Войска тимура 1395 году захватили. Три версии хождения Тамерлана на Русь

Тамерлан (1336-1405) – тюрко-монгольский завоеватель, чьи победы, характеризующиеся актами бесчеловечной жестокости, сделали его хозяином большей части Западной Азии.

Тамерлан или Тимур (Тимур-Ланг, «Тимур Хромой») принадлежал к тюркизированному монгольскому клану Барлас, представители которого, по мере продвижения монгольских армий на запад, поселились в долине Кашка, близ Самарканда. Тамерлан родился близ Шахрисабза 9 апреля 1336 года. Это место находится на территории современного Узбекистана между реками Амударьей и Сырдарьей, а в момент его рождения эти земли принадлежали хану Чагатаю, названному в честь основателя своего рода, второго сына Чингисхана.

Европейская версия имени Тимура – «Тамерлан» или «Tamberlane» восходит к тюркскому прозвищу Тимур-и-Ленга, что означает «Тимур Хромой». Доказательства хромоты Тимура были найдены в 1941 году в результате вскрытия его могилы группой советских археологов, возглавляемых Михаилом Герасимовым. На бедренной кости левой ноги Тимура были обнаружены следы двух ранений. Причины хромоты Тимура в разных источниках трактуются по-разному. Согласно одним источникам, он начал хромать ещё в детстве, когда однажды упал с лошади, а прозвище Тимур-Хромец приклеилось к нему благодаря сверстникам-мальчишкам. Другие авторы утверждают, что хромота Тамерлана была следствием боевого ранения, полученного им в 1362 году. Историки расходятся во мнениях и относительно того, на какую именно ногу хромал Тимур. Однако большинство историков утверждает, что больной ногой завоевателя была левая, что, впрочем, было довольно убедительно подтверждено советскими археологами.

В 1346 – 1347 гг. казанский хан Чагатай, потерпел поражение от эмира Казгана и был убит, вследствие чего Средняя Азия перестала быть частью его ханства. После смерти Казгана (1358 г.) последовал период анархии, и войска Туглак-Тимура, правителя территорий за Сырдарьей, известных как Могулистан, вторглись в Мавераннахр сначала в 1360 году, а затем в 1361 году в попытке захватить власть.

Тимур объявил себя вассалом Туглак-Тимура и стал правителем территории от Шахрисабза до Карши. Вскоре он, однако, восстал против правителей Могулистана и создал союз с Хусейном, внуком Казгана. Вместе в 1363 году они разбили армию Ильяса-Ходжи, сына Туглак-Тимура. Однако примерно в 1370 году союзники рассорились и Тимур, пленив своего соратника, объявил о намерении возродить Монгольскую империю. Тамерлан стал единоличным хозяином Средней Азии, поселившись в Самарканде и сделав этот город столицей нового государства и своей основной резиденцией.

Карта Чагатайского ханства

Расширение империи

Первые кампании Тамерлана были направлены против Хивы и Могулистана. А после 1381 года он обратил свое внимание на запад, начав экспедиции в Иран, Ирак, Малую Азию и Сирию.

Правители покоряемых княжеств были неспособны эффективно противостоять хорошо организованной армии Тимура. Восточная Персия и Хорасан были полностью покорены в 1382 - 1385 годах; Фарс, Ирак, Армения и Азербайджан пали в период с 1386 до 1394 года; Грузия и Месопотамия перешли под контроль Тамерлана в 1394 году.

Занимаясь покорением Азии, Тимур не забывал и о борьбе с Золотой ордой и лично с ханом Тохтамышем. В 1391 году, преследуя Тохтамыша, Тимур достиг южной Руси, где и разбил ордынского хана. Попытка Тохтамыша исправить ситуацию в 1395 году и его вторжение на Кавказ успеха не имели, и он был окончательно разгромлен на реке Куре.

От планирования похода на Москву Тимура, уже разорившего Астрахань и Сарай, отвлекло мощное персидское восстание, впоследствии подавленное со свойственной Тамерлану жестокостью. По всей Персии были разрушены целые города, жители убиты, а их черепа замурованы в стены городских башен.

Тимур наносит поражение мамлюкскому султану Египта Султан Насир адину Фараджу

Семилетний поход Тамерлана

В 1399 году Тамерлан вторгся в Индию. По результатам жестокого разграбления Дели было навьючено 90 слонов, которые несли самые различные грузы – от камней для строительства мечети в Самарканде до драгоценностей. С похода в Индию стартовала знаменитая Семилетняя кампания Тамерлана (1399-1403 гг.), в ходе которой завоеватель ввязался в противостояние с двумя самыми могущественными правителями Западной Азии – султаном Турции и султаном Египта.

Сирия, тогда являвшаяся частью Египта, была полностью захвачена к весне 1401 года. Дальнейший путь Тамерлана лежал к Багдаду, обороняемому войсками Султана Ахмада, оказавшими завоевателям упорное сопротивление. Багдад был взят в результате успешного штурма в июне 1401 года. Резня, устроенная Тамерланом в захваченном городе, была ужасной. Головы убитых горожан были сложены в 120 башен. Багдад был полностью разграблен.

Зиму 1401 – 1402 годов Тамерлан провёл в Грузии. И уже весной 1402 года начал наступление в Анатолии. В битве под Анкарой 20 июля 1402 года Тамерлан разбил войско своего главного врага турецкого султана Баязида (Баязета), пленив его самого.

Бесчеловечного заточения Баязета в железной клетке, предназначенной для диких зверей, навсегда вошла в историю. Однако некоторые исследователи утверждают, что история с клеткой – не более чем результат неверного истолкования записи историка Арабшаха, что однако нисколько не умаляет очевидной нечеловеческой жестокости Тамерлана по отношению к побеждённым противникам.

Тимур окончил свою Семилетнюю кампанию, достигнув Самарканда в августе 1404 года. Однако уже к концу этого же года он затеял ещё более грандиозное предприятие – поход в Китай, который обрёл независимость от монголов лишь за 30 лет до этого. Однако его планам по завоеванию Китая не суждено было осуществиться – находясь в Отраре, что на восточном берегу реки Сырдарьи (современный Южный Казахстан), Тамерлан тяжело заболел и умер 18 февраля 1405 года.

Василий Васильевич Верещагин.Двери Тимура (Тамерлана).1872

Наследие Тамерлана

Благодаря своему поистине выдающемуся воинскому мастерству и невероятной силе личности, граничащей с демонизмом, Тамерлан смог создать империю, простирающуюся от России до Индии и от Средиземного моря до Монголии.

В отличие от завоеваний Чингисхана, завоевания Тамерлана не имели целью открытие новых рынков, оживление торговых путей. Целью всех походов Железного Хромца был тотальный грабёж побеждённых.

Несмотря на колоссальные размеры империи Тимуридов, ей не суждено было просуществовать долго, потому как Тамерлан не потрудился создать на завоёванных территориях внятной структуры государственного управления, он лишь уничтожал существовавший ранее порядок, ничего не предлагая взамен.

Хотя Тамерлан стремился быть хорошим мусульманином, он явно не чувствовал угрызений совести за уничтожение мусульманских городов, массово убивая их жителей. Дамаск, Хива, Багдад – эти древние центры ислама навсегда запомнили жестокость Тимура. Безжалостное отношение завоевателя к древним мусульманским центрам было, вероятно, обусловлено его стремлением сделать главным городом ислама собственную столицу – Самарканд.

