Дети александра 2 и марии. Александр II и его две любви

Серафимовская женская община берёт своё начало с Полунинской Крестовоздвиженской женской общины, которая находилась в нынешнем Сапожковском районе Рязанской области. В 1860 году в этой пустынной и красивой местности по приглашению богатого сапожковского купца Василия Ивановича Полунина поселился боголюбивый старец Павел. Пятнадцать лет жил старец Павел здесь. В 1875 году он скончался, приняв незадолго до смерти постриг с именем Платон. Через некоторое время в келье старца поселился сам В.И.Полунин, подражая жизни Платона. Здесь он открыл женскую богадельню и построил каменную часовню. В 1886 был построен каменный храм в честь Честного Животворящего Креста. В 1890 его сыновья подали ходатайство об обращении богадельни в Полунинскую Крестовоздвиженскую женскую общину. Первой настоятельницей общины стала монахиня Палладия.

В 1906 г. по указу императора за обителью был закреплён равный 1,5 десятины (прим. 3600 кв. м) участок земли в Ново-Кунцево, подаренный крестьянами села Крылатское. На нём начали строить обитель и храм. Возглавляли строительство монахиня Серафима и послушница Екатерина Ильева. Проект храма был подготовлен В.Ф. Жигардловичем в 1907 г.

После завершения постройки в 1909 г он был освящён благочинным монастырей архимандритом Даниилом в честь преподобного Серафима Саровского. Настоятелем церкви стал священник Александр Владимирович Русинов. Община развивалась – на территории храма было построено пять домов для монахинь и причта, была заменена ограда, сам храм был оштукатурен снаружи и внутри, в нём появились три картины стенной живописи: изображения двух ангелов и кончины преподобного Серафима Саровского. В 1915 году от Строительного отделения Московского Губернского правления было получено разрешение на строительство часовни со звонницей, святых врат и помещений для вратниц.

28-29 сентября 1917 г. Святейший Синод определил Кунцевское подворье Полунинской Крестовоздвиженской общины сделать самостоятельной общиной. Монахиня Серафима из Полунинской общины была поставлена начальницей в Кунцевский монастырь. То было тяжёлое для православных время. Не прошло оно бесследно и для Серафимовской общины. В 1918 году у общины отобрали имущество и храм. Чтобы совершать богослужения, надо было заключить договор с представителями местной власти и сделать опись имущества, что и было сделано все в том же 1918 году.

В конце 1922 года общину упразднили. Остался лишь храм, который сделали приходским. Сначала он успешно переживал "своеобразие" власти, не считая того, что в 1922 году у него изъяли 44 серебряных предмета - якобы "в пользу голодающих" - и отобрали большой колокол.

Трагическая судьба постигла священнослужителей и некоторых прихожан храма преп. Серафима Саровского в Кунцеве. Первый настоятель храма – протоиерей Александр Владимирович Русинов. Родился он в 1878 г. Был настоятелем храма с 1907 по 1922 г. На его долю выпали работы по постройке храма, и тяжелые годы революционной власти. В 1938 г. он был расстрелян на Бутовском полигоне. Сейчас он прославлен в лике святых новомучеников и исповедников российских.

Второй настоятель – иерей Сергий Фелицын. Возглавил церковь преп. Серафима Саровского в 1926 году. Сергей Николаевич Фелицын родился в 1895 г. в селе Погост Троицы – Чижи Ногинского района Московской области. Отец его был священником. У Сергея Николаевича были две сестры и брат. В 1916 г. он закончил Московскую Духовную семинарию. Затем он закончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. В то время на долю храма выпали самые тяжкие испытания за время его существования. Настоятель и прихожане боролись за сохранение церкви.

В 1937 г. он был арестован в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни и расстрелян вместе с диаконом В.И.Краснокутским и ещё одним церковнослужителем, имя которого пока не известно. С.Н.Фелицын вместе Краснокутским были прославлены, как новомученики и исповедники российские.

