Статуя богини афины в греции. Афина Парфенос: описание, история и интересные факты

Акрополем в Афинах называется крепость, которая расположена на месте Древней Греции. Она находится на возвышении и защищает собой укрепленную часть города. На Акрополе почетное место отдавалось храмам богов, там заседали властители и покровители города, хранилось вооружение и казна. Другие акрополи Греции находятся в Микенах и Тиринфе.

Акрополь в Афинах - самое известное сооружение, которое сохранилось с древних времен. Он славится своей изящностью. Это крепость, которая не мешает наслаждаться природой. Время, когда солнце садится или встает, считается лучшим для того, чтобы любоваться храмом в Афинах.

Объект располагается на горе известняка, высота его превышает 150 метров выше уровня моря. Верхушка этой скалы плоская, представляет собой площадку. На Акрополе в Афинах первые поселения возникли около девяти тысяч лет тому назад. Уже к XIII веку до н.э. было принято решение укрепить Акрополь, и он получает толстые пятиметровые стены. Говорят, люди прибегли к помощи циклопов при строительстве.

Акрополь - сосредоточие политики и религии

В самом начале своего существования акрополи Греции предназначались для заседаний политиков и военных. Это место получает сакральное значение лишь со временем.

Статуя Афины в Акрополе символизирует две составляющие: покровительство над силами плодородия и мудрую защиту города от врагов. Культ этой богини особенно почитался в VIII-IX ве. до н.э., в то время был задуман и построен храм Эрехтейон. Спустя два столетия там возникает более крупное религиозное сооружение - храм Полиады, то есть воплощения Афины-матери плодородия. Впоследствии здание будет неоднократно перестроено, добавятся фронтоны из мрамора и метопы.

История Акрополя

Афины основал царь Кекроп, который, кроме того, по легенде стал отцом еще 12 городов Греции. Это был гуманный правитель, который ввел культ Зевса Громовержца. Афину в царстве Кекропа стали почитать в эпоху Эрехтония, тогда же в ее честь было дано новое название городу.

Победа над Марафоном (пятый век до нашей эры) принесла грекам хорошую прибыль, и в честь Афины Паллады было решение установиться рядом с прежним новый храм. Шестиколонное сооружение не было завершено, потому что персы захватили город и разрушили все его святилища. Около 480 г до н.э. греки возвращаются в родные Афины. Они восстанавливают защитные стены и частично гасят ущерб от нападения врага. Они отливают статую Афины из бронзы.

Огромная статуя стала логическим центром, вокруг которого развернулось строительство Акрополя. Богиня возвышалась над морем, была видна кораблям и наводила на вражеский флот смущение своим блеском. Скульптура получила название Афина Промахос.

Во времена Перикла Акрополи Греции стали объединяться вокруг Афин. В строительство новых святилищ были вложены огромные деньги и труды. На Афинском Акрополе возникает храм Парфенос, ворота Пропилеи. Руководил постройками скульптор Фидий, который приступил к работе уже после нескольких архитекторов. Это классик искусства Древней Греции. Под его началом находится вся работа на Акрополе. Но завистники обвинили его в расхищении сокровищ храма в Афинах, и Фидий был вынужден сбежать на Пелопоннес. Стоит сказать, что одной из чудес света - статуя Зевса (Олимпия) - его творение. Знаменитый скульптор успел создать Акрополь таким, каким мы его знаем. В последующие века он не сильно менялся.

После его отъезда власти наняли другого архитектора, который сконструировал Пропилей. В Акрополе в Афинах так называется основной вход. Сооружение содержит немало колонн, оно предназначено для наведения на посетителей священного трепета перед богами.

Главный храм в Афинах, конечно же, Парфенон. До нас дошла его внешняя оболочка, но раньше внутри находилось еще одно священное для греков место. Вторая статуя Афины Парфенос, сотворенная Фидием, не дошла до нас, но от нее остались схемы и рисунки. В древности колонны храма были кипенно-белыми.

Храм Эрехтония возник, как считали древние, на месте распри Афины и Посейдона за право власти над городом. Старейшины не хотели отдавать его тому, кто не будет следить за Афинами. Богиня вырастила оливковое дерево, а Посейдон всего лишь создать потом соленой воды в Акрополе. Олива до сих пор является символом Афин.

Здесь также находится статуя Ники, богине победы. Она была разрушена персами в самое древнее время. Храм в честь нее восстанавливался несколько раз.

Великолепный афинский Акрополь - место, где творилась древняя история. Здесь действовали боги, а люди всего лишь подчинялись высшей воле. Если долго смотреть на древние сооружения, вдумчиво бродить по Акрополю, то можно ощутить дух Древней Греции.

