Как создавать абстрактные фото. Как делать абстрактные фото

За последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Абстрактная фотография

Снимать фотографии, на которых изображено нечто непонятное, - не пустая ли это трата времени? Цифровые камеры позволят вам экспериментировать с поразительными абстрактными композициями

Абстрактное искусство - довольно эксцентричное поле деятельности. Часто бывает непонятно, что именно изображено на снимках, причем технические приемы различных художников сильно отличаются друг от друга. Это означает, что интерпретация абстрактных изображений - дело крайне субъективное.

Например, на работах Мондриана обычно изображены решетки из темных линий с прямоугольными цветными полосами. Пикассо рисовал знаменитые портреты, на которых у людей глаза расположены на одной стороне лица, а Джексон Поллак разбрызгивал краску по холсту - теперь его работы являются очень широко известными произведениями абстрактного жанра.

Если обратиться к фотографии, то картины Пола Стренда могут изображать белый частокол и пучок пальмовых листьев, а промышленные пейзажи Стиглица придавать абстрактность зданиям Нью-Йорка и Парижа.


Этот впечатляющий снимок потолка собора в Солсбери был сделан с помощью широкоугольного объектива с фокусным расcтоянием 16 мм

«Четкое» определение

Словарь Вебстера определяет абстрактное искусство, как «обладающее только внутренней формой и малым или вовсе никаким сходством с действительностью или каким-либо повествовательным содержанием». От словаря по искусству Artlex толку оказалось не намного больше: он объясняет, что абстрактное произведение искусства «есть воображаемое, которое в различной степени отклоняется от точного воспроизведения действительности по причине, отличной от правдоподобия. Представители абстрактного искусства избирают, а затем чрезмерно подчеркивают или, наоборот, упрощают те формы, которые им предлагает окружающая действительность».

Понравится ли конкретная картина данному конкретному зрителю, зависит как от восприятия зрителя, так и от мастерства артиста. Поэтому написать четкое руководство для успешных занятий абстрактной фотографией представляется трудной задачей. Однако широкий спектр возможностей цифровых камер дает простор для экспериментов и позволяет создавать картины, порожденные самым буйным воображением.

ЧЕРНОЕ К ЧЕРНОМУ

Моноснимки идеально подходят для абстрактной фотографии, так как они подчеркивают форму и текстуру объектов. Изучайте работы ранних мастеров абстрактной фотографии, чтобы понять, как лучше строить свои композиции.

И глаз, как у орла...

Примите к сведению намеки из словарных статей-определений и не прибегайте в ваших экспериментах к обычной показной «воображаемости». Вместо этого попытайтесь увидеть формы, цвет и текстуры предметов отдельно от их обыденного вида и функций - чтобы вдохновиться, посмотрите на этот снимок стульев.

СМЕНИТЕ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ

Сюжеты для абстрактных фотографий можно найти практически повсюду. Чтобы увидеть детали, отрешитесь от общей формы объекта, ищите тени и структуры, которые могут составить интересную композицию.

Например, вместо того чтобы просто снимать автомобиль, снимите крупным планом его кузов или сосредоточьтесь на игре светотени внутри салона. Выделяйте детали и старайтесь видеть «сквозь» обычные предметы более простые вещи, тренируйте свое видение основ. Повсюду, от силуэтов на городском горизонте до крохотных деталей растений и камней, притаились сюжеты для потенциальных абстрактных фотографий - надо просто уметь их увидеть.

Если вам удалось сделать удачный снимок, ему можно добавить «абстрактности», разумно используя редактирующие программы. Но будьте осторожны! Не стоит применять термин «абстракция» для того, чтобы оправдать беспорядочное применение фильтров Photoshop. Граница между абстрактным искусством и ужасной путаницей не гармонирующих друг с другом эффектов очень тонка, и ее легко нарушить - частенько мы получаем от наших читателей для «Парада мгновений» такие фотографии, что они способны вызвать головную боль и головокружение.

Редактирование изображений должно применяться в основном для того, чтобы подчеркнуть атмосферу и композицию снимка и слегка «отделить» его от реальности (посмотрите на это сине-оранжевое изображение). Конечно, для того чтобы улучшить снимок, регулировать экспозицию и цветовые установки необходимо, но не заходите при этом слишком далеко.

ЧЕМ ПРОЩЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Из «застывших» сюжетов получаются превосходные абстрактные фотографии. Это изображение сначала скадрировали, а затем «подтянули» цвета, чтобы подчеркнуть контраст между столбом и синими воротами.

Будьте проще

Кадрирование, выборочное размытие, добавление оттенков цвета и регулировка контраста или насыщенности - этого обычно вполне достаточно для того, чтобы придать фотографии слегка нереальный вид. Отличный пример этому - снимок вентилятора ниже. Такие спецэффекты, как соляризация, постеризация и другие радикальные цветовые фильтры, должно использовать с величайшей осторожностью, а лучше всего вообще не применять.

Кое-кто считает, что если применить несколько фильтров, то удастся превратить плохое фото в хорошее. К сожалению, так не бывает. Исходным пунктом для хорошего абстрактного изображения должна быть хорошая фотография, правильно сфокусированная и отэкспонированная, и с хорошей композицией. Одно дело, если вы специально применили передержку или смазали кадр движением для создания нужного эффекта, а совсем другое - если фотография просто плохая, то она такой и останется.

