Причины японского чуда? Становление и развитие технопарков в странах юго-восточной азии Технопарки в японии.

ТЕХНОПОЛИС - программа, разработанная в начале 80-х гг. Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии, ставшая одним из ключевых элементов стратегии регионального развития страны в условиях перехода к наукоемкой структуре промышленности, ускорения научно-технического прогресса, софтизации и сервизации экономики.

Эта программа строительства городов

XXI в. предусматривала сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки (университеты, инженерные вузы, НИИ, лаборатории) и жизненного пространства (процветающие и просторные зоны проживания), а также соединение богатых традиций регионов с передовой промышленной технологией. Новые научно-производственные городки были задуманы в Японии как многоцелевые и комплексные, что отличает их от аналогичных территориальных образований в США и Европе. Так, японские технополисы включают не только научные парки и исследовательские центры, капиталы и новые технологии, но и новые жилые кварталы, дороги, средства связи и коммуникации.

Технополисы коренным образом отличаются и от территориально-производственных комплексов, которые создавались в самой Японии в 60-70-е гг. Новизна их состояла прежде всего в том, что в качестве главного рычага подъема экономики периферийных районов были выбраны наиболее передовые, находящиеся в стадии освоения или расцвета отрасли и технологии, характеризующиеся наукоемкостью и высокой долей добавленной стоимости. Процесс выбора этих отраслей и производств, как и разработка, и реализация конкретных планов развития для каждого технополиса, находился в компетенции местных органов самоуправления.

Технополисы должны были создаваться в различных уголках страны (но за пределами крупных городских агломераций) и стать опорными пунктами развития периферийных районов. Интересно, что первоначально МВТП не планировало большого числа технополисов, но интерес к ним в регионах оказался настолько высок, что было принято решение о расширении круга участников программы. К настоящему времени число технополисов достигло 26.

В 1990 г. наступил срок завершения первого этапа работ для 20 технополисов, которые были утверждены до 1985 г., и департамент окружающей среды и размещения промышленности МВТП принял решение о разработке планов второго этапа развития технополисов и внесении корректив в общую стратегию. При этом были подведены некоторые итоги развития зон технополисов. За основу были приняты 4 основных показателя: отгрузки промышленной продукции, объем добавленной стоимости, созданной в промышленности, то же в расчете на одного занятого, численность занятых в промышленности. Результаты обследования состояли в том, что среднегодовые темпы прироста в 1980 –1989 гг. по всем показателям существенно отставали от прогнозных.

Однако это не дает основания сделать вывод о несостоятельности самой идеи технополисов или ее практического воплощения. Сами прогнозные показатели носят ориентировочный характер. Программа строительства технополисов не является директивным планом, она определяет лишь общую стратегию развития, и с самого начала предполагалось, что она будет гибко корректироваться. Так, в 80-е гг. резко повысился курс иены, и в этих условиях промышленность устремилась не в провинцию, а за рубеж. В результате заложенные ранее в проект прогнозные показатели промышленного развития оказались завышенными. Кроме того, сказалась разная степень подготовленности префектур к реализации программы, наличие или отсутствие в той или иной местности крупных компаний, заинтересованных в участии в проекте, а также сильных лидеров, способных его возглавить.

Практика показывает, что наиболее успешно развиваются те из технополисов, которые расположены в районах высокого и среднего уровня экономического развития - север Кюсю, Тюгоку, Хокурику, Канто, Токай. При этом лидерами промышленного развития этих зон стали высокотехнологичные производства, что свидетельствует о качественных изменениях в отраслевой структуре промышленности в технополисах. Практически во всех технополисах заложены элементы новой научно-производственной и информационной инфраструктуры, которая является необходимым фундаментом будущего развития. И в этом, пожалуй, заключается самое большое достижение первого этапа программы «Технополис». В технополисах за 10 лет были построены исследовательские центры, технопарки, центры высоких технологий, высокоуровневые информационные системы, активизировались совместные исследования университетов и промышленности в области высоких технологий. Интересно, что наметилась продолжительная тенденция к замедлению оттока выпускников местных университетов из родных мест, так как технополисы открыли перед ними перспективы применения их знаний.

Учитывая эти обстоятельства, итоги первого этапа создания технополисов в целом оцениваются в Японии оптимистично. Во всяком случае, и правительство, и местные власти твердо намерены продолжать строительство сети технополисов в стране. В 1991 г. МВТП скорректировало общую линию развития технополисов. При этом подчеркивалось, что стимулирование размещения в провинции высокотехнологичной промышленности остается главной темой программы, но необходимо искать новые пути для эффективного соединения промышленности, науки и образования. На новом этапе жизни технополисов на первый план должна выйти поддержка НИОКР, направленная на воспитание «творческих» людей и «творческих» отраслей промышленности, усиление сферы услуг производственного характера («мозги промышленности»), создание приятной жизненной среды, возможностей для занятий спортом и других видов активного отдыха. Предполагается также усилить аспект, касающийся связи между отдельными технополисами.

По мнению МВТП, в сфере промышленного развития в зонах технополисов центр тяжести должен быть перемещен с привлечения предприятий извне на поддержку местных предприятий. Поэтому при составлении планов второго этапа префектурам было рекомендовано создавать фонды поддержки технологического развития местной промышленности и ее оживления, улучшать «мягкую» инфраструктуру с тем, чтобы преодолеть разрыв в капиталоэффективности между привлеченными и местными предприятиями.

Местные власти с энтузиазмом откликнулись на новые идеи и предложения МВТП. Во всех 20 технополисах разработаны новые планы дальнейшего развития, с которыми японские регионы войдут в XXI в.

Японская модель научно-внедренческих территорий предполагает строительство совершенно новых городов "технополисов". Они сосредотачивают научные исследования в передовых отраслях, обеспечивают непрерывные воспроизводства инноваций, соединение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок, внедрение их в практику, тем самым, зарекомендовав себя интенсивно развивающейся формой интеграции науки и производства.

Само слово "технополис" было введено в употребление в Японии в 1980 году и символизирует синтез двух важных идей, лежащих в основе промышленной стратегии Японии. Первая идея ("технология") заключается в модернизации увядающих отраслей японской промышленности на основе инъекции новых, преобразующих технологий. Вторая идея ("полис") восходит к греческим античным городам-государствам, которые были основаны на равновесии между частной промышленностью, признаваемыми обществом идеями и общественностью.

