Житие преподобной марии египетской. Мария Египетская: иконография и образы в монументальной живописи

Эта святая считается покровительницей кающихся женщин. Если говорить о том, в чем помогает Мария Египетская, то считается, что она способствует получению истинного прощения. Но, для того чтобы просьба действительно была исполнена, необходимо соблюдать некоторые правила.

В чем помогает святая Мария Египетская?

Как уже было сказано выше, у этой святой следует просить истинного прощения за свои проступки. Для того чтобы действительно получить прощение за свой поступок, следует выполнить некоторые действия. Покой в душе, умиротворение, а также избавление от чувства вины за содеянное не придут сами по себе. Придется действительно потрудиться, а уж силы на это даст эта святая, вот в чем еще помогает икона Марии Египетской.

Считается, что при желании действительно загладить свою вину, следует найти этой святой и прочитать перед ней специальную молитву, конечно, предварительно поставив свечу. Просить у нее стоит сил на то, чтобы сделать все возможное для уменьшения последствий своего поступка. Но и это еще не все. Люди полагают, что, только начав действительно делать что-то для обиженных вами людей, можно получить содействие этой святой в получении прощения. Ну а силы на это найдутся благодаря чудодейственной силе этой святой. Вот чем действительно помогает икона Марии Египетской.

Только после искреннего раскаяния и действий по минимизации последствий своего проступка или необдуманных слов, можно ожидать того, что человек получит прощение истинное, то есть божье. Иначе, ничего не получиться.

Так ли это на самом деле, решать должен каждый сам для себя. Но в любом случае, и религия, и говорят о том, что избавиться от чувства вины можно лишь искренне раскаявшись и постаравшись сделать все, чтобы уменьшить вредоносные последствия.

Сегодня, 14 апреля, церковь чтит память великой святой! Мария Египетская — одна из самых почитаемых святых среди православных христиан. Узнайте больше о преподобной Марии Египетской из подготовленного материала ниже! Приятного и полезного чтения!

Житие Марии Египетской

Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.

Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.

Храм Воскресения Христова, Иерусалим

Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.

Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.

Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.

Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз - идущей через реку Иордан, как по суше.

Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было, приблизительно, в 521 году.

Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния.


О чем чаще всего молятся преподобной Марии Египетской

Марии Египетской молятся о преодолении блудной страсти, о даровании покаянного чувства и во всяком обстоянии.

Молитва Марии Египетской

О великая Христова угоднице, преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребывающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли, спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающии. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящим — утешение, недугующим — исцеление, падшим — возстание, заблуждщим — укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам -заступление и отшедшим от сего жития — вечное упокоение, всем же нам в день страшнаго Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии мира услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.

Видео фильм о святой Марии

Использованы материалы: сайт Pravoslavie.ru, YouTube.com; фото — А. Поспелов, А. Ельшин.

В Церкви Мария Египетская является образцом совершенного истинного покаяния, именно поэтому преподобную особенно часто вспоминают Великим постом, пятая неделя которого и носит её имя. Богослужение утрени четверга этой недели получило в народе название «Мариино стояние», так как на этой службе читается житие преподобной Марии, разделяемое пением Великого канона Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона святой. Тропари канона преподобной мы также можем слышать в среду и четверг первой седмицы Великого поста во время чтения Покаянного канона. Память Марии Египетской, празднуемая 1/14 апреля, также часто выпадает на время поста.

Жизнеописание

Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V -начале VI столетия. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она ушла из своего дома в городе Александрии и увлеклась порочной жизнью. Такой жизнью она жила 17 лет. Однажды Мария попала на корабль, направляющийся в Святую Землю, где также не оставляла своих греховных занятий. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова. Люди толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой силой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут она поняла, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.

Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая исправиться. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком. Мария из Иерусалима удалилась в Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные помыслы и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.

Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз - идущей через реку Иордан, как по суше.

Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было, приблизительно, в 521 году.

Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и явила собой яркий пример покаяния.

Иконография

Согласно традиции преподобная Мария Египетская изображается обнаженной или полуобнаженной, завернутой в часть гиматия, данного ей Зосимой. Это связано с обстоятельствами её жизни: преподобный Зосима нашел её в пустыне совершенно обнаженной и дал её часть своего гиматия, чтобы прикрыть наготу.

Святая может быть изображена с руками, скрещенными на груди, с жестом говорения или с двумя раскрытыми ладонями.