ОСТОРОЖНЕЕ С ФИЛЬТРАМИ

Добавлять специальные эффекты к фотографиям - дело опасное, однако если работать с осторожностью, то можно значительно улучшить восприятие снимка. Чтобы повысить резкость, к этой картинке применили фильтр Unsharp Mask (Контурная резкость), затем добавили шумовые искажения и подрегулировали контраст и яркость.

Инструменты для работы

Нет никаких строгих правил, позволяющих быстро получать отличные абстрактные снимки, хотя для этого подойдет практически любая цифровая камера. Вам вовсе не нужно вкладывать деньги в дорогую высококлассную модель, потому что даже у камеры из разряда «навел-и-щелкнул» есть для этого все необходимое.

Вы можете применить обычный зум-объектив для того, чтобы изолировать детали снимка, «приподнять» их над контекстом и придать ощущение абстрактности. Подобным образом режим макросъемки позволит вам приблизиться к деталям обычных бытовых предметов. Многие из снимков, снятых при очень большом увеличении, похожи на абстрактные, поэтому, если тщательно выбирать объект съемки и применять зум для получения крупных планов, можно получить очень интересные результаты.

ВЫДЕЛИТЕ ДЕТАЛЬ

Зум с помощью сильного увеличения позволяет изолировать детали от их окружения - этот снимок оконной рамы напоминает работы Мондриана.

«Широкоугольные снимки» также могут представлять хорошую основу для абстрактных изображений. Этот популярный метод съемки обеспечивает перспективу, отличную от обычной, и предлагает уникальный взгляд на обычные повседневные сюжеты - применяйте «отъезд» с помощью зума для того, чтобы получить необычные композиции.

Насадочные фильтры также пригодятся фотографу-абстракционисту. Рассеивающие фильтры, фильтры, дающие «мягкий фокус», и насадки для съемок крупным планом - бесспорные фавориты, но вам не заказаны эксперименты и с множеством других эффектов. Например, вы можете попробовать покрыть машинным маслом чистый стеклянный фильтр для того, чтобы выборочно «рассеять» картинку. Если вы будете правильно располагать мазки, то можно будет создать широкий диапазон различных эффектов.

Чтобы снять этот «широкоугольный» снимок, который не подвергался потом никакой обработке, нам пришлось очень тщательно выбирать композицию при помощи ЖК-дисплея. Снимок был сделан в библиотеке простой цифровой камерой с 3-кратным оптическим зумом. Как ни странно, будучи повернут набок, он смотрится так же хорошо, как и в нормальном положении.

Не бойтесь экспериментировать

Для создания интересных цветовых эффектов можно добавлять цветные краски или чернила к машинному маслу. Некоторые фотомагазины продают для этого специальные цветные гели.

В общем, секрет абстрактной фотографии в том, чтобы экспериментировать и смотреть, что получается. Изучите работы фотографов-абстракционистов - по крайней мере, вы многое узнаете о композиции и художественном восприятии, что всегда пригодится в других областях фотографии.

НЕ РЕЖЬТЕ ПО ЖИВОМУ

Снимок, на котором изображены гибкие трубы на строительном участке, был cкадрирован, что улучшило композицию. Цветовая насыщенность была немного увеличена.

Урсула Абреш родилась в Аргентине и выросла в Чили. Со временем она переехала в США, чтобы учиться в университете, а еще позже перебралась в Канаду на постоянное местожительство. Она и сейчас проживает в Канаде в британской Колумбии. Это прекрасная провинция. Здесь горный ландшафт разбавлен большим количеством деревьев, озер и рек, водопадов, скал и дикой природой. Это место отлично подходит для жизни Урсулы.

Она замужем и в их семье пятеро детей. Образование Урсулы Абреш связано с искусством и историей, но в данный момент она большую часть своего времени посвящает фотографии.

2) Что предшествует созданию таких прекрасных работ?

Главная задача состоит в поиске и обнаружении того, что составляет предмет. Это определенные основные качества любого предмета, которые позволяют проникнуть в его суть. Выявить нечто основополагающее в предмете. Это не означает, что вам следует просто смотреть на деревья или на воду. Речь идет скорее об эмоциональном восприятии, о настроении. Урсуле нравится думать о том, что все эти предметы абстрактны. Так она может положить их на изображение и при этом у нее меняется восприятие, она начинает их видеть, слышать и чувствовать.

Кроме того, чтобы создавать такие фотографии, они, как минимум, должны вызывать симпатию. Точно так же, как некоторые предпочитают черно-белую фотографию, или портрет или пейзаж. Нужно полюбить абстракцию. Это влияет на мировоззрение и на образ мыслей. Можно ценить и другие направления, но абстракция должна вызывать у вас особенный трепет. Это должно быть причиной, тому что вы за нее беретесь. Собственно такое определение характерно для любой вашей деятельности.

3) Постобработка изображений

В настоящее время Урсула Абреш снимет только цифровой фотокамерой и очень ее любит. Ведь она дает гораздо больше возможностей для экспериментов, которых вы никогда не получите с пленочным фотоаппаратом. Цифровые технологии для многих людей открывают новые способы самовыражения.

В процессе съемки с любым фотоаппаратом конечный вариант изображения все равно не известен. В данном виде фотографии просто нет возможности окончательно выводить изображение на печать или на монитор, не используя Photoshop или другое фото-программное обеспечение для редактирования снимков на определенном этапе. Распечатка либо экранизация изображения это конечная цель съемочного процесса и в цифровом мире вы не можете сделать это без пост-обработки.