После закрытия храма хозяева здания часто менялись. Сначала в нем помещались различные детские учреждения, потом производственные предприятия: Механообозный завод; Завод мебельной фурнитуры; Кунцевский завод пластмассовых изделий и, наконец, Кунцевский завод автоматических ручек, который около 1970 года стал филиалом завода им. Сакко и Ванцетти. Рядом с храмом сохранилась кирпичная колокольня, выходящая в бывший Больничный переулок. После закрытия Серафимо-Николаевского храма в ней были устроены квартиры, а потом здесь помещалась кузница. За это время колокольня лишилась второго яруса, святые ворота были сломаны. Деревянная же колокольня и жилые дома на территории упраздненной общины давно снесены. Помимо церкви и каменной колокольни все остальные строения появились в советский период.

В 1999 году храм посетил Святейший Патриарх Алексий II. В 2000 году 31 мая церковь стала подворьем Саввино-Сторожевского монастыря. В 2006 году храму был присвоен статус Патриаршего подворья.

В 2004 году часть построек "странным образом ночью загорелась", что дало основания вывести часть территории из под действия закона об охране памятников культуры и исторического наследия, тогда же территорию в срочном порядке "продали некоему ООО". В настоящее время после смены нескольких собственников, последний ведёт строительство жилого дома.

Храм Серафима Саровского на Серафимском кладбище – одна из самых почитаемых церквей Санкт-Петербурга. Насчитывая более 100 лет, святыня имеет интересную историю создания и развития.

История храма

Идея возникновения храма Серафима Саровского появилась весной 1905 года. Тогда же было получено благословение митрополита Антония на строительство. Предполагалось, что церковь будет трехпрестольной, названной именем Серафима преподобного. Рядом должно было располагаться кладбище для всеобщих захоронений.

Закладка церкви состоялась в июле 1906 протоиереем Николаем Травинским. Сооружением храма занимался крестьянин Васильев, принадлежащий к Псковской губернии. Строительство продолжалось 87 дней. Освящение Серафимовского храма состоялось в начале весны 1907 года протоиереем Николаем.

В 1923 храм получил самостоятельность (до этого он считался частью церкви Благовещенской). Первый настоятель церкви – Пашский Павел. Он же автор самого большого описания Серафимского кладбища с точки зрения истории.

Святыня прекратила свою работу лишь зимой 1942 года, когда помещение храма было обустроено под распределитель для приема раненых. Возрождение и возвращение церкви православной общине состоялось в апреле того же года. Колокола церкви звонили без остановки больше 2 суток после получения известия о прекращении блокады города.

В 1980 г. около храма было сооружено одноэтажное здание из кирпича. Сейчас оно служит помещением для трапезной, проведения занятий воскресной школы. В 2000 г. на средства пожертвований прихожан был проведен полный ремонт здания: замена пола, системы отопления, куполов с крестами.

В 2002 г. произведены ремонтные работы внешнего фасада, старые изображения заменены новыми мозаиками Серафима Саровского. Тогда же осуществлен ремонт часовни (ныне – церковная лавка). Начиная с 2007 года, отреставрировано большинство икон. Некоторые из них повторно покрылись позолотой. Святые изображения Казанской Божьей Матери и Николая Святителя помещены в новые киоты из дуба.


На сегодняшний день Серафимовский храм – одно из излюбленных прихожанами место. Несмотря на тяжелые времена, церковь почти не прекращала работу за всю свою историю, насчитывающую более века. С 2007 и по сей день настоятелем храма является протоиерей Николай, служащий в его стенах с 1984.

В июле 2009 в стенах храма побывал Патриарх Святейший Кирилл. Он наградил настоятеля орденом 3 степени Серафима Саровского преподобного. Патриарх также совершил праздничную литургию на могиле своего дедушки, захороненного на территории Серафимовского кладбища.

Серафимское кладбище

На территории кладбища Серафимовского в Санкт-Петербурге нашли свое последнее пристанище большое количество священников, церковных деятелей, внесших огромный вклад в развитие православия на Руси. Это, например, Раина Косьма, Сашин Виктор, Морозов Евгений, Пашский Павел, Ломакин Николай и многие другие.

Возле Березовой дороги почивают сестры монастыря Иоанновского. Первые могилы появились здесь до революции. В начале 1923 года все послушницы монастыря были отправлены в лагеря, сам монастырь попросту разорили и закрыли. Последние захоронения появились здесь после окончания Великой Отечественной, когда было принято решение о захоронении сестер монастыря на территории Серафимского кладбища Санкт-Петербурга.


