Эти события повлияли на. Влияние различных событий на финансовые рынки

Наверное, буду повторяться (хронология не соблюдена):
1. Отсыл к книгам. По очень многим вопросам первым ответом отца было: «Посмотри в книгах». +100 к самообразованию.
1 1/2. И мои суперродители подарили мне 14-томник «Всё обо всём»

Скрытый текст


2. Родители достаточно рано научили читать и привили интерес к чтению (см. пред.)
3. Любовь к «разбирательству» и «собирательству»: разламывалось, а позже аккуратно раскручивалось все, что только можно. Как следствие - сломанный «Веселый повар»

Скрытый текст

,
по которому я долго горевал, но и научился аккуратности и осторожности.
4. Библиотеки. В своем поселке я был один из единиц школьников, ходивших в наши маленькие, скудные по наполнению, но такие уютные библиотеки ради своего же удовольствия. Как ни странно, я никогда особо не любил художественную литературу. Да, зачитывался Уэллсом, Хайнлайном, Азимовым

Скрытый текст

Но это все было не то. Потому что там же наличествовали книги по электронике, ЭВМ, астрономии, фотографии, большая подборка «Кванта». Ну вы поняли, по какому пути я пошел:).
4 1/2. Безумные книги и журналы: «С микрокалькулятором повсюду», «Знак вопроса», «Моделист-Конструктор», «Юный техник», «Сделай сам». Заметьте, всё было выпущено до распада

Скрытый текст


5. Когда-то в моих руках воедино собрались батарейка, куски проводов и лампочка:).
6. «Лего» из «Волшебных сундучков» (наборы стоили дороговато, а тут два в одном). Неимоверные плюсы к конструкторскому и ТРИЗ-мастерству.
7. Книги Я.И.Перельмана - надеюсь, что все читали, а кто не читал, те уже хотя бы посмотрели, что это за чудо такое. Кстати говоря, недавно видел большую, красочную, но абсолютно бездумную и, как следствие, бесполезную компиляцию его книг - попытка осовременить его произведения, но крайне неудачная: ярая копипаста его дореволюционных текстов и чертежей перемешана с современными терминами.

Скрытый текст


8. Гитара. Учился сам - отец успел только настроить в первый раз. И, собственно, продолжаю учиться уже 8 лет.
9. Астрономия. Несколько советских книг и глаза. Небесную механику и базовые формулы почерпнул из советского же учебника астрономии Воронцова-Вельяминова за 10 класс. Подтянул физику, зрение и наблюдательность. Ну и всегда можно повыделываться, ткнув пальцем в небо и рассказав, что там находится.

Скрытый текст

Чего мне не хватало:
1. Терпения и усидчивости вбить в свою голову все знания, что давали мне школьные учителя.
2. Музыкальной и художественной школ. Первой, потому что я люблю музыку (см. пункт 1.8), но учился играть с большим трудом, потому что слуха не было абсолютно, он начал проявляться только сейчас. Усугубляло то, что первые год-полтора (до появления компьютера и AP Tuner) я играл на гитаре, настроенной «и так сойдет». В итоге, все то, что можно было освоить с преподавателем за год-полтора, я изучаю до сих пор.
Про художественные начинания я и такого сказать не могу. Ну я в состоянии нарисовать комнату в перспективе (под линейку). Но что-то сложнее - уже вряд ли.
3. Настоящего радиокружка и кучи радиодеталей. До сих пор паяльник не доходит до чего-то большего, чем сменить проводку в гитаре.

N. Продолжать оба списка можно до бесконечности. Но я точно знаю, что пошло бы мне в детстве во вред. Интернет. Его я употреблял в уже выходящем за рамки поста возрасте в строго дозированном количестве в интернет-кафе. Его с успехом заменяли книги.

За последнее тысячелетие в Европе произошло немало изменений, повлиявших на формирование современного мира. Каких именно? Об этом вам расскажет историк Йен Мортимер.

