Изготовление ручного плуга для мотоблока своими руками. Ручной плуг Плуг для мотоблока из газового баллона чертежи

Обработка земли является наиболее трудоемким делом для сельских жителей и дачников. Подготовка грунта к посевам и обработка земли после проведения уборочных работ - наиболее тяжелые виды ручных работ. Существенно облегчить выполнение этих работ может плуг.

Плугом называют сельскохозяйственный инструмент с широким металлическим лемехом, который применяется для вспахивания земли. Кроме обработки почвы, плуги применяются для подводных работ, для укладки кабеля, при поиске нефти.

На первых этапах применения плуга как сельскохозяйственного орудия его таскали за собой люди , чуть позже для этого стали использовать домашний скот (волы, лошади), сегодня эта тяжелая физическая работа передана сельскохозяйственной технике - трактору.

Основная задача этого инструмента состоит в переворачивании верхнего пласта грунта. Эта процедура (вспахивание) в значительной мере освобождает почву от сорных растений. В процессе вспашки повреждается корневая система сорняков, уже тронувшихся в рост, но еще недостаточно окрепших. Кроме того, вместе с перевернувшимся пластом земли перемещаются глубоко в грунт семена еще не проросших сорняков, что, безусловно, затрудняет их дальнейшее прорастание. Много семян сорных растений в процессе вспахивания и вовсе погибает. В процессе вспахивания земля разрыхляется , становится более мягкой и податливой, что в дальнейшем делает более эффективным посев и хорошо влияет на всхожесть культурных растений.

Виды плугов, их преимущества и недостатки

Современные сельские хозяйства используют для обработки грунта разные типы плугов. Различаются эти сельскохозяйственные орудия по двум характеристикам:

  • по способу агрегирования;
  • по способу пахоты.

По способу агрегирования плуги бывают прицепными, навесными и полунавесными. Каждый из видов обладает своими преимуществами и имеет свои недостатки.

Прицепной плуг можно привести в движение только при помощи транспортных колес. В современном сельском хозяйстве применяется редко, потому что основная масса тракторов оснащена навесной системой со встроенным гидроцилиндром. К преимуществам относится тот факт, что, по мнению агрономов, после обработки почвы прицепным плугом пашня более гладкая и равномерная. Недостатком такого орудия является достаточно большой угол поворота, что препятствует применению этого плуга вместе с навесными и полунавесными в одном загоне.

Навесной плуг поднимается только при помощи тракторной навески. Количество корпусов варьируется в зависимости от класса тяги трактора. К преимуществам этой модели относят небольшой вес всей конструкции, малый радиус поворота, да и конструктивных деталей меньше. К недостаткам относят то, что минитрактор не сможет поднять и привести в транспортное состояние плуг с множеством корпусов.

Полунавесной плуг приводится в транспортное положение при помощи тракторной навески и транспортных колес самого плуга. Количество корпусов - не больше 6 для трактора с классом тяги в 3 тонны, и не более 12 для трактора с классом тяги в 5 тонн. К преимуществам относят достаточно большое количество корпусов. Недостатки: большой радиус разворота и достаточно большое количество конструктивных деталей и элементов.

По способу пахоты различают необоротные плуги (загонный способ движения) и оборотные (для гладкой пахоты).

Устройство плуга, принцип работы

Плуг конструктивно состоит из рамы, рабочих органов, транспортных опорных колес и навесного или прицепного устройства, необходимого для соединения с трактором.

К рабочим органам плуга относят корпуса, лемешно-отвальной механизм, предплужники (углоснимы), ножи, почвоуглубители.

Геометрическая форма корпуса имеет решающее значение при оценке качества вспахивания. Конструктивно корпуса бывают следующих видов:

  • отвальные (для вспахивания с оборотом и рыхлением пласта);
  • безотвальные (предназначены для рыхления грунта в засушливых и ветроэрозионных районах);
  • вырезные (для отвального вспахивания грунта с тонким плодородным слоем и одновременного углубления уровня пахоты до 5 см);
  • с почвоуглубителями (для отвального вспахивания маломощных, каштановых и подзолистых черноземов и почв с одновременным углублением уровня пахоты на 6−15 см);
  • с накладным долотом (для вспахивания твердых, засоренных камнями почв);
  • дисковые (для вспахивания тяжелых и твердых земель, засоренных корнями деревьев, а также для обработки грунтов, перенасыщенных водой (на таких обычно возделывают рис));
  • комбинированные (для вспахивания тяжелых грунтов с одновременным интенсивным рыхлением).