По данным ряда современных источников, от рук солдат Тамерлана погибло около 19 миллионов человек. Хотя число жертв завоеваний Хромого Тимура, вероятно, преувеличено, их счёт явно идёт на миллионы.

В постсоветском Узбекистане Тамерлан сделан национальным героем. Однако жители таких узбекских городов, как Хива относятся к этой, безусловно, великой личности весьма неоднозначно – их генетическая память хранит воспоминания о его зверствах.

Куликовская битва, как бы ни была она знаменательна, не определила последующую историю Московского княжества и Руси в целом. Наоборот, она, на мой взгляд, послужила началом самых кровавых и несчастливых десятилетий нашей истории. Мы видим, знаем и изучаем то, что выгодно было знать, видеть и изучать правителям России как тогда, так и в наши дни. Настоящая драма разыгралась теми же действующими лицами, что сошлись на Куликовом поле, но играли они совершенно иные роли.



В XIV веке на Руси было немало умных людей, которые понимали, что побитый Дмитрием Донским Мамай, тем более сумевший уйти на юг со значительной частью своего войска, это не последний и не самый страшный враг Руси.

Овеянное славой торжествующее русское войско возвращалось домой. Всем казалось, что отныне Русь будет свободной. Но на деле, как пишет мудрый историк Карамзин, Куликовское сражение «не имело тех важных прямых последствий, каких Дмитрий и народ его ожидали... Оно еще не прекратило бедствий России, но доказало возрождение сил ее».

Дмитрий, будучи в первую очередь умелым политиком, простил предателя Олега Рязанского, не стал обострять отношений с литовским князем Ягайлой.

И тут на политическую сцену выступил Железный Хромец, великий завоеватель Тамерлан, из тех же племен монгольских, что и Чингисхан. В те годы, когда Дмитрий вывел русские войска к Дону, Тамерлан сблизился с ханом Тохтамышем, изгнанным из волжских улусов. Тохтамыш вначале решил вернуть себе власть над Золотой Ордой и воспользовался тем, что Мамай был обескровлен и авторитет его упал достаточно низко. Ведь в глазах соотечественников он был побит рабом, вассалом.

Неудивительно, что Тохтамыш разгромил Мамая наголову. Тот бежал в Крым, в Кафу, где генуэзцы его на всякий случай отравили. Никому не нужны бывшие властители.

Тохтамыш воцарился в Орде и послал сообщить в Москву, что победил «общего врага». Дмитрий был рад возобновлению добрых отношений с Ордой. Воевать с ней он не намеревался. Он отправил Тохтамышу богатые дары. Но для татар ни о какой дружбе и речи быть не могло. Чтобы утвердиться на престоле, Тохтамышу было совершенно необходимо поставить русских на место, унизить их, сровнять с землей.

Многие понимали это и в Москве. И вечный соперник Дмитрия предатель Олег Рязанский уже поспешил к Тохтамышу, предлагая ему союз против Москвы. Согласия в русском стане не было. Даже тесть Дмитрия, князь Димитрий Нижегородский, послал в Орду сыновей с дарами. С каждым днем уверенность в своих силах падала. Русь в те годы могла единожды подняться против господства татар, но через два года не в силах была повторить этот подвиг.

И главное, не было уверенности в своих силах у главных вождей Руси, к которым и были обращены взоры населения. Восстав против татар, Москва взбесила слабнущего, но еще грозного ордынского зверя. Тем более что за спиной его стоял сам великий и непобедимый Тамерлан, который в то время ломал одно за другим азиатские государства.

Москва, куда двинулся со своей армией Тохтамыш, была большим городом, окруженным крепостными стенами и густо населенным. Так что при организованном сопротивлении врагу, при решимости защищать город никто бы Москву не взял. Но в учебниках истории не принято писать о том, что случилось с героями Куликовской битвы. И я передам слово осторожному монархисту Карамзину, который никогда лишнего дурного слова о русских властителях себе не позволил. И вот что получается в его «Истории», даже когда он хочет быть предельно вежливым: «Великий князь, потеряв бодрость духа, вздумал, что лучше обороняться в крепостях, нежели искать гибели в поле. Он удалился в Кострому с супругой и детьми, желая собрать там более войска...»

Последние слова — чистая ложь, потому что Дмитрий Донской сидел на краю непролазных костромских лесов и никакого войска не собирал. Да и не совсем понятно, почему в слабой крепости Костроме обороняться удобнее, чем в укрепленной Москве? Вслед за Дмитрием из Москвы убежал митрополит Киприан, глава Православной Церкви. Он скрылся в Твери. А за ними столицу покинули все воеводы, командиры, бояре — все, кто только мог.

И знаете, кто принял на себя оборону Москвы, когда следом за вождями оттуда убежала половина жителей? Юный литовский князь Остей! Самое удивительное, что брошенный князьями, оставленный церковью город умело сопротивлялся Тохтамышу. Три дня продолжался отчаянный штурм, и Москва устояла. Тохтамышу стало ясно, что город ему не взять. И если даже падет Белый город, защитники могут отступить в Кремль.

И тогда Тохтамыш прислал в Москву посольство с предложением почетного мира. Во главе посольства стали князья Нижегородские, которые послушно приехали в татарском обозе. Князья поклялись, что ручаются за татар. Собралась дума — все там были старше и родовитей литовского юноши. И конечно же проголосовали за мир. И князя Остея послали с депутацией к Тохтамышу на переговоры об условиях сдачи.

Тохтамыш пригласил Остея войти в свой шатер первым. И вы бы видели, с каким наслаждением на юношу накинулись охранники хана! Сам хан исполосовал Остея кинжалом и отрезал ему голову. Ну а потом город был отдан на разграбление войску. Передадим вновь слово Карамзину: «Сия многолюдная столица кипела прежде богатством и славой, в один день погибла ее красота, остались только дым, пепел, земля окровавленная, трупы и пустые обгорелые церкви».

Единственный из князей, кто осмелился сражаться с татарами, был нелюбимый Дмитрием его младший брат Владимир, который с небольшим отрядом спешил на помощь Москве и разгромил один из отрядов хана. И сам Тохтамыш, обоз которого был безмерно отягощен добычей и рабами, сразу после того боя стал отступать.

Тут явился Дмитрий Донской, ужасно расстроенный тем, что произошло, и велел выдать гробокопателям по рублю за каждые восемьдесят похороненных тел. А всего он дал им триста рублей. Умножьте и поймете, сколько погибло в Москве людей через 2 года после Куликовской битвы. А потом утройте эту цифру, потому что в нее не вошли десятки тысяч пленников и много тысяч утонувших и сгоревших.

Наверное, после этого Дмитрий Донской поспешил догнать и примерно наказать Тохтамыша? Ничего подобного! Он собрал войско и пошел на город Рязань, который также разграбили татары, но где правил его враг Олег. И чем же занялось войско Дмитрия Донского? Слово Карамзину: «Войско Дмитриево, остервенелое злобой, вконец опустошило Рязань, считая оную гнездом измены и ставя жителям в вину усердие их к Олегу».