Даже во время съемки важно иметь ввиду, что вам предстоит пост-обработка и представлять возможный вариант конечного изображения.

Некоторые фотографы считают, что используя в качестве базового изображения не удачную фотографию, можно обработать ее и превратить в шедевр. Но лучше будет, если вы начнете с хорошей фотографии, а затем отредактируете ее, чтобы выявить лучшее, что в ней есть. Пост-обработка это приятная часть создания конечного изображения. Тонкость состоит в том, чтобы определить, как мало или как много изменений требует конкретный снимок. Ведь очень легко не доработать, так же как и переборщить с обработкой.

Иногда процесс обработки проходит очень быстро. А порой изображение и вовсе не нуждается в редактировании. Оно прекрасно само по себе без изменений. В других же случаях процесс может занять некоторое время, в течение которого вы будете определять, какие именно изменения актуальны для конкретного изображения. Бывает, что для улучшения снимка вам придется довольно длительно его обрабатывать.

Пост-обработка изображения это не созидательный процесс. Ведь вы не создаете вещь, а выявляете лучшее, что есть в каждом изображении. В не зависимости от того, как мало или как много работы потребуется, чтобы достичь цели.

4) Фотоаппаратура и аксессуары для съемки

Урсула Абреш для создания своих прекрасных фотографий использует следующее:
Фотокамеры : Nikon D7000, Nikon D200, Lumix DMC-TS4 (для прогулки и для ностальгии)
Объективы : Sigma 150mm f/2.8 Macro, Nikon серии E MF 75-150mm f/3.5 зум, Lensbaby 2.0, Sigma 70-300mm f/4-5.6 APO DG Macro, Tokina AF 12-24mm F / 4 DX, Nikon AF 50mm f/1.8.

Аксессуары :
Штатив Vanguard Alta с головкой для штатива серии Manfrotto 486RC2
Фотовспышка Metz 36 AF-5
Сумка Kata Light Pic 60-DL .

Программное обеспечение для редактирования снимков: Adobe Photoshop CS6 и Photomatix на 27 " iMac
Принтер Hewlett Packard Photosmart Pro B9180
Бумагу в данный момент Урсула предпочитает Ilford Gold Fibre.

5) Советы для начинающих фотографов, которые заинтересованы в абстрактной фотографии

Стандартный совет для любого вида фотографии:
Досконально изучите свое оборудование и его потенциал. Как можно больше практикуйтесь. И максимум экспериментов.

А еще всегда помните, что технические аспекты очень важны, но главное, это ваше художественное восприятие. Именно оно создает фотографию.

Что касается конкретно абстрактной фотографии , то огромную пользу принесет вам более детальное знакомство со всеми формами абстрактного искусства. Начните смотреть и читать о нем. Вы усвоите этот способ мышления и включите его в свое мировоззрение и в свою работу.

И еще один очень важный момент в абстрактной фотографии. Он состоит в том, что если фотография красива, то это еще не означает, что зритель ею проникнется. Обычно абстрактные работы выходят за рамки простой визуальной красоты. Здесь доминируют ощущения, настроение, история. Неимоверная визуальная привлекательность в сочетании с четким настроением, историей, чувством, это те компоненты, которые создают впечатляющее абстрактное изображение.

В московской культурной среде удивить абстрактной фотографией сложно, но при этом до сих пор нет устойчивого направления, которое являлось бы узнаваемым и могло громко заявить о себе. Это может быть связано с чем угодно, но только не с отсутствием ярких фотографов, тем более, если мы говорим о Москве. Данная статья - попытка преодолеть создавшуюся информационную паузу в этом направлении. Быть может, мы так привыкли бояться чего-то необычного, что попытки выйти из устоявшихся рамок в любой области, воспринимаются как бунт и нечто враждебное.

Абстракция и, в том числе, абстрактная фотография - это именно отказ от нормы, как от цепей, которые мешают художнику. Таким было искусство, например, Мана Рэя, Джорджи Кепеша и Мохой-Надя. В какой-то момент им стало тесно в рамках обычных жанров, захотелось убежать от нескончаемых пейзажей и портретов. У самой фотографии вскоре появились уникальные способы получения изображения, такие как соляризация, фотограмма, изогелия, автография. А теперь, при появлении цифровых технологий, дающих огромные возможности обработки изображения, мы видим повальное увлечение фотографией, но при этом абстрактное искусство так и остается чем-то элитным и недоступным. Современная фотография развивается темпами 21-го века и не может ждать, когда публика созреет. В этой связи обращает на себя внимание своей непохожестью на общий тренд недавно создавшееся в Москве Объединение абстрактной фотографии «Ecole d`essai photo ».

Под эгидой «Ecole d`essai photo» объединились восемь фотографов, и этот союз продолжает пополняться все новыми участниками. За относительно короткое время прошло уже три выставки, каждая из которых привнесла в культурную жизнь столицы новое понимание современной фотографии и абстракции как таковой. В марте 2016 их работы выставлялись в «Зверевском Центре современного искусства», в мае - в галерее «ЛитКабинет», в августе - в «Центральном Доме Архитектора».

