Небесный мандат китай. Клуб военного института иностранных языков

О власти от Неба в Китае и России

Политика – это вопрос власти. Власть управляет процессами взаимодействия людей. Источников власти три: Земля, сам Человек и Небо. Порядок взаимоотношений людей, определяемый природой среды обитания (географическим положением на планете Земля) есть удел геополитики. Когда одна группа людей подчиняет себе поведение других людей по своеволию человека – это заурядная политология. Небополитика же – это вопрос власти по Воле Неба.

Воля Неба окутывает пространство Земли вместе с человеком невидимым покровом времени. Время троично: как длительность процессов (греч. хронос ); как порядок следования событий по кругу восходов и закатов (греч. циклос ); и как благоприятный момент – фаза в периодическом процессе приливов и отливов (греч. кайрос ). Вот и Воля Неба троична как амплитуда (размах), частота (вал) и фаза (гребень) волны времени. Сумма волн разных периодов и есть история земной жизни людей под звездным небом Мироздания.

Воля Неба (Закон Мироздания) зашифрована кодом перемен .

Код перемен лишь четами (– –) и нечетами (-) числа в наборе из 64-х кодовых слов (гексаграмм) фиксирует изменчивость живой и неживой природы, будь то генетика, строение атома или мировая история. Древние тайновидцы учили: «Что внизу, то и вверху».

И если Сила Неба абсолютно трансцендентна, находится за пределами человеческого сознания и неподвластна опыту, то Воля Неба, в силу троичности проявления , может быть либо исчислена по трем координатам времени, либо восстановлена рассудком по признакам сущности инструментами разведки.

В чете расшифровкой Воли Неба занимается каббала евреев. Каббала – это алгебра мысли для толкования Закона Мироздания.

В нечете тайнами Воли Неба занимаются китайские даосы. Путь Неба (Дао ) они толкуют через Закон Перемен (не путать с Книгой Перемен «И Цзин» , которая, как и масса книг по каббале, выступает не источником, а легендой прикрытия скрытых «ключей от Неба»). Непосвященные веками исследуют «Книгу Перемен», посвященные же работают не с Книгой, а с самим Кодом Перемен (кит. ЧжоуИ ).

Вскрытием же ключей к «штрих коду» Перемен из вне лишь по проявленным разведывательным признакам откровенным взглядом сверху занимается возникшая в начале XXI века в России система взглядов с дерзким именем небополитика.

Если же тем или иным из трех способов установлено на какой волне истории и в каком периоде «возвращения на круги своя» происходят события текущей политики, то по подсказкам величия или унижения предков можно строить будущее не на авось, и не от большого ума со свободой лукавого выбора дальнейшего пути, а по твердой стезе грядущих перемен установленной Воли Неба.

И если расчет наката волны был верным, то вся Вселенная своими энергиями будет способствовать успеху самых малых усилий в осуществлении намерений и возможностей правителя, чудесным образом усиливая старания людей в их трудах и заботах.

Волны энергии, приходящие из Космоса, в видимой части называются Свет (кит. Мин ); а в невидимой – Дух (кит. Цзиншэнь ).

Однако такое чудо требует инициации: установления резонанса между волей правителя и Волей Неба. Обретение правителем резонансно-волновой поддержки «небесных сфер» делает его «Царем Правды». Для чего правитель должен сначала установить контакт с Небом (кит. Тянь ), затем стяжать благодать Духа Истины (кит. Шэнь ) и, наконец, обрести Дух Победы на земле (кит. Цзин ).

Заземлив через себя порождающую Силу Неба (кит. Тяньмин ), правителю открывается правда Воли Неба (кит. Тяньи ), ибо правда (которая у каждого своя) выступает формой, которая в человеке объемлет исходящий от Неба Дух Истины. То есть, Дух Истины снисходит на людей не иначе, как Правда Жизни. Вот и философы утверждают, что «форма существенна, а сущность – формирована, так или иначе, в зависимости и от формы» (Ленин).

Благодать Духа Истины инициировав в правителе Дух Победы есть явленная Добродетель (кит. ДаоДэ ). Добродетель – это «меч Духа» , который «Царь Правды» олицетворяет: отцовской опекой семьи народов, мудростью поучений и расправой над нерадивыми .

Добродетель «Царя Правды» приводит страну к гармонии – слаженной соразмерности неравновеликих частей: в элите наверху, аппарате управления по центру и широких массах народа внизу.

Результатом гармонии, её законченным выражением, выступает мирное состояние общества в радости взаимосвязей с природой.

А радость достойной жизни в гармонии с обществом и природой есть и мечта людей, и цель правления.

Если же в управлении страной преследуется иная цель чем гармония с природой и обществом, то состояние Духа и активная добродетель правителя второстепенны. Главы демократических государств приходят и уходят. Идеал свободы не связан с Небом, а поведение людей регулируется манипулированием их желаниями.

Небесное духовно, но человек-то живет на земле, а земное – материально. Поэтому троичная гармония: небо – человек – земля при наведении порядка требует от правителя слаженного сочетания духовного с материальным. Вот и получение правителем «мандата неба» возможно лишь через обмен духовного на материальное .

Получить «мандат неба» (кит. Тяньмин ) можно не иначе как в соответствии с Законом Перемен. А по Закону Перемен только Восток одолевает Центр Земли, занятый Срединным государством желтых людей (ханьцев); зелёное Древо Жизни прорастает желтую почву; Восточное Правильное Учение (кит. Дунчжэнцзяо ) светом Духа Истины озаряет сугубый прагматизм китайской культуры.

