1 язык и его функции. Язык

§ 12. Язык как социальное явление, как важнейшее средство человеческого общения выполняет в жизни людей целый ряд общественных функций.

Слово "функция" (от лат. functio – "исполнение") многозначно. В общем употреблении оно может обозначать такие понятия: значение, назначение, роль; обязанность, круг обязанностей; работа, вид деятельности; определенное явление, зависящее от другого, основного явления и служащее формой его проявления, осуществления. Это слово по-разному используется в качестве научного термина, т.е. имеет целый ряд специальных значений. Как лингвистическое понятие оно также используется неоднозначно. По словам некоторых языковедов, в последнее время в науке о языке этот термин (наряду с термином "структура") стал наиболее двусмысленным и трафаретным .

Составным лингвистическим термином "функция языка", или "языковая функция", обозначается назначение, предназначение, или "предназначенность, потенциальная направленность языковой системы для удовлетворения потребностей общения (коммуникации) и потребностей психической деятельности" . Вслед за В. А. Аврориным понятие функции языка может быть определено как "практическое проявление сущности языка, реализация его назначения в системе общественных явлений, специфическое действие языка, обусловленное самой его природой, то́, без чего язык не может существовать, как не существует материя без движения" .

Когда говорится о языковых функциях в общетеоретическом плане, имеются в виду прежде всего функции языка вообще, языка как явления общечеловеческого, т.е. функции, свойственные разным языкам. С ними не следует смешивать специфические функции отдельных языков, связанные с особыми условиями их функционирования. Можно сравнить такие функции русского языка, как, например: быть средством межнационального общения народов России или советских народов (в бывшем СССР), выступать в качестве одного из международных языков и др. В общем языкознании, в том числе и в курсе "Введение в языкознание", обычно рассматриваются те функции, которые проявляются в любом языке, осуществляются или могут осуществляться каждым языком.

Иногда в качестве языковых функций рассматриваются разновидности языка, обслуживающие разные сферы деятельности людей, т.е. говорится о выполнении языком функций народного разговорного языка, устной формы литературного языка, языка науки и техники, языка культуры, искусства, языка общественно-политической жизни , или о функции языка, употребляемого в различных сферах общественно-политической жизни, о функции языка преподавания в начальных, средних школах и вузах и др. В подобных случаях правильнее было бы говорить не о функциях языка, а о сферах его применения.

Говоря о языковых функциях, следует различать такие функции языка, как средство человеческого общения, как целостной системы, и функции элементов этой системы – разных языковых единиц, их видов, например функции слова, предложения, звука речи, словесного ударения и т.п. Здесь речь пойдет только о собственно языковых функциях.

Основной, важнейшей функцией языка принято считать функцию общения , или коммуникативную (от лат. communicatio – "связь, сообщение"). Под этой функцией понимается назначение, предназначение языка служить средством общения людей, передачи ими сообщений, обмена информацией. В процессе общения с помощью языка люди передают друг другу свои мысли, чувства, желания, настроения, душевные переживания и т.д.

Наличие у языка коммуникативной функции обусловлено самой природой языка; данная функция находит свое выражение в общепринятом понимании языка как важнейшего средства человеческого общения. Коммуникативная функция является "изначальной, первичной, ради которой и появился человеческий язык" ; эта мысль выражена и в приводившемся выше высказывании К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что "язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми".

Язык существует, функционирует постольку, поскольку он реализует свое назначение – служить средством общения людей. Если в силу тех или иных условий язык перестает выполнять это свое назначение, он прекращает свое существование или (при наличии письменности) сохраняется в виде мертвого языка, о чем говорилось выше.

Для того чтобы обмениваться информацией, мыслями об окружающей нас действительности, о конкретных предметах и явлениях, необходимо создавать, формировать, конструировать соответствующие мысли, которые не существуют в готовом виде, а появляются лишь в результате мыслительной деятельности человека, осуществляемой (преимущественно или только) при помощи языка, о чем говорилось в предыдущем разделе. Напомним, что единицы мышления (понятия, суждения) выражаются языковыми средствами (словами и предложениями). На этом основании выделяется особая функция языка – функция формирования мысли, мыслеформирующая , или конструктивная (от лат. constructio – "построение"), иногда называемая мыслительной, или функцией орудия мышления. Эта функция языка, в отличие от коммуникативной, признается не всеми языковедами. По мнению некоторых лингвистов, конструктивная функция принадлежит не языку, а мышлению .

Обычно мысли формируются, конструируются человеком с целью передачи другим, а это возможно лишь при условии, если они имеют материальное выражение, звуковую оболочку, т.е. выражены языковыми средствами. "Для того чтобы... мысль могла быть передана другому, нужно выразить эту мысль в доступной восприятию форме, нужно, чтобы мысль получила материальное воплощение. Важнейшим средством для этого... и является человеческий язык" . Именно язык, будучи тесно связанным с отвлеченным мышлением, обеспечивает возможность "передавать любую информацию, в т. ч. общие суждения, обобщения о предметах, не присутствующих в ситуации речи, о прошлом и будущем, о фантастических или просто не соответствующих действительности ситуациях" . Таким образом, следует признать, что, наряду с рассмотренными выше функциями, язык выполняет также функцию выражения мысли , или, проще, выразительную функцию , которая называется еще экспрессивной (от лат. expressio – "выражение"), или экспликативной (от лат. explicatio – "объяснение, развертывание").

Выражая свои мысли, суждения об окружающем мире, о разных предметах и явлениях действительности, говорящий может одновременно выражать свое отношение к содержанию речи, к сообщаемым фактам, событиям и т.п., свои чувства, эмоции, переживания или сопереживания в связи с сообщаемой информацией. Это наиболее ярко проявляется в художественной, поэтической речи и постигается путем специального отбора, целенаправленного использования разных средств общенародного языка, "специфической художественной организации языкового материала" . В этих целях используются такие языковые средства, как, например: вводные слова и словосочетания, модальные частицы, междометия, знаменательные слова с эмоциональной, экспрессивной, стилистической окраской, переносные значения слов, словообразовательные аффиксы с оценочным значением, порядок слов в предложении, интонация (например, интонация радости, восхищения, гнева и т.п.). В связи с этим выделяется особая функция языка – функция выражения эмоций, чувств, переживаний и настроений, или, проще, "функция выражения чувств и воли говорящего" , которая в специальной литературе обычно называется художественной, поэтической, эстетической, эмоциональной, или эмотивной. Данная функция языка может быть определена как "способность языка выступать формой искусства, становиться воплощением художественного замысла" , "служить средством воплощения художественного замысла, средством создания художественного произведения" ; суть ее состоит в том, что "язык, выступая как форма словесного искусства, становится воплощением художественного замысла, средством образного отражения действительности, преломленной в сознании художника" .

