Пасха - Светлое Христово Воскресение. Значение и традиции праздника

Воскресенье Христово закончилось, но верующие почему-то продолжают приветствовать: «Христос Воскресе!»

У больших православных праздников есть дни предпразднства и попразднства - период до и после самого праздника, когда в богослужении звучат его отголоски.

Попразднство Пасхи, главного христианского праздника, самое длинное - 38 дней.

Учитывая сам день праздника и день отдания, православные празднуют Пасху 40 дней.
Столько Спаситель пребывал на земле до Своего вознесения.

Из этого периода особо выделяется первая неделя после Пасхи - Светлая седмица.

Во все дни этого праздника мы приветствуем друг друга словами « воскресе!» - «Воистину воскресе!», которыми мы исповедуем веру в воскресение Господа, обмениваемся красными яйцами, которые символизируют новую жизнь.

Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «избавление».

Христианская новозаветная Пасха - это день, в который совершился наш переход от смерти к нетленной жизни, от земли к Небу.

Своим воскресением Господь открыл людям врата рая, подарил великую радость и надежду.

Спаситель воскрес в ночь на третий день после крестной смерти, Сам, силой Своего Божества. Ночью сотряслась земля, с небес сошел ангел и отвалил камень от двери гроба-пещеры.

На рассвете женщины, взяв с собой благовонное миро, отправились ко гробу, чтобы помазать тело умершего Спасителя. Они увидели камень, отваленный от двери гроба, и ангелов, которые возвестили им о воскресении Христа.

Мироносицы поспешно рассказали об этом апостолам, но те не поверили.
Однако Иоанн и Петр все же побежали ко гробу и увидели в пустом гробу сложенные погребальные одежды.
Когда ко гробу пришла плачущая Мария Магдалина, ей явился воскресший Христос.
В тот же день Его увидели другие мироносицы, Петр, евангелист Лука, другие апостолы, кроме Фомы.
Но прежде всего, согласно Священному Преданию, воскресший Иисус явился Своей Пречистой Матери.

Итак, празднование продолжается:

*по завершение Пасхальной седмицы Церковь продолжает праздновать Пасху, но с уже с меньшей торжественностью, до Вознесения Господня, т.е. еще 32 дня;

*общее число дней празднования Пасхи равно 40 - ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.

ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ НА ПАСХУ:

Когда можно разговляться на Пасху?

Разговление (первая скоромная трапеза после окончания поста) на Пасху обычно совершается после Литургии и причастия. Если вы были на Литургии ночью, то после ночной службы можете приступать к праздничной трапезе. Если вы пришли на Литургию утром, то точно так же - после причастия - можно разговляться. Главное, ко всему нужно подходить с чувством меры. Не объедаться.

Если вы по какой-то причине не может встретить Пасху в храме, разговляться можно начинать примерно в то время, когда в храмах заканчивается праздничная Литургия. Чем хороша в этом плане Церковь? Мы и постимся вместе, и разговляемся вместе. То есть все делаем сообща. Это то, чего так не хватает современному миру, - общность.

Как правильно провести день Пасхи?

Есть ли вещи, которые нельзя делать?

В этот день нельзя грустить, ходить хмурым и ругаться с ближними. Но только помните, что Пасха - это не 24 часа, а как минимум целая неделя - Светлая седмица. В богослужебном плане Воскресение Христово празднуется семь дней.

Пусть эта неделя будет примером того, как мы всегда должны вести себя в обществе, среди людей.

Как стоит провести Пасху? Радоваться, угощать других, приглашать их к себе в гости, посещать страждущих. Одним словом, все то, что приносит радость твоему ближнему, а значит и тебе.

Что можно есть на Пасху и можно ли пить алкоголь на Пасху?

На Пасху можно есть и пить все, главное, делать это умеренно. Если вы умеете вовремя остановиться, вы можете угоститься всеми блюдами, выпить вина или немного крепких напитков - не до сильного опьянения, конечно. Но если вам трудно себя ограничивать, лучше не притрагивайтесь к алгоколю. Порадуйтесь веселием духовным.

Можно ли работать на Пасху?

Чаще всего вопрос, работать или нет, зависит не от нас. Если пасхальное воскресенье у вас выходной, это, конечно, очень хорошо. Вы можете и посетить храм, и встретиться с близкими, и поздравить всех.

Но часто бывает так, что мы оказываемся людьми подневольными и по графику работы вынуждены работать на Пасху. Нет ничего страшного в том, если вы потрудитесь. Может, и можно по этому поводу погрустить, но не больше пяти минут! Послушание есть послушание. Делайте свою работу в этот день добросовестно. Если вы в простоте и правде исполните ваши обязанности, Господь обязательно коснется вашего сердца.

