История рекламы. История развития рекламы в мире

Жизнь современного человека без рекламы представить невозможно. Реклама - динамичная, быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. На протяжении веков она сопровождает человека. Содержание и характер рекламы меняются вместе и под воздействием изменений форм и способов организации уклада человеческой жизни. Главными факторами развития рекламной деятельности являются потребности производства, торговли и финансов, форма государственного правления, цели различных религиозных конфессий, политиков и простых граждан. Кроме всего прочего, реклама - это часть общечеловеческой культуры, которая развивается по своим внутренним законам.

Всем хорошо известна фраза: «Реклама - двигатель прогресса». Нужно сказать, что это действительно так. Ведь именно благодаря рекламе мы узнаем о появившихся в продаже новинках или новых видах предлагаемых товаров и услуг.

Уже древние торговцы налаживали связи со своими покупателями посредством прямых словесных обращений. Места продажи оглашались громкими и повторяющимися криками продавцов. Не случайно слово «реклама» происходит от латинского reclame (reclamare) - возобновлять крик, снова кричать, звать, выкрикивать.

Если заглянуть в историю, то можно узнать, что своеобразная реклама существовала еще в античные времена. Протореклама явилась первичной формой коммерческих коммуникаций, которая объединяет первичные формы коммуникационных средств, получивших с течением времени свое самостоятельное развитие. В качестве элементов проторекламы мы можем выделить зачатки таких ныне развитых форм маркетинговых коммуникаций, как реклама (в том числе личностная, коммерческая, политическая и др.), прямой маркетинг, стимулирование сбыта, ярмарки, спонсорство и пр.

В Древней Греции и Древнем Риме преобладали устные варианты рекламных текстов. К ним относились выкрики торговцев, которые впоследствии даже выделились в отдельный жанр. Письменная реклама в Древнем мире не получила достаточно широкого распространения. Вероятно, это связано с относительной немногочисленностью грамотных людей, дороговизной написания проторекламных текстов и дефицитностью их носителей (папируса и пергамента). У древних римлян были распространенны торжественные процессии, которые служили завершением триумфальных событий. Можно сказать, что эти процессии, включали в себя элементы рекламы: хвалебные речи, демонстрацию трофеев, добытых в сражениях. Той же цели и с не меньшей эффективностью служили торжественные восхваляющие надписи в честь правителей и полководцев, которые римляне высекали не только на статуях, но и на фронтонах триумфальных арок, возводившихся по случаю чествования воинов-героев. Так наглядно и осязаемо демонстрировалось могущество римской державы, оказывая огромное положительное воздействие на патриотические чувства граждан.

К этим средствам вербальной коммуникации можно добавить также передаваемую людьми «из уст в уста» информацию о тех или иных ремесленниках, торговцах, политических деятелях и т. д. Посредством молвы сведения о качестве производимых и продаваемых товаров распространялись иногда на достаточно большие расстояния, стимулируя древних предпринимателей заботиться о своей доброй репутации. Формирование благоприятного образа продавца уже изначально являлось одной из основных целей проторекламы. В дальнейшем хорошая репутация работала на ее владельца.

Таким образом, уже в период античности наблюдается активное развитие рекламного процесса в устных и предметно-изобразительных формах. Помимо этого имеются свидетельства регулирования рекламной деятельности со стороны властных структур, требования соблюдения правдивости и достоверности в рекламных сообщениях.

В Средние века четко прослеживается стремление к профессионализации рекламы. Большое значение приобретает рекламная деятельность городских глашатаев и рыцарских слуг – герольдов. Появляется профессия стационарных зазывал, в обязанности которых входило привлечение покупателей в торговые лавочки, трактиры, мастерские ремесленников и реклама товара.

Книгопечатание привело к изменению форм рекламы и создало предпосылки для новых жанров. Появляются такие формы рекламы как печатный листок, прейскурант, каталог, проспект. Происходит изменение способа изготовления и соответственно вида уже ставших привычными рекламных продуктов, например, афиш, вывесок, эмблем, они стали печатными.

XIX – XX века прошли под знаком технического прогресса. Новые изобретения человечества, такие как фотография, кинематограф, радио изменили привычные форма рекламы, сделали ее более разнообразной, а главное массовой, доступной одновременно огромному числу людей.

К рекламированию привлекаются все возможные виды искусства. Особое значение приобретает жанр плаката, достигший своего расцвета именно в это время. Дифференциация стилей искусства способствует становлению оригинальных рекламных стилей. Рекламная деятельность приобретает творческий характер.

Появляется тенденция к специализации рекламной деятельности. Продолжается развитие информационных агентств, использующих возможности прессы для рекламирования. Начинают проводиться массированные рекламные кампании, в которых применяются новые формы рекламирования. В частности, особое внимание уделяется упаковке товара, придумываются слоганы, сочиняются джинглы. Постепенно информационные агентства превращаются в рекламные агентства современного типа, применяющие весь набор рекламных средств, составляющие полный цикл рекламирования товара.

В Европе в рекламных целях устраиваются промышленные выставки, многие их которых приобретают международный характер. Производители могли за счет проведения таких выставок расширить границы сбыта своего товара, а система вручения медалей за качество являлась мощным рекламным средством.

Развитие рекламного процесса в российском государстве проходило по тому же пути, что и в Западной Европе. Однако отличительные особенности русской культуры наложили свой отпечаток на типы и формы рекламирования. Аналогом европейских глашатаев на Руси были бирючи, упоминаемые в «Повести временных лет» уже с 992 г. Фольклорная устная реклама представляет собой богатейший пласт русского народного творчества. Известно рекламное творчество разносчиков товара (они назывались «коробейники», «офени»), стационарных зазывал, ярмарочных торговцев, «балаганных дедов» (ряженых зазывал на балаганные зрелища), все они внесли весомый вклад в дело становления рекламирования в России.