Язык является не только средством отражения действительности, предметов и явлений окружающего мира, средством выражения человеческих мыслей, чувств, эмоций и т.п., но также основным средством и важнейшим источником познания мира, происходящих в нем процессов и явлений. Иными словами, язык выполняет функцию познавательную, или, иначе, гностическую, гносеологическую (от греч. gnosis – "знание, познание" и logos – "слово, учение"), когнитивную (ср. лат. cognoscere – "узнать, познать", cognitum – "чтобы узнать, познать").

Простейшим способом познания внешнего мира является чувственное восприятие, однако органами чувств воспринимаются и познаются далеко не все предметы, их признаки, свойства и т.п. В частности, чувственному восприятию совершенно недоступны отвлеченные понятия, такие, как пространство, движение, скорость и др. Да и о конкретных предметах с помощью органов чувств можно получить лишь весьма поверхностное представление. Глубокое и всестороннее познание окружающего мира возможно лишь с помощью языка.

Участие языка в познании действительности проявляется, как известно, в процессе мышления, при формировании понятий и суждений, которые выражаются словами и предложениями. Без участия языка, языковых средств немыслима научная, исследовательская деятельность людей, в результате которой наши познания постоянно обогащаются новой информацией, новыми сведениями об окружающем мире, об изучаемых явлениях.

В процессе познания исключительно важную роль играет общение людей с целью обмена информацией, опытом. Такой обмен возможен не только при непосредственном общении в устной форме, но и при чтении книг, газет, журналов, во время прослушивания радиопередач, просмотра телепередач, кинофильмов, театральных постановок и т.п. Особенно интенсивно процесс познания осуществляется во время учебы, на учебных занятиях. Все это возможно при участии языка.

Как уже отмечено выше, язык является не только средством, но и источником знаний об окружающем мире. "Язык сам по себе несет информацию, заложенную в его знаках" . Ту или иную информацию содержат все значимые единицы языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения. "Содержательная сторона значащих единиц языка, т.е. значения слов и компонентов слов, значения словосочетаний, семантика предложенческих структур, является обработанной человеческой мыслью (в каждом языке в чем-то по-разному) картиной мира, сложившейся в результате длительной анализаторской, познавательной деятельности множества предшествующих поколений" .

Источником человеческих знаний являются не только конкретные единицы языка, но и определенные языковые категории, в частности грамматические. Так, например, имя существительное как часть речи обозначает предмет (в широком смысле), или предметность, имя прилагательное – признак предмета, числительное – число, количество предметов, глагол – действие, процесс. То же самое можно сказать о лексико-грамматических разрядах имен существительных, прилагательных и других частей речи, о категориях числа, рода, одушевленности, степени сравнения, времени, наклонения и др.

Следует заметить, что познавательная функция языка (так же как и функция конструктивная) признается не всеми учеными. Некоторые языковеды считают, что "эта функция свойственна человеческому мышлению, а язык является лишь орудием, которое используется в процессе ее осуществления" , что язык выполняет не познавательную функцию, а лишь функцию средства познания . Думается, однако, что это различие не является принципиальным. Ведь язык является не только познавательным средством, но и средством общения. По всеобщему признанию, язык выполняет функцию общения, или коммуникативную функцию, именно благодаря тому, что он является средством общения людей; в равной мере можно утверждать, что язык как средство познания выполняет познавательную функцию.

С познавательной функцией языка тесно связана аккумулятивная функция (ср. лат. accumulatio – "накопление, сваливание кучей"), т.е. функция накопления, закрепления и передачи общественного опыта , или "средство закрепления и передачи достижений человеческого мышления, человеческого знания" . Суть этой функции состоит в том, что "язык в известном смысле аккумулирует в себе общественный опыт человечества и приобретаемые в процессе жизни знания", которые "откладываются прежде всего в знаменательной лексике, по в известной мере также и в грамматике, отражающей в большей или меньшей мере опосредованно связи и отношения действительности" . С помощью языка приобретаемые знания и опыт распространяются между людьми, становятся достоянием разных народов, передаются от поколения к поколению, что и обеспечивает накопление и постоянное обогащение опыта и знаний, развитие науки, техники и т.д. "Если бы язык не делал возможным такую передачу знаний, то каждое поколение должно было бы начинать в развитии знаний с “пустого места”, и тогда не было бы прогресса ни науки, ни техники, ни культуры" .

Некоторыми лингвистами, наряду с названными функциями языка, выделяются и описываются еще такие функции, как регулятивная, т.е. "функция, регулирующая отношения между людьми в процессе общения"; фатическая (или контактная, контактоустанавливающая), номинативная (назывная) и некоторые другие, которые, на наш взгляд, не представляют особого интереса.

  • См.: Якобсон Р. Разработка целевой модели языка в европейской лингвистике в период между двумя войнами // Новое в лингвистике. 1965. Вып. 4. С. 377.
  • Киселева Л. А. Коммуникативные языковые функции и семантическое строение словесного значения // Проблемы семантики. М., 1974. С. 67.
  • Аврорин В. А. Функции языка. С. 354; Его же. О предмете социолингвистики. С. 34.
  • См.: Костомаров В. Г. Проблема общественных функций языка и понятие "мировой язык" // Социолингвистические проблемы развивающихся стран. М., 1975. С. 241–242.

"Будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, в том числе относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида, расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества" (Н.Д.Арутюнова. Функции языка. // Русский язык. Энциклопедия. - М.: 1997. С. 609).

Основными функциями языка являются:

Коммуникативная (функция общения);-коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения.

С точки зрения культуры речи коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи.

Когнитивная функция -Общение людей предполагает определенные знания у них об окружающей действительности, а одним из универсальных и эффективных средств познания окружающего мира является язык. Тем самым язык выполняет также познавательную или когнитивную, функцию. С помощью языка происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира. Русский язык обеспечивает преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития мощного потока национальной литературы.

Кумулятивная функция -Коллекция и информативность являются теми существенными свойствами языкового знака, которые лежат в основе его важнейшей функции наряду с коммуникативной: функции кумулятивной.

Язык в этой функции выступает связующим звеном между поколениями, служит "хранилищем" и средством передачи внеязыкового коллективного опыта.

Мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли );-Мыслеформирующая функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления.

Экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);- Экспрессивная функция позволяет языку служить средством выражения внутреннего состояния говорящего, не только сообщать какую-то информацию, но и выражать отношение говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения. Язык выражает не только мысли, но и эмоции человека.

Эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка). - Эстетическая функция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи (фольклора, художественной литературы), но не только для неё - эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная речь, и обыденная разговорная речь.

Эстетическая функция предполагает богатство и выразительность речи, её соответствие эстетическим вкусам образованной части общества.

Понятие "русский язык" многозначно: с современной точки зрения это в первую очередь общерусский национальный язык, т.е. язык любого носителя русского языка как родного - будь то говорящий на изысканном литературном языке, или на наречии, или говоре, которыми традиционно пользуется русский народ. Поскольку термин охватывает также "язык прессы, школы, государственной практики" , то с учетом современной языковой ситуации в России следует причислять к говорящим на русском языке не только тех, для кого язык является родным, но также и живущих в непосредственном соседстве с ними людей, считающих своим родным другой язык.

В истории русского языка термином "русский язык" обозначается совокупность живых языков, принадлежавших восточнославянской ветви в период от появления восточных славян (древних восточнославянских племен) на историческом поприще (упоминание об антах, славянах, венедах относится к V-VII вв. н.э.) до эпохи образования великорусской, украинской и белорусской наций и, соответственно, грех языков, т.е. но XIII- XIV вв. В то же время этот термин применяется "для обозначения того письменного языка, который, сложившись на основе общеславянского литературного языка (так называемого языка церковнославянского), выполнял литературные функции в Киевской и Московской Руси до образования русского (великорусского - в отличие от украинского и белорусского) общенационального языка" .

Проявлением сущности языка, его природы и назначения являются выполняемые им функции, "без которых язык нe может быть самим собой" . Функции языка весьма многочисленны и разнообразны, хотя количество называемых лингвистами функций может различаться. Одни из них можно считать первостепенными, основополагающими, другие - менее важными. Все специалисты сходятся, однако, в том, что главной является коммуникативная (от лат. communicatio - общение), поскольку людям необходимо общаться.

В качестве разновидностей коммуникативной функции можно рассматривать еще три функции языка, обеспечивающие полноценную коммуникацию.

Регулятивная функция (некоторые исследователи называют ее прагматической или волюнтативной) характеризует целенаправленную деятельность носителей языка и реализуется в ситуациях, когда перед говорящим стоит цель воздействовать па собеседника, побудить его к какому-либо действию - не обязательно речевому (ответить, приказать, отругать, поблагодарить и т.д.) - или, наоборот, запретить ему что-либо делать. Регулятивная функция свойственна рекламному тексту, призванному не столько информировать потенциального потребителя о некоем продукте, сколько придать этому продукту привлекательность. Это даст основание считать рекламные тексты принадлежащими манипулятивной коммуникации, цель которой состоит в том, чтобы побудить человека вести себя тем или иным образом, совершая определенные поступки или воздерживаясь от них.

Номинативная функция основана на том, что система понятий современного человека покоится на системе названий, номинаций, коими, как пишет Б. Ю. Норман, человеку важно "застолбить обследованную часть окружающей действительности" . Эта функция хорошо видна на примере ребенка, не знающего всех существующих наименований для незнакомых предметов и дающего им свои. Так, не зная слова поролон (губка), ребенок, обнаружив, чем набита его игрушка, констатирует: Мама , а у носорога в носу кожура от сыра. Любой родитель может припомнить пару смешных слов, которыми ребенок активно пользовался в детстве, ставя взрослых в тупик, например: Я сейчас жужжал. Ты мой жуж слышала? или Кем работает твой папа , Саша? - Гаражником (работает в гараже) .

Экспрессивная (эмотивная) функция - речь идет о функции, проявляющейся в возможности для говорящего выражать свои чувства, эмоции, отношение к предмету речи. Собеседник, не уловивший в силу, например, слабого знания языка эмотивную составляющую в речи говорящего, может отреагировать неожиданным или неадекватным образом. Так, на слова матери, предложившей своей маленькой дочери немедленно "бросить эту дрянь" (имелся в виду поднятый девочкой с земли "неопознанный объект"), последовала следующая, весьма доброжелательная и даже трепетная по отношению к объекту реакция: Я эту дрянь не брошу , я эту дрянь сюда в коробочку положу. Дочь здесь воспользовалась и номинативной функцией языка, присвоив понравившейся незнакомой вещи наименование "дрянь".

Второй основной функцией можно считать познавательную , или аккумулятивную (от лат. accumulatus - накопленный), т.е. накопительную; люди накапливают информацию об окружающем мире, получают и передают ее посредством языка. Именно благодаря этой языковой функции последующие поколения могут в устной или письменной форме получить представление о происходившем ранее, получить доступ к накопленным знаниям и опыту, наследию прошлого. Сейчас это хорошо видно на примере всемирной сети Интернет: достаточно в строку "поиск" любого из информационных порталов ввести слово, значение которого вам неведомо, например слово шлык из пословицы, приведенной В. И. Далем: По Сеньке и шапка, по бабе и шлык , и вы моментально получите сравнительно полную и разнообразную информацию о том, что оно значит, как выглядел шлык, кто и когда его носил и т.д. И все это благодаря накоплению информации с помощью языка.

Язык предназначен для выполнения такой важной функции, как мыслительная , или мыслеобразующая, мыслеформирующая. "Овладение языком является неотъемлемой частью умственного развития человека" . Нельзя не вспомнить высказывание А. Шопенгауэра "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает", ставшее широко известным в свое время во многом благодаря фильму "Доживем до понедельника", где преподаватель-русист, наблюдая за тем, как трудно дается ученику написание сочинения, косвенно, но все же дает весьма нелестную характеристику его умственным способностям. В то же время человек должен оформлять и выражать свои мысли, и делает он это с помощью языка, т.е. язык является "материальной формой осуществления мыслительной деятельности" . Не случайно высшей степенью овладения иностранным языком является такой уровень, когда человек нe только способен читать, понимать, говорить, но также и думать на этом языке.

Эстетическая (художественная) функция языка объясняет смысл существования стихов и прозы, любимых строк и рифм. Отнюдь не только ради информации человек обращается к книге, тем более к любимой книге, сборнику стихов. Не только смысл, но и форма - сочетание звуков и даже расположение строк на бумаге, а равно и графика - могут участвовать в реализации этой функции. С эстетической функцией связаны, в частности, смена неблагозвучных фамилий и выбор псевдонимов . Именно эстетическое восприятие языка отразилось, как нам представляется, в строках Е. Евтушенко, посвященных русскому языку:

Язык мой русский, снежно хрусткий,

В тебе колокола, сверчки,

И поскрип квашеной канустки,

Где алых клюковок зрачки.