Участники Объединения: Георгий Аветисов, Виктор Винокуров, Александр Гусев, Дмитрий Золотарев, Владимир Александров, Анна Басова, Светлана Ивушкина, Алла Андерсен - их работы неповторимы, и выделяются общим стремлением к поиску новых форм и приданию новых смыслов устоявшимся. Чем притягивает абстрактное искусство, и что хотят донести до зрителя современные художники? Чтобы немного разобраться в этом, приводим Вашему вниманию интервью с некоторыми участниками Объединения: Георгием Аветисовым, Дмитрием Золотаревым, Анной Басовой.

Интервью с Георгием Аветисовым (выпускник МГУКИ, музыкант, фотохудожник, член ТСХР)


Здравствуйте, Георгий. О Вас говорят, как об основателе Фотообъединения, поэтому хочется сразу задать несколько фундаментальных вопросов, с ним связанных. При этом я боюсь, что обычный формат общения может не подойти. Ведь фотограф часто использует фотоаппарат, как способ рассказать миру о себе, а сейчас мы с Вами попытаемся сделать то же, но уже в жанре интервью. О чем лучше говорить фотографу, чтобы выразить свое творчество таким образом? Ведь прямые вопросы не всегда подходят для отражения тонких мотивов сознания, из них далеко не каждый готов стать четким и ясным ответом.

Так или иначе, любой творец рассказывает миру о том, что у него внутри. Он лишь выбирает форму рассказа. Я не думаю, что вот так, в разговоре, можно изложить своё видение мира. Слова часто бывают пустыми, или, наоборот, интервью изобилует искусствоведческими или философскими терминами. Мы стараемся этого избегать и не привносить в разговор о творчестве какие-то дополнительные литературные изыски. Ваш взгляд на мир должен быть отображён в фотографиях или намёком, или небольшой подсказкой, без окончательной расшифровки.

Хорошо. Попробуем поговорить без лишних «красивостей», а спросим напрямую: когда появляется желание создать нечто абстрактное? С чем связан первый опыт в этом жанре?

Желание есть почти всегда, но далеко не всегда ты находишься в том воодушевлённом состоянии, в котором можешь позволить себе без оглядки погрузиться в этот неожиданный мир. Мешает многое: привычная форма предметов, традиции, инерция мышления, сомнения - а получится ли? Да. Сомнения есть всегда: тот ли это образ, есть ли в нём какое-то внутреннее содержание и развитие. Но когда «отпускаешь» себя, начинаешь видеть.

Я начинал с абстрактной природы, когда снимал ещё на плёнку. Меня увлекло состояние отдельных листьев, веток, травинок, их индивидуальность, обычно незаметная среди миллионов им подобных. Снимал три года, фотографии тщательно отбирал.

Получилась большая и довольно необычная серия. В ней всё такое воздушное, девственное, поэтическое. По характеру это близко к импрессионизму, такая природная графика и игра света и цвета. Потом пытался продолжить работать в этом направлении, но оказалось, что я там уже всё нашёл и уже начались самоповторы. Только через два года я переключился на город, в котором неожиданно для себя обнаружил массу интересного материала, невидимого в повседневной суете. Это произошло в Париже. Уже в Москве я просмотрел отснятый материал и понял, что тут есть что-то новое. Я начал над этим думать и работать. Так появились мои первые городские абстракции.

Не каждый человек в России, даже в 21-м веке, способен воспринимать абстракционизм. Каким восприятием должен обладать идеальный ценитель абстрактной фотографии, и какое эстетическое влияние на него предполагается? Есть ли там духовное начало?

В Европе абстрактное искусство очень популярно. Хотя бы в части оформления стен квартир, домов. У нас всё намного хуже. Люди хотят видеть что-то узнаваемое: портреты, натюрморты, пейзажи, городские сценки. Я не думаю, что надо обладать какой-то особой восприимчивостью, чтобы смотреть на абстрактные фотографии. Это всё на уровне фантазии и эмоций. Ведь многие наши работы отсылают человека к некоему первобытному состоянию или к детству, когда фантазия не знает границ, и каждый день открываешь для себя что-то необычное и захватывающее.

Теперь о духовном. Это сложный вопрос. Могу рассказать забавную историю. Года три назад я со своей серией абстрактной природы ходил по московским галереям и предлагал устроить выставку. И вот от одного галериста я услышал следующее умозаключение по поводу моих работ: «Они прекрасные, душевные, но не духовные». Как хотите, так и понимайте!

В абстрактной живописи главными объектами искусства стали фигура (кубизм, геометрическая абстракция) и цвет (лучизм, супрематизм), через которые художник передавал свое видение мира. Какую универсальную модель мира выражает абстрактная фотография?

Надо уточнить. В абстрактной живописи есть не фигуры, а геометрические формы и цветовые сочетания. Для супрематизма характерны комбинации разноцветных плоскостей и, опять же, простейшие геометрические формы - линия, квадрат, треугольник, круг. Как видим, на первое место выходят цвет и линии. Тоже самое и в абстрактной фотографии. Конечно, кнопку фотокамеры нельзя поставить в один ряд с кистью и рукой художника. В этом плане фотограф намного больше ограничен в отображении своего видения мира. Поэтому себе на помощь он призывает техническую обработку изображения. Не важно, делается это в аналоговой фотостудии или же за домашним компьютером. И тут нет никаких универсальных моделей мира. Фотограф полагается только на свои ощущения, опыт, развитый вкус и образование. К примеру, мир фотографа-технаря скорее будет более конструктивистский, чем мир фотографа-музыканта. Там будет больше эмоций и импровизации.

