Секуляризация церковных. Секуляризация церковных земель в истории: краткая справка

В 1763-1764 гг. Екатерина осуществила отмененную после свержения Петра III секуляризацию церковных земель. Это пополнило казну и позволило прекратить волнения монастырских крестьян. Духовенство потеряло имущественную самостоятельность, оказалось на содержании государства. Так был завершен начатый Петром I процесс превращения духовенства в особый отряд чиновничества.

"Уложенная комиссия"

В 1767 г. Екатерина созвала т.н. "Уложенную комиссию", которая должна была подготовить новое Уложение законов. В России все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г. С тех пор было издано множество новых законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Ни при Петре I, ни при его преемниках создать новый свод законов не удалось.

В течение двух лет (1764-1765 гг.) императрица работала над составлением "Наказа" депутатам, положив в его основу знаменитый трактат французского мыслителя Ш. Монтескье "О духе законов", а также идеи других крупнейших просветителей.

"Наказ" устанавливал в России самодержавие на том основании, что в столь огромном государстве другой политический строй невозможен. Гарантией от превращения неограниченной монархии в тиранию должны были служить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Однако сами эти органы должны были создаваться и действовать по воле самодержца. Более глубоким изменениям должна была подвергнуться судебная система. "Наказ" отвергал пытки, ограничивал применение смертной казни, предлагал отделить судебную власть от исполнительной.

Главным вопросом российской действительности того времени являлось крепостное право. Екатерина, воспитанная на идеалах Просвещения отрицательно относилась к крепостному праву, видя в нем "человеческому роду нестерпимое положение". Она также понимала, что освобождения крестьян требует хозяйственный прогресс. В манифесте по случаю своего вступления на престол царица заявляла: "Намерены мы помещиков при их имениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Однако, по-видимому, это объяснялось стремлением заручиться поддержкой дворянства. В первоначальном проекте "Наказа" говорилось о необходимости смягчить положение крепостных и предоставить им право собственности на имущество. В окончательный вариант эти слова не попали.

В "Уложенной комиссии" лишь несколько депутатов выступили за то, чтобы облегчить участь крестьян. Предлагалось запретить увеличение крестьянских повинностей сверх установленного законом уровня и даже передать крепостных в распоряжение специальной коллегии, которая бы и взимала повинности в пользу помещиков. Однако большинство дворянских депутатов встало на защиту крепостничества и своих привилегий. Идти наперекор дворянству царица не могла из опасений потерять трон.

Депутаты-горожане радели лишь о праве покупать крепостных, да об отстранении дворянства от торговли. Российское купечество еще мыслило по-старому, стремясь не к политическим правам и юридическим гарантиям, а лишь к сословным привилегиям. Оно не могло стать опорой императрицы, мечтавшей о создании в России "третьего сословия".

В конце 1768 г. Уложенная комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи. Крепостное право в России сохранилось. Вторую половину XVIII в. часто называют "золотым веком" поместного дворянства. И действительно, именно на это время приходится как расцвет дворянской культуры, так и максимальное усиление крепостничества. Однако традиционное утверждение, что Екатерина окончательно лишила крестьян правовой защиты государства, запретив им жаловаться на своих господ, все же не соответствует действительности.

Причины реформы

Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии . В 1786 году аналогичная ситуация установилась в Киевской , Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году - в Курской , Екатеринославской , Харьковской и Воронежской губерниях .

Список монастырей на 1764 год

Штатные I класса

  • Троице-Сергиева Лавра (мужская)
  • Александровский Успенский монастырь (женский)
  • Валдайский Иверский монастырь (мужской)
  • Московский Вознесенский монастырь (женский)
  • Московский Новодевичий монастырь (женский)
  • Санкт-Петербургский Александро-Невский монастырь (мужской)
  • Суздальский Покровский монастырь (женский)

Штатные II класса

Штатные III класса

  • Белгородский Никольский монастырь (мужской)
  • Иркутский Вознесенский монастырь (мужской)
  • Московский Златоустовский монастырь (мужской)
  • Николо-Угрешский монастырь (мужской)
  • Тамбовский Вознесенский монастырь (женский)

Заштатные

Упраздненные

  • Арефинская Входоиерусалимская пустынь
  • Бежецкий Введенский монастырь
  • Возмищенский монастырь
  • Вязниковский Введенский монастырь
  • Дуниловский Успенский монастырь
  • Козельский Вознесенский монастырь
  • Кохминский Казанский монастырь
  • Крестогорская Тихонова пустынь
  • Лихвинский Афанасьевский монастырь
  • Лихотнин Успенский монастырь
  • Мамонтова пустынь
  • Маровская Крестовоздвиженская пустынь
  • Мещовский Афанасьевский Петропавловский монастырь
  • Мосальский Успенский монастырь
  • Муромский девичий монастырь
  • Нуромский Преображенский монастырь
  • Обнорский Воскресенский монастырь
  • Пешношский Никольский монастырь
  • Посолотинский монастырь
  • Рдейский монастырь
  • Соломенская пустынь
  • Сырьинская Успенская пустынь
  • Угличский Воскресенский монастырь
  • Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь
  • Усть-Сарапульский Спасский монастырь
  • Христофорова Богородицкая пустынь
  • Черноезерский монастырь
  • Шуйский Троицкий монастырь

Последствия реформы

Секуляризационная реформа 1764 года положила начало новой эпохе в истории Русской Православной Церкви. Данное разделение на штаты и классы определило финансовое положение монастырей. Появилось два абсолютно разных типа не только монастырей, но и монахов, что нивелировало значение монастырских Уставов.

Отрицательные

Определённое реформой финансовое содержание шатных монастырей было зачастую слишком мало, его не хватало на содержание и питание монастырской братии. Строения монастырей постепенно разрушались, а настоятели не решались сообщать об этом Синоду, чтобы избежать упразднения монастыря. Чтобы избежать финансовых проблем, монастыри сокращали число монашествующих, предусмотренное им штатом, из-за чего стали безлюдеть и беднеть.

