От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи – основные события, праздники, родительские субботы.

ПАСХА

Воскресение Христово

Фото Юлии Маковейчук

В ветхозаветную эпоху Пасхой назывался день чудесного избавления израильского народа от египетского рабства. Исход в Землю Обетованную был прообразом того, что Христос Спаситель крестными страданиями, смертью и Воскресением избавит человечество от рабства греховного и восстановит разорванную в Эдеме связь человека с Богом. Это - как и Пасха для древних иудеев - самый радостный день христианского календаря, который напоминает человеку, что путь к Богу теперь открыт всем благодаря Христу, что жизнь не бессмысленна. Пасхальная радость - это предощущение той радости, которая полностью явится после второго пришествия Христова и явления Вечного Божьего Царства. Богослужебные особенности Ветхозаветные тексты (псалмы, пророческие книги, гимны) либо исключаются полностью, либо заменяются новозаветными текстами (фрагментами Евангелий, апостольских посланий). Ночью совершается полунощница, заутреня, часы и Литургия Иоанна Златоуста, которые соединены в единый чин. Большинство изменяемых элементов богослужения заменяются одним тропарем «Христос воскресе из мертвых». Вместо «Трисвятого» поется - «Елицы во Христа крестистеся». Богослужение очень радостное. Все тексты не читаются, а поются. На утрени настоятель или правящий архиерей во время совершения канона девять раз переоблачается в одеяния разных цветов. После Литургии освящаются яйца и пасхальный хлеб - артос. Вплоть до отдания Пасхи (накануне сорокового дня после Пасхи, в этом году - 12 июня) верующие приветствуются словами «Христос воскресе!» и отвечают «Воистину воскресе!»

28 апреля – 4 мая

Светлая седмица

Фото Юлии Маковейчук

По сути, является продолжением Пасхального праздника, который, как и в Древнем Израиле, длится целую неделю. Подчеркивается идея радости, обновления, воссоздания падшего мира во Христе Иисусе. Главные мотивы - ликование, веселие, свет. Потому седмица и называется Светлой.

Постовые предписания

От Пасхи до Фоминой недели (воскресенья) снимаются все пищевые ограничения. Монахам разрешается вкушать любые продукты, кроме мяса. Мирянам можно есть всё. Однако венчать молодоженов не принято, чтобы не смешивать духовную радость о воскресшем Господе с радостью земной.

Богослужебные особенности

Практически все службы в течение седмицы совершаются по пасхальному чину с сохранением большинства пасхальных песнопений. Иногда в службу вплетаются тексты в честь святых, однако пасхальные преобладают. Также начинается пение текстов из Октоиха - одной из основных богослужебных книг (она применяется круглый год, кроме Великого поста). Вплоть до отдания Пасхи вместо гимна «Царю Небесный» поется «Христос воскресе из мертвых, а весь этот период цвет облачения - красный.

5 мая

Неделя 2-я по Пасхе Фомина

Дуччо ди Буонисенья. Уверение Фомы. 1308-1311. Деталь

На Литургии читается отрывок Евангелия (Ин 20:19–31), в котором рассказывается о явлении воскресшего Спасителя апостолу Фоме, желавшему своими глазами убедиться в истинности Христова Воскресения. Церковь приводит неверие Фомы в пример всем - неверие благое, основанное не на отрицании, а на желании получить прочное утверждение своей веры.

Постовые предписания

От Фоминой недели до праздника Пятидесятницы строгих ограничений в еде нет. По средам и пятницам разрешается рыба. В остальные дни можно есть всё (монахи мяса не едят никогда). Фомина неделя - первый день после Пасхи, когда совершается венчание.

Богослужебные особенности

Службы совершаются привычным порядком. Возобновляется чтение псалмов. Пасхальных песнопений мало, но они все равно присутствуют.

7 мая

Поминовение усопших. Радоница

До этого дня не принято ходить на кладбище, зато на саму Радоницу православные делятся с умершими пасхальной радостью, посещают могилы родных, совершают молитвы за них. Эти молитвы - не печальные, а радостные, наполненные ликованием и надеждой на грядущеее всеобщее воскресение.

