Состариваем дерево самостоятельно дома. Старение дерева своими руками

Если вы хотите добиться привлекательности и благородства от деревянных элементов своего интерьера, достаточно просто состарить их. Причем сделать это легко в домашних условиях, выбрав удачный способ. В этой статье мы расскажем о популярных способах искусственного состаривания вещей и их техниках.

Как ни странно это звучит, но в интерьере намного красивее смотрится дерево, от которого веет стариной.

Из такого материала можно смастерить оригинальный светильник, подставку, комод, стол, шкаф, подоконник, двери, полы или садовую лавку. Любой предмет будет излучать уют и тепло. К тому же сегодня все старое в моде.

Знаете ли вы? На земном шаре существует более десятка древесных пород, которые по своей твердости приравниваются к железу. Они практически не поддаются обработке и тонут в воде. Их даже используют в машиностроении для изготовления конструктивных элементов и гвоздей. Это темир-агач, парротия, тис, азобе, береза Шмидта, улин, ятоба, сукупира.

Если дожидаться, пока произойдет естественный процесс изнашивания древесины, уйдет немало времени. Десятки лет нужно, чтобы природный рисунок на материале под воздействием солнца и ветра приобрел специфическое переплетение темных и светлых тонов.
Ведь в холодное время года нарастают плотные волокна, которые являются каркасом. А летом образуется рыхлая и легкая ткань. Именно она стирается с течением времени, что обеспечивает доскам старину.

Этот эффект удачно используют нынешние дизайнеры, превращая таким образом даже самые дешевые деревянные предметы в атрибуты роскоши и стиля. Без него нельзя создать стили кантри, прованс, ретро, шебби-шик, винтаж.

К тому же приобретенная старинная мебель прослужит намного меньше, нежели новая, но искусственно обветшавшая.

Прованс, шебби-шик и винтаж в дизайне

Многие популярные стили современного дизайна характеризуются использованием изношенных и потертых предметов и деталей в интерьере, пастельной тональностью и романтическими элементами декора.

Знаете ли вы? Ежегодно для своих потребностей люди вырубают около 15 миллиардов деревьев всего зеленого фонда планеты, пополняя его при этом лишь на 5 миллиардов новых саженцев.

Об этом стиле впервые заговорили в ХІХ веке французы, живущие в одноименной провинции. Их традиции в переплетении с повседневными крестьянскими хлопотами и южной природой стали основой в развитии нового направления в дизайне.

Прованские дома отличались изящностью и одновременной простотой, трепетным отношением к вещам предков. Именно эти фамильные реликвии стали олицетворением духа южной Франции.
Для этого стиля характерны:

  • преобладание белого цвета и всех оттенков бежевого;
  • искусственно выцветшие на солнце фрагменты;
  • разноцветная палитра в декоре, аксессуарах (часто встречаются рисунки цветов, полоска, пастораль и клетка);
  • множество элементов из дерева в отделке;
  • искусственно потертая керамическая плитка (сколы, необработанный камень, кирпич, этнос);
  • фарфоровая посуда, кованые зеркальные рамы, салфетки и скатерти из текстиля;
  • предметы освещения с элементами ковки, хлопка и льна;
  • обрешеченные панорамные окна;
  • деревенская мебель классических форм с элементами дерева, ковки и плетения.

Знаете ли вы? Самым высоким деревом в мире считается секвойя из Штата Калифорния. Ее ствол разросся до 115-метровой высоты, а в диаметре он достигает 8 м.

Представляет собой совсем новое направление в оформлении интерьера. Возникло оно в Великобритании около 30 лет назад.

Его основой является свойственная англичанам сдержанность, консерватизм, экономность и пристрастие ко всему старинному, но добротному.
Стиль шебби-шик проявляется в следующих признаках:

  • отсутствие белых тонов;
  • превалирование бледных оттенков: голубого, розового, лавандового, желтого и молочного;
  • яркие контрастные цвета;
  • использование керамической плитки под обветшавшее окрашенное дерево, дикий камень или штукатурку, а также с мелким цветочным рисунком;
  • на белом оштукатуренном потолке классическая лепнина в тон сусального золота, а также выбеленные фрагменты перекрытия;
  • имитирующие старение деревянная и металлическая фактуры;
  • из предметов интерьера используется в основном отреставрированный антиквариат, текстильные вещи, искусственно состаренные фоторамки, старинные канделябры, живые цветы, фарфоровые куклы и статуэтки ангелов;
  • в освещении присутствуют хрусталь, ковка, матерчатые абажуры и древние подвески;
  • отреставрированная мебель из дорогостоящей древесины, окрашенные детали из металлической ковки.

Знаете ли вы? В Соединенных Штатах Америки к категории антикварных предметов относят все поделки, изготовленные до 1830 года, в Канаде - до 1847 года, а в Великобритании - до 1917 года.

Его придумали французы, заложив фундаментальные основы из уникальности и подчеркнутой оригинальности старинных изношенных предметов интерьера.

Изначально так называлось вино с многолетней выдержкой, но со временем сформировался целый дизайнерский стиль.

Его главная черта заключается в использовании антикварных предметов, которые с точностью должны соответствовать модным веяниям своей эпохи.
Винтажному интерьеру свойственны:

  • превалирующие белый, бежевый и молочные оттенки, а также контрастные - бордовый, зеленый, графитовый, лиловый;
  • рисунки с цветами и растительностью;
  • искусственно сделанные изъяны;
  • напольное покрытие из дерева, мрамора или керамики, но обязательно с эффектом потертости;
  • не перегруженность в декоре (дозировано используются лишь ценные старинные предметы, фотографии, зеркала, картины, канделябры);
  • лепнина в классическом стиле;
  • использование натуральных материалов, кованых элементов, хрусталя, льна, шерсти;
  • присутствующий в оформлении интерьера дух сдержанности и элегантности;
  • антикварная мебель из древесины и кованого металла.