Рекламное изобразительное искусство изначально было представлено в русском государстве «лубком». Лубок - это картинка с емким и доходчивым образом, изображающая сюжеты торговой, религиозной, социальной и политической рекламы. От лубка берут начало и другие жанры изобразительной рекламы, в частности, плакат. В конце XIX - начале XX вв. лубочный стиль был востребован художниками примитивистами М. Ларионовым, Н. Гончаровой, а так же К. Малевичем и в Окнах РОСТА В. Маяковского.

Афиши, вывески, плакаты, все они, так или иначе, были представлены в России, как один из видов рекламы, однако, своего расцвета они достигают в творчестве художников объединения «Мир искусства», которые создавали не только выдающиеся произведения изобразительного жанра, но и многие шедевры рекламы.

Печатная реклама, известная в русском государстве с XVII в. со времени реформ Петра I становится довольно широко распространена. Появляются печатные афиши, летучие листки, затем газеты, театральные программки, буклеты, каталоги, визитки, рекламные карточки и вкладыши. Реклама в российской прессе имеет те же особенности развития, что и в Европе и США. В XIX в. начинается переход от печатания объявлений к масштабным рекламным кампаниям, происходит коммерциализация прессы, профессионализация рекламы, что выразилось в создании рекламных агентств, наиболее известным из которых была фирма Л. Метцеля.

Развитие торговли и промышленности в России привело к появлению таких видов рекламы как торговые знаки, фирменные марки, упаковка, этикетка, деловые бумаги на фирменных бланках и др. Все они, имея внутреннее сходство с аналогичными видами рекламирования в Европе и США имели свои отличительные особенности, обусловленные возможностями и задачами отечественной экономики и традициями русской культуры.

Изменения, произошедшие в России с приходом к власти большевиков в октябре 1917 г., наложили свой отпечаток и на процесс развития рекламы. В. И. Ленин и руководство большевистской партии очень хорошо понимали роль агитации, пропаганды и рекламы в деле управления государством. Задача удержания власти предполагала установление контроля над информационным пространством, поэтому в числе первых были выпущены «Декрет о печати» и «Декрет о введении государственной монополии на объявления», которые запрещали все печатные издания, а также передавали государству монопольное право на информацию не только в политической сфере, но и в сфере экономики и торговли.

В период Новой экономической политики (НЭПа) государство отказывается от принципа монополизации торговли и промышленности, оставляя под своим контролем только крупное производство, внешнюю торговлю и рекламу. Монополия на осуществление рекламной деятельности была закреплена за государственными предприятиями законодательно. Создаваемые государственные рекламные агентства, хотя и выполняли заказы частных рекламодателей, основной своей задачей все же считали продвижение товаров государственных корпораций. Коммерческая реклама в этот период выполняет значимые для власти политические и идеологические задачи, что прослеживается через всю историю Советской России.

Индустриализация СССР и переход к плановому хозяйству изменили не только структуру экономической деятельности, но и основы рекламирования. Если в западном обществе реклама помогала ориентироваться потребителю на рынке товаров и услуг, то в плановой советской экономике при низкой покупательской способности населения и отсутствии конкуренции рекламная деятельность имела задачу формирования спроса на продукцию государственных предприятий.

Реклама в СССР теснейшим образом была связана с задачами агитации и пропаганды. Яркие примеры политической и социальной рекламы, созданные в Советском Союзе, актуальны и сегодня. Рекламные плакаты периода Великой отечественной войны - это лучшие образцы социального рекламного творчества.

Социально-экономические изменения, произошедшие в России, распад СССР, переход к рыночным реформам совершенно изменили подходы к рекламированию. Свобода слова, отмена цензуры позволили использовать для рекламы самые разнообразные сюжеты и предметы рекламирования. Процесс приватизации собственности, возникновение «финансовых пирамид» происходили при помощи широкомасштабных рекламных кампаний таких как реклама финансовых компаний и банков «МММ», «Русский дом Селинга», «Русская недвижимость», «Хопер-инвест», «Гермес», «Московская недвижимость», Банк «Империал» и др. Социально-культурные условия развития постсоветского общества способствовали огромной популярности рекламных роликов данных компаний и успеху их деятельности, связанной, к сожалению, с мошенническими технологиями.

Спад производства во всех отраслях народного хозяйства и открытие российского рынка для зарубежных товаров привели к экспансии транснациональных корпораций, которые проводили мощные рекламные кампании своих продуктов. С 1995 года в качестве лидеров рекламных бюджетов надолго обосновались на российском телевидении Cadbury, Procter&Gamble, Mars, Wrigley, Stimorol, Nestle. Первенствующее положение на рекламном рынке прочно заняли марки потребительских товаров и, соответственно, продвигающие эти марки фирмы. Первоначально они использовали уже опробованную на мировых рынках рекламу, но затем перешли к созданию отечественных роликов, ментально близких потенциальному российскому потребителю.

Сегодня рекламный процесс в России представляет собой полномасштабное экономическое и культурное явление, влияющее на развитие всех сфер жизни общества.

На рекламном рынке представлены тысячи как отечественных компаний, так и зарубежных, выполняющих заказы рекламодателей, используя все доступные средства рекламирования.

Прочные позиции на рекламном рынке занимают телевидение, радио, пресса, но семимильными шагами развивается интернет-реклама. Ни одна фирма не осуществляет свою деятельность, обходясь без услуг рекламирования. Реклама стала неотъемлемой частью жизни всего российского общества, а процесс перехода к информационному обществу делает рекламу не только «двигателем торговли», но и культуры.

Реклама как вид общественной деятельности появилась в период существования общественного разделения труда и производства продукции на обмен. До этого общество не испытывало потребности в информации о предметах, которыми обменивались люди между собой.

В феодальном обществе, с развитием ремесленничества, стали появляться посредники при обмене и продаже предметов производства. Торговые отношения предполагали и донесение сведений о продукции до конечных потребителей. Также изготовители часто стали свое собственное клеймо на произведенный товар, как товарный знак. Это говорит уже о появлении определенных носителей рекламы.