XI век: Замки

Замок Лош, построенный в XI веке (картина французского художника Эммануэля Лансье, 1891 год)

У большинства людей слово «замок» ассоциируется с войной. И лишь немногие считают, что они являются бастионами мира. Тысячу лет назад в Европе насчитывалось всего несколько замков - в Англии, например, не было ни одного. Ввиду этого, слабая местная оборона позволяла амбициозным правителям покорять земли с небывалой лёгкостью. Так, вторжение Вильгельма I Завоевателя в Англию было, по большей части, обусловлено полным отсутствием в стране замков и крепостей. С наступлением XI века европейские феодалы принялись строить оборонительные сооружения для защиты себя и собственных земель. Таким образом, воинственным королям стало намного труднее завоёвывать своих соседей. Постепенно начали очерчиваться геополитические границы, что, безусловно, является важным, по любым стандартам, историческим изменением.

XII век: Закон и порядок


Заключённые в тюремных колодках (иллюстрация из книги XII века)

Когда вы собираетесь посетить другую страну, первое, что вас интересует - это обеспечение безопасности. Благоразумный человек не станет ехать туда, где отсутствует порядок и царит беззаконие. Принятие в XII веке норм права, безо всякого сомнения, стало значительным событием в истории Европы. За этим последовало развитие юриспруденции и судебной системы, составление сводов законов и прочее.

XIII век: Рынки

Золотая монета, XIII век

Деньги существуют уже несколько тысячелетий, однако это не значит, что они всегда выполняли одну и ту же функцию, как сегодня. В начале XIII века жители Европы, в частности англичане, практически не использовали деньги в повседневной жизни. Подавляющее большинство населения в те времена жило в деревнях, где процветал бартерный обмен. Крестьяне работали на феодалов, за что получали в пользование небольшой земельный надел. Единственными местами, где люди оплачивали товары и услуги серебряными монетами, были городские рынки, которых по всей Англии насчитывалось не более 300 штук. В течение XIII века их количество увеличилось в шесть раз. То же самое наблюдалось и в других европейских странах. Весь христианский мир перешёл на более меркантильную экономику, поскольку бартерная система на рынках не может работать эффективно. К 1300 году в ряде стран началась чеканка золотых монет крупного номинала. Одновременно итальянские банковские компании, филиалы которых имелись по всему континенту, стали предлагать своим клиентам брать деньги в кредит.

XIV век: Чума

На иллюстрации показано, как смерть душит человека, ставшего жертвой чумы

Эпидемия чумы - самая величайшая беда, которая когда-либо настигала человечество. Она стала одним из наиболее важных событий в истории Западного мира. За семь месяцев только в Англии эта болезнь «выкосила» почти половину населения страны. Количество жертв чумы в 200 раз превышало численность тех, кто погиб во время Первой мировой войны. Социально-экономические последствия эпидемии оказались весьма серьезными. Старому феодальному строю был нанесён тяжелый удар: поскольку население сократилось почти вдвое, работники, которым повезло выжить, стали требовать бóльшую плату за свой труд. У крестьян теперь появилась возможность выкупать имущество. Некоторые из них, воспользовавшись удобным случаем, сами становились феодалами. Взгляды людей относительно веры в Бога, природы болезней и смерти кардинально поменялись после эпидемии чумы. Они не понимали, почему любящий Всевышний убил столько невинных детей, но в то же время стали смиренными и покорными, поскольку осознали, что их жизнь находится в Его руках.

XV век: Христофор Колумб


Расширяя горизонты. Портрет Христофора Колумба, созданный художником Эмилемя Лассалем (1839 год)

Чем больше у вас земли, тем богаче вы есть. Колумб, ставший одной из самых важных фигур в мировой истории, очень хорошо осознавал эту истину. Он показал европейцам путь к обширным территориям, о которых ранее не знал никто. Привели его к ним не какие-нибудь новейшие технологии, а обычный компас, который был изобретён за три столетия до того, как он открыл Эспаньолу (1492 год), и мечта стать богатым землевладельцем. Последствия путешествий Колумба не ограничиваются лишь тем, что испанский ныне является вторым по распространённости языком в мире (после китайского). До 1492 года люди всецело полагались на географические познания древних греков и римлян. Но поскольку в произведениях Птолемея или Страбона не содержалось никаких упоминаний об американских континентах, к ним быстро пришло осознание того, что если античные учёные и писатели упустили этот момент, значит, и многие другие вещи они также могли трактовать неправильно. Открытие Колумбом Америки заставило людей, проживавших в XV веке, пересмотреть свои взгляды на мир.

