Ирландия история страны. Питер Невилл Ирландия

ПРЕДИСЛОВИЕ

Как пишет Питер Невилл в своей подробной и увлекательной книге, древнее название Ирландии - Эриу. В переводе это значит «самая прекрасная женщина в мире». Как и других красивых женщин, Ирландию страстно желали, за нее боролись. Ею восхищались, презирали, подражали ей, добивались и яростно на нее нападали. Метафору усиливает не только загадочная и привлекательная сущность страны, но и то, что она является одной из самых плодовитых в мире: сыны и дочери Ирландии рассеяны по земному шару от Бостона до Мельбурна, от Ливерпуля до Торонто.

У Ирландии уникальное географическое положение: ни одна европейская страна не забралась так далеко на запад. Должно быть, ураганные ливни унесли ее в Атлантический океан, они же сделали Изумрудный остров таким зеленым. Для легионов императорского Рима Ирландия находилась чуть дальше, чем им того бы хотелось. В то время как другие народы Британских островов испытали на себе римскую власть, ирландцы такой участи избежали. Характерная кельтская культура острова, однако, не хранилась в изолированном коконе. Римляне на эту землю ступить не сумели, а вот викингам, норманнам и особенно англичанам это удалось.

Лейтмотивом истории Ирландии является напряжение, которое она испытывала, играя две противоречивые роли. С одной стороны, Ирландия была жертвой иностранной агрессии. Ее даже сделали немой участницей колониальной борьбы, когда протестантские колонисты на севере выступали в качестве противовеса католическому, потенциально мятежному большинству. Головная боль британской политики - проблема Ольстера, олицетворение кровавых эпизодов ирландской истории, в том числе вторжения Кромвеля в 1640-х годах и грабежей «черно-коричневых» в сравнительно недавние времена. Англосаксы и гэлы, протестанты и католики веками воевали друг с другом.

С другой стороны, Ирландия была активным и часто исполненным энтузиазма партнером в распространении английского языка и британского влияния во всем мире. Особенно после унии 1800 года, когда ирландцы - католики и протестанты - влились в британскую политическую, экономическую и имперскую жизнь. Ирландские члены парламента заседали и до сих пор заседают в палате общин, ирландские генералы командовали ирландскими подразделениями в эпоху завоевательных кампаний империи, подавляли свободу народов, с которыми потом ирландских националистов объединяли общие взгляды. Промышленная революция, голодные годы, массовая урбанизация Британии вынудили сотни тысяч ирландцев переплыть Ирландское море в поисках работы и лучшей жизни.

Оппозиция англосаксонскому доминированию никогда не исчезала, даже когда ирландцы нехотя признавали превосходство Англии на Британских островах и во всей империи. Движение сопротивления, в котором ныне осталась только ИРА, продолжалось долгие годы, и ирландцы - будь то дома, или в Соединенных Штатах, или в Австралии - использовали любую возможность для нанесения ущерба английским интересам. Отношение англичан менялось - от насилия к доброте, от толерантности к презрению, от восхищения к насмешке.

Наполненное событиями сложное прошлое ирландцев отлично представлено в этой живой и увлекательной книге. Ирландия - источник множества легенд, но ее история часто удивительнее, чем любая выдумка. Это страна поэтов, драматургов и романистов, но в то же время страна красноречивых политиков, знаменитых воинов и несгибаемых бунтовщиков. Ирландская республика стала неотъемлемой частью Европейского сообщества. Недавно ирландцы впервые избрали своим президентом женщину. Несмотря на капризы истории, Ирландия всегда была на редкость гостеприимной страной, и те, кто посещает ее, испытывают восторг.

Денис Джадд

ГЛАВА 1

От Тары до святого Патрика

География

Ирландия представляет собой западную оконечность группы островов, известной как Британские острова. Тем не менее ее отличают от Англии, Уэльса и Шотландии своеобразные характерные черты. С севера (Ольстер) до юго-запада (дикое побережье графства Керри) страна растянулась на 350 миль, а с северо-запада до юго-востока - на 200 миль. Ирландию омывают большое море - Ирландское - и один из самых крупных мировых океанов - Атлантический.

Море оказывало на Ирландию определяющее влияние на протяжении всей ее истории. Ни одна точка острова не удалена от моря более чем на 100 миль.

В Ирландии умеренный климат: здесь не слишком жарко и не очень холодно, хотя юго-запад страны может похвастаться субтропической растительностью. Три горы поднялись выше 3000 футов, а вдоль побережья протянулся ряд низких горных хребтов. Пространство, заключенное в горные кольца, представляет собой низкую болотистую равнину с большими запасами торфа. Это - единственный природный ресурс острова. В отличие от Англии, Уэльса и Шотландии, здесь нет ни угля, ни железной руды, зато торфяные залежи - лучшие в Европе.

Эволюция древних торфяных залежей была долгим процессом. Начался он, когда территорию центральной Ирландии покинул ледник, оставивший после себя мелкие озера. Со временем озерная растительность увяла, переродилась и превратила старые озера в болота (наподобие Норфолкских) и торфяники. Некогда в Ирландии насчитывалось около 311 000 гектаров торфяников (столетиями там вырезали кубы торфа и использовали его в качестве топлива), но к 1985 году осталось только 54 000 акров. Торфяные болота исчезали с устрашающей скоростью. Их экономическая ценность очевидна в стране, не обладающей залежами угля. В 1921 году страна получила независимость, и торф стали использовать в качестве топлива для электростанций, построенных на самой большой реке Ирландии - Шеннон. Нескоро Ирландия осознала историческую и экологическую ценность торфяников. Оказалось, что торфяные болота центральной равнины являются не только огромным заповедником редких растений и птиц, они еще представляют собой и хранилище человеческих останков и артефактов с 9000 года до новой эры. Даже сейчас торфяной огонь, наряду с клевером, - символ Ирландии.

Современная Ирландия разделена на четыре провинции: Ольстер, Лейнстер, Коннахт и Манстер (Мунстер). В средневековый период упоминали о пятой провинции - Мит, или Мидленд, со временем она исчезла. Тем не менее названия сохранившихся провинций, как и многое другое в Ирландии, имеют древние корни. В далеком прошлом, согласно легенде, северная половина острова была известна как Leth Cuinn («Доля Конна», по имени мифического героя Конна), южная половина носила название Leth Moga (или «Доля Мага» в честь еще одного мифического героя по имени Маг Нуаду). Leth Cuinn превратилась в северные провинции Ольстер и Коннахт, a Leth Moga - в южные - Лейнстер и Манстер.

Политический раздел

После англо-бурской войны (1918-1921) Ирландия разделилась, при этом шесть северных графств (Арма, Антрим, Даун, Тирон, Ферманах и Лондондерри) остались частью Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии. Северную Ирландию часто называют Ольстером, но это неверно, потому что из девяти графств Ольстера три (Каван, Донегал и Монаган) стали частью независимой Ирландии. В Северной Ирландии, или «Шести графствах», две трети населения - протестанты (эту религию исповедуют 1,6 миллиона человек), а треть - католики.

Альтернативные названия страны - иногда Ирландию называют Галией или Эйре.

История

Занимает пять шестых ирландского острова, второго по величине острова Британских островов. В то время как ирландская национальная культура является относительно однородной по сравнению с многонациональными культурами других стран, ирландские люди признают некоторые незначительные и значительные культурные различия, которые являются исключительно традиционными именно для Ирландии, хотя она культура очень близка к британской.

В 1922 году , которая до некоторых пор частью Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, отделилась от Великобритании и стала называться Ирландским свободным государством (позже Ирландией), а кусочек Северной Ирландии так и остался в составе Соединенного Королевства Великобритании.