В годы Великой Отечественной кладбище служило местом массового захоронения жителей города. После блокады в 4 общих траншеях было захоронено более 100 000 человек. В 2004 на месте, где почивают блокадники, было возведено Поклонный крест. Во время праздничных литургий возле креста совершаются памятные молебны.

В августе 2000 в водах Баренцева моря при выполнении учебных заданий затонул крейсер «Курск», на борту которого находилось 118 человек. Большинство погибших похоронены на территории братских могил кладбища.

Серафимское кладбище стало местом захоронения большого количества известных людей. Это и научные деятели, и люди искусства, и меценаты. Многие из них известны далеко за пределами государства.

Иконы

Около главного клироса храма находится основная святыня – икона Саровского Серафима. Здесь же лежат частички мощей, гроба и камня, где преподобный совершал свою молитву, длиною в тысячу дней и ночей. Легенда гласит, что святыни достались церкви как пожертвования супругов Ивановых, узнавших о строительстве храма.

С левой стороны церкви располагается икона «Умиление», изображающая Божью Матерь. Другое название образа – «Всех Радостей Радость». Как свидетельствуют очевидцы, зимой 1833 в кельи отца Серафима послушники обнаружили святого стоящего на коленях перед этой иконой.

Далее с правой стороны стоит икона Казанской Божьей Матери. Святыня явилась в 1579 в Казани. В 1811 специально для иконы был сооружен Казанский собор, где она находилась почти 100 лет. В 1904 в церковь забрались воры, похитившие святыню. Вскоре грабители были найдены, однако чудотворная икона бесследно исчезла.

С левой стороны возле северного входа располагается икона Николая Святителя, созданная маслом в начале 20 века. Святыня стоит на полу в специализированном киоте (резном в виде виноградной лозы).

Возле иконы Николая Спасителя стоит мемориальная доска, изготовленная из латуни. На ней изображен Николай Чудотворец. Доска создана в память погибших на реке Сан солдат и офицеров из пехотного Орловского полка.

С левой стороны при входе в храм – икона «Знамение», созданная в начале 20 века. На просторах Руси первоначальный вариант святыни носил название «Воплощение», при этом был известен еще с 11 века.

Сразу на предыдущей святыней располагается икона Божьей Матери Смоленской. Первоначально образ находился в стенах церкви Благовещенской. После закрытия последней икона перенесена в храм Серафима Саровского.

На противоположной стороне справа находится икона Матери Божьей Тихвинской. Образ написан маслом на дереве в конце 19 века. Первоначально икона создана по образу, явившемуся над водами озера Ладожского в 1383.

В храме находится икона «Взыскание погибших» Богородицы. Образ помогает людям, утратившим надежду на спасение, тем, кому кажется, что жизнь безвозвратно кончена. Божья Матерь помогает таким заблудшим душам найти правильную дорогу.

На противоположной стороне от Распятия размещается икона «Сретение». Святой образ является одним из самых древних в стенах храма. Он датируется серединой 18 века.

В стенах храма находится икона «Казанская – Романовская» Божьей Матери. Образ создан в 1888 в честь памяти чудесного спасения Александра 3, выжившего в железнодорожной катастрофе. При разгроме императорского дворца в начале 20 века икона была спасена Степаном Никитичем, работающим управляющим. В последующие годы святыня пряталась в его семье до момента передачи в храм Серафима Саровского.

Расписание богослужений

В стенах храма Серафима Саровского на Серафимском кладбище ежедневно проводятся богослужения:

В большие православные праздники в стенах церкви проводятся особые литургии. Их расписание необходимо уточнять заранее, поскольку возможны изменения.

Как добраться до храма

Чтобы оказаться на Серафимском кладбище, необходимо выйти на станции метрополитена «Старая Деревня». Далее нужно пройтись по дороге Торфяной чуть больше 300 метров. Перед вашим взором будет расположена алея Березовая, где располагается кладбище.

