Светское и религиозное музыкальное искусство. Культура и искусство: русские имена


Война 1812 года стала лебединой песней прославленного полководца. Но будущий триумфатор был болен. Не только левый, поврежденный глаз плохо видел, но и в правом оке мутилось. Однако противиться приказу императора Александра Первого, назначившего его командующим Русской армией, он не мог. Но главное, что любезное Отечество, в пределы которого вторгся враг, взывало о помощи…

«Наш стан кипит и дышит мужеством»

29 августа 1812 года у бивуака русских войск возле деревни Царево-Займище Смоленской губернии остановились крытые дрожки. Из них, тяжело дыша, вылез Кутузов. Накануне он получил письмо от командующего Русской армией Михаила Барклая де Толли, в котором он уведомлял, что избрал «весьма выгодную» позицию и намерен дать на ней генеральное сражение Наполеону. Впрочем, пребывать в этой должности ему оставалось недолго. Михаил Илларионович спешил, чтобы принять бразды правления армией.
Старый, увенчанный множеством боевых наград генерал прибыл в войска, когда они занимали позиции и возводили укрепления. Поздоровавшись, Кутузов громко воскликнул: «Да можно ли все отступать с такими молодцами!» В ответ он услышал восторженный рев тысяч глоток.

Кто-то мигом отыскал рифму: «Приехал Кутузов бить французов!» И экспромт тотчас стал поговоркой. «Кутузов приехал! …солдаты, офицеры, генералы - все в восхищении, - вспоминала кавалерист-девица Надежда Дурова. - Спокойствие и уверенность заступили место опасений; весь наш стан кипит и дышит мужеством».
В тот же день, 29 августа, Кутузов осмотрел место предполагаемого сражения и, по свидетельству Барклая, «позицию нашел выгодною и приказал ускорить работы укреплений». Однако наутро музыканты внезапно протрубили отход, и армия двинулась в направлении Гжатска. Это был первый приказ нового главнокомандующего.
Служивые, хоть и хмурились - сколько ж можно Наполеону спину показывать? - однако роптать не стали. Ведь авторитет Кутузова был непререкаем. Барклай же счел себя уязвленным. Он уверился, что Кутузов из зависти лишил его славы, которая окутала бы его после победы при Царево-Займище…
Но дело было не в этом. Кутузов и вовсе не хотел давать сражение французам, где бы то ни было, намереваясь их измучить погоней за русскими. «Надеетесь ли вы разбить Наполеона?» - спрашивали полководца. Он отвечал хитро щурясь: «Разбить - нет, а вот обмануть - надеюсь».
Однако с каждой верстой, приближавшей армию к Москве, сражение с Бонапартом становилось все более неотвратимым.

Его сохраняло провидение.

Ночами Михаил Илларионович спал плохо. Вылезал из палатки, до рассвета сидел у тлеющего костра, зябко кутаясь в шинель. Мучительно вспоминал: сколько же он дал сражений? Пытался сосчитать, но мысли роились, бегали…
Кутузов пошел по стопам отца, генерал-поручика, военного инженера. Образование получил в артиллерийско-инженерной школе, которую окончил в числе самых прилежных. Далее изрядно послужил - сначала в мирное время, потом - под гром пушек. Впервые пороха понюхал Кутузов в турецкой кампании. Направленный в первую Дунайскую армию под начало генерала Петра Румянцева, молодой офицер участвовал в сражениях, прославивших русское оружие - при Рябой Могиле, Ларге (командовал батальоном гренадер), у Кагула (действовал в авангарде правого крыла). За участие в боевых действиях 1770 года Кутузов был произведен в майоры.
Спустя четыре года, в бою близ Алушты он со знаменем в руке увлек за собой солдат. Тут его настигла вражеская пуля. В докладе главнокомандующего Крымской армией генерал-аншефа В.М. Долгорукова Екатерине Второй от 28 июля 1774 года говорилось: «…Ранены: Московского легиона подполковник Голенищев-Кутузов, приведший гренадерский свой баталион, из новых и молодых людей состоящий, до такого совершенства, что в деле с неприятелем превосходил оный старых солдат. Сей штаб-офицер получил рану пулею, которая, ударивши между глазу и виска, вышла на пролет в том же месте на другой стороне лица».
Лечивший Кутузова врач, был поражен: «Видимо, провидение сохраняет этого человека для чего-то необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая была смертельна».
За участие в том бою Кутузов был удостоен ордена святого Георгия четвертой степени (он стал полным кавалером этой высокой награды) и был направлен Екатериной для лечения за границу. Однако там не бездельничал - знакомился с опытом военного дела в Австрии и Пруссии. Скоро Кутузов приумножил число своих наград - за бои под Аккерманом и Каушанами, за взятие Бендер, участие в штурме крепости Измаил в армии под командованием Александра Суворова.