Условиями получения статуса технополиса выступали такие требования как наличие в городе университета, высокая транспортная доступность, развитая инфраструктура. В отличие от американской "Силиконовой долины", концепция японских технополисов выдвигает более сбалансированный подход к развитию наукоемкой технологии. Не ограничиваясь упором только на технологию, она предлагала создание совершенно новых наукоградов, заполненных исследовательскими и технологическими центрами, новыми университетами, жилыми массивами, парками и учреждениями культуры. Все они удовлетворяют нескольким необходимым критериям:

  1. они расположены не далее, чем в 30 минутах езды от своих "городов-родителей" (с населением не менее 200 тысяч человек) и в пределах одного дня езды от Токио, Нагоя или Осаки;
  2. занимают площадь меньшую или равную 500 квадратным милям;
  3. имеют сбалансированный набор современных научно-промышленных комплексов, университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни районами, оснащенными культурной и рекреационной инфраструктурой;
  4. в отличие от большинства японских городов, технополисы расположены в живописных районах и гармонируют с местными традициями и природными условиями.

В целом, практически все 19 японских технополисов, полностью сложившихся или находящихся в стадии становления, функционируют вполне успешно. Зоны этих технополисов состоят из трех взаимосвязанных районов:

  1. научного городка из университетов, государственных исследовательских институтов и лабораторий научно-исследовательских разработок корпораций;
  2. промышленной зоны, где расположены фабрики, распределительные центры и конторы;
  3. жилых кварталов для исследователей и их семей.

Идею технопарков в азиатском регионе развили до нового уровня, что привело к появлению технополисов. По своей сути технополис – это трансляция идей организации технопарка на город в целом. Технополисы организовывали и ранее, особенно преуспела в этом деле Франция, но именно в японской госпрограмме были сформированы обязательные требования к данным образованиям и к претендентам городам, такие как:

  1. население не более 200000 человек;
  2. живописные природные территории;
  3. получасовая транспортная доступность от крупного районного центра

В дальнейшем идеи технополисов и активного участия государства в их строительстве и функционировании распространились по всему азиатскому региону. Особенно активно крупные технопарки и технополисы начали создавать в Китае, Индии, Малайзии, Сингапуре.

Таким образом, проанализировав историю основных изменений архитектуры технопарков, можно выделить тенденции её дальнейшего изменения:

  1. всё большая интеграция технопарков и учреждений высшего образования и науки;
  2. объединение в технопарке функций общественных центров;
  3. сохранение и увеличение роли парковых, природных ландшафтов и прочих рекреационных территорий;
  4. технопарк – как место внедрения инноваций, в частности, в строительстве и архитектуре;
  5. технопарковые структуры находят свою реализацию на большинстве пространственных уровнях, начиная от единичного объёма, здания и до крупных градостроительных образований, таких как технополисы и регионы науки.

Японский опыт может послужить примером реализаций крупных инновационных проектов, где инициативу и основные затрачиваемые ресурсы государство берёт на себя. Только такая схема, использующая системный подход, может реализовать проекты такого масштаба как технополис и регион науки. Эти долгосрочные проекты увязывают в себе не только науку и производство, но и крупные градостроительные системы: транспортную, инженерную, строительную и систему расселения в целом(смотреть приложение 3).

3. МИРОВАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Форма организации Функционал структуры Содержание
Технополис Это специализированный территориально замкнутый научно-производственный комплекс, в котором в единое целое сливаются научно-исследовательская деятельность, наукоемкое производство и подготовка научных, инженерных и рабочих кадров, необходимых для функционирования такого комплекса. «Селиконовая долина»,США Калифорния; «Милтон Кейнс» и «Кембридж», Англия; «София-Антиполис» и «Мей-лан-Гренобль»,Франции; «Химград»,Казань
Кластер Интенсивное развитие технологий, логистики, средств транспорта привело к тому, что передача информации и движение финансовых потоков стали практически мгновенными, а транспортировка грузов – дешевой и быстрой. В связи с этим важнейшими факторами достижения и удержания превосходства над конкурентами становятся не только инновации и образование, но и взаимосвязи между предприятиями, что обеспечивает условия по созданию сетевых структур. Биофармацевтический кластер,Алтайский край; Камский инновационный территориально- производственный кластер,Республика Татарстан Информационно-коммуникационный технологический кластер Балларат (Ballarat information communication technology cluster),Австралия
Наукограды Это преимущественно моно ориентированные городские (а иногда и сельские по официальному статусу) поселения, градообразующими предприятиями которых являются научные, научно-производственные и другие организации, связанные с научно-техническим развитием государства. Бийск,Алтайский край; Дубна,Московская область
Бизнес-инкубатор Это организация, занимающаяся поддержкой стартап-проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до её коммерциализации. Алтайский бизнес-инкубатор; Балаковскйи бизнес-инкубатор; Бизнес-инкубатор «Affinity Lab»,Вашингтон; Бизнес-инкубатор«First Flight Venture Center»,Северная Каролина
Технопарк Это имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м. Технопарк города Аделаида (Technology Park Adelaide),Южная Австралия; Технологический парк Малайзии (ТПМ) Technology Park Malaysia Corporation Sdn. Bhd
Технико-внедренченская зона Вид особой экономической зоны для создания и реализации научно-технической продукции, доведение её до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределённых вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем Санкт-Петербург (посёлок Стрельна)
Центр коллективного пользования Это центр услуг, где малым и средним предприятиям предоставляется возможность использования новых технологий в производстве посредством коллективного пользования оборудованием. «Центр прототипирования и дизайна Московского государственного технического университета «МАМИ»; Центр коллективного пользования «Арктика»
Логистический центр специализированное предприятие, основными функциями которого являются обработка и хранение грузов, таможенное оформление, информационные услуги. Транспортно-логистические центры предоставляют свободные площади для экспедиторских и транспортных компаний, располагают стоянкой для грузовых автомобилей. В хорошо развитых логистических центрах оказывается техническое обслуживание транспортным средствам, таможенные, брокерские и другие виды услуг. Логопарк «Климовск»Московская область, г. Климовск Логопарк «Армада Парк». Санкт-Петербург, пос. Шушары
Агропарк это комплекс объектов недвижимости, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в области сельского хозяйства. Агропарк «Казань»
Инновационный центр 1)Южнокорейский медицинский центр Вончжу (Wonju Medical Industry Techno Valley – WMIT). 2)Таиландский научный парк (Thailand Science Park)


4. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ТЕХНОПАРКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нас сегодняшний день технопарки являются одним из важнейших элементов современной экономики:

а) технопарк - определённый вид свободной экономической зоны, внутри которой усиленно разрабатывается наукоемкая продукция и формируются новые кадры;

б) технопарк - форма поддержки малого предпринимательства, развитие которого позволяет выйти на качественно новую ступень общественного воспроизводства;

в) именно в технопарках науке предоставлены финансовые и прочие дополнительные возможности для проведения исследований. В связи с этим технопарки являются привлекательной формой поддержки отечественной науки.

