Что сделал митрополит иона в 1448 году. Митрополит иона и установление автокефалии русской церкви

(1738-1812) русский архитектор

Казаков Матвей Федорович никогда не выезжал из России и не учился ни у кого из иностранных мастеров. И тем не менее его постройки отличаются совершенством и вызывают восхищение даже сейчас, спустя многие десятилетия после смерти архитектора. Он и в истории культуры остался как великий русский зодчий-самоучка.

Матвей Казаков родился в Москве, где его отец служил копиистом, а по-современному - писарем Адмиралтейской конторы. Это обстоятельство сыграло свою роль и в судьбе Матвея, поскольку государственные служащие освобождались от крепостной зависимости.

В истории архитектуры осталось очень мало сведений о том, где будущий зодчий прошел начальное обучение. Известно только, что Матвей рос смышленым мальчиком и с малых лет отличался верным глазом и хорошим почерком. Когда ему исполнилось двенадцать лет, неожиданно умер его отец, и мать устроила сына учеником в архитектурную школу, которую открыл в Москве зодчий Д. Ухтомский. Там Матвей Казаков вскоре стал одним из лучших учеников, и Ухтомский назначил его своим помощником.

Матвей Федорович Казаков руководил группой учеников, которые занимались обмером кремлевских построек, предназначенных к сносу или перестройке. Замысел Ухтомского состоял в том, чтобы воспитать людей, сведущих не только в архитектуре, но и в строительной практике. Занимался он с ними и историей архитектуры.

Вместе со своими товарищами Казаков совмещал теоретические занятия с практической работой. Все это помогало развитию не только архитектурного вкуса, но и строительных навыков. Под руководством Ухтомского, Матвей Казаков также много занимался и рисованием. Эти навыки впоследствии проявились в замечательных рисунках Казакова, на которых он запечатлевал каждое из построенных им зданий.

Его первой самостоятельной работой стало восстановление сгоревшей в мае 1763 года Твери. Он был направлен туда вместе с другим учеником Ухтомского П. Никитиным. Матвей Казаков занимался застройкой центральной части города в соответствии с тем планом, который составил Никитин. Впервые в русской градостроительной практике он создал центр города в виде восьмиугольной площади. В Твери Казаков прожил четыре года, и его деятельность была признана настолько удачной, что по возвращении в Москву он был назначен в экспедицию Кремлевского строения и стал ближайшим помощником известного архитектора Василия Баженова .

Вместе с Казаковым, Баженов разработал проект реконструкции Большого Кремлевского дворца. Однако этому замыслу не суждено было осуществиться, так как вскоре утвердили Генеральный план строительства Москвы, и Матвею Казакову пришлось заняться проектированием здания Сената. Оно было построено в полном соответствии с проектом и стало украшением Кремля. Сегодня в нем находится администрация президента Российской Федерации.

После Кремля Казакову поручили перестройку Московского университета. Зодчий создал ансамбль из нескольких зданий, который определил архитектуру целого района. Впоследствии в разработанной Матвеем Казаковым стилистике, было построено здание Манежа.

Матвей ФедоровичКазаков был типичным представителем именно московской архитектурной школы, которая развивалась в рамках классицизма. Все его постройки проектировались вокруг четко обозначенного центра. Излюбленной формой для Казакова был небольшой круглый зал - ротонда. Ротонда видна в каждой его постройке. Поэтому и храмы Казакова отличались от традиционных. Они имели просторное внутреннее помещение, над которым располагалась колокольня. Поэтому в силуэте доминировала вертикальная ось, из-за чего здание как бы устремлялось вверх.

Простота внешних форм у Матвея Казакова всегда компенсируется изысканностью внутренней отделки. Архитектор подробно разрабатывал детали декора каждой своей постройки, и даже мебель нередко изготовлялась по его чертежам. Вот почему современники прозвали его «российским Мансаром», сравнивая со знаменитым французским архитектором.

Одновременно со строительством университетских зданий, Матвей Казаков разработал проект здания для Дворянского собрания, ныне Дом Союзов, где проводятся торжественные заседания и концерты. В свое время он будет описан Пушкиным в сцене бала Татьяны.

Этот проект Казакова стал образцом нового типа общественного здания, центром которого становится богато украшенный праздничный зал. Крупные колонны, отделанные искусственным мрамором, в сочетании с зеркалами и прекрасными хрустальными люстрами, также изготовленными по эскизам Казакова, сделали Колонный зал подлинной жемчужиной Москвы. Позже мотивы этой постройки неоднократно повторялись в различных городах России и в другой столице российского государства - Санкт-Петербурге.

Последней крупной постройкой Матвея Казакова, возведенной в Москве, стала Голицынская больница (ныне это Первая городская клиническая больница). Деньги и земельный участок для ее постройки были пожертвованы городу князем Д.М. Голицыным. Строительство больницы было завершено в 1801 году. Кроме проектирования комплекса зданий, Казаков занимался устройством обширного парка, который протянулся до самого берега Москвы-реки. В наружной и внутренней отделке больничных зданий зодчий применил свой излюбленный стиль - русский классицизм. Он сочетал геометрическую строгость линий с изысканностью отделки. Гордо стоящие высокие белые колонны придавали зданию легкость и торжественность. Оно не подавляло своей тяжестью, а как бы приглашало войти внутрь. И теперь больница сразу же привлекает внимание каждого, кто проезжает по Ленинскому проспекту.

Кроме постройки официальных зданий, основным направлением творчества Матвея Федоровича Казакова становится возведение небольших усадебных дворцов. Видимо, причиной подобного поворота в его творчестве явился восторженный отзыв Екатерины II о построенном им Петровском путевом дворце. Ознакомившись с постройкой, императрица назвала Казакова лучшим архитектором России. И ее приближенные стали наперебой заказывать ему различные постройки.

Наибольшее давление Матвей Казаков испытал со стороны всесильного Григория Потемкина , который усиленно уговаривал мастера отправиться в Екатеринослав и построить там задуманную любимцем Екатерины «третью столицу».

