Презентация на тему "осень" - презентация. Учебный проект на тему: "Жизнь растений осенью" «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г.Снигерев

Для всестороннего развития дошкольников в детском саду и младших школьников крайне необходимо обращать внимание на природные изменения сезонов: весны, лета, осени, зимы. Например, с началом осени и нового учебного года можно провести урок «Осенние изменения в природе», наглядно объясняя в парке на прогулках или в классе с использованием собранного заранее материала тему обучения. Более взрослые дети ведут календарь изменения погоды, рисуя значки и проводя сравнение с предыдущими годами. В нем фиксируются осенние изменения в природе (картинки и гербарий прилагаются). По теме урока следует обращать внимание ребят на следующие моменты.

Золотая осень

В средней полосе России осень, действительно, «очей очарованье», как говорил поэт. Жару и духоту лета меняет легкая прохлада. Дни становятся короче, а ночи - длиннее и темнее. Первыми на эти осенние изменения в природе начинают реагировать желтеют и краснеют, затем потихоньку облетают, покрывая разноцветным ковром всю округу. Наступает период золотого бабьего лета, когда природа все еще радует умеренным солнышком, когда поспевают уже поздние фрукты, наполняясь и сладостью, и ароматом, но ночи уже становятся все холодней и холодней.

Листопад

И красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года. Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать. Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов. А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада. Но это - в (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти). А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов?

Туманы

Бабье лето - период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды. Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом. По своей сущности туман - густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет - туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея (если земля уже достаточно остыла).

Иней

К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней. По сути своей - это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.

Ветры и облака

Осенью холодный приносит с собой более холодные Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе.

В свою очередь, кучевые дождевые облака приносят в себе огромное количество осадков. Если температура меняется достаточно резко, то можно и в начале осени почувствовать сильные ветры, увидеть и ощутить дожди со снегом, как следствие появления холодного циклона.

Ледоход и гололед

В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход.

Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег. Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов.

Наблюдая осенние изменения в природе, можно узнать, как подготавливается переход к зимнему периоду жизни, холодному и снежному. Когда все вокруг как бы замирает до следующей весны и наступления теплых дней.

Осенние изменения в живой природе

  • О листопаде у деревьев и его значении для жизнедеятельности растений мы уже говорили в начале статьи. Следует подчеркнуть, что деревья относятся также к живой природе, так как живут и умирают, дышат и дают потомство. У растений осень - тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно.
  • Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.
  • Холоднокровные животные «засыпают» в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования. Змеи, лягушки, рептилии и амфибии - все впадают поздней осенью в спячку.
  • В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
  • Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода. Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня).
  • Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.

Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.

Разделы: Начальная школа

«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай потрогать – и я пойму»

Китайская пословица

Тема: Творческий проект. Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Цель: формирование познавательных процессов на уроках окружающего мира и экологической культуры личности младшего школьника;

Детская цель проекта: собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление осени.

Задачи:

  • способствовать формированию представления об осени, сезонных изменениях;
  • способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
  • способствовать формированию умения участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания;
  • способствовать воспитанию юного друга природы Тисульского района.

Оборудование:

  • Для учителя:
    • магнитофон;
    • аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Октябрь»;
    • репродукции картин И.Левитан «Золотая осень»;
    • И.С.Остроухов «Золотая осень»;
    • И.Э.Грабарь «Рябинка»;
    • аудиозапись «Лесная азбука».
  • Для учеников:
    • фотографии, иллюстрации об осени;
    • разрезные картинки с изображением живой и неживой природы;
    • карточки с народными приметами, загадками;
    • акварель, альбомные листы чистой бумаги;
    • книги об осени;
    • дневник наблюдений.

Проблема урока: раскрыть тайны осени.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и задач урока

1 этап

Звучит аудиозапись «Лесная азбука». «Неожиданно» почтальон приносит письмо.

Куда: Урюпинская средняя общеобразовательная школа.
Кому: ученикам 2 класса
Обратный адрес: Заячья поляна леса.

Здравствуйте, уважаемые второклассники!