XVI век: Конец насилия над личностью

Домовладелец избивает вора (иллюстрация из книги, XVI век)

Прединдустриальная эпоха, по нашим меркам, отличалась невероятной жестокостью. В Средние века уровень убийств в Оксфорде был таким же, как и в Додж-Сити во времена Дикого Запада. Однако с наступлением XVI века он резко снизился, причём по всей Англии. Что касается Европы вообще, то здесь уровень убийств менялся каждые сто лет - либо уменьшался вдвое, либо снова увеличивался в столько же раз. К концу XX века он опять достиг высокой отметки.

Причиной снижения уровня убийств и преступности в целом в XVI веке стало повышение грамотности среди населения, что позволяло правительствам действовать более методично и с большей вероятностью находить нарушителей закона. Люди начали думать дважды перед тем, как достать нож из кармана во время драки. Более того, констебли, отвечая новым требованиям властей, стали серьёзнее относиться к своим обязанностям и преследовать преступников намного строже, чем в предыдущие века.

XVII век: Научная революция


Понимание мира. Первый в мире зеркальный телескоп, построенный Исааком Ньютоном в 1668 году

В конце XVI - начале XVII века Европу охватило повальное безумие, в результате которого сотни тысяч невинных людей после страшных пыток и мучений были сожжены на кострах святой инквизиции за то, что их якобы уличили в колдовстве и связях с дьяволом. Откуда и почему появились эти суеверия, неизвестно. Развеять их смогла лишь наука, интерес к которой резко возрос с наступлением XVII века. В 1610 году Галилеем была опровергнута древняя идея о том, что Солнце вращается вокруг Земли. В XVI столетии жители Европы, чтобы исцелиться, молились Богу. Сто лет спустя они решили поручить заботу о своём здоровье врачам.

Люди стали верить в науку так же слепо, как когда-то в колдовство и нечистую силу. Они считали, что учёные знают этот мир лучше других. Но самое главное заключалось в том, что в XVII веке исчезла необходимость прибегать к суевериям, чтобы найти объяснение, на первый взгляд, непостижимым, таинственным вещам.

XVIII век: Французская революция

Прокладка первого трансатлантического телеграфного кабеля, 1858 год

В 1805 году о результатах битвы при Трафальгаре (21 октября) в Адмиралтействе узнали лишь 6 октября. Только на то, чтобы добраться от Фалмута до Лондона, лейтенант Лапенотьер потратил 37 часов, сменив лошадей 21 раз. Революции в коммуникациях началась в XIX веке. В 1872 году был проложен межконтинентальный телеграфный кабель между Европой и Австралией. Появление железной дороги, телеграфа и телефона намного упростило жизнь людей XIX века.

ХХ век: Изобретение будущего

Навстречу звёздам. «Слава первому космонавту Ю. А. Гагарину!» (Валентин Викторов, 1961 год)

В начале ХХ века мало кто всерьёз задумывался над вопросом будущего, зато сегодня мы стремимся предугадать всё наперёд. Так, по прогнозам ООН, к 2300 году численность населения Земли должна резко возрасти. Проблема глобального потепления постоянно занимает первые полосы газет. Футуристические романы продаются на каждом шагу и стоят копейки. В Интернете всё чаще встречаются новости о том, что произойдёт, а не произошло.

ХХ век вполне можно рассматривать как начало современного мира - когда люди стало беспокоить не только настоящее и прошлое, но и будущее.

Развитие мировой истории не было линейным. На каждом её этапе были события и периоды, которые можно назвать «переломными». Они меняли и геополитику, и мировоззрение людей.

1. Неолитическая революция (10 тыс. лет до н.э. - 2 тыс. до н.э.)

Термин «неолитическая революция» ввел в 1949 английский археолог Гордон Чайлд. Главным ее содержанием Чайлд назвал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство). По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7­-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тысяч лет до н.э.

2. Создание Средиземноморской цивилизации (4 тыс. до н.э.)