Однако Казаков не спешил принимать это предложение. Вначале он съездил на место будущих построек и убедился в утопичности этого замысла. Архитектор вернулся в Москву, где и прожил до конца жизни.

Кроме собственно творческой работы, Матвей Казаков впервые в истории русского зодчества занялся сохранением современного ему облика столицы. Вместе со своими учениками он в течение многих лет работал над грандиозным по тем временам предприятием - составлением «Генерального атласа Москвы», для которого создал своего рода живописный портрет Москвы. На рисунках и чертежах он запечатлел не только план, но и фасад каждого дома. В настоящее время, эти альбомы Казакова Матвей Федорович являются бесценным источником для реставраторов.

Значение работы Матвея Казакова было понято сразу же после 1812 года, когда началось восстановление Москвы после пожара. Но сам зодчий уже этого не увидел. Незадолго до того, как русские войска оставили Москву, он вместе с семьей перебрался в Рязань, где и умер от болезни сердца, не выдержав потрясения от известия о пожаре Москвы и гибели многих его построек.

Краткое житие святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси

Свя-ти-тель Иона, мит-ро-по-лит Мос-ков-ский и всея Рос-сии чу-до-тво-рец, ро-дил-ся в го-ро-де Га-ли-че в бла-го-че-сти-вой хри-сти-ан-ской се-мье. От-ца бу-ду-ще-го свя-ти-те-ля зва-ли Фе-о-до-ром. В две-на-дца-ти-лет-нем воз-расте юно-ша при-нял по-стриг в од-ном из га-лич-ских мо-на-сты-рей, от-ку-да пе-ре-шел в мос-ков-ский Си-мо-нов мо-на-стырь, где мно-го лет ис-пол-нял раз-лич-ные по-слу-ша-ния. Од-на-жды свя-ти-тель (па-мять 9 июня и 15 июля), по-се-тил Си-мо-нов мо-на-стырь и по-сле мо-леб-на, пре-по-дав бла-го-сло-ве-ние ар-хи-манд-ри-ту и бра-тии, по-же-лал бла-го-сло-вить ино-ков, ис-пол-няв-ших по-слу-ша-ние на мо-на-стыр-ских ра-бо-тах. Ко-гда он при-шел в пе-кар-ню, то уви-дел уснув-ше-го от мно-гих тру-дов ино-ка Иону, пра-вая ру-ка утом-лен-но-го ино-ка бы-ла со-гну-та в бла-го-слов-ля-ю-щем же-сте. Свя-ти-тель Фо-тий про-сил не бу-дить его, бла-го-сло-вил спя-ще-го ино-ка и про-ро-че-ски пред-ска-зал при-сут-ство-вав-шим, что этот мо-нах бу-дет ве-ли-ким свя-ти-те-лем Рус-ской Церк-ви и мно-гих на-ста-вит на путь спа-се-ния.

Пред-ска-за-ние свя-ти-те-ля ис-пол-ни-лось. Через несколь-ко лет свя-ти-тель Иона был по-став-лен епи-ско-пом Ря-за-ни и Му-ро-ма.

В 1431 го-ду скон-чал-ся свя-ти-тель Фо-тий. Через пять лет по-сле его смер-ти за доб-ро-де-тель-ную и свя-тую жизнь мит-ро-по-ли-том Все-рос-сий-ским был из-бран свя-ти-тель Иона. Ко-гда но-во-из-бран-ный мит-ро-по-лит от-пра-вил-ся к пат-ри-ар-ху Иоси-фу II (1416-1439) в Кон-стан-ти-но-поль, чтобы при-нять по-став-ле-ние на мит-ро-по-лию, то ока-за-лось, что неза-дол-го до то-го зло-муд-рен-ный Ис-и-дор, по про-ис-хож-де-нию бол-га-рин, уже был по-свя-щен на рус-скую мит-ро-по-лию. Недол-го про-быв в Ки-е-ве и Москве, Ис-и-дор от-пра-вил-ся на Фло-рен-тий-ский со-бор (1438), где при-нял унию. Со-бор рус-ских ар-хи-ере-ев и ду-хо-вен-ства низ-ло-жил мит-ро-по-ли-та Ис-и-до-ра, и тот вы-нуж-ден был тай-но бе-жать в Рим (где умер в 1462 го-ду). На Все-рос-сий-скую мит-ро-по-лию еди-но-душ-но был из-бран свя-ти-тель Иона. По-свя-ще-ние его по бла-го-сло-ве-нию Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха Гри-го-рия III (1445-1450) впер-вые со-вер-ше-но рус-ски-ми ар-хи-ере-я-ми в Москве. 15 де-каб-ря 1448 го-да свя-ти-тель Иона всту-пил на мит-ро-по-лию и с ар-хи-пас-тыр-ской рев-но-стью стал утвер-ждать бла-го-че-стие сре-ди па-со-мых, сло-вом и де-лом укреп-ляя пра-во-слав-ную ве-ру в стране. И при сво-ем вы-со-ком сане он по-преж-не-му не остав-лял лич-ных мо-на-ше-ских по-дви-гов. За тру-ды на бла-го Церк-ви Хри-сто-вой свя-ти-тель Иона удо-сто-ил-ся от Бо-га бла-го-дат-но-го да-ра чу-до-тво-ре-ний и про-зор-ли-во-сти. В 1451 го-ду та-та-ры неожи-дан-но под-сту-пи-ли к Москве, со-жгли окрест-но-сти и го-то-ви-лись к на-па-де-нию на го-род. Мит-ро-по-лит Иона с кли-ром со-вер-шал крест-ный ход по сте-нам го-ро-да, со сле-за-ми мо-ля Бо-га о спа-се-нии гра-да и лю-дей. Уви-дев пре-ста-ре-ло-го мо-на-ха Ан-то-ния, ино-ка Чу-до-ва мо-на-сты-ря, ко-то-рый от-ли-чал-ся доб-ро-де-тель-ной жиз-нью, свя-ти-тель Иона ска-зал: «Сын и брат мой Ан-то-ний! По-мо-лись ми-ло-сти-во-му Бо-гу и Пре-чи-стой Бо-го-ро-ди-це об из-бав-ле-нии го-ро-да и всех пра-во-слав-ных хри-сти-ан». Сми-рен-ный Ан-то-ний от-ве-тил: «Ве-ли-кий свя-ти-тель! Бла-го-да-рим Бо-га и Пре-чи-стую Его Ма-терь: услы-ша-ла Она мо-лит-вы твои и умо-ли-ла Сы-на Сво-е-го, го-род и все пра-во-слав-ные хри-сти-ане бу-дут спа-се-ны по тво-им мо-лит-вам. Вра-ги ско-ро бу-дут по-беж-де-ны. Толь-ко мне од-но-му суж-де-но от Гос-по-да быть уби-то-му вра-га-ми». Ед-ва ста-рец ска-зал это, как вра-же-ская стре-ла прон-зи-ла его.