В таком случае, тут же возникает вопрос: какие темы наиболее вам близки в абстрактной фотографии?

Меня увлекает игра находить и расшифровывать некие послания из ниоткуда, которые я иногда обнаруживаю в разных городах. Как правило, это намёки на каких-то животных, или едва проступающие через слой краски лица, или же какие-то буквально космические баталии, или библейские сюжеты на металлических или каменных поверхностях. Они недолговечны, и при следующем посещении этого же места ты рискуешь уже ничего не обнаружить. Поэтому надо быть особенно внимательным ко всяким мелочам.

Выставлялись ли ваши работы, и как публика приняла ваши выставки?

Мы провели уже три выставки, и все они прошли в 2016 году. Могу смело сказать, что был большой интерес. Многие просто недоумевали: что это, как, откуда такая фантазия, такие необычные техники? Самое приятное, что довольно маститые фотографы были приятно удивлены, что мы взялись и с успехом воплотили наши фантазии в таком сложном жанре - абстрактной фотографии. Все пожелали нам успеха, и это обнадёживает.

Я их понимаю. Нам тоже хотелось бы глубже «проникнуть» в Ваше творчество. Например, понять: фотография подразумевает запечатленное мгновение или это настроение, навеянное большим отрезком времени?

Это и не мгновение, и не настроение. Если я нахожу какой-то сюжет, я могу стоять и долго его разглядывать, пытаясь постичь скрытое в нём содержание. Потом я могу подождать нужное освещение, сделать один кадр, минут через десять - другой.

Всё это время я думаю, как это будет выглядеть в конечном варианте. Иногда ответ не приходит сразу, и додумывать приходится уже дома. Чаще всего настроение у сюжета уже есть, иначе ты не обращаешь на него внимания и идёшь дальше по улице в поисках нового.

На выставке «Деконструкция ß» Вы сказали о том, что пытаетесь добиться ухода от узнавания знакомых объектов в фотографии: дома, быт, лица; говорите о том, что это способ уйти от традиционного творчества. В Ваших творческих мотивах больше неприятия окружающей действительности или больше поиска новых путей развития?

Действительность, как она есть, уже никого не интересует. Вы посмотрите, как люди искажают изображения в том же Инстаграме. Даже на домашние и бытовые фотографии они накладывают какие-то чёрточки, точки, потёртости, обрывы изображения, перекручивают цвет, переводят изображение в сепию или ч/б… Все хотят получить даже из обычной фотографии нечто оригинальное, непохожее. Они это делают моментально, используя уже готовые плагины. Они просто развлекаются, и в этом нет поиска. Поиск начинается, когда ты, скажем так, идёшь от танца к песне, а от песни - к музыке. Фотография давно перестала выполнять свои базовые функции, т.е. передачу чего-то документального. Поэтому, можно сказать, что мы находимся в поиске новых путей развития этого жанра.

Как Вы относитесь к клише в абстрактной фотографии? В чем оно возможно, когда мы имеем дело с индивидуальным мироощущением художника?

Я уверен, что клише и абстрактная фотография несовместимы. Я допускаю, что в современном мире из-за обилия информации (в том числе из-за большого числа фотографов и фотографий) трудно избежать повторов. Если следование стереотипам позволит фотографу быстрее добиться успеха - это его путь. Конечно, независимое индивидуальное сознание полностью невозможно. Разве что только на необитаемом острове… Мы все смотрим фильмы, картины, фотографии. Тут важно быть честным перед самим собой и не позволять себе подглядывать за другими, идти на компромисс ради мнимой популярности.

Что потеряет мир без абстрактной фотографии?

Он не сможет её потерять, ибо способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека.

Интервью с Дмитрием Золотаревым (выпускник МГУ, реставратор, фотограф Государственного исторического музея)


Дмитрий, здравствуйте. Вы известны как фотограф-абстракционист, но также профессионально занимаетесь реставрацией в Государственном историческом музее. Что для Вас хобби, а что является делом жизни?

Дел в жизни было уже три: геология, профессиональная фотография и реставрация. И параллельно этим занятиям всегда существовала увлеченность фотографией «для души»: поисковой, безответственной, в хорошем смысле.

В настоящее время молодежь сложно увлечь чем-либо для «души», тем более, сразу в нескольких сферах. Зная Вас, можно догадаться, что были еще какие-то занятия, ведь в то время дети активно вовлекались в различные кружки и секции. Что из этого осталось и повлияло на творческий путь?

Фотографией, как и многие мои сверстники, мы начали заниматься под руководством наших пап и дедушек еще в средней школе. От дедушек доставались трофейные немецкие камеры, папы бережно вручали нам свои заветные «Зениты» и «Фэды». Но фотографию в качестве профессии мы себе не представляли. Ну как можно было тогда, в 70-80х, сравнивать фотографа с моряком, писателем, физиком, рок-музыкантом, дипломатом, врачом? Остальные увлечения были обычными для мальчишек этого поколения. Чтение, музыка, паяльники-лампочки, марки, девчонки, хоккей, аквариумы и т.д. Наверное, любой пережитый опыт влияет в той или иной степени на выбираемые пути, в том числе и в творчестве.

Как можно охарактеризовать Ваши работы - как некое моментальное отображение внутреннего состояния, или строго построенная композиция, продуманная и создаваемая на протяжении определенного времени, выполняющая заданные творческие задачи?

