Сущность мировоззрения и его внутренняя структура. Термин мировоззрение (миросозерцание) возник в конце XVIII в

I. Миросозерцание: понятие, представление. Миросозерцание древних.
«Созерцать можно только свое изображение в зеркале, если кто говорит, что созерцает мир в своей полноте- тот лишен ума, либо слишком горд». Эпиграф.
Действительно на первый взгляд нам необходимо разобраться, что понимается и воспринимается по своему определению, под термином «миросозерцание». Естественно, что каждый обнаружит тривиальную вещь, миросозерцание состоит из двух составляющих слов- мир и созерцание, но миросозерцание есть созерцание мира или все- таки человеческий мир созерцает самое себя??? Понятно, что данная постановка вопроса лишена субъект-объектной связи, если бы в ней эта связь присутствовала, то непременно бы мир — был в первом случае «живым субъектом», который мы пытаемся, лучше сказать так, пытаемся в меру своих возможностей «созерцать» — и то данное понятие не случайно ставится в кавычках, так как мы увидим в дальнейшем созерцание предполагает проекцию на себя, на человеческую личность, это всегда неполнота самого восприятия. Во-втором случае наоборот, нас мир созерцает, а не мы его??? Кстати данное утверждение может быть вам показаться странным, как это мир на созерцает,а не мы его, но в таком случае субъект становится объектом, а объект субъектом. К этому пониманию миросозерцание приходили многие древние, в том числе и философы-натуралисты, полагавшие, что в основе мира лежит первая причина, или первая навигация. В чем она состояла? Первопричиной мира объявлялось материальное вещество- вещество в основе которого бы тоже лежала другая- материальная основа- древнегреческие философы справедливо называют ее гилэ, а отличие от архэ. — перво вещества, лежащего в основе мира. Но так получается, что согласно древнегреческим философам в основе мира лежит нечто материальное вещество-, но само вещество не может быть названо полностью основою мира, поскольку оно тоже имеет материальную основу. В этом смысле миросозерцание древнекитайских философов исходивших из натурфилософского учения о 5 элементах не просто как основ мира, но как основ всего мироздания — Космоса были действительно правы и главной здесь точкой зрения, которую сперва придерживались древнекитайские мудрецы было том, что 5 первоэлементов лежат основании соединения и разделения тел и вещей. Если воздух становится первоосновой мироздания у одних философов, то огонь у других, дерево у третьих и так далее, все это было результатом наблюдений древних их составной частью миросозерцания: «То, что я вижу, то по определению может быть в основе всего, так как оно по определению своему и моему созерцанию его просто и не составляющее, то есть не составно, следовательно невозможно, чтобы нечто простое, не лежало в основе нечто сложного и соединенных тел, веществ и так далее». Таким образом древнегреческое миросозерцание в период господства натурфилософских учение базировалось на понятия архэ и гилэ. С развитием взглядов на окружающий мир усложняется и представление этого мира, его «созерцание» древнегреческой цивилизацией и усложняются категории древнегреческой философии. Так, в периоды формирования основных математических аксиом, интереса к этой «новой» сфере знания, сформировывается определенное мировоззрение, в основе которого преобладает миросозерцание числа, единицы, — Анаксагор, зерен вещей и тел, атомов — единиц первичных, образующих при своем сталкивании миры — Демокрит, и так далее. Единица становится структурным истоком всех миросозерцаний древних людей, даже идея — одна и бытие Парменида — одно, но эти воззрения будут постепенно развиваться в древнегреческих философских школах и ознаменуют собой «первые предсистемы». Почему в миросозерцании становится важным такое понятие вроде бы и связанное везде во всех учебниках с математикой, но на самом деле понятие сугубо метафизической природы как единицы?
Для этого необходимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, рассмотреть кратко пифагорейское миросозерцание. В основе мироздания лежит число, но какое это число? Точнее было бы сказать, как и говорит Пифагор в основе мира лежат не математические цифры, а числа. И самым «благородным» числом Пифагор называет единицу. «Единица является причиной единения, два- является причиной разделения» — говорит один из учеников Пифагора. Тогда как все числа содержит в себе единица и все числа входят в нее. Пифагор, основавший первую в Древней Греции философскую школу с религиозно-мистическим уклоном, пытается показать, что первоисточником всего является число, оно стройно по-своему, оно имеет определенные свойства. «Нечетные числа я полагаю причиною тою, что они приличествуют женскому полу», — они не стабильны, во многом непреходящие и неустойчивы, неустойчивость важное свойство у Пифагора нечетного числа. Четные числа «приличествуют» мужскому полу, в них устойчивость и понятность, в них созиждится «первая и не последняя причина» , но понятно, что причина не может быть последней, коль она утверждается Пифагором первой. Какова же взаимосоотнесенность нечетных и четных числ у Пифагора. Он полагает, что в своем первоначальное единстве не было «причин разделения», что для нас является очень важным с позиции метафизических основ пифагорейства. Действительно, 2 не устойчиво, два — порождение одного, Пифагор и замечает, что первоначально было «одно», была единица даже, а не одно. Но потом, по какой-то причине произошло разделение на некую множественность. — 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. 