Положительные

В сложившихся условиях, без бремени забот о монастырской собственности, у монашествующих появился стимул для переустройства жизни на аскетических основах.

См. также

Примечания

Литература

  • Смолич, И. К., Русское монашество, 988-1917, "Глава XIII. Эпоха секуляризации (1701-1764). 3. Секуляризация 1764 г.

О такой реформе, как секуляризация земель, принадлежащих церкви, речь шла еще на рубеже 15-м и 16-м веках. Но лишь в веке 18-м окончательно оформилось решение этого вопроса. Именно в этом столетии государству удалось решить задачу, поставленную еще во время царствования Ивана III.

Секуляризация - это ликвидация крупных церковных землевладений. И именно этим процессом была завершена длительная борьба российских правителей и церкви за земли. И то обстоятельство, что произошло это как раз в 18-м веке, не является случайным.

К тому времени торговым капитализмом были сделаны большие успехи, а существовавшая в отношении церковных прав этому мешала. Основная тенденция заключалась в том, что земля - это товар, из которого следует извлекать прибыль. Этому вполне удовлетворяла реформа первой половины 18-го века, освободившая земельную собственность от государевой зависимости. Между тем церковные угодья в силу особой природы своего пользования отчуждаемы не были. Духовенство могло только приобретать их, но не вправе никоим образом отчуждать.

Такова была лишь общая причина явления под названием «секуляризация церковных земель». Были и другие причины, скажем так, более частного характера. Дело в том, что вся политика в отношении российских земель очень зависела от дворянских интересов. монархии всеми силами стремился расширить свои владения, в то время как свободные центральной части государства уже были фактически исчерпаны. Ну а земли на окраинах мало кого интересовали. Дворянство рассудило, что секуляризация церковных вотчин и крестьян позволило бы создать неплохой фонд, который позволил бы им расшириться дальше.

Правящие особы очень долго не могли решиться на нарушение того союза, который образовался из дружбы Лишь во второй половине 18-го века объективные усилия взяли верх. После целого ряда колебаний Петром III в 1762 году был издан документ, явившийся причиной создания специальной Коллегии экономии, которая бы управляла всеми церковными вотчинами. Одновременно с этим предписывалось отстранить от управления ими всех лиц, имевших духовные звания. Крестьян же, трудившихся на церковных имениях, обязали вместо прежних повинностей выплачивать рублевый оброк поверх подушного оклада. Так, в крестьянском пользовании оставались угодья, которые они вспахивали для церковных вотчинников, а вот землю, которая и раньше не была в их пользовании (мельницы и пр.), следовало отдать желающим на оброк. А все полученные суммы поступали в распоряжение созданной Коллегии. Так, не оказалась излишне отягощена, зато все поборы, взятые управителями, немедленно возвратились бы крестьянам.

Однако этот указ действовал непродолжительное время. Уже Екатерине Великой в силу исключительности обстановки в государстве пришлось пойти на «хитрость». Секуляризация церковных земель была признана ею мерой необдуманной, указ отменен, а церкви возвращены угодья, в т.ч. и крестьяне. Императрица вновь открыла запечатанные во время Петра III домашние церкви и стала всячески способствовать возрождению влияния духовных лиц по вопросам цензуры и т.п.

Отмененная секуляризация церковных земель спровоцировала волнения среди монастырских крестьян. Да и дворянство было, мягко говоря, недовольно. В итоге Екатерина Великая приняла новое решение: временно приостановить отмену секуляризации и создать комиссию для всестороннего изучения вопроса. К тому моменту императрица уже удостоверилась, что духовенство как политическая сила весьма слабо. Ведь ее распоряжения хоть и вызывали в среде иерархов негодование и сильный ропот, но открыто выступать никто не решался. Таким образом, согласно указу 1764 года все архиерейские, синодальные, церковные и монастырские вотчины окончательно передавались в ведение Коллегии. Зато вместо отобранных земель духовенству теперь полагалось штатное содержание, а впоследствии, во время генерального межевания, оно получило и небольшие земельные наделы.

Нельзя однозначно ответить, чего больше принесла секуляризация церковных земель, хорошего или плохого, но то, что эта мера была действительно выдающейся в своем веке, это точно.

лат. - мирской, светский) - обращение церковной собственности (преимущественно земли) в собственность светскую. В Западной Европе - также отказ от духовного звания и церковной должности, связанный с переходом в светское состояние.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

франц. secularisation, от позднелат. saecularis - мирской, светский), антихристианская политика российских императоров XVIII в. (прежде всего Петра I и Екатерины II), направленная на ослабление духовного влияния Православной Церкви и обращение ее имущества в светскую собственность.

Великой ошибкой Петра I было переустройство на немецкий лад быта русского народа, который был весь проникнут церковностью, так как наши предки до Петра по церковному и монастырскому уставу распределяли время своей жизни, и все, касательно их одежды, общественного этикета и взаимных отношений членов семейства, носило на себе печать религии и считалось православным, в отличие от "басурманского" - еретического.

Но эта ошибка стала еще более тяжкой и даже гибельной для России, благодаря тому что Петр в своих реформах производил ломку нашей православной веры на почве явных своих симпатий к протестантизму. В его указе от 22 февраля 1722 на имя Святейшего Синода говорится: "Чтобы в Москве и городах из монастырей и приходских местных церквей ни с какими образами к местным жителям в домы отнюдь не ходить. Смотреть, чтобы с образами по Москве, по городам и уездам для собирания на церковь или на церковное строение отнюдь не ходили. А кто будет ходить, тех брать". В том же году, 28 марта Петр издал указ, возбудивший в Москве сильное волнение. В этом указе воспрещалось устроение часовен на торжищах и перекрестках, в селах и других местах и совершение здесь пред иконами священниками богослужений. Указ определяет: "Пред вышеупомянутыми вне церквей иконами мольбы и свещевозжения, тамо безвременно и без потребы бываемыя, весьма возбранить. Также и часовен отныне в показанных местах не строить, и построенные деревянные разбирать, а каменные употребить на иныя потребы тем, кто оныя строил". В одном из своих указов Синоду Петр ограничивает и другие проявления религиозности русского народа, "понеже всю надежду, - говорится здесь, - кладут на пение церковное, пост, поклоны и тому подобное, в них же строение церквей, свечи и ладан".

