоса в современной Турции в 989 г. Дружбу Руси и Византии скрепила обещанная Владимиру возможность сочетаться браком с сестрой императора - принцессой Анной. Обещание неслыханное и тем более заманчивое: присоединиться к династии византийских императоров - самой могущественной семье мира, наследнице богатств Рима. Дело было за малым, мужем принцессы мог стать лишь православный князь.

Как происходило Крещение Руси – поиск истинного пути

Решение принять христианскую веру было нелегким. Сохранились свидетельства того, что Владимир приглашал в Киев кади - мусульманских учителей, проповедников и судей. Но исламские страны вели беспрерывные войны с Византией, а Багдад, ставший тогда центром исламского мира, был слишком далеко, чтобы союз с ним давал серьезные преимущества. Гораздо ближе был Хазарский каганат - государство с центром в городе Итиль, расположенном в районе современной Астрахани. Выгодное положение хазар позволяло им собирать дань с соседних славянских племен и получать часть добычи, пропуская набеги русских князей вглубь арабских земель. Возможно, это его и погубило: несмотря на свою былую силу, каганат был разграблен князем Святославом. Повесть временных лет говорит о том, что послы каганата не смогли убедить Владимира принять иудаизм, слишком слабым выглядел союзник. Центром христианского же мира была Византия с центром в Константинополе или Царьграде, как его знали от варяжских земель на севере до арабских на юге. Единоверный союз с Византией сулил Киевской Руси превращение в одну из главных сил западного мира.


Как происходило Крещение Руси

Причины последующих решений вызывают споры учёных. Некоторые источники говорят, что император Василий, не желая выдавать сестру за варварского князя, посылает вместо нее служанку. Когда обман был раскрыт, князь Владимир захватывает столицу византийской провинции Херсонес и выдвигает ультиматум: выдать принцессу Анну или следующим падет Константинополь. Принцесса прибывает вместе с христианским епископом, который и крестит Владимира, нареченного теперь Василием, вместе с большей частью его дружины. Перед отъездом князь выстроил в Херсонесе церковь.

Легенда гласит, что по возвращению в Киев, Владимир пустил гонцов по городам с требованием быть в назначенный день на берегу Днепра. Там он со священниками и провел этот исторический ход вдоль реки с последующим её крещением. День крещения Киевской Руси является памятной датой князя Владимира Святого и отмечается ежегодно 28 июля. Но переход народов Киевской Руси в христианскую веру не был внезапным и единовременным, ведь христианские общины существовали в Киеве со времен княгини Ольги, распространяясь по славянским землям. Лишь на протяжении 988-990 гг. крещение приняли все народы Киевской Руси.


К сожалению, нельзя сказать, чтобы хоть эпизод этих событий был чист и миролюбив. Слишком во многом прослеживается прагматизм правителей. Мировоззрение людей не менялось в одночасье, а потому им предстояли многие годы борьбы за свою веру. Но нельзя не отметить христианизацию, как один из этапов просвещения славянских народов. И тяжело не оценить её вклад на этом пути.

-балтийские и сармато -аланские божества. Владимиров посадник в Новгороде , Добрыня, также "постави Перуна кумир над рекою Волховом " , из чего предполагают что учинённое Владимиром преобразование языческого пантеона распространялась и на другие города Руси. Причиной этой т.н. "языческой" или "первой религиозной реформы" Владимира обыкновенно называют попытку объединить разноплеменное население русского государства путём создания какого-либо общепринятого синкретического религиозного культа.

Однако, уже вскоре после этой реформы, Владимир стал искать иную религию, причём привлёк к поиску и своих приближенных мужей. Историки часто рассматривают этот поворот в общем контексте обращения к единобожию - особенно к Христианству - который охватил соседние Руси страны. Согласно этому объяснению прежний мотив объединения и сплочения народа новой верой остался, но теперь Владимир решил оценить также и достоинства монотеистических учений. Согласно одному бытующему преданию , непосредственным толчком для новых исканий Владимира стала мученическая смерть бояр-христиан отца и сына Феодора и Иоанна , растерзанных языческой толпой за их отказ участвовать в публичном человеческом жертвоприношении после успешного похода Владимира на ятвягов в году.

Пользуясь сильной властью и высоким авторитетом как внутри так и вне своей державы, Владимир имел возможность совершить свободный выбор среди различных вер представленных в его окружении. Повесть временных лет говорит и приёме Владимиром четырёх посольств представителей разных учений: к нему являлись "болъгары веры Бохъмиче" (волжские булгары -магометане), "немьцы от Рима" (немцы -латиняне , "жидове козарьстии" (хазары -иудеи) и "грѣци" (греки -православные) в лице "философа." Согласно тому же источнику после бесед с послами Владимир, по совету дружины, отправил собственные посольства - чтобы "испытати... их службу " - в три из четырёх упомянутых религиозных центров: "в болгары," "в немьци" и "в греки." На деле, круг возможного выбора Владимира был несколько шире и включал:

  • Язычество - Несмотря на неудовлетворённость своей "первой религиозной реформой," Владимир мог пойти по пути дальнейшего реформирования язычества в свей стране. При наличии множества разнообразных культов и верований, основная масса племён Руси была при этом языческой, и путь внутренней синкретической реформы обещал наименьшее сопротивление. Примерами господствующего язычества для Владимира могли быть родственные русской элите варяги (скандинавы), среди которых язычество сохраняло сильные позиции несмотря на постепенное распространение Христианства; прибалты , у которых язычество оказалось наиболее живучим в Европе; а также такие степные народов как половцы .
  • Иудаизм - Большинство подчинённых русскому государству славянских племён ранее были данниками Хазарии , чья элита преимущественно принадлежала к иудаизму. Хазарское культурное влияние на Русь видно из того что и сам Владимир титуловался хазарским титулом "каган." Разгром Хазарии отцом Владимира Святославом не положил конец соседствующему с Русью каганату и, вероятно, подстегнул интеграционные процессы между расколотым хазарским и крепнущим русским обществом.
  • Ислам - Ко времени Владимира у русских имелся не только богатая история торговли с мусульманами, но и опыт управления мусульманским населением - как, например, во время захвата столицы Кавказской Албании , города Бердаа (ныне Барда) в - году. Ближайшим соседом Руси принявшим ислам на государственном уровне стала в году Волжская Болгария , почему волжские "болгары" и были наиболее значимым примером мусульман для русских того времени. При этом, арабский писатель аль-Марвази (+ ок. 1120) свидетельствует также о посольстве русского князя по имени "Владмир" в Хорезм , тоже в видах принятия ислама
  • Христианство - После язычества Христианство было, вероятно, наиболее широко представленной и хорошо известной верой на Руси времён Владимира. Православие имело безусловное первенство, но на Руси также видимо были известны такие ереси как:
  • Перспектива независимости. Если Римская Церковь неизменно вбирала новые земли в пределы единой поместной Церкви с папой во главе, Константинопольская Церковь не преследовала политику централизации столь жестко, что давало новообращенным народам возможность образования обособленного церковного удела. В годы Владимира, Болгарский Патриархат и, возможно, Абхазский Католикосат были примерами таких молодых самостоятельных образований.
  • Политическая конъюнктура - годов. Крещение Руси было непосредственно обусловлено чередой событий во многом продиктованных внешнеполитической конъюнктурой момента. Совокупность источников позволяет восстановить их хронологию следующим образом. После катастрофического поражения от болгар летом года Ромейская империя в году оказалась охвачена мятежом, возглавленным полководцем Фокой Вардой , вскоре объявившем себя императором. К концу года его войска стояли уже под стенами Константинополя и, ввиду смертельной опасности, нависшей над правящей Македонской династией, император Василий II отправил посольство на Русь к Владимиру с просьбой о помощи. Владимир согласился, но ценой брака на царевне Анне, родной сестре Василия. Константинополь был вынужден согласиться, выдвинув, однако, в качестве условия крещение князя. Владимир видимо принял крещение в начале года, причём его заочным крестным отцом стал сам император, в связи с чем великий князь и был наречен в крещении Василием. В том же году в Ромейскую империю было направлено русское войско, которое помогло успешно подавить мятеж. Однако, т.к. брак "порфирородной" царевны на "варваре " был неслыханным делом для ромейского императорского дома, отправка венценосной невесты видимо стала откладываться. Чтобы вынудить Константинополь сдержать свое обещание, Владимир осадил и взял ромейскую твердыню в Крыму, Корсунь (Херсонес Таврический, ныне в черте Севастополя), между апрелем и июлем года. Тогда император Василий был вынужден выполнить свое обязательство, царевна Анна прибыла в Херсонес, где и произошло ее бракосочетание с Владимиром Святославичем, по всей вероятности, в том же году.
  • Ход Крещения

    Вскоре по венчании, вероятно осенью или весной года, Владимир Святославич, поставив в Корсуни церковь святого Иоанна Предтечи , вернулся в Киев . Вместе с ним приехали его новая жена, греческая царевна Анна, а также духовенство - присланное в составе свиты царевны и приведенное из покорённого Корсуня. Повесть временных лет среди корсунян выделяет Анастаса , сподвижника Владимира в предстоящем Крещении Руси. Вдобавок в Киев были перенесены святыни из Корсуня - честная глава святителя Климента Римского и мощи его ученика святого Фивы, а также церковные сосуды, иконы, медные статуи и фигуры коней. Широко распространено мнение что в первичном массовом просвещении Руси принимали участие также миссионеры из Болгарии , имевшие, благодаря близости языка, наиболее прямой доступ к русским славянам.

    Возможно что Владимир предпринял первые шаги к общему насаждению Христианства в своей области ещё раньше, во время своего собственного крещения - согласно Иакову Мниху : "крестися Владимир сам, и чада своя, и весь дом свой святым крещением просвети " . Однако, согласно Повести временных лет, определяющие действия были предприняты по возвращении из Корсуни в Киев. Вначале Владимир повелел повалить языческих идолов - одних изрубить, других сжечь, а идол Перуна проволочь привязанного за хвост лошади, колотить палками, бросить в Днепр, и отталкивать от берега до тех пор пока не пройдёт пороги. Несмотря на печаль язычников, это было исполнено.

    Затем Владимир разослал посланцев по городу, властно призвать весь народ на Днепр: "Аще не обрящеться кто заутра на рѣцѣ, богатъ ли, убогь, или нищь, или работенъ - противникъ мнѣ да будеть ." Летопись объясняет согласие народа авторитетом победоносного князя и его приближенных мужей, вкладывая в уста киевлян такие слова: "аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояри прияли ." На следующий Владимир с духовенством вышли на Днепр, множество людей вошли в реку, и священнослужители соверишили над ними молитвы и таинство крещения , после чего народ разошелся по домам. Летопись подчёркивает радость, сопровождавшую Крещение - люди "с радостью идяху, радующеся ;" во время всеобщего крещения была "радость велика на небеси и на земли ;" а по крещении "Володимѣръ же радъ бывъ, яко позна Бога самъ и людие его ."

    После крещения киевлян, главными мерами Владимира по утверждению Христианства по всей своей земле были: строительство деревянных православных храмов на местах где стояли прежде языческие кумиры (таковой стала Киевская церковь святого Василия); строительство храмов и поставление священников по всем городам и сёлам государства, для приведения народа ко крещению; изъятие детей из лучших семей и определение их на книжное обучение. Вскоре Владимир начал строительство нового главного храма Русской земли - Киевской церкви Пресвятой Богородицы , для чего были призваны мастера-греки. Церковь была снабжена десятиной княжеских владений, духовенством и церковными предметами из Корсуни, а начальствующим при храме был поставлен Анастас Корсунянин - на деле, возможно, игравший центральную роль в управлении Церкви на Руси в первые годы по Крещении. При этом, была создана и более разветвлённая церковная организация для Руси - рамках Киевской митрополии при Владимире были учреждены несколько епископских кафедр: Новгородская , а также, вероятно, Белгородская , Черниговская , Полоцкая , Переяславская , Ростовская и Туровская . Предания свидетельствуют о первых святителях Русской земли - Михаиле Киевском , Иоакиме Корсунянине Новгородском , Феодоре Греке Ростовском .