Если пользоваться наземным общественным транспортом, в направлении храма едут:

  • троллейбус №40;
  • автобусы №172, 93;
  • маршрутки №172, 229, 193, 93.

Контактные данные

Для связи с представителями храма наведены контактные данные:

  • адрес – г. Санкт-Петербург, пер. Серебряков, дом №1 (Серафимское кладбище);
  • телефон – 430-15-50, 430 14 32 (канцелярия).

Фотографии







В 2016 храму Серафима Саровского исполнилось 110 лет. За годы существования здание подвергалось многочисленным перестройкам и усовершенствованиям. На сегодняшний день здесь не только огромная православная святыня, но и сооружение, несущее историческую ценность.

Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин) посвятил свою жизнь служению Богу, вел аскетический образ жизни.

Такой путь он избрал еще в юности. Сподвижник православной церкви Серафим Саровский является одним из самых почитаемых монахов Русской Церкви.

Преподобному посвящены несколько православных памятников:

  1. Донской монастырь (храм Серафима Саровского);
  2. Храм Серафима Саровского на Серафимовском кладбище.

Православный комплекс в Туле

Подземный храм расположен в подвале красивого старинного здания, который входит в комплекс Храма Сергия Радонежского. Комплекс находится в городе Туле. Впервые он был открыт для прихожан в1893 году.

В состав комплекса входили:

  1. 3 воскресные школы;
  2. Сиротский приют;
  3. Больница для прихожан;
  4. Библиотека с духовной литературой;
  5. Слесарная мастерская.

Здание, где расположена церковь Серафима Саровского , поражает и своими размерами и архитектурными решениями. Выстроенное из красного закаленного кирпича оно увенчано красивым золоченым куполом. Более величественный вид храму придает высокая колокольня. Роспись выполнил известный художник Сафронов.

Комплекс долгое время был духовным центром города, но в 1930 году был закрыт, как и все православные святыни. Вновь он открылся только в 1991 году. Сегодня здесь проходят ежедневные службы, открыты воскресные школы. В библиотеке имеется более 5000 книг , которые доступны всем прихожанам.

Полностью восстановлен прежний вид комплекса, отреставрирована роспись талантливого художника.

Сам подземный Серафимовский храм отличается своим оформлением от других помещений комплекса. Его стены не имеют росписи, а выкрашены в спокойный нейтральный цвет. В его помещении царят простота и уют. Такое оформление напоминает о жизни преподобного - правильной, лишенной богатства. В помещении с четырехметровыми сводами поражает спокойствие и тишина, которые привлекают в сюда множество прихожан. Имеется здесь алтарь, проходят богослужения.

Донской монастырь

Церковь на территории Донского монастыря стала первой в Москве, посвященной Серафиму Саровскому. Решение о возведении церкви было принято Николаем I. I. в начале XX века. Архитектором проекта стал Иван Сергеевич Кузнецов. Строительство длилось с 1903 по 1914 год.

Церковь имела два уровня :

  1. Верхний;
  2. Подземный.

Верхний храм изначально посвятили Святому Серафиму. Он включал алтарную часть, трапезную и колокольню. Подземный, вмещающий склепы-усыпальницы, во время строительства было решено посвятить Анне Кашинской.

В 1918 году, когда земли монастыря были конфискованы, церковь превратили в антирелигиозный музей. В середине 1920-х ее решили преобразовать в крематорий, проект переоборудования был поручен Дмитрию Осипову. Храм претерпел множество изменений - колокольня была снесена, а ее место занял бетонный параллелепипед; была перестроена западная стена и вход в здание; разобраны перегородки и склепы в нижнем храме; от внутреннего убранства не осталось ничего. Так, в 1927 году произошло открытие крематория.

Возрожденному Донскому монастырю церковь была возвращена только в 1992 году, но на реконструкцию у монастыря в то время не было достаточно средств. Первые работы по ее восстановлению начались уже в конце 1990-х, а регулярные службы начали проходить только в начале 2000-х.

В настоящее время в храме проходят ежедневные богослужения, венчания, крещения. Подготовлен проект реставрации, после которой храм предстанет в былой красоте.