Смятение Александра Первого.

В 1797 году, уже при Павле Первом, Кутузов удостоился звания генерала от инфантерии. Стоит заметить, что он был в большом фаворе у императора, который правил Россией всего четыре с лишним года. Павел назвал генерала «одним из величайших полководцев нашего времени».
Они много общались, Кутузов был частым гостем в новом императорском дворце - Михайловском замке. Государь даже стал крестным отцом внука Кутузова Павлуши. Увы, благополучие генерала оборвал мартовский переворот 1801 года, во время которого император был убит…
Новый царь Александр Первый косо посматривал на Кутузова. Точные причины царской неприязни не известны, но в 1802 году Кутузов уходит - или вынужден уйти? - в отставку. На три года он уединяется в своем имении Горошки Житомирского уезда.
Император вспомнил о генерале, когда Австрия схлестнулась с Наполеоном. Кутузов возглавил армию, брошенную на помощь союзницы России. Он оказался лицом к лицу со значительно превосходившими по численности французскими войсками. Почти неделю генералу пришлось отступать, то и дело отражая удары французов с флангов и прикрываясь арьергардами. В конце концов, армия Кутузова сумела избежать разгрома и соединилась с корпусом генерала Федора Буксгевдена.

В декабре 1805 года случился Аустерлиц…

Формальным командующим союзной армией, состоявшей из 60-ти тысяч русских и 25-ти тысяч австрийцев, был Кутузов. Однако его смущало присутствие двух императоров - Александра Первого и Франца Второго. Но окончательно погубил дело план другого Франца - австрийского генерала Вейротера. Его отвергал Кутузов, но принял русский царь, отчего-то благоволивший к стратегам из Вены.
Как известно, Наполеон, снова показавший себя блестящим стратегом, под Аустерлицем нанес союзной армии жестокий удар. Потери союзников составили 27 тысяч, причем подавляющее большинство убитых были русскими. Более ста лет - со времен Нарвской битвы 1700 года со шведами - войска империи не терпели столь чувствительных поражений…
Под Аустерлицем сражался муж дочери Кутузова Елизаветы, флигель-адъютант, капитан Федор Тизенгаузен, бросившийся в атаку с развевающимся знаменем. Он был сражен пулей. Сам Кутузов, получивший увечье, едва не угодил в плен. Ну а Александр Первый, этот величественный император, пребывал в смятении и плакал как ребенок…

Последний парад полководца.

Летом 1812 года Кутузов находился в праздном покое. Он был отставлен императором, затаившим на него обиду после аустерлицкого краха. К тому же, полководец зрел его, царское, унижение…
Кутузов понимал, что его время прошло. Да и возраст давал о себе знать - как-никак, генералу шел уже 67-й год, да и недуги все больше тревожили его израненное тело.
Однако последний парад полководца был впереди…
Когда Наполеон вторгся в пределы России и стремительным маршем двинулся вглубь страны, Кутузов был избран начальником петербургского, а затем и московского ополчений. Но разве эта скромная должность была достойна боевого генерала?
«Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…» Но лишь после сдачи французам Смоленска Александр Первый вызвал бывалого полководца. Представший пред ясные очи царя старый лис понимал, о чем пойдет разговор. И не ошибся - после аудиенции генерал выехал в действующую армию…
В ранге главнокомандующего Кутузов еще несколько дней вел русское войско к Москве и, наконец, достиг села Бородина. Более пятиться было невозможно - позади была Белокаменная. Русская армия расположилась на позициях, чтобы помериться силами в чистом поле с соединениями Наполеона…
Едва стихло Бородинское сражение, главнокомандующий отправил письмо императору: «Кончилось тем, что неприятель нигде не выиграл ни шагу земли с превосходными своими силами». Далее в письме говорилось: «…а потому, когда речь идет не о славе выигранных только баталий, но вся цель будучи устремлена на истребление французской армии, я взял намерение отступить шесть верст, что будет за Можайском».

«Все это теперь развалится само собой»...