Северная Ирландия занимает одну шестую часть острова. Почти девяноста пять лет прошло с момента разделения Ирландии и Северной Ирландии, но этого времени хватило, чтобы культуры стран начали отличаться друг от друга. Несмотря на то, что они являются ближайшими соседями и имеют одинаковые корни, появились существенные различия в языке и в диалекте, в религии, в структуре правительства и в ведении политики, в спорте, музыке и деловой культуре.

42 процента населения Северной Ирландии по-прежнему считают себя ирландцами по национальности и этносу. Очень часто северные ирландцы указывают на сходство между своей национальной культуры и культурой Ирландии, это является одной из причин, почему Ирландия и Северная должны объединиться и представлять собой единое островное государство.

Большинство населения в Северной Ирландии, считающее себя коренными англичанами, они отождествляют себя с политическими сообществами и профсоюзными движениями Великобритании, поэтому не стремятся объединиться с Ирландией, а хотят сохранить свои традиционные связи с Великобританией.

В Ирландской независимой республике культурные различия признаются между городскими и сельскими районами (особенно между столицей Дублином и остальной частью страны), а также между региональными культурами, которые наиболее часто обсуждаются с точек зрения Запада, Юга, Мидлендса и Севера, которые традиционными ирландскими провинциями и называются Коннахт, Лейнстер и Ольстер.

В то время как подавляющее большинство ирландцев считают себя этническими ирландцами, некоторые ирландские граждане считают себя ирландцами британского происхождения, эту группу иногда называют «англо-ирландцами» или «Западными британцами». Другое важное культурное меньшинство ирландского происхождения – это своеобразные путешественники, которые исторически были странствующей этнической группой, известной своими ролями в неформальной экономике.

Представители этой группы были ремесленниками, торговцами и артистами. Есть также небольшие религиозные меньшинства (например, ирландские евреи) и просто этнические меньшинства (например, китайцы, индийцы и пакистанцы), которые сохранили многие аспекты культурной жизни со своими самобытными национальными культурами.

Становление нации

Нация, которая превратилась в ирландцев, была сформирована в течение двух тысячелетий в результате разнородных сил, как внутренних, так и внешних по отношению к острову. Хотя были несколько групп людей, живущих на острове в доисторические времена, но кельтские миграции первого тысячелетия до нашей эры принесли язык и многие аспекты гэльского общества, именно к этим моментам обращаются историки и политики, когда говорят о национальном возрождении. Христианство было введено в пятом веке нашей эры, и с самого начала ирландское христианство было связано с монашеством.

Ирландские монахи сделали многое для сохранения европейского христианского наследия до и во время Средневековья, и они проповедовали свою веру по всему континенту, прилагали усилия по созданию духовных санов, призывали людей служить их Богу и церкви.

С начала девятого века норвежцы провели исследования монастырей и поселений Ирландии, и к следующему столетию они создали свои собственные прибрежные сообщества и торговые центры. Традиционная ирландская политическая система, основанная на пяти провинциях (Мит, Коннахт, Лейнстер и Ольстера), включает в себя многих представителей норвежского происхождения, а также многие из нормандских захватчиков осели в Англии после 1169 года и укоренились там в течение следующих четырех столетий.

Англо-нормандские завоеватели забрали в свои владения большую часть острова, создали на этой земле феодализм и своеобразную структуру парламента. Появилось правительство и права людей, новая система приняла ирландский язык и обычаи, кроме того между нормандцами и ирландской элитой стали заключаться браки. К концу пятнадцатого века нормандские потомки полностью укоренились в Ирландии, свои поселения они предпочитали строить вокруг Дублина под контролем английских лордов.

В шестнадцатом веке Тюдоры стремились установить английский контроль над большей частью острова. Усилия Генриха VIII адаптировать католическую церковь в Ирландии положили начало многолетнему сотрудничество между ирландскими католиками и ирландскими националистами. Его дочь, Елизавета I, совершила английское завоевание острова.

В начале семнадцатого века английское правительство начало проводить политику колонизации, импортируя английских и шотландских иммигрантов, политику, что часто влекло за собой насильственное устранение родных ирландских традиций. Сегодняшний националистический конфликт в Северной Ирландией имеет свои исторические корни, когда новые английские протестанты и шотландские пресвитериане переехал в Ольстере.

Победа над Стюартами в конце семнадцатого века а к периоду протестантской активации, в котором гражданские права и права человека провозглашались на родном ирландском языке, подавляющее большинство населения в Ирландии были католиками, поэтому они были репрессированы. К концу восемнадцатого века культурные корни нации стали сильными. Но кроме всего прочего Ирландия впитала в себя некоторые традиции норвежцев и англичан. Однако, все новое, что пришло в страну, было неотделимо от католицизма.

Национальное единство Ирландии

Долгая история современных ирландских революций началась в 1798 году, когда католические и пресвитерианские лидеры под влиянием американской и французской революций, решили ввести на территории Ирландии национальное самоуправление. Они объединились, чтобы использовать силу, чтобы попытаться разорвать связь между Ирландией и Англией.

Это повлекло последующие восстания в 1803 году, 1848 году и 1867 году, однако разорвать связь с Англией так и не удалось. Ирландия вошла в состав Соединенного Королевства на основе Союза в 1801 году и находилась там до конца Первой мировой войны (1914-1918), когда ирландская война за независимость привела к компромиссному соглашению между ирландскими воюющими сторонами и британским правительством.

Протестанты Северной Ирландии хотели оставить Ольстер в составе Соединенного Королевства. Этот компромисс создал Ирландское Свободное Государство, в состав которого вошли двадцать шесть из тридцати двух районов в Ирландии. Остальные стали Северной Ирландией, но только часть Ирландии осталась в составе Соединенного Королевства, где большинство населения были протестантами и членами профсоюза.

Культурный национализм получил свой расцвет, когда за независимость Ирландии встало католическое освободительное движение в начале девятнадцатого века. Лидеры этого движения стремились достичь оживления ирландского языка, спорта, литературы, драматургии и поэзии, чтобы продемонстрировать культурные и исторические основы ирландской нации.

Это возрождение гэльской культуры стимулировало большую поддержку населения в создании идеи ирландской нации. Также в это время существовали группы, которые стремились различными способами выразить современный национализм.

Интеллектуальная жизнь Ирландии начала иметь большое влияние на Британских островах и за ее пределами, а в первую очередь среди ирландской диаспоры, которая была вынуждены бежать болезни, голода и смерти в период 1846-1849 годов, когда случился сильный неурожай картофеля, от которого очень зависело ирландское крестьянство. По разным оценкам в этот период голод привел к смерти примерно одного миллиона коренных жителей и двух миллионов эмигрантов.

К концу девятнадцатого века многие ирландские жители пришли к мирному соглашению с жителями Великобритании, но не все. Многие другие были преданы насильственному разрыву ирландских и британских связей. Тайные общества были предшественниками Ирландской республиканской армии (ИРА), вместе с общественными группами, такими как профсоюзные организации планировали еще одно восстание, которое состоялось на Пасху в Понедельник, 24 апрель 1916 года.

Оно отличалось беспощадностью, с которой Британское правительство пыталось его подавить. Это восстание привело к широкомасштабному разочарованию ирландского народа в перемирии с Англией. Ирландская война за независимость длилась в период с 1919-1921 года, а затем произошла ирландская гражданская война (1921-1923), которая закончилась созданием независимого государства.