Несомненно, что все работы из цикла «Новый калейдоскоп» - это импровизация «остановись мгновение!». Сама фототехнология проекта делает каждое изображение неповторимым, сиюминутным. Кадр является лишь проекцией внутреннего состояния в данную минуту. Через день сюжет мог быть исполнен в совсем другом колористическом, например, исполнении.


Человек, при восприятии предметов искусства, все время ищет логические мотивы в любом произведении, даже в абстракционизме. У Вас чувствуется внутренняя логика каждой работы, но передать языком возникающее ощущение достаточно сложно. Как мне кажется, есть некий конфликт - формы, цвета, линий, но, между тем, каждая фотография выражает свой смысл. Вы могли бы его объяснить, или Ваши фотографии взаимодействуют со зрителем каким-то другим способом, где авторская задумка не так важна?

Если честно, делая кадр, не ищу в нем смысла. Если нравится сочетание всего на изображении - нажимаю спусковую кнопку камеры. Иногда возникают какие-то ассоциации, но не подгоняю кадр под них. Насильно не подгоняю. Не навязываю смысла ни себе, ни возможному зрителю. Как правило, каждый зритель видит свой образ в изображении, и мне нравится удивляться этому. Многие, в том числе и я, в работах не находят никакого смысла. Нам просто нравится сочетание всего на плоскости фотобумаги. Такая своеобразная игра в отключение анализа. Работа нравится, но чем именно - объяснить затруднительно. И эта загадка завораживает. Возможно, что-то сродни любви…

Бывают ли моменты, когда абстракция надоедает и хочется чего-то более доступного?

Одно другому не мешает. С удовольствием занимаюсь классической фотографией: пейзажной, постановочной и т.д. Любую творческую фотографию рассматриваю как эксперимент, способный своими результатами удивлять, умиротворять, расстраивать, в общем, способный на многое.

Для искусства значительным критерием является, прежде всего, новизна. Ищете ли Вы что-то новое в абстрактной фотографии? Знакомитесь ли с новыми или уже признанными работами?

Интересуюсь техническими возможностями фотографии, что часто приводит к открытию для себя нового изобразительного инструмента и даже к новой творческой идее. Получив интересный для себя результат, пытаюсь осознать эстетическую первопричину удовлетворения от работы. Но часто этого не делаю и просто экспериментирую дальше.

Интервью с Анной Басовой (профессиональный фотограф, дизайнер, член ТСХР)


Вы молодая и яркая художница, за плечами у которой уже более 13 выставок. В этой связи было бы интересным узнать Ваше мнение о свойствах таланта: в первую очередь, это дар или закономерный результат труда? Какими качествами должен обладать талантливый фотограф?

Сложный вопрос. Мне кажется справедливей всего было бы считать это сочетанием двух факторов: постоянного желания узнавать новое, а следовательно - учиться и прилагать усилия для достижения результата, и своего «видения» мира. Меня, например, всегда поражало, что при наличии массы похожих фотографий мировых достопримечательностей, всегда можно найти новый угол обзора и новую точку зрения на один и тот же объект. Но это не всегда легко. В этом и заключается своеобразный «труд» художника.

Среди Ваших работ просматриваются темы людей, города и природы. Почему вдруг возникло желание попробовать абстрактную фотографию?

Я никогда не скрывала, что изначально я - портретист и работаю изначально в сфере иллюстративной постановочной фотографии. Это предпочтение вызвано любовью к литературе, кино, образной музыке. Но творческое пространство не одномерно. Иногда для того, чтобы выразить чувства, постараться воплотить что-то иллюзорное и ускользающее, постановки оказывается недостаточно. Тем более, что одно, вполне может сосуществовать одновременно с другим и даже дополнять друг друга. Я часто прибегаю к техникам абстрактной фотографии в рамках портретных работ и серий. Не вижу смысла себя ограничивать в этом плане.

Однажды я шел с дочкой зимним утром в школу, и она случайно нажала кнопочку на камере мобильного телефона, от чего запечатлелся прекрасный зимний кадр: заснеженное дерево, дома, дорога, трамвай, прохожие на фоне снега, падающего крупными хлопьями. Есть еще история, когда молодой человек на параде 9-го мая сделал случайный кадр, в который попал плачущий ветеран (сам молодой человек хотел сделать что-то вроде селфи), и эта фотография затем стала победителем фотоконкурса и участвовала в выставках, посвященных Великой Отечественной войне. Какое, по Вашему мнению, воздействие на искусство оказал технологический скачок в области фотографии, так называемый переход на «цифру», развитие интернета и фото-редакторов? Как любителя отличить от художника, когда технологии позволяют первому также имитировать и качество, и неординарность взгляда?

В сфере фото я приветствую любой прогресс. Он просто дает нам больше возможностей для разнообразного творчества. Тем не менее, чрезмерного увлечения фоторедакторами в портретной фотографии, например, не одобряю. Или просто отношу это к разряду иллюстрации, digital art. Что до второго вопроса, возможно, прозвучит несколько жестко, но любителя от профессионала всегда отличает «случайность» результата. Профессионал даже уличной фотографии за минуту, пока наводится на кадр, успеет заметить все: как падает тень, с какой стороны ложится свет, блик, как построить кадр.


Расскажите, пожалуйста, о своем участии в выставках абстрактной фотографии. Какие ожидания оправдались, какие надежды остались надеждами? Есть ли разница в сравнении с более традиционными фотовыставками?

