Менеджмент в современном дошкольном образовании. Менеджмент в дошкольном образовании

1. Принимая условия настоящего Соглашения, пользователь даёт своё согласие Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Кубанский институт профессионального образования» (далее - Образовательная Организация, юридический адрес: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Садовая, 218) на сбор, хранение и обработку своих персональных данных, указанных путём заполнения веб-форм на сайте сайт и его поддоменов *.. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (гражданину).

2. Пользователь также даёт своё согласие на обработку и трансграничную передачу персональных данных подрядной организации Образовательная Организация для отправки маркетинговых и информационных рассылок.

3. Основанием для обработки персональных данных являются: статья 24 Конституции РФ и статья 6 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» с дополнениями и изменениями.

4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие операции: сбор, хранение, уточнение, передача, блокирование, удаление, уничтожение - все упомянутые действия только в целях, указанных в п. 2 настоящего Соглашения.

5. Образовательная Организация обязуется не передавать полученную от Пользователя информацию третьим лицам. Не считается нарушением предоставление персональных данных третьим лицам, действующим на основании договора с Образовательной Организацией, для исполнения обязательств перед Пользователем и только в рамках настоящего Соглашения.

6. Персональные данные хранятся и обрабатываются до завершения всех необходимых процедур либо до ликвидации Образовательной Организации.

7. Согласие может быть отозвано Пользователем или его представителем путём направления письменного заявления в Образовательную Организацию по электронному адресу [email protected].

8. Пользователь принимает политику использования файлов cookies, используемую на Сайте, и даёт согласие на получение информации об IP-адресе и иных сведений о его активности на Сайте. Данная информация не используется для установления личности Пользователя.

9. Образовательная Организация при обработке персональных данных принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного доступа к ним, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

К.Ю. БЕЛАЯ

Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам

Целью данного курса является оказание помощи слушателям в осмыслении их собственного опыта управления и системы методической работы с кадрами, а также внедрение в практику новейших достижений в области управления. В основе технологии управления дошкольным образованием, разработанной П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой, лежит концепция управления по результатам, предложенная финскими авторами (Т.Санталайнен и др.). Данный курс поможет руководителю составить программу развития своего дошкольного учреждения с учетом социального заказа.
При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с деятельностью других членов коллектива - об этом будет рассказано в лекции «Организационные основы эффективной методической работы».
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Автор рассматривает особенности построения системы внутрисадовского контроля. Освоение курса менеджмента позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества. В предлагаемом курсе раскрываются основные управленческие механизмы, обеспечивающие переход дошкольного учреждения из функционирующего в развивающий режим.

Учебный план курса «Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам»

Лекция № 1

Теоретические основы управления дошкольным образовательным учреждением по результатам

План

1. Управление как наука и практика.
2. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением по результатам.
3. Уровни управления ДОУ.
4. Формирование организационной структуры управления ДОУ.
5. Основные принципы обновления деятельности ДОУ.
6. Ключевые результаты деятельности ДОУ.

Литература

1. Омаров А. Руководитель. М., 1987.

2. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001; 2003.

3. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании.

4. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М.: Новая школа, 1997.

1. Управление как наука и практика человеческой деятельности

Если вы заглянете в словарь В.И. Даля, то найдете, что слово «управление» произошло от глаголов «править», «справляться» и означает «давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путем, распоряжаться, заведовать, делать что-то хорошее, исправно, ладно».

Наука управления возникла, как только появились условия организации группы людей для решения общей задачи. Как всякая наука, она развивается и совершенствуется во времени. Изучая современную литературу, можно встретить множество различных определений управления.

Долгие годы управление определялось как непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, с целью достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

Однако современные исследователи определяют управление следующим образом:

Специальная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми в процессе их совместной работы и достижения целей (А.В. Тихонов) ;

Деятельность по согласованию сложных иерархических отношений между управляющим и управляемыми (В.Ю. Крачевский) .

Главная черта современного мира - стремительные перемены. Курс нашей страны на преобразования в экономике, политической и общественной жизни влечет за собой изменения во всех остальных институтах общества.

В этих условиях необходимо с особым вниманием отнестись к менеджменту - управленческому опыту развитых стран мира. Но перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно, так как менеджмент обусловлен совокупностью факторов: формой государственного устройства, типом собственности, степенью развитости рынка. Поэтому постепенный ввод менеджмента в нашей стране может осуществляться в системном взаимодействии с отмеченными факторами.

Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления. Первое - это организация, иерархия управления, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.). Второе - культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения. Третье - это рынок, рыночные отношения, т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Исходя из того, что менеджмент вообще можно понимать как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, другими словами - это сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами, можно дать следующее определение:

Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

Управление образовательными учреждениями достаточно полно и четко определено и охарактеризовано в педагогической литературе. Что же касается дошкольного образования, то мы рассматриваем его как часть общей системы образования в России, а, следовательно, все основные положения науки управления, педагогического менеджмента применимы и к управлению дошкольным образовательным учреждением. При этом важно в максимальной степени учитывать особенности и многоаспектность, внутренние качества и особенности истории развития системы дошкольного образования в России.

2. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением по результатам

Под руководством П.И. Третьякова, профессора, доктора педагогических наук, группой его учеников, подвижников, практиков разработана и внедряется в жизнь технология управления образованием по результатам, в основу которой положена концепция финских авторов*.

Основная идея управления по результатам заключается в осознании того, что ни одна организация сама по себе не представляет никакой ценности, но вместе с тем она представляет упорядоченную форму, объединяющую людей, для достижения определенных результатов.

Само понятие «управление по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, которые определены и согласованы всеми членами организации.

Определяя основные цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Это требует принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам.

Управление по результатам предполагает, что изначально перед коллективом ставятся реальные, обеспеченные всеми ресурсами для исполнения цели. К таким ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии, методики и др. При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с другими членами коллектива. Результативное мышление предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы достижения, т.е. время, технологии и другие ресурсы.

В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив - ценнейший ресурс. Руководитель же создает атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса.

Однако при этом задача руководителя состоит в осуществлении информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции.

Руководитель должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового.

Работа с детьми требует от воспитателя большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов, чем тот, который жестко придерживается авторитарных методов управления. Один из наилучших способов повысить интерес к работе и создать слаженную команду - это уважение к людям и делегирование им ответственности и полномочий.

