А. Когда и кто писал летописи? Летописи как исторический источник

Великие философы часто повторяли, что люди, не знающие своего прошлого, не имеют будущего. Историю своей семьи, своего народа, своей страны следует знать хотя бы для того, чтобы не приходилось делать одни и те же открытия, совершать одни и те же ошибки.

Источниками информации о событиях прошлого служат официальные документы государственного уровня, записи религиозных, социальных, образовательных учреждений, сохранившиеся свидетельства очевидцев и многое другое. Самым древним документальным источником считаются летописи.

Летопись - один из жанров Древнерусской литературы, бытовавший с XI по XVII века. По своей сути это последовательное изложение значительных для истории событий. Записи велись по годам, по своему объему и подробности изложения материала они могли сильно различаться.

Какие события заслуживали упоминания в летописях?

Во-первых, это поворотные моменты в биографии русских князей: вступление в брак, рождение наследников, начало княжения, боевые подвиги, смерть. Иногда русские летописи описывали чудеса, происходящие от мощей почивших князей, например, Бориса и Глеба, первых русских святых.

Во-вторых, летописцы уделяли внимание описанию небесных затмений, солнечных и лунных, эпидемий серьезных болезней, землетрясений и т.д. Нередко летописцы пыталась установить зависимость между природными явлениями и историческими событиями. Например, поражение в сражении могло объясняться особым положением звезд на небе.

В-третьих, древние летописи рассказывали о события государственного значения: военных походах, нападениях врагов, строительстве культовых или административных сооружений, церковных делах и т.д.

Общие черты известных летописей

1) Если вспомнить, что такое летопись, то можно догадаться, почему этот жанр литературы получил такое название. Дело в том, что вместо слова «год» авторы использовали слово «лето». Каждая запись начиналась со слов «В лето», далее следовало указание года и описание события. Если с точки зрения летописца ничего значительного не произошло, то ставилась помета - «В лето ХХХХ бысть тишина». Полностью пропустить описание того или иного года летописец не имел права.

2) Некоторые русские летописи начинаются не с возникновения Российского государства, что было бы логично, а с сотворения мира. Таким образом летописец стремился вписать историю своей страны в общечеловеческую историю, показать место и роль своей родины в современном для него мире. Датировка также велась от сотворения мира, а не от Рождества Христова, как мы делаем сейчас. Промежуток между этими датами равен 5508 годам. Поэтому запись «В лето 6496» содержит описание событий 988 года - Крещение Руси.

3) Для работы летописец мог использовать труды своих предшественников. Но он не только включал оставленные ими материалы в свое повествование, но и давал им свою политическую и идеологическую оценку.

4) От других жанров литературы летопись отличается особой стилистикой. Авторы не использовали никаких художественных приемов для украшения своей речи. Главным для них были документальность и информативность.

Связь летописи с литературными и фольклорными жанрами

Особая стилистика, о которой было сказано выше, однако, не мешала летописцам периодически прибегать к устному народному творчеству или другим литературным жанрам. Древние летописи содержат элементы легенд, преданий, героического эпоса, а также житийной и светской литературы.

Обращаясь к топонимической легенде, автор стремился объяснить, откуда пошли названия славянских племен, древних городов и всей страны. Отголоски обрядовой поэзии присутствуют при описании свадеб и похорон. Для изображения славных русских князей и их героических деяний могли использоваться приемы эпоса. А для иллюстрации быта правителей, например, устраиваемых ими пиров, - элементы народных сказаний.

Житийная литература с ее четкой структурой и символикой давала летописцам и материал, и метод описания чудесных явлений. Они верили во вмешательство божественных сил в человеческую историю и отражали это в своих трудах. Элементы светской литературы (поучений, повестей и т.д.) авторы использовали для отражения и иллюстрации своих взглядов.

В ткань повествования также вплетались тексты законодательных актов, княжеских и церковных архивов, другие официальные документы. Это помогало летописцу дать наиболее полное представление о важных событиях. А что такое летопись, как не всеобъемлющее историческое описание?