Пошаговая инструкция состаривания древесины

Современные умельцы давно освоили множество методов искусственного обветшания древесины. Каждый из них имеет свои достоинства и отличия. Узнаем, какие именно.

Техника механической стилизации старины производится несколькими путями с помощью обработки древесины жесткой щеткой либо же двухслойным нанесением краски.
Обработка древесины жесткой щеткой

Первый вариант называется брашированием, а второй - патинированием.

Суть способа заключается в извлечении мягких древесных волокон, в результате чего на поверхности доски получается четко выраженная рельефность. То же происходит и в природе через десятки лет.

Видео: как состарить дерево - браширование Специалисты считают браширование самым простым методом, но призывают ответственно подходить к выбору древесины. Для этого лучше использовать хвойные породы с четким рисунком.

  • клен;
  • фруктовые деревья (вишня, груша, яблоня);

Важно! Работая с пиломатериалами, не забывайте маской или очками защитить свое лицо и глаза от попадания осколков, пыли. Не помешает также и респиратор .

Когда выбор материала сделан, можно приступать к работе.

Опытные мастера советуют изначально потренироваться на каком-либо ненужном обрезке, чтобы «набить» руку :

  1. Возьмите газовую горелку и предварительно обработайте ею материал. Не теряйте бдительности: обжигайте материал, не задерживая подолгу прибор. Нельзя допускать возгорания смолы.
  2. В случае, когда термопроцедуры не предусмотрены, перед работой обязательно смочите доску влажной кисточкой и дайте ей около 3 минут просохнуть.
  3. Наденьте на болгарку либо электрическую дрель металлическую щетку со специальной насадкой и в направлении волокон проводите от одного конца доски к другому, снимая таким образом мягкие волокна. Важно это сделать за одно касание, а не рывками.
  4. Листом наждачной бумаги с мелким напылением хорошенько отполируйте поверхность.
  5. Удалите остатки пыли с помощью пылесоса или деревянной щеткой с мягкой щетиной. Все движения должны быть направлены вдоль волокон, а не поперек.
  6. При желании можно усовершенствовать свой шедевр имитацией следов короеда. Делается это с помощью тоненького сверла. Угловатые отверстия должны быть хаотичными, но кучными.
  7. Чтобы создать завершенный образ, покройте поверхность воском с красящими элементами либо краской, лаком. Некоторые дизайнеры советуют творчески подойти к этому этапу работы, совмещая светлые и темные тона. При этом они должны распределяться соответственно на впадинах и выпуклостях.
  8. Если окрашивание однотонное, пройдитесь наждачной бумагой по рельефу, чтобы добиться его потертости.
  9. В заключение покройте доску лаком. Очень эффектно смотрится сетка из трещинок, которая получается после покрытия специальными кракелюрными лакокрасочными изделиями.

Состаренное горелкой дерево

Важно! Приобретая пиломатериалы, учитывайте их классификацию. Для создания эффекта поношенности больше подойдет класс С, который характеризуется неограниченным количеством сучков (в том числе и выпавших), трещин и углублений. Если дух чрезмерной старины вам не по душе, можете отдать предпочтение доскам класса АВ. Они имеют намного меньше дефектов.

Когда-то патиной называли тонкий оксидный налет на медных изделиях. Сегодня это популярная техника в обработке как металлических, так и деревянных изделий.

Способ отличается трудоемкостью, хоть осуществляется с помощью нанесения специальных реактивов. Для его реализации требуются предельная аккуратность, усидчивость и внимательность.

Если у вас нет опыта с подобными техниками, желательно потренироваться на деревянных отходах. Дизайнеры любят применять патинирование при оформлении жилища в стилях кантри и классики.
Самым простым вариантом такого обветшания древесины эксперты считают втирание воска в рельефные выпуклости поверхности, что создает эффект потертости. Мы же пойдем путем нанесения патины.

Итак, приступаем к работе :

  1. Наждачной бумагой тщательно отполируйте поверхность доски, максимально снимая старое окрашивание.
  2. Мягкой щеткой либо пылесосом удалите остатки пыли.
  3. Для усиления адгезионных характеристик древесины прогрунтуйте ее (важно выбирать грунтовку для антикварной реставрации) и просушите.
  4. Через сутки можно приступать к нанесению патины. Для этого лучше обзавестись акриловой краской. Действовать нужно с максимальной осторожностью. После окрашивания поверхность должна высохнуть в течение 24 часов.
  5. Следующий слой краски с бронзовым или металлическим оттенком нанесите во всех направлениях небольшими штрихами. Важно не переборщить с количеством патины. Сразу же, не дав нанесенному пласту высохнуть, разотрите его излишки куском поролона.
  6. Когда краска начнет засыхать, сухой ветошью затрите все выпуклости, что обеспечит эффект старины.
  7. Покройте лаком всю поверхность. Это придаст ей утонченности и защитит от механических повреждений и излишней сырости.

Видео: патирование мебели

Важно! Патинирование не применяют на деталях, с которыми часто контактирует человек. Краска очень быстро стирается, что придает вместо духа антиквариата эффект неопрятности .

Эффект состаривания достигается путем комплексной обработки пиломатериалов. Осуществляется эта техника в несколько этапов:


Этот способ оригинально смотрится лишь на лиственных породах, поскольку в составе их древесины имеются дубильные вещества. При контакте с химическими реактивами они темнеют, благодаря чему и возникает эффект изношенности.

