Хогарт все картины. Уильям Хогарт — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Предисловие (Ю. С. Маслов)
ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ
Содержание слова, значение и обозначение
Полнозначимое слово и понятие
Основные разновидности полнозначимых слов
Единство значений и понятий
Отношение лексического значения к понятиям формальным и содержательным
Значение слова и предмет
Генезис элементарных понятийных структур
Критика антимента диетических теорий значения
Смысловое содержание слова, значение и значимость
За и против полисемии
Критика "общих значений"
Полисемия и омонимия
Учение Соссюра о значимости
Элементы значимости в полисемии и синонимии
Значение и обозначение
Структура понятийного поля и способ обозначения
Семантическая структура языка и неогумбольдтианское "видение мира"
Некоторые итоги
Язык поэзии и первобытно-образная речь
О грамматической категории
Порождающая грамматика и процесс синтаксической деривации
Глубинные синтаксические структуры и семантические основания процессов речевой деятельности
О грамматической семантике
Грамматическая семантика и синтаксические формализмы
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ
Супплетивы местоимений в германских языках и генезис номинативного предложения
Номинативный строй речи Атрибутивные и предикативные отношения
К происхождению эргативной конструкции
О семантико-синтаксических связях имени и глагола в языке архаического типа
Фонемы, синдемы и "промежуточные" образования
Звуковые законы и их внутренние механизмы
Метод системной реконструкции и внутренняя хронология историколингвистических фактов
К фонологической интерпретации протоиндоевропейской звуковой системы
Дифтонгизация германских узких долгот и проблема внутренних закономерностей фонетического развития
Об обязательной и факультативной апокопе
К ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
"Принципы истории языка" Г. Пауля
Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра
Семантико-грамматическая концепция У. Л. Чейфа
У. Л. Чейф и дескриптивная лингвистика
У. Л. Чейф и генеративная грамматика
Проблемы взаимосвязи звучаний и значений
Семантическая таксономия
Диахрония как аспект синхронии
Содержательно-типологическая концепция Вильгельма Гумбольдта
Теоретико-грамматическая концепция А. А. Потебни
Послесловие (В. Б. Касевич)
Список опубликованных научных трудов проф С. Д. Кацнельсона

В многогранном научном творчестве Соломона Давидовича Кацнельсона можно выделить несколько главных тем или, лучше, линий развития. Прежде всего это исследование соотношения языка и мышления, рассматриваемых в широкой историко-типологической перспективе. Это также лингвистическая типология вообще, историческая и синхронная, контенсивная и фонологическая, разрабатываемая на материале разных языков с постоянным учетом сложной диалектики универсального и идиоэтнического. В книгах и статьях ученого представлены общее, типологическое и сравнительно-историческое языкознание, синтаксис и лексикология, семантика и акцентология, занятия германскими, славянскими и другими индоевропейскими языками и австралийским языком аранта. Отдельная линия, впрочем, в ряде точек пересекающаяся с главными направлениями исследований С.Д.Кацнельсона, -- история языкознания и критический анализ его современного состояния.

Научная деятельность С.Д.Кацнельсона начала развертываться в 30-х гг. Уже в первой своей большой работе -- монографии "К генезису номинативного предложения" (1936) молодой ученый выступил как один из пионеров историко-типологического направления, получившего затем широкое развитие в советской науке о языке. Эта же линия продолжена на другом материале и значительно углублена во второй книге С.Д.Кацнельсона -- "Историко-грамматические исследования. I. Из истории атрибутивных отношений", опубликованной уже после Великой Отечественной войны (1949). В настоящем сборнике содержание обеих монографий отражено лишь очень сжато в виде тезисов их более ранних вариантов -- кандидатской и докторской диссертаций, защищенных автором соответственно в 1935 и 1939 гг. В этих исследованиях С.Д.Кацнельсон, опираясь на пережиточные явления в синтаксисе и морфологии индоевропейских языков и учитывая типологические параллели в языках, генетически неродственных, стремится реконструировать ранние этапы развития грамматического строя. Он определяет эти этапы как "дономинативный" (именно эргативный) и "древний номинативный" и старается нащупать специфические особенности мышления, лежащего в основе этих ступеней развития языковых структур.

