Бизнес-портал пути успеха. Открываем автосервис и станцию техобслуживания автомобилей

Все меньше среди нас людей, предпочитающих общественный транспорт личному автомобилю. Количество автомобилистов неуклонно растет, а с ним и потребность в объемах технического обслуживания и ремонта «железных коней». Спрос на услуги автосервиса всегда стабилен, в них неизменно нуждаются даже самые совершенные современные машины. Для того чтобы успешно открыть автосервис и СТО, необходим грамотный бизнес-план. Его главной задачей является разработка оптимального варианта организации автосервиса, предназначенного для обслуживания легковых автомобилей.

Рынок обслуживания автомобилей

Развитие рынка обслуживания автомобилей непосредственно зависит от количества автомобилей в России. За последние десять лет отечественный автопарк увеличился больше, чем в три раза, и ежегодно эти показатели увеличиваются.

Структура рынка обслуживания автомобилей в настоящее время включает:

  1. Авторизованные автосервисы, которые специализируются, в основном, на обслуживании только какой-то определенной марки автомобиля. Войти в такой бизнес достаточно сложно, так как официальные дилеры и автопроизводители очень тщательно выбирают себе партнеров.
  2. Сетевые автосервисы, которые имеют свои представительства в самых различных регионах. В настоящее время данный сегмент рынка развит еще не достаточно.
  3. Одиночные автосервисы. Такие сервисы не имеют аккредитации, но пользуются достаточно высоким спросом у владельцев автомобилей, так как цена на услуги таких автосервисов, как правило, ниже на 20-30%.
  4. Индивидуальные услуги по обслуживанию автомобиля. Такие услуги сложно назвать бизнесом, однако в России они пользуются неплохим спросом.

Пример бизнес-плана автосервиса

Если вы не знаете о том, как открыть автосервис с «нуля», то приведенный ниже готовый бизнес-план СТО поможет вам организовать данное дело.

Описание предприятия

Успех организованного автосервиса определяется следующими критериями:

  • спектр предоставляемых услуг;
  • целевая аудитория;
  • производственные площади;
  • квалифицированный персонал.

Необходимо учитывать законодательство, по которому помещение предприятия техобслуживания располагается не ближе 50 м от жилых объектов и оборудовано централизованной канализацией. Обязательно согласование с ГИБДД, СЭС и пожарной службой.

Нужно знать, где расположены подъездные пути и конкурирующие СТО. 300 квадратных метров – оптимальная площадь для автосервиса легковых автомобилей. Важно заранее проанализировать работу конкурентов и учесть предпочтения владельцев автомобилей в отношении марок машин. Залог успешной работы СТО – квалификация и профессионализм автомастеров. Форма организации – индивидуальный предприниматель (ИП), налогообложение – ЕНВД.

Оказываемые услуги

Бизнес-план автосервиса должен предусматривать оказание широкого спектра услуг. Самые выгодные виды работ: ремонт двигателя и коробки скоростей, замена рулевого редуктора и сцепления и прочих деталей машины. Среди наиболее невыгодных – ремонт тормозной системы, но в перечень выполняемых работ его необходимо включить. Желательно выбрать для СТО узкую специализацию: тюнинг, установка ксенона, тонировка стекол или другое. Также можно сконцентрироваться на обслуживании отдельных марок машин.

Анализ рынка ремонта и обслуживания автомобилей

Новый автосервис имеет большие шансы на успех, ведь, несмотря на большое количество конкурентов, в крупных городах наблюдается частая проблема с оперативностью выполняемых услуг. В бизнес-плане СТО нужно в деталях проанализировать работу соседствующих конкурентов по следующим параметрам:

  • перечень оказываемых услуг;
  • цены на услуги;
  • целевая аудитория.

Таким образом, можно найти незанятые ниши и слабые места работающих автосервисов.

Производственный план СТО

Будущему СТО помимо покупки или аренды производственной площади понадобится оборудование, в тысячах рублей:

  • подъемник – 40-120;
  • диагностика – 60-100;
  • инструменты – 100.

В зависимости от перечня услуг могут понадобиться и другая узкоспециализированная техника.

Особенностями сервиса определяется и штат сотрудников автосервиса. Необходимо постоянно работающие 2-3 мастера, что обеспечивается при ежедневной работе наймом 4-6 человек. Управляющим может стать наемный работник, а может быть сам хозяин сервиса.

Финансовый план автосервиса

Расходы, в рублях:

Капитальные затраты:

  • покупка оборудования, его монтаж – 2 000 000;
  • реклама – 30 000;
  • согласование – 20 000.

Итого: 2 050 000.

Текущие затраты:

  • аренда – 150 000;
  • текущие издержки, расходные материалы – 80 000;
  • зарплата – 200 000.

Итого: 430 000.

Доходы, в рублях:

  • Выручка – 500 000 (в месяц).
  • Прибыль – 70 000.

Правильная организация автосервиса обеспечит стабильную прибыль, но понадобится некоторое время для того, чтобы окупились капитальные затраты.