    Сумма свидетельств указывает на то, что ход Крещения Руси при Владимире был мирным по сравнению с подобными массовыми деяниями среди саксов , венгров , норвежцев , поляков и ряда других народов Европы . По словам академика Д. C. Лихачёва: "Христианство было отвоевано у Византии под стенами Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против своего народа " . Известен лишь один документ - поздняя Иоакимовская летопись, чья подлинность поставлена под сомнение рядом исследователей - который говорит об использовании вооруженной силы для достижения массового крещения: именно, в случае крещения новгородцев княжеским посланником Добрыней . С другой стороны, в пользу версии о насильственном Крещении выдвигается позднейшее возмущение новгородцев языческими волхвами из-за голода в году. Археология также подтверждает особую напряженность принятия Христианства в Ногороде - только там обнаружено пепелище церкви, предположительно сожженной язычниками в конце века. Среди причин относительной быстроты и мирности реформы называют: предыдущие десятилетия христианской проповеди в городах Руси; низкий уровень развития ("неконкурентоспособность") славянского язычества, лишенного священных книг и оформившегося культа; понятность богослужебного языка (в отличии латинского в Западной Церкви) .

    В перспективе, рассматривающей Крещения Руси не как "единичное событие, для которого можно назвать определенную дату ," а как "сложный и очень многообразный процесс, длительный и прерывающийся, растягивающийся даже не на десятилетия, а на века " , последствия первичного Крещения при Владимире переплетаются с продолжением того же процесса Крещения Руси. Географически можно проследить поэтапное распространение Православия по Руси. Вначале Христианство распространялось главным образом близ Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода и финских племён, ижоров и корелов . Из Новгорода Xристианство перешло в Ростов и Суздаль , новая вера вскоре проникла ещё в Муром , Полоцк , Владимир-Волынский , Луцк , Смоленск , Псков и другие города. В общем можно сказать что, чем дальше от центрального водного пути "из варяг в греки ," тем Христианство было слабее и для своего торжества требовало ещё много усилий и даже мученичества. Духовным центром и основной "кузницей кадров" просветителей Руси скоро сделался ведущий монастырь страны - Киево-Печерская обитель . Успеху распространения Веры содействовало разделение Руси на уделы: князья разносили новую веру по своим уделам, и каждый стольный княжеский город становился местным центром Церкви, иногда и архиерейской кафедрой. Так, в Ростове борьба между язычеством и Xристианством продолжалась до подвижнического служения святителя Леонтия в веке; в Муромо-Рязанской земле распространение Xристианство долго встречало неодолимое препятствие, и пошло успешнее только в конце -начале XII века благодаря трудам благоверного князя Константина-Ярослава Святославича ; дольше всех из русских славянских племен держалось язычество у вятичей , просветителем которых явился в XII веке преподобный священномученик Кукша , погибший во время проповеди. С распространением Xристианство увеличилось число коренных русских миссионеров, труды которых оказались наиболее плодотворны в северных краях страны. Таким образом в XII веке благодаря трудам преподобного Герасима многие пришли ко Христу в Вологодском крае; в ту эпоху Православие распространяется среди заволоцкой чуди на Северной Двине; в Устюге ; на реке Вятке (после основания Хлынова, ныне город Киров); среди вотяков и черемис . В XIII веке христианами было занято всё течение Волги до Нижнего Новгорода .

    Последствия

    Главное последствие принятия Христианства народом Руси явил в себе самом его креститель, великий князь Владимир , став "из сладострастного и безудержного в своих страстях юноши святым мужем " - защитником и благоустроителем своей страны, милосердным судьёй, щедрым питателем больных и бедных, покровителем учения. Главный дар Христовой веры - возможность стяжания спасения , обожения , святости - ярко просиял в русском народе, со времён Владимира являвшему целые сонмы святых в каждом поколении. К началу XXI века поимённо в сонме святых Русской Православной Церкви прославлено больше святых чем какой-либо другой поместной Церкви мира. "Все области России, от Прикарпатской Руси (преподобные Моисей Угрин и Ефрем Новоторжский) до принадлежавшей недолгое время России Аляски (преподобный Герман), имели своих подвижников. Всякая страна в России, почти каждый значительный город имели свои святыни. [...] Всякое место, всякое наречие освятились служением Богу " - так говорил святитель Иоанн Шанхайский , явивший своим служением в Азии , Европе , Африке и Америке просветительскую роль Русской Церкви в уже мировом масштабе .

    Молитва святого Владимира при Крещении его народа - "Боже великый, створивый небо и землю! Призри на новыя люди своя, вдай же имъ, Господи, увѣдити Тебе, истеньнаго Бога, якоже увидиша страны крестьяньскыя, и утверди у нихъ вѣру правую и несъвратну, мнѣ помози, Господи, на супротивнаго врага, да, надѣюся на Тя и на Твою державу, побѣжаю козни его !" - выразила три основных чаяния крестителя Руси: познание Бога , верность Православию , борьба со злом . Благодаря Крещению Руси, эти путеводные направления стали определяющими для множества духовных детей и наследников святого Владимира, составив новый идеал, приникавший в различные сферы личной, общественной и государственной жизни русского народа. Воззрения, уклад и быт складывались под влиянием церковных правил. Церковь укрепляла освященную Богом христианскую семью - "малую церковь," - разрывая племенной союз, упраздняя многоженство и обычай умыкания невест. Государственные законы согласовались с канонами, причём церковный суд получил параллельное действие по всей земле: государство ведало преступлениями, а Церковь - иными грехами . Стремлением к служению Богу отличалась умственная и духовная жизнь. Почти все стороны культурной жизни получили своё начало от жизни церковной и развивались под влиянием Церкви. Даже внешняя политика России нередко выражала её духовный облик. Многочисленные попытки совратить русских на пусть иной веры - в первую очередь римо-католической - раз за разом терпели крах. Соответственно, когда Россия всё же массово отступилась от основоположных заветов Владимира в веке, её постигли беспримерные бедствия.