Пред-ска-за-ние стар-ца Ан-то-ния сбы-лось: 2 июля, в празд-ник , в ря-дах та-тар про-изо-шло смя-те-ние, и они в неве-до-мом стра-хе и ужа-се об-ра-ти-лись в бег-ство. Свя-ти-тель Иона вско-ре по-стро-ил на сво-ем дво-ре храм в честь По-ло-же-ния Ри-зы Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы в па-мять из-бав-ле-ния Моск-вы от вра-гов.

Бла-жен-ная кон-чи-на свя-ти-те-ля Ио-ны по-сле-до-ва-ла в 1461 го-ду. При гро-бе свя-ти-те-ля ста-ли со-вер-шать-ся мно-го-чис-лен-ные ис-це-ле-ния.

В 1472 го-ду мо-щи свя-то-го мит-ро-по-ли-та Ио-ны бы-ли об-ре-те-ны нетлен-ны-ми и по-ло-же-ны в Успен-ском со-бо-ре Крем-ля (празд-но-ва-ние пе-ре-не-се-ния свя-тых мо-щей со-вер-ша-ет-ся 27 мая). Со-бор Рус-ской Церк-ви 1547 го-да уста-но-вил празд-но-вать свя-ти-те-лю Ионе, мит-ро-по-ли-ту Мос-ков-ско-му, осо-бую па-мять. В 1596 го-ду пат-ри-арх Иов уста-но-вил празд-но-ва-ние свя-ти-те-лю Ионе в со-бо-ре дру-гих Мос-ков-ских свя-ти-те-лей, 5 ок-тяб-ря.

Полное житие святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси

Свя-ти-тель Иона, мит-ро-по-лит Мос-ков-ский и всея Ру-си, ро-дил-ся в по-след-ней чет-вер-ти XIV ве-ка в се-ле Один-цо-ве близ го-ро-да Со-ли-га-ли-ча, в Ко-стром-ской зем-ле. С ран-них лет маль-чик стре-мил-ся к ино-че-ской жиз-ни. В две-на-дца-ти-лет-нем воз-расте он при-нял мо-на-ше-ство в од-ном из Га-лич-ских мо-на-сты-рей, а за-тем пе-ре-шел в Мос-ков-ский Си-мо-нов мо-на-стырь.

Юный инок сми-рен-но и усерд-но ис-пол-нял раз-лич-ные по-слу-ша-ния, неукос-ни-тель-но со-блю-дая за-ве-ты пер-вых игу-ме-нов оби-те-ли - , ос-но-ва-те-ля мо-на-сты-ря, впо-след-ствии ар-хи-епи-ско-па Ро-стов-ско-го († 1394; па-мять 28 но-яб-ря/11 де-каб-ря), и , впо-след-ствии игу-ме-на Бе-ло-зер-ско-го († 1427; па-мять 9/22 июня). Он под-ви-зал-ся в по-сте, мо-лит-ве, чте-нии сло-ва Бо-жия. мит-ро-по-лит († 1431; па-мять 2/15 июля) од-на-жды по-се-тил Си-мо-нов мо-на-стырь. И ко-гда он при-шел в пе-кар-ню, то уви-дел уснув-ше-го от мно-гих тру-дов ино-ка Иону, пра-вая ру-ка утом-лен-но-го ино-ка бы-ла со-гну-та в бла-го-слов-ля-ю-щем же-сте. Свя-ти-тель Фо-тий про-сил не бу-дить его, бла-го-сло-вив спя-ще-го ино-ка, и про-ро-че-ски пред-ска-зал при-сут-ство-вав-шим, что он бу-дет ве-ли-ким свя-ти-те-лем Рус-ской Церк-ви и мно-гих об-ра-тит на путь спа-се-ния.

В 1431 го-ду свя-той Иона был по-став-лен епи-ско-пом на Ря-зан-скую и Му-ром-скую ка-фед-ру. Нема-ло тру-дов по-ло-жил он на то, чтобы об-ра-тить ко Хри-сту ино-вер-ных жи-те-лей сво-ей епар-хии. Вско-ре по-сле кон-чи-ны мит-ро-по-ли-та Фо-тия свя-ти-тель Иона воз-гла-вил Рус-скую Пра-во-слав-ную Цер-ковь. В 1432 го-ду он име-ну-ет-ся «на-ре--чен-ным в свя-тей-шую мит-ро-по-лию Рус-скую». Од-на-ко меж-до-усоб-ная борь-ба за ве-ли-ко-кня-же-ский пре-стол ве-ли-ко-го кня-зя Ва-си-лия II Ва-си-лье-ви-ча и его дя-ди, Га-лиц-ко-го кня-зя Юрия Дмит-ри-е-ви-ча не поз-во-ли-ли свя-ти-те-лю вы-ехать в Кон-стан-ти-но-поль к пат-ри-ар-ху Иоси-фу II (1416-1439) для по-свя-ще-ния. В это вре-мя Ли-тов-ский князь Свид-ри-гай-ло по-слал в Кон-стан-ти-но-поль для по-свя-ще-ния в мит-ро-по-ли-та Ли-тов-ско-го Смо-лен-ско-го епи-ско-па Ге-ра-си-ма (в на-ча-ле XV ве-ка Смо-ленск был вре-мен-но при-со-еди-нен к Ли-тов-ско-му кня-же-ству).