Средиземноморский регион был очагом появления первых цивилизаций. Появление Шумерской цивилизации в Месопотамии относят к 4-му тысячелетию до н. э. В том же 4-м тысячелетии до н. э. египетские фараоны объединили земли в долине Нила, и их цивилизация быстро расширилась через Плодородный полумесяц на восточное побережье Средиземного моря и далее по всему Леванту. Это сделало страны Средиземноморья, такие как Египет, Сирия и Ливан частью колыбели цивилизации.

3. Великое переселение народов (IV-VII вв.)

Великое переселение народов стало переломным этапом истории, определившим переход от античности к Средним векам. О причинах Великого переселения ученые спорят до сих пор, но его последствия оказались глобальными.

На территорию слабеющей Римской империи переселились многочисленные германские (франки, лангобарды, саксы, вандалы, готы) и сарматские (аланы) племена. Славяне дошли до побережья Средиземноморья и Балтики, заселили часть Пелопоннеса и Малой Азии. Тюрки достигли Центральной Европы, арабы начали завоевательные походы, в ходе которых им покорился весь Ближний Восток до Инда, Северная Африка и Испания.

4. Падение Римской империи (V в.)

Два мощных удара – в 410 году вестготов и в 476 году германцев – сокрушили, казалось бы, вечную Римскую империю. Это поставило под угрозу достижения античной европейской цивилизации. Кризис Древнего Рима не пришел внезапно, а долгое время вызревал изнутри. Военный и политический упадок империи, начавшийся в III веке, постепенно привел к ослаблению централизованной власти: она больше не могла управлять разросшейся и многонациональной империей. На смену античному государству пришла феодальная Европа с ее новым организующим центром – «Священной Римской империей». Европа на несколько веков погрузилась в пучину смуты и раздора.

5. Раскол церкви (1054 г.)

В 1054 году произошел окончательный раскол христианской церкви на Восточную и Западную. Его причиной стало желание папы Льва IX получить территории, которые подчинялись патриарху Михаилу Керулларию. Результатом спора стали взаимные церковные проклятия (анафемы) и публичные обвинения в ереси. Западная церковь получила название римско-католической (римская всемирная церковь), а восточная - православной. Путь к Расколу был долгим (почти шесть веков) и начался с так называемой Акакиевской схизмы 484 года.

6. Малый ледниковый период (1312-1791 гг.)

Начало Малого ледникового периода, который начался в 1312 году, повлекло за собой целую экологическую катастрофу. По оценкам специалистов, за период с 1315 по 1317 годы из-за Великого голода в Европе вымерла почти четверть населения. Голод был постоянным спутником людей на протяжении всего Малого ледникового периода. За период с 1371-го по 1791 годы в одной только Франции было 111 голодных лет. В одном только 1601 году в России от голода из-за неурожаев вымерло полмиллиона жителей.

Однако Малый ледниковый период дал миру не только голод и высокую смертность. Он также стал одной из причин рождения капитализма. Источником энергии стал уголь. Для его добычи и транспортировки начали организовываться цеха с наемными рабочими, что стало предвестием научно-технической революции и рождения новой формации общественной организации - капитализма.Некоторые исследователи (Маргарет Андерсон) также связывают заселение Америки с последствиями Малого ледникового периода - люди ехали за лучшей жизнью из «оставленной Богом» Европы.

7. Эпоха Великих географических открытий (XV-XVII вв.)

Эпоха Великих географических открытий коренным образом расширила ойкумену человечества. Кроме этого, она создала возможность для ведущих европейских держав максимально использовать свои заокеанские колонии, эксплуатируя их человеческие и природные ресурсы и извлекая из этого баснословную прибыль. Некоторые ученые также напрямую связывают триумф капитализма с трансатлантической торговлей, породившей торгово-финансовый капитал.

8. Реформация (XVI-XVII века)

Началом реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». В них он выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.
Процесс реформации породил множество так называемых Протестантских войн, серьезно повлиявших на политическое устройство европы. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году.

9. Великая французская революция (1789-1799)

Разразившаяся в 1789 году Великая французская революция не просто превратила Францию из монархии в республику, но и подытожила крах старого европейского порядка. Ее лозунг: «Свобода, равенство, братство» еще долго будоражил умы революционеров. Французская революция не только заложила основы демократизации европейского общества – она предстала как жестокая машина бессмысленного террора, жертвами которого стали около 2 млн. человек.

