Обучение лиц с овз. Об образовании лиц с овз по-новому


Положение о редакционно-издательской деятельности НОУ ВПО "Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет"

1. Общие положения

1.1. Редакционно-издательская деятельность в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете (далее – Университет) осуществляется на основе настоящего Положения и Положения о редакционно-издательском совете (далее – РИСО).

1.2. Редакционно-издательская деятельность - это комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на выпуск учебно-методических, научных, справочных, рекламных, информационных, изобразительных и иных изданий (далее – произведение) в Университете.

1.3. Редакционно-издательская деятельность в Университете осуществляется Издательством, являющимся структурным подразделением Университета. Издательство действует на основании Положения об Издательстве, настоящего Положения и иных нормативных документов, действующих в Университете.

1.4. Основной задачей редакционно-издательской деятельности является обеспечение основных видов деятельности, предусмотренных Уставом Университета, высококачественными печатными и электронными изданиями, популяризация результатов научных исследований по разрабатываемым в Университете научным направлениям путём организации процесса рецензирования созданных в Университете произведений, их предпечатной подготовки и издания.

1.5. Предметом проведения редакционно-издательских мероприятий, регулируемых данным положением, являются произведения, созданные:
 сотрудниками Университета в рамках должностных обязанностей на основании трудовых договоров в соответствии с их перспективными и годовыми планами, а также договоров авторского заказа на создание произведения, заключённых от имени Университета;
 в результате осуществления научно-исследовательских работ в рамках выполнения контрактов, грантов, различных договоров на выполнение научно-исследовательских работ;
 сотрудниками Университета и иными лицами в инициативном порядке.

1.6. Данное положение не регулирует порядок создания работниками Университета различных видов литературы.

1.7. Использование авторских и смежных прав, связанных с выпуском Университетом различных видов литературы, регулируются законодательством РФ, трудовыми договорами, заключенными Университетом с работниками, Положением об интеллектуальной собственности в Университете, а также иными договорами, заключёнными Университетом с авторами.

2. Организация редакционно-издательской деятельности

2.1. Редакционно-издательская деятельность по выпуску произведений в печатном и электронном вариантах организуется РИСО на основе планов, рассмотренных на его заседаниях и утвержденных приказом Ректора.

2.2. Текущий контроль за организацией редакционно-издательской деятельности в Университете осуществляет проректор, назначенный приказом Ректора Университета.

2.3. РИСО принимает решения о выпуске произведения на основе:
- анализа обеспеченности различных видов деятельности, осуществляемых Университетом в соответствии с Уставом;
- заявок Ректора и проректоров Университета;
- заявок структурных подразделений и ведущих научных школ Университета;

2.4. Анализ обеспеченности различных видов деятельности, осуществляемых Университетом в соответствии с Уставом, проводят профильные проректоры на основании:
- данных, предоставляемых кафедрами и Библиотекой Университета;
- перспективных и годовых планов подразделений и ведущих научных школ Университета по созданию соответствующей продукции;

2.5. В случае выполнения заключенных от имени Университета договоров авторского заказа на создание произведения – РИСО принимает решение о выпуске продукции после прохождения этапов редакционно-издательской деятельности предусмотренных в пп. 4.4-4.15 настоящего Положения.

2.6. Результаты проведенного анализа, а также иные заявки представляются в РИСО в сроки, определённые в разделе 4 настоящего Положения.

2.7. Редакционную подготовку рукописей в соответствии с утвержденным Ректором Университета планом издания осуществляет Издательство, привлекая для этого штатных и внештатных редакторов, в том числе из числа рекомендованных профильными кафедрами и научными подразделениями Университета.

2.8. В исключительных случаях допускается издание внеплановой литературы. Решение об этом оформляется соответствующим приказом Ректора на основании рекомендации РИСО.

3. Этапы редакционно-издательской работы. Требования к материалам, включенным в годовой план издания. Сопроводительная документация к рукописям, включенным в годовой план издания.

3.1. Этапами редакционно-издательской деятельности являются:
- рецензирование;
- рекомендация кафедры, ведущей научной школы или научного подразделения ПСТГУ;
- утверждение её на заседании совета соответствующего факультета;
- экспертиза поданных заявок профильными проректорами;
- обсуждение сводных планов на заседании РИСО;
- экспертиза рукописей в РИСО;
- редактирование рукописи в Издательстве;
- выпуск издания.

3.2. Сопроводительная документация заявки на издание включает:
- заявку (Прил. №1, Прил. №2);
- аннотацию (написанную в соответствии с рекомендациями данными в Прил. №3);
- рецензии (в соответствии с пп. 4.5-4.10 настоящего Положения).

4. Реализация издательского цикла

4.1 Планирование редакционно-издательской деятельности осуществляется поквартально с учётом квот, выделяемых факультету или ведущей научной школе.

4.2 Квоты, выделяемые факультету или ведущей научной школе заранее утверждаются приказом Ректора Университета после обсуждения на РИСО.

4.3 Начало очередного издательского цикла объявляется Приказом Ректора Университета не позднее:
- для первого квартала –15 октября года, предшествующего году издания;
- для второго квартала – 15 января года издания;
- для третьего квартала –15 апреля года издания;
- для четвёртого квартала – 15 июня года издания.

4.5 Решение о рекомендации рукописи к публикации принимается на заседании подразделения, по итогам которого назначается внутренний рецензент (для сборника документов, научных публикаций источников – два внутренних рецензента). Принятое решение оформляется в виде заявки соответственно принятому образцу (Прил. №1, Прил. №2).

4.6 Заполненная заявка и полученный отзыв внутреннего рецензента передаются профильному заместителю декана, который включает вопрос об обсуждении рукописи в повестку заседания совета факультета.

