Должностная инструкция педагога психолога образовательного учреждения. Функциональные обязанности педагога – психолога

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
01. 09. 2010.
_______________

(место принятия)

ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ

1. Общие положения

1.1 Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики должности педагога-психолога, утверждённой приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995г. № 46). При составлении инструкции учтены также примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утверждённой приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995г. № 92.

1.2 Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3 Педагог-психолог должен иметь среднее (высшее) психологическое или среднее (высшее) педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология».

1.4 Педагог-психолог непосредственно подчиняется директору школы, курирует работу педагога-психолога заместитель директора по воспитательной работе.

1.5 Педагог-психолог в своей работе сотрудничает с администрацией, учителями, классными руководителями, социальными педагогами школы, со специалистами ПМПК.

1.6 В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и Законами РФ, нормативными актами, указами Президента РФ, решениями правительства РФ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.

Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.

2. Функции.

Основными направлениями работы педагога-психолога являются:

2.1. защита прав и свобод учащихся;

2.2. психолог-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;

2.3. консультативная помощь всем участникам УВП;

2.4. диагностика учащихся.

3. Должностные обязанности.

педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в школе;

3.2. содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка;

3.3. способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

3.4. определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся и принимает меры по оказанию различного рода психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной);

3.5. оказывает помощь обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;

3.6. проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения, составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся;

3.7. ведёт документацию по установленной форме и использует её по назначению;

3.8. участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;

3.9. осуществляет психологическую поддержку творчески одарённых учащихся, содействует их поиску и развитию;

3.10. определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;

3.11. формирует психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания;

3.12. консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетенции обучающихся. Педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);

3.13. в своей работе педагог-психолог использует знание:

Общей психологии, педагогической психологии и общей педагогики, психологии личности и дифференциальной психологии, детской и возрастной психологии, социальной психологии, медицинской психологии, детской нейропсихологии, патопсихологии, психосоматики;
- основ дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
- методов активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современных методов индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка;
- Декларации прав и свобод человека, Конвенции о правах ребёнка, нормативных документов, регулирующих вопросы здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальной защиты.

Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. приглашать родителей и учащихся на индивидуальные беседы, участвовать в советах профилактики;

4.3. давать консультации преподавателям, классным руководителям и родителям (лицам, их заменяющим) по психолого-педагогическому сопровождению учащихся.

5. Ответственность.

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неисполнение пре-доставленных прав, педагог-психолог несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, педагог-психолог может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил сопровождения учебно-воспитательного процесса педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

Педагог-психолог школы:

6.1. работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36 часовой недели и утверждённому директором школы;

6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый месяц. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.3. предоставляет заместителю директора по воспитательной работе отчёт о своей деятельности по окончании учебного года;

6.4. получает от директора школы или заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится с соответствующими документами;

6.5. систематически сотрудничает и обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

С инструкцией ознакомлен (а): подпись в журнале инструктажа.

Конфликтные ситуации в школе и проблемы, связанные с образовательным процессом, - это распространенные явления. Педагоги не всегда могут разрешить такие проблемы по причине своей загруженности, а родители не имеют достаточного количества знаний в области детской психологии, чтобы грамотно подойти к решению возникшей проблемы.

Профессия педагог-психолог

Педагог-психолог - это сотрудник образовательного учреждения, который осуществляет наблюдение за социальной адаптацией учащихся, проводит работу по коррекции отклоняющегося поведения детей, предпринимает меры, направленные на профилактику психологических отклонений.

В школе включают ведение личных дел учащихся, наблюдение за детьми и проведение мероприятий по устранению проблемных ситуаций. Личностные качества психолога играют большую роль для организации его работы. Взаимопонимание, умение слушать и принимать решения - обязательные качества, которыми должен обладать педагог-психолог.

Личностные качества психолога должны соответствовать занимаемой должности. Ребенок с большей вероятностью пойдет на контакт, если педагог-психолог будет обладать следующими качествами:

  • коммуникативность;
  • дружелюбие;
  • справедливость;
  • толерантность;
  • современность;
  • интеллигентность;
  • оптимистичность.

Стать талантливым специалистом в этой области сможет далеко не каждый, так как продуктивность работы педагога-психолога в школе зависит от личностных качеств самого человека.