Resort.ru - сайт, созданный для туристов и путешественников. У нас вы найдете разнообразные туры, которые понравятся даже самому придирчивому клиенту. Выгодное соотношение цены и качества позволит вам и вашей семье путешествовать чаще.

Выбирайте Resort.ru, и мы утолим вашу страсть к путешествиям. В наличии имеются отличные туры в безвизовые страны для курорта без лишних хлопот.

Счастливые греки! Ведь, как говорил Плотин, «…всякая душа является и становится тем, что она созерцает». Душа греков, созерцая красоту храмов и скульптур, получала возможность вспомнить свою божественную, небесную родину…

Любое древнегреческое произведение - это попытка призвать божественное в конкретную форму. Даже работая над скульптурой победителя в Олимпийских играх, ваятель меньше всего заботился о портретном сходстве - он создавал идеальный образ человека. А работа над статуей божества была особой мистерией. Скульптуру отвозили в Дельфы для торжественной церемонии освящения, но перед этим жрецы обращались к божеству с вопросом, угодна ли ему эта статуя, согласно ли оно влить в нее свою божественную силу? И если знаки говорили о божественном согласии, статую ставили в храм.

Самые знаменитые греческие храмовые скульптуры не сохранились. Мы можем судить об их красоте и величии лишь по копиям и по описаниям. Например, существует около двухсот копий (если не считать изображения на монетах) Афины Парфенос - главной статуи в Афинском акрополе. Правда, ни одна из них не может передать все то, что испытывал созерцавший ее человек. Да к тому же не всякий удостаивался такой чести.

Если верить Плинию Старшему, на каждой детали скульптуры, начиная от постамента, на котором стояла Афина, и заканчивая ее шлемом, были изображены мифологические сцены: на постаменте - рождение Пандоры, на щите с обеих сторон - битва с амазонками и борьба богов с гигантами, на сандалиях - сражение с кентаврами.

Значительная часть казны полиса ушла на создание этой скульптуры. Ее деревянный остов высотой в 13 метров покрывала тонна золота, а лицо и руки были сделаны из отборной слоновой кости. Двухметровая статуя богини победы Ники, которую Афина держала в руке, казалась крошечной. Афина Парфенос поистине была величественной! Трудно представить, что такое мог создать человек!

Фидий, лучший скульптор того времени, девять лет работал над скульптурой. Только ему смогли доверить граждане создание образа их небесной покровительницы. Это были девять лет молитвы, девять лет полного погружения в работу. Каждый день Фидий молился и спрашивал, что угодно Богине-Деве, чтобы вселить часть своего могущества в скульптуру, что еще сделать, чтобы Афина охраняла город и его жителей? Ведь для каждого афинянина очень важно было знать, что рядом с ними живут боги. Что нужно всего лишь обратить свой взор на Акрополь и его храмы, чтобы почувствовать их покровительство.

Каждый год в честь Афины жители устраивали празднества - малые Панафинеи, а каждые пять лет - Большие Панафинеи, когда самые достойные девушки полиса несли жертвоприношения и пеплос - специально сотканные за эти пять лет одежды для богини. Это была красивая церемониальная процессия.

Сегодня от скульптуры Афины Парфенос остались лишь описания. Всего через 140 лет с нее сняли и заменили на бронзу все золото, чтобы оплатить им войско тирана Лакара, а примерно в V веке статуя погибла в огне очередного пожара. Судьба Фидия до конца не известна.

Печальна судьба этой скульптуры… Но, может быть, осталось где-то такое место, высокая гора, где по-прежнему живут Боги в своих храмах. И никакие тираны и пожары не могут их уничтожить. Может, когда-нибудь, вслед за древними греками, мы научимся ощущать их присутствие. Ведь Акрополь со его храмами и богами - это не только физическое место.

на журнал "Человек без границ"

Душой величественной художественной деятельности периода расцвета Эллады был Фидий (ок. 488–432 гг.), друг Перикла , смягчивший и в архитектуре и в пластике прежнюю суровую строгость формы, превративший ее в возвышенную и вместе с тем грациозную красоту. Современники и потомки прославляли его колоссальные хрисоэлефантинные (сделанные из золота и слоновой кости) статуи богов. Знаменитейшей работой Фидия, верхом всего его творчества, была статуя Зевса в храме города Олимпии . На лице Зевса было выражение такого всемогущества и милосердия, величия и спокойствия, что вид его, по словам древних писателей, избавлял душу от печали, заставлял забывать все страдания. Предание говорит, что царь неба сам явился в этом виде художнику. У греков была поговорка, что несчастлив тот, кому не удалось хоть раз взглянуть на эту статую Фидия.