4.7 В случае рекомендации к изданию научной монографии сначала назначается предварительное обсуждение, в ходе которого руководитель подразделения, инициировавший вопрос, предлагает на рассмотрение совета кандидатуру внешнего рецензента. Предложенная кандидатура либо утверждается общим решением, либо вместо нее совет предлагает и утверждает иную кандидатуру. Полученный отзыв внешнего рецензента передается руководителем подразделения заместителю декана по научной работе, который вновь включает вопрос об обсуждении рукописи в повестку заседания совета факультета.

4.8 В случае рекомендации к изданию учебной литературы или сборников документов (научных публикаций источников) их предварительное обсуждение с назначением внешнего рецензента, как правило, не требуется. Внешний рецензент для таких изданий может быть назначен по решению совета факультета.

4.9 При обсуждении заявки на заседании совета факультета присутствие автора не требуется.

4.10 В ходе обсуждения вопроса о рекомендации рукописи к публикации на заседании совета факультета, руководитель подразделения, инициировавший вопрос, представляет краткую характеристику работы с указанием причин для рекомендации ее к публикации. Зачитывается отзыв внутреннего рецензента (в случае обсуждения научной монографии также и внешнего (внешних) рецензентов). В случае признания необъективности рецензии может быть поставлен вопрос о ее отводе и назначении нового рецензента. По результатам обсуждения принимается решение о рекомендации рукописи к публикации или о ее отклонении. Положительное решение фиксируется в заявке и заверяется подписью декана факультета.

4.11 Написание рецензий не оплачивается. Внутренние рецензенты могут учитывать объем выполненных работ при расчете баллов в заявках на академические надбавки по действующим в Университете нормативам.

4.12 В рецензии на научное исследование оценка рукописи дается исходя из современного состояния изученности затронутого в ней вопроса, указываются достоинства сочинения и причины, побуждающие рецензента рекомендовать рукопись к публикации. Учебное издание оценивается исходя из общих требований, выдвигаемых к литературе данного рода, учитывая состояние обеспеченности дисциплины учебной литературой и соответствие рецензируемого текста современному состоянию научного изучения дисциплины.

4.13 В случае публикации работы в рамках подготовки докторской диссертации с последующим включением издания в список печатных трудов по теме исследования, в соответствии с требованиями ВАК также назначается ведущая организация по профилю научной работы, отзыв от которой прилагается при рассмотрении вопроса о рекомендации рукописи к изданию. В качестве рецензентов (внутренних и внешних) в таком случае привлекаются авторитетные доктора наук по специальности диссертации.

4.14 Имена рецензентов, давших отзыв на рукопись, указываются на обороте титула в печатном издании. Копии рецензий выставляются в открытом доступе на сайте издательства вместе с информацией о выходе книги.

4.15 Произведение, созданное по договору авторского заказа и одобренное ПСТГУ, включается в издательский план подразделения, инициировавшего вопрос о публикации, в счёт установленных ему квот.

4.16 Утверждённые Советом факультета заявки передаются на рассмотрение профильным проректорам соответственно характеру работы.

4.17 Профильные проректоры организуют экспертизу поданных заявок на предмет:
- востребованности планируемого издания;
- обоснованности предлагаемого тиража;
- обоснованности сроков сдачи рукописи в издательство и обеспечение ритмичности работы Издательства;

4.18 В необходимых случаях профильные проректоры также организуют содержательную экспертизу планируемого издания.

4.19 Если по результатам проведённой экспертизы выясняется, что представленная факультетами или ведущими научными школами заявка не соответствует указанным выше требованиям, она отклоняется. Возникающие спорные вопросы решаются профильными проректорами.

4.20 По результатам проведённой экспертизы профильные проректоры составляют сводные списки изданий соответственно характеру поданных заявок. Список представляет собой заявку на включение указанных в нем изданий в издательский план и включает в себя следующие позиции:
- наименование издания, рекомендуемого для включения в издательский план;
- фамилия, имя и отчество автора (авторов);
- объём издания в а.л. авторского/ составительского текста
- указание на наличие или отсутствие в издании нотного текста, иллюстраций и их количество;
- целевая аудитория издания;
- рекомендуемый тираж;

4.21 Сводные списки, утвержденные соответственно их характеру профильными проректорами, сдаются в РИСО в следующие сроки:
- для первого квартала – не позднее 1 ноября года, предшествующего году издания,
- для второго квартала – не позднее 30 января года издания,
- для третьего квартала – не позднее 30 апреля года издания,
- для четвёртого квартала – не позднее 15 сентября года издания.

4.22 Одновременно Издательство ПСТГУ проводит маркетинговые исследования и оценку экономической целесообразности выпуска конкретных изданий. Результаты проведённой Издательством экспертизы рассматриваются на заседании РИСО.

4.23 Подготовленные профильными проректорами сводные списки изданий рассматриваются на заседании РИСО в следующие сроки:
- для первого квартала – не позднее 15 ноября года, предшествующего году издания,
- для второго квартала – не позднее 15 февраля года издания,
- для третьего квартала – не позднее 15 мая года издания,
- для четвёртого квартала – не позднее 25 сентября года издания.

4.24 Итоговый издательский план на предстоящий период утверждается приказом Ректора по итогам обсуждения на РИСО с учётом квот, выделяемых факультетам и ведущим научным школам.

4.25 Рукописи, включённые в издательский план, сдаются в Издательство в следующие сроки:
- для первого квартала – не позднее 1 декабря года, предшествующего году издания,
- для второго квартала – не позднее 1 марта года издания,
- для третьего квартала – не позднее 1 июня года издания,
- для четвёртого квартала – не позднее 1 октября года издания.

4.26 Требования к рукописи для сдачи в Издательство определяется в Приложении № 4 к данному приказу. Требования к иллюстрациям, сдаваемым в Издательство, определяется в Приложении № 5 к данному приказу.