Должностные обязанности педагога-психолога

Специалист может занимать данную должность только при условии наличия у него высшего или среднего специального образования по направлению "Педагогика и психология". Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС, педагога-психолога в школе регламентирован Министерством образования и науки Российской Федерации.

Функциональные обязанности педагога-психолога в школе не ограничиваются только разрешением конфликтных ситуаций и работой с проблемными детьми.

Перечислим основные должностные обязанности психолога:

  • Обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социализации учащихся.
  • Выявление причин возникновения проблемных ситуаций между учащимися.
  • Оказание психологической помощи детям, которые в этом нуждаются.
  • Участие в разработке развивающих и коррекционных программ.
  • Контроль образовательного процесса.
  • Консультирование педагогов и родителей по вопросам развития, социализации и адаптации детей.
  • Анализ творческих и образовательных достижений детей, их успеваемости.
  • Оценка эффективности работы педагогов.

Это только небольшая часть обязанностей педагога-психолога. Полный перечень прописывается в должностных инструкциях при приеме на работу специалиста на данную должность.

Программа педагога-психолога

Рабочая программа составляется на один учебный год в соответствии с требованиями закона "Об образовании". Каждая программа разрабатывается с определенной целью. Для достижения поставленной цели назначается список задач, выполнение которых приводит к желаемому результату.

Каждая программа имеет несколько направлений работы, а деятельность педагога-психолога в школе подразделяется на следующие направления: коррекционно-развивающее, психолого-педагогическое, аналитическое, консультирование и просвещение. По каждой категории деятельности составляется подробный план действий. Перечисляются средства и методы, которые необходимо применить для достижения поставленной цели.

Указываются прогнозируемые результаты работы для каждой категории учащихся. Программа составляется на основе индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Программа должна включать планирование работы с родителями учащихся, учитывая индивидуальные особенности семей, выявление неблагополучных, неполных семей. в школе является и наблюдение за воспитанием ребенка в семье.

Психологическое просвещение

Для того чтобы социализация и развитие личности протекали гармонично, необходимо создать для этого все необходимые условия. В частности, позаботиться о формировании положительных установок к психологической помощи ребенку у родителей, педагогов и самих детей. В большинстве случаев родители, не имеющие знаний в области детской психологии, при возникновении конфликтных ситуаций не знают, как себя вести. Иногда происходит так, что взрослые усугубляют ситуацию своей реакцией или неправильным поведением. В обязанности педагога-психолога в школе входит проведение занятий по психологическому просвещению учителей и родителей с постоянной периодичностью. При возникновении конфликтных ситуаций психолог должен начать индивидуальную работу с учащимся и его родителями.

Психологическая диагностика

На данном этапе психолог проводит диагностику психологического состояния учащихся. Выявляет особенности эмоционального состояния, уровень развития, а в некоторых случаях и степень социальной запущенности или наличие психических отклонений. проводится в разных вариациях. Это может быть тестирование, мероприятие, групповое занятие и т. д. Педагог-психолог обрабатывает полученную в ходе диагностики информацию и выделяет группу риска. В такую группу могут попасть дети, которые не имеют друзей среди сверстников, учащиеся, создающие конфликтные ситуации, дети со слабой эмоциональной устойчивостью. Любое отклонение от нормы может стать поводом для начала индивидуальной работы с ребенком и его родителями.

Психологическая коррекция

После выявления проблемы начинается этап коррекции поведения. Педагог-психолог должен подготовить программу по исправлению имеющегося отклонения. Деятельность специалиста, педагогов должна осуществляться в комплексе с деятельностью родителей. Положительным результатом психологической коррекции будет полное исправление отклоняющегося поведения.

Коррекция отклонений выполняется индивидуально или внутри группы. В 1 классе, например, практикуется групповая коррекция, которая позволяет детям познакомиться поближе и сплотиться в один коллектив. Мероприятие этой направленности проводится в форме игры.

Коррекционная работа направлена на детей, которые имеют следующие отклонения от нормального поведения:

  • гиперактивность;
  • агрессия;
  • чрезмерная тревожность;
  • чрезмерная стеснительность;
  • наличие постоянного страха;
  • дефицит внимания;
  • плохая память;
  • трудности в усвоении материала;
  • затрудненное мышление.