Деятельность технопарка представляет собой процесс, определяющий последовательность разработки и реализации стратегии. Он включает постановку целей, разработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют технопарку добиваться поставленных задач.

Вообще, определение приоритетных направлений деятельности технопарков, а также формирование оптимальной организационно-функциональной инфраструктуры (в частности, отбор наукоемких фирм) требует особой тщательности и высокого профессионализма в принятии решений. В случае успеха деятельность технопарка может принести ощутимый социально-экономический эффект, складывающийся из общей совокупности взаимосвязанных и от того усиливающих действия друг друга результатов.

Этот эффект проявляется в следующем:

Развитие наукоемкого производства и распространение новых технологий;

Освоение и широкое внедрение новейших технологий;

Стимулирование экономически неразвитых районов;

Появление новых рабочих мест;

Увеличение прослойки высококвалифицированных специалистов;

Подъем экономически отсталых отраслей;

Интернационализация экономики;

Формирование социальной инфраструктуры повышения качества жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях проблемы формирования, развития и использования научного потенциала, вопрос о функционировании технопарков приобретает не только государственное, но и международное значение. Во всех передовых странах формируются государственные органы обеспечения развития науки, а государственная научно-техническая политика становится одной из основных составляющих экономической политики.

Несмотря на значительные сложности, с которыми сталкиваются компании и власти при реализации проектов, потенциал для создания и коммерчески успешного функционирования технопарков в России и в Северо-Западном Федеральном округе в частности на сегодняшний день не только не сократился, но и имеет тенденцию к росту.

Приложение 1

1. Структура американской модели технопарков

Приложение 2

2. Структура европейской модели технопарков

Приложение 3


3. Структура технополиса (Японская модель)

Приложение 4

Технополис «Химград» - это современный индустриальный парк, расположенный в северо-западной части Казани на въезде в город со стороны федеральной автомобильной трассы М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа.

Общая площадь составляет 131 га, проектная площадь зданий и сооружений превышает 500 тыс. кв. метров.

Идея Технополиса «Химград» заключается в предоставлении резидентам площадей и земельных участков на праве аренды и/или выкупа. Наличие комплексной инженерной инфраструктуры позволяет обеспечить быстрый старт производств. Управление площадкой осуществляет профессиональная управляющая компания, работа организована по принципу «одного окна».

Резидентами площадки являются компании малого и среднего бизнеса, занятые в области малотоннажной химии, переработки полимеров, нанотехнологий, ресурсосбережения и энергоэффективности, медицинских технологий.

Практика работы «Химграда» внесла существенный вклад в популяризацию идеи индустриальных парков в России. При активном участии специалистов «Химграда» совместно с Ассоциацией индустриальных парков России был разработан Стандарт индустриального парка, ведется работа по формированию законодательной базы деятельности индустриальных парков России и Республики Татарстан. Технополис «Химград» стал первым действующим сертифицированным Ассоциацией индустриальных парков России химическим индустриальным парком. Опыт Технополиса «Химград» активно используется при создании индустриальных парков в других регионах России и странах бывшего СНГ (Республика Башкортостан, Нижегородская область, Ярославская область, Волгоградская область, Пензенская область, Брянская область, Украина, Казахстан, Азербайджан).


Приложение 5

ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» создана постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 года № 780 «О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Особая экономическая зона технико-внедренческого типа располагается в Санкт-Петербурге на территории общей площадью 129,4 га. В Петродворцовом районе, п. Стрельна ОЭЗ, участок «Нойдорф» занимает площадь 18,99 га, из которых 5,49 Га относятся к инфраструктуре ОЭЗ и 13, 5 Га – под размещение резидентов. В Приморском районе ОЭЗ участок «Новоорловская» (севернее лесопарка Ново-Орловский) занимает площадь 110,41 га, из которых 41,88 Га – инфраструктура ОЭЗ, и 68,53 Га – участки резидентов.


?
СОДЕРЖАНИЕ

1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НТП В ЯПОНИИ 3
2. ТЕХНОПОЛИС
3. ТЕНДЕНЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4
МАЛОГО БИЗНЕСА В ЯПОНИИ 7
3.1. Объективные условия, способствующие участию малых и средних предприятий в процессе НТП 7
3.2. Основные типы стратегии научно-технического развития малого бизнеса 10
3.3 Особенности НИОКР 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НТП В ЯПОНИИ

Япония - страна экономического успеха, сумевшая в исторически короткий срок стать одним из мировых лидеров. Ее новейшая история началась в 70-х годах ХIХ в., когда Япония вышла из феодальной изоляции с сильным национальным консенсусом: избежать участи колонии Запада. Японии нужны были западные технологии и институциональные примеры, и все это было импортировано и усвоено. Ускоренная индустриализация опиралась на внутренние финансовые и людские ресурсы без прямой финансовой помощи стран Запада.
Организационная структура государственного управления научно-технической политикой в Японии.

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнение конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации. Роль Управления национальной обороны не велика.
Государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5% ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика направлена на превращение Японии из импортера лицензий в экспортера.
На смену вытеснения иностранных конкурентов с существующих рынков за счет дешевизны и высокого качества товаров приходит еще более сложная задача – самим формировать новые рынки, сохраняя низкие цены и высокое качество новых товаров.
Долгосрочная цель Японии – превращение страны из «импортера» и «рационализатора» в творца технологий. Приоритетное направление – информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы.
Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности, японские государственные органы широко используют и косвенные методы.
К ним можно отнести следующее:
? Целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемые частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях
? Содействие предприятиям в приобретении в передовой иностранной технологии
? Контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредоточивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

