Проводка в гараже: тонкости проектирования и монтажа. Как сделать электропроводку в гараже своими руками — от схемы до монтажа Трехфазная сеть в гараже

Насколько это сложно или просто — электропроводка в гараже своими руками. О том, что обязательно должна включать в себя схема проводки в гараже, какие использовать материалы и какие электроприборы установить, вы сейчас узнаете.

Если вас не пугают кусачки и пассатижи, слово ПУЭ не является ругательством, и аббревиатура ПУГНП не вводит вас в состояние глубокого транса, значит, электропроводка в гараже своими руками, схема которой будет рассмотрена в нашей статье, вполне окажется вам по силам.

Мы не будем проектировать мини-автосервис с подъёмниками, станочным парком и несколькими постами сварки. Равно как и не станем ограничиваться «дедушкиным вариантом» с одинокой лампочкой в центре потолка и розеткой для подключения «переноски». Итак, приступим.

Стандартная схема электропроводки в гараже включает в себя :

  • установку средств защиты от поражения током;
  • прокладку кабелей;
  • подключение освещения;
  • размещение розеток.

Освещение

В темноте работать можно, но без особого удовольствия. А нам нужно сделать так, чтобы пребывание в этом священном для автомобилиста месте доставляло только положительные эмоции. К тому же, ползать с фонариком в поисках сбежавшей гайки в наши планы не входит, а значит, начнём с освещения.

Чем больше свет – тем лучше, однако покрывать весь потолок светильниками абсолютно незачем. Можно правильно расположить несколько светильников, чтобы получить равномерное освещение.

Для бытового применения вполне достаточно, чтобы у нас присутствовало:

  1. Общее освещение, позволяющее нормально видеть то, что происходит в помещении.
  2. Локальное освещение в зоне верстака.
  3. Освещение в смотровой яме в случае её наличия.

Разумеется, светильники должны быть защищены от разрушения в случае механического воздействия, и обеспечивать безопасность пользователя при попадании влаги не хуже IP65.

В качестве одной из схем установки светильников можно порекомендовать расположение линейных люминесцентных светильников под потолком ближе к стенам. Эти лампы будут обеспечивать общее освещение. На стандартный гараж 4 х 6 метров достаточно по 2 лампы на 36 Вт с каждой стороны и по одной у задней стенки и около ворот.

Освещение рабочих зон верстаков выполним защищёнными светодиодными светильниками направленного излучения с рабочим напряжением 12 вольт.

Они не греются, что исключает возможность обжечься, а напряжение ниже 36 вольт исключает поражение электрическим током в случае разрушения светильника. К тому же они наиболее рационально расходуют электроэнергию.

Смотровую яму освещаем антивандальными светодиодными плафонами с рассеянным светом. Напряжение питания – 12 вольт, трансформатор размещаем в электрощите у входа в гараж. В яму среднего размера 1 х 4 метра достаточно установить в шахматном порядке 3-5 небольших светильников.

Розетки и выключатели

Размещаем розетки таким образом, чтобы ими было удобно пользоваться, однако местоположение должно исключать возможность непреднамеренного повреждения самих розеток. Обычно из размещают в 60 сантиметрах от пола.

Удобнее всего расположить 2-4 розетки над верстаком, 1 розетку около выключателя освещения, и 1 возле ворот.

Это должны быть защищенные от влаги розетки с заземляющим контактом и с крышкой. Установка розетки в смотровой яме нежелательна, лучше при необходимости воспользуйтесь удлинителем.

В целях экономии электроэнергии установим выключатели с двумя клавишами, таким образом, мы сможем регулировать интенсивность освещения в рабочей зоне. Выключатель размещаем в 15 сантиметрах от дверного проёма на высоте 1,5 метра от пола.

На освещение в смотровой яме устанавливаем отдельный выключатель таким образом, чтобы при выключении он обесточивал трансформатор.

Электропроводка

Если на момент постройки гаража в стены была заложена скрытая проводка – используем её. Однако в случае отсутствия таковой не тратим свои силы на то, чтобы штробить стены. Сделаем открытую проводку.

Кабели прокладываем в металлической трубе, гофре, кабель – каналах, либо в самозатухающей трубке. Желательно применять негорючий кабель ВВГнг или NYM.

Для освещения достаточно использовать медный кабель 3 х 1,5 мм 2 ; для розеток над верстаком – 3 х 2,5 мм 2 ; для розетки, предназначенной для подключения нагрузки большой мощности – 3 х 4 мм 2 .

Разводка электропроводки в гараже — схема защиты

Так как в гараже не только ставят автомобиль, но ещё иногда работают, то необходимо обеспечить безопасность, как электрическую, так и пожарную. Для этого обязательно используем вместе с заземлением дифференциальный автомат или УЗО.

Заземляющий провод ведем от общего щитка, провод должен быть сечением не менее 6 мм 2 . В случае отсутствия в щитке заземляющей шины делаем точечное заземление.

