Легенда о шапке мономаха кратко. Шапка Мономаха: история происхождения

Что относится к главным регалиям царской, королевской и императорской власти? Корона, скипетр и держава. Все регалии обязаны своим происхождением античному миру. Корона своим предком может считать венок, которым награждался победитель в состязании. Позднее венок стал символом победителя в войне или должностного лица - знаком служебного отличия (императорский венец). Позже появилась корона, которая и стала главным атрибутом власти в раннем Средневековье.

Как появилась шапка Мономаха

Вопрос об истории появления шапки Мономаха до настоящего времени не имеет однозначного ответа. Историки предлагают нам несколько версий, и каждая из них довольно убедительна и представляет большой интерес.

До середины XIX века легенда о появлении шапки опиралась на сказания о том, что она была подарена византийским императором Константином Мономахом. Но, скорее всего, эти сообщения появились при великом князе Василии III, которому такие легенды были очень выгодны для упрочения своих прав на престол.

Другая версия имеет монгольские корни. Некоторые исследователи считали, что это дар Узбек-хана Ивану Калите, который получил его после смерти своего брата Юрия Даниловича в качестве награды за преданность.

Но есть и современные историки, которые полагают, что шапка изготовлена в России. Они считают, что шапка собрана из частей и деталей шлемов сыновей Ивана Красного - и княжича Ивана. Предполагается, что золотые пластины тульи изготовлены в XIII веке, а окончательный вариант шапки появился в 1505-1526 годах. И эта версия является на сегодняшний день наиболее предпочтительной.

Венчание на царство Ивана V и

История шапки Мономаха

В 1328 году русские летописи впервые упоминают о ней в завещании Ивана Калиты. В нем в перечислении сокровищ названа «шапка золотая», и некоторые исследователи посчитали, что речь идет именно о шапке Мономаха.

Каждый день великие князья в ней не ходили. Украшение было ритуальным и использовалось только один раз, в день восшествия на престол. С окончанием торжеств, в соответствии со всеми необходимыми правилами, шапка Мономаха пряталась до следующего подобающего случая (она хранилась в царской сокровищнице). В обычные дни царь пользовался «ежедневным венцом». В 1682 году шапка по назначению использовалась в последний раз - при восхождении на престол Ивана V. Здесь имелся один нюанс. Вместе с Иваном V на престол возводился и его младший брат Петр Алексеевич, который в дальнейшем стал императором Петром I Великим. Для второго царя была изготовлена шапка-дубликат, или, как ее назвали, «шапка второго наряда». Сегодня эта шапка и шапка Мономаха хранятся в Оружейной палате в Кремле.

Описание шапки Мономаха

Общий вес головного убора составляет 993,66 грамма. В описании говорится, что шапка царская, золотая, сканая выполнена из восьми золотых пластин, украшенных филигранью, жемчугом и самоцветами. Всего на шапке 43 драгоценных камня шести видов, среди них - сапфиры синие, сапфиры желтые, шпинель красная, рубины, изумруды. И, естественно, шапка украшена русскими мехами, в которые в то время были одеты практически все европейские первые лица.

С давних времен все русские самодержцы венчались на царство, надевая на голову Шапку Мономаха. Она являлась символом царской власти. Какая же древняя традиция связана с этой Шапкой и почему она являлась знаком царской власти?

