В.Н. Татищев – основоположник исторической науки в России

Российский историк, географ, экономист и государственный деятель, основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми.

Детство и юность

Василий Татищев родился в Пскове в знатной дворянской семье. Татищевы происходили от семьи Рюриковичей, точнее — от младшей ветви князей смоленских. Род утратил княжеский титул. Отец Василия Никитича с 1678 г. числился в государевой службе московским «жильцом» и первое время не имел никаких земельных владений, однако в 1680 г. ему удалось получить поместье умершего дальнего родственника в Псковском уезде. Оба брата Татищевы (Иван и Василий) служили стольниками (стольник занимался обслуживанием трапезы господина) при дворе царя до самой его смерти в 1696 г. После этого Татищев покинул двор. В документах отсутствуют свидетельства об учебе Татищева в школе. В 1704 юноша был зачислен в Азовский драгунский полк и прослужил в армии 16 лет, оставив ее накануне окончания Северной войны со шведами. Участвовал во взятии Нарвы, в , Прутском походе Петра I против турок. В 1712-1716 гг. Татищев совершенствовал своё образование в Германии. Он побывал в Берлине, Дрездене, Бреславле, где обучался преимущественно инженерному и артиллерийскому делу, поддерживал связь с генерал-фельдцейхмейстером Я.В. Брюсом и выполнял его поручения.

Освоение Урала

В начале 1720 г. Татищев получил назначение на Урал. Его задачей было определить места для строительства железорудных заводов. Исследовав указанные места, он поселился в Уктусском заводе, где основал Горную канцелярию, переименованную затем в Сибирское высшее горное начальство. На реке Исеть он положил начало нынешнего Екатеринбурга, указал место для строительства медеплавильного завода около деревни Егошиха - это было начало города Перми. В регионе он развернул деятельность по строительству школ и библиотек, которые после его смерти просуществовали без коренных изменений 158 лет.

У Татищева возник конфликт с предпринимателем , знатоком горнозаводского хозяйства. В строительстве и учреждении казённых заводов он видел подрыв своей деятельности. Чтобы расследовать возникший между Татищевым и Демидовым спор, на Урал послан был военный и инженер Г.В. де Геннин. Он нашел, что Татищев во всём поступал справедливо. По донесению, направленному Петру I, Татищев был оправдан и произведён в советники Берг-коллегии.

С 1724 по 1726 гг. Татищев провел в Швеции, где осмотрел заводы и рудники, собрал чертежи и планы, привёз в Екатеринбург гранильного мастера, познакомился со многими местными учёными и т. д. В 1727 г. он был назначен членом монетной конторы, которой тогда подчинены были монетные дворы. Татищев начал работу над Общим географическим описанием всей Сибири, которое из-за отсутствия материалов оставил незавершенным, написав только 13 глав и план книги. Конфликт со ставленниками Бирона и недовольство местных влиятельных лиц, использовавших отдельные злоупотребления властью со стороны Татищева, привели к его отзыву, а затем отдаче под суд. В 1734 г. Татищев был освобожден от суда и снова назначен на Урал в должности начальника горных казённых заводов «для размножения заводов». С июля 1737 по март 1739 гг. возглавлял Оренбургскую экспедицию.

В январе 1739 г. Татищев приехал в Петербург, где устроена была целая комиссия для рассмотрения жалоб на него. Его обвиняли в «нападках и взятках», неисполнительности и т. п. Комиссия подвергла Татищева аресту в Петропавловской крепости и в сентябре 1740 г. приговорила его к лишению чинов. Приговор, однако, не был исполнен. В этот тяжёлый для Татищева год он написал своё наставление сыну — известную «Духовную».

Написание «Истории Российской»

Падение Бирона вновь выдвинуло Татищева: он был освобождён от наказания и в 1741 г. назначен в Астрахань управлять Астраханской губернией, главным образом для прекращения беспорядков среди калмыков. Отсутствие необходимых военных сил и интриги калмыцких владетелей помешали Татищеву добиться чего-либо прочного. Когда вступила на престол , Татищев надеялся освободиться от калмыцкой комиссии, но это ему не удалось: он был оставлен на месте до 1745 г., когда его из-за несогласий с наместником отставили от должности. Приехав в свою подмосковную деревню Болдино, Татищев уже не оставлял её до смерти. Здесь он заканчивал свою знаменитую «Историю Российскую».

Работа по написанию труда по родной истории была начата еще с начала 1720-х гг. и фактически стала главным делом жизни. Взявшись за написание труда, Татищев ставил перед собой несколько задач. Во-первых, выявить, собрать и систематизировать материал и изложить в соответствии с летописным текстом. Во-вторых, объяснить смысл собранного материала и установить причинную связь событий, сопоставить русскую историю с западной, византийской и восточной.

Работа Татищева по написанию «Истории Российской» шла довольно медленно. Приступив к изучению и сбору материалов в 1721 г., ученый в ноябре 1739 г. представил в АН «Предъизвесчение гисторий русской», написанное на древнем наречии. Прибыв в 1739 г. в Санкт-Петербург, Татищев многим показывал свою «Историю Российскую», но работа не встретила одобрения. Сопротивление оказали духовенство и иностранные ученые. Его обвиняли в вольнодумстве. Тогда Татищев отправил свою «Историю Российскую» новгородскому архиепископу Амвросию, прося его «о прочитании и поправлении». Архиепископ не нашел в работе Татищева «ничего истине противнаго», однако просил его сократить спорные моменты. Обескураженный нападками со стороны церкви и не чувствуя поддержки со стороны АН, Татищев не решился протестовать открыто. Не только поднятые им вопросы церковной истории послужили поводом для отторжения труда, но и главенство в АН иностранных ученых, преимущественно немцев по происхождению.

В.Н. Татищев обратился за помощью к П.И. Рычкову, видному историку, географу, экономисту того времени. Рычков отнесся с большим интересом к работе Василия Никитича. Уединившись в своем имении Болдино после многочисленных скитаний и ссылок, Татищев продолжает целеустремленно работать над написанием «Истории Российской». К концу 1740-х гг. относится решение Татищева начать переговоры с АН об издании своего произведения. Большинство членов Петербургской АН было настроено благожелательно. Это объясняется изменением общей ситуации в стране. К власти пришла Елизавета Петровна. Национальная наука в ее лице обрела государственную поддержку. Его труд был впервые издан уже во время правления Екатерины II.

