Сообщение на тему панки как субкультура. Кто такие панки? Черные колготки в сетку

На просторах нашей необъятной родины и за её пределами, существует огромное количество неформальных движений неподдающихся объяснению обычному среднестатистическому человеку. А именно разговор пойдёт о субкультуре под названием ПАНК (Punk). Я думаю всем нам знакомы молодые люди, в кожаных косухах , тяжёлой обуви в любое время года, в майках с большой буквой “A” на спине и с длинными ирокезами, играющие музыку в переходах или просто собирающиеся отдельными тусовками где ни будь в центре города.

Это и есть они, . Ребята зачастую придерживаются определённых мировоззрений, имеют твёрдую точку зрения по поводу своих политических, жизненных и антиобщественных взглядов. Конкретнее сказать, движение панк напрямую связано с отрицанием какой-либо власти, законов, социальных нужд и гарантий. В общем, анархия – полное беззаконие. Так же панки, за частую злоупотребляют спиртным, наркотическими веществами и отличаются достаточно вульгарным поведением в отличии от других субкультур. В принципе слово панк(punk) изначально и переводилось как – отброс, свинья, шпана, или другими ругательными словами. Вспоминая историю возникновения этого движения, бытуют множество разных историй, которые в той или иной степени являются правдой. Мы рассмотрим основную и более вероятную версию.

В далёкие 70-ые годы, под влиянием групп Rolling Stones и The Beatles, образовывается множество команд играющих несложные “4 аккорда” с достаточно простой, но заводной мелодией. Образуются такие команды как Sex Pistols, The Exploited которых можно назвать родоначальниками панк-рока в целом. Стоит отметить, что основную мысль и идею анархии, многие панк группы выражали именно через музыку. Появляется символика анархии, чёрно-красный флаг. Молодёжь устраивает дебоши, задирает прохожих, зачастую находясь под алкогольным или наркотическим опьянением, тем самым показывая протест против власти, и показывая свою независимость и свободу. В основном это были дети рабочих, которые не хотели работать за копейки, тем самым показывая свою независимость от государства. Да действительно, как Цой сделал прорыв и требовал перемен в России и странах СССР, так и в общем всему миру не хватало той, настоящей, свободной революции. В то время многие группы как Led Zeppelin, Deep Purple, Pink Floyd разъезжали на лимузинах и имели собственные самолёты, Sex Pistols и Exploited были более доступными и эпатажными личностями, которые говорили на языке свободы, периодически устраивая разгром на сцене. Конечно власти обеспокоились происходящей ситуацией, ведь количество групп образованных в то время по общим подсчётам сводилось к тысячам, а количество молодёжи поддерживающих движение панк вообще не возможно было сосчитать. Первое время конечно власти ограничивались задержаниями, арестами, запретами на выступления групп, но когда стало понятно что нарастающим снежный ком уже не остановить, отпустили ситуацию.

Что же касается развития панка в СССР, то изначально неформалы постсоветского пространства выступали против тоталитаризма, однако борьба была не долгой, в начале 90-х система постепенно начинала давать трещину, а в итоге совсем развалилась. Многие группы которые выпускались подпольно, впервые увидели свет и получили всеобщую огласку. Однако тематика таких групп как Гражданская Оборона (Гр.Об.), Чудо-Юдо, Объект насмешек, всё же была запрещена. И в конечном итоге, в середине 80-х начало 90-х, вопрос существования панк культуры стал ребром, против чего всё-таки бороться?

Дальнейшее развитие панка начало новый виток где-то в 2000. У многих групп появляется своё звучание, свой стиль и своё поведение на сцене. В самом начале, конечно, всё существовало на добровольных началах, но в последствии всё это стало попахивать коммерцией, с целью заработка денег. Хотя стоит отдать должное такому развитию событий. Многие группы как Король и Шут, Пилот, Кукрыниксы действительно талантливые ребята. Начиная свою творческую карьеру, имея за спиной только свой талант и желание создавать хорошую музыку, они и не мечтали о таком успехе. И конечно без вложения средств мы могли бы и не услышать многие шедевры Российского панк-рока.
Подводя итог, хочется отметить, что цели изначально развивающегося панка и настоящего сильно разнятся. Многое конечно забыто, многое уже кажется диким, но однако существование такой субкультуры как панк, до сих пор существует и медленными шагами но продолжает развиваться. Правда в других направлениях.