Церковь на Серафимовском кладбище

В 1903 году, когда в Санкт-Петербурге значительно выросло население, появилась необходимость открытия нового кладбища. Для этого были приобретены земли севернее полотна Приморской железной дороги, а в 1905 году произошло первое захоронение на новом кладбище.

В то время было принято строить храмы на территориях всех кладбищ. Поэтому к 1907 году на территории был построен деревянный храм, который посвятили Преподобному, а кладбище назвали Серафимовским.

Архитектором храма стал Николай Никонов. Большая часть утвари и икон была подарена или пожертвована. Здесь сохранились православные реликвии :

  1. Образ старца с частицами его мощей, мантии и гроба, а также камня, на котором он молился;
  2. Портрет преподобного, написанный его учеником и биографом игуменом Иосифом;
  3. Образ Божьей Матери «Умиление»;
  4. Икона Смоленской Божией Матери, написанная в XVIII веке;
  5. Образы Казанской Божьей Матери.

После революции Серафимовская церковь осталась действующей, а в 1923 стала приходской. До 1942 года она принадлежала «Живой церкви» и закрывалась только на несколько месяцев в самый тяжелый период блокады Ленинграда, когда ее использовали как морг.

Серафимовское кладбище стало так же местом воинской славы. Здесь были захоронены павшие на Первой мировой войне, жертвы блокады Ленинграда, солдаты, погибшие в Афганистане. Это сделало Серафимовское кладбище местом встречи ветеранов, памятных мероприятий.

Сегодня церковь несмотря на относительно небольшой размер является одним из самых посещаемых православных мест в Санкт-Петербурге.

Так, когда светильник веры в сердце сияет, человек все духовное ясно видит: Бога невидимого как видимого и прочее невидимое как видимое, – видит и дела, приличествующие христианскому званию, делает. Когда светильника в доме нет, в доме темно. Так, когда в сердце человеческом нет светильника веры, там не что иное, как только тьма и всякое заблуждение.

Святитель Тихон Задонский

Утром объявили штормовое предупреждение. Небо разразилось дождем. Редкие прохожие склонялись к земле под порывами шквалистого ветра.

Добравшись до петербургского Серафимовского кладбища, мы с подругой побрели к храму. На погосте царил вечный покой, бушующая стихия осталась за оградой.

За деревьями показались луковицы куполов церкви преподобного Серафима Саровского. У входа в храм собрались родственники усопшего, которого готовились отпевать. Чтобы не мешать близким покойного совершать скорбный обряд, в церковь мы решили зайти позже и отправились к могилам священников Василия Ермакова и Анатолия Гайнюка.

У могилы отца Василия, устланной ковром цветов, находилось несколько посетителей. Молодой человек возложил к подножью памятника букет белых роз и, упав на колени, безутешно разрыдался, как дитя. Смерть настоятеля стала тяжелой утратой для паствы и духовных чад…

Место захоронения иерея Анатолия Гайнюка находилось в глубине старого кладбища. С фотографии на могильном кресте, как живые, смотрели знакомые добрые глаза. Перекрестившись, мы поцеловали надгробие, и в следующий миг яркий солнечный луч, разрезав облака, озарил гранитную гладь обелиска, словно батюшка Анатолий нам улыбнулся с небес…

Я покрестилась в возрасте 22 лет и, не осознавая ответственности, возложенной Таинством Святого Крещения, спрятала нательный крест в ящике письменного стола. Но Спаситель нашел способ меня вразумить, явив Свою великую милость.

В «холерные» 1990-е безработица и безденежье наряду с семейными неурядицами породили в душе уныние и страх. Нужно было растить дочь, которой в ту пору исполнилось всего 7 лет, а рассчитывать на помощь супруга мне не приходилось: находясь в плену «зеленого змия», он и за себя уже не отвечал.

Однажды я случайно услышала об отце Василии Ермакове, служившем настоятелем церкви на Серафимовском кладбище. Обладая даром прозорливости, отец Василий помогал людям добрыми наставлениями и советами. Мне очень нужен был такой совет, и, впервые надев на шею нательный крест, я отправилась в храм преподобного Серафима Саровского.