4.27 После сдачи рукописи в Издательство РИСО может провести её внутреннюю экспертизу, по результатам которой может быть принято окончательное решение о её издании, необходимости доработки или отклонении.

4.28 Сданные в Издательство работы в обязательном порядке проходят контроль в системе проверки, выявляющей отсутствие/наличие использования заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования.

4.29 Издательство начинает любые редакционно-издательские работы только после заключения с правообладателем лицензионного договора, а также договора на использование произведения в электронной библиотечной системе Университета, кроме тех случаев, когда иное оговорено в Трудовом договоре с сотрудником или ином договоре, заключённым Университетом с автором.

4.30 В случае несвоевременной сдачи рукописи в Издательство в сроки, оговорённые в п. 4.25, рукопись исключается из издательского плана. Данная рукопись может быть повторно включена в издательский план на общих основаниях в последующий период.

4.31 Из данных рукописей Издательство формирует план-график изданий, учитывающий:
- фактическую загруженность Издательства,
- потребность в выходе готовой печатной продукции, отражённую в заявке.

4.32 Решением ректора издательский план может быть изменён (дополнен, сокращён) на любом этапе его формирования.

4.33 Выпущенные издания в обязательном порядке передаются в библиотеку для постановки на учет и отражения в традиционных и электронных каталогах.

4.34 Электронные аналоги полиграфических изданий помещаются в защищенном формате в электронную библиотечную систему Университета.

4.35 По мере реализации ранее напечатанных тиражей предложения о допечатке изданий выносятся на решение РИСО профильными проректорами, деканами факультетов и их заместителями по учебной и научной работе, директором Издательства.

4.36 Допечатка ранее изданных произведений осуществляется в соответствии с порядком, определённым в Приложении № 6 к данному приказу.

4.37 По представлению структурных подразделений Университета РИСО принимает решение о рекламной рассылке выпущенных изданий в ведущие библиотеки России и других стран.

5. Дополнительные требования к изданиям, предлагаемым для включения в издательский план в рамках факультетских квот

5.1. Минимальный объем издания, претендующего на получение грифа «научная монография», должен составлять не менее 8 а. л.

5.2. В случае публикации работы в рамках подготовки докторской диссертации с последующим включением издания в список печатных трудов по теме исследования, ее объем не может быть менее 10 а. л.

6. Порядок формирования ежегодного отчета о редакционно-издательской деятельности

6.1 Издательство ежегодно до 1 марта предоставляет в РИСО отчет о редакционно-издательской деятельности.

6.2 Отчет обсуждается на заседаниях РИСО и доводится до сведения Ученого Совета Университета.

6.3 Контроль за ходом выполнения сводного плана издания литературы осуществляет заместитель председателя РИСО на основании представляемых отчетов.

6.4 Контроль за ходом выполнения плана издания литературы кафедры, ведущей научной школы или научного подразделения осуществляет заведующий кафедрой или руководитель соответствующей ведущей научной школы или научного подразделения.

7. Порядок финансирования издательской деятельности

7.1 Процесс редакционно-издательской подготовки и полиграфические расходы для издания всех видов литературы, электронных продуктов финансируются за счёт бюджета Университета либо привлечённых средств.

7.3 Для организации технической работы РИСО в штатном расписании Издательства ПСТГУ предусматривается отдельная ставка.

Утверждено Ученым советом
экономического факультета
МГУ имени М.В. Ломоносова
29.06.07

Положение о редакционно-издательской деятельности экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

1. Основание для разработки

Интеграция науки и образования заключается в том, что последние достижения науки через некоторое время, пройдя критический отбор и систематизацию, становятся основой для монографий, а позднее - учебников, по которым учится новое поколение специалистов. На высшей ступени профессионального образования (в магистратуре и особенно в аспирантуре) студенты и аспиранты, как правило, обучаются не по учебникам, а по отобранным преподавателями статьям из научных журналов и монографиям. При этом желательно, чтобы преподаватель сам систематически занимался исследованиями, иначе он вряд ли сможет научить этому своих студентов. В ведущих зарубежных университетах именно количество научных публикаций в реферируемых журналах является основным показателем при заключении или продлении контракта с преподавателем социально-экономических дисциплин. Одним из важнейших показателей, определяющих рейтинг американских и западноевропейских университетов, является количество опубликованных научных работ.

Эффективная интеграция науки и образования на экономическом факультет МГУ предполагает проведение единой политики в области редакционно-издательской деятельности, опирающейся на следующие принципы: ориентация на приоритетные фундаментальные направления научных исследований, ведущихся на экономическом факультете, использование передовых достижений мировой науки, учет потребностей учебного процесса в научно-методическом сопровождении, обеспечение высокого качества подготавливаемых материалов, их внутренняя и внешняя экспертиза, учет потребностей отечественного рынка в определенных научных разработках и увеличение доли электронных изданий в общем объеме материалов, издаваемых на экономическом факультете.

2. Общие положения

2.1. Правовые нормативы

В своей редакционно-издательской деятельности экономический факультет МГУ руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.04.1991 г. № 211 «О регулировании издательской деятельности в РСФСР», Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, Федеральным законом от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с последующими изменениями и дополнениями), Гражданским кодексом РФ (IV часть), уставом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Положением об экономическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и настоящим Положением.

2.2. Понятийный аппарат

В настоящем Положении использованы следующие основные понятия:

редакционно-издательская деятельность - деятельность, направленная на подготовку и издание учебно-методической и научной литературы с целью обеспечения учебного процесса и развития научно-исследовательской деятельности факультета;

рукопись - итог выполнения плана научно-исследовательской и учебно-методической работы, отвечающий содержательным и формальным критериям, предъявляемым к учебно-методической и научной литературе.