Самые известные летописи

Следует отметить, что летописи делятся на местные, получившие большое распространение во времена феодальной раздробленности, и общероссийские, описывающие историю всего государства. Список самых известных представлен в таблице:

Вплоть до XIX века считалось, что «Повесть временных лет» - это первая летопись на Руси, а ее создатель монах Нестор - первый русский историограф. Это предположение было опровергнуто А.А. Шхматовым, Д.С. Лихачевым и другими учеными. «Повесть временных лет» не сохранилась, но ее отдельные редакции известны по спискам в более поздних произведениях - Лаврентьевской и Ипатьевской летописях.

Летопись в современном мире

К концу XVII века летописи утратили свое историческое значение. Появились более точные и объективные способы фиксации событий. История стала изучаться с позиций официальной науки. А у слова «летопись» появились дополнительные значения. Уже не вспоминаем мы о том, что такое летопись, когда читаем заголовки «Летописи жизни и творчества N», «Летопись музея» (театра или любого другого учреждения).

Есть журнал, киностудия, радиопередача с названием «Летопись», а любителям компьютерных игр наверняка знакома игра «Летопись Аркхема».

Чтобы летопись получилась интересной и информативной, начните со сбора и анализа фактологического материала. Для начала выберите информацию, которая имеется лично у вас. Затем приступайте к сбору данных у ваших родственников. Будьте готовы к тому, что процесс окажется весьма длительным, а сведения будут постоянно пополняться. Благодаря общению с дальними родственниками вы сможете сблизиться и увидеть вашу семью в новом свете.

Если есть возможность, наносите личные визиты к родственникам, распрашивайте о прошлом, о близких. Попросите несколько фотографий, открыток, вырезок из газет. Так вы сможете собрать массу ценного визуального материала

Помните о том, что ваши близкие могут путаться в воспоминаниях и фактах, особенно, если речь идет о пожилых людях. Чтобы проверить и уточнить информацию, целесообразно воспользоваться городскими архивами, местными справочными столами, библиотеками. Вы наверняка будете удивлены тем, сколько информации о членах вашей семьи содержится в общедоступных источниках.

Генеалогическое древо

Если ваша семья достаточно большая, вы можете запутаться в именах и родственных связях. Генеалогичсекое древо - отличный вариант для структурирования основной информации. С его помощью вы не забудете никого из членов семьи и уточните основные даты. В интернете существует множество сайтов, помогающих создать генеалогическое древо. Для начала вы можете воспользоваться подобной программой, а позже написать информацию на бумаге и красиво оформить ее.

Оформление летописи

Сделайте в летописи несколько разделов, которые будут постоянно пополняться как вами, так и вашими потомками. Приблизительная структура может быть следующей:

Происхождение фамилии;- генеалогическое древо;- краткая история каждого поколения;- яркие события из разных времен;- люди, чья судьба или достижения были наиболее выдающимися.

Разделы, иллюстрации, документы вы можете добавлять по своему усмотрению. В этом случае ваша летопись будет интересной и живой.

Создавая летопись, помните о том, что этот документ должен сохраниться на многие десятилетия. Сделайте своими руками или закажите у мастера большой альбом . Страницы должны быть выполнены из плотной бумаги, обложка - из прочного материала, а переплет должен быть максимально надежным. Фотографии лучше не вклеивать, а закреплять с помощью специальных уголков, иначе они испортятся от клея гораздо быстрее. Тексты пишите твердым карандашом, поскольку чернила ручки или принтера легко размываются от влаги и выгорают на свету.

  • Начало летописания

  • Авторы первых книг

  • Первая русская книга

  • Летописец Нестор

  • Вопросы для повторения

  • Домашнее задание


  • Первые русские книги

    • Первыми русскими книгами были летописи

    • Летопись - жанр повествовательной литературы в России 11-17 веках

    • Летописи были общерусскими и местными

    • Сохранились главным образом в поздних списках


    Зарождение летописания

    • Летописание зародилось в Киеве и Новгороде в XI веке

    • Первые русские книги создавали в монастырях


    Авторы первых книг

    • Летописанием занимались монахи, специально этому обученные старшими мастерами

    • Первые книги писали от руки, на пергаменте , гусиными перьями, черными и красными чернилами