2. ТЕХНОПОЛИС

ТЕХНОПОЛИС - программа, разработанная в начале 80-х гг. Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии, ставшая одним из ключевых элементов стратегии регионального развития страны в условиях перехода к наукоемкой структуре промышленности, ускорения научно-технического прогресса, софтизации и сервизации экономики.
Эта программа строительства городов в XXI в. предусматривала сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки (университеты, инженерные вузы, НИИ, лаборатории) и жизненного пространства (процветающие и просторные зоны проживания), а также соединение богатых традиций регионов с передовой промышленной технологией. Новые научно-производственные городки были задуманы в Японии как многоцелевые и комплексные, что отличает их от аналогичных территориальных образований в США и Европе. Так, японские технополисы включают не только научные парки и исследовательские центры, капиталы и новые технологии, но и новые жилые кварталы, дороги, средства связи и коммуникации.
Технополисы коренным образом отличаются и от территориально- производственных комплексов, которые создавались в самой Японии в 60-70-е гг. Новизна их состояла прежде всего в том, что в качестве главного рычага подъема экономики периферийных районов были выбраны наиболее передовые, находящиеся в стадии освоения или расцвета отрасли и технологии, характеризующиеся наукоемкостью и высокой долей добавленной стоимости. Процесс выбора этих отраслей и производств, как и разработка, и реализация конкретных планов развития для каждого технополиса, находился в компетенции местных органов самоуправления.
Технополисы должны были создаваться в различных уголках страны (но за пределами крупных городских агломераций) и стать опорными пунктами развития периферийных районов. Интересно, что первоначально МВТП не планировало большого числа технополисов, но интерес к ним в регионах оказался настолько высок, что было принято решение о расширении круга участников программы. К настоящему времени число технополисов достигло 26.
В 1990 г. наступил срок завершения первого этапа работ для 20 технополисов, которые были утверждены до 1985г., и департамент окружающей среды и размещения промышленности МВТП принял решение о разработке планов второго этапа развития технополисов и внесении корректив в общую стратегию. При этом были подведены некоторые итоги развития зон технополисов. За основу были приняты 4 основных показателя: отгрузки промышленной продукции, объем добавленной стоимости, созданной в промышленности, то же в расчете на одного занятого, численность занятых в промышленности. Результаты обследования состояли в том, что среднегодовые темпы прироста в 1980 –1989 гг. по всем показателям существенно отставали от прогнозных.
Однако это не дает основания сделать вывод о несостоятельности самой идеи технополисов или ее практического воплощения. Сами прогнозные показатели носят ориентировочный характер. Программа строительства технополисов не является директивным планом, она определяет лишь общую стратегию развития, и с самого начала предполагалось, что она будет гибко корректироваться. Так, в 80-е гг. резко повысился курс иены, и в этих условиях промышленность устремилась не в провинцию, а за рубеж. В результате заложенные ранее в проект прогнозные показатели промышленного развития оказались завышенными. Кроме того, сказалась разная степень подготовленности префектур к реализации программы, наличие или отсутствие в той или иной местности крупных компаний, заинтересованных в участии в проекте, а также сильных лидеров, способных его возглавить.
Практика показывает, что наиболее успешно развиваются те из технополисов, которые расположены в районах высокого и среднего уровня экономического развития - север Кюсю, Тюгоку, Хокурику, Канто, Токай. При этом лидерами промышленного развития этих зон стали высокотехнологичные производства, что свидетельствует о качественных изменениях в отраслевой структуре промышленности в технополисах. Практически во всех технополисах заложены элементы новой научно-производственной и информационной инфраструктуры, которая является необходимым фундаментом будущего развития. И в этом, пожалуй, заключается самое большое достижение первого этапа программы «Технополис». В технополисах за 10 лет были построены исследовательские центры, технопарки, центры высоких технологий, высокоуровневые информационные системы, активизировались совместные исследования университетов и промышленности в области высоких технологий. Интересно, что наметилась продолжительная тенденция к замедлению оттока выпускников местных университетов из родных мест, так как технополисы открыли перед ними перспективы применения их знаний.
Учитывая эти обстоятельства, итоги первого этапа создания технополисов в целом оцениваются в Японии оптимистично. Во всяком случае, и правительство, и местные власти твердо намерены продолжать строительство сети технополисов в стране. В 1991 г. МВТП скорректировало общую линию развития технополисов. При этом подчеркивалось, что стимулирование размещения в провинции высокотехнологичной промышленности остается главной темой программы, но необходимо искать новые пути для эффективного соединения промышленности, науки и образования. На новом этапе жизни технополисов на первый план должна выйти поддержка НИОКР, направленная на воспитание «творческих» людей и «творческих» отраслей промышленности, усиление сферы услуг производственного характера («мозги промышленности»), создание приятной жизненной среды, возможностей для занятий спортом и других видов активного отдыха. Предполагается также усилить аспект, касающийся связи между отдельными технополисами.
По мнению МВТП, в сфере промышленного развития в зонах технополисов центр тяжести должен быть перемещен с привлечения предприятий извне на поддержку местных предприятий. Поэтому при составлении планов второго этапа префектурам было рекомендовано создавать фонды поддержки технологического развития местной промышленности и ее оживления, улучшать «мягкую» инфраструктуру с тем, чтобы преодолеть разрыв в капиталоэффективности между привлеченными и местными предприятиями. Местные власти с энтузиазмом откликнулись на новые идеи и предложения МВТП. Во всех 20 технополисах разработаны новые планы дальнейшего развития, с которыми японские регионы войдут в XXI в.