На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что трава ещё зелёная, а другие – что небо ещё серое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнётся зима, а другие думают, что осень ещё только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе, и, наверное, сможете определить – наступила ли осень? Говорят, что идёт она к нам через ваш посёлок. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в лесу?
Только собрание Заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки – дело для зайцев очень непростое!
Надеемся на вашу помощь!

Заячье собрание.
Лесная поляна.

– А как вы, ребята, считаете, наступила ли осень?
– Итак, наша цель – узнать, наступила ли осень?
– Что для этого нужно сделать?

Проблема: Раскрыть тайны осени.

III. Формирование знаний, умений, навыков

– Кто хочет совершить путешествие в лес чудес?
– А в лесу много тайн, и для этого нам нужно распределиться по командам.

Игра «Дружные ребята»

Предлагается четыре набора «Пифагор». Нужно собрать картинки из отдельных деталей. Отгадать загадки, нарисовать отгадки, придумать название команды и положить в сундучок народной мудрости.
(«Растения», «Животные», «Здоровье», «Погода»).

Загадки на тему «Растения»

Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина)

Никто не пугает
А она вся дрожит. (Осина)

Разбежались на опушке
В белых платьицах подружки. (Берёзы)

Загадки на тему «Животные»

По поднебесью верёвка протянулась. (Журавль)

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. (Муха)

Загадки на тему «Погода»

Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь)

Синенькая шубёнка
Весь мир покрыла. (Небо)

Щука хвостом махнула,
Лес погнула. (Ветер)

Загадки на тему «Здоровье»

С виду – клин. Развернёшь – блин. (Зонтик)

Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу. (Шапка)

С одного бока – лес,
А с другого – поле. (Шуба, пальто)

«Добро пожаловать, осень!»

Задание командам: написать письмо зайцам.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь».

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зелёном листке,
«Куда полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдём – ка, дружок, по тропинке гурьбой
Ответы искать под осенним шатром.

Работа с календарём погоды

2 этап

Остановка «Осенняя»

Чтение стихов об осени, в которых звучат приметы. Это приметы живой или неживой природы. Нужно их выделить.

ПОГОДА

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…

РАСТЕНИЯ

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…

ЖИВОТНЫЕ

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Рыщут волки ночью тёмной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири.

ЗДОРОВЬЕ

Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что дождь идёт.

Физпауза

«Рябинка»

На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивания – руки вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится – смеётся.
(Наклоны в сторону.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер.

Остановка художников «Волшебное письмо»

В этом письме не нужны нам чернила!
Яркими красками
С кистью в руке
Будем писать на таком языке:
Листья на дереве –
Краскою пёстрой,
Краской оранжевой –
Осеннее солнце,
Синею краской –
Прозрачное небо,
Птиц и зверей
Разноцветными оставим –
Целый рассказ мы из красок составим!
Этот рассказ наш –
Об осени, о лесе –
Дети читать будут
В каждом классе.
Тронет он душу
Любого народа:
Краскам
Не требуется
Перевода!

Художники должны выполнить задание – раскрасить заданный рисунок так, чтобы он соответствовал осеннему времени года. Рисунок может быть дополнен некоторыми деталями по усмотрению художников.

Остановка «Копилка народной мудрости» – знатоков народных примет, пословиц.

ПОГОДА

Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.
Красный закат солнца – к ветру.
Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.

ЗДОРОВЬЕ

Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Река начинается с ручейка, а спорт со здоровья.
Всякое дело поправимо, если человек здоров.

РАСТЕНИЯ

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.
Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.
Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.

ЖИВОТНЫЕ

Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.

Остановка «Осенняя мелодия» – исполнение песен об осени.

«Осень»

Музыка М.Красева, слова М.Ивенсен(«Погода»)

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли…
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.

«Скворушка прощается»

Музыка Т. Потапенко, слова М. Ивенсен(«Животные»)

Осень-непогодушка.
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.

Припев:

Ветка чуть качается,
Дождик не кончается,
С нами старый скворушка
До весны прощается.

В путь дорогу – дальнюю
Скворушке лететь.
Песенку прощальную
Как ему не спеть?