На входе в гараж устанавливаем щиток, на котором монтируем УЗО с номинальным током не меньше, чем разрешенный для вашего гаража в кооперативе. В случае с гаражом в частном доме оптимальным будет 32А. Дифференциальный ток выбираем не более 30 мА. Температурные условия – соответствующие минимальной температуре в вашем регионе.

Идеальный вариант – использовать раздельные УЗО для освещения и розеток. Если сработает защита розеток, то вы сможете при свете разобраться в причинах произошедшего.

Ниже рисунок примерной схемы защиты гаража.

Но если вы планируете использовать отдельное УЗО на 32-40 А, то установите после него на розетки обычный «автомат» на 25А, а на освещение – 10А. Этого вполне хватит, чтобы подключать к розеткам по очереди основные инструменты.

Электроприборы

Если вам нравится побыть в гараже и смастерить что-то своими руками, через некоторое время у вас соберётся необходимый минимум электроинструмента.

Чтобы быть к этому готовым, лучше заранее запланировать нагрузку на электросеть и учесть это при составлении схемы электропроводки в гараже.

Ниже приведена примерная мощность бытовых электроприборов:

  • зарядное устройство – 0,2 КВт;
  • электролобзик – 0,6 КВт;
  • УШМ («болгарка») – 1 КВт;
  • электродрель – 1 КВт;
  • точило – 1 КВт;
  • мойка высокого давления – 2 КВт;
  • сварочный полуавтомат – 2,5 КВт;
  • тепловая пушка – 3 КВт.

Как видим – ничего сверхмощного у нас не предвидится, а значит кабель сечением 4 мм 2 и автоматический выключатель на 25 А мы выбрали правильно.

Ниже таблица выбора сечения проводов по допустимой мощности и току.


В качестве заключения стоит заметить, что потраченное время, силы и деньги обязательно принесут вам удовлетворение от проведённой работы. А качественно сделанная своими руками проводка позволит вам быть уверенными в электрической и пожарной безопасности вашего гаража.

Видео о самостоятельном изготовлении освещения гаража.


Гараж для любого водителя является крайне важным помещением, обеспечивающим защиту и хранение машины от осадков, угона и повреждений. Некоторые делают в нем ремонтную яму, чтобы самостоятельно менять запчасти и заботиться об автомобиле. Но для этих работ необходимо освещение. Поэтому каждый мужчина должен знать, как сделать проводку в гараже.

Способы установки кабелей

Электрификация помещения для стоянки авто является ответственной работой, к которой надо обязательно привлекать профессионала, ведь некоторые манипуляции можно выполнять только с допуском и разрешением от местных органов. Именно поэтому проводка в делается, если автолюбитель имеет определенные навыки и знания. Электрификация этой постройки выполняется следующими способами:

  1. Наружным. В этом случае от централизованной линии передач протягиваются кабели к стенам гаража. Для проведения подобных работ потребуется составить проект и утвердить план. Выполнять внешний монтаж может лишь квалифицированный электрик с лицензией.
  2. Внутренняя проводка в гараже бывает скрытой либо открытой. Ее выполнение предполагает установку составляющих элементов электроснабжения внутри здания. Эти работы можно осуществлять своими руками, помимо монтажа счетчиков, автоматов и подводки кабеля к щитку, где обязательно присутствие специалиста.

Для создания искусственного света внутри гаража придется составить схему в виде готового чертежа.

Монтаж проводки в гараже

Для многих автолюбителей это строение становится не только местом для хранения транспортного средства, но и мастерской, в которой они проводят все свободное время. Вот почему функциональность и удобство применения проводки должны находиться на первом месте. Чтобы придать гаражу более привлекательный вид и обеспечить максимальную безопасность, необходимо использовать различные способы маскировки и монтажа кабелей.

Например, можно их проложить по стенам или спрятать в специальные пластиковые конструкции. Еще для подобных целей используют накладные коробки. Правда, первый способ запрещается прокладывать по легковоспламеняющимся стенам: дереву или фанере. К тому же такой вариант является небезопасным. Лучше для этих поверхностей использовать металлические короба.

Как сделать проводку в гараже своими руками по схеме?

Избежать ошибок при монтаже получится, если заранее составить план будущей электропроводки. На нем следует отметить все места установки выключателей, кабелей, розеток, а также расположение лампочек. Элементы проводки скреплять необходимо между собой только прямыми линиями. При этом начинать соединение следует от распределительного щитка. На плане обязательно отмечаются способы каждого подключения.

Когда делается проводка в гараже, выключатели с индикатором надо соединять всегда последовательно, а розетки монтировать перед ними. Более того, необходимо принимать во внимание, что расстояние от кабелей до потолка должно быть около 100 мм, а от разъема для подключения электроприборов до поверхности пола — 500 мм. В помещении общий выключатель обычно располагают с правой стороны от гаражных ворот на высоте примерно 1,5 метра. Следует помнить, что в гараже нельзя монтировать выключатели и розетки напряжением 220 В. Разрешается только установка ламп от 12 В, подвешенных с наружной стороны сооружения или оборудованных герметичными плафонами.

