Когнитивный диссонанс - это что за понятие в психологии? Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Когнитивный диссонанс — теория и практика

Когнитивный диссонанс – это негативное состояние, при котором наблюдается у индивидов психический дискомфорт, вызванный конфронтацией в их сознании противоречащих представлений, ценностей, знаний, мировоззрений, идей, верований, поведенческих установок или реакций эмоционального характера.

Концепция когнитивного диссонанса впервые была предложена Л. Фестингером, специалистом в сфере психологии управления мышлением. В своих изысканиях в ходе анализа мироощущения личности он основывался на принципах равновесия. Свою теорию он начал с постулата, что индивиды устремлены к определенной слаженности как необходимому внутреннему состоянию. При возникновении противоречий у индивидов между багажом знаний и действиями они стремятся каким-то образом объяснить такое противоречие, вследствие чего представляют его в качестве «непротиворечия» с целью достижения чувства внутренней когнитивной слаженности.

Причины когнитивного диссонанса

Выделяют следующие факторы, вызывающие состояние когнитивного диссонанса, вследствие которого индивиды зачастую ощущают внутреннюю неудовлетворенность:

— логическое несоответствие;

— несхожесть мнения одного человека с общепринятым;

— нежелание следовать нормам культуры, устоявшимся на определенной территории, где традициям временами руководствуются больше чем законодательством;

— конфликт уже пережитого опыта со сходной новой ситуацией.

Когнитивный диссонанс личности возникает вследствие неадекватности двух когниций индивида. Личность, располагая сведениями по какой-нибудь проблеме, бывает вынуждена проигнорировать их при принятии решения и как результат, появляется несоответствие или диссонанс между представлениями индивида и его реальными действиями. Вследствие подобного поведения наблюдается смена определенных представлений индивида. Оправдывается такое изменение, исходя из жизненной необходимости человека, поддерживать согласованность собственных знаний.

Именно поэтому человечество готово оправдывать собственные заблуждения, ведь индивид, совершивший проступок, склонен выискивать оправдания для себя в мыслях, при этом постепенно сдвигая собственные установки относительно произошедшего в направлении того, что случившееся в действительности не настолько страшно. Таким путем индивид «управляет» собственным мышлением с целью минимизации конфронтации внутри себя.

Современная теория когнитивного диссонанса Фестингера обнаруживает свою цель в изучении и истолковании противоречий, возникающих, как у отдельных человеческих особей, так и у коллектива людей.

Каждый в течение определенного отрезка времени приобретает некоторое количество жизненного опыта, но преодолевая временной предел, ему надлежит функционировать согласно обстоятельствам, в которых он существует, вразрез полученным знаниям. Это будет вызывать психологический дискомфорт. А для ослабления такого дискомфорта личности приходится выискивать компромисс.

Когнитивный диссонанс в психологии это попытка объяснить мотивацию человеческих поступков, их действий в многообразии житейских ситуаций. А эмоции являются основным мотивом соответствующего поведения и действий.

В концепции когнитивного диссонанса знаниям логически противоречивым приписывается статус мотивации, которая призвана обеспечить ликвидацию зарождающегося чувства дискомфорта при столкновении с несоответствиями за счет трансформации существующих знаний или социальных предписаний.

Автор теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер утверждал, что данное состояние является сильнейшей мотивацией. По классической формулировке Л. Фестингера, диссонанс когниций является несоответствием между мыслями, установками, информацией и др., при этом отрицание одного понятия исходит из существования другого.

Концепция когнитивного диссонанса характеризует методы ликвидации или сглаживания таких противоречий и демонстрирует то, как индивид это совершает в типичных случаях.

Когнитивный диссонанс — примеры из жизни: в институт поступило два индивида, один из которых медалист, а второй – троечник. Естественно преподавательский состав ожидает отличных знаний от медалиста, а от троечника ничего не ждут. Диссонанс наступает тогда, когда такой троечник отвечает грамотнее, более развернуто и полно на вопрос, чем медалист.

Теория когнитивного диссонанса

Большинство мотивационных теорий впервые обнаруживаются еще в трудах древних философов. Сегодня насчитывается таких теорий уже несколько десятков. В современных психологических учениях о мотивации, притязающих на объяснение человеческого поведения, превалирующим сегодня считается когнитивный подход к мотивационной сфере личности, в направлении которого особым значением обладает феномены, связанные с пониманием и знаниями индивида. Основным постулатом авторов когнитивных концепций была точка зрения, заключавшаяся в том, что поведенческие реакции субъектов направляют знания, суждения, установки, представления, взгляды о происходящем в мире, мнения о причинах и их следствиях. Знание не представляет собой простую совокупность данных. Представления личности о мире предопределяют, конструируют будущее поведение. Все совершаемое индивидом и то, каким образом он совершает, зависит не столько от фиксированных нужд, глубинных стремлений и извечных желаний, сколько от относительно переменчивых представлений о действительности.

Когнитивный диссонанс в психологии это состояние дискомфорта психики личности, спровоцированное конфронтацией конфликтующих представлений в его сознании. Социально-психологическое ученье о когнициях разработано для объяснения изменений когниций (мнений, аттитюдов, установок) в качестве метода ликвидации логических конфликтных ситуаций.

Когнитивный диссонанс личности характеризуется специфической особенностью, которая заключается в связывании воедино и , другими словами эмоциональный и познавательный составляющие установок.

Состояние когнитивного диссонанса зарождается вследствие осознания индивидом того, что его поступки не имеют под собой достаточных оснований, то есть он действует в конфронтации с собственными аттитюдами и установками, когда личностное значение поведения неясно или неприемлемо для индивидуумов.

Концепция когнитивного диссонанса приводит доводы того, что из вероятных методов толкования и оценивания подобной ситуации (предметов) и собственных действий в ней индивид отдает предпочтение тем, которые порождают минимум тревоги и угрызений совести.

Когнитивный диссонанс — примеры из жизни приводил А. Леонтьев: арестанты-революционеры, которых заставляли копать ямы, безусловно, воспринимали подобные действия в качестве бессмысленных и неприятных, уменьшение когнитивного диссонанса произошло после того, как арестанты переинтерпретировали собственные действия – они стали думать, что копают могилу царизму. Такая идея способствовала появлению приемлемого личностного смысла для деятельности.

Диссонанс когниций может возникать как следствие прошлых поступков. Например, когда индивид в конкретной ситуации совершил поступок, который затем провоцирует у него появление угрызений совести, вследствие чего в толкование обстоятельств и их оценивание могут быть внесены поправки, которые ликвидируют основания для переживания данного состояния. В большинстве случаев это выходит просто, так как жизненные обстоятельства зачастую неоднозначны. Так, например, когда курильщик узнает об открытии причинно следственной связи между возникновения раковых опухолей и курением, у него появляется множество средств, направленных на уменьшение когнитивного диссонанса. Таким образом, в соответствии с когнитивными теориями о мотивации, поведение личности имеет зависимость от ее мировоззрений и когнитивной оценки ситуации.