Припев :

Где ты, солнце вешнее,
Ясный небосвод?
Над пустой скворечнею
Скворушка поёт.

Припев.

«Зверобика» («Здоровье)

Уселась кошка на окошко
И стала лапой уши мыть.
Понаблюдай за ней немножко
И все движения повтори.
!,2,3 – ну-ка, повтори,
3,4,5 – повтори опять (2 раза)
Очень хорошо!

«Во поле берёза стояла»

Русская народная песня («Растения»)

Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Лю-ли, лю-ли, стояла,
Лю-ли, лю-ли, стояла

Некому берёзу заломати,
Некому кудрявую заломати.
Лю-ли, лю-ли, стояла,
Лю-ли, лю-ли,стояла.

Остановка «В гостях у пернатых»

Остановка «Листопад»

Сбор осенних листьев. (На цветной бумаге нарисовать и вырезать осенние листья).
По окончании путешествия дети оформляют газету с рисунками и рассказами об увиденном на маршруте. Каждая команда готовит своё сообщение.

IV. Итог урока

3 этап.

Подведение итогов

  • Защита проекта «Тайны осени» (рисунки, стихи, рассказы);
  • Составление текста на письмо с Заячьей поляны;
  • Рефлексия «Волшебное дерево».
  • Выявление самых дружных, смекалистых. Вручение текста песен о лесе.
  • Исполнение песенки про дождик. Музыка Ю.Энтина (Из телефильма «Незнайка с нашего двора»)

Проект "Осень "

Образовательные области программы

Виды детской деятельности.

Познание

Беседы об осени. (Приложение 1)

Д\и «Мамы и детеныши», «Когда это бывает»,

Задания на сравнения.(Приложение 2)

Описание природы в сентябре - октябре - ноябре.

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью».(Приложение 3)

Составление альбома «Времена года».

Упражнения ФЭМП «Пересчитай листья», п\и «Тучи дождевые.

Коммуникация

Творческое рассказывание детей по теме «Мы гуляли на участке».

Рассматривание сюжетных картин.

Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи - фрукты». «Времена года», «С какого дерева лист».

Игры «Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно».

Комплекс упражнений: «Деревья»

Беседа по вопросам о времени года - осень

Чтение художественной литературы

Пословицы, загадки, поговорки, потешки.

Чтение и заучивание стихотворений об осени.

Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи».

Чтение сказки «Осень на пороге» Н.Сладкова,

«Как птицы и звери к зиме готовятся» Г.Снигерев.

Художественное творчество

Аппликация «Поспели яблоки в саду», «Птички на ветке», «Угостим зайку морковкой»;

Конструирование из природных материалов «Грибок»;

Рисование «Хмурая осень», «Золотая осень», «Кто живет в осеннем лесу»,

Аппликация «Дары осени»

Рисование «Золотая осень»

Создание коллажа из осенних листьев.

Рисование паучка и рябиновые ветки.

Социализация

Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

Игры - драматизации по произведениям «Репка».

Игра «Что нам осень принесла».

Д\и «Чудесный мешочек»,

«Что растет на грядке?»,

«Овощи и фрукты».

П\и «Найдите дерево»,

«Лети, листок, ко мне в кузовок».

Труд

«Дары осени» - сбор природного материала на прогулке.

Музыка

Слушание: И.П.Чайковского «Времена года»

Разучивание песен об осени

Развлечение «Приключение мухоморчика»

Психологические этюды «Танец осенних листочков», «Стрекоза замерзла» , «Первый заяц».

Физическая культура

Здоровье

Безопасность

Тематическая утренняя гимнастика «Утро в осеннем лесу», «На осенней полянке»

Прыжки на двух ногах из обруча в обруч.

Прокатывание мяча между предметами.

Прыжки через короткие шнуры (6-8шт.).

Игровое задание «Перепрыгни через ручеек».

Игровое задание «Пробеги по мостику».

Прыжки на двух ногах из обруча в обруч

Здоровье: учить прикрывать рот платком при кашле и обращаться к взрослым при заболевании.