Замечание 1

В Древней Греции на улицах городов ходили глашатаи, которые рассказывали о продаже рабов, скота и различных товаров. Это была своего рода устная реклама в форме песни.

  • 1450 г – И. Гуттенберг изобрел первый печатный станок для размножения рекламных объявлений.
  • 1477 г. – печать первого рекламного объявления на английском языке в книге пасхальных правил У. Кэкстоном.
  • 1625 г. – появление первого рекламного объявления в английской газете.
  • 1703 г. – в России Петр I приказал издать первую русскую газету с рекламой («Санкт-Петербургские ведомости», «Московские ведомости»).
  • 1744 г. – в США был издан первый каталог товаров Б.Франклина, позволяющий заказать необходимый товар.
  • 1871 г.- в США было зарегистрировано первое профессиональное рекламное агентство по созданию и размещению рекламы в прессе.
  • Начало XX столетия – первая реклама общественной организаций, первые политические плакаты.
  • 1920 г.- открытие филиалов американских рекламных агентств в Лондоне.
  • 1922 г. – первая радиореклама в Америке.
  • 1952 г. – рождение политической рекламы в США во время выборов президента
  • 1998 г. – появление первой наружной рекламы в России.

Наиболее развитой «рекламной» страной в начале развития рекламы была Англия, на тот момент одна из самых передовых стран мира. Приблизительно с середины XIX в. лидерство перешло к США. В настоящее время не только Америка, но и некоторые страны западной Европы и Япония обладают сильной рекламной индустрией.

История возникновения PR

История появления и развития PR начинается с древних времен. Прообразы РR-служб можно найти в Др. Греции, Древнем Риме, еще ранее в Др. Китае.

Впервые современное понятие о PR как науке связано с деятельностью третьего президента США Томаса Джефферсона. В 1807 в черновике своего «Седьмого обращения к Конгрессу» он употребил выражение паблик рилейшнз. На первой стадии своего развития деятельность в области связей с общественностью была исключительно политической и содержала в себе пропаганду, агитацию, паблисити. В 1900 в Бостоне появилось первое Public Bureau, которое стоило отношения с прессой.

Отцом PR считают американского журналиста Айви Ли. Особую известность он получил благодаря своей работе у Рокфеллера. Айви Ли настаивал на необходимости опубликования полной и открытой информации в прессе, включая сведения о зарплате, расходах верхних этажей власти, налогах. Этим он изменил циничный и жестокий образ своего начальника на руководителя, который обеспечивает работой американских рабочий и ведет всю нацию по пути развития техники и цивилизации в целом. В 1904 он создал собственное РR-агентство, а в 1907 опубликовал «Декларацию о принципах». Главную задачу в организации работы PR автор сводил к работе с прессой.

Замечание 2

Особое значение в становлении паблик рилейшнз сыграли Первая и Вторая мировые войны. В это время широко использовались различные СМИ (пресса, радио, листовки и плакаты). Пик своего развития PR приобрел в 1960-х годах. В 1970 –х гг. во многих высших и средних специальных учебных заведениях стала появляться дисциплина «PR».

В России РR стал развиваться после 1990-х гг. 3 июля 1991 в Москве была создана Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). Она способствовала установлению взаимоотношений с зарубежными специалистами.

На современном этапе основными характеристиками PR являются:

  • глокализация, т.е. коммуникация, выйдя на глобальный уровень, становится зависимой от локальных информационных поводов;
  • интеграция маркетинговых коммуникаций: PR – это элемент маркетинга и одна из функций менеджмента;
  • революция стэйк-холдеров, т.е. сращивание и взаимозависимость производителей и потребителей.

Роль рекламы и паблик рилейшнз в современном мире

Сегодня реклама и PR используются в экономике, политике, а так же в некоммерческом секторе. Получить необходимые результаты в бизнесе возможно только при умелом и грамотном использовании маркетинговых коммуникаций. По этой причине каждая современная компания пытается найти способы эффективного использования средств рекламы и связей с общественностью.

Если говорить непосредственно о PR, то его технологии активно применяют различные социальные институты, общественные деятели и звезды шоу-бизнеса. Их существование и благополучие основывается на положительном к ним отношении со стороны общественности. Именно отношение, рейтинг, авторитет и поддержка людей – это самый главный капитал, нематериальный актив компании. И бизнес все больше становится, зависим от общества, его действий, представлений, предпочтений.

В наши дни реклама - неотъемлемая часть жизни любого человека, экономики страны и пр. Без нее трудно представить себе современные СМИ. Компании понимают необходимость рекламирования своих товаров и услуг, но не всегда имеют достаточно ресурсов на эти цели. При этом важно не просто наличие финансовой составляющей рекламного процесса, а сколько знания и умения специалистов в данной сфере.

Замечание 3

Доктор филологических наук В. УЧЕНОВА

Одно из бессмертных изречений Козьмы Пруткова гласит: "Отыщи всему причину и ты многое поймешь". Действительно, чтобы лучше разобраться в сложном общественном явлении, всегда целесообразно обратиться к его истокам, или, как говорят ученые, к его генезису, то есть происхождению. Что вызвало к жизни рекламу? Как и когда появилось на свет это яркое явление современности - всепроникающее и вездесущее?

Продаю! Продаю! Продаю!
Поспешайте, господа хорошие!
Золотой товар продаю,
Чистый товар, не ношеный.
Не сквозной, не крашеный -
Не запрашиваю.

Марина Цветаева

Так выглядел в средние века лондонский глашатай. Старинная миниатюра.

Хлебная лавка в Помпеях (реконструкция). Между колоннами здания выделено место для письменных объявлений жителей города и окрестностей.

Знаки Рюриковичей на свинцовых товарных пломбах. Но тавро могло быть и выжжено как на изделиях, так и на животных, принадлежавших тому или иному хозяину. Помните, у Пушкина: "Узнаю коней ретивых / По их выжженным таврам...".