Плуги общего назначения обычно оснащаются корпусами, у которых ширина захвата находится в диапазоне от 25 до 40 см. Плуги специального назначения обычно укомплектованы корпусами, имеющими ширину захвата в диапазоне от 45 до 100 см.

Основное назначение лемеха - подрезать пласт грунта и направить его на отвал. Лемех подвержен быстрому износу, который выражается в потере формы и затуплении. Результатом этого может стать отклонение от технологического процесса, возрастание тягового сопротивления и увеличение расхода топлива у трактора. Восстановить конструкцию лемеха можно кузнечным молотом, предварительно нагрев лемех в горне.

Отвал отрезает от стенки борозды пласт грунта, деформирует его, слегка сдвигает в сторону и укладывает верхним слоем вниз.

Лемех и отвал должны по линии стыка плотно прилегать друг к другу (допустимый зазор - не более 1 мм).

Предназначение предплужника - срезать верхний задернелый слой грунта и сбросить его на дно борозды. Чрезмерное заглубление этого элемента увеличит тяговое сопротивление самого плуга, да и пласт задернелой почвы хуже заделывается.

Нож разрезает почву в вертикальном направлении по линии отделения пласта от общего земляного массива и качественно улучшает процесс оборота пласта, заделывание растительных остатков. Кроме того, обеспечивается устойчивый ход плуга, ровное дно и стенка борозды. В большинстве случаев ножи в плуге навешиваются перед последним его корпусом.

Принцип работы этого сельскохозяйственного орудиясостоит в том, что, перемещаясь в грунте, плуг отрезает пласт почвы, поднимает его вверх, подвергает деформации, крошит, оборачивает и укладывает на ранее уже положенный пласт.

Плуг своими руками

Для того, чтобы самостоятельно изготовить плуг, надо знать несколько нюансов.

Поднимая пласт грунта высотой до 25 см, корпус плуга испытывает серьезные нагрузки, а его поверхность подвергается абразивному износу. Ввиду этого для рабочих частей самодельного плуга лучше выбрать сталь толщиной 3−5 мм.

Лемех лучше всего предусмотреть съемным (перед применением легче будет точить). Из материалов предпочтительнее сталь 9ХС (из нее делают диски для циркулярных пил) или закаленная сталь 45.

Учтя все вышеописанное, можно приступить к изготовлению отвала. Его можно сделать 3 способами.

  1. Рабочая поверхность отвала имеет цилиндрическую форму. Если в наличии есть какое-либо листогибочное оборудование (например, вальцы), то для получения заготовки нужной формы не потребуется много труда. Стальную заготовку отвала (можно вырезать ножницами по металлу или газоэлектросваркой) подают под углом в 20−23° на листогиб или вальцы, изгибают и доводят по шаблону.
  2. Для изготовления отвала подойдет труба (толщина стенок 4−5 мм) диаметром от 55 до 60 см. Из картона вырезают шаблон, накладывают на трубу, очерчивают мелом и вырезают газосваркой. При необходимости доводят молотком и обрабатывают на наждаке.
  3. Самый трудоемкий способ тот, при котором заготовку отвала предварительно нагревают в горне или любым другим способом и выгибают по матрице (можно применить отвал от плуга, предназначенного для трактора).

Корпус плуга изготавливается из стального листа (ст.3-ст.10) не менее 3 мм в толщину.

Специалисты рекомендуют предварительно вырезать все детали плуга из картона и склеить их, выдерживая необходимые углы. Если получившаяся картонная модель удовлетворит «новоиспеченного Кулибина», можно приниматься за работы по металлу.

Сборка плуга

Когда все элементы плуга будут выполнены в металле , для окончательной сборки потребуется металлический лист размерами 50×50 см и сварочный аппарат. К листу последовательно прихватываются (выдерживая необходимые углы) сваркой элементы плуга: лемех, боковой щиток (и к лемеху, и к листу). К лемеху примеряется отвал. При обнаружении несоответствия углов (и/или поверхностей), отвал доводят до нормы молотком и затем сваркой слегка прихватывают к задней части лемеха и к боковому щитку. Затем на щиток наваривается распорная планка и пластина основания (к ней приваривают упорные уголки для лемеха). Полученную конструкцию внимательно осматривают и, при отсутствии видимых погрешностей, плуг сваривают окончательно. Металлический лист, на котором производилась сборка и сварка, отсоединяют от готового плуга зубилом или с помощью «болгарки». Сварные швы обязательно зачищают, отвал и лемех шлифуют шкуркой.

Чтобы самодельный плуг стал самоходным, к нему крепят двухколесный мотоблок .

Соорудив плуг собственными силами, можно за относительно небольшие деньги приобрести надежного и сильного помощника для обработки почвы в саду, в огороде и поле.

