Готы и гунны в крыму. Авары и болгары

Побывали на крымской земле также готы и гунны. На границах огромной Римской империи приходилось сдерживать натиск варварских племен. В конце 2-го века германское племя готов начало движение с берегов Балтийского моря на юго-восток. Это событие положило начало эпохе Великого переселения народов.

Готы и одно из сарматских племен – аланы вторглись в Крым. Археологически засвидетельствована практически одновременная гибель почти всех поселений Крымской Скифии. Готы и аланы разорили окрестности Херсонеса, но сам город защитникам удалось отстоять. Разноплеменный готский союз более чем на столетие стал хозяином Северного Причерноморья. Тысячи пленников и несметные сокровища стали добычей варваров.

Часть аланов и готов осели в Юго-Западном Крыму. Они занимались земледелием и скотоводством. Ученые отмечают различия в их похоронных обрядах. Аланы хоронили своих покойников в скорченном положении в ямах особой формы.

Готы же сжигали мертвых соплеменников, а пепел предавали земле в керамических сосудах. Характерными для готских погребений являются различные изделия, украшенные орлиной головой с сильно изогнутым клювом. Постепенно среди готов начинает распространяться христианство.

Расцвет могущества причерноморских готов приходится на середину 4 века. К этому времени они создали огромную державу, подчинившую все окрестные племена. Но вскоре пришел конец владычеству готских королей в Северном Причерноморье.

В конце 4 века начинается вторжение кочевников – гуннов, пришедших из степей Центральной Азии. Они были прирожденными наездниками. Начиная сражение, гунны осыпали врагов тучами стрел, а затем с отчаянной храбростью схватывались в ближнем бою. Готы не смогли устоять против сильного врага. Часть покорилась гунам, а другие подались в бега. В Крыму готы и аланы нашли убежище в горах полуострова. Место их нового расселения позже стало называться Готией.

Пройдя через Крым, гунны двинулись на запад, разоряя римские провинции. Смертельная опасность заставила объединиться различные европейские народы. Около 100 лет борьба шла с переменным успехом. Но во второй половине 5 века, потерпев сокрушительное поражение от германцев, гуны отхлынули назад, в степи Причерноморья и в Крым. Завоеватели проникли даже в горную часть полуострова, потеснив аланов, готов, и . Херсонесу удалось выстоять, но жизнь во враждебном окружении была полна лишений и опасностей.

Под ударами готов и гуннов распалась великая Римская империя. Восточная её часть, отделившаяся в 395 году, просуществовала как самостоятельное государство более тысячи лет. Современные историки называют это государство Византийской империей, или просто Византией. Важное значение Византия предавала , который в то время начали называть Херсоном.

Выгодное расположение города позволяло контролировать варварские народы Северного Причерноморья и предупреждать их вторжение в империю. В 488 году Херсон был разрушен сильным землетрясением. Император Зенон выделил большую сумму на его восстановление. Для защиты Херсона и земледельческого населения Юго-Западного Крыма Византия построила крепости, называемые теперь «пещерными городами». Основные пещерные города – Мангуп, Эски-Кермен, Чуфут-Кале и Бакла, Кыз-Кермен и Тепе-Кермен, Сюреньская крепость и Каламита.

Гунны - это кочевые племена, что в свое время переселились из Азии в Европу. Ну, вот и все познания о гуннах, которые имеются у большинства людей. А ведь о них можно рассказать много интересного, именно этому и посвящена статья.

Кто такие гунны?

Свою историю эти племена начинают вести с 3 века до н. э. Историки связывают происхождение гуннов от племен хуннов, которые обитали на территории современного Китая, на берегах реки Хуанхэ. Гунны - это народность азиатского происхождения, которая был первой, кто смог создать в Центральной Азии кочевую империю. История гласит, что в 48 году до н. э. хуннов разделили на два клана: Южные и Северные. Северные хунны потерпели поражение в войне против Китая, их объединение распалось, а оставшиеся кочевники мигрировали на запад. Связь хуннов и гуннов можно проследить, изучив наследия материальной культуры. Для обеих народностей характерным было использование лука. Однако в настоящее время этническая принадлежность гуннов поддается сомнению.

В разные временные периоды слово «гунны» всплывает в справочниках по истории, однако этим именем чаще всего обозначают обычных кочевников, что жили на территории Европы вплоть до Средневековья. В настоящем же, гунны - это племена-завоеватели, которые основали великую империю Атиллы и спровоцировали Великое переселение народов, ускорив тем самым ход исторических событий.

Вторжение племен

Считалось, что гунны под натиском императора династии Хань вынуждены были покинуть родные земли и пойти на запад. Попутно беженцы завоевывали попадавшиеся им племена и включали их в свою орду. В 370 г. гунны пересекли Волгу, на этот момент в их состав входили монголы, угры, тюркские и иранские племена.

С этого момента о гуннах начинают упоминать в летописях. Чаще всего о них говорят, как о варварах-захватчиках, не отрицая их силы и жестокости. Кочевые племена становятся главной первопричиной важных исторических событий. Даже сегодня историки спорят о том, откуда в действительности произошли гунны. Некоторые настаивают, что эти племена были предками славян и не имеют никакого отношения к Азии. Хотя в это же время тюрки утверждают, что гунны были тюрками, а монголы говорят: «Гунны - это монголы».

В результате исследований удалось выяснить лишь то, что гунны близки к монголо-маньчжурским народам, о чем говорит схожесть имен и культуры. Однако никто не торопится это опровергать или подтверждать со 100% уверенностью.

Зато роль гуннов в истории никто не умаляет. Стоит отметить особенности вторжения племен гуннов на вражеские территории. Их атаки были неожиданными, как схождение лавины, а тактика ведения боя вводила врага в полное смятение. Кочевые племена не вступали в близкий бой, они попросту окружали врагов и осыпали их стрелами, при этом непрерывно перемещались с места на место. Враг впадал в недоумение, и тогда гунны добивали его, навалившись всем конным войском. Если дело доходило к рукопашному бою, могли виртуозно владеть мечами, при этом воины не задумывались о своей безопасности - бросались в бой не жалея себя. Их яростные облавы застали врасплох римлян, племена Северного Причерноморья, готов, иранов и представителей других народностей, которые стали частью большого гуннского союза.