Важно! Если на древесине появились признаки грибка, избавиться от проблемы поможет специальный отбеливатель на основе хлора. Учтите, что он проникает вглубь материала на 3 см.

Технология отличается простотой и наличием разных вариаций, с помощью которых можно добиться большей или меньшей степени старения.

Обязательно перед работой отшлифуйте поверхность куском наждачной бумаги с крупной фракцией. А далее выбирайте метод на свой вкус:

  1. Щедро обработайте доску нашатырным спиртом. Вступая в реакцию с материалом, вещество спровоцирует появление благородного потемнения. Если речь идет о состаривании определенного участка на стене, вы можете неравномерно распределить реактив, что усилит эффект.
  2. Полимерной щеткой обработайте доску, чтобы четко проступали годичные кольца. Затем покройте пиломатериал морилкой и вскройте лаком.
  3. Покрасьте подшлифованную поверхность краской-эмалью и подсушите. На высохший пласт нанесите вторую краску более жидкой консистенции. Дайте подсохнуть и обработайте наждачкой с мелкой фракцией отдельные участки древесины.
  4. Покройте дерево морилкой, основанной на воде. После этого частично смойте покрытие в средней зоне, оставляя темными края.

Даже в домашних условиях можно сделать фрагменты отделки и декора под старину, хоть на самом деле они будут совсем новыми. В этом процессе важно проявить максимум фантазии и старания, и тогда ваши деревянные предметы будут выглядеть не хуже тех, которые выставлены на продажу в антикварных салонах.

03.09.2016 69048

Иногда подчеркивание старости – оригинальное решение проблемы неприглядных створок. Так, красивыми без дополнительных трат. Конечно, эффект должен быть нарочитым – неряшливость неуместна в любом интерьере. старение древесины своими руками – способы, инструменты и материалы, описываются ниже.

Виды искусственного состаривания древесины

Винтажный самобытный вид дверей получают несколькими способами. Ниже, они перечислены в порядке увеличения затратности усилий и средств. Также описывается алгоритм работы. Итак:

  • Термический способ или обжиг. Для процесса потребуется паяльная лампа и грубая щетка для старения древесины. Интенсивность воздействия определяется самим мастером – в результате можно получить ярко выраженные природные узоры древесины или еле видимые. После обжига поверхность полотна шкурится крупной наждачной шкуркой в разных местах, чтобы создать видимость неоднородности. Дверь для такого способа старения должна быть массивной, дощатой. Фурнитура соответствующая – массивные стальные ручки и .

Как сделать правильно:

Пользуются феном или растворителем. Полотно тщательно отшлифовывают, доски сбивают, чтобы не было зазоров. Недурно перед тем как состарить всевозможными защитами – антипиреном, влагозадерживающим составом. Имеющиеся трещины оставляют – они придадут еще больший колорит. Петли и ручки снимают. Способ занимает немного времени, безопасен при навыках работы с инструментом.

  • Чернение. Эффект достигается втиранием в очищенное полотно гуталина, морилки или крепкого марганцового раствора. Пигментация задерживается на годовых кольцах, срезах, сучках и таким образом, получаются , достигается эффект потемневшего от старости проема. Кроме того, последний состав помогает обеззаразить полотно, если при очистке выявлены следы плесени или грибка.

Как сделать правильно:

Все гениальное – просто! Чтобы получить старинные двери, предварительно очищенную поверхность с помощью растворителя и шпателя, покрывают черной тушью, а затем щеткой растирают расплавленный до жидкого состояния гуталин. Втирать нужно сильно. Способ имеет недостаток – снятое дверное полотно важно проветривать в течение недели – запах неприятный.

  • Следы короеда. Они представляют собой дорожки от движения личинки. Создать их на двери под старину своими руками можно при помощи гнутых гвоздей. Разложив их на поверхности, вбивают молотком, оставляя вмятины по всей площади. Важно освободить стержни от шляпок, чтобы создать полную имитацию. После работы, полотно ошкуривают мелкой шкуркой, следя за тем, чтобы стружечная пыль немного попала в бороздки. Далее, покрывают лаком.

Эти эффекты старины получить очень просто и быстро. Стиль квартиры или дома должен быть выдержан, иначе эффект неуместен.

Работа с краской и лаком

Получить состаренные двери можно иными способами. Они потребуют больше времени и труда. Кроме того, затраты возрастут из-за покупки нескольких оттенков краски. Итак:

  • Популярный метод сухой кисти. Полотно очищается и покрывается базовой грунтовкой. Пока слой не высох окончательно, концом сухой кисти, наносятся мазки другого оттенка. Сочетание красок может быть различным – контрастным или переходящим из одного оттенка в другой. Теперь слоям дают время на высыхание. Готовую поверхность зачищают наждачными шкурками, чтобы еще больше выделить места потертостей. Снова наносят слой каски другого цвета. Окончательный цвет – бледно-желтый или белый, которым покрывают дверь мазками. Снова дают высохнуть и затем шлифуют. Завершающим слоем становится лак.
  • Кракелюр. Делается такое искусственное старение дерева несколькими способами:
  1. — лак и серебрянка. На подготовленную поверхность наносится слой лака. Через 30 минут, его сушат феном, вследствие чего появляются трещины. Их затирают серебряной краской, дают окончательно просохнуть и покрывают получившийся эффект лаком.
  2. — клей ПВА. С его помощью создают дизайн под старину. Толстому слою клея на предварительно очищенном полотне не дают высохнуть окончательно. Поверх него накладывают слой акриловой краски и затем сушат строительным феном.
  3. — желатин или яичный белок – еще один способ состарить краску на дереве. На окрашенную поверхность широкой кистью наносят приготовленный состав – предварительно замоченный желатин или белок. Дают высохнуть естественным способом и покрывают лаком.
  4. — уксус 9%. Им смачивают свежую окрашенную поверхность в горизонтальном положении. Трещины появляются сразу.