Затем Дмитрий примерно наказал митрополита, сообщив в Тверь, что меняет Киприана на Пимена. Ну а после этих решительных шагов он отправил в Орду своего сына Василия просить Тохтамыша о дружбе и милости. Честное слово! Во всем, что я вам рассказал, никакой тайны нет, если не считать того, что в школе вы об этом не узнали. Но вот в последующих событиях тайна есть. И вы можете узнать о ней из любого исторического труда.

Дело в том, что великий завоеватель Тамерлан с некоторым удивлением обнаружил, что хан Тохтамыш, которого он пригрел, которому помогал в войне с Мамаем и которого поддерживал в интригах внутри Орды, вдруг вышел из-под контроля и заявил, что пришла пора разделаться с Тамерланом. Он собрал войска со всей Орды и вскоре потерпел от Тимура решительное поражение, настолько решительное, что даже рядовые воины Тамерлана получили по сто голов скота на душу.

Это случилось в 1391 году. Награбленное на Руси перешло в казну Тамерлана. Разумеется, поражение Тохтамыша ничему не научило, и через три года он собрал войско больше прежнего, и на реке Терек его опять разбили. Ему пришлось бежать с жалкими остатками своих войск.

Тамерлан решил, что не следует в третий раз наступать на одни и те же грабли. Придется пройтись по Орде огнем и мечом и лишить ее возможности возродиться. Тамерлан поднялся по Волге до нынешнего Саратова, а потом повернул к Днепру. Он уничтожал войска полководцев Тохтамыша по очереди. Орда подверглась катастрофическому разгрому и разорению.

А дальше начинаются загадки.

Если обратиться к арабским летописям, которые описывают поход Тамерлана по землям, подвластным Золотой Орде, то мы узнаем, что вскоре Тимур дошел до города Москвы. На описание добычи, захваченной в этом городе, у летописца ушло немало строк. «Целыми вьюками блестели бобры, черных соболей также несметное число, горностаев столько связок, что не счесть...» И так далее. Особенно поразили летописцев русские женщины, подобные розам. После Москвы Тамерлан пошел на ют, к Азову, богатому торговому порту, где перебил всех немусульман, а потом кинулся на столицу Орды Сарай, от которой тоже ничего не оставил.

В другом восточном источнике говорится, что Тимур, завоевав булгар на Волге, пошел на Москву и осадил город Владимир. Тут он задумался, стоит ли идти дальше до пределов Севера, и тогда к нему явился святой Хызр и велел показать русским свою необоримую силушку. Тимур поднял двухлетнего жеребца и метнул его на крепостную башню Владимира. Башня конечно же рухнула, а Тамерлан при этом крикнул так, что у всех воинов «отнялся язык от страха и бледность страшная все лицо покрыла».

Что же сообщают о таком походе Тимура на русские земли наши летописи? Оказывается, они толком об этом походе и не помнят. В разных летописях даже указываются разные даты. Хотя если обратиться к источникам того времени, то окажется, что при известии о разгроме Тохтамыша и появлении на Волге Тамерлана Русь охватил ужас. Не хватало еще нового Батыева нашествия! Тем более что после разгромов последних лет Русь не успела восстановить силы.

Дмитрий Донской к тому времени уже умер, будучи еще относительно молодым человеком. Престол занял юный Василий, его сын, долго просидевший в заложниках в Орде, а потом вернувшийся домой через всю Европу. Василий начал собирать войска, но настроение в Москве было удручающим. Никто не верил в победу. Тогда по совету бояр Василий отправил людей во Владимир, где в соборе хранилась чудотворная икона Владимирской Божьей Матери, и ее перенесли в Москву. Владимирцы были в горе и трауре, но по всему пути до Москвы люди стояли вдоль дороги на коленях — икона казалась им последней защитницей отечества.

Что происходило дальше, с точки зрения москвичей, описано в летописи тех дней: «Тамерлан увидел сон — высокую гору и с нее идущих к нему Святителей с золотыми жезлами. Над ними в сиянии лучезарном явилась жена благолепия и величия неписаного, окруженная тьмами молниеобразных воинов, которые все грозно устремились на Тамерлана. Он затрепетал, проснулся и, созвав вельмож, спрашивал их о смысле такого сновидения. Сия величественная жена, ответствовали они, есть Богоматерь, защитница христиан. И так мы не одолеем их, сказал монарх Чагатайский, и велел полкам своим идти обратно».

Так что Богоматерь (а вернее всего, это и была Владимирская икона) подействовала на Тамерлана на расстоянии. И ни на какую Русь он вообще не ходил.

Значит, существует три версии. По одной Тамерлан взял Москву и разорил Русь, по второй он ограничился метанием жеребца в стену Владимира, и по третьей он так испугался, увидев во сне Владимирскую Богоматерь, что повернул обратно. Неужели нельзя установить, что же случилось на самом деле? Оказывается, можно.

Внешняя сторона событий все же разгадывается, потому что при войске Тамерлана работали «журналисты», которые записывали события день за днем. И тогда становится ясно, что существует и четвертая версия. По ней, разорив Золотую Орду, Тамерлан двинулся на северо-запад, к Руси. Он дошел до города Ельца.

Елец был небольшим городком, который лежал в степи между Русью и Ордой. Он был настолько незначительным, что его князья даже не внесены ни в один список русских летописей. Хотя известно, что сидел там князь Федор, данник Олега Рязанского. Но от Рязани до Ельца надо было добираться по пустынной земле. О ней в «Путешествии митрополита Пимена из Москвы в Константинополь» говорится: «Бяше бо путное шествие печално и уныло зело всюду, ни града, ни села... пусто же все и не населено».

Елец громадная армия взяла без труда, вернее всего, он и не сопротивлялся. Но никаких ценностей татары там не нашли. И тогда Тамерлан остановился... Замер... Не было в истории его походов такого, чтобы гигантское войско бесцельно стояло на месте две недели под проливными дождями ранней тогда осени. А потомТамерлан приказал поворачивать на юг...

Когда весть об уходе Тамерлана добралась до трепещущей Москвы, там начались торжества. Было официально объявлено, что Владимирская икона спасла Москву. А чтобы сомнений не оставалось, начали тут же воздвигать каменный храм в ее честь. Но тайна осталась. И никто, кроме несчастного елецкого князька Федора и его немногочисленных подданных, так и не увидел страшного Железного Хромца.

Если собрать воедино существующие теории, то можно представить наиболее вероятное объяснение поведению Тамерлана. Конец августа. Дожди. Впереди густые неизвестные леса. Городок Елец, пожертвовавший собой ради спасения всей Руси, оказался таким бедным захолустьем, что и завоевывать его не имело смысла. В то же время с севера лазутчики доносят, что московиты собирают войска и намерены дать бой. В холода. Под дождями, на раскисших дорогах... А ради чего? Тамерлану отлично известно, что Тохтамыш полностью разграбил Русь тринадцать лет назад, вывез все, что можно, сжег все, что не смог вывезти.

И зачем, спрашивается, вести армии на север, когда на теплом юге ждет столько богатых царств и городов? Тамерлан был очень расчетливым и холодным мыслителем. Две недели он взвешивал все «за» и «против». Две недели выслушивал лазутчиков и «аналитиков». И ушел грабить Азов, жечь Астрахань и Сарай. И продолжал этим заниматься еще десять лет, до самой своей безвременной кончины.