10. Наполеоновские войны (1799-1815)

Неуемные имперские амбиции Наполеона на 15 лет погрузили Европу в хаос. Все началось с вторжения французских войск в Италию, а завершилось бесславным поражением в России. Будучи талантливым полководцем, Наполеон, тем не менее, не гнушался угрозами и интригами, которыми подчинил своему влиянию Испанию и Голландию, а также убедил вступить в союз Пруссию, но затем бесцеремонно предал ее интересы.

В ходе Наполеоновских войн на карте появились Королевство Италия, Великое герцогство Варшавское и целый ряд других мелких территориальных образований. В окончательных планах полководца был раздел Европы между двумя императорами – им самим и Александром I, а также ниспровержение Британии. Но непоследовательный Наполеон сам свои планы и менял. Поражение в 1812 году от России привело к краху наполеоновских замыслов и в остальной Европе. Парижский мирный договор (1814) вернул Францию в ее прежние границы 1792 года.

11. Промышленная революция (XVII-XIX вв.)

Промышленная революция в Европе и США позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества к индустриальному. Условным началом этого процесса принято считать изобретение парового двигателя в Англии во второй половине XVII века. Со временем паровые двигатели стали использовать в производстве, а затем и в качестве движущего механизма для паровозов и пароходов.
Основными достижениями эпохи Промышленной революции можно считать механизацию труда, изобретение первых конвейеров, станков, телеграфа. Громадным шагом стало появление железных дорог.

Вторая мировая война шла на территории 40 стран, и в ней принимало участие 72 государства. По некоторым подсчетам в ней погибло 65 млн. человек. Война заметно ослабила положение Европы в общемировой политике и экономике и привела к созданию двухполярной системы в мировой геополитике. Часть стран в ходе войны смогла добиться независимости: Эфиопия, Исландия, Сирия, Ливан, Вьетнам, Индонезия. В странах Восточной Европы, занятых советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Вторая мировая война также привела к созданию ООН.

14. Научно-техническая революция (сер. XX века)

Научно-техническая революция, наступление которой принято относить к середине прошлого века, позволила автоматизировать производство, доверив контроль и управление производственными процессами электронике. Серьезно повысилась роль информации, что также позволяет говорить об информационной революции. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Все эти события произошли в первые 16 лет моей жизни. После этого меня ничего особенно не взволновало…

Дети очень много думают о жизни, но знают о ней очень мало. Поэтому в голове у них гораздо больше, чем видят или могут спросить. То есть их внутренний мир гораздо больше и богаче внешнего.

1. Однажды я украл у товарища машинку. Играть в нее я не смог. Начал ужасно мучиться. Про это узнала мама и посоветовала позвонить родителям того мальчика. Стыд был чудовищным, сама мысль о звонке — непереносимой, но я решился. Тогда я понял, что мужественные поступки совершать труднее, чем постыдные, но они делают тебя сильнее…

2. Когда я был маленьким, я считал себя очень умным. По крайней мере, мне было сложно представить человека умнее, кроме разве что нескольких взрослых. Это ощущение прошло, когда я прочитал книгу Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Меня поразило, что то же самое и теми же словами вспоминает о себе писатель. Примерно в то же время я узнал о бесконечности вселенной. Тогда я понял, как много существует маленьких внутренних миров и какой необъяснимый большой мир они образуют…

3. Однажды я поехал в лагерь пионерского актива, потому что был влюблен в пионервожатую. До этого я был в лагере только один раз, но сбежал, Здесь меня назначили знаменосцем. Мне очень нравились белые перчатки, красная лента через плечо и пилотка, но выяснилось, что в конце церемонии передачи знамени его надо будет целовать. Это показалось мне немного противоестественным, тем более к тому моменту я еще ни разу не целовался. В общем, назначение не состоялось. Кроме того, я не вел общественную жизнь, мне не нравилась игра «свечка», и я так и не научился играть на барабане. Ничего дурного я не делал, но активисты меня возненавидели. Пришлось снова уехать. Тогда я понял, что даже если ты хороший человек, это не значит, что все тебя будут любить…