Поэтому и «прививку» Духа Шэнь на ствол совокупной мощи Китая, основатель новой династии, взявшийся за осуществление Китайской Мечты о возрождении величия нации, может получить не иначе как от России, которая в Поднебесной ориентации (так же, как зеркально видит Землю с орбиты спутник видовой разведки) расположена к Востоку от китайского «Пупа Земли».
Зелёное Древо Жизни Востока одолевает желтую почву Центра с презрением к металлу Запада

Поэтому и официальное заявление о том, что «Китай в XXI веке не мыслит своего развития без России» имеет и духовный смысл.


В 2012 году черного дракона новый лидер КНР Си Цзиньпин, приняв пост «исполняющего обязанности императора» династии «Гун» (общая), основателем которой будет объявлен Мао Цзэдун, первым делом озаботился получением «мандата неба», абсолютно необходимого для претворения в жизнь Китайской Мечты. Если же «мандат неба» Си Цзиньпин не получит, то его правление будет таким же, как и его предшественников, с властью от людей сроком на 10 лет, а страна с вершины малого процветания (сяокан ) в 2020 году вместо начала перехода в цикл Великого Единения (Датун ) может сорваться в начало повторного витка хаоса раздробленности.

Намек на духовный смысл китайско-российских отношений в XXI веке Си Цзиньпин сделал в ходе своего первого зарубежного визита в Москву в марте 2013 года, предложив в речи в МГИМО вспомнить «Великий Чайный Путь » (Ваньли Ча Да о) между Китаем и Россией. При этом, применив в имени иероглиф «Дао » Си Цзиньпин исподволь сказал о Небесном Пути ценностей наших не западных цивилизаций. Но ни в кремлевских коридорах власти, ни в МИДе, ни в официальном китаеведении, ни в отделе Внешних церковных связей Московского Патриархата намек Си не поняли.

Тогда, спустя полгода в Астане Си Цзиньпин выдвинул идею «Нового Шелкового Пути » (Сычоу чжи Лу ) из Китая в Германию. При этом, применив иероглиф «Лу » (дорога) Си исподволь сказал лишь об экономических интересах участников проекта.

Не прошло и двух лет, как российские власти вдруг осознали серьезность доктрины осуществления Китайской Мечты с именем «Один Пояс, Один Путь» и стали искать себе место в грандиозных планах глобализации по-китайски как «сообществе народов единой судьбы». В Московской Патриархии вспомнили про Чайный путь, и Патриарх Кирилл, где-то в коридорах Кремля подарил Си самовар. А президент Путин В.В. уже в тронном зале династии Романовых под «Всевидящим Оком» наградил Си Цзиньпина орденом Андрея Первозванного (от Петра I имеющего западные масонские корни).

Напрасные хлопоты с прививкой Китаю Духа Истины, ибо все символы сугубо земные

При этом ни Кирилл, ни Путин в символах процедуры не смогли подняться на уровень сакрального (сакральное же это всё то, что связывает мир видимый с миром невидимым). Тогда как из практики инициации резонанса с Волей Неба доподлинно известно, что прививка Духа («мандат неба») требует либо сакрального действия в сакральном месте, либо передачи сакрального предмета.

Вот так концептуальные власти Китая обманулись в искренней надежде получить духовную поддержку от официальных светских и церковных властей Новой России демократического выбора.

Здесь следует напомнить исторические примеры получения китайскими императорами «мандата неба» от вероучений Востока.

Так, Тай-цзун «образцовый император» династии Тан, который для группы Си служит примером для копирования успешного установления гармонии с природой и обществом, «мандат неба» получил от Восточного Правильного Учения, которое в VII веке представляли несториане (Ассирийская церковь Востока).

Основатель династии Юань, внук Чингисхана Хубилай, достигший под эгидой Китая максимальных размеров Единого государства народов не западных цивилизаций (Йехэ монгол Улус), в XIII веке «мандат неба» получил от тибетских лам, обменявшись с Пагба-ламой символами духовной и светской власти (наставник – покровитель). Хубилай был возведен Пагба-ламой в духовное звание, а Пагба-лама получил от Хубилая ярлык на правление и стал первым теократическим монархом Тибета.

Основатель Нового Китая Мао Цзэдун в январе 1950 г. «мандат неба» для народной власти получил от Сталина – духовного лидера Социалистического лагеря, охватом полностью повторившего Единое государство Чингисхана. Сакральное действие проходило в Мавзолее Ленина, куда Сталин и Мао пришли с клятвой верности великому делу освобождения труда и счастья для всех.

Теперь Си Цзиньпин, объявив на XIX съезде цель своей власти как «строительство социализма с китайской спецификой новой эпохи» по сути заявил о «смене вех», что требует нового «мандата неба». И получить этот «мандат неба» нужно не позднее 2020 г.

Процедуру стратегического взаимодействия России и Китая на предмет «мандата неба» небополитики видят в варианте передачи Си Цзиньпину в Москве сакрального предмета с получением от Китая взамен признания лидера России в статусе Царя Правды с соответствующим снятием всех ограничений на инвестиции.

Такой предмет – это полный набор девяти белых нефритовых мечей Торжества Духа династии Хань (I в.) – имеется в России у потомков выходцев из Орды князей Юсуповых. Символика такова: Белый цвет символизирует гармонию, нефрит – твердость духа, а число девять – полноту круговорота энергии «Великого Дао».

По ордынскому достоинству Юсуповы короновали трех Российских императоров династии Романовых и имеют статус, необходимый для инициации церемонии. Передача же сакрального предмета (мечей-символов духовной силы) Си Цзиньпину должна происходить в сакральном месте по сакральной процедуре.

Таким сакральным местом в Московском Кремле является церковь Ризоположения, воздвигнутая в XV в. по старому канону Восточного Правильного Учения до русского раскола XVII века.

В этой церкви русские цари проводили ночь в молитвах перед коронацией и уже в Духе утром шли на официальную церемонию.

