Понятие политического поведения. Политическое поведение


Политическое поведение, как и любое поведение людей, регулируется обществом и государством в различных формах.
Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что они должны проходить мирно, без оружия. Террор, организация массовых беспорядков и т. п. относятся к числу преступных действий и влекут за собой уголовную ответственность.
Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.
В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.
В-четвертых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.
В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, от их способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм. Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъек
тов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.
|р Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал-демократическая идеология, коммунистическая идеология, национализм, идеология фашизма, политическая психология, политическое поведение.
|11Й Термины: социально-политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда.
Проверьте себя Чем понятие «политическое сознание» отличается от понятия «политические знания»? 2) Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический? Какова связь между ними? 3) Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни? 4) Каковы основные идеи и ценности каждой из идеологий, оказавших влияние на события XX в.? 5) Что изучает политическая психология? 6) Что называется политическим поведением? 7) Каковы мотивы политического поведения? 8) Как различаются формы политического поведения? Приведите примеры. 9) В каких случаях имеет место протестное поведение? 10) Каковы возможности регулирования политического поведения?
Подумайте, обсудите, сделайте Вспомните, какие политические партии возникли в России в начале прошлого века. Какая идеология лежит в основе политической программы каждой из них? При выполнении задания используйте учебник истории. Русский социолог Питирим Сорокин писал, что при голоде идеология человека деформируется в направлении усиления суждений, теорий, убеждений, при данных условиях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу, и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утолению голода. Как вы понимаете эту мысль? Какие положения параграфа помогают рассмотреть смысл этого утверждения? Как вы относитесь к нему? Сравните политическую идеологию и политологию. Что общего между ними? Каковы различия? К каким идеологическим направлениям вы отнесли бы следующие высказывания?
«Величайшей ценностью, завоеванной государством, является ценность неотчуждаемых прав личности, священных прав свободы совести, слова, собраний, союзов, передвижения: неприкосновенность личности вообще. Этим самым индивидуальная личность противопоставлена большинству, государственной власти и пользе как равноправный и равносильный субъект...» (Б. П. Вышеславцев).