Безопасность: учить соблюдать правила безопасности во время прогулки в осеннем лесу, парке…

Просмотр и чтение литературы «Как вести себя в лесу, в парке»

Приложение 1

Беседы. Знакомство с приметами осени.

Октябрь 1-2 неделя

  1. Чтение стихотворения

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом,

И птицы улетают,

И детям в школу надо

  1. Знакомство с приметами ранней осени.

Взрослый: Какое время года сейчас? А месяц? (Сентябрь). Сентябрь - это первый осенний месяц. Сейчас ранняя осень. На улице жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди?

Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья начинают менять окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Октябрь 2-3 неделя

  1. Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень». (Выучить)

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

2. Признаки «Золотой осени».

Дети рассматривают картинку с изображением осеннего пейзажа и отвечают на вопросы: - Какое время года изображено на картинке? Какой осенний месяц? Почему вы так думаете

Погода теплая или холодная? Почему вы так думаете? Какая одежда на людях? Где находите!

люди? Что они делают? Какого цвета листья в октябре? В октябре часто идут дожди? Какое небо? Как светит солнце? Много ли фруктов и овощей в октябре? Почему много листьев на земле!

Как называется явление природы, когда падают листья? Что делают птицы в октябре?

Октябрь 3-4 неделя

  1. Чтение стихотворения (Выучить)

Скучная картина!

Тучи без конца,

дождик льется,

Лужи у крыльца.

  1. Описание поздней осени

Взрослый: Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.

Приложение 2

Задания на сравнения

  1. Повторение стихотворения.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом.

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

2. В опросы:

Как называется первый осенний месяц? — А второй?

А третий месяц осени. Как он называется?

На улице тепло или холодно?

Солнце часто светит?

Дожди часто идут?

Дожди теплые или холодные?

Трава растет или засыхает?

Что происходит с листьями на деревьях?

Какую одежду носят люди?

3. Закончите предложения:

Летом было тепло, а сейчас - ... (холодно).

В сентябре листья начинают падать, а сейчас - ,.. (опали).

В сентябре птицы начали улетать, а сейчас - .,. (все улетели).

В сентябре солнце немного грело, а сейчас - ... (не греет).

В сентябре дожди шли редко, а сейчас - ... (часто).

4. Сравните осень с летом. Скажите наоборот:

Летом солнце яркое, а осенью... Летом небо светлое, а... Летом день длинный, а... Летом деревья зеленые, а... Летом люди одеваются легко, а... Летом колхозники растят урожай, а...

5 Найдите ошибки:

Осенью дети носят легкую одежду.

Осенью набухают почки, распускаются листья.

Осенью солнце сильно греет.

Осенью бывают заморозки и снег.

Осенью птицы прилетают из теплых краев.

6. Описание поздней осени.

Взрослый: Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет. Небе серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду,

Дети по образцу описывают осень.

7. Заучивание стихотворения.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Приложение 3

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью».

«Ветер подул»
Цель:
. Уточнение представлений детей об осени по существенным признакам осени: холодный ветер.
. Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы.
. Активизация словаря детей: ветер.
Оборудование: картинки с изображением осени, или объекты живой природы (осенний парк, осенний лес)

Ход наблюдения.
- Сравните две картинки:
Чем они отличаются?
-Почему ветви у дерева наклонены?
- Как определить наличие ветра? (Дети наблюдают за движением султанчиков, вертушки).
Ветер дует-развевает флажок, шуршит султанчиками, крутит вертушку.
-А высоко на небе ветер дует? (дети наблюдают за быстрым движением туч)
- Что заставляет тучи мчаться?
- Какая погода? Ветрено?

Чтение:
Ветер подул
Хлопнул ветер дверью сильный
Ветер громкий, ветер сильный,
Он с деревьев листья рвет,
Пыль несет он в огород.
Деревце в окно стучится
Может всякое случиться.
С. Егоров
-Осенний ветер похож на летний: добрый, ласковый, теплый?
Какой осенний ветер?

