Правило третей в фотографии. Уроки фотографии

Правило третей (rule of thirds) – это одно из ключевых правил композиции в фотосъемке. Правило третей позволяет более сильно передать естественное восприятие человеческого глаза на определенных частях изображения.

Что такое правило третей?

Правило третей – это воображаемая доска для игры в крестики-нолики, нарисованная поверх изображения, чтобы разделить его на девять равных квадратов. Четыре точки, в которых пересекаются эти линии, являются фокусными точками.

Как им воспользоваться?

Чтобы использовать правило третей, нужно представлять сетку на всех изображениях при формировании композиции в видоискателе. Если у вас фотоаппарат с автофокусировкой, вы можете использовать точки автофокусировки, которые помогут вам представить сетку. При использовании ЖК дисплея в качестве средства формирования композиции, вы можете сделать сетку из прозрачного материала и наклеить ее поверх дисплея. Другой способ – нарисовать сетку на видоискателе, хотя потом будет трудно ее удалить, поэтому лучше этого не делать. После некоторой практики вы с легкостью будете представлять сетку на изображении. Упрощает весь процесс наличие фотоаппарата со встроенной функцией отображения сетки в видоискателе или на дисплее. Многие современные имеют эту функцию.

Имеет ли значение, какую точку использовать?

Точка, или линия, на которой вы располагаете свой объект, имеет значение. В то время как любые точки/линии придадут вашему объекту выразительности, эффект от некоторых будет сильнее, чем от других.

Когда на снимке присутствует один объект, лучше всего будет расположить его с левой стороны кадра. Исключение составляют культуры, в которых информация читается справа налево, в этих случаях большее впечатление произведет расположенный справа объект.

Когда объект на снимке не одинок, существует иерархия силы воздействия изображения. Объект на переднем плане естественным образом будет иметь большее воздействие, чем объект на заднем плане. Тем не менее, использование правила третей при размещении объектов может усилить, или уменьшить, это воздействие. Правая нижняя точка имеет наибольший эффект воздействия при наличии нескольких объектов, а левая верхняя – наименьший. Эта теория часто используется в фильмах для передачи эмоционального доминирования одного героя над другим. Размещение объекта на заднем плане справа, а объекта на переднем плане слева, собьет с толку глаз и приведет зрителя в замешательство по поводу доминирующего объекта. Эта техника особенно полезна при фотосъемке изображений с эмоциональным подтекстом.

Другое основное правило (хотя оно может не иметь силы в определенных обстоятельствах) заключается в том, что ваш объект должен быть помещен на линии, противоположной направлению взгляда вашего объекта. Например, портрет: если объект смотрит влево, нужно разместить его справа.

Как правило третей применяется в портретах?

Хотя хорошие портреты на самом деле просто кажутся центральным расположением тела, в них используется правило третей. В случае одиночных портретов глаза объекта располагаются вдоль верхней линейки третей линии. В портретах, на которых присутствует несколько объектов, их лица располагаются по линиям третей. Вот почему многорядное расположение обычно срабатывает лучше однорядного.

Алекс Харисов

Не так давно мы говорили о правиле золотого сечения и о том, как можно откадрировать снимок уже после того, как он был сделан. Но когда вы снимаете, у вас навряд ли будет время и возможность наложить на снимок спираль Фибоначчи. Поэтому освойте правило третей, чтобы делать хорошие снимки, максимально приближенные к правилу золотого сечения.

Правило третей в фотографии

Мысленно разделите фото двумя горизонтальными линиями и двумя вертикальными. Предметы, на которые вы хотите сделать основной упор в кадре, следует размещать в местах пересечения этих четырех линий или вдоль них. Особенно хорошо это правило работает во время пейзажной фотосъемки.

Это достаточно простое правило позволит вам делать удачные снимки. Правило третей успешно применяется в фотографии, рисовании и дизайне.

При этом если на вашем снимке — всего один объект, расположите его с левой стороны кадра. Дело в том, что у зрителей имеется привычка просматривать образы слева направо, которая выработана чтением.