Работы 30-х и 40-х гг. несут на себе печать своего времени, что проявляется в некоторых формулировках, перекликающихся с положениями так называемого "нового учения о языке" акад. Н.Я.Марра. Для правильной оценки этих формулировок современным читателем полезно привести следующее высказывание учителя С.Д.Кацнельсона акад. Виктора Максимовича Жирмунского, относящееся к 1967 г.: "Мне приходилось говорить неоднократно, что вся конкретная лингвистическая работа Марра в пору создания им так называемого "нового учения о языке" должна быть полностью и бесповоротно отвергнута, поскольку она целиком построена на фантастической идее палеонтологического анализа всех языков мира по четырем первоэлементам. Однако это не значит, что в теоретических идеях и отдельных высказываниях Марра, в большинстве случаев научно не разработанных и хаотических, не содержались творческие и плодотворные мысли, которым большинство из нас (в особенности ленинградских лингвистов) обязано общей перспективой наших работ. К таким общим установкам я отношу прежде всего борьбу Марра против узкого европоцентризма традиционной лингвистической теории, стадиально-типологическую точку зрения на развитие языков и их сравнение независимо от общности их происхождения, поиски в области взаимоотношения языка и мышления и то, что можно назвать семантическим подходом к грамматическим явлениям".

Выделенные В.М.Жирмунским положения Н.Я.Марра представлялись еще более значимыми советским лингвистам более молодого поколения, связанным тогда с бывшим "Институтом языка и мышления" АН СССР. Такими они были и для С.Д.Кацнельсона, проходившего в те годы аспирантуру п докторантуру. Но по существу более глубокое влияние, чем идеи Н.Я.Марра, оказало на молодого ученого увлечение лингвистическим наследием А.А.Потебни. В трудах великого русского языковеда XIX в. привлекало стремление за сменой форм языкового выражения уловить ход развития абстрагирующего мышления и выявить постепенное становление его современных норм. Именно таков пафос и двух названных книг С.Д.Кацнельсона, как и ряда других его работ этого периода. Так, в статье "Язык поэзии и первобытно-образная речь" (1947) он ставит ту же проблему, но уже в сфере лексической семантики и притом на материале архаического австралийского языка аранта, слова которого характеризуются своеобразным полисемантизмом, даже нерасчлененностью предметных и качественных значений и вместе с тем их чрезвычайной дробностью.

Статья "О грамматической категории" (1948) освещает помимо историко-типологических проблем и ряд других важных вопросов общей теории грамматики. Отметим, что в этой статье впервые в науке выдвинуто понятие синтаксической валентности, трактуемой как "свойство слова определенным образом реализоваться в предложении и вступать в определенные комбинации с другими словами". Понятие это лишь позже, под влиянием работ Л.Теньера, получило широкое применение в лингвистике. В названной статье обосновывается расширенное понимание морфологии и ее подразделение на "флективную" и "синтаксическую", своеобразно скоррелированное с выделением морфологических категорий "общего" и "частного порядка" (т.е. универсальных и идиоэтнических), а среди последних -- "вторичных формализованных категорий" (рода, класса, падежа, совмещающего гетерогенные грамматические функции, и т.д.).

Спустя почти четверть века эти идеи получают дальнейшее развитие и ложатся в основу "редукционного анализа морфологических категорий" в одном из лучших трудов С.Д.Кацнельсона -- в монографии "Типология языка и речевое мышление" (1972), к сожалению, не вместившейся в рамки настоящего сборника. Правда, некоторое представление об общей грамматической концепции этой книги дают воспроизводимые здесь статьи "Глубинные синтаксические структуры и семантические основания процессов речевой деятельности" (1972), "О грамматической семантике" (1974), "Грамматическая семантика и синтаксические формализмы" (впервые была опубликована по-английски в 1977 г.). В них, в частности, отстаивая тезис о принципиальном единстве семантики, охватывающей как лексику, так и грамматический строй, автор исследует тесные связи между синтаксическими функциями, проявляющимися в предложении, и категориальными компонентами лексических значений (концепция "скрытой грамматики"). Вместе с тем в названных работах показано, что помимо семантико-грамматических категорий, отвечающих категориям речевого мышления, в языке действуют еще и грамматические категории других типов -- коммуникативные (обусловленные особенностями языка как средства общения и как особой знаковой системы), прагматические (отражающие стремление воздействовать на поведение реципиента речи) и др.