    Крещение произвело переворот в жизни Руси - это был разрыв, национальное самоотречение, перелом в сторону добра. При этом, характер обращения Руси обусловил то, что прежние нравственные устои бытовой и трудовой этики сохранялись и преображались в свете Христианства постепенно. Так, в "Поучении" благоверного Владимира Мономаха "ясно проглядывает слияние языческого идеала поведения князя с христианскими наставлениями " ; большой пласт крестьянской культуры вплоть до последних веков свидетельствует о такой постепенной внутренней христианизации языческих обычаев. Для осмысления сопряжения христианского и языческого на Руси было выдвинуто множество концепций - постепенная христианизация (наряду с отмиранием) языческих обычаев и обрядов; две культуры : дневная и ночная ; синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций ; "двоеверие "; и т. д.

    Различные исследователи сходятся в оценке Крещения Руси как отправной точки в истории русского народа . Учение Христианства открыло сознание единства человечества, общей истории рода людского, и участия в этой истории всех народов - одним из которых отныне выступил русский. Через Крещение русские выходили из разряда "варваров " и вступали в уже сложившийся круг связей и воздействий. Русские вошли в семью христианских народов на равных, о чём можно судить, например, по многочисленным династическим бракам между русскими и европейскими правящими домами; по множеству упоминаний о России в литературе христианских стран начиная с эпохи Крещения. Этот выход на мировую арену способствовал тому, что разъединенные племена, составлявшие державу Владимира, с принятием Христианства почувствовали свое единство. Впоследствии сознание единства усиливалось тем, что вся Русь, зачастую политически раздробленная, в церковном отношении веками была объединена в одну митрополию . Церковь оказала величайшее влияние на объединение Руси в одно государство, т.к. не только славянские, но и другие племена, с распространением среди них Православия сливались воедино с русским народом. Умиротворяюще воздействуя во время междоусобий, Церковь внушала сознание, что русский народ, принявший Крещение от Владимира, - един. Ключевая роль государственной власти в Крещении Руси с одной стороны, и сила воздействия Церкви на исторические события России с другой стороны, сделали почти невозможным отделение истории Русской государственности от истории Русской церковности. Вплоть до века верховные правители Руси правили не "по воле народной," а "Божией Милостью," держа ответ перед Творцом.

    После Крещения Православие заняло столь определяющую роль в культуре народа, что, согласно расхожей оценке, "история русской культуры начинается с Крещения Руси" . Ряд исследователей выделяет словесность как наиболее важную сферу культурного воздействия Крещения - так, академик Лихачёв писал что "та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией , - это самое важное, что дало Руси крещение " . Выход на мировую арену соединился с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, сформированного на христианских ценностях, с обширным объёмом текстов в близкой славянской идиоме. Новый язык высокой культуры, постепенно принимавший восточнославянскую лексику и орфографию, стал средой для первого расцвета русской словесности в форме летописей и проповедей, подобно выдающимся Повести временных лет и Слову о законе и благодати . После Крещения "учение книжное" стало предметом государственной заботы, а монастыри - главными центрами учёности. В результате Русь быстро стала высокограмотной страной для своего времени. Русская книжность столь прониклась христианским духом, что от влияния его не могли вполне освободиться даже те писатели позднейших времен, которые ставили себе в задачу борьбу с церковным учением.

    Особое значение красоты как проявления Божия, отраженное в летописном сказании о выборе веры, способствовало всплеску искусств после принятия Православия. Не только литература, но также изобразительное искусство, музыка, а в значительной мере и архитектура Древней Руси оформлялись в под определяющим влиянием Христианства. "Примат художественного начала в церковной и государственной жизни" выразился в возведении грандиозных соборов, на века занявших центральное место в стольных городах Руси - София в Киеве , София в Новгороде , Спас в Чернигове , Успенский собор во Владимире и т. д. Уже в веке Русь превзошла всех своих соседей, кроме Ромейской империи , по величию своей архитектуры и по искусству живописи, мозаики, прикладному искусству. Особое место иконописи в формирующейся русской православной культуре обусловило появление таких всемирных вершин богословия в красках, как образы преподобного Андрея Рублёва .

    Память и празднование

    Иконописные изображения Крещения Руси известны не позднее XVI века. В цикле жития равноапостольного Владимира на иконе середины или 3-й четверти того века из Вологодской церкви Рождества Богоматери есть клейма со сценами отправления послов для выбора веры, похода на Корсунь, Крещения и прозрения самого Владимира, перенесения мощей святителя Климента в Киев, истребления кумиров, Крещения киевлян, поставления церквей . Также с середины XVI века в монументальной живописи появились краткие циклы жития равноапостольного Владимира с изображениями основных событий, связанных с Крещением Руси. Наиболее ранние из них принадлежат к украшениям кремлевских построек эпохи царя Иоанна IV Васильевича : в составе росписей Золотой палаты и в лоджии Архангельского собора .

    С внедрением живописи западного стиля, стали появляться работы о Крещении Руси в "академическом" стиле, как картина С. Тончи "Крещение Руси при св. князе Владимире" из Владимирского Успенского собора ( - годы) . С XIX века изображения святого Владимира стали всё более расхожими в росписи крупнейших соборов России и сцены Крещения Руси стали писаться всё чаще.

    В символической столице торжеств, Киеве , можно говорить о целой неделе празднеств, приуроченных к чествованию юбилея. Туда стекалось множество паломников, прибыли обер-прокурор Синода, архиереи Русской Православной Церкви, председатель Славянского благотворительного общества Н. П. Игнатьев, депутации русских городов (наиболее представительной была делегация из Нижнего Новгорода). На торжествах присутствовали два предстоятеля поместных Православных Церквей: Сербской и Черногорской , а также представители Болгарии , Румынии , Австро-Венгрии (из Чехии и Галиции), Абиссинии , японских и курдских христиан. Среди наиболее важных событий на торжествах в Киеве было открытие 11 июля памятника Богдану Хмельницкому по проекту петербургского скульптора Михаила Микешина.