«Отрицание исторической преемственности есть отрицание и разрушение исторической реальности, нежелание знать живой исторический организм... Никакое творческое движение, никакое образование новых качеств не могут разрушать и сметать уже кристаллизовавшиеся исторические ценности и качества» (Н. А. Бердяев). Свою точку зрения аргументируйте. Назовите идеологические течения, известные вам из курса истории. Охарактеризуйте одну из этих идеологий, выявите в ней общие черты, присущие всем идеологиям, которые рассмотрены в данном параграфе. Какие из приведенных ниже вариантов поведения можно рассматривать как политическое поведение?
Петр: постоянно интересуется политическими событиями и в разговорах о них обнаруживает умение их объяснить.
Ирина: ходит на собрания молодежной организации одной из партий.
Михаил: увлекается спортом. Неоднократно говорил, что политика-«грязное дело», при этом резко высказывается
о политиках.
Оксана: никогда не участвует в дискуссиях о политике, говорит, что это ее не интересует.
Как вы можете объяснить каждый из представленных вариантов? Каково ваше отношение к ним? Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в 2001-2003 гг. сопровождались столкновениями с полицией: они оставили после себя разбитые витрины магазинов, перевернутые и сожженные автомашины, груды мусора. Как оценить политическое поведение участников этого движения? Сопоставьте с приведенным в тексте параграфа высказыванием Г. Лебона следующую характеристику толпы, данную Л. Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники народного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными, гнусными сторонами, и выражающая только слабости и жестокость человеческой природы». Что общего в рассмотренных характеристиках толпы? Чем они различаются? В 1996 г. социологи провели исследование отношения школьников к политическим вопросам. Среди вопросов анкеты был такой: «В каких формах вы более склонны проявлять свой политический протест?» На него отвечали 703 учащихся 11 классов. Из них 36,41% ответили: «Я ограничиваюсь обсуждением в семье или с друзьями»; 17,4% заявили: «Не знаю», а 10,4% - «Я вообще никогда не протестую». Вместе с тем в 4,7% ответов было выражено намерение участвовать в митингах, в 7% - обратиться в суд. 4,6% отвечавших были склонны протестовать путем гражданского неповиновения, а 4,4% - в экстремистских фор
мах. Дайте оценку полученных результатов исследования. Выскажите предположение, какими могли бы стать результаты такого же исследования, если бы оно проводилось в год окончания вами школы. Аргументируйте свой ответ.
Поработайте с источником
1
Познакомьтесь с рассуждениями современного российского философа и политолога об идеологии.
Для более точного определения специфики и места идеологии в политическом сознании необходимо видеть ее отличие от другой формы теоретического обобщения в политике - политической науки. Общим для них служит то, что и идеология, и политическая наука являются систематизированными формами знания, в обеих большую роль играет способность их носителей к самооценке, рефлексии. Но в политической науке преобладает функция отражения, она основывается прежде всего на фактах; в идеологии преобладает функция ориентации, превалирует ценностный аспект, она выражает прежде всего интересы.
В любом политическом документе содержатся принципы и термины идеологического порядка, которые не поддаются эмпирической проверке и логическому обоснованию, как этого требует обращение с элементами научного знания: «общее благосостояние», «права человека», «совместный идеал свободы, равенства и братства», «социальное государство», «равенство возможностей». В мировой политологии существуют... весьма критичные суждения об идеологии, вызываемые отсутствием в ней четкой границы между верифицируемым (подтверждаемым опытным путем. - Ред.) и неверифицируемым знанием, между знанием и отношением, истинами и ценностями, замутненностью идеологического сознания, присутствием человеческих интересов и предпочтений. Многими современными политологами идеология рассматривается как чисто ценностная форма сознания...
Демидов А. И. Учение о политике: философские основания. -М.,
2001. -С. 205.
НК Вопросы и задания к источнику. 1) Что общего в политической науке и идеологии? 2) В чем состоит отличие идеологии от политической науки? 3) Какие компоненты содержит в себе идеология? 4) Чем отличается знание от отношения? 5) Каково соотношение в идеологии истин и ценностей? 6) На примере любой современной идеологии покажите наличие в ней этих компонентов. 7) Что делает идеологию необходимым элементом политической жизни?
2
Современный исследователь о политическом поведении.
Независимо от теоретических разногласий разные авторы

тем не менее считают необходимым учитывать в поведении следующие моменты: внешнюю среду, посылающую стимулы субъекту поведения; потребности индивида или группы, участвующей в деятельности; мотивы, которыми руководствуется субъект; установки, ценности, ориентации, убеждения и цели субъекта; личностные особенности роли, стиля принятия реше ний, стиля межличностных отношений...; собственно действия и поступки; обратную связь между поведением и сформировавшими его условиями.
Если не вдаваться в подробности этой схемы, а проанализировать хотя бы важнейшие из ее элементов (прежде всего внешнюю среду, потребности и мотивы), то мы увидим, что поведение начинается с тех стимулов, которые посылает субъекту политического поведения внешняя среда. И сама политическая система, и отдельные ее институты предъявляют требования к поведению граждан. Так, в одних условиях от них ожидается высокая активность, в других, даже если это требование декларируется, на деле условия, складывающиеся в политическом пространстве, отнюдь не поощряют граждан к выступлениям даже на стороне системы.
Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х.-
М., 2000.-С. 130.
;;#i Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы представляете себе стимулы политического поведения, посылаемые внешней средой? Какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты? 3) В чем вы видите различие между действиями и поступками? 4) Каким может быть воздействие на поведение субъекта его целей, а также его личностных ролей, стиля отношений и принятия решений, особенностей познавательного процесса? 5) Каким может быть обратное влияние поведения на сформировавшие его условия?