Как избавиться от когнитивного диссонанса? Зачастую для ликвидации когнитивного диссонанса применяется внешняя атрибуция или оправдание. Ответственность за действия может сниматься признанием их в качестве вынужденных мер (заставили, приказали) или оправдание может базироваться на корысти (хорошо оплатили). В случаях, когда поводов для внешнего оправдания мало, то в ход идет другой метод – изменение установок. Например, если индивид был вынужден солгать, то потом неосознанно он вносит поправки в свое первоначальное суждение о действительности, подстраивая его под «ложное заявление», вследствие чего оно субъективно преобразуется в «правду».

По ряду постулатов данная концепция сходится с положениями теорий когнитивного баланса и атрибуции, введенными австрийско-американским психологом Ф. Хайдер, который основывался в своих теориях на принципах гештальтпсихологии.

В многообразии ситуаций, возникающих в обыденной жизни, диссонанс может увеличиваться или уменьшаться. Степень его выраженности зависит от проблемных задач, которые встают перед индивидом.

Диссонанс возникает при любых условиях, если индивиду необходимо сделать выбор. При этом его уровень будет увеличиваться в зависимости от степени важности данного выбора для человека.

Наличие диссонанса независимо от уровня его интенсивности принуждает индивида освободиться от него на сто процентов или существенно уменьшить его, если по каким-либо причинам совершить это пока невозможно.

Для уменьшения диссонанса, индивид может использовать четыре способа:

— изменить собственное поведение;

— трансформировать одну из когниций, другими словами заверить себя в обратном;

— отфильтровывать поступающие сведения относительно конкретной проблемы;

— применить критерий правды к поступившим сведениям, признать ошибки и действовать согласно новому, более конкретному и четкому постижению проблемы.

Иногда индивид может предупредить возникновение данного состояния и его следствия внутреннего дискомфорта с помощью попытки избежать информации о своей проблеме, которая вступает в конфронтацию с уже имеющимися данными.

Фильтрационные механизмы личностно значимой для индивидов информации хорошо прописаны в теории Зигмунда и Анны Фрейд о психологических «защитах». Противоречие, зарождающееся в сознании субъектов относительно значимой глубинно-личностной тематики, является согласно З. Фрейду, ключевым механизмом в формировании неврозов.

Если диссонанс уже зародился, субъект может предупредить его преумножение посредством присоединения одного или нескольких элементов когниций в познавательную схему на смену существующего отрицательного элемента, провоцирующего диссонанс. Следовательно, субъект будет заинтересован в отыскивании такой информации, которая одобрит его выбор и ослабит или устранит данное состояние полностью при этом необходимо избегать источников информации, которые могут спровоцировать его увеличение. Нередко подобные действия субъектов могут привести к отрицательным результатам – у индивида может появиться предубеждение или боязнь диссонанса, что представляет собой опасный фактор, воздействующий на взгляды индивида.

Между несколькими когнитивными составляющими могут наличествовать отношения противоречия. При возникновении диссонанса индивиды стремятся к снижению его интенсивности, избеганию или абсолютному избавлению от него. Подобная устремленность оправдывается тем, что субъект своей целью ставит трансформацию собственного поведения, нахождение новой информации, которая касалась бы ситуации или явления, породившего диссонанс.

Совершенно объяснимо, что для индивида проще согласиться с имеющимся положением дел, подправив собственные внутренние представления в соответствии со сложившейся ситуацией, вместо продолжительного размышления над проблемой правильности его действий. Зачастую это негативное состояние появляется как результат принятия серьезных решений. Предпочтение одной из альтернатив (одинаково заманчивых) дается личности непросто, однако совершив, наконец, такой выбор, индивид нередко начинает осознавать «противопоставленные когниции», другими словами позитивные аспекты той версии, от которой он отвернулся, и не совсем позитивные стороны той альтернативы, с которой согласился.

Для ослабления или полного подавления диссонанса, индивид стремится преувеличить важность принятого им суждения, в то же время, приуменьшая существенность отвергнутого. Вследствие такого поведения другая альтернатива утрачивает в его глазах всякую привлекательность.

Когнитивный диссонанс и полная (состояние тяготящего напряжения, чувства безысходности, тревожности) имеют одинаковые адаптивные стратегии для избавления от проблемной ситуации, так как и диссонанс и фрустрация вызывают у субъектов чувство дисгармонии, которое они всеми силами стараются избегать. Однако наряду с этим диссонанс и ситуация, его спровоцировавшая, могут являться одновременно и фрустрацией.

Когнитивный диссонанс Фестингера

Когнитивные мотивационные теории, интенсивно разрабатывающиеся сегодня, берут собственное начало от широко известных трудов Л. Фестингера.

Теория когнитивного диссонанса в работе Фестингера обладает двумя принципиальными достоинствами, которые отличают научную концепцию от ненаучной. Первое достоинство заключается, если пользоваться формулировкой Эйнштейна, в ее опоре на максимально общие основания. Из таких общих оснований Фестингер вывел следствия, которые возможно подвергнуть экспериментальной проверке. Это является вторым достоинством ученья Фестингера.

Когнитивный диссонанс Леона Фестингера подразумевает некоторую конфронтацию между несколькими когнициями. Он трактует когницию довольно широко. В его понимании когницией является любое знание, убеждение, мнение относительно среды, собственных поведенческих реакций или себя. Негативное состояние переживается субъектом как ощущение дискомфорта, от которого он стремится избавиться и восстановить внутреннюю гармонию. Именно такое стремление считается мощнейшим мотивирующим фактором поведения человека и его мировоззрения.

Состояние противоречия между когницией Х и когницией Y зарождается, если из когниции Х не выходит когниция Y. Консонанс между Х и Y, в свой черед, наблюдается, когда из Х выходит Y. Индивид всегда устремлен на достижение внутренней непротиворечивости, то есть стремится к состоянию консонанса. Так, к примеру, индивид, расположенный к полноте решил придерживаться диеты (Х-когниция), но не в состоянии отказать себе в плитке шоколаде (Y-когниция). Индивиду, желающему похудеть, не рекомендуется употреблять шоколад. В этом и заключается диссонанс. Его зарождение мотивирует субъекта на редукцию, другими словами на ликвидацию, уменьшение диссонанса. Для решения данной проблемы у индивида имеется в наличии три главных способа:

— одну из когниций трансформировать (в конкретном примере – перестать употреблять шоколад или завершить диету);

— минимизировать значимость когниций, входящих в отношения противостояния (решить, что излишний вес не является большим грехом или что употребление шоколада не влияет на значительное увеличение массы тела);

— присовокупить новую когницию (плитка шоколада увеличивает вес, но наряду с этим, благотворно воздействует на интеллектуальную сферу).