    Юбилей девятисотлетия Крещения Руси дал мощный толчок возвышению почитания крестителя Руси, равноапостольного Владимира , сделанного главным символом всероссийского торжества. В честь крестителя Руси по всей стране строились новые и реставрировались старые Владимирские соборы, писалось множество икон, печатались тысячи житий святого князя. Так, в том году соборы во имя равноапостольного Владимира были построены в Воронеже , в Иркутске и в других городах. Публикации, вышедшие в честь девятисотлетней годовщины крещения Руси, сосредоточивали основное внимание на личности святого Владимира и истории принятия им Православной веры. Специально в честь внушительной годовщины было написано популярное житие Крестителя Руси, напечатанное значительным тиражом и повсеместно распространенное . Личность Владимира оказалось в центре внимания и существенного количества церковной публицистики (опубликованные церковные проповеди, слова и наставления духовных лиц).

    Девятисотлетие Крещения Руси вызвало большой отклик и за границей Российской империи . Его отмечали в большинстве балканских стран, а также в православных миссиях по всему миру. При этом единственное поздравление с юбилеем от представителей Западных христианских церквей пришло от английского архиепископа-англиканина Эдуарда . Завершающей границей юбилейных торжеств можно обозначить начало августа, то есть время после окончания недели киевских торжеств: именно тогда вышли последние газетные комментарии, посвященные этому событию.

    Грандиозными религиозными церемониями, привлекавшими к себе внимание огромных масс народа, девятисотлетняя годовщина Крещения Руси способствовала усилению церковного воздействия на общество, что видно из свидетельств об общественном отклике на торжества . Юбилейная интерпретация древних рассказов убеждала в миролюбивости Крещения, представляя это как доказательство особенной привязанности русского народа к своим правителям; основой отношений между русским правителем и его народом представлялась принятая князем Владимиром единая Христианская вера. Символика исторически сложившегося и укреплявшегося за века союза государства и Церкви была призвана утвердить в мысли об отсутствии необходимости в каких-либо государственных изменениях. Юбилейные празднования стали крупнейшим общественным событием своего времени в Российской империи , самым значительным актом самовыражения власти в правление императора Александра Александровича .

    Одним из долгосрочных последствий празднеств можно считать всплеск академических исследований круга вопросов связанных с Крещением Руси. В начале века появилось сразу несколько важных работ на эту тему, включая труды Е. Е. Голубинского , А. А. Шахматова, М. Д. Приселкова, В. А. Пархоменко, В. И. Ламанского, Н. К. Никольского, П. А. Лаврова, Н. Д. Полонской и многих других. Тема эта оказалась во многом "забытой" в России лишь с наступлением революционных потрясений и распадом былой империи.

    Многочисленная русская эмиграция, хлынувшая из страны после распада Российской империи и захвата власти большевиками , стала вскорости массово переоценивать свои ценности и возвращаться к церковной жизни. В этой связи в зарубежье среди эмигрантов празднования дня святого Владимира и связанное с ним воспоминание о Крещении Руси стало обретать всё большее значение.

    Церковные торжества были определены на неделю с 5 по 12 июня - на Неделю всех святых в земле Российской просиявших . За месяц до начала празднования в столицу СССР со всего мира начали съезжаться журналисты, освещавшие немыслимое ранее событие - 29 апреля впервые после года предстоятель Русской Церкви имел встречу с государственным правителем СССР, причём генсек ЦК КПСС Михаил Горбачёв оценил Крещение Руси как "знаменательную веху на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности " и пообещал патриарху Московскому и всея Руси Пимену отменить акты и законы, враждебные Церкви. На празднества в СССР прибыли делегации из более чем ста государств.
    Основные торжества начались 5 июня и длились неделю. Гигантские крестные ходы и величественные богослужения проходили во многих городах страны: Москве , Ленинграде , Киеве , Владимире , Новосибирске . С 6 по 9 июня в Троице-Сергиевой Лавре прошёл Поместный Собор . В столичном Большом театре прошёл торжественный акт и праздничный концерт. Кульминацией торжеств 12 июня стало сослужение в Даниловом монастыре многочисленных православных иерархов со всего мира, причём литургию совершили патриархи Антиохийский Игнатий IV , Иерусалимский Диодор , Московский и всея Руси Пимен , всея Грузии Илия II , Румынский Феоктист , Болгарский Максим , а также архиепископ Кипрский Хризостом . 14 июня празднования переместились в Киев , где открылись торжественным актом в Театре оперы и балета им. Шевченко, на следующий день продолжились литургией во Владимирском кафедральном соборе , а в последний день торжеств десятки тысяч участников стали свидетелями первого за почти тридцатилетний период богослужения в Киево-Печерской Лавре . В дальнейшем в течении всего года по стране проходили события приуроченные к памятной дате.

    Главным итогом торжеств стал мощный импульс к возрождению церковной жизни в СССР . Торжества широко расцениваются отправной точкой Второго Крещения Руси - массового возвращения людей в Церковь по всему СССР. Этот процесс подчеркнул разложение безбожной идеологии, одного из главных столпов советского государственного порядка. После распада Советского Союза в году постепенно возрождающаяся Русская Православная Церковь сделалась одной из главных скреп постсоветского пространства.

    Современный этап

    С 2000-х годов празднование Крещения Руси в странах-наследницах СССР - в первую очередь на Украине , в России и в Белоруссии - постепенно стало обретать регулярный характер. В конце года при Киевской Голосеевской обители была создана Международная общественная организация "День Крещения Руси," в которой было положено объединению деятелей науки и культуры, представителей деловых кругов и общественности, духовенства и интеллигенции с заявленной целью подготовки и проведения ежегодного праздника Дня Крещения Руси . Пробным мероприятием организации стал концерт на Певческом Поле в Киеве , собравший в августе года более ста пятидесяти тысяч человек, к которым с праздничной сцены обратился предстоятель Украинской Православной Церкви, митрополит Владимир (Сабодан) .