Инструменты для монтажа

Перед тем как провести проводку в гараже, следует заранее подготовить:

  • Перфоратор либо дрель.
  • Острый нож и кусачки.
  • Крестовую отвертку.
  • Бокс.
  • Осветительные приборы.
  • Счетчик.
  • Выключатели.
  • Розетки.

Какой выбрать кабель для электрификации гаража?

Ваша основная задача - проводка в гараже. Но прежде чем ее делать, подберите нужный кабель. Желательно для подобных целей использовать медный многожильный провод. При покупке следует обращать внимание на маркировку кабеля, которая указывает сечение каждой жилы, а также их количество. Предположим, на проводе на писано 2х0,75. Значит, присутствует две жилы сечением 0,75 кв. мм. Такого кабеля вполне хватит под освещение.

Подготовка перед монтажом проводки своими руками

Из гаража стоит вынести перед прокладкой кабеля канистры с керосином, бензином либо краской. Еще, согласно пожарной безопасности, нельзя заправлять транспортное средство в этом строении, а также пользоваться керосином для промывки двигателя. При нарушении всех этих правил, гараж будет относиться к классу B-la, иначе говоря, являться взрывоопасным помещением. Поэтому придется выключатели и предохранители от осветительных цепей расположить отдельно, например, на улице.

Этапы выполнения электромонтажных работ

Первым делом в гараже устанавливают защищающий от перенапряжения. Самый подходящий вариант — двухфазный выключатель. Внутри строения монтируют щиток, в котором будут размещены счетчик и автомат. При его выборе следует ориентироваться на размеры этих электрических элементов. Затем к ящику подключается кабель, протянутый к гаражу с улицы. Его подсоединяют сначала к счетчику, а потом уже к выключателю. Для верхнего освещения и розеток будет достаточно сделать два автомата.

Выполнив присоединение провода к щитку, можно переходить к разводке внутри помещения. Рекомендуется вести кабель по стене закрытым либо открытым методом, используя для крепления специальные зажимы. Первый вариант подразумевает если гараж возведен из кирпича, или установку специальных коробов для маскировки проводов. А вот второй способ позволяет сэкономить время и силы, но, к сожалению, не так эстетичен.

Потом выполняется установка лампочек и розеток. Делать это можно не только от электрического бокса, но и, напротив, к нему. В первом случае провода ведут прямо к лампе или розетке, а во втором — к щитку. При подведении фазного провода к выключателю не забывайте обесточивать гараж. После стоит выполнить тестовое включение автомата.

Правила безопасности

Осуществлять любые работы по замене, проведению электричества в гараж, ремонту и даже установке лампочек или розеток можно лишь при отключенном напряжении. Для этого следует опустить выключатели вниз в распределительном ящике. Электромонтаж стоит выполнять только в удобной обуви и одежде, не затрудняющей движения. В смотровой яме розетки ставить не рекомендуется, так как это место повышенной влажности. Лучше отдать предпочтение трехфазной сети, нежели однофазной, которая считается небезопасной. Укладку кабеля необходимо выполнять строго вертикально либо горизонтально, делая повороты под углом 90 градусов.

Разводку следует прокладывать на небольшом расстоянии от радиаторов отопления и потолка. Розетки и выключатели лучше тоже устанавливать на удобной высоте от пола. Инструмент для создания проводки должен быть целым с изолированными рукоятками, без оголенных концов и некачественных соединений. При проведении высотных работ обязательно наличие специальных козлов или помостов. При этом запрещается применять пеноблоки, бочки и другие самодельные конструкции. Проводка в гараже при правильной установке будет радовать хозяев не менее 30 лет.


В гараже постоянно возникает необходимость подключать различные приборы и электроинструменты, кроме того необходимо и дополнительное освещение помещения.
Поэтому монтаж электропроводки в гараже имеет некоторые особенности и отличия, которые необходимо учесть еще на этапе проектирования. Где будут мощные потребители, например сварочный аппарат или моющая установка.
Электромонтаж необходимо обустраивать в соответствие со всеми правилами для подобных помещений.

Провести монтаж электропроводки в гараже можно и своими руками, но нужно разобраться в некоторых особенностях, изучить материалы и хоть немного разбираться в электрике.
Электропроводка в первую очередь должна быть безопасной, а также надежной и функциональной. Кроме того она, по возможности должна быть скрытой то есть самым лучшим вариантом будит размещение провода в штробах под слоем цементной штукатурки.

Но это все возможно лишь для кирпичных и бетонных гаражей, а что делать если гараж металлический? В таких случаях применяют монтаж проводки в гофротрубах, металорукавах ну или в крайнем случае в пластиковых коробах.
Кроме того такой металлический гараж должен быть оборудован системой уравнения потенциалов, попросту заземляющей шиной подключенной к земле, заземляющим розеткам и к корпусу гаража. Сопротивления такого заземления должно быть не больше 4 Ом.

Для гаражей в которых большой уровень влажности будут необходимость в особой электрофурнитуре, ну например розетки с защитой от влаги (степень защиты от IP44).