Есть предел терпению и генетическому выживанию нации. И страшно подумать, что было бы с разоренной, униженной Русью, если бы по ее бедным селениям и полусожженным городам прокатился еще раз каток безжалостных убийц.

А может быть, Тимур все же увидел вещий сон?

Информация с сайта:

Тамерлана называли «правителем мира». Он был одним из величайших завоевателей в мировой истории. Этот человек сочетал в себе невероятную беспощадность и тонкое понимание искусства и науки.

«Железный хромец»

Великий эмир Тимур, основатель империи Тимуридов, вошёл в историю под именем «Тимур-э Ленг или Тамерлан, что переводится, как «железный хромец». По легенде, в зажатом кулаке новорожденного Тамерлана была запёкшаяся кровь. Отец мальчика, былой воин Тарагай («Жаворонок»), сразу понял, что сына ждёт путь великого воина, и назвал новорожденного Тимуром (тюркский вариант монгольского Темюр – «Железный»).

Это имя содержит глубокий сакральный смысл и уходит корнями в религиозные традиции тюркских народов, для которых железо всегда было священной материей. Согласно некоторым азиатским преданиям, в центре мира стоит железная гора, а «вечное царство» в монгольской мифологии зовется «подобным железу». Кроме того, важно учитывать, что Тимур появился на свет в племени барласов, где ещё сохранялись языческие верования, а данное при рождении имя определяло дальнейший жизненный путь.
Прозвище Ленг (хромой) пристало к Тимуру уже после персидского похода и носило оскорбительный характер, указывая на увечье воина – неправильно сросшиеся кости правой ноги после одного из сражений. С тех пор непобедимого эмира гордо величали уничижительным именем Тамерлан.

Образованный тиран

Тимур, несмотря на свою репутацию «кровавого варвара», был очень образованным правителем. По воспоминаниям современников, он в совершенстве владел разговорным тюркским, персидским и монгольским языками. Согласно другим источникам, грамоты он не знал, но любил искусства и изящную словесность, привлекал убеждениями и силой доставлял к себе учёных, художников, ремесленников и инженеров, считая их лучшей добычей.

Именно при Тимуре Самарканд стал «Сияющей звездой Востока» - одним из главных культурных центров в Азии. Удивительно, но Тамерлан любил свою столицу, несмотря на то, что он был из степняков-нормадов, которые предпочитали не ограничивать себя городскими стенами.

Биографы великого эмира говорят, что активное строительство, которое он вёл в Самарканде, было для него способом забыть всё, что он разрушил и разорил. Его стараниями в Самарканде появилась огромная библиотека, дворец Коксарай и многие другие достопримечательности города, дошедшие до наших дней. Словно подтверждая незыблемую власть своего основателя, надпись на двери дворца Тамерлана гласила: «Если Вы сомневаетесь в нашем могуществе, посмотрите на наши постройки».

Духовный учитель Тамерлана

Жажда знаний у Тамерлана появилась не на пустом месте. Ещё в детстве его окружали мудрые наставники, среди которых был потомок пророка Мухаммеда суфийский мудрец Мир Саид Барак. Именно он вручил Тамерлану символы власти (барабан и знамя), предсказав ему великое будущее.

«Гуру» практически всегда был рядом с великим эмиром, сопровождал его даже в военных походах. Он же благословил Тимура на решающую битву с Тохтамышем. Существует легенда, что уже во время баталии, когда последний начал одерживать верх над Тимуром, Саид Барак высыпал песок перед войском хана и тот потерпел поражение. Говорят, он же предостерег своего ученика от битвы с Дмитрием Донским, и, как известно, Тимур развернул свои войска и отправился в Крым, не став дальше углубляться на территорию Руси.

Тамерлан глубоко уважал своего учителя. Он завещал ему свое почётное место в фамильном мавзолее Гур-Эмир Саиду Барака, а себя повелел похоронить у него в ногах, дабы тот заступился за него, великого грешника, на Страшном суде.

Знамя Тимура

Знамя, символ власти Тамерлана, имело огромное религиозное значение. В тюркской традиции верили, что это дух войска. Потерять его означало потерять возможность сопротивляться врагу.

Знамя служило и призывом к войне. Если эмир выставлял его у своей кибитки – быть войне, тотчас весь его род спешил вооружиться, в союзные аулы летели гонцы.

На знамени Тамерлана были изображены три кольца, расположенные в форме равностороннего треугольника. Их значение до сих пор не ясно. Некоторые историки считают, что это могло символизировать землю, воду и небо. Возможно, круги обозначают три части света (по тем представлением – все части света), которыми владеет Тамерлан, то есть знамя значило, что Тамерлану принадлежит весь мир. Об этом в XVI веке свидетельствует испанский дипломат и путешественник Клавихо.

Существует легенда, что в битве при Анкаре с османским султаном Баязидом, последний воскликнул: «Какая наглость думать, что тебе принадлежит весь мир!», на что получил ответ: «Ещё большая наглость думать, что тебе принадлежит луна».
Были и более мифологические трактовки этого символа. Николай Рерих видел в нем знак «триединости», который является достаточно универсальным во многих культурах: тюркской, кельтской, индийской и многих других.

Любимая жена

У Тамерлана было восемнадцать жен - в лучших традициях мусульманского мира. Одной из любимых была Сарай-мульк ханым, которая некогда принадлежала ближайшему соратнику Тимура, а потом его злейшему врагу – эмиру Хусейну. Женщина стала добычей Тамерлана после смерти первого мужа, но полюбилась завоевателю и вскоре стала его главной женой. Она отнюдь не была тихой супругой – при дворе её роль была значительна, она могла своей милостью спасти человека или же убить его. Какое-то время только она могла встречать мужа с походов, что считалось большой привилегией. При этом детей великому завоевателю она так и не родила.

Во многом именно влияние Сарай-мульк ханым обеспечило «золотой век» культуры в эпоху Тамерлана. Она была настоящей покровительницей наук и искусств. Именно Мульк-ханым воспитает из внука Тамерлана Тимура Улугбека мудрого правителя. При ней в Самарканде будет вестись активное строительство. Её именем названа кафедральная мечеть Биби-ханым, что означает - «Госпожа Бабушка» - одно из имен Сарай-мульк ханым.

"Я этого не хотел!"

Если остановиться на вышеперечисленном, то перед нами бы предстал великий правитель, которому все улыбается. Он мудр, талантлив, а его деяния - всегда благо. Им создано мирное, стабильное и процветающее и богатое государство. Но это незавершенный портрет Тамерлана.Источники донесли до нас множество упоминаний о его кровавых деяниях, которые, в своё время вдохновили Верещагина на создание его знаменитой картины «Апофеоз войны». Однажды Тимур решил поставить памятник собственным победам, велев возвести десятиметровую пирамиду из отрубленных голов. Он стал палачом цветущих городов Востока: Исфагана, Дели, Дамаска, Багдада, Астрахани.