    Видео

    • Фильм митр. Волоколамского Илариона (Алфеева) Второе Крещение Руси , 2013:

    Молитвословия в день воспоминания Крещения Руси

    Тропарь, глас 8

    Благословен еси, Христе Боже наш, / землю Российскую Крещением просветивый, / людем ея низпослав Духа Святаго, / ихже и ко спасению приведый, // Человеколюбче, слава Тебе.

    Кондак, глас 3

    Днесь земля Русская предстоит Богу / и плод святаго Крещения Ему приносит, / Ангели, радующеся, славословят, / и вси святии с Богородицею, ликующе, поют: / Христос воцарися, Христос прославися. / Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, // Боже наш, слава Тебе.

    Молитва на молебне в память 1000-летия Крещения Руси

    Триипостасный Боже, Отче Вседержителю, Сыне Единородный, Спасителю мира, и Душе Святый, просвещаяй и освящаяй племена и народы! Иже и владыку земли Русския, князя Владимира к свету истинныя веры наставивый, и тем всю страну нашу Крещением просветивый, и сонмом святых, яко пресветлым звездам, небо Церкве Русския украсившим, возсияти даровавый! И нам, смиренным и недостойным чадом их, ныне предстоящим славе Твоей и благодарственное молебное пение приносящим в сей тысящелетный день Крещения Руси, великую милость даровавый, еже славити, хвалити и благодарение приносити Тебе за вся благодеяния, бывшая на Руси от лет древних и до ныне. Призри на ниву Твою, Церковь Святую, и на отечество наше, приносящих Тебе, якоже прекрасный плод спасительнаго сеяния Слова Твоего, лики святых. Тии бо послужиша людем своим верою, надеждею и любовию, образом слова и жития указующе нам путь к совершенству по заповеди Христовой: будите убо совершени, якоже и Отец ваш Небесный совершен есть. Сохраняюще сие святое наследие их, молимся Ти, Жизнодавцу: спаси и помилуй нас, мир миру Твоему даруй и всему созданию Твоему, егоже по грехом нашим сыны века сего обдержат страхом смерти. Вемы бо, яко не хощеши смерти грешников, но еже обратитися и живым им быти; призри на нас, во гресех пребывающих, отврати гнев Твой, праведно движимый на нас, даруй нам покаяние и Твоим неизреченным милосердием помилуй нас. Приими молитвы и труды наша, о умножении любве среди всех людей мира сего. Землю Русскую огради, власти умудри, вся утеши и обрадуй, Церковь Твою возрасти, достояние Твое соблюди, мужи и жены, и младенцы благодатию просвети, и вся люди Твоя в Православии и благочестии утверди молитвами Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и Всех святых, в земли нашей просиявших, да в единении веры и любве славим Тя, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

    Через неделю исполнится год историческому событию - возвращению Крыма в состав России. Многие с предвкушением ждут всенародного праздника, что вспомнить, действительно, - как это было. Как народ Крыма практически единодушно высказал желание вернуться «в родную гавань» и, тем самым, избежать политических репрессий и террора со стороны захватившей власть в Киеве проамериканской киевской хунты.

    Наверное, не раз говорил наш Президент о том, что Крым для России - это значимая часть нашей истории. Именно в Крыму князь Владимир принял крещение. Тем самым предопределив историческое развитие Святой Руси. Старший брат моего дедушки, Сергей Алексеевич Беляев, руководил экспедицией Академии Наук СССР, которая во второй половине XX века занималась раскопками в древнегреческом городе Херсонес (район Севастополя). Хочу обратить ваше внимание на его публикацию, прочитав которую, вы узнаете, какие исторические открытия были совершены на месте раскопок.

    Об авторе: Сергей Алексеевич Беляев – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, участник в раскопках в Херсонесе с 1961 года, в 1972–1984 годах руководил экспедицией АН СССР в Херсонесе. Публикация подготовлена в рамках проекта РГНФ.

    Весь мир чтит места в Святой земле, освященные жизнью, страданиями, крестной смертью и Воскресением Спасителя. В каждой стране есть свои места, освященные основателями христианской веры. Много таких мест есть и на Руси, но как бы мы внимательно ни смотрели в списки святых мест, почитаемых на Руси, увы, не найдем того, которое для всех православных, в особенности для русских, должно было бы быть самым дорогим, – ту купель, в которой святой и благоверный князь Владимир принял святое крещение, ибо об этой купели можно сказать: здесь началось крещение Руси, через эту купель Русь и русский народ получили благодать Святого Духа.

    Кафедральный храм во имя апостола Петра и крещальня – место крещения князя Владимира (современное состояние). Фото Олега Макарова

    Выбор вер

    Летопись сохранила только основные вехи этого трудного пути. Это – крещение Аскольда и Дира, поход Бравлина и его крещение, личное принятие христианства княгиней Ольгой, реставрация язычества князем Владимиром… Но это лишь вехи, свидетельствующие о большой внутренней напряженной работе целого народа. Этот долгий путь завершился в 988 году – личным крещением князя Владимира и последовавшим за ним крещением киевлян. Выбор был сделан, путь для развития страны определен.

    Как свидетельствует летопись, перед князем Владимиром и его окружением действительно был выбор (выбор вер). Принятие любой другой из них могло направить историческое развитие страны по совершенно другому руслу. И теперь, оглядываясь назад, можно сказать смело, что выбор, сделанный князем Владимиром, был наиболее мудрым из всех возможных тогда решений. Выбор, сделанный князем Владимиром, его ближайшим окружением и народом в целом вот уже на протяжении тысячи лет позволил выработать и сохранить свое национальное самосознание и культуру, устоять во многих испытаниях.