В храме шла утреня, верующие осеняли себя крестным знамением, нараспев повторяли Символ веры. До этого дня церковных богослужений я не посещала, молиться не умела и, чувствуя себя неуютно, забилась в темный закуток, мечтая лишь об одном – скорее увидеть прозорливого старца. Но по окончании Литургии прихожан известили, что настоятеля сегодня не будет. Люди начали расходиться, а я не могла даже сдвинуться с места.

Казалось, рухнула последняя надежда, но у Бога был Свой план. В тот день Он приготовил для меня бесценный подарок – спасительную встречу.

Присев на скамейку, я расплакалась и, погрузившись в отчаяние, потеряла ощущение времени. В реальность меня вернул голос:

– Что случилось, мать? Почему плачешь?

Рядом стоял молодой священник с лучистыми карими глазами на худом, изможденном лице. Мы разговорились, проведя в душеполезной беседе несколько часов. Батюшку звали Анатолием.

Спустя три дня иерей Анатолий принял мою первую исповедь, стал мне опорой и утешением, духовным наставником и отцом.

Он был мягким, добрым учителем и боролся за каждого «новичка». Это была настоящая битва за человеческие души, в которой воин Христов проявлял огромное мужество.

Невысокий и худенький, словно мальчик, отец Анатолий не ходил по земле, а летал со скоростью ракеты, всегда улыбался и часто шутил, и в голову даже не приходило, что это стоило ему неимоверных усилий.

Дома его ждали жена и четверо малышей, которым требовалась забота и ласка. Разрываясь между иерейским служением и семьей, он совсем не отдыхал, спешил вершить добрые дела, словно знал заранее, что земной путь будет коротким, – тело точил тяжелый недуг.

Незадолго до своей кончины батюшка Анатолий перенес операцию по удалению поджелудочной железы и, едва оправившись после болезни, устремился в храм, продолжив служение Богу и людям.

«У священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки»

«Многие думают, что у священника перед мирянами есть какая-то привилегия или особая благодать… Я же тебе скажу: у священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. У тебя нет настроения – все равно иди и служи. У тебя болят ноги или спина – иди и служи. У тебя в семье проблемы, но ты все равно – иди и служи! Этого требует Господь и Евангелие. Если нет такого настроя – всю свою жизнь положить на служение людям, – то займись чем-нибудь другим, не дерзай принимать на себя иго Христово», – говорил отец Василий Ермаков.

Внимая наставлениям иерея Анатолия, я старалась исправляться с Божией помощью, но не все и не сразу получалось, как нужно, и батюшка говорил:

– Дитя неразумное, не печалься! Господь всё устроит. А если случилось что, сразу ко мне беги!

Так и повелось: когда было плохо, я приходила в храм. Отец Анатолий беседовал со мной, исповедовал, но к Святому Причастию не допускал. Видимо, понимал, что тогда я была еще не готова приступить ко Святым Христовым Тайнам.

«Я и он – одно целое», – говорил об отце Анатолии его духовный наставник протоиерей Василий. Но я, грешница окаянная, не могла тогда оценить щедрость Спасителя, даровавшего мне духовного наставника в лице отца Анатолия, и продолжала искать встреч с отцом Василием Ермаковым.

С раннего утра в храме толпились страждущие, и, как только настоятель появлялся, прихожане «облепляли» его со всех сторон. В один из дней он сам подошел ко мне и сказал:

– Кончай реветь! Мужа своего приведи ко мне: поговорить с ним нужно.

Супруг с удивительной легкостью согласился поехать в храм, и как только мы с ним вошли в церковь, сразу оказались перед отцом Василием. Хитро прищурившись, батюшка перечислил обстоятельства одного скверного происшествия, участником которого являлся мой непутевый муж, укорив его напоследок:

– Ты, парень, сам виноват! Да и от Бога ты далеко.

С этими словами старец повернулся и ушел прочь.

В другой раз я пришла в Серафимовский храм со своей приятельницей, муж которой увлекся молодой женщиной и оставил семью. Безутешно рыдая перед святыми иконами, мы услышали голос:

– Хватить реветь!

Рядом стоял отец Василий. Всхлипывая, подруга бросилась к нему:

Всхлипывая, подруга бросилась к старцу: «Жить-то как?! Грязь ведь кругом!» «А ты не ходи в грязь!» – был ответ

– Жить-то как, батюшка?! Грязь ведь кругом!