Основные секреты бизнеса

  1. Закупка запчастей и налаживание связей с поставщиками. Необходимые каталоги запчастей можно найти на сайтах дилеров и производителей. Можно также посетить специализированные выставки и подобрать себе поставщика. Заявки лучше составлять заранее с учетом сезонных колебаний спроса. Очень удобно закупать автозапчасти с «запасом». Такой вариант хоть и требует существенно больших затрат, зато необходимая запчасть всегда имеется в наличии. Такая схема наиболее актуальна для сетевых автосервисов, когда каждая деталь в любом случае окажется востребованной.
  2. Для получения максимальной прибыли владельцу открытого автосервиса с «нуля» стоит сконцентрировать свои усилия на самых рентабельных видах услуг, к которым относятся кузовной ремонт, шиномонтаж, покраска автомобилей, автомойка.
  3. Увеличение доходности предприятия связано с увеличением количества клиентов и снижением затрат. С этой целью можно расширить спектр услуг, снизить затраты на оборудование, заказывая выполнение определенных работ у специализированных компаний, сократить арендные платежи или уменьшить затраты на рекламу.

Покупка автосервиса

Чтобы сэкономить время на организацию и раскрутку автосервиса, можно приобрести готовое предприятие. Средняя стоимость такого бизнеса – около 60 тыс. долларов. При покупке готового автосервиса нужно обратить внимание на:

  • срок действия и возможность пролонгации договора аренды с владельцем помещения;
  • сохранение опытного коллектива;
  • наличие формализованных отношений с поставщиками автозапчестей;
  • расположение автосервиса, наличие удобного подъезда;
  • качество имеющегося оборудования.

Все эти условия существенно влияют на цену готового бизнеса.

Бизнес-идея по открытию собственной автомастерской - прибыльная область, но в ней много конкурентов. На самом деле, сейчас можно встретить автомастерскую на каждом шагу. Поэтому, прежде чем решить открыть свое собственное СТО важно удостовериться в том, что вы сможете предложить клиентам не только профессиональное обслуживание, но и что-то такое, чего нет у конкурентов. Одним из таких может являться бизнес по открытию собственной автомастерской по ремонту топливной аппаратуры для дизельных двигателей.

Действительно многие владельцы автотранспорта выбрасывают несколько десятков долларов, чтобы убрать ошибку с форсунок. Но придет время, когда придется ремонтировать топливную аппаратуру для дизельных двигателей. И владельцу машины придется столкнуться с вопросом, где именно решить сложившуюся проблему и выполнить ремонт. Именно поэтому, если ваша автомастерская сможет предложить ремонт подобного вида, то клиент, возможно, будет проводить у вас и другие ремонты. И будет обслуживаться на постоянной основе.

Аренда помещения.

Выбор помещения для автосервиса играет одну из самых важных ролей. И может повлиять не только на дальнейшую деятельность организации, но также и прибыль. Конечно, помещение должно быть большим. Общей площади должно хватить на административные и складские помещения, сервисные и вспомогательные отделы, а также бытовые и производственные помещения. Также нужна территория для паркинга автомобилей.

Наиболее правильно подбирать помещение размером не менее 170 м2. И из них около половины необходимо выделить конкретно под сервисное обслуживание клиентов и проведение всех необходимых ремонтов. Конечно, при выборе места для помещения не стоит забывать и про конкуренцию. Поэтому, стоит подбирать наиболее редко заселенные конкурентами части города, вблизи большого потока проезжающих мимо автомобилей.

Важно иметь яркую и заметную вывеску, чтобы можно было разглядеть вас потенциальным клиентам. Важно, что в помещении была хорошо налажена линия электропередач, вода, канализация и система отопления. Всего, за аренду такого большого помещения необходимо заплатить около 450 $ в месяц.

Оборудование.

Минимальный набор оборудования для ремонта топливной аппаратуры для дизельной топливной системы должен состоять из следующего:

1. Подъемник (на первых парах бизнеса можно воспользоваться специальной ямой, но с подъемником работать намного удобнее) - 2,4 тыс. $;

2. Домкрат - 300 $;

3. Стенд для проверки датчиков системы питания и выхлопов - 700 $;

4. Набор ключей - 450 $;

5. Набор отверток - 170 $;

6. Набор головок - 230 $.

Это минимальный набор оборудования и инструментов, на котором не стоит экономить. Ведь качественные изделия данного направления ходят в эксплуатацию годами, а оборудование низкого качества прослужит не более года и заставит купить новые изделия. Конечно, приходится докупать и ряд расходных материалов, таких как резинки, смазки, соски и другое. Общая стоимость такого оборудования будет начинаться от 5 тыс. $.

Персонал.

Наиболее важными работниками в штате, конечно, будут мастера или автослесари. Именно от качества выполнения их работы будет зависеть успех, продолжительность работы и прибыльная часть самой компании. Важно выбирать только профессиональных людей, с опытом и знаниями в данной отрасли. Не стоит уделять слишком большое внимание возрасту. Если мастеру более 50 лет - это не значит, что он высококлассный специалист в данной отрасли. А молодой парень может иметь достаточно навыков и быстро схватывает все новое. Главное - это то, что мастер может показать на деле. Из административного персонала может пригодиться бухгалтер и менеджер по работе с клиентами. Всего на оплату труда рабочим необходимо рассчитывать на сумму около 3 тыс. $ в месяц. Но, конечно, зарплата остается сдельно-премиальной и все зависит от самого мастера.