Согласно таким взглядам Петра был издан регламент, в котором изложены были правила относительно религиозного воспитания народа и который представляет собой колкую сатиру на религиозность наших предков. Руководствуясь этим регламентом, Синод издал постановления против обрядности, крестных ходов, хождения с образами, дорогих окладов на иконах, умножения часовен, годичного хранения артоса, богоявленской воды и т.п.

Еще пагубнее для русского благочестия были мероприятия Петра, имевшие своей целью реформировать наши монастыри, каковые были выражены в его указе от 31 января 1724.

По учению св. Феодора Студита, "как Ангелы являются светом для иноков, так иноки являются светом для мирян". Это святоотеческое учение нашло себе наилучшее воплощение в жизни допетровской России, когда идеалом русского благочестия и руководителями нравственно-христианской жизни русского народа были иноки. Не так смотрел Петр на монашество. Воздавая похвалу первоначальным монастырям глубокой древности за их трудолюбие, он в упомянутом указе говорит, что лет через сто от начала сего чина монахи стали ленивыми, тунеядцами и развращенными. Здесь резко осуждается умножение монастырей в Константинополе и в ближайших ему местах, что оказалось будто бы причиной поразительной малочисленности воинов, которые так нужны были при осаде Константинополя врагами греков. "Сия гангрена, - сказано в указе, - зело было и у нас распространяться начала". По воззрению Петра, монахи не стоят на высоте своего призвания, едят даровой хлеб и никакой прибыли от сего обществу нет. Поэтому он требует, чтобы в русских монастырях были благотворительные учреждения для престарелых солдат и устроены были семинарии, откуда бы образованные воспитанники, ищущие монашества для архиерейства, могли бы постригаться по достижении 30-летнего возраста. А незадолго до своей смерти государь издал указ, чтобы московские монастыри: Чудов, Вознесенский и Новодевичий - были предназначены для больных, старых и увечных, Перервинский - для школы, Андреевский - для подкинутых младенцев. Вообще, число монахов в России при Петре было очень ограничено, они были стеснены особыми правилами, а самые монастыри были по преимуществу обращены в богадельни.

Главное зло, и притом для всей России, заключалось здесь в том, что Петр отобрал у монастырей и вообще у русской Церкви ее имущество. Последнее представляло собой дары, которые приносились верующими в Церковь во исполнение Божественной заповеди: давать Господу десятину от своих имений. Это церковное имущество было Божественной собственностью и потому закреплялось за Церковью св. канонами как неприкосновенное и неотчуждаемое. "Монастырям, - говорится в 24-м правиле IV Вселенского Собора, - однажды освященным по изволению епископа, пребывать монастырями навсегда, и принадлежащие им вещи хранить в монастыре, и впредь не быть им мирскими жилищами. Допускающие же это подлежат наказаниям по правилам". То же самое устанавливается и 49-м правилом VI Вселенского Собора, а также 1-м правилом Двукратного Собора и 12-м правилом VII Вселенского Собора.

Ввиду такой священной неприкосновенности церковного имущества, византийским императором Маврикием был издан следующий закон: "Если кто ради овладения ли или по взятке причинит обиду Церкви или захватит вещи, отданные Богу и Его Церкви, и что находится под митрополитами, архиепископами, епископами и монастырями, будут ли то доходы или имущество, то пусть он не видит милости Св. Троицы в день судный, но отпадет от христианского имени, как отпал Иуда от 12-ти апостолов и да будет проклят всеми святыми".

В соответствии с этим и наши русские великие князья и цари ограждали от захвата церковное имущество своими заклятиями. Так, в уставе свв. Владимира и Ярослава проклятию предаются те, которые захватят доходы Церкви. В своей грамоте Иверскому монастырю от 6 марта 1654 царь Алексей Михайлович таким же проклятием ограждает эту обитель от захвата пожертвованного им имущества. Так поступали и другие князья и цари и вообще церковные благотворители.

Ясно, что отобрание церковного имущества в другие руки является тягчайшим грехом нарушения Божественной заповеди и св. канонов, низводит страшные проклятия и в сей и в будущий век от церковных благотворителей и есть, по существу, святотатство. Гибельные последствия этого греха не замедлили сказаться еще при жизни Петра.

Монастыри в России не только учили русский народ жизнью своих истинных иноков, но и озаряли его истинным христианским просвещением. Превращая их в благотворительные учреждения, Петр тем самым уничтожал основу для истинного просвещения России. Это в особенности достигалось отнятием монастырских и архиерейских имуществ при возобновлении Петром Монастырского Приказа 24 января 1701. Через этот Приказ Петр, упразднив патриаршество, лишил Церковь ее самостоятельности и средств для приобретения книг и учреждений школ к просвещению русского народа.

Таким образом, отобрание церковных имуществ было великим злом для всей России, ибо последняя лишилась истинного, церковного и патриотического просвещения, которое распространяла Церковь благодаря своим богатым средствам. Интересно отметить, что так смотрел на отнятие у Церкви ее имуществ и наш гениальный Пушкин. Еще в ранней своей молодости, проживая в Кишиневе, он высказал однажды свое письменное мнение, что отобрание церковных имений нанесло сильный удар просвещению народа в России.

Гибельность этой реформы сказалась тогда же, именно в том, что за недостатком церковных средств стали закрываться прекрасные школы при святительских кафедрах. Одной из таких школ была образцовая семинария свт. Димитрия в Ростове.

Обнищание архиерейского дома свт. Димитрия дошло до такой степени, что ему не только нельзя было содержать своей школы, но нечего было подать просящему милостыню. Это обстоятельство, в связи с неприятностями, которые чинил свт. Димитрию присланный от Монастырского Приказа стольник, а также некоторые реформы Петра, направленные против Церкви, побудили свт. Димитрия обратиться к митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому с письмом, в котором он писал ему как своему другу: "Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие".