Последние два способа являются своеобразной адаптивной стратегией, то есть индивид приспосабливается с сохранением проблемы.

Когнитивный диссонанс требует снижения и мотивирует его, ведет к видоизменению отношений, а затем и поведения.

Ниже представлены два наиболее знаменитых эффекта, связанных с появлением и устранением когнитивного диссонанса.

Первый – происходит в ситуации поведения, конфликтующего с оценочным отношением к чему-либо индивида. Если субъект соглашается сделать без принуждения что-нибудь, каким-либо образом несоответствующее его установкам, точке зрения, и если такое поведение не имеет убедительного внешнего оправдания (денежное вознаграждение), то в последующем установки и взгляды трансформируются в направлении большего соответствия поведения. В случае, когда субъект согласится на действия, идущие немного вразрез с его моральными ценностями или нравственными ориентирами, то результатом этого будет появление диссонанса между нравственными убеждениями и знанием о поведении, а в дальнейшем убеждения изменятся в направлении понижения нравственности.

Второй эффект, полученный в ходе исследований диссонанса когниций, называется диссонансом после принятия трудного решения. Тяжелым называется решение, когда альтернативные явления или предметы, из которых предстоит сделать выбор, одинаково привлекательны. В подобных случаях, чаще всего, после свершения выбора, то есть после принятия решения, индивид переживает когнитивный диссонанс, который является следствием вытекающих противоречий. Ведь в избранном варианте, с одной стороны, существуют негативные аспекты, а в отвергнутом варианте, с другой стороны, обнаружены положительные черты. Другими словами принятая альтернатива отчасти плоха, но все же принята. Отклоненный вариант отчасти хорош, но отвергнут. В ходе экспериментального анализа результатов трудного решения было выявлено, что со временем после принятия подобного решения растет субъективная привлекательность выбранной альтернативы и снижается субъективная привлекательность отклоненной.

Индивидуум, таким образом, освобождается от когнитивного диссонанса. Другими словами личность убеждает себя по поводу выбранного варианта, что такой вариант не просто немного лучше отклоненного, а существенно лучше. Подобными действиями субъект как бы расширяет альтернативы. Отсюда, можно сделать выводы, что сложные решения увеличивают вероятность поведенческих реакций, соответствующих выбранному варианту.

Например, когда индивид долго терзался выбором между автомобилями марки «А» и «Б», но в итоге отдать предпочтение марке «Б», то в последующем шанс выбора автомобилей марки «Б» будет несколько выше, чем до его приобретения. Это связано с ростом относительной привлекательности автомобилей марки «Б».

Когнитивный диссонанс Леона Фестингера является специфической вариацией проблемных ситуаций. Поэтому необходимо определить при помощи каких защитных механизмов и незащитных адаптивных инструментах осуществляется адаптивная стратегия, если она применяется с целью избавления личности от диссонансов. Такая стратегия может быть неудачной и вызывать усиление диссонанса, порождая новые фрустрации.

Также существуют силы, оказывающие сопротивление уменьшению диссонанса. Например, изменение в поведении и суждениях о таком поведении зачастую меняются, но иногда это сложно или связано с утратами. Сложно, к примеру, отказаться от привычных поступков, так как они нравятся индивиду. Новый когнитивный диссонанс и полная фрустрация могут возникнуть вследствие трансформации других вариаций привычного поведения, несущей за собой материальные и финансовые потери. Существуют формы поведения, порождающие диссонанс, которые индивид не в состоянии видоизменить (фобические реакции).

В заключение можно сказать, что теория когнитивного диссонанса Фестингера достаточно проста и в кратком изложении выглядит следующим образом:

— могут существовать между когнитивными элементами отношения несоответствия;

— возникновение диссонанса способствует зарождению стремления к снижению его воздействия и избеганию его дальнейшего роста;

— проявления такого стремления заключаются в трансформации поведенческого реагирования, видоизменении отношения или в сознательном поиске новых мнений и информации относительно суждения или явления, породившего диссонанс.

Примеры когнитивного диссонанса

Что такое когнитивный диссонанс? Определение данного понятия лежит в понимании того, что каждое действие индивида, идущее вразрез с его знаниями или убеждениями, будет провоцировать возникновение диссонанса. При этом неважно будут ли такие действия вынужденными или нет.

Как избавиться от когнитивного диссонанса? Для того чтобы это понять можно рассмотреть стратегии поведения на примерах. Данное состояние могут вызвать простейшие ежедневные житейские ситуации. Например, индивид стоит на остановке и видит перед собой двух субъектов, один из которых производит впечатление солидного и успешного мужчины, а второй – напоминает бомжа. Двое этих людей что-то едят в обвертке. Согласно знаниям индивида первый субъект должен выкинуть обвертку в урну, которая находится на той же остановке в трех шагах от него, а второй субъект, по его мнению, скорее всего, выкинет бумажку там же где и стоит, то есть не будет утруждать себя тем, чтобы подойти и выкинуть в урну мусор. Диссонанс наступает тогда, когда индивид видит поведение субъектов, которое идет вразрез с его представлениями. Другими словами, когда солидный мужчина бросает обвертку себе под ноги и когда бомж преодолевает расстояние в три шага, чтобы выкинуть бумажку в урну, наступает противоречие – в сознании индивида сталкиваются противоположные представления.

Другой пример. Индивид желает обрести спортивное телосложение. Ведь это красиво, притягивает взгляды противоположного пола, позволяет ощущать себя хорошо, способствует улучшению здоровья. Для достижения цели ему необходимо начать заниматься регулярными физическими упражнениями, нормализовать питание, стараться соблюдать режим и придерживаться определенного дневного распорядка, или найти кучу оправдывающих факторов, свидетельствующих о том, что ему не так уж и нужно (не достаточно финансов или свободного времени, якобы плохое самочувствие, телосложение в пределах нормы). Любые действия индивида, таким образом, будут устремлены в сторону уменьшения диссонанса – освобождения от конфронтации внутри него самого.