3.ТЕНДЕНЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЯПОНИИ

Научно-технический потенциал – один из важнейших ресурсов управление мелких и средних предприятий (МСП), решающий фактор поддержания их конкурентоспособно­сти на внутреннем и внешнем рынках. Хотя по уровню развития техники и технологии МСП отличаются большой дифференциацией (на­ряду с фирмами, где производственный про­цесс проходит начальную стадию механиза­ции, имеются высокоразвитые компании, специализирующиеся на проведении НИОКР в высокотехнологичных наукоемких отрас­лях), обшей тенденцией на протяжении по­сле.военного периода являлось повышение роли малого бизнеса в научно-техническом раз­витии страны.
3.1. Объективные условия, способствующие участию малых и средних предприятий в процессе НТП
Быстрое повышение технико-технологиче­ского уровня производства началось в Япо­нии со второй половины 50-х годов, когда она вступила в период высоких темпов роста. Ма­гистральным направлением в этот период было опережающее развитие комплекса отраслей тяжелой промышленности, а носителями НТП выступали крупные предприятия, массовом масштабе закупавшие за рубежом новейшие достижения в области техники и технологии (как в виде производственного оборудования, так и в форме патентов и лице­нзий).
Коренная реконструкция производст­венного аппарата крупных предприятий и освоение ими все более широкого круга но­вых производств оказывали прямое влияние на положение дел в малом бизнесе, так как рано или поздно влекли за собой изменения в его технической базе и вызвали необходимость перехода к использованию новых видов сырья и материалов. Это коснулось прежде всего субподрядных фирм, от техни­ческого уровня которых все в большей сте­пени зависела конкурентоспособность крупных компаний, рвавшихся на мировые рынки. На рубеже 60 - 70-х годов, когда обо­значилась нехватка рабочей силы и заработ­ная плата рабочих стала быстро возрастать, волна технического обновления затронула и некоторые другие категории МСП.
В целом же хотя часть МСП в период вы­соких темпов роста смогла существенно под­нять свой технический уровень, перейти к использованию новых видов сырья и мате­риалов и освоить производство новых видов продукции, роль малого бизнеса в науч­но-техническом развитии страны оставалась незначительной, поскольку абсолютное бо­льшинство МСП продолжало ориентирова­ться на рутинные методы производства и старую технику.
Со вступлением Японии в середине 70-х годов в период умеренных темпов роста ситуа­ция для МСП стала быстро меняться. Во-пер­вых, из-за возрастающей индивидуализации запросов потребителей и все большей сегмен­тации производственного спроса, обусловив­ших переориентацию экономики с крупно­масштабного производства на производство разнообразной продукции малыми партиями, на рынке возникло много новых ниш для ма­лого бизнеса. Во-вторых, в связи с тем, что ве­дущая роль в НТП перешла к таким направле­ниям, как электронизация, новые материалы, биотехнология, повысилась его "доступ­ность" для малых фирм, поскольку для прове­дения НИОКР в этих областях и налаживания эффективного производства требовались го­раздо меньшие финансовые ресурсы, чем прежде.
Со второй половины 70-х годов на МСП началась радикальная перестройка производ­ственного аппарата на основе перехода от ма­шинной к мекатронной технике, появившей­ся на волне электронизации в результате осна­щения машин и оборудования микроэлект­ронными устройствами, значительно повы­шавшими их функциональные характеристи­ки. О масштабах и интенсивности данного процесса свидетельствует тот факт, что за 1975 - 1990 гг. объем инвестиций в оборудова­ние на МСП увеличился почти в 3 раза при среднегодовых темпах роста 12,6%.
Этот процесс также захватил сначала суб­подрядные предприятия, для которых внедре­ние мекатронной техники стало едва ли не единственным способом удовлетворить резко возросшие требования головных компаний в отношении уровня издержек производства и качества продукции. Уже к началу 80-х годов 30 - 35% МСП сборочных машиностроитель­ных производств, где субподрядными отношениями с крупными компаниями охвачено 70 - 80% фирм, имели в составе оборудования те или иные виды мекатронной техники.
В 80-е годы оснащение производства микроэлектронной техникой и средствами ав­томатизации, распространяясь по цепочке производственного цикла на все новые слои субподрядных предприятий, начало захваты­вать и другие категории МСП, приобретя столь масштабный характер, что уже к концу этого 10-летия разрыв в техническом уровне между крупным и малым бизнесом резко со­кратился.
За 1981 - 1990 гг. объем инвестиций в оборудо­вание в расчете на одного занятого на МСП увели­чился в 2,5 раза, а производительность труда (по сто­имости, добавленной обработкой) возросла в 1,6 ра­за. К концу 80-х годов станки с ЧПУ имели порядка 70% как МСП, так и крупных фирм, в то время как в середине 80-х ими располагали лишь 3% МСП про­тив 43% крупных. Это же относится и к степени рас­пространения машинных центров. В 1990 г. их име­ли более 40% как МСП, так и крупным компаний, в то время как в 1985 г. всего 9% малых и 37 крупных фирм.
Вместе с тем по таким сложным видам производственного оборудования, как авто­матизированные системы производства и сис­темы компьютерного проектирования, МСП заметно уступали крупным. Среди МСП доля фирм, где такие виды оборудования имеются, почти втрое ниже, чем среди крупных (8 и 23%). Однако во многом это связано с тем, что из-за небольших масштабов производства их внедрение на малых фирмах часто оказывает­ся экономически неэффективным.
В этот период обозначилась тенденция к относительному снижению роли внешних по­ставщиков инноваций (прежде всего крупных
предприятий) малому бизнесу в пользу самих мелких и средних фирм. В середине 80-х годов уже более 10% МСП занимались разработкой новой техники и технологии (в середине 70-х годов таких фирм было не более 5%), а их доля в поставках новой технологии малому бизнесу возросла до 28 - 30%.
О значительном росте инновационного потенциала МПС свидетельствуют увеличе­ние их расходов на НИОКР в 1977 - 1989 гг. почти в 2,5 раза, повышение численности за­нятых научными исследованиями и разработ­ками в 1,2 раза (до 18% общей занятости в сфе­ре НИОКР), а расходов на одного занятого – в 2 раза (примерно до 30% от уровня крупных компаний).
Тенденция сокращения разрыва в техни­ческом уровне производства между крупным и малым бизнесом сопровождалась усилени­ем дифференциации среди МСП. Для суб­подрядных фирм это было связано с тем, что заказы от крупных компаний получали наи­более жизнеспособные из них, чей техниче­ский уровень позволял удовлетворять предъ­являемые к ним требования со стороны круп­ного бизнеса в отношении уровня издержек производства и качества продукции. Будучи заинтересованы в укреплении таких пред­приятий, головные компании значительно расширили оказание им различного рода по­мощи, в том числе и в форме технического со­действия (поставок определенных видов обо­рудования, предоставления новой техноло­гии, консультирования, финансовой помо­щи). В результате разрыв между этой группой и прочими субподрядными предприятиями с точки зрения технических возможностей еще больше увеличился.
Что касается независимых МСП, то среди них (на фоне повышения общего уровня тех­ники и технологии производства) также поя­вились фирмы, которым удалось вырваться вперед и стать лидерам и в своих областях. Речь идет прежде всего о предприятиях, управляю­щих ресурсами средних масштабов, которые в результате "дробления" НТП смогли собст­венными силами организовать разработку оригинальной технологии и освоить произ­водство высокотехнологичной продукции, а также о венчурных фирмах - мелких предпри­ятиях исследовательского типа, делающих ставку на разработку уникальной технологии и выход на рынок с уникальной продукцией.
3.2. Основные типы стратегии научно-технического развития малого бизнеса
Степень и формы участия МСП в процессе НТП определяются сочетанием многих факторов, одним из которых, как показало исследование японских специалистов, яв­ляется размер предприятий по числу заня­тых. Можно выделить пять групп МСП, для каждой из которых характерен определенный тип стратегии научно-технического раз­вития.
? Предприятия с числом занятых до трех чело­век, в основном семейного типа, относящиеся к категории субподрядных и занятые произ­водством по заказам отдельных видов единич­ной продукции малыми партиями. Их главная задача - выполнение требований заказчиков в отношении цены, качества и сроков поставки
продукции. Основу производства часто со­ставляют не машины, а инструменты, и кон­курентоспособность в значительной степени
зависит от квалификации работников. Среди данной группы очень мало предприятий, спо­собных разработать собственную технологию
или продукцию, и возможности их техниче­ского развития в значительной степени зави­сят от того, насколько заинтересованы в этом
заказчики.
? Предприятия с числом занятых от 4 до 9 че­ловек, большинство которых также являются субподрядными, но в отличие от первой груп­пы основу производства здесь составляет стандартная продукция, выпускаемая отно­сительно крупными партиями на стандарт­ном оборудовании. Между предприятиями идет ожесточенная конкурентная борьба за заказы головных фирм, стержень которой -
себестоимость, качество и сроки поставки продукции. Основной упор делается на более эффективное использование оборудования,
применение особых приемов работы, кото­рые позволяют хотя бы незначительно обой­ти конкурентов по себестоимости и качеству.
Возможности самостоятельного техническо­го творчества, разработки новых продуктов и новой технологии здесь ограничены, поэтому
основным направлением инновационной де­ятельности является производство продук­ции или осуществление работ, которые хоть в
какой-то степени отличаются от того, что мо­гут делать другие компании. Носителями но­вых идей являются обычно сами владельцы
фирм, и от их способностей и интуиции на­
прямую зависят возможности технического
развития
