Классный час на тему: Умники и умницы (познавательно- развлекательное мероприятие для младших школьников). Методическая разработка (10 класс) на тему: Внеклассное воспитательное мероприятие для старшеклассников "И снова о любви"

Когда начинаются каникулы, не суть важно, зимой или летом, у школьников оказывается очень много свободного времени, большую часть которого они проводят у компьютера и телевизора. И бывает не так просто оторвать ребенка от экрана и монитора. Какие мероприятия для школьников можно предложить, чтобы им было интересно, взамен электронных развлечений? Таких достаточно много.

Что заинтересует младшего школьника?

Среди культурно-развлекательных мероприятий на каникулах многие можно организовать самим, добавив немного фантазии.

Поход в городской зоопарк - интересное мероприятие для младших школьников, особенн, если в зоопарке проводятся различные праздники или отмечаются дни рождения животных. Можно в подарок каждый раз преподносить угощение очередному имениннику.

Собрать скучающую детвору и поиграть в самые популярные игры из детства родителей и бабушек: резиночка, вышибала, слон, цепи, съедобное-несъедобное и другие.

Чтобы ребятня не заскучала, родителям можно устроить следующие мероприятия на каникулах. Пригласить в гости друзей ребенка, можно вместе с родителями. Тогда можно устроить футбольный семейный матч, а также сражение в дартс или прыжки в мешках.

Участие ребенка в любой группе, игры со сверстниками помогут развить навыки общения, найти общие интересы, а также лучших друзей.

А если учителям договориться с руководством различных предприятий и свозить туда ребятню - дети очень этому обрадуются. Такими мероприятиями могут быть поездки на кондитерскую фабрику, на производство мороженого, фабрику елочных игрушек, хлебзавод и многие другие. Ребята своими глазами увидят, как рождается свежеиспеченная булочка, каким потоком идет карамельная или шоколадная масса и как ловко орудуют автоматы и профессионалы на таких фабриках. А стеклодувы вместе с художниками поразят детишек своим мастерством и творчеством, изготавливая елочные украшения.

Лагерь - находка для занятых родителей

Ребенка можно отправить в лагерь, где ему точно не будет скучно среди сверстников, а родители могут не нервничать по поводу его досуга. Часто летом набираются дневные школьные лагеря. Тщательно продуманные культурно-развлекательные мероприятия, поездки, тематические сценарии для личностного и творческого развития каждого ребенка, активные и интеллектуальные игры - все это поможет провести время и с пользой, и весело.

Кроме школьных сейчас очень много других тематических лагерей, от спортивных до языковых. В них дети не только отдыхают в комфортных условиях, укрепляются физически, но и изучают иностранные языки, учатся быть успешными и коммуникабельными, познают много нового и интересного. Разрабатываются целые сценарии мероприятий для школьников разного возраста. Многие ребята после лагеря остаются друзьями, общаются между собой и стремятся снова вернуться в полюбившиеся места на следующее лето.

Неделя мастер-классов

Среди школьных мероприятий проведение такой недели или даже одного дня станет очень интересным. Идея мероприятия в том, что в эту неделю или несколько дней некоторые уроки в школе будут вести известные люди, мастера своего дела, яркие профессионалы. Можно пригласить на урок физкультуры известного спортсмена или тренера, настоящий экскурсовод проведет урок истории, о физических явлениях расскажет настоящий физик-практик, а химик покажет самые интересные опыты.

Кондитер научит девочек украшать торты, а опытный столяр проведет мальчикам мастер-класс по созданию чудес из дерева. Можно пригласить работников самых интересных профессий. Такие уроки запомнятся всем без исключения, а может, и повлияют на выбор будущей профессии.

Письмо в будущее

Отличная идея для выпускного класса. Старшекласникам следует сочинить творческое письмо с прогнозами и пожеланиями на будущее, которое затем оставить в школе или запечатать и спрятать до определенной даты спустя 5-10-20 лет. Письмо создается в виде коллажа, газеты, украшается фотографиями и рисунками. Главное, запечатлеть на нем весь состав класса с его особенностями, пожеланиями и мечтами. Такое письмо интересно прочитать на юбилейной встрече и сравнить реальные успехи с запланированными. Это будет отличной мотивацией для каждого участника.