– А ты не ходи в грязь! – ответил старец и направился к алтарю.

После Литургии он вышел на солею, чтобы произнести проповедь, взглядом вычленив нас двоих из огромной толпы. Народ, как по команде, расступился, и мы предстали на всеобщее обозрение. Батюшка говорил о губительности греха уныния, а люди, оглядываясь на нас, шептали: «Это вам говорят!» Действительно, речь настоятеля предназначалась нам, маловерным, заблудшим. На душе сделалось необыкновенно легко… Через отца Василия говорил Сам Господь…

Всякий раз, завидев меня в храме, отец Анатолий искренне радовался, как может радоваться встрече близкий, родной человек. Он находил время для душеполезной беседы, советовал, как восстановить добрые отношения в семье, наставляя, что нужно смиряться и терпеть. Но однажды вместо привычных разговоров о смирении батюшка произнес слова, которые навсегда остались в памяти. К сожалению, это была наша последняя встреча…

Отец Анатолий усадил меня на скамейку и пристально посмотрел в глаза. Это было необыкновенное ощущение, словно опытный врач просветил пациента рентгеном и вынес диагноз. Батюшка стал перечислять грехи, говорить о которых язык не поворачивался. Оставалось лишь утвердительно кивать головой, краснея от стыда… Покончив с этим, он подвел итог:

– Разводиться тебе нужно с супругом!

– Страшно, батюшка! Как все сложится?

– Не бойся, одна не останешься. Ты снова выйдешь замуж, и у тебя будет другая жизнь. Я тебе обещаю!

Слова духовника оказались пророческими. Вскоре я развелась и познакомилась с будущим мужем. Как и обещал батюшка Анатолий, у меня началась другая жизнь.

Так случилось, что по собственному нерадению я долго потом не приходила в храм. Батюшку своего вспоминала, но, пребывая в суете, до храма все доехать не могла. Весть о трагической кончине иерея Анатолия пришла неожиданно. Я осиротела…

Земной путь иерея Анатолия Гайнюка был коротким и ярким, как свет падающей звезды. Батюшка почил в день памяти преподобного Серафима Саровского 15 января 1999 года в возрасте 35 лет, и теперь его душа пребывает в обители святой с Богом. Он был доблестным воином Христовым и талантливым Садовником: семена веры, посеянные им в душах людей, по сей день дают благодатные всходы.

Спустя три года после кончины отца Анатолия милостивый Господь привел меня в храм святых апостолов Петра и Павла в Парголово, где я обрела духовного наставника – протоиерея Константина Ступникова. Слава Богу за все!

Российский император Александр II родился 29 (по старому стилю 17) апреля 1818 года в Москве. Старший сын императора и императрицы Александры Федоровны. После вступления в 1825 году на престол его отца, был провозглашен наследником престола .

Получил блестящее домашнее образование. Его наставниками были юрист Михаил Сперанский, поэт Василий Жуковский, финансист Егор Канкрин и другие выдающиеся умы того времени.

Унаследовал престол 3 марта (по старому стилю 18 февраля) 1855 года на исходе неудачной для России , которую сумел завершить с минимальными потерями для империи. Венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля 8 сентября (по старому стилю 26 августа) 1856 года.

По случаю коронации Александр II объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 годов.

Преобразования Александра II затронули все сферы деятельности российского общества, сформировав экономико-политические контуры пореформенной России.

3 декабря 1855 императорским указом был закрыт Высший цензурный комитет и обсуждение государственных дел стало открытым.

В 1856 году был организован секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян".

3 марта (по старому стилю 19 февраля) 1861 года император подписал Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, за что его стали называть "царем-освободителем". Превращение крестьян в свободную рабочую силу способствовало капитализации сельского хозяйства и росту фабричного производства.

В 1864 году изданием Судебных Уставов Александр II отделил судебную власть от властей исполнительной, законодательной и административной, обеспечив ее полную независимость. Процесс стал гласным и состязательным. Реформировалась полицейская, финансовая, университетская и вся светская и духовная образовательная система в целом. К 1864 году относится и начало создания всесословных земских учреждений, которым было вверено заведование экономическими и прочими общественными вопросами на местах. В 1870 году на основании Городового положения появились городские думы и управы.

