Крузенштерн интересные факты из жизни. Краткая биография адмирала крузенштерна

Иван Фёдорович Крузенштерн (1770 - 1846),

русский мореплаватель, адмирал, руководитель первого русского кругосветного путешествия.


Иван Фёдорович Крузенштерн - военный моряк по образованию. С целью совершенствования в морском деле был послан российским правительством на английский флот. Суда, на крторых служил Крузенштерн ходили к берегам Канады, в Вест- Индию, Южную Америку, Индию, Китай.

В 1802 году Иван Фёдорович Крузенштерн разработал и предложил русскому правительству проект кругосветного плавания. Проект был принят, а Крузенштерн назначен начальником экспедиции.
В состав ее входило два судна — «Надежда» (командир Крузенштерн) и «Нева» (командир Ю. Ф. Лисянский).
Экспедиция должна была установить связь с русскими колониями в Северной Америке и с Камчаткой, доставить русское посольство в Японию, провести научные исследования.
Корабли отплыли из Кронштадта в августе 1803 году. Посетив Маркизские и Гавайские острова, они разошлись: «Надежда» под руководством Крузенштерна направилась в Петропавловск-Камчатский, а «Нева» — на Аляску.
В августе 1804 года «Надежда» отправилась в Японию и доставила туда русское посольство. Однако переговоры с японским правительством потерпели неудачу.
Простояв семь месяцев в Нагасаки, корабль двинулся в направлении Камчатки. Крузенштерн произвел гидрографические исследования в Японском море, заснял часть Курильских островов, Сахалина.
Из Петропавловска-Камчатского посольство направилось по суше в Петербург, а Крузенштерн на «Надежде» снова поплыл к Сахалину с целью изучения его восточных берегов.
В сентябре 1805 «Надежда» отправилась в обратный путь. В китайском порту Гуанчжоу к кораблю снова присоединилась «Нева».

Обойдя Африку с юга, в июне 1806 года они прибыли в Кронштадт. Экспедиция нанесла на карту многочисленные острова в Тихом океане, уточнила карты морских течений, провела астрономические наблюдения и собрала ценные материалы по фауне, флоре, этнографии посещенных островов.

Свое плавание Крузенштерн описал в книге «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева»».

По возвращении Крузенштерн служил директором в Морском кадетском корпусе. Опубликовал Атлас Южного моря.

Адмирал Крузенштерн вышел в отставку в 1842 году вернулся на родину, в Эстонию.

Похоронен Иван Фёдорович Крузенштерн в столице Эстонии городе Таллине в Соборной лютеранской церкви.

Его именем назван ряд островов, проливов, мысов в Тихом океане, гора на Новой Земле.
В 1869 году, к столетию со дня его рождения, на берегу Невы, напротив здания Морского корпуса, И.Ф.Крузенштерну был поставлен памятник. Скульптуру создавал И. Н. Шредер.

Российский учебный парусник «Крузенштерн», названный именем замечательного мореплавателя, в кругосветном плавании (2005 год), посвященном 200-летию исторического плавания Крузенштерна.

Крузенштерн, Иван Федорович (1770-1846) - адмирал, первый русский путешественник кругосветного плавания.

Биографические данные. Военная деятельность

Происхождение - дворянское. Был 3 года учеником Морского корпуса в Кронштадте. В 1788 году война со шведами прервала учение. Был произведен в мичманы в 1789 году и отправлен на корабль «Мстислав». На этом корабле началась военная деятельность. Проявил себя сразу в Гогланском сражении в 1789 году, в Эландском и в морских баталиях при Ревеле Красной Горке. После выборгского сражения со шведами получил звание лейтенанта. С 1793 по 1799 год служил на английских судах в Индийском и Атлантическом океане, а также в Южно-Китайском море. За заслуги получил очередное звание капитан-лейтенанта. В это же время побывал в Индии, Барбадосе, Суринаме и на Бермудских островах. Увидел мыс Доброй Надежды, посетил Китай. В это время обдумывал проект кругосветного плавания. Реализация этого плана открыла бы для русского флота большие перспективы. Когда в 1799 году оказался в России, он сразу показал свой проект в морском министерстве. Но получил отказ. И лишь в 1802 году проекты кругосветных плаваний для торгового сообщения с Балтикой и Аляской, были утверждены императором Александром I.