Захваченные земли

Впервые о гуннах упоминается в летописях 376 года, когда они захватили аланов Северного Кавказа. Позже они напали на государство Германарих и полностью его разгромили, что спровоцировало начало Великого переселения народов. За время своего господства на территории Европы гунны покорили значительную часть племен остготов, а вестготов оттеснили во Фракию.

В 395 году племена гуннов перешли Кавказ и ступили на земли Сирии. Вождем гуннов в это время был царь Баламбер. Буквально в считанные месяцы это государство было полностью опустошенным, а племена-захватчики обосновались в Австрии и Паннонии. Паннония стала центром будущей империи гуннов. Это была отправная точка, с которой они начали нападать на Восточную Римскую империю. Что касается Западной Римской империи, то племена гуннов вплоть до середины 5 века были их союзниками в войнах против германских племен.

От Ругила к Атилле

Все жители покоренных земель вынуждены были принимать участие в военных походах и платить налоги. К началу 422 года гунны вновь напали на Фракию. Опасаясь войны, император Восточной Римской империи начал выплачивать вождю гуннов дань.

Спустя 10 лет Ругила (вождь гуннов) начал угрожать Римской империи в разрыве мирных соглашений. Причиной такого поведения стали беглецы, которые прятались на территории Римского государства. Однако Ругила так и не осуществил задуманное, в ходе ведения переговоров скончался. Новыми правителями стали племянники покойного вождя: Бледа и Атилла.

В 445 году при невыясненных обстоятельствах Бледа погиб на охоте. Историки предполагают, что он мог быть убит Атиллой. Однако этот факт не был подтвержден. С этого момента Атилла - вождь гуннов. Он вошел на страницы истории в качестве жестокого и великого полководца, что стер с лица земли всю Европу.

Наибольшего величия империя гуннов приобрела в 434-453 годах при вожде Атилле. За время его правления к гуннам отошли племена булгар, герулов, геидов, сарматов, готов и других германских племен.

Правление Атиллы

За время единоличного правления Атиллы государство гуннов разрослось до невероятных размеров. В этом была заслуга их правителя. Атилла (вождь гуннов) проживал на территории современной Венгрии. С этого места его власть распространялась до Кавказа (восток), Рейна (запад), датских островов (север) и Дуная (юг).

Атилла вынудил Феодосия Первого (правителя Восточной Римской империи) продолжать платить ему дань. Опустошил Фракию, Мидию, Иллирию, подчинил себе правый берег Дуная. Дойдя до границ Константинополя, заставил императора откупиться от проведения военных действий и предоставить гуннам земли страны на южном береге Дуная.

Обосновавшись в Константинополе, Атилла отправляется к Валентину Третьему, правителю Западного Рима с просьбой отдать за него сестру. Однако правитель Западной империи отказывается от такого союза. Оскорбленный отказом, Атилла собирает армию и начинает двигаться на запад. Вождь гуннов проходит Германию, переправившись через Рейн, уничтожил Трир, Аррас и множество других городов.

Осенью 451 года на Каталуанской равнине началась грандиозная битва народов. Можно даже предположить, что это было первое в истории нашей эры великомасштабное сражение. В этом противостоянии продвижение гуннов было остановлено объединенной армией римских империй.

Смерть Атиллы

При царе Атилле было сформировано большое политическое образование, в котором до 6 века основную часть населения составляли сарматы, гунны и другие племена. Все они покорялись единому правителю. В 452 году гунны Аттилы вошли на земли Италии. Под угрозой военного конфликта оказались такие города, как Милан и Аквелия. Однако войска отступают назад, на свои территории. В 453 году Атилла умирает, а из-за возникнувших недоразумений относительно нового вождя на гуннов нападают гепиды, которые возглавили восстание племен Германии. Начиная с 454 года, власть гуннов превращается в историческое прошлое. В этом году в противостоянии при реке Недао их вытесняют в Причерноморье.

В 469 году гунны предпринимают последнюю попытку прорваться на Балканский полуостров, однако их останавливают. Они постепенно начинают смешиваться с другими племенами, прибывающими с востока, и государство гуннов прекращает свое существование.

Ведение хозяйства

История гуннов началась и закончилась внезапно, за короткий промежуток времени образовалась целая империя, которая покорила почти всю Европу, и так же быстро она исчезла, смешавшись с другими племенами, что пришли осваивать новые земли. Однако даже этого небольшого промежутка хватило для того, чтобы гунны сотворили свою культуру, религию и уклад жизни.

Главным занятием их, как и большинства племен, было скотоводство, о чем говорит Сыня Цян - китайский историк. Племена постоянно переходили с места на место, жили в передвижных юртах. Основной рацион состоял из мяса и кумыса. Одежду делали из шерсти.

Важной частью жизни были войны, главная цель которых состояла первоначально в захвате добычи, а потом уже в подчинении новых племен. В мирное время гунны попросту следовали за скотом, попутно охотясь на птиц и зверей.

Кочевое скотоводство состояло из всех видов домашних животных, включая двугорбого верблюда и осла. Особое внимание уделялось непосредственно коневодству. Это был не только резерв для военных действий, но своеобразное подтверждение социального статуса. Чем больше поголовье лошадей, тем почетней кочевник.

Во времена расцвета империи гуннов были основаны города, где жители могли вести оседлый образ жизни. В результате раскопок было видно, что племена некоторые время занимались земледелием, а в городах были созданы специальные места для хранения зерна.

По факту, гунны были кочевыми племенами и занимались скотоводством, однако не стоит сбрасывать со счетов наличие небольших очагов оседлого способа ведения хозяйства. В пределах государства эти два образа жизни гармонично существовали.

Социальная сторона жизни

Племена гуннов имели сложную для того времени социальную организацию. Главой страны был шаныой, так называемый «сын неба» с неограниченной властью.

Гунны подразделялись на роды (кланы), которых насчитывалось 24. Во главе каждого из них стояли «управляющие поколениями». В начале захватнических войн именно управляющие делили между собой новые земли, позже этим начал заниматься шаныой, а управляющие стали простыми начальниками над всадниками, которых числилось по 10 тысяч за каждым.