При этом практически всегда можно избежать появления когнитивного диссонанса. Зачастую этому способствует элементарное игнорирование любой информации относительно проблемного вопроса, которая от имеющейся может отличаться. В случае уже зародившегося состояния диссонанса, следует нейтрализовать его дальнейшее развитие и усиление, путем добавления в систему собственных представлений новых убеждений, заменив ими старые. Примером этому служит поведение курильщика, понимающего, что курение наносит вред здоровью его и окружения. Курильщик находится в состоянии диссонанса. Выйти из него он может:

— изменив поведение – бросить курить;

— изменив знание (убедить себя в преувеличенной опасности курения или внушить себе, что вся информация о вреде курения вовсе недостоверна);

— воспринимая любые сообщения о вреде курения с осторожностью, другими словами попросту игнорировать их.

Однако нередко подобная стратегия может привести к боязни диссонанса, предубеждениям, появлению личностных расстройств, а иногда и к неврозам.

Что значит когнитивный диссонанс? Простыми словами определение его заключается в следующем. Диссонанс – это некоторое состояние, при котором личность чувствует дискомфорт, вызываемое наличием двух и более противоречивых знаний (убеждений, представлений) об одном явлении. Поэтому для того чтобы не ощущать когнитивный диссонанс болезненно, следует просто принять за факт то, что такое явление просто имеет место быть. Необходимо понимать, что противоречия между какими-то элементами системы верований личности и реальным положением вещей неизменно будут находить отражение в бытие. А принятие и осознание того, что абсолютно все может полностью отличаться от собственных мыслей, позиций, представлений и убеждений позволяет избегать диссонансов.

Последнее обновление: 10/08/2014

Людям нравится быть последовательными в своих убеждениях и взглядах. Так что же происходит, когда одно из наших убеждений вступает конфликт с другим, более ранним? Термин «когнитивный диссонанс» используется как раз для описания дискомфорта, который становится результатом противоречия двух убеждений. Когда существует расхождение между убеждениями и поведением человека, ему стоит что-то в себе изменить, чтобы исключить его или уменьшить.
Психолог Леон Фестингер предложил теорию когнитивного диссонанса, в центре которой лежат попытки человека достичь согласия с самим собой. Он предположил, что люди имеют внутреннюю необходимость обеспечить соответствие поведения своим убеждениям. Несогласованные или противоречивые убеждения приводят к дисгармонии, которую люди стремятся избежать.
В своей книге «Теория когнитивного диссонанса», Фестингер пояснил: «Когнитивный диссонанс можно рассматривать как состояние предшествующее активности, ориентированной на снижение диссонанса - точно как голод приводит к активности, ориентированной на сокращение голода. Такое видение отличается от того, с которым психологи привыкли иметь дело, но, как мы увидим, оно, тем не менее, оправданно».
Степень диссонанса может зависеть от нескольких различных факторов, в том числе, от того, как высоко мы ценим конкретное убеждение, и степени несоответствия наших убеждений друг другу.
Когнитивный диссонанс зачастую имеет сильное влияние на наше поведение и наши действия. Давайте рассмотрим несколько примеров!

Когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс может произойти в любой из сфер жизни, но особенно он очевиден в тех случаях, когда поведение индивида противоречит убеждениям, которые являются неотъемлемой его самоидентификации. Например, рассмотрим ситуацию, в которой человек, для которого имеет значение забота об окружающей среде, приобретает новый автомобиль - и вдруг обнаруживает, что у него слишком большой расход бензина. Получается конфликт: для него важна забота об окружающей среде, но его машина не может считаться экологически чистой.
Для того чтобы уменьшить этот диссонанс между убеждением и поведением, он может выбрать один из нескольких вариантов. Он может продать этот автомобиль и купить новый, с меньшим расходом бензина, или же просто пересмотреть свое отношение к защите окружающей среды. В случае выбора второго варианта, его диссонанс может быть дополнительно сокращён за счёт действий, которые всё-таки уменьшают воздействие такого автомобиля на природу - например, более частое использование общественного транспорта или поездка на работу на велосипеде.
Более распространённый пример - наши решения о покупке того или иного товара (принимаемые нами регулярно). Большинство людей хотят верить, что они делают правильный выбор. Когда продукт или вещь, купленная нами, оказывается ненадлежащего качества, ситуация вступает в конфликт с нашей уверенностью в своих способностях к принятию решений.

«Человек, который продолжает курить, несмотря на то, что знает, как курение сказывается на его здоровье, может считать, что: (а) ему нравится курить настолько, что оно того стоит; (б) риск того, что его здоровье пострадает, не столь велик, как утверждают некоторые; (в) он не всегда может избежать непредвиденных опасных обстоятельств - и, тем не менее, до сих пор жив; и (г) даже, если он бросит курить, он наберёт вес, который в равной степени плохо отразится на его здоровье. Так, продолжая курить, он, в конце все, соответсвует своим убеждениям о курении».

Л. Фестингер (1957)

«Представьте, что Вы заранее готовитесь к званому обеду у себя дома. Вы составили список гостей, разослали приглашения и подготовил меню. Ничто не у Вас не вызвало особых затруднений: Вы сходили в магазин, подготовили ингредиенты и в течение нескольких часов готовили угощение - предвкушая приятные разговоры и встречу с дорогими Вам людьми. Но всё не так-то просто. Гости прибыли поздно, разговоры были нужными, еда ко времени прибытия гостей уже успела перевариться. Предвкушение и волнение перед приятным времяпрепровождением вступает в явный конфликт с Вашими наблюдениями за ходом вечера. Мозаика не складывается. Вы расстроены - отчасти, не потому, что вечер не удался, а из-за несоответствия между Вашим ожидание и опытом. Вы страдаете от неудобного, неприятного состояния когнитивного диссонанса».

Купер (2007)

Как уменьшить когнитивный диссонанс?

Есть три ключевые стратегии для минимизации когнитивного диссонанса:

  • сосредоточьтесь на более благоприятных убеждениях, которые перевешивают диссонирующее убеждение или поведение;
  • сократите значимость для Вас противоречивого убеждения;
  • измените противоречивое убеждение так, чтобы она согласовалась с другими убеждениями или поведением.

Почему когнитивный диссонанс важен для нас?

Когнитивный диссонанс играет роль в становлении многих ценностных суждений, решений и оценок. Осознание того, как конфликтующие убеждения влияют на процесс принятия решений есть отличный способ улучшить Вашу способность принимать быстрые и более точные решения.

Примечания психологов

«Основные гипотезы, которые мне хотелось бы изложить, заключаются в следующем: 1. Состояние диссонанса, причиняя психологический дискомфорт, будет мотивировать человека на попытки уменьшить диссонанс и добиться гармонии. 2. При диссонансе - в дополнение к попытке уменьшить его - человек будет активно избегать ситуаций и информации, которые, скорее всего, приведут к его усилению».