Контактоустанавливающая (фатическая) функция реализуется, например, в диалоге о погоде, традиционном согласно стереотипу между малознакомыми англичанами, что является свидетельством установления контакта и, возможно, приязни. Примером реализации этой функции может служить и несостоявшийся диалог по телефону, когда из-за неисправности аппарата или некачественной работы сети один из говорящих не слышит второго, хотя трубка снята, следовательно, контакт установлен. Именно этой цели служат клишированные (в электронных письмах даже автоматически предлагаемые) фразы в конце писем, например: С уважением... Best regards..:, Искренне ваш... Sincerely yours... Фатическая функция актуализируется и в такой анекдотичной ситуации, когда сидящий в соседнем кресле в самолете человек, желая познакомиться, обращается к вам с фразой: Вы тоже летите этим самолетом? Или пример диалога, приведенный П. А. Клубковым: - Ты меня любишь? - Да. - Л как ты меня любишь? Информация отсутствует, хотя факт подобного разговора для его участников кажется важным .

Метаязыковая функция нередко факты и явления языка трактуются, описываются с помощью средств того же языка, как это делается в толковых словарях и учебниках не только для иностранцев, но и для русских. Она очевидна и в диалогах при трактовке в иных терминах, по-другому, тех фраз, которые могут представлять трудности для понимания. Это не только проверка, но и "прочистка" канала связи с адресатом. Например: Иначе говоря, вы отказываетесь? Вы имеете в виду, что я лгу? Мeгаязыковую функцию выполняют также фразы типа как говаривал мой дядя..., выражаясь словами Пушкина..., по русской пословице и др. Эта функция присуща и кавычкам, предназначенным для точного воспроизведения сказанного кем-либо ранее и позволяющим внести в дискурс возможность той или иной его трактовки, например: Ваш, с позволения сказать, хороший.мальчик разбил моему нос - здесь, безусловно, усматривается и реализация прагматической и экспрессивной функций. Это так называемые семантические кавычки, использование которых способно изменить значение заключенного в кавычки понятия.

В соответствии с частными прагматическими задачами может быть выделена такая функция, как информирующая (информативная); например: объявление "Пропал мальчик. Зовут Дядя Федор" или анонс в выпуске телевизионных новостей: Начато расследование обстоятельств трагического падения малазийского "Боинга". В Школьном энциклопедическом словаре "Русский язык" дополнительно охарактеризованы констатирующая функция (Пациент скорее жив, чем мертв), реализуемая при простом, нейтральном сообщении о факте, вопросительная , востребованная при запросе информации, перформативная , обеспечивающая осуществление в ходе речевого акта некоторых социально значимых действий (сравн. высказывания с глаголами клянусь, обещаю, приказываю, прощаю), саморегулятивная функция языка, реализующаяся при комментировании вслух собственной деятельности: нередко это наблюдается у детей, которые разговаривают сами с собой, когда играют или рисуют, а взрослому это помогает сосредоточиться "на решаемой задаче и не ошибиться в последовательности действий" .

Как правило, в одном высказывании, одном речевом акте реализуется сразу несколько функций. Покажем это на нескольких примерах. В речи пушкинского старика, пришедшего на берег моря и сообщающего Золотой рыбке о том, что Пуще прежнего старуха вздурилась... уж не хочет она быть крестьянкой, хочет быть столбовою дворянкой, а позже - и владычицей морскою, реализуются не только коммуникативная и информативная функции языка, но и, безусловно, прагматическая (волюитативная): это скромная попытка старика исполнить волю своей жены и завуалированная просьба, адресованная рыбке, выполнить этот наказ.

Вспомним несколько эпизодов из фильма Э. Рязанова "Служебный роман". Номинативная и эмотивная функции совмещаются в речевом факте присвоения подчиненными начальнику Института статистики Калугиной нелестного прозвища наша мымра.

В высказывании Уж не хотите ли вы, матушка , сказать, что... звучат ирония, насмешка, издевка, реализуются метаязыковая, эмотивная, регулятивная функции, в то время как уточнение правильности понимания высказанной информации, мысли отступает на второй план.

Для фактической жизни языка, как писал Г. О. Винокур, "оказывается чрезвычайно существенным, как пользуется общество своим языком" . Именно способы его использования в обществе и стали основой возникновения стилей, поскольку отбор производится из имеющегося запаса языковых средств в соответствии с установившимися в обществе нормами и традициями.

Для различных сфер использования языка и обслуживающих их стилей речи характерны закрепленные за ними функции, которые являются одним из факторов, определяющих специфику стиля. При этом может быть выделена основополагающая функция (или функции), по отношению к которой остальные будут второстепенными. Так, разговорной речи свойственны в первую очередь коммуникативная и контактоустанавливающая функции. Если для сферы науки, научного общения главными будут мыслительная и познавательная функции, хотя весьма важна и информирующая функция языка, то художественная литература - это сфера эстетического и эмотивно-экспрессивного.

Язык публицистики реализует в качестве первостепенной информативную (информативно-аналитическую) функцию, но весьма ощутима в данной сфере - особенно в современной коммуникации в сфере публицистики - функция воздействия, формирования, а то и навязывания оценки тех или иных событий и отношения к ним. Также нельзя не отметить экспрессивно-эмотивную и развлекательную функции языка в современных публицистических изданиях .

Идея экстралингвистической зависимости стилей, выдвинутая М. Н. Кожиной в 1960-е гг., позволила представить развернутую картину объективных стилеобразующих факторов , к которым относятся ведущие типы деятельности в определенной сфере общения (науке, искусстве, политике, религии, бытовой сфере, в сфере права и т.д.), актуальные коммуникативные задачи, ведущие жанры речевых произведений и типы реализуемых речевых тактик и т.д. К экстралингвистическим стилеобразующим факторам относят также цель общения, преобладающую форму мышления (логико-понятийное, образное и т.д.), тип содержания, типовые ситуации общения и реализуемые в них функции .

Все названные факторы оказывают воздействие на характер речи, однако степень их стилеобразующей значимости неодинакова. Основой классификации и характеристики функциональных стилей являются в первую очередь образующие единство форма общественного сознания и соответствующий ей вид деятельности. Таким образом, функциональные стили - наиболее общая дифференциация языка, позволяющая, одновременно обобщить все частные проявления языка в зависимости от условий общения.