Если отклонение проявляется очень остро, не поддается коррекции и при этом наблюдается комплексная неуспеваемость ребенка в рамках школьной программы, тогда психолог должен поставить вопрос о переводе учащегося в специализированное образовательное учреждение.

Психологическая профилактика

Включает комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития, социальной адаптации и обучения. Педагог-психолог должен предотвратить отклонения или проблемы, которые могут возникнуть у ребенка при общении со сверстниками или педагогами.

Профилактические меры могут включать в себя следующие тактики поведения:

  • доброжелательность в общении с детьми;
  • обучение правильному поведению на личном примере взрослого;
  • проявление большего интереса и внимания по отношению к гиперактивным детям;
  • обеспечение состояния покоя детям, которые склонны к быстрому утомлению;
  • постепенное развитие у детей навыков самоконтроля.

Лояльное отношение к детям должны проявлять не только сотрудники школы, но и родители и родственники ребенка. Занятия по психологической профилактике проводятся как внутри класса, так и между параллельными классами.

Работа психолога с родителями учащихся

Если в семье ребенка происходят ситуации, которые провоцируют какие-либо отклонения, тогда педагог-психолог обязан провести беседу с родителями учащегося. Без комплексного подхода исправить отклоняющееся поведение не получится. Особое внимание психолог должен уделять детям из неблагоприятных семей. Проблемные родители не всегда готовы пойти на взаимодействие, поэтому необходимо выбрать подходящую тактику общения, обозначить доводы и перспективы эффективного сотрудничества.

Психолог должен активно взаимодействовать с родителями, помогать им разрешать спорные ситуации с ребенком. Консультирование по вопросам воспитания может происходить в индивидуальном порядке, если есть такая необходимость. Тактика поведения родителя не должна отличаться от схемы поведения педагогов в школе. Сам процесс сотрудничества со школьным психологом родители должны рассматривать как возможность восполнения своих знаний в области детской психологии и педагогики. Психолог не должен загружать работой родителей, это может отпугнуть их. Интерес к такому сотрудничеству быстро пропадет.

Работа психолога в начальной школе

Начало обучения в школе - это очень ответственный этап для ребенка и его родителей. Именно в школе малыш начинает активно развиваться и адаптироваться в социуме. Отношения со сверстниками строятся на основе определенной схемы, которую прорабатывают педагоги и родители. Перед поступлением ребенка в первый класс психолог должен определить готовность к обучению в школе.

На этапе начала обучения детей задача психолога будет заключаться в адаптации ребенка в среде своих сверстников и учителей. Одаренным детям с высоким уровнем развития нужно уделять особое внимание, чтобы у них не пропал интерес к обучению. Ученикам, испытывающим затруднения в освоении школьной программы, нужно оказывать своевременную помощь. Отслеживание школьной успеваемости детей - это одна из обязанностей педагога-психолога в школе.

Если психолог наблюдает несоответствующее поведение детей или учителей, он должен немедленно отреагировать. Деятельность педагога-психолога в начальной школе основывается на особенностях восприятия и развития детей данного возраста. Между ребенком и учителем должны складываться доверительные отношения сотрудничества.

Внеклассное мероприятие, в зависимости от его специфики, может иметь разные цели. Педагог-психолог подбирает такие задания или игры, которые могут дать необходимую информацию о детях. В этом случае целью мероприятия будет диагностика, выявление проблемных ситуаций в коллективе, наблюдение за общением детей. Для этой цели подойдут командные задания. Ребята сразу определят несколько лидеров, которые будут возглавлять команды.

Если дети уже знакомы друг с другом, но наблюдаются конфликтные ситуации между определенными представителями класса, тогда целью внеклассного мероприятия будет сплочение коллектива, формирование дружеских и доверительных отношений между учащимися. В этом случае участники конфликта должны оказаться в одной команде. Необходимо создать такую ситуацию, которая подтолкнет детей к сотрудничеству.

Программа педагога-психолога в школе должна включать разные мероприятия. Проводятся они на протяжении всего учебного года во всех классах.

Анализ работы психолога в школе

По окончании учебного года составляется подробный отчет. Анализ работы педагога-психолога в школе должен включать выводы о выполнении поставленных целей и задач. В отчете перечисляются мероприятия, которые были проведены психологом, предоставляется список проблемных детей, а также подробно расписывается ход работы с ними. В отчете психолог указывает фамилии и имена учащихся, с которыми были проведены индивидуальные занятия.