4. Однажды мы с друзьями сидели после уроков в школьной раздевалке. Мимо проходила учительница младших классов, которая решила, что мы лазили по карманам. Началось разбирательство. О случае воровства объявили на родительском собрании. Оправдываться было невозможно, даже родители засомневались. До этого мне приходилось врать, но, как правило, неудачно. Поэтому сила и авторитет правды были для меня несокрушимы. Но тогда я понял, что даже если ты прав, то это вовсе не значит, что тебе будут верить. Оказалось, что за правду надо бороться…

5. Однажды по программе культурного обмена мы с классом поехали в Венгрию. Заграница потрясла всех. В доме у моего венгра был винный погреб, на обед они ели суп из черешни. Наши сверстники катали девушек на собственных мотоциклах, пили вино и гуляли по ночам. Между нами состоялся товарищеский футбольный матч. Девушки, понятно, были болельщиками. Одним словом, вам не видать таких сражений! Бородино померкло перед этой битвой. Нужно было обязательно победить. И мы победили. Тогда я понял кое-что о патриотизме…

6. В юные годы многое значат физическая сила и чувство справедливости. Поэтому в школе я часто дрался. В 16 лет я сломал нос своему однокласснику. В принципе, как объяснил следователь, это считалось тяжким телесным повреждением. Но после допроса он пообещал не заводить дело, а предложил сообщать ему о случаях воровства и распространения порнографии в школе и оставил телефон. Бумажку пришлось выкинуть в коридоре, поскольку потерпевший подслушивал у дверей. Тогда я понял, что достоинство должно быть всегда сильнее страха…

7. Первое расставание с любимой легким не бывает. Я также непросто переживал этот момент до тех пор, пока не сел за стол и не написал проникновенный лирический рассказ про офицера-подводника. Когда в четыре утра на бумаге была поставлена точка, я был здоров и лег спать. Тогда я понял, что искусство — великая сила…

8. И последнее. Еще в детстве меня поразила разница между мужчиной и женщиной. Это потрясение не прошло до сих пор.

Судьба большевистского восстания , которое произошло в Петрограде в октябре 1917 года, была очень непростой и зависела от многих факторов. Одним из них, бесспорно, было влияние Владимира Ленина .

Даже находясь за рубежом, в эмиграции, он продолжал писать статьи и манифесты, в которых обращался к членам ЦК с различными воззваниями. Ленин не сразу заговорил о необходимости захватить власть силой, но и политическая, и экономическая ситуация в России к 17-му году сложились таким образом, что этот шаг стал казаться неизбежным.

12 октября 1917 года (29 сентября по старому стилю) в большевистской газете «Рабочий путь» была опубликована статья, которая называлась «Кризис назрел». В ней Ленин открыто призывал к вооруженному восстанию, что вызвало негодование у многих его однопартийцев. Однако вскоре, 23 октября, на очередном заседании ЦК, где Ленин уже присутствовал лично, восстание поместили в повестку дня, а 29 октября решение было принято окончательно.

О том, какое влияние публицистика Ленина оказала на большевиков и почему члены партии, «отколовшиеся» от вождя, решили вновь последовать за ним в переломный момент, в интервью «Истории.РФ» объяснил доктор исторических наук, обозреватель журнала «Историк» Олег Назаров.

«Все началось с Корниловщины»

Олег Геннадьевич, еще до того, как Ленин вернулся из эмиграции и принял участие в собраниях ЦК, он издал большое количество статей, где открыто призывал большевиков взять в руки оружие. Насколько сильно эти труды все-таки повлияли на судьбу восстания?

Если говорить о публицистике Ленина в целом, то следует главным образом рассматривать два месяца - сентябрь и октябрь 1917 года. Это период сразу после и до момента взятия власти большевиками 26 октября. Все, что он писал и делал в это время, как мне кажется, имеет смысл рассматривать в совокупности. Отталкиваться нужно от Корниловщины. Предотвратить эту попытку движения справа удалось быстро и практически бескровно благодаря тому, что все левые партии социалистической ориентации, главными из которых были большевики, меньшевики и эсеры, в единой коалиции выступили против Корниловского мятежа. Совместными усилиями, при поддержке общественных организаций, Викжеля (Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза. - Прим. ред. ) и других профсоюзов им удалось создать широкое движение слева и предотвратить мятеж быстро и бескровно.