Римская статуя I в. по Р. Х., изображающая Юпитера. Сделана по образцу скульптуры Зевса в Олимпии работы Фидия

В своем подробном описании храма Зевса олимпийского историк Павзаний описывает и эту статую Зевса (V, 10, 11). Фидий изобразил Зевса сидящим на престоле с головой, украшенной оливковым венком. В правой руке Зевс держал статую богини победы (Ники), сделанную из золота и слоновой кости, в левой он держал великолепный скипетр, сделанный из разных металлов. Обувь и одежда его были золотые; одежду украшали изображения животных и цветов, особенно лилий. Престол в этой работе Фидия был сделан из золота и слоновой кости и украшен драгоценными камнями. На скамье, под ногами Зевса были изваяны золотые рельефы, изображавшие львов и битву Тесея с амазонками. Высота статуи от основания до вершины головы составляла 60 футов. Зевс был изображен Фидием сообразно тому представлению, какое дает о нем эпизод Илиады , рассказывающий, что он выразил легким наклонением головы согласие на просьбу Фетиды , и от движения его кудрей потряслась высоты Олимпа .

Статуей Зевса в Олимпии Фидий создал у греков образ царя богов в его всемогуществе и милосердии. Двумя другими прославленными в его творчестве работами – статуями Афины Паллады – он создал образ светлой и величественной богини-девы, покровительницы мирных занятий, защитницы от врагов. Как покровительницу мирных занятий, богиню городской жизни и умственной деятельности, изображала ее колоссальная статуя, сделанная из золота и слоновой кости и поставленная в Пар феноне . Эта «Афина-Дева» (Афина Парфенос) держала на простертой руке изображение богини победы. Раньше того Фидием была сделана колоссальная бронзовая статуя, изображавшая богиню как защитницу от врагов (Афина Промахос). Эта его работа стояла в афинском Акрополе между Пропилеями и Парфеноном.

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

Творчество Фидия и его современников имеет в истории греческих религиозных понятий то высокое значение, что, оно, подобно Гомеру и Гесиоду , установило черты представлений о богах . Религиозные идеалы, созданные этим творчеством, остались типичными для всех образов божеств, какие создавались искусством следующих времен. Греческие художники навсегда остались верны идеалам творчества Фидия; никогда не представляли они богов волнуемыми какою-нибудь страстью, никогда не придавали им грубого чувственного выражения. Нравственное достоинство и спокойствие души навсегда остались характерными чертами греческих божеств .

Фидий. Афина Лемния. Предположительная реконструкция

В духе работ Фидия, представляющих идеальные образы Зевса и Паллады, его ученики Алкамен и Агоракрит паросский создали идеалы других божеств и в особенности Афродиты . Когда афиняне отдали предпочтение Афродите Алкамена, Агоракрит переделал свою статую этой богини в изображение богини мщения Немесиды и поставил его в храме её, находившемся в Рамнунте. Кроме Афродиты Алкамен сделал изображения еще нескольких божеств, возбуждавшие удивление определенностью и тонкостью характеристики их. В особенности славились его статуи Гефеста и Асклепия . Агоракрит считался любимым учеником Фидия; главное его достоинство состояло в верности стилю Фидия; самостоятельного творчества у него было мало. Он тоже сделал статую Зевса, но придал ему такое мрачное выражение, что эта статуя казалась Страбону изображением бога царства мёртвых Аида .

Фидием и его учениками, были изготовлены превосходные скульптурные работы, украшавшие Парфенон. Многие из них более или менее хорошо сохранились и находятся теперь в Британском музее. На восточном фронтоне стояла группа, изображавшая рождение Паллады , на западном – группа, представлявшая спор её с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой . На метопах были рельефы, изображавшие битвы кентавров с лапифами , а на фризе была изображена процессия Панафинейского праздника : девушки в длинных одеждах, несущие жертвенные сосуды, молодые люди на конях и на колесницах, жрецы; сидящие божества, ожидающие прибытия процессии и прочее. Сочетание строгости стиля и архитектурных условий с естественностью и свежестью фигур, наивность и серьезность их придают этим работам школы Фидия характер возвышенности. Сравнивая их с изваяниями предшествовавшего времени, надо удивляться живости фигур на них. Они – воспроизведение свободных движений людей. Все характеры выражены в этих работах с величайшею простотою и наивностью; все движения непринужденны и грациозны, все подробности каждой позы верны природе. Пластика тут вполне освободилась от неподвижной симметричности и жесткости архаической старины. Это – прекрасная середина между застывшей типизацией прежнего стиля и полной творческой индивидуальностью позднейшего.