Ожиданий, как таковых, не было. Мне просто интересно участвовать в увлекательных проектах, я, как могу, поддерживаю это направление. Выставки проходили не без проблем, но это естественно. Поверьте, ни одно такое мероприятия, даже если оно проводится в сотый раз, не обходится без накладок и суеты. Разница в некоем общем настроении и духе, который сложно описать. Уютный и философский одновременно. Люди не боятся высказывать мнение и делиться впечатлениями.

С чем связана Ваше увлечение фотографией, и когда Вы поняли, что это стало Вашим призванием? Насколько вообще серьезно можно относиться к искусству сейчас?

Я довольно долго занималась живописью, даже поступала в художественный колледж, но не сложилось. Потом институт, музыкальная группа. Живопись все-таки требует больше времени. В руки попала сначала просто «мыльница», потом папин «Зенит». Кстати, именно опыт обращения с пленкой во многом облегчил мне дальнейшее обучение. Потому что более наглядного «тренажера» для отработки основ просто быть не может. В что-то серьезное мои попытки переросли, уже когда я решилась целенаправленно пойти на курсы Марианны Корниловой. Начала сразу с портретной фотографии. К искусству можно относиться как угодно, в рамках индивидуального восприятия.

Фотография весьма популярна в наши дни, поэтому у многих, хоть раз взявших фотоаппарат в руки с творческими порывами, сразу начинает беспокоить вопрос - кому это может быть интересно? В этой связи, хотелось бы узнать Ваше мнение: что для Вас значит словосочетание «модный фотограф», и есть ли истории успеха в области абстрактной фотографии?

Модный фотограф - зыбкое понятие, сегодня ты модный, завтра - вышел из моды. И это естественный процесс. Чаще всего это профессионалы, которые зарабатывают. Причем работает это в обе стороны. Зарабатывает и сам фотограф, и те, кто его нанимают или приобретают снимки. Историй успеха в области абстрактной фотографии - масса: Томас Руфф, Ласло Мохой-Надь, Вольфганг Тильманс (получил одну из самых престижных премий в искусстве, Turner Prize).


Вы стараетесь больше работать с натурой или преобразовывать схваченный момент в графическом редакторе? Что это дает?

Натура все же первостепенна. Я стараюсь сразу сделать кадр, максимально приближенный к выражению конечной идеи. Но, если воображение просит что-то изменить, я ему не отказываю.

Любимых фотографий много, если приводить конкретные примеры, я вас завалю ссылками. Все они относятся к различным жанрам. Это не только абстрактная или портретная фотография. Я восхищаюсь любым цепляющим кадром, в котором есть punktum. Точнее всего это описано в книге Ролана Барта “Camera Lucida”. Люблю японских фотографов, у них всегда уникальный взгляд на мир, они обращены не только вовне, но и в себя. Улитки или слоеное тесто, множество подтекстов.

В начале XX века возможностью проникнуть на территорию живописи для фотографии стало абстрактное искусство. Хотя и здесь возникла определенная двойственность: с одной стороны, фотография помогла западной живописи покончить с навязчивым стремлением к реализму и, возможно, спровоцировала возникновение беспредметной живописи, а с другой - сама постепенно стала устремляться в сторону абстракции. Исчерпывающее определение этому направлению в искусстве, вполне подходящее и для фотографии, дал Герберт Рид в работе «Современное искусство» 1948 года: «Мы называем абстрактными все те произведения искусства, которые, даже если они отталкиваются от представления художника о каком-либо предмете внешнего мира, в дальнейшем обретают независимую и самодостаточную эстетическую ценность, не опирающуюся ни на какую объективную реальность».

В самом широком смысле абстрактная фотография (Abstract Photography) - очень разнообразная категория изображений, созданных при помощи различных техник и приемов, но общим правилом для которых является уход от символической репрезентации. Абстрактная фотография отвергает идею того, что должно быть изображено нечто узнаваемое, предпочитая вместо этого взять в качестве объекта сам образ и процесс его создания. Поэтому к ранним примерам абстрактной фотографии можно отнести и фотогенные рисунки Генри Фокса Толбота, и хронографии Этьена-Жюля Марея, и городские пейзажи Альфреда Стиглица начала XX века.

Как течение абстрактное искусство окончательно сложилось в 1910–20 годах, охватив буквально все виды искусства, от живописи до фотографии. В его недрах родилось множество течений и так называемых «измов»: кубизм, футуризм, конструктивизм и другие.

В 1913 году Элвин Лэнгтон Коберн, спустя несколько лет после абстрактных экспериментов в живописи Василия Кандинского, включил в свою персональную выставку в Goupil Gallery в Лондоне серию из пяти фотографий под названием «Нью-Йорк с высоты». Это были виды города, снятые с высокой точки и вдобавок с искаженной перспективой, что создавало поистине абстрактный рисунок площадей и зданий.

Среди авторов - авангард тогдашней фотографии: Ласло Мохой-Надь, Эрих Мендельсон, Александр Родченко и другие. Но слава отца абстрактной фотографии досталась именно Коберну, а его «вортографиям» 1917 года - звание первых программно-абстрактных фотографий. Для их создания он направлял фотокамеру на различные объекты через трехгранную призму зеркал. Годом позже Критсиан Шад вовсе отказался от использования камеры при создании изображения - так был разработан способ, известный сегодня как фотограмма.