В армии все тоже было не так просто. За назначение тысячников и сотников, а также за распределение земель между ними отвечал темник. С другой стороны усиленная центральная власть не превратила империю в монархию или автократию. Напротив, в обществе существовали народные собрания и совет старейшин. Трижды в год гунны собирались в одном из городов своей империи, чтобы принести жертву Небу. В такие дни главы поколений обсуждали политику государства, смотрели конные скачки или бег верблюдов.

Было отмечено, что в обществе гуннов существовали аристократы, все они были связаны брачными союзами друг с другом.

Но, так как в империи было много покоренных племен, которых насильно адаптировали к обществу гуннов, то в некоторых местах процветало рабство. Рабами становились в основном пленные. Их оставляли в городах и заставляли помогать в земледелии, строительстве или ремеслах.

Главы гуннской державы имели план объединить все народы, хотя китайские и античные источники постоянно делают из них варваров. Ведь если бы они не стали катализатором для Великого переселения народов в Европе, то вполне вероятно, что кризис и рабовладельческий способ производства растянулись бы еще на несколько столетий.

Сегмент культурной организации

Культура гуннов берет свое продолжение от племен саксов, включает в себя их основные элементы и продолжает развивать. В этих племенах были распространены изделия из железа. Кочевники умели пользоваться ткацким станком, обрабатывали дерево и начинали промышлять ремеслами.

В племенах была развита материальная культура и военное дело. Так как гунны промышляли набегами на другие государства, у них была высокоразвита стенобитная техника, которая помогала сокрушать укрепления.

Гунны - народ кочевников. Однако даже в мире вечного движения были оседло-земледельческие оазисы, которые использовались в качестве зимовок. Некоторые поселения были хорошо укреплены и могли служить вместо военной крепости.

Один из историков, описывая пристанище Атиллы, говорил, что его поселение было большим, словно город. Дома были сделаны из дерева. Доски были прибиты друг к другу настолько крепко, что невозможно было заметить стыки.

Своих соплеменников хоронили на берегах рек. На местах стоянок кочевников сооружались курганы, огороженные по кругу оградой. Вместе с погибшими «хоронили» оружие и лошадей. Но большего внимания удостоились гуннские мавзолеи - группы курганов с подземными камерами. В таких курганах оставляли не только предметы оружия, но украшения, керамику и даже еду.

Что касается наскальных изображений, то чаще всего можно увидеть рисунки лебедя, быка и оленя. Эти животные имели свое сакральное значение. Считалось, что бык - это олицетворение власти. Олень приносит благополучие и указывает дорогу странникам. Лебедь был хранителем домашнего очага.

Искусство племен гуннов напрямую связанно с художественным стилем саксов, однако, они больше внимания уделяют инкрустации, а звериный стиль так и остается неизменным вплоть до 3 века, когда на смену ему приходят полихромные памятники.

Религия

Как и каждое уважающее себя государство, империя гуннов имела свою религию. Главным богом у них был Тенгри - божество Неба. Кочевники были анимистами, почитали духов Неба и силы природы. Изготавливали защитные амулеты из золота и серебра, на пластинах гравировали изображения животных, в основном драконов.

Гунны не приносили человеческие жертвы, зато имели литых из серебра идолов. Религиозные верования подразумевали наличие жрецов, колдунов и знахарей. В правящей верхушке гуннов нередко можно было встретить шаманов. В их обязанности входило определять благоприятные месяцы в году.

Характерным для их религии было также обожествление небесных светил, стихий и дорог. В качестве кровных жертв преподносили лошадей. Все религиозные церемонии проходили в сопровождении военных дуэлей, что были обязательным атрибутом любого мероприятия. К тому же, когда кто-то умирал, как знак скорби гунны обязаны были наносить себе раны.

Роль гуннов в истории

Вторжение гуннов оказало большое влияние на ход исторических событий. Неожиданные набеги на племена Западной Европы стали главным катализатором, что спровоцировал изменения в положении кочевников. Уничтожение остготов предотвратило возможность германизации склавен Европы. Аланы отошли на запад, а иранские племена Восточной Европы были ослаблены. Все это свидетельствует только об одном - на дальнейшее развитие исторических событий влияли только тюрки и склавены.

Можно даже казать, что предводитель гуннов, вторгшись в Европу, освободил восточных протославян от готов, иранов, аланов и их влияния на развитие культуры. Войска склавен гунны использовали как вспомогательный резерв военных кампаний.

Во времена правления Атиллы территория гуннов занимала немыслимые площади. Простираясь от Волги до Рейна, империя гуннских завоевателей достигает максимальной экспансии. Но когда умирает Атилла, великая держава распадается.

Во многих источниках, что описывают исторические события средневековья, гуннами именуют разные кочевые племена, которые встречаются в разных уголках Евразии. Однако никто так и не смог доказать их родство с европейскими гуннами. В некоторых публикациях это слово интерпретируется просто как термин, что означает "кочевое племя". Только в 1926 году К. А. Иностранцев вводит понятие "гунны" для обозначения европейских племен государства Атиллы.

Таким образом, напоследок можно сказать только одно: гунны - это не только кочевые племена с непреодолимой жаждой власти, но и ключевые фигуры своей эпохи, которые стали причиной многих исторических изменений.

В этой статье пойдёт речь о готах, но не о представителях распространённой в наше время молодёжной субкультуры, шокирующих своим видом добропорядочных граждан, а о тех варварах древности, племена которых, пройдя с севера на юг через всю Европу, основали одно из самых мощных государств средневековья - Толедское королевство. Готы (племя) исчезли во тьме веков также бесследно и таинственно, как и появились, оставив историкам широкий простор для исследований и дискуссий.

Европа первых веков нашей эры

На исторической сцене этот народ появился в тот момент, когда Европа переживала своего рода переходный период. Прежняя античная цивилизация отошла в прошлое, а новые государства и нации находились лишь в стадии формирования. По её обширным просторам непрерывно кочевали огромные массы народов, приводимые в движение постоянно меняющимися условиями жизни.

Что же являлось основной причиной столь активной миграции. По мнению учёных, этому способствовали два фактора. Первый из них, это периодически возникавшая перенаселённость в ранее обжитых и освоенных районах. И кроме того, покидать насиженные места заставляли появлявшиеся время от времени более сильные и агрессивные соседи, от которых приходилось спешно удаляться, нападая при этом на тех, кто встречался на пути, и не мог дать должного отпора.