Когнитивный диссонанс это психическое состояние, сопровождающееся дискомфортом, вызванным несоответствием либо несостыковкой в сознании ряда противоречивых идей и понятий. Не обращая внимания на сложность названия и определения, любой человек фактически каждый день сталкивается с чем-то подобным. Время от времени мы, сами того не зная, ввергаем себя в подобное состояние, но чаще это происходит по независимым от человека обстоятельствам.

Значение понятия

Когнитивный диссонанс это психологическое явление, которое сопровождается происхождением некоторого несответствия между двумя когнициями. Так, обычно в своих действиях человеку приходится или пренебречь публичными установками, или же поступиться личными правилами. Вследствие этого появляется определенное разногласие между убеждением и действием.

В следствии наступления когнитивного диссонанса человек может прибегнуть к оправданию собственных поступков либо заблуждений, каковые идут вразрез с общепринятыми нормами. В другом случае индивиду приходится направлять свое мышление в новое русло, которое соответствовало бы точке зрения окружающих и уменьшало противоречивые ощущения.

Когнитивный диссонанс что это несложными словами?

Многие психологические понятия и термины не так и разобраться в их значении. Время от времени требуется подробное разъяснение. Это относится кроме этого и для того чтобы явления, как когнитивный диссонанс. Что это несложными словами? Объяснение данного понятия существенно проще, чем может показаться на первый взгляд.

Любой человек имеет какой-либо жизненный опыт и личное вывод касательно решения тех либо иных обстановок. Однако не всегда удается решить ту либо иную проблему на основании собственных представлений. Время от времени человек идет наперекор собственному точке зрения, к примеру в угоду точке зрения окружающих, публичным ценностям либо же нормам закона. Такое несоответствие между действиями и мыслями носит название когнитивный диссонанс.

Время от времени случается так, что индивид осознанно либо неосознанно нарушает те либо иные правила (либо кроме того совершает правонарушение). В этом случае принципиально важно взять оправдание не только со стороны окружающих, вместе с тем и от самого себя. Так, человек начинает искать либо придумывать моменты, талантливые смягчить вину, дабы ослабить внутреннее несоответствие. Необходимо также подчеркнуть, что подобные несоответствия смогут появиться не только у одного индивида, вместе с тем и на уровне коллектива.

Когнитивный диссонанс кроме этого часто появляется в том случае, в то время, когда человеку предстоит принять ответственное решение. Индивида одолевают сомнения, каковые не проходят кроме того в том случае, в то время, когда окончательный выбор сделан. Умственная деятельность еще некоторое время будет направлена на то, дабы перебирать в голове вероятные варианты и их последствия.

Обстоятельства происхождения когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс может появиться в связи с несколькими распространенными обстоятельствами, среди которых стоит выделить следующие:

  • несоответствие идей и понятий, которыми человек руководствуется при принятии тех либо иных решений;
  • расхождение жизненных убеждений с общепринятыми нормами в обществе либо же в определенном кругу;
  • дух несоответствия, вызванный нежеланием направляться общепринятым культурным и этическим нормам, а особенно, в то время, когда они идут вразрез с законодательством;
  • несоответствие информации, взятой в следствии того либо иного опыта новым условиям либо ситуации.

Создатель теории

Создатель теории когнитивного диссонанса Леон Фестингер. Это учение было представлено в 1957 году и имело своей целью растолковать сущность, обстоятельства, и закономерности данного явления. Создатель разглядывал данное понятие как явление несоответствия между идеями индивида и различными мыслями (либо коллектива).

Догадки теории

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера основывается на двух основных догадках, каковые звучат следующим образом:

  • ввиду того что происхождение когнитивного диссонанса сопровождается психологическим дискомфортом, индивид будет всячески пробовать преодолеть данное несоответствие;
  • из первого пункта возможно вывести второй, который гласит, что человек будет всячески избегать обстановок, каковые смогут ввергнуть его в подобное состояние.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера не только дает толкование и разъяснение понятий, вместе с тем и поясняет пути выхода из данного состояния. Помимо этого, ученый разглядывает ряд настоящих случаев, каковые являются наиболее обычными примерами в психологии.

Сущность теории

Первое, что необходимо подчеркнуть, это тот факт, что теория когнитивного диссонанса относится к разряду мотивационных. Это значит, что данное состояние есть определяющим в поведении индивида. Возможно сказать, что именно идеи и убеждения во многом воздействуют на действия человека, и на его жизненную позицию. Так, нельзя трактовать знания лишь только как комплект определенных фактов. Это в первую очередь мотивационные факторы, каковые определяют поведение человека как в повседневной жизни, так и в нестандартных обстановках.

Понятие когнитивного диссонанса объединяет в себе две категории. Первая из них это интеллект, который рассматривается как совокупность определенных убеждений и знаний, и отношения к ним. Вторая это аффект, другими словами реакция на возбудители и раздражители. В тот самый момент, в то время, когда человек перестает находить связь либо чувствует внутренние разногласия между данными категориями, наступает состояние когнитивного диссонанса.

Сам процесс неразрывно связан с прошлыми событиями и опытом индивида. Так, совершив определенный поступок, человек может начать раскаиваться либо же испытывать угрызений совести. Причем случиться это может спустя большой временной отрезок. Тогда индивид начинает искать оправдание своему поступку либо же кое-какие факты, каковые смогут смягчить его вину.


Как уменьшить диссонанс?

Состояние когнитивного диссонанса приводит к психологическому дискомфорту, от которого индивид, в полной мере естественно, старается избавиться (либо же, по крайней мере, пара уменьшить неприятные ощущения). Существует пара способов, каковые разрешают добиться облегчения противоречивого состояния, в частности:

  • поменять линию своего поведения (если вы ощущаете, что поступаете неправильно, либо же действуете вразрез своим убеждениям, стоит направить свои силы в противоположное русло, в случае если это представляется вероятным в данном конкретном случае);
  • переубедить себя (имеется в виду поиск оправдания своим поступкам, дабы уменьшить их виновность либо же вовсе сделать их верными в своем понимании);
  • фильтровать данные (дабы не чувствовать внутренних противоречий, стоит принимать лишь положительные данные, а целый негатив не принимать без шуток либо же вовсе обходить стороной);
  • учесть все сведения и факты о ситуации, составить представление о ней, по окончании чего выстроить новую линию поведения, которая будет принимать во внимание единственно верной.

Как избежать диссонанса

Потому, что явление когнитивного диссонанса ассоциируется с дискомфортом и психологическим напряжением, многие предпочитают не допустить данное состояние, нежели позже бороться с его последствиями. Одним из самых доступных способов добиться этого есть избегание любой негативной информации, которая может противоречить вашим личным убеждениям либо же ситуации. Данный способ вписывается в концепцию психологической защиты, которая была создана Зигмундом Фрейдом, а позднее развивалась его последователями.