Этнические отношения

Многие страны мира имеют в своем составе значительное количество ирландских этнических меньшинств, в том числе , и . В то время как многие из этих людей эмигрировали с середины до конца девятнадцатого века, многие другие являются потомками более поздних ирландских эмигрантов, а третьи родились в Ирландии и все равно отсюда уехали по каким-либо причинам.

Эти этнические общины определить в той или иной степени с ирландскую культуру, их отличают религия, танцы, музыка, одежда, пища и светские и религиозные праздники (наиболее известным из которых является день Святого Патрика, который празднуется в ирландских общинах по всему миру 17 марта).

В то время как ирландские иммигранты часто страдали от религиозной, этнической и расовой нетерпимости в девятнадцатом веке, их общины сегодня характеризуются устойчивостью их этнической самобытности и степени, в которой они укоренились и стали принимать отголоски других национальных культур.

Связи с родиной остаются сильными. Многие люди ирландского происхождения во всем мире принимают активное участие в поиске решения национального конфликта с Северной Ирландией.

Межнациональные отношения в Республике Ирландии относительно мирные, учитывая однородность национальной культуры, но ирландские путешественники часто становятся жертвами предрассудков.

В Северной Ирландии уровень этнического конфликта, который неразрывно связан с религией, национализмом и этническим единством, является высоким, он был причиной начала политического насилия в 1969 году. С 1994 года мир был шатким и прерывистым. Страстная пятница, в которую было заключено соглашение 1998 года, является самым последним аккордом в этой политической ситуации.

Изумрудная Ирландия, наполненная мифами о лепреконах и эльфах, всегда вызывала интерес у ученых и археологов. Ведь остров считается одним из тех мест, где люди поселились очень давно - за восемь тысяч лет до нашей эры. А площадь острова Ирландия составляет 84 тыс. кв. км, что позволяет ему занимать третью строку в списке К тому же до сих пор археологи не сумели раскрыть предназначение мегалитических сооружений и дольменов, которые в большом количестве встречаются на территории страны. Невероятно, но до сих пор площадь Ирландии все еще не исследована полностью, а это значит, что история этих удивительных земель может пополниться интересными фактами.

Первые жители Ирландии

Ученые считают, что первое пришло сюда сразу после окончания Ледникового периода, когда климат позволил комфортно чувствовать себя на этих землях. Довольно быстро была заселена вся площадь Ирландии, а местные жители якобы принялись строить различные До сих пор неизвестно, зачем древние ирландцы возводили эти странные строения. Но, к примеру, дольмены считаются погребальными памятниками. Хотя некоторые ученые утверждают, что они имеют сакральное значение, и с их помощью островное население связывалось с духами. Кстати, в одном из мегалитических строений археологи нашли самую древнюю каменную карту звездного неба, на которой очень подробно была изображена Луна и ее рельеф.

Ирландия в дохристианскую эпоху

Приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры на острове высадились племена кельтов. Они начали миграцию из Восточной Европы и постепенно расселились не только на материке, но и на близлежащих островах. Вся площадь Ирландии была освоена кельтами очень быстро, они пользовались железным оружием, отличались воинственностью и страстью к военным походам. Часть местного населения они уничтожили, а остальные островитяне постепенно слились с кельтами в одну нацию. Стоит отметить, что завоевание острова очень хорошо сказалось на его культуре и развитии. Кельты принесли с собой новые технологии, язык, письменность и религию. Практически все ирландские мифы являются некоторой интерпретацией кельтской истории и поверий.

Именно с кельтами связаны племена друидов, которые оставили глубокий след в культуре многих европейских народов. Некоторые историки утверждают, что именно друиды принесли в Ирландию свои обширные знания и обучали детей местных жителей своей культуре и религии. До сих пор большая часть легенд рассказывает о мудрых и справедливых волшебниках, которые помогли ирландцам развить земледелие и щедро делились глубокими познаниями в космологии, сельском хозяйстве и целительстве.

Христианизация Ирландии

Приблизительно в начале пятого века в Ирландию стали попадать первые миссионеры, пытающиеся обратить местное население в христианство. Стоит отметить, что кроме святого Патрика, который считается самым главным ирландским святым, свой вклад в христианизацию острова внесли и другие служители церкви - святой Колумб, к примеру, или святой Кевин. Но официальным крестителем Ирландии все же признан святой Патрик, рожденный в Британии и более пяти лет проведший в ирландском рабстве.

Так как площадь Ирландии достаточно велика, а население многочисленно, то христианизация проходила в несколько этапов в течение нескольких веков, обретая в процессе свои характерные черты. Для Ирландии не было характерно уничтожение язычников и насаждение новой веры. Миссионеры постепенно убеждали местное население, строили монастыри и активно просвещали ирландцев. Это привело к тому, что в период культурного упадка Европы Ирландия стала процветающей страной, где христианство не ограничивало население, а наоборот - поддерживало его. Монахи вносили свой вклад в развитие письменности, создавали неповторимые иллюстрации к церковным сюжетам и потрясающие скульптуры. Многие археологи и историки называют 5-6-й века "золотым веком" Ирландии.

Набеги викингов

Ирландия (площадь, территории и благоприятный климат способствовали тому) постоянно привлекала к себе вниманий соседей. В 8-9-м веках ирландцы стали подвергаться постоянным набегам викингов.

Они разоряли поселения и монастыри, многие из которых были разрушены до основания. Чтобы усилить свое влияние, викинги начали основывать свои города и постепенно ассимилировались среди коренных жителей острова. Приблизительно в 988 году был основан город Дублин, который стал играть очень важную роль в развитии острова. Параллельно викинги закладывали портовые города, которые имели для их образа жизни огромное значение. Постепенно на острове начали восстанавливаться монастыри, и завоеватели перестали относиться к монахам с недоверием. Они научились мирно сосуществовать.

Ирландцы не раз пытались остановить вторжение викингов, но лишь в начале 11-го века Бриан Бору (верховный король) сумел разгромить армию завоевателей.

Установление власти англичан

Обширная площадь Ирландии (в кв. км - 84 тыс.) не могла рано или поздно не привлечь внимания англичан. С 11-го века они начали подбираться к крупным ирландским городам, постепенно завоевывая их. С начала 12-го века король Генрих II объявил себя лордом Ирландии и установил свою власть над некоторой частью острова. Англо-норманнские лорды тоже не преминули получить большой кусок ирландской земли и начали собирать ее под своей властью.

К началу 17-го века англичане уже прочно обосновались на острове и уверенно устанавливали свои порядки. Постепенно вытеснялся традиции и обычаи. Но в данный период времени эта тенденция еще не приобрела массовый характер, поэтому ирландцы терпеливо сносили порядки новой власти.

Удивительно, но разделение населения на старое и новое очень четко проявилось в 17-м веке. Исконные ирландцы и первые английские католики составляли основу этого общества, но именно они и стали изгоями. Переселенцы-англичане, относящие себя к новой власти, сторонились местного населения, которое с каждым годом становилось все беднее.

Притеснение ирландцев: развитие страны под руководством англичан

Англичане, являющиеся в своем большинстве протестантами, активно притесняли католиков, которыми были практически все ирландцы. К 17-му веку это приняло поистине чудовищные формы. Католикам запрещалось покупать земли, иметь свои церкви, получать высшее образование и говорить на своем языке. В стране начались восстания, которые вылились в долгий межрелигиозный конфликт, приведший к разделению страны.

К концу 18-го века у католиков осталось не более пяти процентов земель, а культура сохранилась только благодаря усилиям подпольных обществ, которые собирались по выходным дням и проводили обучающие уроки для подрастающего поколения.