Воинственные скандинавы на просторах Европы

Итак, по его словам готы - племена скандинавского происхождения, двигавшиеся по территории Европы в южном направлении. В 258 году они достигают Крыма, и часть из них селятся в нём, сменив на оседлый. По некоторым данным в восточной части полуострова тогда поселилось порядка пятидесяти тысяч семей. Ряд исследователей отмечает, что вплоть до конца XVIII века в тех районах продолжал звучать готский язык, полностью исчезнувший к тому времени в других частях мира.

Однако, это был лишь единичный случай, и среди прочих европейских кочевников по-прежнему одно из ведущих мест занимали готы (племя). История народа того периода наполнена непрекращавшимися столкновениями с жителями территорий, по которым пролегал их путь. Упомянутый выше летописец Иордан уверяет, что в результате этого им буквально не приходилось дважды ночевать на одном месте. Из поколения в поколение они рождались, росли и умирали в дороге.

Варвары на границах Римской империи

Путешествуя таким образом, в начале IV века они приблизились к границам Великой Римской империи. Как это ни странно, но лучшая по тем временам армия мира иной раз бывала бессильна против неожиданных атак этих закутанных в шкуры дикарей, сминавших чёткий строй легионов, бившихся вопреки всем существовавшим правилам, и затем бесследно исчезавшим в глубине лесных чащоб.

Внушала страх и их многочисленность. На границе государства появились не разрозненные отряды, а многотысячный народ с повозками, женщинами, детьми и скотом. Если в летний период их продвижению мешали две естественные преграды - реки Дунай и Рейн, то зимой, когда они покрывались льдом, путь варварам был открыт.

К этому времени империя, раздираемая жесточайшим кризисом, причиной которого явились коррумпированность и разложение её правящей элиты, ещё оказывает готам сопротивление, но в целом сдержать их продвижение уже не в силах. В 268 году, перейдя по льду Дуная, готы - германские племена, пополненные за счёт присоединившихся к ним некоторых иных малочисленных народов, грабят пограничную провинцию Паннония. Эта территория, включающая в себя часть современной Венгрии и Сербии, стала первым боевым трофеем готов в Римской империи.

Тогда же произошло второе отделение семейств, порвавших с вечным скитанием и отдавших предпочтение оседлости. Они расселились в провинциях Мезия и Дакия, входящих ныне в границы Болгарии и Румынии. В целом же готы - племя, история которого насчитывала к тому времени более двух столетий, укрепилось настолько, что вскоре римский император Валент счёл за благо заключить с ним дипломатическое соглашение о ненападении.

Гунны - бич Божий

Во второй половине IV века Европу постигло ужасное несчастье - с востока в её пределы вторглись бесчисленные орды гуннов под предводительством знаменитого Аттилы. Даже по меркам того жестокого и далёкого от гуманизма времени, они поражали всех своей необузданной свирепостью и жестокостью. Угроза, связанная с их нашествием, в равной степени коснулась и римлян, и готов. Недаром их называли не иначе, как «бич Божий».

Одновременно со вторжением гуннов, готы - древние племена, составлявшие прежде единый народ, разделились на две самостоятельные ветви, вошедшие в историю как вестготы (западные) и остготы (восточные). Последние были в 375 году наголову разбиты гуннами, а их король Эрманарих от горя и позора покончил с собой. Те же, кому довелось остаться в живых, были вынуждены сражаться на стороне своих бывших врагов. На этом история восточногерманского племени готов была практически завершена.

Союз с римлянами

Став свидетелями гибели своих соплеменников, и опасаясь разделить их участь, вестготы обратились за помощью к римлянам, чем изрядно их обрадовали. Им была предоставлена возможность свободно селиться в приграничных районах империи, при условии, что они будут защищать её рубежи. За это, по условиям договора, власти обещали снабжать их продуктами и всем необходимым.

Однако на деле всё обстояло совершенно иначе. Предельно коррумпированное латинское чиновничество воспользовалось удобным случаем для совершения масштабных и наглых хищений. Присваивая деньги, отпущенные на содержание готских застав, они держали своих защитников и их семьи впроголодь, лишая самого необходимого. Готы - племя, привыкшее за время скитаний ко всевозможным лишениям, но, в данном случае, налицо было унижение их достоинства, и с этим они не могли смириться.

Бунт и захват Рима

Чиновники не учли, что к этому времени вчерашние варвары, тесно общаясь с латинянами, успели усвоить многие понятия высокой цивилизации. Поэтому отношение к себе, как к дикарям, которым можно безнаказанно сплавлять собачину под видом свинины, считали оскорблением. К тому же готы - древние племена, испокон века привыкшие мечом решать все споры. В результате произошёл бунт. На его подавление правительство направило регулярные войска, которые в августе 378 года были наголову разбиты в сражении под Адрианополем.

В целом же история этого народа, само название которого таит в себе нечто былинное и богатырское, остаётся во многом загадочной и до конца неисследованной. Со страниц древних летописей как заклинание звучат имена - Тульга, Вамба, Атанагильд. Но в этой недосказанности и таится та притягательная сила, что манит нас снова и снова вглядываться в таинственную глубину веков.

В середине III века скифские поселения погибают под натиском готов и алан. Скифы как этнос прекращают свое существование.

Воин-гот был вооружен копьем, мечом или боевым топором, кинжалом. В бою он прикрывался деревянным щитом, в центре которого была закреплена металлическая бляха - умбон. Воин держал щит за железную ручку. Мечи и кинжалы в ножнах подвешивались к поясу. Готские женщины носили разнообразные украшения - фибулы, браслеты, серьги, подвески, бусы, кольца, перстни. Они пользовались различными косметическими средствами, которые хранили в балъзамариях - небольших стеклянных сосудах.

В мирное время готы занимались земледелием. Они выращивали пшеницу, покупали вино и оливковое масло в амфорах, краснолаковую и стеклянную посуду, украшения. Торговля, вероятно, была меновой. В некоторых монетах, найденных в погребениях готов, просверлены отверстия - следовательно, их использовали в качестве украшений.

У германцев было развито ремесленное производство. Кузнецы изготовляли оружие и украшения из серебра, бронзы, железа. В отличие от других варваров, готы умели пользоваться гончарным кругом. Они изготовляли кувшины, миски и большие трехручные сосуды - "вазы".