    Труд летописца

    • Труд летописца требовал большого напряжения и внимания

    • Писцы работали от рассвета до темноты

    • Чтобы немного отвлечься, они делали приписки на полях:


    Оформление книг

    • Сшитые пергаментные листы помещали между двумя досками, служившими в то время обложкой

    • Обложка была обтянута кожей, нередко украшалась драгоценными камнями, медными вставками


    • Текст летописи состоял из погодных (составленных по годам) записей

    • Каждая запись начинается словами:

    • «В лето такое-то», далее следует сообщение, что случилось в данное «лето» то есть год

    • С тех времен сохранилось выражение «сколько тебе лет?»


    Как писали летописи

    • Записи, относящиеся к одному году, называются статьями

    • Книгу писали в два столбца черными чернилами

    • Заглавные буквы писали киноварью – красной краской

    • Статьи шли подряд, выделяясь лишь красной строкой


    Виды письма летописи

    • Древнерусские книги написаны уставом и

    • полууставом


    • Сообщения бывали длинными, развернутыми повестями, а бывали очень короткими:

    • «В лето 6898 бысть мор во Пскове, яко же не бывал токов; где бо единому выкопали, ту и пятеро и десятеро положиши»

    • «В лето 6752 не бысть ничтоже»

    • Некоторым статьям летописец давал заглавия


    Первая русская книга

    • «Повесть временных лет » - так называется в исторической науке древнейший из дошедших до нас летописных сводов, озаглавленный следующими словами:


    О чём рассказывает «Повесть»

    • «Повесть временных лет» рассказывает о происхождении Руси, князьях, событиях начального периода русской истории


    Время создания «Повести»

    • Составление «Повести» относится к XI – началу XII веков

    • Этот свод называют также Несторовой летописью, временником Нестора , первоначальною летописью

    • Нестор – автор первой редакции «Повести временных лет»


    Авторство летописей

    • Летописание велось по повелению того или иного князя

    • Но летописец всегда писал «вся добраа и недобраа», не приукрашивая действительности

    • Летописцы, за редким исключением, не указывали свои имена


    Роль книг в обществе

    • Летопись была официальным документом

    • Высоко ценились люди, которые могли «говорить» по летописям, то есть хорошо знали их содержание


    Вопросы для повторения

    • Как называются самые древние памятники русской словесности?

    • Как создавались первые русские книги ?

    • Кто был автором первой русской летописи и как она называлась ?

    • Каким вы представляете русского летописца, какими качествами он обладал?

    • До наших дней сохранился в речи фразеологический оборот «прочитать от доски до доски», «от корки до корки». Как вы объясните его происхождение и что он означает?

    • Какова история происхождения фразеологизма «с красной строки»?

    • Хочется ли вам познакомиться с содержанием русских летописей? Чем, они могут заинтересовать современных читателей?


    Говоря о переписчиках книг в древней Руси, следует упомянуть и о наших летописцах

    Почти в каждом монастыре был свой летописец, который в кратких заметках заносит сведения о важнейших событиях своего времени. Полагают, что летописям предшествовали календарные заметки, которые и считаются родоначальником всякой летописи. По своему содержанию летописи можно подразделить на 1) летописи государственные, 2) летописи семейные иди родовые, 3) летописи монастырские или церковные.

    Фамильные летописи составляются в родах служилых людей, чтобы видеть государственную службу всех предков.

    Последовательность, соблюдаемая в летописи, есть хронологическая: года описываются один за другим.

    Если в каком-нибудь году не случилось ничего примечательного, то против этого года в летописи ничего не значится.

    Например, в летописи Нестора:

    «В лето 6368 (860 года). В лето 6369. В лето 6370. Изгнаша Варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети; и не бе в них правды....

    В лето 6371. В лето 6372. В лето 6373. В лето 6374 иде Аскольд и Дир на Греки...»

    Если случалось «знамение небесное», летописец отмечал и его; если было солнечное затмение, летописец простодушно записывал что такого-то года и числа «солнце погибло».