Ну а если гараж предполагает из себя некую мастерскую с мощными станками, будит не лишним подумать о подключение трехфазного ввода. Но это уже совсем другая история и здесь все начинается с того что нужно обращаться в вашу энргообслужывающую организацию и получать разрешение на трехфазный ввод.

Схема электропроводки

Перед нанесением меток на стену, необходимо все продумать и составить план электропроводки, где будит стоять вводной щиток, сколько и каких розеток, где они будут размещены, план освещения. Для этого нужно учитывать некоторые особенности:

Прокладка провода осуществляется строго вертикально или горизонтально, с прямыми углами

Прокладка трасс осуществляется на расстоянии 10-15 см от потолка и 15 см от труб отопления.

Высота выключателей в раене 1.5 метра от пола и 10-15 см. от угла или дверей.

Минимум две линии должны быть в электрощитке, это освещение и розетки. Обязательная установка УЗО на вводе. При необходимости линию розетки можно разделить на две линии: обычные розетки и силовая розетка, например для сварочного аппарата или любого мощного станка.

Отдавайте предпочтение трехфазной системе, если есть такая возможность. Обычная однофазная на 220 может быть недостаточна если планируются мощные приборы и станки.

Освещение смотровой ямы, если она есть, должно быть 12-ти вольтовым, так как в яме будит большая влажность и летом даже возможен конденсат. В противном случае при освещение на 220 вольт или при необходимости обустройству там розетки, необходимо специальные герметичные светильники и отдельная линия обустроена УЗО с током сработки не больше 10мА.

Подсчет материалов

После удачного составления плана на бумаге переходим к подсчету необходимых материалов, электропроводки, фурнитуры.

В первую очередь определяемся с количеством кабеля, он у нас должен быть как внутренним так и наружным (для прокладки ввода в гараж)
Что касается наружной проводки, она зависит от мощности предполагаемой нагрузки в гараже и от типа ввода (трехфазка или однофазка) но в любом случае если вы выбираете медный провод то он должен быть сечением не меньше 4 кв. мм. ну а если алюминиевый то не меньше 6 кв. мм.
Если ввод в гараж будет осуществлен воздушной линией от здания к зданию, или от электростолба к гаражу, удобней и экономически выгодней использовать провод СИП-16 он алюминиевый но с вполне достаточной толщиной и к тому же не нуждается в крепление на металлический трос - он само несущий.

После подсчета провода к вводному щитку в гараже, определяемся с внутренней разводкой.
К обычным розетка подводим медные провода 2.5 мм. , к выключателям освещения и светильникам - 1.5 мм, ну а для мощной розетке, как говорилось выше, она должна быть хотя бы одна и можно поставить ее прямо возле щитка, сечение провода для нее не меньше 4 мм. кв.

Длина кабелей должна быть подсчитана с запасом, на каждую точку + 15-20 см для соединений.

Считаем выключатели розетки. Выключателей должно быть минимум два, один для общего освещения, лучше двух клавишный с двумя уровнями света, а один для смотровой ямы.

Количество светильников зависит от объема помещения и нужного уровня освещения, лучше делать большой запас света но с двойным режимом управления - двух клавишным выключателем. Источниками света могут быть как люминесцентные длинные колбы в светильниках так и светодиодное освещение. В смотровой яме светильники должны быть или 12-ти вольтовые или в герметичной стеклянной колбе.

В зависимости от выбора монтажа и конструкции помещения, проводка может быть как скрытая так и наружная, последний вариант не рекомендую, во первых некрасиво, во вторых недостаточно безопасно, поэтому если есть возможность всегда следует отдавать предпочтение скрытому монтажу. Но если монтаж открытий необходимо определится с типом и длиной креплений, гофра это будет, метало рукав или кабель-каналы (короб).

Монтажные работы

Вначале переводим все разметки с составленного нами плана на стены, размечаем точки, выключатели, розетки, где должен стоять вводной электрощит.
Размечаем линии трасс, удобней всего это делать разметочным шнуром который оставляет четкий след, но перед началом штробления, если оно будит осуществляться болгаркой или штроборезом, линии нужно дополнительно процарапать, так как мел с разметочного шнура будит сдуваться потоком воздуха от штробореза или перфоратора.

Для штробления можно использовать любые перечисленные инструменты или же молоток и зубило. Глубина штробы зависит от толщины кабеля и как правило это не больше 2см.
Отверстия под коробки, розеток и выключателей можно также выдолбить зубилом но лучше все же воспользоваться специальной коронкой по бетону с победитовыми зубьями и перфоратором.

После подготовки все трасс и штроб для них, а также всех отверстий и места под вводной электрощит, нужно завести вводной провод в электрощиток.