К великому сожалению, православная вера разрушалась не только реформами Петра, но и личным его поведением. Мы имеем в виду учреждение им так называемого "Всешутейшего и всепьянейшего синода", в котором он кощунственно и открыто перед русскими людьми высмеивал иерархические степени до патриарха включительно и в котором сам участвовал, принявши на себя должность протодиакона.

Разумеется, такая противоцерковная деятельность Петра не могла остаться без протеста со стороны нашей иерархии, и прежде всего ее главы - последнего патриарха Адриана. Между ним и Петром была глубокая рознь. Он резко осуждал вводимые царем новшества, но вскоре, к неудовольствию народа, вынужден был замолчать, в особенности после не принятого Петром печалования патриарха за опальных стрельцов.

После смерти патриарха открыто протестовал против Петра в защиту православной веры и основанного на ней порядка и быта в России местоблюститель патриаршего престола, друг свт. Димитрия Ростовского, митрополит Рязанский Стефан Яворский. Митр. Стефан был человеком больших дарований, большого ума, блестящего европейского образования. Мужественный, благородный, откровенный, он говорил правду Петру, окруженному протестантами. За это царь возненавидел Стефана как непримиримого стойкого врага своего. Петр, хотя сам возвысил его, настолько с ним разошелся, что стал уклоняться от свиданий с ним. Впрочем, такое отношение Петра к митр. Стефану не остановило последнего от протестов, которые он подавал царю против новшеств в духовной жизни русского народа, несмотря на то что эти протесты обрушивались на его же голову, вызывая против него царский гнев. Он даже не страшился открыто обличать Петра в своих проповедях.

Так, в своем слове по поводу тезоименитства находившегося тогда за границей царевича Алексея, в день памяти св. Алексия, человека Божия, митр. Стефан жалел царевича и открыто становился на его сторону, осуждая Петра за ссору с царственным сыном, которая окончилась для последнего столь прискорбно. "О, угодниче Божий, - говорил он здесь, - не забуди и тезоименинника твоего и особенного заповедей Божиих хранителя и твоего преисправного последователя. Ты оставил еси дом свой - он такожде по чужим домам скитался. Ты удалился от родителей - он такожде. Ты лишен от рабов, слуг, подданных, другов, сродников, знаемых - он такожде. Ты человече Божий - он такожде раб Христов. Молим убо, святче Божий, покрый своего тезоименинника, едину нашу надежду".

А в другом своем слове митр. Стефан, обличая Петра за восстание против православной веры и благочестия, говорит: "Море свирепое, море - человече законопреступный - почто ломаеши, сокрушавши и разорявши берега? Берег есть закон Божий; берег есть - во еже не прелюбы сотворите, не вожделети жены ближнего, не оставляти жены своея; берег есть во еже хранити благочестие, посты, а наипаче четыредесятницу, берег есть почитати иконы".

Так мужественно обличал Петра в своих проповедях и свт. Димитрий Ростовский. Правдолюбивый святитель, подобно Стефану Яворскому, не склонял пред гневом Петра головы своей.

В одной из своих лучших проповедей святитель обличал чрезвычайную гневливость царя, а в другой он говорил: "Смертен тя быти памятствуй, о царю, а не во веки живуща - днесь вси тебе предстоят, а утро сам един останешися в недрах земных. Днесь всем страшен, а утро мертва тя кто убоится. Днесь неприступен еси, а утро лежащь во гробе, ногами всех попираем будещи". Признавая пользу некоторых реформ Петра, он резко осуждал то, что шло против Православной Церкви. Когда, по распоряжению царя, был издан указ о несоблюдении постов в полках, один солдат был судим за то, что, вопреки воле начальства, он не желал нарушить пост. Это распоряжение о постах возмутило свт. Димитрия, и он произнес резкое слово о двух пирах - Иродовом и Христовом. В проповеди обличаются блудники и пьяницы, подражающие Бахусову ученику Лютеру, разрешающие посты в полках.

Конечно, не могла примириться с таким лютеранским отрицательным отношением к православной вере и большая часть епископов нашей Церкви, выступления которых против Петра вызвали с его стороны ужасный террор против них. Мы это говорим, имея в виду свидетельство Л.А. Тихомирова, основанное на документальных данных, приводимых историком А.П. Доброклонским в его труде "Синодальный период". "За первое десятилетие, - говорит Тихомиров, - после учреждения Синода большая часть русских епископов побывала в тюрьмах, были расстригаемы, биты кнутом и т.п. Я это проверял по спискам епископов в сочинении Доброклонского. В истории Константинопольской Церкви, после турецкого завоевания, мы не находим ни одного периода такого разгрома епископов и такой бесцеремонности в отношении церковного имущества".

В итоге противоцерковных реформ Петра в жизни русских людей получилось охлаждение к православной вере и всем внешним формам ее проявления. Умножились вольнодумцы, осуждавшие, по началам протестантским, православную обрядность. Еще современное Петру русское образованное общество, проникаясь европейскими протестантскими взглядами, начало стыдиться своей прежней детской и простодушной религиозности и старалось скрывать ее, тем более что она открыто с высоты престола и начальственными лицами подвергалась резкому осуждению.

Но и этим не исчерпывается зло, которое причинил Петр России. Русская Церковь могла бы с успехом бороться с отступлением от православной веры русских людей на почве протестантизма посредством школьного просвещения. Но Петр отнял у Церкви имущество. В силу этого, просвещение русского народа не было в введении Церкви, распространялось не на исконных исторических началах нашей православной веры, но с XIX столетия даже внедряло отрицательное отношение к вере и потому в себе таило гибель России.

К сожалению, не сразу после Петра стали возглавлять Россию наши императоры, которые были покровителями православной веры и защитниками ее не только для России, но и для других православных стран. Русскому народу пришлось и после Петра пережить ряд глубоких потрясений в своей вере. Мы имеем в виду прежде всего царствование имп. Анны Иоанновны, когда окружавшие ее немцы-протестанты во главе с масоном Бироном открыто гнали православную веру, а затем долгое царствование имп. Екатерины II.