9205 08.10.2019 6 мин.

Сельскохозяйственная техника стала настоящим облегчением для фермеров и позволила сэкономить массу времени. К счастью, сейчас большое количество работы выполняют различные сельскохозяйственные агрегаты, наличие которых приносит значительное облегчение любому фермеру. Особенно популярными являются мотоблоки. Благодаря тому, что к мотоблоку легко можно присоединить сеялки, плуги, косилки и многое другое, он стал полноценной заменой для лошади. О том, как сделать его своими руками – далее в статье.

Зачем нужен плуг

Одно из самых сложных занятий в фермерстве: подготовка земли к посеву. Ведь для того, чтобы получить следующий урожай, грунт необходимо сначала взрыхлить. Для этого требуется , с помощью которого легко переместить наверх слои земли.

Для того, чтобы создание борозд было максимально быстрым, плуг присоединяют к мотоблоку. Благодаря использованию такой техники затраты времени на обработку поля уменьшаются в десятки раз.

Принцип работы подобного агрегата прост: режущая кромка погружает лопасти в землю, которые и разрыхляют почву, перед этим углубляясь в неё.

За счёт тягловой силы создаётся борона. Такой принцип известен уже давно, им пользовались люди тысячи лет назад, поэтому эффективность действительно проверена временем.

Более подробно о плуге для мотоблока смотрите на видео:

Преимущества самодельного мотоблока

Чтобы обработка земли была максимально плодотворной, можно не покупать готовый агрегат, а сделать плуг для мотоблока своими руками, например для мотоблока Нева. В данном случае так же можно использовать мотоблок , . Как же сделать самому плуг для мотоблока?

Видео: Мотоблок НЕВА, вспашка плугом

Самодельные устройства отличаются некоторыми неоспоримыми преимуществами:

  • Вы можете рассчитать оптимальную конструкцию, углы наклона, которые подойдут для грунта на вашем поле;
  • Подбор конструкции под мощность своего мотоблока;
  • Выигрыш в цене , ведь самодельное устройство обойдётся вам дешевле покупного агрегата;
  • Уверенность в качестве, ведь вы делаете плуг для себя;
  • Чувство гордости, что вы способны на подобные конструкторские свершения.

Различные конструкции плугов

Для начала следует определиться с конструкцией устройства, ведь существует несколько различных видов.

Цилиндрический вид плуга отличается отменной универсальностью , ведь подойдёт практически для любого вида грунта и размера поля. Такая форма позволяет хорошо справляться с дроблением грунта. Кроме того, изготовить такой агрегат самостоятельно не составит проблем.

Единственным недостатком данной конструкции можно назвать неглубокое проникновение в землю.

Полувинтовой

Если вам не требуется разрыхлить землю, а нужно лишь поднять пласты грунта, то отменным вариантом станет полувинтовая форма рабочей части плуга. Она глубоко проникает в землю , но, при этом практически не создаёт разрыхлительного эффекта. Обычно её используют для тяжёлой почвы.

Лемешный

Также существует лемешные плуги, однако своими руками их изготовить достаточно трудно, поэтому рассматривать их не стоит.

Как настроить плуг

Кроме того, нужно правильно настроить плуг: рабочая часть кромки должна быть наклонена примерно на 40 градусов, ведь именно такой наклон позволяет сделать работу максимально эффективной даже на сложном грунте.

О преимуществах работы мини зерноуборочного комбайна вы можете ознакомиться .

После того как у меня появилась мотолебёдка сельскохозяйственная, изготовленная своими руками, которая используется для вспашки огорода стал вопрос: купить плуг или изготовить своими силами? Пройдясь по магазинам и базару г. Смоленска возникает странное ощущение того, что выпускаемые промышленностью плуги для мотоблока представляет из себя печальное зрелище.

И пригодны эти создания промышленности только для «ковыряния» а не для вспашки земли, да ещё и с оборотом пласта, а про глубину и ширину вспашки можно сделать вывод, что для посадки картофеля с расстоянием между рядами 60 см. не годится не один из предлагаемых в торговле плугов. То ли экономят наши производители, то ли мощности самых популярных мотоблоков недостаточна для работы нормальным плугом с шириной захвата 30 см. Не пахать же при посадке картофеля три раза одну борозду. Да и цена желает оставлять лучшего – под 2тыс. рублей (за пару железяк из пункта приема металлолома).