Богиня Афина - наиболее странный (в плане мотивации) персонаж греческой мифологии.

Ведь она является богиней «умной» войны, но в то же время пытается решить все вопросы миром.

Она презирает мелочность других олимпийцев и редко вмешивается в их конфликты.

Но в случае угрозы самому Пантеону, Афина будет первой, кто вступит в бой.

Богиня Афина неоднократно служила карающим мечом Олимпа, наказывая наиболее самоуверенных смертных, но именно она основала самый великий город Греции, а потом осталась присматривать за этими смертными, после того, как боги Олимпа навсегда ушли.

И неудивительно, что её величайшее святилище, легендарный Парфенон тоже ждала очень непростая и временами просто удивительная судьба.

Где находится

Парфенон расположен в самом центре столице, на афинском Акрополе.
В центре Афин легко ориентироваться. Тут много пешеходных зон, а достопримечательности сосредоточены кучно. Заблудиться невозможно – над основной плоскостью города высятся две путеводных возвышенности: Акрополь и Ликавитос.
Акрополь (Akropolis) — в переводе с греческого: «верхний город» — построен на скалистом холме высотой 156 метров, который служил естественным укреплением при осадах.

Парфенон во времена античной Греции


Парфенон расположен на вершине Акрополя, ближайшая станция афинского метрополитена, от которой можно добраться сюда, так и называется – Akropolis.

От центра Афин до главной достопримечательности Греции ведет большая пешеходная улица Dionysiou Areopagitou.
Идите по ней прямо, никуда не сворачивая. Постепенно поднимаясь в гору, она приведет вас прямо к цели.

Парфенон в Афинах виден почти отовсюду и особенно красиво смотрится ночью, когда включают освещение.

Причём с первого взгляда на Акрополь можно понять, что боги играли в жизни греков очень важную роль - он буквально напичкан различными храмами и святилищами практически всех более-менее заметных олимпийцев, от могучего и грозного Зевса до вечно пьяного, но не менее грозного Диониса.

Стоит заметить, что Парфенон - не первое святилище Акрополя, посвящённое Афине. За 200 лет до его постройки, неподалёку от его нынешнего местонахождения существовал другой храм - Гекатомпедон. Учёные даже допускают, что какое-то время, храмы существовали параллельно.

История храма, кто построил Парфенон

Парфенон во время реставрации

Строительство Парфенона началось в 447 году до нашей эры. Проект приписывают архитектору Иктену, а строительством руководил Калликрат, который был практически придворным мастером правителя Перикла.

Помимо Парфенона, Калликрат построил ещё несколько храмов на Акрополе, а также активно поучаствовал в мирской жизни города, доведя до ума и закончив проект Длинных Стен, которые потом очень неприятно удивили спартанское войско во время Пеллопонесских войн.

Правда, обиженные спартанцы всё равно сровняли стены с землёй тридцать лет спустя, но, увы (а может, и наоборот, к счастью), Калликрат этого уже не застал. К тому же жители города восстановили стены и они ещё триста лет служили символом афинской независимости.

Парфенон же является главным шедевром мастера. Храм все никак не получался таким, каким его задумал Калликрат. Строительство заняло более девяти лет, причём все эти годы афинское правительство исправно отчитывалось перед своим народом за каждую монету, потраченную на постройку (археологам удалось найти мраморные таблички с отчётами).

Праздник Панафинеон

На празднике Панафиней 438 года до н. э., храм был торжественно открыт для посетителей, но декоративные работы продолжались ещё шесть лет под руководством скульптора Фидия, преемника Калликрата и создателя одного из семи Чудес Света - статуи Зевса в Олимпии. Для Парфенона Фидий создал не менее прекрасное изваяние Афины Парфенос, ставшее главным украшением храма.


Увы, но славная история святилища не продолжалась и двухсот лет - последним правителем, действительно чтившим Афину, был Александр Македонский. После его посещения храма в 323 году до н. э., Афины постепенно скатились в тиранию, а позже были неоднократно захвачены сначала варварскими племенами, а потом и римлянами. Примерно в это же время в храме произошёл большой пожар и статуя Афины Парфенос была утеряна (впрочем, к моменту пожара она уже практически ничего не стоила - все золотые элементы были заранее сорваны для того, чтобы тогдашний правитель Афин мог заплатить солдатам).

Византийская эпоха Парфенона

После пожара храм восстановили и он служил последним пристанищем богини ещё почти 800 лет, пока при патриархе Павле III не был превращён в собор святой Софии.