Пришедшие в Крым готы были язычниками. Они поклонялись богам, олицетворявшим силы природы. В германской мифологии молот - оружие бога грома и молнии Тора. Готы верили в существование потустороннего мира - не случайно их погребения сопровождал разнообразный инвентарь, который должен был служить владельцу и на том свете.

Место готов занимают гунны, которые пришли в Северное Причерноморье в 375 г. Равнинная часть Крыма превратилась в кочевья гуннских племен, а жители долин переселились в горы.

Гунны были потомками народа хунну, воинственных кочевников, обитавших к северу и западу от границ Китая.

Антропологические исследования показали, что гунны принадлежали к монголоидной расе. Говорили они, скорее всего, на одном из тюркских языков.

Военные успехи гуннов отчасти объясняются их более прогрессивным снаряжением. Именно гунны принесли в Европу новые типы луков и седел. Отличительной особенностью гуннского лука были его большие размеры (120-160 см) и асимметричная форма. Его делали из нескольких кусков дерева, иногда различных пород. К деревянной основе с помощью клея и жил животных крепились костяные или роговые обкладки, придававшие луку дополнительную жесткость. Стрелы, пущенные из луков новой конструкции, летели быстрее и дальше, чем стрелы, выпущенные из луков старых типов. Благодаря новому луку гунны получили возможность использовать более крупные наконечники стрел, способные пробивать даже самые прочные доспехи.

Еще одним изобретением гуннов была новая конструкция седла. В ту эпоху стремян еще не знали, и поэтому именно от седла зависело, сможет ли всадник удержаться на лошади в пылу сражения. Жесткое гуннское седло имело деревянную основу, обтянутую кожей и скрепленную металлическими пластинами. Эти пластины зачастую украшались штампованным или пуансонным (точечным) орнаментом. Луки гуннских седел были высоко подняты. В таком седле всаднику сражаться было легче, чем в плоском кожаном седле.

Особенностью гуннской культуры были литые бронзовые котлы. Довольно много таких котлов найдено в погребениях. Они обычно имели воронковидную ножку, тулово цилиндрической формы, горло было отделено от тулова острым круговым ребром, П-образные ручки украшены грибовидными выступами. Некоторые исследователи считают гуннские котлы обычными котлами для варки пищи, другие - ритуальными сосудами, в которых варили мясо жертвенных животных, а грибовидные выступы, венчающие ручки котлов - стилизованными изображениями древа жизни.

При раскопках гуннских памятников обнаружено множество своеобразных украшений, выполненных в красно-желтой цветовой гамме. Поверхность золотых изделий разделялась на ячейки, в которых находились камни - альмандины или сердолики, или же вставки из стекла красноватых оттенков. Важным элементом в таких вещах была зернь - орнамент из припаянных к поверхности изделия мельчайших золотых шариков. Это художественное направление получило название "гуннского полихромного стиля". Так оформлялись рукояти мечей и кинжалов, ножны, пряжки, фибулы, диадемы, серьги, детали упряжи. Вероятно, для изготовления таких вещей гунны использовали золото, поступавшее к ним из Рима и Византии. Известно, чго те откупались от гуннов, выплачивая их вождям огромные суммы в золотых монетах - солидах. Однако в гуннских погребениях монеты не обнаружены. Следовательно, золото переплавляли и использовали для изготовления драгоценных украшений.

Археологические исследования этого и других гуннских погребальных памятников подтверждают данные письменных источников - любовь гуннов к золоту, важную роль коня в их жизни и религиозных представлениях.

Степная часть Белогорского района переживала постоянную смену обитателей. В конце VII века появляются хазары - известно их поселение Тау-Кипчак (районе пгт. Зуя). На смену хазарам приходят печенеги. В середине XI века их вытесняют половцы.

XIII столетие принесло на земли района разрушение: с востока вторглись монгольские орды. Несколько раз они проходили с боями на Сугдею (совр. Судак), разрушая все на своем пути. С этими событиями связана легенда о дубе на окраине Белогорска.

К XIII веку относится первое упоминание названия "Карасубазар" (старое название Белогорска). В эти времена формировались своего рода феодапьные владения - бейлики. Большая часть района принадлежала двум родам: Аргын и Ширин. Центром Аргынского бейлика было село Аргын (совр. Балки). Род Ширин был самым могущественным в Крыму. Земли рода простирались от Перекопа до Керчи. Сначала резиденция Ширин-бея была в Старом Крыму, но позже была перенесена в Карасубазар.

В то же время для обитателей период с середины XI века до 20-х годов XIII века предгорий был мирным и благоприятным. Карасубазар был связан с Сугдеей через горный перевал. Сугдея же в те времена была крупным международным торговым центром. Под влиянием Византии распространяется христианство. Постепенно христианскими становятся села северного склона Караби и вдоль дороги Белогорск-Приветное. Христианские села и города разрастаются, строятся многочисленные храмы.

Позже горная часть района попала под влияние итальянцев-генуэзцев. В 1380 г. они подписали договор с золотоордынским наместником в Крыму, согласно которому итальянцам принадлежала Солдайя (Сугдея, совр. Судак) и 18 сел в округе. Среди них были и те, что располагались вдоль дороги Белогорск-Приветное и на северных склонах Караби (например, с. Алексеевка).

1
Началом «великого переселения народов» обычно считают 60-70-е годы II в. н. э.- время так называемой Маркоманской войны, когда Римской империи дорогой ценой удалось отразить первый могучий натиск европейских племен на ее северо-западные пределы 2 . «Все народы от границ Иллирика до Галлии составили заговор, именно маркоманны, варисты, гермундуры и квады, свебы, сарматы, лакринги и буры, вандалы с виктуалами, осы, бессы, коботы, роксоланы, бастерны, аланы, певкины и костобоки»,- так характеризует вражеские силы, обрушившиеся на империю, римский историк Юлий Капитолин 3 .

Маркоманская война послужила сигналом для целого ряда крупных военных выступлений европейских племен, которые воспринимались в империи не как действия военных дружин, {143} а как переселения целых племен, что было в действительности относительно редким явлением. На рубеже III в. н. э. в Северо-Западное Причерноморье проникли готы, в течение последующих столетий нанесшие ряд ударов по Балканским провинциям Римской империи. Если на западе во время Маркоманской войны, как сообщает Юлий Капитолин, против Рима вместе с германцами и кельтами выступили фракийские и даже сарматские племена, то на востоке последние составили, несомненно, уже основную массу вооруженных сил готских объединений. Еще задолго до готов они начали здесь борьбу с империей, теперь же продолжали ее в новых политических условиях.