    Отцом русской летописи считается преподобный Нестор, монах Киево-Печерской лавры. По исследованиям Татищева, Миллера и Шлецера, он родился в 1056 г., 17 лет поступил в монастырь и умер в 1115 году. Его летопись не сохранилась, но зато дошел до нас список с этой летописи. Этот список называется Лаврентьевским списком, или Лаврентьевскою летописью, потому что списан Суздальским иноком Лаврентием в 1377 году.

    В Патерике Печерском про Нестора сказано: «что он поживе лета довольна, утруждаясь в делах летописания и лета вечная поминая».

    Лаврентьевская летопись писана на пергаменте, на 173 листах; по сороковую страницу она писана древним уставом, а с 41 страницы до конца - полууставом. Рукопись Лаврентьевской летописи, принадлежавшая графу Мусину-Пушкину, была поднесена им императору Александру I, который подарил ее Императорской Публичной Библиотеке.

    Из знаков препинания в летописи употребляется только точка, которая однако ж редко стоить на своем месте.

    Эта летопись заключала в себе события до 1305 года (6813 г.).

    Лаврентьева я летопись начинается следующими словами:

    «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть.

    Се начнем повесть сию. По потопе первые сыновья Ноевы разделили землю....» и т. д.

    Кроме Лаврентьевской летописи известны «Новгородская летопись», «Псковская летопись», «Никоновская летопись», назван-ная, так потому, что на «листах имеется подпись (скрепа), патриарха Никона, и мн. друг.

    Всего насчитывается до 150 вариантов или списков летописей.

    Наши древние князья повелевали вносить в летопись все, что случалось при них, доброе и недоброе, без всякой утайки и украшений: «первые наши властодержцы без гнева повелевающие вся добрая и недобрая прилучившаяся описывать, да и прочие по них образы явления будут».

    В период междоусобий, в случае какого-нибудь недоразумения, русские князья иногда обращались к летописи, как к письменному доказательству.

    ЛЕТОПИСИ- на Руси велись с XI по XVIII в. До сер. XVI в., времени Ивана Грозного , они были основным видом исторического повествования, лишь с этого времени "уступая первенство другому историографическому жанру - хронографам . Л. составлялись в монастырях, при дворах князей (а потом и царей), в канцеляриях митрополитов. Летописцы почти никогда не были частными лицами, а ыполняли поручение или заказ духовных или светских властителей, отражали интересы определенных групп людей. Именно поэтому Л. нередко противоречили друг другу не только в оценках событий, но и в собственно фактической основе, что создает значительные трудности для исследователей летописания и историков, на основании Л. воссоздающих действительный ход событий.

    По структуре своей древнерусские Л. представляли своды погодных статей, т. е. сообщений о произошедших в каждом году событий.

    Русское летописание имеет длительную историю. При современном уровне знаний пока не удается установить, когда начали вести записи об исторических событиях, сменяя предшествующую форму исторических знаний - устные рассказы, предания и легенды. По мнению большинства ученых, последователей акад. А. А. Шахматова, Л. обретает устойчивую форму и начинает систематически вестись с сер. XI в. Древнейшей из дошедших до нас Л. является Повесть временных лет. Уже этот летописный свод нач. XII в. отличает сочетание собственно погодных записей с памятниками иных жанров и даже документами. В Повесть временных лет вставлены тексты договоров с Византией, предания о возникновении Киево-Печерского монастыря, изложение священной истории в форме рассказа “философа”, побуждавшего князя Владимира к принятию христианского вероисповедания, и т. д. Подобный синкретический характер Л. сохранит и позднее в дальнейшем. Особый интерес представляют так называемые летописные повести - сюжетные рассказы о наиболее значительных событиях отечественной истории.