Французы вошли в Белокаменную, изрядно ее разграбили. Пока Наполеон мучительно решал, кашляя от нестерпимого дыма московских пожарищ, как поступать дальше, Кутузов действовал быстро и решительно. Он, предвидя отход французов, закрывал им пути везде, где только возможно. И когда захватчики в октябре 1812 года вышли из древней столицы, им пришлось брести по пустынной дороге. Продовольствие и фураж, да и то в небольших количествах, доставались им дорогой ценой.
К тому же французы беспрестанно подвергались набегам партизан и атакам Русской армии. Со злорадством наблюдая закат французской армии, Кутузов говорил: «Теперь за одного русского я не дам и десять французов». И, верно, поминал, что, как и обещал, перехитрил супостата…
Становилось все холоднее и страшнее - наступала зима, и захватчики, уже окончательно потерявшие боевой строй, замерзшие и голодные, превратились в сборище бродяг. Они мечтали лишь о том, чтобы любой ценой выбраться из этой загадочной и страшной страны.
Александр Первый требовал дать еще одно, генеральное сражение французам, чтобы разбить их окончательно. Но Кутузов лишь устало повторял: «Не нужно. Все это теперь развалится само собой». Да и не было у Кутузова таких сил. Наполеоновская армия была разбита, но и русская выглядела изрядно потрепанной. Да и зачем жертвовать солдатскими жизнями и гнаться за неприятелем, который и без того удирает со всех ног?

Достойные почести полководцу....

Изгнав остатки наполеоновских войск из пределов империи, русская армия отправилась в европейский поход. Кутузов, не желавший покидать пределы России, ворчал: «Самое легкое дело идти теперь за Эльбу. Но как воротимся? С рылом в крови!»
Его не радовали ни милость царя, ни свалившиеся на его голову награды и почести. Полководец был удостоен звания князя Смоленского, награжден высшим боевым орденом - Святого Георгия первой степени, шпагой с бриллиантовым эфесом и лаврами из изумрудов. Кроме того, Михаил Илларионович получил чин фельдмаршала и 100 тысяч рублей - несметную по тем временам сумму!
Ему все больше нездоровилось. Одолевала апатия и слабость, но он не просил отставки, решив нести свой крест до конца. Продолжал командовать армией, которая вошла в Польшу, а затем - в Силезию и Пруссию. Но в марте 1813 года Кутузов занедужил всерьез. И слег окончательно.
Незадолго до смерти Александр Первый навестил умирающего полководца. «Прости меня, дорогой Михайло Илларионович, что порою был к тебе несправедлив», - молвил царь со слезами на глазах. «Я прощаю тебе, государь, - едва слышно отвечал Кутузов. - Да простят тебя Бог и Россия…»
Целых полтора месяца гроб с телом Кутузова везли в Санкт-Петербург. Медлительность объяснялась тем, что повсюду усопшему оказывали достойные почести. В пяти верстах от столицы гроб сняли с повозки и до самого Казанского собора несли на плечах. Вся Россия оплакивала героя, спасшего Россию от одного из самых страшных вражеских нашествий.

Следует отметить, что современные исследователи, задающиеся вопросом о сущности искусства как такового, настаивают на том, что отождествление искусства с эстетичностью «кажется нам неприемлемым, потому что, если, с одной стороны, оно и упрощает проблему, то, с другой, ограничивает сферу эстетического опыта, абстрагируя и изолируя реальность искусства» (Банфи.А. Философия искусства. М. Искусство. 1989. –С.358). Однако, это внехудожественное основание, к примеру, писатель Шиллер и философ Спенсер видели в игре . Спенсер рассматривал игровой характер искусства в качестве развлечения , вызванного необходимостью восстановить физические силы человеческого организма. Для Шиллера игровой характер искусства сводим к «иронической диалектике для отдыха духа», своеобразное отвлечение от привычной работы. Потому-то, как пишет А. Банфи, «в искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования , неестественности , чего-то искусственного , я бы сказал, чего-то почти магического , в чем для нас, по-видимому, только и должна проявляться красота» (-С.34). Любопытным есть и вывод, который делает на основании анализируемого материала этот автор: «Всякое произведение искусства - это в известном смысле некий идол, тот самый идол, которого грешники слепили собственными руками, чтобы ему поклониться» (-С.35). И далее: «Ибо каждое произведение искусства является таковым лишь благодаря излучаемому им ощущению духовности, благодаря содержащемуся в нем откровению, откровению, которое не сводится к какому-либо аспекту мира или личностных ценностей, а является отражением присутствия в мире и личности духа, который таким образом обозначил новый источник своей идеальной жизни».(-С.35) Другое дело, как понимает представитель и выразитель светской мысли, что есть «присутствующий в мире и личности дух», какие задачи и в чем сущность искусства? Оказывается сфера духа для него – это сфера художественной жизни: «Лишь в сфере художественной жизни художник выступает в качестве художника, то есть творца: его чудотворная гениальность и состоит именно в участии в этой жизненной потребности, чуждой каких-либо личностных поползновений, свободной от настроения публики и идеально абстрактного схематизма: в мучительном стремлении к решению своих конкретных проблем» (-С.37). Потому-то искусство своим источником имеет жизнь, «ею и вскармливается». «Искусство не знает других норм, других традиций, помимо своей жизни; не знает других проблем, иных решений, кроме тех, которые выдвигает перед художественной реальностью сама жизнь в своем непрерывном развитии» (- С.38).