Богослужебные особенности

Служба рядовая, но после Литургии совершается особенная панихида, где заупокойные молитвы соединяются с пасхальными текстами. Смерть воспринимается в них не как печальный конец, а как светлый переход в Вечность. Праздник этот присущ только русской церковной традиции (Россия, Украина, Беларусь, часть Польши) и отсутствует в практике других Православных Церквей.

12 мая

Неделя 3-я по Пасхе

Жен-мироносиц

Фото Юлии Маковейчук

В этот день особо вспоминаются святые женщины - ученицы Христа, которые пришли ко гробу Спасителя помазать Его тело дорогим маслом - миром, но не нашли Его там. Церковь почитает подвиг святых женщин, ставя в пример их веру: когда все ученики-мужчины в страхе бросили Учителя, мироносицы мужественно шли вслед Господу. За свою пламенную любовь они сподобились первыми получить весть о Воскресении. В этот день прославляется идея женского служения в Церкви, семье и обществе.

19 мая

Неделя 4-я по Пасхе

О расслабленном

Бартоломе Эстебан Мурильо. Христос исцеляет расслабленного у купальни

На Литургии читается отрывок Евангелия об исцелении парализованного человека, который целых 38 лет лежал около иерусалимской купальни Вифезда. По слову апостола Иоанна: …Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин 5:4). Расслабленный человек тоже мог бы исцелиться, окунувшись в чудодейственные воды Вифезды, но за 38 лет никто из окружающих так и не захотел ему помочь в этом. Иисус исцеляет его одним лишь словом (Ин 5:1–15). В этом эпизоде Церковь видит глубокую символику - по сути, каждый из нас в той или иной мере парализован грехом и страстями и не может от них избавиться сам, без помощи Божьей.

22 мая

Среда 4-й седмицы по Пасхе

Преполовение Пятидесятницы

Отмечается на двадцать пятый день от Пасхи, то есть на «полпути» от Пасхи до Пятидесятницы, отсюда и название - преполовение («через половину»).

Богослужебные особенности

В текстах этого дня начинают звучать мотивы Пятидесятницы - развивается тема освящения человека божественной благодатью. Своей кульминации эти мотивы достигнут в день праздника Пятидесятницы - сошествия Святого Духа на апостолов. Служба совершается только по праздничному чину. Положено малое освящение воды.

26 мая

Неделя 5-я по Пасхе

О самаряныне

Нестеров М. В. Христос у Марфы и Марии. 1908-1911

Читаемый в этот день евангельский отрывок рассказывает о разговоре Христа и женщины-самарянки, которая встретила Его у колодца (Ин 4:5–42). Собеседница Христа, будучи реальным персонажем евангельской истории, также является и обобщенным образом всякого человека, совершившего в своей жизни много ошибок, но тем не менее стремящегося к Истине. В этом эпизоде подчеркивается мысль, что спасение даруется людям не через этническую, социальную или культурную принадлежность, а единственно через веру в Иисуса Христа, Сына Божьего.

2 июня

Неделя 6-я по Пасхе

О слепом

Василий Иванович Суриков. «Исцеление слепорожденного», 1888. Из собрания ЦАК. Фото Юлии Маковейчук

Главное евангельское чтение рассказывает об исцелении Спасителем слепого от рождения человека (Ин 9:1–38). Исцеленный слепец также является образом любого человека, приходящего к вере, которому Господь открывает духовные очи. Противопоставляется духовная слепота фарисеев и зрячесть слепца, сумевшего увидеть в Иисусе Бога и Спасителя.

5 июня

Среда 6-й седмицы по Пасхе

Отдание праздника Пасхи

Фото Юлии Маковейчук

Последний день пасхального цикла. Праздник завершается или «отдается», поэтому эта среда так и называется - отдание.