Последняя исполняла все требования наружного благочестия, восхищалась проповедями митр. Платона, целовала руки у духовенства, шла в крестных ходах, бывала в Св.-Троицкой Сергиевой лавре; однако не имела православной настроенности и ценила религию, как и Петр, исключительно с точки зрения ее политического значения - ее пользы для государства. В особенности плохо было то, что она преклонялась, и даже чрезмерно, пред безбожником Вольтером, заискивала пред ним и советовалась с ним в своих планах касательно тех или других реформ для России.

Отсюда для нее естественно было назначать на должность обер-прокурора Св. Синода таких неправославных лиц, каковыми были масоны Мелиссино и Чебышев. Первый из них предложил Св. Синоду снабдить синодального депутата для заседания в Комиссию Уложения такими предложениями относительно реформ в церковной жизни: ослабить и сократить посты, уничтожить почитание икон и св. мощей, запретить ношение образов по домам, сократить церковные службы для избежания в молитве языческого многоглаголания, отменить составленные в позднейшие времена стихиры, каноны, тропари, назначить вместо вечерни и всенощных бдений краткие моления с поучениями для народа, прекратить содержание монахам, дозволить избрание из священников епископов без пострижения в монашество, с разрешением архиереям проводить брачную жизнь, разрешить духовенству носить "пристойнейшее платье", отменить поминовение умерших, дозволить вступать в брак свыше трех раз и запретить причащать младенцев до десятилетнего возраста. Св. Синод отклонил эти предложения и составил свой наказ.

Обер-прокурор Чебышев был совершенно неверующим человеком. Он открыто перед публикой заявлял о своем неверии в бытие Божие, непристойно держал себя в присутствии членов Св. Синода, позволяя себе недопустимые ругательства, задерживал издание сочинений, направленных против распространявшегося тогда модными писателями неверия.

Таким образом, если при Петре Русской Церкви пришлось тяжко страдать от протестантизма, то при Екатерине II Церковь переживала сильное давление не только от протестантизма, но и от неверия.

Но особенно тяжкий удар Екатерина II нанесла Церкви через окончательное отобрание в казну монастырских имений и введения монастырских штатов. В силу этой пагубной для Церкви реформы сразу было закрыто из 954-х ранее существовавших монастырей 754; следовательно, осталась в России лишь пятая часть их. При отобрании церковных имений было дано обещание обеспечить духовные школы и духовенство, но оно не было исполнено государственной властью. К тому же последняя не получила от этой реформы большой пользы, так как огромная часть монастырских имений была роздана императрицей в дар ее фаворитам.

Ясно, каким болезненным ударом по сердцу верующих русских людей была эта реформа. Запустели места, освященные подвигами св. иноков. Заросла тропа, по которой направлялись народные массы к святым старцам для духовного руководства, к святым могилам - для молитв. Закрылось при церквах и монастырях множество школ, больниц и богаделен. Вместе с закрытием монастырей остановилось и великое дело просвещения инородцев в Сибири и других местах необъятной России. Народное чувство было слишком возмущено, ибо отобрание церковных имуществ было вопиющим нарушением прав собственности и воли тех, которые завещали свои имения церквам и монастырям на дела благотворения, на поддержание иночества и на помин души. Эта реформа была в глазах народа великим грехом, ибо на пожертвования в пользу церквей и монастырей, о чем было сказано выше, Церковь всегда смотрела как на посвященное Богу.

Поэтому современники этого грустного явления в жизни Церкви не могли не протестовать. Самым резким был протест со стороны Арсения, митр. Ростовского. Его личность вызывала и вызывает глубокое к себе уважение, так как он бесстрашно всегда защищал правое дело. Еще при имп. Елизавете Петровне, назначенный членом Св. Синода, он не явился в Синод для принесения установленной присяги, находя несогласными со своею совестью слова: "Исповедаю же с клятвою крайнего судью духовные сея коллегии быти самую Всероссийскую Монархиню, Государыню нашу", находя, что единственный крайний Судия и Глава Церкви есть Христос, и подал о сем объяснение самой государыне. Он даже подал прошение об удалении на покой по болезни. Но добрая императрица не утвердила доклада об этом Св. Синода и даже лично заботилась о выздоровлении митр. Арсения. С таким уважением она относилась к нему.

В своей епархии митр. Арсений занимался духовно-административными и училищными делами и борьбой с иноверием и расколом. Он составил возражение на поданный протестантами пасквиль против сочинения митр. Стефана Яворского в защиту Православия "Камень веры" и дополнил сочинение исповедника архиеп. Тверского Феофилакта Лопатинского. А также, подражая ревностному борцу против раскола свт. Димитрию Ростовскому, он составил обличение раскольников, оставшееся в рукописи, и дополнил сочинение Феофилакта Лопатинского "Обличение неправды раскольничьей".

Так ревностно трудился в своем архипастырском служении митр. Арсений. Но незабвенным для Русской Церкви он остался по преимуществу за свое выступление против отобрания церковных имуществ. По поводу этого печального события митр. Арсений подавал в Св. Синод один протест за другим. В Неделю Православия он к обычным анафематствованиям присоединил анафему "обидчикам церквей и монастырей".

Обо всех этих поступках митр. Арсения было доведено до сведения Екатерины. Было назначено в Синоде расследование дела о митр. Арсении. Последний был вызван во дворец, где его допрашивали в присутствии самой императрицы. Митр. Арсений говорил столь резко, что императрица зажала себе уши, а ему самому "заклепали рот". Екатерина повелела самому Синоду судить своего собрата. Синод присудил митр. Арсения к лишению архиерейского сана и преданию, по расстрижении из монашества, светскому суду, который должен был за оскорбление ее Величества осудить его на смерть. Но императрица приказала освободить митр. Арсения от светского суда, оставить ему монашество и сослать в дальний монастырь.