Кругосветное путешествие

Иван Федорович Крузенштерн возглавил первую русскую кругосветную экспедицию. В 1803 году из Кронштадта вышли два небольших судна «Нева» и «Надежда». Помощником на «Неве» был его товарищ, капитан-лейтенант Лисянский Ю. Целью экспедиции было снабжать товарами русский Тихоокеанский флот при помощи выявления новых маршрутов по устью Амура и близлежащих территорий. В этом плавании, впервые в истории нашего флота, корабли пересекли Экватор. Дальше путь лежал на юг. В 1804 году обогнули мыс Горн. На севере Тихого океана особенно были интересны Камчатка, Сахалин и Курильские острова.

Итоги кругосветного путешествия

Летом 1806 года экспедиция вернулась в Кронштадт. Была проделана огромная работа на протяжении всего пути. Велись записи, составлялись карты, планы. И конечно, нравы и быт дикарей занимали особое место в рассказах путешественников. Был составлен большой атлас с картами и пособие с описанием путешествия. Государь высоко оценил труд Крузенштерна и Лисянского. Была сделана особая медаль. Путешествие имело огромное значение для русского флота. Были получены бесценные сведения о малоизвестных странах, и появилась возможность вести торговлю в колониях морским путем. Географические исследования Атлантического и Тихого океанов были подробно описаны в научных трудах И.Ф. Крузенштерна. Трехтомник «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» переведен на все европейские языки.

Преподавательская деятельность

В 1811 году получил назначение инспектора классов кадетского корпуса. А в 1814 году работал над инструкцией для новой кругосветной экспедиции 1815-1818 годов. Посетил Англию, чтобы заказать необходимые инструменты для экспедиции. В 1827 году стал директором Морского кадетского корпуса. Благодаря ему там произошли огромные перемены в образовательном процессе. Были созданы библиотека, музей и астрономическая обсерватория. Сейчас это Военно-Морская академия.

И.Ф. Крузенштерн пользовался огромным уважением. К нему обращались многие известные мореплаватели за помощью в подготовке экспедиций.

Память

Прожил интересную и созидательную жизнь. Умер 12 августа 1846 года. В Санкт-Петербурге в 1874 году был открыт памятник И.Ф. Крузенштерну напротив морского корпуса. В честь него назван пролив, риф и барк.

В 1993 году Банк России выпустил памятные монеты «Первое русское кругосветное путешествие».

Авиакомпания Аэрофлот увековечила имя И.Ф. Крузенштерна в названии своего аэробуса.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Крузенштерн Иван Федорович, биография.

Биография публикуется по полярной энциклопедии школьника "Арктика - мой дом", том "История освоения Севера в биографиях знаменитых людей" (М., 2001).

Крузенштерн Иван Федорович (1770–1846), мореплаватель, исследователь Тихого океана, ученый-гидрограф, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал, почетный член Петербургской академии наук.

Родился в Северной Эстонии в небогатой дворянской семье. Досрочно окончил Морской кадетский корпус. В 1793–1799 годах служил волонтером на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море. По возвращении Крузенштерн дважды представлял проекты прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и Аляске. В 1802 году был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции.

Летом 1803 года вышел из Кронштадта на двух шлюпах - "Надежда" (на борту находилась миссия в Японию во главе с Н. Резановым) и "Нева" (капитан Ю. Лисянский). Главная цель плавания - исследование устья Амура и прилегающих территорий для выявления удобных баз и маршрутов снабжения тихоокеанского флота. Суда обогнули мыс Горн (март 1804 года) и через три недели разошлись. Через год Крузенштерн на "Надежде", "закрыв" по пути мифические земли юго-восточнее Японии, прибыл в Петропавловск-Камчатский. Затем он доставил Н. Резанова в Нагасаки и, возвращаясь весной 1805 года в Петропавловск, описал северные и восточные берега залива Терпения. Летом продолжил съемочные работы, впервые заснял около 1000 километров восточного, северного и частично западного берега Сахалина, приняв его за полуостров. В конце лета 1806 года вернулся в Кронштадт.

Участники первой русской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в науку, убрав с карты несуществующий остров и уточнив положение многих географических пунктов. Они открыли межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, измерили температуру воды на глубинах до 400 метров, определили ее удельный вес, прозрачность и цвет; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в акваториях Мирового океана.


Кругосветное плавание Крузенштерна.

В начале Отечественной войны 1812 года треть своего состояния (1000 рублей) Крузенштерн пожертвовал на народное ополчение. Почти год провел в Англии в составе российской дипломатической миссии. В 1809–1812 годах опубликовал трехтомное "Путешествие вокруг света...", переведенное в семи странах Европы, и "Атлас к путешествию...", включавший более 100 карт и рисунков. В 1813 году был избран членом академий и научных обществ Англии, Франции, Германии и Дании.