Епи-скоп Ге-ра-сим был воз-ве-ден в Кон-стан-ти-но-по-ле в сан мит-ро-по-ли-та всея Ру-си; в 1435 го-ду, за-по-до-зрен-ный кня-зем Свид-ри-гай-ло в из-мене, он был схва-чен и со-жжен. По-сле кон-чи-ны мит-ро-по-ли-та Ге-ра-си-ма в Кон-стан-ти-но-поль от-пра-вил-ся епи-скоп Иона. Но, при-быв-ши в сто-ли-цу Ви-зан-тии, он узнал, что пат-ри-арх Иосиф уже по-ста-вил на Рус-скую мит-ро-по-лию неко-е-го Ис-и-до-ра. В 1439 го-ду Ис-и-дор при-нял унию на Фло-рен-тий-ском со-бо-ре и по воз-вра-ще-нии в Моск-ву в 1441 го-ду был за-то-чен в Чу-дов мо-на-стырь. Немед-лен-но был со-зван Со-бор рус-ских иерар-хов, ко-то-рый осу-дил «Ис-и-до-ро-во все де-ло». Ко-гда ста-ло окон-ча-тель-но яс-но, что Кон-стан-ти-но-поль-ский пат-ри-арх со-гла-сил-ся на унию, Рус-ская Цер-ковь ста-ла на за-щи-ту чи-сто-ты пра-во-сла-вия. В де-каб-ре 1448 го-да в Москве был со-зван цер-ков-ный Со-бор для из-бра-ния пред-сто-я-те-ля Рус-ской Церк-ви. Свя-ти-тель Иона был из-бран мит-ро-по-ли-том Все-рос-сий-ским с ти-ту-лом «Ки-ев-ский и всея Ру-си». Ме-стом пре-бы-ва-ния он из-брал Моск-ву, по-это-му име-ну-ет-ся так-же мит-ро-по-ли-том Мос-ков-ским. Так пре-кра-ти-лась за-ви-си-мость Рус-ской Церк-ви от Кон-стан-ти-но-по-ля и бы-ло по-ло-же-но на-ча-ло ав-то-ке-фа-лии.

Воз-глав-ляя Все-рос-сий-скую ка-фед-ру, свя-ти-тель Иона преж-де все-го по-за-бо-тил-ся об улуч-ше-нии от-но-ше-ний меж-ду Моск-вой и Ли-тов-ским кня-же-ством. Бла-го-да-ря это-му ему уда-лось при-со-еди-нить к Москве юго-за-пад-ные епар-хии. Свя-ти-тель Иона по-ло-жил боль-шие уси-лия на бла-го-устрой-ство воз-вра-щен-ных епар-хий и на ис-ко-ре-не-ние в них уни-ат-ства. Он при-зы-вал к ми-ру и пре-кра-ще-нию меж-до-усо-бия, объ-яс-нял вред яро-сти и гне-ва, учил по-ка-я-нию и по-слу-ша-нию.

Осо-бен-но за-бо-тил-ся свя-ти-тель Иона о ду-хов-но-нрав-ствен-ном со-вер-шенст-во-ва-ния сво-ей паст-вы. В учи-тель-ных гра-мо-тах он на-зи-дал пом-нить о спа-се-нии ду-ши, быть ми-ло-серд-ны-ми, доб-ро-со-вест-но от-но-сить-ся к сво-им граж-дан-ским обя-зан-но-стям. Свя-ти-тель Иона стро-го тре-бо-вал со-блю-де-ния хри-сти-ан-ских за-по-ве-дей от свя-щен-но-слу-жи-те-лей. Ука-зы-вая на ве-ли-чие свя-щен-ни-че-ско-го са-на, он при-зы-вал кли-ри-ков к до-стой-но-му про-хож-де-нию пас-тыр-ско-го слу-же-ния. Осо-бое ста-ра-ние про-яв-лял свя-ти-тель Иона в вы-бо-ре до-стой-ных кан-ди-да-тов на ар-хи-ерей-ские ка-фед-ры.

Боль-шое вни-ма-ние уде-лял он мо-на-ше-ским оби-те-лям, за-бо-тил-ся об их нуж-дах, о стро-гом со-блю-де-нии ино-че-ских пра-вил. И при сво-ем вы-со-ком сане он по-преж-не-му не остав-лял лич-ных мо-на-ше-ских по-дви-гов. Про-яв-ляя по-пе-че-ние о хра-мах Бо-жи-их, свя-ти-тель об-но-вил и бла-го-леп-но укра-сил пер-во-пре-столь-ный Успен-ский со-бор в Мос-ков-ском Крем-ле. Он при-дал осо-бую тор-же-ствен-ность бо-го-слу-же-ни-ям, уве-ли-чив чис-ло чте-цов и пев-цов. В 1450 го-ду по бла-го-сло-ве-нию свя-ти-те-ля Ио-ны, бы-ли воз-двиг-ну-ты ка-мен-ные мит-ро-по-ли-чьи па-ла-ты.

Жи-вя по за-по-ве-дям Бо-жи-им и стро-го со-блю-дая мо-на-ше-ские обе-ты, свя-ти-тель Иона по-лу-чил от Гос-по-да дар чу-до-тво-ре-ний и про-зор-ли-во-сти. По его мо-лит-вам ис-це-ля-лись бо-ля-щие раз-лич-ны-ми неду-га-ми.