История Русской Церкви говорит нам и о другом подвиге во имя православной русской идеологии опять-таки по поводу отобрания церковных имуществ. Это был протест не менее выдающегося иерарха Русской Церкви - Павла, митр. Тобольского.

В ответ на эту разрушительную для нашей родины меру правительства митр. Павел отправил в Синод свое откровенное мнение в резкой форме. Опять возникло дело. Тобольский святитель был вызван в Москву и осужден Синодом на лишение архиерейского сана.

Императрица не утвердила синодального постановления о лишении сана митр. Павла и даже требовала его возвращения в епархию. Но митр. Павел не согласился на это требование и просил Синод разрешить ему жить на покое в Киево-Печерской лавре, где он постригся в иночество и дал обет пребывать в послушании настоятелю. Синод исполнил его просьбу.

Насколько митр. Павел был возмущен отнятием у Церкви имущества и как велика была его ревность о Боге, об этом свидетельствует тот факт, что его, приехавшего из Москвы в Петербург, несколько раз требовала к себе императрица, и он не поехал. Императрица прислала в дар ему 10000 рублей, но он не принял их, находя несправедливым обогащаться ему, служителю Церкви, из рук императрицы в то время, когда Церковь была ею лишена имущества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Манифест объявил об изъятии земель и крепостных крестьян из монастырской собственности и передаче их в государственную казну. Отныне бывшим имуществом Синода, архиерейских кафедр и монастырей, во владении которых до тех пор находилось свыше 900 тысяч крестьянских душ мужского пола и 8,5 млн десятин земельных угодий, стала управлять Коллегия экономии . Монастырям были оставлены лишь небольшие сады, огороды и пастбища. Бывшие монастырские крестьяне были объявлены «экономическими» и обложены оброком, из которого Коллегия экономии выделяла определенную сумму на содержание монастырей, архиерейских домов и духовно-учебных заведений. Сумма определялась так называемым «штатом» монастыря.

Примерно треть монастырей были разделены на «штаты» - первый, второй и третий, согласно которым монастырю перечислялись конкретные суммы денег; некоторые обители объявлены «заштатными» и не финансировались. Остальные - примерно две трети существовавших к тому времени монастырей - упразднены, а монашествовавшие в них переведены в ближайшие «штатные» монастыри.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ 8. Синодальный период