Поэтому сама сакральная процедура передачи Си Цзиньпину древних даосских нефритовых символов круговорота Духовной Силы может быть проведена с участием главы Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия.

При этом собственно вручение мечей Си Цзиньпину под разрешительную молитву Корнилия производит российский лидер.

Таким образом произойдет то, что благодатью Духа, наконец, упорядочит российско-китайские отношения в Законе Мироздания и переведет стратегическое взаимодействие с уровня интересов экономики и финансов на уровень соединяющих ценностей этики и культуры семьи народов единой судьбы .

Даосское «Оружие сознания» - девять нефритовых символов Духа

Николай Константинович Рерих. Веление неба.

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ – ИНСТИТУТ НЕБОПОЛИТИКИ

ДРАКОН И МЕДВЕДЬ

ЧТО ТАКОЕ «МАНДАТ НЕБА»

Специально к встрече лидеров КНР и РФ в Уфе 09.06.15

Официальные лица РФ и КНР, а за ними и средства массовой информации, говорят о том, что в отношениях России и Китая не было периода лучше, чем нынешний. Однако это не так. Со всей очевидностью в начале 50-х годов ХХ века отношения были и крепче в общих интересах и искреннее в общих нематериальных ценностях. Тогда наши страны скреплял военно-политический союз, построенный на идеологии марксизма-ленинизма. Крепость союза была проверена войной в Корее 1950-1953 гг. В Китае эта война называлась «Войной сопротивления США и поддержки корейского народа». На суше её вели «китайские добровольцы». А СССР обеспечивал материально-техническое снабжение боевых действий народной армии и осуществлял авиационную поддержку «добровольцев» силами истребительно-авиационного корпуса. Однако наиболее важный аспект отношений состоял в том, что Мао Цзэдун получил от Сталина так называемый в китайской традиции «Мандат Неба» (тяньмин ) или иначе – космические основания на легитимное управление Поднебесной с передачей монополии права на власть по наследству следующим поколениям руководителей КПК (при том, что проигравшее гражданскую войну руководство Китайской республики это право потеряло и бежало на о. Тайвань).

В российском китаеведении подробно говорится о признаках потери властью «Мандата Неба». В традиции смена небесного мандата называется «гэ мин ». Ныне это слово используется для перевода европейского смысла «революция». Однако абсолютно умалчивается вопрос о том, как этот мандат власть получает. Так вот: по Закону Перемен занимающее Пуп Земли «Срединное государство» (Чжун Го ) может получить Мандат Неба для новой светской власти только через ритуал её признания духовными властями с Востока. Поскольку в китайской традиции компас – это «стрелка, показывающая на юг» (чжи нань чжень ), а ориентация сторон света в Поднебесной делается как бы взглядом не с земли, а с неба, то Восток дальнего зарубежья начинается сразу за западной границей собственно Китая и Старый Свет (Европа) по-китайски это «Восточный материк» (Дун далу ). А Новый Свет (Америка) это «Западный материк» (Си далу ). Поэтому и все герои-основатели правящих династии, будь то повстанцы, аристократы, генералы или даже иностранные завоеватели для добровольного подчинения народов Китая новой власти всегда искали духовного признания на Востоке. Так, например, в исторической памяти китайцев самый сильный «образцовый император» Тай-цзун династии Тан (VIIв) Мандат Неба получил от иерархов распространившейся в Персии, Средней Азии и Великой Степи христианской ереси несториан. Основатель монгольской династии Юань Великий хан Хубилай (XIIIв) Мандат Неба получил от «наставника государства» (ГоШи ) Пагба-ламы: пятого главы тибетской буддийской школы Сакья, взамен, с ярлыком от Хубилая, ставшего первым теократическим монархом Тибета. А основатель «красной династии» Мао Цзэдун Мандат Неба получил от теоретика и вождя ВКП (б) Сталина.

Внешними формами духовного признания начала «красной династии» было то, что Мао Цзэдун стал главным зарубежным гостем на 70-летии Сталина. В музыке гремел марш Москва-Пекин: «Сталин и Мао слушают нас». А в изобразительном искусстве появилось целое направление плаката «Дружбы народов». Однако космическое основание получения Мао Цзэдуном Мандата Неба было связано с обещанием Сталина и оправдавшейся уже после его смерти надеждой получения Китаем от СССР секрета ядерного оружия. Дело в том, что секрет взрывного высвобождение энергии атома урана в сакральном смысле связан с Зелёным Драконом – который в китайской традиции отвечает за подземные (магические) сокровища «мира невидимого». Поэтому получение КНР доступа к могущественным энергиям атомного ядра и есть главное основание получения Мао Мандата Неба не по внешней форме, а по существу.

Так или иначе, Мандат Неба традиционно увязан с наведением в Китае нового порядка, основанного на доверии Неба, заслуженного новым правителем («Сыном Неба» – ТяньЦзы ) путем создания для народа нравственного образца «ДаоДэ». А получение императором Мандата Неба не надо путать с конфуцианским ритуалом присяги чиновников и прочими обрядами вступления в должность.