Для сферы деловой речи в наибольшей степени характерна регламентирующая, регулятивная функция, поскольку деловая речь обеспечивает сферу правовых отношений между государством и человеком, юридическими и физическими лицами. Важной представляется и информирующая функция - из определенного рода текстов человек получает информацию, необходимую для полноценного законодательно правомерного его существования как члена сообщества. В качестве основных ее черт следует назвать императивность и предписующе-долженствующее значение , т.е. такое использование языковых средств, с помощью которого реализуется интенция "указующего перста". В ходе делового общения мы узнаем, какими законодательными нормами следует руководствоваться в том или ином случае, к какому должностному лицу и в какой форме нужно обратиться. Например, в сопроводительном листе к полису добровольного медицинского страхования мы читаем о том, какие проблемы со здоровьем подпадают под понятие страхового случая и какое медицинское обслуживание при этом допускается. Несколько страниц достаточно трудного для понимания текста предлагается вкладчику, открывающему счет в банке, для ознакомления с условиями использования счета по вкладу, условиями обслуживания клиентов и приема платежей, возможностями изменения тарифов, вопросами ответственности сторон и т.д.

Не только в сфере дипломатических контактов и законотворческой деятельности, но и в повседневной рутине экономических отношений между предприятиями-заказчиками и исполнителями (поставщиками), в сфере управленческой деятельности любой организации обязательны учет, статистика и регистрация, самые разные отчеты - финансовые, налоговые и пр. Все виды подобных документов вполне освоены сотрудниками управленческого звена любого по величине и авторитетности предприятия. Индивидуальная и произвольная деятельность отправителя речи в данной сфере исключается - она, наоборот, подчиняется социальным и стилистическим установкам коллектива, говорящего на данном языке .

Отнюдь не произвольно, а в долженствующей, стандартизированной форме и при особом языковом оформлении пишутся многие документы, с которыми каждому в течение своей жизни приходится иметь дело. Это нe только заявления, ходатайства, объяснительные записки, жалобы, но также иски, апелляции, завещания, расписки и т.д.

Существующие подстили официально-деловой речи - канцелярский, юридический, законодательный и дипломатический - выделяются как на основе жанровой спецификации каждого из них, так и по признаку конечной цели, решаемой прагматической задачи, характеру представляемой информации и сфере функционирования. Так, язык законов и указов проявляется в таких жанрах письменной коммуникации, как постановление, указ, нормативный акт, конституция и т.д. A коммюнике, нота, декларация, меморандум и ряд других - это документы, связанные с деятельностью правительства и его дипломатических представительств . Но для тех и других есть как общие признаки, характеризующие официально-деловой стиль в целом и особенности письменной деловой коммуникации, так и специфические черты, которые, однако, могут быть оговорены как обязательные или типичные. Характерные черты стиля и отдельных подстилей выделяются на основе наблюдений за употреблением языка и анализа "реальных данностей в виде текстов", позволяющих отметить наиболее употребительные конструктивные приемы, типичную лексику (например, канцеляризмы), закрепленные в коллективном языковом сознании.

Как отмечает Т. Г. Винокур, одним из важных факторов, благодаря которому становится возможным стилистическое многообразие высказываний в разных жанрах речи, принадлежащих одной функциональной сфере языка, "т.е. объединенных одной целенаправленной функцией", является соответствие внешней коллективности или индивидуальности образов участников речевого акта внутреннему языковому содержанию высказывания . Это в полной мере относится и к языку сферы деловых отношений, представленной многообразием жанров, для многих из которых типичным является тот или иной количественный облик участников общения, определенный характер взаимодействия отправителя и получателя сообщения . Так, в ряде жанров - заявлении, завещании, объяснительной записке и других подобных - адресантом является традиционно индивидуальное лицо. А в таких жанрах, как конституция, трудовой, семейный и другие кодексы, адресант - лицо коллективное, представляющее высшие официальные институции.

Многообразие жанров официально-деловых документов и специфичность языковых средств и правил их использования в этой сфере подводят к тому, чтобы дать деловому стилю и иное определение: "это совокупность языковых средств, функция которых - обслуживание сферы официально- деловых отношений", "широкая сеть актуальных официально-деловых ситуаций и набор соответствующих жанров документов"


Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Политехнический институт

РЕФЕРАТ
по дисциплине « Русский язык и культура речи»
Тема: Функции языка

Выполнил

Красноярск 2012
План
Введение
1. Функции языка
2. Коммуникативная функция
3. Когнитивная функция
4. Кумулятивная функция
5. Другие функции языка
Заключение
Список литературы

Введение
Русский язык в самом широком смысле слова -- это совокупность всех слов, грамматических форм, особенностей произношения всех русских людей, т.е. всех, говорящих на русском языке как на родном.
Среди разновидностей русского языка четко выделяется русский литературный язык. Он справедливо считается высшей формой национального языка.
Русский язык обеспечивает преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития мощного потока национальной литературы. С другой стороны крупные социальные потрясения, затрагивающие основы общественного устройства, всегда оставляют весьма заметный след в языке.
С одной стороны, он обеспечивает взаимодействие отправителя вербального (словесного) сообщения и его получателя, адресата. В этом случае говорят о его коммуникативной функции. Данную функцию принято считать ведущей, поскольку именно она, по мнению большинства современных учёных, определяет сущность языка.
С другой стороны, язык направлен на действительность и на тот мир образов, который выстраивается между действительностью и человеком, выступая как множество знаний, образующих в совокупности картину, или модель, мира. Эта картина мира, локализованная в сознании, постоянно пополняемая и корректируемая, регулирует поведение человека. Язык не просто передаёт в актах коммуникации в виде высказываний сообщения, в которых содержатся те или иные знания о каких-то фрагментах мира. Он играет важную роль в накоплении знаний и их хранении в памяти, способствуя их упорядочению, систематизации, т.е. участвуя в их обработке. Тем самым язык обеспечивает познавательную деятельность человека. В данном случае говорят о его когнитивной функции.
Обе функции языка неразрывно связаны, они взаимно предполагают друг друга. Для лучшего понимания этих сторон языка можно обратиться к рассмотрению того, что собой представляют коммуникация и познание мира.
Информационные процессы служат передаче и получению, накоплению и хранению, обработке информации.
Под информацией в самом общем смысле можно понимать сообщение. Это сообщение, будучи принятым какой-то системой (живой организм – человек или созданное им информационное устройство – компьютер), меняет информационное состояние данной системы и в определённых случаях может оказаться стимулом (командой) к осуществлению каких-либо операций или действий, к началу или завершению какого-либо процесса. Например, переданное сообщение о том, что завтра возможен сильный дождь, может побудить захватить с собой зонтик при выходе из дома. Иначе говоря, информация способна осуществлять функцию управления.
Всякий информационный процесс предполагает наличие следующих компонентов и отношений между ними:
Отправитель сообщения > Сообщение > Получатель сообщения