10 согласно миросозерцанию Пифагора является «числом полноты». Однако эта видимая числовая множественность подчинена единицы, «Все с нее начинается, и в ней заканчивается». Для Пифагора единица — начало и конец всего. «Видимая » множественность объясняется им тем, что любое число *для нас понять теперь это крайне сложно, является метафизической сущностью любой стихии. Потому он говорит **для нас это воообще нельзя понять, но это есть- последовательность устойчивых и неустойчивых чисел, четных и нечетных есть по нему попытка обосновать миро созерцание математико-геометрических «свойств стихий». Но в чем в миросозерцании пифагорейство заключалась это попытка вообще неизвестно, до нас не дошло никаких сведений об этом, только то, что он «пытался» с помощью чисел обосновать и выявить математико-геометрические свойства стихий. В любом случае это остается загадкой …что он имел ввиду. Но другая попытка выстраивания определенной парадигмы связанной с космологией Пифагору удалась. Наблюдая созвездия, звезды и «небесные сферы» Пифагор и его ученики развивают свою философскую концепцию, и стараются применить известное им о числе и его структуре на наблюдаемые ими сферы и созвездия. Действительно мир открылся Пифагору со стороны блистательной гармонии, не только стихий, гармонии нечетных и четных числ, мужского и женского начал, сравните древнекитайская метафизическая школа «Инь и Ян». — но и со стороны гармонии Космоса, В трактате, получившем именование «Гармонии сфер» Пифагор вместе со своими учениками старается определить, почему «небесные сферы» хотя далеки друг от друга, но ведь есть и близкие друг ко другу «сферы», составляют между собою определенную гармонию в Космосе. Пифагор приходит в своем миросозерцании «небесных сфер» к очень интересному для нас выводу с позиции философии, и вводит в свою философию и философию неопифагорейства впоследствии существенную категорию, получившую название «музыки сфер». Каждая «сфера» обладает определенным «звучанием», сообразуясь в своем единстве которые, звучания «разных сфер», составляют гармонию, гармонию «небесной музыки». Также как и число, хотя и много сфер и все они составляют различные по удаленности друг от друга планеты, однако же подобно музыке, — в которой первоначалом является гармония, и сферы гармонируют между собою. Сферы » в своей музыке» едины, и предстает в своем изначально единстве, не как многие «по-своему звучанию», а как единый Космос. Крайне скудные известия лишь приблизительно «рисуют» его мысль.
Когда человек обратил свой пристальный взор на саму свою природу, то философов стало интересовать внутреннее устройство человека, его душа. Аристотель из Стагиры является первым философом, введшим понятие души- псюхэ. Миросозерцание древнегреческих философов усложняет еще больше, теперь от интереса к первоначалам мироздания, от математических и геометрических обоснований стихий, явлений и так далее их мысль целиком фокусируется на внутренней природе человека- его душе, а также продолжает развиваться категория изменения и движения.
Древнегреческий мыслитель Анаксагор созерцая мир, полагал в основе всего мироздания положены первичные нематериальные и соответственно не вещественные единичные истоки всего не только в мире, но и в бытии. Анаксагор заложил и сформулировал очень важное впоследствии не столько для философской, сколько религиозной позиции и религиозного миросозерцания учение о «гомеомериях». «Гомеомерии» — это все и ничего одновременно, потому что всем их можно назвать, благодаря тому, что они во всем суть есть и составляют как бы сущность любой вещи и тела, однако «как бы » сущность, в действительности сущностью не являющиеся. Ничего- так как нельзя сказать, что они именно чего-то составляют, их природы непознаваемая, то есть не наблюдается и не исследуется, невозможно ее изучить. Однако гомеомерии предстают в органической своей структуре, хотя первоначально у Анаксагора, эта неструктурные единицы, а воплощающие в своем хаотичном состоянии во «всем бытии». Гомеомерии связывают наш мир, мир веществ и тел, мир явлений — но это один мир с «богами». Отстаивая пред теологическую позицию Анаксагор все-таки не до конца принимал «наличие богов», в мире, считая, что «боги есть в каждом человеке», то есть пребывают в каждом как раз посредством гомеомерий. Учение о гомеомериях Анаксагора оказала очень существенное влияние на всю дальнейшую особенно средневековую как византийскую, так и латинскую традицию богословия и философии религиозной. Не случайно, в идеях Платона, «семенах вещей» Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана, даже в монадах Готфрида Лейбница будет еле заметна, но заметна связь с первым таким достаточно не разработанным, но именно метафизическим учением Анаксагора о гомеомериях.
Не затрагивая и не помещая здесь рассуждений о древнегреческих философах и их миросозерцаниях мы рассмотрели лишь важнейшие их с позиции пред метафизических знаний учения — натурфилософов, Пифагора, Анаксагора и теперь можем перейти к их дальнейшему развитию уже в первых метафизических системах, вернее их попытках у Платона и Аристотеля.