В несколько более раннем докладе на X Международном конгрессе лингвистов в Бухаресте (1967) и в статье "Порождающая грамматика и процесс синтаксической деривации" (1970) порождение высказывания рассмотрено как сочетание "жестких" и "вероятностных" моментов в ходе конверсивных преобразований исходной пропозиции, в ходе ее актуализации в поверхностных структурах данного конкретного языка.

Проблему соотношения языка и мышления С.Д.Кацнельсон исследует и на материале лексики. Этому посвящена воспроизводимая в сборнике книга "Содержание слова, значение и обозначение" (1965). Опираясь на проведенное А.А.Потебней разграничение "ближайшего" и "дальнейшего" значения слова и на достижения как современной семасиологии, так и смежных с лингвистикой наук -- философии и психологии, С.Д.Кацнельсон предлагает здесь оригинальное решение вопроса об отношении между значением и понятием. Далее он дает критический разбор антименталистических теорий значения (бихевиористских построений Л.Блумфилда и др.), концепции "общих значений" (Р.О.Якобсона, К.Бальдингера), учения Ф.де Соссюра о "значимости" (valeur) и гипотезы Л.Вайсгербера и других неогумбольдтианцев об особом "видении мира" (Weltsicht), присущем каждому данному народу. Интересен проведенный в книге анализ понятий полисемии и омонимии, выявление двоякой роли контекста в уточнении содержания многозначного слова ("селекция" значения, а затем его актуализация), разграничение этимологических и синхронных деривационных связей между эмпирически устанавливаемыми значениями. Отметим, наконец, данное здесь описание разных типов структуры понятийных полей и способов обозначения понятий.

В 60-е и 70-е гг. С.Д.Кацнельсон снова обращается к языку аранта и к проблеме реконструкции древнейших этапов в развитии языка и стоящего за ним мышления. В статье "К происхождению эргативной конструкции" (1967) он уточняет свое понимание древней структуры предложения, различая в аранта два исторических напластования -- архаическое и живое. В архаическом слое есть черты, которые существенно отличают язык аранта от языков, считающихся типичными обладателями эргативной конструкции. В статье "О семантико-синтаксических связях имени и глагола в языке архаического типа" (1973) речь идет главным образом о связях лексических значений имен и отыменных глаголов языка аранта и о своеобразной полисемии этих глаголов. Автор "на новом витке спирали" возвращается здесь к проблемам, занимавшим его в названной выше статье 1947 г., и стремится уточнить специфику той исторической ступени в развитии "речевого мышления", которую можно (оговаривая сугубую условность этого термина) квалифицировать как "первобытно-образное мышление": языки племен, вся хозяйственная деятельность которых еще недавно сводилась к примитивной охоте и собиранию съедобных плодов и растений, не являясь "первобытными" в собственном смысле слова, отражают "технику мышления", весьма далекую от нашей.

Начиная с 50-х гг. С.Д.Кацнельсон включает в круг своих интересов новую линию -- сравнительно-историческое и историко-типологическое изучение фонологических систем.

Отправляясь от знаменитого "Мемуара" Ф.де Соссюра и опираясь на восходящую к Л.В.Щербе идею слогофонем, разрабатывавшуюся уже в 30-е и 40-е гг. в советском языкознании, С.Д.Кацнельсон предпринимает попытку фонологической интерпретации протоиндоевропейской звуковой системы (статья на эту тему опубликована в 1958 г.). При той дальней реконструкции, к которой стремится ученый, особенно существенно привлечение убедительных типологических параллелей. Оказывается, что и в этой области архаический язык аранта дает неоценимый материал. Тщательно анализируя соответствующие данные, С.Д.Кацнельсон выдвигает понятие "протофонемы" и в свете этого понятия предлагает свое решение некоторых спорных вопросов эволюции общеиндоевропейского языка и его отдельных ветвей.