Следующий шаг найти что-нибудь толковое - поиск в интернете. К моему удивлению на просторах русскоязычной сети плавает 3-4 оригинальных описания с чертежами (этот факт меня удивляет очень сильно). Шаг следующий – смотреть, чем пользуются окружающие. Купить подходящий плуг не удалось было принято решение изготовить плуг своими руками. Исходя из того что плуг предполагалось использовать для посадки картофеля с лебедкой для вспашки к нему предъявляются требования:

1. Ширина вспашки – до 30 см.

2. Глубина вспашки -10-20см.

3. Плуг должен сам держать борозду, не зарываясь и не выскакивая из борозды. Геометрия плуга должна обеспечивать движение с заданными параметрами без помощи пахаря.

4.Наличие возможности регулировки глубины и ширины вспашки.

5. Минимальный вес и достаточная прочность.

Мой дядя уже более 10 лет использует свою самодельную мотолебедку для вспашки и опробовал несколько вариантов, последние несколько лет он остановился на варианте, оптимизированным под самодельную мотолебедку для огорода, а и именно под посадку картофеля с расстоянием между рядами 60 см. Так же имеются самодельный окучник для мотолебедки и картофелевыкапыватель, изготовленный своими руками, все это можно посмотреть на соответствующих страницах сайта.

Чертеж плуга

Чертеж полевой доски.

По этому шаблону гнется отвал, до совпадения двух профилей а дальше сваривается под углом.

Используя чертеж самодельного плуга необходимо на плотной бумаге нарисовать шаблон выкройки плуга, а потом перенести картинку на металл и вырезать болгаркой заготовку. Лично я использовал материал нержавейку толщиной 1,8 мм. Многие часто применяют лист 2-3 мм. Режущая часть плуга усилена полоской более толстого металла. Кто-то предлагает для этих целей использовать диск от циркулярки, кто рессору от « москвича». Из личного опыта, если дачный участок на семью из 4-х человек пахать весной и осенью обрабатывая шесть соток, гнаться за свехпрочностью не стоит. Выгодней изготовить легкий, но достаточно прочный для своих задач плуг. Лучше через 10 лет что-то подремонтировать или заменить, и то, если потребуется, чем все 10 лет таскать утяжеленную конструкцию самодельного плуга. Лишний вес ни к чему.

Так выглядит система регулировки ширины вспашки. Переставляя большое колесо можно в значительных пределах менять ширину вспашки. Когда сажаю картофель ставлю захват 30 см, за два прохода получается между рядами расстояние 60 см. Под осеннюю перепашку огорода или при перепахивании целины захват делаю по меньше. Маленькое колесо сделано таким широким, что бы плуг не вдавливало в землю.

Посмотрев рисунки ниже, можно представить основные принципы работы самодельного плуга, а точнее направляющей системы, которая позволяет плугу без участия пахаря двигаться строго по прямой на установленных глубине и ширине вспашки. Ширина вспашки регулируется перемещением большого колеса, которое при смещении точки приложения усилия тяги как показано на рисунке, прижимается к борозде, что и позволяет плугу повторять направление предыдущей борозды. Плуг незначительно поворачивается, что увеличивает ширину вспашки. По факту ширина носовой части в перпендикулярном направлении оси движения плуга меньше чем 300 мм, однако, указанная ширина доступна для вспашки.

Колесо плуга идет по дну пропаханной борозды и такая ситуация наблюдается от предыдущей борозды к последующей. В результате приложения силы тяги действует сила, направленная на углубление плуга, пока плуг не станет по оси колеса, как показано на рисунке, в результате все силы уравновешиваются, и система работает очень стабильно. Грубая регулировка глубины вспашки осуществляется подбором соответствующей разницы диаметров колес, а плавная осуществляется регулировкой наклона плуга. На данном этапе отпала необходимость использования ручек для управления плугом, разве что для каких то особенных условий пахоты.

Пашет не только рыхлую землю как на видео, но и целину

Плуг для лебедки сельскохозяйственной - видео

Плуг используется в комплекте вот с такой лебедкой для пахоты

В продаже можно найти промышленные мото и электролебедки для плуга.

Для обработки даже небольшого земельного участка требуется приложить ощутимые физические усилия. Можно, конечно, использовать обыкновенную лопату, но куда более эффективно применить мотоблок. С этой техникой быстро выполняются разные виды обработки почвы. Естественно, основным элементом тут выступает плуг, который можно купить или сделать самому. Приобретая мотоблок, зачастую нельзя купить разом навесные механизмы к нему. Стоимость навесного плуга - 800−6000 рублей. Эта разница в ценах объясняется типом, качеством и степенью сложности выполнения распашников. Самодельный плуг для мотоблока стоит гораздо меньше. Посмотрим, как сделать плуг самому.