Реклама так же стара, как и человеческое общество, у которого всегда были не только жизненные потребности в пище, сексе, физической и моральной защищенности, но и потребность в коммуникации. Развивалась культура, и эта потребность создавала различные средства коммуникации - словесные, изобразительные или предметные способы общения. В первобытном мире нередко именно оперативная информация - ее качество или доходчивость - могла стоить жизни человеку или всему племени.

Вот в это-то время и формируется система символов, которая в отечественных и зарубежных исследованиях получила название "протореклама". В нее входили звуковые, изобразительные, предметные знаки, имевшие сигнальный и демонстрационный характер. Перечислим главные. Маркеры, обозначавшие границы территории, находившейся в ведении того или иного племени. Варианты раскраски и татуировки, которыми пользовались члены различных племен. Некоторые сакральные предметы - талисманы, обереги: их закрепляли на теле, на одежде, устанавливали перед входом в жилище (кстати, и поныне подобные приемы используют многие народности Центральной Африки, Юго-Восточной Азии, Южной Америки).

С помощью таких сигнально-демонстрационных действий наши древние предки оповещали: перед вами человек дружественный, опасности нет. Или напротив: это враждебное существо, и нужно бежать или обороняться. Раскраска, украшения, определенные знаки сообщали жизненно важную и срочную информацию относительно встречаемых людей куда быстрее, чем это происходит в аналогичных случаях в наши дни.

Но существовали не только общеплеменные знаки отличия, очень скоро появились способы демонстрировать индивидуальные особенности. "Благодаря разнообразию внешних знаков создается отграниченность индивидуума... Такими и подобными средствами дикарь производит вокруг себя оболочку, которую можно обозначить как персону", - пишет известный социопсихолог К. Юнг.

Уже на стадии первобытной культуры явление проторекламы обнаруживает глубинные социально-психологические предпосылки. Вот они-то со временем и определят значимость и эффективность рекламы и связанной с нею деятельности. Это, прежде всего, стремление некоторых членов социума обрести наглядные признаки своего отличия от окружающих, закрепить их и постоянно демонстрировать, тем самым вновь и вновь утверждая свой социальный статус.

Потребность части людей выделиться из массы, стать "не как все" уравновешивается противоположной тенденцией, присущей другой части сообщества: "быть как все". Такого рода установки и поныне взаимодействуют в современном мире, оказывая значительное влияние на многие коммуникативные процессы, в том числе и на рекламные. Но об этом речь впереди.

С образованием поселений городского типа и урбанизацией культуры потребность общества в оперативной информации выходит на новый уровень. Первоначально города формируются ради лучшей защиты от вражеских набегов: их огораживают защитными валами, частоколами, позже - крепостными стенами. Относительная безопасность и концентрация населения делают города центрами ремесел и торговли. Здесь же возникают культовые постройки: зиккураты, храмы, молельные дома, места постоянных жертвоприношений.

Итак, перед нами три структурообразующих центра урбанистической культуры: административ ный, религиозный и рыночный. В этих условиях средства оперативного информирования относительно жизненно важных событий становятся иными. Протореклама сохраняет свое значение, но на передний план выходят профессионалы информирования. Ими становятся городские глашатаи.

Без глашатаев не обходилось ни одно многолюдное поселение городского типа. Именно их уместно назвать первыми профессионалами рекламы. Можно с достаточным основанием предположить, что как раз их зычные "выкрики" относительно важнейших событий текущего дня стали основой названия самого явления - "реклама": латинский глагол "reclamare" означает "выкрикивать".

Глашатаи незамедлительно оповещали жителей многолюдного города о важных политических, религиозных, коммерческих и зрелищных событиях. Это могло быть объявление войны, заключение мира, открытие ярмарки, начало ритуальных шествий или освящение выстроенного храма... Один из исследователей замечает: "Глашатаи объявляли в Риме даже час похоронного поезда знаменитых лиц - церемонии, как известно, часто сопровождавшейся сценическими играми".

В России глашатаев именовали биричами. О них упоминает уже "Повесть временных лет" (ее составил Нестор в 1113 году). "Биричи объявляли, например, что летом запрещено топить печи и бани, что городские покосы отдаются на откуп, что хлеб на торгу запрещается покупать оптом ("на закуп") до 7 часов дня, а "врозь" (в розницу) после 7-ми", - писал известный русский историк М. Г. Рабинович в "Очерках этнографии русского феодального города".

И на Западе, и в России должность городского глашатая пользовалась всеобщим уважением, их экипировали за городской счет, снабжали отличительным жезлом и такими "орудиями труда", как рожок, труба или барабан, звуки которых привлекали внимание каждого. Один из европейских глашатаев с достоинством сообщает о себе: "...На обязанности моей лежит объявлять о винах, которые продаются у нас в городе, о торгах с молотка и об утерянных вещах. Кроме того, я сопровождаю тех, кто подвергается наказанию по суду, и во всеуслышание объявляю об их преступлениях. Одним словом, говоря попросту, я - городской глашатай".

Итак, рекламный процесс начинает приобретать в деятельности глашатаев общественно востребованную и общественно кодифицированную форму (от латинского "codificare" - приводить в систему). Однако завершится этот процесс много позже, лишь на исходе Средневековья, когда появились новые способы тиражирования информации. Пока же важные публичные акции глашатаев подчас с трудом пробиваются к горожанам сквозь призывы самодеятельных рекламистов, о которых древнеримский философ Сенека писал своему другу Луциллию: "Сейчас вокруг меня со всех сторон многоголосый крик: ведь я живу над самой баней. Вот и вообрази себе все многообразие звуков, из-за которых можно возненавидеть собственные уши". Перечислив множество звуковых помех, Сенека добавляет: "К тому же есть еще и пирожники, и колбасники, и торговцы всякими кушаньями, каждый на свой лад выкликающий товар".