Аллея уходящего детства

Самое полезное и благородное из мероприятий для школьников. В один весенний день старшеклассники совместно с лесхозом сажают аллею уходящего детства, присваивают ей имя, отражающее характер класса. В будущем на такую аллею можно привести своих деток и даже внуков.

Школьные годы - это прекрасная пора между детсадовским временем и студенчеством. Школьников уже нельзя так поразить и насмешить, как наивных малышей, можно лишь слегка разыграть. И так как они народ веселый и сами не прочь разыграть друзей и учителей, можно чаще устраивать такие развлекательные школьные мероприятия, как КВН, веселые фестивали, всевозможные конкурсы и викторины. Например, День смеха 1 апреля можно провести по определенному сценарию.

Сценарий ко Дню смеха

Готовится вся школа заранее к мероприятию, чтобы 1 апреля можно было определить победителей в конкурсе на самый смешной коллаж, украсить коридоры веселыми плакатами, шуточными стрелками и шаржами, а смешными названиями наименовать все школьные классы и помещения.

На входной двери школы можно наклеить объявление «Без улыбки не входить», гардеробную назвать «Затерянный мир», директорский кабинет - «Комнатой страха», а кабинет завуча - «Комнатой разбора полетов». Учительскую переименовать в «Террариум единомышленников», химический кабинет - в «Нарколабораторию», кабинет географии -в « Турагентство», а на медпункте написать - «Кто не сбежал, того долечим». Спортзал можно переименовать в « Забегаловку». При входе в столовую написать «Зал подзаправки».

Проведение школьной линейки тоже должно быть особым в этот день. Каждому классу будет задание построиться на линейке согласно особым правилам:

  • построиться по весу;
  • средним классам выстроиться по длине волос;
  • старшим классам - в алфавитном порядке;
  • выпускникам построиться по результатам экзаменов;
  • учителям выстроиться по росту.

Награду получит та команда, которая быстрее с этим заданием справится.

Розыгрышей, конкурсов, юморин, викторин в День смеха можно придумать множество. По итогам праздника класс-победитель награждается переходящим кубком юного юмориста, а лучшим участникам вручаются билеты на комедийный фильм или юмористическое шоу. Одно условие - шутки должны быть не обидными, веселыми и смешными.

Фильм о своем классе

Наверняка у каждого из одноклассников сохранились видео или фото интересных событий из школьной жизни, и к выпускному из них можно сделать фильм о классе целиком и о каждом в отдельности. Из собранного материала можно смонтировать ролик о подрастании и взрослении каждого. Для этого нужно время и творческий совместный подход, фильм можно озвучить, рассказать о каждом из одноклассников. Работа непростая, но результат превзойдет все ожидания и будет интересен всем - и учителям, и родителям, и конечно же, самим повзрослевшим школьникам.

Собираемся в поход

Когда пыльный город вызывает раздражение, а душа рвется к неизведанным тропинкам, старшеклассники собираются в походы. Это незабываемые мероприятия для школьников и не только. Будет это 10-дневный маршрут по бескрайним Карпатам или пробежка выходного дня по соседнему лесу, поход всегда оставляет в памяти лучшие воспоминания, если к нему как следует подготовиться. Слияние с природой, познание мира, расширение кругозора, развитие выносливости, взаимовыручки, самостоятельности - достоинства туризма трудно переоценить. Часто учителя организовывают сами такие школьные мероприятия, которые дети просто обожают. Отправляясь с одноклассниками или друзьями в поход, следует учесть основные факторы подготовки к встрече с природой:

  • Понадобится подходящая для похода обувь и одежда.
  • Следует запастись любым средством от комаров и клещей.