Преимущества

В самостоятельном изготовлении плуга на мотоблок есть определенные плюсы. Параметры отвала и лемеха будут соответствовать требованиям по обработке конкретного грунта. В число данных параметров входят:

  • угол отвала;
  • глубина и качество вспашки;
  • эффективность;
  • площадь захвата.

С учетом мощности мотоблока можно изготовить плуг, который не даст чрезмерную нагрузку на двигатель и не вызовет пробуксовки, но захват его будет максимальным. Нужны лишь качественные материалы, что позволяет значительно повысить срок службы орудия. Нелишне предусмотреть возможность крепления насадок, значительно расширяющих функциональность.

Конструкция плуга

Если говорить о мотоблоке «Нева», на него устанавливаются несколько разновидностей плугов, у каждой из которых свои особенности конструкции.

Сейчас землю на приусадебных участках обрабатывают плугами следующих конструкций:

  • однокорпусные;
  • оборотные;
  • роторные.

Наиболее популярны однокорпусные орудия. Вдобавок такой плуг считается наиболее оптимальным для пахарей без навыков.

Вверху оборотного плуга есть изогнутое перо, позволяющее в процессе вспашки тут же переворачивать пласт земли. Данная особенность делает конструкцию превосходным вариантом для обработки твердых почв. Поскольку конструкция такого плуга довольно сложная, изготовить его под силу лишь опытному человеку.

Роторный плуг в изготовлении самый сложный. По конструкции он больше напоминает культиватор, так как предусмотрено несколько лемехов на одной оси. При обработке грунта ось прокручивается, благодаря чему переворачивается пласт почвы. Плюс конструкции в том, что земля может обрабатываться на глубину до 30 см при незначительных усилиях. Еще с помощью роторного плуга вспашка участка может производиться по разным траекториям.

Итак, однокорпусный плуг распространен наиболее широко, и работать с ним может каждый человек, даже не знакомый с механизированной вспашкой. Преимущество и в том, что данное орудие довольно просто сделать своими руками.

Поворотный плуг

Это стойка, к которой приварены два лемеха: подрезающий и переворачивающий и откидывающий грунт. Для большей жесткости опрокидывающего землю лемеха вверху приварен уголок, который упирается в верхнюю кромку опрокидывателя.

При самостоятельном изготовлении можно сделать более простым узел для перестановки глубины вспашки. Поперечину, связанную со стойкой болтами, сваривают с плугом, делают длиннее. Коробки не нужно. Спереди к поперечине прилаживается кронштейн, в который укрепляют дополнительную вертикальную стойку, размеров которой хватит, чтобы выйти из зоны переворачивающейся почвы.

В вертикальной небольшой квадратной стойке спереди просверливается несколько отверстий под болты, через которые на требуемой высоте закрепляется тяга, идущая от мотоблока под углом 90°. К этой передней стойке тяга крепится двумя приваренными пластинами с проушинами. Два вставленных болта крепятся гайками. Они соединяют стойку и тягу . Подобное соединение проще и эффективнее. Глубина вспашки может регулироваться.

Чтобы земля не застревала в промежутке, между нижним и верхним лемехом приваривают тонкий лист жести, что поможет грунту идти плавно и быстро по дуге и переворачиваться пластом.

Поворотный плуг Зыкова

Усиление лемехов в этом случае сделано полосками стали на болтах. Внизу и вверху - под углом. Экономно и просто. Тяга с приваренным приспособлением держит два лемеха со стойками, которые вставлены в приспособление. Узел связки держат два стопорных болта. Для устойчивости на шасси приделывают колесо.

Конструктивные элементы плуга

Сделать самостоятельно ручной плуг сегодня не проблема. Тем более, что в Сети есть множество чертежей разнообразнейших конструкций.

Итак, для изготовления орудия для вспашки земли понадобится следующее:

Главное, чем нужно руководствоваться при изготовлении плуга, - точное соблюдение инструкций и выдерживание параметров выбранного чертежа. Даже кажущаяся на первый взгляд несущественной мелочь может сильно сказаться на характеристиках орудия или негативно повлиять впоследствии на его рабочие параметры.

Сборка

Первой делается рама, которая может быть изготовлена из металлической трубы с сечением 40×52 мм и толщиной стенок около 7 мм. Для формирования вилки срезаются широкие стенки рамы, которые расположены друг напротив друга. Затем на раме отмечается середина , куда будет устанавливаться поперечная траверса и привариваться стойки-проушины, к которым крепится дышло. В начале вилки (в передней части рамы) остается отверстие, заваривающееся наглухо во избежание попадания грязи.