Анализ включает в себя заключение психолога о готовности учащихся старших классов к выбору профессии. Составляется список успеваемости по каждому классу и список профориентации для учеников 4 классов. Это делается в том случае, если в школе предусмотрены профориентированные классы. Также указываются перспективы развития детей на следующий учебный год.

В заключение

Продуктивность работы педагога-психолога заключается не только в сокращении случаев возникновения конфликтных ситуаций, но и в повышении успеваемости среди школьников. Это очень важный человек в учебном учреждении.

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог является работником образовательного учреждения среднего профессионального образования, осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья студентов, их родителей, преподавателей и других участников образовательного процесса.

1.2. Педагог-психолог назначается приказом директора учебного заведения из числа лиц, имеющих высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и непосредственно подчиняется руководителю психологической службы или директору образовательного учреждения.

1.3. Педагог-психолог в своей работе опирается на Конституцию Российской Федерации; Законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания студентов; основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека); Декларацию прав и свобод человека; Федеральный закон «Об образовании»; Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда (требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий учебного заведения, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты), здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты.

2. Требования к знаниям и умениям педагога-психолога

2.1. Педагог-психолог должен знать: общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психологию общения, основы психодиагностики, основы дефектологии, основы психотерапии, основы сексологии, основы психологической гигиены, основы профориентации, психологии труда, основы психологического консультирования и психопрофилактики, возрастную анатомию и физиологию подростка.

2.2. Педагог-психолог должен владеть: методами активного обучения, социального психотренинга, современными методами индивидуальной и групповой профконсультации, методами диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.

3. Обязанности педагога-психолога

Педагог-психолог обязан:

– обеспечивать и поддерживать психологическое здоровье и развитие личности студентов;

– по мере необходимости проводить психологическую диагностику, выявлять индивидуально-психологические особенности студентов на протяжении всего периода обучения;

– оказывать помощь студентам в процессе адаптации;

– выявлять и предупреждать возможные нарушения в становлении и развитии личности студента посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации;

– оказывать психологическую помощь и поддержку студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

– участвовать в психологической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– содействовать формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих и педагогических коллективах;

– оказывать психологическую помощь и поддержку преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

– участвовать в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в студенческой среде;

– содействовать развитию профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;

– содействовать предупреждению возможных асоциальных действий студентов, осуществлять коррекцию асоциального поведения студентов;

– повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, студентов и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;

– участвовать в планировании и разработке развивающих и психокоррекционных программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности студентов;

– содействовать творческому развитию одаренных студентов;

– консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;

– консультировать студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

– осуществлять консультирование администрации и сотрудников образовательного учреждения по вопросам использования достижений психологии в управлении персоналом среднего специального учебного заведения;

– осуществлять профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентации, способностей, а также жизненных планов;

– систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию.

5. Права педагога-психолога

Педагог-психолог имеет право:

– знакомиться с документацией образовательного учреждения;

– участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, а также предметных (цикловых) комиссий, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации студентов в среднем специальном учебном заведении, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынке труда;

– сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания и развития студентов, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием;

– самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития среднего специального учебного заведения;

– самостоятельно формировать конкретные задачи работы с студентами и взрослыми, выбирать формы и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных видов работ;

– повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;

– проводить групповые и индивидуальные социально – психологические обследования;

– участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей студентов и педагогического коллектива;

– участвовать в формировании корпоративной культуры;

– вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления);

– консультировать администрацию учебного заведения по психологическому сопровождению управленческой деятельности;

– выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации;

– участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;

1 . Осуществляет психолого-педагогическое изучение детей с целью обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения в средней общеобразовательной школе. На основе использо-вания достижений психологической науки способствует обеспечению полноценного личностного и интеллектуального развития учащихся.

2 . Выступает в роли участника воспитательного процесса в работе с семьёй и ребёнком.

3 . Проводит психопрофилактическую и диагностическую работу:
1) по запросам педагогов, администрации школы, родителей учащихся изучает интеллектуальные, личностные, межличностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы, склонности;
2) участвует в приёме детей в 1-ые классы школы с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению;
3) проводит психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю;
4) использует наиболее эффективные диагностические методы для установления причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, причин нарушений межличностных отношений школьников со сверстниками с целью своевременного оказания психологической помощи и поддержки;
5) проводит углублённое психологическое обследование учащихся, направляемых на ПМПК.