В 1815 году Крузенштерн ушел в бессрочный отпуск для лечения и научных занятий. Составил и издал двухтомный "Атлас Южного моря" с обширными гидрографическими примечаниями. В 1827–1842 годах был директором Морского кадетского корпуса, стал инициатором создания при нем высшего офицерского класса, впоследствии преобразованного в Военно-морскую академию. По инициативе Крузенштерна была снаряжена кругосветная экспедиция О. Коцебу (1815–1818), экспедиции М. Васильева - Г. Шишмарева (1819–1822), Ф. Беллинсгаузена - М. Лазарева (1819–1821), М. Станюковича - Ф. Литке (1826–1829).

Благо России Крузенштерн ставил превыше всего. Не боясь последствий, смело осуждал крепостнические порядки в стране и палочную дисциплину в армии. Уважение к человеческому достоинству, скромность и пунктуальность, обширные знания и талант организатора привлекали к исследователю людей. К нему обращались за советом многие выдающиеся отечественные и зарубежные мореплаватели и путешественники.

Именем Крузенштерна названы 13 географических объектов в различных частях планеты: два атолла, остров, два пролива, три горы, три мыса, риф и губа. В Петербурге в 1869 году установили памятник Крузенштерну.

Барк Крузенштерн.

Учебное парусное судно «Крузенште́рн» - четырёхмачтовый барк, назван именем известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна (нем. Adam Johann von Krusenstern). Порт приписки судна - Калининград.

Известный немецкий судовладелец из Гамбурга, компания Фердинанда Лайеша, заказала в 1925 году на верфи Дж. Текленборга в Гестемюнде возле Бремерхафена большой стальной парусник – четырехмачтовый барк для Капгорновской линии. Меньше года ушло на постройку корпуса.

По давней традиции, названия судам, построенным для компании «F. Laeizs», давали женщины из большой семьи главы фирмы, и эти называния должны были начинаться на букву «Р». На этот раз столь высокая честь досталась дочери одного из судовладельцев, Эрика Ф. Лайеша, одиннадцатилетней Кристине Лайеш. Рука девочки не дрогнула, бутылка шампанского разбилась о кованый форштевень судна. Звонкий детский голосок произнес: «Называю тебя «Padua». Вряд ли кто мог тогда предполагать, что новому паруснику предназначена долгая и славная судьба.

«Падуа» вошла в десятку крупнейших парусников мира. Наибольшая ее длина – 114,5 м, ширина – 14,02м, осадка по конструктивную линию – 7,2 м, полное водоизмещение – 6400 тонн.


Общий вид четырехмачтового барка «Крузенштерн».

1 - фок; 2 - нижний фор-марсель; 3 - верхний фор-марсель; 4 - нижний фор-брамсель; 5 - верхний фор-брамсель; 6 - фор-бом-брамсель; 7 - грот; 8 - нижний грот-марсель; 9 - верхний грот-марсель; 10 - нижний грот-брамсель; 11 - верхний грот-брамсель; 12 - грот-бром-брамсель; 13 - грот II; 14 - нижний марсель II грота; 15 - верхний марсель II грота; 16 - нижний брамсель II грота; 17 - верхний брамсель II грота; 18 - бом-брамсель II грота; 19 - бом-кливер; 20 - средний кливер (мидл-кливер); 21 - кливер; 22 - фор-стень-стаксель; 23 - грот-стень-стаксель; 24 - грот-брам-стень-стаксель; 25 - стень-стаксель II грота; 26 - брам-стень-стаксель II грота; 27 - апсель; 28 - крюйс-стень-стаксель; 29 - нижняя бизань; 30 - верхняя бизань; 31 - гаф-топсель; 32 - полубак; 33 - шкафут; 34 - шлюпочная палуба; 35 - ходовой мостик на штурманской рубке; 36 - машинный кап; 37 - радиорубка; 38 - пост управления рулем.

В свои четыре трюма с твиндеками судно могло брать 4000 тонн груза. Парусное вооружение «Падуа» было упрощенным. На палубе у мачт находились марсофальные, брамфальные и брасовые лебедки, вдоль бортов располагались ручные механические шпили для работы со шкотами нижних парусов. Все это позволяло меньшему экипажу справляться с огромной парусностью и тяжелым рангоутом. Общая площадь парусов, которую судно могла нести на 4-х мачтах высотой 56 метров, составляла от 3400 до 3800 кв. метров. Вес всего рангоута – 200 тонн. По всем данным, «Падуа» была классическим и, как окажется спустя годы, последним винджаммером – выжимателем ветра.