Богослужебные особенности

Последний раз поются пасхальные гимны и тропари. До Пятидесятницы молитвенные чины начинаются не с молитвы «Царю Небесный», а сразу с «Трисвятого». Существует традиция повторения в этот день пасхальной службы, по образцу богослужения на Светлой седмице.

6 июня

Четверг 6-й седмицы по Пасхе

Вознесение Господне

Воспоминание телесного восшествия Христа в небесную славу Отца, которое произошло, согласно Преданию, на 40-й день после Воскресения. Отныне во Христе человеческая природа, а с нею - и весь тварный мир, имеет возможность максимального соединения с Богом, которое совершится полностью после Второго пришествия и Страшного суда.

Богослужебные особенности

Структурных отличий богослужения этого дня от служб других дней нет. Цвет облачения - золотистый или белый.

9 июня

Неделя 7-я по Пасхе

Память святых отцов Первого Вселенского собора

Первый Вселенский собор. Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Свод, Нартекс (притвор).

Неделя после великой Пасхи называется Светлая седмица. Все 7 дней проходят народные гулянья, люди ходят друг к другу в гости. Хлебосольные хозяйки накрывают столы простыми, но вкусными блюдами. Все празднуют победу жизни над смертью. Неделя является символом весеннего пробуждения природы, зарождения нового.

Считается, что усопшие также радуются Христову Воскрешению. Бытует суеверие, что души их всю пасхальную неделю бродят в мире живых и отмечают светлый праздник. Издревле в народе на Руси существовало много поверий и интересных обрядов после Великого праздника на Светлой неделе.

Интересны приметы недели после Пасхи, уходящие своими корнями в давние века и созданные по наблюдениям древних славян. Младенец, народившийся в пасхальную неделю, будет иметь крепкое здоровье и проживёт долгие годы. Умершие на Святой седмице одарены милостью Божией попасть в Царство Небесное. Увидеть ночью во сне умершего родственника - в текущем году в семье все будут живы и здоровы.

Есть много примет на Светлую седмицу после Пасхи относительно погоды

Известно много примет касательно молодых девушек:

  • замужним, кто услышит кукушку, предрекалось появление сына или дочки, а девицам на выданье - скорое счастье;
  • зудят губы у девицы - значит, целоваться ей с парнем, а брови чешутся к любовному свиданию;
  • ударилась локтем - кавалер вспоминает;
  • накликает свидание муха, упавшая в суп;
  • чтобы ладошки не потели, всю неделю нельзя дотрагиваться до соли;
  • красоту лица придаёт умывание водой с красной крашенки и серебра.

Помнятся и наказы предков, касающиеся обычных бытовых дел. В понедельник и четверг не положено заниматься шитьем - можно зашить глаза усопшим. Нельзя стирать бельё - замутится вода перед мёртвыми.

Старинные обычаи и забавы

Русская православная церковь и народ усердно чтят традиции недели после Пасхи, созданные предками. В храмах круглосуточно от Светлого понедельника и до Светлой субботы Царские врата открыты для прихожан. Образно это символизирует открытие Гроба Господня, когда ангел отвалил камень от дверей гробницы. Во время молитвы можно созерцать тайны священнодействия.

Всю неделю не разрешалось работать. Женщинам нельзя было заниматься домашними делами и хозяйством. Запрещалось ткать, прибирать, вязать, вышивать. Мужчины не прикасались к своей работе, не занимались землёй и домом. Все гуляли и праздновали Воскрешение.

Считается, что в Светлую неделю по земле странствует Христос с апостолами, одетыми в простое одеяние. Они просят милостыню, дабы определить хороший перед ним человек или плохой, чтобы воздать всем по заслугам. Поэтому все дни Светлой седмицы в домах особливо привечали нищих, больных, убогих, странствующих. Им давали еду и щедрое подаяние.

В среду и пятницу категорически запрещено поститься, даже перед причащением. Все дни Светлого праздника люди должны радоваться жизни, отдыхать душой и телом. Но так же нельзя поддаваться страсти чревоугодия. В Великую Пасху перед иконами ставили горшочки с мёдом (канунчики), в которые опускали свечу и зажигали, поминая усопших. На праздничной седмице кувшинчики, относили на кладбище на могилы и оставляли там.