Важно не переусердствовать – двери должны быть состарены, а не приведены в негодное состояние.

  • Механическое структурирование или браширование. Суть заключается в снятии мягких волокон древесины и обнажении структуры дерева. Для работы применяют специальный фрезер с несколькими насадками – проволочную щетку для структурности, мягкую – для очищения и наждачные шкурки для полировки.

Уложенную на горизонтальную поверхность дверь очищают химическим или горячим способом, затем действуют машинкой. Ручными усилиями достичь эффекта можно, но времени потребуется больше. Сначала действуют грубой насадкой, затем проводят очистку от стружки и, наконец, полируют. В течение каждого этапа, на полотно накладывают различные составы – морилку, тушь, гуталин, чтобы дальнейшее превращение древесины старую шло непрерывно. Окончательным этапом станет лакировка.

  • Химическое браширование. Подходит как эффект состаривания дерева, не требующий покупки специального станка. Для работы применяют едкие щелочи, кислоты, нашатырный спирт. Процесс идет вдали от жилых помещений в хорошо проветриваемых местах и с применением средств индивидуальной защиты – перчатки, очки, респиратор. Заключается в следующем:
  1. — полотно очищается и отшлифовывается.
  2. — смачивается большим количеством едких компонентов.
  3. — после размягчения мягких слоев, обрабатывается жесткими проволочными щетками и полировками.

Приведенными методами, искусственно состарить дерево несложно. В дополнение к интерьеру, деревянные фрагменты мебели – ножки, подлокотники – оформляются так же.

Особенности процесса старения дерева

Различные методы состаривания поверхности дверей в домашних условиях, требуют соблюдения этапов и нюансов. Так, например:

  • Очистка полотен. Происходит с применением строительного фена или растворителей. Шпателем удобно счищать отслаивающуюся краску. Важно убрать все видимые участки, иначе, не получат должного эффекта. К тому же химические растворы должны подходить под состав будущее окрашивания или лакирования – несовместимость приведет к образованию пузырей и «шелухи».
  • Химический метод старения древесины – браширование с помощью едких растворов, морение, происходит только с мягкими породами древесины. Сосна, ель, подойдут – дуб и лиственница подвержена только механической обработке.
  • Механический метод связан с образованием стружки и мелкой древесной пыли, поэтому полотно периодически смачивают водой и сметают с поверхности мусор мягкой щеткой. Не руками – во избежание заноз.
  • Покраска – кракелюр, старение дерева своими руками с помощью лака, метод сухой кисти – должен идти с тщательным перемешиванием составов, чтобы на поверхности не образовывалось пузырьков воздуха. Они, лопаясь, образуют некрасивые ямки, и становится понятно искусственное происхождение полотна.

Само по себе, натуральное дерево красиво и новые полотна вряд ли будут нуждаться в декорировании описанными методами. Проводить работу следует лишь с бывшими в эксплуатации межкомнатными дверями, дабы дать им вторую жизнь и сэкономить на покупке нового комплекта.

При создании интерьера дизайнеры с удовольствием используют древесину. Для одних она позволяет создать определенный стиль лаконично и четко, другие могут формировать облик пространства, обращая внимание на мелкие подробности и нюансы.

Модным направлением в оформлении жилого пространства принят сельский быт, получивший французское название Прованс (дословно провинциальный). В нем могут быть использованы мотивы из Франции. Однако, не многие знают, что там не было того изящества, о котором так много говорят (только в южных областях можно найти изысканные варианты, северные районы всегда существовали существенно скромнее и беднее). Гораздо интереснее немецкий или русский сельский стиль. В них присутствует гораздо больше красок, оттенков и изделий из дерева.

Обязательные атрибуты сельского стиля – это несколько грубоватые лавки, массивные столы, отдельные табуреты, тумбы и полки над ними. Топорные изделия выполнялись с довольно тщательной отделкой. Только время меняло облик деревянных конструкций. Из-за интенсивного использования ярче проявляется структура, глубже виден рисунок волокон.

Для досок, существующих не одно десятилетие характерно наличие серебристого налета, а также почернения отдельных зон. Время по-своему раскрашивает незащищенную от осадков древесину. Есть даже желающие приобретать поделочный материал, который в течение длительного периода служил в качестве подсобного сооружения на участке. Старые доски везут за сотни, а иногда и за тысячи километров, чтобы в руках современного мастера использовать их в качестве конструкционного материала под старину.

На самом деле не обязательно искать старый сарай, чтобы из его досок изготовить мебель под старину. Есть способы, с помощью которых можно придать доскам и брускам вид, словно их применил в изделиях еще прадедушка:

  • браширование – так называется способ выявления глубокой текстуры с помощью механического воздействия на поверхностный слой;
  • окрашивание дает возможность смоделировать нахождение древесины под действием атмосферных осадков в течение длительного времени;
  • обжиг и иная термическая обработка, с помощью которой создается эффект использование леса после огневого воздействия;
  • химическая обработка, позволяющая придать современной мебели вид, какую создавали пару веков назад.