В том случае, в то время, когда происхождения когнитивного диссонанса избежать не удалось, возможно бороться с его предстоящим развитием. Для этого в когнитивную систему вводятся дополнительные элементы, каковые призваны представить ситуацию в положительном свете. Наряду с этим необходимо проигнорировать либо всячески избегать тех источников информации, каковые способны вернуть вас к начальному состоянию.

Один из самых распространенных и доступных способов совладать с диссонансом есть принятие действительности и адаптация к ней. Вследствие этого стоит убедить себя в том, что обстановка приемлема. Помимо этого, в случае если явление носит долговременный темперамент, то психологическая работа должна быть направлена на то, дабы поменять личные убеждения

Когнитивный диссонанс: примеры из жизни

В жизни настоящей достаточно довольно часто возможно столкнуться с этими явлениями, каковые вызывают ощущение противоречивости или несоответствия убеждений настоящей ситуации. Это и имеется когнитивный диссонанс. Примеры их достаточно бессчётны.

Самый простой пример это золотой медалист и троечник, каковые поступили в университет. В полной мере логично, что от первого преподаватели ожидают высоких результатов и достойного уровня знаний, а на второго не возлагают особенных надежд. Однако, может сложиться так, что отличник ответит на вопрос очень посредственно и неполно, а троечник, напротив, даст грамотный осмысленный ответ. В этом случае у преподавателя наступает когнитивный диссонанс ввиду того, что его убеждения оказались несоответствующими настоящей ситуации.

Еще один пример, приведенный психологом А. Леонтьевым, иллюстрирует желание уменьшить неудобство. Так, заключенных революционеров принуждали копать ямы в качестве наказания. Естественно, узникам данное занятие было не очень приятно а также отвратительно. Дабы снизить чувство психологического дискомфорта, многие придавали своему действию новый суть, в частности причинение вреда действующему режиму.

Кроме этого когнитивный диссонанс возможно рассмотрен применительно к людям, имеющим вредные привычки (к примеру, курильщикам, либо тем, каковые злоупотребляют алкоголем. В полной мере естественно, что все они непременно поймут вред данных явлений для своего организма. При таких условиях существует два сценария. Или индивид пробует всеми доступными методами избавиться от вредной привычки, или же начинает искать себе оправдания, каковые в его сознании смогут перевесить вероятный вред, который будет нанесен здоровью.

Еще один пример кроме этого связан с обычной жизненной обстановкой. Так, к примеру, вы видите на улице бедного, который требует подаяние, но по его внешнему виду вы имеете возможность заявить, что он не совсем заслуживает денег либо же не так очень сильно испытывает недостаток в них (быть может он потратиться не на продукты либо лекарства, а на алкоголь либо сигареты). Однако под действием своих жизненных правил либо моральных норм вы не имеете возможность пройти мимо для того чтобы человека. Так, под управлением публичных устоев вы делаете то, чего не желаете.

Время от времени случается так, что перед важным экзаменом студент попросту не готовится к нему. Это возможно связано с ленью, состоянием организма, непредвиденными событиями и без того потом. Так, понимая свою ответственность за итог и осознавая вероятные последствия, индивид, однако, не предпринимает никаких попыток выучить конспект.

Когнитивному диссонансу довольно часто подвергаются девушки, каковые стремятся похудеть и мучают себя диетами. В случае если сейчас им захочется съесть, к примеру, пирожное, то это будет противоречить поставленным целям и неспециализированным представлениям о верном питании. Тут вероятно пара вариантов решения проблемы. Возможно продолжать настаивать на своем и отказать себе в сладком, а возможно и вовсе прекратить диету, убедившись, что вы и без того хорошо выглядите. Кроме этого возможно сделать для себя единоразовую поблажку, которая позднее будет возмещена голоданием либо физическими нагрузками.

Вывод

Рассмотрением проблематики когнитивного диссонанса занимались многие ученые и психологи. Особенно стоит уделить время работам Леона Фестингера, и Зигмунда Фрейда и его последователей. Их теории являются наиболее полными и содержат не только данные о самом явлении и его обстоятельствах, вместе с тем и о методах решения проблемы.

Необходимо подчеркнуть, что теория, которая обрисовывает явление когнитивного диссонанса относится к мотивационным. Несоответствие, появляющееся в следствии несоответствия убеждений и жажд настоящим действиям, во многом воздействует на то, каким будет поведение индивида в будущем. Он может согласиться с обстановкой и попытаться пересмотреть свои идеи, что пара уменьшит состояние диссонанса, быть может прибегнуть к попыткам растолковать либо оправдать свое поведения, избегая настоящие данные и факты (оградив себя от внешнего мира).

Дабы избежать состояния когнитивного диссонанса, стоит избегать противоречивых состояний и информации, которая противоречит вашим убеждениям. Так, вы сможете обезопасисть себя от внутренних противоречий, появившихся из-за необходимости функционировать вразрез с вашими жаждами и убеждениями.

Когнитивный диссонанс - это психическое напряжение или неприятные ощущения, которые испытывает человек, вынужденный удерживать в поле своего зрения две или более противоречивые идеи. Когнитивный диссонанс возникает также, когда человек сталкивается с новой информацией, противоречащей его знаниям, убеждениям или ценностям.

Кем была предложена теория когнитивного диссонанса

Термин «когнитивный диссонанс» и соответствующая теория были предложены американским социальным психологом Леоном Фестингером, учеником Курта Левина, еще в 1957 году. Именно эта теория принесла ученому всеобщее признание, и через два года после ее публикации Фестингер был удостоен премии «За выдающийся вклад в науку», учрежденной Американской психологической ассоциацией.

Теория когнитивного диссонанса была предложена психологом после того, как в нескольких американских штатах распространились невероятные слухи о последствиях землетрясений. Анализируя причины повсеместной веры в эти слухи, Фестингер предположил, что человек в силу некоторых своих внутренних особенностей стремится к достижению баланса между своими знаниями и мотивами - с одной стороны, и поступающей извне информацией - с другой. Так зарождалась теория когнитивного диссонанса Фестингера.

Введение в теорию диссонанса

Человек пытается достичь внутренней гармонии и согласованности. Об этом было известно задолго до появления теории Фестингера - об этом говорили многие ученые и философы. Леон Фестингер же указывал именно на стремление любого человека привести в порядок свои убеждения и взгляды, ведь несогласованные представления несут с собой дисгармонию, внутренний хаос.

В своих научных трудах американский психолог отмечал, что когнитивный диссонанс - это особое состояние, некая предтеча той деятельности, которую человек попытается развить, чтобы поскорее избавиться от неприятных ощущений. Это примерно то же самое, что и поиск еды, когда человек голоден.