Крепление стойки

Для закрепления плужной стойки в широкой части трубы, использовавшейся для создания рамы, с двух сторон высверливаются или вырезаются отверстия 16×31 мм. В узких стенках рамы тоже проделываются сквозные отверстия Ø10,2 мм для крепления рукояти с помощью болтов М 10 . Рукоятки выполняются отдельно из трубы диаметром приблизительно полдюйма. Можно использовать для этой цели старую водопроводную трубу, которую с двух сторон расплющивают кувалдой. В полученных плоскостях высверливаются отверстия Ø10,2 мм и крепятся на раме болтами. Для большей жесткости между рукоятками приваривается поперечина.

Плужная сцепка

Сцепка - важный элемент , который обеспечивает надежное крепление навесного плуга с «Невой». Наиболее популярно П-образное крепление из швеллера, устанавливающееся под рулем мотоблока. При создании сцепки просверливаются отверстия для крепления крепежного штыря и кронштейна. Кронштейн для крепления находится вверху или внизу, чтоб не препятствовал навешиванию.

Изготовление и крепление рабочих элементов

Основные элементы однокорпусной конструкции - это лемех и отвал. Для их изготовления нужна прочная листовая сталь толщиной 3−5 мм. Первым делается лемех, для чего используется старый диск от циркулярной пилы, изготовленный из высокопрочной стали. Для заточки режущей кромки лемеха ее отбивают на наковальне. Далее делается отвал из металлической трубы Ø50−60 см и толщиной стенок около 5 мм. Из картона или плотной бумаги делается шаблон, который прикладывают к металлу и по контуру обводят мелом. По полученным линиям газосваркой вырезается заготовка, которая доводится до нужных размеров «болгаркой» или молотом и наждаком.

Завершающий этап

После создания всех металлических деталей плуга для финальной сборки требуется металлический лист 50×50 см, а также электросварочный аппарат. К листу, со строгим соблюдением углов, слегка прихватывают сваркой элементы будущего плуга: боковой щиток и лемех, к которому примеряется отвал. Если имеются несоответствия, отвал с помощью молотка доводится до требуемого состояния и прихватывается сваркой к задней части лемеха.

Если недостатков при осмотре не замечено, можно приступать к капитальной сварке. Металлический лист, на котором производилась сборка, отсоединяется от конструкции «болгаркой» или молотком и зубилом. Далее тщательно зачищаются сварные швы, наждачной бумагой шлифуются лемех и отвал. Когда конструкция собрана и практически готова к использованию, ее окрашивают, особенно места сварных соединений. Это придаст эстетики и убережет металл от коррозии, а значит, заметно продлит срок службы изделия.

Так как сделать своими руками плуг для мотоблока не очень-то просто, требуется хотя бы минимальный опыт работы со слесарными инструментами. Непременно при изготовлении нужно придерживаться рабочего чертежа и всех положенных инструкций. Добавим, что самостоятельное изготовление плуга позволит сэкономить, потому что большую часть материалов можно найти в хозяйстве.

При помощи мотоблока могут выполняться самые различные сельхозработы, как то: пахота, покос, посев, посадка и выкапывание картофеля, моркови, лука окучивание и др. Но для каждой из этих работ потребуется специально предназначенный для нее сельскохозяйственный инструмент. Вот здесь то и возникает вопрос о том, что выгоднее: купить готовый плуг, или изготовить плуг для мотоблока своими руками.

Плуги включают несколько видов, каждый из которых имеет особую конструкцию. Так, сегодня для пахоты мотоблоком используются плуги однокорпусные, либо оборотные, или роторного типа.

Однокорпусный плуг

Однокорпусный плуг отличается наиболее простой конструкцией и наличием огромного числа чертежей его модификаций. Поэтому он представляет собой оптимальный вариант для изготовления своими руками, особенно для тех владельцев мотоблоков, которые не имеют необходимых навыков.

Изготовление самодельного однокорпусного плуга мотоблока не будет представлять каких-либо трудностей. Для него даже не нужно будет иметь какое-либо специализированное оборудование и инструменты. Вполне подойдут те, что хранятся в сарае или в гараже у каждого уважающего себя хозяина.

Исходя из опыта людей которые делали плуг для мотоблока своими руками и чертежи, то нужно сделать лемех плуга съемным, чтобы затачивать его перед пахотой.

Лучший материал для изготовления режущей части плуга для мотоблока- легированная сталь 9ХС, идущая на диски циркулярных пил.

Сгодится и сталь 45, которая доводится до твердости HRC 50-55 закалкой. Если к вас есть только рядовая сталь, например углеродистая Ст.5, не подлежащая термической обработке, то ее тоже можно приспособить для резки пласта земли, отбив режущую кромку холодного лемеха на наковальне, и затем наточив ее.