Субтитры

Мы находимся в Санкт-Петербурге – городе, основанном на берегах Невы Петром I в качестве столицы Российского царства. Именно здесь в 1721 году Россия была провозглашена империей, а Петр получил титул императора. В XVIII веке этот город, в архитектуре которого доминирует западное влияние, стал не только светской, но и духовной столицей России. В 1700 году скончался патриарх Московский и Всея Руси Адриан Избранию нового главы Русской церкви воспрепятствовал Петр l Вместо этого местоблюстителем патриаршего престола был назначен митрополит Стефан Яворский. В 1721 году - за несколько месяцев до провозглашения России империей - вышел манифест об учреждении «Духовной коллегии» во главе с президентом. Решение о замене единоличной власти патриарха коллегиальной органом управления созревало у Петра I на протяжении многих лет. Он не желал видеть в патриаршестве возможные параллельный центр власти, как это было при Никоне. Император хотел сам возглавить Церковь и максимально приблизить систему церковного управления к той, что существовала в протестантских странах. На первом же заседании новосозданной коллегии было решено переименовать ее в Святейший Правительствующий Синод. В 1722 году была учреждена должность обер-прокурора Синода, на которую императором назначался «из офицеров добрый человек». В задачу обер-прокурора входил контроль и надзор за деятельностью Синода от лица государя. В 1723 году упразднение московского патриаршества было признано Константинопольским и Антиохийским Патриархами, которые назвали российский Синод своей «сестрой во Христе». Ведь в греческом языке слово «синод» женского рода. Реформа Петра l была направленна на превращение Церкви в социально полезный государственный институт. В 1724 году Император подписал указ о монахах и монастырях. Это был сокрушительный удар по монашеству. Отныне оно рассматривалось как узаконенное тунеядство, с которым следовало бороться всеми возможными средствами. Основывать новые монастыри без специальной санкции Синода запрещалось. Небольшие обители объединялись более крупными, а некоторые вообще закрывали. Имущество ряда монастырей было конфискованно. Особенно резко Петр отзывался о монастырях городских, возникших, по его мнению, из-за принятия пострига некоторыми византийскими императорами. «Когда греческие императоры, покинув свое звание, ханжить начали, тогда некоторые плуты к оным подошли и монастыри не в пустынях уже, но в самых городех и в близ лежащих от оных местах строить начали и денежные помочи требовали для сей мнимой святыни; еще же горше яко не трудитися, но трудами других туне питатися восхотели... Сия гангрена зело было и у нас распространяться начала под защищением единовластников церковных...» Репрессии продолжились при Екатерине I и Анне Иоанновне. Сначала монастырям было запрещено приобретать земли, затем постригать в монахи кого бы то ни было, за исключением вдовых священнослужителей и отставных солдат. Постриженных в обход закона, лишали монашеского звания, подвергали телесным наказаниям и ссылали. В период с 1724 по 1738 годы в России число монашествующих сократилась на 40 процентов. Послабления в отношении монастырей наступили в годы царствования Елизаветы I. Многие обители были восстановленны. В 1761 году разрешено постригать в монахи представителей всех сословий. Однако при Петре III началась секуляризация обращение в государственную собственность монастырских земель вместе с проживавшими на них крепостными крестьянами. В 1764 году уже при Екатерине ll вышел указ о передаче казне всех церковных владений, включая имения Синода, архиерейских кафедр и монастырей. Против секуляризации активно протестовал митрополит Ростовский Арсений Мацеевич. Он направил в Синод два «доношения», в которых резко критиковал распоряжения императрицы и доказывал, что церковное достояние должно быть неприкосновенным. Екатерина ll увидела в действиях Арсения проявление бунтарских настроений и велела Синоду лишить его архиерейского сана. Как простой монах он был сослан в отдаленный монастырь. Но Екатерине такое наказане показалось недостаточно суровым. Она приказала расстричь Арсения и под именем «Андрея-враля» заточить в Ревельский каземат, где он содержался в нечеловеческих условиях. После смерти Арсения началось его народное почитание, которое завершилось канонизацией священномученика на Архиерейском Соборе 2000 года. Реформы Петра l продолженные его преемниками, были направленны против высшей церковной власти и монашества но в то же время, они способствовали развитию духовного образования. Петр был убежден в необходимости просвещения народа и Церковь одним из институтов, который содействовал этому. Духовные школы начали открываться в Московской Руси еще до Петра: в частности, в 1685 году братья Иоанникий и Софроний Лихуды открыли в Москве Славяно-греко-латинскую академию, впоследствии преобразованную в Московскую духовную академию. Однако при Петре I открытие духовных школ приобрело систематический характер. В период между 1721 и 1725 годами семинарии и школы открылись и во многих других Российских городах. А к 1825 году в России действовало уже 340 духовных школ, и 3 академии: Московская, Санкт-Петербургская и Киевская. С распространением духовного образования внутри Русской церкви возникло чиновное ученое монашество. Оно не только не подвергалось гонениям, а наоборот было выделено в привилегированный класс, в руках которого сосредоточилось церковное управление. Как правило, выпускников духовных академий, изъявивших пожелавших принять монашество сразу же постригали, рукополагали в священный сан и назначали на преподавательскую должность в семинарию или академию. Наиболее одаренные становились затем инспекторами и ректорами академий. В отдельное общественное сословие в 18 веке превратилось приходское духовенство. Стать священнослужителем представителю других сословий было практически невозможно. Сященный сан нередко передавался по наследству от отца к сыну, от тестя к зятю. Дети священослужителей вне зависимости от их собственного выбора направлялись в духовные учебные заведения Характерной особенностью духовных школ петровской и послепетровской эпохи, было то, что преподавание в них велось на латыни, а программа копировала программу западных иезуитских школ XVII века. Это было связано с влиянием Киевской академии выпускники которой приезжая в Московскую Русь, становились здесь архиереями, ректорами и преподавателями духовных школ. На латыни читались лекции, писались сочинения, сдавались экзамены. В библиотеке Московской духовной академии до сих пор хранятся диссертации ее выпускников XVIII века, написанные на латинском языке. 19 век стал временем преодоления западных влияний в духовном образовании. Изменилась и госудраственная политика по отношению к Церкви. В Синоде продолжал присутствовать обер-прокурор. Постановления выходили под грифом «По указу Его Императорского Величества». Однако это уже была не та безвластная и безликая «духовная коллегия», которую когда-то задумал Петр l. Синод в 19 веке обладал реальными полномочиями. Был способен к эффективным действиям. В его составе присутствовало немало блестящих иерархов, оказавших влияние на судьбу Русской Православной Церкви. Впрочем, оказывать влияние на церковную жизнь можно было и не участвуя в заседаниях Синода. Это подтверждает судьба одного из самых выдающихся православных иерархов - святителя Филарета, митрополита Московского. Его церковная карьера типична для России XIX века. Сын диакона окончил духовное училище, семинарию и академию, затем довольно быстро продвинулся по служебной лестнице, в 35-летнем возрасте став епископом. В 1826 году Филарет был возведен в сан митрополита Московского и назначен членом Святейшего Синода. Но в 1842 году он перестет ездить в Санкт-Петербург на заседания Синода. Тем не менее Филарет продолжал участвовать во всех серьезных церковных делах, При нем было построено множество храмов, открыты новые монастыри Московской митрополией святитель Филарет управлял на протяжении 46 лет. При непосредственном участии святителя в первопрестольном граде – в память о героях войны 1812 года – был создан Храм Христа Спасителя. Этот величественный храм был заложен в 1837 году и строился 44 года. Именно в этом храме сегодня покоятся мощи великого святителя, ставшего одним из самых ярких иерархов в истории не только Русской Православной Церкви, но и всего мирового Православия. Отношение Филарета к государственной власти было почтительным и благоговейным: в царе он видел помазанника Божия, который «всю законность свою получает от церковного помазания». Из этого напрямую вытекала обязанность царя защищать интересы Церкви. Филарет писал: «В нашем отечестве благочестивейшие цари суть верховные защитники правоверия и всякого Церкви святой благочиния». Филарет на протяжении почти полувека совершал благодарственные молебны по случаю тезоименитств и юбилеев царя и членов его семьи. Участвовал во всех парадных мероприятиях За близость к трону московского митрополита жестко критиковали либералы и революционеры. В романе «Былое и думы» А.