Платон Элейский, будучи известным философом, мыслителем Древней Греции,заложил как известно важно с позиции миросозерцание учение об идеях, в сущности мы будет говорить довольно приблизительно, но это в принципе так и есть; об тождестве анаксагоровых гомеомерий и идей Платона, для удобства читающих. Идеи положенные, как первоначала мира, восходят иерархически к Высшей Идее, идее Высшего Блага, именно от Этой Высшей Идеи и с нею связанные они получают «бытие». Эйдетическое учение Платона берет свое начало от признания мира «над человеческого». во многих своих работах Платон называет этот мир миром Гиперурании, буквально «то, что выше неба», от древнегреческих слов «гипер»- выше, и уранос- небо, «бог Уран»- аналогия. Мир Гиперурании эйдетический мир, он предстает как высшая гармония идей, заложенных в основании мироздания Демиургом у Платона. Это высшее предназначение душ человеческих — оказаться в мире Гиперурании, но такое невозможно всем абсолютно душам, некоторые ждут «своего перерождения», метемпсихоз позже развитый Эпикуром и эпикурейцами. Идеи первичны миру и бытию, они слагают этот мир и пронизывают все бытие, идеи тел, идей сущих заложены в Уме- Нусе Демиурга и являются «первичными отпечатками» нашего мироздания. Они отпечатываются и запечатлеются в Уме Создателя, но при этом не отделяются от Его Сущности. Существует иерархия идей, идеи не протяженные, не пустотны, лишена формы и всякой определенности, о них можно говорить только с отрицательной точки зрения, Всякое отрицание противопоставляется Платоном положительному. Интересно, что категория «отрицания идей» будет развита Плотином в его трактатах «О человеке и Сущем» в Эннеадах Плотина. Так «идея не отрицается от Ума Демиурга», но она уже врождена бытию, такое положение заведомо ложное, однако посмотрим, как оно довольно неожиданно развивается в эйдетической философии Платона. Действительно, хотя Демиург творим мир, но есть идеи, являющиеся первосущностями определенной субстанции, лежащей как бы вне творения Демиурга эту субстанцию Платон называет материей, материя находится вне Бога, она не творится Им, а пребывает, вернее вечна в своей актуальности, материя есть всегда, так же как мы заметим, и это существенно, что упускается в космологии и творении мира Демиургом у Платона- вечны идеи, таким образом в миросозерцании Платона материя и идеи со вечны друг другу, и составляют единый субстрат, а не противостоят друг другу. Если это так, то каким-то образом должно существовать то, что как бы объединяет материю вечную, а не уничтожимую по Платону и эйдосы, так, что эйдосы составляют как бы форму материи- он полагает, и данная мысль очень важна с позиции религии и богословия впоследствии- такое единство материи и эйдоса заложено Демиургом в душе. Душа предстает для Платона антиномической структурой, вот почему вслед за Платоном Аристотель из Стагиры развивает учение о душе как «растительной, животной и разумной», то есть как бы в которую вложен единый субстрат материи и эйдоса. Истинное предназначение души быть в мире эйдетическом- мире Гиперурании. Тогда как, она всякий раз «хочет» освободиться от тела, тленного по-своей природе.
Оставляя сложнейшую проблематику диалога «Парменид» Платона перейдем к краткой характеристике натурфилософии Фалеса, Парменида, и особенно сконцентрируемся на философии неоплатонической и миросозерцании нусов у Плотина и Ямвлиха- созерцания «красоты» у Порфирия — как предистоках августиновского созерцания прекрасного — «пульсации света» .
«1.1. «Движение вечно изменяется, но нет никаких изменений в самой вечности».
Движение интерпретируемое Фалесом, как вечное изменение является фундаментальной причиной всего существующего. Без движения нет и жизни, но данная проблематика фокусируется натурфилософом в области изменения и не изменения. Все вечно изменяется и нельзя «войти в одну и ту же реку дважды», Метафизическая интерпретация и объяснение этого высказывания Фалеса целиком и полностью базируется на понимании «того же и не того же», первый раз «река та же», а второй раз » уже не та», вода ежеминутно изменяется в реке, но сущность всегда остается тою же- вода. Вопрос Фалеса и проблема, которую ставит Фалес с позиции его миросозерцания выглядит следующим образом: возможно ли войти в ту же реку второй раз, если первый раз мы в нее входили??? В сущности возможно ли в миросозерцании или созерцании нам миром изменения такие, чтобы они были полностью как бы и не видны с одной стороны, но чтобы было видно, что изменения эти произошли? И Фалес отвечает- да такое возможно, причем все это тесно взаимосвязано с категорией времени. Но интересно другое, что Фалес фактически первым говорит или лучше сказать поднимает в этом высказывании вопрос о едином и многом. Действительно, сущность воды — одна, а изменения ее множественные. В этом смысле все подчиняется категории единого и многого. Однако же изменчивость характеризует категорию времени, все временно и все изменяется, и все подверженное вечному изменению. Продолжение статьи, где мы будем говорить о миросозерцаниях новоплатоников Ямвлиха, Порфирия и Плотина с позиции влияние их на первохристианскую мысль и миросозерцания средневековых богословов и философов.