Ветрено, ветрено
Вся земля проветрена!
И. Токмакова

Наступила осень - листья пожелтели»
Цель:
. Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, так как наступила осень.
. Развитие внимания.
. Активизация словаря: листья желтые, красные, зеленые.
Оборудование: картинка с изображением деревьев, или объекты живой природы (деревья, кусты…)

Ход наблюдения .
Дети наблюдают за кленом.
- Давайте полюбуемся нашим деревом. Оно живое, растет, дышит, питается.
Взрослый пересказывает детям отрывок из рассказа "Последний лист" П.Молчанова.
… И вдруг клен почувствовал, что ему стало прохладно. Он поежился. Зашумел листвой. А вечером ему стало холоднее. Со всех сторон волнами накатывался ветер. Деревце никак не могло уснуть. А на утро, едва забрезжил рассвет, оно почувствовало, что горит.
Пробежал мимо ежик. Остановился, удивился:
- Чудно! И кто это перекрасил деревце в желтый цвет?...
Пролетела мимо сорока, затараторила;
- Откуда здесь такое яркое деревце?
И верно ведь! Все листья за одну ночь стали ярко желтыми. Шелестят на ветру, перешептываются.
И тут молоденький клен понял:
Это наступила осень.

Полюбуйтесь осенними желтыми листьями. Они мелькают среди зеленой листвы.

Отгадайте загадку:
Висят на ветке золотые монетки.
(осенние листья)

Осенью наступают холода. Люди одеваются в теплую одежду, у животных вырастает теплый подшерсток, а на деревьях и кустах от холода лист желтеет.
Давайте рассмотрим березку; рябину, тополь. (Дети сравнивают цвет листьев разных деревьев и кустарников).

«От воды туман»
Цель:
. Знакомство детей с осенним явлением: туман.
. Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению.
. Активизация словаря детей: осень, холодно, туман.
Оборудование: игрушка - ворон, таз с горячей, теплой водой.

Ход наблюдения.
Воспитатель предлагает детям полюбоваться туманом:
- Это туман.
- Какой он?
- Потрогайте туман рукой, помашите руками перед собой, его не развеять, руками не поймать. Посмотрите на дома, на деревья. Расскажите, что вы видите, а что не видите.

Потемнели ветви,
Из воды туман
Гонит тучи ветер
Из холодных стран.
В. Степанов

На ветвях березы сидит мудрая птица - ворон. Пойдемте к нему, и он расскажет нам про туман.
Дети идут к березе. Птица просит детей рассказать о погоде: тепло или холодно, есть ли ветер, какое сейчас время года.
Рассказ ворона о тумане:
Осень. Солнце светит мало, холодно. Ночью заморозило траву, листву. Холоден воздух. А в реке, ручейках, болотах, оврагах вода, она теплее, чем воздух. Поднимается от воды пар - это туман. Он тяжелый, стелется по земле, ползет. Туман белый, густой. Наступило утро, глянь, все бело.
- Ребята, по туману можно узнать какой будет день - пасмурный или ясный.
Если туман утром поднимется к небу - будет пасмурно.
Если туман прижмется к земле - жди солнца.
Ворон: Сегодня будет ясно.
(Дети наблюдают за растворением тумана).

Осень
Осень в белые туманы
Сад хоронит по утрам.
Ни дорожек, ни поляны -
Ничего не видно нам.
Понапрасну, где-то с крыши
Кукарекает петух:
Осень будто и не слышит
И туман как-будто глух!
Понапрасну лает в будке
Рассердившийся Буян
И не дует осень в дудки,
И туман, как есть туман!
Но лишь солнце острым, светлым
Первым выстрелит лучом -
Осень к речке, старым ветлам
Подбирается бочком.
И туман снимает белый -
Полотно за полотном:
Сад умытый, свежий, целый
Вновь мы видим за окном!
Е. Городецкий

Эксперимент: Ворон рассказал нам, что туман поднимается от воды в холодный день. Давайте сами сделаем туман. (Выставляется таз с горячей водой. Дети наблюдают, как от воды поднимается пар).
- Что мы получили? Туман! Он клубится, поднимается над водой и расползается, стелется по сторонам.