Важнейшим стимулом политической деятельности служит интерес, в его основе лежит та или иная проблема в жизни политической общности, понимание острой необходимости ее решения. Но для

того чтобы факт понимания перерос в политическое действие, требуется новое звено - психологический импульс готовности к действию, который складывается из желания принять участие в действии и уверенности в возможности его успеха. Двигателями этой цепочки - от проблемы к действию по ее решению - могут быть различные мотивы: гражданский долг, информация, недовольство или стремление к реализации цели. В зависимости от доминирования основного мотива и формируется характер политического поведения: оно может быть чисто эмоциональным откликом на то или иное событие, являться продуманной, прагматичной акцией по последовательной реализации принятой программы или рассматриваться исполнителями как свершение определенной миссии по “освобождению”, “завоеванию”, “восстановлению”.

На характер политического поведения оказывают влияние не только интерес и мотивация, которые возникают на его основе, но и внешние факторы:

Роль - форма поведения, которую выбирает участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;

Статус или совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов на себя принять в политике;

Принадлежность к группе, социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида социальных отношений;

Участие в организации - группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике.

Регуляция политического поведения должна носить властный характер, использовать механизмы принуждения и авторитета, но она не может быть уподоблена технологической операции слежения и постоянного контроля, жесткого доминирования при минимизации инициативы и самостоятельности осуществляющих поведение субъектов.

Как только контроль за политическим поведением становится тотальным, инициатива, а вслед за ней участие и активность уходят, уступая место вялому исполнению указаний, или вообще замещаются политическим отчуждением. Поэтому регуляция обязательно должна оставлять место для инициативы и самостоятельности, ни в коем случае не сводиться к жестким предписаниям и давлению. При этом в полной мере должна учитываться коллективная природа политического поведения, его массовость, взаимодействие рациональных и иррациональных моментов, значительная зависимость от состояния и динамики коллективной психологии.

ЛИТЕРАТУРА

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996.

Лазарев Н.Я. Терроризм как тип политического поведения // Социс. 1993. №4.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 12. § 2. Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.14.§ 2.

Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.254-269.

«Политическая культура России» - В результате воздействия множества факторов как исторического, так и современного плана политическая культура современного Российского общества внутренне противоречива. Политическую культуру можно рассматривать в качестве посредника между политическим миром и средой, обеспечивающим взаимодействие между областями социальных отношений, культурными нормами и стереотипами и политическими процессами.

«Политическая деятельность» - Личность. Политическое действие. Политическая деятельность. Средства. Цель и средства. Как? Субъекты и объекты политики. Формы отношений между участниками политической деятельности. Объекты. Политика как деятельность.

«Политический экстремизм» - Националистический экстремизм. Характерные признаки политического экстремизма. Характерен для стран с недемокра-тическим режимом правления. Здоровье. Виды политического экстремизма. Экологический экстремизм. Осуществляется без участия государственных структур. Криминальный совершаемый по психологическим и религиозным мотивам военный политический.

«Политическое участие» - 6. Аполитичные. 4. Граждане. Готовы участвовать в МСУ Для значительной части активного населения политическое участие обусловлено: Достижением собственного интереса – 69% Ощущением контактов с другими людьми – 26-28%. 2. Активисты. 3. Коммуникаторы. 1. Политические лидеры. «Формы участия населения в местном самоуправлении: социально-психологический аспект» канд. ист. наук, доцент О.И. Шестак.

«Сфера политики» - Макроуровень. Научно-теоретический. 4. Международная и мировая политика. 2. Обыденный. Вопрос 2 Роль политики в жизни общества. 3. Физические. 11. 12. Функция ориентации. 14. Совокупность вопросов или событий текущей государственной или общественной жизни. Критерии оценки.

«Политическое лидерство» - Существуют различные классификации феномена лидерства. Харизматический. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Типы лидерства. Влияние должно быть постоянным. Легитимация (обоснованность, оправданность) власти, политического строя.