Если на снимке — несколько ключевых объектов, расположите доминирующий объект в правой нижней точке. Такая компоновка кадра учитывает тот факт, что человек лучше всего воспринимает информацию, полученную в начале и в конце просмотра. По этому принципу строят даже выпуски новостей, делая обзор всех сюжетов в начале программы и оставляя самый нейтральный сюжет на финал, чтобы смягчить восприятие негативных новостей, коих в репортаже большинство.

Так же и в фотографии: просматривая ваш фотоснимок, человек лучше всего воспримет последнюю полученную информацию. Этот момент особенно важно учитывать при фотосъемке изображений с эмоциональным подтекстом.

Правило третей в портрете


Правило третей работает и при съемке портретов. Основной акцент можно сделать на глаза или на улыбку модели. Так, на первом фотоснимке в глаза в первую очередь бросается выразительный взгляд девушки, в то время как на снимке ниже основной акцент сделан на улыбку мальчика.

Про правило третей в фотографии или, как его еще называют, золотое сечение написано немало статей. На чем основывается это правило можно с легкостью найти и почитать в интернете (рекомендую , а также посмотреть видео в конце урока). Я же перейду сразу к сути.

Правило третей (золотое сечение) — это сетка из двух вертикальных и двух горизонтальных линий. Они пересекаются в четырех точках (на рисунке ниже им присвоены номера 1, 2, 3 и 4). Эти точки указывают куда смотрит человек, когда разглядывает фотографию.

Человек так устроен, что он не может смотреть в одну точку и получать из нее максимум информации. Его мозг дает команду глазам «бегать» и собирать по кусочкам информацию об окружающем нас мире, после чего мозг собирает картину воедино и выдает итоговый результат. Точно так же и с фотографией. Когда мы смотрим на нее, то непроизвольно начинаем бегать глазками от одной части к другой, то есть мы разглядываем фотографию.

Четыре точки в середине — это научно-психологически вычисленный факт, куда среднестатистический человек смотрит в первую очередь. Сначала это точка под номером один, затем два, три и четыре.

Поэтому композицию кадра нужно построить так, чтобы главный предмет фотографии находился на пересечении хотя бы с одной из этих точек. Давайте посмотрим на снимки опытных фотографов с наложенной на них сеткой:

Снимок: цунами в Японии. Огонь находится на пересечении третей точки.

Больше работ и его биографию можно .

Снимок: знамя победы над Рейхстагом . Здесь в центре внимания сам флаг и солдат, который его держит.

В этом правиле есть еще один хитрый прием

Опять-таки, научно установлено, что человек смотрит в нижний правый угол в последнюю очередь. Поэтому фотографы, чтобы сделать сюрприз добавляют в этот угол какую-нибудь деталь, которая становится главным действующим лицом/предметом, но мы не сразу это замечаем. Посмотрим на примере:

Снимок: с обака погибшего военного лежит у его гроба на похоронах . Собака не попадает в центр вниманимя. На нее мы обращем внимание не в первую очередь, но именно она является главным действующим лицом (мордой) фотографии.

Как делать композицию кадра в соответствии с правилом третей

Если во время фотосъемки не получается мысленно представить эту сетку, то можно воспользоваться технической помощью фотоаппарата. Конечно, не на всех, но на многих моделях можно включить в настройках автоматическое отображение данной сетки. Если такого нет и на глаз не очень получается, то переходим в программу фотошоп или его аналоги.

В фотошопе есть , предназначенная для кадрирования фотографий, то есть для исправления композиции кадра. Если ваш фотошоп версии до CS5 включительно , то на панели параметров вы сможете выбрать сету кадрирования — правило 1/3 :

Она несколько отличается от той, что я показывал на примерах выше, но принцип действия тот же самый:

То есть в данном случае вертикальные и горизонтальные линии находятся на равном удалении друг от друга. Вообще такая сетка так и называется — правило третей . А примеры выше были разобраны на сетке — правило золотого сечения .