3. Цели и задачи

Основными целями редакционно-издательской деятельности являются своевременное обеспечение учебного процесса высококачественной в содержательном плане учебно-методической литературой и оперативная публикация результатов научно-исследовательских работ, ведущихся на факультете в рамках приоритетных научных исследований.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие задачи:

во-первых , осуществлять перспективное планирование на основе планов учебно-методической и научной работы подразделений факультета, предложений Ученого совета факультета, Совета по НИР, Учебно-методического совета, предполагаемых и реализуемых запросов со стороны издательств, предложений министерств и ведомств, других организаций, «рыночной востребованности»;

во-вторых , планировать текущую редакционную и издательскую деятельность на основе положительно оцененных экспертами и рекомендованных Ученым советом материалов;

в-третьих , проводить конкурсный отбор предложений (на предварительном этапе) и рукописей и материалов на электронных носителях (на завершающем этапе), а также организовывать работу экспертного совета;

в-четвертых , организовывать деятельность по редакционной подготовке и изданию материалов, в том числе проведение тендера по отбору издательств;

в-пятых , информировать всех заинтересованных лиц о проходящих конкурсах и их итогах;

в-шестых , осуществлять постоянный контроль за соблюдением процедур, установленных для редакционно-издательской деятельности, и сроков выполнения работ.

4. Механизм и реализация редакционно-издательской деятельности

Механизм редакционно-издательской деятельности включает в себя: нормативные документы, на основе которых осуществляется деятельность; обязательства, принимаемые преподавателями и сотрудниками, а также администрацией факультета; гарантии таких обязательств и санкции за их нарушение; ресурсное обеспечение; систему управления научным отделом, обеспечивающую должную синхронизацию деятельности участников, защиту интересов каждого из них и своевременную корректировку их последующих действий; постоянный мониторинг результатов.

Принципами реализации редакционно-издательской деятельности являются: конкурсность, прозрачность, оперативность, экспертиза, инновационость, сопоставимость результатов и учет влияния рисков.

На коммерческие издания подразделений и сотрудников факультета данное «Положение» не распространяется.

Редакционно-издательская деятельность осуществляется поэтапно в следующем порядке (см. Приложение 1 Основные этапы редакционно-издательской деятельности) :

Научным отделом на основе планов учебно-методической и научной работы подразделений факультета на предстоящий год с учетом дополнительных предложений Ученого совета факультета, Совета по НИР, Учебно-методического совета, предполагаемых и реализуемых на факультете проектов, запросов со стороны издательств, предложений министерств и ведомств, других организаций, «рыночной востребованности» формируется предварительный план основных направлений учебно-методических и научных разработок. Перечень утверждается редакционно-издательским советом (см. Приложение 2 Предварительный план основных направлений учебно-методических и научных разработок) .

Ответственные за работу - руководители подразделений и научный отдел.

На основе утвержденного предварительного перечня намечаемых к публикации тем объявляется конкурс предложений (заявок). Кафедры, лаборатории и другие научно-исследовательские и учебные единицы представляют развернутые и аннотированные планы своих разработок по установленной форме. (см. Приложение 3 Форма заявки на участие в конкурсе учебно-методических и научно-исследовательских работ). По каждой теме может быть представлено и одобрено несколько заявок).

Предложения рассматриваются конкурсной комиссией факультета, формируемой из членов редакционно-издательского совета с привлечением экспертов. Конкурсная комиссия производит отбор заявок.

По тем актуальным темам, по которым не поступило предложений, но существует необходимость в подготовке учебных пособий и публикации научных разработок, объявляется дополнительный конкурс (с привлечением специалистов со стороны). Итоги конкурса подводит конкурсная комиссия.

Научный отдел, учитывая предложения авторов, на данном этапе предварительно определяет тип публикации: бумажный или электронный, в том числе Интернет-издания, объем работы в п.л. и размер тиража. На следующих этапах возможны изменения и корректировка типа публикации.

Ответственный за работу - научный отдел.

Предоставление рукописей с аннотациями, подготовленных в соответствии с утвержденным списком тем и типом публикаций. Оценка рукописей экспертами.

Оценка производится экспертным советом, создаваемым из специалистов экономического факультета МГУ и внешних консультантов на основе предложений редакционно-издательского совета.

Контролирует работу экспертного совета заместитель декана экономического факультета по научной работе. Экспертный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о работе экспертного совета (см. Приложение 4). Оценка производится на основании специально разработанных критериев (см. Приложение 4.1).

По итогам оценки определяется рейтинг работ (см. Приложение 5 ). После этого научным отделом формируется окончательный план редакционно-издательской деятельности, который утверждается Ученым советом факультета с указанием рецензентов (см. Приложение 6 ). Ученый совет может вносить изменения в план при условии дополнительной экспертной оценки, назначать рецензентов, изменять тип публикации и уточнять тираж. После утверждения план становится обязательным для исполнения. Работы, не получившие высших баллов, но в целом одобренные экспертами, размещаются на сайте экономического факультета в качестве рабочих материалов, и к ним имеется ограниченный доступ внутри факультета.

Ответственные за работу - заместитель декана факультета по научной работе, научный отдел, экспертный совет.

Одобренные экспертами материалы (с приложением отзывов рецензентов, аннотации и указания кода с учетом принятой системы кодификации результатов НИР на экономическом факультете), утвержденные в соответствии с планом, редактируются и макетируются силами лаборатории учебно-научной печати (ЛУНП) экономического факультета. Часть работ, на которые существует повышенный интерес со стороны издательств, редактируются и макетируются силами самих издательств. На этом этапе решается вопрос о получении грифа на учебно-методическую литературу на основании рекомендации экспертного совета и ходатайства редакционно-издательского совета перед УМО или Минобразования и науки РФ, источниках финансирования будущего издания (за счет средств факультета для обеспечения его уставной деятельности, средств издательства путем передачи ему неисключительных имущественных прав).

Ответственный за работу - лаборатория учебно-научной печати.