Жестокость, с которой Тимур подавил восстание в Персии, прогремела на весь мир: он разрушил несколько городов, перебил жителей, а головы их приказал замуровать в башни. При взятии египетского города Халеб Тимур обещал не пролить ни капли мусульманской крови. И обещание «сдержал» - все христиане были перерезаны, а мусульмане погребены заживо.

Однако приближенные Тамерлана говорили, что эмир всегда сам страдал от своей жестокости, оправдывая ее тем, что это "ошибки, преступления и прегрешения - безжалостные и необходимые сестры моих побед". Завоеватель не любил рассказы о войне и, когда осознавал содеянную им жестокость, повторял: "Я этого не хотел!"

Облик Тамерлана

До сих пор досконально неизвестно, к какому народу принадлежал Тамерлан. По самой распространенной версии, он относился к тюркскому племени барласов. Но те немногие сохранившиеся описания его внешности не соответствуют его образу монгола. Так, историк Ибн Арабшах, плененный эмиром, сообщает, что Тимур был рослым, имел крупную голову, высокий лоб, был очень силен и храбр, крепко сложен, с широкими плечами. Цвет кожи завоевателя историк описывает как "белый"

Антропологическая реконструкция останков Тамерлана, которую проводил знаменитый советский антрополог Герасимов, заключает: "Обнаруженный скелет принадлежал сильному человеку, слишком высокому для азиата (около 170 см). Складка века, самая характерная черта тюркского лица, выражена относительно слабо. Нос прямой, небольшой, слегка приплюснут; губы толстоваты, презрительны. Волосы седо-рыжего цвета, с преобладанием темно-каштановых или рыжих. Тип лица не монголоидный". Результаты этого парадоксального исследования были опубликованы в статье Герасимова "Портрет Тамерлана". Насколько соответствует этот портрет действительности, судить не рискнем, ясно одно - не все тайны "железного хромца" еще раскрыты.

Тамерлан (Тимур ибн Тарагай Барлас) 1336 - 1405 гг.

Оставим в стороне картинки, юмор и политику. Окунемся в историю... в загадки истории...

Куликовская битва, как бы ни была она знаменательна, не определила последующую историю Московского княжества и Руси в целом. Наоборот, она, на мой взгляд, послужила началом самых кровавых и несчастливых десятилетий нашей истории. Мы видим, знаем и изучаем то, что выгодно было знать, видеть и изучать правителям России как тогда, так и в наши дни. Настоящая драма разыгралась теми же действующими лицами, что сошлись на Куликовом поле, но играли они совершенно иные роли.

В XIV веке на Руси было немало умных людей, которые понимали, что побитый Дмитрием Донским Мамай, тем более сумевший уйти на юг со значительной частью своего войска, это не последний и не самый страшный враг Руси.

Овеянное славой торжествующее русское войско возвращалось домой. Всем казалось, что отныне Русь будет свободной. Но на деле, как пишет мудрый историк Карамзин, Куликовское сражение «не имело тех важных прямых последствий, каких Дмитрий и народ его ожидали... Оно еще не прекратило бедствий России, но доказало возрождение сил ее».

Дмитрий, будучи в первую очередь умелым политиком, простил предателя Олега Рязанского, не стал обострять отношений с литовским князем Ягайлой.

И тут на политическую сцену выступил Железный Хромец, великий завоеватель Тамерлан, из тех же племен монгольских, что и Чингисхан. В те годы, когда Дмитрий вывел русские войска к Дону, Тамерлан сблизился с ханом Тохтамышем, изгнанным из волжских улусов. Тохтамыш вначале решил вернуть себе власть над Золотой Ордой и воспользовался тем, что Мамай был обескровлен и авторитет его упал достаточно низко. Ведь в глазах соотечественников он был побит рабом, вассалом.

Неудивительно, что Тохтамыш разгромил Мамая наголову. Тот бежал в Крым, в Кафу, где генуэзцы его на всякий случай отравили. Никому не нужны бывшие властители.

Тохтамыш воцарился в Орде и послал сообщить в Москву, что победил «общего врага». Дмитрий был рад возобновлению добрых отношений с Ордой. Воевать с ней он не намеревался. Он отправил Тохтамышу богатые дары. Но для татар ни о какой дружбе и речи быть не могло. Чтобы утвердиться на престоле, Тохтамышу было совершенно необходимо поставить русских на место, унизить их, сровнять с землей.


Многие понимали это и в Москве. И вечный соперник Дмитрия предатель Олег Рязанский уже поспешил к Тохтамышу, предлагая ему союз против Москвы. Согласия в русском стане не было. Даже тесть Дмитрия, князь Димитрий Нижегородский, послал в Орду сыновей с дарами. С каждым днем уверенность в своих силах падала. Русь в те годы могла единожды подняться против господства татар, но через два года не в силах была повторить этот подвиг.

И главное, не было уверенности в своих силах у главных вождей Руси, к которым и были обращены взоры населения. Восстав против татар, Москва взбесила слабнущего, но еще грозного ордынского зверя. Тем более что за спиной его стоял сам великий и непобедимый Тамерлан, который в то время ломал одно за другим азиатские государства.

Москва, куда двинулся со своей армией Тохтамыш, была большим городом, окруженным крепостными стенами и густо населенным. Так что при организованном сопротивлении врагу, при решимости защищать город никто бы Москву не взял. Но в учебниках истории не принято писать о том, что случилось с героями Куликовской битвы. И я передам слово осторожному монархисту Карамзину, который никогда лишнего дурного слова о русских властителях себе не позволил. И вот что получается в его «Истории», даже когда он хочет быть предельно вежливым: «Великий князь, потеряв бодрость духа, вздумал, что лучше обороняться в крепостях, нежели искать гибели в поле. Он удалился в Кострому с супругой и детьми, желая собрать там более войска...»

Последние слова — чистая ложь, потому что Дмитрий Донской сидел на краю непролазных костромских лесов и никакого войска не собирал. Да и не совсем понятно, почему в слабой крепости Костроме обороняться удобнее, чем в укрепленной Москве? Вслед за Дмитрием из Москвы убежал митрополит Киприан, глава Православной Церкви. Он скрылся в Твери. А за ними столицу покинули все воеводы, командиры, бояре — все, кто только мог.

И знаете, кто принял на себя оборону Москвы, когда следом за вождями оттуда убежала половина жителей? Юный литовский князь Остей! Самое удивительное, что брошенный князьями, оставленный церковью город умело сопротивлялся Тохтамышу. Три дня продолжался отчаянный штурм, и Москва устояла. Тохтамышу стало ясно, что город ему не взять. И если даже падет Белый город, защитники могут отступить в Кремль.

И тогда Тохтамыш прислал в Москву посольство с предложением почетного мира. Во главе посольства стали князья Нижегородские, которые послушно приехали в татарском обозе. Князья поклялись, что ручаются за татар. Собралась дума — все там были старше и родовитей литовского юноши. И конечно же проголосовали за мир. И князя Остея послали с депутацией к Тохтамышу на переговоры об условиях сдачи.

Тохтамыш пригласил Остея войти в свой шатер первым. И вы бы видели, с каким наслаждением на юношу накинулись охранники хана! Сам хан исполосовал Остея кинжалом и отрезал ему голову. Ну а потом город был отдан на разграбление войску. Передадим вновь слово Карамзину: «Сия многолюдная столица кипела прежде богатством и славой, в один день погибла ее красота, остались только дым, пепел, земля окровавленная, трупы и пустые обгорелые церкви».