В фотошопе версии CS6 и выше появилось более богатое меню вариантов правил кадрирования, в том числе и золотое сечение:

Откройте фотографию и выберите любую из двух рамок. Прикиньте ее на снимке и пофантазируйте, чтобы вы хотели выделить в этом кадре самым главным. Я открыл фотографию с недавней своей поездки в автомобильный музей ГАЗ (г. Н.Новгород). Центральным объектом снимка будет олень. Я разместил сетку так, чтобы обе точки были именно на нем:

С помощью такого кадрирования, я отрезал лишнее, что никак не влияет на замысел снимка, также олень получил правильное и гармоничное место. В итоге получилась вот такая композиция кадра:

(кликните, чтобы увеличить)

Вывод

Конечно, данное правило подходит не для каждой фотографии, ведь существует множество других правил композиции кадра. Смысл в другом. Благодаря этим знаниям, можно в каждом своем снимке найти правильное (а значит гармоничное) и красивое расположение своего объекта/объектов съемки.

Например, одиноко стоящее дерево напрашивается, чтобы его разместили в самом центре кадра. Но если все-таки его сдвинуть ближе к краю, на одну из вертикальных линий, то вы вдруг почувствуете ту самую, так желаемую художественную нотку. В итоге ваша фотография будет смотреться совсем по-другому — так, как нужно.

И напоследок, видео с семинара, где лектор вполне доступным языком еще раз объяснит, что это за правило. Приятного просмотра!

Заметили ошибку в тексте - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter . Спасибо!

Композиция - это распределение предметов и фигур в пространстве, установление соотношения объёмов, света и тени, цвета и т. п. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Когда мы смотрим вокруг невооруженным глазом, наш мозг быстро выхватывает интересные сюжеты, объекты. Камера же фиксирует все подряд. Поэтому это ваша задача выбрать основной объект, сделать центром внимания в кадре, а окружающие его другие объекты превратить в фон или сделать частью истории, которую Вы хотите «рассказать» своим снимком.

Фотографии с правильно выбранной композицией заставляют задержать на них взгляд и рассмотреть детали. Они рассказывают историю, создают настроение и заставляют задуматься.

Золотое сечение в фотографии - основной и мощный инструмент для получения динамичных, интересных снимков. Правило золотого сечения встречается и в природе, причем повсеместно. О нем знали еще в древнем Египте. Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. В фасаде древнегреческого храма Парфенона также присутствуют золотые пропорции. Этот феномен изучил и стал применять на практике известный ученый, художник и скульптор Леонардо Да Винчи .

Для желающих узнать больше - видео:

Мы затронем только практическую часть применения золотого сечения в фотографии. Кадр условно делиться на три части по горизонтали и вертикали:

При пересечении горизонтальной и вертикальной линии образуется особая точка - «точка силы» или «узел внимания» . Их четыре - именно в этих точках лучше располагать главные объекты кадра, именно на них останавливается взгляд в независимости от формата кадра или картины.

Практические советы:

  • Если расположитьлинию горизонта по одной из горизонтальных линий, то кадр будет смотреться гармоничней. Но на какой из линий, на верхней или нижней ?
  • Если вы хотите сконцентрировать внимание зрителя на земле или воде - то лучше на верхней .
  • Если же вы делаете акцент на интересном, выразительном небе - то на нижней .
  • Если вы снимаете портрет, то лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии.
  • Если вы снимаете человека в полный рост, то лучше размещать его на правой или левой вертикальной линии.
  • Очень важно следить за тем, в какую сторону направляется человек, или куда направлен его взгляд. Например, если человек смотрит влево , то его соответственно необходимо разместить на правой горизонтальной линии, что бы перед ним оставалось пространство.

В современных фотоаппаратах уже есть функция-подсказка, которая отображает линии правила третей на мониторе или в видоискателе.

Размещайте важные части композиции вдоль линий, а самое главное — на их пересечении .

Золотое сечение может прослеживаться не только в прямоугольной сетке, но и в диагоналях или спирали. Принцип расположения предметов - тот же, по основным линиям и в точках их пересечений.



ДИАГОНАЛЬНОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Применяя правило золотого сечения проводим диагонали и получаем прямоугольник состоящий из трех секторов. Этот прямоугольник можно поворачивать как угодно Если скомпонуете свой кадр так, чтобы три разных объекта примерно располагались в этих секторах, а главные объекты в более крупных секциях - то композиция будет выглядеть очень гармонично.

Это правило используется, если у вас в кадре есть несколько областей, различающихся по смыслу.

СПИРАЛЬНОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Спирали очень распространены в природе. Форма спирально завитой раковины привлекла внимание Архимеда. Он изучал ее и вывел уравнение спирали. Спираль, вычерченная по этому уравнению, называется его именем. Увеличение ее шага всегда равномерно. В настоящее время спираль Архимеда широко применяется в технике. Гёте называл спираль - «кривой жизни».

Используя эту спираль при построении композиции в кадре (ее можно перевернуть вверх ногами или в другую сторону), мы получим кадр с четко выраженным предметом в центре спирали.

Фото: Джона Лемьё (John Lemieux)

Больше фотографируйте и экспериментируйте. Удачи!

Правила композиции в фотографии

  • Правило третей
  • Правило золотого сечения
  • Правило диагоналей
  • Советы для начинающих

Правила композиции

Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей?
Для создания фотографии недостаточно только снять изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

Для придания выразительности вашим фотографиям, применяйте правила построения композиции.

Правило третей

Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе:

Правило золотого сечения

Правило диагоналей

Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:

Правило диагонального золотого сечения

Еще одно применение правила "золотого сечения". Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

Держите камеру на уровне объекта съемки. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. Например, если Вы снимаете детей, опуститесь до уровня их глаз, иначе у вас получатся искаженные пропорции.

Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Если вы снимаете какой-то один объект, то старайтесь выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать зрителя. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы объект занимал подавляющее большинство площади самого кадра.

Используйте ветки, деревья и т.п. для создания эффекта рамки. Таким образом вы подчеркнете главный объект. Рамка также может помочь в создании более объемного кадра (не надо делать рамку главным смысловым элементом).

Если вы снимаете движущийся объект, то оставляйте на фотографии пространство перед объектом, то есть по ходу его движения. Другими словами, располагайте объект, как будто он только зашёл на фотографию, а не покидает её.

Старайтесь добиться того, чтобы источник света был сзади вас. А также избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.

Попробуйте сделать сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела "тяжелее", чем нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения.

Включайте в кадр нечетное число одинаковых предметов. Один или три цветка выглядят лучше, чем два или четыре.

Если вы снимаете здание, то выберите ракурс, при котором видны и его фасад и боковая сторона. Это будет смотреться намного объемнее, чем просто фасад.

Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

источник информации: http://www.colorpilot.ru/comp_rules.html

дополнительная статья для тех, кто не смог разобраться: http://cifrovik.ru/publish/open_article/15363/

Обсуждение статьи «Золотое сечение и правило третей в фотографии.»

DennisGom (09.02.19 03:20) :
2ктпн-6-10кв Блочные ктп 2Бктп Модульные ктп Ктп, Ктп комплектные трансформаторные подстанции москва, Производство ктп москва и т.п. на нашем специализированном сайте:https://sviloguzov.ru/ - Мы рады Вам!

DennisGom (17.01.19 22:12) :
Производство ктп, КТП КОМПЛЕКТНЫЕ ТРАНСФОРМАТОРНЫЕ ПОДСТАНЦИИ москва, Производство ктп москва и т.п. Вы найдете на нашем специализированном сайте:https://sviloguzov.ru/ - Здесь есть то, что Вам нужно!

Аноним (27.02.18 18:26) : Спасибо за познавательную статью.

Аноним (29.05.17 16:46) : Спасибо, очень полезно

Аноним (11.05.16 04:22) : Здорово

Аноним (09.08.14 00:23) : доходчиво

Аноним (26.05.14 10:12) : !

Аноним (05.12.13 18:17) : Спасибо, учту!

Аноним (09.11.13 21:32) :

Аноним (09.11.13 21:27) : правило "сбалансированности композиции" приводит к размещению главных объектов по центру вертикальной и горизонтальной составляющих, что отменяет все принципы)

mob_info