Так громогласно заявляла о себе стихийная, фольклорная составляющая рекламного процесса. Тексты глашатаев тяготели к возможно более лаконичному, деловому варианту информирования масс. Реклама фольклорного типа вбирала в себя и использовала самые разнообразные порождения творчества народа. Об этом можно судить по дошедшим до наших дней записям торгового русского фольклора.

Здесь и краткие заклички, и хитроумные прибаутки, и велеречивые речитативные уговоры, и иные приемы, которыми продавцы стремились привлечь к себе внимание потенциальных покупателей, например, трещотки и губные гармошки, пританцовывание и экспрессивные жесты, некоторая необычность одежды...

К нам, к нам, к нам!
Ко горячим ко блинам!

С другой стороны слышится:

Вот мех - пушистый - золотистый!
Вот нежный - белоснежный!
Вот темный - скромный!

А тут тебя просто хватают за рукав, подталкивают к прилавку с недорогими украшениями и нараспев убеждают:

Это кольцо от жару, от пожару,
От чахотки, от чесотки,
От работы, от заботы
и от болезни,
И чтобы черти в тебя не лезли.

А вот и балаганный зазывала, который уговаривает посмотреть спектакль "Петрушка". Сам наряжен добрым молодцем - в алой рубахе и плисовых штанах - и тараторит без умолку:

Одно кончается -
Другое начинается!
Пожалуйста, заходите,
Петрушку поглядите,
А денег, если хотите,
Так хоть и не несите.
И так пустим посмотреть.
Не отдадите в кассе -
Отдадите в балагане...
Как-нибудь помиримся с вами!
Пять копеек - деньги небольшие,
А удовольствия - три короба.
Заходите! Заходите!

В этой ярмарочной разноголосице постепенно отрабатываются жанровые варианты устной рекламы торгового и зрелищного типа. В текстах официальных глашатаев содержатся истоки политической и социальной рекламы. Образцы религиозной рекламы звучат в эпоху западноевропейского и российского Средневековья из уст проповедников, странствующих монахов, миссионеров и особо почитаемых на Руси юродивых.

Появившиеся технические способы массового тиражирования текстов (а также разветвленная система печатной прессы) вытесняют устную рекламу. Печатная же реклама чаще объединяет слово и изображение. Профессиональное рекламное производство все более усложняется. А между тем диапазон самодеятельного рекламного творчества, хотя и резко, сужается, но не исчезает вовсе, а сосуществует параллельно с техногенными вариантами рекламных произведений.

Еще и сегодня на городских улицах мы можем услышать:

Покупайте плюшки,
Крендели, ватрушки,
Пряники, печенье...
Ой да наслаждение!
Хлеб душистый, беляши -
Угощайся от души!

Примечательно не то, что наиболее архаичные виды рекламы отошли на второй план, а то, что они доныне продолжают действовать и достигают эффекта, а порой и переживают ренессанс: возрождается преимущество прямого, непосредственного контакта продавца с покупателем.

Чем можно объяснить столь глубокое укоренение не только профессиональной, но и самодеятельной рекламы в массивах культуры? Прежде всего - способностью данного вида рекламы удовлетворить неистребимую потребность людей в оперативной информации бытового уровня. Не только той, которую дает основное содержание всевозможных СМИ, а именно той, что помещена на их рекламных страницах и в приложениях. Той, что, будучи реализованной, способна откорректировать быт, привнести в него современный комфорт, улучшить душевное самочувствие.

И, наконец, как и на стадии предыстории развитой рекламы, множество людей по-прежнему склонны запечатлевать свои имена на бытовых предметах, деревьях, стенах и т. п. Подобная самореклама заложена, видимо, в подавляющем числе человеческих характеров, и подчас эти действия инстинктивны. Стены античных городов в той же степени, что и современных, были испещрены произвольными граффити - пометами, которые известный историк искусств Ю. Лотман назвал "знаками существования". Иначе говоря, таким образом рядовые граждане утверждают факт своего бытия. Выдающиеся же люди нередко публично самоутверждаются с помощью знаков отличия, орденов, фирменной или особо модной одежды. Можно сказать, что психофизические предпосылки рекламного демонстрирования буквально срослись с человеческой кожей. Оно необходимо большинству людей для общественного восприятия и самоутверждения, а попросту - для ощущения своей значимости, неповторимости, исключительности.

Такое тесное переплетение человеческого, психологического, с одной стороны, и насущного, прагматического - с другой определяет долговечность рекламного процесса, делая его элементом социума и неотъемлемым компонентом культуры.

Качественно новую стадию своей истории реклама переживает с развитием массового производства. В это время происходит обострение конкуренции, в некоторых развитых странах "рынок покупателей" постепенно превращается в "рынок продавцов" - предложение товаров и услуг значительно превышает спрос на них. Именно в таких условиях вырастает роль профессионально развитых рекламных технологий, способных тонко уловить, на чем можно добиться прибыльности и устойчивости производства, как поднять авторитетность перспективных предприятий и фирм.

В период индустриализации (она особенно бурно развивалась с середины XIX века) процесс создания профессиональной рекламы во многом приобретает также индустриальный характер. Внутри рекламной профессии происходит разделение труда, выпуск продукции (рекламных текстов) ставится "на поток", обостряется борьба за новых заказчиков, за их образцовое обслуживание. Более того, реклама ищет опору в социологических и психологических научных разработках, открывающих эффективные способы воздействия на массовую аудиторию.

Появившись в Западной Европе и Северной Америке в середине XIX века, названные тенденции укореняются на рубеже XIX-ХХ веков. Сегодня они воспринимаются как сами собой разумеющиеся. Энергично и оперативно осваивает ныне рекламная сфера новые технологии. Их спектр очень широк - от рукописных текстов до современного Интернета. Однако это освоение неизбежно усложняет творческий процесс: между рекламодателем и аудиторией возникает все больше промежуточных звеньев.