Подключение ввода в гараж

Выбираем подходящий способ прокладки, это может быть воздушный, подземный или настенный.
Самым распространенным и самым экономным будит воздушный способ с помощью специального провода СИП.
Все зависит откуда вы будете подключать, от столба или от дома, но если расстояние протяжки составляет больше 30 метров, необходимо будит или натянуть толстый стальной провод з соответствующими мощными креплениями или поставить промежуточный подвес или столб.
  • высота ввода должна быть не меньше 2.8м
  • высота над проезжей частью не меньше 5м
  • высота над тротуаром - больше 3.8м

Если у вас гараж - невысокое здание, а высота линии ввода предполагается сравнительно большая, можно осуществить ввод через стальную изогнутую трубу ("Гусак") которую размещают на высоте, на крыше гаража на высоте до 2 метров.

Подземная прокладка будет намного трудоемкой и затратной но если такой способ будит самым оптимальным, необходимо вырить траншею и проложить в ней кабель типу ВБбШв - это бронированный медный кабель. На вводе в помещение в отверстие в фундаменте вставляется металлическая труба толщиной в два раза больше самого кабеля и уже в нее заводится кабель который дальше заводится уже в электрощиток.

Обустройство заземления гаража

Если гараж металлический обязательное наличие , но лучше чтоб оно было во всех гаражах.
Самым простим вариантом будит забитый металлический прут толщиной не менее 1.5 см, лучше 2-3 таких прута соединенных друг с другом методом сварки металлической пластиной или толстой металлической проволокой диаметром не меньше 8мм который заводится в помещение гаража.

Внизу уже в сухом помещение гаража устанавливается соединительная коробка где производится болтовое соединение на медный провод диаметром от 4мм который уже вводится в электрощит.

Внутренний электромонтаж

В деревянных и металлических гаражах осуществить скрытую проводку практически невозможно, поэтому производится наружный монтаж . В некоторых ситуациях когда не хочется нарушать общее состояние стен, можно также последовать этому правилу
При наружном способе все провода монтируются в кабель каналы или протягиваются в гофрах и крепятся на специальные клипсы уже на стену. Также само применяются наружные электрощитки и также наружные выключатели и розетки.

При выборе скрытого монтажа , в уже подготовленные штробы или швы между кирпичами заводится кабель, для удобности сразу же закрепляется пластиковыми дюбель хомутами, подпираются гвоздями или сразу же прихватываются мазками гипса (алебастра) через каждые 30 см траси.

Если в гараже планируется заливка стяжки бетонного пола, возможно проложить проводку под бетоном по полу, такой способ дает некое преимущество в том плане что стены будут свободны от проводов и будит большая возможность крепить всякие элементы на стене не опасаясь пробить проводку.

Одновременно устанавливаются подрезетники и соединительные коробки которые также "сажаются" на гипс. Провод заводится внутрь с соответствующим запасом (15-20см).
Затем штробы штукатурятся и уже после высыхания производится соединения проводов в монтажных коробках, розетках, выключателях, коммутация в электрощитке.

Если проводка прокладывается по кирпичной стене до штукатурки, то кабель прокладывается по намеченным горизонтальным линиям (без штроб), провод просто прихватывают алебастром каждые 20см а в местах размещения розеток и других точках высверливаются углубления.

Вопрос подключения гаража к внешнему источнику эл/питания решается индивидуально, в зависимости от того, где он расположен и от чего осуществляется его эн/снабжение. В любом случае внешние присоединения следует доверить специалисту. А вот внутренняя проводка в гараже у любого автовладельца, который хотя бы немного разбирается в эл/технике, сложностей не вызовет.

Именно о порядке организации эл/проводки в самом гараже далее и пойдет речь.

Не все собственники боксов придерживаются общепринятых норм. Каждый прокладывает линии и монтирует элементы цепей так, как ему проще и удобнее. Кроме того, и гаражи бывают разными – по габаритам, материалу, внутреннему обустройству. Поэтому навязывать конкретные схемы автор считает совершенно бессмысленным. А вот напомнить основные правила и нормативы по монтажу эл/проводки, дать несколько полезных рекомендаций будет нелишне.

Она должна учитывать все особенности гаража и его обустройство (наличие смотровой ямы, расположение верстаков, стеллажей и так далее). Необходимо сразу же определиться, к каким секторам бокса необходимо подвести питание. Например, освещение в погребе должно быть обязательно. Плюс – линия для эл/точила, рабочий щиток с для подключения эл/инструмента, зарядного устройства и тому подобное. Сколько потребуется осветительных приборов (в зависимости от размеров гаража и наличия смотровой ямы)? В соответствие с этим и определяется оптимальная схема проводки.

Еще на стадии подключения к внешнему источнику питания нужно определиться с количеством «заводимых» в гараж фаз. С одной работать будет не совсем удобно, особенно если в боксе предполагается устанавливать большое число различных приборов и оборудования, которые нуждаются в подключении к сети (светильники, мини-станки). В этом случае целесообразно в бокс завести 3 фазы, и все нагрузки равномерно распределить между ними.

Отдельная тема – заземление (). Пренебрегать этим не следует; хотя бы элементарный контур должен быть, так как каждому хозяину гаража обязательно придется столкнуться с подключением довольно мощного оборудования. К примеру, сварочного аппарата. Поэтому если и заниматься обустройством проводки в боксе, то с учетом перспективы. Так надежнее.