В первый рейс на «Падуа» капитаном был назначен Карл Шуберг. С 1926 по 1941 год парусник совершил в общей сложности семнадцать рейсов, пятнадцать из которых были трансокеанскими, - в чилийские порты Южной Америки и Австралию. Двадцать восемь раз огибал винджаммер мыс Горн, десятки тысяч тонн грузов было перевезено в его трюмах.

После окончания Второй мировой войны было принято решение поделить германский флот между странами-победительницами: СССР, США и Англией. В январе 1946 года на «Падуа» был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн» - в честь адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, руководителя первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 годов, ученого-гидрографа, воспитателя целой плеяды замечательных российских мореплавателей. В 1959 – 1961 годах «Крузенштерн» прошел капитальный ремонт и дооборудование на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе.

После ремонта в течение пяти лет экспедиционно-океанографическое судно «Крузенштерн» в составе большой группы других судов выполняло научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивало морскую практику военно-морских учебных заведений. Командовал парусником капитан 1 ранга Павел Васильевич Власов.

В июне 1967 года учебный парусник «Крузенштерн» вышел из порта Рига в свой первый рейс под вымпелом флота рыбной промышленности СССР.

Начало очередного ремонта барка «Крузенштерн» на Кронштадтском морском заводе относится к 1968 году. Он проводился по правилам и под наблюдением Морского Регистра СССР.

В январе 1972 года произошла смена капитанов: П.В. Власов передал свои полномочия старшему помощнику Г.Г. Савченко-Осмоловскому. Затем капитаном судна был назначен Иван Григорьевич Шнейдер.

В 1977-1983 годах на «Крузенштерне» каждые 2-3 рейса менялись капитаны «Крузенштерна». И.Г. Шнейдер вышел на пенсию, его заменил бывший сослуживец по военной службе на ЭОС «Крузенштерн» Владимир Трофимович Роев. Затем на мостик заступил Владимир Александрович Толмасов – моряк-парусник из Мурманска. В 1978 году капитаном судна был назначен Ян Ануфриевич Смелтерис, бывший военный моряк, который несколько лет прослужил на ЭОС «Крузенштерна» в одно время с И.Г. Шнейдером. Позже его сменил Алексей Борисович Перевозчиков.

В 1983 году УПС «Крузенштерн» было передано из Балтийского отряда учебных судов в порту Рига производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в порту Таллин. Капитаном на «Крузенштерне» в это время был Геннадий Васильевич Коломенский. В 1991 году совершилось, можно сказать, историческое событие для учебного четырехмачтового барка «Крузенштерн». Согласно приказу Министерства рыбного хозяйства № 113 от 25 марта 1991 года судно передавалось от объединения «Эстрыбпром» в Таллине Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ) в Калининграде.

Сегодня барк «Крузенштерн» принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. Барк регулярно участвует в международных парусных регатах.

Наибольшего успеха в международных регатах «Крузенштерн» добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. «Крузенштерн» победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную скорость - 17,4 узлов (32,4 км/час).

Уже в Советском Союзе барк «Крузенштерн» под командованием капитанов П. В. Власова и Н. Т. Шульги совершал плавания из Балтийского моря в Чёрное море. С 1976 по 1984 годы капитаном судна был И. Г. Шнайдер, затем Г. В. Коломенский, затем Олег Константинович Седов. Сегодня капитан Новиков Михаил Вячеславович.

В дополнение:

Источники:

Крузенштерн Иоганн Антон (Иван Федорович) (1770-1846) - русский мореплаватель, адмирал, почетный член петербургской Академии Наук.

Иван Федорович Крузенштерн родился в дворянской семье 8 ноября 1770 года. В 14 лет он стал воспитанником Морского кадетского корпуса. В конце мая 1787 года он был произведен в гардемарины и летом ушел в свое первое учебное плавание по Балтийскому морю.

В 1788 окончил Морской кадетский корпус, в том же году участвовал в Голландском сражении. В 1793 был направлен волонтёром в Англию для совершенствования в морском деле. Плавал в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. В 1799 вернулся в Кронштадт.

В 1802 Иван Федорович Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции (1803-06). 7 августа 1803 при большом стечении народа экспедиция Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах "Надежда" (на борту которого находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым) и "Нева" (которым командовал однокашник и помощник Крузенштерна капитан Юрий Лисянский). Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота.

После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на "Неве" пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились. От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись: "Нева" отправилась к берегам Аляски, а "Надежда" прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно в Петропавловск-Камчатский, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения.