Вопрос о готах и их «варварском государстве» на Черноморском побережье является одним из наиболее темных вопросов древней истории Восточной Европы. Основным источником для изучения истории готов служит труд епископа Иордана «О готах» («De rebus Gethicis»), написанный в 551 г. на основании более ранних источников: сочинений неизвестного историка конца IV в. н. э. Аблабия, и особенно «История готов» Кассиодора - крупного политического деятеля остготского короля Теодориха. Сочинения Кассиодора, написанные в конце V в. н. э., точно так же не дошли до современности, но несомненно, что перу царедворца и выдающегося дипломата, каким являлся Кассиодор, мог принадлежать не беспристрастный исторический труд, а тенденциозное политическое произведение, которое возвеличивало бы историю «королевского рода Амалов». Подобными же политическими мотивами руководствовался в свою очередь и автор истории гетов и готов. В итоге у него получилось, что готы имеют якобы не менее древнюю и славную историю, нежели сам Рим, что они являлись могучим и многочисленным народом и что их воинственные короли простирали свою власть на огромные пространства вплоть до Прибалтики и верховьев Волги. Фантастичность многих мест в сочинении Иордана вполне очевидна; их могли принять за истину лишь реакционные германские буржуазные историки.



Готы являлись, по-видимому, частью восточногерманских племен - готов, готонов, или гутонов, обитавших в Южной Прибалтике у западных рубежей славянской земли и двинувшихся к югу в период, последующий за Маркоманской войной. Проникнув на Черноморское побережье, они попали в напряженную обстановку нараставшей борьбы местных скифо-аланских, фракийских и славянских племен против Римской империи, включились в движение и оказались во главе обширных племенных союзов, наносивших удары по империи в течение всего III в. н. э. Судя по археологическим данным, {144} рисующим восточногерманские племена начала нашей эры, готы стояли на более низкой ступени культурного развития, чем население Северного Причерноморья, состоявшее главным образом из скифо-аланских племен - непосредственных наследников скифо-сарматской причерноморской культуры. Готские отряды не оказали никакого заметного воздействия на местную культурную жизнь, а, наоборот, сами очень скоро усвоили причерноморские нормы быта и культуры. Именно этим и объясняется тот загадочный, на первый взгляд, факт, что археологическая наука, изучая развитие культуры в Северном Причерноморье, не может уловить никаких ощутимых признаков появления готов. В течение первых веков нашей эры преемственность культурной жизни в Причерноморье ничем не нарушалась, и так продолжалось вплоть до вторжения гуннов. Никаких новых черт в культуре Северо-Западного Причерноморья, связанных с появлением готов, не могла указать даже националистическая германская археология, пытавшаяся на этом основании утверждать, что германцы якобы издавна занимали эту территорию, что являлось уже полнейшей фантазией.



Говоря о готах в Северном-Причерноморье, следует также указать, что численность собственно готов была, вероятно, относительно невелика и их появление отнюдь не означало смены населения хотя бы и в очень ограниченных районах побережья Черного моря. Лишь имя «готы», как собирательное, очень скоро распространилось в империи для обозначения варварских племен всего Северо-Западного Причерноморья, но и о них говорили, как о племенах, которых прежде называли скифами и которые теперь именуются готами.

В 70-х годах IV столетия восточноготский племенной союз был жестоко разгромлен нахлынувшими с востока гуннами - обширным объединением кочевых племен, возникшим за Доном и Волгой, во главе которого стояли кочевники азиатских степей.

По словам латинского писателя IV столетия Аммиана Марцеллина, гунны, переправившись через Волгу, обрушились сначала на аланов, обитавших у Азовского моря и в низовьях Дона. Далее, вместе с аланами они начали борьбу с остроготским королем Германарихом и вскоре разрушили его «королевство», далеко не такое прочное, как это пытается изобразить Иордан. Некоторые местные племена воспользовались благоприятной обстановкой и поспешили выйти из остроготского объединения. Первыми среди них, как указывает Иордан, были росомоны, в которых, возможно, следует видеть одно из восточнославянских племен. Германарих был убит {145} росомонами 1 . Иначе описывает смерть Германариха Аммиан Марцеллин, сообщающий, что Германарих покончил жизнь самоубийством, видя неминуемое крушение своего «королевства» 2 . Гунны разбили отряды преемника Германариха - Винитара и устремились далее на запад в область везиготов. Последние, однако, уклонились от решительного сражения с гуннами и отошли в Трансильванские горы и за Дунай, получив от императора Валента разрешение поселиться во Фракии. С этого момента, с 376 г., гунны надолго превратились в хозяев причерноморских степей. Они объединили вокруг себя многочисленные местные сармато-аланские племена; на рубеже V в. они совершали походы в Месопотамию и Малую Азию, а затем, продвинувшись на запад, распространили свою власть на обширные пространства Центральной Европы и начали борьбу против империи. В 435 г. все подчиненные гуннам племена были объединены в единую «державу», во главе которой стоял известный гуннский военный и политический деятель Аттила. В течение последующих 20 лет Аттила властвовал над половиной Средней Европы, неоднократно наносил империи жестокие поражения, а иногда служил и орудием ее политики. В 451 г. он сделал попытку подчинить себе Галлию, т. е. области, лежащие на запад от Рейна. Ожесточенное сражение на Каталаунских полях, где против разорителей-гуннов выступили почти все среднеевропейские племена, не принесло, однако, гуннам победы. Это явилось началом целого ряда военных и политических неудач Аттилы, предопределивших грядущий распад его огромной, но совсем непрочной грабительской «державы».

2
Военная обстановка в Северном Причерноморье и Прикарпатье, связанная с готским временем и вторжением гуннов, не могла не оказать значительного влияния на жизнь древних славянских племен, несмотря на то, что на данном этапе «великого переселения народов» они, по-видимому, еще не выступали в борьбе с Римской империей в качестве самостоятельной политической и военной силы.