В 1451 го-ду та-та-ры неожи-дан-но под-сту-пи-ли к Москве, со-жгли окрест-но-сти и го-то-ви-лись к на-па-де-нию на го-род. Мит-ро-по-лит Иона с кли-ром со-вер-шал крест-ный ход по сте-нам го-ро-да, со сле-за-ми мо-ля Бо-га о спа-се-нии гра-да и лю-дей. Уви-дев пре-ста-ре-ло-го мо-на-ха Ан-то-ния, ино-ка Чу-до-ва мо-на-сты-ря, ко-то-рый от-ли-чал-ся доб-ро-де-тель-ной жиз-нью, свя-ти-тель Иона ска-зал: «Сын и брат мой Ан-то-ний! По-мо-лись ми-ло-сти-во-му Бо-гу и Пре-чи-стой Бо-го-ро-ди-це об из-бав-ле-нии го-ро-да и всех пра-во-слав-ных хри-сти-ан». Сми-рен-ный Ан-то-ний от-ве-тил: «Ве-ли-кий свя-ти-тель! Бла-го-да-рим Бо-га и Пре-чи-стую Его Ма-терь: услы-ша-ла Она мо-лит-вы твои и умо-ли-ла Сы-на Сво-е-го, го-род и все пра-во-слав-ные хри-сти-ане бу-дут спа-се-ны по тво-им мо-лит-вам. Вра-ги бу-дут ско-ро по-беж-де-ны, толь-ко мне од-но-му суж-де-но от Гос-по-да быть уби-то-му вра-га-ми». Ед-ва ста-рец ска-зал это, как вра-же-ская стре-ла прон-зи-ла его.

Пред-ска-за-ние стар-ца Ан-то-ния сбы-лось: 2 июля, в празд-ник По-ло-же-ния Ри-зы Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, в ря-дах та-тар про-изо-шло смя-те-ние, и они в неве-до-мом стра-хе и ужа-се об-ра-ти-лись в бег-ство. В па-мять из-бав-ле-ния Моск-вы от на-ше-ствия но-гай-ско-го ха-на Ма-зов-ши свя-ти-тель Иона в том же го-ду со-ору-дил храм в честь празд-ни-ка По-ло-же-ния Ри-зы Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы.

Свя-ти-тель Иона ото-шел ко Гос-по-ду в глу-бо-кой ста-ро-сти 31 мар-та 1461 го-да, в два ча-са дня во втор-ник Страст-ной сед-ми-цы. За несколь-ко дней до то-го он пре-дуз-нал от Гос-по-да вре-мя сво-ей бла-жен-ной кон-чи-ны. Свя-ти-тель был по-гре-бен в со-бор-ном хра-ме, за ле-вым кли-ро-сом.

27 мая 1472 го-да при пе-ре-строй-ке Успен-ско-го со-бо-ра со-вер-ши-лось об-ре-те-ние нетлен-ных мо-щей свя-ти-те-ля Ио-ны. По мо-лит-вам угод-ни-ка Бо-жия про-ис-хо-ди-ли ис-це-ле-ния. Жи-тие свя-ти-те-ля и два ка-но-на (один - на об-ре-те-ние мо-щей) на-пи-са-ны иеро-мо-на-хом Па-хо-ми-ем Сер-бом, Ло-го-фе-том († по-сле 1484 г.). Об-ще-цер-ков-ное празд-но-ва-ние па-мя-ти свя-ти-те-ля Ио-ны уста-нов-ле-но на Мос-ков-ском Со-бо-ре 1547 го-да, при мит-ро-по-ли-те Мос-ков-ском Ма-ка-рии (1542-1563). В 1596 го-ду пат-ри-арх Иов уста-но-вил празд-но-ва-ние свя-ти-те-лю Ионе в Со-бо-ре дру-гих Мос-ков-ских свя-ти-те-лей 5/18 ок-тяб-ря.

Величание святителям Московским

Велича́ем вас,/ святи́телие Христо́вы/ Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе и Ермоге́не,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу:/ вы бо мо́лите за нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва святителю Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси

О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Ио́но! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от нас гре́шных, к тебе́ прибега́ющих, и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, я́ко да, призре́в на ны ми́лостивно, да́рует нам согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит нас от бед, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих нас; да пода́ст земли́ плодоно́сие, и вся, я́же на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная; да да́рует нам сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит нас гре́шных и недосто́йных Небе́снаго Ца́рствия Своего́, со все́ми святы́ми сла́вити Его́ безконе́чное милосе́рдие, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая святителю Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси

О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Ио́но, предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́та Единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со а́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́, архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующия к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий град и вся гра́ды стра́ны до́бре сохрани́ и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, плене́нныя возврати́, немощству́ющия исцели́, и везде́ те́пле призыва́ющия тя и с ве́рою припа́дающия и моля́щияся тебе́ от вся́ких напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́, моли́ о нас Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день стра́шнаго прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Особое место занимает митрополит Иона (1390-1461), приложивший немало сил к провозглашению ее независимости от Константинопольской патриархии. Посвятив всю свою жизнь служению Богу и России, он вошел в отечественную историю как пример истинного патриотизма и религиозного подвижничества.

Предательство Киевского митрополита

В 1439 году в Италии был подписан договор между представителями греко-православной церкви и римско-католической. В историю он вышел под названием Флорентийской унии. Формально преследовавший цель объединения двух ведущих направлений христианства, он фактически послужил еще большему их разобщению, поскольку предполагал, хоть и с некоторыми оговорками, главенство римского папы над православной церковью.

На Руси этот документ, подписанный большинством представителей византийской делегации, восприняли как предательство и попрание основ православной веры. Когда же главный инициатор заключения унии митрополит Киевский и Всея Руси Исидор, ставший к этому времени папским легатом (полномочным представителем), прибыл в Москву, то был немедленно арестован по приказу великого князя Василия II и заточен в Чудовом монастыре, откуда затем бежал в Литву.

Борьба за великокняжеский престол

После его ареста и дальнейшего побега место главы российской митрополии оставалось вакантным ввиду целого ряда политических и военных потрясений, обрушившихся на государство. В 1445 году русские земли охватила за великокняжеский престол, вспыхнувшая между Василием II и Дмитрием Шемякой, чем не преминул воспользоваться хан Улуг-Мухаммед. Полчища татар вторглись в пределы Московского княжества и, разбив в сражении под Суздалем русскую дружину, самого князя захватили в плен. В результате великокняжеский престол стал легкой добычей его конкурента.