Таким образом, светский мастер или светский аналитик искусства, не отрицая наличие духовности и духовного вектора в искусстве, видят её в самопроизвольном, непрерывном развитии жизни как таковой, которая сама себя направляет, питает, вдохновляет. Следовательно, только изучив законы и тенденции развития этой жизни, с точки зрения светской мысли, можно ее понять, отразить, выразить. Чем более глубоко художник и мыслитель сможет проникнуть в тайны мирозданья, жизни как таковой, тем более ярко он сможет ее и выразить, отразить. Отсюда подчеркивается важность овладения методами и приёмами изобразительности , а также развития личностных качеств и собственных усилий творца. Жизнь многогранна и богата и каждый видит ее сквозь призму собственного вкуса, настроения . От того-то уже с эпохи Возрождения (Ренессанса) столь значимо и важно было сформировать авторскую манеру, неповторимый почерк, который бы указывал на уникальность мастера и его творения. Так становится нормой подписывать свое произведение мастером или указывать с помощью символов, кто есть его автор. Таким образом, в светском искусстве внешняя выразительная форма подчинена тому откровению, которое открылось мастеру, и было явлено миру сквозь призму его чувств и переживаний. Однако закономерным следствием такого настроения ума становится следующая, хорошо нам известная тенденция в современном искусстве: сколько взглядов и настроений, столько и стилей, подходов, форм выражения. Следовательно, искусство светское предлагает многообразие форм , стилей и не мыслит себя вне этого разнообразия. Суета сует.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Духовное и светское песенное искусство. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох Выполнил: учитель музыки МБОУ «СОШ№2» г.Олёкминска РС(Я) Андреева Ольга Петровна

2 слайд

Описание слайда:

Духовное песенное искусство Духо́вная му́зыка (нем. geistliche Musik, итал. musica sacra, англ. sacred music) - музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, в Реквиеме В.А. Моцарта), так и свободными (например, в мотетах Гийома де Машо), написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан - Библии).

3 слайд

Описание слайда:

Эпоха средневековья в истории музыкального искусства – как и всей художественной культуры человечества – чрезвычайно сложный и противоречивый этап. Более 1000 лет средневековья для музыкального искусства означали длительную и очень напряжённую эволюцию музыкального мышления – от монодии – одноголосия – до сложнейших форм многоголосной полифонии. В этот период формировались и усовершенствовались многие музыкальные инструменты, складывались музыкальные жанры – от простейших форм хорового одноголосия до многочастных многоголосных жанров, сочетающих и вокальное, и инструментальное звучание – месса, пассионы.

4 слайд

Описание слайда:

Исключительную значимость в развитии духовной музыки обретают монастырские певческие и композиторские школы. В их недрах развивалась и особая, числовая эстетика музыки, входящей в состав 7 «свободных искусств», наряду с математикой, риторикой, логикой, геометрией, астрономией и грамматикой. Понимаемая как числовая наука, музыка для средневековых эстетиков была проекцией математики на звуковую материю.

5 слайд

Описание слайда:

Православное духовное пение Знаменный распев - это древнерусская одноголосная традиция Богослужебного пения. Знаменный распев родился и расцвел на Русской земле, в Русской церкви. Он наиболее полно отражает молитвенные чувствования Русской души предстоящей Богу. В основе знаменного пения лежит древняя византийская певческая культура, принятая нами вместе с самой Христовой верой еще при святом князе Владимире. Но знаменный распев это не просто интерпретация греческого пения на русский лад, это целостная духовно-музыкальная система, плод соборного творчества Святой Руси, песнь Богу народа Божия.