Все сокровища были вывезены в Константинополь, впрочем, к тому моменту их оставалось немного. Храм был значительно перестроен, но в целом сохранил свой характерный вид.

Но в 1458 году Афины опять сменили государственную принадлежность, став частью уже Османской империи.

Турки разместили в Акрополе военный гарнизон, а Парфенон превратили в мечеть, перестроив в очередной раз и серьёзно повредив росписи внутри храма. Что интересно, помимо закрашивания всех противоречащих мусульманской культуре сюжетов, никаких других изменений во внутреннее убранство храма внесено не было.

В 1687 году, во время войны между Османами и Священной Лигой, Парфенон, служивший туркам складом и укрытием, был обстрелян с господствующей высоты - холма Филопаппу. Прямое попадание в пороховой склад буквально уничтожило храм, похоронив под ним более 300 турок.

Парфенон в 1840 году

Следующие двести лет руины Парфенона служили историческим памятником, пока в 1840 годах не началась их реставрация.

Процесс восстановления главного древнего храма идёт до сих пор, с переменным успехом, но тот факт, что было сделано множество археологических открытий отрицать сложно.

Правда, в последние годы, проект реставрации был заморожен - после вступления в ЕС у Греции просто не осталось денег на восстановление памятников.

Как выглядел Древнегреческий Парфенон

Древнегреческий Парфенон представлял собой действительно величественное зрелище.

Парфенон в разрезе

Основой храма является сохранившийся до наших дней стилобат - трехступенчатый подъём, ведущий к храму. Сам храм - прямоугольной формы здание, с колоннадой по каждой из четырёх сторон. Размеры прямоугольника-основы составляют 69,5×30,9 метра.

На фасадах храма было по 8 колонн, по бокам - ещё по 17, что в сумме даёт нам 48 опор (угловые колонны являются одновременно элементами как фасада, так и боковой части).

Что интересно, колонны были не перпендикулярны, а располагались под углом, склоняясь внутрь. Причём угол наклона угловых колонн намного меньше, чем у прочих. Сами же колонны являлись классическими образцами дорийского ордера, хотя и имели непривычно большой размер.

Один из уцелевших фризов Парфенона

Внутри храма были сделаны дополнительно две ступени, которые вели на центральную площадку, окружённую с фасадов ещё 12 колоннами.
Площадка делилась на три нефа, большой центральный и два маленьких по бокам. Центральный неф был окружен с трёх сторон 21 колонной. В его центре располагалась та самая, позднее пропавшая, статуя Афины Парфенос.

Внутренний фриз храма был выполнен в ионическом стиле и изображал праздничное шествие в последний день Панафиней.


Всего уцелело 96 пластин этого фриза, большая их часть - в Британском музее. Греческое правительство на протяжении многих десятилетий тщетно добивается возврата мраморных фрагментов отделки Парфенона на их историческое место.

Что же касается экстерьера, то о нём известно довольно мало. Фронтоны Парфенона были уничтожены ещё в Средние века, так что восстанавливают их в основном по догадкам.

Восточный фронтон мог изображать рождение Афины, но деталей скульптур почти не осталось. Западный, скорее всего, показывает спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Всего сохранилось 30 статуй с фронтонов, но их состояние довольно плачевное, в особенности у тех, что были в Британском музее в конце XX века - их подвергли довольно варварской чистке.

Внешние фризы Парфенона сохранились немного лучше - по крайней мере, точно известно, что было на них изображено.

На восточной стороне храма была запечатлена история войны кентавров и лапифов, на западной - Троянской войны, на севере - гигантомахия, а на юге - сцены из битвы греков и амазонок.

Большинство уцелевших горельефов находятся в афинском музее, а их точные копии постепенно занимают свои места в отреставрированном Парфеноне.

Статуя Афины

Самая удачная копия знаменитой статуи Фидия

Статуя Афины описывается как одна из величайших работ Фидия. Изваяние богини было выполнено из дерева покрытого золотом (около тонны) и украшенного слоновой костью.

Вместо того чтобы подчеркнуть недоступность и отчуждённость божества (как он сделал с Зевсом Олимпийским), Фидий изобразил Афину простой и приближенной к своему народу.

Статуя была относительно невысока (13 метров) и изображала гордо стоящую Афину, держащую в одной руке копьё, а в другой - двухметровую фигуру богини победы Ники.

Голова богини была украшена трехгребневым шлемом, а в ногах находился щит, на котором изображены сцены из битв.

Увы, но статуя стоила зодчему Парфенона жизни - в порыве увековечить не только божественную Афину, но и самого себя, мастер вписал в одну из сцен, украшающих щит богини, плешивого старика с молотом скульптора.