Данная отрасль требует рекламы и продвижения, как и любой другой бизнес. Конечно, со временем вы найдете постоянных клиентов и сможете спокойно работать. Сарафанное радио будет обязательно подкидывать новых потребителей. Но, для старта бизнеса важно провести активную маркетинговую деятельность. Важно сразу определиться с участком города, на котором вы планируете развернуть маркетинговую деятельность и получить соответствующую прибыль.

Можно смело воспользоваться всеми инструментами рекламы, важно делать акцент, что вы качественно и оперативно выполняете ремонт дизельных двигателей топливной системы. Это могут быть публикации в газетах, реклама в маршрутках и такси, наружная реклама. Не стоит забывать и про собственный сайт в интернете и дальнейшая аренда рекламной площади на сайтах-партнерах.

К примеру, компания которая занимается продажей деталей может разместить объявление рекламного на вашей страничке, а вы на ее. На рекламную деятельность необходимо вложить около 300 $.

Подсчет трат.

Открытие собственной автомастерской по ремонту дизельных двигателей топливной аппаратуры влечет за собой следующие траты:

1. Аренда помещения - 450 $;

2. Оборудование - 5 тыс. $;

5. Дополнительные траты - 100 $.

Общая стоимость трат составляет около 9 тыс. $.

Подсчет прибыли и период окупаемости.

Для развития бизнеса важно правильно определить расценки. Важно придерживать «золотой середины» и не ставить слишком завышенных цен. Средняя стоимость ремонта будет колебаться в пределах 100-150 $. Если в месяц делать не менее 20 ремонтов, то можно смело окупить бизнес за полгода. Можно и быстрее, но все будет зависеть от популярности и удобства выбранного помещения, качества услуг, стоимость услуг и продолжительность выполнения работ.

Развитие бизнеса и потенциальные клиенты.

Потенциальными клиентами являются все владельцы автотранспорта с дизельным двигателем. Важно настроить работу таким образом, чтобы обслуживать как юридических, так и физических лиц. Для развития бизнеса можно предлагать дополнительные услуги как непосредственно по автосервису, так и по дополнительным услугам. Это может быть возможность выпить кофе, поесть, помыться, заглянуть в интернет и другие, на ваше усмотрение.




Российский парк автомобилей растет с каждым днем и явно не скоро исчерпает свой потенциал. Соответственно, услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей очень востребованы, и спрос на них уменьшаться не будет. Даже новые машины требуют, как минимум, сезонной замены резины и периодического обновления расходников, а в автомобиле с большим пробегом всегда можно найти, что отремонтировать. Современная высокотехнологичная «начинка» автомобилей практически не оставляет шанса автовладельцам справиться с поломками своими руками или при помощи «самоделкиных». Без профессионального оборудования и специально обученных людей здесь не обойтись. Поэтому сегодня поговорим о том, как открыть автосервис.

Определите свою нишу

Какие услуги наиболее востребованы у автолюбителей?

  • Шиномонтаж – каждую осень и весну автомобилисты штурмуют шиномонтажные мастерские, чтобы «переобуться» и по необходимости отбалансировать колеса. Этой услугой пользуются почти все автовладельцы. Кроме того, состояние наших дорог заставляет обращаться в шиномонтажку гораздо чаще, чем 2 раза в год.
  • Ремонтные работы – все, что связано с починкой, заменой агрегатов, узлов, деталей автомобиля.
  • Кузовные работы – покраска автомобиля, исправление дефектов кузова после ДТП.
  • Диагностика и ремонт автоэлектрики и электроники.
  • Предпродажная подготовка – диагностика, ремонт, придание автомобилю «товарного» вида перед продажей.
  • Тюнинг – сервис по установке дополнительных опций, изменению настроек оборудования и внешнего вида кузова.
  • Автомойка, как сопутствующая услуга.

Вы можете сосредоточиться на предоставлении одной-двух услуг и открыть узкоспециализированную мастерскую. Создание полноценного автосервиса предполагает оказание полного комплекса услуг по ремонту и обслуживанию автомобиля. Какой вариант автомастерской вы выберете, зависит от ваших инвестиционных возможностей, конкурентной ситуации на рынке вашего города и личных предпочтений. Несмотря на высокую конкуренцию в этой сфере, при грамотном подходе к делу без клиентов вы не останетесь.

Регистрация бизнеса

Итак, вы настроены открыть;бизнес автосервис. С чего начать? Зарегистрируйте свое предприятие.

Для небольшой автомастерской , для многофункционального центра лучше . Если в вашем регионе к автосервисным предприятиям , можете работать по этому налоговому режиму или .