Отвал для плуга мотоблока

Способ изготовления отвала №1. Рабочей поверхности отвала должна быть придана цилиндроидальная форма. Если есть листогибочные вальцы, то придать заготовке требуемую форму нетрудно.

Чтобы этого добиться, заготовку отвала, вырезанную газовой или электросваркой (либо ножницами) из стального листа толщиной 3-4 мм, подают на вальцы под углом 20°-23°, выгибают её, а затем молотком придают требуемую форму по шаблону.

Чертеж отвала плуга из листа стали 3 мм

Способ №2. Заготовкой для отвала может быть стальная труба с диаметром 550-600 мм и с толщиной стенки 4-5 мм. Вначале из плотного картона изготавливают шаблон отвала, затем шаблон прикладывается к трубе так, чтобы нижняя образующая шаблона отвала составляла с образующей цилиндрической трубы угол 20-23°.

Контур отвала рисуется мелом, затем он вырезается газовой сваркой и обрабатывается наждаком. Если необходимо, то форму отвала доводят молотком по имеющемуся шаблону.

Форма отвала плуга из трубы с диаметром 550-600 мм и с толщиной стенки 4-5 мм

Способ №3. Самым трудоемким способом получения отвала является помещение его заготовки в горн для нагрева (или нагрев ее другим способом). Затем заготовку гнут по матрице, в качестве которой можно брать отвал от другого плуга.

Материалом корпуса плуга служит стальной лист марки Ст.3-Ст.10 с толщиной 3 мм.

Чертеж деталей плуга:

  • а – лемех из легированной стали;
  • б — боковой щиток стойки, Ст3;
  • в — распорная пластина, Ст3;
  • г — пластина основания плуга, Ст3;
  • д — полевая доска, уголок 30х30 мм;
  • е — стойка, труба диаметром 42 мм

Рекомендуем вначале выполнить части плуга из плотного картона и соединить их между собой склеиванием с выдерживанием соответствующих углов. Так, значения угла альфа на разных частях корпуса плуга составят от 25° до 130°, значения угла гамма — от 42° до 50°. Если самодельная модель плуга из картона устроила вас по всем параметрам, смело начинайте работу с металлом.

Когда стальные части плуга будут сделаны, то для сборки его корпуса будет нужен вспомогательный лист стали толщиной 2-3 мм с размерами 500х500 мм, а также потребуется сварочный аппарат. На вспомогательном листе с отступом от краев 40 мм откладывается угол γ0.

Сборка плуга

  • 1 — лемех;
  • 2 — боковой щиток стойки;
  • 3 – вспомогательный лист 2-3 мм

С использованием клиньев с углом α0=25° на вспомогательный лист устанавливается лемех и приваривается к листу точечно с двух сторон.

С лемехом стыкуется боковой щиток стойки в вертикальном положении так, чтобы его край заходил за край лемеха на 5-8 мм, при этом поднят боковой щиток должен быть выше, чем лезвие лемеха (то есть выше вспомогательного листа) на 6-10 мм, чтобы не мешать лемеху подрезать землю. Щиток также слегка приваривается к лемеху и к вспомогательному листу.

Затем к лемеху максимально плотно и без зазора прикладывается отвал, чтобы их поверхности были одним целым. Угол между верхним обрезом отвала и лезвием лемеха равен (γmax − γ0) = 6-8°.

Крепление лемеха плуга

  1. — лемех;
  2. — винт с потайной головкой М8;
  3. — отвал;
  4. — пластина основания;
  5. — уголок 30х30х90 мм;
  6. — гайка М8

Если обнаруживается, что углы и/или поверхности не соответствуют, то отвал дорабатывается молотком. После подгонки отвала к лемеху он сзади прихватывается сваркой как к лемеху, так и к боковому щитку. Затем боковой щиток сваривается с распорной планкой и пластиной основания, к последней сваркой прихватываются упорные уголки для лемеха.

Плуг еще раз подвергается осмотру и сваривается капитально, при этом вспомогательный лист, используемый для сборки плуга, отделяется от его корпуса зубилом или «болгаркой» с отрезным диском. Упорные уголки лемеха капитально привариваются к пластине основания. Затем все сварные швы зачищаются, а поверхности отвала и лемеха обрабатываются шлифшкуркой.

Плуг поворотный для мотоблока, самодельный

Поворотный плуг — универсален, применяется на мотоблоках, содержит на стандартной одинарной сцепке ручной поворотный механизм. Как известно, при пахоте почвы обычным плугом за один проход пласт земли переворачивается лемехом в одну сторону. Чтобы земля следующего ряда переворачивалась в ту же сторону приходится возвращаться к началу предыдущего ряда и начинать с той же стороны участка.