Степень проявления когнитивного диссонанса может быть разной. Большое значение при этом имеет то, насколько сильны существующие убеждения человека, а также мера их несоответствия новым знаниям. Важна также авторитетность источника, из которого поступает информация, признаваемая человеком противоречивой.

Что же происходит, если в системе знаний и убеждений человека возникает противоречие?

Как ведет себя человек в состоянии когнитивного диссонанса

Иногда человек, ощущающий диссонанс, осознает, что между его знаниями и поведением существует несоответствие, но при этом отказывается что-то менять. Однако гораздо чаще человек старается рационализировать противоречие. К примеру, он может пить кофе литрами и при этом осознавать, что для его здоровья это вредно. И он будет находить себе оправдания: и кофе вкусный, и спать от него меньше хочется, и работоспособность после нескольких чашечек повышается. В результате он сам себя убеждает, что все хорошо. Противоречия нет.

Однако если сердце у кофемана начнет пошаливать, его убеждения перестанут быть согласованными. Вместе с проблемами со здоровьем придет и психологический дискомфорт. Возникает противоречие в убеждениях, которое вскоре перерастает в когнитивный диссонанс. Это состояние и побуждает человека к каким-либо переменам, в нашем случае - к тому, чтобы сократить количество потребляемого кофе.

В каких еще ситуациях возникает диссонанс?

Когнитивный диссонанс - это состояние, которое может проявляться в абсолютно разных ситуациях. К примеру, когда необходимо:

  • объяснить странные, смешанные чувства;
  • минимизировать сожаления о сделанном неверном выборе;
  • оправдать поведение, которое не согласуется с существующими взглядами;
  • изменить свое мнение о другом человеке;
  • подтвердить уже существующее убеждение, когда в ситуации противоречия человек старается найти ссылки и источники, свидетельствующие в пользу правильности его мнения.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Основные положения

Вместе с понятием когнитивного диссонанса Фестингер ввел категорию консонанса. Под консонансом он понимал состояние, в котором убеждения, представления и новые знания человека согласуются между собой.

Итак, теория диссонанса выглядела следующим образом.

Положение 1. Состояние когнитивного диссонанса являет собой сильную мотивацию. Так, если человек испытывает противоречие, он будет пытаться уменьшить его степень и по возможности перейти к консонансу.

Положение 2. Находящийся в состоянии когнитивного диссонанса человек будет стараться избегать новых знаний или убеждений, принятие которых может означать увеличение степени диссонанса.

Как уменьшить когнитивный диссонанс

Для того чтобы уменьшить или свести к минимуму состояние когнитивного диссонанса, существует три основных стратегии.

  1. Сосредоточиться на более благоприятных убеждениях. К примеру, студент не готовится к важному зачету, до которого остается всего два дня. При этом он отлично понимает, что его знаний для отметки «зачтено» недостаточно, но он говорит себе, что до пересдачи еще достаточно времени, и он точно успеет еще все выучить.
  2. Снизить важность конфликтующих убеждений. Например, человек узнает, что сидячий образ жизни сокращает продолжительность жизни. Однако он работает в офисе и не может себе позволить больше двигаться в течение дня. И тогда человек говорит себе, что здоровое питание может компенсировать вынужденный сидячий образ жизни.
  3. Изменить конфликтующие убеждения так, чтобы они согласовывались между собой. Эта стратегия считается одной из самых эффективных, однако успешно воплотить ее в жизнь достаточно трудно. Тяжелее всего приходится тогда, когда убеждения уже прочно укоренились в сознание.

Нашла ли теория когнитивного диссонанса какое-либо практическое применение? Несомненно.

Практическое применение теории когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс Фестингера не только объясняет некоторое неадекватное поведение человека. Ему нашлось и практическое приложение во многих областях человеческой жизни.

К примеру, преподаватель может стимулировать желание студентов узнавать что-то новое, если вызовет у них когнитивный диссонанс. Для этого он может оспорить точку зрения одного или нескольких своих учеников и предложить им провести практические опыты. Так у студентов появляется мотивация учения.

Теорию когнитивного диссонанса часто используют маркетологи: на ее положениях строятся целые стратегии продаж. К примеру, рекламный слоган одной известной западной компании «Вы заботитесь о себе и своей семье. Почему бы не выбрать лучшее?» вызывает у покупателя когнитивный диссонанс вкупе с чувством вины за то, что тот имеет достаточно денег и при этом не покупает лучшие продукты для своих близких.

Пропаганда здорового образа жизни иногда также строится с помощью теории когнитивного диссонанса. К примеру, шокирующие данные о количестве смертей от СПИДа в свое время заставили многих выбрать безопасный секс и начать покупать презервативы.

Кроме того, когнитивный диссонанс часто вызывают практикующие психологи у своих клиентов. Зачем они это делают? Чтобы показать, что некоторые убеждения клиента не соответствуют действительности и очень сильно мешают ему жить.

Заключение

Спутником жизни человека очень часто становится когнитивный диссонанс. Значение его велико, хоть очень часто он и остается неосознаваемым. Однако диссонанс может быть полезным: он сопутствует ситуации выбора и может стать для человека толчком к действию или серьезным переменам.

Когнитивный диссонанс - это выход из эмоциональной зоны комфорта, который спровоцирован состоянием внутреннего противоречия, отрицания или растерянности. Он может явиться причиной глубокой депрессии или сильнейшего стресса. Само по себе состояние диссонанса неопасно, но неумение распознать его и справиться с ним приведет к накоплению психоэмоционального напряжения, которое потребует лечения.

Психологический дискомфорт при правильном понимании и отношении является своеобразным тренажером деятельности головного мозга. Он учит мозг лояльности, концентрации и тренирует способность к быстрому усвоению и осмысливанию новой информации.

    Показать всё

    Сущность когнитивного диссонанса

    Теория когнитивного диссонанса личности основывается на убеждении, что каждый человек стремится обрести и сохранить внутреннюю гармонию. Ее также называют теорией соответствия.

    Название теории и ее постулаты были сформулированы в 1956 г. Автором является ученик Курта Левина, основоположника многих теорий в психологии, американский психолог Леон Фестингер.

    Основные положения теории простыми словами можно сформулировать так:

    1. 1. Гармоничное состояние внутреннего мира достигается за счет соответствия знаний, убеждений и морально этических ценностей (когнитивных элементов) с последовательностью действий и происходящих явлений.
    2. 2. При несоответствии между когнициями (знаниями, опытом, установками, мыслями и т. д.) человек стремится найти этому оправдание. Это способствует восстановлению гармонии его внутреннего мира.
    3. 3. Индивид, поведение которого противоречит пониманию и знаниям человека, но не вызывает у него когнитивного диссонанса в сознании, должен расцениваться как исключение. Поэтому его жизнедеятельность подлежит изучению и анализу.