Лицензирование данного вида услуг отменено, поэтому вам останется только получить разрешительные документы в Государственном пожарном надзоре и СЭС, заключить договоры на аренду или покупку помещения, на поставку коммунальных услуг, на вывоз отходов.

Производственная площадка

Строить новый центр технического обслуживания автомобилей — процесс не только затратный, но и долгий, начиная от покупки (аренды) земельного участка и получения различных согласований, и заканчивая непосредственно строительными работами. Проще открыть автосервис в гараже или ангаре, бывшем производственном помещении.

Для размещения 4-х рабочих постов, склада запчастей, приемной комнаты для клиентов и офиса достаточно помещения 250 – 300 кв. м. Желательно рядом организовать парковочные места для отремонтированных или ожидающих обслуживания автомобилей.

Лучше, чтобы автомастерская находилась недалеко от оживленной трассы, автозаправочной станции, парковки или гаражного комплекса.

К помещению сервиса санэпиднадзор и пожарная служба предъявляют следующие требования:

  • автосервис не может располагаться в жилом или общественном здании;
  • мастерская должна находиться на расстоянии не менее 15 м от жилых зданий и 50 м от детских и медицинских учреждений;
  • помещение должно быть оборудовано водоснабжением и канализацией;
  • помещение должно отапливаться в холодное время года и иметь приточно-вытяжную вентиляцию;
  • в автомастерскую должен проникать естественный свет, помещение оборудуется взрывобезопасным искусственным освещением;
  • смотровая яма и стены помещения облицовываются керамической плиткой, полы – метлахской плиткой;
  • для работы одного сотрудника требуется площадь не менее 5 кв. м;
  • обязательно наличие душа и санузла;
  • работники обеспечиваются шкафчиками для одежды, средствами защиты (перчатки, очки, респираторы).

Оборудование автосервиса

Чтобы открыть автосервис с нуля, придется закупить все необходимое для мастерской, начиная от рабочего инструмента, заканчивая сложным диагностическим оборудованием:

  • двухстоечные подъемники;
  • стенд развал-схождения;
  • шиномонтажный и балансировочный станки;
  • рихтовочное и сварочное оборудование;
  • диагностический сканер;
  • покрасочное оборудование;
  • установка для промывки топливной системы и замены масла;
  • компрессор со сжатым воздухом;
  • домкраты, трансмиссионная стойка;
  • пневматические и ручные инструменты (ключи, отвертки, шуруповерты и прочее).

Набор персонала

Персонал – самое больное место для любого владельца автомастерской. Найти профессионалов автосервиса будет нелегко. Несколько опытных автослесарей, возможно, придется переманивать из других СТО, предложив им более выгодные условия. Привлечение специалистов обойдется недешево, но оно того стоит. «Рукастый» мастер наверняка приведет за собой не одного постоянного клиента. Контакты хороших специалистов часто передаются автолюбителями из рук в руки, и ехать к конкретному автомастеру водители готовы хоть на другой конец города.

В дальнейшем необходимо позаботиться о выращивании собственных квалифицированных кадров из подмастерьев.

Вам понадобятся: по одному мастеру на каждое рабочее место (механик, электрик, моторист, кузовщик – в зависимости от профильного направления вашего сервиса) и пара человек «на подхвате»; приемщик для работы с клиентами по оформлению заказов.

Заработная плата автомеханика состоит из небольшой фиксированной части и процентов от каждого выполненного заказа, обычно в размере 30-50%.

Сколько стоит открыть автосервис?

Основные затраты на открытие автосервиса — это аренда помещения и покупка оборудования. Если вы настроены на серьезные инвестиции – готовьте от 3,5 до 4,5 млн. рублей. Автомастерская поменьше и попроще, предоставляющая комбинацию нескольких самых «ходовых» услуг, обойдется в 1 – 1, 5 млн. руб. и может приносить доходы в пределах 60 – 350 тыс. руб.ежемесячно.

Узкоспециализированный пункт обслуживания автомобилей будет стоить недорого, например, шиномонтаж можно открыть всего лишь за 250 – 350 тыс.руб. Правда и доход такая мастерская будет давать небольшой – не более 30 тыс. руб. в месяц.

В среднем автосервис как бизнес окупается за 1 — 3 года при рентабельности 20 – 40%.

Как правило, небольшие автомастерские, поработав некоторое время и заимев собственную клиентуру, в дальнейшем идут на расширение бизнеса, или, наоборот, сосредотачиваются на предоставлении двух-трех самых рентабельных услуг. Начинающему владельцу автосервиса целесообразно пойти именно по такому пути.

Запуск работы

Для вновь открытого автосервиса потребуется провести рекламные мероприятия. Необходимо размесить наружную рекламу или навигацию, чтобы потенциальные клиенты могли легко вас найти. Объявления в специализированной прессе, на парковках, в гаражах также помогут привлечь автовладельцев в вашу мастерскую.

По близлежащему району можно распространить листовки; подготовить и оставить визитки в организациях, офисах, магазинах.

Неплохо позаботиться и о будущей узнаваемости автосервиса: разработайте фирменный стиль, обеспечьте работников спецодеждой с вашей символикой, изготовьте вывеску.