Тщетные труды Рязанского епископа

Чтобы укрепиться на княжеском престоле, Шемяке необходима была поддержка духовенства, и с этой целью он задумал сделать епископа Рязанского Иону митрополитом Московским. Такой выбор был отнюдь не следствием его личных симпатий, а результатом тонкого расчета. Дело в том, что епископ Иона ранее дважды пытался возглавить русскую церковь, но оба раза неудачно.

В 1431 году, когда скончался он претендовал на его место, но лично возводивший в митрополичий сан, отдал предпочтение смоленскому епископу Герасиму. Через 4 года, когда ввиду его смерти место предстоятеля русской церкви вновь стало вакантным, Иона поспешил в Константинополь за патриаршим благословением, но опоздал. Его опередил тот самый митрополит Исидор, который, подписав Флорентийскую унию, подло предал интересы православной церкви.

Избрание Московского митрополита

Таким образом, ставя епископа Иону митрополитом Московским, Шемяка вполне мог рассчитывать на его благодарность, а следовательно, и на поддержку со стороны возглавляемого им духовенства. Возможно, подобный расчет и оправдался бы, но жизнь внесла свои коррективы. В 1446 году Москва была захвачена сторонниками свергнутого им Василия II, а вскоре и сам он, выкупленный за огромные деньги из татарского плена, пожаловал в столицу. Злосчастному Шемяке ничего не оставалось, как бегством спасать свою жизнь.

Тем не менее начатое им дело было продолжено, и в декабре 1448 года собравшийся в Москве церковный собор официально избрал рязанского епископа Иону русским митрополитом. Историческое значение происшедшего события было необычайно высоко, поскольку впервые кандидат на этот пост был утвержден без санкции константинопольского патриарха, в подчинении которого до той поры пребывала Русская православная церковь. Таким образом, избрание митрополита Ионы может рассматриваться как установление ее автокефалии, то есть административной независимости от Византии.

Исследователи отмечают, что такой шаг был во многом вызван крайне негативным отношением российского духовенства к руководству византийской церкви, совершившему, по общему мнению, предательство на Флорентийском соборе. Этим оно всецело подорвало собственный авторитет и спровоцировало российский епископат на недопустимые прежде шаги.

Инок из Костромского края

Учитывая ту роль, которую митрополит Иона сыграл в истории Русской церкви, следует несколько подробнее остановиться на его личности. Родился будущий архиерей в селе Одноушево, неподалеку от Костромы. Точная дата не установлена, но известно, что на свет он появился в последнем десятилетии XIV века. Не дошло до нас и имя, данное ему при рождении матерью и отцом - служилым землевладельцем Федором.

Однако доподлинно известно, что будущий митрополит Иона с раннего детства ощущал стремление к служению Богу и в 12-летнем возрасте принял монашеский постриг в небольшой обители вблизи города Галича. Прожив в нем несколько лет, он перешел в московский Симонов монастырь, где исполнял послушание пекаря.

Пророчество святителя Фотия

К этому периоду его жизни относится эпизод, описанный в житие, составленном вскоре после причисления почившего в 1461 году митрополита Ионы к лику святых. Однажды Московский первосвятитель Фотий (также впоследствии стяжавший венец святости) посетил Симонов монастырь, и заглянув в пекарню, увидел там уснувшего от сильной усталости инока Иону.

Дело, в общем, житейское, но первосвященник был поражен тем, что во сне молодой монах держал свою десницу (правую руку) в благословляющем жесте. Прозревая внутренними очами будущие события, митрополит обернулся к сопровождавшим его монахам и во всеуслышание заявил, что Господь уготовил юноше стать великим святителем и предстоятелем Русской церкви.

О том, как в последующие годы складывалось его служение и шел процесс духовного возрастания, сегодня говорить сложно, поскольку сведения о его дальнейшей жизни относятся к 1431 году, когда инок, столь привлекший к себе внимание святителя Фотия, был поставлен епископом Рязанским и Муромским. Так начало сбываться данное в отношении его предсказание.

Угроза потери западной части митрополии

Однако вернемся к тому дню, когда главой Русской православной церкви был избран Митрополит Иона (1448 год). Несмотря на всю историческую целесообразность происшедшего, положение новоизбранного предстоятеля было весьма сложным. Проблема состояла в том, что в работе церковного собора принимали участие только епископы, представлявшие северо-восточные районы Руси, тогда как представители Литовской православной церкви приглашены не были, поскольку в большинстве своем поддержали Флорентийскую унию.

Сложившаяся в связи с этим обстановка могла иметь весьма негативные последствия, так как провоцировала возникновение на западе митрополии сепаратистских настроений. Опасения, что православное оскорбленное пренебрежением, проявленным по отношению к их епископату, пожелает отколоться от Москвы и полностью отдаться во власть римского понтифика, были вполне обоснованными. В подобном случае тайные и явные враги новоизбранного митрополита Московского и всея России Ионы вполне могли возложить на него всю ответственность за происшедшее.

Благоприятное стечение обстоятельств

К счастью, вскоре сложилась таким образом, что исключила возможность развития столь негативного сценария. Прежде всего на руку митрополиту Ионе сыграло то обстоятельство, что провалом закончились попытки бежавшего в Литву митрополита Исидора вывести из-под контроля Московской митрополии западные епархии и склонить их население к принятию унии. Ему в этом помешал польский король Казимир IV, по стечению обстоятельств именно в этот период порвавший отношения с римским папой Евгением I.

Когда в 1447 году он умер, главой католической церкви стал папа Николай V, и король Казимир IV восстановил отношения с Римом. Однако и в этой остановке беглый Исидор не смог реализовать свои коварные замыслы, поскольку идея унии нашла яростных противников в лице представителей польского духовенства.

Поддержка польского короля

По этой причине, а возможно, в силу неких политических соображений, в Кракове приняли решение поддержать митрополита Иону и установление автокефалии Русской Церкви. В 1451 году Казимир IV издал именную грамоту, в которой официально признал легитимность решений Московского церковного Собора 1448 года, а также подтвердил права новоизбранного предстоятеля на все храмовые постройки и прочее имущество Русской православной церкви, находящееся в пределах польского государства.