На протяжении ХХ века рекламное дело заняло весьма и весьма существенное место в комплексе социальных коммуникаций индустриально развитых стран. Однако оно выявило при этом не только позитивные, общественно необходимые стороны, но и стороны негативные. Вот главные из них - гиперболизированная меркантильность, тенденция к психологической агрессии и тяготение к неточному отображению реальности (кстати, один из самых существенных грехов рекламы).

Неудивительно, что параллельно с расширением рекламного процесса все более остро развивались дискуссии по поводу соотношения в нем общественно полезных и малополезных свойств. Одним из первых фундаментальных научных трудов, обобщающих рекламный опыт различных стран и разносторонне осмысливающих сам феномен рекламы, стала книга английского исследователя Генри Сэмпсона "История рекламы с древнейших времен", вышедшая в Лондоне в 1874 году. Объемный труд рассматривает опыт рекламы в европейских странах, в некоторых английских колониях и в США, не обходя острых проблем. Таких, например, актуальных и сегодня, как засилье "дутой" рекламы в газетах и журналах, в листовках и плакатах, распространение фиктивных сведений, обманных посулов и т. п.

В конце XIX века в США и Германии начали выходить периодические издания, посвященные изучению феномена рекламы. Именно на их страницах подводились итоги первых социологических и психологических исследований рекламной аудитории и шел профессиональный разговор об эффективном применении тех или иных методов рекламного творчества. Анализировались слабые места и конкретные промахи различных рекламных действий, обсуждались предложения о способах регулирования рекламной экспансии. Реакцией на подобные предложения стали два направления в регламентации рекламной деятельности. Первое - правовое, закрепленное государственными законами, и второе - корпоративное, воплощенное в кодексах профессиональной саморегуляции. Но следует уточнить: в различных странах добровольные профессиональные объединения рекламистов создают свои кодексы.

В нашей стране такую миссию выполняют Российская ассоциация рекламных агентств и Рекламный совет России. Под их руководством разработан и принят в 2001 году Российский рекламный кодекс. Он сформирован "на базе Международного Кодекса рекламной деятельности Международной торговой палаты и дополняет его этическими нормами и положениями, учитывающими особенности рынка рекламы и культурно-исторические традиции России...".

Следовательно, можно считать, что не только на Западе, но и в России рекламный процесс находится в стадии теоретического и этического самоосознания. А это - необходимое условие его творческой зрелости и культурного самоопределения.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Исследуя рекламу, канадский профессор Мак-Люэн пришел к выводу о правомерности глобальных параллелей: "Реклама - это пещерное искусство XX века... Подобно рисункам в пещерах, реклама предназначена не для того, чтобы на нее смотреть, а скорее для того, чтобы оказывать влияние, как при внушении".

Выжженное тавро - один из древнейших знаков владения собственностью. Тем примечательнее аналогичное применение его вариантов в наши дни. Таковым является все гигантское многообразие товарных и фабричных марок, фирменных знаков и т. п. Слово "клеймо" в русском языке - свидетельство прямого происхождения подобных меток из глубокой древности. Правда, теперь оно обозначает далеко не только выжженные знаки.

1900-м годом до н. э. датируют археологи бронзовую табличку из ближневосточного города Библа, на которой храмовый гравировщик по меди посчитал нужным сообщить: "Эту работу в честь семьи своей сделал Лилу. Я сделал это во время правителя Инуша в шестой день, в месяц Таммуз, в седьмом году". К VI веку до н. э. относится краснофигурная ваза аттического гончара с надписью: "Расписывал это Эвтимид, сын Полия, так, как еще не расписывал Эвфроний".

Набор обещаний и клятв, превозносивших товар, среди эллинов был столь велик, что вызвал у великого Платона мечты об идеальном государстве, где, в частности, "не будет расхваливания и клятв" по поводу любой продающейся вещи. Такой "крик души" показывает, что - увы! - и гениальный мыслитель не был защищен от мелких житейских накладок, случающихся в том числе из-за ложного рекламирования.

На данное обстоятельство давно обратили внимание преуспевающие и дальновидные профессионалы. Известный рекламист Дэвид Огилви пишет: "Хорошее рекламное объявление - это то, которое позволяет продавать продукт без привлечения внимания к самому объявлению. Оно должно повернуть внимание читателя к продукту... Профессионализм рекламиста высокого класса - умение не отвлекать внимание на себя".

Арбитр успешности рекламного произведения - всегда прагматика, реально принесенная рекламодателю польза. Прагматика, а не эстетика "правит бал" на празднике рекламных достижений. Подтверждение тому - история одного из наиболее прославленных в мире рекламных текстов (Теодор Макнамус опубликовал его всего один раз 2 января 1915 года в журнале "Saturday Evening Post"). Публикация обосновывала целесообразность покупки самой дорогой продукции фирмы "Дженерал моторс" - автомобиля "кадиллак". К тому времени спрос на эту марку резко упал - на рынок вышли более дешевые изделия конкурирующих фирм.

Рекламный текст с заголовком "Расплата за лидерство" оповещал читателей: "В каждой области человеческой деятельности тот, кто идет впереди, постоянно находится в ослепительном свете общественного внимания. Лидирует ли человек или изделие, за ним всегда следуют ревность и зависть. На лидера нападают, потому что он лидер, и попытки сравняться с ним только подтверждают его ведущую роль. Не в состоянии догнать его или превзойти соперник прибегает к осуждению и нападению. В этом нет ничего нового... Это старо как мир, как человеческие страсти... Эти попытки тщетны. Если лидер действительно лидирует - он остается лидером. Нападают и на великого поэта, и на великого художника, и на искусного мастера, но каждый из них остается увенчанным лаврами в веках. Вот почему то, что хорошо или совершенно, говорит само за себя, как бы громко ни звучали крики протеста. То, что заслуживает жизни, живет".