Любимым словом революционных демократов в их публицистике было миросозерцание . В словари оно попало только в 1866 году, а сменившее его слово мировоззрение - лишь в 1906 году. У В. И. Ленина мы находим оба слова - но раньше было миросозерцание , в том числе и так: «только миросозерцание марксизма является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры революционного пролетариата».

Оба слова значат одно и то же: совокупность взглядов, воззрений на мир; и оба слова пришли из книжной речи - они вполне искусственные образования, может быть даже кальки, например, с соответствующих им немецких слов.

Можно проследить, как миросозерцание сменилось мировоззрением . Замена термина отражает развитие самосознания, но также имеет и классовый характер. Выбор делает класс.

В начале 1850-х годов молодой П. А. Кропоткин еще переводил немецкое слово Weltanschauung как миросозерцание .

Ф. М. Достоевский уже различал личное миросозерцание и мировоззрение класса. Л. Н. Толстой в конце XIX века также личное миросозерцание человека («А хоть бы и Шекспира!») всегда противопоставлял «существующему… мировоззрению людей».

В научном употреблении действует иное распределение смыслов. Для И. М. Сеченова или И. И. Мечникова существует только «положительное мировоззрение», а миросозерцание для них сродни простому созерцанию. Мировоззрение - материалистическая, научная точка зрения на мир. Либеральный профессор К Д. Кавелин, и ученый и публицист, как бы соединяет обе линии рассуждений относительно терминов-слов. Для него мировоззрение - система взглядов на природу и общество (это термин научный), а миросозерцание , как явление личного порядка, может быть ошибочным, ложным, «несвязной группой воззрения», - то есть, говоря откровенно, «миросозерцание иногда противоречит научным законам». Оно вообще скользит по поверхности фактов и оттого ненадежно.

Публицисты пытаются уловить оттенки слов, но они преходящи: «Он очень далек от того типа философа, которому соответствуют слова мировоззрение или миропонимание , мироразумение . Его задачу составляло прежде всего миродействие » (Н. Михайловский). Миродействие, постижение объективности мира в действии, в практике и есть прежде всего мировоззрение .

Как бы ни преобразовалось слово, корень мир оставался в нем без изменений. Сама суть термина состояла в выражении отношения к этому миру. И созерцание , и воззрение одинаково высокие слова, пришедшие из славянских книг; емкое, глубокое определение нельзя было строить на бытовом словечке, необходима серьезность и строгость понятия. Но разница все же есть, и она в значении второго слова. Созерцание пассивно, воззрение предполагает вмешательство в сущность мира. Это определило право на существование второго слова. Современные словари иногда дают его без всяких помет, тем самым отрицая его книжность. Обычное литературное слово.

Клим Самгин у М. Горького находится на уровне мироощущения - его мировоззрение выражается в настроениях, чувствах, неосознанных действиях, заводящих его в тупик. Это книжное слово и вводит Горький в свой роман. Оно очень точно отражает обстановку начала XX века, когда, по словам писателя Андрея Белого, в сердцах людей внезапно возникло противоречие «между мирочувствием, новым, и мировоззрением, ветхим». Нужно было их примирить, совместив в чем-то общем. В чем? В понимании мира. И вот миропонимание - совокупность взглядов на мир, понимание действительности, способность активно участвовать в переделке мира; слово миропонимание пришло из публицистики Г. В. Плеханова, В. В. Воровского и других пролетарских революционеров. Оно впервые вошло в словарь Ушакова в 1930-е годы.

Мировосприятие совершенно новое слово, отмечено в только что изданном словаре Академии наук (1982), а тут на подходе все новые и новые, например: миропостижение - в «Литературной газете», а может быть, и где-то еще. Этих новых слов в словарях еще нет, иные и вовсе непонятны, вроде вот миропонятия в одном молодежном журнале в речи одного молодого человека, нашего современника: видимо, он не понял слова миропонимание и заменил его тем, что попроще. Миропонятие - ошибка, потому что понятие есть результат уже законченного мировосприятия. Понятие и понимание различаются как итог и как действие.

По-видимому, и дальше, дробясь в сознании и выражая разные частные оценки общего понятия, будут рождаться новые выражения с начальным миро . Пусть рождаются; они и исчезнут, не задерживаясь в нашем словаре. Только термин имеет право на долгую жизнь, важный и точный термин. То, что начиналось сто лет назад как миросозерцание , а затем оказалось важным как мировоззрение , все определеннее и тверже отливается в новом и действенном слове: миропонимание . Не только созерцать и не просто действовать, но также и понимать этот мир, который вокруг тебя. Жизнь уточняет понятие, из многочисленных представлений о мире выбирая самые точные признаки.

Следует отметить, что в отечественной философской традиции понятие «ми­ропонимание» недостаточно разработано. Хотя ещё 20 лет назад в научных изда­ниях подчёркивалось, что «миропонимание представляет собой совершенно спе­цифический объект исследований, достойный самого пристального внимания» , лишь немногие учёные обращались к анализу данной философской категории . Сам термин «миропонимание» в большинстве работ носит вспомогательный характер и используется, как правило, в стилистических целях, либо в качестве си­нонима терминам «мировоззрение», «картина мира», либо для выделения некото­рой подсистемы мировоззрения, либо для обозначения формы сознания, имеющей характер системы ненаучных, обыденных, стихийных взглядов на мир, параллель­но с терминами «миросозерцание», «мироощущение» и т. п.