Летом 1805 впервые приблизился к берегам Сахалина, пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и ошибочно решил, что Сахалин не остров и соединен с материком перешейком. Из Петропавловска осенью того же года Крузенштерн перешел в Кантон, а в конце лета 1806 - в Кронштадт.

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определили ее удельный вес, прозрачность и цвет; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана. Во время плавания Крузенштерна впервые было положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана; Крузенштерн произвёл опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии.

Беспримерное в истории отечественного мореплавания путешествие закончилось блистательно. Оно не только имело неоценимое научное и практическое значение, но и явилось новым доказательством доблести и трудолюбия русских моряков. Это историческое плавание полностью подтвердило мысль о том, что доставлять товары на большие расстояния удобнее и выгоднее именно морским путем. Таким путем Россия может вести и торговлю с Китаем.

Отечественные ученые приветствовали российских первооткрывателей. Петербургская Академия наук направила Крузенштерну специальное послание: "Ожидания академии были оправданы самым блистательным образом, и это столь же смелое, сколь и счастливое плавание, совершенное под Вашим благоразумным управлением, не только возвысило славу русского флота в глазах всей Европы, но и обогатило науку открытиями и исследованиями, далеко раздвинувшими предметы естествознания и географии".

Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований Крузенштерн изложил в 3-томном труде "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева" (1809-12, 2 изд. 1950).

С 1811 году Иван Федорович Крузенштерн был назначен инспектором, а в 1827 - директором Морского кадетского корпуса.

В 1842 году, уже будучи в звании адмирала, Иван Федорович ушел в отставку и уехал к себе в имение. Но трудиться не прекращал, и в 1845 году вместе с другими крупными исследователями- Ф. П. Врангелем, Ф. П. Литке и К. М. Бэром - принял участие в создании Русского географического общества, ставшего впоследствии крупнейшим центром географической науки в России.

Именем Крузенштерна названо двенадцать географических пунктов, в их числе атолл в архипелаге Маршалловых островов в Тихом океане, мыс на острове Парамушир в Охотском море, гора в Антарктиде...

Иван Федорович Крузенштерн умер 12 августа 1846 года. Он похоронен в Домском соборе в Ревеле (Таллинн).

6 ноября 1873 года в Петербурге, на набережной Васильевского острова, напротив Морского кадетского корпуса был установлен памятник. Его авторы - скульптор И. Н. Шредер и архитектор И. А. Монигетти, "Первому русскому плавателю вокруг света Ивану Федоровичу Крузенштерну от почитателей его заслуг", - гласит надпись на нем.

Крузенштерн Иван Фёдорович (1770- 1846), мореплаватель, адмирал (1842 г.), руководитель первой русской кругосветной экспедиции, исследователь дальневосточного побережья.

Родился 19 ноября 1770 г. в имении Хагиди в Эстляндии (ныне в Эстонии). Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге (1788 г.). Участвовал в сражениях против шведов. Затем служил добровольцем в английском флоте: воевал с французами в Атлантическом океане у берегов Северной Америки, ходил к Антильским островам, в Индию и даже в Южный Китай.

Организовать собственную экспедицию Крузенштерну удалось не сразу: первый проект (1799 г.) правительство Павла I отклонило. Зато второй (1802 г.) был принят Александром I. Плавание продолжалось больше трёх лет: корабли «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта в конце июля 1803 г., пересекли Атлантический, затем Тихий океан, исследовали Дальний Восток и через Индийский океан и Атлантику вернулись домой 19 августа 1806 г.

В том же году Крузенштерна избрали почётным членом Петербургской академии наук.

На Дальнем Востоке мореплаватель исследовал восточное, северное и северо-западное побережье Сахалина и составил подробные карты. Измерив глубины у северного входа в Амурский лиман, он подтвердил вывод Ж. Ф. Лаперуза о том, что Сахалин - полуостров. (Впоследствии этот вывод был опровергнут.)

В 1811 г. Крузенштерн стал преподавателем Морского кадетского корпуса, а с 1827 по 1842 г. - его директором. По инициативе Крузенштерна здесь был создан высший офицерский класс (ныне Военно-морская академия).

В 1809-1812 гг. вышло в свет трёхтомное «Путешествие вокруг света в 1803-1806 гг. на кораблях „Надежда” и „Нева”», а в 1813 г. - «Атлас к путешествию капитана Крузенштерна».

Адмирал участвовал в основании Русского географического общества (1845 г.).

mob_info