Отправляясь в поход, не следует забывать об аптечке с самыми необходимыми медикаментами, такими как йод и зеленка, нашатырный спирт, марганцовка, резиновый жгут, стерильные бинты и вата, жаропонижающее средство, валидол, нитроглицерин, болеутоляющие средства, лекарства от расстройства и спазмов в желудке.

Разнообразие мероприятий

Готовясь к школьным мероприятиям, следует помнить, что для любого з них должен быть придуман интересный сценарий. Сейчас очень популярными стали школьные вечеринки, сценарии которых основываются на интересных сюжетах из полюбившихся телепередач, фильмов и мультфильмов, где задействованы известные всем герои. Нужно устраивать веселые мероприятия, придумывать праздники, которых нет в календаре, устраивать флэшмобы и много других танцевальных конкурсов с разными стилями танца.

КВН — это веселая, увлекательная игра, которая вполне подойдет школьникам. Кто как не школьники подмечают все интересные события школьной жизни? Только они со своей неуемной фантазией подметят самые веселые факты, происходящие вокруг. КВН — это скорее образ жизни, и если школьники начинают в него играть, они должны чувствовать себя самыми веселыми и находчивыми.

Квест - одно из интересных мероприятий на каникулах, это командная игра, в которой ребята - главные герои захватывающего сюжета и им предстоит выбраться из замкнутого помещения, решая задачки, головоломки, проявляя внимательность и смекалку.

Мероприятий для школьников очень много, всех не перечислить, главное условие - ребятам должно быть интересно, ведь каждый из них - личность, пусть и подрастающая. Подвижные, активные или настольные интеллектуальные - все эти развлечения не только скрасят досуг и не дадут заскучать, но и помогут приобрести новые навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Главное - не давать уму и телу лениться и продолжать совершенствоваться и в будущем, покинув школьные стены.

(Цели : расширить знания детей о пауках; познакомить детей с имеющейся в библиотеке литературой о пау- ках; развивать творчество, самостоятельность, самоде- ятельность учащихся, учить их работать с книгами, до- бывать в них нужную информацию.

Подготовительная работа:

1. Познавательная. Предварительно класс делится на четыре группы. Каждая группа изучает «своего» паука: паук-крестовик, паук-каракурт, паук-сенокосец, паук-птицеед.

2. Задание - составить о своем пауке рассказ, узнать приметы, связанные с пауками, найти стихи про пауков. Каждая группа ищет ответ на свой вопрос, на пример: сколько лет живет паук? кто сильнее – оса или паук? может ли паучиха съесть своего жениха? Как можно обезвредить яд паука?

3. Оформительская. Каждая группа рисует паука своего вида, изготавливает макет паука. Выставка рисунков и макетов пауков)

Тема: В мире растений

Учитель: Бунчеева А.М.

Цель : формирование валеологической и экологической культуры;

расширение кругозора учащихся;

обогащение знаниями в области лекарственных растений.

4. Внеклассное занятие в начальной школе

Учитель: Бунчеева А.М.

Цель : знакомство с народными приметами,

расширение кругозора,

экологическое, патриотическое и эстетическое воспитание

Учитель: Бунчеева А.М.

6. Внеклассное мероприятие в рамках проведения недели классного руководителя «Год благотворительности в Татарстане»

Цель : обогащение знаниями о меценатстве, благотворительности вРоссии;

расширение знаний в области духовной культуры;

развитие интеллектуальных чувств: интереса, удивления, новизны,

развитие эмоционально-эстетических чувств и коммуникативныхнавыков.

Оборудование: презентация «Государственная Третьяковская галерея»,репродукции картин И. Э. Грабаря «Мартовский снег»и«Февральская лазурь»,И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», музыкальный центр, аудиокассета с классической музыкой.

Учитель: Бунчеева А.М.

7. Час общения для начальных классов

Тема :Государственные символы России

Цель : визуальное знакомство с государственными символами нашей Родины;

воспитание чувства гордости за свою Родину;

развитие образного мышления и эстетического отношения к окружающему миру;

формирование эстетического отношения к флагу и гербу России и Татарстана;

речевое развитие и обогащение словаря учащихся (флаг, герб, скипетр, держава)

Учитель: Бунчеева А.М.