4 . Совместно с педагогами разрабатывает программу индивидуальной ра-боты с учащимися для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе и при обуче-нии на новом школьном этапе.

5 . Проводит необходимую психокоррекционную работу.

6 . Прогнозирует и оказывает поддержку в развитии индивидуальных и творческих способностей учащихся.

7 . Проводит индивидуальные и групповые консультации учащихся по во-просам обучения, культуры умственного труда, развития, жизненного самоопределения, самовоспитания, профессиональной ориентации, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

8 . Консультирует администрацию школы, учителей, родителей учащихся по проблемам обучения и воспитания детей.

9 . По запросам народных судов, милиции, органов опеки и попечительст-ва, комиссии по делам несовершеннолетних проводит психологиче-скую экспертизу психического состояния ребёнка и условий семейного воспитания.

10 . Принимает участие в работе педсоветов, методических объединений. Подготавливает необходимую информацию для педагогического сове-та и педагогического консилиума для разрешения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся.

11 . Проводит психологическую работу с учителями (семинары, тренинги, методические учёбы).

12 . Работает в тесном контакте с классными руководителями, социальным педагогом, логопедом, администрацией школы.

13 . Пропагандирует психолого-педагогические знания среди родителей учащихся (общешкольные и классные родительские собрания).

14 . Несёт ответственность за сохранность документации и оборудования школьного психологического кабинета, обеспечивает правильное его использование.

15 . Осуществляет учёт результатов психолго-педагогической работы в строгом соответствии с формами, установленными научно-методическими центрами школьной психологической службы.

С функциональными обязанностями ознакомлен(а):

«___» ______________ 2010 г.

Педагог-психолог в школе - специалист, который контролирует социальную адаптацию детей, проводит коррекционную работу в отношении девиантного поведения учащихся, ведет профилактическую работу по предотвращению возникновения психологических отклонений у школьников.

Трагические события последних лет, которые имели место в образовательных учреждениях России доказывают важность обязанностей психолога в школе и актуальность их в коррекционно-профилактической деятельности. Специалисты отмечают увеличение числа детей, нуждающихся в психологической помощи, а в связи с развитием инклюзивного образования растет потребность в клинических психологах, способных работать с детьми-инвалидами.

Должностная инструкция педагога-психолога: цели и задачи работы

Впервые должность школьного педагога-психолога появилась в конце 1980-х, однако до сих пор нет четкого спектра обязанностей, форм и содержания профессиональной деятельности, которую выполняют специалисты этой области. В связи с этим нередко в вменяют функции, которые не свойственны его образованию или способностям, поскольку педагога-психолога назначают классным руководителем, а при наличии педагогического образования даже преподавателем учебных дисциплин.

К сожалению, несмотря на высокие требования к педагогу-психологу в образовательном учреждении , нередко в школах отсутствуют условия для работы специалиста, что делает должность школьного психолога формальностью. Потому на молодых специалистов перекладывают функции секретарей, лаборантов или помощников завучей, лишая их возможности выполнять непосредственные обязанности, о которых им непременно напомнят в случае возникновения чрезвычайной ситуации в школе.

В действительности работа педагога-психолога в школе преследует следующие цели:

  • специалист обеспечивает психологическое и психическое здоровье всех участников образовательного процесса;
  • совместно с коллегами-педагогами и администрацией способствует охране здоровья детей, созданию условий для оптимального развития личности учеников;
  • оказывает помощь учителям в реализации воспитательного процесса на принципах толерантности и взаимопомощи;
  • помогает школьникам и их родителям получать психологические навыки, умения и знания, которые потребуются детям для успешной социализации и профессионального самоопределения;
  • помощь учащимся в определении их склонностей, способностей и интересов.