С началом работы автомастерской перед вами возникнет вопрос закупки запчастей. К моменту открытия вы уже должны определиться с поставщиками и подписать с ними соглашения о поставках. Первое время можно работать «под заказ», если поставщики будут в состоянии быстро доставлять необходимые запчасти, а самые ходовые детали необходимо иметь в наличии и покупать с запасом. Не забывайте заблаговременно готовиться к сезонным пикам, чтобы не столкнуться с проблемой дефицита нужных запчастей на оптовых складах. Большие объемы закупок целесообразно совместить с продажей запчастей, организованной на территории автосервиса.

АЛЕКСАНДР ХРУЛЕВ, кандидат технических наук, директор моторного центра «АБ-Инжиниринг»

Современные автомобильные двигатели становятся легче, мощнее и, как следствие, сложнее. Но вот парадокс: с ростом сложности ремонта постепенно падает потребность в специалистах высшей квалификации, подготовка которых–длительный и дорогой процесс, а стоимость труда очень высокая.

Еще относительно недавно авторемонтное предприятие бралось за все работы – от «жестянки» до двигателя. Но сегодня независимой СТО, чтобы быть экономически успешной, необходимо принять два важных решения: во-первых, браться ли за ремонт моторов вообще – и если браться, то, во-вторых, в какой мере?

Сегодняшние подходы к ремонту автомобильных двигателей значительно отличаются от тех, что применялись еще 10-15 лет назад. Изменилось буквально все: отдельные технологические процессы, бывшие почти что обязательными, в настоящее время становятся не столь актуальными, некоторое оборудование – ненужным, как и «дорогие» специалисты, умеющие на нем работать. И резко возрастает значение времени, затраченного на ремонт.

Поговорим об этих изменениях подробнее.

Ремонтировать или менять?

Вообще-то процесс ремонта любого мотора всегда как бы «балансирует» между двумя крайними методами: либо заменить весь двигатель в сборе, либо разобрать его «до винтика» и начать шлифовать, растачивать, что-то заменять и даже подгонять.

Практика показывает, что выбор метода сильно зависит от того, с чем ремонтник работает: с двигателем «массовым» или редким, «эксклюзивным».

Если мотор «массовый», то тенденция на сегодняшний день такая: большого смысла восстанавливать работоспособность его отдельных деталей, в общем-то, нет. Например, шлифовать коленчатый вал, особенно при серьезных повреждениях (как это всегда делали ранее) может выйти «себе дороже» и дольше – проще и дешевле купить новый. Что вполне очевидно – стоимость сложной «ручной» работы по восстановлению детали может даже перевесить цену самой детали массового производства, в котором дорогой ручной труд вообще исключен. Помимо этого, коленчатый вал современного двигателя достаточно тонкий и потому сильно нагруженный. Малейший дефект на рабочей поверхности – и начнет развиваться усталостная трещина, что вполне закономерно приведет к его поломке после ремонта. И чем больше повреждения, тем сложнее и дороже ремонт и одновременно выше риск получить через некоторое время две половинки коленвала и начать все заново. Так стоит ли рисковать?

С блоком цилиндров «массового» двигателя тоже надо еще не один раз подумать – сегодня существует много марок автомобильных моторов (и их моделей), как пригодных к восстановлению, так и практически непригодных. Например, для некоторых моделей двигателей нет ремонтных поршневых комплектов – производитель (особенно для новых моделей) просто еще не наладил их выпуск. Или не наладил никто из независимых производителей комплектующих. В этом случае можно говорить о некоей условной непригодности к ремонту – вроде теоретически починить-то можно, а практически в запчасти поставляются в лучшем случае детали (вкладыши коленвала, поршневые группы) только стандартных размеров, в худшем – лишь одна деталь в виде блока цилиндров в сборе. И таких «непригодных» к ремонту моторов – все больше и больше.

Представим весьма характерную ситуацию – блок цилиндров оказался поврежден в результате перегрева или гидроудара. Раньше подобные проблемы решали применением ставших уже традиционными специальных ремонтных технологий. Для блока цилиндров это популярная «гильзовка» – установка в блок ремонтных гильз. Технология в целом отлаженная, хотя и не разрешенная производителями автомобилей. Но сегодня это зачастую нерационально, а то и невозможно: стенки блоков современных двигателей стали тонкими, расстояние между цилиндрами маленькое, – еще и отверстия для охлаждения. Чуть тронь – и вскрываются внутренние полости, что грозит потерей герметичности гильзы. Кроме того, «массовые» двигатели сегодня – это в основном алюминиевые блоки цилиндров с залитыми в них при производстве чугунными гильзами. И не исключено, что при проточке под новую гильзу придется выйти за размеры «старой» гильзы. При установке гильзы потребуется «натяг» в проточенном отверстии, а стенки и так уже тонкие. Значит, возрастает опасность возникновения трещин при установке или спустя какое-то время после нее. Трещины приводят к нарушению герметичности полостей, технические жидкости перемешиваются – и все, повторный ремонт обеспечен. А это как минимум двойные затраты.