В первой четверти 19-го века наметилось потепление в отношениях между Ирландией и Великобританией. Оно стало возможным благодаря деятельности Даниела О"Коннелла, который убедил английский парламент принять несколько законов, облегчающих жизнь ирландских католиков. Этот патриот с большим энтузиазмом отстаивал права своих сограждан и стремился воссоздать ирландский парламент, который позволил бы жителям острова самим влиять на политику страны.

Предпосылки войны за независимость

Возможно, история Ирландии пошла бы по иному пути, но в середине 19-го века в стране три года подряд был неурожай картофеля, который являлся основным источником питания ирландцев. Население начало голодать, но по законам, установленным англичанами, они должны были экспортировать в другие страны зерно. С каждым годом население Ирландии уменьшалось, в надежде на лучшую жизнь островитяне начали эмигрировать из страны. Большая часть из них осела в США, некоторые попытали счастья в Англии. За небольшой период времени Ирландию покинуло около двух миллионов семей.

В конце 19-го века ирландцы все настойчивее стали добиваться самоуправления. Но именно тогда отчетливо проявились религиозные различия между населением страны - северная часть Ирландии была представлена протестантами, тогда как основное население так и оставались католиками. Протестанты выступали против самоуправления, что вызывало рост напряженности в стране.

Несмотря на то что англичане согласились на некоторые послабления для ирландцев и подписали документ о самоуправлении, Ирландия так и оставалась под тотальным контролем Британии. Это очень беспокоило сторонников отделения от короны, и 24 апреля 1916 года в Дублине было поднято восстание, продолжавшееся шесть дней. По его окончании практически все лидеры движения были казнены, что вызвало подъем революционного движения в Ирландии. В 1919 году было объявлено о создании ирландского парламента и независимой республики.

Остров Ирландия: площадь, территории сегодня

Стремление ирландцев к независимости привело к военным действиям с англичанами, которые длились с 1919 по 1921 год. В итоге повстанцы добились желаемого и стали абсолютно независимы от Британии, но ценой свободы стал раскол страны и общества.

В итоге на карте образовалось два государства - Ирландское свободное государство и Северная Ирландия. Причем большая часть острова принадлежит именно Ирландскому свободному государству, северяне занимают всего лишь одну шестую территории острова.

Какая площадь Ирландии (республики): краткая характеристика

С момента объявления независимости приняла в свой состав 26 графств, и площадь страны составляет 70 тыс. кв. км. Это самое большое государство на острове.

До 80-х годов прошлого века страна испытывала серьезные экономические трудности, население продолжало уезжать из республики, а найти работу в Ирландии было крайне сложно. Но вот уже более 20 лет, как ситуация стабилизировалась. Экономика переживает стабильный рост, а уехавшая когда-то молодежь снова потянулась на родину. По последним данным, в Ирландию вернулось уже более 50 процентов переселенцев. А это свидетельствует о том, что впереди страну ждут только позитивные изменения.

Северная Ирландия: описание и особенности

Если рассматривать общую Ирландии там выделено не такое уж важное место (240.5 тыс. кв. км и 84 тыс. кв. км соответственно). Но жители северной части острова были крайне довольны сложившимся положением вещей в 1920 году.

Площадь Северной Ирландии составляет чуть более 14 кв. км, в состав страны вошло всего лишь 6 графств. Стоит отметить, что вплоть до 1998 года в Северной Ирландии продолжались конфликты между католиками и протестантами. Довольно часто они сопровождались вооруженными столкновениями, и Великобритания не единожды вводила свои войска на территорию страны, чтобы урегулировать конфликты.

Почти за 30 лет на религиозной почве погибло свыше трех тысяч человек. Лишь в начале 21-го века в стране наступило мирное время, враждующие стороны примирились и сумели договориться о сотрудничестве. В последние годы часть выступает за воссоединение с республикой и возвращение к единому государству на территории острова. Но данное предложение поддерживают далеко не все в парламенте страны, что, возможно, послужит поводом к очередному затяжному конфликту в будущем.

Заключение

Ирландия за всю свою историю пережила немало тяжелых моментов и кровавых вооруженных конфликтов, тем не менее дух народа остался непокоренным ни одними из завоевателей. Ведь в каждом ирландце течет кровь кельтских воинов, умевших отстаивать свою свободу и традиции.

Ирландские племена.

Поскольку Ирландия лежит на окраине европейского мира, некоторые из волн, проходивших по континенту, не достигали его отдаленных границ. На ирландской земле не найдено никаких ископаемых остатков видов, которые бы предшествовали человеку разумному. С другой стороны, средиземноморский тип Homo sapiens не только породил высокоразвитую неолитическую культуру, но и оставался господствующим на острове в течение всего бронзового века (ок. 1800 до н.э. – ок. 350 до н.э.). Какие бы дополнительные влияния на состав этого населения ни происходили на протяжении этого долгого периода, вряд ли завоевания кельтоязычных племен имели место ранее 4 в. до н.э. Неясно, имело ли место до начала христианской эры сколько-нибудь широкое нашествие кельто-германских племен, с которыми столкнулся на континенте Юлий Цезарь. В любом случае именно кельты (гаэлы) вторглись в Ирландию как завоеватели, принесли гаэльский язык и культуру железного века. Прежнее население все еще существовало практически во всех частях острова и сохраняло свой строй и обычаи еще долгое время после того, как начинается писаная история Ирландии. Живучесть древних ирландцев периода до вторжения объясняет больший удельный вес докельтского населения в общем составе современной Ирландии, чем где-либо еще в Великобритании, за исключением Уэльса.

Брегонские законы.

Этот свод законов и судебная система явно имеют весьма древнее происхождение. Некоторые центральные его элементы, возможно, принадлежат докельтскому периоду, поскольку характеризуются чертами, которых нет у древних кельтов. Общественная жизнь населения, если судить по этим законам, уже носила сложный и иерархический характер. Самой мелкой экономической, а также политической и социальной единицей являлся клан. Вся земля находилась в общем владении клана, который отдавал участки земли в собственность тем, кто являлся полноправным и свободным членом родового сообщества. Статус тех, кто входил в клан, но не вполне принадлежал роду, имел свои градации. На дне иерархии находились бродяги и рабы. Количество земли, выделявшееся полноправным членам клана, зависело от значимости функций, которые ими выполнялись. Клан выбирал вождя, который отвечал за распределение и перераспределение земли. Со временем вождь, как и следовало ожидать, начинал рассматривать землю как свою собственность и наделял членов клана только правом распоряжения землей. Однако на всем протяжении языческого периода регулярно собиравшиеся сходы кланов осуществляли высшую власть в рамках родовых союзов. Время от времени земля клана перераспределялась, однако если тот иной участок в течение долгого времени оставался в распоряжении семьи, стоявшей у власти из поколения в поколение, его начинали рассматривать как собственность, а не просто как временное владение. При этом количество земли указывало на положение семьи внутри клана, а количество принадлежавшего ей скота определяло, насколько она богата. Значительная часть брегонских законов затрагивает права собственности. Переход собственности из одних рук в другие обставлялся сложнейшими процедурами в зависимости от того, происходила ли передача земельной или личной собственности добровольно или в силу закона. Эти процедуры варьировали также в зависимости от положения участвовавших в деле лиц. Прежде чем истец мог вступить во владение собственностью, ранее принадлежавшей превосходившему его по рангу лицу, он должен был пройти через период воздержания от пищи. Если в течение этого времени истец умирал, ответчика могли обвинить в убийстве. Не существовало четкой грани между гражданским и уголовным правом. Если речь шла о преступлении, потерпевшая сторона или ближайшие родственники потерпевшего должны были обеспечить предъявление обвинения и само наказание, однако в этом им помогали все члены сообщества. Существенно важную роль в судебном процессе играли брегоны (судьи), существовавшие по крайней мере с начала христианской эры. Брегон был профессиональным толкователем законов и за плату, пусть и не официальную, выносил решения в делах, которые под них подпадали.