В каждых деревнях и сёлах строили традиционную забаву ребятни и молодёжи - большие качели. Качаясь на них, празднующие призывали, чтобы уродились высокими злаки. Другое поверье, касающееся качелей, относится к очищению от грехов. С каждым качанием ветер сдувает с человека дурные мысли и бесчестные поступки.

Не проводились на неделе после Пасхи венчания, которые считались мирскими радостями, отвлекающими от Светлого праздника. Креститься не возбранялось. Но всю неделю девушки проводили ритуалы, посвящённые замужеству. Чтобы побыстрее найти суженого и выйти замуж, в Великий день девушка должна первой оказаться наверху колокольни и ударить в колокол.

Чтобы водились в кармане деньги, обязательно надо подать нищему медяк.

Традиции всех дней Светлой седмицы

Каждый день праздничной недели имел своё назначение.

  1. Понедельник - поливальный. Молодёжь ходила к старшим в гости с выпечкой и крашенками: крестники к своим крёстным отцу и матери, внуки радовали бабушек и дедов. Обливали друг друга водой из ведер, чтобы смыть недуги и болезни. В некоторых деревнях и сёлах только мужчины ходили в гости, а женщины оставались дома хлопотать по хозяйству, накрывать стол.
  2. Вторник называли купальницей. По славянскому обычаю в этот день обливали водой того, кто проспал заутреню. В некоторых губерниях начинались праздничные игры и состязания на ловкость и силу. В Светлый вторник женщины выходили прогуляться по гостям, а мужчины сидели дома.
  3. Среда - градовая. Запрещалось работать, чтобы не накликать град на урожай. С этой же целью христиане в церквях ставили свечки. Второе название среды - хороводница. По разным местам девушки начинали водить хороводы на вечерних гуляниях.
  4. Четверг - навский, или Пасха мёртвых. Поминают усопших, но ни в коем случае не скорбят по ним, а вместе с их душами радуются светлому событию Пасхи. Приносят на могилы куличи и яички. Птица, спустившаяся в этот момент с небес, считалась добрым поверьем.
  5. Пятница - прошеный день. В церквях почитают икону Божией Матери, по окончании литургии освящают воду. В народе происходило примирение между зятем и тестем с тёщей. Последние приглашали молодоженов домой, дабы испить вместе молодого пива.
  6. Суббота именуется Святой артос. Прихожанам разрешалось подняться на колокольню, позвонить в колокола. Священнослужители отламывали и раздавали хлеб - артос. Другое название - ублажение гордых. Родители молодых приходили к ним в дом, проводили смотрины семейного уклада, затем предки новобрачного ублажали и угождали молодой жене.
  7. Воскресенье - Фомино воскресенье, Красная горка. Считается, что браки, заключённые на Красную горку, крепкие и долговечные. Молодёжь собиралась в компании на природе, на горках, все пели, плясали, водили хороводы. Устраивали смотрины, сватались.

Люди искренне радовались Великому празднику. Всю Седмицу в губерниях, сёлах, деревнях стоял колокольный звон. Люди надевали красивые наряды, выходили на улицы, христосовались, обмениваясь троекратными поцелуями и говоря: «Христос воскресе!». Всё вокруг было светлым, радостным, пробуждающим к жизни и счастью.

Но так, как после Рождественского поста приходит радостный праздник Рождества, так и в Пасху приходит праздник, причем выразить всю радость от Воскресения за один день считается невозможным, и Светлая седмица празднуется всю неделю, а потом и еще 32 дня - до Вознесения. Накал гуляний постепенно снижается, но первая после Пасхи неделя все же по традиции разгульна.