Можно ли заниматься домашней работой на Пасху? Делать уборку, вязать, шить?

Когда мы где-то читаем, что в праздник есть запрет на домашнюю работу, нам стоит понимать, что не просто запрет, а благословение на то, чтобы мы провели это время во внимании к Господу, празднику и нашим ближним. Чтобы не мы зацикливались на мирской суете. Запрет на работу на Пасху не канонический, это, скорее, благочестивая традиция.

Домашние хлопоты - неотъемлемая часть нашей жизни. Вы можете заниматься ими и в праздник, но только подходя к этому разумно. Чтобы не провести Пасху, занимаясь генеральной уборкой до самой ночи. Иногда лучше, например, оставить немытую посуду в раковине, чем раздражаться на домочадцев, которые не помыли за собой тарелки.

Что значит, если человек умер на Пасху?

Это знак особой милости Божией или наказание?

Если на Пасху или на Светлой седмице умирает верующий человек, для нас это, действительно, признак милости Божией к этому человеку. Народная традиция говорит даже, что тот, кто скончался на Пасху, входит в Царствие Небесное без мытарств, то есть минуя Страшный суд. Но это «народное богословие», догматически все-таки каждый человек будет судим и даст ответ за свои грехи перед лицем Божиим.

Если же в эти дни умирает человек неверующий, то, я думаю, это ровным счетом ничего не значит. Ведь и при жизни Воскресение Христово не было для него знаком избавления от смерти...

Можно ли ездить на кладбище на Пасху?

Такой традиции не было в Церкви никогда. Она родилась среди людей во времена Советского союза, когда человек был лишен духовного общения и отстранен от Церкви. Где еще было встретиться с загробным миром, о котором говорит Церковь и с верой в существование которого так жестоко боролась власть? Только на кладбище. Ездить к родным на могилки никто не мог запретить.

С тех времен и повелось ездить на кладбище на Пасху. Но сейчас, когда храмы открыты и мы можем пойти на пасхальную службу, лучше ездить на кладбище к близким в другие дни. Например, на Радоницу - в день, когда по традиции Церковь поминает умерших. Приехать туда пораньше, привести могилки в порядок, посидеть спокойно рядом и помолиться.

Как надо приветствовать друг друга на Пасху?

Пасхальное приветствие - ангельское. Когда Жены-мироносицы пришли к Гробу Господню, чтобы помазать тело распятого Христа благовониями, они увидели там Ангела. Он возвестил им: «Что вы ищете живого между мертвыми?», то есть рассказал, что Спаситель воскрес.

Мы приветствует наших братьев и сестер по вере на Пасху словами «Христос воскресе!» и отвечаем на приветствие: «Воистину воскресе!». Тем самым мы говорим всему миру, что для нас Воскресение Христова - основа жизни.

Что принято дарить на Пасху?

На Пасху можно дарить ближним любые приятные и нужные подарки. И будет хорошо, если к любому подарку пасхальное яичко, разукрашенное или красное. Яичко как символ свидетельство новой жизни - Воскресения Христова.

Красный цвет пасхального яйца - это память о предании, согласно которому Мария Магдалина подарила императору Тиберию на Пасху яйцо. Император сказал ей, что не верит в то, что человек мог воскреснуть, что это так же невероятно, как если бы это яйцо из белого вдруг стало красным. И, по преданию, случилось чудо - на глазах у всех яйцо стало красным, как кровь Христова. Теперь крашеное яйцо - символ Пасхи, Воскресения Спасителя.

Что делать со скорлупой от освященных яиц и зачерствевшим куличом?

Благочестивая традиция говорит нам, чтобы мы не выкидывали вместе с мусором то, что освящено в храме. Все это можно сжечь, например, на приусадебном участке, и закопать пепел там, где люди и животные не будут попирать его ногами. Или опустить в речку. Или, заранее договорившись со служителем в храме, принести скорлупки туда: в каждом храме есть так называемое «непопираемое место».


ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ В ДНИ ПАСХИ

Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.

И существующий в настоящее время обычай посещать кладбища в первый день Пасхи - противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается.

На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в Храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды.

Первое поминовение усопших и первая панихида совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник - Радоница (от слова радость – ведь празднование Пасхи продолжается). В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

Можно ли после Пасхи идти на кладбище и наводить порядок на могилах, до поминальных дней?

После среды Светлой Седмицы уже можно пойти на кладбище, чтобы убрать могилы своих близких после зимы перед праздником Радоницей.