Всего в теме 15 презентаций

Политическое поведение, как и любое поведение людей, регулируется обществом и государством в различных фор­мах.

Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавли­вают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстра­ции, пикетирование ограничено указанием на то, что они должны проходить мирно, без оружия. Террор, организация массовых беспорядков и т. п. относятся к числу преступных действий и влекут за собой уголовную ответственность.

Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демо­кратические ценности, определяющие цивилизованные пра­вила игры на политической арене. Политические и мораль­ные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.

В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает поли­тическое поведение более ответственным, увеличивает воз­можность его регуляции.

В-четвертых, политическое образование и распростране­ние правдивой политической информации делают политиче­ское поведение более рациональным, предоставляют субъек­там политики эффективные и одновременно цивилизо­ванные способы достижения политических целей.

В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации пред­принимаемых действий, от их способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политичес­ких и моральных норм. Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъек-


Тов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.

р Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал-демократиче­ская идеология, коммунистическая идеология, национа­лизм, идеология фашизма, политическая психология, поли­тическое поведение.

ВЙИ Термины: социально-политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда.

Проверьте себя

1) Чем понятие «политическое сознание» отличается от понятия «политические знания»? 2) Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический? Какова связь между ними? 3) Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни? 4) Каковы основные идеи и ценности каждой из идеологий, оказавших влияние на события XX в.? 5) Что изучает политическая психология? 6) Что называется поли­тическим поведением? 7) Каковы мотивы политического по­ведения? 8) Как различаются формы политического поведе­ния? Приведите примеры. 9) В каких случаях имеет место протестное поведение? 10) Каковы возможности регулирова­ния политического поведения?


Подумайте, обсудите, сделайте

1. Вспомните, какие политические партии возникли в
России в начале прошлого века. Какая идеология лежит в
основе политической программы каждой из них? При вы­
полнении задания используйте учебник истории.

2. Русский социолог Питирим Сорокин писал, что при
голоде идеология человека деформируется в направлении
усиления суждений, теорий, убеждений, при данных усло­
виях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу,
и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утоле­
нию голода. Как вы понимаете эту мысль? Какие положе­
ния параграфа помогают рассмотреть смысл этого утвержде­
ния? Как вы относитесь к нему?

3. Сравните политическую идеологию и политологию.
Что общего между ними? Каковы различия?

4. К каким идеологическим направлениям вы отнесли бы
следующие высказывания?

«Величайшей ценностью, завоеванной государством, яв­ляется ценность неотчуждаемых прав личности, священных прав свободы совести, слова, собраний, союзов, передвиже­ния: неприкосновенность личности вообще. Этим самым индивидуальная личность противопоставлена большинству, государственной власти и пользе как равноправный и рав­носильный субъект...» (Б. П. Вышеславцев).


«Отрицание исторической преемственности есть отрица­ние и разрушение исторической реальности, нежелание знать живой исторический организм... Никакое творческое движение, никакое образование новых качеств не могут раз­рушать и сметать уже кристаллизовавшиеся исторические ценности и качества» (Н. А. Бердяев). Свою точку зрения аргументируйте.

5. Назовите идеологические течения, известные вам из
курса истории. Охарактеризуйте одну из этих идеологий,
выявите в ней общие черты, присущие всем идеологиям, ко-
торые рассмотрены в данном параграфе.

6. Какие из приведенных ниже вариантов поведения
можно рассматривать как политическое поведение?

Петр: постоянно интересуется политическими событиями и в разговорах о них обнаруживает умение их объяснить.

Ирина: ходит на собрания молодежной организации од­ной из партий.

Михаил: увлекается спортом. Неоднократно говорил, что политика-«грязное дело», при этом резко высказывается о политиках.

Оксана: никогда не участвует в дискуссиях о политике, говорит, что это ее не интересует.