Ответственность появляется при соблюдении двух условий: когда за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности; когда исполнитель знает, что с него обязательно спросят за то, как выполнена работа. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, организации в целях достижения определенных результатов приобретает не принудительный административный характер, а осознанный творческий труд. Важным вопросом при управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад».

Результат есть реализованная цель. Но сама по себе цель может быть реальной и идеальной. В нашем случае мы предполагаем цели реальные, т.е. обеспеченные всеми ресурсами для исполнения.

Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата .

3. Уровни управления ДОУ

Необходимо выделить уровни управления по результатам.

Первый уровень определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Социальная характеристика любой организации включает цели и стратегию.

Цель организации - это конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени. (Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой. М., 1997. С. 75.) При определении цели деятельности организации следует придерживаться структуры, предложенной В.И. Зверевой.

При формулировании целей возможно несоблюдение указанной последовательности компонентов, но их сохранность обязательна. Стратегия организации - это базовые ориентиры, куда движется организация, какие средства использует. Какие ресурсы и куда тратятся, на что мобилизуются люди. В интегрированном виде цели и стратегия представлены миссией организации. Миссия организации есть ее предназначение, то есть то, ради чего она существует, каковы отличия от окружающих организаций. Чтобы определить миссию, используйте ответы на следующие вопросы: 1. Для удовлетворения каких социальных потребностей создана организация? 2. Посредством чего, с помощью каких услуг удовлетворяется данная потребность? 3. Кто непосредственный потребитель услуг? 4. В чем конкурентное преимущество? 5. Почему вы продолжаете существовать наряду с другими организациями?

При определении миссии ДОУ учитывайте следующие моменты: 1) перспективность миссии. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает, на что будут направлены усилия и какие направления при этом будут приоритетными; 2) гласность и коллегиальность в разработке миссии. С целью выработки реальной, а не формально провозглашенной миссии следует учесть мнение коллектива; 3) конкретность миссии. Формулировки должны быть четкие, ясные, понятные для всех субъектов, взаимодействующих с вашей организацией; 4) изменение миссии организации может быть вызвано невозможностью качественного выполнения миссии по причине ее «завышенности» либо существенных преобразований организации.

Второй уровень предлагает рассматривать результат с точки зрения качества услуг.

Основная услуга ДОУ населению - это дошкольное воспитание и образование детей от 3 до 7 лет.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения?

1. От качества работы воспитателя.
2. От сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3. От условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов работы с детьми.
4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении - это управляемый процесс. Поэтому в основе перечисленных выше составляющих «качества» можно выделить два подхода к управлению качеством.

Один - через управление всем педагогическим процессом и его составляющими.

Другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем.

Выделив эти, пожалуй, основные позиции, можно утверждать, что качество - это результат деятельности всего коллектива, который определяется двумя позициями:

Как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и т.д.);

Как ребенок (дети) в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями.

Следовательно, качество работы дошкольного образовательного учреждения - это и процесс, и результат.

Третий уровень управления по результатам предполагает рассматривать результат с позиций потребителей.

Это семья, родители, имеющие детей дошкольного возраста, которые нуждаются в условиях, предоставляемых образовательными учреждениями. Однако сегодня недостаточно полно изучена и представлена картина о родительских запросах и потребностях. Изучение запросов родителей и создание условий, помогающих руководителю гибко менять ситуацию, предлагать детям и родителям разнообразные виды услуг.

Образовательные: развитие социальных (математических, речевых, познавательных, художественно-эстетических, музыкальных, ритмических) способностей; специальная подготовка к школе, обучение языку; развивающие игры; этикет и поведение, вышивание, конструирование и др.

Медико-оздоровительные: ритмопластика, плавание, релаксация; термотерапия (сауна), дыхательная профилактика; спортивная гимнастика, двигательно-укрепляющая; массаж и др.

Социальные: музейные экскурсии, музыкальный час в филармонии, театр кукол, праздники взрослых и детей; туризм, экскурсии; юридические консультации; гувернерские услуги.

4. Формирование организационной структуры управления

Одна из особенностей управления на современном этапе состоит в отходе от традиционных форм организационного построения, в перестройке структур соответственно требованиям высокой оперативности решения вопросов в единой системе непрерывного образования.

Под организационной структурой управления мы понимаем целостную структуру управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления.

Снять имеющиеся противоречия в системе внутрисадовского управления - значит привести в действие существенный резерв повышения эффективности управления. Это предполагает формирование необходимых организационно-педагогических условий:

Создание подлинно демократической возможности участия коллектива, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;

Повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления дошкольным учреждением.

Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова:

детский сад - внешняя среда; администрация - общественность; руководитель - подчиненный; педагог - педагог; педагог - родители; педагог - дети; ребенок - ребенок.

Проблема формирования организационной структуры управления требует прежде всего осмысления развития дошкольного учреждения как комплексной социально-педагогической системы, учета объективных факторов ее демократизации.

Решение задачи формирования организационной структуры управления мы видим в дальнейшем развитии демократических основ в управлении и как принцип государственно-общественного управления, и как систему его организации.

Обеспечение оптимального соотношения таких организационных принципов управления, как централизация и децентрализация в осуществлении управленческих решений, коллегиальность и единоначалие в управлении, права, обязанности, ответственность и др.

Структуру управления нельзя отделять от всей совокупности организационных проблем: обеспечение согласованности организационной структуры социальной и экономической систем в условиях перестройки жизни дошкольного учреждения и общества; последовательный анализ каждого цикла управленческого процесса и параллельно с этим анализ объекта, субъекта и средств управления для всестороннего рассмотрения вопроса совершенствования организации управления.

Предлагаемый подход состоит в том, чтобы рассмотреть организационную структуру управления современного дошкольного учреждения с учетом его потребностей при помощи моделирования, применяемого в педагогике, на основе общей теории социального управления с учетом практики.

Применяемое нами моделирование управляющей и управляемой подсистем (аппарата управления) облегчает задачу системного видения управления, дает субъекту управления возможность выбора наиболее рациональных функций управления системой.

Перспективный путь проектирования моделей организации - целевая структуризация, т.е. построение блочно-целевых структур, формируемых по матричному принципу на основе поиска оптимального соотношения централизации и децентрализации в системах управления, в формах планирования и контроля, таком распределении управленческих функций, когда сочетаются интересы личности и коллектива, учитываются особенности каждой категории работников, детей, их родителей и общественности. При этом принимается во внимание специфика целей и задач, методов и форм управления современным дошкольным учреждением: демократические принципы; гибкий режим работы с детьми; вариативная система форм учебно-воспитательной деятельности; расширение взаимодействия с социальной средой.