Распространяли ли готы свою власть на славянские племена, в точности остается неизвестным. Правда, среди племен, якобы подвластных королю Германариху, Иордан называет «мощных своей численностью», но невоинственных венетов 3 . Но здесь же говорится о том, что «Германарих, благородней-{146}ший из Амалов, ...покорил многие весьма воинственные северные народы», в числе которых фигурируют тиуды (чудь), меренс (меря), морденс (мордва). «Покорил он своей мудростью и доблестью народ эстов, который живет на очень большом пространстве по берегу германского океана, а также повелевал он всеми народами Скифии и Германии, как если бы они были его собственными слугами». Словом, Иордан расширил владения Германариха в Восточной Европе, очевидно, настолько, насколько позволяли ему его географические познания, нисколько не считаясь при этом с реальной исторической действительностью.

Более правдоподобным представляется рассказ о войне Винитара с антами, приведенный Иорданом под 375 г. После смерти Германариха остготский король Винитар, «стремясь проявить собственную доблесть», двинул большую силу в пределы антов. «В первом столкновении он потерпел поражение, но затем повел дело храбро и ради наводящего ужас примера распял вождя их, по имени Божа, с сыновьями и 70 старшими вельможами, трупы повешенных как ужасный пример удваивали страх покорившихся» 4 . С именем антского царя или вождя Божа А. А. Шахматов сопоставлял одно интересное место из «Слова о полку Игореве»: «Се бо готскыя красныя девы въспеша на брези синему морю, звонячи русским златом: поют время Бусово, лелеюят месть Шароканю...», усматривая здесь следы старинного славянского предания о войне Божа - Буса с готами 5 .

Германарих и Винитар, воевавшие с антами, жили уже накануне краха готского племенного союза. Поэтому взаимоотношения антов и готов правильнее будет рассматривать не как подчинение первых вторыми, а как борьбу между ними. Остается, правда, неизвестным, где обитали те анты, которых стремились подчинить себе готские короли. Походы Винитара, предпринятые в обстановке гуннских вторжений, во всяком случае не могли быть особенно далекими. Его встречи с Божом произошли, вероятно, где-то в Среднем Поднепровье или Побужье. Здесь же, вероятно где-то на восток от Днепра, обитали и упомянутые выше росомоны, возможно, входившие в состав антского объединения племен.

Особенно большое значение в судьбах славянских племен в готское и гуннское время имело то обстоятельство, что в III в. н. э. славянские племена Поднепровья и Прикарпатья оказались в значительной степени изолированными от северо-восточных провинций Римской империи. Экономические и {147} культурные связи с югом, возникшие еще в скифское время, почти непрерывно действующие в течение тысячелетия и ставшие, казалось бы, неотъемлемым элементом жизненного уклада местного населения, сначала серьезно нарушились, а затем, в гуннское время, почти полностью оборвались. Предстояло найти новые направления экономических отношений и новые пути культурных связей.

Регулярные культурные связи с югом начали нарушаться еще в начале III в. н. э. Приток римского серебра на север заметно снижается во время императора Септимия Севера (193-211). М. Ю. Брайчевский в работе «Находки римских монет на территории УССР» указывает, что подавляющая часть римских монет, найденных в области «полей погребений», относится к I-II вв. н. э. На период от Нерона до Септимия Севера падает 541 находка из общего числа 679. По мнению М. Ю. Брайчевского, сокращение притока римской монеты в Северное Причерноморье объясняется не только тем, что римляне с III в. начали «портить» свою монету, пуская в чеканку низкопробное серебро, но главным образом тем, что в Северном Причерноморье сложилась новая обстановка - обстановка непрекращающейся вооруженной борьбы местных племен с Римом 1 .

Вместе с римской монетой с III в. исчезает из обихода стеклянная посуда и другие изделия римского провинциального импорта. Мало-помалу римская провинция утратила значение законодателя мод. Археологические данные убедительно показывают, как в культуре племен Среднего Поднепровья и Прикарпатья постепенно утратился провинциально-римский оттенок и выросли и укрепились свои собственные черты культуры. Интересно отметить, что при этом как бы возродились и расцвели многие старые мотивы в искусстве: массивные украшения, звериный стиль и др.

Все это бросает яркий свет на существо римского «культурного влияния», на роль Рима в развитии экономической и культурной жизни славянских и других племен. Как известно, в буржуазной литературе безраздельно господствует представление о благотворном влиянии Рима на соседние племена. В трудах буржуазных историков можно встретить указание, что Рим разбудил спящие силы своих соседей, приобщил их к своей высокой культуре. Если бы не Рим, утверждают эти историки, европейские племена еще долгое время пребывали бы в состоянии варварства и культурного застоя.

Представления эти, однако, отнюдь нельзя назвать объективными. Они являются не чем иным, как апологетикой коло-{148}ниальной экспансии, перенесенной в далекое прошлое. Они исходят из ложной мысли, что европейские племена, которые до этого времени прошли большой путь самостоятельного развития, вдруг почему-то остановились, стали топтаться на месте и смогли продвигаться вперед лишь при помощи Рима.

В действительности влияние Рима на соседние племена было крайне односторонним. Выкачивая от своих северных соседей огромные богатства: хлеб, скот, кожи, рыбу, янтарь и, самое главное, черпая из их среды подневольную рабочую силу - сотни тысяч рабов, Рим способствовал развитию местной экономики лишь в своих интересах, истощая силы и средства своих соседей и давая им взамен то, что не представляло особой ценности: ткани, вино, украшения. Это были отношения «колониального» характера, когда один из партнеров неизбежно оказывался в убытке.

Именно поэтому нарушение экономических связей с римским миром в III в. н. э. привело славянские племена отнюдь не к упадку экономической и культурной жизни, а, наоборот, к ее росту и расцвету: к дальнейшему развитию местного ремесла, к установлению местных экономических связей, к возрождению местных культурных традиций. Внутренние экономические и культурные силы освободились от тормозящего их рост «благотворного» римского влияния и их развитие быстро пошло вперед.