    И, конечно, очень бы хотелось знать, где, как и когда произошло это событие, в котором сфокусированы многовековые искания всего народа. То место, где князь Владимир был крещен, должно быть объявлено и почитаться как одна из самых почитаемых и оберегаемых святынь нашего народа. Если мы чтим поле Куликовской битвы, место Бородинского сражения, то тем более должны чтить место принятия христианства князем Владимиром, ибо здесь были заложены основы всех последующих успехов во всех областях жизни, именно здесь при совершении таинства Крещения и последовавшего за ним венчания князя Владимира были заложены основы русской государственности.

    Крещение князя Владимира именно в Корсуни, в Херсонесе, имеет глубоко символическое значение. Даже если бы не было достоверного свидетельства летописи, можно было бы твердо говорить о том, что оно могло произойти только здесь и больше нигде. Херсонес – Корсунь – пограничье между Византией и Русью, город, переживший, впитавший в себя и сохранивший древнюю античную цивилизацию в формах византийской культуры. И крещение здесь, именно в Херсонесе, князя Владимира символизирует передачу, переход этой культуры, этой цивилизации на Русь. «Повесть временных лет» такими словами описывает эти события:

    «И повелел крестить себя. Епископ Корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира, когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви св. Василия, а стоит церковь та в г. Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а Царицына палата – за алтарем. По крещении же Владимира привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, ныне же говорят – в Васильеве, а другие и по-иному скажут».

    Посреде града

    Уже в XVIII веке было установлено, что Корсунь русских летописей – это древнегреческий город Херсонес, расположенный в юго-западной части Крыма. Первые раскопки в Херсонесе были произведены в 1827 году. Этими раскопками были открыты, в частности, три византийских храма, один из них – в топографическом центре городища. А так как в летописи церковь, в которой князь Владимир был крещен, обозначена как стоящая посреди града, а слово «посреде» было воспринято только в буквальном смысле, то и отождествление летописного и реального храма возражений не вызвало, тем более что такое толкование уже имело определенную традицию.

    Желание искать храм в центре городища основано на словах летописи, что церковь эта находилась «посреде града», и такое понимание появилось еще в конце XVIII века. Оно было впервые высказано Габлицем – это место представлено на его плане в виде холмика в центре херсонесского городища (Айналов Д.В. Развалины храма. Памятники христианского Херсонеса. Вып. 1. М., 1985. С. 46–48). После раскопок храма в центре города такое мнение развил Н.Н. Мурзакович – видный специалист по Северному Причерноморью середины XIX века. Он, описывая раскопанную более или менее в центре Херсонеса церковь, задавался вопросом, «не здесь ли крестился князь Владимир?» (Мурзакевич Н.Н. Поездка в Крым // Журнал Министерства народного просвещения», 1837. Кн. III. С. 647–648). У последующих авторов знак вопроса исчез и получилось – «здесь крестился князь Владимир».

    Так был «решен» вопрос о месте крещения князя Владимира. По предложению епископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) на «месте крещения» в 1861 году был заложен огромный новый собор, который строился по проекту архитектора Д. Грима. Возведение собора это мнение закрепило, материализовало, и с тех пор оно вошло в обиход. Византийская церковь сохраняется на первом этаже собора как музейный экспонат, как реликвия. Нашли в ней и «купель», которая, по свидетельству А.Л. Бертье-Делагарди, являлась сдвоенной могилой (Бертье-Делагарди А.Л. Раскопки Херсонеса. МАР 12. СПб., 1892. С. 45).

    Камнем преткновения для всех исследователей является употребление в летописном тексте для определения местоположения церкви, где князь Владимир крестился, слова «посреде». Обычно слово «посреде» понимают как указание на топографический центр города, на его середину. Только этим обстоятельством можно объяснить поиски храма, в котором князь Владимир крестился, в центре Херсонеса и отождествление с ним обычной рядовой церкви.

    Картотека Института русского языка РАН, в которой собраны сотни примеров употребления этого слова в Древней Руси, дает первичное, основное значение слова «посреде» – среди, внутри чего-то. Применительно к нашему летописному тексту слово «посреде» означает «внутри города», «внутри городских стен», «в городе».

    В поисках баптистерия

    Военный инженер и археолог-любитель А.Л. Бертье-Делагард в 1892 году определил найденную в Херсонесе постройку как баптистерий (или крещальню).

    К настоящему времени в Херсонесе раскопано, включая небольшие, которые обычно называют часовнями, несколько десятков храмов разных эпох. Возможно, что их число приближается к 100, учета и инвентаризации раскопанных храмов не ведется. Для понимания архитектурного памятника и уяснения летописного текста важны следующие особенности совершения крещения в ту эпоху.

    Таинство крещения мог совершать только епископ. Это особенно характерно для ранней эпохи, но оно удержалось довольно долго. Рядовой священник мог совершать крещение в исключительных случаях, имея на то специальное разрешение епископа и выступая в данном случае как его представитель. Это правило действовало и в XIII–XIV веках, о чем свидетельствуют, в частности, и документы из Крыма.

    О том, что таинство крещения над князем Владимиром совершил именно епископ, прямо свидетельствует летописный текст, процитированный выше. Поэтому крещение совершалось только в тех храмах, где был свой епископ, то есть в кафедральных соборах, причем не в самом храме, а в особом, специально построенном здании, непременной особенностью которого является наличие купели. Такое здание на греческом и латинском языках называлось баптистерием, а по-славянски и по-русски – крещальней.

    Есть уникальные свидетельства о том, как должен выглядеть кафедральный храм Херсонеса. Это тексты, в которых описывается открытие равноапостольным Кириллом святых мощей третьего епископа города Рима, ученика апостола Петра, отправленного в ссылку в Херсонес и мученически окончившего здесь свою земную жизнь в 101 году от Р.Х. После обретения святые мощи были положены в кафедральный храм Херсонеса. В другом тексте этот кафедральный храм назван basilica maior, то есть большой или главной базиликой.

    Таким образом, чтобы найти в Херсонесе тот конкретный храм, в котором князь Владимир принял святое крещение, нужно установить, который из раскопанных храмов является кафедральным. Причем известны признаки, по которым можно будет выделить этот храм из всех остальных храмов Херсонеса. Этот храм должен являться по своим архитектурным формам базиликой, и эта базилика должна быть большой и при ней должна находиться крещальня.