Как вы можете объяснить каждый из представленных ва­риантов? Каково ваше отношение к ним?

7. Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в
2001-2003 гг. сопровождались столкновениями с полицией:
они оставили после себя разбитые витрины магазинов, пере­
вернутые и сожженные автомашины, груды мусора. Как оце­
нить политическое поведение участников этого движения?

8. Сопоставьте с приведенным в тексте параграфа выска­
зыванием Г. Лебона следующую характеристику толпы, дан­
ную Л. Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники на­
родного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших
людей, но соприкасающихся только животными, гнусными
сторонами, и выражающая только слабости и жестокость че­
ловеческой природы». Что общего в рассмотренных харак­
теристиках толпы? Чем они различаются?

9. В 1996 г. социологи провели исследование отношения
школьников к политическим вопросам. Среди вопросов ан­
кеты был такой: «В каких формах вы более склонны про­
являть свой политический протест?» На него отвечали
703 учащихся 11 классов. Из них 36,41% ответили: «Я ог­
раничиваюсь обсуждением в семье или с друзьями»; 17,4%
заявили: «Не знаю», а 10,4% - «Я вообще никогда не про­
тестую». Вместе с тем в 4,7% ответов было выражено наме­
рение участвовать в митингах, в 7% - обратиться в суд.
4,6% отвечавших были склонны протестовать путем граж­
данского неповиновения, а 4,4% - в экстремистских фор-


Мах. Дайте оценку полученных результатов исследования. Выскажите предположение, какими могли бы стать резуль­таты такого же исследования, если бы оно проводилось в год окончания вами школы. Аргументируйте свой ответ.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями современного российского философа и политолога об идеологии.

Для более точного определения специфики и места идео­логии в политическом сознании необходимо видеть ее отли­чие от другой формы теоретического обобщения в полити­ке - политической науки. Общим для них служит то, что и идеология, и политическая наука являются систематизиро­ванными формами знания, в обеих большую роль играет способность их носителей к самооценке, рефлексии. Но в по­литической науке преобладает функция отражения, она ос­новывается прежде всего на фактах; в идеологии преоблада­ет функция ориентации, превалирует ценностный аспект, она выражает прежде всего интересы.

В любом политическом документе содержатся принципы и термины идеологического порядка, которые не поддаются эмпирической проверке и логическому обоснованию, как этого требует обращение с элементами научного знания: «об­щее благосостояние», «права человека», «совместный идеал свободы, равенства и братства», «социальное государство», «равенство возможностей». В мировой политологии сущест­вуют... весьма критичные суждения об идеологии, вызыва­емые отсутствием в ней четкой границы между верифици­руемым (подтверждаемым опытным путем. - Ред.) и неверифицируемым знанием, между знанием и отношением, истинами и ценностями, замутненностью идеологического сознания, присутствием человеческих интересов и предпо­чтений. Многими современными политологами идеология рассматривается как чисто ценностная форма сознания...

Демидов А. И. Учение о политике: философские основания. -М.,

НК Вопросы и задания к источнику. 1) Что общего в политической науке и идеологии? 2) В чем состоит отличие идеологии от поли­тической науки? 3) Какие компоненты содержит в себе идеология? 4) Чем отличается знание от отношения? 5) Каково соотношение в идеологии истин и ценностей? 6) На примере любой современной идеологии покажите наличие в ней этих компонентов. 7) Что де­лает идеологию необходимым элементом политической жизни?

Современный исследователь о политическом поведении.

Независимо от теоретических разногласий разные авторы


Тем не менее считают необходимым учитывать в поведении следующие моменты:

- внешнюю среду, посылающую стимулы субъекту пове­
дения;

- потребности индивида или группы, участвующей в
деятельности;

- мотивы, которыми руководствуется субъект;

- установки, ценности, ориентации, убеждения и цели
субъекта;

Личностные особенности роли, стиля принятия реше
ний, стиля межличностных отношений...;

Собственно действия и поступки;

- обратную связь между поведением и сформировавши­
ми его условиями.