Цель: развитие духовного мира ребёнка, творческого начала;

обогащение знаниями, приобщение к чтению классической литературы;

воспитание эстетического вкуса, любви к природе, гуманного отношения к живому.

Оборудование: рисунки, поделки из природного материала, листья, муляжи овощей и фруктов, грибов, альбом П. И. Чайковского, сборники стихов об осени,репродукции картин – осенний пейзаж, костюмы Лесовичка, пчёлки, мухи, Осени-загадушки.

Учитель: Бунчеева А.М.

9. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА «ЖИВИ, РОДНИК!»

Учитель: Нуриахметова В.А.

ЦЕЛИ: дать понятие детям о значении воды в жизни человека, познакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе. Развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.

Учитель: Гизитдинова Р.С.

Цели: формировать у учащихся понимание значения дружбы,

способствовать формированию у учащихсяинтереса к делам класса и взаимоотношениям в детском коллективе

Подготовительная работа: класс можно украсить разноцветными флажками, которые могут изготовить из цветной бумаги На флажках можно написать различные пожелания своим друзьям. В конце встречи можно предложить подарить флажки. с.пожеланиямидруг другу.

Оборудование: письма- ладошки, большое сердце- кармашек для писем

Учитель: Есипова Е.В.

Классный час проводится в форме игры. Главные действующие лица – две команды.

Тема данного классного часа ещё раз заставляет нас подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо её знать.

Цели:

- уточнить и расширить знания детей о жизни растений и животных;

- прививать интерес к изучению предмета «Природоведение»;

- систематизировать представление о взаимосвязях в природе, о значении природы для людей.

Учитель: Валиулина Л.Х.

Цели: расширять кругозор детей о растительном мире;

развивать информационное поле, духовные потребности, внимание,

воспитывать чуткость и доброту, эстетические чувства.

Оформление: плакаты с изображением цветов, сочинения детей о цветах,

комнатные и искусственные цветы, жетоны из цветов,

отрывок из м/ф «Щелкунчик» – «Вальс цветов» (видеозапись),

песня «Волшебный цветок» – аудиозапись.

Учитель: Илюшина В.С.

Цели игры : сообразительности развитие, интуиции, эрудиции;

укрепление памяти и внимания учащихся;

расширение кругозора, повышение интеллекта,

общей культуры, коммуникативных способностей.

Оборудование : компьютер, магнитофон, газеты « Знаешь ли ты?», часы, видеомагнитофон.

Разработали и провели учащиеся 11 А класса под руководством кл. рук-ля Авалян Ф.Р.

Учитель: Галимова Г.Х.

Цели: воспитание активной жизненной позиции; формирование убеждений о необходимости бережно относиться к природе.

Оборудование: театральный реквизит.

Учитель: Козлова Ф.А.

Цель: Воспитать любовь и бережное отношение к природе;

· Показать отношение к природе наших предков;

· Обучить правилам поведения в лесу.

Оборудование: Макет избушки Бабы-Яги;

Открытое внеклассное мероприятие - форма демонстрации передовых педагогических разработок, способ внедрения их на практике и повышение квалификации педагогов. Важнейшее условие проведения открытых уроков - публичность, посредством которой достигаются вышеперечисленные цели.

Особенностями внеклассных мероприятий является их необычность, так сказать, нешаблонность выбора видов и форм проведения, что способствует пробуждению интереса детей к процессу обучения, мотивации их к самостоятельному познанию конкретного предмета.

Классификация внеклассных мероприятий

Основными видами проведения внеклассных мероприятий можно считать учебно-воспитательные, досуговые и спортивно-оздоровительные.

Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия направлены на активизацию познавательной деятельности школьников, углубление их знаний, расширение кругозора, формирование гражданской позиции учащихся.

Досуговые мероприятия позволяют конкретизировать интересы учащихся, направленные на приобретение определенных навыков и умений, разнообразить школьную жизнь развлекательными моментами.