В случае смерти человека, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Дома поминать можно, можно подавать и записки, но публичное поминовение в пасхальные дни в виде панихиды не проводится.

Если на время Пасхи и Светлой Седмицы выпадает годовщина смерти, поминки переносят на период, начиная с Радоницы.

Заканчивается Великий пост и приближается праздник Пасхи. А это значит, что по всей стране будут проходить праздничные гуляния, верующие будут печь , готовить пасху, красить яйца и просто наслаждаться Празником. Но очень немногие из празднующих Пасху на самом деле знают, что значит этот праздник, когда он появился и что символизируют все пасхальные атрибуты. И чтобы помочь в этом разобраться, мы расскажем об истории и сущности праздника Пасхи и его значении для верующих.

Пасха в Древнее время

Изначально традиция праздновать Пасху пошла от еврейского народа и была связана с освобождением евреев из египетского рабства пророком Моисеем. Тогда название этого праздника звучало как Пе сах – «проходить», в значении «избавлять», «щадить». Празднование Пасхи у евреев проходило 7 дней, которые каждый правоверный иудей должен был провести в Иерусалиме. В память об исходе из Египта, в день Пасхи у евреев практиковалось ритуальное заклание в Храме однолетнего ягненка мужского пола, без порока, которого потом запекали на огне, и съедали полностью, не преломив костей, с опресноками (пресным хлебом – мацой) и горькими травами в семейном кругу в пасхальный вечер. Этот агнец так и назывался – Пасха – и служил прообразом Спасителя и напоминанием о его грядущем приходе. Горькие травы символизировали горечь египетского рабства. Также в пасхальный вечер семья употребляла в пищу кашицу из фруктов и орехов и четыре бокала вина, а отец семейства рассказывал за праздничным столом историю об исходе евреев из египетского рабства. Хлеб, как уже было сказано, употреблялся только пресный – в память о том, что евреи с большой спешкой выходили из Египта и не успели заквасить хлеб.

Пасха в период раннего христианства

После прихода Иисуса Христа Пасха была переосмыслена и приобрела совсем иное значение. Теперь Пасха являла собой прообраз смерти и Воскресения Христа. В Писании эти изменения были описаны следующим образом: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1, 29). «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).

Сейчас уже невозможно точно определить, какого именно числа (в нашем летоисчислении) произошло событие Воскресения. Например, в 2011 году дата Пасхи выпадает на 24 апреля. Слово «выпадает» выбрано не случайно. Как известно, дата празднования Пасхи не фиксированная, как у большинства праздников. И расчёт этой даты достаточно сложен.

Дело в том, что евреи жили по лунному календарю, а не по солнечному, как мы сейчас. Эти календари отличаются друг от друга на 11 дней: в солнечном году, как известно, 365 дней, а в лунном – 354 дня. Помимо этого, в лунном календаре очень быстро накапливаются ошибки, скорректировать которые невозможно. Именно поэтому сейчас сложно рассчитать день, на который выпадет праздник Пасхи.

В Евангелии записано, что Христос был распят в пятницу 14-го дня, а вокрес 16-го дня месяца Нисана, «в первый день недели» (после субботы). В раннее христианство этот день был назван Господним, позже, у славян, стал называться воскресеньем. Сам же месяц Нисан соответствовал современному марту-апрелю.

Остро вопрос о выборе дня и торжественном праздновании Пасхи раз в году встал только к II-III веку н.э., потому что случалось так, что христиане, жившие на различных территориях, имели разные календари - и поэтому дата празднования Пасхи различалась всё сильнее и сильнее. Помимо этого, иудейская Пасха и Пасха христиан Малой Азии продолжали существовать как отдельные праздники. Исходя из сложившейся ситуации, в IV в. Церковь приняла решение, что Пасха будет отмечаться в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Период, на который может выпасть этот день, определялся как 4 апреля – 8 мая. Обязанность уведомления о выбранном дне Пасхи каждый год лежала на Александрийском епископе, который, руководствуясь специальными астрономическими вычислениями, особыми пасхальными посланиями извещал все церкви о дне Пасхи в текущем году.

Как же изменилась внешняя атрибутика праздника в период раннего христианства? В сочинениях о Пасхе различных христианских писателей (Аполлинария Иерапольского, св.Ипполита Римского и др.) говорится, что Великий пост перед Пасхой символизировал страдания и смерть Христа, а Пасха теперь называлась «Крестной». Пост продолжался до воскресной ночи, после чего отмечалось Воскресение Христово как Пасха радости, или «Пасха воскресная». До сих пор многие праздничные элементы Пасхи, сформировавшиеся в раннехристианское время, сохранились в службах Великих Четверга, Пятницы и Субботы, в особой структуре ночной службы в неделю Пасхи, в праздновании воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

Пасха в период Cредних веков и Новое время

С VIII в., когда Рим принимает восточную Пасхалию, и в течение 500 лет Пасха празднуется по договоренности между Церквями Востока и Запада.