Следующий шаг в исследовании фонологической проблематики -- обращение к просодике, к акцентологии. В 1962 г. вышел в свет второй том коллективной "Сравнительной грамматики германских языков", в которой С.Д.Кацнельсону принадлежит глава, посвященная акцентологии, а в 1966 г. -- его большая монография "Сравнительная акцентология германских языков". В этой книге на основе подробного анализа богатейшего материала скандинавской и диалектной западногерманской (главным образом рейнской) акцентуации автор показал определяющую роль просодических факторов в истории германской фонологической системы.

Для характеристики общей позиции С.Д.Кацнельсона по вопросам фонологии, фонологической эволюции языка и научной реконструкции этой эволюции принципиально важны статьи "Фонемы, синдемы и "промежуточные" образования" (1971), "Звуковые законы и их внутренние механизмы" (1976), "Метод системной реконструкции и внутренняя хронология историко-лингвистических фактов" (1972). Существенна идея органического единства "дискретных" и "непрерывных" элементов речевого потока при одновременном признании определенного функционального различия между ними (различительная функция фонем и "скобочная", соединительно-разделительная функция "синдем"), как и идея совмещения этих функций в "промежуточных образованиях" разного рода. Это в известной мере сопоставимо с концепцией единой семантики в грамматических работах ученого и выделением в них своеобразной промежуточной сферы "скрытой грамматики". Далее, существенно требование, не ограничиваясь констатацией "регулярностей" звукового развития ("звуковых законов" в смысле учения младограмматиков), вскрывать подлинные закономерности этого развития, т.е. выяснять его внутренние механизмы, что невозможно без обращения к методам системной реконструкции. И здесь снова напрашивается одна несомненная аналогия с проявившимся в грамматических и лексикологических трудах С.Д.Кацнельсона стремлением к системному рассмотрению языковых фактов, а также к выявлению -- особенно в работах 70-х гг. -- внутренних механизмов порождения речи.

Две статьи, помещенные в конце раздела "Историческая типология", дополнительно конкретизируют на германском материале положения историко-фонологической концепции автора, развивая, как и упомянутая книга "Сравнительная акцентология германских языков", тезис о решающем воздействии ударения и распределения слоговых акцентов на развитие фонемного состава слова.

При широком диапазоне научных интересов С.Д.Кацнельсона и значительном разнообразии поставленных им проблем его творчество обладает большой внутренней цельностью, что обусловлено единством мировоззрения ученого и четкостью его творческого почерка. Эта цельность проявляется и в довольно многочисленных работах об отдельных лингвистах и лингвистических теориях (из таких работ в сборнике представлены только три, связанные с ведущими направлениями зарубежного языкознания последнего столетия -- младограмматизмом, соссюрианством и постструктурализмом).

Лингвистические труды С.Д.Кацнельсона получили широкий отклик. Уже первая его книга "К генезису номинативного предложения" не только открыла новое направление в советском языкознании, но вызвала интерес и за рубежом, о чем свидетельствует положительная рецензия на нее, написанная одним из авторитетнейших западноевропейских специалистов по эргативности -- К.Уленбеком. Книга "Типология языка и речевое мышление" издана за границей в немецком и (частично) в венгерском переводе. Научное творчество и педагогическая деятельность С.Д.Кацнельсона оказали глубокое влияние на многие десятки лингвистов в нашей стране и за ее пределами. Это влияние испытали не только его ученики и младшие товарищи, но и его ровесники, и даже некоторые представители того поколения, которое пришло в науку раньше, чем он. Многие идеи С.Д.Кацнельсона вошли в золотой фонд теоретической лингвистики, а другие вызвали плодотворные споры и дискуссии.

Предпринятая теперь новая публикация избранных трудов Соломона Давидовича, отвечающая давно назревшей общественной потребности, осуществляется в соответствии с планом, который был намечен самим автором еще до тяжелой продолжительной болезни, оборвавшей 30 декабря 1985 г. его жизнь.

Соломон Давидович КАЦНЕЛЬСОН (1907--1985)

Выдающийся российский лингвист-теоретик, классик отечественного языкознания. Доктор филологических наук, профессор. Автор трудов по скандинавистике, германистике, сравнительно-историческому языкознанию, лингвистической типологии, философии языка, истории языкознания.