На основе одобренных экспертами и утвержденных Ученым советом факультета отредактированных и макетированных к изданию материалов научным отделом формируется план изданий на планируемый год, утверждаемый деканом экономического факультета, который становится обязательным для исполнения (см. Приложение 7 ). План изданий считается выполненным по факту издания рукописей или размещения материалов на электронных носителях.

На основе утвержденного плана изданий факультет инициирует проведение торгов на издание. Если издание литературы финансируется за счет средств факультета, то с издательством, выигравшим конкурс, заключается договор. В этом случае весь тираж принадлежит факультету и должен быть направлен на нужды обеспечения учебной и научной деятельности. Второй вариант издания предполагает передачу неисключительных имущественных прав издательству, предложившему на конкурсной основе наилучшие условия издания литературы за счет средств издательства. Со своей стороны, экономический факультет закупает литературу в объемах, необходимых для обеспечения учебной и научной деятельности на факультете. Материалы в электронной форме, (не дублирующие материалы на бумажном носителе), размещаются на портале экономического факультета и признаются в качестве официальной публикации.

Контроль за выполнением плана изданий осуществляет научный отдел деканата.

Ответственные за работу - финансовые службы факультета, научный отдел, информационный центр экономического факультета.

5. Ресурсное обеспечение

Для обеспечения редакционно-издательской деятельности используются профессиональные, институциональные, материально-технические и финансовые ресурсы экономического факультета.

Редакционно-издательская деятельность выделяется в бюджете факультета отдельным проектом, на который до 1 ноября года предпланового года составляется смета без распределения средств на нее между подразделениями факультета. Из средств этого проекта финансируется редподготовка и возмещаются издержки на издание некоммерческой литературы, подготавливаемой преподавателями и сотрудниками экономического факультета, а также оплачивается работа экспертов.

6. Управление редакционно-издательской деятельностью

Основными звеньями в планировании и организации всей редакционно-издательской деятельности факультета являются научный отдел и редакционно-издательский совет (РИСО) факультета. РИСО на основании экспертной оценки распределяет средства издательского проекта. В его компетенции решение вопроса о получении грифа и способе (издание через конкурсные торги или путем выкупа части тиража у издательства), форме (учебные материалы, учебное пособие, учебник или научная статья, монография, сборник материалов) и типе (на бумажном или электронном носителе) будущего издания, об источниках финансирования.

Руководит редакционно-издательским советом декан экономического факультета. Координирует и контролирует редакционно-издательскую деятельность на разных этапах ее прохождения научный отдел экономического факультета. Утверждаются планы редакционно-издательской деятельности Ученым советом экономического факультета. Ученый совет формирует редакционно-издательский совет из представителей профессорско-преподавательского и научного персонала факультета, привлекая при необходимости внешних специалистов, известных своими работами в избранной области. Список членов редакционно-издательского совета утверждается деканом экономического факультета.
Вопрос обеспечения условий деятельности РИСО по поручению декана экономического факультета решают соответствующие финансовые, хозяйственные и другие службы факультета.

Редакционно-издательский совет формирует из своего состава конкурсную комиссию для оценки развернутых и аннотированных планов и экспертный совет для оценки рукописей учебно-методических и научных материалов.

«Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» - Закон города Москвы от 28 апреля 2010 года № 16.

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и возможностями, в целях социальной интеграции указанных лиц, включая приобретение ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на:

1) детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающихся в создании специальных условий обучения (воспитания), а также инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте старше 18 лет, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

2) родителей (законных представителей) лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи;

3) педагогических и иных работников, участвующих в воспитании и обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогических работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;

4) органы государственной власти города Москвы, государственные образовательные учреждения города Москвы (далее - государственные образовательные учреждения) и негосударственные образовательные организации, соответствующих должностных лиц и руководителей, а также объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

1) ограничение возможностей здоровья - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным;

2) специальные условия обучения (воспитания) - специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено);

3) инклюзивное образование - совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений;

4) ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего детского возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций либо отклонения от них, а также риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей.

Статья 3. Обеспечение государственных гарантий права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования

1. Органы государственной власти города Москвы создают условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования любого уровня в государственных образовательных учреждениях в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы путем:

1) проведения бесплатного обследования психолого-медико-педагогической комиссией;

2) осуществления бесплатной квалифицированной психолого-медико-педагогической коррекции ограничений возможностей здоровья (далее - коррекция ограничений возможностей здоровья) с момента их выявления независимо от степени выраженности в соответствии с медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

3) создания в государственных образовательных учреждениях специальных условий обучения (воспитания) для лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

4) создания условий для реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов физической культуры и спорта в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы на основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения;

5) предоставления возможности с учетом медицинских рекомендаций и (или) рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии получить образование в государственных образовательных учреждениях любого типа и вида в формах, предусмотренных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

6) обеспечения инвалидов, в том числе детей-инвалидов, компьютерной техникой, средствами связи и программным обеспечением при получении образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;

7) обеспечения инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в соответствии с медико-социальными показаниями транспортными услугами на период получения образования для посещения государственных образовательных учреждений;

8) предоставления возможности пользования услугами сурдопереводчиков, помощников на основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения;

9) предоставления возможности обучаться по дополнительным образовательным программам и получать дополнительные образовательные коррекционные услуги;

10) предоставления возможности осваивать основные и дополнительные профессиональные образовательные программы с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей на основе выбора профиля труда;

11) обеспечения трудоустройства по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

12) обеспечения иных прав и гарантий в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают организацию информационно-просветительской работы с гражданами в целях формирования позитивных представлений о лицах с ограниченными возможностями здоровья и недопущения их дискриминации во всех сферах жизни.