Исходя из поставленных целей перед школьным психологом стоит ряд задач:

  1. Контроль психолого-педагогического статуса детей в динамике их психического развития.
  2. Психологический анализ конфликтных ситуаций и причин, спровоцировавших их.
  3. Формирование социально-психологических условий для академической успешности детей и развития личностей учащихся, способствование развитию у них навыков саморазвития и способности к самоопределению, содействие раскрытию творческого потенциала детей и их личностному росту.
  4. Профилактическая работа по предотвращению психологических и социальных отклонений у учащихся.
  5. Своевременное оказание необходимой психологической помощи школьникам, педагогам и родителям.
  6. Помощь коллег педагогов в формировании гармоничного психологического климата в классах, а также в создании оптимальных условий для преемственности и непрерывного самообразования педагогов в области детской и подростковой психологии.

Чтобы успешно выполнять обязанности психолога в школе , специалист должен знать приоритетные направления развития российской образовательной системы, действующие нормативные и законодательные акты, которые регулируют учебно-воспитательную деятельность. Важно не только знать, он и соблюдать конвенцию прав ребенка и декларацию прав и свобод человека. Хороший школьный психолог знаком с вопросами охраны труда и нормами здравоохранения, он владеет не только детской и социальной, но и общей психологией (психотерапией, основами дефектологии, психогигиеной, сексологией, психодиагностикой, профориентацией), квалифицированно проводит групповые и индивидуальные консультации, диагностические и профилактические мероприятия, использует методы социально-психологических тренингов и активного обучения.

Квалификационная характеристика педагога-психолога и требования, выдвигаемые к его компетентности, формируют портрет специалиста, который может правильно подбирать коррекционные и диагностические методики, анализировать конфликтные ситуации и проблемы клиентов, планировать просветительскую и организовывать профориентационную работу, эффективно применять на практике теоретические знания. Практический психолог в школе должен иметь: способности к рефлексии и эмпатии, стрессоустойчивость, терпеливость, проницательность, творческое мышление, хорошие адаптивные способности и психофизическую активность.

Каждый педагог-психолог должностные обязанности выполняет в соответствии с инструкцией - документом, который необходим для проведения объективной аттестации педработников, подтверждения или повышения квалификационной категории. Текст инструкции составляет специалист из отдела кадров или непосредственно руководитель. составляется согласно Трудовому Кодексу РФ, однако в зависимости от образовательного учреждения и оформленного с сотрудником трудового договора, обязанности специалиста могут варьироваться. На текст документа в значительной мере влияет концепция образовательного учреждения, требования работодателя и администрации, ожидания родителей учащихся.

Особое значение приобретает профессиональная позиция педагога-психолога - система личностных ориентаций и установок, оценки собственного опыта и профессиональных притязаний, реализуемых в трудовой деятельности. Профессиональная позиция, как и обязанности педагога-психолога в школе с одной стороны определяются нормативными документами, а с другой - концепцией взаимоотношений между специалистом и администрацией, что непосредственно влияет на:

  • определении границ полномочий для принятия решений;
  • выделения отчетных периодов и форм контроля;
  • возможности обратиться за консультацией или помощью к представителям школьной администрации;
  • определении степени обязательности выполнения рекомендаций специалиста участниками образовательного процесса.

Должностная инструкция позволяет распределить обязанности специалистов схожих должностей, в соответствии с ней педагог-психолог может быть уволен с должности по причине невыполнения обязанностей или некорректного их выполнения. Специалист изучает должностные инструкции педагога-психолога в школе по ФГОС в момент зачисления в штат, подтверждая согласие с ними своей подписью (в дальнейшем документ заверяет еще и директор школы). В документа традиционно определяются:

  1. требования к образованию, наличию опыта и знаний;
  2. обязанности педагога-психолога;
  3. права педработника и меры ответственности;
  4. система взаимоотношений с другими специалистами и учреждения согласно должности.

Должностные и функциональные обязанности школьного педагога-психолога

Школьным педагогом-психологом в 2018 году может стать только специалист со средним специальным или высшим профильным образованием. Помимо работы с одаренными или проблемными детьми школьный психолог занимается:

  • разрешением конфликтных ситуаций между школьниками, а также учениками и педагогами;
  • оценкой эффективности педагогической деятельности коллег;
  • контролем образовательного процесса;
  • разработкой коррекционных и развивающих программ.