В 1932 г. окончил педагогический факультет II МГУ; в 1935 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "К генезису номинативного предложения", в 1939 г. -- докторскую на тему "Номинативный строй речи: Атрибутивные и предикативные отношения". С 1940 г. -- профессор, сотрудник Института языка и мышления им. Марра, преподавал в Ленинградском университете. В 1971--1976 гг. заведовал сектором индоевропейских языков, а в 1976--1981 гг. -- сектором теории грамматики и типологических исследований Ленинградского отделения Института языкознания АН СССР.

С.Д. Кацнельсон -- один из основных представителей Ленинградской грамматической школы. Его работы предшествовали появлению семантической и грамматической типологии. Занимался также исторической акцентологией германских языков и историей языкознания. Инициатор и главный редактор выходившей в Ленинграде серии монографий "История лингвистических учений" и монографии "Грамматические концепции в языкознании XIX века".

Политический и экономический расцвет Англии начинается с 16-го века. В правление королевы Елизаветы Англия уже по праву считается владычицей морей. Новые морские пути и связанная с ними торговля сформировала в стране сильную буржуазию, и в 17-м веке в Англии произошла буржуазная революция. В результате государственного переворота 1688 года была установлена буржуазно-конституционная монархия, ограничившая власть короля и провозгласившая верховенство парламента.

Таким образом, завоевания буржуазной революции пришли в Англию на столетие раньше Франции.

Союз буржуазии с дворянством способствовал расцвету английской культуры и эстетических вкусов. Теперь Англия справедливо считается первой страной в области литературы, драматургии и театра.

Английское изобразительное искусство сложилось позже остальных видов искусств, и процесс этот был трудным. Феодальные войны и Реформация тормозили формирование собственной художественной традиции. В протестанской Англии почти не было религиозной живописи. В 17-м веке медленно начинает развиваться портретный жанр, в основном миниатюра.

Расцвет национальной английской живописи начинается с Уильяма Хогарта.

Этот художник помог сблизиться с передовой английской литературой и театром. Хогарт сначала учился у ювелира, затем стал заниматься гравюрой и как гравер сложился быстрее живописца. В гравюрах он изображает современную жизнь и делал предметом сатиры все ее отрицательные стороны: распущенность нравов, продажность суда, разложение армии и т.д.

Хогарт создает целые серии живописных полотен: "История шлюхи", "История распутника", "Модный брак". В этих сериях художник рассказывает о судьбе простых людей. Каждая из картин в сериях представляет собой как самостоятельное произведение живописи. Многие картины дошли до нас только в виде гравюр, т.к. живописные произведения погибли во время пожара. Картины Хогарта, достоверные и по сюжету, и в деталях быта, звучали морализаторски-назидательно, как воскресная проповедь.

Хогарт занимался и исторической живописью, религиозными сюжетами.

Хогарт - это жанровые картины и гравюры, в которых он показал социальную жизненную драму несколько прямолинейно, но без всякого иносказания, в доступной, ясной форме.

На протяжении всей жизни Хогарт обращался и к портрету. Это и групповые портреты, и парадные, и портреты близких людей.

Хогарт был единственным художником английского Просвещния и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусством театра, сатирических журналов, с литературой Просвещения. Справедливо считается, что Хогарт стал первым представителем великой живописи в Англии.


Этот художник был сыном Ричарда Хогарта и Анны Гиббонс. Он родился 10 ноября 1697 года. Уильям был пятым ребенком в семье. Его отец был учителем латыни в школе, и его семья очень полагались на него как на основного кормильца. Однако в 1707 году отец будущего художника основал кофейню, но этот бизнес был убыточным. Ричарда посадили в тюрьму за долги. Он оставался там до 1712 года и, к сожалению, умер всего несколько лет спустя в 1718 году.

Чтобы заработать немного денег, Уильям Хогарт начал учиться и подрабатывать у гравера Эллиса Гэмбла в 1713 году. К 1720 он имел свой собственный бизнес, в основе которого лежало гравирование. Благодаря этой работе Хогарт встретился с художником Джеймсом Торнхиллом и стал постоянным слушателем художественной академии Торнхилла, которая находилась в Ковент-Гарден. Это время было единственным формальным обучением искусству Хогарта. В этот период он создал свою самую ценную работу, серию иллюстраций к произведению Сэмюэла Батлера «Хадибрас». В течение 1720-х годов Хогарт продолжает создавать серию гравюр к сценам из популярных театральных шоу, демонстрируя самые ранние признаки сатирической работы. Такие работы, как «Замысел Компании Южных морей» и «Лотерея», выполненные в 1721 году, показали остроумие Хогарта и помогли установить репутацию Хогарта как художника в Лондоне.