Между тем, в течение многих лет в отечественной философии разрабатыва­ется такая философская категория, как мировоззрение, анализируются его природа, сущность, структура . Трактуется данное понятие весьма широко. Так, В. С. Овчинников подчёркивает, что «мировоззрение… представляет собой систематизированное отражение действительности» . А. Н. Чанышев опреде­ляет мировоззрение как «результат духовного освоения (осознания) мироздания с определённой точки зрения – с точки зрения взаимоотношения таких основных частей мироздания, как природа и люди» . А. Г. Спиркин понимает под мировоззрением систему представлений о мире и о месте в нём человека, об отноше­нии человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации . Как видим, термин «мировоззрение» далеко не однозначен и, как отмечают С. С. Гусев и Б. Я. Пукшанский, «трудно поддаётся теоретическому анали­зу» . Не обращаясь непосредственно к анализу сущности мировоззрения, следует отметить, что далеко не всегда представления людей о мире носят система­тизированный, концептуализированный характер. Не только обыденное мировоз­зрение, но и его специализированные (научно­философское, естественнонаучное и др.) разновидности формируются в значительной степени стихийно, не имеют стро­гой концептуальной разработки, близки в области гносеологии к наивному реализ­му, весьма противоречивы .

Круг проблем, которые традиционно относят к мировоззренческим, возника­ет в связи с потребностью человека понять мир, в котором он живёт. Успешность деятельности человека в обществе, его ориентация в окружающей действительно­сти предполагают в качестве своей основы некоторую понятность, истолкованность этой действительности. Понимание окружающей действительности является про­дуктом достаточно широкого повседневного опыта, испытывающего через систему образования, воспитания, через средства массовой информации воздействие фило­софии, науки, идеологии, технологии. В условиях структурных и функциональных изменений, охватывающих в настоящее время все сферы человеческой жизнедея­тельности – экономику, политику, право, международные отношения и даже быт – и происходящих чрезвычайно быстрыми темпами, особое значение приобретает исследование именно миропонимания современного человека. Мир меняется стре­мительно, и человек вынужден поспевать за этими переменами, чтобы не быть вы­брошенным за борт, чтобы найти в этом мире своё место и обрести смысл собствен­ной деятельности, почувствовать свою причастность к переменам и свою значи­мость. При этом он далеко не всегда успевает концептуализировать свои представ­ления о мире. Именно поэтому в данной статье мы используем понятие «миропо­нимание », под которым понимается система смыслов, значений, ценно­стей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих в определён­ный исторический период обществу в целом и человеку в частности . Миропонимание определяет стратегические жизненные цели индивида и повсе­дневные принципы его поведения.

Л. М. Мясникова в качестве структурных элементов миропонимания выделяет мировоззрение, мировосприятие и мироощущение: «Мировоззрение – концептуальное миропонимание, вырастающее в мирообъяснение, – представляет собой единство теоретически выраженных идей и идеалов общества, человека о ми­ре, о себе, о своем месте в мире. Мировосприятие – миропонимание в форме на­глядно­чувственного образа, или образно­-чувственного суждения о мире, о себе и своём месте в мире, а также особые каноны, стереотипы восприятия мира и себя… Мироощущение – эмоционально-­образное миропонимание – стихийно возни­кающий эмоциональный настрой, установки в отношении к миру, себе, своему мес­ту в мире, пронизанные тем не менее особой «эмоциональной логикой» («логика» оптимизма или пессимизма, «логика» добра или зла и т. п.) . Между струк­турными элементами миропонимания существуют сложные взаимоотношения и взаимодействия. В условиях стабильного развития приоритет отдаётся мировоззре­нию, которое является наиболее отрефлексированной формой самосознания, пред­ставляет целостную систему взглядов на окружающий мир и место человека в нём. Однако в переходные эпохи, в условиях кардинальных изменений соотношение между элементами миропонимания может резко измениться. Ведущую роль в соз­дании нового миропонимания могут играть мироощущение и мировосприятие. Именно они и будут определять дух эпохи и мировоззрение . Следует от­метить, что мировосприятие и мироощущение близки к тому, что в культурологии обозначается понятием ментальности. Ментальность – это, по выражению А. Я. Гу­ревича – «мироощущение, мировидение рядового человека», духовная культура «безмолвствующего большинства», способы мировосприятия, понятийный «инст­рументарий» людей определённой эпохи . Ментальность – это социаль­но-­психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать повседневного коллективного сознания, не отрефлектированного и несистематизи­рованного посредством целенаправленных умственных усилий мыслителей и тео­ретиков. Таким образом, учитывая сложный, переходный характер современной эпохи, особое внимание исследователи должны уделять анализу понятия миропо­нимания, формирующегося, в первую очередь, под влиянием эмоций и чувств, а не холодного рассудка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Украины

Восточно-Украинский национальный университет

Им. В.Даля

Кафедра Мировой философии и эстетики

Контрольная работа

По философии

На тему: Мировоззрение, мироощущение, миропонимание

Выполнила студентка

Самойлова Ирина Анатольевна

Проверила доцент

Жданова Валерия Дмитриевна

Луганск 2008 г

Введение.

Структура мировоззрения.

Типы мировоззрения.

Мироощущение и миропонимание.

Заключение.

Литература.

Введение.

В чем актуальность данной темы?

В период глубинных перемен, происходящих во всех структурах политики, экономики, культуры нашей страны, становятся главными проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности.