Структура и краткое содержание «Истории Российской»

«История Российская» Татищева состоит из пяти книг, которые включают в себя четыре части. Первая книга Татищевым разделена на две части. Первая часть целиком посвящена характеристике и истории различных пародов, населявших Восточно-Европейскую равнину в древности. Вторая часть книги посвящена древней истории Руси. Ее рамки охватывают 860-1238 гг. Особое внимание в ней уделено вопросу о роли варяжского влияния на развитие и становление древнерусского государства. Во второй, третьей и четвертой частях «Истории Российской» Татищев ведет свое повествование в хронологическом порядке. Наиболее законченный вид имеет вторая часть произведения. Дело в том, что Татищев не только написал ее на древнем наречии, но и переложил на современный ему язык. Это, к сожалению, не было сделано с последующим материалом. Данная часть знаменательна еще и тем, что в дополнении к ней Татищев составил примечания, где дает комментарии к тексту, которые составляют приблизительно пятую часть написанного. Татищев так и не довел четвертую часть своего произведения до запланированных временных рамок (1613 г.), закончив повествование 1577 г. Хотя в личном архиве Татищева были обнаружены материалы о более поздних событиях, например, о царствовании Федора Иоановича, Василия Иоановича Шуйского, Алексея Михайловича и др.

Источниковая база «Истории Российской»

Татищев собирал и хранил у себя рукописи, необходимые ему для работы. Это и «История Курбского о Казанском походе...; Попова, архимандрита Троицкого монастыря, от царствования царя Иоанна II до царя Алексея Михайловича; О Пожарском и Минине, о 54 польских временах...; Сибирская история...; Истории, написанные по-татарски» и др. Многие источники имелись у ученого не в единственном экземпляре и варианте (в частности, история о казанском походе наличествовала у Татищева не только под авторством А. Курбского, но и как произведение неизвестного автора). Татищев не копировал и переписывал древние источники, а стремился к их критическому осмыслению. Многие документы, используемые Татищевым в работе над «Историей Российской», не дошли до последующих поколений ученых и, скорее всего, навсегда утеряны для науки. Татищев обработал произведения иностранных авторов, содержащих сведения по русской истории. в своей классификации исторических источников, используемых Татищевым в работе, выделял летописи, древние сказания, сочинения различных исторических деятелей, биографии, а также «браки и коронования».

Другие сочинения

Кроме основного труда В.Н. Татищев оставил большое количество сочинений публицистического характера: «Духовная», «Напоминание на присланное расписание высоких и нижних государственных и земских правительств», «Рассуждение о ревизии поголовной» и другие. «Духовная» (изд. 1775 г.) даёт подробные наставления, обнимающие всю жизнь и деятельность человека (помещика). Она трактует о воспитании, о разных родах службы, об отношениях к начальству и подчинённым, о семейной жизни, управлении имением и хозяйством и тому подобное. В «Напоминании» излагаются взгляды Татищева на государственное право, а в «Рассуждении», написанном по поводу ревизии 1742 г., указываются меры к умножению доходов государственных.

Незавершённый толковый словарь (до слова «Ключник») «Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской» (1744-1746 гг.) охватывает широкий спектр понятий: географические названия, военное дело и флот, административно-управленческая система, религиозные вопросы и церковь, наука и образование, народы России, законодательство и суд, классы и сословия, торговля и средства производства, промышленность, строительное дело и архитектура, деньги и денежное обращение. Впервые опубликован в 1793 г. (М.: Горное училище, 1793. Ч. 1—3).

Историческое значение работ

Василия Татищева по праву именуют одним из отцов российской исторической науки, он - автор первой "Истории Российской с древнейших времен", являющегося одним из самых значительных трудов за всё время существования российской историографии.

«Историю Российскую» Татищева использовали как основу для своих произведений , И.Н. Болтин и др. Благодаря Татищеву до нас дошли такие исторические источники, как «Русская Правда», Судебник 1550г., «Степенная книга». Они были опубликованы после смерти Татищева благодаря усилиям Миллера. Своими изысканиями Татищев положил начало становлению исторической географии, этнографии, картографии и ряда других вспомогательных исторических дисциплин. В ходе научной и практической деятельности Татищев все глубже осознавал необходимость исторических знаний для развития России и стремился убедить в этом «власть имущих». По мнению Н.Л. Рубинштейна, «История Российская» В.Н. Татищева «подвела итог предшествующему периоду русской историографии... на целое столетие вперед».

  • Кузьмин А.Г. Татищев. М., 1987.
  • Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941.
  • Сидоренко О.В. Историография IX- нач. XX вв. Отечественной истории. Владивосток, 2004.
  • Шакинко И. М. В. Н. Татищев. - М.: Мысль, 1987.
  • Юхт А. И. Государственная деятельность В. Н. Татищева в 20-х-начале 30-х годов XVIII в / Отв. ред. докт. ист. наук А. А. Преображенский.. - М.: Наука, 1985.
  • (1686 – 1750), русский государственный деятель, историк. Окончил в Москве Инженерную и артиллерийскую школу. Участвовал в Северной войне 1700-21, выполнял различные военно-дипломатические поручения царя Петра I. В 1720-22 и 1734-37 управлял казёнными заводами на Урале, основал Екатеринбург; в 1741-45 – астраханский губернатор. В 1730 активно выступал против верховников (Верховный тайный совет). Татищев подготовил первую русскую публикацию исторических источников, введя в научный оборот тексты Русской правды и Судебника 1550 с подробным комментарием, положил начало развитию в России этнографии, источниковедения. Составил первый русский энциклопедический словарь («Лексикон Российской»). Создал обобщающий труд по отечественной истории, написанный на основе многочисленных русских и иностранных источников, – « » (книги 1-5, М., 1768-1848).
    “ ” Татищева – один из самых значительных трудов за всю историю существования российской историографии. Монументальна, блестяще и доступно написанная, эта книга охватывает историю нашей страны с древнейших времен – и вплоть до царствования Федора Михайловича Романова. Особая же ценность произведения Татищева в том, что история России здесь представлена ВО ВСЕЙ ЕЕ ПОЛНОТЕ – в аспектах не только военно-политических, но – религиозных, культурных и бытовых!
    Адаптация с позднеславянского – О. Колесников (2000-2002)
    История Российская (рус. дореф. Исторiя Россiйская; полное название первого издания: «История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым») - крупный исторический труд русского историка Василия Татищева, одно из важнейших произведений русской историографии второй четверти XVIII века, значительный этап в её переходе от средневекового летописного к критическому стилю повествования.
    «История» состоит из четырёх частей, сохранились также некоторые наброски по истории XVII века.