6 слайд

Описание слайда:

Тропа́рь греч. Τροπάριον- в православной церкви - краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо. Тропарь в каноне - строфа, следующая за ирмосом, с распевом стихов по его (ирмоса) мелодико-ритмической модели

7 слайд

Описание слайда:

Парте́сное пе́ние (от позднелат. partes - партии [многоголосного музыкального сочинения], голоса́) - род русской церковной и концертной музыки, многоголосное хоровое пение, которое используется в униатском и в православном богослужении у русских, украинцев и белорусов. Важнейший жанр партесного пения - партесный концерт.

8 слайд

Описание слайда:

Стихи́ра греч. στιχηρὰ, от др.-греч. στίχος - стихотворная строка, стих), в православном богослужении - гимнографический текст строфической формы, обычно приуроченный к стихам псалма (отсюда название). В стихирах проводится тема дня или воспоминаемого события. Число стихир зависит от праздничности богослужения. Строфы не имеют фиксированной стихотворной формы и варьируются в широком диапазоне от 8 до 12 строк. Мелодия стихиры, как правило, охватывает одну строфу.

9 слайд

Описание слайда:

Литурги́я (греч. λειτουργία - «служение», «общее дело») - главнейшее христианское богослужение в исторических церквях, во время которого совершается таинство Евхаристии. В западной традиции слово «литургия» употребляется как синоним слова «богослужение»

10 слайд

Описание слайда:

Всенощным бдением, или всенощной, называется такое Богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Это Богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Сам Господь Иисус Христос нередко посвящал ночные часы молитве: "Бодрствуйте и молитесь, говорил Спаситель апостолам, - чтобы не впасть в искушение". И апостолы собирались ночью на молитву. В эпоху гонений христиане также совершали богослужения ночью. Вместе с тем до нашего времени в большинстве храмов России всенощное бдение служится ночью накануне праздников Святой Пасхи и Рождества Христова; накануне некоторых праздников - в Афонских монастырях, в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, в том числе и в Олёкминском Спасском Православном соборе.

11 слайд

Описание слайда:

Хорал Когда папа Григорий I нарек монодию "главной" церковной музыкой, он едва ли мог предполагать, какая карьера ожидает хорал, получивший название григорианского. Григориа́нское пение (лат. cantus Gregorianus; англ. Gregorian chant, фр. chant grégorien, нем. gregorianischer Gesang, итал. canto gregoriano), григорианский хорал, cantus planus - литургическая монодия римско-католической церкви

12 слайд

Описание слайда:

Месса (лат. missa) в значении музыкального термина чаще всего понимается как жанр церковной многоголосной музыки на ординарные молитвословные тексты католической мессы. Изначально такие мессы сочинялись композиторами для украшения богослужения. Пик развития многоголосной мессы - вторая половина XV - начало XVII веков. В Новое время композиторы, как правило, задумывали мессу сразу как законченное концертное сочинение, вне всякой связи с богослужением.

13 слайд

Описание слайда:

Фактически первой школой многоголосия стала парижская певческая школа при соборе Нотр – Дам (с сер. XII по сер. XIII вв.), крупнейшими мастерами которой были Леонин и Перотин. Дальнейшее развитие многословия связано с именами французских музыкантов эпохи Ars nova Филиппа де Витри и Гийома де Машо.

14 слайд

Описание слайда:

Светское песенное искусство Сакральная(духовная) и мирская (светская)сферы музыки опирались на различные образные системы. Центром светской сферы был образ земного человека во всем многообразии его земной жизни. В первую очередь это отразилось в песенно-поэтическом искусстве странствующих музыкантов. Эта новая тенденция мирского музицирования – стоящая как бы между собственно фольклором и сакральным музыкальным искусством – ранее всего сформировалась в Провансе – в IX – XI вв. и затем распространилась по всей Европе. В различных европейских странах эти бродячие музыканты назывались различным образом: трубадурами – на юге, труверами – на севере Франции, миннезингерами и шпильманами – в Германии, хогларами – в Испании. Принципы их творчества, круг образов и тем во многом были едины. Они были в одном лице поэтами, певцами, жонглерами, фокусниками, исполнителями на множестве музыкальных инструментов.

