Партийный контроль в ссср. Значение комитет партийного контроля в большой советской энциклопедии, бсэ

Ежегодные «Дни русской культуры» - традиция Русского Зарубежья

«Дни русской культуры» широко отмечались и в Латвии. Главным инициатором этого праздника было «Рижское русское просветительное общество» во главе с Елпидифором Михайловичем Тихоницким.

"Каждый год составлялась программа этого праздника, приуроченная обычно к юбилейным датам в истории русской культуры. Например, в 1930 году празднование началось 3 мая церковными торжествами: в храмах были совершены литии поминовения умерших деятелей русской культуры. На следующий день в Иоанновской церкви была совершена божественная литургия. По ее окончании состоялся крестный ход в Кафедральный собор, где был совершен молебен о здравии нынешних деятелей просвещения. Во второй половине дня в Театре Русской драм состоялся торжественный акт, на котором с речами выступили профессор В.И.Синайский, а также представитель от русской молодежи Б.Е.Карцев. На торжественном акте прозвучали песни в исполнении объединенных хоров рижских русских школ. Позднее состоялся концерт с участием М.Васьковой (скрипка), Т.Васьковой-Трифоновой, А.Вилюмана (сольное пение), учащихся балетной студии А.Федоровой, молодых писателей и поэтов: А.Задонского, Н.Истомина, Г.Матвеева. Во втором отделении выступали уже именитые артисты, как например, солист Национальной оперы Н.Васильев, пианист В.Пастухов, артисты Русской Драмы, хор общества "Баян" и др. В тот же день в Народном доме состоялся детский праздник, а чуть позже школьный вечер, на котором выступили учащиеся Рижской правительственной русской гимназии. В это же время состоялся вечер в гимназии О.Н.Лишиной. На Московском форштадте в помещении на ул. Лубанас 17 прошел детский утренник, в программе которого были инсценировки в исполнении детей членов общества "Библиотечный кружок" и рабочих фабрики М.С.Кузнецова. В этом же помещении "Библиотечным кружком был устроен вечер с участием хора и оркестра балалаечников, а также открыта "Пушкинская выставка". 5 мая в зале Латвийской Консерватории предполагался концерт хора "Русского просветительного общества" под управлением Г.Е.Родионова. 6 мая - в Русском институте университетских знаний - В.И.Абрютиным были прочитаны лекции: "Об общечеловеческом значении русской культуры" и о "Ф.М.Достоевском, как ее пророке". Дни русской культуры в большей или меньшей степени отмечались всеми русскими организациями. Например, "Обществом русских эмигрантов" был устроен специальный вечер. Отдельное празднество было у русских скаутов. А с 4 по 18 мая в художественном салоне Альтберга (ул.К.Барона 4) состоялась выставка работ русских художников с участием Н.П.Богданова-Бельского, К.С.Высотского, Ю.Г.Рыковского. Аналогичные торжества происходили и в другие годы. Традиция "Русского дня" не заглохла и в годы диктатуры. Так, в 1936 году в программу "Дней русской культуры" была включена русская свадебная игра, в которой участвовали крестьяне из деревни Городищи Печерского края Эстонии. Появление на сцене Русского театра городищенских крестьян, дало возможность зрителям соприкоснуться с живым русским фольклором.

Комитетом по устройству Дней русской культуры издавался ежегодник "Русский день", в котором публиковались статьи известных деятелей русской культуры не только из Латвии, но и русского зарубежья. В числе авторов были М.Ганфман, П.Пильский, В.Преображенский (все трое из Латвии), профессор Н.Лосский (Прага), П.Бицилли (София) и др. Их статьи показывали огромную значимость русской культуры и были проникнуты заботой о ее сохранении.

"Дни русской культуры" были широко распространены в русском рассеянии и имели неоценимое значение в национальном воспитании русской молодежи, в сохранении у нее национальных чувств, любви к Отчизне. Торжества, связанные с этим событием, способствовали ознакомлению с русской культурой жителей тех стран, где имелось русское население".

День славянской письменности и культуры, отмечаемый сегодня в России, есть торжество возвращения к истокам

Увы, но День славянской письменности и культуры - тот самый праздник, о котором приходится напоминать каждый год.

И, если можно привести пример олицетворения вопиющей несправедливости, то пожалуйста: знаменательная дата, отсылающая нас к истокам русской культуры и государственности, празднуется - нет, скорее просто отмечается - факультативно.

Кто бы мог объяснить этот феномен человеческой природы, когда фундаментальное вытесняется наносным, когда можно говорить о «духовных скрепах» и «патриотическом воспитании», но при этом даже не организовать, пусть и формальности ради, организационный штаб по празднованию Дня славянской письменности и культуры.