Но в 1582г. на смену ранее действовавшему юлианскому календарю пришёл грегорианский (названный по имени папы Римско-католической Церкви Григория XIII). С 1583г. папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской, в результате чего произошёл переход к более точным астрономическим датам - и католическая Пасха, в зависимости от года, стала праздноваться раньше иудейской или совпадать с ней и опережать в среднем на месяц.

Пасха в современном мире

В первой трети X в. проводились попытки создать новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский, но эти стремления не увенчались успехом, и на московском совещании было принято решение, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными Церквями по юлианскому календарю, а непереходящие – по тому календарю, которым живёт данная Церковь.

Сегодня юлианским календарем всецело пользуется только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Православные Церкви, а также Афон. Финляндская Православная Церковь полностью перешла на григорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники по новому стилю.

Празднование Пасхи и пасхальные традиции в современном мире

В современном мире празднику Пасхи предшествует семинедельный пост – как время покаяния и духовного очищения. После поста, в праздничное Воскресенье, начинается пасхальное богослужение, которое отличается от обычных церковных служб и структурой, и словами, которые на ней произносят.

Все верующие во время пасхальной службы стараются обязательно причаститься, а после окончания службы верующие «христосуются», то есть целуются при встрече и обмениваются словами: «Христос Воскресе!» и «Воистину Воскресе!»

Празднование Пасхи длится сорок дней – по количеству дней, сколько Христос являлся Своим ученикам, после чего вознёсся к Богу-Отцу. В течение этого времени, а особенно в первую неделю, самую торжественную, люди ходят друг к другу в гости, обмениваются куличами и .

Что же значат пасхальные атрибуты, использующиеся в праздновании Пасхи? Почему мы печём куличи, красим яйца, «христосуемся» и ждём благодатного огня? Сейчас мы рассмотрим самые основные пасхальные атрибуты и попытаемся ответить на все эти вопросы.

Кулич

Является символом церковного артоса, то есть большого хлеба, на котором изображены терновый венок и крест или образ Воскресенья. Этот хлеб издревле считался символом победы Христа над смертью, апостолы во время трапезы всегда оставляли пустое место за столом в середине и клали на него хлеб, предназначенный Христу. С артосом связан даже церковный пасхальный обряд, выражающийся в том, что артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе по примеру апостолов, а в конце пасхальной недели, в субботу, благословив, раздают верующим.

Крашеные яйца

Прежде всего, стоит сказать, почему яйцо. По преданию, Мария Магдалина, прибыв в Рим для проповедования Евангелия, преподнесла в дар императору Тиберию яйцо, так как на большее у неё просто не хватило денег.Во время подношения, проповедница сказала императору, что Христос воскрес из мёртвых, подобно цыплёнку, который вылупится из этого яйца.

А почему же крашеное? Дело в том, что император в ответ на такие слова Магдалины спросил: «Как может человек восстать из мёртвых? Это всё равно, что яйцо сейчас превратилось бы из белого в красное». И тут же произошло чудо – яйцо превратилось из белого в красное, символизируя пролившуюся кровь Христа.

В России также принято катать пасхальные яйца по земле, чтобы она была плодородной.

Пасхальный огонь

Пасхальный огонь, символизирующий Свет Божий, просвещающий все народы после Христова воскресения, играет большую роль в пасхальном богослужении. Есть пасхальная традиция, согласно которой в Великую Субботу, накануне Пасхи, в Гробе Господнем появляется благодатный огонь, который впоследствии разносится по православным храмам для того, чтобы верующие могли зажечь от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём с собой и стараются поддерживать этот огонь весь год.

В дореволюционной России существовала, а на Западе до сих пор существует традиция разжигания на прихрамовой территории большого костра. Этот костёр является символом Света и Обновления, а также иногда его понимают как символ сожжения Иуды. Помимо этого, у пасхального костра есть ещё один смысл – возле него могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому его можно понимать как костёр, возле которого грелся Пётр.

Пасхальное приветствие(«христосование»)

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней у верующих принято «христосоваться», приветствуя друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», и троекратно целоваться. Эта пасхальная традиция идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым».