? Предприятия с числом занятых от 10 до 29 человек, также в основном субподрядные, ра­ботающие по заказам головной фирмы, одна­ко отличающиеся более сильным стремлени­ем к отходу от производства стандартной про­дукции и ориентацией на выпуск продукции, позволяющей предприятию занять особую нишу на рынке. Повышение уровня техники и технологии становится решающим фактором поддержания конкурентоспособности, одна­ко целью является не только и не столько сни­жение издержек, сколько освоение производ­ства продукции, отличающейся по своим ха­рактеристикам от того, что могут предложить конкуренты. Технический уровень предприя­тий достаточно высок, при этом значение лич­ных качеств управленцев относительно сни­жается, а роль организации (подготовки кад­ров, организации труда и т.д.) растет. В конку­рентной борьбе за заказы головной фирмы ставка делается не на незначительно отличаю­щиеся от других компаний приемы работы или виды инструментов и оборудования, а на использование комплекса очевидных отличи­тельных черт данного предприятия, формиру­ющих в совокупности его особый облик и со­ставляющих основу его жизнеспособности.
? Предприятия с числом занятых от 30 до 49 человек представлены как субподрядчиками головных компаний, производящими опре­деленные виды деталей и узлов или выполня­ющими заказы на проведение определенных видов работ, так и независимыми фирмами, выпускающими конечную продукцию и име­ющими дело с ее непосредственными потре­бителями.
Субподрядные предприятия этой группы, как правило, находятся близко от вершины пирамиды - головной фирмы, а часто образу­ют с ней единый производственный меха­низм. Их технический уровень достаточно высок, поскольку под давлением жестких требований головных компаний в отношении качества продукции и уровня издержек они вынуждены постоянно совершенствовать технику и технологию производства. Голов­ные фирмы часто оказывают этим предприя­тиям техническое содействие - от поставок оборудования до проведения НИОКР совме­стными усилиями. В результате среди суб­подрядчиков сформировалось немало специализированных предприятий, сумевших раз­работать собственную оригинальную техно­логию, что позволило им существенно рас­ширить масштабы производства и перейти к обслуживанию сразу нескольких заказчиков.
Для независимых фирм характерна ориен­тация на производство новой продукции как за счет усовершенствования существующих технологий, так и разработки новых. Главной задачей менеджеров является определение момента, когда возможности первого пути, не требующего значительных затрат капитала и времени, оказываются исчерпаны и для сохра­нения жизнеспособности предприятия необ­ходимо переходить ко второму пути, сопря­женному с большими финансовыми и времен­ными затратами.
В силу размеров предприятий стиль управления, ориентированный на индивидуа­льные возможности управленца-супермена, наталкивается на естественные ограничения, и на первый план выступает задача эффектив­ного использования возможностей всей орга­низации (рациональное использование оборудования, повышение квалификации персо­нала, совершенствование управления и т.д.).
? Предприятия с числом занятых свыше 50 че­ловек, как субподрядные, так и независимые (которые здесь преобладают), имеют ярко вы­раженную ориентацию на разработку и произ­водство качественно новой продукции, но не за счет совершенствования существующей технологии (что характерно для предыдущей группы), а за счет создания новой. При высо­ком инновационном потенциале можно выде­лить несколько типов рыночных стратегии, при этом их выбор зависит от объема финан­совых ресурсов предприятия, возможностей сбора и обработки информации, организации маркетинговых исследований и т.д.
Так, в числе предприятий данной группы есть относительно небольшие по размерам фирмы, специализирующиеся только на про­ведении НИОКР и продаже технологий при отсутствии производства как такового. Среди предприятий с численностью занятых до 100 человек преобладают фирмы, которые наряду с проведением НИОКР организуют и процесс производства, однако их ресурсы обычно не­достаточны для его налаживания и сбыта про­дукции, поэтому они обращаются к внешним каналам. Для фирм с численностью занятых свыше 100 человек благодаря более широким финансовым возможностям типичной стано­вится организация полного цикла - НИОКР, производство, реализация продукции, вклю­чая и различные виды послепродажного об­служивания. Общим для всех предприятий этой группы является еще большее снижение роли главы фирмы или высших управленцев в научно-техническом развитии при значитель­ном повышении значения творческого потен­циала всего коллектива.
Таким образом, в результате "дробления" НИОКР, а также индивидуализации и сегмен­тации спроса в 70 - 80-е годы возникли объек­тивные условия для участия в процессе науч­но-технического развития МСП разных раз­меров и категорий. Поскольку понятие НТП включает различные виды деятельности (на­учные исследования, разработку новых про­дуктов и технологий, внедрение новых мето­дов производства, освоение новых видов ре­сурсов, перестройку организационных струк­тур), то и участие МСП в этом процессе про­исходит в разных формах - от подключения к отдельным видам инновационной деятельно­сти до активного участия во всех ее видах.
3.3 Особенности НИОКР
Депрессивное состояние японской экономи­ки и 90-е годы и действие ряда других факто­ров (наплыв товаров из азиатских стран, пере­ориентация крупных компаний на размеще­ние заказов за рубежом, закрытие ряда произ­водств и др.) значительно осложнили положе­ние МСП. В этой ситуации едва ли не главным условием выживания для многих из них ста­новится разработка новой продукции, повы­шение уровня техники и технологии на основе развития НИОКР.
В целом МСП удалось сохранить свои по­зиции в данной сфере и не допустить увеличе­ния отрыва от крупных компаний.
Так, в конце 90-х годов расходы на НИОКР в расчете на одного занятого составляли на МСП 29% от уровня крупных компаний (в конце 80-х – 30%). На долю малого бизнеса приходилось 6,2% совокуп­ных расходов частного сектора на НИОКР (в конце 80-х - 6%) и 19% обшей численности занятых в этой сфере (в конце 80-х - 18%).
Число МСП, ведущих НИОКР, постоян­но растет. К середине 90-х годов их доля в об­щем числе МСП поднялась до 22% против примерно 10% в середине 80-х. В ближайшие годы, по данным Управления МСП, она мо­жет достичь 38%.
Организация, содержание, направление и другие характеристики НИОКР на МСП имеют существенные отличия от крупных компаний.
? По содержанию НИОКР существует своего рода разделение труда между крупными ком­паниями и МСЛ: первые занимаются преиму­щественно фундаментальными исследовани­ями, разработкой новых продуктов и техноло­гий, комплексными техническими исследова­ниями, совершенствованием методов произ­водства, а вторые - главным образом при­кладными исследованиями, разработкой от­дельных видов новой продукции, усовершен­ствованием существующих продуктов и мето­дов производства.
Среди крупных компаний фундаментальными исследованиями занимаются почти 3/4, среди МСП - лишь 1/5. Подавляющее большинство МСП ориентируется на улучшение потребительских свойств и повышение качества существующих про­дуктов, а также на совершенствование используемо­го оборудования и технологий.
? Время выполнения работ по определенной те­ме и расходы по их проведению на МСП намного меньше, чем на крупных. Это связало как с особенностями тематики, так и со стремлени­ем МСП как можно быстрее окупить вложен­ные средства и выйти на рынок с новым про­дуктом.
Так, на исследования, требующие менее одно­го гола, приходится 2/3 тем на МСП и 1/3 - на круп­ных, а на исследования, занимающие более 5 лет -соответственно 3 и 11%. Проекты стоимостью менее 5 млн. иен на МСП составляют 58% от общего числа, а на крупных - всего 16%. По проемам стоимостью более 100 млн. иен наблюдается обратная картина (соответственно 9 и 37%).
? С точки зрения организации НИОКР можно отметить преобладание на крупных компаниях постоянных научных подразделений - их име­ют здесь почти 90% фирм, в то время как среди МСП - только 40%. При этом данный показа­тель значительно варьируется в зависимости от
направленности НИОКР. Так, среди МСП, где НИОКР ориентированы на улучшение потре­бительских свойств существующих продуктов
или снижение издержек и рационализацию производства, доля фирм, имеющих в своих структурах специализированные отделы научных
разработок, составляет соответственно 31 и 13%. Что касается МСП, где НИОКР направ­лены на разработку новой продукции, то доля имеющих специализированные научные по­дразделения возрастает до 57%.
Кроме того, если на крупных фирмах на­правления исследований и темы проектов определяются специалистами (в увязке со стратегией развития компании), а их финан­сирование осуществляется в соответствии с ежегодным планом расходов, то на МСП темы НИОКР обычно устанавливаются по усмотре­нию руководства, которое принимает также решение о продолжении или приостановке их финансирования.
? Среди МСП, ведущих НИОКР, доля имею­щих право собственности на разработанный продукт или технологию значительно меньше, чем среди крупных фирм, что связано прежде всего с различиями между ними с точки зре­ния "потребительной стоимости" результатов НИОКР. Если среди крупных компаний обра­батывающей промышленности доля имею­щих патенты на свои изобретения или право на практическое применение результатов НИОКР достигает более 70%, то среди МСП она составляет всего 12 - 13%.
Мотивы, стоящие за стремлением полу­чить тот или иной вид прав на свои изобрете­ния, для крупных и малых предприятий также различны. Если для крупных компаний полу­чение прав на изобретения является прежде всего средством укрепления позиций в конку­рентной борьбе, завоевания монопольного положения на рынке, доступа к технологиям других фирм, получения роялти малого бизнеса характерны более "умеренные" це­ли - завоевание доверия партнеров, повыше­ние трудовой мотивации персонала, улучше­ние имиджа компании и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бок Зи Коу Экономика Японии. – М.: Экономика, 2002
2. История Японии. Т2, М.: 1998
3. Костюнина Г.М. Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция – М.: РОСПЭНН, 2002
4. Лебедева Тенденция научно-технического развития малого бизнеса в Японии/ «Проблемы теории и практики управления» - 2002 - №3, с. 74-79
5. Леонтьева Е. Экономическое положение Японии// МЭ и МО – 2001 - №8, - с 109-1186. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 199816