    История с древнейших времен до Рюрика. Татищев говорит от имени славян или венедов, которые «имя руссов приняли». «Славяне сначала жили в Сирии и Финикии», оттуда мигрировали в Пафлагонию к берегам Черного моря, а затем, после Троянской войны, расселились на Балканах вплоть до Италии (Венеция). При этом галаты и фракийцы почитаются за славян. Среди славянских богов Татищев называет Триглава, Свентовита, Чернобога и ряд других. Относительно распространения христианства среди славян он упоминает целый ряд крещений: от апостола Андрея; Болгар крещение; от Кирилла и Мефодия; Оскольдово крещение в 867 году; от княгини Ольги в 945 году; от князя Владимира в 988 году. Также Татищев пересказывает летопись Нестора о призвании варягов и борьбе с козарами.

    – .
    – .

    – .
    – .
    – .
    – .
    – .
    – .
    – .

    План
    Введение
    1 Работа над «Историей»
    2 План
    Введение

    3 Источники первой части «Истории»
    4 Татищевские известия
    5 Проблема "минус-текста" татищевского труда
    6 Источники второй-четвёртой частей «Истории»
    6.1 Кабинетный манускрипт
    6.2 Раскольничья летопись
    6.3 Кёнигсбергский манускрипт
    6.4 Голицынский манускрипт
    6.5 Кирилловский манускрипт
    6.6 Новгородский манускрипт
    6.7 Псковский манускрипт
    6.8 Крекшинский манускрипт
    6.9 Никоновский манускрипт
    6.10 Нижегородский манускрипт
    6.11 Ярославский манускрипт
    6.12 Ростовский манускрипт
    6.13 Рукописи Волынского, Хрущова и Еропкина
    6.14 Оренбургский манускрипт

    7 История XVII века
    8 Издания
    9 Исследования

    Введение

    История Российская (полное название первого издания: «История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым») - крупный исторический труд русского историка Василия Татищева, одно из важнейших произведений русской историографии второй четверти XVIII века, значительный этап в её переходе от средневекового летописного к критическому стилю повествования.

    1. Работа над «Историей»

    К главному труду своей жизни Татищев пришёл вследствие стечения целого ряда обстоятельств. Сознавая вред от недостатка обстоятельной географии России и видя связь географии с историей, он находил необходимым собрать и рассмотреть сначала все исторические сведения о России. Так как иностранные руководства оказались полными ошибок, Татищев обратился к первоисточникам, стал изучать летописи и другие материалы. Сначала он имел в виду дать историческое сочинение («гисторическим порядком» - то есть авторское аналитическое сочинение в стиле Нового времени), но затем, найдя, что на летописи, ещё не изданные, ссылаться неудобно, решил писать в чисто «летописном порядке» (по образцу летописей: в виде хроники датированных событий, связи между которыми намечены неявно).

    Как Татищев пишет, он собрал в своей библиотеке более тысячи книг, однако большей их частью воспользоваться не смог, ибо владел лишь немецким и польским языками. При этом он с помощью Академии наук использовал переводы некоторых античных авторов, выполненные Кондратовичем.

    В 1739 году Татищев привёз в Петербург труд, над которым он проработал, по его словам, 15-20 лет (связывая начало работы с так называемым Кабинетным манускриптом и личностями Петра I и Я. В. Брюса), и устраивал публичные чтения, продолжая работать над ним и впоследствии, «сглаживая язык» (первая редакция, сохранившаяся для второй части в списке 1746 года, была написана языком, стилизованным под древнерусский язык летописей, вторая «переведена» на язык XVIII века) и прибавляя новые источники. При этом такой «перевод» автор успел осуществить лишь для второй части.

    Не имея специальной подготовки, Татищев не мог дать безукоризненный научный труд, но в его исторических работах ценны жизненное отношение к вопросам науки и соединённая с этим широта кругозора.

    Среди более частных научных заслуг Татищева - обнаружение и публикация Русской правды, Судебника Ивана Грозного (1550). Татищев постоянно связывал настоящее с прошлым: объяснял смысл московского законодательства обычаями судейской практики и воспоминаниями о нравах XVII века; на основании личного знакомства с иностранцами разбирался в древней русской этнографии, из лексиконов живых языков объяснял древние названия. Вследствие этой-то связи настоящего с прошлым Татищев нисколько не отвлекался занятиями по службе от своей основной задачи. Напротив, эти занятия расширяли и углубляли его историческое понимание.

    Занятость автора государственной службой не позволяла уделять много времени занятиям историей. Лишь с апреля 1746 года, когда Татищев находился под следствием и жил в своём селе Болдино, он смог увеличить свою активность. Однако его смерть 15 июля 1750 года прервала этот труд.

    «История» состоит из четырех частей, сохранились также некоторые наброски по истории XVII века.

    · Часть 1. История с древнейших времен до Рюрика.

    · Часть 2. Летопись от 860 до 1238 года.

    · Часть 3. Летопись от 1238 до 1462 года.

    · Часть 4. Непрерывная летопись от 1462 до 1558 года, а далее ряд выписок об истории Смутного времени.