В этом году Светлая (иначе - Пасхальная) седмица приходится на период с 9 по 15 апреля. Длится она, как уже говорилось, семь дней, начиная от Пасхи и завершаясь Фоминым днем. Все семь дней принято каждый день звонить в колокола, кроме того совершаются праздничные крестные походы. Очень многие храмы на Светлую седмицу разрешают всем желающим попробовать свои силы на звоннице - позвонить в колокола "на свой вкус". Поэтому колокольный звон, как правило, заполняет всю округу с утра и до вечера. Все дни недели называются светлыми, а богослужения совершаются по пасхальному чину.

Фото: Наталья Феоктистова, "Вечерняя Москва"

Согласно православным канонам, всю Светлую седмицу во всех храмах открыты Царские врата. Это символично: они открыты, поскольку воскресший Христос открыл верующим дорогу на небеса. Издавна считалось, что умерший на Светлую седмицу человек непременно попадает в рай.

Всю Светлую седмицу у храмов выставляют артос - особый хлеб. Его хранят до следующей Пасхи и дают по кусочкам заболевшим. А вообще всю седмицу принято заниматься благотворительностью, совершать как можно больше добрых дел, угощать кушаньями близких и особенно тех, кому трудно, подавать щедрую милостыню нуждающимся.

Возможно, вы удивитесь, но свои запреты есть и на эту неделю! Например, в Светлую седмицу запрещено... поститься! Если, скажем, в течение года независимо от постов вы соблюдали пост в среду и пятницу, сейчас об этом не можно, а нужно забыть! Этим объясняется и еще одно название седмицы - Сплошная.

Второй запрет имеет отношение к настроению. На Светлой неделе нельзя грустить и печалиться. А можно - ходить в гости, радоваться, дарить друг другу подарки, угощать пасхальными крашеными яйцами, куличами. Самое важное: по традиции в первый день Светлой седмицы внуки должны отправиться к дедушкам-бабушкам и отнести им угощение, а крестники - поздравить своих крестных.

Со светлой седмицей связано много примет и традиций. Так, по народным поверьям, очень крепким и долгим будет брак, совершенный на Красную Горку - то есть на Светлое воскресенье. Кроме того, "народные правила" предписывали людям:

■ в понедельник и вторник Светлой седмицы - купаться или обливаться водой;

■ в среду - отказаться от работы (той, которую можно не делать);

■ в четверг - вспоминать умерших;

■ в воскресенье - Антипасха. Это же Красная горка - лучшее время для брака.

Праздники на эту неделю выглядят так:

■ Мученицы Матроны Солунской.

■ Мучеников Мануила и Феодосия.

■ Иверской иконы Божией Матери.

■ Преподобномучеников отцев Давидо-Гареджийских.

■ Шуйской иконы Божией Матери.

■ Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся.

■ Касперовской иконы Божией Матери.

■ Преподобномученика Марка, епископа Арефуссийского, мученика Кирилла диакона, и иных многих при Иулиане пострадавших.

■ Преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского.

■ Святителя Софрония, архиепископа Иркутского.

■ Иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

■ Память обновления (освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе.

■ Иконы Божией Матери «Почаевской».

Преподобной Марии Египетской.

■ Преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца.

■ Преподобного Тита, чудотворца.

■ Икон «Ключ разумения», «Сладкое Лобзание», Божией Матери.

Пасха Христова в 2018 году приходится на 8 апреля. Святая Троица в 2018 году будет 27 мая. От Пасхи до Троицы проходит семь недель, которые еще называют Святая Пятидесятница. В семь воскресных дней вспоминаются разные события, особенности молитвенного правила и поклонов на Святой Пятидесятнице.

Семь недель после в церковном календаре выделяются особо, и считаются Неделями «по Пасхе». «Христос Воскресе!» приветствуют православные друг друга все семь недель после Пасхи и отвечают «Воистину Воскресе!» . Кроме этого, перед каждым вкушением пищи поют пасхальный тропарь, а не обычные молитвы.

Особо выделяется , в 2018 году она идет с 9 по 14 апреля. Это сплошная седмица, то есть не имеет постных дней. Всю эту неделю каждый желающий может позвонить в колокола. Существуют особенности и в молитвенном правиле - вместо утренних и вечерних молитв и правила подготовки к причастию поются или читаются Часы Пасхи. Необходимые перед причастием каноны, заменяют на канон Пасхи.