Фидий на щите скульптуры Афины-Девственницы

Афиняне не оценили юмор и осудили его за богохульство. В тюрьме Фидий скончался.

Знаменитая статуя, вероятно, погибла при пожаре, предположительно в V веке до н. э., но существует несколько копий разной степени точности.

Наиболее достоверную, под названием «Афина Варварикон», можно увидеть в национальном археологическом музее.

Современный Парфенон

Современный Парфенон

Подробно описывать как выглядит Парфенон сегодня, не имеет смысла - греческие археологи и строители максимально приблизили его к храму античному.

Конечно, весь лоск и красота скульптур Парфенона утеряны, но здание всё равно поражает воображение.

С каждым годом храм становится все более красивым, а истории гидов - все более впечатляющими, так что посещение Парфенона - это процесс, который интересно повторять каждые несколько лет.

Сколько стоит посещение

Сохранившиеся скульптуры на фронтоне крыши Парфенона

Доступ к главному памятнику античного зодчества эллинов открыт с 8.30 до 18.00.
Рекомендуется посещать его в ранние часы или под вечер, когда жара не особо сильна и наплыв туристов не очень большой. При входе есть небольшой ларек, где продают газированную воду и свежевыжатые соки (4,5 евро). Учтите, что со стаканом вовнутрь вас не пустят, а стакан довольно большой.

Запаситесь бутылкой с водой, наверху перед входом и слева есть фонтанчики и туалет.
Вход с большими сумками также воспрещен, но на территории имеются камеры хранения, где их можно оставить.

Всего входов и касс тут несколько, в том числе со стороны музея и на юго-восточной стороне, у театра Диониса.

Очередь в кассах со стороны музея обычно меньше.

Цена билета за вход на территорию Парфенона (12 евро) включает в себя посещение 6 достопримечательностей, в том числе храм Зевса Олимпийского, Древнюю и Римскую Агору, театр Диониса и древнейший район Афин – Керамик.
Билет действует 4 дня.

Древний храм Парфенон в Афинах- не только грандиозный памятник. Это ещё и национальный символ Греции, которым страна очень гордится.

Невероятно красивое в своей простоте здание с успехом выдержало испытание временем и пало лишь под снарядами из тяжелых пушек, сделанных тысячелетия спустя после постройки последнего святилища Афины.

Разве это не достойно восхищения перед работой античных мастеров!

Несмотря на то, что храм греческой богини уже много времени реставрируется и окружен строительными лесами, пребывание рядом с ним – поразительное и волнующее ощущение.
Если вам доведется побывать в Афинах обязательно посетите Парфенон — великий дух древней Эллады, застывший в пентелийском мраморе.

Наследие человечества сохранило великолепные творения искусства. Множество архитектурных шедевров, картин, произведений литературы и музыки до сих пор восхищает современных людей. Их можно увидеть на выставках, в музеях, приватных коллекциях. Некоторые сокровища нации по-прежнему находятся под землей или закрыты в дворцах и замках.

Но оказывается, истории известны произведения, которые уже не увидишь никогда. Чаще всего люди узнают о них из других произведений. Например, Афина Парфенос стала известна только благодаря копиям и описаниям. На данный момент подлинной скульптуры не существует. Но красота описания до сих пор хранит это произведение Фидия в памяти современных людей.

В честь кого?

Нетрудно догадаться, кого имел в виду Фидий. Афина Парфенос - это воплощение той самой которая в свое время прославилась благодаря своему уму и мудрости. Афина была самой почитаемой Она входила в число величайших владык Олимпа. Помимо того, что ее называли считают причастной к знаниям, искусству, ремеслам, также называют покровительницей городов и государств.

Как выглядела?

Прежде чем узнать, что представляла собой статуя, Афина Парфенос должна предстать пред нами в истинном обличии. Пожалуй, она остается для многих наиболее выразительным персонажем Древней Греции. Именно её считают самой необычной и запоминающейся. Это связано с тем, что кто бы ни изображал Афину, она всегда при себе имеет атрибуты мужчины: доспехи, оружие и щит. Также рядом с богиней всегда можно было заметить священных животных.

Чаще всего Афина - русоволосая и сероокая женщина. Гомер вовсе считал её "совоокой". Пожалуй, такое сравнение связано с тем, что рядом часто можно было увидеть сову, символ мудрости. Не имеет значения, где мы знакомимся с Афиной, то ли в стихотворениях, то ли в прозе, то ли на холсте, творцы всегда стараются выделить её большие глаза.