Хогарт создавал свою собственную академию в период с 1735 до 1755 года, и именно она стала важным предшественником Королевской академии, которая была открыта в 1768 году. Начиная с 1731 года, Хогарт изображает то, что стало известным как его «картины современной морали». Они были специально разработаны для копирования в больших количествах и продавались для представителей общественности. Наиболее известной в этой серии является работа «Карьера проститутки». Гравюры Хогарта стали популярными, и они регулярно копировались и продавались без его разрешения. Хогарт использовал свои парламентские контакты, чтобы ввести закон об авторских правах в 1735 году, и таким образом, копирование работ без разрешения стало незаконным. В период между 1740 и 1745 художник сосредоточен на портретах и получает деньги за них от богатой и влиятельной элиты Лондона. Портреты детей Грэхэма выполнены особенно искусно. На протяжении 1730-х и 1740-х годов репутация художника выросла. Вырос и его интерес к социальным и моральным реформам. Работы Хогарта демонстрируют отчетливо пропагандистский тон, направленный на урбанизацию Лондона и проблемы города, связанные с преступностью, проституцией, азартными играми, а также алкоголизмом.

Знаменитый автопортрет 1745 года, который отмечается во многих отношениях как высшая точка карьеры Хогарта, был также художественным манифестом. Он озорно сопоставляет некоторые детали своей жизни. Здесь изображены также: его мопс Трамп и тома великих английских писателей (Уильяма Шекспира, Джона Милтона и Джонатана Свифта).

В 1748 Хогарт создал «Ворота Кале или О, ростбиф старой Англии». Это случилось после насыщенной событиями поездки во французский порт Кале. После входа в порт в качестве туриста художник начал набрасывать эскизы укрепления. Это привлекло внимание французской полиции, которая обвинила его в шпионаже.

По возвращении в Англию Хогарт был на пике своей карьеры и хорошо зарабатывал на своих печатных работах и портретной фотографии. Затем он попробовал свои силы в исторической живописи, но это предприятие не было очень успешным, и он получил много критики.

Хогарт умер в 1764 году в своем доме в Лестере, оставив необычайное наследие. Работая полностью за пределами учреждений академического искусства, он произвел революцию на популярном арт-рынке и показал совершенно новую роль художника. Хогарт стремился создавать произведения большой эстетической красоты. Несомненно, его произведения сделали Лондон лучшим городом для будущих поколений.

Уи́льям Хо́гарт (англ. William Hogarth; 10 ноября 1697, Лондон - 26 октября 1764, Лондон) - английский художник, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике. Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.

Уильям Хогарт родился в одном из лондонских районов Бартоломью-Клоуз (англ. Bartholomew Close) в семье бедного учителя латыни Ричарда Хогарта и Анны Гиббонс и был первым выжившим ребёнком супругов. Бедность вынудила отца Хогарта заняться корректурой латинских текстов для издателей.

Уильям с раннего детства проявил незаурядные способности к рисованию, был весьма наблюдателен и имел великолепную память на детали. В начальной школе учился неохотно, в основном проводя время за рисованием. В детстве Уильям был вынужден продавать приготовленные матерью народные средства лечения, поскольку идея отца основать кафе, где посетители могли бы общаться исключительно на латыни, потерпела крах. Отец на пять лет попал в лондонскую долговую «Флитскую тюрьму». Поэтому приступить к учёбе Хогарт смог значительно позже сверстников.