Местные культурные традиции получили особенно яркое выражение в предметах зооморфного и антропоморфного стиля, бытовавших в Среднем Поднепровье начиная с VI столетия. Так называемые пальчатые фибулы и другие изделия того же характера ясно обнаруживают живые традиции местного искусства скифо-сарматского времени. Особенно напоминали искусство скифской поры бронзовые изделия, происходящие в большом числе из Пастерского городища в районе г. Смелы, а также из других мест Среднего Поднепровья 2 . Они представляют собой стилизованные изображения женской, а иногда и мужской фигуры, животных и различных птиц (рис. 35). Одним исследователем эти предметы были отнесены к началу н. э. и даже чуть ли не к скифской эпохе - настолько они похожи на древние, тогда как в действительности временем их распространения являлись VI-VII вв. н. э. 3

Одно время среди археологов было распространено мнение об исчезновении гончарного круга в Среднем Поднепровье в V-VI вв., разделяемое, в частности, и автором этих строк. {149}

В настоящее время в результате работ украинских археологов ошибочность этого мнения является очевидной. Третья четверть I тысячелетия н. э., когда на Среднем Днепре металлургическое производство ремесленного характера сделало большой шаг вперед, была временем роста и всех других отраслей местного ремесленного производства. Гончарство не составляло здесь исключения, что подтверждается материалами как «полей погребений», так и поселений. Распространение в некоторых областях Среднего Поднепровья в этот период грубой глиняной посуды ручной выделки объясняется отнюдь не регрессом местного гончарного мастерства, а проникновением в местную среду переселенцев из более северных областей, не применявших гончарного круга.

Рис. 35. Украшения зооморфного и антропоморфного стиля из Среднего Поднепровья (VI - VII вв. н. э.).

В середине I тысячелетия н. э. в результате дальнейшего роста производства стали значительно укрепляться экономические и культурные связи племен Среднего Поднепровья с северными славянскими областями, имевшие старую историю и отражавшие прежде всего растущие внутренние потребности как южных, так и северных славянских племен. Свидетельством этих возросших связей являются многочисленные предметы среднеднепровского происхождения, найденные не только в верховьях Днепра, но и на Оке и Верхней Волге, где они оказывали заметное воздействие на местное производство-{150} Дальнейший рост этих связей сыграл немаловажную роль в процессе консолидации южных и северных славянских племен.

Взаимоотношения Среднего Поднепровья и Севера особенно укрепились в середине I тысячелетия н. э., когда в результате вторжения гуннов были нарушены традиционные связи южных племен с Причерноморьем. Десятилетия гуннских походов нарушили ход жизни на обширных пространствах Европейского материка и привели к многочисленным передвижениям племен. Древние славянские племена Среднего Поднепровья отнюдь не избегли общей участи. Хотя современники, говоря о гуннах, не упоминают в связи с ними ни венетов, ни антов, но несомненно, что последние испытали на себе и силу оружия новых хозяев степей Причерноморья и были втянуты в водоворот гуннской политики.

Для подтверждения таких выводов обычно прибегают к мемуарам византийца Приска, лично посетившего ставку Аттилы в 448 г. в составе посольства императора Феодосия II, возглавляемого сенатором Максимином 1 . Указывают, что Приском были записаны у гуннов такие славянские слова, как мед (medos) и квас (cavas - из ячменя), что к этому же времени относится слово страва (strava - тризна по умершем), что деревянный дворец Аттилы могли соорудить якобы только славяне, что многие обычаи, которые наблюдал Приск во время своего путешествия, напоминают славянские нормы быта и т. д. Исчерпывающий подбор таких фактов, далеко, впрочем, не беспристрастный, был сделан в свое время И. Е. Забелиным, пытавшимся доказать славянство гуннов 2 .

Все эти косвенные доказательства являются, конечно, весьма шаткими и малоубедительными, но они приобретают некоторый вес в свете археологических данных, показывающих, что в IV-V вв., когда полководцы Аттилы ходили в Скифию, чтобы наказать какие-то непокорные племена, некоторые области Среднего Поднепровья и Северного Прикарпатья подверглись жестокому разрушению.

Как уже указывалось выше, в археологии одно время господствовало представление, что «поля погребений» в области Среднего Поднепровья вовсе не содержат захоронений позднее начала V в. и что в это же время прекратили существование соответствующие им поселения. Предполагалось, что люди, оставившие «поля» и поселения, куда-то исчезли: ушли или были уничтожены. Последующие исследования внесли в такие предположения значительные коррективы. Оказалось, что многие «поля погребений» Среднего Поднепровья продолжали служить кладбищами и в конце V, в VI, а иногда и {151} в VII-VIII вв. Таковыми являлись исследованные за последние годы «поля погребений» около Волынцева в районе Путивля, в местности Лан у с. Сосницы в устье Сейма, известное уже давно «поле» около с. Малые Будки вблизи Ромен, а также ряд пунктов в Поднестровье 1 . Изучение остатков поселений также позволило установить, что жизнь в этих местах в IV-V вв. отнюдь не замерла, а продолжалась без перерыва и в последующие столетия. Но одновременно с этим выяснилось, что очень многие «поля погребений» и поселения действительно уже не функционировали после IV - начала V столетия, причем в ряде мест, пограничных со степью, в частности на Левобережье Днепра, эти факты устанавливаются, по-видимому, как явление массового порядка. Так, например, в результате систематических исследований поселений времени «полей погребений» в бассейне Ворсклы И. И. Ляпушкин пришел к выводу, что все они прекратили свое существование в середине I тысячелетия н. э. 2 Подверглись ли эти пограничные со степью области жестокому опустошению в результате военных набегов кочевников или население, предвидя опасность, покинуло их заблаговременно, или, наконец, имело место и то и другое - покажут дальнейшие исследования. Но так или иначе, значительный отлив населения из области Среднего Поднепровья, связанный несомненно, с гуннской экспансией, не подлежит никакому сомнению.

Археологические данные позволяют также установить, в каком направлении и в какие места шел этот отлив славянского населения. Из области Среднего Поднепровья, а вероятно, и из Приднестровья значительное количество населения, несомненно, передвинулось в это время на север, точно так же, как это бывало не раз в эпоху средневековья в периоды активизации набегов кочевников.

Не случайно, что большинство известных ныне в области днепровского Левобережья поздних «полей погребений» обнаружено именно в северных районах - в верховьях Сулы и на Сейме, куда направлялись, вероятно, потоки населения из более южных областей.

Все эти явления способствовали дальнейшему упрочению связей между южными и северными восточнославянскими племенами. В литературе не раз высказывалось предположение, что именно в этой военно-политической обстановке было положено начало племенному союзу антов. {152}

mob_info