Свою деятельность специалист проводит в соответствии с программой педагога-психолога , которая, согласно нормам законодательства, составляется на один учебный год. В программе психолог отражает цели и задачи работы, ключевые направления деятельности, которые затрагивают аналитику, консультирование, психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую работу. Педагог-психолог в школе защищает права и свободы детей, проводит диагностическую и консультативную работу, выполняет психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности. При этом обязанности педагога-психолога делятся на функциональные и должностные. Первые касаются непосредственной деятельности в отношении учащихся, их родителей и коллег-педагогов, а вторые - отражают все сферы деятельности специалиста, включая ведение отчетной документации и перспективное планирование.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

К функциональным обязанностям школьного психолога относят:

  1. Всестороннее способствование сохранению социального благополучия, соматического и психического здоровья детей, соблюдению прав и свобод личности, норм Конвенции о правах ребенка.
  2. Для разработки индивидуального подхода в обучении проведение психолого-педагогического изучения детей, их интеллектуального и личностного развития, склонностей, эмоционально-волевых особенностей, определение степени выраженности физических и умственных отклонений.
  3. Выполнение диагностической и профилактической работы: работает с детьми, поступающими в первые классы, оценивая их психологическую готовность к учебе; обследует школьников, переходящих из младшего школьного звена в среднее; подбирает эффективные методы диагностики причин неуспеваемости и плохого поведения детей, конфликтов в межличностных отношениях учащихся; направляя школьников на ПМПК, тщательно обследует их.
  4. Содействие в разработке программ индивидуальной работы с детьми, поддержка творческих способностей и интеллектуальной одаренности учеников, формирование психологической культуры детей и взрослых.
  5. Формирование психологической компетентности педагогов и администрации, развитие компетенции родителей в вопросах психологии детей.
  6. Сопровождение учащихся в профильной и предпрофильной подготовке, проведение профориентационных тестов, проектной и исследовательской деятельности учащихся.
  7. Проведение мероприятий по тематике сохранения и укрепления психологического здоровья, формирования понимания важности здорового образа жизни, внеклассных мероприятий воспитательного и развлекательного характера, участие в подготовке и проведении родительских собраний.
  8. Определение факторов, мешающих гармоничному развитию личности, с последующим оказанием психологической помощи.
  9. Выполнение психокоррекционной работы, оказание консультативной помощи школьникам, учителям, родителям и администрации по вопросам воспитания и обучения.
  10. Проведение психологических экспертиз по запросам органов опеки, милиции, судов и других инстанций.
  11. Участие в проведении заседаний методических объединений и педагогических советов, проведение тренингов и семинаров для учителей, консультирование социальных педагогов и классных руководителей.
  12. Ведение отчетной документации согласно должностной инструкции педагога-психолога в школе и учета результатов психолого-педагогической работы.

Поскольку педагог-психолог должностные обязанности в школе выполняет по предварительно составленной программе, в ней отражаются методы и средства работы и планируемые результаты.

Схематично план работы педагога-психолога с учащимися и их родителями выглядит следующим образом:

Направление работы Характеристика
Психологическое просвещение Согласно ФГОС педагога-психолога в школе, специалист работает над созданием положительных психологических установок, которые помогут детям в процессе социализации и адаптации, оптимизирует развитие личности, а родителям учащихся позволит правильно реагировать на конфликтные или иные ситуации, применяя полученные знания и используя эффективные установки. С этой целью школьный психолог проводит психологическое просвещение родителей и детей, а в случаях появления конфликтов консультирует стороны в индивидуальном порядке.
Диагностика Психолог анализирует состояние учеников, оценивая их уровень развития, эмоциональное состояние, склонности и интересы, а в случае с проблемными детьми - наличие психических недугов и причины социальной запущенности. В ходе диагностики педагог-психолог может использовать групповые и индивидуальные занятия, тестирования, анкетирование, чтобы впоследствии обработать полученную информацию и сделать соответствующие выводы. При наличии отклонений того или иного рода специалист может начать индивидуальную работу с учеником или внести его в группу риска.
Коррекция Коррекционная работа начинается после определения проблемы, которой может служить: гиперактивность, дефицит внимания, агрессивное поведение, плохая память, академическая неуспеваемость, повышенная тревожность, обостренное чувство страха. Специалист составляет коррекционную программу, задействуя к ее реализации не только учителей, но и родителей ребенка. Если систематическая работа не дает необходимого результата, школьный психолог может рекомендовать перевод учащегося в специализированное ОУ.
Профилактика Профилактическая психологическая деятельность ориентирована над созданием оптимальных условий для успешной учебы и социальной адаптации детей. Специалист демонстрирует лояльное и доброжелательное отношение к учащимся, проводит профилактические занятия и беседы, способствующие получению детьми навыков самоконтроля.