О музыкальной составляющей панковской субкультуры достаточно подробно рассказал мой коллега в предыдущей статье. Я же хотела бы подробнее остановиться на немузыкальной стороне дела. Итак, откуда берет свои истоки эта своеобразная субкультура? Первые панки появились в конце 1960-х годов в Великобритании. Их возникновение неразрывно связано с появлением нового на тот момент музыкального стиля – панк-рока. Некоторые ресурсы утверждают, что панки появились вообще в 1930-х годах в той же Великобритании. Слушали они джаз, были выходцами из малообеспеченных рабочих семей, часто не работали и употребляли всякую дрянь. Однако под такое определение можно подвести любую группу социально неблагополучной молодёжи в любой стране в любую эпоху и сказать, что они были панками. Другое дело, что именно в Великобритании такую молодёжь называли панками, однако слово «punk» тогда было просто ругательным и в переводе означало «никчёмный», «пропащий человек», «бродяга» и т.д. Панк как субкультура появился на рубеже 1960-1970-х годов с появлением панк-рока.

Идеология панков – это протест. Протест культурный – панки 1970-х были недовольны коммерциализацией тогдашней рок-сцены. Им не нравились аккуратно подстриженные Битлы и The Rolling Stones, рассекавшие на дорогих авто. Панки требовали больше драйва и хулиганства. Своё недовольство они выражали всем своим внешним видом – невообразимые причёски ярких цветов, рваная одежда в булавках и цепях. Социальный протест панков выражался (и выражается) в пренебрежении общепринятыми нормами морали и эстетики. Панки также протестовали против массовой культуры и массового производства. Главная ценность в жизни – свобода, и никто не имеет права её ограничивать, поэтому каждый может вести себя, как хочет и делать, что хочет. Панки так и делали, ни в чем себя не ограничивая. Основная масса представителей панковской среды причисляет себя к анархистам, хотя вряд ли многие из этого большинства имеет чёткое понятие о принципах анархизма. Среди прочих идейных направлений в субкультуре панков имеют место НС-панки, sXe-панки и панки-вегетарианцы. Такие панки считают, что здоровый образ жизни – это тоже протест против общества, где подавляющее большинство курит, употребляет алкоголь и наркотики.
Важно отметить, что панк со временем стал не только музыкальным стилем, а проник и в другие области искусства. В живописи одним из ярких представителей панка является Энди Уорхолл – один из наиболее популярных и оплачиваемых художников современности. В литературе также распространился панк. Выдающиеся представители панк-литературы: Патти Смит, Джон Кларк и Джим Кэрол. Под влиянием панка в литературе появились и такие направления, как киберпанк и стим-панк. О панках снято множество фильмов, как документальных, так и художественных, панкам посвящены некоторые литературные произведения.
Субкультура панка очень многое дала современной культуре. Многие субкультуры и музыкальные стили берут своё начало из панка. Субкультура готов, как и готик-рок, выделилась из панковской среды. Современные готы до сих пор выбривают виски, как и панки почти полвека назад. Субкультура хиппи многое взяла от панковского анархизма, немного облагородив её. Идея безграничной свободы заимствована именно у панков. С появлением движения хиппи многие панки присоединились к нему, поскольку также поддерживали идеи ненасилия, мультикультурализма и свободы. Такие стили музыки, как хардкор (и прочие -коры), Oi!, грайндкор , глэм-рок , грандж , альтернативный рок, new-wave и так далее. А сколько ещё всякого скейт-панка, поп-панка, пост-панка, ска-панка… Исходя из всего вышесказанного можно увидеть, что вклад панковской субкультуры в, так сказать, мировое неформальное наследие неоценим.
Увлечение молодёжи панком продолжается до сих пор. Во многих городах мира можно встретить молодых людей с ирокезами, в рваной одежде, обильно усыпанных пирсингом в самых интересных местах. Панк развивается, трансформируется, переживает подъёмы и спады, но никуда не уходит. Его острая социальная направленность, извечный дух протеста против всех и вся и дальше будет привлекать молодёжь всех стран. Панк будет процветать до тех пор, пока есть, против чего протестовать, то есть, по-видимому, ещё очень и очень долго.