И напоследок хотелось бы сказать, что Пасха – это ещё один замечательный повод и провести выходные по-особенному. Если Вы живёте недалеко от леса или парка, можно сделать небольшую кормушку, собрать крошки от праздничного кулича и сходить в лес покормить птиц. Малышу это подарит незабываемые впечатления! Если рядом с Вашим домом есть детские центры или просто проводятся уличные гуляния, будет очень хорошей идеей поучаствовать в этом вместе с Вашим малышом. Ну и, конечно же, если Вы живёте в столице, нельзя забывать ежегодные пасхальные гуляния в центре Москвы – на Красной площади, Васильевском спуске, в Храме Христа Спасителя. Главное в этот день – не сидеть дома, а воспользоваться дополнительной возможностью устроить праздник себе и своему ребёнку!

Пасха. История праздника

Почтовая открытка Российской империи (начало XX века) с рисунком, типичным для пасхальной открытки

Пасха (греч. πάσχα , л ат. Pascha , ивр . פסח ‎ [Pesa] - «прохождение мимо»), также - Воскресение Христово - древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебногогода. Установлен в честь воскресенияИисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником (даты для каждого церковного года свои ).

История праздника

Песах у евреев празднуется в честь Исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи. После разрушения Храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки. Праздник начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан (в еврейском календаре первый месяц библейского года, приблизительно соответствует марту - апрелю григорианского (современного) календаря и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 - вне Израиля.

В период раннего христианства начали совершать первыелитургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, и христиане.Литургиисовершались какТайная Вечеря - Пасха страданий, связанная сКрестной смертьюи воскресением Христа. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим какбогослужебный уставЦеркви, так ивероучительную сторонухристианства.

Первоначально смерть ивоскресение Христаотмечались еженедельно:пятницабыла днёмпостаи скорби в воспоминание страданий Христа, а воскресенье - днём радости. Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи - годовщины смерти Христа.

Уже воII векепраздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. В сочинениях ранних христианских писателей есть сведения о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная»; она совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная».


Жены-мироносицы у пустого гроба. Слоновая кость.
Британский музей. 420-430 гг.

В скором времени стало заметным различие традицийПоместных Церквей. Возник «пасхальный спор» междуРимоми церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось.Тогда как наЗападе, не испытывавшем влиянияиудеохристианства , сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю какполнолуниепоследня равноденствия.

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианскойойкуменыбыл поставлен императором Константином Великим на созванном в325 годусоборе епископов вНикее , впоследствии названнымП ервым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия. Все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время. Исходное определение П ервого Вселенского собора относительно Пасхи, о том что посты и праздники должны быть одновременно у всех в Церкви, стало основанием для церковного устава. Было решено праздновать христианскую Пасху так, как её праздновали в то время в большинстве церквей: «в Риме и Африке, во всей Италии, Египте, Испании, Галлии, Британии, Ливии, в целой Элладе, в эпархии азийской , понтийской и киликийской», а именно - строго после иудейской Пасхи - 14 нисана (полнолуние) и всегда в воскресенье.Днем Пасхи было выбрано ближайшее воскресение после первого весеннего полнолуния (то есть, первого полнолуния после дня весеннего равноденствия) .

СвидетельстваIV векаговорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длиласьседмицудо и после пасхального воскресенья. Только вV векеназвание Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней», «праздников праздника».

ВVI векеРимская церковь приняла восточную пасхалию. Восточная или Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Она построена на четырёх ограничениях:

Совершать Пасху после весеннего равноденствия;

Совершать не в один день с иудеями;

Не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия;

И после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету.


Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово»
(наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.), Лувр

В1582 годувРимско-католической ЦерквипапаГригорий XIIIввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

В1923 годуКонстантинопольский патриархМелетий IV (Метаксакис )провёл т. н. «Всеправославный конгресс» с участием представителейЭлладской ,РумынскойиСербскойправославных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чемгригорианскийи совпадающий с ним до2800 года. Постепенно на новый стиль перешлиКонстантинопольская, Элладская , Румынская церкви. Сегодняюлианским календарёмвсецело пользуются толькоРусская,Иерусалимская,ГрузинскаяиСербскаяправославные церкви, а такжеАфон.Финляндская православная церковьполностью перешла нагригорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другиепереходящие праздникипостарому стилю, а Рождествои другиенепереходящие праздники - поновому стилю.

Евангелие о событиях, происходящих в пасхальные дни

По древнему иудейскому преданию,Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Пасху вИерусалиме. Народ, зная о чудесномвоскрешенииЛазаря, торжественновстречаетИисуса как грядущего Царя.

Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. В наши дни Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечери Христом было установлено главное таинство христианской веры - Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; по вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом. Синоптические Евангелия (Матфея, Марка и Луки) описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветная Пасха - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной - Христом, Его Телом и Кровью.