Прп. Мария Египетская. Антонова Е.Е. (выпускница Иконописной школы 2003 г. при МДА.) Икона. Сергиев Посад. 2003 г.

Руки, скрещенные на груди, вероятнее всего, представляют собой изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим к Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы. Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».


Прп. Алексей Человек Божий и Мария Египетская. Середина XVII века. Из Сретенского монастыря в Москве. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Традиционный для риторики жест говорения, при котором указательный и средний палец слегка перекрещены, а большой, безымянный и мизинец сомкнуты, заимствованы из античной культуры. Этими жестами святые обращались с покаянной молитвой к Богу и ко всем людям, пришедшим в храм. Такое изображение мы видим на иконе с изображением Преподобного Алексия Человека Божия и Марии Египетской из Сретенского монастыря в Москве. (Середина XVII века, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева).

Прп. Мария. Фреска. Грузия (Вардзия). XI в.

Две ладони раскрытые на груди некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати, другие – как молитвенное обращение к Богу.

Почитание Марии Египетской возрастает в середине — второй половине XVII века, что связано с тем, что Преподобная была патрональной святой царицы Марии Ильиничны Милославской – супруги царя Алексея Михайловича. В это время получают распространение иконы святых покровителей царственной четы, например, иконы «Мария Египетская и Алексий, человек Божий» из собрания музея имени Андрея Рублева.

На некоторых иконах преподобная Мария Египетская изображена с преподобным Андреем Критским – автором Покаянного канона, в котором в XI в. появляются специальные тропари, посвященные святой.

Часто прп. Мария Египетская изображается со святым Зосимой в сценах, которые описаны в иконописном подлиннике следующим образом: «…стоит Мария нагая, а Зосима дает мантию, зрит назад. В другом месте дает Зосима причастие Святых Таин, стоят у реки Иордана, гора низка вохра над Иорданом, около их деревца, приличныя пустынным местам, изображена» (Филимонов. Иконописный подлинник.).

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 1 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в.

На иконе 1596 г. из монастыря Дечаны сцена причащения прп. Марии помещена рядом с единоличным изображением прп. Иоанна Лествичника, что обусловлено, скорее всего, минейным принципом – память препоподобного приходится на 30 марта (12 апреля).

Житийные иконы:

Икона с житием прп. Марии Египетской 2-й пол. - кон. XIV в. из ризницы монастыря Хиландар на Афоне небольшого размера (25 x 29,5 см), все ее поле занято шестнадцатью клеймами, в которых иллюстрируются отдельные сцены жития преподобной. Отсутствие в иконе средника с единоличным изображением преподобной наводит на мысль о важности для автора не столько самого образа святой, сколько ее подвижнической жизни, кардинальной перемены, произошедшей с ней.

Икона с житием прп. Марии Египетской. XIV в. Хиландар, Афон.

На Руси житийные иконы Марии Египетской получают распространение в XVII веке, что связано, как говорилось выше, с тем, что Преподобная была патрональной святой царицы Марии Ильиничны Милославской.

Примеры изображения Марии Египетской в монументальной живописи.

Помимо поясных и ростовых изображений святой, встречающихся в росписях в ряду святых жен и преподобных, широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве получил сюжет причащения св. Марии Египетской преподобным Зосимой, что было во многом связано с литургическим значением покаяния Марии Египетской.

В византийской живописи сложилась устойчивая иконографическая схема рассматриваемого сюжета. Старец Зосима и прп. Мария Египетская изображаются в рост, обращенными вполоборота друг к другу. Св. Зосима облачен в монашескую рясу, мантию и куколь, снятый, обычно, с головы. В одной руке он держит чашу со Святыми Дарами, в другой - лжицу, которую подносит к устам Марии. Прп. Мария изображается с непокрытой головой, одетой в рубище. Ее худые руки крестообразно сложены на груди или в молитвенном жесте протянуты к Святой Чаше.

Причащение прп. Марии. Фреска. Церковь св. Андрея на Треске в Македонии. Сербская Православная Церковь. 1388 — 1389 годы.

Основными темами данного сюжета являются евхаристическая, монашеская, покаянная, тема праведной кончины и ответа на Страшном Суде.

Сюжет «Причащения» может быть помещен в восточной части храма, например, на алтарных столбах, в алтарной апсиде или жертвеннике, в таком случае акцент делается в первую очередь на теме Таинства Евхаристии. В некоторых случаях, эта композиция может соседствовать с изображениями преподобных, тогда уделяется внимание также и монашеской теме.