Если не вдаваться в подробности этой схемы, а проанали­зировать хотя бы важнейшие из ее элементов (прежде всего внешнюю среду, потребности и мотивы), то мы увидим, что поведение начинается с тех стимулов, которые посылает субъекту политического поведения внешняя среда. И сама по­литическая система, и отдельные ее институты предъявляют требования к поведению граждан. Так, в одних условиях от них ожидается высокая активность, в других, даже если это требование декларируется, на деле условия, складывающие­ся в политическом пространстве, отнюдь не поощряют граж­дан к выступлениям даже на стороне системы.

Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х.-

М., 2000.-С. 130.

;;#i Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы представляете себе стимулы политического поведения, посылаемые внешней средой? 2) Какие требования к поведению граждан могут предъявить раз­личные политические институты? 3) В чем вы видите различие между действиями и поступками? 4) Каким может быть воздейст­вие на поведение субъекта его целей, а также его личностных ро­лей, стиля отношений и принятия решений, особенностей познава­тельного процесса? 5) Каким может быть обратное влияние поведения на сформировавшие его условия?

Политическое поведение - это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т. п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие - это деятельность граждан, целью которой является влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие - «это прежде всего инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия». К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов. Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А. Марш.

А. Марш разделил политическое участие на две основные формы: конвенциональное и неконвенциональное (протестное), выделив следующие его типы: пассивное, конформистское, реформистское, активистское и протестное.

Политическое участие зачастую подразделяют на автономное и мобилизационное.
Автономное участие - это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы.

Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т. п. Как правило, мобилизационное участие направлено исключительно на поддержку политической системы, и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Подобное участие ни в коей мере не является средством реализации групповых интересов. В определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

Безусловно, оба типа являются идеальными в том смысле, что в любом обществе, в любой политической системе присутствуют элементы того и другого. В тоталитарных и авторитарных режимах доминирует мобилизационный тип участия. В демократических - автономный, хотя существуют элементы мобилизационного поведения индивидов, например в избирательных кампаниях активно используется метод манипулирования сознанием с целью оказать воздействие на политическую позицию индивида.

Существуют различные теории, объясняющие специфику политического участия. Можно выделить два основных подхода к изучению политического поведения. Первый подход можно условно обозначить как анализ политического участия на макроуровне, а второй - на микроуровне.

На макроуровне исследуется влияние как политического участия на социально-экономическое развитие, политическую стабильность, так и социальных условий на политическое участие.

В рамках этих теорий исследуются взаимосвязь и влияние на политическое участие таких факторов, как институционализация, уровень социально-экономического равенства и возможности социальной мобильности, стабильность и др. Так, С. Липсет и Д. Лернер предложили две модели взаимосвязи политического участия с другими факторами: либеральную и популистскую. Первая модель в большей степени относится к странам либеральной демократии, вторая подходит для описания политических процессов и участия в развивающихся странах.

Согласно либеральной модели, динамичное социально-экономическое развитие обусловливает сглаживание социального неравенства, а следовательно, обеспечивает укрепление политической стабильности. Оба фактора оказывают влияние на демократический характер политического участия (направленность на укрепление, развитие демократической политической системы; институционализация политической деятельности и т. п.).

При построении популистской модели исходят преимущественно из форм прямого (неинституционализированного) участия, направленного на перераспределение имущественных благ и собственности. Усиление подобного участия препятствует экономической модернизации, ухудшает социальные условия экономического развития, ведет к подрыву политической стабильности. Нерешенные проблемы накапливаются, увеличивая количество требований (и требующих), предъявляемых политической системе, а значит, возрастает и политическое участие. Круг замыкается. В результате политическое участие не ведет к укреплению политической системы, удовлетворению интересов различных социальных групп, а лишь дестабилизирует общество и политическую систему, препятствуя социальной и экономической модернизации. Популистская модель тесно связана с такими явлениями, как кризис участия в модернизирующихся обществах.