Спортивно-оздоровительные мероприятия обеспечивают физическое развитие школьников, способствуют улучшению и поддержанию их здоровья.

В предложенной нами классификации видов внеклассной деятельности акцент делается на цели проведения мероприятия. Именно этот аспект определяет выбор формы проведения.

Формы внеклассных мероприятий

Каждому виду внеклассных мероприятий присущи свои способы осуществления. Конечно, список не является статичным и ограниченным: объекты в нем могут варьироваться, пересекаться, объединяться.

Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия могут иметь такие формы исполнения: беседа, дискуссия, встреча с интересными людьми, викторина, театр, тренинг, конференция, олимпиада, смотр, конкурс, экскурсия.

Досуговые внеклассные мероприятия имеют более прикладные цели - обучение навыкам, умениям, что реализуется в следующих дидактических моделях: мастерская (кройки и шитья, кулинарная, изобразительная, фото, моделирования), пленер, мастер-класс, театральная студия. Кроме того, досуговые мероприятия проводятся в развлекательных целях, что способствует объединению детского развлекательных досуговых мероприятий - конкурс, игра, театрализованные действа.

Спортивно-оздоровительные открытые внеклассные мероприятия проводятся в виде спортивных игр, походов.

Возрастные особенности учащихся при выборе содержания и форм проведения внеклассных мероприятий имеют решающее значение. Изучим данный аспект проблемы.

Начальная школа

Особое значение имеет проведение открытых внеклассных мероприятий в начальной школе. Дети младших классов наиболее чувствительны к познанию нового, требуют наглядной демонстрации предлагаемых знаний, кроме того, младших школьников очень высока.

Исходя из этого, при планировании внеклассных мероприятий для учащихся 1-4 классов следует отдавать предпочтение проведению занятий с элементами двигательной активности, игры, конкурсных заданий, экскурсий. Открытое внеклассное мероприятие 2 класса должно учитывать незначительный практический опыт детей этой возрастной категории, формировать базисные знания, умения и навыки.

Старшая школа

Дети старшего школьного возраста способны к более длительному статическому восприятию материала, к воспроизводству большего количества текста, они отличаются стрессоустойчивостью, что играет решающую роль при выборе формы проведения внеклассного мероприятия. В таких случаях стоит отдать предпочтение театрализованным постановкам, КВН, брейн-рингу, туристическому походу, профориентационным экскурсиям.

Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия

Учитывая, что первостепенной задачей школы является обучение, остановимся более подробно на рассмотрении учебно-воспитательных открытых мероприятий.

Открытые внеклассные мероприятия учебно-воспитательного характера способствуют углубленному изучению материала по определенным предметам, систематизации полученных знаний с использованием нетрадиционных форм подачи информации.

Внеклассное мероприятие по математике

Основной целью проведения внеклассного занятия по математике является практическое применение приобретенных на уроках знаний. Такие мероприятия наиболее эффективны в форме игр, путешествий, конкурсов, экскурсий, театральных постановок, предметных недель. Виды внеклассных мероприятий существуют различные.

Познавательные функции игры очень широки. Главным преимуществом игры перед другими формами внеклассной деятельности является ее доступность. Разгадывание математических шарад, головоломок, кроссвордов - очень увлекательный процесс, который позволяет систематизировать полученные знания, вырабатывает логичность мышления, смекалку.

Путешествия в страну математики даёт возможность детям вплотную приблизиться к математическим терминам, осознав их реальность и необходимость в жизни.

Соревнование

Конкурсные формы проведения открытых внеклассных мероприятий по математике решают не только сугубо предметные задачи, но и формируют коллектив, демонстрируя реальные взаимоотношения в классе.

Проведение экскурсий, направленных на изучение математики, позволяет детям проецировать книжные знания на окружающий мир.

Театральные постановки, в основе сценария которых находится такой предмет, как математика, наглядно демонстрируют закономерность причинно-следственных связей, формируют понятия о геометрических формах, размерах и т.п.