Фреска на предалтарном столпе в церкви Богородицы Форвиотиссы в Асину (Кипр), 1106 г .

Часто композиция «Причащения Марии Египетской» помещается в ряду изображений преподобных отцов, ряд которых святые Мария и Зосима часто начинают, или же по соседству с другими «монашескими» композициями, такими как «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (в чем видна явная связь с памятями четвертой и пятой недель Великого поста, когда вспоминаются эти сугубые аскеты), «Ангел вручает св. Пахомию монашеский устав (как указание на два образа монашеской жизни: общежительный и отшельнический) и другими.

Изображают этот сюжет часто на фасаде или при входе в храм, в нартексе. В ряде храмов композиция «Причащения Марии Египетской», разделенная на две части и помещенная по обе стороны от дверей может также подчеркивать тему покаяния, а может и акцентировать внимание на аскетическом подвиге, направленном на внутреннюю перестройку человека, готовность к такому подвигу как, например, в храме Аракиотиссы в Лагудера, где Мария и Зосима изображены в непосредственной близости от преподобных и отшельников.

Фреска по сторонам от южного входав храм Богородицы Аракиотиссы в Лагудера (Кипр), 1192 г.

Изображение Марии Египетской может подчеркивать покаянную тематику в росписи западной части храма, как в случае церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1199), где ее фигура помещена в юго-западном угловом компартименте над аркой прохода в наос храма. Здесь Мария изображенная с воздетыми в молитве руками и расположена напротив образа Богоматери на троне, символизирующего Рай, напоминая эпизод из жития преподобной, её молитву перед иконой Божьей Матери при входе в Иерусалимский храм.

Церковь Спаса-Преображения на Нередице. 1199 год.

В некоторых храмах изображение Марии Египетской располагалось в непосредственной близости от захоронений, и было связано с погребальной темой: композиция «Причащение Марии Египетской», которое произошло перед самой её смертью, и «Погребение Марии Египетской» являются символом принятого покаяния и праведной кончины и Страшного Суда.

В западной части храма образ прп. Марии Египетской, как раскаявшейся грешницы, встречается в композициях «Страшного Суда», где она может быть изображена среди праведных жен, шествующих на Суд (в некоторых композициях святая отшельница возглавляет группу праведниц) или в процессе праведников, подводимых апостолом Петром к вратам Рая, как, например, в Дмитриевском соборе во Владимире (1195 г.).

Храм св. Дмитрия Солунского. Владимир. XII век. Люнет западной стены.

Сюжет «Причащения Марии» в миниатюрах рукописей.

На миниатюрах рукописей история Зосимы и преподобной Марии стала предметом для иллюстрации Псалтири. Например, в Киевской Псалтири (1397 г.) соединены два события, разделенные годом: встреча в скалах (Зосима отворачивается, протягивая Марии свою верхнюю одежду); ниже — на берегу Зосима причащает Марию. Так иллюстрируется 118 псалом «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем», общее содержание которого можно определить как «исповедание горячей и всеобъемлющей любви к закону Божию», и образ отшельницы Марии, видимо, явился для миниатюристов, украсивших псалтыри, наиболее ярким образцом кардинального изменения жизни и крайней степени духовного подвига.

Уже много веков верующие почитают преподобную Марию, заступницу всех кающихся грешников. Житие святой Марии Египетской - пример совершенного изменения человека благодатью Божией и силой покаяния. Преподобная мать начинала свою жизнь с полного погружения в разврат. А закончила, настолько вознесшись своим духом над телом через подвиги аскезы, что могла ходить по воде и подниматься на воздух, и скорее уже походила на ангела, чем на существо из плоти и крови.

Житие преподобной Марии

Родилась святая в V веке в провинции Египта. Будучи еще двенадцати лет, Мария сбежала из дому и отправилась в столицу Александрию, с совершенно осознанным желанием нечистой, разгульной жизни.

В молодости будущая пустынница была очень красива, привлекала многих мужчин и очень полюбила разврат и блуд. «Более семнадцати лет невозбранно предавалась я греху и совершала все безвозмездно. Я не брала денег не потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей» - расскажет о своем греховном прошлом сама преподобная.

Преподобная Мария Египетская

Переломный момент, положивший конец этой безобразной жизни и начало новому житию, произошел в Иерусалиме. В те дни множество верующих отправлялись из Александрии в Святой Град, на поклонение Честному Кресту Господню . Среди них оказалась и Мария. Однако, ее мысли в те дни были весьма далеки от благочестия. Всю дорогу до Иерусалима, она провела, соблазняя паломников.