Не поспоришь, что большинство людей представляют панков в рваных джинсах, футболках и балахонах, с немытыми волосами, а также с изображениями неизвестных групп на одежде, в кедах, берцах и вечно увешенных металлом, и кроме того, постоянно пьяных. Но мы позволим себе выделить несколько видов панков:

«Гламурный панк». Они в свою очередь также делятся на две группы. Первая – это те, кто на самом деле гламурный (добренький, чистенький, не курящий, не пьющий, прилизанный), вторая – те, кто ставит ирокез и одевает панковскую одежду только на концерты, разные сборища и другое, а в жизни носит обычные вещи с бусичками, фенечками и т.д.

«Обычный панк» — тот, что носит традиционные панковские вещи, но ведет себя как нормальный, обычный человек, который считает себя истинным панком. Некоторые из них даже пытаются что-то понимать в панке.

«Опущенный панк» — это немытый, заблеванный, прокуренный, проколотый, пропитый, ограниченный и агрессивный человек, что не ставит для себя моральных принципов и убеждений. Часто это хулиганы, вечно обдолбанные, страшные, неприличные и тупые бомжи, алкоголики, наркоманы и так далее. Именно такими панками и пугают маленьких детей, а при их упоминании бабушек кидает в жар.

«Говнопанк» — совсем тупые существа, которые ничего не понимают в панке, но зацикливаются на одной группе и считают себя крутыми панками. Их панк именно такой, каким его сотворило их воображение. Главные признаки говнопанков: национализм, расизм, сексизм, пофигизм, классизм, эйджизм и другое.

«Рокер» — это люди, которые играют панк-рок, не представляют собой ничего особенного, при этом внешне не совсем похожие на панков, а зачастую вообще не понимающие, что такое настоящий панк.

«Свободный панк» (или настоящий) – всегда разбирается в идеологии, философии и мировоззрении панка, всегда носит и делает то, что ему нравится. Никогда не ставит перед собой ограничений, которые выработали стереотипы. Они живут свободно и не ограничивают свободу другим.

Большинство людей уверено, что основная идея панк-движения заключается именно во внешней эпатажной атрибутике: прическах, одежде, поведении. Однако на самом деле панки пропагандируют определенную философию, разобраться в истоках формирования которой можно, лишь обратившись к истории движения.

Как появились панки?

Период 60-х годов можно было охарактеризовать как эпоху застоя. В США и Великобритании власти придерживались консервативных взглядов, что порождало в обществе, а особенно среди молодежи, протестные настроения. Наиболее доступным способом выражения тяги поколения к переменам оказалась музыка, тем более на волне успеха таких команд как Beatles и Rolling Stones. Молодые люди стремились к самовыражению, попутно демонстрируя свое отрицание общественных норм и ценностей.

Слово punk встречается еще у Шекспира. До появления панк-рока, слово «панк» использовалось исключительно как оскорбление.

Противопоставляя себя традиционной культуре, панк-группы отказались от идей качественной коммерческой музыки. Тексты песен панк-рока, преимущественно, представляют собой попытку наиболее пессимистичного осмысления окружающей действительности: смерть, наркотики, общественные проблемы. Музыкальная составляющая строилась по принципу «чем хуже, тем лучше», поэтому панк-музыка очень далека даже от толерантного рок-н-ролла.