Как видим, специфика управления связана со значительным расширением сферы деятельности управляющей и управляемой подсистем, увеличением объема информации, необходимой для нормального функционирования целостной системы.

Расширенный объект управления современным дошкольным учреждением предполагает учет всех связей и отношений, которые складываются между детским садом и окружающей средой.

Выход на субъектно-субъектные отношения изменяет и совокупный субъект управления. В состав такого расширенного субъекта управления входят руководители детского сада, управления.

Построение моделей посредством определений системы элементов, связанных и взаимодействующих между собой, предполагает четкое видение и понимание руководителем общих принципов построения структуры управления, ее параметров, уровней соподчинения, распределения функционала.

Формирование и внедрение современных демократических организационных структур управления без научно обоснованного организационного проектирования может нанести непоправимый ущерб дошкольному учреждению.

Проектирование структур управления (управляющих и управляемых) в целостных педагогических системах должно исходить из следующих положений:

Модернизация структур управления целостной педагогической системы осуществляется с учетом стоящих перед системой целей. Они первичны, структуры управления вторичны и создают педагогические условия для эффективного достижения конечных целей;

Проектирование управляющих и управляемых структур проводится с учетом развития процесса управления, а также развития педагогической технологии, рассмотрения обучения и воспитания как процесса управления;

Структуры основных звеньев управляющей и управляемой педагогических подсистем в значительной степени определяются распределением основных прав и полномочий, а также разделением общего процесса управления на подпроцессы, функции и стадии управления;

Непрерывность в целостной системе управления дошкольным образованием предполагает четкое определение прав и полномочий и обязательное их исполнение. Несоблюдение этого условия приводит к несбалансированности исполнения управленческих решений и неуправляемости в той или иной подсистеме;

Перестройку целостной системы управления дошкольным образованием необходимо осуществлять в направлении структурно-функциональных изменений. Каждое подразделение управляющей и управляемой подсистем, его аппарат должны быть наделены правами, обязанностями и ответственностью (моральной, материальной и дисциплинарной) за эффективное выполнение функций;

В составе системы управления должен быть орган с правом общественно-государственной экспертизы на основе государственно-общественных нормативов с правом законодательной инициативы представления и принятия стратегических управленческих решений. Это положение будет способствовать развитию государственного управления;

Для повышения эффективности всех звеньев управляющей и управляемой подсистем необходимо постоянное функциональное регулирование по всем функциям управления. Это условие позволит развивать в субъектах управления саморегулирование и переводить субъекты, а также объекты управления в новое качественное состояние;

В целях формирования и развития самостоятельного управленческого мышления, инициативы и творчества необходимо делегирование полномочий, особенно в выборе оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий по достижению целей.

Система внутрисадовского управления может быть спроектирована как функциональная модель, включающая уровни управления и их взаимосвязи.

Основу данной модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующего, его заместителей, воспитателей, педагогов, общественных организаций, родителей детей, посещающих ДОУ.

Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления как по горизонтали, так и по вертикали (схема 1) .

Схема 1

Функциональная структура внутрисадовского управления

В предложенной структуре управления по вертикали и по горизонтали выделяются два фактора: специализация в распределении основных функций при их одновременной интеграции и количество труда, необходимого для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Заметим, что такая модель представляет демократически централизованную систему с особым характером связей между субъектами (органами) управления.

Данная модель внутрисадовского управления определяет баланс задач всех органов управления со структурой целей; соответствие иерархических уровней задач и управленческих звеньев; оптимизацию соответствия задач, полномочий и ответственности органов управления. Эта система внедрена во многих дошкольных учреждениях г. Москвы.

Развивающееся внутрисадовское управление может конструироваться и по матричной структуре. Матричная структура управления эффективна на период разработки и внедрения новых проектов, т.е. в условиях инновационной деятельности учреждения . В этом случае участники педагогического процесса объединяются в группы (подсистемы) для внедрения конкретных проектов, составляющих программу развития ДОУ в рамках единой концепции (схема 2) .

Схема 2

Матричная структура внутрисадовского управления

В данной схеме представлены три проекта, над которыми работает ДОУ. Важно, чтобы в каждом из них участвовал не только педагогический коллектив, но и родители воспитанников. Творческие группы создаются под определенную тематику, в состав таких групп должны входить заинтересованные, творческие педагоги. В работе такой группы человека нельзя заставить работать по приказу, люди объединяются по желанию, с целью создать и реализовать что-то новое. Задача творческих групп состоит в более детальной, глубокой разработке одного из разделов проекта. Связующим звеном этой структуры может быть форма представления результатов по всем проектам, например, конференция. Данная структура указывает на особый период работы учреждения - режим развития, изменения содержания и организации педагогического процесса с целью его совершенствования.

5. Основные принципы обновления деятельности ДОУ

Назовем основные принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения.

1. Демократизация . Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрализацию.

2. Гуманизация . Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация учебного процесса на личность ребенка.

3. Гуманитаризация образовательных программ, т.е. такое соотношение и сочетание программ, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, цельность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.

4. Дифференциация, мобильность и развитие . Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех многообразных видов образовательных учреждений. Они обеспечивают детям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения по горизонтали (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения).

5. Открытость образования, т.е. предоставление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном).

6. Многоукладность образовательной системы, т.е. качественный рост и развитие государственного дошкольного учреждения, а также открытие элитарных образовательных учреждений нового типа.

7. Стандартизация . Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.

Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающем и развивающемся дошкольном учреждении. При этом основная функция современного детского сада (любого типа или вида) - целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Для оценки продвижения дошкольного образовательного учреждения в своем развитии анализируются следующие показатели деятельности.

1. Инновационная деятельность учреждения - обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с госстандартами (основных и дополнительных образовательных услуг); обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.

2. Организация учебно-воспитательного процесса (УВП) - самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; педагог и ребенок как равноправные партнеры в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда в детском саду для всех участников целостного педагогического процесса.

3. Эффективность УВП - сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развитие: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, интеллектуальное, социальное).

6. Ключевые результаты деятельности ДОУ

Важным моментом в данном подходе к управлению по результатам является выделение ключевых результатов. Чем ближе ключевые результаты к третьему уровню, тем более глубоким является осознание целей деятельности дошкольного учреждения.

Исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей, мы выделяем следующие ключевые результаты деятельности:

1. Здоровье и здоровый образ жизни. Уровень здоровья, физического и психического развития ребенка.

2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности.

3. Образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями. Уровень интеллектуального развития.

4. Готовность к продолжению образования. Уровень готовности к обучению в школе.

5. Адаптивность образовательной среды к удовлетворению образовательных потребностей личности. Уровень адаптивности предметно-развивающей и образовательной среды.

Управление выделенными ключевыми результатами будет определяться главными факторами и условиями (схема 3).

Схема 3

Спонсор публикации статьи – интернет-магазин профессионального массажного оборудования известных японских и американских брендов Massagetables.ru. Предлагаемый ассортимент массажной продукции позволит массажистам оборудовать как кабинет для приема пациентов, так и купить складной массажный стол , предназначенный для комфортной выездной работы. Тросовая американская технология позволяет таким складным столам быть одновременно компактными в собранном виде, быстро собираться и обладать достаточной надежностью для многолетнего использования без потери качества.

Вопросы:

1. Как вы понимаете, что такое «управление»?

2. В чем сущность технологии управления по результатам?

3. Какие могут быть структуры управления и в чем их отличие?

Задание

1. Проанализируйте предложенные или сформулируйте ключевые результаты деятельности своего дошкольного образовательного учреждения.

2. Сформулируйте миссию своего учреждения.

Выполнение этого задания понадобится вам для составления Программы развития вашего ДОУ. Отнеситесь серьезно.

* См.: Санталайнен Т., Воутилайнен Э. и др. Управление по результатам. М., 1993.

Транскрипт

1 МЕНЕДЖМЕНТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - ввести магистранта в проблематику менеджмента, рассматриваемую в широком историческом и социальном контексте, и дать ему ориентиры в решении задач управления дошкольным образовательным учреждением в новых социально-экономических условиях. Задачи дисциплины: раскрыть проблематику современного менеджмента в образовании; ознакомить обучающихся с происходящими в связи с модернизацией отечественного образования изменениями в теоретических представлениях об управленческой деятельности в сфере дошкольного образования; способствовать научной и практической подготовке к выполнению управленческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. 2 Место дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина «Менеджмент в дошкольном образовании» предназначена для магистрантов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Она формирует обобщенные теоретические и философские взгляды на теорию менеджмента и на тенденции развития современных технологий управления дошкольным образовательным учреждением. «Менеджмент в дошкольном образовании» учебная дисциплина, изучающая философские и теоретические аспекты процессов управления дошкольным образовательным учреждением как в историческом, так и актуальном аспекте. Предметом изучения выступают особенности и закономерности менеджмента современного ДОУ. 3 Требования к результатам освоения дисциплины Выпускник должен обладать следующими компетенциями: - способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2); - способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1); - готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11); - готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12); - готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13); В результате изучения дисциплины магистрант должен: знать: сущность менеджмента в ДОУ; историю развития систем управления; состав и взаимосвязь функций менеджмента; вопросы планирования в системе менеджмента; способы повышения мотивации и функции контроля; социально-психологические аспекты менеджмента; виды и методы принятия решений;

2 типы конфликтов, их приемы и способы разрешения; информационное обеспечение управления ДОУ; особенности менеджмента качества; вопросы инновационного менеджмента; уметь: использовать свои знания в практике ДОУ; организовать деятельность ДОУ; определить стратегию ДОУ; использовать информационные технологии в управлении; разрабатывать предложения по совершенствованию управления ДОУ; владеть: знаниями о субъекте и объекте управления, особенностях управления ДОУ в современных условиях. 4 Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Всего часов Аудиторные занятия (всего) 24 Семестры В В том числе: интерактивные лекции - практические занятия 12 семинары 12 лабораторные работы Самостоятельная работа (всего), включающая в себя: освоение рекомендованной литературы, штудирование, 57 подготовку творческой работы, подготовку к занятиям Вид промежуточной аттестации 27 экзамен Общая трудоемкость часы 108 дисциплины зачетные единицы 3 5 Содержание дисциплины 5.1 Содержание разделов дисциплины Наименование п/п раздела дисциплины 1 Основы менеджмента в образовательном учреждении. Управление образованием: история и современность Содержание раздела Менеджмент в образовательном учреждении как наука и практика современного управления Понятие «менеджмент». Общая характеристика менеджмента. Менеджер в образовании. Специфические особенности управленческого труда. Многообразие ролей менеджмента. Развитие управленческой мысли. Подходы и школы менеджмента. Содержание и основные положения школы научного управления (Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет). Формирование классической (административной) школы в управлении (А. Файоль, М. Вебер). Возникновение и развитие школы психологии и человеческих отношений (Э. Мэйо, Ч. Барнард).

3 п/п Наименование раздела дисциплины 2 Организационные процессы в образовательном учреждении 3 Перспективные направления менеджмента ДОУ Содержание раздела Эволюция управленческой мысли в России. Проблема управления образовательным учреждением Развитие теории и практики управления в России. Становление внутришкольного управления как научной дисциплины. Управление образованием: понятие и основные теоретико-методологические подходы. Особенности управления дошкольными учреждениями на современном этапе. Современные подходы к организации управления дополнительным образованием дошкольников. Современное образовательное учреждение: внешнее окружение и внутренняя управленческая позиция. Управление образовательным учреждением: ключевые функции Организация как открытая система. Окружение ДОУ: внешняя и внутренняя среда организации. Основные факторы внутренней среды образовательного учреждения. Внешняя среда организации и ее роль в управлении современным дошкольным образовательным учреждением. Среда прямого и косвенного воздействия. Структура организации. Основные функции управления. Организационные процессы в образовательном учреждении: управление информационными потоками Понятие управленческой информации. Понятие коммуникации. Процесс межличностной коммуникации. Коммуникационные сети. Коммуникационные стили. Невербальная коммуникация. Организация и управление информационными потоками. Организационные процессы в образовательном учреждении: принятие управленческих решений Принятие управленческих решений. Основные виды управленческих решений. Основные этапы процесса принятия управленческих решений. Классификация управленческих проблем. Механизм принятия управленческих решений. Модели и методы принятия управленческого решения. Организационные процессы в образовательном учреждении: управление конфликтами в ДОУ Конфликтология как учебная и научная дисциплина. Особенности и виды педагогических конфликтов. Причины педагогических конфликтов. Динамика конфликта. Человеческий фактор в конфликте. Типы конфликтных личностей. Основные стили решения конфликтов. Стратегическое управление дошкольным образовательным учреждением Сущность стратегического управления. Система стратегического управления. Этапы процесса стратегического планирования. Требования к стратегическим планам. Миссия и цели организации. Стратегия организации. Программа развития учреждения. Инновации в ДОУ