- Как эти события повлияли на Ленина и его сторонников?

В этот момент у Ленина на несколько дней возникла мысль о том, что, может быть, на базе этой коалиции, которая себя оправдала, как он пишет в одной из своих статей, удастся создать однородное социалистическое правительство. Но надо понимать ситуацию в лагере социалистов. Я имею в виду, прежде всего, две главные партии - это меньшевики и эсеры. И в той и в другой партии боролись представители двух течений. Если говорить о правых меньшевиках и правых эсерах, то они были ориентированы на продолжение сотрудничества с либералами, то есть с той линией, которая продолжалась начиная с мая, когда было создано первое коалиционное правительство. Но в то же время, поскольку кадеты поддержали Корниловский мятеж и были главной партией либерального лагеря, к ним возникли вопросы. И часть меньшевиков и эсеров, ранее выступавших за эту коалицию, стали считать, что она себя не оправдала, и задумались, надо ли продолжать ее поддерживать и создавать на ее базе очередной кабинет Временного правительства. В итоге этот меньшевистско-эсеровский лагерь пришел к выводу, что надо собрать Демократическое совещание - широкое представительство, в котором примут участие в том числе представители либеральных партий. Так это и произошло: в сентябре в Петроград съехалось более полутора тысяч человек. Там были и большевики, но основную массу составили умеренные социалисты.

Президиум всероссийского демократического совещания

«Мы пойдем другим путем»

- Какие задачи пытались решить участники этого собрания? Это был определенный сигнал для Ленина?

Они думали о том, что на Демократическом совещании можно будет решить вопрос о том, каким будет новое правительство - коалиционным с участием кадетов либо не коалиционным. Когда был сделан выбор в пользу Демократического совещания, Ленин совершенно четко понял, что с этими ребятами каши не сваришь. Он увидел, что попытка компромисса, который он фактически предлагал эсерам и меньшевикам, отклонена. Поэтому Ленин решил: «Мы пойдем другим путем». С этого момента он уже четко взял курс на захват власти, опираясь на созыв II съезда Советов и на вооруженное восстание.

- Но большевики долгое время отвергали предложение Ленина. Внутри партии тоже царил раскол?

Внутри большевистской партии было сильное течение так называемых «правых» большевиков, которые как раз были настроены продолжать искать точки соприкосновения с эсерами и меньшевиками. Одним из наиболее авторитетных представителей этого правого течения был Лев Каменев. Но, естественно, не он один: на этих позициях стояли Зиновьев, Ногин, Рязанов - это была достаточно мощная группировка большевиков. И Ленину надо было прежде всего убедить ЦК в том, что все попытки компромисса с этим лагерем бессмысленны и власть надо брать вооруженным путем. И в этом вопросе Ленин нашел поддержку Троцкого. Эти два человека, собственно говоря, стали мотором Октябрьской революции. Они постепенно воздействовали на свою партию - и прежде всего на ее руководство. В итоге 10 октября состоялось знаменитое заседание ЦК, где было принято решение взять курс на вооруженное восстание. Открыто против выступили только Каменев и Зиновьев.

«Зиновьев не поспевал за Лениным, а тот шел напролом»

- Кто руководил восстанием?

- Стратегический курс определял Ленин, а практическим руководством занимался Троцкий, как председатель исполкома Петроградского совета, при котором был создан Военно-революционный комитет. Этот орган фактически руководил восстанием. Тут есть один важный момент: ведь это был не партийный, а советский орган - то есть в нем участвовали представители и других партий, которые поддерживали большевиков, - анархисты, левые эсеры… Так что во взятии Зимнего участвовали не только большевики.

Есть версия о том, что решимость Ленина, с которой он добивался вооруженного восстания, значительно укрепилась после встречи с Зиновьевым в Петрограде. Так, Владлен Логинов в своей книге «Ленин в 1917 году» пишет: «…они расстались, а общий язык был утерян», «Григорий в очередной раз участвовал в заседании ЦК, и в его объяснениях влияние Каменева было вполне заметно». Как случилось, что пути двух таких авторитетных большевиков и единомышленников разошлись?