Страстная пятница - по традиции, перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божиего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя.

Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых.

Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство Петра, а также более чем пяти сотням других людей.

На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов.

На пятидесятый день после воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Эти события легли в основу богослужебного календаря.


Тициан, Лондонская Национальная галерея
Мария Магдалинф первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это ("Не прикасайся ко Мне"), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскрешении

Расчет даты Пасхи

Общее правило для расчёта даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

ОбращениеЗемливокругСолнца(дата весеннегоравноденствия);

ОбращениеЛунывокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье.

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Однако Православная и Католическая церковь используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) может выпадать на любой из дней в период с 22 марта вплоть до 25 апреля поюлианскому календарю(что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). В Римско-католической и протестантских Церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. ВXVI веке Римско-католическая Церковьпровела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, несоответствующие реальному положению светил.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями (13 дней вXXI веке). Католическая Пасха в 30 % случаев совпадает с православной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели, и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Даты пасхального воскресенья,
2001-2020

год

Католическая

Православная

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Относительно Пасхи отмечаются всепереходящие праздникив последовательности евангельских событий:

Лазарева суббота ;

Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи;

Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи;

Пасха - Светлое Христово Воскресение ;

Пасхальная неделя (Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме) - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверование Фомы;

Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи;

Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы ).


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.348. Paul Lebedev ([email protected]) пишет: "Знакомый иудей задал интересный вопрос: "почему Иисус Христос праздновал Пасху на день раньше иудеев?"

Насколько я знаю (может быть, что-то неверно), в тот год (распятия Иисуса) иудеи праздновали Пасху в субботу, Тайная Вечеря была в четверг вечером (и поэтому относилась к пятнице, т.к. день у евреев был с вечера), в ночь на пятницу Иисуса Христа схватили, осуждение и распятие было в пятницу, и в пятницу перед вечером (и, соответственно, перед субботой) он был похоронен.

Что ответить задавшему вопрос?

Вот что я нашел в Новом Завете по этому поводу:

Существует следующее объяснение этого. Спаситель ел пасхального агнца в четверг, 13 нисана. Сам же истинный Пасхальный Агнец был принесён в жертву 14 нисана. Места, указывающие на то, что Спаситель должен был поспешить со вкушением пасхального агнца, находим в ,18; ,15. (Эрик Нюстрем, Библейский Словарь, Торонто 1980, стр. 311, ст. Пасха).

Комментаторы Библии по-разному толкуют подобную ситуацию. Есть критические школы, которые могут допустить и погрешности в описаниях, есть и те, кто пытается придумать самые разные объяснения, типа того, что Христос желал отпраздновать Пасху раньше, потому что Он знал, что не сможет праздновать ее со всеми вместе. Но все эти истолкования имеют множество трудностей. Спаситель не мог есть Пасхального агнца раньше времени, так как к тому времени ягненка закалали только в Храме. Поэтому есть несколько других истолкований, подразумевающих, что в то время было несколько групп, классов или сект среди иудейского народа, которые праздновали Пасху в разное время, и в частности, в год распятия Христа это празднование разнилось в один день. Я приведу три таких возможных объяснения из различных источников.

Со времени вавилонского пленения у евреев было двойное исчисление Пасхи и прочих праздников, сдвинутое на один день. Простонародное и официальное. Вот в чем заключалась проблема: на каждое новолуние трубили трубы, извещая наступление нового месяца. Далеко не всегда, из-за погодных условий, можно было с точностью определить, какой день был новолунием. Потому люди извещались звуком трубы. Но порой из-за расстояния или по другим причинам этот сигнал доходил с опозданием на сутки в отдельные местности. Это - начало проблемы. Затем мы видим евреев разделенных - большая часть уведены в плен в Вавилон, и маленькая группа осталась в разрушенном Иерусалиме. Большое расстояние, почти нет общения, да и разница в расстоянии может вносила некоторые визуальные поправки при наблюдении луны.

Лунно-солнечный календарь, которым пользовались евреи, и согласно которого исчисляется время празднования Пасхи и сегодня, более сложный в исчислениях, чем солнечный. Так как лунный год примерно на 11 дней (точнее на 10 дней и 21,2 часа) короче солнечного, то с определённой периодичностью в 19-летних циклах добавлялся високосный месяц - 13-й, называемый Второй Адар. Опять таки, лунный месяц заключает в себе 29 1/2 дня (точнее 29 дней и 12,8 часа), поэтому длительность месяца колебалась между 29 и 30 дней. При этом начало месяца устанавливалось методом наблюдения. В тех случаях, когда новолуние происходило только под утро, возможен был сдвиг начала месяца на целый день. День у евреев начинается с вечера, т.е. с захода солнца. Но это было не всегда. Во время вавилонского пленения евреи переняли вавилонский обычай считать день с утра. Возвратившись из плена, они вновь вернулись к прежнему время исчислению. Но среди народа существовало разногласие по этому поводу (По статье "Календарь", Еврейская Энциклопедия, Брокгауз-Ефрон 1909, т.9 стр.138-155).