В становлении и формировании мировоззренческой культуры философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически - рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена эпохи брала на себя функцию бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.

Значимость данной темы выражается необходимостью уяснения себе, что такое мировоззрение, миропонимание и мироощущение каков их смысл.

Мировоззрение - система взглядов человека на мир, определяющих его отношение к миру и позволяющих найти своё место, обрести смысл и цель жизни. Мировоззрение самодостаточно, если опирается одновременно и на чувственное мировосприятие, и на рассудочное миропонимание.

Мировосприятие это предпосылка миропонимания, особая форма освоения в системе мировоззрения. Это пассивное восприятие человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятие мира таким, какой он нам кажется, без претензии на адекватность.

Недостаток мировосприятия - в субъективности.

Миропонимание это особая форма гносеологического отношения субъекта к объекту. Это попытка систематизировать чувственный материал, пользуясь категориями определённости, обусловленности и целостности. Недостаток его в огрублении и формализации ограниченного статистикой чувственного материала, невосполнимой потерей информации.

1. Мировоззрение: структура, черты, общественно-исторический характер.

Возникновению философии способствовало дальнейшее совершенствование человеческого разума и условий жизни людей, а это привело к замене миросозерцания на мировоззрение.

В отличие от миросозерцания мировоззрение не может базироваться на интуитивном постижении мира. Оно нуждается в понимании природы, в её осмыслении с помощью понятий, в отличие от наглядно - образного миросозерцания.

Человеку потребовался более широкий кругозор, обеспечивающий способность видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать смысл и цели своих действий, своей жизни: зачем он делает то или это, к чему стремится, что это даст людям.

Такого рода представления о мире и месте в нём человека называют мировоззрением.

Явление это многомерно, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относится философия. Её роль в решении мировоззренческих проблем очень велика.

Вот почему для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

Мировоззрение носит общественно-исторический характер, т.к. сама жизнь людей в обществе носит исторический характер. Вслед за изменением всех составляющих общественно-исторического процесса изменяется мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей.

Мировоззрение - это сложное, интегральное образование, в котором принципиально важны связь его компонентов.

Структура мировоззрения.

1. Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными (военными), повседневно-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение.

2. Ценности - это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются такими понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность".

Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения - что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас спокойными.

Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

Вредность - это наше негативное отношение к какому-то явлению.

3. Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие, печаль, горе и т.д.

Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.

Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".

4. Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5. Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть - так велика их побудительная сила.

Убеждения - это знания, соединённые с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.

6. Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных верований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов (мифов).

7. Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.

Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - неверие ни во что, утрату идеалов.

Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

1. Обыденное мировоззрение - это совокупность взглядов, основанных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые широкие слои общества, имеет очень важное значение, оно является реально "работающим" мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого мировоззрения не высок.

2. Более высокой разновидностью мировоззрения является профессиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Это может быть мировоззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др. творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому - огромное влияние творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован от ошибок.

Высший уровень мировоззрения - теоретическое мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других видов мировоззрения философия не только является творцом мировоззрения, но и профессионально занимается анализом мировоззрения, подвергает его критическому осмыслению.

Таким образом, мы вплотную подошли к философии, как теоретическому мировоззрению.

2. Типы мировоззрения.

1. Мифология.

Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф - предание, сказание; логос - слово, учение, понятие, закон) Миф - это общественное сознание древнего общества, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии, выражающих миропонимание и мировосприятие того времени.

Темы мифов:

1. Космическая тема:

Происхождение и строение Вселенной;

О важнейших явлениях природы (затмения, наводнения, падения метеоритов);

О мировой гармонии.

2. Тема человека:

Происхождение человека;

Стадии его жизни;

Проблема жизни и смерти.

3. Тема культуры:

Проблема достижений культуры (добывание огня, изобретение ремёсел, обряды и т.д.);

Черты мифологического мировоззрения:

Эмоционально-образная форма - проявляется при передаче образов героев, богов, духов.

Очеловечивание природы - перенос человеческих черт на окружающий мир, олицетворение и одушевление космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежёсткие разграничения: - мира природы и человека;

Мысли и эмоции;

Художественных образов и научного знания - отсутствие рефлексии

Рефлексия - это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием.

Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что его мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней.

Миф умер как базовая форма мировоззрения на этапе более высокого развития человека, общества, знаний и культуры в целом. На смену мифу пришли иные формы мировоззрения.

2. Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Мир и религия взаимосвязаны.

Черты религиозного мировоззрения.

а) Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия.

б) Религия не рефлексивный тип мировоззрения.

в) Важнейшими атрибутами религии является вера и культ.

Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры.

г) Этическая направленность. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности, культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подниматься к теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем.

Результатом этого явилось создание философских систем.

3. Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира.

Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" (мудрость) и означает любовь к мудрости, к теоретическим рассуждениям.

Впервые термин "философ" употребил древнегреческий учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине.

Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить затвердить и использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.

Вследствие этого возникновения развитие философии означало отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки обыденного сознания.

Философия и религия как мировоззрение часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.

Черты философского мировоззрения:

1. Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки.

2. В философии сформировался жёсткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д.