«Где же солнышко?»
Цель:
. Формирование представлений детей об осенних изменениях в неживой природе (солнце светит не ярко, тусклое, мало греет, холодное).
. Развитие внимания, речи.
. Активизация словаря детей: солнце, холодно.
Оборудование: игрушка - заяц.

Ход наблюдения.
К детям в гости приходит заяц, он давно не гулял с ними, поэтому просит рассказать, что изменилось.
Взрослый: Я буду рассказывать, а вы, ребята, покажите зайчонку осенние изменения.

Осень
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет
Дождик моросит.
А. Плещеев

Какая погода осенью: холодная или теплая?
- Когда бывает тепло?
- Посмотрите на небо? Есть ли солнце?
- Протяните ладони: тепло ли вам?
Солнце не блестит, не яркое.
Давайте посмотрим на тень от березы - она бледная, серая, нечеткие линии, размытые очертания. Это от того, что солнце далекое, не яркое, мало светит.
- Узнаем, теплое ли солнце?
На прогулку выносят резиновые мячи, мокрые от воды. Если солнце греет, то оно высушит лучами мячи. (Дети через определенный промежуток времени отмечают, что солнце не нагрело поверхность мячей, они мокрые).
Оглянитесь вокруг, на дорожках лужи, земля мокрая, много грязи. Это осеннее солнце не греет, не сушит дорожки и почву.

Проект на тему: «Осень ­ чудная пора» Цели проектной работы: Подготовила и провела: Карасева Т.В. учитель биологии первой категории Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию на данную тему и составлять мини ­ доклады; формировать интерес к книге как к источнику знаний; развития творческих способностей учащихся; реализации творческого потенциала учащихся; формирования чувства прекрасного; развития умения работать в команде, взаимодействовать, находить решения в нестандартной ситуации. Задачи: (слайд 3)  расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме), о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах), о труде людей в осенний период;  способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;  закреплять знания учащихся о подготовке животных к зиме, отлёте птиц.  воспитывать у учащихся умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту;  воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них. Организация деятельности: Индивидуальная, групповая, фронтальная деятельность Проект состоит из 5 мини­проектов 1. «Периоды осени. Деревья осенью»: 5 класс (газета) ­ пословицы и поговорки ­ загадки про осень ­ сезонные изменения в жизни растений 2. «Овощи. Труд людей на полях и огородах»: 6 класс (газета) ­ загадки ­ где выращивают (труд взрослых на полях и огородах) ­ стихи про овощи ­ значение в жизни человека (представить корзину с овощами: «Осенняя корзина»)

3. «Осень богата витаминами» 9 класс (газета) ­ что такое витамины стихи про витамины ­ загадки ­ сценка «Витамины спорят» (в заключении) 4. «Поздняя осень. Грибное царство» 7 класс (газета) ­ монтаж грибов, разновидности грибов (съедобные, несъедобные, летние, осенние) ­ где растут, грибы нашей местности ­ вопросы викторины 5. «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме» 8 класс (газета) ­ загадки ­ среда обитания и образ жизни ­ как готовятся к зиме ­ в каких сказках встречаются (викторина) Ведущий: Добрый день педагоги и учащиеся. Мы рады вас приветствовать в этом теплом и светлом зале (слайд 1) Стихи читают учащиеся 8 – ых классов В рамках проведения недели биологии учащиеся каждого класса совместно с классным руководителем приготовили мини проект по своей теме для защиты проекта «Осень». Ведь именно наука естествознания дает представления о живой природе: о растениях, о животном мире, о птицах, о деревьях и плодах нашего Урала ­ все это тесно связано с осенью и изменениями, которые происходят в это время года. Каждый день меняется погода, Лист летит в ладони желтый, красный. Что ж, друзья, другое время года, … До свиданья лето, осень, здравствуй! Как хотим мы в лето возвратиться, Сквозь дожди увидеть неба просинь. Только гонит ветер листья­птицы… До свиданья, лето, здравствуй, осень! Хоть и грустно с летом расставаться, (слайд 5) Улыбнувшись, мы его попросим, В сердце теплым солнышком остаться. До свиданья, лето, здравствуй, осень! «Унылая пора! Очей очарованье! (слайд 6) Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье, В багрянец золота одетые леса. Кто же со школьной скамьи не помнит наизусть эти пушкинские строки? Поэты всех времен и народов не устают воспевать в своих стихах Осень. Осень прекрасное время года. Ведь только осенью можно наслаждать яркими разноцветными красками листьев (слайд 7,8) Только осень дарит нам незабываемые листопады в ветреную погоду. Прекрасная красавица осень расписала всё вокруг: рыжими, бордовыми, багровыми красками! Мы не смогли пройти мимо всего этого великолепия и посвятили ей свой творческий проект: «Осень – чудная пора» (слайд 9) цель которого (слайд 2), задачи представлены на (слайде 3) Ведущий: Слово для защиты мини проекта предоставляется 5а и 5б классу (слайд 10) Слово для защиты мини проекта предоставляется шестым классам (слайд 11) Слово для защиты мини проекта предоставляется седьмым классам (слайд 12) Слово для защиты мини проекта предоставляется восьмым классам (слайд 13) Слово для защиты мини проекта предоставляется девятым классам (слайд 14) Подведение итогов: В заключение мероприятия хочется всем сказать огромное спасибо за познавательные и творческие доклады, за те знания, которые вы приобрели при защите мини проектов и закончить стихами: "Изучайте науку биологию" И любите всё живое вокруг»