Ирландские королевства.

Прослеживаются и более широкие, чем кланы, политические объединения. Первым союзом в рамках всего острова была, по-видимому, Пентархия, или пять королевств (туатов) (традиционных «пяти пятых Ирландии»), скорее всего уже существовавших на заре христианской эры. В результате постоянной борьбы различных династий к 400 н.э. возникло семь независимых королевств, которые существовали, с небольшими изменениями, вплоть до конца гаэльского периода в начале 17 в. Важнейшей на юге была территория, которой владела династия Кашелов, а на севере – территория династии Тара. С последней были тесно связаны три других государства, короли (риаги) которых происходили из этой династии; все вместе они образовывали конфедерацию, главенство в которой давало главному королю четырех государств титул верховного короля (ард-риага) всей Ирландии. Именно объединенные силы этих королей нападали на римлян в Британии и на континенте в 4 в.; в ходе одного из таких разбойничьих нападений был взят в плен св. Патрик, которому суждено было обратить Ирландию в христианскую веру. Тем не менее в каждом из ирландских королевств непосредственная власть короля распространялась только на членов его собственного клана; власть над подчиненными кланами выражалась только в уплате ими дани.

Возникновение Ирландской церкви.

В начале 5 в. большая часть населения продолжала поклоняться богам друидов. В стране находились и немногочисленные христиане, и в заботе о них папа Целестин I послал в 431 в Ирландию римлянина Палладия в качестве епископа. После смерти последнего в следующем году аналогичная миссия была поручена св. Патрику, который в течение следующих 30 лет обратил почти весь ирландский народ в христианство и основал Ирландскую церковь с архиепископским престолом в Арма. Национальная церковь, хотя и служила дальнейшему объединению страны, развивалась прежде всего в рамках кланов и монастырей. Каждый клан имел свой клир, который жил в монастыре во главе с аббатом. Часто прямой наследник клана становился аббатом, а многие аббаты посвящались в епископы, что снижало влияние внемонастырских епископов. Хотя Ирландская церковь отличалась в течение какого-то периода от Римской в вопросе о дне празднования пасхи и тонзуре, в 7 в. она все же приняла латинскую форму в 7 в.; в вопросах же вероучения между церквями никогда не существовало разногласий. Самым замечательным результатом обращения Ирландии в христианство было широкое распространение религии и образованности по всей стране благодаря деятельности монастырей. Интеллектуально Ирландская церковь пополнялась теологами с континента, спасавшимися от варварских вторжений, однако ключевые фигуры христианского просвещения были ирландцами. Вплоть до конца 8 в. Ирландия была одним из главных центров христианской образованности. Монастырские школы не только способствовали развитию культуры в стране и обучали студентов из других стран, но и посылали монахов с миссиями в Шотландию, Англию и на континент. Выдающимися в этом отношении монахами были святые Колумба и Колумбан. В 563 св. Колумба основал близ побережья Шотландии монастырь Ионы, ставший центром христианства на севере Британии. Еще более важными были деяния св. Колумбана, основателя монастыря Люксей (Luxeuil) в Бургундии (590) и монастыря Боббио в северной Италии (613). От монастыря Люксей произошло не менее 60 других монастырей. В эти центры приходили будущие священники из Ирландии, отсюда в теченеие последующих 500 лет расходились миссионеры в страны Западной Европы.

Викинги.

В сравнении с остальной Европой южная Ирландия жила в мире в течение периода от прихода св. Патрика до конца 8 в.; однако на севере шла постоянная борьба между королевствами и внутри самих королевств. Хотя существовала практически нерушимая линия наследования верховных королей, никто не был способен установить единую власть на всем острове. Начиная с 795 появился еще один фактор разлада – викинги, от которых Ирландия страдала в течение более чем двух столетий. К 850 датчане, как называли викингов ирландцы, захватили Дублин, Уотерфорд и Лимерик, которые превратили в центры торговли и опорные пункты для набегов на другие районы страны. Столетие спустя, когда некоторые из потомков завоевателей приняли христианство и были ассимилированы ирландцами, на страну обрушилось самое страшное нашествие «датчан». Вызов принял Бриан Бороиме, который возвысился на юге и в 1002 стал ард-риагом. Армия юга напала на армию севера в Дублине и разбила ее в сражении при Клонтарфе 1014. Сам Бриан был убит, однако эта победа ознаменовала конец эпохи разбойничьих рейдов викингов на всей территории Британских островов.

Национальная консолидация.

Кроме того, Бриану удалось зажечь в ирландцах, уже обладавших чувством национального культурного единства, стремление к политическому объединению. В течение полутораста лет между его смертью и вторжением англо-нормандских завоевателей (1169) шел процесс освобождения подчиненных кланов от власти старых «местных» королей (исключение составлял Коннахт); появился подлинно национальный король – Рори О"Коннор, который обосновался в Дублине. В Ирландской церкви проходили аналогичные процессы. Период завоеваний викингов привел к деморализации в ирландской церкви в результате опустошений, чинившихся как завоевателями, так и местными королями. Кроме того, епископы в занятых датчанами Дублине, Уотерфорде и Лимерике считали церковным начальством не архиепископа в Арма, а архиепископа Кентерберийского. После основания обителей новыми орденами с континента, особенно цистерцианцами, началось настоящее возрождение религиозной жизни. Замена старых клановых епископов священниками местных епархий, признававших верховенство престола в Арма, и образование четырех церковных митрополий (1152) привели к возникновению по-настоящему сильной национальной церкви, включившей гаэльское и нормандское население и независимой от любой внешней власти, за исключением папской. Параллельно событиям в политической области происходило развитие торговли с другими странами; церковная реформа привела также к возрождению наук и образованности.

Территории Ирландии долгое время оставались необитаемыми из-за не желавшего покидать эти места ледника. Во II столетии до нашей эры здесь обосновались кельты, которые хоть формально и не являлись первопроходцами в освоении острова, зато оставили после себя внушительное культурное наследие.

В V веке вместе со Святым Патриком на ирландские земли пришло христианство. До конца вытеснить с острова фэйри и лепреконов, новой религии, правда, не удалось, но заставить население пересмотреть отношение к языческим идеалам вполне получилось. Внесли свою лепту в ирландскую культуру и викинги, которые с X столетия регулярно отмечались на этих территориях. Именно они основали несколько портовых городов, в числе которых Дублин и Лимерик .

Спустя 200 лет после скандинавского нашествия Ирландия погрязла в череде междоусобных конфликтов, чем не замедлила воспользоваться Англия. Под видом поддержки одного из местных вождей войска Генриха II вторглись на остров и отвоевали себе его восточную часть. В дальнейшем между Великобританией и Эрином установилось открытое противостояние. В разные эпохи с английским притеснением боролись ирландский король Роберт Брюс, потомственный аристократ Томас Фицджеральд, граф Тиронский и другие представители элиты.

Во время гражданской войны в Англии Ирландия в очередной раз попыталась восстановить собственную независимость, за что жестоко поплатилась. Заявившиеся на остров войска Кромвеля вырезали всех несогласных с политическим режимом, предоставив возможность выжившим спасаться бегством.