Глава пятого поколения руководителей КНР Председатель Си Цзиньпин, в 2012 году на XVIII съезде КПК объявив Мечту Китая напрямую не связанную с идеями Мао Цзэдуна, для добровольного подчинения народа нуждается в подтверждении Мандата Неба, полученного Мао. Именно в поиске сакрального пути признания новых социалистических ценностей (цзячжи гуань ) своего замысла и состоит скрытый мотив уже двух встреч Си Цзиньпина с главой Русского православия (по-китайски – Восточного правильного учения) патриархом Кириллом (13.05.13 в Пекине и 08.05.15 в Москве). По скрытому от знания «просвещенной Европы» Закону Перемен: Восток одолевает Центр, а занятый Китаем Центр мира одолевает Север. Этим объясняется курс «возвращения на Север » появившийся в открытых документах КНР весной 2015 года. Где одоление Севера впервые распространено не только на гармонию мира по горизонтали (тайная доктрина 1993г. «Три Севера – Четыре моря»), но и на соответствие Воле Неба по вертикали. Что означает одоление: использование в интересах КНР «земли севера» (природных ресурсов Сибири); «человека севера» (креативных способностей людей, говорящих и думающих по-русски, творить новое небывалое); и «неба севера». При этом под «небом севера» следует понимать витающий под знаком созвездия Большой Медведицы (бэйдоу син ) русский дух первопроходцев : покорителей пространства и времени. Для того, чтобы без лишних заумных суждений пропаганды китайцы сердцем различили что это такое достаточно пустить в широкий прокат свежий (2015 года) фильм А. Мельника «Территория».

Тотем (родовой символ) России – медведь. Это собирательный образ постоянного поиска (ведения) скрытой правды жизни (меда), силы духа, чувства победителя, непредсказуемой хитрости, полного самозабвения и бесстрашия.

Тотем Китая – дракон: символ космического основания высшей власти, бездны и неудержимой силы стихии воды, которую нельзя остановить, но можно обуздать и направить на титанические дела.

В 2012 году китайский дракон вновь взлетел (появилась Мечта Китая о возрождении национального величия). В 2014 году русский медведь проснулся от спячки (вылез из берлоги вернул себе Крым). Для того чтобы в гармонии обуздать дракона и приручить медведя нужна третья сила. Такой необходимой для троичной гармонии третьей силой с Востока должен стать Казахстан с тотемом сокола: быстрой дозорной птицей, символом «золотого рода» Чингисхана. В преломлении к современной политической практике это значит, что именно Казахстан призван решить задачу мудрого посредника, который понимает общее будущее гармонии мира в связке трех сил семьи народов не западных цивилизаций. Что обеспечит Китаю на нематериальном плане подтверждение Мандата Неба от России. А России на материальном плане даст прикрытие совокупной мощью Китая её вынужденного противостояния с цивилизациями Запада.

Теперь о том, что конкретно нужно делать для достижения универсальной гармонии по горизонтали и вертикали (хэхэ ). Некоторые пояснения: в китайском языке слово Дух (цзиншэнь ) записывается двумя иероглифами. Иероглиф Цзин – это женский дух от матери земли. А иероглиф Шэнь – это мужской дух от небесного отца. В XIX веке начальник 13-ой русской духовной православной миссии в Пекине создатель китайско-русского словаря Палладий Кафаров толковал первую строчку Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово… и Слово было Бог» как: «В начале было Дао… и Дао был Шэнь». Так вот, Мандат Неба, полученный Мао Цзэдуном от Сталина был связан с духом Цзин в образе Зелёного Дракона. Теперь же Си Цзиньпину нужно получить Мандат Неба, связанный с духом Шэнь . В иерархии 9-ти китайских драконов речь идет о Черном Драконе, который в христианском каноне соответствует третьему ангельскому чину – Престолы.

09.05.15 после парада в честь 70-летия победы Советского народа над Германией в Москве президент России Путин чудесным образом стяжал этот Дух Шэнь, возглавив так называемый «Бессмертный (небесный) полк» предков, погибших на войне.

Теперь для передачи этого Духа Си Цзиньпину после парада 03.09.15 в честь 70-летия победы Китая в войне сопротивления Японии, обеим лидерам следует отправиться в Люйшунь (Порт-Артур), где возложить венок памяти русским и советским войнам, погибшим в войнах ХХ века с Японией (1904-1905 годов, и 1945 года), а также в войне в Корее 1950-1953 годов. Отдельный от Запада ритуал памяти павших предков покажет миру, что между Россией и Китаем, кроме прагматических интересов выгодной торговли оружием, нефтью и газом, существуют нематериальные ценности, связанные с Духом народов не западных цивилизаций. Это будет внешним проявлением формы гармонии мира. Передача же Си Цзиньпину Мандата Неба по существу в недалеком будущем будет связана с новой российской высокой социо-гуманитарной технологией управления Духом (технология инкогнито).

В случае, если такой ритуал памяти Духа предков на кладбище павших героев в Люйшуне, после парада в Пекине, состоится, то у Президента России и Председателя КНР появится зримый важный аргумент к сохранению результатов Победы во Второй Мировой войне для выступления на 70-ой юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

В конце XIX века весь конфуцианский регион состоял исключительно из монархий. Королевствами или империями являлись все четыре страны региона - Вьетнам, Корея, Китй и Япония. Однако уже к 1911 г. во всей Восточной Азии осталась только одна монархия - Японская Империя. Вьетнам и Корея потеряли государственную самостоятельность и стали колониями, а в Китае монархия была свергнута Синьхайской революцией 1911 г.

При этом при взгляде на регион бросаются в глаза две особенности: с одной стороны - практически полное отсутствие монархических движений в Китае, Корее и Вьетнаме, с другой - исключительная слабость республиканского движения в Японии. Китайцы, корейцы и вьетнамцы даже не поднимают вопроса о восстановлении монархии в какой-либо форме, а японцы, наоборот, не проявляют никакого интереса к превращению своей страны в республику. В этом отражается принципиальное различие в концепции монархии, которая существовала в Японии - с одной стороны, и во всех остальных государствах региона - с другой. Япония оказалась единственной страной региона, которая решительно отвергла конфуцианскую доктрину "мандата Неба", и именно это спасло ее монархию.