15 слайд

Описание слайда:

Искусство странствующих музыкантов было генетически связано с фольклорной традицией с одной стороны, а с другой – с развитием образования и культуры рыцарства. Начиная с IX в. сыновья влиятельных сеньоров получали образование в монастырях, где, в числе прочих наук, их обучали пению и теории музыки. Таким парадоксальным образом сакральная сфера духовной жизни внутри себя порождала новое мирское искусство. В соответствии с традициями рыцарства – и как реакция на аскетизм христианской доктрины – образным центром новой мирской музыки становится земная чувственная любовь. Но в то же время каноны христианской морали накладывают отпечаток на трактовку этой, безусловно, новаторской для музыкального искусства тематики. Любовь странствующими музыкантами осознавалась как идеалистическая, безответная, безнадежная, полностью основанная на безоговорочной верности даме сердца. Отклик на свою любовь странствующий музыкант в этом мире обрести и не предполагал, только смерть могла принести ему избавление от любовных мук, только в ином, высшем мире он мог обрести покой.

16 слайд

Описание слайда:

Искусство странствующих музыкантов, прежде всего, было ориентировано на личность, индивидуальность и, как следствие, имело принципиально одноголосный характер. Одноголосие – в отличие от преимущественно хорового характера сакральной музыки – было обусловлено и традицией тончайшей вокальной нюансировки поэтического текста. Мелодика песен странствующих музыкантов была чрезвычайно гибка и прихотлива. Но при этом ритмика была практически канонизирована – в чем явно обнаруживается влияние канонизированной музыки сакральной – и определяема поэтическим размером. Разновидностей ритма – так называемых ритмических модусов – было всего 6, и каждый из них имел строго закрепленное образное содержание.

Тема урока: Светская и духовная музыка

Тип урока: урок расширения и углубления знаний

Цель урока: раскрыть сущность светской и духовной музыки; воспитывать любовь к музыке; развивать самостоятельность, активность; формирование музыкальной культуры.

Ход урока:

ОРГ Момент

Повторение пройденного материала.

С какими музыкальными жанрами связано понятие Музыкальная драматургия? (опера, балет, оперетта, мюзикл, оратория, музыкальный кинофильм и симфоническая музыка)

Что значит Развитие?

Какие способы развития музыки вам известны?(повтор, варьирование, секвенция, имитация)

^ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основ­ных направлений: светского и духовного, церковного. Светская му­зыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Духовная музыка всегда была связана с богослужением.

Первые профессиональные музыканты - композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) - вплоть до XVIII в., как правило, служили капельмейстерами и органистами при дворах мо­нархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви.

Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных обра­зов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви - месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении ор­гана или оркестра.

Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распе­вов определяли высокую художественно-нравственную силу воздейст­вия духовной музыки. Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаше всего писал музы­ку для органа и хора, а Березовский - для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубо­кое и многогранное развитие. Содержание хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского развертывается в со­вершенной полифонической форме - фуге.

Вспомните знакомые вам мелодии духовной и светской музыки.

Послушайте и сравните названные хоры Баха и Березовского.

Какой прием развития вы здесь слышите? (имитация)

Какую роль выполняет прием имитации в развитии музыкальных образов?

^ Светская музыка. С 16 в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. Camera комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инст­рументальную или вокальную светскую музыку. С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. В творчестве венских композиторов-классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. - сформировались классические виды инст­рументального ансамбля - соната, трио, квартет и др.

Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная му­зыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вель­мож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камермузыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в боль­ших концертных залах.

Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатю­ры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф. Шуберта, фортепианные песни без слов Ф. Мендельсона, каприсы Н. Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф. Шопена, ро­мансы М. Глинки, пьесы П. Чайковского и многое другое.

Закрепление и подведение итогов урока

ДЗ повторить материал

Отличительные особенности церковного искусства и мирского (светского, секулярного).

Итак, искусство есть специфическая форма отражения, освоения действительности или способ выражения в художественной форме идей, принципов и духовных устремлений человека. Из этого следует, что в зависимости от того какие идеи, принципы и нормы положены в основание мировоззрения человека, который в художественной форме отражает, выражает или осваивает эту действительность, таковым будет и характер искусства.