    Личностный конфликт

    Когнитивный диссонанс может возникнуть по отношению к себе из-за столкновения собственных когниций. А может появиться из-за различия взглядов и жизненной позиции с окружающими. Это естественный процесс, который сопровождает человека на протяжении жизни с момента начала мыслительной деятельности и до момента ее прекращения.

    Для понимания когнитивного диссонанса, вызванного несоответствием собственных элементов когниций к собственным же поступкам, следует рассмотреть примеры из жизни.

    Пример №1

    Человеку неприятен коллега, их взгляды и мнения на рабочий процесс диаметрально противоположные. Знание правил хорошего тона диктует, что человек должен улыбаться неприятному субъекту и быть с ним вежливым. Но, так как коллега вызывает раздражение, хочется направить негатив в его адрес.

    Описанная ситуация является демонстрацией конфликта между знаниями и ощущениями человека. Сам же выбор и его оправдания выглядят так:

    1. 1. Придерживаться правил вежливого общения. При таком выборе человек оправдывает себя воспитанием и нормами, принятыми в цивилизованном обществе.
    2. 2. Выйти на открытый конфликт. Тут оправдание будет позиционироваться как умение отстоять свои интересы.

    Пример №2

    Человек получает предложение о работе, которая не соответствует его миропониманию, но за нее предлагают большое материальное вознаграждение. У него появляется выбор:

    1. 1. Выполнить работу и получить вознаграждение. Материальный фактор перевесил, но чтобы не ощущать себя корыстным, человек начинает думать, что благодарность за оказанную услугу в виде материального вознаграждения была ему необходима. Он старается убедить себя в том, что проявление корысти - лишь временное явление, спровоцированное непреодолимыми обстоятельствами.
    2. 2. Отказаться, не улучшив свое материальное положение. При таком варианте человека будет мучить мысль об упущенной выгоде. Чтобы погасить внутренний диссонанс, он постарается убедить себя в незначительности вознаграждения и собственной порядочности.

    Пример №3

    Человек, придерживающийся правильного питания, купил себе на ужин нечто вкусное, но вредное для здоровья. После употребления в пищу неподходящего на его взгляд продукта он ощущает внутреннее недовольство. Чтобы устранить душевный дискомфорт, человек может:

    1. 1. Найти причины для обоснования необходимости употребления продукта.
    2. 2. Признать, что допустил ошибку, и пообещать себе максимально исправить последствия от нее. Например, в следующий отрезок времени съесть меньше обычного, увеличить физические нагрузки или совершить любое другое действие, в результате которого восстановится внутренняя гармония.

    Диссонанс масштабного значения

    В истории есть случаи массового возникновения когнитивного состояния.

    Крещение Руси

    Христианство пришло взамен язычества. У людей забрали их привычный уклад и навязали другую веру. Когнитивный диссонанс массово возникал в душах людей.

    Князь Владимир Красно Солнышко в 988 г. принял решение о смене вере самостоятельно. Те люди, которым было приказано изменить веру, выбирали разные пути для приведения в соответствие своего внутреннего мира и новой реальности:

    1. 1. Принимали веру. Для изменения религиозных взглядов искали доказательства существования Бога в новой вере. Проводили параллели между язычеством и христианством. Убеждали себя, что князь знает, какая религия верна.
    2. 2. Делали вид, что принимают христианство. Оправдывая себя страхом перед наказаниями от князя. Таким образом люди достигали душевного компромисса. Прилюдно проповедовали христианство, а тайно проводили языческие обряды.
    3. 3. Отвергли навязываемую веру, не достигнув компромисса с собой. Такие люди пошли насмерть с убеждением, что языческое поклонение - единственно возможный вариант их веры.

    Научное открытие

    Еще один массовый когнитивный диссонанс был спровоцирован теорией о том, что земной шар вращается вокруг своей оси. Подобную теорию выдвинули Д. Бруно и Г. Галилей. Большинство их современников восприняли это предположение агрессивно. Это было когнитивным конфликтом между собственным мнением и мнением большинства.

    Г. Галилей отрекся от своей теории, мотивируя это желанием жить и продолжать быть причастным к миру науки. Д. Бруно не смог привести в соответствие свои знания и убеждения окружающих. Он не стал отрекаться от своего утверждения и искать этому оправдание, а выбрал смертную казнь.

    Когнитивный диссонанс у детей

    В детском возрасте, когда ребенок познает мир, он неизбежно сталкивается с дисбалансом между собственными ощущениями и реакцией окружающих.

    Ситуация №1

    У ребенка, увидевшего, как кого-то хвалят за раскроенную или сшитую вещь, в сознании складывается последовательность действий, необходимых для достижения похвалы. Он воспроизводит эти действия из подручных предметов. Показывая результат окружающим, ребенок уверен в их одобрении. Чаще всего реакция выглядит так:

    1. 1. Взрослые выказывают недовольство и наказывают. Ребенок, не имеющий достаточных знаний и опыта, не способен понять, почему его действия спровоцировали негативную реакцию. Чтобы этого избежать, ребенку необходимо объяснить доступными для него словами, почему он не получил ожидаемого результата.
    2. 2. Выдают ожидаемую реакцию. Благодаря этому в сознании ребенка гармония не нарушается, но формируются неправильные стереотипы поведения.

    Ситуация №2

    Ребенок, которому внушают отрицательное отношение к вранью, уличает родителей в преднамеренном искажении действительности. Для него это психологическая травма, так как знания, полученные им от родных, не соответствуют их действиям. Для избавления от внутренних несоответствий ребенок принимает решение:

    1. 1. Убеждает себя, что ему показалось. Так он устраняет диссонанс, не меняя своих убеждений.
    2. 2. Переосмысливает отношение к вранью. Родители являются эталоном поведения. Видя, как ведут себя взрослые, ребенок меняет потребность в правде на убеждение, что для достижения личных выгод разрешено прибегнуть к обману.

    Если у ребенка психика не стабильна, то он может быть не в состоянии самостоятельно справиться с возникшим несоответствием. В таком случае без квалифицированной помощи ребенок погрузится в состояние стресса, получит психологическую травму, которая в будущем выразится в комплексах.

    Заключение

    Когнитивный диссонанс - это результат восприятия или непринятия быстро изменившейся реальности.

    Если не снимается состояние внутреннего несоответствия, не удается найти компромисс между собственными когнициями и происходящим, то появляется психоэмоциональное напряжение. В результате этого развивается полная фрустрация - состояние, при котором человек испытывает только негативные эмоции, что провоцирует появление комплекса неполноценности.

mob_info