4 п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Понятие педагогических инноваций. Организация инновационной деятельности в ДОУ. Внедрение педагогических инноваций в системе ДОУ. Механизм стимулирования нововведений и организационная готовность коллектива к инновациям. Технология инновационного проектирования в ДОУ как основа управления развитием дошкольного образования. Менеджмент качества в ДОУ Менеджмент качества образования как предмет научных исследований в теории педагогического менеджмента. Системы обеспечения качества образования: опыт и перспективы. Внедрение СМК в образовательных учреждениях РФ принципы построения. Современные тенденции в управлении качеством дошкольного образования. Содержание и организация мониторинга качества дошкольного образования в условиях его вариативности 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами п/п Наименование последующих дисциплин Информационные технологии в профессиональной деятельности Современные образовательные программы для детей дошкольного возраста Современные проблемы детской психологии разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин Детская психология Современные технологии семейного воспитания + 6 Изобразительное творчество детей Актуальные проблемы теории и методики дошкольного образования Разделы дисциплин и виды занятий + п/ п Наименование раздела дисциплины интерактивные лекции Аудиторные занятия практи - семинар ческие ы заняти я лабораторные занятия Самостоя -тельная работа Всего

5 1 2 3 Основы менеджмента в образовательном учреждении. Управление образованием: история и современность Организационные процессы в образовательном учреждении Перспективные направления менеджмента ДОУ ИТОГО = Лабораторный практикум - не предусмотрен. 7 Примерный перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы 1. Раскройте сущность понятия «менеджмент». 2. Раскройте сущность понятия «управление». 3. Каковы истоки управления? 4. В чем основные причины повышения внимания к вопросам управления в начале ХХ века? 5. Проанализируйте взгляды на управление А. Файоля, представителя «административной школы». 6. К каким взглядам пришли исследователи «школы человеческих отношений»? 7. Каковы основные взгляды представителей школы «поведенческих наук»? 8. Раскройте основные положения системного подхода в управлении? 9. В чем заключается ситуационный подход к управленческой деятельности? 10. Каким образом изменялись взгляд на определение сущности управления? 11. Каковы ценностные основания современного управления? 12. В чем заключаются различия между организацией как открытой и закрытой системой? 13. Охарактеризуйте специфику исследований организационных проблем в начале нашего столетия. 14. Как соотносятся формальная и неформальная структуры организации? 15. Что такое «философия организации»? Кем и каким образом она определяется? 16. Охарактеризуйте миссию организации. Каким образом она вырабатывается? 17. Опишите структуру цели и требования к ее постановке. 18. Каковы особенности целей образовательного учреждения? 19. Почему руководству организации следует анализировать ее окружение? 20. Охарактеризуйте макро- и микроокружение образовательной организации. 21. Классификация управленческой информации. 22. Раскройте роль коммуникаций в организации. 23. Охарактеризуйте основные виды коммуникаций. 24. Охарактеризуйте элементы коммуникационного процесса. 25. Назовите основные этапы коммуникационного процесса. 26. Перечислите типы коммуникационных сетей в организации. 27. Что такое коммуникационный стиль? 28. Раскройте необходимость информационного обеспечения менеджмента. 29. Раскройте роль решений в менеджменте.

6 30. Назовите особенности управленческих решений. 31. Классификация управленческих решений. 32. Охарактеризуйте этапы процесса принятия решений. 33. Назовите основные методы принятия решений. 34. Что составляет общую теорию педагогической конфликтологии? 35. Охарактеризуйте структуру конфликта и его составляющих. 36. Какое значение имеет выделение структуры конфликта для понимания его как явления? 37. Назовите критерии классификации конфликтов. Определите значение выделения типов конфликтов для их изучения. 38. Определите соотношение конфликтной ситуации и конфликтного поведения. 39. Опишите полный цикл конфликта. 40. Дайте характеристику структурным и процедурным факторам конфликта. 41. Раскройте понятия «стратегия» и «тактика» в менеджменте. 42. Назовите отличительные черты долгосрочного планирования и стратегического планирования. 43. Охарактеризуйте процесс стратегического планирования. 44. Цель как важнейшая характеристика в менеджменте. 45. По каким признакам можно классифицировать цели организации? 46. Раскройте понятие миссии организации. 47. Что такое «дерево целей» организации? 48. Раскройте значение изучения инновационного потенциала ДОУ. 49. Особенности инновационного проектирования в ДОУ. 50. Дайте характеристику стадий развития инновационного процесса в ДОУ. 51. Раскройте основные задачи менеджмента качества образовательных услуг. 52. Аттестация ДОУ как фактор влияния на качество образовательных услуг. 8 Примерный перечень тем рефератов, докладов и эссе 1. Менеджмент ДОУ: состояние и перспективы развития. 2. Своеобразие менеджмента в социальной сфере. 3. Специфика образовательного менеджмента. 4. Управление как система и процесс. 5. Гуманистические основания современного управления. 6. Развитие менеджмента в мировой практике: исторический аспект. 7. Становление научной организации труда и управления в России. 8. Современная социальная организация: состояние и перспективы развития. 9. Системный подход в управлении ДОУ. 10. Ситуативный подход в управлении ДОУ. 11. Организационная структура и функционирование организации. 12. Осуществление делегирования полномочий в ДОУ. 13. Пути оптимизации делегирования в управлении организацией. 14. Реализация контроля в современном образовательном учреждении. 15. Роль коммуникации в управлении организацией. 16. Влияние организации коммуникационного процесса на эффективность управления. 17. Эффективный менеджмент: показатели, механизмы определения. 18. Сущность педагогического менеджмента. 19. Новые подходы к управленческой деятельности в ДОУ. 20. Подходы к определению миссии и целей деятельности современной образовательной организации. 21. Целеполагание в управлении образовательным учреждением. 22. Ценностно-целевой подход в менеджменте.