    Лишь первая и вторая части относительно завершены автором и включают значительное число примечаний. В первой части примечания распределены по главам, вторая в окончательной редакции содержит 650 примечаний. В третьей и четвертой частях примечания отсутствуют, кроме глав о Смутном времени, содержащих некоторые ссылки на источники.

    3. Источники первой части «Истории»

    Первая часть включает сведения с древнейших времен до Рюрика.

    · Выдержки из «Истории» Геродота (гл.12).

    · Выдержки из кн. VII «Географии» Страбона (гл.13).

    · Из Плиния Старшего (гл.14).

    · Из Клавдия Птолемея (гл.15).

    · Из Константина Багрянородного (гл.16).

    · Из книг северных писателей, труд Байера (гл.17).

    Особое место в этногеографических представлениях Татищева занимает сарматская теория. Этимологический «метод» Татищева иллюстрирует рассуждение из гл.28: историк отмечает, что на финском языке русские называются венелайн, финны - сумалайн, германцы - саксолайн, шведы - роксолайн, и выделяет общий элемент «алайн», то есть народ. Тот же общий элемент он выделяет в известных по античным источникам названиям племен: аланы, роксаланы, ракаланы, аланорсы, и делает вывод - язык финнов близок языку сарматов. Представление же о родстве финно-угорских народов существовало уже ко времени Татищева.

    Другая группа этимологий связана с поиском славянских племен в античных источниках. В частности, только Птолемей, по предположениям Татищева (гл.20), упоминает следующие славянские названия: агориты и пагориты - от гор; бесы, то есть босы; закаты - от заката; зенхи, то есть женихи; коноплены - от конопли; толистобоги, то есть толстобокие; толистосаги, то есть толстозадые; матеры, то есть матёрые; плесии, то есть плешивые; сабосы, или собачьи; оброны, то есть боронные; сапотрены - осмотрительные; свардены, то есть свародеи (делающие свары) и т. д.

    4. Татищевские известия

    Особую источниковедческую проблему составляют так называемые «татищевские известия», содержащие информацию, которой нет в известных нам летописях. Это тексты различного объёма, от одного-двух добавленных слов до больших цельных рассказов, включающих пространные речи князей и бояр. Иногда Татищев комментирует эти известия в примечаниях, ссылается на летописи, неизвестные современной науке или надёжно не идентифицируемые («Ростовская», «Голицынская», «Раскольничья», «Летопись Симона епископа»). В большинстве случаев источник оригинальных известий вообще не указывается Татищевым.

    Особое место в массиве "татищевских известий" занимает Иоакимовская летопись - вставной текст, снабжённый особым введением Татищева и представляющий собой краткий пересказ особой летописи, повествующей о древнейшем периоде истории Руси (IX-X вв.). Автором Иоакимовской летописи Татищев считал первого новгородского епископа Иоакима Корсунянина, современника Крещения Руси.

    В историографии отношение к известиям Татищева всегда было различным. Историки второй половины XVIII века (Щербатов, Болтин) воспроизводили его сведения без проверки по летописям. Скептическое отношение к ним связано с именами Шлёцера и особенно Карамзина. Этот последний счёл Иоакимовскую летопись «шуткой» Татищева (т.е. неуклюжей мистификацией), а Раскольничью летопись решительно объявил «мнимой». На основании критического анализа Карамзин отвёл целый ряд конкретных татищевских известий и довольно последовательно опровергал их в примечаниях, не используя в основном тексте «Истории государства Российского» (исключением является известие о папском посольстве к Роману Галицкому под 1204 г., проникшее в основной текст второго тома из-за особого стечения обстоятельств).

    Во второй половине XIX века С. М. Соловьёв и многие другие авторы приступили к «реабилитации» Татищева, систематически привлекая его известия как восходящие к не дошедшим до нас летописям. При этом учитывались и добросовестные заблуждения историка. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона характеризует состояние вопроса на рубеже XIX и XX вв. следующим образом:

    «Добросовестность Татищева, раньше подвергавшаяся сомнениям из-за его так называемой Иоакимовской летописи , в настоящее время стоит выше всяких сомнений. Он никаких известий или источников не выдумывал, но иногда неудачно исправлял собственные имена, переводил их на свой язык, подставлял свои толкования или составлял известия, подобные летописным, из данных, которые ему казались достоверными. Приводя летописные предания в своде, часто без указания на источники, Татищев дал в конце концов в сущности не историю, а новый летописный свод, бессистемный и достаточно неуклюжий».

    В XX веке сторонниками достоверности татищевских известий были А. А. Шахматов, М. Н. Тихомиров и особенно Б. А. Рыбаков. Этот последний предложил весьма масштабную концепцию, отводившую особую роль в формировании татищевского свода утраченной «Раскольничьей летописи» (с реконструкцией политических взглядов и даже биографии её предполагаемого автора). Скептические гипотезы относительно большинства «татищевских известий» выдвигали М. С. Грушевский, А. Е. Пресняков, С. Л. Пештич (которому принадлежит честь детального исследования рукописи первой редакции татищевского труда, написанной "древним наречием"), Я. С. Лурье. В 2005 г. украинский историк А. П. Толочко издал объёмную монографию, в которой опровергает достоверность всех без исключения "татищевских известий" и утверждает, что ссылки на источники у Татищева последовательно мистифицированы. С точки зрения А. П. Толочко, почти все РЕАЛЬНО использовавшиеся Татищевым источники сохранились и хорошо известны современным исследователям. Близкую (и даже более бескомпромиссную) позицию занимает российский историк А. В. Горовенко. Если А. П. Толочко признаёт реальность Раскольничьей летописи Татищева, хотя и объявляет её украинской рукописью XVII века (летописью "Хлебниковского типа", близкой к Голицинской), то А. В. Горовенко считает Раскольничью летопись татищевской мистификацией и остро полемизирует с украинским коллегой, опровергая его текстологическую аргументацию. Сторонники достоверности "татищевских известий" также подвергли монографию А. П. Толочко резкой критике, хотя и совсем с других позиций.