Предметные недели по математике - это комплекс открытых внеклассных мероприятий, проводимых в следующих формах: открытый урок - внеклассное мероприятие, игра, конкурс, викторина.

Внеклассное мероприятие по математике активизирует учащихся, способствует формированию логического мышления. Наиболее эффективно проведение занятий, формирующих межпредметные связи: открытое внеклассное мероприятие по математике в форме театрализованной постановки, которое позволит повысить уровень гуманитарных и математических знаний; экскурсия на природу, для закрепления умений, полученных на уроках природоведения и математики.

Практическое значение внеклассных мероприятий по технологии

Особенно актуальной такая постановка вопроса является для нового предмета «Технология», основной целью внедрения которого в учебную программу стало практическое применение получаемых в школе знаний.

Учитывая, что школьная программа отводит на изучение предмета «Технология» критически малое количество учебных часов, важнейшую роль в освоении данной дисциплины играет проведение внеклассных мероприятий.

Целевая направленность данного предмета на сближение теории и практики позволяет говорить об особенностях проведения внеклассных мероприятий по технологии.

Развитие трудовых навыков учащихся - важнейший компонент в школе. Труд воспитывает такие качества личности, как самостоятельность, ответственность за принимаемые решения, что способствует формированию полноценного гражданина.

Открытое внеклассное мероприятие по технологии продемонстрирует самостоятельные практические умения и навыки учащихся, приобретенные на занятиях, мотивирует их трудовую деятельность. Кроме того, уроки технологии позволяют выявить склонность детей к определенному виду деятельности, что, в свою очередь, поможет им в дальнейшем определиться с выбором профессии.

Внеклассное мероприятие по технологии проводится в различных формах: мастерской, мастер-класса, викторины, игры, конкурса.

Подведем итог

Любой открытый урок (внеклассное мероприятие) позволяет закрепить знания школьников в том или ином предмете. Кроме того, такая форма проведения занятий вызывает огромный интерес у ребят. Педагогу стоит пларинировать внеклассное мероприятие заранее. В процессе подготовки можно воспользоваться помощью учащихся.

В каждом учебном заведении существуют свои традиции и обычаи, в математической школе, наверняка есть праздник, посвящённый великим учёным, литературоведы не считают возможным забыть о Пушкине. Решая, какие мероприятия можно провести в школе, нельзя забывать о патриотическом воспитании школьников, включая в это понятие знание истории своей страны.

Известно, что мероприятия, проводимые в начальной школе, направлены на то, чтобы ребята познакомились друг с другом и начали общаться и дружить. В первом классе проводятся чаепития, на которых дети празднуют дни рождения одноклассников и играют в различные игры. Потом настаёт время для различных соревнований между классами, всё это сближает учеников и позволяет почувствовать причастность к событиям, происходящим в школе.

В течение учебного года учителя могут сделать несколько тематических вечеров, посвящённых общероссийским праздникам, к примеру, ко Дню Победы организуется военизированное представление с участием ветеранов Великой Отечественной войны и возложением цветов к памятникам. Существует множество сценариев таких праздников, но каждый организатор может добавить в них свои идеи и воплотить их в жизнь.

Конечно же, нужно заранее составить план мероприятий, проводимых в школе, чтобы они не накладывались друг на друга, а были более или менее равномерно распределены во времени. Прежде всего, учителя-организаторы должны учесть общепризнанные праздники, которые проводятся каждый год в одни и те же дни, это Новый Год, День Победы, День Знаний, и другие. Наверняка у любой школы есть и свой памятный день, тоже отмечаемый каждый год.

Для старшеклассников можно устраивать тематические вечера, к примеру, будет очень интересен вечер, посвящённый творчеству классиков, на который девушки наденут красивые наряды соответствующей эпохи, а мальчики предстанут кавалерами во фраках. Подготавливаясь к празднику, ученики выучат стихи Пушкина и Лермонтова, подготовят несколько сцен из известных романов и научатся танцевать вальс и менуэт. Получится милый и интересный литературный вечер, после которого некоторые ученики всерьёз заинтересуются классическими произведениями.