Урок биологии в 6-м классе по теме «Осенние изменения в жизни растений,листопад". учитель ХрящеваТ. А.

Тема: «Осенние изменения в жизни растений, листопад»

Цель урока : расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.

Задачи урока:

  • Расширение знаний о листопаде как процессе выделения у растений.
  • Развитие коммуникативных умений и умений работать в группе.
  • Воспитание любви к окружающей природе.
  • Отработка навыков составления японского стиха синквейн.

Оборудование: репродукции картин осени, работы обучающихся, листья из бумаги.

ТСО: гербарии листьев, репродукции осени, бумага, учебники, видеофильм «Жизнь растений», презентация по теме «Листопад», мультимедийный проектор.

Задачи урока:

  • расширение знаний о листопаде;
  • систематизирование творческой активности, создание условий для ее проявления
  • развитие коммуникативных умений;
  • формирование рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция);
  • формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
  • формирование навыков работы в группе.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим необычное занятие. Давайте вспомним, как выглядит природа

в период,многими любимый.

(Звучит музыка. На экране кадры фильма «Входим в осень»

Кто скажет в какое время года сняли фильм?

А какое время года сейчас на дворе?Эта тема часто звучит в песнях стихах прозе

Как описывают поэты это время года?

Учащиеся читают стихи:

А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Алексей Плещеев

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....

Славная осень

Николай Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис
И ждет, когда зимой суровой
Его сорвет и бросит вниз
Упрямый лист, и над тобою
Закон суровый в мире есть:
Что отцвело своей весною,
Тому еще не раз зацвесть.
(М. Ковалевский)

Учитель: Такими словами поэты воспевают осень: рябины пламень, пламенеющие осины, бронзовые серьги, желтая резьба. Уже в конце августа наступает расцвечивание листьев, в сентябре оно нарастает, а к концу сентября достигает максимума - начало осени переходит в золотую осень.(c лайды на тему осени).

А какие у вас возникают ассоциации со словом осень (листопад,дожди,тучи)?

А знаете ли вы,что деревья имеют разную окраску осенью

Демонстрация гербариев для показа

Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев: светло-желтую - клены, грабы и березы; буровато-желтую - дубы; пунцово-красную - вишня, рябина, барбарис; пурпуровую - черемуха; фиолетовую - бирючина, бересклет; оранжевую - осина; мутно-буро-зеленую - ольха.