Основные идеи панк-движения

Истоки идеологии панк-движения, в принципе, можно проследить даже в истории древнего мира, потому что Диоген, живший в бочке и противопоставлявший себя обществу, вполне подходит под определение панка. С тех пор изменилась только внешняя атрибутика, что же касается основных идей, то они практически совпадают с принципами школы киников, основанной Диогеном и Антисфеном. Большое внимание панки уделяют индивидуальности, свободе личности, нонкомоформизму, противостоянию навязанным стереотипам.

В отличие от движения хиппи, которые предпочли устраниться от социума в свои коммуны, и не пытались как-то расшевелить общество, панки действовали более агрессивно. Шокирующие наряды, неприемлемое в приличном обществе поведение, непривычная музыка – все это методы, которыми панки старались изменить традиции и правила, существовавшие в обществе, которое требовало от своих членов максимальной интеграции, превращая свободных личностей в толпу конформистов.

Первой группой, игравшей панк-музыку, считается коллектив The Ramones. Они же ввели традиционную панковскую атрибутику – кожаные куртки, рваные джинсы, прически-ирокезы.

На сегодняшний день идеология панк-движения не претерпела существенных изменений, и подростки по-прежнему делают себе прически-ирокезы, пытаясь заявить свое право на свободу личности. Анархия, социализм, самостоятельность и толерантность – идеальный мир в представлении панков, так как именно в таких условиях, по их мнению, человеческая личность способна развиваться, не оглядываясь на мораль и традиции.

Различные направления молодежных субкультур стали активно привлекать к себе внимание общественности – старшего поколения, политиков, психологов – во второй половине ХХ века. Панки стали именно той культурой, которая явно определилась со своей индивидуальностью, заявляя миру свою «непохожесть». Но насколько эта культура в действительности является антисоциальной? Именно с этим вопросом мы приступали к изучению панк-движения в современном мире.

Современное представление о панках настолько искажено, что найти в сегодняшней России человека, который бы четко представлял себе, что такое настоящее панк-движение, практически невозможно. Именно этим и определяется актуальность данного исследования.

Панк (Punk) – так раньше называли на уличном жаргоне женщин легкого поведения. В этом значении слово встречается в пьесе У. Шекспира «Мера за меру». В Америке в начале XX века его относят уже к заключённым – «шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «гнилье», «отбросы».

В середине 1970-х гг. в Великобритании во время сильнейшей безработицы и апатии внезапно появляется яркая молодежная культура, названная журналистами «панк», что означает «гниль». Большинство исследователей увидели в нем новую молодежную субкультуру, вроде модов или рокеров, разойдясь лишь в определении ее социальной базы.

Панк изначально представлял собой контркультуру, далее развившуюся в контркультурное движение. Основными отличиями контркультуры от молодежной субкультуры является преобладание политических форм противостояния над символическими и отрицание доминирующих ценностей вместо принадлежности классу или традиции.

Но прежде всего, панк – это музыка, громкая, тяжелая и очень быстрая, главной задачей которой ставилось то, чтобы люди увидели протест, задумались о жизни, о будущем. Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком» . Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень просто: любительские группы репетировали в основном в гаражах – больше им просто некуда было деваться. «Гаражные» панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов и были известны только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их творческие поиски отвечали на запросы не массовой, а локальной аудитории (школы, колледжа, района).

Факел, зажженный «гаражниками», подхватывают в 1973-1974 годах вполне образованные молодые люди из Нью-Йорка. Они собираются по вечерам в дорогих клубах. Кумиром этой молодежи становятся новые группы: «Talking Heads», «New York Dolls» «Ramones» , которые представляются теперь первыми панк-музыкантами второй, настоящей волны панк-рока. Первой настоящей панк-группой принято считать Нью-Йоркских «Ramones» .