Права и меры ответственности школьного психолога

Согласно должностной инструкции педагога-психолога , специалист имеет 36-часовую рабочую неделю и вправе, учитывая особенности образовательного учреждения и региона, самостоятельно расставлять приоритеты в работе, формулировать задачи, подбирать методы и формы взаимодействия с учениками, коллегами и родителями. Психолог может требовать создания оптимальных условий труда, методического оснащения, доступа к определенной документации, обращаться в вышестоящие инстанции (правовые, исполнительные или медицинские учреждения) для защиты интересов и прав детей. Школьный психолог может внедрять психолого-педагогические знания в ходе выступлений, лекционных занятий, индивидуальных и групповых консультаций. Психологу разрешено иметь факультативную и учебную нагрузку при наличии соответствующего образования, участвовать в разработке и внедрении передовых методов психокоррекции или психодиагностики, проводить исследовательскую работу, эксперименты и обследования. Он вправе отказываться от поручений администрации, если они противоречат функциям психолога в школе или его профессионально-этическим принципам, либо же требуют знаний и навыков, которыми он не располагает.

Функциональные обязанности психолога-педагога накладывают на него административную (дисциплинарную) и даже уголовную ответственность за:

  • ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей, распоряжений администрации, правил внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных актов;
  • некорректное ведение документации, несвоевременную подачу отчетности;
  • нарушение правил охраны труда, пожарной безопасности и норм СанПина;
  • правильность постановки психологического диагноза, гуманность используемых методов диагностики и коррекции, обоснованность и адекватность рекомендаций;
  • совершение аморальных поступков, связанных с психическим или физическим насилием над личностью ребенка.

Сложности в работе школьного психолога

Работа психолога связана с многочисленными стереотипами, которые тормозят развитие психологической службы (школьники нередко путают его с врачом-психиатром, а взрослые - считают бесполезным работником). Неопределенность задач специалиста в значительной мере затрудняет его работу. О том, кто такой педагог-психолог , мало знают учащиеся и их родители, а администрация ОУ не всегда способна оказать необходимую методическую помощь. Ошибочно думать, что психолог специализируется исключительно на тестировании и проведении факультативных уроков психологии, которые не несут ученикам никакой академической ценности. На самом деле педагог-психолог при участии родителей и коллег формирует условия для личностного развития детей, их социализации, создания личностной позиции, профессионального и личностного самоопределения.

Мало кто знает, что делает педагог-психолог в школе и с какими трудностями сталкивается, однако профессиональная деятельность специалиста сопряжена с рядом проблем:

  • большое число функций и направлений работы затрудняют эффективную организацию труда в рамках ОУ;
  • специалисту необходимо владеть прикладной психологией и психодиагностикой для работы с клиентами в возрасте от шести лет (дошкольники, поступающие в школу) до предпенсионного и пенсионного возраста (коллеги учителя или родители детей);
  • частые конфликты и нестандартные ситуации требуют от специалиста нестандартного творческого подхода, гибкости мышления;
  • алгоритм работы психолога во многом определяется спецификой образовательного учреждения (социальные нормы в каждой школе отличаются);
  • имея базовое образование, не все специалисты, в особенности молодые, не способны справиться в девиантным поведением, разрешением конфликтов, чем вызывают пренебрежение коллектива;
  • коллеги учителя, родители и дети не всегда адекватно воспринимают психолога, руководствуясь собственными стереотипными представлениями;
  • наблюдаются проблемы с интеграцией в коллектив, сложности в адаптации и поиске взаимопонимания с администрацией и коллегами.

Согласно теоретическим нормам, педагог-психолог в школе должен размещаться в двухкомнатном кабинете, где в одной комнате будет установлен стереозвук, разнорежимное освещение и сложное художественное оформление, а во второй - полки и шкафы для хранение литературы. Однако на практике школьный психолог не может рассчитывать на подобные условия, как и на приобретение наборов оригинальных психодиагностических методик, которые не способны в полной мере заменить ксерокопии. Но несмотря на это, молодые специалисты успешно адаптируются в коллективе, а при поддержке коллег и администрации эффективно выполняют свою работу, значимость которой в России растет день ото дня.

mob_info