7 23. Макроокружение системы дошкольного образования: анализ состояния и перспективы его развития. 24. Организация взаимодействия ДОУ с микроокружением. 25. Система мониторинга за изменениями окружающей среды ДОУ. 26. Профессиональная характеристика современного менеджера образования. 27. Формирование концепции развития ДОУ. 28. Трудности в осуществлении организационной коммуникации и пути их устранения. 29. Информационное обеспечение процесса управления в ДОУ. 30. Функции решения в реализации управленческой деятельности. 31. Факторы качества управленческих решений. 32. Использование индивидуальных и коллективных методов принятия решения в управлении ДОУ. 33. Результативность управления организацией: критерии и подходы к изучению. 34. Социально-психологические аспекты конфликтов. 35. Противоречия и конфликты как движущая сила развития организации. 36. Методы предотвращения и разрешения конфликтов. 37. Взаимосвязь функций управления. 38. Функция планирования: ретроспективный анализ. 39. Научные основы организации управленческого труда руководителя дошкольного учреждения. 40. Научные основы планирования работы дошкольного образовательного учреждения и пути их реализации. 41. Опыт создания системы планирования в ДОУ, перспективы его совершенствования. 42. Организация как функция управления ДОУ. 43. Организация личного труда менеджера ДОУ. 44. Современный менеджер ДОУ. 45. Сущность стратегического планирования. Условия его успешного осуществления. 46. Инновационный менеджмент как наука и искусство управления. 47. Социально-психологические факторы успешности внедрения нововведений. 48. Инновационный менеджмент как объект управления. 49. Инновационный процесс и основные его направления. 50. Инновационный проект: основные этапы его функционирования и реализации. 51. Программы целевого планирования и управления инновационными процессами. 52. Психологические проблемы организации инновационного процесса. 53. Инновационная деятельность и формы государственной поддержки. 54. Выбор альтернатив инновационных проектов и оценка их эффективности. 55. Инновационный климат и потенциал ДОУ. 56. Разработка инновационной стратегии. 57. Разработка инновационного проекта. 58. Управление инновационным проектом. 59. Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации. 9 Примерный перечень вопросов к экзамену по всей дисциплине 1. Сущность понятия «менеджмент». 2. Сущность понятия «управление». 3. Взгляды на управление А. Файоля, представителя «административной школы». 4. Основные взгляды представителей школы «поведенческих наук». 5. Основные положения системного подхода в управлении. 6. Ситуационный подход к управленческой деятельности. 7. Ценностные основания современного управления. 8. Формальная и неформальная структуры организации. 9. Опишите структуру цели и требования к ее постановке.

8 10. Особенности целей образовательного учреждения. 11. Макро- и микроокружение образовательной организации. 12. Классификация управленческой информации. 13. Роль коммуникаций в организации. 14. Основные виды коммуникаций. 15. Элементы коммуникационного процесса. 16. Основные этапы коммуникационного процесса. 17. Типы коммуникационных сетей в организации. 18. Необходимость информационного обеспечения менеджмента. 19. Роль решений в менеджменте. 20. Особенности управленческих решений. 21. Классификация управленческих решений. 22. Этапы процесса принятия решений. 23. Основные методы принятия решений. 24. Критерии классификации конфликтов, значение выделения типов конфликтов для их изучения. 25. Соотношение конфликтной ситуации и конфликтного поведения. 26. Полный цикл конфликта. 27. Понятия «стратегия» и «тактика» в менеджменте. 28. Отличительные черты долгосрочного планирования и стратегического планирования. 29. Процесс стратегического планирования. 30. Цель как важнейшая характеристика в менеджменте. 31. Значение изучения инновационного потенциала ДОУ. 32. Особенности инновационного проектирования в ДОУ. 33. Основные задачи менеджмента качества образовательных услуг. 34. Аттестация ДОУ как фактор влияния на качество образовательных услуг. 35. Менеджмент ДОУ: состояние и перспективы развития. 36. Своеобразие менеджмента в социальной сфере. 37. Специфика образовательного менеджмента. 38. Управление как система и процесс. 39. Гуманистические основания современного управления. 40. Развитие менеджмента в мировой практике: исторический аспект. 41. Становление научной организации труда и управления в России. 42. Современная социальная организация: состояние и перспективы развития. 43. Системный подход в управлении ДОУ. 44. Ситуативный подход в управлении ДОУ. 45. Организационная структура и функционирование организации. 46. Осуществление делегирования полномочий в ДОУ. 47. Пути оптимизации делегирования в управлении организацией. 48. Реализация контроля в современном образовательном учреждении. 49. Роль коммуникации в управлении организацией. 50. Влияние организации коммуникационного процесса на эффективность управления. 51. Эффективный менеджмент: показатели, механизмы определения. 52. Сущность педагогического менеджмента. 53. Новые подходы к управленческой деятельности в ДОУ. 54. Подходы к определению миссии и целей деятельности современной образовательной организации. 55. Целеполагание в управлении образовательным учреждением. 56. Ценностно-целевой подход в менеджменте. 57. Макроокружение системы дошкольного образования: анализ состояния и перспективы развития. 58. Организация взаимодействия ДОУ с микроокружением.

9 59. Система мониторинга за изменениями окружающей среды ДОУ. 60. Профессиональная характеристика современного менеджера образования 10 Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины а) Литература Основная 1. Василенко, Н. О. Котова Формы организации методической работы в учреждении дошкольного образования [Текст] / Н. О. Василенко. - М. : Белый ветер, Волкова, Л. П. Управление персоналом [Электронный ресурс] : учебник / Л. П. Волкова. - М. : Инфра-М, Скорлупова О. А. ФГТ в дошкольном образовании [Текст] : сборник нормативных актов / О. А. Скорлупова. М. : Скриптороий 2003, Турченко, В. И. Дошкольная педагогика [Текст] / В. И. Турченко. - М. : Флинта, 2012 Дополнительная 1. Лапыгин, Ю. Н. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Ю. Н. Лапыгин. - М. : Инфра-М, Мухамедьяров, А. М. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - 2-е изд. / А. М. Мухамедьяров. - М. : Инфра-М, 2008 б) Материально-техническое обеспечение сервера на базе MS SQL Server, файловый сервер с электронным образовательным ресурсом, базами данных; компьютеры с выходом в сеть Internet; сайт «Личная студия» с возможностью работы с электронным образовательным ресурсом; электронные библиотечные ресурсы, размещенные в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке (ТКДБ). в) Информационное обеспечение Программное обеспечение НАЧОУ ВПО СГА, являющееся частью электронной информационно-образовательной среды и базирующееся на телекоммуникационных технологиях: компьютерные обучающие программы. тренинговые и тестирующие программы. интеллектуальные роботизированные системы оценки качества выполненных работ. Роботизированные системы для доступа к компьютерным обучающим, тренинговым и тестирующим программам: ИС «Комбат»; ИС «ЛиК»; ИР «КОП»; ИИС «Каскад». Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: Федеральный портал «Российское образование»; и «Образование в Рунете»;