Невзирая на отчаянную борьбу ирландских католиков с британской колонизацией, в 1801 году «родина риверданса» официально стала частью Туманного Альбиона. А в середине XIX столетия неурожаи и жесткие аграрные реформы со стороны английского правительства спровоцировали в Ирландии массовый голод, в результате которого часть населения умерла, а часть эмигрировала в более «хлебные» страны.

Получить долгожданную независимость Изумрудному острову удалось в 1921 году, после ряда вооруженных конфликтов с британскими войсками. Однако этого ирландским властям показалось мало, и в 1949 году государство покинуло Содружество наций, полностью отказавшись от английского влияния, а в 1973 г. вступило в Евросоюз.

Население, религия, языковой барьер

Стереотипные клише, изображающие ирландца гостеприимным, немного безответственным, но чрезвычайно любопытным и слегка презирающим англичан патриотом, отчасти соответствуют действительности. Обычно, при упоминании потомков кельтов, внимание акцентируется на их задиристости. На самом деле ирландцы не агрессивнее других народов, но чувство непостоянства свойственно не только местному климату, но и настроению уроженцев Изумрудного острова. Отсюда – и любовь к жарким спорам, и своеобразный юмор (часто черный). Кстати, особенности национального характера как нельзя лучше описывают кельтские саги, герои которых могут воевать за ничтожнейшие вещи, в частности, за лучший кусок жаркого («Повесть о свинье Мак Дато»).

Сегодня Ирландия – вполне светское государство. Однако до середины 50-х зеленый Эрин считался едва ли не самой религиозной страной в мире, и подтверждение тому – постоянные распри между католиками и протестантами, принявшими учение Английской церкви. Причем последние стычки между фанатами веры происходили не в Средневековье, а в XX веке, в эпоху хиппи и сексуальной революции.

Как истинные патриоты, веками боровшиеся за независимость, ирландцы восторженно относятся к собственному языку. Ирландский гэльский изучается в школах, на него переводят зарубежные фильмы и литературу, его же с недавнего времени можно увидеть на вывесках и дорожных указателях. Тем не менее, если попробуете общаться с населением острова на английском, получите внятный ответ на слегка искаженном, но все-таки языке Шекспира.

Достопримечательности и развлечения

Ирландия – страна с эпическими, медитативными пейзажами, сохранившимися в том же виде, что и во времена Свифта и Уайльда (оба литератора родились в «краю трилистника»). Неудивительно, что ирландские локации чаще других мелькают в «Игре престолов» и как минимум в паре эпизодов «Звездных войн».

Разбросанные по острову замки и приходящие в упадок аббатства, разоренные фермерские усадьбы, места космической силы, унаследованные ирландцами от кельтских предков, впечатляют не меньше, чем инфернальные клифы скал Мохер , на которых щелкают свои экстремальные селфи тревел-блогеры. Так что, если хотите глубже проникнуть в историю непокоренного Эрина, купите резиновые сапоги и непромокаемый плащ и готовьтесь как следует поездить и походить по ирландским графствам – настоящие «жемчужины» архитектуры предпочитают держаться в стороне от шумных городов.

Побродите по каменным дорожкам и прикоснитесь к стенам мегалитического комплекса Ньюгрейндж , считающегося ирландским «ответом» распиаренному Стоунхенджу . Несмотря на то, что культовые сооружения не являются точными копиями друг на друга, возраст у них примерно одинаковый, как и царящая в этих районах потусторонняя атмосфера.

Самые истоптанные европейскими туристами маршруты – так называемые «кольца». Например, прославленное Кольцо Керри, путешествуя по которому можно насмотреться горно-озерных пейзажей на годы вперед. Или чуть менее разрекламированный, но такой же закольцованный маршрут на полуострове Бера, опоясывающий атлантическое побережье с его уютными деревушками и местами действия кельтских саг. Самым амбициозным и неутомимым рекомендуется проехаться по Дикому атлантическому пути – путешествие долгое и непростое, зато предоставляющее возможность изучить рельеф и природу острова «от и до».

Поездка в графство Антрим – это маленькое погружение в мир кельтских мифов, поскольку именно в его черте находится Дорога гигантов. Комплекс террас с исполинскими ступенями из базальта, вдохновивший Свифта на написание «Путешествий Гулливера», является полностью природным образованием, хотя поверить в нерукотворное происхождение объекта поначалу сложно.

Отличный тест на проверку выдержки и вестибулярного аппарата – прогулка по подвесному мосту Каррик-а-Рид: конструкция прочная, но менее экстремальным от этого променад не становится. Туры к соседним островам тоже неплохая смена декораций для случаев, когда локации главного острова уже исхожены. На Скеллиг-Майкле гостей ждут мрачные развалины старинной обители, на Гарнише – чудеса ландшафтного дизайна, появившиеся здесь, когда кусочек суши был частной собственностью, на Аранских островах – останки древних фортификаций, на Ахилле – фотогеничные пляжи и замок Карриккильдавне.

Сделайте это в Ирландии!

  • Сфотографируйтесь у памятника героине песенки «Молли Малоун», заучив наизусть этот обожаемый ирландскими футбольными фанатами хит.
  • Прокутите половину бюджета путешествия в клубах дублинского района Темпл-Бар.
  • Съездите в Голуэй – самый пиратский и кельтский из городов Ирландии, где вас научат эталонному гэльскому произношению.
  • Привыкните говорить «пуб» вместо «паб» – ирландцам это очень нравится.
  • Купите вампирскую маску и отметьтесь на фестивале Брэма Стокера либо загляните в местечко Кросс Хейвен, где каждый август устраивается фееричный рыжий фест, собирающий тысячи веснушчатых участников.
  • Купите билет на паром до острова Ратлин, чтобы понаблюдать за пестрыми колониями тупиков.
  • Проберитесь в Северную Ирландию и отыщите мистическую буковую аллею Дарк Хеджес. Да-да, ту самую, по которой убегала Арья Старк.

Все достопримечательности Ирландии

Архитектура Ирландии

После того как Святой Патрик обратил Ирландию в католичество, местным жителям пришлось разрываться между любовью ко всему мистическому и верностью церкви. Чтобы было понятнее, насколько это у них получалось: все языческие предания и саги записаны и дополнены «фактами» ирландскими монахами. Христианскую религию, правда, тоже не обделяли, возводя «во славу божию» многочисленные обители и храмы.

Ирландская кухня

У ирландцев никогда не было славянских корней, но картофель здесь уважают не меньше, чем где-нибудь в Беларуси . Второй, необходимый для полноценной трапезы продукт, – это мясо, что в общем-то понятно. В стране с таким неустойчивым климатом лишний белок и калории не помешают. В последнее время все больше ирландцев питается вне домашних стен, что обусловлено приемлемыми ценами на стрит-фуд и меню в местных пабах (не относится к туристическим местам).

Чтобы составить собственное мнение об уровне мастерства ирландских шефов, обязательно закажите и попробуйте колбасные пудинги (черный и белый), пастуший пирог, картофельные блинчики боксти, любимое блюдо Джонатана Свифта – коддл, ирландское рагу, баранину стью и рыбную похлебку. Кстати, привычное каждому россиянину картофельное пюре тут тоже готовят по-особенному, поэтому, если заказали в местных харчевнях чамп или колканнон, готовьтесь увидеть не совсем то, к чему привыкли.

Не стоит думать, что ирландцы фанатично пропагандируют национальные кулинарные традиции – в городах несложно найти заведения со средиземноморской и даже азиатской кухней. А вот к продуктам на столе здесь особое отношение – употреблять в пищу надлежит только самое лучшее, то есть выращенное местными фермерами. Об этом «пунктике» потомков кельтов легко догадаться, переступив порог любого супермаркета. Надпись «айриш» на упаковке продукта будет бросаться в глаза своей яркостью и размерами.