Свои произведения автор называл «шадографиями» и вслед за художниками-абстракционистами просто нумеровал изображения вместо названий. В основу изобретения Шада был положен принцип, используемый еще Толботом в его первых опытах фотогенного рисования: обрывки бумаги и плоские предметы помещаются на экспонируемую светочувствительную бумагу, в результате чего получаются силуэты, нередко напоминающие живописные коллажи кубистов. Своей технике фотограф оставался верен всю жизнь, создавая «шадографии» как в 1917-м, так и в 1977 году. Многие художники, включая Мэн Рея, Эль Лисицкого, Ласло Мохой-Надя, Франца Роха, подхватили появившуюся фотограмму как наиболее подходящую и выразительную технику для экспериментальных поисков в области абстрактных форм.

Соляризация, «рейография», множественная экспозиция, техника клише (cliché-verre), фотомонтаж стали инструментами для создания «внепредметных» изображений и нового понимания мира. Полученные непредсказуемые абстрактные узоры, стремящиеся к двухмерности, имели внешнее сходство с выстроенными и продуманными работами Василия Кандинского, Казимира Малевича и Макса Вебера. Вторая половина XX века продолжила перечень люминограммой Килиан Брейер и химиграммой Пьера Кордье.

Создание абстрактных образов, однако, не исчерпывается исключительно световыми и химическими манипуляциями в темной комнате. Другое «ответвление» абстрактной фотографии вполне можно было бы назвать «абстрактным реализмом». Первым его представителем, пожалуй, является Пол Стрэнд, идеолог движения «чистого» фотоискусства. Его работа «Абстракция стула» 1916 года словно декларирует основные приемы, реализующие устремление к абстракции и свойственные данному «ответвлению»: съемка крупным планом, необычные ракурсы, эффекты освещения и выразительные природные свойства самих фотографируемых объектов. Подобными способами можно было изменять привычный облик предметов. Моделью могли стать любые предметы окружающей действительности - от узора на листьях до стены дома.

Когда мы думаем об абстракции с точки зрения искусства, на ум приходят великие художники, такие как Джексон Поллок или Пит Мондриан, но живопись – не единственное художественное поле, в которое вступает абстракция. Начиная с первой фотографии в мире в XIX веке художественные фотографы экспериментировали с манипуляциями камерой – якобы используемой для захвата реальности, – чтобы дать другое представление о мире вокруг нас.

Но что именно делает фотографию абстрактной? Может показаться сложным дать точное определение, но есть множество характеристик, которые составляют абстрактную фотографию. Чаще всего абстракция происходит, когда фотограф фокусируется на фрагменте естественной сцены, изолируя ее от своего контекста.

Обнуляя по цвету, текстуре, линии, форме, геометрии, симметрии или отражению сцены, этот фотограф искажает наше восприятие реального мира и знакомых объектов. Например, если вы сделаете снимок зеленого яблока, но увеличите только каплю воды, стекающую по ярко-зеленой корке, таким образом, чтобы зритель не сразу узнавал объект, но в большей степени управлялся ощущением, то вы сделаете снимок абстракции.

История абстрактной фотографии

Жанр получил толчок благодаря сюрреалисту Ман Рэю и лидеру Баухауса Ласло Мохой-Надю, но в действительности вывел эту практику на новый уровень американский фотограф Альфред Стиглиц. Общепризнано, что его серия «Music – A Sequence of Ten Cloud Photographs» – это первый преднамеренный набор абстрактных фотографий. Созданный в 1922 году, он длился на протяжении двенадцати лет, во время которых Стиглиц сделал сотни фотографий облаков, которые в конечном итоге назвал «Эквиваленты» .


Альфред Стиглиц «Эквиваленты»

Введя практику в теорию, в своем эссе 1929 года об истории фотографии Уолтер Бенджамин проницательно заметил, что абстракция и фотография не являются взаимоисключающими. «Это другая природа, которая говорит с камерой, а не с глазом». Это дало еще одно разрешение художникам расширять границы фотографии, используя ее для других целей вне реализма.

Абстрактная фотография сегодня

В настоящее время – широко известный художественный жанр. Такие фотографы, как Аарон Сискинд и Майнор Уайт известны своими работами, граничащими с живописью. Фактически, Сискинд тесно сотрудничал с Поллоком в 1950-х и 1960-х годах.


Аарон Сискинд Майнор Уайт

На данный момент Tомас Руфф и Вольфганг Тильманс являются двумя ведущими именами в абстрактной фотографии. Руфф, в частности, исследует возможности манипулирования веб-изображениями в неузнаваемых формах. Он также часто берет материал из научных источников, например, в своей серии «Cassini» , которая возникла на основе снимков NASA.




Интересно, что Тильманс использует в своих работах непосредственно сам процесс создания, как например его серия «Silver » использует реакцию фотографической бумаги на свет, чтобы создавать абстрактные фотографии.


Ниже работы других известных фотографов абстракционистов.


Armand Dijcks
Brandon Mike Danae Falliers
David Johnson
Kevin Saint
Kevin Saint
Kim Keever Roland Fischer Roland Fischer
Simone Sbaraglia
Sylvie de Burrie Thomas Lohr
Thorsten Scheuermann
Thorsten Scheuermann
Zack Seckler
Zack Seckler

Будем рабы увидеть в комментариях имена ваших любимых фотографов абстракционистов, а еще лучше вместе с фотографиями! :)

mob_info