Поначалу деятельность американских панков не выходила за границы клубных вечеринок. Они оставались в рамках приличия, практикуясь в основном в музыке и авангардистской литературе – символизме, футуризме. В общем, как выражались американские СМИ, «интеллигенция развлекается, ничего страшного». Так все и думали, пока гроза панк-рока не грянула над Великобританией в 1976 году. Англичане точно скопировали американцев – и ошеломили респектабельную Англию. То, что прошло в США не очень заметно, подняло за океаном бурю, называлась она – «Sex Pistols».

Поначалу напуганные власти объявили панков хулиганами. Но когда хулиганят сотни тысяч, это называется по-другому – бунт. Причем бунт этот возник из трансформированного конфликта «отцов и детей».

Старые мечты рухнули – новым никто не верил. Пришло время отчаяния, полного неприятия окружающего мира и нигилизма. При изобилии материальных благ ни у общества, ни у конфликтующей с ним молодежи не оказалось достаточно прочных моральных качеств для того, чтобы воспользоваться ими во благо себе и всему человечеству. Это тоже послужило причиной возникновения панк-бунта. В начале 1976 года добропорядочным англичанам показалось, что британская молодежь сошла с ума. Улицы наводнили толпы отвратительного вида подростков.

Атрибутика стиля панк вошла в моду и производилась на конвейере. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и ее правильный путь развития. Панк – такая антисистема. И если бы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна.

Первые панк-группы (такие как «Sex Pistols», «Clash», «Jam» и др.) выражали в своих песнях и поведении анархичность, апокалиптичность, отрицание ради отрицания, эпатаж, недовольство всем. Большинство этих групп достаточно быстро саморазрушились, избегнув участи контркультуры 1960-х и не став частью системы. Преуспевание панка в шоу-бизнесе (как части массовой культуры) «успешно» потерпело поражение.

Но панк «не умер», появляется так называемая вторая, политизированная, волна европейского панка (1980-1984), представленная группами «Crass», «Conflict», «Discharge» в Великобритании, "BGK" в Голландии и др. За четверть века существования панк сумел сформировать целую систему, оппозиционную шоу-бизнесу. Он противопоставил маленькие независимые лэйблы – транснациональным музыкальным концернам, фанзины, размноженные на ксероксе при использовании дешевой переработанной бумаги и соевых чернил, – дорогим глянцевым журналам, системы дистрибьюции, распространяющие панк-музыку и панк-идеи посредством рассылки по почте или непосредственно на концертах или фестивалях – покупкам в дорогих супермаркетах и т. п.

С другой стороны, панкам удалось создать альтернативное социокультурное и отчасти экономическое пространство, в котором основными ценностями являются не деньги и конкуренция, а дружба и сотрудничество.

Сегодня принято говорить, что в отличие от английского панка, возникшего как естественная реакция на социально-экономический кризис на Западе, панк в СССР появляется как протест против тоталитарного мышления. Безусловно, как и многие другие явления «советского андеграунда», он испытывал на себе западное влияние, хотя прямые заимствования в 1980-х были фактически невозможны.

Панк был одним из немногих музыкальных течений, которое пришло в Советский Союз с минимальным опозданием. В 1976 году панк-рок появился в Англии, а уже в 1977 году в Ленинграде, Москве, Сибири. Молодые люди, интересующиеся западной музыкой, приобретали у фарцовщиков пластинки «Sex Pistols», «Clash» и других британских панк-групп, ловили музыкальные передачи по «Голосу Америки», ВВС с Севой Новгородцевым, читали советские журналы и газеты, которые не преминули откликнуться на появление нового молодежного течения как «нароста на гниющем теле буржуазной культуры».

Что представляли собой первые панки в СССР и в чем заключалось их противостояние советской власти? Выделим три основные ареала, где панк получил наибольшее, отличное от других регионов развитие – это Ленинград, Москва и Сибирь (Омск, Новосибирск, Тюмень), и, в соответствии с этим, попытаемся ответить на поставленные вопросы.

