Верны ли суждения об абсолютной истине. Знание о предмете можно считать истинным, если оно

Тренировочные задания. ПОЗНАНИЕ

Часть 1 (А)

[А] 1, Представление - это

1) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся з сознании (памяти) после окончания непосредственного воздействия на органы чувств

2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств

3) отражение предметов и их свойств, непосредственно

воздействующих на органы чувств з виде целостного образа

4) форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений

Утверждение: «Товар имеет стоимость» является примером

1) представления

2)понятия

3) суждения

4) умозаключения

Верны ли следующие суждения о формах чувственного и рационального познания?

А. Ощущение, восприятие, понятие - это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение - это формы рационального познания.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Что представляет собой слово «цветок» в утверждении: «Вот растут цветы»?

1)восприятие

2) представление

3)понятие

4) суждение

Субъектом познания является

1) мировой разум

2) человек

3)природа

4) любое живое качество

Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание относится к базовым потребностям человека.

Б. Познание всегда носит творческий характер.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Критерием (ями) истины является (ются)

1) соответствие господствующему в обществе учению

2)практика

3) мнение руководства

4) все указанное выше

8. Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств» относится к понятию

1) гипотеза

2) представление

3)восприятие 4} ощущение

Верны ли следующие суждения о ступенях познания?

А. Различие между чувственным и рациональным познанием временное: вначале человек воспринимает внешние качества, свойства вещей, предметов, а затем пытается проникнуть в сущность предмета или явления. Б. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и неразрывны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Познавательная деятельность, в отличие от трудовой

1) предполагает соответствие цели и средств

2) ориентирована на процесс, а не на результат

3) осуществляется индивидуально

И чувственное, и рациональное познание

1) формирует представления и знания о предмете

2) начинается с ощущения

3) дает наглядный образ предмета

4) использует логическое умозаключение

Верны ли следующие суждения о процессе познания?

А. В процессе познания большую роль играют эмодии и чувства человека.

Б. В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. В социальном познании его субъект и объект совпадают.

Б. В социальном познании активно используется эксперимент.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Какое суждение строится на образе?

1) научное

2) практическое

3) художественное

4) житейское

Верны ли следующие суждения об абсолютной истине?

А. Ни одна из абсолютных истин не может стать относительной.

Б. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об истинности знания?

А. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержатся моменты как абсолютной, так и относительной истины.

Б. Все наши знания только относительно истинны, в них нет никакой абсолютной истины.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Определение: «Процесс получения объективного, истинного знания» относится к понятию

1) житейское познание

2)научное познание

3) художественное познание

4) практическое познание

Утверждение: «Этот дом больше, чем все остальные» является примером

Гипотезы

2) умозаключения

3) суждения

4)понятия

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Абсолютной истиной называют знание, с которым все согласны, поскольку это то, что очевидно, что нельзя представить иначе.

Б. Относительная истина представляет собой знание, достаточное для успешного ведения человеком своих дел.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

К формам научного познания относится

1) гипотеза

3) проблема

4) все указанное выше

Какой из перечисленных примеров относится к житейскому познанию?

1) мудрость: «Утро вечера мудреней»

2) миф о Прометее

3) теория естественного отбора

4) наблюдение: при удалении размеры предмета умеыьшаются

(по материалам аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.)

Проблемы с освоением материала по рассматриваемой теме выявило и задание с развернутым ответом С5. Объяснить, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина», и составить да предложения, содержащих обществоведческую информацию об этом понятии, смогли 32% отвечавших. Еще 37% смогли составить только одно предложение.

Предлагаю выполнить ряд заданий на анализ двух суждений по темам «Виды знаний» и «Понятие истины, ее критерии».

1.
А. Истина - это соответствие знаний интересам человека.
Б. Истина - это соответствие мысли действительности.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина - это
А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Для того, чтобы выполнить эти два задания, нужно вспомнить, что такое истина. Существуют различные трактовки понятия «истина».

Истина - это:
- соответствие знаний действительности;
- то, что подтверждено опытом;
- некое соглашение, конвенция;
- свойство самосогласованности знаний;
- полезность полученного знания для практики.

Классическое определение звучит так: истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Формами познания являются не только понятия, суждения, но и представления, восприятия, ощущения, умозаключения.

3. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

4. Верны ли суждения?
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание
А. С которым не все согласны.
Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании?
А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.
Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, - это заблуждение.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Заблуждение - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь - сознательное искажение образа объекта.

7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика - это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика - это не единственный критерий истины, потому что суще-ствуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.
Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика - это относительный критерий истины, потому что
А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Критерии истины - то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможны критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика. Практика - целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. В философии выдвигается идея: ведущий критерий истины - практика.

10. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.
Б. Объектом познания может быть человек.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни - это один из способов познания мира.
Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.
Б. Художественные образы - это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

13. Верны ли следующие суждения?
А. Наука и религия являются формами познания мира
Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

14. Верны ли следующие суждения?
А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

15. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру познания входят цель, средства, результат.
Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

16. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.
Б. Умозаключение - это логическая связь суждений.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

17. Верны ли следующие суждения о формах познания?
А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

1) установленные факты

2) экспериментально обоснованные выводы

3) логические умозаключения

4) результаты наблюдений

А9. Верны ли суждения о ложном знании? Ложными являются знания.

А. Не соответствующие предмету изучения.

Б. Не проверенные экспериментальным путем.

А10. Верны ли следующие суждения об истине? Истина - это

А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А 2) верно только Б

А11. Верны ли следующие суждения?

А. Изучение человеком самого себя может осуществляться в процессе общения, игры, труда.