10 - нормативные материалы Минобрнауки РФ на сервере Информики; - нормативно-правовая база образования на сервере Федерального образовательного портала; - Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского. 11 Виды учебной работы и технология обучения В НАЧОУ ВПО СГА освоение образовательных программ проводится с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для этого создана и функционирует электронная информационно-образовательная среда, включающая в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, информационную Ровеб-технологию, телекоммуникационные технологии, соответствующие технологические средства, а также обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Информационная Ровеб-технология и телекоммуникационная технология обучения обеспечивают доступ к электронному образовательному ресурсу (образовательному контенту и учебным продуктам), а также к электронным информационным ресурсам обучающемуся в полном объеме, на сайте «Личная студия» (edu.muh.ru) в сети Интернет. В соответствии с учебно-методическим комплексом по учебной дисциплине могут использоваться следующие виды учебных занятий. Аудиторные занятия Все виды аудиторных занятий сочетают образовательную, воспитательную практическую и методическую функции. Интерактивная модульная лекция лекционное занятие с использованием современных информационных средств, предназначенное для овладения обучающимися знаниями теоретического характера в рамках материала модуля учебной дисциплины. Штудирование учебная работа по структурированию и анализу содержания образовательно-информационных ресурсов по учебной дисциплине, результатом которой являются подготовка конспекта, тезисов, составление логических схем или классификаций по изучаемой теме, а также глоссария основных терминов и понятий, фактов, персоналий и дат. Тест-тренинг тренинговое занятие, предназначенное для закрепления базовых теоретических знаний магистранта в рамках материала модуля, которое проводится с использованием программного обеспечения тренингового характера на основе электронной базы заданий. Работа в информационной базе знаний и IP-хелпинг работа обучающегося с ресурсами интегральной библиотеки и получение консультаций педагогических работников, ведущих исследователей и специалистов-практиков с использованием специальной электронной системы в асинхронном режиме. Модульное тестирование контрольное мероприятие по материалу каждого модуля дисциплины, реализующее контроль знаний по модулю с использованием фондов оценочных средств. Предэкзаменационное тестирование контрольное мероприятие, цель которого состоит в выявлении неосвоенных и плохо освоенных вопросов дисциплины перед проведением экзамена и подготовкой обучающегося к процедуре электронного экзамена. Семинар (магистратура) коллективное занятие под руководством преподавателя с использованием результатов работы магистрантов с учебной и научной литературой. Семинар проводится в интерактивной форме (в диалоговом режиме, групповых дискуссиях, обсуждения результатов исследовательской работы). Научно-исследовательская работа магистрантов (НИРМ) - работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований в целях расширения

11 имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений и научного обоснования проектов. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций. Творческое эссе - это самостоятельная учебная научно-методическая работа, основной целью которой является развитие у магистрантов, прежде всего, исследовательских навыков и умений - таких, как: корректность постановки цели проблемы, выделения объекта и предмета исследования, формулировки задач и гипотез работы; логика изложения работы, соотношение и взаимосвязь теоретического и эмпирического материала; грамотное изложение работы, соблюдение не только правил грамматики и орфографии, но и канонов стилистики научного текста; обоснование выбора методического обеспечения, его соответствие задачам исследования; использование современных методов обработки данных эмпирического исследования; корректность статистического и качественного анализа полученных данных; владение основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; корректность авторских обобщений, содержательность и обоснованность выводов. Самостоятельная работа (работа в информационной базе знаний) Самостоятельная работа магистрантов является важной компонентой профессиональной подготовки специалистов и включает в себя следующее. Штудирование учебного материала подготовка конспекта, логической схемы изучаемого материала, выучивание глоссария (словарь терминов), изучение алгоритмов решения типовых задач модуля. Занятие проводится в рамках самостоятельной работы обучающегося. Работа с электронным образовательным ресурсом повторное закрепление материала модуля с использованием обучающих программных продуктов, слайд-лекций, слайд-тьюторинга. Занятие проходит в свободные от основного расписания занятий часы, на личном компьютере обучающегося. Промежуточная аттестация Для контроля текущей успеваемости и промежуточной аттестации используются рейтинговая и информационно-измерительная системы оценки знаний. Зачеты, экзамены контрольные мероприятия, которые проводятся по дисциплинам, в виде, предусмотренном учебным планом, по окончании их изучения. Занятие аудиторное, проводится в форме письменной работы или с использованием фондов оценочных средств и информационных тестовых систем. Методические материалы для преподавателей и обучающихся оформлены в виде отдельных методических рекомендаций и указаний, регламентирующих проведение учебных занятий, а также содержание и порядок проведения аттестации. Перечисленные методические материалы представлены в виде приложения к основной образовательной программе. Разработчик: Колесник Н.П. (Ф.И.О.) канд. пед. наук, доц. (уч. звание)


ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины формирование у магистрантов знаний по вопросам экономики и ее места в народнохозяйственном

ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Технологии управления развитием персонала» формирование у магистрантов комплексных теоретических знаний и практических

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Современные проблемы теории и практики менеджмента в образовании» сформировать у обучающихся

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности

СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности» формирование у магистрантов комплексных теоретических

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - формирование у магистрантов устойчивой системы знаний, умений и навыков, необходимых для управления в социальной сфере. Задачи

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Управление качеством образования» способствовать формированию у обучающихся системы знаний об управлении качеством образования

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Современные проблемы детской психологии» - ознакомление магистрантов с современным состоянием наиболее актуальных вопросов

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей» формирование

КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ: ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА И РАЗРЕШЕНИЕ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - сформировать у магистрантов компетентность в области управления и разрешения конфликтов в современной.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 1 Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины является овладение магистрантами знаниями ключевых проблем психологии и педагогики высшей школы, формирование у них современных

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Региональная экономика» формирование у магистрантов комплексных теоретических знаний по региональной экономике и практических навыков

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины состоит в том, чтобы обучить магистров психологическим технологиям анализа, оценки и прогнозирования принятия эффективных управленческих

ЛИДЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Лидерство в образовании» заключается в формировании у магистрантов системы знаний, навыков и умений в области теории и практики лидерства

КАДРОВЫЙ КОНСАЛТИНГ И АУДИТ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Кадровый консалтинг и аудит» формирование у магистрантов комплексных теоретических знаний и практических навыков по консалтингу

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - формирование знаний о методологии социальной работы, ее сущности, содержании, основных этапах ее становления

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Целеполагание и планирование» - формирование у обучающихся системы знаний, навыков и умений в области теории и методики

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины: сформировать систему научных знаний в области фундаментальных основ организованности, порядка, изучить закономерности

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАНИЕМ 1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Профессиональная этика и культура руководителя образованием» - формирование у будущих менеджеров

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Современные образовательные технологии» заключается в формировании у обучающихся системы знаний, навыков и умений в области

СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Системы контроля» - обеспечить знание и понимание магистрантом сущности, роли, функции, метода контроля и ревизии как инструмента контроля в

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 1. Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать магистрантам знания в области разработки, функционирования и использования

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 1 Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины - знакомство магистрантов с принципами управленческого консультирования на предприятии, подготовка к самостоятельному решению

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ 1 Цель и задачи дисциплины: Цели дисциплины - сформировать научные представления о методах исследования систем. Задачи дисциплины: изучение

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - освоение фундаментальных понятий об информации, методов ее получения, хранения, обработки и передачи, построения

МАРКЕТИНГ В ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Маркетинг в образовании» с систему знаний об основах маркетинга и особенностях его применения в современных условиях в сфере образовательных

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Проектирование и менеджмент информационных образовательных систем» - способствовать формированию

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины заключается в овладении магистрантами теоретическими и практическими основами педагогики высшей школы, в подготовке к научноисследовательской,

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА 1 Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Организация производства» - теоретические знания по организации производства всех организационно-правовых форм, их структурных и функциональных

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Современные технологии семейного воспитания» - формирование представлений о специфике семейного воспитания. Задачи

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Инновационные процессы в образовании» заключается в том, чтобы способствовать повышению педагогической и управленческой

МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины дать магистрантам теоретические основы деловой коммуникации, основы освоения коммуникативного категориального аппарата, общих

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 1 Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Стратегический менеджмент» - сформировать знания и обеспечить освоение студентами по направлению «Социология управления» практических

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Экономика и право» дать современные знания в области правового регулирования экономических отношений в России и взаимодействия ее экономической

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИННОВАЦИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Инвестиционная деятельность и инновации» освоение основных направлений инвестиционной политики коммерческих организаций

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ, ОБОСНОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ КАДРОВЫХ РЕШЕНИЙ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины изучение методов принятия решений в условиях неполноты информации и риска. Задачи

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - вооружить магистрантов знаниями, умениями, навыками в области организации работы по дошкольному

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины способствовать формированию информационной культуры обучаемых, готовности к использованию информационных

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Общая педагогика и психология» способствовать повышению психолого-педагогической культуры обучающихся, формированию у них целостного

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ 1 Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины Получение студентами знаний об информационных ресурсах организаций и предприятий, условиях доступа к информационным

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Программа учебной дисциплины «Психологическое организационного развития» в сжатой форме излагает прикладные проблемы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины формирование и систематизация у обучающихся знаний теории и практики применения информационных технологий

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Методика преподавания экономики в высшей школе» - приобретение знаний о закономерностях, путях и средствах дидактического

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ 1 Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины является формирование у магистрантов комплексных представлений об основах организации и функционирования современных

ПСИХОЛОГИЯ ВОЛИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины является совершенствование представлений магистрантов в области волевых предпосылок развития личности с последующей специализацией этого знания

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА МАКРОУРОВНЕ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Информационные системы экономического мониторинга на макроуровне» изучение проблем повышения

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1 Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины являются усвоение знаний, развитие профессиональных умений и навыков, необходимых в области разработки (ПО), знакомство

СОВРЕМЕННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 1 Цель и задачи дисциплины Цели дисциплины формирование у магистрантов базовых представлений о современных концепциях стратегического анализа, получение углубленных знаний,

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Методология и методы научного исследования» - формирование у будущих менеджеров в образовании методологической компетентности,

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - сформировать у магистранта умение использовать современные приемы и методы разработки и принятия управленческих решений в условиях

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - дать основы знаний и навыков по формированию и развитию систем управления персоналом в организациях, планированию

ОСНОВЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - обеспечить знание и понимание магистрантом основных этапов формирования мирового хозяйства и тенденций его развития на современном

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины рассмотреть феномен политического процесса в его связи с социальной эволюцией индустриального общества и отражение этой эволюции

ПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Проектный анализ» дать магистрантам необходимый объем знаний и навыков в области проектного менеджмента, об основах управления проектами, о

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины состоит в рассмотрение экономических проблем и задач, стоящих перед руководителем фирмы, в развитии понимания

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Методы исследований в менеджменте» формирование у магистрантов комплексных теоретических и практических знаний, практических

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Прогнозирование в образовании» - формирование у обучающихся системы знаний, навыков и умений в области теории и технологии научного

ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - обогащение, углубление и расширение знаний на разнообразном, ярком материале этнографических явлений по таким основополагающим вопросам педагогической

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1 Цели и задачи дисциплины: Цель - формирование у обучающихся системы знаний о закономерностях создания и реализации дидактических проектов в различных образовательных

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Формирование у студентов устойчивой системы знаний, умений и навыков, необходимых для управления в социальной работе. Задачи ознакомить студентов

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ «ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ» 1. Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Техника и технология паблик рилейшнз» - формирование профессиональной компетенции в области техники и технологии связи

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - сформировать у магистрантов управленческую культуру, понятие менеджмента, приобрести умение

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины стратегическое управление заключается в раскрытии основных положений теории и практики стратегического управления, ознакомлении с современными

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины дать магистрантам комплекс фундаментальных знаний в области правового регулирования образовательных отношений и сформировать

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В СУДЕ ПРИСЯЖНЫХ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины предоставить магистрам знания о теоретических и практических аспектах производства в суде с участием Задачи дисциплины

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - знакомство с основными понятиями, методами и практическими примерами построения интеллектуальных систем на основе изучения базовых

ФЕДЕРАЛИЗМ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины сформировать у магистрантов современной гуманитарной академии четкое представление о федерации как форме государственно-территориального

mob_info