Первыми ленинградскими панками были подростки 15-17 лет, меломаны, собиратели пластинок. Знакомились они чаще всего на «пластиночном толчке», собирались вместе, пьянствовали, слушали музыку. Они пытались жить так, как им нравится, но это было серьезным противоречием не только доминирующей идеологии, но и советским законам (например, закон о тунеядстве). Многие хотели побывать за границей, оказаться там, где были любимые панк-группы. Для ленинградских панков панк-рок не был выражением политического протеста, призывами к разрушению системы. Это было скорее стихийное внутреннее неприятие официально принятых норм и ценностей, отступление от которых в советском государстве могло расцениваться в спектре от мелкого хулиганства и вплоть до предательства Родины. По официальной версии, рок-музыка была изобретением западной пропаганды, призванным отвлекать советскую молодежь от строительства коммунизма, а западную демократическую – от борьбы с капитализмом.

Сибирский ареал панк-рока представлен, главным образом, тремя городами – Омском, Новосибирском и Тюменью. Так называемый сибирский панк-рок был наиболее политизированным и открыто направленным против тоталитарной системы. Это нашло выражение как в текстах песен (например, группа «Кооператив ништяк» в разгар репрессий на рок-музыкантов пела: «Бродит призрак по Европе, отрубите ему ноги»), так и в реакции власти на их творчество. Участников сибирских панк-групп сажали в психиатрические лечебницы, отправляли в армию, но они оставались «льдом под ногами майора» .

Советская панк-культура 1980-х, изначально ориентируясь на западное течение, органично переосмысливала его, переплетала с национальными корнями. В итоге возникали абсолютно оригинальные явления, порожденные, прежде всего не подражательством, а желанием самовыразиться и как-то противопоставить себя официозу.

В СССР панк являлся контркультурой уже в силу своей запретности, поэтому он противостоял системе. С 1987 года тоталитарные механизмы начинают активно разрушаться, и рок-музыка, по моему мнению, внесла в этот процесс свой вклад, хоть и небольшой, будучи носителем иных ценностей культуры. Здесь и заключается основное противоречие отечественного панка: приняв участие в разрушении системы, он оказался в сложной ситуации – против чего бороться теперь, когда все можно? Вслед за тем панк теряет свой статус контркультуры с уничтожением запретности, а развитие современных западных форм противостояния в России затруднено из-за сложной социально-экономической и политической ситуации. Существование панк-движения, как и других форм контркультуры в СССР в том виде, в каком они функционировали до перестроечной эпохи, потеряло смысл на рубеже 1980-90-х гг.

Понятие о панк-музыке в России изменилось и эволюционировало.

В СССР Панк был субкультурой, как нам кажется, только в период с 80-х до 90-х годов. Именно в этот период в стране происходил системный кризис, 70% молодежи оказались за чертой бедности, крах идеологии и централизованная система распределения товаров: все это создавало благодатную почву для развития такой субкультуры как панк.

После 90-х панк стал разлагаться, он коммерциализировался, потерял идею, потерял себя, но вместе с этим панк и не исчез полностью, он разделялся на другие социальные явления. Таким образом, в Советском Союзе играть рок, а тем более панк, было противостоянием. Это было запрещено, и люди, которые занимались рок-музыкой и не вписывались в стандартный образ «простого советского человека», часто серьезно рисковали не только быть избитыми в отделении милиции или «дружинниками», но и лишиться свободы. Государственная власть пыталась подавить любые отклонения от официальной идеологии: выгоняла с работы и из институтов, отправляла в армию и в психиатрические лечебницы на принудительное лечение, травила через прессу (разоблачительные статьи) и т. п. С другой стороны, что панки могли противопоставить государственной машине? Противостояние происходило, прежде всего, на уровне образа жизни и мировоззрения, что проявлялось в поведении, внешнем виде, системе ценностей. Неприятие советской идеологии и стандартизированного общества не обязательно выражалось в критике и борьбе.