Сойдя на берег, Мария увидела, как толпа народа двинулась к храму Гроба Господня , и пошла вместе с ними, но не смогла войти в святое место. Какая-то невидимая сила отталкивала ее от ворот. Мария пыталась войти снова и снова, но вход для нее был закрыт.

Тогда и произошел полный переворот в душе великой грешницы. Мария в один момент осознала свою вину перед Богом, раскаялась и оставила прошлую жизнь. Над воротами был образ Богоматери с младенцем. К Ней будущая преподобная и обратилась со слезами и горячей молитвой. Мария просила Пресвятую деву позволить ей поклониться святыне, обещала изменить свою жизнь навсегда. После этой молитвы, вход открылся, и раскаявшаяся грешница смогла войти в храм без препятствий.

С этого дня начался ее путь к святости. Как прежде она всей душой отдавалась греху, так теперь безоглядно устремилась к покаянию. Исповедавшись и причастившись , Мария, не откладывая, направилась в пустыню за Иордан. Когда она шла туда, пошатываясь, с заплаканным лицом, какой-то человек подал ей милостыню - три монеты, на которые Мария купила три хлеба. Ими она, чудесным образом, питалась долгие годы. Всего святая провела в пустыне 47 лет.

В Иерусалиме, рядом с храмом Гроба Господня, построена часовня святой Марии Египетской. На том самом месте, где произошло ее чудесное покаяние. Ей посвящено и множество других храмов.
Среди святых почитается и преподобный старец Зосима. День его памяти 4(17) апреля.

Посмотрите видео о житии Марии Египетской

– это святая христианской религии. Она является покровительницей кающихся девушек . Первая история жизни Марии была издана Софронием Иерусалимским, а большинство информации из жизни Марии Египетской оказалось перенесено в средневековые легенды про Марию Магдалину .

В статье вы увидете иконы Марии Египетской, а также Мария Египетская фото, узнаете, в какой день чтится память святой.

Праведная жизнь

Мария выполняла свои клятвы и начала совсем другую жизнь. Из Иерусалима она ушла в безлюдную и угрюмую пустыню Иордании и там около 50 лет провела в полном одиночестве, в и в сильной молитве.

Так тщательными и регулярными подвигами Мария Египетская смогла убрать грехи и проступки и сделала сердце и душу свою настоящим святым храмом для Святого Духа.

Старец Зосима, который находился на территории Иорданской пустыни при монастыре св. Иоанна Предтечи, удвоил свою веру в Господа, когда повстречал в пустыне святую Марию. В это время Мария Египетская была уже в преклонном возрасте. Он удивился её необычной святостьи и дару предвиденья.

Один раз он повидал её в процессе молитвы как бы возвысившейся над поверхностью земли, а в следующий раз, когда она направлялась через реку Иордан, шла она в это время будто по суше.

В момент расставания с Зосимой святая Мария попросила его прийти сюда снова уже через один год, чтобы совершить перед ней. Старец выполнил просьбу и ровно через заданное время вернулся и совершил причастие святой Марии. Потом, вернувшись в пустыню через ещё один год в надежде встретить святую ещё раз, он уже не застал её в живых. Старец похоронил останки св. Марии Египетской на территории пустыни. В этом ему помог сам лев, который своими сильными когтями вырыл яму для погребений тела святой провидицы. Это случилось примерно в 521 году.

Так из окутанной грехами девушки Мария с помощью Господа превратилась в великую святую и оставила после себя очень полезный пример для покаяния Господу.

Исполнив свою молитву и нужное количество поклонов до земли, старцы, попросив прощения друг у друга, начинали просить благословения у игумена и под общее пение псалма открывали ворота монастыря, чтобы после пойти в пустыню.

Каждый при этом брал с собой нужное количество еды, кто что хотел. Некоторые вообще ничего не брали с собой и употребляли в пищу одни лишь коренья. Иноки отправлялись из Иордана и располагались как можно дальше от него, чтобы не смотреть, как кто-то поститься и подвизается.

В то время, когда Великий пост подходил к концу, иноки шли обратно в Иорданский монастырь на Вербное воскресенье вместе с плодом своего делания, испытав свою душу. При всём этом никто не спрашивал у других, как они молились и совершали благие поступки.