    +: работами публицистов+: работами писателей

    Составителем первой редакции ПВЛ считается+: Нестор

    Составителем второй редакции ПВЛ считается:+: Сильвестр

    В ХYI веке написана:

    +: «История о великом князе Московском» А.М. Курбского

    В ХYI веке написан: +: Лицевой свод

    В ХYI веке написана: +: Степенная книга

    «История о великом князе Московском» А.М. Курбского была созд.в:+: ХYI в.

    «Скифская история» А.И. Лызлова была создана в:+: ХYII в.

    Первое печатное (типографское) историческое произведение на Руси+:Синопсис

    L1:«История о великом князе Московском»

    R1: А.М. Курбский

    L2: «Скифская история»

    R2: А.И. Лызлов

    L3: «История…»

    R3: Федор Грибоедов

    R4: Нестор

    «Ядро Российской истории» создано:+: А.И. Манкиевым

    «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» создана:+: Ф. Прокоповичем

    «Рассуждение о причинах Свейской войны» создано: +: П.П. Шафировым

    «История Российская с самых древнейших времен» создана:+: В.Н. Татищевым

    «Древняя Российская история» и «Краткий Российский летописец» созданы:

    +: М.В. Ломоносовым

    Соответствие между названием произведения и его автором:

    L1: «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии»

    R1: П.П.Прокопович

    L2: «История Российская с самых древнейших времен»

    R2: В.Н. Татищев

    L3: «Краткий Российский летописец»

    R3: М.В. Ломоносов

    L4: «Рассуждение о причинах Свейской войны»

    R4: П.П. Шафиров

    L5: «Ядро Российской истории»

    R5: А.И. Манкиев

    Родоначальником (отцом) российской исторической науки обычно считают:

    +: В.Н. Татищева

    +: А.Л. Шлецер

    В XVIII в. в России работал историк немецкого происхождения:+: Г.З. Байер

    В XVIII в. в России работал историк немецкого происхождения:+: Г.Ф. Миллер

    Попытки восстановить первоначальный текст ПВЛ и перенести в Россию научные методы критики источников предпринял: +: А.Л. Шлецер

    Работа «О повреждении нравов в России» принадлежит :+: М.М. Щербатову

    Работа М.М.Щербатова «О повреждении нравов в России» написана в: +: ХYIII в

    И.И. Голиков является представителем:

    +: купеческого (раннебуржуазного) направления Издаваемая Н.И. Новиковым «Древняя Российская Вивлиофика» являлась:

    +: архивным историческим журналом

    : Соответствие между названием произведения и его автором:

    L1: «История государства Российского»

    R1: Н.М. Карамзин

    L2: «Краткий Российский летописец»

    R2: М.В. Ломоносов

    L3: «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России»

    R3: И.И. Голиков

    L4: «О повреждении нравов в России»

    R4: М.М. Щербатов

    Декабристы были представителями+: радикально-просветительского направления

    есть первый наш историк и последний летописец» (А.С. Пушкин)

    +: Карамзин

    Высоко оценивал творчество Н.М. Карамзина, создатель своего рода «карамзиниады»:+: М.П. Погодин+: второй трети ХIХ в

    Труды «Восшествие на престол императора Николая I» и «Жизнь графа Сперанского» написаны: +: М.А. Корфом

    +: Н.И. Костомаров

    L1: Н.М. Карамзин

    R1: «История государства Российского»

    L2: Н.И. Костомаров

    R2: «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»

    L3: М.П. Погодин

    R3: «Борьба, не на живот, а на смерть, с новыми историческими ересями»

    L4: С.М. Соловьев

    R4: «История России с древнейших времен» в 29 томах

    +: Н.К. Шильдер

    Книги по истории русских императоров в конце ХIХ – начале ХХ в. писал:

    +: С.С. Татищев

    Книги по истории русских императоров, а также справочники по столичным некрополям составлял в конце ХIХ – начале ХХ в.:

    +: Великий князь Николай Михайлович (Романов)

    +: Н.К. Михайловский

    «Очерки по истории Смуты в Московском государстве ХYI – ХYII вв.» написаны: +: С.Ф. Платоновым

    «Очерки по истории русской культуры» -+: П.Н. Милюковым

    «Курс русской истории» создан:+: В.О. Ключевским

    «Методология истории» написана+: А.С. Лаппо-Данилевским

    Профессиональным историком-марксистом был:+: М.Н. Покровский

    «Русская история с древнейших времен» и «Русская история в самом сжатом очерке» написаны марксистским историком+: М.Н. Покровским

    «Русская история с социологической точки зрения» и «Русская история в сравнительно-историческом освещении» в 12-ти томах написаны:+:Н.А.Рожковым

    Соответствие

    L1: «Курс русской истории»

    R1: В.О. Ключевский

    L2: «Русская история в самом сжатом очерке»

    R2: М.Н. Покровский

    L3: «Очерки по истории русской культуры»

    R3: П.Н. Милюков

    L4: «Русская история с социологической точки зрения»

    R4: А.Н. Рожков

    L5: «Очерки по истории Смуты в Московском государстве ХYI – ХYII вв.»

    R5: С.Ф. Платонов-

    Жизнедеятельности российских историков:

    1: С.М. Соловьев

    2: И.И. Голиков

    3: М.Т. Каченовский

    4: В.Н. Татищев

    Хронологическая последовательность

    1: А.И. Манкиев

    2: А.Н. Радищев

    3: Н.М. Карамзин

    4: М.П. Погодин

    5: А.Н. Рожков

    Хронологическая последовательность

    1: П.П. Шафиров

    2: М.М. Щербатов

    3: Н.А. Полевой

    4: В.О. Ключевский

    5: Б.Д. Греков

    Хронологическая последовательность

    1: Ф. Прокопович

    2: И.Н. Болтин

    3: К.А. Аксаков

    4: Д.И. Иловайский

    5: Б.А. Рыбаков

    Хронологическая последовательность

    1: Г.Ф. Миллер

    2: К.Д. Кавелин

    3: А.С. Лаппо-Данилевский

    4: А.М. Панкратова

    5: Ю.Н. Афанасьев

    Хронологическая последовательность

    1: Г.З. Байер

    2: Н.М. Карамзин

    3: Б.Н. Чичерин

    4: С.Ф. Платонов

    5: А.А. Зимин

    Хронологическая последовательность

    1: А.Л. Шлецер

    2: М.Т. Каченовский

    3: Н.И. Костомаров

    4: Г.В. Плеханов

    5: Л.Н. Гумилев

    Хронологическая последовательность

    1: М.В. Ломоносов

    2: Н.Г. Устрялов

    3: Н.К. Шильдер

    4: М.Н. Покровский

    5: М.В. Нечкина

    Серию афоризмов по русской истории оставил: +: В.О. Ключевский

    Представитель московской исторической школы, изучавший реформы Петра I и приступивший к подготовке детальной биографической хроники Петра Великого:

    +: М.М. Богословский

    Представитель московской исторической школы, лидер партии кадетов, министр иностранных дел в первом Временном правительстве: +: П.Н. Милюков

    «Разоблачения дипломатической истории ХYIII в.» написаны: +: К. Марксом

    Работа «Развитие капитализма в России» написана: +: В.И. Лениным

    Пропагандировал в России марксизм, полемизировал с народниками

    +: Г.В. Плеханов

    Представитель марксистского направления в России, автор работы «Русский рабочий в революционном движении»: +: Г.В. Плеханов

    Председателем Социалистической (Коммунистической) академии общественных наук был: +: М.Н. Покровский

    Первым ректором Института красной профессуры был +: М.Н. Покровский

    М.Н. Покровский являлся:

    +: председателем Социалистической (Коммунист.)академии общественных наук

    Н.М. Лукин являлся:

    +: первым директором Института истории АН СССР

    Б.Д. ГБ.Д. Грековымнаписаны:

    +: «Киевская Русь» и «Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины ХYII в.»

    Греков являлся+: директором Института истории АН СССР в 1937-1953 г

    А. Барбюс написал:+: биографию И.В. Сталина

    А.М. Панкратова являлась:

    +: специалистом по истории пролетариата и истории рабочего революционного движения в России

    П.Н.Савицкий (Петр Востоков) являлся:

    +: представителем евразийского направления в зарубежной русской историографии

    Г.В. Вернадский являлся:

    +: лидером и идеологом евразийского направления в зарубежной русской историографии

    +: Л.И. Брежнев

    Академик АН СССР, исследователь археологии, истории, устных и письменных памятников Древней Руси+: Б.А. Рыбаков

    Н.Н. Покровскийи иЛев Краснопевцев

    +: участниками «университетского дела» 1957 г

    Ректор Историко-архивного института Ю.Н. Афанасьев:

    +: наиболее последовательно выступал в годы «перестройки» за радикальное обновление советской исторической науки

    Согласно ПВЛ апостол Андрей:

    +: осветил киевские земли

    Идея объединения Руси на договорной основе характерна для:+: Свода 1448 г

    +: Московскими летописцами

    Идея общерусского летописного свода выдвигалась:+: Тверскими летописцами

    Идея богоизбранности Руси получила развитие в:+:Теории «Москва–Третий Рим»

    Тезис о Москве как центре истинного христианства получил развитие в:

    +: Теории «Москва – Третий Рим»

    +: римскими императорами

    Исторические произведения XVI в. связывали московскую государственность с:

    +: византийскими императорами

    «Послание о Мономаховом венце» и «Сказание о князьях Владимирских» связывали московскую государственность с:+: римскими императорами

    Русскую государственность с мировыми империями прошлого связывало:

    +: «Сказание о князьях Владимирских»

    Норманнской теории происхождения Руси придерживался: +: Г.З. Байер

    Норманнской теории происхождения Руси придерживался:+: А.Л. Шлецер

    Норманнской теории происхождения Руси придерживался+: Г.Ф. Миллер

    Антинорманнской теории происхождения Руси придерживался+: М.В. Ломоносов

    Утверждение о том, что историк «должен казаться без отечества, без веры, без государя» принадлежит: +: Г.Ф. Миллеру

    В трудах И.Н. Болтина содержится критика:

    +: трудов М.М. Щербатова+: трудов Н.Г. Леклерка

    Теоретическими (методологическими) вопросами исторической науки в ХYIII в. занимался: +: И.Н. Болтин

    Фраза «Москва обязана своим величием ханам» принадлежит+: Н.М. Карамзину

    Патриархальная(родовая)теория общественного развития разработана:

    И.Ф.Г. Эверсом

    Концепцию феодализма норманнского и феодализма семейного в «Истории русского народа» выдвинул:+: Н.А. Полевой

    Принцип историзма и идея государства как высшей формы социальной организации восприняты историками XIX в. из философии:+: гегельянства

    Теория официальной народности («уваровская триада») включала такой компонент как: +: православие+: самодержавие+: народность

    Исключительность русского исторического пути («теория параллельных нитей») отстаивал: +: М.П. Погодин

    Работа М.П. Погодина «Борьба, не на живот, а на смерть, с новыми историческими ересями» направлена против+: Н.И. Костомарова

    Свои взгляды как «систему прагматической русской истории» определял:

    +: Н.Г. Устрялов

    Петровские преобразования как «революцию сверху» характеризовал в «Истории России с древнейших времен»: +: С.М. Соловьев

    +: Иван Грозный

    Для представителей государственной школы одной из наиболее значительных фигур в русской истории был:+: Петр I

    Теория «закрепощения сословий» была разработана+: государственной школой

    Славянофильский мыслитель, разрабатывавший философско-религиозные проблемы и общую схему всемирной истории, противопоставлявший православие и католичество: +: А.С. Хомяков

    Представитель славянофилов, концепция которого определяется как «ретроспективная утопия» («ретроспективный утопизм»):+: И.В. Киреевский

    Представитель славянофилов, разрабатывавший концепцию «Земли и Государства», идею о негосударственном характере и «внутренней правде» русского народа: +: К.С. Аксаков

    Создатель историко-социологической концепции славянофилов, утверждавший идею о приоритете православного христианства и общинных начал:

    +: Ю.Ф. Самарин

    Идея борьбы федеративного (удельно-вечевого) и единодержавного (монархического) начал характерна для:+: Н.И. Костомарова

    Исследователь национального характера русского и украинского народов:

    +: Н.И. Костомаров

    +: Н.Г. Чернышевского

    Внимание к истории народных масс и народных движений отчетливо выражено в трудах: +: А.П. Щапова

    Внимание к истории народных масс и народных движений отчетливо выражено в трудах: +: А.И. Герцена

    +: Д.И. Иловайского

    История России с консервативных (монархических) позиций освещалась в конце ХIХ – начале ХХ в. в трудах: +: Н.К. Шильдера

    Разрабатывали теорию прогресса, «субъективный метод», критиковали марксизм: +: представители народнической историографии

    Крупнейшим специалистом по истории Смуты в России конца ХYI – начала ХYII в. был: +: С.Ф. Платонов

    Крупнейшим специалистом в области методологии истории в России в начале ХХ в. был:+: А.С. Лаппо-Данилевский

    Колонизацию как основной факт русской истории рассматривал+ В.О.Ключевский

    Первый период русской истории характеризовал как «Русь Днепровская, городовая, торговая»: +: В.О. Ключевский

    Восстание декабристов определял как «историческую случайность, обросшую литературой»: +: В.О. Ключевский

    Представитель московской исторической школы, разрабатывавший проблемы исторической географии и истории Литовского государства:+: М.К. Любавский

    Тезис о низкой плотности населения как одной из главных причин отсталости России в «Очерках по истории русской культуры» развивал:+: П.Н. Милюков

    Концепцию об отсталости и запаздывающем характере исторического развития России в «Очерках по истории русской культуры» выдвинул:+: П.Н. Милюков

    Тезис о несамостоятельности русской культуры и большой роли в ее развитии иностранных заимствований в «Очерках по истории русской культуры» отстаивал: +: П.Н. Милюков

    Представитель московской исторической школы, создавший «теорию психических типов» и придававший большое значение психологическим факторам в истории:

    +: Н.А. Рожков

    Теория общественно-экономических формаций и классовой борьбы как движущей силы истории разрабатывалась: +: марксизмом

    В работе «Развитие капитализма в России» выявил четыре условия существования феодальной (барщинной) системы хозяйства: +: В.И. Ленин

    Определял новый период русской истории (примерно с ХYII в.) как процесс создания буржуазных связей: +: В.И. Ленин

    Выделял три периода в истории революционного освободительного движения в России: +: В.И. Ленин

    Представление о торговом капитализме как важнейшем двигателе русского исторического процесса характерно для концепции: +: М.Н. Покровского

    Государство первых Романовых как «торговый капитал в мономаховой шапке» определял+: М.Н. Покровский

    Объединение Руси вокруг Москвы считал делом «надвигающегося торгового капитализма»:+: М.Н. Покровский

    Рассматривал присоединение новых народов и территорий к России как «абсолютное зло»:+: М.Н. Покровский

    Фраза: «История - это политика, опрокинутая в прошлое» отражает позицию:

    +: М.Н. Покровского

    В центре внимания российской марксистской историографии 20-х гг. находились проблемы: +: социально-экономической истории

    В центре внимания российской марксистской историографии 20-х гг. находились проблемы:+: классовой борьбы

    Термин «отечественная война» (1812г.) отвергался российской историографией как националистический в:+: 1920-е гг

    Нигилистическая оценка дореволюционной российской истории преобладала в России:+: 1920-е гг

    Киевскую Русь как рабовладельческое государство характеризовал

    +: И.И. Смирнов

    Феодализм и крепостничество как две различные формации+: С.М. Дубровский

    «Национализаторское» и «денационализаторское» направления в советской историографии 20-х гг. касались трактовки:+: истории империализма

    Теорию двоякой (двойственной) природы Октябрьской революции разрабатывал:

    +: С.А. Пионтковский

    В письме И.В. Сталина в редакцию журнала «Пролетарская революция» содержится критика+: А.Г. Слуцкого

    Идея о победоносном пути развития партии и непримиримой борьбе внутри социал-демократии ярко выражена в:

    +: «Кратком курсе истории ВКП (б)»

    Сборники «Против исторической концепции М.Н. Покровского» и «Против антимарксистской концепции М.Н. Покровского» вышли+: конце1930-х гг.

    Книги «Киевская Русь» и «Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины ХYII в.» написаны: +: Б.Д. Грековым

    Тезис о феодальном характере Древней Руси наиболее последовательно отстаивал в 1920-е – 1930-е гг. +: Б.Д. Греков

    Специалист по истории пролетариата и истории рабочего революционного движения в России: +: А.М. Панкратова

    Создатель оригинальной теории этногенеза, учитывающей при изучении этнической истории роль космической энергии, биосферы Земли, пассионарности+: Л.Н. Гумилев

    Наиболее последовательно выступал в годы «перестройки» за радикальное обновление советской исторической науки:+: Ю.Н. Афанасьев

    Понятие «феномен советской историографии» введено в научный оборот:

    +: Ю.Н. Афанасьевым

    Присоединение новых территорий и азиатских народов к России как «добровольное вхождение» трактовалось в российской историографии в:

    +: 1970-1980-е гг.

    Заполнение «белых пятен» в истории характерно для:

    +: периода перестройки

    Состояние методологического плюрализма характерно в отечественной историографии для:+: настоящего времени

    Более трагичной оказалась судьба трудов Василия Никитича Татищева (1686-1750), которые стали вообще как бы «утерянными». Талантливый историк много лет трудился для России, но был отвергнут, а его книги – уничтожены Властью. К 1747 году он создал огромный труд: "История Российская с самых древнейших времен". Сей труд был Властью найден «не нужным» и уничтожен. Татищев имел доступ не только к государственным и церковным архивам, но и к архивам Казани, Астрахани и Сибири.