    Еще в 1853 году граф А.С. Уваров открыл самую большую в Херсонесе базилику. Как оказалось впоследствии, в 1853 году была раскопана только центральная часть этой базилики. Раскопки, проведенные в последующие годы, позволили воссоздать облик этого уникального храма полностью.

    В 1876–1877 годах Одесское общество истории и древностей, продолжая исследование участка уваровской базилики, открыло к югу от нее здание необычной для христианской архитектуры Херсонеса формы. Это здание центрической композиции, по архитектурной форме – октагон (восьмиугольник) с тремя экседрами (полукруглыми нишами). Здание имело купольное покрытие. Внутри, в центре него, – вырубленная в скале купель.

    Долгое время постройка вообще оставалась непонятой и воспринималась как рядовая церковь, хотя отсутствие алтарной части, наличие купели резко выделило ее из всех других христианских храмов Херсонеса. И только в 1892 году военный инженер А.Л. Бертье-Делагард, который занимался археологией как любитель, привлекая аналогии из Равенны и других византийских центров, определил названную постройку как баптистерий (или крещальню). Тогда же он высказал предположение, что крещение князя Владимира, если оно происходило в Херсонесе, могло быть совершено только в этом баптистерии.

    Его мнение, однако, не было услышано и местом крещения князя Владимира совершенно бездоказательно считалась церковь под новым собором.

    Уваровская базилика не только самый большой христианский храм Херсонеса, но и самый сложный по своей архитектуре и своей структуре. Длина уваровской базилики – 96 м с атриумом, 54 м без атриума, ширина – 38,5 м со всеми галереями и 23 м без галерей. В Херсонесе раскопано около 1012 ранневизантийских храмов, но ни один из них ни по своим размерам, ни по каким-либо другим признакам не может идти ни в какое сравнение с этой базиликой. По своим размерам и по структуре она стоит в одном ряду с базиликами в столичных и самых значительных городах Византийской империи.

    Ансамбль этот занимает площадь, равную двум большим городским кварталам. По составу наполняющих его зданий, по композиции и планировке и, наконец, по размерам он полностью соответствует тем памятникам, которые хорошо изучены во многих византийских городах и известны как «епископские центры» или «епископские кварталы». Кроме храмов такие кварталы включали дом епископа, который считался не только его жильем, но и его, говоря современным языком, канцелярией, офисом.

    Но, бесспорно, самым важным, самым интересным для решения поставленной задачи является наличие в этом ансамбле крещальни, баптистерия. Причем она – единственная в Херсонесе, второй крещальни ни при одном из храмов Херсонеса нет, а их – разных архитектурных форм – раскопано свыше 20, не считая многочисленных внутриквартальных часовен.

    Крещение – в Херсонесе

    Кафедральный храм Херсонеса во имя апостола Петра. Вид с запада. Реконструкция С.А. Беляева, исполнение А. Рымшина.

    Все эти сведения были приведены для того, чтобы показать, что по обычаям и литургической практике того времени крещение князя Владимира не могло быть совершено в любом храме Херсонеса, а при наличии крещальни около епископского храма Херсонеса – только в ней.

    Помимо литургической и обрядовой стороны на это указывает и торжественность момента: по свидетельству летописи, для крещения князя Владимира и для венчания его с царевной Анной, которое должно было совершаться в самом кафедральном храме – Уваровской базилике, специально прибыли из Константинополя священники и императорские чиновники высшего ранга.

    Итак, решаемся утверждать: крещение князя Владимира имело место в Херсонесе и было совершено в крещальне, расположенной около Уваровской базилики, и только там.

    Осталось рассказать об устройстве крещальни и о том, где происходило таинство крещения и миропомазания. Есть основания полагать, что крещальня, которая сохранилось до наших дней, и купель, в которой князь Владимир был крещен, есть именно та крещальня, которую, согласно Житиям херсонесских епископов, построил епископ Капитон около 325 года, то есть при императоре Константине Великом. Такой вывод позволяют сделать два обстоятельства.

    Во-первых, крещальня построена непосредственно на скале и построек более раннего времени на этом месте не обнаружено. Во-вторых, в стенах крещальни, которые местами даже до наших дней сохранились на высоту свыше 4 м, не обнаружено следов перестроек, вся кладка на всю высоту однородна.

    Основное здание – купольной конструкции. По наружным формам приближается к октагону. Внутри – три экседры, восточная по размерам больше остальных, северная и южная примерно равные. В центре здания вырубленная в скале купель круглой формы глубиной 0,74 м. Из купели идет на север вырубленный в скале канал, выводящий из нее за пределы крещальни воду. На дне купели в скале высечен в рельефе крест.

    По описанию первых исследователей памятника, при его первом раскрытии вверху были обнаружены фрагменты штукатурки с росписью, а несколько тысяч найденных тогда кубиков мозаики свидетельствуют о том, что купол был украшен мозаикой с изображением звездного неба. Еще в начале XX века сохранялись мраморные ступеньки, ведущие в купель, а находящийся на ее дне крест также был выложен мрамором. Внутренние стены были облицованы разноцветной мраморной плиткой. Удалось установить систему ее расположения, и сейчас ведется работа по ее графической реконструкции.

    С севера и юга к октагону примыкают две постройки, которые всеми исследователями интерпретировались как нечто обособленное от собственно крещальни и с ней не связанное. Как правило, их постройка относилась или к более раннему или к более позднему времени, чем центральное купольное. Во всех без исключения изданиях, где на планах помещалась крещальня, показан только октагон. Работы херсонесской экспедиции 1984 года позволили прийти к новому восприятию памятника. Они показали, что обе постройки являются органической частью целого крещального ансамбля.

    Таким образом, еще раз можно повторить, что крещение князя Владимира могло быть только в крещальне около Уваровской базилики. И такой памятник должен занять достаточное и подобающее ему место среди других такого же значения памятников.

    mob_info