Так что вполне очевидно, что сложный ремонт блока значительно снижает надежность двигателя. Отсюда следует, что лучше сразу менять блок – выйдет надежнее, а потому дешевле. А поскольку блок цилиндров, поршневая группа и коленвал – это уже две трети мотора, то не лучше ли сразу заменить блок в сборе? А если еще и головка блока цилиндров серьезно повреждена? Тогда замена всего двигателя в сборе окажется гораздо проще, быстрее и в конечном счете дешевле. Например, двигатели целого ряда корейских автомобилей нередко имеет смысл ремонтировать именно методом такой поузловой замены.

Риск – дело не дешевое.

Однако не все двигатели так дешевы, чтобы можно было легко их заменить, особенно когда

речь идет о старом автомобиле. Так, если двигатель редкий и к тому же устанавливался на машинах премиум-класса (назовем его «эксклюзивным») – то картина становится совершенно иной. Тот же новый коленвал или блок цилиндров для него могут стоить так дорого, что в любом случае дешевле попытаться их восстановить. Но все может «упереться» в наличие ремонтных комплектующих: это вкладыши увеличенной толщины и порш-некомплекты увеличенного диаметра. Нередко таких комплектующих просто не существует. Иногда они могут даже появляться в каталогах производителей – но если попытаться их заказать, то окажется, что это невозможно. Может, ремонтные наборы будут через три месяца, а не исключено, что и через полгода-год – когда еще завод соберет пакет заказов и произведет партию. Особенно катастрофическим становится такое положение с некоторыми премиум-марками старых годов выпуска (1990-х и даже начала 2000 годов).

Есть и другая сторона проблемы. Например, многие немецкие моторы представляют собой, как говорится, «отдельную песню» – на них стоят полностью алюминиевые блоки цилиндров без вставных (в частности, чугунных) гильз. И даже если «дословно» следовать рекомендациям производителей блоков по их ремонту, то расточка, хонингование и специальная полировка цилиндров не всегда приведут к ожидаемому результату. Алюминий – металл нежный, требует чрезвычайно аккуратного отношения и соответствующего оборудования. И самого квалифицированного специалиста. Но даже это может не спасти – одна маленькая песчинка, случайно попавшая в зону обработки, способна испортить всю работу. А часто до этого и не доходит – алюминиевый блок еще в эксплуатации «пролетает» ремонтные размеры, и расточка «в ремонт» не может полностью убрать все повреждения.

Выход из этой ситуации вроде традиционный – надо устанавливать гильзы. Но это означает изменение конструкции двигателя. А любое изменение конструкции, не предусмотренное производителем, сразу же ведет к потере надежности и долговечности всего двигателя. Для того чтобы не потерять и надежность, и деньги, есть только один способ – нужен самый квалифицированный персонал. А это дорого.

Так что получается, что данный вид ремонта обязательно несет с собой риск – который, как известно, стоит денег. Поэтому в стоимость ремонта фактически приходится закладывать стоимость такого риска. Что, естественно, сразу влечет за собой повышение цены самого ремонта. И тут возникает вопрос – а надо ли вообще ремонтировать такой двигатель?

Чинить – или «ну его»?

Понятно, что вопрос ремонта или замены блока цилиндров в сборе тоже не так уж и прост. В принципе, одним из этих методов можно отремонтировать любой двигатель. Но встает вопрос: стоит ли вообще за это браться?

Например, если машина полностью «убита», а пробег у нее перевалил за полмиллиона километров, то спрашивается – а зачем ее вообще чинить? Стоит ли двигатель ремонта, а игра – свеч? Руководителям СТО, которая возьмется за такую работу, предстоит серьезно подумать – насколько правильным было такое решение?

Кажется, что прямые затраты на ремонт двигателя можно снизить: например, сам владелец будет искать детали, а не платить за их поиск или восстановление. Но при этом сильно возрастет количество времени, затраченного на ремонт, а оно стоит дорого: на СТО могли бы заработать намного больше денег, выполняя более простые и быстрые работы. В результате кажущаяся выгода (большая стоимость ремонта) на деле оборачивается такими потерями времени, что любые прибыли просто обесцениваются.

Если у владельца все же есть такая необходимость чинить мотор в любом случае (он коллекционер или автомобиль ему дорог «как память»), то затраты времени уходят на второй план. Например, ремонт делает сам автовладелец в своем гараже по вечерам в качестве «хобби» – тогда это вполне приемлемо. Но если за такую работу берется коммерческая организация, то она очень быстро превратится в «склад забытых деталей» внутри помещения и стоянку «автохлама» снаружи – современным СТО намного выгоднее сделать «быструю» работу, даже если она стоит меньше.

Считаем деньги

Итак, есть унылая «правда жизни»: чем сложнее ремонт – тем дольше он длится. И дело даже не в длительности выполнения самих ремонтных операций: в процессе их выполнения всегда что-то не подходит, не совпадает – и возникает потребность что-то дополнительно проверить и, возможно, что-то дополнительно подогнать, переточить и т.д.