Единственный из князей, кто осмелился сражаться с татарами, был нелюбимый Дмитрием его младший брат Владимир, который с небольшим отрядом спешил на помощь Москве и разгромил один из отрядов хана. И сам Тохтамыш, обоз которого был безмерно отягощен добычей и рабами, сразу после того боя стал отступать.

Тут явился Дмитрий Донской, ужасно расстроенный тем, что произошло, и велел выдать гробокопателям по рублю за каждые восемьдесят похороненных тел. А всего он дал им триста рублей. Умножьте и поймете, сколько погибло в Москве людей через 2 года после Куликовской битвы. А потом утройте эту цифру, потому что в нее не вошли десятки тысяч пленников и много тысяч утонувших и сгоревших.

Наверное, после этого Дмитрий Донской поспешил догнать и примерно наказать Тохтамыша? Ничего подобного! Он собрал войско и пошел на город Рязань, который также разграбили татары, но где правил его враг Олег. И чем же занялось войско Дмитрия Донского? Слово Карамзину: «Войско Дмитриево, остервенелое злобой, вконец опустошило Рязань, считая оную гнездом измены и ставя жителям в вину усердие их к Олегу».

Затем Дмитрий примерно наказал митрополита, сообщив в Тверь, что меняет Киприана на Пимена. Ну а после этих решительных шагов он отправил в Орду своего сына Василия просить Тохтамыша о дружбе и милости. Честное слово! Во всем, что я вам рассказал, никакой тайны нет, если не считать того, что в школе вы об этом не узнали. Но вот в последующих событиях тайна есть. И вы можете узнать о ней из любого исторического труда.

Дело в том, что великий завоеватель Тамерлан с некоторым удивлением обнаружил, что хан Тохтамыш, которого он пригрел, которому помогал в войне с Мамаем и которого поддерживал в интригах внутри Орды, вдруг вышел из-под контроля и заявил, что пришла пора разделаться с Тамерланом. Он собрал войска со всей Орды и вскоре потерпел от Тимура решительное поражение, настолько решительное, что даже рядовые воины Тамерлана получили по сто голов скота на душу.

Это случилось в 1391 году. Награбленное на Руси перешло в казну Тамерлана. Разумеется, поражение Тохтамыша ничему не научило, и через три года он собрал войско больше прежнего, и на реке Терек его опять разбили. Ему пришлось бежать с жалкими остатками своих войск.

Тамерлан решил, что не следует в третий раз наступать на одни и те же грабли. Придется пройтись по Орде огнем и мечом и лишить ее возможности возродиться. Тамерлан поднялся по Волге до нынешнего Саратова, а потом повернул к Днепру. Он уничтожал войска полководцев Тохтамыша по очереди. Орда подверглась катастрофическому разгрому и разорению.

Если обратиться к арабским летописям, которые описывают поход Тамерлана по землям, подвластным Золотой Орде, то мы узнаем, что вскоре Тимур дошел до города Москвы. На описание добычи, захваченной в этом городе, у летописца ушло немало строк. «Целыми вьюками блестели бобры, черных соболей также несметное число, горностаев столько связок, что не счесть...» И так далее. Особенно поразили летописцев русские женщины, подобные розам. После Москвы Тамерлан пошел на ют, к Азову, богатому торговому порту, где перебил всех немусульман, а потом кинулся на столицу Орды Сарай, от которой тоже ничего не оставил.

В другом восточном источнике говорится, что Тимур, завоевав булгар на Волге, пошел на Москву и осадил город Владимир. Тут он задумался, стоит ли идти дальше до пределов Севера, и тогда к нему явился святой Хызр и велел показать русским свою необоримую силушку. Тимур поднял двухлетнего жеребца и метнул его на крепостную башню Владимира. Башня конечно же рухнула, а Тамерлан при этом крикнул так, что у всех воинов «отнялся язык от страха и бледность страшная все лицо покрыла».

Что же сообщают о таком походе Тимура на русские земли наши летописи? Оказывается, они толком об этом походе и не помнят. В разных летописях даже указываются разные даты. Хотя если обратиться к источникам того времени, то окажется, что при известии о разгроме Тохтамыша и появлении на Волге Тамерлана Русь охватил ужас. Не хватало еще нового Батыева нашествия! Тем более что после разгромов последних лет Русь не успела восстановить силы.

Дмитрий Донской к тому времени уже умер, будучи еще относительно молодым человеком. Престол занял юный Василий, его сын, долго просидевший в заложниках в Орде, а потом вернувшийся домой через всю Европу. Василий начал собирать войска, но настроение в Москве было удручающим. Никто не верил в победу. Тогда по совету бояр Василий отправил людей во Владимир, где в соборе хранилась чудотворная икона Владимирской Божьей Матери, и ее перенесли в Москву. Владимирцы были в горе и трауре, но по всему пути до Москвы люди стояли вдоль дороги на коленях — икона казалась им последней защитницей отечества.

Что происходило дальше, с точки зрения москвичей, описано в летописи тех дней: «Тамерлан увидел сон — высокую гору и с нее идущих к нему Святителей с золотыми жезлами. Над ними в сиянии лучезарном явилась жена благолепия и величия неписаного, окруженная тьмами молниеобразных воинов, которые все грозно устремились на Тамерлана. Он затрепетал, проснулся и, созвав вельмож, спрашивал их о смысле такого сновидения. Сия величественная жена, ответствовали они, есть Богоматерь, защитница христиан. И так мы не одолеем их, сказал монарх Чагатайский, и велел полкам своим идти обратно».

Так что Богоматерь (а вернее всего, это и была Владимирская икона) подействовала на Тамерлана на расстоянии. И ни на какую Русь он вообще не ходил.

Значит, существует три версии. По одной Тамерлан взял Москву и разорил Русь, по второй он ограничился метанием жеребца в стену Владимира, и по третьей он так испугался, увидев во сне Владимирскую Богоматерь, что повернул обратно. Неужели нельзя установить, что же случилось на самом деле? Оказывается, можно.

Внешняя сторона событий все же разгадывается, потому что при войске Тамерлана работали «журналисты», которые записывали события день за днем. И тогда становится ясно, что существует и четвертая версия. По ней, разорив Золотую Орду, Тамерлан двинулся на северо-запад, к Руси. Он дошел до города Ельца.

Елец был небольшим городком, который лежал в степи между Русью и Ордой. Он был настолько незначительным, что его князья даже не внесены ни в один список русских летописей. Хотя известно, что сидел там князь Федор, данник Олега Рязанского. Но от Рязани до Ельца надо было добираться по пустынной земле. О ней в «Путешествии митрополита Пимена из Москвы в Константинополь» говорится: «Бяше бо путное шествие печално и уныло зело всюду, ни града, ни села... пусто же все и не населено».

Елец громадная армия взяла без труда, вернее всего, он и не сопротивлялся. Но никаких ценностей татары там не нашли. И тогда Тамерлан остановился... Замер... Не было в истории его походов такого, чтобы гигантское войско бесцельно стояло на месте две недели под проливными дождями ранней тогда осени. А потомТамерлан приказал поворачивать на юг...