Язык философии - не образы, не картинки, а категории.

3. Философия логична и доказательна.

Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

4. Философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями.

5. Свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты.

3. Мироощущение и миропонимание.

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум, эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную его сторону характеризуют как миропонимание.

Интеллектуальный уровень и степень эмоциональной насыщенности мировоззрений неодинаковы. Но, так или иначе, им присущи оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение - не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвуют не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение - взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием.

Как уже было сказано выше, сочетания чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Общий эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистичным или же мрачным, пессимистичным; полным душевной щедрости, заботы о других или эгоистичным и т.д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, возраст, темперамент, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого полного сил иное, чем человека старого или больного.

В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования. Ранее сложившиеся позиции вновь и вновь выносятся на суд философского разума (характерно в этом отношении название трех важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»). Философ - специалист по мировоззрениям. Они для него - предмет специального анализа, прояснения, оценки. С помощью такого анализа тщательно выверяется смысловая и логическая добротность принципов, выводов, обобщений. Продумываются также нормы, идеалы, определяющие образ жизни, устремления людей.

Философ в высоком смысле не только строгий судья, но и реформатор определенного мировоззрения. Главную свою задачу он видит в том, чтобы выстроить систему миропонимания, которая соответствовала бы мироощущению его современников (и его самого) и вместе с тем, по возможности, отвечала взыскательным требованиям интеллекта.

Заключение.

Таким образом, рассмотрев выбранную мной тему, я пришла к выводу, что исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории, а "чистые" типы мировоззрения практически не встречаются и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания. Мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

Использованная литература:

1. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592 с.

2. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - С.431-432.

3. Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994.

4. Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. - М., 1985.

5. Амосов А.М. Мое мировоззрение // Вопросы философии. - 1992. № 6.

6. Гегель. Лекции по истории философии. - М., 1932, книга 2. - Соч., т. Х.

Подобные документы

    Мировоззрение как ядро философии, его структура уровни и компоненты. Характеристика типов мировоззрения - мифологии, религии, философии, науки. Мировоззрение и мироощущение древних славян (поклонение Триглаву, идеал красоты на Руси, принципы общины).

    контрольная работа , добавлен 12.11.2011

    Философия как обоснованное миропонимание и мировоззренческая форма сознания. Мировоззрение как система идей, оценок, норм, моральных установлений и верований. Компоненты мировоззрения, особенности его исторических форм (мифы, религия), функции религии.

    контрольная работа , добавлен 07.02.2017

    Коренные мировоззренческие вопросы. Своеобразие философского знания. Взаимоотношения между философией и религией. Социально-историческая и культурная обусловленность познания и мышления. Функции философии. Мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

    реферат , добавлен 25.10.2015

    Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира. Структура мировоззрения. Типология мировоззрений. Особенности обыденного мировоззрения. Особенности религиозного мировоззрения. Основные особенности философского мировоззрения.

    реферат , добавлен 12.10.2003

    Понятие мировоззрения и его значение в жизни человека, в становлении его личности. Особенности мифологического миропонимания. Функции веры и религии. Специфика философского мышления и предпосылки его проблем. Диалектика и категории чувственного.

    шпаргалка , добавлен 10.12.2010

    Стадии эволюции философского мировоззрения, такие как космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм. Основные черты философского мировоззрения. Философия как едино-цельная деятельность не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества.

    презентация , добавлен 29.12.2010

    Описание мифологического и религиозного типов мировоззрения. Определение понятия мироощущения как отношения индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Главные сведения об антропологических границах и реликтовом мировосприятии.

    доклад , добавлен 19.03.2011

    Философия как теоретически сформулированное мировоззрение. Система взглядов на мир, место человека в нем. Стадии эволюции философии: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Основные черты и формы взаимодействия проблем философского мировоззрения.

    презентация , добавлен 09.03.2016

    Происхождение философии, характеристика ее стадий как мировоззрения. Анализ вопроса о соотношении духа и материи. Понятие мировоззрения, его связь с философией, структурные элементы и формы. Сущность и современные особенности философского мировоззрения.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2010

    Структура и исторические формы мировоззрения. Проблема научности философского мировоззрения, его соотношение с социальной наукой и практикой. Социальные технологии как практическое воплощение общественных наук с определенной мировоззренческой основой.

Сначала несколько слов о понятии Бога, которое в настоящее время девальвировано, что несёт в себе большую опасность для человечества.
Дело в том, что есть слово и есть понятие его, которое связывается с некоторым образом в сознании человека. С одним и тем же понятием у разных людей могут быть связаны разные образы, которые будут вступать в противоречие. Таким образом, под одним и тем же словом разные люди могут подразумевать разное. Проблема понятия Бога сложна тем, что с этим словом связано колоссальное количество идеальных образов, поэтому люди никак не могут договориться о его существовании. Если же взять определение Бога, которое складывается у большинства людей, то существование Бога не требует никакого доказательства, поскольку существование Его явным образом вытекать из этого определения.