Основными атрибутами Паллады все же остается шлем, который имел высокий гребень, и эгида, или щит, украшенный головой горгоны Медузы. Также рядом, в частности на картинах, можно увидеть оливу, которую считали священным деревом, сову и змею - два символа мудрости. С Афиной не раз встречалась и Ника - крылатая богиня.

Автор

Многие мечтали сохранить в истории человечества статую «Афина Парфенос». Скульптор Фидий навсегда в умах людей остался творцом великой богини. Творец жил в 400-е годы до нашей эры. Был другом Перикла и считался величайшим художником периода великой классики.

За свою недолгую карьеру он создал огромное количество работ. Главным их персонажем оставалась всегда Афина. Помимо той, что поместилась позже в Парфеноне, была скульптура богини на афинском Акрополе. Её Фидий создал в честь победы над персами. Она была огромная и служила своеобразным маяком для моряков.

Афина Лемния также не сохранилась до нынешних времен, но о ней известно благодаря копиям. Эта статуя была создана специально для жителей острова Лемнос, отсюда и такое название. Известно также еще о двух скульптурах, отображающих богиню войны. Одна находилась в Платеях, а другая в Ахайе.

Фидий также является автором одного из семи чудес Древнего мира. Речь идет о скульптуре Зевса в Олимпии. Эта статуя была единственной, которая находилась на материковой части Европы. Она была сделана из мрамора, а по размерам превосходила любой храм того времени.

Скульптура

Как известно, скульптура Афины Парфенос находилась в Парфеноне. Этот храм был построен как дом для богини между 447 и 432 годами до нашей эры. Статуя была сделана из слоновой кости и золота. Она была создана для того, чтобы прославить успех в персидских войнах.

Несмотря на то что Афина Парфенос давно перестала существовать, она по сей день остается великого города. Об исчезновении скульптуры до сих пор мало что известно. Исторические факты приводят нас в Константинополь, куда, возможно, была перевезена статуя. Именно здесь её могли разрушить и разворовать. Восстановить первоначальный вид позволяют копии, скульптурные детали и описания Плутарха и Павсания.

Все самое дорогое

Сейчас трудно понять, была ли Афина названа в честь храма Парфенона, либо же все было с точностью наоборот. Сейчас мы можем утверждать, что Парфенос значит "дева", а Парфенон означает "дом девы".

Сам храм был не менее великолепным. Но статуя Афины Парфенос все же по праву считается главным украшением здания. Мифы и легенды говорят, что храм изначально строили для того, чтобы туда могла поместиться эта скульптура. Возможно, когда воздвигали Парфенон, уже понимали, что Фидий туда поместит что-то схожее со скульптурой Афины Промахос.

Максимально точные описания статуи дал Плиний. Он утверждал, что творение получилось высотой около 12 метров (26 локтей). Для его изготовления была взята слоновая кость и золото. Первое Фидий использовал для создания частей тела богини, а остальное все было изготовлено из золота.

Также шла речь о том, что золото могло быть легко удалено в случае финансовых трудностей. Для остальных украшений была использована медь, стекло, серебро и драгоценные камни. В результате Фидий создал скульптуру, стоимость которой в разы превышала стоимость всего храма Парфенона.

Известно, что статуя занимала огромный постамент высотой 4-8 метров. Располагалась ближе к восточной двери и была окружена колоннами. Перед скульптурой находился большой резервуар с водой, который по-современному можно назвать бассейном. Это было сделано для того, чтобы в холе все время было влажно, и слоновая кость сохранялась в этих условиях.

Украшения

Очень величественной и воинственной у Фидия получилась Афина Парфенос. Описание деталей дает понять, насколько уникальной была эта скульптурная композиция. По копиям стало ясно, что в одной руке богиня держала статую Ники, которая, кстати, имела высоту 2 метра, но на фоне величия основной скульптуры выглядела очень миниатюрно. В другой руке Афина держала щит.

Именно он является спором того времени. Его наиболее часто пытались скопировать творцы всего мира. Плиний утверждал, что на щите Фидий отобразил битву Тезея и амазонок. Также тут можно было найти битву гигантов с богами. Было здесь и изображение горгоны Медузы. Возможно, и еще каких-то интересных персонажей.

Не менее привлекательным казался и шлем Афины Парфенос. Он имел на себе сфинкса посередине и двух грифонов с крыльями Пегаса. Известно также, что в ногах богини находилась змея. Некоторые утверждают, что рептилию разместил Фидий и на груди у покровительницы. Эта змея была дана богине Зевсом. Обувь украшали кентавромахии.