При сложных ремонтах квалификация персонала, работающего с двигателем, должна быть высшей – а это опять очень дорого и сложно. Но ни для кого не секрет, что сегодня практически невозможно найти моториста или станочника высшей квалификации – их просто нет. Если раньше они были востребованы, то в настоящее время их работа для СТО стала экономически неэффективной. Другими словами, в настоящее время важнейшим фактором экономической эффективности предприятия становится не мастерство специалистов, а время ремонта.

В итоге имеем следующую картину: для того, чтобы предприятие зарабатывало деньги, ему необходимо отказываться от сложных ремонтов, требующих много времени и специалистов высшей квалификации – стандартные работы силами персонала средней квалификации намного выгоднее.

Современные тенденции

Любой ремонт двигателя – это дорогостоящая работа. А ремонт капитальный, со станочной обработкой, вдобавок не дает реальной гарантии надежности и долговечности мотора, а лишь явно повышает степень риска выхода его из строя. Причем нормальный капитальный ремонт «массового» мотора, если он выполняется профессионально (непрофессиональный «локальный» ремонт отдельных деталей в неисправном двигателе не рассматриваем) обходится в среднем 100-150 тыс. руб. И цена блока цилиндров в сборе для «массового» сектора вполне сопоставима с этой цифрой. Понятно, что работы по замене тоже стоят определенных денег – и стоимость замены блока обойдется дороже ремонта «старых» деталей. Но в этом случае снижается риск выхода двигателя из строя – и последующего повторного ремонта.

С учетом этого, сегодня для СТО самым оптимальным методом ремонта становится не восстановление отдельных деталей, а именно поузловая замена. Именно такой подход позволяет использовать механиков средней квалификации, которые не знают всех тонкостей и особенностей работы двигателя – взаимодействия сил, тепловых потоков и других физических тонкостей рабочего процесса ДВС. А есть ли смысл все это знать? Специалист средней квалификации должен уметь читать (и понимать!) руководство по ремонту. Если он от «А» до «Я» точно выполняет все пункты инструкции, то «на выходе» он гарантированно получает нормально работающий мотор. И в эту концепцию хорошо «укладывается» поузловая замена. Например, есть узел – блок цилиндров. Его купили, привезли, установили: в результате мотор работает.

Такой принцип, особенно для «массовых» автомобилей, давно стал основным в мире, таким он постепенно становится и у нас в стране. Конечно, в каждом конкретном случае надо решать: менять ли весь блок в сборе или отдельные детали внутри блока – может, все обойдется заменой коленвала, вкладышей, шатунов с поршнями. Но даже в этом случае капитальный ремонт со станочной обработкой деталей оказывается под вопросом. Тем более, если восстановление требует не только стандартных станочных работ, но и каких-то «экзотических» специальных технологий. Например, если раньше практиковались такие операции, как заваривание трещин блока цилиндров, напыление и даже заклейка, то сейчас эти операции уже потеряли всякий практический смысл.

Во многом уходу с рынка уникальных технологий способствовал массовый приход так называемых «контрактных» моторов. Это тема отдельного разговора, но можно отметить следующий известный факт – вероятность успеха при использовании «контрактников» оказалась настолько далека от 100%, что полностью вытеснить с рынка ремонт двигателей не получилось. Поэтому ремонтировать все-таки приходится.

«Голова» всегда поможет

Но ремонт ремонту рознь. Например, любой ремонт блока цилиндров – это всегда капитальный, со снятием мотора с машины и полной его разборкой. А ремонт головки блока, как правило, – это текущий ремонт, который по силам механикам средней квалификации, он может быть выполнен в условиях любой СТО (не важно, дилерская она или независимая). И затраты на такой ремонт меньше (иногда во много раз), чем затраты на ремонт блока. При этом стоимость ремонта головки блока обычно существенно меньше, чем ее замена на новую.

Конечно, если в головке блока есть трещины, то она однозначно идет «под замену». Но если из-за перегрева головку только повело, то зачем ее выбрасывать? Первое, что надо сделать – определить: есть ли в ней трещины? Они могут быть невидимыми (в каналах, например), что потребует специального тестового оборудования. Но стоимость работы по выявлению трещин быстрая и вполне доступная.

Второе – надо проверить плоскость. И если она нарушена, и головку «повело», то на фрезерном станке восстановить плоскость (поводка не должна быть очень большая, в противном случае будет деформирована и ось подшипников распределительного вала, а тогда один выход – только замена). Возможно, потребуется и обработка седел. Все это тоже делается быстро и недорого, да и не требует высшей квалификации станочника, если есть соответствующее оборудование.

То есть работа по восстановлению головки блока цилиндров оказывается весьма востребованной и не требует от специалистов фундаментальных знаний. В результате все довольны: клиент заплатил не так много денег и быстро получил автомобиль. Сервис заработал немного денег, но быстро. И приступил к следующей работе. А время – это деньги.

Однако для ремонта головки блока необходимо специализированное оборудование. И возникает вопрос: стоит ли иметь такое оборудование и станки на СТО? Ответ простой – нет, не стоит, потому что станция никогда его не окупит на собственных работах. Поэтому работу по выявлению трещин, восстановлению плоскости и седел проще и выгоднее отдавать специализированным предприятиям.