Чаще всего применяют не один выбранный способ состаривания, а комбинируют их между собой, добиваясь еще более заметного эффекта присутствия в помещении XII…XIX веков. Оказалось, что мебель под старину востребована на рынке. Некоторые пользователи рассказывают, что на этом стуле еще в n-ном году восседал предок, участвовавший в Бородинском сражении, или участник иного исторического события, например, ветеран Куликовской битвы. Слушатели с восторгом прикасаются к творению мастера средневековья, восхищаясь, насколько сумели сохранить изделие из глубины веков.

Браширование – метод состаривания древесины

Искусственное состаривание легко выполняется на древесины хвойных пород. Ее отличает наличие мягких волокон в поверхностном слое. Проявить текстуру можно, удалив часть мягких волокон, с помощью щетки с жестким металлическим ворсом (рис. 1). Проведя многократно движение вдоль волокна, несложно удалить мягкую составляющую. Останутся только структурные жесткие фрагменты.

Рис. 1 Металлическая щетка для браширования древесины

Одну-две доски несложно обработать с помощью подобной щетки. Если же нужно заготовить определенное количество леса, то придется воспользоваться средствами механизации труда. Тут помогут электродрель или углошлифовальная машинка (болгарка). На них устанавливают механическую радиальную щетку (рис. 2).

Рис. 2 Механические щетки: а – для электродрели; б – для углошлифовальной машинки (болгарки)

Внимание! Торцевые механически щетки для электродрели и болгарки могут быть полезны только для обработки торцов брусков и досок. При работе нужно использовать средства защиты: перчатки, респираторы и защитные очки, лучше маску.

Перед началом браширования следует прострогать весь пиломатериал. Многим кажется это требование по подготовке лишним, на самом деле мастера всегда уважали свой труд, а также людей, для которых они изготавливали предметы мебели. Всегда использовали строганные доски и бруски. Некоторые столяры умели с помощью топора придать заготовкам такой вид, что иные современники не сумеют сделать даже с помощью современных рубанков или станков.

Процесс выполняется в следующей последовательности:

  1. Доску (брусок) фиксируют на рабочем столе (верстаке). Здесь удобно использовать гребенку или фиксирующий клин;
  2. Включают электроинструмент и ведут щеткой вдоль волокна, направление движение на упор.
  3. При работе стараются сильно не надавливать сверху, щетка сама выберет то, что сумеет удалить с поверхности.

После трех-четырех проходов осматривают результат. Здесь не нужно переусердствовать. Получив глубину всего 0,4…0,6 мм, следует остановиться. Начало процессу положено. Через пару дней канавки сами углубятся, так как произошло разрушение в структуре древесины. Видимый эффект можно только усилить последующей обработкой лаками или маслами.

Покраска дерева под старину

Наверное, все видели, что старые доски имеют сероватый налет, придающий им вид легкого серебрения. С помощью красок можно придать подобный цвет любому деревянному изделию. Для этого применяют акриловые краски (рис. 3). Но они белого цвета. Поэтому к ним добавляют колеровочную пасту (рис. 4). Меняя концентрацию колера, можно добиться разных оттенков серого цвета.

Рис. 4 Колеровочная паста для придания оттенков древесине

На практике мебельщики применяют и более сложные способы окраски, чтобы придать дереву старинный вид. Есть способ, получивший название патинирование. Эффект подобной обработки заключается в нанесении не сплошного покрытия, а только налета бронзовой пленки. При такой обработке возникают блестящие бронзой фрагменты. На рис. 5 представлен один из способов патинирования древесины. Кроме нанесения бронзового (золотого) оттенка использованы добавки, создающие эффект старины. Кракелюры – это макронеровности, специально создаваемые на поверхности.

Рис. 5 Патинированный фрагмент фасада

Для придания изделиям вида старого дерева не обязательно окрашивать изделия полностью и покрывать непрозрачной краской. На практике используют лаки, которые после их нанесения на поверхность покрываются мелкой сеточкой.

Комбинируя прозрачную и непрозрачную отделку, можно добиться эффекта состаривания дерева до такой степени, что будет казаться – эта мебель пришла из далекого прошлого (рис. 6). Здесь есть патинирование отдельных фрагментов, есть и обработка лаками, которые придали вид антиквариата.

Рис. 6 Тумбочка под старину

Обжиг дерева под старину

Громадные возможности открывает термическая обработка. С ее помощью на дерево наносится:

  • свой неповторимый рисунок, ведь любой срез создается природой, которая никогда не повторяет себя ни в чем;
  • при обжиге меняются оттенки, появление частичек угля придает больше выразительности древесине;
  • используя старые доски, с которых огневым методом удалили старую краску, добиваются реального состаривания изделия на несколько десятилетий.

Обжиг выполняется с помощью инструментов, представленных в таблице.

Химическая обработка дерева под старину

Химические препараты: щелочи и кислоты, – придают новой древесине вид состаренной. Для кислотной обработки используется серная кислота для аккумуляторов (рис.8). При воздействии на изделие даже на твердых сортах возникают глубокие полосы текстуры. Этот способ применяют для дуба, ореха, ясеня. Использовать приходится концентрированную кислоту с плотностью 1,42 г/см 3 . Кислота меньшей плотности прорабатывает текстуру медленнее.

По завершении обработки необходимо нейтрализовать действие кислоты, поэтому используют раствор каустической соды или проливают раствором пищевой соды. Потом необходимо длительное выдерживание в воде.

Рис. 8 Серная кислота

Отличный эффект для дерева дает обработка в растворе медного купороса. Для подобной операции используют пластиковые канализационные трубы. Нижнее отверстие закрывают пробкой, а потом внутрь помещают доски или бруски. Потом заливают раствор десятипроцентной крепости медного купороса. Длительность выдержки зависит от типа древесины. Для получения вида топляка приходится выдерживать до недели. Даже мягкие сорта: сосна, ель, – приобретают высокую твердость и устойчивость к гниению. Древесина темнеет, становится бурой. Эффектно смотрится на готовых изделиях.