Великокняжеское послание

Исидор еще как мог пытался интриговать и даже обращался за военной помощью к киевскому князю Александру, но его уже никто не воспринимал всерьез. Гораздо важнее было для митрополита Ионы добиться своего признания Константинополем, поскольку от этого во многом зависело отношение к нему всего православного мира. Инициативу в решении данного вопроса взял на себя великий князь Московский Василий II.

В 1452 году он направил византийскому императору Константину XI послание, в котором весьма обстоятельно изложил причины, побудившие российских епископов избрать митрополита в обход бытовавшей тогда традиции. В частности, он писал, что «не дерзость» заставила их пренебречь благословением Константинопольского патриарха, а лишь сложившиеся на тот момент чрезвычайные обстоятельства. В заключение Василий II выражал желание и впредь поддерживать с Византийской церковью тесное евхаристическое (богослужебное) общение ради торжества православия.

В обстановке новых исторических реалий

Важно отметить, что автокефалия митрополитом Ионой провозглашена не была. Более того, князь Василий II - человек весьма искусный в дипломатии, повел дело таким образом, что Константинополь не сомневался в его намерении возродить у себя прежнюю традицию избрания митрополитов угодных их патриарху. Все это помогло избежать тогда ненужных осложнений.

Когда же в византийская столица оказалась захваченной войсками турецкого султана Мехмеда Завоевателя, то избранный с его дозволения новый Константинопольский патриарх Геннадий II был вынужден умерить свои притязания на духовное лидерство, и непровозглашенная автокефалия Русской церкви установилась самим ходом исторических событий. Свое юридическое обоснование она получила в 1459 году, когда очередной церковный Собор постановил, что для избрания первосвятителя необходимо лишь согласие московского князя.

Прославление в лике святых

Свой земной путь митрополит Иона завершил 31 марта (12 апреля) 1461 года. В житии говорится, что сразу после его блаженного успения при гробе начали совершаться многочисленные исцеления недужных, а также происходить иные чудеса. Когда же через десять лет останки митрополита было решено перезахоронить в Успенском соборе Кремля, то, извлеченные из земли, они не несли на себе никаких следов тления. Это неоспоримо свидетельствовало о Божьей благодати, ниспосланной на усопшего.

В 1547 году решением очередного Собора русской церкви митрополит Иона был причислен к лику святых. Днем поминовения стало 27 мая - годовщина перенесения его нетленных мощей под своды Успенского собора. В наши дни память святителя Ионы митрополита Московского и Всея Руси отмечается также 31 марта, 15 июня и 5 октября по новому стилю. За свой вклад в становление русского православия он признан одним из наиболее заслуженных религиозных деятелей России.

У каждого христианина есть свой святой покровитель. По традиции и для каждого русского города выбирался небесный покровитель - тот, кто будет молиться за его жителей пред Богом. Один из покровителей столицы - святитель Иона, чьи мощи покоятся в Успенском Соборе Московского Кремля.

Родился будущий московский митрополит не в Москве, а в Галиче (бывшая Костромская губерния). В двенадцать лет принял монашеский постриг в одном из монастырей недалеко от дома, а потом перешел в московский Симонов монастырь. Так что москвичом Иона стал уже будучи монахом.

На новом месте не обошлось без приключений. Иона был послушным и трудолюбивым иноком и нередко работал из последних сил. Однажды он так устал, что заснул в монастырской пекарне прямо за работой. И надо же было так случиться, что именно в это время в обитель приехал московский митрополит Фотий.

Пропустить приезд митрополита - дело серьезное. Что было делать с уснувшим Ионой - наказать за сон или похвалить за трудолюбие? Иона спал так крепко, что не проснулся даже когда митрополит зашел в пекарню. А Фотий, взглянув на спящего монаха, заметил, что его правая рука была согнута так, будто он ею благословлял. Епископ прозрел в этом знак свыше и велел не будить Иону, благословил его и предсказал, что молодой монах станет святителем и многих наставит на путь спасения.

Затем Иона на время покинул Москву - он был поставлен епископом Рязани и Мурома, где обратил в христианство многих неверных. Но это было только начало славного пути.

Был ли восьмой Вселенский собор?

Вселенских соборов было семь. С 1054 г. христианская Церковь перестала быть единой и содержала в себе две ветви - Восточную и Западную. Поскольку существовало разделение, проводить вселенский - т.е. общий для всех христиан - собор было невозможно. Проводились только соборы поместные.

В XV веке была попытка созвать восьмой Вселенский собор. В этот исторический период Западная Церковь во главе с Папой занимала достаточно прочное положение, а вот на Востоке все было далеко не спокойно. Византийскую империю осаждали войска Османской империи. Турки захватили почти все византийские земли, так что империя едва выходила за пределы своей столицы - Константинополя.

Греки прекрасно понимали, что после завоевания Константинополя магометане не потерпят на своей земле неверных, и первыми, кого постигнет кара, будут православные христиане.

Положение Византии было катастрофическим, но неожиданно военную помощь предложил Папа римский. Правда, с условием, что восточные христиане заключат с западными союз - унию. Церковь вновь станет единой, во главе ее будет стоять Папа, а объединенные войска прогонят мусульман. Восточные и западные христиане решили созвать вселенский собор - принять решение возможно или нет объединение Церквей...

Сначала собор проходил в Ферраре, потом переместился во Флоренцию. Камнем преткновения было латинское учение о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына (filioque). Как ни бились римские кардиналы, как ни состязались с представителями Православной Церкви в красноречии, им не удалось убедить восточных христиан принять эту идею. Самым непреклонным со стороны греков был митрополит Ефесский Марк. В конце концов все споры свелись к противостоянию Восточного епископа Марка и представителя Западной Церкви доминиканца Иоанна. Их долгие споры утомляли заседавших, так что Марку запретили появляться на заседаниях собора, а грекам поставили ультиматум: или они принимают учение латинян, или пусть возвращаются в осажденную Византию.