Да, состоятся некие «мероприятия» - протокольные и практически незаметные. Интеллектуально подкованные граждане, возможно, даже без подсказок вспомнят, что сегодня за день, а может быть даже смогут развернуто рассказать своим детям, кто же такие были Кирилл и Мефодий.

Как пришлось это однажды рассказывать автору этих строк - не детям, а ровесникам. На вопрос о том, что значит эта аббревиатура «КМ» в названии портала, они получили ответ - первые буквы имен Кирилл и Мефодий. А затем последовал уточняющий вопрос: «Это ваши основатели?».

Да. И наши, и ваши. Основатели нашей речи, нашей письменности, нашей культуры. И незаслуженно вытесненные из народной памяти «святым Валентином» или «святым Патриком». Впрочем, может быть и не стоит искать в этом исключительно негатив? Наверное, дает знать о себе человеческая природа, когда все блага мира используются без знания об их создателях.

Действительно, можно же резонно возразить, что мы, мол, не благодарим Попова всякий раз, когда включаем радио, или Зворыкина, когда включаем телевизор. Зачем нам как-либо особенно почитать Кирилла и Мефодия, отмечать день в их славу?

Но, наверное, затем, что они создали не просто славянскую письменность, а нечто большее?

О значении празднования Дня славянской письменности и культуры в беседе с обозревателем рассказал известный общественный деятель, председатель православного братства «Радонеж» Евгений Никифоров:

Какой фундамент закладывается в основание культуры - такой и сама культура будет: устойчивая и фундаментальная или же поверхностная и легкомысленная. В основу нашей культуры святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием было заложено Слово Божие, они даровали нам слово Священного писания.

И вся славянская культура веками стоит на этом прочнейшем фундаменте. И слава Богу, что мы теперь каждый год напоминаем нашим гражданам откуда есть пошла наша великая русская культура. И показываем, кстати, почему выражение «великая русская культура» - не пустые парадные слова, а констатация факта.

Важно напоминать об этом фундаменте, на котором наша культура стояла, стоит и, даст Бог, стоять будет вечно. Собственно в этом напоминании и заложен смысл всего праздника, который, если упрощенно сказать, является днем рождения нашей славянской культуры и письменности.

Важность этого напоминания переоценить, конечно, невозможно. Память об истоках национальной культуры - необходимое условие ее существования. Иначе мы бы с легкостью перескакивали от одной культуры к другой, не имея никакой своей основы, не помня своей истории.

Но из поколения в поколение мы этот бесценный код передаем нашим потомкам и сохраняем культурную самобытность, этот фундамент, который не сможет разрушить вся наносная «культурная мода». «Вначале было Слово», - говорится в писании и даст Бог мы и наши потомки будем помнить об этом.

- Так получилось, что праздновать День славянской письменности и культуры мы начали практически одновременно с «перестройкой». И в дискуссиях на разных площадках порой можно столкнуться с увязыванием этих событий. Не вредит ли такая невольная ассоциация самой идее праздника?

Это все лишнее и наносное. Глупо пытаться как-то политизировать этот праздник, который, разумеется, не имеет никакого отношения к «перестройке» и уж точно никак не повинен во всех тех событиях, которые после нее последовали уже в 90-е. Это все довольно примитивная попытка спекуляции, которая недостойна серьезного внимания.

Вообще говорить о том, что политика может как-то влиять на фундаментальную культуру народа могут лишь те, кто в принципе не понимает, что такое культура и какие основополагающие смыслы она с собой несет.

Перестройка, если уж ее рассматривать в контексте многовековой русской культуры, прежде всего явилась попыткой освободиться от ложных политических, ментальных и культурных конструкций, которые как раз на протяжении семи десятков лет Слово Божие отрицали.

В некотором роде это была попытка вернуться к истокам, попытка избавиться от навязанного одной из политических сил влияния. Это было отрицание происходившей в течение десятилетий узурпации истинной культуры, отказ от наносной идеологизированной шелухи.

И, кстати, праздник Дня письменности и культуры - это и есть торжество возвращения к истокам. Нет в нашем мире ничего более основательного, нежели культура, основанная на Священном писании.

22 мая в Риге стартовали Дни русской культуры, которые продлятся до 7 июня. В этом году мероприятие отмечает 90-летний юбилей: первые Дни русской культуры в Латвии состоялись в 1925 году. О том, какую роль играет торжество для русскоязычного сообщества и что представляет собой русская культура в Латвии, портал сайт побеседовал с представителем оргкомитета Ириной МАРКИНОЙ.

Г-жа Маркина, традиция проводить Дни русской культуры в Латвии в этом году отмечает 90-летие. Как Вам кажется, что отличает цикл мероприятий прошлого века от сегодняшнего? Поменялись ли цели, задачи, формат фестиваля?