Историческое появление Шапки Мономаха в России до сих пор до конца не выяснено. Существуют множество легенд и гипотез о происхождении данной Шапки. В основном связывают ее с именем русского князя Владимира Мономаха и считают, что она с самого начала принадлежала именно ему. Другие утверждают, что Шапка принадлежала византийскому императору Константину, но в Россию она попала благодаря князю Владимиру Мономаху: якобы, вспомнив, как его знаменитые предки воевали с греками и одержали крупные победы, князь Владимир Мономах тоже решил воевать с Царьградом и послал туда многочисленное войско. Греки, не желая воевать с русскими и, чтобы умилостивить русского князя прислали ему с митрополитом богатые дары: крест из животворящего дерева, золотую цепь, чашу сердоликовую, из которой пил римский цезарь Август, и царский венец, т.е. Шапку умершего к тому времени императора Константина Мономаха, деда князя Владимира. По другой версии, византийские императоры, прежде чем передать Шапку Мономаха и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков. Таким образом, главная идея заключается в том, что Шапка досталась киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, сыну греческой царевны Марии, внуку византийского императора Константина IX Мономаха, по праву преемственности. Для чего нужна была эта легенда? В 1453 году Византия пала. Пала существовавшая одиннадцать веков некогда блистательная, а теперь прогнившая Византийская империя. Пал второй Рим вслед за первым? А где же третий? Третий Рим – это Москва! Великий князь Иван III провозгласил себя впервые великим князем всея Руси, или Государём всея Руси. Он стал первым самодержавным правителем могущественной державы. А шапка Мономаха стала как бы символом преемственности власти русских князей от византийских императоров. Эта легенда обосновывала концепцию «Москва - Третий Рим», но считается маловероятной, хотя бы потому что когда Константин IX Мономах умер, Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он будет править Киевом была ничтожно мала. К тому же, в древних летописях о шапке Мономаха не упоминается ни словом, словно о ней на Руси слыхом не слыхивали до XV века.

Историками установлено, что легенда о Шапке Мономаха была создана во второй половине XV века, когда, после падения Византии, Москва стала претендовать на роль нового центра православия. Тогда-то и было заявлено, что шапка, выполненная из восьми золотых пластин, украшенных филигранью в греческом стиле, жемчугом, рубинами, изумрудами и турмалинами, была получена по родству от византийского императора князем Владимиром, а позже от киевских князей она перешла к князьям владимирским, а затем и к московским. Однако письменных фактов, подтверждающих указанные заявления, нет.

Первыми письменными источниками по данной теме принято считать «духовные грамоты» Ивана Калиты, где упоминалась некая золотая шапка. В своих завещаниях князь Иван Данилович – Иван Калита, внук прославленного князя Александра Невского подробно перечислял всякие мелочи: ткани, одежды, всё до последнего камешка. Не зря в истории его знают как рачительного хозяина. Много раз ему приходилось ездить в Золотую Орду. И каждый раз князь задумывался – вернётся ли обратно? Возможно, поэтому ему часто приходилось составлять завещания, или как тогда называли «духовную грамоту», где и переписывались все его сбережения и сокровища. Вот один из списков, оставленных великим князем:

Золотых цепей – 12

Ценных поясов – 9

Золотых чаш – 6

Золотых чар – 2

Золотое блюдо с жемчугом и камнями – 1

Золотых сосудов – 4

Золотая коробочка – 1

Золотая шапка – 1

Именно эта «золотая шапка», как предполагают историки, и есть Шапка Мономаха, которая передавалась впоследствии от одного великого князя к последующему, от одного царя всея Руси к другому. В настоящее время документально установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III - Дмитрий. Царь Иван III был крупным государственным деятелем, потому в столь трудное для страны время решил подчеркнуть создание твердой централизованной власти и возросшую мощь страны особой торжественной церемонией - венчанием на престол. Для этой церемонии 4 февраля 1498 года и был использован Мономахов венец. В этот день Иван III в сопровождении бояр ввел своего 15-летнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство. Для придания большей торжественности венчанию внука Иван III пригласил некоторых иерархов русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов суздальского, рязанского, терского, коломенского и сарского.

Итак, Шапка действительно была и есть. Ею венчали великих князей и царей земли Русской. Однако, откуда же она взялась на самом деле, ведь версию происхождения ее из Византии ученые отметают напрочь?