На рис. 9 показаны элементы мебели, изготовленные современными мастерами под старину. При обработке применялись все описанные методы. Изделия выглядят довольно интересно.

Рис. 9 Современная мебель под старину

Видео: Патинирование фасада. Мастер-класс от итальянца

Как сделать состарено дерево в домашних условиях и придать винтажный вид своими руками? Как раз таким хитростям и посвящена эта статья! Искусственно состаренные вещи — смотрятся очень стильно и гармонично!

7 методов состаревание дерева краской, которые мы здесь рассмотрим, интересны своей простотой и отличным конечным результатом. Также они не требуют покупки каких-либо дорогих специальных материалов или инструментов.

Мы детально разберем 7 следующих методов покраски:

Это универсальная техника, которая помогает придать древесине или деревянной мебели старинный вид. Ее можно использовать как на необработанном дереве, так и на уже окрашенной древесине и мебели. Подходит для покраски в один или несколько слоев.

Например, вот такой результат получается при покраске этим методом в белый цвет (детальное руководство читайте статье « »)

Давайте детально разберем, как с помощью этого метода покрасить дерево, сделав три слоя (коричневого, белого и желтого цвета).

Необходимые материалы:

  • краска (коричневая, белая и желтая)
  • кисть, свечка, тряпка.

Пошаговая инструкция:

Шаг 1: Первый слой краски

  1. Определитесь с цветом краски, которую возьмете за основу. Это будет первый, нижний слой краски, который нанесем непосредственно на дерево. В данном случае используем темно-коричневый цвет.
  2. Покрасьте древесину немного хаотичными мазками, не закрашивая поверхность полностью и равномерно.
  3. Оставьте до полного высыхания.

Шаг 2: Используем свечку

Возьмите свечу и потрите ей поверхность дерева в нескольких вразнобой выбранных местах (при этом довольно сильно давите на свечу, чтобы на дереве остался явный след от воска или парафина).

  • Шаг 3: Второй слой краски Выберите цвет для следующего слоя и нанесите краску (здесь используем белый). На этом этапе краску можно наносить равномерно на всю поверхность, а не мазками, как с первым слоем. Оставьте до полного высыхания.
  • Шаг 4: После этого возьмите тряпку и протрите поверхность, причем с некоторым давлением. В тех местах, где был нанесен воск, краска отстанет от поверхности. Если вам достаточно двух слоев, то на этом можно и остановиться, а если нет – следуем дальше.
  • Шаг 5: Третий слой краски Повторите шаги 2 и 3, но последний уже с использованием краски другого цвета (здесь это будет желтый). После того, как краска высохнет, можно нанести защитный лак. Последнее не обязательно в силу того, что мы специально придавали старинный вид, так что если краска со временем начнет немного отставать этого не будет заметно.

2. Состаревание с использованием влажной бумаги

Этот метод придания дереву текстуры состаривания похож на предыдущий со свечей, только теперь вместо воска будет влажная бумага (если свечи вдруг дома не нашлось, то бумага уж точно есть у каждого).

Необходимые материалы:

  • краска,
  • кисть, бумага,
  • миска с водой.

Пошаговая инструкция:

  1. Шаг 1: Крепим влажную бумагу. Здесь не наносили краску основы, чтобы просматривался натуральный цвет дерева. Поэтому сразу берем лист бумаги, рвем его на неровные кусочки разной формы и размера. После этого каждый кусочек окуните в миску с водой и положите на древесину, которую собираетесь красить.
  2. Шаг 2: Наносим краску. Разложив все кусочки бумаги, сразу же приступайте к покраске в выбранный цвет, то есть не нужно дожидаться, пока бумага высохнет.
  3. Шаг 3: Снятие краски Затем осторожно поднимите каждый кусочек бумаги с поверхности. Вы можете сделать это, как пока краска будет еще немного влажной, так и после полного ее высыхания.

Вы можете сделать несколько слоев, например, как в предыдущем методе. Для этого руководствуйтесь пошаговой инструкцией, описанной там, заменяя воск влажной бумагой.

3. Текстура сухой кистью «Лофт»

Данная техника отлично подходит для создания старого и поцарапанного вида. Ключом к успеху здесь есть всего лишь использование очень сухой кисти. Например, отлично подойдут старые кисти с жесткой щетиной.

Необходимые материалы:

  • кисть с жесткой щетиной,
  • краска на водной основе.

Инструкция:

Вот так выглядит этот процесс:

  1. Окуните щетку в краску выбранного цвета и оставьте на ней как можно меньшее количество краски.
  2. Наносите краску быстрыми штрихами в разных направлениях. Следите за тем, чтобы, увлекшись, не покрыть всю поверхность.

Эта техника подойдет также и для покраски с эффектом металла лофт, например, для создания вот таких искусственных цинковых букв.

Также можно комбинировать этот метод с использованием наждачной бумаги для удаления части краски после нанесения каждого слоя.

4. Покраски скребками в стиле Прованс

Результат будет примерно таким же, как при использовании наждачной бумаги. Разница состоит в том, что наждачная бумага не только убирает часть краски, а также выравнивает поверхность дерева, если в том месте были неровности (что не подходит, если вы хотите сохранить структуру дерева, оставив ее максимально натуральной). Второе отличие — наждачная бумага используется только после высыхания краски.


Необходимые материалы: кисть, краска, скребок (или любая ненужная пластиковая карточка).