Япония известна как страна с самой высокоразвитой наукой. По численности ученых и инженеров (850 тыс.) она уступает только США и Китаю и делит третье и четвертое место с Россией. По доле затрат на НИОКР Япония также входит в первую пятерку стран мира. Пользуясь сложной системой коэффициентов, ученые иногда рассчитывают общий уровень развития науки в той или иной стране. В этом случае Япония оказывается в самом начале ранжировки, занимая третье место после Швеции и Швейцарии.
С географических позиций наибольший интерес представляет вопрос о территориальной организации науки в Японии. Эта страна всегда отличалась очень высоким уровнем территориалъной концентрации науки, которая почти целиком сосредоточивалась в районах Канто, Токай и Кинки. Только в Большом Токио выполнялось более половины всех научных исследований, производимых в стране, в нем преподавала половина всех профессоров, обучалось более 40 % всех студентов. Тем более важно, что в начале 1970-х гг. произошло «великое переселение» науки из Токио в новый город науки – Цукубу, построенный специально для этой цели в 60 км к северо-востоку от столицы и вскоре ставший крупнейшим в стране центром научных исследований и разработок. Тем самым было положено начало процессу деконцентрации научной сферы, что в 1970-х гг. стало характерным и для других сфер экономической и внеэкономической деятельности.
В середине 1990-х гг. в Цукубе работало уже 78 различных научных учреждений. Среди них – два университета, 46 национальных научно-исследовательских лабораторий, 8 частных научно-исследовательских центров, а также предприятия и научные учреждения частных фирм. Они специализируются на высшем образовании (в Цукубе обучаются студенты из 50 стран мира), на исследованиях в области естественных (институты географии, окружающей среды), технических (металлургия, синтетические материалы) наук. Здесь работает космический центр, библиотека, музей науки, ботанический сад (рис. 121).
Но это было только начало. Гораздо более масштабная децентрализация научных исследований началась в связи с осуществлением программы «Технополис». Слово «технополис» («тэкунопорису») появилось в японском лексиконе в 1980 г. Оно как бы символизирует синтез двух важнейших идей, лежащих в основе новой экономической стратегии этой страны: всеобщей технополизации и сосредоточения «под крышей» одного города (полиса) самого рационального сочетания науки и производства. Для того чтобы лучше понять сам этот замысел, нужно вспомнить, что в Японии (как и в США) подавляющая часть затрат на НИОКР, превышающая 90 %, направляется на прикладные исследования и разработки.