Отличительная особенность имперского Китая - это династийный цикл, который повторялся с завидной регулярностью на протяжении многих веков. Начинался этот цикл с прихода к власти очередной династии. Основателем ее мог быть удачливый мятежный генерал, местный аристократ, вождь восставших крестьян или просто пришелец-завоеватель. Отец-основатель, его сподвижники и, главное, его ближайшие преемники наводили в Поднебесной порядок. По их распоряжению проводилась перепись населения, составлялся земельный реестр, упорядочивались налоги, приводились в порядок каналы и дамбы, строились дороги и крепости, снаряжались экспедиции против непокорных варваров, выдавались субсидии на науку и образование. В общем, наступал если и не золотой век, то какое-то его подобие. Эта эпоха расцвета длилась столетие или два, но со временем налаженный поначалу государственный аппарат начинал приходить в упадок. Налоги больше не собирались (или, чаще, собирались и разворовывались), каналы заиливались, дамбы размывались, армии не получали провианта и оружия. Наступала эпоха упадка, которая кончалась тем, что лет через 250-300 после своего основания очередная китайская династия прекращала свое существование. За гибелью династии следовала эпоха междоусобных войн, которая могла длиться от нескольких лет до нескольких столетий. Кончались эти войны неизбежно тем, что кто-то (генерал, аристократ, повстанец или иноземный завоеватель) вновь объединял Империю - и все начиналось сызнова.

Сейчас эта цикличность китайской истории обычно объясняется с социально-экономических позиций (рост частного землевладения, ослабление контроля над важнейшими для Китая транспортной и ирригационной системами и пр.). Наверное, это объяснение вполне разумно и обоснованно, но сами китайцы, которые заметили эту особенность своей истории еще незадолго до начала нашей эры, имели на счет династийных циклов свое особое мнение. Мнение это было впервые сформулировано Мэн-цзы, со временем было принято ортодоксальным конфуцианством и стало общепринятым. С точки зрения конфуцианских идеологов, восшествие на престол той или иной династии было наградой, которую Небо выдавало ее основателям за их добродетель и наличие того, чтобы мы сейчас назвали "качествами лидера". Иначе говоря, Небо назначало новым императором того, кто - из всех жителей Поднебесной - был наиболее достоин такой чести. Именно он получал "мандат Неба" - наследственное право на управление Поднебесной. Однако право это не было бессрочным. "Мандат Неба" был условным, и его продление зависело от мудрости и добродетели правящих императоров. С течением времени, однако, потомки героя-основателя теряли ту добродетель и мудрость, которые некогда сделали их предка повелителем Империи. Наконец, их моральная деградация доходила до такой степени, что Небо не могло больше ее терпеть, и, заботясь о благополучии Поднебесной, убирало прогнившую династию, заменяя ее новой, достойной. Происходило то, что называлось "гэмин", "смена [Небесного] мандата" (в современном китайском и иных иероглифических языках это слово стало использоваться как перевод европейского "революция").

С этой точки зрения и повстанцы, и даже иностранные завоеватели были не бунтовщиками, посягнувшими на власть "помазанника божьего", а, совсем наоборот - орудием гнева Неба (то есть, в привычной нам терминологии, "божьего гнева"). Критерий проверки была прост: если выступление оппозиционеров оканчивалось успехом, то это уже само по себе демонстрировало, что Небо и справедливость изначально были на их стороне. Под старое циничное наблюдение "Мятеж не может кончиться удачей - в противном случае его зовут иначе" в китайской общественной мысли была подведена основательная морально-философская база.

Впрочем, отказ служить новому режиму всегда воспринимался с пониманием. Сторонники свергнутой династии, ставшие отшельниками, удалившиеся в свои поместья или же просто ушедшие из политики в науку, обычно встречали понимание у нового режима - даже если они всячески демонстрировали, что воля Неба еще не совсем ясна, и что новая династия, возможно, и не отличается той высокой нравственностью, о которой с таким пылом говорят ее апологеты. С другой стороны, потомки свергнутого императора (если их только не перерезали под горячую руку во время смуты) и прочие члены павшей династии превращались в самых обычных подданных новой власти. То обстоятельство, что они происходили по прямой линии от одного из прошлых императоров, повышало их статус в собственных глазах и глазах соседей, но никак не могло служить основанием для притязаний на престол. После потери "небесного мандата" экс-императорский клан становился кланом обычным.

Трудно сказать, сколько династий существовало за всю историю Китая. В эпохи раздробленности и междоусобиц одновременно страной могли править до десятка династий, каждая из которых считала себя единственно законной - ведь традиционное право исходило из того, что в Поднебесной (то есть в ойкумене) может быть только один "настоящий" император. В целом признание династии "полноценной" во многом зависело от последующей позиции официальной конфуцианской историографии. Заключительным (и, так сказать, "посмертным") актом легитимизации династии было составление ее официальной истории. Историю эту обычно готовила специальная комиссия, которую назначал император династии-преемницы. Он же и утверждал готовый текст. Если исходить из китайской традиции и исключить из списка 3-4 эфемерные династии, правившие по несколько десятилетий каждая, то можно сказать, что за период с конца III в. до н.э. и до начала XX в. н.э. Китаем правило семь династий. Если учесть периоды раздробленности и междоусобиц - в общей сложности около 600 лет - то получается, что династия находилась у власти в среднем около 250 лет. При этом отклонения от этой средней цифры на удивление невелики.

Последняя китайская династия Цин ("чистая" - название династии выбирал ее основатель) взошла на престол в 1644 г. Подобно некоторым своим предшественницам, ее основатели не были этническими ханьцами. Династия Цин была создана маньчжурами (чжурчженями) - полукочевым народом, который с незапамятных времен жил на территории современного Северо-Восточного Китая. В конце 1630-х гг. Китай, которым тогда правила династия Мин ("светлая") оказался охвачен грандиозным крестьянским восстанием. В 1644 г. повстанческие армии вошли в Пекин. Последний минский император покончил с собой, и вождь повстанцев, как и полагалось, объявил себя императором новой династии. Однако это династия официальной историографией за династию не считается: ведь в конце концов повстанцы проиграли борьбу, что убедительно доказывает самозванство и сомнительные моральные качества их лидера.