Подсказка кроется в самой шапке. Современные исследователи доказали, что шапка восточного происхождения, и кроме этого, она в течение своей долгой жизни претерпевала изменения. Доказано, что начало происхождения шапки – XIII - XIV век. Много версий – кому принадлежала эта шапка. Одна из самых вероятных версий, как предполагают историки, та, что шапка эта могла быть даром хана Узбека князю Юрию Даниловичу или его брату Ивану Калите. Шапка могла появиться вместе с появлением на Руси сестры хана Узбека, ставшей женой князя московского Юрия Даниловича. Тем более что некоторые исследователи склоняются к тому, что шапка Мономаха изначально была женская шапка. Подтверждением тому являются археологические находки и клады, в которых женские головные уборы очень близки по-своему декору с шапкой Мономаха. Кроме этого орнаментальные украшения шапки являются присущими искусству Золотой Орды. Шапка Мономаха украшена рубинами, изумрудами и жемчугом, крепление которого аналогично креплению находкам из Симферопольского клада. В стержень навершия женских шапок тюрского происхождения вставлялись перья филина или павлина, а в шапку Мономаха был вставлен крест. Шапка Мономаха декорирована по определённому принципу: восемь пластин – четыре из них с мотивом лотоса. Мотив лотоса имеет большое значение, так как несёт в себе и символическую функцию. Этот мотив характерен для Крыма и волжских Булгар золотоордынского времени. В описаниях восточных и европейских путешественников, а также послов, побывавших в Золотой Орде, сообщается, что знатные тюркские женщины имели головной убор в виде шлема, который был украшен самоцветами, на верхушке был золотой кружок, украшенный перьями павлина, что соответствует головным уборам тюрских народов, входивших в состав Золотой Орды.Изначально Шапка Мономаха имела несколько иной вид: не было опушки из меха, но были так называемые золотые цепочки – подвески, которые соответствуют женскому головному убору. Посол германского императора Максимилиана I к великому князю Василию III барон Сигизмунд Герберштейн описывает шапку Мономаха, нарядно убранную жемчугом и золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками (речь вероятнее всего идёт о подвесках). А вот такая немаловажная часть шапки, как крест, даже и не упоминается, не упоминается и опушка из собольего меха, что говорит о том, что их раннее не было. И крест и опушка появились несколько позже.

Красота шапки обязана не только обилию драгоценных камней, её поверхность покрыта кружевом сканого узора, она украшена финифтью. Тщательные исследования скани позволяют назвать шапку памятником золотоордынского искусства, тем более что учёные, знатоки искусства подтверждают, что технология кружевной скани – школа мастеров золотоордынской филиграни Крыма и Поволжья начала XIV века. Однако подобные ей были уже известны в Поволжье в домонгольский период, в X - XII веках. Это подтверждают археологические находки женских украшений того периода.

Таким образом можно констатировать факт того, что Шапка Мономаха является примером синтеза на обширном пространстве территории Золотой Орды элементов салтовской (булгаро-аланской) и золотоордынской культуры и у русских князей появилась, вероятнее всего, как результат закрепления брачного союза с представительницей какого-то очень знатного тюркского рода. Известны, по крайней мере, две линии родства великих русских князей с золотоордынскими ханами. В 1260-70-е годы князь Федор, по прозвищу Черный, сын Ростислава Мстиславовича - внука Владимира Мономаха, был в Орде и женился, после смерти своей жены - ярославской княжны, на ханской дочери, имел от нее двух сыновей - Давида и Константина. Сын Давида Федоровича - ярославский князь Василий был женат на дочери Ивана Калиты. Таким образом, генеалогическая связь с Владимиром Мономахом существовала через зятя, являвшегося внуком правнука последнего. Версия о происхождении шапки могла возникнуть по этой линии, если она, доставшись в наследство Василию от матери, через его жену, попала к Калите. Однако отношения Ивана Калиты с зятем были враждебными; последний действовал заодно с тверским князем, помогая ему в Орде, за что великий князь московский опустошил тверские земли и, кроме того, зять пережил тестя. Более достоверной представляется версия о том, что шапка попала в наследство к Ивану Калите после смерти его родного брата - московского князя Юрия Даниловича. Принадлежала же она Кончаке - сестре хана Узбека. Кончака, в крещении Агафия, была выдана замуж за Юрия московского. Он жил в Орде, "умел сблизиться с семейством хана и женился на сестре его, Кончаке... Ханский зять возвратился в Русь с сильными послами татарскими...". Кончака умерла в Твери в 1317 году, попав в плен к тверскому князю Михаилу, где ее, по слухам, отравили. Юрий Данилович был убит позднее, в 1325 году, тверским князем Дмитрием Михайловичем, который, дабы оправдать себя, сообщил хану Узбеку, что Юрий собирал дань и удерживал ее у себя. Наследником Юрия Даниловича, поскольку у него не было детей, мог быть только его брат - Иван Данилович - Калита. Таким образом, предположение, впервые высказанное Г. Вернадским, о том, что шапка принадлежала хану Узбеку, имеет под собой достаточно веские основания. К сожалению, не была принята во внимание сама шапка, которая первоначально имела несколько иной облик (не было опушки из меха и др.) и являлась по форме и характеру декора явно женской, о чем свидетельствуют археологические и этнографические материалы ряда тюркских народов, входивших в состав Золотой Орды. Дальнейшие исследования помогут окончательно развеять миф о так называемой шапке Мономаха, являющейся творением рук тюркских мастеров и достоянием культуры некогда великого государства - Золотой Орды.