Новые тележанры рекламы, сформировавшиеся в США в 60-90-е годы XX века, поставлены на поток, все более становясь самодовлеющим зрелищем. Уже существуют национальные артистические премии за наибольшую адекватность ролей, сыгранных в 30-секундных рекламных роликах. Подобную премию в Италии, например, получили Адриано Челентано, прославивший услуги железнодорожного транспорта, и звезда экрана Стефания Сандрелли - за рекламу мыла и стирального порошка. Для российской телерекламы этапным можно считать "исторический" телесериал "Всемирная история - банк "Империал": ролики экранизировали некоторые исторические эпизоды, к которым было "пристегнуто" наименование процветающего банка. Здесь больше искусства, чем рекламы, и вряд ли подобные опыты получат распространение в рекламном бизнесе.

Ядром рекламного сообщения выступает информационный сгусток - существо явления, события, факта. Ключевая забота на исходной позиции рекламиста и есть факт. Об этом не дает забыть все тот же Д. Огилви, указывая в ряду творческих заповедей, принятых его рекламным агентством, императив: "Приводите факты". Он поясняет: "Среди авторов объявлений распространено нелепое убеждение, что потребители не интересуются фактами. Ничто не может быть более далеким от правды, чем это мнение".

Какому бы объекту ни посвящался рекламный текст - политическому лидеру, вступающему в избирательную кампанию, или новой марке безалкогольных напитков, - в основе текста должен лежать факт. Но что разумеется под этим? Факт - это достоверное отображение реального фрагмента действительности.

Мастерство в рекламе - это мастерство соблазна. И с фактографией и документализмом ему далеко не всегда по пути. Любой же соблазн, любая попытка обольщения неотделимы от большего или меньшего приукрашивания реальности - того, ради чего и затеяно обольщение.

Рекламный текст всегда учитывает свободу выбора в поведении адресата и именно на нее делает ставку. Задача рекламиста - не подавить волю человека, а побудить его к добровольному выбору и действию. Но выбору, подготовленному комплексом доводов, апелляций, ценностно окрашенной аргументацией, умелой психологической игрой на общечеловеческих стремлениях, желаниях, слабостях, наконец.


Наскальные рисунки, содержащие информацию о месте охоты и ее результатах, можно считать точкой отсчета современной наружной рекламы.

Желание человека выделиться среди себе подобных, украшая свою внешность самыми разнообразными способами, можно назвать имиджевой рекламой.

И конечно, самая распространенная передача информации — устная передача, например, о том, кто хорошо выделывает шкуры или шьет одежду — яркий пример рекламы «из уст в уста».

Следует подчеркнуть, что именно технические и научные достижения человечества, такие как изобретение книгопечатания, открытие электричества, радио, полеты человека в космос, компьютерная революция и др., стати основой средств распространения современной рекламы.

Таблица 1.1. Исторические события, сыгравшие важную роль в развитии рекламы

Период

Событие

2500 лет назад

Древний Египет. В развалинах города Мемфис найден самый старый рекламный текст: -Я — Рино с Крита, по повелению богов толкую сны»

Германия. Иоанн Гуттенберг изобрел первый печатный станок, позволивший быстро и качественно размножать рекламные объявления

Россия. По указу Петра 1 начинается издание первой русской газеты, а в ней и рекламы. Появляются газеты «Санкт-Петербургские ведомости», -Московские ведомости» и др.

США. Издание первого каталога товаров Бенджамина Франклина. по которому можно было заказать требуемый товар

США. Регистрация первого профессионального рекламного агентства в современном его понимании; в Европе это произошло несколько позже. Это были агентства по созданию и размещению рекламы в прессе — -медийные агентства»

Начало XX столетия

США. Проводятся первые групповые интервью, которые затем, в 40-х гг. привели к появлению метода фокус-групп

США. Первый политический плакат

Франция. В Париже на Международной художественно-промышленной выставке за цикл рекламных плакатов В. Маяковский и А. Родченко были удостоены серебряных медалей

США. Первое мероприятие public relations (связей с общественностью) по случаю 50-й годовщины изобретения лампочки Эдисоном

США. Первое использование фокус-групп для рекламных целей (Колумбийский университет Нью-Йорка)

США. В Нью-Йорке вышел в эфир первый ТВ-ролик. Это был 10-секундный ролик часовой фирмы -Bulova». Рекламу увидели 4 тыс. владельцев ТВ-приемников

Рекламная информация играла роль простого сообщения о чем-либо (о событии, сервисе, товаре) вплоть до начала XIX в., после чего начался качественный скачок в развитии рекламы: появились рекламные агенты и рекламные агентства. Реклама стала приобретать черты, к которым мы привыкли сегодня, и к началу XX в. она превратилась в мощную индустрию.

Наиболее развитой «рекламной» страной на начальном периоде развития рекламы стала Англия, на тот момент одна из самых передовых стран мира. Примерно с середины XIX в. пальма первенства перешла к США, которые и в настоящее время занимают лидирующие позиции. Но теперь сильная рекламная индустрия есть не только в США и Англии, но и в Германии, Франции, Японии, Италии.

Первые упоминания о рекламе, как о виде общественной деятельности, относятся к периоду возникновения общественного разделения труда и производства на обмен. До превращения материальной деятельности в профессиональную, специфическую, продукт которой обменивался на другие, жизненно необходимые, ни общество в целом, ни его члены не испытывали потребности в информации о предметах потенциального обмена.

С момента овеществления человеческой деятельности в предметах обмена происходит отделение производителя от произведенного им товара, а это, в свою очередь, приводит к совершенствованию путей обмена. Например, в феодальном обществе, по мере развития ремесленничества последнее все больше испытывало потребность в специальном посреднике при обмене. Несмотря на то, что обмен основных продуктов труда во многом оставался натуральным, был и универсальный эквивалент обменных операций – деньги, и посредник в этих операциях – торговля. Эта форма общественной деятельности лежала вне рамок производства и потребления, а результатом ее стало получение прибыли, эквивалентной разнице между покупной и продажной стоимостью предметов обмена.