С алкоголем у ирландцев взаимная любовь, недаром лучшим другом и врачом на Изумрудном острове считается не кто-нибудь, а бармен. Помимо знаменитых на весь мир виски «Бушмилс» и «Талламор Дью», а также пива «Гиннесс», тут можно выпить эля, сидра и вкуснейших ликеров, начиная с десертного «Бейлиза» и заканчивая премиальным «Айриш Мистом», который делается по средневековым рецептам из верескового меда. Туристам, опасающимся не выдержать проверку чистым виски и крепкими настойками, стоит остановиться на кофе по-ирландски. Алкоголя в нем поменьше, а вкус потрясающий.

Где остановиться

Туристы хвалят отели Ирландии за достойный сервис и соответствие высоким европейским стандартам, при этом отмечая, что стоимость проживания в них зачастую даже выше, чем в английских гостиницах. Любителям оптимального сочетания базового комфорта и экономии рекомендуется присмотреться к гестхаусам, которые имеются как в Дублине , так и в сельской глубинке. Обычно это недорогие семейные гостиницы типа bed and breakfast, владельцы которых приветливы по отношению к постояльцам и не экономят на обильных и вкусных завтраках. Более того, часть таких пристанищ располагается в исторических постройках – бывших постоялых дворах и трактирах, а также имеет собственный паб, где можно продегустировать основные ирландские деликатесы.

Если счет банковской карты позволяет, в Ирландии можно расслабиться в стиле Тюдоров, арендовав апартаменты в замке или башне. Такие возможности предоставляют Эшфорд, Барберстоун, Клонтарф и другие замковые комплексы. Приверженцам экожилья будет комфортно на ирландских фермах и в сельских коттеджах, хозяева которых обязуются потчевать постояльцев собственноручно выращенными продуктами «без химии». Обставленные мебелью амбары, домики на деревьях и переоборудованные в спальни бывшие церковные помещения – варианты из разряда «необычно и за умеренную плату».

Местные хостелы тоже не стоит сбрасывать со счетов, тем более что среди них попадаются не просто комфортные, а иногда и очень интересные в концептуальном отношении варианты. Например, расположенные на территории национальных парков (Letterfrack Lodge), с собственным садиком (Aras Owen) или даже животноводческой фермой (Valley Lodge Farm).

Стоимость жилья напрямую связана с его местоположением относительно «достопримечательных» маршрутов. Например, номер в дублинской «трешке» – это порядка 100-150 EUR за ночь. В Клифдене аналогичный вариант обойдется от 85 EUR, в Лимерике – от 60 EUR. Расценки на пребывание в отелях типа «постель и завтрак» стартуют от 55 EUR и заканчиваются в районе 90 EUR за ночь. Отдельный двухместный номер в хостеле – это ориентировочно 40-60 EUR, кровать в общей спальне – 14-18 EUR.

Важный нюанс: рождественские праздники, День Святого Патрика, Пасха, Самайн – все национальные торжества ирландские отельеры воспринимают как повод завысить цены, поэтому отправляясь ловить лепреконов в канун очередного фестиваля, готовьтесь бронировать места по не самой приятной стоимости.

Сотовая связь и интернет

Основные операторы сотовой связи в Ирландии – Vodafone, Three, Air (бывший Meteor). Наиболее привлекательные расценки у Air. Но если цель вашего путешествия – туры по кольцевым маршрутам с заездом в отдаленные селения, лучше остановить выбор на Vodafone. У него самая обширная зона покрытия, причем как 2, так 3 и 4G. Приобрести нужную сим-карту можно онлайн, на официальных сайтах операторов или в офисах продаж. Причем для путешественников всегда полно предоплатных тарифов, для оформления которых паспорт не требуется.

Альтернатива мобильному – телефоны-автоматы. Искать их проще на вокзалах, хотя и на столичных улицах объемистые «коробки с кнопками» пока попадаются. Оплачивать разговоры в автоматах экономичнее специальной картой, продающейся в газетных киосках и минимаркетах. Wi-Fi в Ирландии есть в любой гостинице (обычно включен в общую стоимость проживания) и пабе, а в столице предостаточно бесплатных точек доступа, включая междугородние автобусы.

Деньги

В 2002 году ирландский фунт официально прекратил свое существование и был заменен на евро. В идеале покорять зеленый Эрин лучше с кредиткой международных платежных систем, обналичить средства с которой можно в любом банкомате. Привезти с собой запас наличных в евро тоже разумный вариант, потому что любую валюту, кроме долларов, в ирландских банках принимают без особого восторга. Кстати, об американских деньгах: в некоторых обменниках у туриста могут не взять 100-долларовые купюры, и переубедить сотрудников не получится.

Если все-таки возникла необходимость конвертации иностранной валюты, имейте в виду, что самые невыгодные курсы будут предложены обменниками отелей и аэропорта Дублина ; более приемлемые – банками. Вообще в городах можно полностью положиться на кредитку – расплатиться ей в пабе, гостинице и на заправке не составит труда.

Шопинг

В Ирландии можно купить невероятное количество аутентичных сувениров. Если позволяют возможности, начните с самых дорогих – например, с кладдахских колец, в которых перещеголяло процентов девяносто ирландских невест. Чуть дешевле обойдется бижутерия в кельтском стиле – браслеты, подвески, серьги. Не очень бюджетно, зато натурально и экологично – это об аранских свитерах и ирландских шерстяных пледах, которые меньше чем за 100 ЕUR не купишь. Уотерфордский хрусталь и ирландское кружево – презенты, рассчитанные на утонченных эстетов, поэтому цены на подобную красоту соответствующие.

Отличный вариант для шествующих с песней по жизни – национальные инструменты, начиная от волынки и заканчивая барабаном боуран (упражняться лучше по приезде домой, ирландцы ваши музыкальные экзерсисы вряд ли оценят). Обязательно сделайте запас сувениров с трилистниками и лепреконами, ну или, если не хочется заморачиваться, накупите печенья и леденцов с изображениями этих ирландских «визиток».

«Бейлиз», виски, джин и пиво тоже можно прихватить с собой, как и коробочку конфет «Батлерс», а также пару пакетов с вкуснейшими чипсами из местного картофеля. В качестве гастрономических диковинок подойдут пивной пирог, мед и варенье с виски, соусы к мясу на основе пива.

Самые соблазнительные сейлы в Ирландии приходятся на январь и июль. Так что если оказались на Изумрудном острове в эти месяцы, посетите дублинский аутлет Kildare Village, моллы Powerscourt Centre, Stephen’s Green (Дублин), William, Middle (Голуэй), SkyCourt Shopping Centre (Шеннон). Традиционный график работы торговых центров: с 9:00 до 18:00. Дольше открыты только небольшие частные лавочки и супермаркеты. В последние, кстати, можно заглянуть и в воскресенье, правда, только в промежутке с 12:00 до 18:00.

Воспользоваться системой Tax free в Ирландии реально, причем процесс возврата НДС своеобразный. Так, например, при совершении покупки в магазинах, поддерживаемых системой FexCo, вместо стандартного такс-фри чека клиенту выдается красная пластиковая карта, на которой уже зафиксирована покупка. В дальнейшем с ней можно ходить по другим торговым точкам с наклейкой FexCo, «накапливая» на виртуальный счет новые приобретения.