    До настоящего времени сохранилось несколько сотен списков Л. (некоторые Л. известны в нескольких списках, другие - в единственных), и учеными выделено по крайней мере несколько десятков летописных сводов. Сводом является, собственно говоря, каждая Л., так как соединяет в себе - в переработанном, сокращенном или, напротив, дополненном виде - предшествующую Л. и записи о событиях последних лет или десятилетий, принадлежащие самому летописцу. Сводный характер Л. сделал возможным тот путь исследования летописания, который был открыт и развит акад. Шахматовым. Если две или несколько Л. до определенного года совпадают между собой, то из этого следует, что либо одна списана с другой (это встречается редко), либо у них был общий источник, доходящий до этого года. Шахматову и его последователям удалось определить целую цепь летописных сводов, предшествовавших дошедшим до нас Л. XIV-XVII вв.: сводов XIV, XV и более ранних веков, вплоть до XI в. Конечно, определение точной даты и места составления сводов носит гипотетический характер, но эти гипотезы, опирающиеся на реально дошедшие до нас тексты и взаимоотношения между ними, позволяют ориентироваться в памятниках, вошедших в издающуюся уже полтораста лет серию - “Полное собрание русских летописей” (ПСРЛ).

    Летописным сводом содержащим изложение древнейшей истории Руси, является Повесть временных лет. Л. южнорусских княжеств XII-XIII вв. дошли до нас в составе Ипатьевской Л. (см. Летопись Ипатьевская ). Летописные своды Ростова Великого, Владимира и Переяславля Суздальского конца XII- нач. XIII в. лучше всего сохранились в составе Лаврентьевской и Радзивиловской Л. (см. Летопись Лаврентьевская , Летопись Радзивиловская ), а также Летописца Переяславля Суздальского. Летописный свод, связанный с митрополитом Киприаном и доведенный до 1408 г., дошел в Троицкой Л., сгоревшей в московском пожаре 1812 г. Ее текст был реконструирован М. Д. Приселковым (Троицкая летопись: Реконструкция текста - М.; Л., 1950).

    Около 1412 г. был создан летописный свод в Твери, отразивший дополненную переработку общерусского летописного свода конца XIV- нач. XV в., близкую к Троицкой Л. Он отразился в Симеоновской Л. (ПСРЛ.- Т. 18) и Рогожском летописце (ПСРЛ.- Т. 15.-Вып. 1). Другим источником Рогожского летописца был Тверской свод 1375 г., отразившийся также в Тверском сборнике XVI в. (ПСРЛ.-Т. 15). Особый интерес представляет общерусский, так называемый Новгородско-Софийский свод, составленный, по-видимому, в 30-х гг. XV в. (часто его определяют как “свод 1448 г.”) и включивший расширенные летописные повести о битве на Калке, нашествии Батыя и отсутствовавшие в Троицкой Л. рассказы о борьбе тверских князей с татарами, пространные редакции повестей о Куликовской битве, повесть о нашествии Тохтамыша, “СЛОВО О ЖИТИИ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО” и т. д. Свод этот, составленный, по-видимому, при митрополичьей кафедре во время феодальной войны в Москве, соединил общерусское летописание с новгородским. Свод дошел в Софийской I Л. (ПСРЛ.-Т. 5; 2-е изд. не завершено: в 1925 г. вышел только первый выпуск этого тома) и Новгородской IV Л. (Т. 4, вып. 1 и 2; 2-е изд. не завершено).

    Первые памятники московского великокняжеского летописания, дошедшие до нас, сложились не ранее сер. XV в. Летописный свод 1472 г. отразился в Вологодско-Пермской Л. (ПСРЛ.-Т. 26) и Никаноровской Л. (ПСРЛ.- Т. 27). В основе его лежал Новгородско-Софийский свод, отредактированный великокняжеским летописцем (исключившим, в частности, упоминание о новгородских вольностях). Более радикальная переработка предшествующего летописания была произведена великокняжескими сводчиками в конце 70-х гг. XV в.: Новгородско-Софийский свод был соединен со сводом, близким к Троицкой Л. (с цензурной обработкой материала обоих источников), и с др. памятниками. Великокняжеский московский летописный свод 1479 г., отразивший эту переработку, лег в основу всего официального летописания конца XV-XVI в. Он сохранился в не изданном пока списке XVIII в. (в Эрмитажном собрании в РНБ), а его более поздняя редакция, доведенная до 1492 г, издана в 25-м томе ПСРЛ

    mob_info