Напоследок хочется сказать, что Шапка Мономаха – раритет. Она из тех очень дорогих вещи, цену которым назвать трудно. За них сражаются на аукционах известнейшие коллекционеры и мировые музеи, а получая в свое пользование, хранят как зеницу ока. Но, как говорится в известном фильме, Шапка - «непокупная вещь, цены немалой», оценить которую невозможно. Ее не выставляют на торги, не продают в магазинах. Даже оценить ювелирную цену этой вещи бессмысленно, потому что ее историческая стоимость гораздо выше. Так что узнать настоящую цену Шапки Мономаха практически невозможно. Однако, можно назвать цену копии, созданной в 2002 году к 50-летию Владимира Путина. Точная копия Шапки Мономаха была создана группой частных ювелиров России за несколько месяцев. После того, как сотрудники Национального института герба и флага, сочли факт передачи символа монархической власти президенту демократического государства некорректным, Анатолий Климин заявил о продаже копии Шапки Мономаха и передаче денег в детские фонды. Оценивается копия Шапки приблизительно в 50 000 долларов. Также как и оригинал, она отделана соболиным мехом, украшена изумрудами, рубинами и жемчугом, но при этом некоторые камни не настоящие. При этом, несмотря на стоимость самой ювелирной работы и драгоценных металлов и камней, используемых для копии, основная цена ее зависит все-таки от исторической ценности самой Шапки Мономаха.

Подлинник Шапки, также как и другие символы самодержавия в России, хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

, изумрудами и крестом .

В связи с переориентацией московской государственности с Орды на Византию при Иване III происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва - Третий Рим » . В «Сказании о князьях Владимирских » (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху , должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно - как потому, что Константин умер в , когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев , была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения.

Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия , внука Ивана III , на великое княжение, составленной в 1518 г. Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков (см. Три отрока в пещи огненной).

Описание

Вес шапки Мономаха - 993,66 грамма. В хранящейся в архиве Оружейной палаты подробной описи царской казны 1696 года описание шапки Мономаховой приведено следующее:

НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ГОСУДАРЕЙ РОССИЙСКИХ ЦАРСКИЙ ЗОЛОТОЙ ВЕНЕЦ, НАЗЫВАЕМЫЙ ШАПКОЙ МОНОМАХА. Золотой и украшенный драгоценными каменьями, он состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек, покрытых с лицевой стороны сканью, соединённых острыми концами под яблоком. Рисунок скани на дощечках, представляя собою общий характер греческих завитков, различается в подробностях так, что на одной дощечке, служившей передней, совершенно особый рисунок, на трёх других он несколько сходен с рисунком первой дощечки, на четырёх остальных совершенно отдельный от рисунка подробностей первых дощечек. Рисунок каждой дощечки окоймлён снизу поясом в роде угольчатой цепи, а около швов боковыми рамками: по открытым швам пробиты отверстия, для укрепления дощечек. Яблоко по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На яблоке гладкий золотой крест; по концам и в подножии его четыре бурмитских зерна, верхнее продолговато, боковые круглы, а нижнее как бы несколько сдавлено и крупнее прочих. На яблоке в гнездах, украшенных сбоку колечками, на долгих согнутых спнях три крупных камня: яхонт лазоревый, яхонт жёлтый и просверленный лал; между ними в репьях, на таких же долгих согнутых спнях три бурмитских зерна, величиной равные вышеописанным. На каждой из восьми дощечек, в гнёздах, из которых три украшены сбоку финифтью, находится посередине по крупному камню: два червчатых яхонта, два лала, один гранёный розсыпью, один испорчен, и четыре изумруда. Камни обставлены бурмитскими зернами, в виде треугольников: на семи дощечках по три, а на восьмой, передней, четыре зерна. Внутри шапки винты медные и шести гаек золотых недостаёт. Опушка на шапке соболья. Вес с опушкой и подкладкой два фунта сорок один золотник. Цена одна тысяча девятьсот девяносто два рубля.

В переводе на современный язык Золотой и украшенный драгоценными камнями, он состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек, покрытых с лицевой стороны сканью, соединённых острыми концами под яблоком. Рисунок скани на дощечках, представляя собою общий характер греческих завитков, различается в подробностях так, что на передней дощечке, совершенно особый рисунок, на трёх других он несколько сходен с рисунком первой дощечки, на четырёх остальных совершенно отдельный от рисунка подробностей первых дощечек. Рисунок каждой дощечки окоймлён снизу поясом в роде угольчатой цепи, а около швов боковыми рамками: по открытым швам пробиты отверстия, для укрепления дощечек. Яблоко по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На яблоке гладкий золотой крест; по концам и в подножии его четыре жемчужины , верхняя продолговата, боковые круглы, а нижняя как бы несколько сдавлена и крупнее прочих. На яблоке в гнёздах, украшенных сбоку колечками, на долгих согнутых застёжках три крупных камня: синий сапфир , жёлтый сапфир и просверленная красная шпинель ; между ними в репьях, на таких же долгих согнутых застёжках три жемчужины , величиной равные вышеописанным. На каждой из восьми дощечек, в гнездах, из которых три украшены сбоку финифтью, находится посередине по крупному камню: два рубина , две красной шпинели – один гранённый россыпью, один испорчен – и четыре изумруда . Камни обставлены жемчужинами , в виде треугольников: на семи дощечках по три, а на восьмой, передней, четыре зерна. Внутри шапки винты медные и шести гаек золотых недостаёт. Опушка на шапке соболья . Вес с опушкой и подкладкой 993,66 грамма (1 фунт = 409,5 граммов, 1 золотник = 4,26 грамма; в пересчёте «два фунта сорок один золотник»).

Инвентарь использованных драгоценностей


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Шапка Мономаха" в других словарях:

    Корона, власть, венец Словарь русских синонимов. шапка мономаха сущ., кол во синонимов: 5 венец (19) вершина … Словарь синонимов

    ШАПКА МОНОМАХА, золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в., с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В конце 15 начале… … Русская история

    Золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом; регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В конце 15 начале 16 вв. получила и … Современная энциклопедия

    Золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В кон. 15 нач. 16 вв. получила… … Большой Энциклопедический словарь

Шапка Мономаха – сакральный предмет, реликвия российских императоров и самодержцев. С ней связано много интересных фактов и не меньше загадок. Противоречивые сообщения на эту тему со ссылкой на исторические летописи, версии исследователей еще больше подогревают интерес к ней. Чем же она так знаменита, что символизирует и где хранится?