Следующий этап – регистрация карты, без которой вернуть НДС не получится. Проще всего осуществить регистрацию через интернет, но если такой способ недоступен, есть смысл обратиться и в офисы компании. Получить причитающийся такс-фри можно в аэропорту Дублина , обратившись на любую стойку FexCo (приготовьте паспорт и кредитку). Альтернатива стойкам – аппараты самообслуживания. В них необходимо ввести карту, заполнить пустые поля, следуя подсказкам на экране, и внести информацию в бумажную форму, которую затем требуется положить в почтовый ящик компании (размещен в аэропорту).

Безопасность

Ирландия считается туристически безопасным направлением, если только в ваши планы не входит посещение криминальных районов и городских задворок. В Дублине таковыми остаются кварталы Бланч, Финглас и Баллимун. Курить в общественных местах, а особенно в пабах, крайне нежелательно – это и денежный штраф, и осуждающие взгляды окружающих. Кстати, о пабах: чаевые бармену в подобных местах оставлять не принято.

Если во время тура захотелось пообщаться с потомками кельтов на британскую или северо-ирландскую темы, то совершенно напрасно. Устраивать с туристом драку из-за неудобных вопросов никто не будет, но негативной реакции и разговоров на повышенных тонах не избежать.

Таможенно-визовая информация

Чтобы въехать в Ирландию, необходимы виза и медицинская страховка. Правда, привычный «шенген» здесь не подойдет – власти Изумрудного острова в свое время не пожелали подписать Шенгенское соглашение, из-за чего туристам теперь приходится оформлять специальную ирландскую визу (тип С). Еще один вариант – британская мультивиза. Попасть с ней в «край зеленых эльфов и эпических клифов» можно в том случае, если владелец ранее успел отметиться на берегах Туманного Альбиона. При этом знакомиться с красотами Белфаста и других северо-ирландских городов с британской визой можно без всяких оговорок и ограничений.

Что касается таможенных ограничений, то они такие же, как и в остальных странах Евросоюза. Запрещены ко ввозу: наркотические и психотропные вещества, оружие, растения и их семена, порнографические материалы и продукты (исключение сделано для детского питания). Косметику и медикаменты можно взять, если их общая стоимость не превышает сумму в 175 EUR, причем на медпрепараты потребуется рецепт. Беспошлинный ввоз распространяется на крепкий и легкий алкоголь в количестве 1 и 5 л соответственно, сигареты (до 200 единиц), табак (до 250 г) и сигары (50 штук).

Провозить в Ирландию валюту можно беспрепятственно, а вот вывозить допустимо только в количестве, не превышающем сумму, указанную в декларации. Все «излишки» разумнее обернуть в дорожные чеки, не забыв прихватить квитанцию, выданную ирландским банком-обменником.

Транспорт

Система общественного транспорта острова шагнула далеко вперед. И хотя тревел-гуру все еще не рекомендуют полагаться на местное сообщение, при желании осмотреть основные локации страны можно и без личного авто. Если же по каким-то причинам общественный транспорт не доступен (опоздали на автобус или рейс отменен из-за ненастья), выручает старый добрый автостоп. Ирландцы на машинах охотно подбирают голосующих на дорогах, чем и пользуются многие бэкпекеры.

До недавнего времени уроженцы Эрина предпочитали путешествовать по стране на самолетах, благо аэропортов на острове было больше десятка, и это без учета местечковых аэродромов. Сегодня добраться по воздуху, помимо Дублина , можно до Голуэя , Донегола, Корка , Керри, Шеннона и ряда других городов.

Перемещаться между графствами можно и на поездах, которые здесь сплошь скоростные. Еще один вид наземного путешествия – автобус. Между городами и поселками курсируют двухэтажные автобусы сетей Irish Bus и Bus Eireann, прокатиться на которых можно, купив у водителя билет. Из водного транспорта наиболее популярны паромы. На них можно отплыть не только к таинственным островам западной части Ирландии, но и в Англию с Францией .

Такси в стране достаточно дорогое, но если отказаться от поездки в элегантном черном кэбе нет ни сил, ни желания, готовьте 3-4 EUR за посадку и примерно по паре евро за каждый километр пути. Арендованный велосипед тоже может стать неплохим помощником в экскурсии по Дублину и сельским дорогам. На острове имеется специальный маршрут Great Western Greenway, покорять который рекомендуется исключительно на байках.

Пунктов проката велосипедов в Ирландии хватает, а отдельные железнодорожные и автобусные компании даже разрешают провозить двухколесных друзей в транспорте бесплатно. Единственный нюанс – парковка. Оставив горник или шоссейник в неположенном месте, готовьтесь к тому, что его эвакуируют. Соответственно, прежде чем арендовать транспортное средство, ознакомьтесь с правилами его эксплуатации на сайте прокатной компании Dublinbikes .

Аренда авто

Ирландия относится к типу стран, в которых все самое интересное и впечатляющее находится не в городах, а за их пределами. Добавьте к этому непостоянство характера местной погоды, превращающей ожидание автобуса на остановке в проверку на закалку, и вывод, что без машины на острове никуда (ну или почти никуда), напрашивается сам собой.

Арендовать автомобиль можно в аэропорту Дублина – здесь самый большой выбор точек проката. В центральных районах ирландской столицы подобных фирм тоже хватает, но тарифы в них выше. Что касается условий договора, то водительский стаж от одного года и наличие прав международного образца никто не отменял.

На возраст клиента налагаются свои ограничения: большинство компаний рады видеть в числе своих арендаторов лиц в возрасте от 25 до 79 лет. Отдельные фирмы могут сдать машину и более юному клиенту, но таких мест меньше. Наличие кредитной карты также обязательно. Кстати, учитывайте, что суммы залога на электронных счетах блокируются внушительные, порядка 1000-3000 EUR. Если предстоит путешествие в английские владения (Северная Ирландия), предупредите об этом прокатчика, поскольку выезд в другую страну – это всегда дополнительный денежный сбор, который следует оплатить компании.

Ситуация с парковками по стране неплохая, но стоянки в центре Дублина – удовольствие строго за деньги. На удаленных от туристического центра улицах место для личного автотранспорта найти проще, хотя время стоянки обычно регламентировано. В менее крупных населенных пунктах вопрос парковок стоит не так остро. И все же, заселяясь в гостиницу даже заштатного городка, не поленитесь уточнить, имеются ли при ней парковочные места для постояльцев – многие гестхаусы на подобных атрибутах экономят.

Движение в Ирландии левостороннее, трассы узкие, а камеры с радарами и знаки, ограничивающие скорость, на каждом шагу. Обгон у потомков кельтов разрешен только справа. Предельно допустимая скорость в населенных пунктах – 50 км/ч, за пределами городов – 80 км/ч, на скоростных трассах – 100 км/ч. Штрафуют за непристегнутый ремень и превышение скорости оперативно и серьезно, а вот на пропущенную пинту «Гиннесса» перед поездкой смотрят сквозь пальцы. Предельно допустимая доза алкоголя в крови, если только вы не начинающий водитель, – 0,5 промилле.

Как добраться

Из Москвы в столицу Ирландии напрямую летает «Аэрофлот». Рейсы с одной пересадкой предлагают Airbaltic, Finnair, Lufthansa, Swiss, Air France. При желании можно совместить поездку на Изумрудный остров с посещением Великобритании – с Туманного Альбиона в ирландском направлении есть ежедневные авиарейсы.

Можно отплыть в «край «Гиннесса» и трилистника» на паромах, снующих между островом и портами Ливерпуля , Фишгарда и Холихеда. Кроме того, паромное сообщение у Ирландии налажено с Францией (порты Шербур, Роскоф). Единственный нюанс, который придется учесть, – метеозависимость водного транспорта. Если надвигаются штормы и бури, европейские перевозчики предпочитают отменять рейсы.

mob_info