Взаимосвязь политического участия и нестабильности в развивающихся странах была проанализирована С. Хантингтоном в книге «Политический порядок в меняющихся обществах».

По мнению Хантингтона, обеспечение стабильности должно быть связано с ограничением роли политического участия масс, которое в противном случае подорвет надежность институтов.

Парадокс же заключается в том, что неудовлетворенность (фрустрация) масс своим положением, дефицит существующей в обществе вертикальной и горизонтальной мобильности неизбежно увеличивают массовые запросы на участие в политическом процессе. В свою очередь, уровень социальной фрустрации повышается в связи с ростом социальной мобилизации и усугублением экономической ситуации. «Взятые в целом, урбанизация, растущая грамотность, образование и влияние СМИ, являющиеся детерминантами социальной мобилизации, дают толчок росту стремлений и массовых ожиданий, которые, не будучи своевременно удовлетворенными, оформляют индивидуальные и групповые претензии политически. В отсутствие сильных и достаточно адаптивных политических институтов такой взлет участия означает нестабильность и насилие».

Таким образом, условиями политического участия, не подрывающего стабильность политической системы, являются: высокая степень институционализации, которая позволяет ввести политическую активность в рамки норм, процедур и законов; низкая степень социальной фрустрации масс; интенсивная вертикальная и горизонтальная мобильность; уменьшение мобилизации и активизация экономического развития.

На микроуровне в первую очередь исследуется влияние личных качеств, характеристик на политическую активность.

Попытка описать комплексную систему, внутри которой находится индивид, была предпринята первоначально Б. Смиттом, создавшим карту для анализа личности и политики.

Значительный вклад в изучение политического поведения внесла гуманистическая психология, и в частности теория иерархии потребностей поведения человека А. Маслоу.

Согласно этой теории, потребности человека образуют структуру с определенной иерархией: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребность в любви, потребность в самоутверждении (признании других), потребность в самореализации. Поведение человека определяется стремлением к удовлетворению актуальных потребностей. Если у индивида не удовлетворены физиологические потребности или потребности в безопасности, вряд ли можно ожидать, что его поведение будет определяться стремлением к самореализации. Этот вывод можно распространить и на область политического поведения.

В ПОЛИТОЛОГИИ идеи Маслоу переформулируются следующим образом: базовыми являются социально-экономические (материальные) потребности и потребности в обеспечении правопорядка, стабильности и безопасности, затем следует потребность в социальной и политической идентичности, высшими же потребностями считаются стремление к признанию со стороны других (политическое лидерство), а также стремление к повышению социального статуса и стремление к раскрытию творческих способностей в политической сфере, реализации в ней программных идей и основополагающих ценностей.

Проблема мотивации политического участия индивида была переосмыслена Р. Инглхартом применительно к эпохе постиндустриального общества. Исходя из концепции постматериальных ценностей американский политолог сформулировал иерархию потребностей, определяющих политическую активность личности в современном обществе.

На политическое поведение личности влияют не только ее ценности, убеждения, мотивы, но и социальное положение: уровень доходов, образование, пол, возраст. Так, в демократических странах политическая пассивность отрицательно связана с уровнем образования, уровень конформизма повышается по мере увеличения возраста, у женщин протестный потенциал больше, чем у мужчин.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т. п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т. е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, глубоком кризисе ее норм и ценностей.

К причинам, обусловливающим абсентеизм, относятся: доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками «своей» субкультуры, как чуждый и/или иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов также может вести к утрате интереса к политике. С точки зрения некоторых политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики, и наоборот, угроза собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает стремление обратиться к политике как средству отстаивания и защиты своих интересов. Политическая апатия может проистекать из чувства собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений. Абсентеизм может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

mob_info