Если мировоззрение человека, устремления его души имеют вектор мирской, то и результаты его творческой деятельности будут иметь светский или секулярный характер. В том случаи, если мастер смотрит на мир не плотскими («плотяными») глазами, а «глазами умными» и имеет «умное видение» мира, как говорили Отцы, то и результат его творческих устремлений будет обращен ко Творцу и пронизан Благодатью. Потому-то церковно-христианское искусство в своей сущности несет отражение молитвенного опыта человека и в зависимости от того, насколько этот опыт глубок, насколько человек погружен в молитву, настолько духовно выразительно и благодатно будет его творчество.

Проанализируем существенные особенности и характер искусства светского и церковно-христианского.

Следует отметить, что современные исследователи, задающиеся вопросом о сущности искусства как такового, настаивают на том, что отождествление искусства с эстетичностью «кажется нам неприемлемым, потому что, если, с одной стороны, оно и упрощает проблему, то, с другой, ограничивает сферу эстетического опыта, абстрагируя и изолируя реальность искусства» (Банфи.А. Философия искусства. М. Искусство. 1989. –С.358). Однако, это внехудожественное основание, к примеру, писатель Шиллер и философ Спенсер видели в игре . Спенсер рассматривал игровой характер искусства в качестве развлечения , вызванного необходимостью восстановить физические силы человеческого организма. Для Шиллера игровой характер искусства сводим к «иронической диалектике для отдыха духа», своеобразное отвлечение от привычной работы. Потому-то, как пишет А. Банфи, «в искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования , неестественности , чего-то искусственного , я бы сказал, чего-то почти магического , в чем для нас, по-видимому, только и должна проявляться красота» (-С.34). Любопытным есть и вывод, который делает на основании анализируемого материала этот автор: «Всякое произведение искусства - это в известном смысле некий идол, тот самый идол, которого грешники слепили собственными руками, чтобы ему поклониться» (-С.35). И далее: «Ибо каждое произведение искусства является таковым лишь благодаря излучаемому им ощущению духовности, благодаря содержащемуся в нем откровению, откровению, которое не сводится к какому-либо аспекту мира или личностных ценностей, а является отражением присутствия в мире и личности духа, который таким образом обозначил новый источник своей идеальной жизни».(-С.35) Другое дело, как понимает представитель и выразитель светской мысли, что есть «присутствующий в мире и личности дух», какие задачи и в чем сущность искусства? Оказывается сфера духа для него – это сфера художественной жизни: «Лишь в сфере художественной жизни художник выступает в качестве художника, то есть творца: его чудотворная гениальность и состоит именно в участии в этой жизненной потребности, чуждой каких-либо личностных поползновений, свободной от настроения публики и идеально абстрактного схематизма: в мучительном стремлении к решению своих конкретных проблем» (-С.37). Потому-то искусство своим источником имеет жизнь, «ею и вскармливается». «Искусство не знает других норм, других традиций, помимо своей жизни; не знает других проблем, иных решений, кроме тех, которые выдвигает перед художественной реальностью сама жизнь в своем непрерывном развитии» (- С.38).



Таким образом, светский мастер или светский аналитик искусства, не отрицая наличие духовности и духовного вектора в искусстве, видят её в самопроизвольном, непрерывном развитии жизни как таковой, которая сама себя направляет, питает, вдохновляет. Следовательно, только изучив законы и тенденции развития этой жизни, с точки зрения светской мысли, можно ее понять, отразить, выразить. Чем более глубоко художник и мыслитель сможет проникнуть в тайны мирозданья, жизни как таковой, тем более ярко он сможет ее и выразить, отразить. Отсюда подчеркивается важность овладения методами и приёмами изобразительности , а также развития личностных качеств и собственных усилий творца. Жизнь многогранна и богата и каждый видит ее сквозь призму собственного вкуса, настроения . От того-то уже с эпохи Возрождения (Ренессанса) столь значимо и важно было сформировать авторскую манеру, неповторимый почерк, который бы указывал на уникальность мастера и его творения. Так становится нормой подписывать свое произведение мастером или указывать с помощью символов, кто есть его автор. Таким образом, в светском искусстве внешняя выразительная форма подчинена тому откровению, которое открылось мастеру, и было явлено миру сквозь призму его чувств и переживаний. Однако закономерным следствием такого настроения ума становится следующая, хорошо нам известная тенденция в современном искусстве: сколько взглядов и настроений, столько и стилей, подходов, форм выражения. Следовательно, искусство светское предлагает многообразие форм , стилей и не мыслит себя вне этого разнообразия. Суета сует.

mob_info