Поворотный плуг позволит вам выполнять пахоту гораздо быстрее — в конце ряда вы после разворота мотоблока просто разворачиваете лемех в другую сторону и продолжаете обработку почвы.

Размеры плуга для мотоблока

Поворотный плуг характеризуется наличием трех конструктивных плоскостей: нижней горизонтальной плоскости полозка, боковой вертикальной плоскости полозка и передней отвальной плоскости. Если после снятия лемеха и отвала плуг поставить на горизонтальный стол, вплотную придвинутый к стене, и прижать его боковую поверхность к вертикальной стене, то поверхность стола совпадет с нижней горизонтальной плоскостью полозка, а вертикальная стена с боковой вертикальной плоскостью полозка.

  • Первым условием хорошего плуга является расположение нижнего режущего края установленного лемеха на 10…20мм ниже нижней горизонтальной плоскости полозка.
  • Вторым условием хорошего плуга является составление боковым режущим краем установленного лемеха прямой линии с боковым режущим краем отвала, причем оба они должны выступать на 10мм за боковую вертикальную плоскость полозка.
  • Третье условием хорошего плуга является примыкание передней рабочей поверхности лемеха к отвалу в одной плоскости и без зазора. Они не должны иметь выступающих крепёжных элементов, но должны быть заполированы и блестеть, как зеркало.

Четвёртым условием хорошего плуга является ровная тыльная сторона лемеха, составляющая с плоской поверхностью установки плуга угол 15…20 градусов, равный заднему углу установленного лемеха.

Боковые режущие кромки лемеха и отвала также должны иметь задние углы 10…20 градусов с боковой плоскостью борозды, причем боковая режущая кромка отвала может быть закругленной.

Как установить плуг на мотоблок

Прежде чем начинать настройку плуга, необходимо подготовить сам мотоблок и установить плуг на мотоблок. Для этого мотоблок помещается на место проведения работ, колеса с резиновыми шинами снимаются и устанавливаются стальные грунтозацепные колеса. Делается это с целью уменьшения буксования мотоблока при пахоте из-за сопротивления грунта.

После этого приступают к присоединению к навесному устройству имеющегося плуга мотоблока. Гайки крепления при этом следует затягивать не полностью, чтобы иметь возможность регулировки агрегата. Затем выполняется фиксация агрегата к крепежной серьге мотоблока двумя стальными штырями. По окончании этих операций можно начинать операцию регулировки плуга.

Регулировка плуга на мотоблоке

Регулировка плуга на мотоблоке должна проводиться с максимальным соблюдением правил, ведь от нее прямо зависит качество вспашки. Она осуществляется следующими этапами.

Сначала колеса мотоблока ставятся на специально для этого подготовленные подставки и проводится его балансировка. Высота этих подставок прямо определяет глубину вспахивания (высота подставок для вспахивания мерзлого грунта должна быть не более 20-25см, для весеннего грунта – 15-20 см).

После этого регулировочными болтами выставляется угол наклона плуга так, чтобы его «пятка» была расположена параллельно поверхности земли.

После закрепления плуга, мотоблок снимают с подставок и ставят на грунт. Руль его выставляют таким образом, чтобы ручки управления находились на высоте пояса пахаря.

Последний этап регулировки плуга состоит в оценке правильности его настройки. Для этого проводят контрольную вспашку в виде двух – трех борозд с измерением глубины среза и качества отвала грунта, а также расстояния между бороздами. В случае, если расстояние между бороздами превышает 10 см, или они перекрывают друг-друга, регулировку требуется выполнять повторно.

Как отрегулировать плуг на мотоблоке видео


Как сделать роторный плуг для мотоблока своими руками

Эта модель полностью отлична от всех других моделей плугов. Такой роторный плуг для мотоблока, включает нескольких изогнутых лемехов, установленных на одну ось. При работе ось плуга вращается от вала отбора мощности мотоблока и переворачивает грунт.

Роторный плуг к мотоблоку обрабатывает почву до глубины 25-30 см при малых затратах физических сил работника.

Работать с мотоблоком, оснащенным роторным плугом проще, чем с обычным плугом, так он позволяет передвижение не только по прямым линиям, но и по кривым, что облегчает обработку участков со сложной геометрией.

Сейчас многими аграриями ведутся споры о том насколько эффективна работа роторного плуга, но он все больше набирает популярность у дачников при обработке заплетенной корнями и заросшей почвы.

Как сделать плуг для мотоблока своими руками видео

mob_info