Тем временем минские генералы, которые на северной границе вели кампанию против маньчжурских племен, решили, что кочевники - меньшее зло, чем повстанцы. Они заключили союз со своими недавними противниками и вместе с теми двинулись на Пекин - освобождать столицу Империи. Родственники покойного императора попытались возглавить сопротивление сторонников Мин, которые воевали и с повстанцами, и с маньчжурами, но их сопротивление было в конце концов подавлено и "варварская" (хотя, к тому времени, уже во многом китаизированная и конфцианизированная) династия воцарилась в стране на 267 лет.

Почти все некитайские династии в Китае быстро утрачивали свой национальный характер и ассимилировались. Маньчжуры - и ставший во главе Империи маньчжурский род Айсин-Гиоро - вполне сознательно старались этого избежать. На протяжении столетий они культивировали маньчжурские традиции и всячески поддерживали двуязычие (без знания китайского было все равно не обойтись). Это порою вызывало недовольство ханьского большинства, но в целом китайцы не слишком ощущали иноземный характер династии. В идеологическом отношении маньчжуры были вполне правоверными конфуцианцами, которые вели себя так же, как вела себя любая "чисто китайская" династия. Только в середине XIX века этническая "чуждость" правителей стала активно использоваться оппозиционными пропагандистами всех сортов, в том числе и будущими организаторами революции 1911 г. Пропаганда нашла себе подходящую почву: в Китае формировался этнический национализм современного типа (вдобавок - с сильным расистским подтекстом). Не случайно именно маньчжуры стали единственным крупным национальным меньшинством Китая, которое не получило своей автономии после 1949 г. Это была своеобразная месть ханьцев за 1644 г.

В 1911 г. в г. Ухань началось восстание, которое мгновенно распространилось по всей стране. В конце года династия Цин была свергнута, и Китай стал республикой. К тому моменту на престоле находился малолетний император Пу И (1906-1967). Кроме него, императорский клан на момент революции включал в себя около 7 тысяч человек - потомков прошлых императоров. Революционное правительство, отстранив род Айсин-Гиоро от власти, поначалу сохранило за экс-императорским кланом его немалую собственность, в том числе и "Запретный город" - гигантский дворцовый комплекс в Пекине. Именно там провел свое детство Пу И.

В 1917 г. произошла первая попытка реставрации династии, которая была предпринята одним из "милитаристов" - ставших самостоятельными правителями генералов. Однако в тот раз восстановленная монархия продержалась только несколько дней. Никакой поддержки эта инициатива не получила и была воспринята скорее как политический курьез.

Против китайских монархистов работало сразу несколько обстоятельств. Во-первых, в соответствии с доктриной "небесного мандата" сам факт падения династии подтверждал потерю этой династии легитимности. Если династия теряла власть, то это само по себе подтверждало, что она этой власти недостойна, и мобилизовать в свою поддержку сторонников ей было очень непросто. Чем больше времени проходило после отстранения династии, тем большую окончательность приобретал этот факт. Не случайно, что за всю историю Китая только один раз родственникам потерявшего власть клана удалось в итоге отстранить "узурпаторов" и вернуться к власти (причем произошло это на заре имперской истории, в I в. н.э.). Во-вторых, немалую роль играл инонациональный характер свергнутой династии, который к тому времени стал восприниматься как проблема даже на массовом уровне. Националистическая идеология постепенно овладевала массами, приходя на смену старому конфуцианскому универсализму. В-третьих, новые китайские элиты были настроены модернизаторски, и, соответственно, были решительными республиканцами. Любая монархия для них была воплощением "реакции", с которой они так боролись.

Последний удар по китайскому монархизму нечаянно нанесли японцы - представители единственной восточноазиатской монархи, которая смогла пережить модернизацию. В 1924 г. Пу И был изгнан из своего пекинского дворца очередным милитаристом, и переехал в Тяньцзин - не забыв захватить не только драгоценности, но и императорскую печать, традиционный символ императорской власти. Тяньцзин, крупный портовый город поблизости от Пекина, к тому времени уже находился под фактическим японским контролем, и японские власти постарались установить хорошие отношения с изгнанным императором. В 1931 г. японская армия захватила Маньчжурию. По ряду политических и пропагандистских соображений превращать ее в обычную колонию казалось нежелательным, и возникла идея - создать там марионеточное "маньчжурское" государство и провести в нем своего рода "локальную реставрацию" монархии. Так Пу И стал императором Государства Маньчжуров (Маньчжоу-го). Уже само название подчеркивало локальность замысла и ставку на этнические корни Айсин-Гиоро. Пу И предстояло "править" той территорией, с которой когда-то его предки отправились завоевывать Китай.

Маньчжоу-го просуществовало недолго и практически не получило международного признания. Однако тесная ассоциация Пу И и многих других членов династии с японскими оккупантами окончательно подорвала легитимность монархии даже в глазах немногочисленных оставшихся традиционалистов. Откровенно марионеточный характер государства был очевиден. В 1945 г. Маньчжоу-го прекратило свое существование под ударами советских войск. Пу И попал в советский плен, провел несколько лет в СССР и вернулся в Китай, где он до самой своей смерти работал в Институте Ботаники Академии Наук КНР. В 1962 г. Пу И женился, став, таким образом, первым маньчжурским императором, женатым на китаянке (его первая жена к тому времени умерла), однако ни первая, ни вторая жена, ни многочисленные наложницы так и не родили императору ребенка, так что прямая линия рода пресеклась. Тем не менее, Пу И усыновил одного из Айсин-Гиоро, обеспечив преемственность рода. Умер последний император в 1967 г. от рака. В 1995 г. его останки были перенесены на родовое кладбище цинских императоров в провинции Хэбэй.