    Его книга имела ссылки на многие первоисточники, но эта книга не была издана при жизни автора. Даже более того – Татищеву запретили издавать книгу, заявив о его "политическом вольнодумстве и ереси". А затем все рукописи Татищева исчезли. Все первоисточники, какими пользовался В.Н. Татищев с 1720 по 1745 годы, к 80-м годам XVIII века были сосредоточены в архивах за семью замками, в тайниках Екатерины II, куда доступ имели только доверенные лица. Вот слова работавшего в России с 1761 по 1767 год немца Августа Людвига Шлецера: "В 1720 г. Татищев был командирован [Петром I] в Сибирь… Тут он нашел у одного раскольника очень древний список Нестора. Как же он удивился, когда увидел, что он совершенно отличен от прежнего!

    Он думал, как и я сначала, что существует только один Нестор и одна летопись. Татищев мало-помалу собрал десяток списков, по ним и сообщенным ему другим вариантам составил одиннадцатый…". Тут уместно вспомнить, что Татищев ранее изучал приобретенный при захвате Петром I в Кенигсберге якобы «Радзивиловский» текст «Повести временных лет» (о нем мы говорили выше), в который были с подачи Петра вклеены листы, касавшиеся появления Рюрика в Ладоге, и страницы о ведении рода князей России от библейского Адама. Тогда Татищев заявил, что Нестор был несведущ в русской истории, ибо этот кенигсбергский текст одиозно противоречил всем летописным текстам, известным Татищеву.

    Главная суть в том, что до находки Петра все существовавшие летописи давали совершенно другую картину возникновения Руси, и Татищев ей совершенно верил, так как она подтверждалась всеми источниками. А именно: Киевскую Русь создал вовсе не Рюрик – Киев еще до Рюрика стал русским от Галицкой Руси. А та стала ранее Русью от Руси-Рутении – колонии славян Полабья, располагавшейся на территории нынешней Венгрии и Австрии, ее столицей был город Кеве (эта «венгерская» Русь, существовавшая до XII века, отражена во всех европейских хрониках, включая и «Хронику Польскую»).

    Рюрик же в саамской Ладоге создал только очередную новую русскую колонию (построил Новгород как продолжение Старогорода Полабской Руси – ныне Ольденбург в Германии). И когда посланные им Аскольд и Дир пришли к Киеву, то увидели, что там уже правят русские князья – но другой Руси, не подчинявшейся ободритам и датчанам. Началась межрусская война за Киев. Замечу, что до сих пор многие российские историки недоумевают или считают ошибкой летописей тот факт, что князья Киева ответили посланцам Рюрика, что тут уже правят русские князья. Это кажется нелепым только в версии истории, выдуманной Петром (ему помогали нанятые немецкие историки), которая напрочь отрицала какую-либо русскую историю Киева, Галиции, «венгерской» Руси-Рутении и даже Полабской Руси – русской родины самого Рюрика (народов ободритов, лютичей, ругов-руссов, лужицких сербов и др.).

    Петр повелел считать, что Русь родилась именно в Московии: это давало «права» на все земли, так или иначе связанные в истории с Русью. Татищев же нашел в своих изысканиях «неугодный факт» существования в Европе многих Русей задолго до высадки Рюрика в Ладоге, одновременно показывая, что в то время на территории Московии никакой «Руси» не было. В том числе Татищев, воссоздавая в своих исследованиях ИСТИННУЮ историю Руси, вроде бы смог, согласно туманным намекам Августа Людвига Шлецера, найти родословную русских киевских князей до Рюрика. Которая к Рюрику никакого отношения не имела – как и к Московии Петра, но зато имела отношение к Центральной Европе и существовавшим тогда русским королевствам и княжествам (их было несколько).

    Все это помогает понять недоумение Татищева, когда он познакомился с «найденным» Петром списком «Повести временных лет». А дальше недоумение стало еще большим – переходя в протест. В Сибири Татищев нашел другие древние списки «Повести временных лет», лишенные петровской правки. И его мнение тут совершенно изменилось: он обнаружил, что Петр занимался фальсификацией истории, сфальсифицировал кенигсбергский текст «Повести…», который абсолютно не соответствовал спискам этого текста, найденным Татищевым в Сибири. С этого времени Татищев стал в опале, а все его исследования истории стали для Государства «крамольными».

    Вся «крамола» Татищева заключается в том, что он честно писал о финской и ордынской истории России и честно возмущался попытками российской власти скрыть эту историю. Не кажется ли очень странным тот факт, что к нам не дошли даже Татищевские "первоисточники"? А ведь все они были, засекреченные, на руках у Екатерины II. Сему не стоит удивляться, такие "странности" сопутствуют Русской истории повсеместно. Владимир Белинский несколько эмоционально говорит: «именно после повеления Петра I, преобразовавшего Московию в Российское государство, элита Московии начала задумываться о необходимости создания целостной истории собственного государства. Но только с появлением на Русском престоле Екатерины II, европейски образованного человека, правящей элите удалось загнать сюжет Московской истории в заданное проимперское русло, своровав у Киевской Руси ее законное название "Русь", приписав это имя финно-татарскому этносу Московии.

    Все было обосновано "по-потребе":

    1. Лживо облагородили Александра, так называемого Невского;

    2. Сочинили миф о Москве, скрыв правду о ее татаро-монгольских прародителях;

    3. Вернейшего защитника единства Золотой Орды Дмитрия Донского превратили в защитника "независимости Московии";

    4. И прочее, и прочее… "Летописные своды" тысячами заполонили российскую историческую науку, а единичные исторические первоисточники исчезли бесследно. И нас заставляют верить этому фокусу и этой лжи».

    Понятен эмоциональный подход украинского историка, видящего в создании этих мифов уничтожение государственности его украинского народа и самого Киева как столицы чего-либо суверенного. Если же оставаться научно беспристрастными, то историческая Наука стран СНГ обязана признать факт одиозной фальсификации истории Комиссией Екатерины II. Причем, если это отвергается до сих пор кем-то в России из отживших свое имперских соображений, то это к науке никакого отношения не имеет. Надо разграничить нашу настоящую историю от мифических воззрений на то, «как бы хотелось ее видеть» кому-то. О том, как Екатерина II фальсифицировала историю ВКЛ-Беларуси, – тема уже другой публикации.

    mob_info