3. Органы государственной власти города Москвы реализуют совместные программы и мероприятия, направленные на охрану здоровья граждан, профилактику инвалидности, совершенствование воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, их социальную адаптацию на основании индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения, обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы. Для координации этой деятельности, обмена информацией и опытом могут создаваться межведомственные комиссии.

4. Организационной основой политики города Москвы по обеспечению государственных гарантий права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования являются городские целевые программы.

Статья 4. Участие родителей (законных представителей) в воспитании и обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья

Органы государственной власти города Москвы создают условия, обеспечивающие возможность родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья:

1) выбирать образовательное учреждение (с учетом медицинского заключения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);

2) выбирать формы получения образования (с учетом медицинского заключения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);

3) присутствовать при обследовании ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждать результаты обследования, знакомиться с заключением и оспаривать его в центральной (городской) психолого-медико-педагогической комиссии и в суде;

4) участвовать в разработке и реализации индивидуального учебного плана, индивидуальных программ воспитания и обучения;

5) посещать по согласованию с администрацией образовательного учреждения занятия в соответствующем образовательном учреждении в целях участия в процессе воспитания и обучения лица с ограниченными возможностями здоровья;

6) получать консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья по месту получения им образования, а также в психолого-медико-педагогических комиссиях и учреждениях, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь;

7) участвовать в управлении образовательным учреждением;

8) получать возмещение затрат на обучение ребенка в семье в размерах, определяемых нормативами финансовых затрат на одного обучающегося в государственном образовательном учреждении соответствующего типа и вида;

9) пользоваться иными правами и гарантиями в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Глава 2. Организация воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Статья 5. Формы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по основным и дополнительным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

1. Органы государственной власти города Москвы создают в государственных образовательных учреждениях условия для инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности получать инклюзивное образование, в государственных образовательных учреждениях открываются классы (группы) компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы (группы).

3. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности обучаться по очной форме обучения, создаются условия для получения образования в иных формах, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

4. Организация деятельности классов (групп) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по реализации образовательных программ, включая определение правил приема, предельной наполняемости классов (групп), требований к содержанию образования и организации образовательного процесса, предоставление прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки обучающимся и работникам, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

5. В целях преодоления обучающимися ограничений возможностей здоровья осуществляется коррекция таких ограничений.

6. Коррекция ограничений возможностей здоровья осуществляется непосредственно государственным образовательным учреждением, если число лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения, составляет свыше шести человек. Если число таких обучающихся составляет менее шести человек, коррекция ограничений возможностей здоровья осуществляется на основе договора государственного образовательного учреждения, в котором обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Примерная форма договора утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

Статья 6. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, и специальные (коррекционные) образовательные учреждения

1. Органы государственной власти города Москвы создают для лиц с ограниченными возможностями здоровья дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

2. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, создаются для лиц с:

1) нарушениями слуха - глухих, слабослышащих и позднооглохших;

2) нарушениями зрения - слепых, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;

3) нарушениями речи - общим недоразвитием речи разной этиологии, недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, заиканием и иными нарушениями речи;

4) нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) задержкой психического развития разного генеза;

6) умственной отсталостью, в том числе с выраженной умственной отсталостью;

7) сложными дефектами, в том числе со слепоглухотой;

8) расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;

9) иными нарушениями в развитии.

3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, для умственно отсталых детей и детей с иными ограничениями возможностей здоровья.

4. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения могут создаваться для совместного обучения лиц с различными ограничениями возможностей здоровья, если такое обучение не препятствует успешному освоению образовательных программ и отсутствуют соответствующие медицинские противопоказания.

5. В дошкольных образовательных учреждениях, осуществляющих коррекцию ограничений возможностей здоровья, а также в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа по коррекции ограничений возможностей здоровья обучающихся, воспитанников и их социальной интеграции при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, дополнительных образовательных программ и программ допрофессиональной подготовки.

6. В дошкольных образовательных учреждениях, осуществляющих коррекцию ограничений возможностей здоровья, а также в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях могут открываться группы кратковременного пребывания или создаваться специальные образовательные подразделения для осуществления по профилю учреждения коррекции ограничений возможностей здоровья и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в других образовательных учреждениях, в условиях стационарного лечебного учреждения, на дому, а также получающих образование в иных формах (кроме очной).

7. Специалисты дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих коррекцию ограничений возможностей здоровья, и специальных (коррекционных) образовательных учреждений оказывают консультационную помощь педагогическим работникам иных образовательных учреждений и родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья по вопросам их воспитания и обучения. Порядок оказания такой помощи определяется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

Статья 7. Обучение на дому

1. Для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, с согласия их родителей (законных представителей) органами государственной власти города Москвы создаются условия для обучения на дому.

2. Обучение на дому осуществляется образовательными учреждениями на основании медицинского заключения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Обучение на дому организуется на основе договора между органами государственной власти города Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его родителями (законными представителями). Примерная форма договора об обучении на дому утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

4. Лицам, обучающимся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета города Москвы.

5. Коррекция ограничений возможностей здоровья лиц, обучающихся на дому, осуществляется на основе договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Примерная форма договора утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

Статья 8. Обучение и воспитание в условиях стационарного лечебного учреждения

1. Органы государственной власти города Москвы создают лицам с ограниченными возможностями здоровья, находящимся на длительном (более чем 21 день) лечении в стационарных лечебных учреждениях, условия для обучения и воспитания в соответствии с образовательными программами соответствующего уровня.

2. Организационные вопросы обучения и воспитания, предусмотренных настоящей статьей, регулируются договором между стационарным лечебным учреждением и государственным образовательным учреждением, реализующим образовательные программы соответствующего уровня и расположенным, как правило, в непосредственной близости к стационарному лечебному учреждению.

3. Примерная форма договора об организации обучения и воспитания в условиях стационарного лечебного учреждения утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

4. Коррекция ограничений возможностей здоровья лиц, обучающихся в условиях стационарного лечебного учреждения, осуществляется на основе договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением.