Существовал еще один довод за прекращение затянувшегося собора: расходы по содержанию его участников целиком взяла на себя Католическая Церковь, но долго так продолжаться не могло, и в один прекрасный день западные христиане заявили, что попросту перестанут выделять деньги на пропитание.

Наконец многие клирики со стороны греков подписались под договором унии. Категорически отказался от этого Марк Ефесский. Договор был составлен на греческом и латинском языках, однако к желаемому результату не привел. На первой же литургии греки отказались причащаться по обрядам латинян, а латиняне - по правилам греков. Мало того, после возвращения в Византию многие клирики объявили себя виновными в том, что подписали договор, и немало из них отказались от сана.

Собор был признан несостоявшимся. Военная помощь грекам предоставлена не была, и через несколько лет, в 1453 году, Византийская империя пала.

Как московская Церковь стала независимой

Описанные события имеют непосредственное отношение к истории Русской Церкви и к митрополиту Ионе. Со времен Крещения Русская Церковь была подчинена Греческой. Московский митрополит мог быть назначен только с ведома Византии, и, как правило, сначала на эту должность назначались греки. Постепенно на эту должность стали назначать и русских, но для поставления они все равно отправлялись в Константинополь.

Когда умер московский митрополит Герасим, великий князь Василий (Темный) с согласия других князей, русского духовенства и народа отправил Иону в Константинополь для поставления. Однако в столице Византии выяснилось, что митрополитом уже был назначен болгарин Исидор, а Ионе московскую кафедру обещали отдать после его смерти.

Осведомленный о положении Византии, князь Василий возлагал на Исидора большие надежды. Московский князь продолжал дело своих предков по укреплению власти и авторитета московских князей и собиранию земель вокруг Москвы. С точки зрения политики Русская земля была независима, а вот по церковной линии она подчинялась Византии. Православие играло важнейшую роль и в жизни народа, и в политике, и влияние греков в определенной мере ограничивало действия московского князя на международной арене. Неудивительно, что Василий хотел, чтобы Русская Церковь стала независимой.

Митрополит Исидор был участником флорентийского Собора и поддерживал идею унии. По пути в Италию он даже заходил не в православные храмы, а в католические костелы, демонстрируя расположение к римскому Папе.

Окончательно симпатии Исидора стали понятны, когда после собора, в 1441 году, он вернулся в Москву. На литургии в Успенском соборе Московского Кремля он произнес имя Папы, а не Патриарха. А после он прочел грамоту, в которой говорилось, что митрополит Исидор ныне является кардиналом и легатом от ребра Апостольского для всех северных стран. А князь московский - всего лишь помощником митрополиту Исидору. Ни слова о независимости Русской Церкви в грамоте сказано не было.

Князь Василий не мог этого потерпеть. Он стал обличать папского приспешника, назвал его лжепастырем и еретиком и велел заточить в Чудов монастырь. Исидор бежал из Москвы, а князь Василий собрал духовенство для рассмотрения Флорентийской грамоты.

Постановления этого собора были признаны еретическими, в Москве говорили о том, что в Византии отступили от истинной веры по дьявольскому научению. Сам собой напрашивался вывод: разве могут отошедшие от истинного православия византийцы назначать московского митрополита?

Князь Василий написал Константинопольскому Патриарху письмо. Он дипломатично не стал говорить грекам о том, что у него возникли сомнения по поводу чистоты их веры, зато сделал акцент на том, что Византия расположена далеко от Москвы, ездить в Константинополь для поставления митрополиту неудобно, да и саму Византию раздирают войны и мятежи. Одним словом, разумнее всего разрешить назначение московского митрополита без ведома Константинополя. Ответа из Византии не пришло, а в 1448 году Иона стал митрополитом. Нашлись те, кто посчитал его поставление незаконным, но их князь Василий велел заточить. Заметим однако, что Патриарх Константинопольский Григорий Мелиссина благословил назначение Ионы.

С тех пор московские митрополиты ставились в Москве без участия патриарха, кандидатов же выбирал князь. Так Московская Церковь обрела независимость - стала автокефальной. И первым из назначенных на московскую кафедру митрополитов стал Иона.

Митрополит Московский

Святитель Иона занимал митрополичью кафедру до 1464 года.

По преданию, он был чудотворцем: умел предсказывать будущее и исцелять. В его житии рассказывается такой случай.

У одного боярина болели зубы. Как-то после литургии митрополит Иона подозвал его к себе, дал просфору и сильно ударил боярина по щеке. "Ты выбил мне последние зубы!" - вскричал боярин и тотчас почувствовал, что зубная боль прошла. Радуясь о чуде, боярин прославлял Бога и благодарил Иону.

Когда в 1451 году татарские войска осадили Москву, митрополит со всем клиром бесстрашно ходил по стенам Кремля, молясь Богу о городе и его жителях. Во время одного из таких молебствий он обратился к старцу Антонию, иноку Чудова монастыря, чтобы он помолился об избавлении Москвы. Тогда Антоний предсказал, что татары уйдут, и только одного человека сразит стрела врагов - самого старца. Едва монах сказал это, как пущенная татарами стрела пронзила его. Митрополит Иона со служителями с честью похоронили старца, а вскоре в рядах татар произошло смятение, и они ушли.

Митрополит Иона стремился жить угодной Богу жизнью и, уже состарившись, просил у Него болезни ради спасения души. Бог внял молитвам: у митрополита открылась язва ноги, и святитель вскоре скончался. Даже очень ослабев, он продолжал посещать церковь и возносить хвалу Богу.

Чудеса совершались святителем и после его смерти. Когда в 1812 году французы вошли в Москву, они не тронули его серебряную раку и подсвечник при ней, потому что им явился митрополит Иона с поднятой, как бы грозящей рукой.

Имя святителя Ионы пытались использовать в своих интересах старообрядцы. В 1765 году у них возникла фантастическая идея посвятить епископа рукою мощей митрополита Ионы. При этом молитвы "за него" должен был читать ныне живущий священник. В жизнь этот замысел воплощен не был.

mob_info