В 1713 году Хогарт, не закончив начальную школу, стал учеником у гравёра по серебру Эллиса Гэмбла, где получил навыки гравировки, работы с металлом и познакомился со стилем рококо . В 1718 году умер отец Уильяма и он, будучи старшим ребенком в семье, был вынужден содержать свою мать и двух сестер, берясь за мелкие заказы. Он изготовлял коммерческие визитки, небольшие гербы и другие мелкие изделия. Такая работа не приносила Хогарту удовольствия, он считал её глупой и скучной, поскольку испытывал тягу к высокому искусству. Прежде всего его интересовала графика. Поэтому вскоре он начал брать уроки живописи в одной из лондонских частных художественных академий, которую основали Льюис Черони и Джон Вандербанк. Хогарт также много занимался самообразованием.

В 1720 году он открывает собственную небольшую граверную мастерскую. Его первыми самостоятельными работами были графические сатиры о крахе акций Компании Южных морей (The South Sea Scheme, ок. 1721), сатиры на маскарады и оперные спектакли (Masquerades and Operas, 1724) и на театральную жизнь Лондона (A Just View of the British Stage, 1724).

Хогарт забросил академию, а с 1724 года стал посещать школу живописи и рисунка, основанную в доме придворного художника Джеймса Торнхилла, известного своими росписями в лондонском Соборе Святого Павла. В 1720-1730 годы Хогарт овладевает искусством книжной иллюстрации. В 1726 году он иллюстрирует известную антипуританскую приключенческую поэму «Хадибрас» Сэмюэла Батлера. Первое живописное произведение Хогарта появилось в 1728 году, это было полотно на сюжет популярной тогда пьесы Джона Гея «Опера нищего».

В 1724 году Хогарт познакомился с 15-летней дочерью Торнхилла - Джейн. Через пять лет, не надеясь получить согласие отца Джейн на брак, Хогарт и его возлюбленная тайно обвенчались в старой Паддингтонской церкви (23 марта 1729 год). Примириться со своим тестем Хогарту удалось лишь после того, когда он достиг материального благосостояния и признания, как художник.

По воспоминаниям самого Хогарта: «Потом я женился и занялся рисовать небольшие салонные картинки от 12 до 15 дюймов высотой. Поскольку они были новинкой, то имели успех в течение нескольких лет и хорошо продавались».

В конце 1720-х годов Хогарт написал ряд групповых портретов английских семей, так называемые «разговорные портреты» (англ. conversation pieces). К ним относятся «Музыкальная вечеринка» (A Musical Party, 1730, Музей Фицуильяма, Кембридж), «Собрание в доме Ванстед» (The Assembly at Wanstead House, 1729-31, Музей искусств Филадельфии), «Семья Волластон» (The Wollaston Family, 1730, частная коллекция) и «Семья Фаунтейн» (The Fountaine Family, 1730-32, Художественный музей Филадельфии).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Хогарт, Уильям (1697-1764) - выдающийся английский гравер, живописец и теоретик искусства. выполненные в живом реалистическом стиле, раскрывали пороки современного ему общества. Это циклы картин «Жизнь распутника», «Модный брак», «Счастливая свадьба», «Выборы». Кроме того, он написал много жанровых сцен, а также портретов. Ниже будет даны и другие картины с названиями Уильяма Хогарта. Для начала мы представим самого художника в расцвете творчества.

«Автопортрет с собакой» (1745 год). Галерея Тейт, Лондон

Кроме этой картины Уильяма Хогарта с его любимым мопсом известен также автопортрет за мольбертом в парике. Но мы остановимся именно на полотне с собакой Трампом, поскольку художник собрал в нём всё, что ему дорого и мило. Во-первых, любимый пёс, который был верным другом живописца. Во-вторых, три томика любимых книг, авторами которых были Мильтон, Шекспир и Свифт. Из произведений этих гениев черпал идеи своих картин Уильям Хогарт. Описание портрета, которое мы начали, будет продолжено ниже. Художник был очень дружен со Свифтом, который поддерживал стремление живописца сокрушить пороки общества сатирой. Художник, который считал, что в это время ему не было равных в Англии, к своему портрету подошёл с иронией. Он не возвеличивает себя, а изображает в домашней одежде: без парика, с теплой шапкой и в домашнем халате. Его лицо абсолютно спокойно. Этот волевой человек с довольно тяжеловесными чертами лица добился всего в жизни сам и законно гордится этим. Перед ним на переднем плане расположена палитра с волнистой линией, которую он назвал линией красоты. Глаза художника внимательно и открыто смотрят на зрителя. Он вглядывается в нас, изучая своих персонажей. Композиция его очень необычна: картина в картине. Стиль этого автопортрета - натюрморт с элементами барокко, так как он заключен в овал, который широко использовался до конца XVII века.