В результате реформ в области образования самоуправление стало основой деятельности университетов, получило развитие среднее женское образование. Основано три Университета — в Новороссийске, Варшаве и Томске. Нововведения в сфере печати существенно ограничили роль цензуры и способствовали развитию средств массовой информации.

К 1874 году в России было произведено перевооружение армии, создана система военных округов, реорганизовано Военное министерство, реформирована система подготовки офицерских кадров, введена всеобщая воинская повинность, сокращен срок военной службы (с 25 до 15 лет, включая службу в запасе), отменены телесные наказания.

Также императором было проведено учреждение Государственного банка.

Внутренние и внешние войны императора Александра II были победоносными — подавлено восстание, вспыхнувшее в 1863 году в Польше, закончилась Кавказская война (1864). По Айгунскому и Пекинскому договорам с Китайской империей Россия в 1858-1860 годах присоединила Амурский и Уссурийский края. В 1867-1873 годах территория России увеличилась за счет завоевания Туркестанского края и Ферганской долины и добровольного вхождения на вассальных правах Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Одновременно в 1867 году заморские владения — Аляска и Алеутские острова были уступлены США, с которыми установились добрые отношения. В 1877 году Россия объявила войну Османской империи. Турция потерпела поражение, предопределившее государственную независимость Болгарии, Сербии, Румынии и Черногории.

© Инфографика

© Инфографика

Реформы 1861-1874 годов создали предпосылки для более динамичного развития России, усилили участие наиболее активной части общества в жизни страны. Оборотной стороной преобразований стало обострение социальных противоречий и рост революционного движения.

На жизнь Александра II было совершено шесть покушений, седьмое стало причиной его смерти. Первым стал выстрел дворянина Дмитрия Каракозова в Летнем саду 17 (по старому стилю 4) апреля 1866 года. По счастливой случайности императора спас крестьянин Осип Комиссаров. В 1867 году во время визита в Париж на императора покушался деятель польского освободительного движения Антон Березовский. В 1879 году революционер-народник Александр Соловьев попытался застрелить императора несколькими револьверными выстрелами, но промахнулся. Подпольная террористическая организация "Народная Воля" целенаправленно и систематически готовила цареубийство. Террористы произвели взрывы царского поезда под Александровском и Москвой, а потом в самом Зимнем дворце.

Взрыв в Зимнем дворце заставил власти принять неординарные меры . Для борьбы с революционерами была образована Верховная распорядительная комиссия во главе с популярным и авторитетным в то время генералом Михаилом Лорис-Меликовым, фактически получившим диктаторские полномочия. Он принял суровые меры для борьбы с революционно-террористическим движением, в то же время проводя политику сближения правительства с "благонамеренными" кругами русского общества. Так, при нем в 1880 году было упразднено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Полицейские функции были сосредоточены в департаменте полиции, образованном в составе министерства внутренних дел.

14 (по старому стилю 1) марта 1881 года в результате нового нападения народовольцев Александр II получил смертельные ранения на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) в Санкт-Петербурге. Взрывом первой бомбы, брошенной Николаем Рысаковым, была повреждена царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел. Тогда другой метальщик, Игнатий Гриневицкий, подойдя вплотную к царю, бросил ему бомбу под ноги. Александр II скончался через несколько часов в Зимнем дворце и был погребен в родовой усыпальнице династии Романовых в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. На месте кончины Александра II в 1907 году был воздвигнут храм Спаса-на-Крови.

В первом супружестве император Александр II состоял с императрицей Марией Александровной (урожденной принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией Гессен-Дармштадской). Во второй (морганатический) брак с княжной Екатериной Долгоруковой, пожалованной титулом светлейшей княгини Юрьевской, император вступил незадолго до кончины.

Старший сын Александра II и наследник российского престола Николай Александрович скончался в Ницце от туберкулеза в 1865 году, и престол унаследовал второй сын императора Великий князь Александр Александрович (Александр III).

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

mob_info