Благополучная реализация посреднических функций, а следовательно, и размер прибыли инициировали торговцев к оповещению клиентов о предлагаемом товаре. При этом уже в самом начале появляется потребность в обозначении места продажи, что приводит к появлению вывесок, демонстрации товаров в окне или перед входом в магазин (лавку).

Беседу продавца с покупателем о свойствах товара и способах его употребления следует расценивать как следующий элемент рекламы. Это так называемая «устная реклама» имела значение при выяснении существующих и формировании новых потребностей. Такая информация позволяла торговцу оказывать влияние на развитие производства, так как он подсказывал производителю, в чем конкретно заинтересован покупатель.

Развитие рыночных отношений приводит ко все более выраженному отчуждению человека в сфере труда, чему способствует и развитие машинного производства. Именно в этих условиях происходит окончательное становление торговли, превращение ее в сложный механизм, обслуживающий производство и оперативно реагирующий на его потребности. Появившаяся отраслевая специализация в торговле, а укрупнение производственных предприятий сопровождается укрупнением торговых. В результате вначале местный, а затем общенациональный и международный рынок к середине ХVIII века предлагал такое количество различных товаров, что нормальная деятельность торговли все больше зависела от осведомленности потребителей о товарах, предлагаемых тем или иным продавцом. Так что потребность в расширении рекламы для последних была жизненно необходима.

Наиболее предприимчивые коммерсанты понимали, что одних вывесок и витрин как средства информации о товарах явно недостаточно, поэтому изобретение книгопечатания почти сразу было взято ими на вооружение. Появление первых афиш – своеобразных обращений к потенциальным покупателям знаменует формирование новой формы общения – коммуникации.

Но первым истинным средством массовой коммуникации стали, несомненно, газеты. Именно газеты позволили целенаправленно и регулярно информировать население о предлагаемых товарах с целью увеличения их продаж.

Тем не менее рекламные объявления и реклама мест продаж (магазины и пр.) в газетах сначала были лишь отдельными явлениями общественной жизни того времени. История рекламы как самостоятельной формы общественной деятельности начинается с выделения ее из сферы торговли во второй половине XIX века. Стали появляться первые рекламные агентства, которые вначале имели довольно ограниченные функции, да и организационно были ближе к газетам, нежели к рекламодателям. Основная их задача – обеспечить рекламой то или иное издание, оплачивающее их услуги.

К этому времени пресса уже располагала огромным количеством выверенных на практике методов воздействия на свою аудиторию. Эти приемы, разрабатываемые мастерами печатного слова, оказались как нельзя кстати для авторов газетных объявлений. Естественно, что развиваясь в качестве самостоятельной формы общественной жизни, реклама не могла базироваться лишь на достижениях способных журналистов. Становление рекламы как самостоятельной отрасли духовного производства происходило (и происходит) в непосредственной связи с научными достижениями в области социологии и пр., так как потребность к использованию научных изысканий определяется и чисто практическими соображениями. Вряд ли кто-то станет отрицать, что научная база в деятельности рекламных агентств поднимает их престиж в глазах рекламодателей.

Развитие науки и техники в ХХ века, а прежде всего преобразования, касающиеся способов передачи информации на огромные и рассредоточенные аудитории с помощью печати, радио, кинематографа, телевидения, видеотехники, компьютеризации и Интернета, оказало огромное влияние и на развитие рекламы. Средства массовой коммуникации по мере их появления сразу же становились каналами распространения рекламных сообщений, так как в условиях современного производства усложнились и проблемы сбыта, а значит, возросла потребность в налаживании процесса регулярной доставки рекламной информации потребителям.

Что касается рекламы в Интернете, то ее формирование напрямую связано с развитием самой сети. И хотя факт возникновения Интернета изначально не был вызван нуждами рекламы, именно благодаря ей он получил мощнейший толчок к развитию. Здесь опять стоит обратится к истории.

Министерство обороны США в семидесятых годах прошлого века поставило перед собой задачу создать электронную сеть, которая бы могла обеспечить связь между командными пунктами и военными штабами даже в том случае, если отдельные ее участки окажутся поврежденными в результате военных действий. Так как исследования, проведенные в процессе развития этого проекта, были профинансированы Управлением перспективных научных разработок США (Advanced Research Project Agency - ARPA), то и сама сеть, созданная в 1968 году, получила название Arpanet. В Arpanet все компьютеры могли общаться друг с другом в реальном времени, не дожидаясь, когда освободится необходимый канал.

В начале 1980-х годов национальный научный фонд США создал пять локальных сетей и соединил их в единый комплекс, получивший название Интернет. Его задачей являлось содержание и постоянное обновление информации о научных исследованиях в изыскательских учреждениях США, которую можно было бы довести до всех исследовательских институтов страны. Но так как соединять в единую сеть все университеты, находящиеся на значительном удалении друг от друга, было слишком дорогим удовольствием, было предложено передавать информацию через ближайшие локальные сети, постепенно наращивая число компьютеров, подключенных к сети и увеличивая таким образом зону охвата сетью. К этому проекту охотно подключились и коммерческие предприятия, которые получили возможность передавать информацию очень быстро и по сравнительно низкой цене.

3.Органтзация. Планирование оценка эффективности/ А.М. Пономариева. М., 2004.

4.Рашкофф, Д. Медиавирус. Как поп – культура тайну воздействует на ваше сознание / Д. Рашкофф., 2003.

5.Роджер, Х. Все о Public Relations / Х. Роджер. М., 1999.

8.Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. Лекции М., 1991.

9.Фрилинг. Г. Человек – цвет – пространство. Прикладная цветопсихология / Г. Фрилинг. М., 1973.

10.Уилсон. Р. Планирование стратегии Интернет – маркетинга / Р.Уилсон. М., 2003.

11.Уильиямс, Л. Полный справочник по собеседованию / Л. Уильямс. М., 2006.

12.IFAM (Институт прикладных маркетинговых исследование). 99 лучших чекистов для вашей рекламы. М., 2000.

mob_info