Например, я считаю, что Бог - это совершенство, истина, красота, любовь, жизнеутверждение и т. д. Мало у кого вызовет сомнение, что всё это объективно должно существовать, но, как всё идеальное, человечеству не дано познать или воплотить полностью. Есть возможность только приблизиться ко всему этому со временем.
Ряд, который я привёл выше, может быть продолжен, и каждый может сделать это для себя без особого труда.
Что касается онтологии (сотворение и управление мирозданием), то все учёные признают, что есть законы природы, которые определяют существование и развитие всего сущего. Если существование этих законов связать с понятием Бога, то есть подставить их в этот ряд, то получится, что Бог творец и управленец мироздания.
Проблема состоит в том, что если человек не верит в Бога, то есть в понятие, которое я описал выше, то он не верит в ценности предметов этого ряда, что приводит к ущербу его собственное существование. Получается, что если не веришь в Бога, то тем самым отрицаешь самого себя. Если не веришь в совершенство, то допускаешь уродство; если не веришь в истину, то допускаешь ложь и т. д.

Теперь образный пример, касающийся непосредственно понятий, заявленных в названии статьи.
Имеются две группы людей, в первой из них собраны люди с человеческим строем психики, а во второй со стадным или демоническим строем психики.
Бог даёт каждой из этих групп по мешку мелких камешков разного размера, формы и цвета и говорит, что из них можно выложить идеальное изображение Богоматери с младенцем.
В первой группе люди верят в Бога, а значит, и в то, что такое изображение может быть выложено, и приступают к трудной и долгой работе, то есть пытаются найти нужные камешки и уложить их в правильное место. Рано или поздно они обязательно добьются своего и выполнят задание Бога. Человеческий строй психики здесь - вера в Бога, правильное мировоззрение - видение в этих камушках элементов заданного изображения, правильное миропонимание - выложенное идеальное изображение.

Во второй группе люди не верят в Бога и относятся к набору камушков, как к груде камней, никак не связанных между собой. Поэтому либо вообще не приступят к работе, либо просто попытаются рассыпать их и получат при этом что-то бессмысленное и бесформенное.

Аналогия с проблемой устройства общества заключается в том, что набор камушков - это образы понятий явлений жизни в сознании людей, а идеальное изображение - богоугодное устройство общества. Пока мы находимся в начале этого пути.

Неверие в Бога неизбежно приводит к сциентизму. Разница между сциентистами и религиозными философами огромна. Первые будут бороться с негативными проявлениями, не затрагивая причин, а вторые будут требовать приведения в соответствие общественного устройства с промыслом Божьим, то есть устранения причины всех бедствий. Сциентисты будут писать многотомные труды, посвящённые тому, как обуздать стихию капиталистического рынка, получая за это Нобелевские премии, но, в конечном счёте, приведут общество к катастрофе. Заниматься они будут чем угодно. Например, тем, как влияют солнечные бури на стадии развития чешуекрылых, как повлияли наречия древних племён на современное состояние словесности, как получить из одной пробирки сиамских близнецов и т. п. Но они никогда не займутся честными исследованиями, направленными на изучение проблем человеческого общества и его выживания, поскольку за эти честные исследования никто не желает платить. "Кто платит, тот заказывает музыку" - дьявольский закон безбожников. Похоже, что опасность самоуничтожения эти безбожники почувствует лишь тогда, когда рядом с ними вырастет "гриб" от ядерного взрыва.

Ещё с античных времён и даже ранее было известно, что любая попытка приблизиться к истине требует от тех, кто вступил в диспут, договориться об исходных понятиях и терминах. Если этого не сделано, то все доводы и аргументация оппонентов будут банальным пустословием, а мнимую победу в нём одержит самый красноречивый, самый напористый или и то и другое вместе взятое. Сам же спор будет скорее напоминать какофонию, которую может породить большой оркестр с музыкантами, играющими на полностью расстроенных инструментах и без дирижёра. Какой смысл говорить о жизни, не имея единой системы ценностей?

Если элита не имеет системы ценностей или эта система ценностей у неё липовая, то она состоит просто из людей, пришедших к власти, и ждать от неё прогрессивных идей и преобразований не приходится. Порочная система порождает порочных управленцев, а порочные управленцы делают эту систему ещё более порочной. Говорить с ними о совести и справедливости - дело бесперспективное, поскольку они не верят в прогресс общества в этом отношении. Типичный аргумент их в этом случае будет банальностью типа «хотели как лучше, а получилось как всегда» или «да, это плохо, но лучше никто и нигде не придумал».
Как известно, сон разума рождает чудовищ или разум без образов творит безобразие. Поскольку разум спит, то приходится жить с чудовищами.

Борьба за изменение общества - это всегда борьба идеологий за умы. Поэтому для прогрессивных преобразований общества нет альтернативы объединению людей доброй воли на основе единой и правильной системы ценностей и просвещению широких слоёв населения страны. Если это произойдёт, то нынешняя «элита», составляющая не более 1% от населения, вынуждена будет капитулировать без боя. Критика существующего положения дел без предложения обществу своей системы ценностей будет обычным пустословием.

Единой система ценностей может стать только тогда, когда она основана на подлинно христианских принципах.
Если рассматривать категориальную систему различения добра и зла основных религий по существу, то получается, что ценности у них общие. Поэтому, например, мусульмане должны следовать принципам, исходящим из их религии, что не будет входить в противоречие с христианством.

mob_info