На освещение и розетки необходимо прокладывать разные линии. Соответственно, и провода подбирать оптимального сечения. Это несколько снизит общие затраты на эл/проводку в гараже. При этом нужно предусмотреть его секторальное освещение.

Кроме того, в каждую линию желательно поставить свой автомат защиты. Еще лучше – совместно с УЗО. Или вместо них – . Так как в гараже окон нет, то неисправность в одной из ниток существенно осложнит ее поиск и устранение. Установка в схему защитных устройств позволит не выключать свет полностью во всем помещении.

Если хозяин планирует использовать в гараже мощный эл/обогреватель, тем более, самодельный (что чаще всего и делается), то для него обязательно прокладывается отдельная линия. При этом еще на этапе проектирования эл/проводки бокса необходимо сразу же подобрать внешний кабель с соответствующими сечениями жил.

Все трассы прокладываются, как и в иных помещениях – по прямой (горизонтально и вертикально). Никакие зигзаги, углы не допускаются.

Отстояние проводки от перекрытия (потолка) – 100 мм, как минимум.

Светильники, устанавливаемые в смотровой яме, должны быть только закрытого типа. При повышенной влажности в гараже желательно ставить приборы, рассчитанные на пониженное напряжение, и подключать их через трансформатор (12 – 36 В).

Рекомендуемые (минимальные): для выключателей – 150, для розеток – 60 (см). Нужно заранее предусмотреть вероятность использования при работе в гараже какого-либо устройства, питание которого осуществляется от 3ф-й линии. Поэтому желательно установить хотя бы одну такую розетку.

Выбор материалов

Гараж – это помещение с повышенной влажностью. Кроме того, подавляющее большинство автолюбителей не могут похвастаться и отоплением в боксе. Следовательно, регулярные температурные скачки, так как створки гаражных ворот периодически открываются/закрываются.

Необходимо учесть и возможную нагрузку. Ведь автолюбителю приходится работать не только с маломощной эл/дрелью, но и с «болгаркой» или иным инструментом. Часто приходится включать и сварочный аппарат. Поэтому следует , рассчитанные на предел по току 16 А, что соответствует мощности подключаемого оборудования примерно в 3,5 кВт. Как правило, в гараже больше и не требуется.

Монтаж силовых линий должен вестись только в защитных рукавах (гофре) или пластиковых кабель-каналах. Особенно в гараже металлическом! Если этим пренебречь, то о технике безопасности можно забыть.

На вводе силовой линии в гараж нужно поставить щиток (в продаже есть разных размеров, с установленными крепежными рейками). В нем монтируется, кроме остальных устройств, и центральный выключатель, поэтому располагать его следует рядом с входной дверью, для удобства пользования.

Собирать схему на различных досках (плитах стеклотекстолита, фанерках и тому подобное) не рекомендуется. Во-первых, из-за специфики помещения (в первую очередь, сырости), во-вторых, по причине плохой ремонтопригодности такой сборки. Ведь плату придется крепить к стене, и доступ к ее тыльной стороне (например, для замены какого-либо устройства) будет осложнен.

Желательно для проводки использовать кабельную продукцию с медными жилами (). Во-первых, алюминий при изгибах легко ломается. Любой повторный монтаж, переключение проводки вызовет необходимость откусывания кончиков проводов и их зачистки. Практика показывает, что постепенного укорачивания линии не избежать. Следовательно, придется делать повышенный запас проводки по длине. Во-вторых, при одном и том же расчетном номинале тока алюминиевые жилы должны быть большего сечения, чем медные. Работать с ними будет не так удобно.

Особенности организации проводки в гараже

Рекомендуемый способ монтажа линий – открытый. Во-первых, это значительно повышает ремонтопригодность проводки; во-вторых, снижает объем работ (не придется ); в-третьих, если впоследствии понадобится сделать дополнительную разводку, изменить трассировку линий, то никаких проблем не возникнет. Хотя встречаются и прямо противоположные мнения. Наверное, некоторые противоречия вызваны тем, что речь идет о совершенно разных гаражах. Например, боксе металлическом и из пенобетонных блоков. И все-таки автор оптимальным вариантом считает проводку открытую.

Скрутки в проводке не допускаются. Особенно если речь идет о сращивании проводников, жилы которых из разнородных металлов (алюминий и медь).

Информации вполне достаточно. Но это всего лишь отдельные рекомендации общего плана. Как сделать проводку в собственном гараже, решать только вам, уважаемый читатель.

Хорошо оборудованное вместилище для автомобиля или иного транспорта обязательно должно иметь продуманную электропроводку. И даже если кому-то удалось наладить квартирную (домашнюю) электросеть, починить не один прибор своими руками, не надо спешно браться за работу. Для начала следует все выяснить и основательно разобраться, что же именно потребуется сделать.