Итоги

Если говорить о том, как изменился ремонт двигателей в последние годы, то одна важная тенденция уже налицо: на первую позицию выходит поузловая замена, постепенно «оттесняя» многие операции по восстановлению деталей в узкую «нишу» эксклюзивных и коллекционных автомобилей. А уникальные работы (различного рода наплавки, наварки и т.д.) уже прочно там обосновались, практически покинув зону массового сектора ремонта.

Для СТО наиболее эффективным становится использование специалистов средней квалификации. От них уже сейчас требуются не глубокие знания и высшее мастерство, а строгое выполнение инструкций по ремонту. И конечно, экономически эффективная организация ремонта современных моторов требует в каждом конкретном случае тщательного и всестороннего анализа своих возможностей. И прежде всего, ответа на ключевой вопрос – а стоит ли вообще за него браться?

Огромное количество ежегодно ломающихся автомобилей заставляют задуматься о таком бизнес-проекте, как .

Такая прекрасная идея может стать вполне приличным заработком и даже любимым занятием, которое приносит стабильный доход, ведь потребность в ремонтных услугах постоянно увеличивается.

Перед тем, как открыть автосервис , необходимо владеть приличным стартовым капиталом и любовью к автомобилям.

Если же и любовь и средства есть в наличии, можно приступать к выбору определенного вида мастерской.

Принято различать такие виды мастерских:

3. Автосервис одного мастера – мастерская, в которой владелец самостоятельно предоставляет услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей, начальный этап вложений будет насчитывать всего 8-12 тыс. долларов.

По своей специфике такой бизнес нуждается в правильной организации. Здесь, как и в любом другом деле, необходим верный , схема распределения финансов, изучение рынка и четкая стратегия развития.

Начинать необходимо с поиска подходящего участка. По законодательству, автосервис должен располагаться не менее, чем на расстоянии 50 метров от жилых домов, учебных заведений, и 150 метров от водоемов.

Площадь такого помещения должна составлять не меньше 3 соток. Кроме того, необходимо произвести подключение к централизованной канализации и водоснабжению, без этого мастерская не сможет функционировать.

При открытии автосервиса важно получить все разрешения пожарных служб, СЭС, ГИБДД, а также согласие жильцов окружающих жилых домов в связи с высокой шумностью проводимых работ.

Затем необходимо выделить бюджет на приобретение соответствующего оборудования. Стоит определиться, каким оборудованием обеспечить автомастерскую.

Стоимость импортного обойдется в 3 тыс. долларов владельцу, а отечественного — в 1,5 тыс. долларов. Что касается инструментов, то в этом вопросе специалисты рекомендуют отечественного производителя.

Имеет смысл, также приобрести оборудование для проведения диагностических работ, стоимость которого примерно — 2 тыс. долларов.

Обслуживание автомобиля;

Шиномонтаж;

Диагностика автомобиля;

Замена рулевого кондуктора;

Замена сцепления;

Ремонт тормозных систем;

Ремонт автомобильной электроники;

Ремонт двигателя;

Ремонт подвески;

Ремонт коробки скоростей.

Выбирая, варианты услуг, стоит сразу подумать, какие работы более востребованы и более выгодны, пока автосервис только раскручивается.

Самыми доходными считаются: ремонт коробки скоростей, ремонт двигателя, замена рулевого механизма, замена сцепления и прочее.

Самый обременительный вид работы – это ремонт тормозных систем и обслуживание автомобилей старше пяти лет.

Следует отметить, что сезонность бизнеса припадает на летний период, когда владельцы автомобилей планируют летний отдых, уезжая для этого в теплые страны. Тогда владельцы оставляют свои автомобили в автосервисах, для проведения планового ремонта и техосмотра.

Для удобства и комфорта клиента можно организовать зону отдыха, предложить напитки, ванную комнату, пока мастера будут осуществлять ремонт. Это дополнительный доход владельцу, и плюс уют для клиентов.

Среднестатистические значения окупаемости автосервиса

Автосервис одного мастера окупается через полгода. Не смотря на такой заманчивый срок окупаемости, прибыльность этот бизнес приносит небольшую – от 1,5 до 6,5 тыс. долларов в месяц. Что нельзя сказать про большой автосервис, который приносит за такой же период до 70 тыс. долларов.

Анализ рынка показывает, что за последние десять лет количество автомастерских возросло в три с половиной раза, в то время, как количество автомобилей за этот же период увеличилось в десятки раз.

Поэтому бизнес-идея о том, как отрыть автосервис , заслуживает повышенного внимания.

В мегаполисах крайне напряженная ситуация касательно предоставления качественных услуг по ремонту автомобилей, и владельцам приходится записываться заблаговременно.

Это, конечно же, очень неудобно, ведь потребность в ремонте может быть очень срочной.

Следовательно, с учетом выше приведенных данных, ниша заполнена далеко не полностью, и актуальность такого бизнеса не вызывает сомнений.

mob_info