Творчество

Шесть картин и гравюр (не сохранились все картины, часть осталась только в гравюрах) составляют цикл о жизни девушки из провинции, которая в столице стала особой лёгкого поведения. Они были исполнены в 1730-1731 годах («Карьера продажной женщины»). Гравюры стали популярными. Они продавались почти в каждой книжной лавке. Основатель английской школы живописи был прославлен циклами своих картин, которые мы уже упоминали, а также портретами, впечатляющими сатирой на церковь, - «Уснувшая паства» (1728-1729 годы), на творческих людей - «Замученный поэт», и судей - «Донос» (1729 год) и «Суд» (1758 год). На последней картине просто страшно смотреть на лицо судьи, которое напоминает морду бульдога.

Такой мёртвой хваткой вцепится в подсудимого и засудит независимо от вины. Сначала художник раздражал публику и критику яркостью своих произведений. На картины Уильяма Хогарта нападали из-за яркости колорита, изысканной красоты палитры, необычной свежести тем, а он был новатором и реформатором в английской живописи. Если портреты были групповыми, то мастер выстраивал их перед нами как на сцене, рассматривая сюжеты, как писатель, обостряя изображения своих персонажей. Картины Уильяма Хогарта указывают на их вульгарность, развращенность, грубость нравов. Искусство, как считал Хогарт, должно развивать душу и ум, а не только развлекать, как это делало рококо.

«Девушка с креветками» (примерно 1760-е годы)

Невозможно пройти мимо этого холста, излучающего радость жизни. Изнутри этого портрета идёт свет. Здесь, как и в «Портретах слуг», живописец перестаёт быть сатириком. Он полон восхищения перед юной девушкой, которая, как корону, несёт на голове блюдо с креветками. Изображенная вполуоборот модель освещена солнечными лучами. Работа написана динамичными мощными мазками. В ней нет тонких цветовых переходов. Сложный колорит, который совмещает золотистые, коричневатые и розоватые тона, разложен на простые составляющие. Поэтому появляется впечатление, что картина рождается сама собой на глазах у зрителя. Это моментальное впечатление художника - рывок через столетия к импрессионизму. В этой работе проявилась любовь к простому человеку из народа. Образ продавщицы чрезвычайно обаятелен. Это - одна из самых известных картин художника, в которой он демонстрирует всем естественную основу человека, живущего без маски.

Портреты мастера

Как мужские, так и женские и детские портреты Хогарт почти никогда не писал по заказу. Его героями становятся близкие ему по духу люди. Это либо его родные, либо друзья. Поэтому они окрашены уважением и симпатией к моделям. В них мы не найдем изнеженности и жеманности рококо. Напротив, нам открывается цельность натуры изображенного человека. Также Хогарт показывает их земную полнокровность.

Примером могут послужить «Мисс Мери Эдвардс» (1740 г., частная коллекция, Нью-Йорк), «Дети семьи Грэм» (1742), «Миссис Солтер» (≈ 1741 или 1744 годы). Обе последние картины экспонируются в галерее Тейт (Лондон).

История создания сатирической серии

В 1743-1745 годах Хогарт написал цикл из шести картин. Они высмеивали высшее общество. Сын обедневшего аристократа решил жениться на дочери богатого буржуа и поправить своё Картины Хогарта «Модный брак» - это пародия на high society, которое, забыв о чести и достоинстве, из стремления к материальным благам стремилось приблизиться к ним любым путем, даже неравным браком. Каждая картина Уильяма Хогарта «Модный брак» тщательно и последовательно прослеживает его эволюцию вплоть до смерти всех главных героев. Им супружество не принесло не только счастья, но и разрушило надежды на нормальную человеческую жизнь.

Уильям Хогарт, «Модный брак»: описание картины


Вот как Хогарт рассказал о нравах современного ему общества.

Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что живописец был новатором, который в духе Просвещения показывал изъяны и теневые стороны социума.

mob_info