Особенности

Электроэнергия в гараже необходима всегда. Даже те, кто не собирается ремонтировать свое авто или мотоцикл, вынуждены подзаряжать там аккумуляторы и освещать помещение в темное время суток. Если же гараж используется и для ремонта, для обслуживания авто, придется точить инструмент, сверлить и резать, шлифовать, паять, варить металл… Но неизбежное размещение поблизости топлива и смазочных материалов, неизменная сырость и контакт с землей требуют делать проводку очень тщательно.

Далеко не каждый владелец гаража имеет достаточно свободного времени и знаний , чтобы изучить строительные нормы и правила устройства электроустановок. В отличие от электрических работ в доме и в квартире, нужно обязательно получать разрешение у правления гаражного кооператива или у собственника арендуемого машиноместа. Подсоединение к трехфазным сетям на 0,4 кВ потребует также согласования с поставщиком электроэнергии, та же организация должна составить по вашей заявке проект.

Важные требования

Пользование сетью 220 в накладывает куда меньше ограничений на владельца гаража. Однако он обязательно должен приобрести счетчик, выдерживающий электричество на 50 Ампер, и соответствующие кабели. За обеспечением запаса по нагружающему току внимательно следит энергетический надзор. В случае выявления нарушений он вправе вынести предписание о демонтаже незаконной электросети и даже наложить штраф на «инициативных электриков».

Провести электричество от дома возможно воздушным и подземным способами.

В воздухе подвешивают кабели, удерживаемые несущей стальной проволокой диаметром 0,3 см. Согласно действующим нормам, подземные линии полагается тянуть в гофрированных пластиковых трубах, укладываемых в траншеи глубиной 0,8 м. Дно выемки посыпают песком (слой 0,1 м). Подобную линию подсоединяют к личному счетчику, защищают сегмент при помощи особого автомата.

Чтобы распределить электрическую энергию, используют особый электрощиток, устанавливаемый непосредственно в самом гараже. Для него предусматривается главный автомат, однотипный с установленным в квартире (доме). Эти требования – ключевые, а все остальные моменты зависят от использованной схемы.

Схема монтажа

Качественная, хорошо продуманная электросхема – основная гарантия успешной работы. Важно различать так называемые принципиальные схемы и схемы расположения; в первых описывается сама электрическая цепь, а во второй – местонахождение потребителей (с пометкой о расстояниях или с точным масштабом). Для наибольшего удобства и исключения ошибок провода обозначают теми же цветами, которые они имеют в реальной жизни.

Фазные проводники в сетях находятся под опасными напряжениями по отношению к земле. Но подсоединить УЗО без защитной земли не выйдет никак.

Устройства защитного отключения – это дифференциальные трансформаторы , складывающие входной (с фазы) и экспортируемый (через нейтраль) токи. При повреждении изоляции, когда возникает замыкание на корпус, эти токи различаются и не гасят взаимно друг друга.

Защита от тока утечки успешно подействует лишь при условии, что он направлен по своей особой заземляющей линии. При помощи главного автомата можно обесточить сеть, когда на основной линии возникают короткие замыкания или когда все линии подверглись одновременной перегрузке. Незаменимо это устройство и при ремонте, и при тестировании системы, и при поиске неисправностей в ней.

Отдельные группы подсоединяют к «своим» автоматам в фазных цепях. Располагаемые в щитках шины конструктивно выполняются как полосы либо бруски из меди, латуни. В них делаются отверстия для проводов, затягиваемых винтами.

Работа электрика с трехфазной гаражной сетью не имеет существенных отличий от уже описанной процедуры. Следует только упомянуть про две вспомогательные фазы и строенные автоматы, УЗО вместо обычных, рассчитанных на одну фазу. Разводка фаз производится как у обычных линий под напряжением 220 В, вместе с нейтралью. Напряжение любой пары фаз должно составлять 380 В, при фазовом угле равномерной нагрузки 120 градусов.

Чтобы построить электросеть грамотно, потребуется:

  • создавать схему с ясными и четкими изображениями (обозначениями);
  • помечать вертикальные фрагменты проводки знаками «+» с приписанной высотой;
  • строго соблюдать избранные знаки для розеток, светильников и иных элементов.

Когда схемы будут сформированы, можно приступать к комплектованию гаражной электросети.

Выбор кабелей и проводов

При отборе любого кабеля и провода стоит ориентироваться на напряжение 230 В (оно идет на смену старым 220 В и скоро станет общепринятым стандартом).

В большинстве случаев исходят из предположения, что:

  • потолочные светильники рассчитаны на 80 Вт каждый;
  • в смотровой яме установлено 3 светильника на 36 В по 0,1 Квт;
  • в ту же яму выводятся розетки для подсоединения рабочего электрооборудования на 5 Квт в общей сложности.

Начиная от трансформатора, стоит использовать медный провод закрытого формата.

Если хотя бы часть его проводится внутри бетонного пола, нужна жила сечением 4,5 кв. мм. Для розеток в смотровой яме используют провода закрытого исполнения с сечением на 1 кв. мм больше. Более подробные сведения о свойствах электропроводки применительно к своему гаражу всегда можно получить, используя специальные формулы. Самый тонкий кабель используют для подключения потолочных светильников – 1,5 кв. мм (тоньше не существует).