Б. Самопознание в отдельных ситуациях требует специаль­ных усилий и знаний.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

А12. Человек может определить, каков он есть на самом деле:

1) только изолировав себя от общения с другими людьми

2) не интересуясь мнением других о себе

3) сравнивая себя с другими людьми, узнавая их мнение о себе

4) исключительно на основании мнения о себе других людей

А13. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А) Чтобы познать себя, необходимо наблюдать за собой и анализиро­вать свои поступки.

Б) Чтобы познать себя, необходимо следить за отношением к себе со стороны окружающих, их оценками своих действий.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А14. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?

1) мифы и легенды о сотворении мира

2) теория относительности

3) закон всемирного тяготения

4) закон соответствия спроса и предложения

А15. Что понимают ученые под абсолютной истиной?

1) исчерпывающее, точное знание об объекте исследования

2) объективные знания об объекте, достигнутые на определенном этапе познания

3) знание, осуществляемое только при помощи художественных образов

4) знание, полученное в результате применения только форм рацио­нального познания

А16. Отличительная особенность эстетического (художественного) познания:

1) получение знания при помощи художественных образов

2) приводит к относительным истинам

3) использует только формы чувственного познания

А17. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности? Познавательная деятельность людей:

А) Сопровождается ошибками, заблуждениями, иллюзиями.

Б) Неразрывно связана с работой сознания, волей, памятью, убеждениями.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

А18. Верны ли следующие суждения о познании?

А) В структуру рационального познания входят понятие, суждение, умо­заключение.

Б) Рациональное познание предваряет собой познание чувственное.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А19. Верны ли следующие суждения о познании?

А) Познание требует наличия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Б) В качестве субъекта познания может выступать как отдельный чело­век, так и общество в целом.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А20. Верны ли следующие суждения о познании?

А) основными формами познания являются чувственное и рациональ­ное познание;

Б) рациональное познание предполагает осмысление сущности позна­ваемого объекта.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть 2

В1. Вставьте пропущенное слово.

«Особым, присущим только человеку свойством, отличающим его от остальных живых существ, является.............., которое опреде­ляется как процесс отражения мира в понятиях, суждениях, те­ориях, производимых человеческим мозгом».

  • lt;variant>возможность обращения к жестким дискам других компьютеров
  • MS Access. На основе данных перечисленных объектов можно создать Форму.
  • разделяется большинством людей

    соответствует предмету познания

    воплощено в форму теории

    3. Критерием истины является:

    материальное производство;

    накопительный опыт;

    научный эксперимент;

    все вышеперечисленное верно.

    И абсолютная, и относительная истины:

    1. носят объективный характер

    2. всегда находят подтверждение на практике

    3. дают полное, исчерпывающее знание о предмете

    4. могут быть опровергнуты со временем

    1. добывается в ходе познавательной деятельности;

    2. соответствует самому предмету познания;

    3. требует усилий для своего понимания;

    Истинное знание в отличие от ложного:

    1. соответствует самому предмету познания;

    2. добывается в ходе познавательной деятельности;

    3. имеет широкие возможности для распространения

    4. излагается с использованием научных терминов

    33. Основным и решающим критерием истины является:

    Логическая последовательность и непротиворечивость.

    Самоочевидность.

    Полезность, в частности выгодность и прибыльность.

    Публичное признание.

    Консенсус.

    Ни один из названных выше постулатов.

    Возможность получения истинного знания отрицается:

    философами

    социологами

    агностиками

    духовенством

    Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам

    Интеллект

    Интуиция

    Созерцание

    Наблюдение

    Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?

    Критерием истинности знания является (-ются)

    А. простота, ясность и непротиворечивость знания.

    Б. соответствие знания общепринятым представлениям.

    А. Истинные знания всегда добываются экспериментальным путем.

    Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Выберите верные суждения о воззрениях эмпириков и рационалистов:

    А. Эмпирики считают, что истинность знания обеспечивается опытными данными.



    Б. Для рационалистов критерием истины является разум.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения об истине?

    А. Целый ряд явлений действительности вообще не поддается оценке с точки зрения истинности или ложности.

    Б. Практика - единственный достаточный критерий истины.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об истине?

    А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

    Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об истине?

    А. Истина - это объективное отражение в сознании челове­ка предметов и явлений.

    Б. Истина - это результат познания, существующий толь­ко в виде понятий, суждений и теорий.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об истине?



    А. Путь к абсолютной истине идет через истины относитель­ные.

    Б. Относительная истина - это полное, неизменное знание.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об истине?

    А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.

    Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения:

    А. Любая истина объективна и относительна.

    Б. Абсолютная истина практически недостижима.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о ложном знании?

    А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изу­чения.

    Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о практике?

    А. Практика - основа познания и критерий истины.

    Б. Общественно-историческая практика - единственный критерий истины.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об истине?

    А. Истина относительна, потому что возможности познания зависят от реальных исторических условий времени.

    Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки, научными методами.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения:

    А. Противоположностью истины может быть другая истина.

    Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения:

    А Критерием истинности знания является его признание авторитетными в обществе людьми

    Б. Критерием истинности знания является его степень распространения в обществе

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о познании?

    А. Вне науки получить объективное знание невозможно.

    Б. Наука является одним из способов познания действи­тельности.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения?

    А. Ни одна из абсолютных истин не может стать относительной

    Б. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения?

    А. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержаться элементы как абсолютной, так и относительной истины.

    Б. Все наши знания только относительно истины, в них нет никакой абсолютной истины.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения?

    А. Абсолютной истиной называют знание, с которым все согласны, поскольку это то, что очевидно, что нельзя представить иначе.

    Б. Относительная истина представляет собой знание. Достаточное для успешного ведения человеком своих дел.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    25. Верны ли суждения?

    А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения.

    Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определенных условиях.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    mob_info