Сообщение не материально. Оно не может быть передано или воспринято непосредственно. Носителем сообщения выступает определённый физический сигнал.
Переход от сообщения к сигналу осуществляется в процессе кодирования. Переход от сигнала к сообщению – это процесс декодирования. Так, физическим носителем сообщения, передаваемого посредством речевого высказывания, является акустическое событие (последовательность звуковых волн, подвергшаяся соответствующей модификации в том, что касается характеристики их сегментов в отношении частоты, интенсивности, длительности и тембра).
При кодировании и декодировании используются элементы соответствующего кода (в речевом общении эти функции выполняет языковая система, в состав которой входят компоненты прагматический и семантический, лексический, или словарный, или номинативный, и синтаксический, морфологический и фонолого-фонетический). Этот код должны знать и отправитель, и получатель.
В речевом взаимодействии отправителем сообщения является говорящий. Его мозг и произносительные органы обеспечивают процесс кодирования сообщения и передачу физического сигнала, т.е. они функционируют в качестве передатчика. Получателем сообщения выступает слушающий. Восприятие им звукового сигнала и декодирование осуществляются приёмником, в состав которого входят органы слуха и мозг.
Сообщение характеризуется тем, что оно относится к какой-то теме (предмету). Предметом сообщения обычно является отображаемое в сознании некое событие (сцена).
Таким образом, язык представляет собой полифункциональную систему, имеющую дело с информацией - с ее созданием, хранением и передачей. Функции языка связаны с его сущностью, природой, назначением в обществе и в то же время взаимосвязаны между собой.
Цель реферата - дать характеристику основным функциям языка.
1. Функции языка
Категория функции в науке четко не определена. Нет единства в понимании содержания этого понятия и у лингвистов. В большинстве работ под функцией языка понимается основное предназначение языка – так выделяется коммуникативная функция как его единственная функция. Эту мысль развивают в своих работах отечественные лингвисты –теоретики Н.И. Жинкин, Р.В. Пазухин, Г.В. Колшанский Б.А. Серебренников и некоторые другие.
Ряд ученых, наряду с коммуникативной, выделяют функцию выражения мысли – экспрессивную и считают ее вполне равноправной с коммуникативной функцией языка. (А. Чикобава, А.А. Реформатский, В.З. Памфилов и др.)
Кроме того, функциями именуются сферы употребления языка (функция межнационального общения, функция научного или бытового общения ит. п.), а также виды использования языка в частных ситуациях общения (поэтическая функция, эмотивная функция, функция обращения, указательная функция, магическая функция, кумулятивная функция, функция воздействия и т. п.)
Таким образом, термин «функция» в лингвистике употребляется в нескольких значениях:
1)общие функции языка как общественного явления, отличного от других общественных явлений; назначение, роль языка в человеческом обществе
2) свойства языка как системы знаков, назначение, роль единиц языка.
3) частные функции, которые выполняет язык в конкретных ситуациях общения людей.
В первом и третьем случае говорят о функциях языка, во втором - о функциях языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений).
Функции языка - это проявление его сущности. Исследователи языка не сходятся в вопросе о количестве и характере функций. Язык выполняет много функций (ученые выделяют до 25 функций языка и его единиц), однако основная функция языка, главное его назначение - быть средством общения людей.
Австрийский психолог, философ и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей книге «Теория языка» различные направленности знаков языка, определяет 3 основные функции языка:
1) Функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего.
2) Функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция.
3) Функция представления, или репрезентативная, когда один другому что-то говорит или рассказывает.

Есть и иные точки зрения на функции, выполняемые языком, например, как понимал их Реформатский А.А.
1) Номинативная, то есть слова языка могут называть вещи и явления действительности.
2) Коммуникативная; этой цели служат предложения.
3) Экспрессивная, благодаря ей выражается эмоциональное состояние говорящего.
В рамках экспрессивной функции можно ещё выделить дейктическую (указательную) функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами.

Но большинство исследователей к основным функциям языка относят коммуникативную, когнитивную, кумулятивную.
2. Коммуникативная функция
Функцией языка как общественного явления является коммуникативная – функция передачи информации от субъекта к субъекту. Коммуникативная функция присуща языку, с какой бы точки зрения мы его не рассматривали – как сточки зрения говорящего, так и с точки зрения слушающего. Она реализуется в любой ситуации общения. Это и позволяет считать коммуникативную функцию основной функцией языка как общественного явления.
Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения. Мы живем в обществе и общаемся в определенном социуме в определенном пространстве в определенное время. Таким образом, язык является основным средством общения.
Коммуникация - значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Информация - это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы. Текст будет информативным только тогда, когда адресат готов к его восприятию и когда содержащиеся в нем сведения каким-то образом подействуют на его поведение.
Языковая коммуникация имеет целый ряд наименований: речевая коммуникация, вербальная коммуникация, речевое общение, вербальное общение, речевая деятельность, речь.
Минимальными единицами языковой коммуникации являются речевые акты (или языковые акты). Слово акт употребляют, чтобы подчеркнуть динамическую, процессуальную сторону явления. Если не имеется в виду процесс, нередко пользуются термином высказывание. Речевые акты принято условно квалифицировать как реализации (произнесения, исполнения) предложений, хотя подчас речевым актом называют и такую далеко не элементарную форму, как лекция, проповедь, доклад.
Слово речь довольно многозначно. Это и акт произнесения высказывания, говорения (т.е. акт говорящего), и единство актов говорящего и пишущего, и акт пишущего, и единство актов пишущего и читающего, и вся совокупность актов говорящего и пишущего, с одной стороны, и актов слушающего и читающего, с другой стороны. Иначе говоря, речевой акт может рассматриваться как единство, с одной стороны, акта производства высказывания и его передачи в устной или письменной форме и, с другой стороны, акта восприятия и понимания этого высказывания. Мы можем говорить о речи устной и письменной. Слово речь может служить названием формы бытия языка, способа его существования.
Человеческая коммуникация вообще и языковая коммуникация в частности подчиняются тем условностям, которые приняты в данной этнической культуре или в данном социальном коллективе в данную историческую эпоху. Поэтому одного знания системы того или иного языка, его фонологических, грамматических и лексических правил мало для того, чтобы успешно общаться на этом языке. Крайне необходимы очень хорошие знания из области этнолингвистики и социолингвистики, относящиеся к данному этносу или этнографической группе, к данному социуму или социальной группе. Иными словами, от человека, желающего успешно общаться с носителями другого языка, требуется умение вживаться в менталитет другого народа (этноса) или субэтноса, в менталитет его определённой социальной (сословно-классовой, профессиональной, поло-возрастной) группы.
Язык не просто замкнутая в себе система знаков, а система правил коммуникативного поведения человека в условиях определённой культуры и социума.
Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкций, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли (владеть синонимией), иначе говоря, быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят ученые, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации (коммуникация -- от лат. communico -- связываю, общаюсь). Именно поэтому в обучении языкам выделяется тип коммуникативной компетенции. В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин речевая компетенция.
Коммуникативная компетенция - это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистической речи (в методике их обычно называют речеведческими) -- стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки пересказа текста. Однако охарактеризованные знания и умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной ситуации.
Очень важное место в коммуникативной функции занимают собственно коммуникативные умения и навыки - выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, - т.е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации.
и т.д.................