5. Примерная форма договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

Статья 9. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания

1. В целях осуществления комплексной медико-социальной и профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в их структуре по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения создаются структурные подразделения и (или) специальные классы (группы), реализующие образовательные программы соответствующего уровня, и мастерские трудового обучения в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Стационарное учреждение социального обслуживания осуществляет коррекцию ограничений возможностей здоровья проживающих в нем лиц, оказывает консультативно-диагностическую и методическую помощь их родителям (законным представителям) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, разрабатывает индивидуально-дифференцированные программы обучения, реализуемые им самостоятельно либо с привлечением государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы соответствующего уровня.

3. Примерная форма договора об организации обучения в условиях стационарного учреждения социального обслуживания утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

4. С учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в стационарных учреждениях социального обслуживания организуются постоянная, пятидневная и дневная формы пребывания.

Статья 10. Профессиональное образование и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Органы государственной власти города Москвы создают условия лицам с ограниченными возможностями здоровья для получения в государственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, дополнительного профессионального образования, профессиональной подготовки в соответствии с уровнем имеющейся у них общеобразовательной или профессиональной подготовки путем формирования государственных заданий на подготовку кадров и обеспечения образовательного процесса адекватными материально-техническими, дидактическими и методическими средствами обучения с учетом специфики ограничений возможностей здоровья данных лиц и медицинских показаний к обучению и труду.

2. Государственные образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляют психолого-медико-педагогическую коррекцию ограничений возможностей здоровья обучающихся, направленную на восстановление или компенсацию нарушенных функций.

3. При освоении основных и дополнительных профессиональных образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета города Москвы.

4. Органы государственной власти города Москвы принимают меры по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, путем предоставления услуг по профессиональной ориентации и адаптации, создания дополнительных рабочих мест для инвалидов и специализированных организаций, применяющих труд инвалидов, резервирования и квотирования рабочих мест для инвалидов с учетом вариантов трудового прогноза лиц с ограниченными возможностями здоровья, предоставления субсидий предприятиям и организациям, применяющим труд инвалидов.

Статья 11. Психолого-медико-педагогические комиссии

1. В целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их воспитания и обучения уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования создаются центральная (городская) и территориальные (окружные) психолого-медико-педагогические комиссии.

2. Порядок организации и основные направления деятельности психолого-медико-педагогических комиссий определяются в соответствии с федеральным законодательством.

3. Рекомендации по созданию (изменению) специальных условий обучения (воспитания), содержащиеся в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, обязательны для исполнения государственными образовательными учреждениями и негосударственными образовательными организациями, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 12. Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Государственные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные учреждения и дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, оказывают лицам с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, направленную на:

1) выявление, психолого-медико-педагогическую диагностику и коррекцию ограничений возможностей здоровья;

2) разработку индивидуальных учебных программ и организацию индивидуальных и (или) групповых занятий, направленных на формирование навыков самообслуживания, общения, элементарных трудовых навыков у лиц со сложными и (или) тяжелыми ограничениями возможностей здоровья;

3) осуществление психолого-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей);

4) консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

5) информационную и методическую поддержку педагогических и иных работников образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья;

6) реализацию комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 13. Служба ранней помощи

1. В целях оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в младенческом и раннем детском возрасте с момента выявления у них нарушений развития различных функций или риском их возникновения в более старшем возрасте в государственных образовательных учреждениях, в которых созданы необходимые условия, может создаваться служба ранней помощи.

2. Основными направлениями деятельности службы ранней помощи являются:

1) проведение психолого-медико-педагогического обследования детей в младенческом и раннем детском возрасте;

2) оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям младенческого и раннего детского возраста;

3) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения детей и организация психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья младенческого и раннего детского возраста.

3. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области образования и уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения осуществляют информирование населения о службах ранней помощи и оказываемых ими услугах.

Статья 14. Особенности приема лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственные образовательные учреждения

1. Прием лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственные образовательные учреждения осуществляется в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы для приема граждан в государственные образовательные учреждения, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

2. Государственное образовательное учреждение не вправе отказать лицам с ограниченными возможностями здоровья в приеме на обучение в связи с наличием у них таких ограничений, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и законами города Москвы.

3. Отказ в приеме лица с ограниченными возможностями здоровья в государственное образовательное учреждение может быть обжалован в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 15. Порядок перевода и изменения формы получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Лицо с ограниченными возможностями здоровья переводится в другое образовательное учреждение или на другую форму получения образования на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего ребенка в случае неосвоения им образовательной программы в избранном образовательном учреждении и по избранной форме. Вопрос о переводе рассматривается, как правило, по истечении учебного года, если более ранний срок не соответствует интересам обучающегося, воспитанника.

2. Совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних. В случае установления психолого-медико-педагогической комиссией невозможности совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, успешно осваивающих образовательные программы, и лиц, не имеющих таких ограничений, на основании решения органа самоуправления образовательного учреждения орган государственной власти города Москвы, осуществляющий управление в сфере образования, по согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей и с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии принимает меры по продолжению лицами с ограниченными возможностями здоровья обучения в другом образовательном учреждении или по иной форме получения образования.

Статья 16. Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние здоровья таких лиц, и организуется с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

2. В целях реализации права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования органы государственной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья по их письменному заявлению возможность участия в едином государственном экзамене, проводимом в порядке, установленном федеральным законодательством, и создают для них организационно-технологические условия с учетом их психофизиологических особенностей и рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования.

3. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучавшимся по индивидуальным учебным планам и не освоившим образовательную программу общего образования или образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, включая образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, выдается свидетельство об окончании образовательного учреждения, в котором указываются учебные предметы по годам обучения, программы которых освоены. Категории обучающихся, воспитанников, которым выдается свидетельство об окончании образовательного учреждения, и порядок выдачи свидетельства определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 17. Взаимодействие органов государственной власти города Москвы, государственных образовательных учреждений, негосударственных образовательных организаций, иных организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений при создании условий для воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Взаимодействие органов государственной власти города Москвы с организациями в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе принципов:

1) обеспечения полного и равного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, социальном развитии и трудоустройстве в соответствии с их способностями и возможностями;

2) привлечения общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов, к принятию решений в области воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработке программной документации, использованию усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки лицам с ограниченными возможностями здоровья в качественном освоении учебного материала;

3) создания эффективной системы обучения и профессиональной подготовки педагогических работников, участвующих в обучении (воспитании) лиц с ограниченными возможностями здоровья, в области коррекционной педагогики, специальной психологии, особенностей психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, методик и технологий организации образовательного и реабилитационного процесса для таких лиц;

4) стимулирования участия организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений в обеспечении материально-технических условий образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья, производстве для них специализированного учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, технических средств обучения, создании рабочих мест и целевом трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Глава 3. Финансовое и материально-техническое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Статья 18. Финансирование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Финансирование государственных образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы на основании индивидуального штатного расписания в соответствии с финансовыми нормативами затрат, утверждаемыми Правительством Москвы на очередной финансовый год. В финансовые нормативы затрат включаются затраты на создание специальных условий обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Расходы на обеспечение инвалидов, в том числе детей-инвалидов, транспортными услугами на период получения образования для посещения государственных образовательных учреждений возмещаются в порядке, определяемом Правительством Москвы.

3. Компенсация затрат родителям (законным представителям) на самостоятельное обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на дому в соответствии с индивидуальной программой обучения осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы, в размере затрат на обучение (воспитание) ребенка в государственном образовательном учреждении на соответствующей ступени образования.

4. Компенсация затрат родителям (законным представителям) на обучение лица с ограниченными возможностями здоровья в негосударственном образовательном учреждении (организации) осуществляется в размере затрат на его обучение в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 19. Материально-техническое обеспечение специальных условий обучения (воспитания)

1. Органы государственной власти города Москвы создают в государственных образовательных учреждениях, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа таких лиц в здания и помещения образовательного учреждения, организации их пребывания и обучения в этом учреждении: визуальные, звуковые и тактильные средства информации, поручни, пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения индивидуального и коллективного пользования, в том числе для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, выполнения иных функций, необходимых для полноценного обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и осуществления коррекции ограничений возможностей здоровья.

2. Издание учебников и учебных пособий, в том числе цифровых образовательных ресурсов, дидактических и наглядных материалов, необходимых для обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы вне зависимости от тиража.

Статья 20. Меры социальной поддержки педагогических и иных работников, участвующих в обучении (воспитании) лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Органы государственной власти города Москвы создают условия для специальной подготовки педагогических и иных работников, участвующих в обучении (воспитании) лиц с ограниченными возможностями здоровья, в области коррекционной педагогики, специальной психологии, особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методик и технологий организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

2. Педагогическим и иным работникам государственных образовательных учреждений, участвующим в обучении (воспитании) лиц с ограниченными возможностями здоровья, устанавливаются доплаты в порядке, определяемом Правительством Москвы.

3. Педагогические работники, осуществляющие обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий, обеспечиваются средствами компьютерной техники, связи и программным обеспечением.

4. Педагогический работник с ограниченными возможностями здоровья при наличии соответствующего заключения учреждения медико-социальной экспертизы вправе иметь помощника.

5. Создание необходимых условий для преподавательской деятельности педагогического работника с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Глава 4. Заключительные и переходные положения

Статья 21. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством города Москвы.

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением части 3 статьи 10, частей 2-4 статьи 18, части 3 статьи 20 настоящего Закона.

2. Часть 3 статьи 20 настоящего Закона вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования в отношении педагогических работников, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий по основным и дополнительным общеобразовательным программам, и с 1 января 2011 года - в отношении педагогических работников, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам.

3. Часть 3 статьи 10 и части 2-4 статьи 18 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2011 года.

Статья 23. Переходные положения

1. До создания в государственных образовательных учреждениях условий, предусмотренных частью 1 статьи 19 настоящего Закона, в целях организации системы инклюзивного образования органами государственной власти города Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, в соответствии с потребностями населения в предоставлении соответствующих образовательных услуг определяется государственное образовательное учреждение (учреждения) на территории административного округа (района) города Москвы, условия осуществления образовательного и реабилитационного процесса в котором наиболее приближены к определенным настоящим Законом.

2. При осуществлении инклюзивного образования до создания в государственном образовательном учреждении условий, предусмотренных частью 1 статьи 19 настоящего Закона, в целях обеспечения баланса интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, не имеющих таких ограничений, а также условий для успешной трудовой деятельности педагогических работников по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области образования, с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии в классе (группе) может устанавливаться меньшая наполняемость, а соотношение в классе (группе) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, обучающихся по очной форме обучения, определяется таким образом, чтобы совместное обучение не препятствовало успешному освоению ими образовательных программ.

3. Предоставление субсидий, предусмотренных частью 4 статьи 10 настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.

4. До вступления в силу части 2 статьи 18 настоящего Закона органы государственной власти города Москвы создают условия транспортного обслуживания инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период получения образования в целях обеспечения возможности их доставки в государственные образовательные учреждения к началу учебных занятий и к месту проживания по окончании учебных занятий.

5. Обеспечение обучающихся и педагогических работников с ограниченными возможностями здоровья услугами помощников, сурдопереводчиков осуществляется в соответствии с индивидуальными штатными расписаниями государственных образовательных учреждений в пределах средств на обеспечение основной деятельности.

mob_info