В это время и авва Зосима по монастырским традициям перешёл через Иордан. Он жаждал пройти в пустыне как можно дальше, чтобы найти кого-то из великих святых либо старцев, спасающихся там и молящихся за единство души и тела.

Он ходил по пустыне в течение 20 дней и в один день , когда он продолжал петь псалмы уже около шести часов и творил простые молитвы, внезапно справа от себя он заметил настоящую тень человека. Ему стало страшно, так как он решил, что видит перед собой племя бесов, но, несколько раз перекрестившись, он отложил все свои страхи и, закончив одну из молитв Господу, повернулся по направлению к тени и узрел идущего через пустыню голого человека. Тело было полностью чёрным от солнечного зноя, а выгоревшие короткие волосы стали белыми, как агнчее руно. Авва Зосима стал счастлив, ведь за это время он не встречал на своём пути ни одного живого человека и даже животное, и в это же время пошёл навстречу к существу.

Но в тот же момент, как нагой человек увидел приближающегося к нему Зосиму, он стал убегать. Авва Зосима забыл и свою старость, и полную усталость, и стал двигаться всё быстрее. Но вскоре в полном изнеможении Зосима остановился у сухого ручья и стал просить в слезах уходящего человека: «Что ты убегаешь от меня, грешного старца, спасающийся в этой знойной пустыни? Постой, подожди меня, недостойного и немощного старика, и дай мне свою молитву и благословение, ради Христа, не гнушавшегося никогда и никем».

Неизвестный человек даже не обернулся, но крикнул в ответ:» Прости, авва Зосима, обратившись, явиться к лику твоему: я ведь женщина, а на мне, как ты можешь увидеть, нету никакой одежды для прикрытия наготы моей. Но если ты хочешь помолиться мне, великой грешнице, тогда кинь мне свой плащ для укрытия, чтобы я смогла подойти к тебе для твоего благословения».

«Не знала бы она моего имени, если бы святость и великие подвиги не скрывались в ней, которые даны ей от самого Христа», решил Зосима и поспешил исполнить данное ему требование.

Прикрывшись под плащом, святая обратилась к Зосиму: «Что решил ты, Зосима, разговаривать со мной, женщиной полной грехов и немудрой на слово? Чему ты хочешь научиться от меня и, не жалея своих трудов и сил, потратить на меня столько своего времени?» Он же в это время, преклонив колена, начал простить у неё благословения . В этот же момент и святая преклонилось перед ним, и долго они просили друг друга: «Благослови». В конце концов святая сказала: «Авва Зосима, тебе подобает благословение и молитва, так как ты почтён самим саном пресвитерским и долгое время, предстоя перед алтарём Христа, приносишь Всевышнему большие дары».

Эти слова ещё больше стали страшны для Зосимы. После преподобная произнесла: «Благословен Бог, хотящий спасения всем людям на земле». Авва ответил на это: . И они одновременно поднялись с поверхности земли. Подвижница ещё раз спросила у Зосимы: «Для чего ты пришёл сюда, ко мне, грешнице, в которой не имеется никакой добродетельной силы? Хотя, видно, благодать Святого Духа наставила тебя совершить одну церковную службу, которая нужна для моей души. Скажи мне сначала, авва, как проживают христиане, как они растут и совершают благоденствия святые, находящиеся в Божией Церкви?».

Авва Зосима говорил ей:« Вашими сильными молитвами Бог подарил Церкви и всем нам настоящий и праведный мир. Но услышь и ты недостойного старика, моя мать, помолись ради Христа за все народы и за меня, грешного, ибо только тогда это хождение принесёт настоящие плоды».

Святая ответила: «Тебе скорее нужно, авва Зосима, имея чин священного характера, молить Господа за меня и окружающих. На это тебе и присвоен сан. Хотя, всё веленное мне тобою будет охотно совершено ради послушания истине и от самого чистого моего сердца».

Сказав эти слова, святая повернулась в сторону востока и, возведя ввысь руки, начала тихонько молиться. Старец заметил, как святая поднялась на воздух на целый локоть от поверхности земли. От этого странного и необычного события Зосима упал на колени, начал усердно молиться и не смел сказать ничего, кроме, Господи, помилуй!

Ему пришло в душу сомнение – не призрак ли это вводит его в какой-то соблазн и наставляет на грех? Святая подвижница, обернувшись, подняла его с земли и ответила: «Что тебя, Зосима, так смущают добрые промыслы? Я вовсе не призрак. Я просто женщина, недостойная и полная грехов, хотя и обрела святое

mob_info