Глава 2. Панки как субкультура

Сегодня панк представляется нам чаще всего в грязном, плохо пахнущем, и нетрезвом образе. Если обратиться к старшему поколению с вопросом «Кто такой панк?», в 9 из 10 случаев можно услышать, что-нибудь не очень приятное.

На сегодняшний день большая часть подростков, называющих себя панками, не знают даже элементарных фактов из раздела истории панк-движения. Некоторые «панки» настолько далеки от реальности, что просто смешны. С этим тесно связана вторая глава работы и непосредственно само исследование.

2. 1. Поведение в обществе. Политическая позиция.

Самооценка панка

Панк всегда имеет свое мнение и не боится его высказывать. Ему все равно, что о нем будут думать. Он таков, какой есть и ничего не станет менять. Традиционно считается, что поведение панка во всех случаях – это борьба, борьба против системы. Против какой, решает сам панк. Система подразумевает под собой в первую очередь правила. Правила – значит подчиняться. Подчиняться – значит сдаваться. Это и есть самый главный пункт в панковской политике.

Определяющим стало наплевательское отношение к окружающим и самим себе, установка всегда совершать только то, что хочется сию минуту. Мораль оказалась измененной на 180 градусов: все, что считалось аморальным у нормальных людей, на улице становилось внешним проявлением «нравственности».

Панк-культура предполагала полную свободу действий. Панки хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отношению к полицейским и задирали прохожих. Таким способом они спешили выразить свой протест миру, в котором родились и выросли. Философия панков была философией «потерянного поколения», простой до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест.

Сами панки по-разному оценивают и панк-движение, и себя в этой культуре. Вот несколько выдержек с одного из панковских форумов:

«я панк, потому что мне так хочется. Панк – это необязательно валяться в грязи, а для посвящения спать в помойке. и ирокез ставить на пиве, смешанном с мочей. А обязательно – состояние души» . (Орфография и стилистика высказываний сохранены в оригинале – прим. В. С.).

«Для начала я скажу вам, чем панк не является: это не мода, не определенный стиль одежды, не бунт на коленях против родителей, не новейшее «крутое» течение или особый стиль музыки. На самом деле это Идея, которая ведет и строит вашу жизнь. Думай самостоятельно, будь самим собой, не просто принимай то, что дает общество, – создавай свои собственные правила, живи своей собственной жизнью!» .

«Я – панк, потому что Я ПРОТИВ. Панк – это состояние души, образ мыслей, не столь важно насколько это проявляется внешне. Панк – это внутри. Ненавижу тех, кто считает панк просто модной атрибутикой!»

«Любое движение – это в первую очередь идея, а не шмотки и показуха Всегда главное – то, что внутри, а не то, о чем орут на каждом перекрестке. Точно так же, как и анархию превратили в свободу бухать и беспределить, хотя ее смысл намного глубже» .

Мы видим, что большая часть тех людей, кто относит себя к панкам, сходятся во мнении, что панк – это прежде всего идея, образ жизни и мыслей, и только потом – внешняя атрибутика! Именно идеология панк-движения не изменилась с 70-х годов, но сами панки отмечают, что с идеей панка знакомо очень небольшое количество молодежи, относящей себя к панк-культуре. Таким образом, получается, что панк-движение «вырождается». Превращаясь из «Идеи» в «Моду»

2. 2. Общественная оценка панка

Социологи Интернет сайта Info_Mania, проводя социологический опрос среди разных слоев населения г. Москвы (выборка – 100 человек), часто получали такие характеристики панков, как «шизофреническая категория», «может, со своими убеждениями, но психически больные люди», «невоспитанный, легкомысленный народ» и панка как «молодежного сдвига по фазе». Некоторые опрашиваемые отмечали в качестве отличительной черты панков «гребешки».