Когда весть об уходе Тамерлана добралась до трепещущей Москвы, там начались торжества. Было официально объявлено, что Владимирская икона спасла Москву. А чтобы сомнений не оставалось, начали тут же воздвигать каменный храм в ее честь. Но тайна осталась. И никто, кроме несчастного елецкого князька Федора и его немногочисленных подданных, так и не увидел страшного Железного Хромца.

Если собрать воедино существующие теории, то можно представить наиболее вероятное объяснение поведению Тамерлана. Конец августа. Дожди. Впереди густые неизвестные леса. Городок Елец, пожертвовавший собой ради спасения всей Руси, оказался таким бедным захолустьем, что и завоевывать его не имело смысла. В то же время с севера лазутчики доносят, что московиты собирают войска и намерены дать бой. В холода. Под дождями, на раскисших дорогах... А ради чего? Тамерлану отлично известно, что Тохтамыш полностью разграбил Русь тринадцать лет назад, вывез все, что можно, сжег все, что не смог вывезти.

И зачем, спрашивается, вести армии на север, когда на теплом юге ждет столько богатых царств и городов? Тамерлан был очень расчетливым и холодным мыслителем. Две недели он взвешивал все «за» и «против». Две недели выслушивал лазутчиков и «аналитиков». И ушел грабить Азов, жечь Астрахань и Сарай. И продолжал этим заниматься еще десять лет, до самой своей безвременной кончины.

Есть предел терпению и генетическому выживанию нации. И страшно подумать, что было бы с разоренной, униженной Русью, если бы по ее бедным селениям и полусожженным городам прокатился еще раз каток безжалостных убийц.

А может быть, Тимур все же увидел вещий сон?

Юрий ЛОЩИЦ

Нашествие Тамерлана на Русь в конце XIV века - одно из самых малоизученных событий отечественной истории. В первую очередь это касается исторической науки нашего столетия. Тамерланов сюжет она умудрилась продержать взаперти, не выпустив его - даже в конспективном изложении - ни в один из популярных учебников по истории. Это тотальное неведение одной из самых страшных угроз существованию древнерусского государства объясняется, однако, удивительно просто...

Тамерлан (Тимур)

Тамерлан никак не вписывался в атеистическую концепцию исторического процесса. Если изъять из сюжета его нашествия чудотворение, связанное с переносом из Владимира в Москву самой почитаемой на Руси Богородичной иконы, то никакой советский историк не смог бы вразумительно объяснить, что же именно побудило среднеазиатского полководца отказаться от почти даровой победы, вдруг и навсегда увести свои тьмы из южнорусских земель.

Ведь известно, что Москва на тот час вовсе не была готова к достойному военному отпору. В стратегическом отношении она выглядела еще беззащитнее, чем при тринадцатилетней давности нападении хана Тохтамыша. Всякое сугубо материалистическое объяснение выходки Тамерлана, вдруг благоволившего пощадить обескровленную Русь, выглядело бы жалким. Принцип пощады был неведом самому жестокому из полководцев, известных миру.

Понадобилось бы искать другие, более мизерные истолкования его каприза. Не страдал ли он приступами белой горячки еще задолго до своей кончины? Не получил ли громадный выкуп от русских? Не испытывал ли недостатка в провианте и фураже? Какой еще изворот бытия мог определить изворот его сознания? Или Тамерлан был первым последовательным абсурдистом в истории войн? Все гадания и фантазирования такого рода не имеют почвы в исторических источниках, связанных с вдруг прерванным нашествием на Русь, прерванным по воле инициатора страшнейшего погрома.

Приведу лишь один пример беспомощности анализа, проявленных при трактовке поступка Тамерлана. Пример этот особенно показателен, поскольку относится к последнему десятилетию существования советской исторической науки. В комментариях к "Повести о Темир Аксаке" ("Памятники литературы Древней Руси XIV - середина XV века". Москва, 1981) читаем: "В августе 1395 г. Тимур неожиданно вышел к Ельцу, разграбил его и, простояв у Дона около двух недель, по неясным причинам повернул обратно, направляясь в Крым. По-видимому, вполне трезво оценивая обстановку, Тимур не пожелал связываться с мятежными "улусами". Он только что вторично и уже окончательно разбил своего соперника, Тохтамыша, и продолжал карательные экспедиции по татарским землям, подчиняя их своей власти. Выход на Русь был разведкой, подобной той, которую осуществил военачальник Чингисхана Сабудай в 1223 г., дав бой русским и половецким князьям на Калке. Тем не менее, решение Тимура на Руси было воспринято как Божье заступничество и как чудо".

Комментатор, как очевидно, вовсе не утруждает себя документальными доказательствами происшедшего, рассчитывая, похоже, что его трактовка события будет принята на веру. Между тем в таком произвольном и алогичном построении нелепо выглядят обе стороны - и Тамерлан, по неожиданной прихоти вышедший к Ельцу и "по неясным причинам" повернувший обратно, и Русь, поспешившая этот якобы случайный, вовсе необязательный военный демарш Тамерлана осмыслить "как Божье заступничество и чудо". Если причины ухода завоевателя в Крым неясны, то совершенно лишено основания рассуждение о, якобы, трезвой оценке обстановки со стороны Тимура и об его опасении ворошить "мятежные "улусы", под которыми комментатор имеет в виду русские княжества.

Но мог ли струсить перед этими не ему, а его только что наголову разбитому противнику Тохтамышу подведомственными улусами непобедимый восточный цесарь? И мог ли быть его выход на Русь только разведкой? Ведь Тохтамыша он только что разбил вовсе не во главе малого разведывательного отряда, иначе бы и не кинулся тут же в малом числе добивать золотоордынцев в Крым. Как ни исхищряется комментатор, ему так и не удается представить приход Тимура на Русь в виде этакой случайной, неожиданной, легкой и необязательной разведывательной прогулки. А русскую сторону - в виде фанатичных простаков, которые случайное появление и необъяснимое исчезновение любопытствующих азиатов раздули до размеров "божьего заступничества и чуда".

Те сравнительно немногочисленные, но достоверные исторические факты Тамерланова нашествия и русского ему отпора, которые доступны совестливому исследователю, подтверждают как чрезвычайность угрозы, так и реальность благодатной чудотворной помощи.

Средневековые биографы и мемуаристы обычно отмечают, что Тимур, будучи неграмотным, обладал замечательно прочной и цепкой памятью, постоянно держал при себе личных чтецов, хорошо знал турецкий и персидский языки (Зафар-Намэ. "Книга побед"). Судя по масштабам его завоевательных походов, евразийская география также входила в круг хорошо усвоенных дисциплин. О Руси он знал никак не меньше, чем о Кавказе и Индии, о Китае и Ближнем Востоке.

Древнерусский летописец, повествуя о нашествии Мамая в 1380 году, приводит любопытную подробность: Мамай "начал испытовати от старых историй, како царь Батый пленил Русскую землю и всеми князи владел, якоже хотел", ибо он, Мамай, "хотяаше вторый царь Батый быти". В соответствии с этим вожделением и штудированием "старых историй" Мамай и на Русь пошел именно по тому самому коридору между притоками Волги и Дона, по которому когда-то вторгся в рязанское княжество внук Чингисхана, Батый.