Вторая неделя носит название Фомина, Антипасха или Красная горка. В Она начинается в 2018 году 15 апреля с воспоминания уверения апостола Фомы в воскресшего Спасителя и продолжается до 21 апреля. На эту неделю приходится важное событие – Радоница, день особого поминовения усопших. Питание на этой неделе идет обычной годовой чередой – среда и пятница постные дни.

Третья неделя называется Мироносицкая, начинается в 2018 году 22 апреля Днем святых Жен Мироносиц и заканчивается 28 апреля.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

В эту неделю вспоминаются святые Жены-Мироносицы, которые первые поспешили отдать последние почести распятому Учителю, но обрели Гроб пустым.

Четвертая неделя называется «О расслабленном», в 2018 году она начинается 29 апреля, когда воспоминается чудо о воздвижении расслабленного, которое совершил Христос, и заканчивается 5 мая. На этой неделе верующие задумываются о том, как важно для того, что бы начать двигаться за Христом, сначала довериться Ему и подняться (начать).

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

Пятая неделя называется «О самарянке», она в 2018 году начинается 6 мая воспоминанием беседы у колодца Христа с самарянкой и заканчивается 12 мая. Открытое сердце самарянки легко приняло слова Христа, так как они подобны чистой воде.

Шестая неделя называется «О слепом», в 2018 году она начинается 13 мая тем, что вспоминается чуда о даровании слепорожденному зрения, как ответ на веру, и заканчивается 19 мая. Чудо о слепом было совершено в субботу и стало вызовом фарисеям, запрещавшим трудиться в субботу. В четверг этой недели всегда приходится переходящий праздник Вознесения Господня, который в 2018 году приходится на 17 мая.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

Седьмая неделя по Пасхе установлена в память о Первом Вселенском соборе, она начинается 20 мая и заканчивается 26 мая. На этом Соборе епископ Мир Ликийских Николай, прозванный позже Чудотворцем, выступил против Ария и победил ересь. Во вторник этой недели, 22 мая - праздник Святителя Николая, который является непереходящим - Никола Летний. 26 мая - Троицкая родительская суббота.

После того, как все семь недель по Пасхе заканчиваются, наступает праздник Святой Троицы, который в 2018 году приходится на 27 мая.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

С самого дня Святой Пасхи до праздника Вознесения Господня все дела, трапезы и молитвословия предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровах!» Далее читается Трисвятое: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный помилуй мя!»

С Вознесения до Троицы все молитвословия начинаются с Трисвятого.

С Пасхи до Троицы молитва «Царю Небесный...» не читается.

С Пасхи до Вознесения молитва «Достойно есть» заменяется на Задостойник Пасхи.

От Вознесения до Троицы обе эти молитвы не читаются. Не надо забываться, что от Пасхи до Троицы земные поклоны в храме не совершаются.

Неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина» (по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя). В народе она именуется Проводной. По традиции именно в это время поминают умерших.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи” или ”противоположный Пасхе”- но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
Также на Фоминой неделе, во вторник второй недели, в девятый день по Пасхе, Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

Каждый день Фоминой недели имеет как своё название:

В понедельник или вторник на Фоминой неделе церковь установила поминовение усопших. Служат панихиды и ходят на кладбище.
Понедельник зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.
Вторник – это основной день Фоминой недели, который называют Радуницей, Радоницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. По словам учёных, «Радоница» происходит от слова «радость», которую принесло воскресение Христово.
Древнейшим славянским обычаем был праздник Радоница, который проводился весной в честь Рода, творца Вселенной, первейшего славянского бога. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись.
Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.
От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Церковный устав предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: «Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе». В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний (конфеты, сладости, выпечку, крашеные яички) раздают окружающим и детишкам «за упокой души».
Четверг считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.
В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.
Воскресенье на Фоминой неделе зовётся Красной горкой. В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыцики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.

mob_info