И.Герцен рассказывает о молебне, совершенном Филаретом на Соборной площади Кремля после декабрьского восстания 1825 года: «Середь Кремля митрополит Филарет благодарил бога за убийства. Вся царская фамилия молилась, около нее сенат, министры, а кругом на огромном пространстве стояли густые массы гвардии, коленопреклоненные, без кивера, и тоже молились; пушки гремели с высот Кремля… Мальчиком четырнадцати лет, потерянным в толпе, я был на этом молебствии, и тут, перед алтарем, оскверненным кровавой молитвой, я клялся отомстить казненных и обрекал себя на борьбу с этим троном, с этим алтарем, с этими пушками». Разумеется, Филарет благодарил Бога не за убийства, а за чудесное избавление от смерти императора Николая l, которого декабристы намеревались убить. Московского митрополита нередко призывали к обсуждению дел государственной важности. Филарету же принадлежит честь написания текста манифеста 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян: издание этого манифеста стало главным историческим событием царствования Александра II Освободителя. С именем Филарета связаны многие исторические начинания. В 1821 году он по поручению Священного Синода составил православный катехизис, получивший общецерковное признание. На протяжении более 40 лет при непосредственном участии митрополита велась работа над переводом на русский язык Библии. Она была издана в 1858 году. По инициативе Филарета силами четырех духовных академий - Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской. Были переведены и творения святых отцов. Это способствовало освобождению русского богословия от влияния латинской схоластики. Филарет заботился о повышении уровня образования духовенства, митрополит Филарет в то же время принимал живое и деятельное участие в проектах Николая I по улучшению светского образования. При участии Филарета была открыта целая сеть новых учебных заведений, увеличены средства для содержания школ, началось издание новых российских учебных пособий. Велик вклад митрополита Филарета и в развитие монашеской жизни. Особое внимание он уделял Троице-Сергиевой Лавре, которую посещал многократно в течение каждого года, состоя в переписке с ее наместниками. Авторитет Филарета был в середине XIX веке высок не только в среде духовенства, аристократии и в простом народе, но и в монастырях. Возрождение монашеской жизни в XlX веке Способствовало изменению государственной политики в отношении монастырей. Но не меньшую роль сыграло в России распространение старчества - феномена, известного с византийской эпохи. Старцами на Руси называли духовных отцов, отличавшихся особой мудростью и прозорливостью. К ним со всех концов стекались верующие за духовным советом. Главным центром старчества в XIX веке стала Оптина пустынь, один из монастырей Калужской губернии. Сюда переселилась группа пустынников, последователей преподобного Паисия Величковского. восстановителя монашеских традиций исихазма, православного аскетизма. Наиболее известным из Оптинских старцев был преподобный Амвросий (1812-1891). Будучи тяжело больным, он находил слово утешения и поддержки. Собеседниками оптинских старцев были многие выдающиеся писатели и мыслители, в том числе Л.Н.Толстой, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, Огромное влияние на духовную жизнь России XIX века оказал преподобный Серафим Саровский (1754-1833), один из величайших святых Православной Церкви. Он происходил из купеческой семьи и в раннем возрасте почувствовал тягу к монашеству. Восемь лет он пробыл послушником в Саровской обители, после чего принял иноческий постриг и был рукоположен в иеродиакона. Уже в молодые годы преподобный удостоился многих благодатных видений; неоднократно во время литургии он видел ангелов, сослужащих братии. В возрасте 39 лет Серафим стал иеромонахом, А после смерти настоятеля Саровской обители ушел в лес где предавался суровым аскетическим подвигам. В течение трех лет преподобный каждую ночь проводил в коленопреклонной молитве на камне. Преподобный Серафим открыл двери своей кельи для посетителей, каждому, видя в нем образ Божий, относился старец с любовью. Всех встречал земным поклоном, целованием и неизменным пасхальным приветствием: Радость моя, Христос Воскресе! Из воспоминаний современников. В истории русской святости особое место занимает святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908). На протяжении более полувека святой Иоанн был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте, где ежедневно, без выходных, совершал Божественную Литургию. За богослужением он исповедовал и причащал всех присутствующих, обращался к молящимся с пламенными проповедями. Святой Иоанн обладал дарами чудотворения и прозорливости. К «кронштадтскому батюшке» нескончаемым потоком шли люди, в его адрес поступали тысячи писем и телеграмм с просьбой о молитве или помощи. В этом он не отказывал никому - ни православным, ни лютеранам, ни мусульманам, ни иудеям. Слава Иоанна Кронштадтского была столь велика, что, когда он путешествовал по городам России (а такие путешествия он предпринимал регулярно), повсюду его встречали тысячи верующих, становившихся на колени при приближении его кареты. Размах благотворительной деятельности отца Иоанна огромен: в Кронштадте он создал «дом трудолюбия», где кормилось ежедневно до тысячи нищих, со своей больницей и школой для детей из бедных семей. Многочисленные пожертвования, которые получал кронштадтский пастырь в тот же день раздавались на благотворительные цели. Оценивая синодальную эпоху в целом, следует сказать, что, несмотря на подчинение Церкви государству и отсутствие патриарха, эта эпоха стала временем наивысшего расцвета Русской Православной Церкви. Постоянный прирост населения Российской империи способствовал численному росту Церкви. Повсюду велось строительство новых храмов открывались новые монастыри. К 1914 году у Русской православной церкви было почти 55 тысяч храмов, более 950 монастырей и около 100 миллионов верующих В синодальный период особый размах приобрела миссионерская деятельность церкви. Внутри России она осуществлялась среди языческого населения регионов, которые присоединялись к империи. За пределами России широкая миссионерская деятельность осуществлялась в Китае, Северной Америке и Японии. Святитель Иннокентий Иркутский (1797-1879) посвятил многие годы проповеди христианства среди калошей, коряков, чукчей, тунгусов и алеутов. Святитель Николай Японский (1836-1912) был первым православным епископом Японии, основателем Японской Православной Церкви, до сего дня сохраняющей каноническую зависимость от Московского Патриархата. Главный парадокс синодальной эпохи заключался в том, что, будучи периодом наивысшего расцвета и расширения Православной Церкви, она в то же время стала периодом массового расцерковления, отход от православия высших слоев российского общества. прежде всего дворянства и интеллигенции. Процесс этот начался еще при Петре I. При Елизавете II в высшем обществе насаждалось вольтерьянство. В XIX веке на смену просвещенному деизму стал приходить атеизм, который к концу столетия имел значительное число последователей в среде интеллигенции. А в начале ХХ века расцерковление проникло в рабочий класс и даже в среду крестьянства, что стало особенно ощутимым в период между революциями 1905 и 1917 годов. Синодальная эпоха завершилась почти одновременно с падением монархии. Уже в начале XX века внутри Церкви началось обсуждение идеи созыва Поместного Собора с целью восстановления Патриаршества, а с 1906 года работало Предсоборное присутствие, в задачу которого входила выработка повестки дня предстоящего Собора. Однако созыв такого Собора стал возможен только после февральской революции 1917 года. К этому Собору в предреволюционный период готовилась практически вся многомиллионная Российская Церковь. Главным деяния Собора, стало избрание митрополита Московского Тихона на патриарший престол. Этим событием завершилась более чем двухсотлетняя синодальная эпоха в истории Русской Православной Церкви.

mob_info