Кумранские находки рукописей на берегу Мертвого моря принесли нам целый ряд книг иудейской секты ессеев времен Христа. В частности, "Книга Юбилеев" утверждает, что ессеи придерживались другого календаря, при котором Пасха всегда выпадала на один и тот же день недели, в то время, как фарисеи вычисляли Пасху по фазам луны. Община ессеев была наиболее многочисленна в Галилее, откуда был Христос и большинство его учеников. Поэтому для Иисуса было естественным отпраздновать Пасху по галлилейскому обычаю вместе с ессеями на день раньше официального праздника (Robert G. Hoerber: "Jesus et le calendrier de Qumran," New Testament Studies, vol 7, 1960, pp. 1-30).

Еще другие исследования показывают, что консервативные фарисеи и другие консервативные секты обычно старались буквально исполнять все написанное в законе, и праздновали Пасху тогда, когда она выпадала. В то же время, более либеральные Боэтизанские садуккеи и подобные им секты толковали "церемониальные субботы" () как обычные еженедельные субботы, и потому всегда поправляли календарь так, чтобы семь праздничных "суббот" всегда попадали на еженедельные субботы (по SDA Bible Commentary, vol 5, additional notes to Mat. 26).

По всем выше названным причинам, было вполне естественно разногласие в календаре на один день среди народа. Такое могло случиться и во дни Христа, чем Он мог и воспользоваться, отпраздновав Пасху на день раньше с теми, кто придерживался другого исчисления месяца, с тем, чтобы Он вообще имел возможность праздновать её, зная, что Ему надлежит быть преданным на Пасху. На это, в частности, указывают слова Христа: "Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания" ( ,15).

Этим и воспользовался Иисус. Дело в том, что совпадение праздника Пасхи и субботы - это важное событие. Обычно первый и восьмой день Пасхи - это "субботы", то есть дни отдыха. Когда праздничная суббота совпадала с еженедельной субботой, то она становилась "субботой великой". Как истинный Пасхальный Агнец, Христос должен был быть заклан в вечер начала Пасхи, 14 дня месяца Нисана. Мы это как раз и находим, что иудеи торопились покончить с распятием, чтобы успеть к началу праздника - Христос умер на заходе солнца и ягненка закалали на заходе солнца. Потому и явилась легенда (а может это и реальная ситуация), что пасхальный ягненок убежал из рук священника в храме в тот момент, когда Христос сказал "Совершилось". В тот год Пасха была натуральная - с пролитием крови Настоящего Агнца. Затем, после Пасхи, с 15-го Нисана начинался семидневный праздник опресноков, то есть, время без квасных продуктов во всех пределах израильских. Второй день этого праздника, 16-го Нисана, который в данном случае выпадал на первый день недели, приносился первый сноп нового урожая - сноп потрясения. Воскресший Христос являлся этим же "первым снопом" от воскресших и искупленных. Христос хотел праздновать Пасху со Своими учениками, чтобы установить в это время новый обряд вместо исполняющегося, а следовательно, теперь уже и не нужного иудейского праздника. Вы помните, что говоря о Законе, Христос в показал, что закон имеет силу до тех пор, пока он не исполнится. Пасха исполнилась тогда, когда символ встретился с реальностью - ягненок, указывавший на Мессию был заменен реальным Мессией. Так что для того, чтобы больше не говорить о будущем во время Пасхи, Христос установил новый праздник, напоминающий о прошлом - вечерю Господню. Так что двойное исчисление календаря позволило Христу, так сказать, "убить два зайца" - и установить новую Пасху, и вовремя умереть в день официальной Пасхи.

Читайте еще по теме "Пасха, праздники":

31 май

Главный христианский праздник - Пасха, или Воскресение Христово. Отмечали его россияне даже в безбожные времена, когда было запрещено ходить в храм. Народ свято хранил правила празднования Пасхи. Многие из них имеют очень древние корни, некоторые зародились в России. Но все свидетельствуют о глубокой любви к этому светлому дню.