Однако смерть Пу И не означала, что в Китае больше не осталось членов императорского клана. У Пу И было семь сестер и четверо братьев. К 1949 г. были живы шесть сестер и два брата. Один из братьев императора после прихода коммунистов к власти стал официальным представителем маньчжуров в китайском "парламенте" и немало сделал для сохранения вымирающих маньчжурских традиций. Другой брат после коммунистической революции продолжал работать по специальности - школьным учителем. Сейчас живо не менее десятка племянников и племянниц Пу И, многие из которых также имеют детей. Всего же количество ныне здравствующих членов цинской императорской фамилии измеряется многими тысячами. Большинство из них живет в Китае. В 1950-60-х гг. они немало пострадали за свое происхождение, но сейчас - в полном соответствии с многовековой традицией - они живут как простые граждане КНР (только что, в целом, более образованные). Есть среди них учителя, художники, есть даже чиновники и "партократы" средней руки. Один из внучатых племянников Пу И, например, стал заместителем заведующего отделом в правительстве Пекина (возможно, что сейчас его повысили, и он уже заведует отделом или перешел на партийную работу?). Немало членов клана Айсин-Гиоро оказалось в Японии, в странах Юго-Восточной Азии и даже в США.

В то же время никаких монархических движений в Китае нет. С точки зрения традиционалистов (или, скорее, неотрадиционалистов, так как настоящие, стопроцентные конфуцианцы старой школы давно вымерли), род Айсин-Гиоро, бесспорно, потерял "мандат Неба". Относится это и к другим экс-императорским родам, потомкам императоров более ранних династий.

В то же время императорский клан вызывает в народе заметный интерес и некоторую симпатию. Когда в 2000 г. 22-летняя Айсин-Гиоро Цици, внучка усыновленного Пу И члена клана, серьезно заболела, районный комитет КПК обратился с призывом собрать деньги на операцию (девушке потребовалась пересадка почки). Отец девочки, скромный пекинский пенсионер, формально являясь наследником императорской линии, подрабатывает вахтером, и собрать необходимую сумму для операции семья явно не могла. Деньги были собраны, операция прошла успешно и девушка была спасена. На минуту представьте себе райком КПСС, который организует сбор средств в пользу серьезно заболевшей великой княгини:

Однако симпатии симпатиями, а о восстановлении монархии в Китае сейчас не думает, по сути, никто. Примерно также обстоят дела во Вьетнаме и Корее.

Мандат неба – древняя китайская концепция, возникшая во времена династии Чжоу, в 1046-256 гг. до нашей эры. Мандат определяет, является ли император Китая достаточно добродетельным, чтобы править. Если он не выполняет свои обязанности, то теряет мандат и право быть императором.

Принципы мандата

В основе мандата лежат четыре принципа:

  1. Право править даруется императору небом.
  2. В любой момент времени может быть только один император, так как есть только одно небо.
  3. Право править подтверждается добродетелью императора.
  4. Ни одна династия не имеет постоянного права править.


Признаками утраты мандата неба были

  • крестьянские восстания,
  • вторжения иностранных войск,
  • засуха,
  • голод,
  • наводнения и землетрясения.

Конечно, засуха или наводнения часто вели к голоду, который вызвал крестьянские восстания, то есть эти факторы часто взаимосвязаны.

Мандат неба отличался от европейскойконцепции «божественногоправа королей», согласно которой Бог предоставлял определенному роду право править на все времена, независимо от поведения правителей. То есть утверждалось, что Бог запретил бунты, противостояние королю было грехом.

Мандат неба оправдывает мятеж против несправедливого, тиранического или некомпетентного правителя. Успех восстания был признаком потери мандата императором и перехода его к повстанческому лидеру.

В отличие от наследственного божественногоправа королей, мандатнеба не был связан с благородным происхождением. Любой успешный лидер повстанцев мог стать императором с одобрения неба, даже будучи крестьянином.

Мандат неба в действии

Династия Чжоу использовала идею мандата неба, чтобы оправдать свержение династии Шан, 1600-1046 гг. до нашей эры. Основатели династии Чжоу утверждали, что ввиду коррупции небо потребовало свержения династии Шан.

Когда, в свою очередь, рухнула власть Чжоу, не нашлось сильного лидера оппозиции, способного стать императором. И в Китае наступил период воюющихцарств, 475-221 гг. до нашей эры. Империя была восстановлена и расширена Цинь Шихуанди, но его потомки быстро потеряли мандат.

Династия Цинь была свергнута в 206 г. донашейэры народным восстанием во главе с крестьянским лидером Лю Баном, основавшим династию Хань.

Таким образом династии сменялись много раз до 1644 года, когда династияМин, 1368-1644 гг. была свергнута повстанцами Ли Цзычэна. Пастух по профессии Ли Цзычэн правил всего два года до того, как был свергнут маньчжурами, основавшими династию Цин,1644-1911гг., последнюю императорскую династию в Китае.

Социальные эффекты идеи о мандате неба

Идея мандата неба в Китае и других странах таких, как Корея и Аннам (Северный Вьетнам), находившихся в сфере культурного влияния Китая, действовала в трех основных направлениях.

  1. Страх потерять мандат побуждал правителей действовать ответственно по отношению к своим подданным.
  2. Мандат допускал невероятную социальную мобильность, благодаря чему отдельные лидеры крестьянских восстаний становились императорами.
  3. Мандат давал людям правдоподобное объяснение и козла отпущения в связи с такими стихийными бедствиями, как засуха, наводнения, голод, землетрясения и эпидемии.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Небо (天 тянь ) — одна из основополагающих категорий китайской культуры. часто называют . Китайский император носил титул «Сына Неба». Считалось, что Небо вручает ему Небесный мандат на правление. Лишь император имел право приносить жертвоприношения Небу и перед Небом отвечал за благополучие народа.