Внешний вид и символизм

В докладах исследователей, учебниках истории для 4 класса, художественной литературе шапка Мономаха упоминается не иначе как главный символ русских царей. Что она представляет? Обычный головной убор полусферической формы, отороченный соболем. Полусфера выбрана не случайно – она символизирует солнце и небо.

Венчает головной убор наконечник в форме золотого креста, устремленный ввысь. Не секрет, что русские самодержцы, начиная с Владимира, считались помазанниками Божьими. Крест вверху как раз олицетворяет связь монархов с высшими силами, указывает на их божественное избрание.

По картинкам сложно оценить истинный размер государевой реликвии, как и то, из чего она состоит. Диаметр головного убора — 61 см, высота – 19 см, дизайн без излишеств, но роскошный и богатый.

Внешняя сторона состоит из 8 золотых пластин с филигранным орнаментом и щедро украшена драгоценными камнями – сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелями и жемчужинами. В общей сложности в оформлении использовались 43 камня. Вес шапки Мономаха – 993,66 гр.

Неоднозначная история

Если кратко, то история происхождения шапки Мономаха неоднозначная, в ней еще много неизвестного и недосказанного. Исследователи выдвигают самые неожиданные гипотезы возникновения царской регалии. Некоторые предположения не выдерживают критики и разбиваются об исторические факты.

Историки чаще всего упоминают три версии. На них и остановимся подробно.

Версия 1

Эта версия связывает реликвию с князем Владимиром Мономахом, прозванным так в честь деда Константина, византийского императора. Предание гласит, что тот подарил внуку дорогой головной убор в знак преемственности власти. Из содержания легенды легко догадаться, почему он так называется.

Версия 2

Она отправляет нас уже к сыну князя Владимира – в те времена, когда русское войско под его командованием заняло Дунайские земли и Фракию. Военные победы фактически вынудили Византию к заключению мира с Русью.

И потянулись в Россию византийские послы с дарами. Предание гласит, что среди тех даров был и роскошный головной убор.

Обе версии разбиваются об исторические факты. Впервые легенды, на которые они ссылаются, упомянуты в летописях в 1518 году. Но многократные аналитические иссследования отдельных частей шапки противоречат указанной дате.

Эксперты возражают

Согласно заключению экспертов Оружейной палаты, где и находится шапка Мономаха, ее части датируются разными периодами. Самый древний элемент – тулья и золотые пластины, из которых она собиралась. Соболиная отделка и крест изготавливались позднее. Специалисты считают, что тулья и пластины выполнены в XIII столетии, а навершие – в XVI веке.

Так откуда взялись красивые предания? Кто и зачем их придумал наперекор фактам? Историки выяснили, что делалось это в угоду князю Василию III, переориентировавшему свою политику с Золотой Орды на Византийскую империю. Родство с византийскими императорами (через Владимира Мономаха) серьезно укрепляло авторитет Василия.

Так откуда взялась шапка Мономаха?

Свое нынешнее название головной убор получил в период правления Василия III. Но до этого она упоминалась в духовной грамоте Ивана Калиты, датируемой 1328 годом.

Третья версия, объясняющая происхождение царской регалии, выглядит наиболее правдоподобной. Согласно ей, князь Иван Калита получил «шапку золотую» от хана Узбека в благодарность за службу.

У монголо-татарских ханов существовал обычай – одаривать подчиненных дорогими вещами со своего плеча. Так что Калита, хитростью втершийся в доверие к завоевателю, вполне мог попасть в число получателей даров.

Исследователи считают, что соболиной отделкой и крестом «золотую монгольскую тюбетейку» облагородил уже московский князь. Он же и завещал ее потомкам.

Исторически верно было бы назвать шапку Мономаха именем Ивана Калиты – в честь того, кто носил ее. Эксперты изучили филигранный орнамент и усмотрели в нем сходство со среднеазиатскими техниками. «Бог велик» – это то, что написано на тыльной стороне на арабском языке и косвенно свидетельствует в пользу азиатского происхождения венца.

mob_info