В период эмиграции Зиновьев был правой рукой Ленина. Во многом он выполнял функцию его секретаря - в общем, был ближайшим соратником и практически самым близким его партийным товарищем, не считая Крупской. Это был достаточно долгий промежуток времени. Вместе с Зиновьевым Ленин вернулся из Швейцарии в апреле 1917 года, после июльских событий они вдвоем скрывались в Разливе. Они были очень близки. Но как раз после Корниловских событий Зиновьев занял гораздо более умеренную позицию. Вообще, Ленин был довольно радикальный товарищ и стратегически мыслил на несколько шагов вперед. Не все за ним поспевали даже из числа людей, которые много лет были с ним рядом и многому у него научились - такие, как Зиновьев. И потом Зиновьев по складу характера был человеком не очень решительным, это Ленин мог идти напролом. Со временем между ними возникло недопонимание, вплоть до того, что Ленин требовал исключить Зиновьева и Каменева из партии. Но это он сказал сгоряча и потом быстро отошел. ЦК их не исключил, но осадок остался.

«Даже внутри Петрограда картина революции была разной»

Что в конечном счете побудило большевиков начать восстание - слова Владимира Ильича или собственное понимание того, что кризис назрел?

В первую очередь это, конечно, влияние самого Ленина, его большой авторитет. Но в то же время в ЦК были люди, которые последовательно шли за ним и думали так же, как он. При этом в партии была довольно большая группа колеблющихся, но в итоговый момент - это голосование 10 и 16 октября - они проголосовали так, как нужно было Ленину. Здесь свою роль сыграл именно фактор вождя. И потом, с каждым днем становилось все понятнее, что долго так продолжаться не может, кто-то должен взять власть: либо это сделают левые во главе с большевиками, либо опять произойдет какой-то рецидив, который приведет к новой Корниловщине. Правый лагерь был в замешательстве после Корниловских событий. Но было понятно, что это не продлится вечно и в какой-то момент начнется перегруппировка: тот же самый Керенский может снять с фронта части, которые придут и подавят восстание. Кроме того, у всех перед глазами был опыт июля - ведь первая попытка восстания была 3-4 июля 1917 года. Что самое парадоксальное, она была предпринята против воли Ленина. Ее подавили, прежде всего за счет того, что сняли части с фронта, на тот момент верные Керенскому. Ну и пустили дезинформацию про то, что Ленин - немецкий шпион, - это тоже сильно повлияло на массы. А после Корниловщины Керенскому на фронте уже не верили: он фактически предал казаков, которые поддержали Корнилова.

Значит, в тот момент уже не возникало сомнений в том, что именно Ленин должен возглавить революционное восстание?

- В той ситуации вопрос о власти так или иначе должен был быть решен. И потом это же революция, а в этом процессе время очень спрессовано - за короткий промежуток времени происходит много событий. Все это динамично развивается в разных местах, и люди зачастую просто не успевают это осмыслить, даже если получают всю информацию. Хотя с этим была большая проблема - интернета и мобильных телефонов, как вы понимаете, тогда не было. Вся информация доходила через газеты. Если почитать протоколы совещаний разных большевистских органов, то можно увидеть, что даже в разных районах Петрограда картина была разная: где-то настрой был абсолютно пробольшевистский, а где-то совершенно иной. В одном городе! Поэтому даже руководителям партий и членам ЦК трудно было осознать происходящее. А Ленин был признанным авторитетом среди большевиков, всегда определял линию партии. Ему верили, за ним шли, и он действительно был самым мощным интеллектом не только в партии, но и во всей стране. Плюс ко всему Ленин был крайне волевым человеком.

Да, многие отмечали в нем это качество. Но , к примеру, ценил еще и «скромность товарища Ленина и его мужество признать свои ошибки». Как вы думаете, Ленин когда-нибудь допускал мысль о том, что восстание может быть ошибкой?

Он умел признавать ошибки, но это не тот случай. Как раз после того, что он сделал в октябре, все, кто в нем сомневался, признавали, что ошибались. Это был звездный час Ленина. Несмотря на все проблемы, трудности и сомнения, в том числе в своей партии, он пошел вперед, как локомотив.

mob_info