Чтобы сэкономить, имеет смысл покупать алюминиевые провода, особенно на наименее загруженные участки.

Как и в любом другом помещении, не следует связывать медь и алюминий – это тоже требуется учесть при подборе проводки. Компенсировать вредное воздействие негативных условий в гаражах способны только кабеля с двойной изоляцией и с изолирующими проводниками.

Отбор автоматов производится «по току». На потолочные источники света нужно 2,5 А, на ямные – 15 А. Формула для расчета необходимой мощности трансформатора та же, что и обычно. Устройство защитного отключения, рассчитанное на проходящий ток менее 20 А и на срабатывание при более чем 20 мА совершенно непригодно, потому что утечка из исправных приборов почти незаметна.

Для размещения кабелей и шин потребуются:

Чаще всего подобные изделия делаются из металла, но все большую долю на рынке занимают круглые и прямоугольные трубы из пластмассы. К гофрированным изделиям следует прибегать только в самом крайнем случае, пользоваться ими достаточно утомительно. Наиболее современным и практичным решением электрики считают кабельный лоток с защелкиваемой крышкой. Довольно неплохо проявили себя металлопластиковые трубы – те же самые, что обычно применяются в водопроводе и отопительных системах.

Технология монтажа

Закупив все необходимые материалы и инструменты, можно приступать к протягиванию проводки. Там, где не получается сделать сгиб в виде большого радиуса труб, стоит применять коробки. Они помогут распределить ответвления и устроить выключатели должным образом. Следует закреплять и короба, и соединяющие и трубы на несущих конструкциях максимально внимательно. Ответственные хозяева гаражей, как монтирующие проводку своими руками, так и обращающиеся к профессионалам, всегда оценивают герметичность стыков любой трубы и коробки.

Важно помнить, что даже наиболее простые и тщательно продуманные инженерами материалы, конструкции, устанавливаются только при внимательной, кропотливой работе.

Правильно протянуть кабель сквозь трубу – значит завести сначала внутрь проволоку. Для этого используют особые головки, которые предотвратят застревание и зажатие. Только затем настает очередь привязывания кабеля к проволоке и проведения его через трубу. Лотки желательно применять на вертикальных сегментах проводки, потолочные светильники подвешивают на натянутых тросах (не находящихся под напряжением!).

Чтобы сделать закрепление проводов в коробках надежным, рекомендуют либо зажимать их винтами, либо паять скрутки из меди. Там, где приходится стыковать алюминиевые и медные провода, разделяют их клеммами либо шайбами из других металлов. Большое внимание следует уделить заземлению. Ни одна пошаговая инструкция по монтажу проводки в гараже не может обойти его стороной.

Типичная последовательность работ такова:

  1. рядом с капитальным строением вколачивают в грунт стальную трубу, покрытую цинковым слоем, длиной в 2 м;
  2. к этой трубе приваривают круглый стальной блок диаметром 0,6-0,8 см;
  3. круг из стали окрашивают гидрофобной краской и заводят в гараж;
  4. его нужно проложить к щитку, рядом с которым ставят клемму;
  5. за клеммой находится толстый провод из меди (толщина – залог малого сопротивления).

Так как гараж – помещение сырое и опасное, где риск поражения током велик, поэтому сюда стоит выбирать розетки и осветительные приборы, соответствующие классу защиты IP44.

Чтобы сделать полноценную мастерскую, придется развести трехфазную проводку на основе медного кабеля, сечение которого составляет не менее 6 кв. мм. Кабель ставят так, чтобы до потолка было не менее 11 см, а розетку и пол должны разделять 50 см. Зазор между укладкой и трубами отопления желательно выдерживать не менее 15 см.

Многие гаражи оборудованы погребом, и эта часть помещения тоже требует специального освещения , то есть прокладки проводов и подсоединения их к осветительным приборам. Погреб и без того относится к сырым пространствам, где приходится максимально осторожно монтировать электросеть. А когда он еще и расположен в гараже, строгость требований только вырастает. Следует использовать понижающие трансформаторы с выводным током 12 В. Лишь до конца убедившись, что помещение полностью сухое, допустимо применять стандартное электричество на 220 В.

Целесообразно до начала работ показать гараж опытному электрику и согласовать с ним же покупку всех комплектующих. Это позволит максимально точно учесть специфику создаваемой сети, избежать ошибок при ее построении и сбоев в работе.

По мнению тех, кому уже приходилось создавать скрытую проводку в гараже, самое лучшее решение – это протянуть кабельные каналы из негорючих материалов. Гладкая поверхность с внутренней стороны куда удобнее, чем гофрированный рукав. Если вдруг проводка не выдержит, всегда получится открыть небольшой участок стены и поменять выгоревший провод или даже часть канала.

При всей важности электрической проводки нужно позаботиться и о том, чтобы в гараже было окно.

С его помощью обеспечивается естественный свет и поддерживается наиболее экономичный режим использования приборов. А это значит, что те же провода и распределительные узлы проработают дольше.

mob_info