Но ведь в "Повести о Темир Аксаке" об этом новом завоевателе говорится почти в тех же выражениях, что и о Мамае в повестях Куликовского цикла: "Оттоле возгорелся окаянный, нача мыслити в сердце своем тако и Русьскую землю попленити, аки прежде сего, за грехи попустившю Богу, поплени цесарь Батый Рускую землю, а гордый и свирепый Темир Аксак то же помышляше...".

Неслучайность этого сопоставления Тамерлана с Батыем подчеркнута автором повести почти тут же, при описании его полумесячного стояния у Ельца: "Темир Аксак уже стоящю на едином месте 15 дни, помышля, окаяный, хоте ити на всю рускую Землю, аки вторый Батый, разорити крьстьянство".

Историческая аналогия с внуком Чингисхана неизменно сохраняется во множестве списков и более пространных редакций повести. "Яко вторый Батый" Тимур аттестован и в "Повести на Сретение чудотворнаго образа Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии..." (в приложении ко II тому Никоновской летописи).

Так же, как и Мамай, Тимур шел на Русь вовсе не с разведывательной целью, а с задачей нового тотального покорения государства, явно уходящего из-под контроля одряхлевшей Золотой Орды. О серьезности его намерений говорит и характер воинских приготовлений, предпринятых русской стороной. Сын святого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского, нынешний самодержец Руси Василий Дмитриевич, собирает в Москве рать и ополчение, спускается с войском к Коломне и выстраивает оборону по северному берегу Оки.

Московская Русь еще во времена Дмитрия Донского завела на южных окраинах надежную степную разведку на случай нежданных набегов. Василий Дмитриевич, конечно, не стал бы затевать этих чрезвычайных и изнурительных для казны воинских передвижений, фактически общей мобилизации, если бы получил от своих дальних дозоров известие о малочисленном разведывательном рейде Тамерлана. К тому же Василий Дмитриевич знал незваного гостя не понаслышке. В свое время ему пришлось наблюдать за чудовищным ростом фантасмагорической Тамерлановой империи с близкого расстояния.

В 1371 году, то есть в год рождения Василия, Тамерлан уже владел землями от Маньчжурии до восточного берега Каспия. Во время своего трехлетнего подневольного пребывания в ставке хана Тохтамыша в качестве заложника старший сын Дмитрия Донского был свидетелем созревания розни между Тимуром и хозяином Золотой Орды. В 1386-м - год бегства Василия Дмитриевича из ставки Тохтамыша - Тимур проникает на Кавказ и захватывает Тифлис. В 1389-м, когда в Москве умирал Дмитрий Донской, Тамерлан предпринял первый из трех походов против Золотой Орды. В канун вторжения в русские пределы, в 1395-м году, состоялся третий поход: Тимур разгромил армию Тохтамыша на Тереке, подверг страшному разграблению золотоордынскую столицу - Сарай-Берке, после чего этот город фактически прекратил существование в качестве имперского мегаполиса.

Как бы строго ни относились наши старинные летописцы к Темир Аксаку, именуя его "гордым", "свирепым", "окаянным" мы не вправе забывать, что такими же или даже более крепкими эпитетами награждали его при жизни и после смерти многие закоренелые враги Древней Руси и всего славянства. В случае с этим жесточайшим из тиранов Божественное провидение распорядилось так, что Тимур стал подлинным бичом прежде всего для государств и народов, угнетавших Русь и, шире, православное славянство. В 11-м томе Никоновской летописи сразу вслед за сообщением о победе Тимура над Тохтамышем, читаем: "...и оттоле возгореся окаянный яростию на Русь пойти; и царя Турскаго Баозита в железной клетке с собою вожаше. И прииде близ предел Рязанския земли...".

В этом сообщении (оно проходит по многим спискам "Повести о Темире Аксаке") мы имеем дело с интереснейшим анахронизмом, с грубой хронологической ошибкой, которая, как нам кажется, была сделана все же намеренно. Дело в том, что в 1395 году Тамерлан никак не мог прийти на Русь, имея в обозе клетку с турецким султаном Баязидом, поскольку битва при Анкаре, в итоге которой Баязид Молниеносный попал в плен к Тимуру, состоялась в 1402 году, то есть семь лет спустя после того, как Тимур нежданно отменил свое нашествие на Русь.

Тут нужно напомнить, что пленный султан - это тот самый Баязид, которому достались лавры победителя на Косовом поле в 1389 году, когда в итоге кровопролитного сражения погибли с турецкой стороны султан Мурат, отец Баязида, а с сербской - великомученик князь Лазарь. С того времени Баязид весьма преуспел на европейском театре военных действий: в 1396 году он одержал победу в знаменитом Никопольском сражении, разгромив армию крестоносцев. В течение многих лет подготавливал Баязид взятие столицы Византии Константинополя. Одновременно методичным ударам подвергались болгарские Земли. В 1393 году турки взяли после трехмесячной осады Тырново, положив конец Тырновскому, а вскоре и Видинскому болгарским царствам.

Появление полчищ Тимура в Малой Азии пусть и не очень надолго, но все же приостановило вторжение турок на православные и славянские Балканы. Знаменательно: в Анкарской битве на стороне Баязида вынужден был участвовать сербский деспот Стефан Лазаревич, сын князя Лазаря, убиенного на Косовом поле. Но вскоре после Анкарского сражения Стефан - ему удалось уйти и спасти часть своего войска - на том же Косовом поле наносит поражение туркам, как бы творя историческое возмездие за первое Косово, за гибель родителя, за унижение Сербской земли.

Эти события (прежде всего поражение турок под Анкарой) также были восприняты русским автором "Повести о Темир Аксаке" в качестве возмездия, Божьей кары, насланной на осман-завоевателей. Вот почему повесть, написанная уже после вторжения Тимура в Малую Азию, свидетельствует о вполне сознательной "ошибке" автора, сажающего Баязида в железную клетку еще в 1395 году, с тем, чтобы Тамерлан как бы на погляд привез ее к русским рубежам: поглядите, мол, на убийцу православного деспота Лазаря.

Мартом того самого 1402 года (когда состоялась битва Тимура с Баязидом) помечена краткая статья русского летописца, дающая замечательное по своей масштабности обобщение военного и геополитического характера: "...явися знамение на западе, в вечерней зари, звезда велика зело копейным образом... се убо прояви знамение, понеже возсташа языцы воевати друг на друга: Турки, Ляхи, Угры, Немцы, Литва, Чехи, Орда, Греки, Руси, и иныя многая земли и страны смятошеся и ратоваше друг на друга; еще же и моры нача являтися". (ПСРЛ,т.12,с.187).

В этом образе повсеместных раздоров между народами нет преувеличения: то была эпоха поистине тектонических сдвигов на этнической карте евразийского материка. Эпоха великих битв и нашествий (Куликово, Косово поле, разорение Тохтамышем Москвы, Никопольское сражение, битва на Ворскле, Анкара, Грюнвальд, битва на Марице, нашествие Эдигея, Гуситские войны...) охватила жизненное пространство большинства славянских государств и народов. Она глубоко потрясла православный мир. Итогом этой эпохи явилось крушение Византии, зарождение нового центра православия в Московской Руси.

mob_info