В список мероприятий, проводимых в школе в течение года, желательно включить и вечера, посвящённые математике, физике и программированию. Современная жизнь невозможна без использования компьютера, и на этом можно построить всю программу праздника. Используя современные технологии, старшие школьники совместно с продвинутыми учителями сделают потрясающее представление, интересное для всех учеников. В выпускных классах наверняка найдутся умные парни и девушки, которые придумают, как устроить световое шоу, подберут музыку для танцев и даже костюмы для участников мероприятия.

В школе необходимо пропагандировать здоровый образ жизни, поэтому спортивные состязания станут прекрасным мероприятием для юных бегунов, атлетов и гимнастов. Можно даже сделать мини-олимпиаду, в которой будут состязаться все школьники, занимающиеся спортом. Такой праздник невозможно уложить в один день, поэтому ему нужно отвести, как минимум, неделю, в первый день которой совершить открытие игр, а в последний — награждение победителей и большой праздник с концертом, дискотекой и фейерверком.

Наряду с обязательными учебными занятиями в образовательных учреждениях организуются другие виды активности, которые носят добровольный характер. Эти занятия направлены на удовлетворение творческих и познавательных запросов школьников. Такие формы проведения мероприятий в школе называются внеклассными или внеурочными.

Название говорит само за себя: занятия проводятся вне расписания обязательных уроков в школе. В них по собственному желанию могут участвовать школьники из различных параллелей и классов. Внеклассные мероприятия в школе подразделяются на несколько видов в зависимости от целей, и для каждого есть множество вариантов форм проведения.

Цели и задачи внеклассных мероприятий в школе

Одни из приоритетных на сегодня задач в условиях реформирования системы российского образования - повышение качества социального воспитания детей и развитие их творческих способностей. Внеклассные мероприятия как одна из форм школьной активности успешно отвечают этим требованиям, объединяя в себе функции воспитания, обучения и развития личности ученика.

Внеклассная работа, с умом организованная в учебном заведении, помогает социализации подрастающего поколения, повышает мотивацию школьника к обучению в целом или способствует развитию интереса к конкретному учебному предмету, развивает индивидуальность, самостоятельность, способствует самореализации личности.

Попробуйте бесплатно! За прохождение - удостоверение о повышении квалификации. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Факультативные занятия отличаются от уроков новыми формами освоения знаний и навыков, психологической установкой на творчество учащихся и активную вовлеченность в образовательный процесс, продуктивное усвоение без необходимости заучивать материал и соблюдать строгую дисциплину.

Три вида внеклассных мероприятий в школе

Все внеурочные занятия можно классифицировать по целям, которые достигаются во время их реализации. Так, выделяются три вида внеклассных мероприятий в школе:

  • учебно-воспитательные;
  • досуговые;
  • спортивно-оздоровительные.

Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся, на расширение круга их интересов, углубление знаний, формирование гражданской позиции школьника.

Досуговый тип внеклассных мероприятий направлен на приобретение учениками новых умений и навыков, потребность в которых возникает вне традиционной учебной деятельности. Развлекательные события помогают разнообразить школьные будни и сплотить учащихся за пределами школы.

Спортивно-оздоровительная внеурочная деятельность способствует физическому развитию и укреплению здоровья школьников, воспитанию здоровой соревновательности и личных амбиций, учит взаимодействию с командой единомышленников и соперников.

Формы проведения внеклассных мероприятий в школе

Вид внеклассной деятельности предопределяет выбор формы проведения мероприятия и место действия: в школе или за ее пределами.

Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия имеют такие формы исполнения как беседа, викторина, встреча с интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции, экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс.

Беседа как одна из форм проведения внеклассных мероприятий в школе предполагает диалог между учителем и учащимися. Беседа активизирует умственную работу, развивает речь, поддерживает интерес, концентрирует внимание. Каждый вопрос беседы - это задача, которую решают ученики. В старших классах школьники могут самостоятельно направлять и модерировать обсуждение. В начальной школе линию беседы определяет педагог, задавая детям наводящие вопросы.