Инструкция:

  1. Сначала покрасьте дерево.
  2. После того, как краска немного подсохнет (не полностью высохнет, буквально несколько минут, когда покрытие уже сформировалось, но еще липкое на ощупь), возьмите скребок или старую пластиковую карточку и соскребите часть краски в некоторых местах.

СОВЕТ: Если вы красите мебель, то соскребите краску на углах и краях, ведь именно там она чаще всего слазит в процессе использования. Таким образом, эффект старины будет выглядеть более натурально.

5. Метод полоскания

Этот метод для создания эффекта старой древесины подойдет для элегантной мебели в деревенском или прованс стиле. Его лучше всего применять на сырой древесине.

Необходимые материалы:

  • краска, кисть,
  • вода, тряпка.

Инструкция:

  • Нанесите слой краски и оставьте сохнуть на несколько минут (как и в предыдущем методе, чтобы она была еще липкой, а не полностью высохла).
  • После этого быстро промойте древесину водой , осторожно протирая поверхность тряпкой. Цель состоит в том, чтобы смыть немного краски на поверхности. Оставьте сохнуть. Вот и все!

Например, столик покрашенный нежно зеленым цветом, после применения этого метода выглядит просто замечательно.

6. Метод покраски деревянными брусками

Это простой метод, который позволяет состарить древесину или мебель с помощью деревянного бруска.

Необходимые материалы:

  • краска, кисть,
  • деревянный брусок.

Инструкция:

  • Окуните конец деревянного бруска в краску и проведите ним вдоль окрашиваемой поверхности.
  • Нанесите столько цветов и слоев, сколько хотите.

Здесь, например, сделали один слой краской нежно-голубого цвета.

7. Метод заливки краской

Это одношаговый метод, подходящий для любых видов древесины с большим количеством текстур на поверхности.

Необходимые материалы: краска, скребок (или пластиковая карточка).

Инструкция: Нужно просто вылить немного краски на поверхность древесины и размазать скребком. Подождите, пока высохнет, и все готово!

После того, как мы рассмотрели все 7 методов покраски дерева с эффектом старины, хотелось бы выделить несколько основных советов, которые вы можете применить ко всем методам:

  • Если поверхность, которую вы собираетесь красить, была обработана с помощью герметика, воска или лака, было бы лучше немного отшлифовать ее , чтобы новая краска легла лучше.
  • Не бойтесь экспериментировать: вы можете смешивать эти методы на свое усмотрение, создавая личный дизайнерский стиль.
  • Сначала попрактикуйтесь на каком-то куске дерева или на менее видимых местах мебели (например, на внутренней поверхности двери окрашиваемого шкафа) перед тем как приступить к работе над более видными частями.

И помните, что главное здесь — ваше желание! Удачи!

В данной статье узнаете способы старение древесины. Для ремонтных работ в квартире годится далеко не всякая древесина — бруски и доски требуются ровные, прямые, без сучков и сухие. Последнее требование может быть даже главным — сырая древесина, использованная для работы, после высыхания даст усадку и даже может привести к изменению формы — брусок может скрутить винтом, а из доски сделать корыто.

Поэтому для всех ремонтных работ используем только сухое дерево. Последнее время кроме цельнодеревянных реек и балок все шире используются заготовки клееные в виде столярных щитов и досок, склеенных под давлением из отдельных реек — ламелей. Такие заготовки значительно удобнее (и дороже), так как менее подвержены различным изменениям формы и размеров.

Деревянные балки и другие деревянные изделия и заготовки могут использоваться в первозданном неотделанном виде, но чаще все же древесина подвергается обработке.

Морение древесины

Кроме простой окраски и лакирования крупные деревянные детали чаще всего подвергаются
специальным видам декоративной обработки — обработке морилками и искусственному старению поверхности.
Оба эти приема позволяют изменить внешний вид деталей, придавая им вид более темной и более дорогой древесины или создать иллюзию изделия, изготовленного много лет назад.
Эти приемы получили такое распространение при ремонтных работах в помещениях, что нередко эти приемы даже путают — обработку морилкой считают старением древесины, а старение принимают за составную часть процесса морения. Для этого, правда, есть некоторые основания — старение древесины почти всегда сопровождается морением для придания «более старого» вида.

Как проморить древесину

Следует заметить, что морение древесины — очень старый прием изменения внешнего вида деревянных изделий, и поэтому для проведения этого процесса существует множество приемов и
материалов. Но это не меняет существа процесса и мало сказывается на его технологии.
Изменение цвета древесины в процессе морения происходит за счет химических реакций клетчатки и вводимых реагентов, а отсюда великое множество рецептур и режимов. Поэтому дать готовый рецепт довольно трудно, хотя в продаже вы встретите готовые растворы
«под орех», «под дуб», «под черное дерево» и даже «под карельскую березу». Но каждый химический состав действует по-своему на различную древесину. Поэтому перед тем, как отделывать изделие, опробуйте процесс на невидимой стороне изделия и подождите результата.

В большинстве случаев процесс изменения цвета древесины происходит не сразу, поэтому при использовании морилок запаситесь терпением.
Кроме того, на практике применяются другие материалы для изменения цвета поверхности древесины в виде разного рода пропиток, создающих окрашивание поверхностного слоя без химического взаимодействия с клетчаткой. Пропитки даже удобнее морилок, так как дают более быстрый и предсказуемый результат.

Для химического изменения цвета поверхностных слоев древесины можно использовать даже всем знакомые подручные средства: йод, зеленку, марганцовку. Все эти средства есть в домашней аптечке, и каждый может попробовать себя в качестве отделочника — на досуге и на ненужном куске доски.