Особенности богослужения

Ночной крестный ход - главная особенность службы в этот день. Даже не понимая смысла праздника, в заветную ночь люди шли в храм. Но чтобы правильно, по-христиански, отмечать Пасху, необходимо начать подготовку к нему с молитвы. Как это сделать? Прийти в храм не под конец, а к началу Полунощницы. Время начала различное, обычно около 11 ночи, но в любом случае - до полуночи. В целом же служба проходит несколько часов, поэтому следует перед ней отдохнуть.

  • В это время посреди храма еще находится Плащаница - символ погребения Христа. Духовенство начинает кадить, затем в тишине переносит ее в алтарь.
  • Около полуночи начинается основная служба - утреня. Прихожане готовятся совершать крестный ход - всем желающим раздают иконы, мужчинам - хоругви.

Когда процессия собрана, духовенство начинает в алтаре негромкое пение, люди выходят из храма, его двери запираются. Это символизирует гроб Господень, вход в который был завален камнем.

Крестный ход обычно очень торжественный, ночное небо освящается мощными фонарями, певчие поют, прихожане тоже. Верующие очень долго готовятся к празднику, более 40 дней. Перед закрытыми дверями процессия останавливается. Архиерей начинает петь тропарь праздника. Двери открываются, люди с пением входят в церковь, очень торжественный момент, который продолжается пением пасхального канона.

Каждый год читается слово св. Иоанна, которое прекрасно отражает суть праздника. Христос, ради такого светлого праздника, принимает всех, кто к Нему приходит. Неважно, постился человек или нет. Неважно, сколько раз он согрешил. Христос всех искупил своей кровью и ждет каждого! Великий праздник, отверзающий людям райские двери!

Произносятся поздравления от Патриарха, правящего архиерея данной епархии. Дальше идет главное христианское богослужение - Литургия. Она служится с открытыми царскими вратами. По правилам во время Пасхи они остаются такими все время. Это знак того, что Сын Божий сделал вход в рай доступным для людей.


Даты праздника

После разделения христианских церквей на Западную и Восточную в России стали придерживаться собственных правил вычисления даты Пасхи. Когда ее отмечать - можно узнать из специального календаря. Дата может приходиться на числа с 22 марта по 25 апреля. Обычно отличается от католической, потому что Западная церковь давно уже приняла григорианский календарь. Но периодически выпадают такие даты, когда Пасха совпадает у всех деноминаций. Например, в 2017 году все будут отмечать 16 апреля.


Российские традиции

В каждой стране есть собственные обычаи, которым люди следуют во время Светлой Седмицы. Как отмечают Пасху в России?

  • В течение 40 дней (пока не наступает Вознесение) люди приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»
  • Также принято троекратно целоваться (христосоваться).
  • Главными символическими блюдами являются куличи и крашеные яйца. Пасха должна быть сделана из творога, орехов, цукатов - она символизирует сладость райской жизни. Яйца же напоминают о том, как Христос пребывал в гробу. Камень (скорлупа) скрывал новую, вечную жизнь. Красный цвет - напоминает и о страданиях, и о царском достоинстве Иисуса.
  • Придя из храма, согласно церковным правилам, надо разговеться - покушать праздничной еды. Первым делом вкушается яйцо и кусочек Пасхи, потом можно приниматься за остальную еду. Пищу следует освятить в храме, обычно это делается заранее. Ведь начиная с пятницы христиане, по правилам, должны постоянно пребывать на службах в храме. Времени на подготовку уже не остается.

В России также принято отмечать Пасху народным гуляньями. Они начинались прямо во дворе храма в первый же день праздника (всего из насчитывается 40). Первое воскресение называется Красная горка. Традиционная забава - стукаться крашеными яйцами. В дни, когда отмечают Пасху, богослужения намного короче обычных. Постоянные прихожане могут причащаться без предварительного поста - в такие светлые праздничные дни он просто запрещен.

Традиции других народов

  • В Северной Америке одним из главных блюд праздничного стола является ветчина, дополненная ананасами. По правилам, в этих странах принято дарить детям корзинки со сладостями. Проходят соревнования по катанию пасхальных яиц.
  • Пасха в Греции - государственный праздник. Она отмечается приготовлением особого хлеба. Вечером Великой субботы греки готовят суп из ягненка. Это блюдо подают после службы.
  • Поляки же готовят особое печенье - для начинки используют яблоки, сливы или цитрусовые, добавляют тертые орехи. Сверху угощение покрывают глазурью.

Пасха - повод для великой радости. Чтобы встретить ее по всем правилам, необходимо, прежде всего, подготовить свою душу при помощи поста, покаяния, причащения. Тогда любое угощение будет в радость, а близких порадует ваше праздничное настроение.

Как отмечают Пасху - правила празднования Пасхи was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

mob_info