К 30 сентября отмечается полная осенняя раскраска листьев клена остролистного, у черемухи обыкновенной, липы, осины. Спустя 5-10 дней осеннюю окраску принимают березы, рябина обыкновенная, дуб черешчатый. Еще через день-два полностью окрашивается в желтый цвет хвоя лиственницы сибирской, затем примерно через 2 недели - лиственницы европейской. Травянистые растения также приобретают красные, фиолетовые и желтые тона и оттенки - всюду виден яркий прощальный наряд. На багряном фоне листопадных растений ярко выделяются зеленые сосны, ели, пихты, можжевельники.

В октябре проходит листопад у березы бородавчатой, сбрасывают последние листья липа мелколистная и клен остролистный. Через 3-7 дней после конца листопада у березы бородавчатой это явление наступает у рябины обыкновенной и заканчивается хвоепад у лиственницы сибирской. Несколько позже сбрасывает хвою лиственница европейская.

Как вы думаете:о каком явлении мы сейчас говорим? (листопад)

II . Тма нашего урока: листопад.

1. Существует ряд примет, связанных с листопадом. Назовем их.

Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя. (слайды)

Листья осины лежат на земле кверху лицом - зима будет холодная, кверху изнанкой - теплая.

Прежде времени лист опадает - к долгой зиме.

Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.

Запишем на доске ваши ассоциации, связанные с осенью и листопадом: холод, ветер, грусть, Пушкин, желтый и т.д. Систематизируем собранный материал, составим схему - кластер:

2. Почему листья меняют цвет? Самостоятельная работа с текстом.

Работа с текстом параграфа. Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы

Ученик: При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла. При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) - ксантофилл и каротин. В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная - фиолетовую, щелочная - синюю. При этом возможны и все оттенки переходов.

Учитель: Почему листья падают?

Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается Учитель: Назовем и запишем те процессы, которые сопровождают листопад. Ученики:

-

- Лист меняет цвет.

- Лист падает.

-

- Лист отрывается.

- В листьях разрушается хлорофилл.

- Лист становится бурым.

III . Закрепление материала

1. Учитель: разместите в данном перечне элементы в порядке протекания процессов. Проверим- В листьях разрушается хлорофилл.

- Лист меняет цвет.

- Лист накапливает ненужные вещества.

- Между листом и стеблем образуется пробковый слой.

- Лист становится бурым.

- Лист отрывается.

- Лист падает.

2. Работа с материалом.

Учитель: Мы проговорили, что мы уже знаем. А все ли мы узнали? Переходим к фразе: “Я хочу узнать…”. Работаем с учебником (“Биология: бактерии, грибы, растения”, 6-й класс,В,С, Кучменко 2014.). Прочитайте текст параграфа

Беседа по поставленным знакам.

Учитель: Ответьте на вопрос - какое значение имеет листопад для растений?

Ученик: Листопад позволяет растению экономить воду, растение использует листья в качестве контейнера для удаления ненужных веществ, предотвращается обламывание ветвей зимой под тяжестью снега.

Учитель: Заключением этого этапа станет знакомство с вашими проектами. При защите работы можно задавать вопросы.

IV . Защита проектов.

Творческое задание

Учитель: А сейчас составим синквейн на предложенных резных листочках, которые прикрепим к изображенному на листе ватмана дереву на доске. Правила составления синквейна. (учитель раздает каждому)

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это тема синквейна - листопад.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Листопад

Прекрасный, оберегающий.
Отрывается, кружится, падает,
Растение готовится к зиме.
Лист ( слайд)

Выполнение работы: составление синквейна и запись его на нарезанной в форме листьев клена бумаге.(слайд)

Учащиеся зачитывают составленные синквейны и прикрепляют листочки на рисунок дерева на доске. Во время выполнения работы звучит музыка Шопен «Осень»

Заключительное слово учителя: Сегодня мы обратили внимание на осеннее явление природы - листопад. Рассмотрели его физиологические основы и определили биологическое значение

Теме листопад и осени посвящали свои работы выдающиеся художники и композиторы,поэты предлагаю вашему вниманию картины известных художников,основная тема-осень.(слайд презент)

Просмотр водеофильма и картин об осени(слайды презентации)

V. Итог урока: учитель благодарит ребят за урок и подготовку,оценивание работ учеников,задание д/з,выставление оценок.

mob_info