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт иностранных языков

Центр «Образование»

по дисциплине

«Введение в языкознание»

на тему: «Функции языка».

Выполнила:

Бочина В. А.

Москва 2012

  1. Введение. ……………………………………………………………………………… ...3
    1. Общее значение языка. ……………………………………………….………………...3
    2. Историческая справка. …………………………………………………………..……...3
  2. Функции языка.……………………………………………………………… ………….5
    1. Базовые функции. ……………………………………………………………..……….. .5
    2. Частные (производные) функции. …………………………………………..………….7
  3. Заключение. ……………………………………………………………………………. .8
  4. Список используемой литературы…………………………………………………… ..9
  1. Введение.
    1. Общее значение языка

Сегодня в мире достаточно большое количество языков и различных диалектов. Ученые не называют конкретной цифры, но задают значение в рамках от 3000 до 6000 языков. Многие из них уже почти забыты, некоторые находятся на грани вымирания, некоторые крепнут и число их носителей постоянно увеличивается. Но зачем же нужен язык?

Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями. С тех пор язык всегда играл в жизни общества большую роль.

Во-первых, он используется во всех сферах деятельности человека, без него люди не могут обойтись ни в быту, ни в учёбе и работе, ни в политике. Язык обслуживает общество, служит средством общения. С его помощью люди передают друг другу свои мысли и чувства, могут что-то делать вместе.

Во-вторых, язык помогает изучать окружающий мир, с его помощью происходит познание действительности. Мы мыслим, приходим к каким-то выводам при помощи языка. Наконец, он бережёт опыт народа, накапливает знания и передаёт их от поколения к поколению. Значит, язык обеспечивает связь времён.

Таким образом, мы обладаем большими возможностями: мыслить, обмениваться информацией, учиться, использовать знания, накопленные нашими предками. И всё это благодаря языку.

    1. Историческая справка

Интерес к установлению функций языка наметился в 20 в. До этого слово «функция» применялось нетерминологически (например, у Г. Пауля, А. А. Потебни) для обозначения роли единиц всинтаксисе (функция подлежаще го, функция дополнения) и в морфологии (функция формы, функции флексии). Позже функцию стали понимать как значение формы, конструкции (О. Есперсен), как позицию в конструкции (Л. Блумфилд). Все это обусловило возникновение частнонаучного толкования функции как грамматического значения, роли (Л. Теньер), употребления языковых единиц.

В книге «Тезисы Пражского лингвистического кружка» (1929) было обосновано определение языка как функциональной системы и описаны две функции речевой деятельности: общения и поэтическая. Немецкий психолог К. Бюлер выделил в свете семиологического принципа три функции языка как проявляющиеся в любом акте речи: функцию выражения (экспрессивную) - соотносимую с говорящим, функцию обращения (апеллятивную) - соотносимую со слушающим и функцию сообщения (репрезентативную) - соотносимую с предметом, о котором идёт речь.

Вопрос о количестве и характере функций языка многократно обсуждался, и были отделены собственно функции языка и функции единиц языка. А. Мартине постулирует наличие трёх функций языка: главной - коммуникативной, выразительной (экспрессивной) и эстетической, тесно связанной с первыми двумя. Р. О. Якобсон с учётом постулатов теории коммуникации к трём участникам акта речи - говорящему (отправитель, адресант), слушающему (получатель, адресат) и предмету речи (контекст, референт) - добавил ещё три: контакт (канал связи), код и сообщение, и соответственно выделил шесть функция языка: экспрессивную (выражения, эмотивную), конативную (усвоения), референтивную (коммуникативную, денотативную, когнитивную), фатическую (контактоустанавливающую), метаязыковую и поэтическую (понимая последнюю как вообще форму сообщения). Критики этой теории отмечают, что все функции по существу являются разновидностями коммуникативной и выступают как однопорядковые.

Рассматривая речевую деятельность как единство общения и обобщения, А. А. Леонтьев отделил функции языка, проявляющиеся в любой ситуации общения, от функций речи как факультативных, возникающих в особых ситуациях. В сфере общения к функциям языка отнесена коммуникативная, а в сфере обобщения - функция орудия мышления, функция существования общественно-исторического опыта и национально-культурная функция; все они могут дублироваться неязыковыми средствами (мнемонические средства, орудия счёта, планы, карты, схемы и т. п.).

К функциям речи отнесены: магическая (табу, эвфемизмы), диакритическая (компрессия речи, например в телеграммах), экспрессивная (выражение эмоций), эстетическая (поэтическая) и некоторые другие. В. А. Аврорин в числе функций языка назвал четыре: коммуникативную, экспрессивную (выражения мысли), конструктивную (формирования мысли) и аккумулятивную (накопления общественного опыта и знаний), а в числе функций речи - шесть: номинативную, эмотивно-волюнтативную, сигнальную, поэтическую, магическую и этническую. Некоторые исследователи выделяют свыше 25 функций языка и функций единиц языка.

В 70-80-х гг. 20 в. обозначилось стремление связать функции языка с аппаратом их реализации в системе и структуре языка (М. А. К. Халлидей). Ю. С. Степанов на основе семиотического принципа вывел три функции языка: номинативную, синтаксическую и прагматическую, как универсальные свойства языка, соответствующие трем аспектам общей семиотики: семантике - номинация, синтактике - предикация и прагматике - локация. Первичным аппаратом номинации выступают характеризующие знаки (именные и глагольные классы слов), предикации - элементарные синтаксические контактные словосочетания, локации - дейксис ситуации общения («я-здесь-сейчас»), а вторичный аппарат образуется на основе транспозиции знаков. Эти Ф. я., согласно данной теории, лежат в основе всех возможностей использования языка как средства общения, познания и воздействия.

  1. Функции языка.

Функции языка - 1) роль (употребление, назначение) языка в человеческом обществе; 2) детерминированное соответствие (зависимость) единиц одного множества единицам другого множества; второе значение чаще применяется к единицам языка (например, соотношение аффиксов и корней слов).

2.1. Базовые функции.