Программа «Технополис» была впервые сформулирована в 1980 г. в специальном документе, подготовленном министерством внешней торговли и промышленности Японии под названием «Взгляд в 80-е годы». Она предусматривала сбалансированное, органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки и благоприятного жизненного пространства. Конкретно речь шла о том, чтобы в разных частях страны, но за пределами самых крупных городских агломераций создать научно-производственные городки (технополисы), в которых должны иметься условия и для научно-исследовательской деятельности, и для наукоемкого производства, и для подготовки кадров. Некоторые специалисты считают, что в основу этой программы была положена довольно популярная в то время концепция «полюсов роста».
Одновременно были достаточно четко сформулированы основные критерии размещения будущих технополисов:
– близость (не более 30 мин езды) к «материнскому городу» с населением 150–200 тыс. человек, которая обеспечила бы коммунальное обслуживание;
– близость к аэропорту, а еще лучше к международному аэропорту или к станции скоростной железной дороги;
– наличие базового университета, осуществляющего подготовку кадров и исследования в области высоких технологий;
– сбалансированный набор промышленных зон, научно-исследовательских институтов и жилых кварталов;
– усовершенствованная информационная сеть;
– благоприятные условия для жизни, способствующие творческой научной работе и мышлению;
– планирование с участием всех трех заинтересованных сторон: бизнеса, университетов и местных властей.
В 1983 г. был принят закон о технополисах и началось его осуществление. Сначала программа предусматривала создание всего семи-восьми технополисов. Но оказалось, что свое желание участвовать в ней изъявили 40 из 47 японских префектур. Поэтому в 1983–1984 гг. были утверждены проекты 14 технополисов, а затем их общее число было доведено до 26.
Анализ размещения этих технополисов (рис. 122) позволяет сделать ряд интересных выводов. Например, о том, что почти все они были созданы за пределами Тихоокеанского пояса. Далее о том, что 12 из них относятся (по В. В. Крысову) к полупериферийным, а 14 – к периферийным районам Японии. Наконец, о том, что технополисы появились во всех экономических районах Японии, но в наибольшем количестве (по 6) в таких действительно периферийных районах, как Тохоку и Кюсю.



Остров Кюсю, известный ранее добычей угля и металлургией, сельским хозяйством и рыболовством, уже в 1970-е гг. постепенно стал средоточием наукоемких производств – в первую очередь полупроводников, интегральных схем, что объясняется наличием дешевой рабочей силы, более низкой стоимостью земли, лучшей экологической обстановкой. Уже тогда из уст ребенка здесь можно было услышать: «Дедушка работает в поле, отец – в городе, а сестра – на заводе наукоемкого производства». Комитет «Технополис» отобрал здесь места для создания шести технополисов. Не случайно Кюсю стали называть Силиконовым островом.
В соответствии с замыслом все технополисы были созданы при университетских городах. Очень многие из них (Акита, Уцуномия, Нага-ока, Хакодате и др.) и названия имеют одинаковые со своими «материнскими» городами. Что же касается их научно-исследовательских профилей, то они самые разнообразные. Например, в Хакодате это производство средств освоения океана, в Аките – электроника, мекатроника, производство новых материалов, в Нагаоке – производство перспективных технических систем, индустрия дизайна, в Уцуномии – электроника, тонкая химическая технология, в Хамамацу – оптоэлектроника, в Тояме – биотехнология, информатика, в Кумамото – производство машин прикладного назначения, информационных систем и т. д.
В итоге можно утверждать, что технополисы в Японии уже стали важным звеном не только в территориальной организации науки, но и во всей территориальной организации хозяйства этой страны.

Содержание Ø Что такое технопарк Ø Японские технополисы Ø Влияние технополисов Ø Критерии технополисов (по японской версии) Ø Южная Корея Ø Вывод

Что такое технопарк? Технопарк - имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения. Начало технопаркам было положено в США в начале 50 -х годов, когда был организован научный парк Стэндфордского университета (штат Калифорния). В Японии технопарки называют ""технополисами"". поскольку во многом раз превышают парки и по территории и по объему проводимых работ и исследований.

Японские технополисы Японцы первыми увидели в технополисах модель будущего общества и поставили его формирование на рельсы государственного планирования. Строительство технополисов финансируется не только государством. Типичные источники финансирования в Японии: 30% - государственное финансирование, 30% - муниципалитеты, 30% - предприятия и частные лица, 10% - иностранные инвесторы.

Программа MITI "Технополис " Программа MITI "Технополис" - стала одним из ключевых элементов стратегии регионального развития страны в условиях перехода к наукоемкой структуре промышленности. Технополисы отличаются от комплексов, которые создавались в Японии в 196070 -е гг. Их новизна в том, что в качестве главного рычага подъема экономики периферийных районов были выбраны наиболее передовые технологии

Влияние технополисов Технополисы стали опорными пунктами развития периферийных районов. По инициативе правительства созданы 28 технопарковых комплексов. Технопарковые структуры Японии повысили конкурентные преимущества страны и обеспечили инновационно-технологический прорыв экономики. Японская модель технопарков является присущей и для других стран Юго-восточной Азии.

Критерии технополисов: а) быть расположенным не далее, чем в 30 минутах езды от своих “городов-родителей” (с населением не менее 200 тысяч человек) и в пределах 1 дня езды от Токио, Нагои или Осаки; б) занимать площадь меньшую или равную 500 квадратным милям; в) иметь сбалансированный набор современных научнопромышленных комплексов, университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни районами, оснащенной культурной и рекреационной инфраструктурой; г) быть расположенными в живописных районах и гармонировать с местными традициями и природными условиями.

ЮЖНАЯ КОРЕЯ В ходе развития новых технологий Южная Корея усилила меры по защите прав интеллектуальной собственности. Правительство внедрило несколько новых программ, направленных на развитие кооперации в научных исследованиях с другими странами, как частного, так и государственного сектора НИОКР. Правительство Южной Кореи передало заботу о промышленном развитии в частные руки и, способствуя развитию высокотехнологичных отраслей и научноисследовательской инфраструктуры, сняло введенные при военных диктаторах ограничения на торговлю и привлечение иностранных инвестиций.

Страны «соседи» Модель экономического развития Республики Корея сходна с японской. В отличие от своего северного соседа, Республике Корея за четыре десятилетия удалось создать высокотехнологичную индустрию. В 1987 году министерством науки и технологии Кореи был разработан пятнадцатилетний план, определивший основные направления научно-технической политики государства. В нем было намечено развитие микроэлектроники и чистой химии, информатики и автоматизации производства.

Сеул, Кенджу, Пусан В 80 -е годы прошлого столетия в стране начали создаваться научнопроизводственные парки (технопарки), НИИ и рискофирмы в сфере высоких технологий. Благодаря финансовым и налоговым льготам в них принимали участие крупные предприятия ведущих отраслей Кореи и зарубежные компании.

Вывод Таким образом можно сказать что технопарки оказали значительное влияние на развитие Японии и Южной Кореи в 80 -90 года прошлого столетия, и несмотря на их малочисленность они поспособствовали выходу этих стран в лидирующие позиции в сфере микроэлектроники.

mob_info