Когда Дни русской культуры в Латвии только зародились, были особенно важны три цели. Во-первых, необходимость сохранить отношение к русской культуре как к некой ценности. Во-вторых, расширение понимания русской культуры. Тогда Дни русской культуры носили просветительский характер, было очень много лекций известных профессоров, много говорилось о русских писателях, художниках и т. д.

Собиралась большая публика, потому что 90 лет назад информация черпалась непосредственно из публичного пространства и такое общение было крайне востребовано.

И третий аспект - это идентичность. Дни русской культуры были направлены на то, чтобы русский человек чувствовал себя русским. Чтобы человек мог понять, какие ценности, какая традиция, какая история может его связывать с этим словом - «русский». Это было движением эмиграции. Движением людей, которые стремились сохранить русскую культуру той России, ещё не смятой революционным вихрем.

С тех пор мир радикально изменился. Проводить Дни русской культуры сейчас как просветительское мероприятие было бы странно. Тот, кто желает просвещаться, сегодня имеет огромное количество каналов и доступной информации, и удивить чем-то в этом смысле достаточно тяжело. Конечно, в нашей программе из года в год существует рубрика «Культура есть знание». В рамках этого цикла проходят лекции по архитектуре, медицине, истории, обсуждения проблем культурного наследия, обязательно литературные чтения - всё это есть. Однако просветительская цель - не основная.

В современном мире человеку не хватает публичного общения, реальной коммуникации. Мы пытаемся своими Днями русской культуры человека как-то встряхнуть, в первую очередь русскоговорящих. Напомнить о том, что есть концерты, выставки, лекции, что много происходит интересного за пределами вашей кухни. И важно, что посещение большинства наших мероприятий бесплатное. Мы ориентируемся на публику, которая не всегда может позволить себе выложить 15 евро за встречу с художником или поэтом.

- Какую роль играют Дни русской культуры для русской общины в Латвии?

Дни русской культуры помогают преодолеть некоторую разобщённость, а она есть. Разные социальные группы, разное происхождение русских в Латвии, разная политическая ориентация. Раздробленность действительно существует, что для русской диаспоры, увы, достаточно характерно.

- Что из себя представляет такое явление, как русская культура в Латвии? Существует ли оно вообще?

Как выяснилось, существует! По крайней мере, на две недели ежегодно её точно хватает. Что она собой представляет? Обычный культурный процесс, результат которого не относится к мировым выдающимся достижениям, - просто нормальный культурный процесс. Люди пишут стихи, песни, музыку, танцуют, поют, создают картины. Это культурный процесс, который обслуживает определённый менталитет, определённые интересы, который держится на языке символов, связанных с традиционной русской культурой. Это та культура, которая вызвана определённым темпераментом, а он у русских отличается от других национальностей. Это явление одного из многих культурных диалектов.

И когда говорят: «Что это у вас там такое провинциальное, покажите мне пушкиных», я отвечаю - а не надо! Не имеет смысла всё сравнивать с вершинами: Эверестов в мире не так уж много. Однако все остальные горы чувствуют себя горами.

Могут ли такие мероприятия, как Дни русской культуры, быть мягкой политической силой, сглаживать какие-то острые углы?

В зависимости от того, что вы называете мягкой политической силой. Современные СМИ в этот термин вкладывают что-то двусмысленное. А вот если мы говорим о народной дипломатии, то с этим я, безусловно, согласна. Культура - это в первую очередь диалог. Мы же не изолируемся от остального мира. Мы не говорим, что Дни русской культуры - для русских. Приходите: и латыши, и эстонцы, и греки, и кто угодно! У нас, кстати, всегда международный состав участников.

Культура - это пространство диалога. Хотелось бы, чтобы не спекулировали словом «русский» в этот момент. Это ценности культуры, а не чьей-то политики.

- Приходится ли сталкиваться с какими-либо трудностями при организации Дней русской культуры?

Проект народный, и многое мы делаем с нулевым бюджетом. Финансовая поддержка всегда неведома: то ли будет, то ли нет. Это громадный проект, требующий чисто технических расходов. Мы надеемся, что у нас появятся новые спонсоры и что уважаемые бизнесмены перестанут делать презрительную гримасу при словах «русская культура». Надеемся, что русский бизнес перестанет оценивать русскую культуру как «два притопа, три прихлопа». Пока существует такое отношение, культура будет находиться в таком состоянии. Потому что ей тоже нужна подпитка.

Справка сайт:

В рамках Дней русской культуры Латвии (22 мая - 7 июня) состоится более 180 мероприятий. Концерты, выставки, мастер-классы, лекции, экскурсии и творческие встречи пройдут в Риге, Юрмале, Даугавпилсе, Вентспилсе, Елгаве, Резекне, Лудзе и других городах.

mob_info