Функции языка представляют собой проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. они являются его характеристиками, без которых язык не может быть самим собой. Двумя главнейшими, базовыми функциями языка являются:

  • коммуникативная - быть «важнейшим средством человеческого общения»

(В. И. Ленин). Она связана с тем, что язык прежде всего является средством общения людей. Он позволяет одному индивиду – говорящему – выражать свои мысли, а другому – воспринимающему – понимать их, то есть как-то реагировать, принимать к сведению, сообразно менять свое поведение или свои мысленные установки. Акт коммуникации не был бы возможен без языка.
Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует прежде всего для того, чтобы люди могли общаться.
Коммуникативная функция языка осуществляется благодаря тому, что сам язык является системой знаков: по-другому просто нельзя общаться. А знаки, в свою очередь, и предназначены для того, чтобы передавать информацию от человека к человеку.
Ученые-лингвисты вслед за видным исследователем русского языка академиком Виктором Владимировичем Виноградовым (1895-1969), иногда определяют основные функции языка несколько по-другому. Они выделяют:
- сообщение, то есть изложение какой-то мысли или информации;
- воздействие, то есть попытка с помощью речевого убеждения изменить поведение воспринимающего человека;
- общение, то есть обмен сообщениями.
Сообщение и воздействие относятся к монологической речи, а общение – к диалогической речи. Строго говоря, это, действительно, функции речи. Если же говорить о функциях языка, то и сообщение, и воздействие, и общение являются реализацией коммуникативной функцией языка. Коммуникативная функция языка является более объемлющей по отношению к этим функциям речи. Итак, различными видами реализации коммуникативной функции языка являются сообщение, воздействие, общение, а также выражение чувств, эмоций, состояний;

когнитивная (познавательная, гносеологическая, иногда называемая экспрессивной, т. е. выражения деятельности сознания) - быть «непосредственной действительностью мысли» (К. Маркс) . От латинского cognition – знание, познание. Связана с тем, что в знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека.
Ученые все еще не пришли к однозначному выводу о том, что является первичным – язык или мышление. Возможно, неверна сама постановка вопроса. Ведь слова не только выражают наши мысли, но и сами мысли существуют в виде слов, словесных формулировок даже до их устного произнесения. По крайней мере, зафиксировать дословесную, доязыковую форму сознания пока никому не удавалось.
Любые образы и понятия нашего сознания осознаются нами самими и окружающими только тогда, когда облечены в языковую форму. Отсюда и представление о неразрывной связи мышления и языка.
Связь между языком и мышлением была установлена даже с помощью физиометрических свидетельств. Испытуемого человека просили обдумать какую-нибудь сложную задача, и пока он думал, специальные датчики снимали данные с речевого аппарата молчащего человека (с гортани, языка) и обнаруживали нервную активность речевого аппарата. То есть мыслительная работа испытуемых «по привычке» подкреплялась активностью речевого аппарата.
Любопытные свидетельства дают наблюдения над умственной деятельностью полиглотов – людей, умеющих хорошо говорить на многих языках. Они признаются, что в каждом конкретном случае «думают» на том или ином языке. Показателен пример разведчика Штирлица из известного кинофильма – после долгих лет работы в Германии он поймал себя на том, что «думает на немецком языке».
Известен любопытный случай, приключившийся с болгарским оперным певцом Борисом Христовым. Живя в разных странах, он хорошо знал несколько языков и всегда считал необходимым петь арии на языке оригинала. Он объяснял это так: «Когда я говорю по-итальянски, то и думаю по-итальянски. Когда говорю по-болгарски, то и думаю по-болгарски». Однажды на представлении «Бориса Годунова», где Христов пел, естественно, по-русски, певцу пришла в голову какая-то мысль по-итальянски. И он неожиданно для себя допел арию на итальянском языке. Любопытно, что публика этого не заметила. И лишь когда изумленный дирижер указал певцу после концерта на удивительную метаморфозу, Христов осознал, что случилось и почему он вдруг переменил язык арии.
Когнитивная функция языка не только позволяет фиксировать результаты мыслительной деятельности и использовать их, к примеру, в коммуникации. Она также помогает познавать мир. .

К ним тоже в качестве базовых добавляют:

  • эмоциональную функцию языка - быть одним из средств выражения чувств и эмоций. Иначе говоря, знаки, звуки языка часто служат людям для передачи эмоций, чувств, состояний. Собственно говоря, именно с этой функции, скорее всего, и начинался человеческий язык. Более того, у многих социальных или стадных животных именно передача эмоций или состояний (тревоги, испуга, умиротворения) является главным способом сигнализации. Эмоционально окрашенными звуками, возгласами животные оповещают соплеменников о найденной пище или приближающейся опасности. При этом передается не информация о пище или опасности, а именно эмоциональное состояние животного, соответствующее удовлетворению или испугу. И этот эмоциональный язык животных понимаем даже мы – мы вполне можем понять встревоженный лай собаки или урчание довольной кошки.
    Конечно, эмоциональная функция человеческого языка куда более сложная, эмоции передаются не столько звуками, сколько смыслом слов и предложений. Тем не менее эта древнейшая функция языка, вероятно, восходит еще к досимволическому состоянию человеческого языка, когда звуки не символизировали, не замещали эмоции, а были их прямым проявлением.
    Однако любое проявление чувств, прямое или символическое, также служит для сообщения, передачи его соплеменникам.;
  • метаязыковую (металингвистичес кую) функцию языка - быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка. Метаязыковая функция языка используется как в профессиональной сфере (языкознание), так и в бытовой (объяснение значений слов, комментирование речи при помощи специальных вводных клише типа "так сказать", "что называется", "извините за выражение" и др.).

2.2. Частные (производные) функции языка.

Базовые функции языка взаимообусловливают друг друга при использовании языка, но в отдельных актах речи и в текстах выявляются в разной степени. С базовыми, как первичными, соотносятся частные, как производные, функции языка. К коммуникативной функции относятся:

  • контактоустанавливающая (фатич еская). Предназначение языка быть средством завязывания контактов между индивидами. Эта функция очень показательно реализуется в английском вопросе How are you? Он вовсе не предполагает развернутого ответа о реальных делах собеседника, требует достаточно стандартного ответа типа Very well, thank you или Fine, thank you и служит своеобразным приветствием или преамбулой к дальнейшему разговору;
  • конативная (усвоения) отражает ориентацию на адресата. Сюда подпадают в числе прочего такие формы речи как звательный падеж и повелительное наклонение. Она выражает непосредственное воздействие на собеседника;
  • волюнтативная (воздействия) волеизъявления говорящего;
  • хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа и некоторые другие.
mob_info