Жизнь императора как Сына Неба была четко регламентирована. Большую часть времени он проводил в своем дворце, скрытый от глаз подданных. Только приближенные имели право лицезреть императора. Его символом был .

Храм Урожая — центральное сооружение Храма Неба в Пекине. В день зимнего солнцестояния императоры династий Мин и Цин совершали здесь церемонию жертвоприношения Небу

Небесный мандат на правление (тянь мин )

Только самый достойный мог стать Сыном Неба. В эпоху Чжоу обосновали идею, что Небо вручило Вэнь-вану (1152-1056 до н.э.) «небесный мандат» (тянь мин 天命) на правление, отобрав его у последних правителей династии Шан-Инь, погрязших в грязных делах и лишившихся милости Неба. Аналогично в свое время Небо отобрало мандат на правление у династии Ся*, передав его иньцам.

* Ся (XXI-XVII вв. до н.э.) — первая династия в истории Китая, историчность которой, однако, не подтверждена археологическими данными. Иногда связывается с археологической культурой раннего бронзового века Эрлитоу (близ Лояна, пров. Хэнань).

Таким образом, личные заслуги основателя династии становились основанием для получения «мандата Неба» на правление. Считалось, что он обладал дэ 德* (благодать, добродетель).

* Дэ 德 (благодать, добродетель) – одна из фундаментальных категорий китайской философии. Первоначально означала магическую силу вождя. В самом общем смысле – «качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи» (А.И.Кобзев).

Если избранник оказывался недостойным, лишенным благой силы, вел неправедный образ жизни, то Небо, как считалось, лишало его власти, посылая сигналы в виде стихийных бедствий – ураганов, неурожаев, нашествий саранчи, войн, эпидемий и т.п., высказывая тем самым свое негативное отношение к правителю. Народ мыслился как «глас Неба», который может свергнуть деспота. Забота о народе ставилась выше заботы о духах.

В древнекитайском трактате «Мэн-цзы», где содержатся высказывания и описания деяний великого конфуцианца, «второго совершенномудрого» Мэн Кэ (372-289 до н.э.), дано развернутое описание того, как должна происходить передача власти:

Вань Чжан спросил:

– Было ли так, что Яо отдал Шуню* Поднебесную?

Мэн-цзы ответил:

– Нет, этого никогда не было. Сын Неба не может отдать Поднебесную никому.

Ученик спросил:

– В таком случае кто же дал Поднебесную Шуню, когда он воцарился в ней?

Мэн-цзы ответил:

– Небо дало ему.

Ученик спросил:

– Значит ли, что Небо громогласно поведало ему, когда давало Поднебесную?

Мэн-цзы ответил:

– Нет, Небо не говорит. Оно внушило это ему своими действиями и делами, вот и все.

Ученик спросил:

– Как же оно могло внушить своими действиями и делами?

Мэн-цзы ответил так:

– Сын Неба может представить человека на утверждение Небу, но не может побудить дать тому Поднебесную. …

В прежние времена Яо представил Шуня Небу, и оно приняло его; он показал Шуня народу, и тот тоже принял его.

Вот почему я и говорю, что Небо не говорит, а только указывает своими действиями и делами, вот и все.

Ученик сказал:

– Осмелюсь спросить, как же происходило представление Шуня Небу и оно приняло его, предложение его народу и народ принял его?

Мэн-цзы ответил:

– Было велено Шуню совершить обряд жертвоприношения, и все духи насладились жертвами. Значит, Небо приняло его.

Было велено Шуню вершить делами, и все дела были приведены в порядок; все сто семейств, составляющие весь народ, были успокоены этим. Значит, народ принял его.

Небо дало ему Поднебесную, люди дали ему ее. Вот почему я и говорю, что Сын Неба не может дать никому Поднебесную. …

В «Великой клятве» сказано: «Небо видит глазами и слышит ушами моего народа», вот о чем как раз здесь и говорится.

(«Мэн-цзы», 9.5)

* Яо (2352-2234 до н.э.) и Шунь (2294-2184 до н.э.) — легендарные четвертый и пятый совершенномудрые императоры древности. считал их и Юя, основателя династии Ся, «тремя совершенными людьми».

Благодаря такому представлению о Небе возникла и своеобразная идея легитимности власти: если глава мятежников смог покорить столицу и отстранить правителя от престола, это означало, что Небо вручало новому правителю мандат на правление, и новая власть считалась законной. Если же правительственным войскам удавалось подавить сопротивление, мятежников казнили как врагов государства.

Правитель, получающий мандат Неба, есть великое проявление [воли] Неба. Тот, кто служит отцу, должен проникнуть в его мысли, а тот, кто слу­жит государю, должен постичь его стремления. Так же и со слу­жением Небу. Ныне Небо явило себя в великом проявлении. Ес­ли же [все] унаследовать от прошлого и все оставить прежним, то [это означает] не проявить и не восславить [намерений Не­ба]. И это не есть замысел Неба. Поэтому обязательно нужно изменить место пребывания [государя] (столицу. – А.М.), на­звание государства, календарь и цвет [официального] облаче­ния. И это не что иное, как нежелание противиться замыслу Неба и ознаменование самопроявления. Что же до великих ос­нов, человеческих отношений, путей и принципов политического управления, воспитания нравов и письменности, то все должно остаться по-старому. Да и как это менять? Поэтому [пришедший к власти] государь меняет лишь имена в системе управле­ния, но сохраняет сущность Пути. (Дун Чжуншу, «Чунь-цю фань-лу», глава «Чуский Чжун-ван»)

© Сайт , 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

mob_info