Беседы бывают нескольких видов: подготовительная, эвристическая (где педагог учит рассуждая находить истину), сообщающая, воспроизводящая (закрепление изученного материала), обобщающая (проводится в конце внеклассного мероприятия), повторительная.

Олимпиады, конкурсы, выставки детского творчества призваны стимулировать учебно-познавательную деятельность школьников, развивать стремление к состязательности в изучении таких дисциплин как иностранный и русский языки, математика, физика, литература и химия.

Такие формы проведения внеклассных мероприятий в школе планируются заранее, для участия отбираются лучшие ученики. Они дают большой импульс для развития способностей и задатков учащихся в разных отраслях знаний. Кроме того, проведение подобных мероприятий позволяет оценить творческий характер работы учителей, их умение находить и развивать детские таланты.

Еще одна форма проведения внеклассного мероприятия, которая будет интересна и для учеников начальной школы, и для подростков, - экскурсия. Позволяет проводить наблюдения, изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях, расширяют кругозор школьников любого возраста. В дидактическом плане экскурсия может быть использована на любом этапе: с целью введения в новую тему, для закрепления материала или для углубления уже имеющихся знаний.

Экскурсии могут проводиться почти по всем школьным предметам, с учащимися всех возрастов. В младших классах экскурсии просто необходимы при изучении природоведения и знакомстве с окружающим миром. Для старшеклассников и школьников средних классов экскурсии проводятся на уроках географии, истории.

Досуговые внеклассные мероприятия имеют более прикладные цели - обучение новым навыкам и умениям. Их реализация может проходить в формах мастерской (кройки и шитья, кулинарии, рисования, фото, моделирования), мастер-класса, на пленэре, в формате театральной студии, конкурса или интеллектуальной игры.

Кружки, творческие объединения, факультативы, мастерские - ведущая форма творческой деятельности учащихся. Системообразующим компонентом при проведении этого типа внеклассных мероприятий в школе является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.

Структура проведения разных форм досуговых внеклассных мероприятий отличается, однако можно выделить общие элементы. При подготовке мастерских, кружкой или факультативных занятий вся работа подразделяется три части: теоретическую, критически-аналитическую и творчески-практическую деятельность. Занятия могут быть комплексными, а могут посвящаться одному конкретному виду деятельности.

Спортивно-оздоровительные открытые мероприятия в школе проводятся в форме конкурсов, соревнований, спортивных игр или походов.

Для выявления круга интересов учащихся целесообразно проводить анкетирование с целью выяснить, чем бы школьники хотели заниматься после уроков. Необходимо помнить, что любой вид внеурочной деятельности, в который включаются дети, должен иметь общественную и социально-значимую направленность.

Возрастные особенности учащихся школы имеют решающее значение при выборе формы проведения внеклассного мероприятия. Так, ученикам начальных классов важнее наглядная демонстрация информации и подвижные формы проведения внеклассных мероприятий. Младших школьников проще вовлечь в занятия с элементами двигательной активности, конкурсы, игры, экскурсии.

Старшеклассники способны к более длительному, статическому восприятию материала. Для них актуальны театрализованные постановки, КВН, туристические походы, брейн-ринг, профориентационные экскурсии.

При проведении внеклассного мероприятия в начальной школе надо учитывать небольшой практический опыт учеников. Занятие должно способствовать формированию базисных знаний детей, их умений и навыков, в то время как в средней и старшей школе внеклассные занятия могут проводиться для закрепления прошедшего материала.

Этапы подготовки внеклассных мероприятий в школе

Для успешного проведения внеклассного мероприятия каждого типа и в любой форме необходимо следовать соблюдать последовательность из четырех этапов:

  1. конструирование события;
  2. подготовка;
  3. проведение мероприятия;
  4. анализ (самоанализ) проведенного занятия.
mob_info