Невидимые детали

Конечно, о каких невидимых деталях скульптуры может идти речь, когда из современников никто не видел скульптуру? Афина Парфенос полна тайн и загадок. Есть утверждение, что на щите богини Фидий поместил свой портрет и изображение своего друга Перикла. Предположительно он завуалировал все под Дедала и Тезея.

Также многие современники считают, что Фидий увлекался мальчиками. Его возлюбленным был молодой Пантарк, ставший победителем в борьбе на Олимпиаде. Юноша был так дорог скульптору, что надпись «Прекрасный Пантарк» была высечена на одной из статуй. Возможно, именно на пальце Афины Парфенос красовалось это признание. Хотя достоверных данных об этом нет. Возможно, надпись была на статуе Зевса, либо на скульптуре Афродиты Урании.

Жертвы

Как уже говорилось ранее, Фидий сделал многое, чтобы Афина идеально вписалась в Парфенон. Если головой упиралась в потолок и казалось, что если громовержец встанет, он пробьет здание, то богиня гармонично смотрелась в архитектурном пространстве.

Дело в том, что Фидий не раз общался с Иктином, строителем, чтобы тот немного отошел от изначального плана и вообще стиля дорийского храма. Скульптор требовал больше пространства внутри. В итоге мы видим не 6 классических колон, а восемь. К тому же они расположились не только по бокам статуи, но и позади ней. Афина оказалась словно вписана в архитектурную раму.

Хронология

Оказалось, сложно определить дальнейшую судьбу творения. Также не известно, где погибло создание Фидия Афина Парфенос. История его начинается около 447 года до н. э., когда скульптор получил заказ и приступил к работе. Уже через 9 лет статую установили в храме.

Через пару лет случается первый конфликт. Фидия подставляют враги и завистники, после чего ему приходится оправдываться во имя очищения своей совести. Далее более столетия ничего не было известно о судьбе статуи. Но в 296 году до н. э. один военачальник снял золото со скульптуры, чтобы оплатить свои долги. Тогда пришлось металл заменить на бронзу.

Еще более чем через столетие Афина Парфенос пострадала от пожара. Но её смогли отреставрировать. Следующая информация появляется уже в 5-м веке нашей эры. Известно, что очередной пожар в храме вновь терзает творение. В 10-м веке н. э. шедевр находился в Константинополе. Что произошло дальше - неизвестно.

Рок судьбы

Мы уже мельком упоминали о конфликтах, которые затронули Фидия. Именно Афина Парфенос стала для него предвестником смерти. Творец был хорошим другом и советником Перикла. Он помогал ему с реконструкцией Акрополя. Также он был, безусловно, талантлив. Поэтому враги и завистники не могли пройти мимо.

Впервые он столкнулся с ними, когда его обвинили в краже золота с плаща богини. Фидию не было чего скрывать. Было приказано снять золото с основы и взвесить. Недостачи не обнаружили.

А вот следующие обвинения закончились плачевно. Враги долго искали, к чему же придраться. Последней каплей стало обвинение в оскорблении божества. Многие знали, что Фидий попытался отобразить себя и Перикла на щите Афины Парфенос. Скульптора бросили в тюрьму. Именно тут и пришла его смерть. Единственное, что для историков так и осталось загадкой: умер он от тоски или от яда.

Слава

Среди всех работ Фидия самой известной считается Афина Парфенос. Описание и история её настолько яркие, что об этом творении известно нам спустя тысячелетия. Слава скульптуры пронеслась сквозь года. О ней не раз писали современники Фидия, а также более поздние литераторы. Известно, что даже Сократ ссылался на Афину для толкования понятия прекрасного.

О величии произведения говорит и количество копий, которые сохранились по сей день. Наиболее точной и яркой остается скульптура «Афина Варвакион». Она находится в Национальном Вторая схожая копия разместилась тут же под названием «Афина Ленорман».

Горгону Медузу, которая помещалась на щите, также не раз копировали. Наиболее известной остается копия головы «Медуза Ронданини». Сейчас эта скульптура находится в Мюнхене, в Глиптотеке.

Не раз художники пытались скопировать щит оригинала. Один из них хранится в Британском музее и называется «Щит Странгфорда». Подобный также есть в Лувре.

Дом Афины

Сейчас от Парфенона практически ничего не осталось. Хотя храм хранит многовековую историю, которая, как и скульптура, полна тайн и противоречий. Греческие археологи и строители старались максимально воссоздать античный стиль руин. Но все величие и красоту, конечно, передать уже невозможно. Тем не менее ощущение того, что много веков назад здесь проходили исторические события, чарует и завораживает. Истории гидов ежегодно собирают много туристов, которым позволено окунуться в атмосферу античной воинственности.

mob_info