Приведем несколько распространенных мнений обычных людей о панк-движении:

«В моём понимании панк, это по-любому балахон, гады, хохолок для понта и нашивка с анархией. Панк по-любому должен ездить на концерты вместо митингов, ибо там можно нажраться, а если он не дай Бог не нажрется, то он увидит мир трезвыми глазами, ужаснется и случайно начнет думать своей башкой, а не чужими идеями и стереотипами. Панк, это, прежде всего, протест, а против чего, как, зачем, и почему – это уже не важно. Панк – это состояние души» .

Для того, чтобы получить данные по вопросам общественной оценки панков и панк-культуры, учащимся Гимназии № 8 были предложены две анкеты, на основе которых мы смогли прийти к следующим выводам:

1) О панке имеют общее представление более половины опрошенных нами учащихся старших классов.

2) Представление о панке строится в основном на внешней атрибутике – одежде, обуви, прическах.

3) Поведение панка большинством учащихся воспринимается как антисоциальное – курение, алкоголь, агрессия.

Cкладывается впечатление того, что большинство обычных людей в Москве (по опросу Info_Mania), а так же обычных городах России (учащиеся города Ангарска) не разбирается в нюансах молодежных субкультур и для них панки почти ничем не отличаются от металлистов или хиппи. Отношение к панкам в обществе достаточно негативное – «агрессивные, наркоманы, алкоголики». Этот образ панка, созданный СМИ, активно подтверждается самими панками («пионерами»), черпающими свою «эстетику и идеи» из масс-медиа.

Мы постараемся систематизировать наиболее распространенные убеждения о панках среди обывателей, и дать свои комментарии к ним. В качестве основы для данных утверждений были взяты результаты исследования агентства Info_Mania. Мы провели аналогичный опрос среди учащихся нашей гимназии и пришли к определенным выводам, которые и оформили в виде комментариев.

Утверждение 1. Все панки – это тупые, ограниченные «птушники» и двоечники (в общем, люди низкого интеллектуального уровня развития).

Комментарий: утверждение очень распространенное среди обывателей. 34 % опрошенных учащихся Гимназии №8 согласились с правильностью этого утверждения. Однако большинство респондентов (49%) не согласились с таким мнением россиян, отметив, что так о панках говорят люди, малознакомые с панками, никогда с ними не общавшиеся. Да, конечно, среди панков есть и «птушники», и вообще очень глупые люди, но их не так много и составляют они лишь малый процент от числа всех панков. Гораздо больше среди последователей панк-движения процент студентов вузов.

Утверждение 2: панк – это чисто молодежное течение, подростковый протест, проходящий с возрастом. Панком можно быть в период с 12 до 18, максимум 20 лет, а дальше нужно взрослеть.

Комментарий: На этом утверждении мнения гимназистов разделились примерно поровну: 45% опрошенных согласились с тем, что панк-движение носит молодежный характер, а 43% опровергли это мнение. Это вполне соответствует тем данным, которыми располагаем мы, занимаясь исследованием панка.

Действительно, большинство панков начинают «панковать» в юношеском или подростковом возрасте, но это не значит, что панк – сугубо молодежное течение. Некоторые отходят с возрастом от панка, но в большинстве своем это люди, для которых мнение большинства, толпы, важнее их собственного мнения. Есть среди бывших панков и те, кто просто разочаровался в идеях этого движения. Однако, есть и панки 30 лет и старше, и хотя не все из них придерживаются внешних атрибутов панка, но по-прежнему разделяют большинство «панковских» идей. И вообще, в утверждении «Панком можно быть в период с 12 до 18, максимум 20 лет, а дальше нужно взрослеть», слово взрослеть на самом деле, как правило, используется обывателями в значении «стать таким как все, принять идеи распространенные в обществе». Сравните со значением слова «взрослеть» в толковом словаре. Быть нонконформистом (а панки нонконформисты, т. к. придерживаются идей, не являющихся на сегодня распространенными в обществе), не значит не быть взрослым человеком.

Утверждение3: Панки – вечно грязные и никогда не моются, от них постоянно дурно пахнет.

mob_info