Получаемый результат сильно зависит от сорта древесины, концентрации реагента и времени выдержки, поэтому пробы неизбежны.
Все составы используют в виде разбавленных водных растворов, поэтому, разводя для пробы йод или марганцовку, постарайтесь запомнить (записать) концентрацию раствора. Сильно разбавленные растворы дают (как правило) слабое окрашивание, а более концентрированные — более интенсивное.

На поверхность древесины раствор наносят кисточками. В зависимости от степени разведения при нанесении на поверхности образуется окрашенный слой различной интенсивности — это сильно зависит от химической активности реагента. Наиболее мягко работает зеленка (бриллиантовая зелень), наиболее агрессивно — марганцовка (марганцовокислый калий). Йод на различных породах дерева ведет себя по-разному, но тоже достаточно агрессивно, создавая темную окраску. Для сравнения можно на одном куске древесины попробовать не только различные концентрации реагентов, но и сравнить действие различных веществ.
Очень большое влияние на получаемый результат оказывает состояние обрабатываемой поверхности. Чем ровнее эта поверхность, тем предсказуемое результат обработки. Если поверхность детали гладкая, шлифованная, то можно получить равномерное окрашивание всей поверхности.

Но эти особенности — неравномерность цвета при обработке грубой поверхности — используют для создания дополнительных декоративных эффектов, например имитации старого дерева.

Примеры из практики

Отделаем морилкой деревянный брус.
Готовим поверхность.
Пример 1.

Перед использованием морилки поверхность древесины обрабатываем — строгаем и шлифуем. Строгание выполняем электрическим рубанком — это позволяет получить достаточно чистую и ровную поверхность.
Иногда этого бывает достаточно для использования морилок.
Но более надежные результаты можно получить после шлифовки поверхности — убирая все микронеровности, мы получаем более равномерное окрашивание волокон. Для шлифования применяется наждачная бумага мелкой зернистости, причем зернистость бумаги очень сильно зависит от твердости (от породы) древесины. Как и строгание, шлифование производят только вдоль волокон, так как только при этом получается максимально гладкая поверхность с минимумом ворсинок. Для выполнения процесса шлифовки можно использовать брусок, обернутый наждачной бумагой, и работать вручную (рис. 2) .
Но лучше использовать электрическую шлифовальную машину позволяющие получать наиболее гладкую поверхность.

Очень важно после строгания и шлифовки тщательно удалить древесную пыль с поверхности, подготавливаемой под морилку, — частицы пыли могут дать неустранимые пятна. Поэтому не случайно рядом со шлифовальным бруском с наждачной бумагой соседствует мягкая кисть, удаляющая пыль.

И только после этого на поверхность мягкой кистью наносят морилку. Мягкий тампон из хлопчатобумажной безворсовой ткани дает даже лучшие результаты по сравнению с кистями.
Результат процесса сильно зависит от концентрации морилки, наличия неравномерностей и натеков состава, поэтому вслед за кистью с морящим составом используется чистый тампон или тряпка, которыми снимают излишки.
Последнее время в продаже появились морилки, обладающие тиксотропными свойствами — желеобразный состав прекрасно растекается по поверхности и не образует натеков (и капель). Использование тиксотропных морилок упрощает работу — после нанесения состава использовать тряпку или тампон не требуется.

Пример 2.

Для повышения выразительности деревянных деталей, в особенности при использовании светлой морилки, применяют прием прорисовки кисточкой рисунка древесины обычной гуашевой краской.
На поверхность бруса с прорисованным рисунком наносят морилку и сразу снимают излишки состава тампоном или тряпкой.
Морилкой обрабатывают многие детали интерьера помещения и различные детали оформления: рамки 5 картин, молдинги, карнизы и проч.

Способы старение древесины

Морилка дает возможность придать обычной сосновой доске видимость «породистого» дерева, притемнить его и даже в некоторой степени имитировать старое дерево, но для более ощутимого результата поверхностный слой древесины подвергается специальной обработке.

Как правило, используется обработка поверхности круглой металлической щеткой (шарошкой). Такая щетка используется в слесарном деле для зачистки поверхности металла от ржавчины перед окраской.
Шарошку закрепляют в патроне электродрели и, двигая вращающуюся шарошку вдоль волокна древесины, удаляют из поверхностного слоя древесины наименее прочные, мягкие волокна, а более твердые волокна остаются.
Таким образом получается имитация старение древесины.
Структура древесины выявляется за счет более твердых оставшихся волокон), но эти волокна не образуют ровной поверхности, и для ее выравнивания поверхность пр ошлифовывают наждачной бумагой.
Шлифование можно производить вручную, держать наждачную бумагу пальцами не рекомендуется — и пальцы обжечь можно, и ровную поверхность получить трудно.
Удалив пыль с поверхности древесины, можно приступать к морению древесины- кисточкой наносят тиксотропную морилку, не требующую последующего снятия излишков.

Морилка притемняет цвет древесины и способствует дополнительному выявлению рисунка. Сочетание искусственного состаривания поверхности дерева шарошкой и использования морилки дает более ощутимый результат по сравнению с использованием морилки без состаривания.
Обработанные морилкой и морилкой в сочетании с механическим состариванием деревянные заготовки широко используют при создании в помещении «сельских» мотивов.

Деревянные балки, обработанные морилкой или состаренные и проморенные, часто применяют для отделки потолков. Но древесину с удаленными мягкими волокнами после шарошки нередко используют без выравнивания выступающих прожилок — считается, что такая грубая поверхность еще лучше имитирует старую древесину.

mob_info