Систему образования и улучшение условий. Система образования: факторы ее развития и совершенствования

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 4
2. КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ. 7
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

ВВЕДЕНИЕ
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую собственную структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности, а также: наличие объективного статуса людей в определённой сфере деятельности, совокупность ролей, исполняющихся людьми, ассоциированных в рамках данного социального института, наличие социальной нормы, которая выражает меру, с помощью которой определяется стандарт поведения людей, оценивается их деятельность и определяются санкции. Но и социальные нормы являются условиями выбора ролевого поведения и способ её измерения (поощрение и порицание); они организовывают и регулируют деятельность людей и их взаимоотношения в рамках единого социального института.
Образование как институт определяется двумя аспектами - социальным и культурным, - первый отражает структурную сторону социального института, второй - функциональную сторону, определённый способ его деятельности. Их взаимодействие обуславливает развитие и самосохранение института.
В современном обществе система образования представляет собой довольно сложную многоступенчатую, иерархически построенную структуру. На всех уровнях работники образования, кроме своих прямых задач по обучению и воспитанию, решают и управленческие задачи по руководству педагогическими коллективами. Поэтому профессиональная подготовка педагога, который когда-то может стать руководителем педагогического коллектива, предполагает получение им знаний в области психологических основ управления людьми, в частности руководства ученическим и педагогическим коллективами.

1. СУЩНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
Одним из основных средств развития личности и формирова¬ния ее базовой культуры выступает содержание образования.
В тра¬диционной педагогике, ориентированной на реализацию преиму¬щественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, уме¬ний и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достиг-нутый в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентиро¬ванный подход к определению сущности содержания образования.
При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в про¬цессе поисков и исторического опыта. Знаниево-ориентирован¬ное содержание образования способствует социализации личности, вхождению человека в со¬циум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.
Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоня¬ют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регла¬ментации научного ядра знаний, их академизму, ориентации со¬держания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образова¬ния все более утверждается личностно-ориентированный под¬ход к выявлению сущности содержания образования. Под содержанием образова¬ния понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмо¬ционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обес¬печить формирование всесторонне развитой личности, подготов¬ленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материаль¬ной и духовной культуры общества.
Итак, при личностно-ориентированном подходе к определе¬нию сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Та¬кой подход обеспечивает свободу выбора содержания образова¬ния с целью удовлетворения образовательных, духовных, куль¬турных и жизненных потребностей личности, гуманное отноше¬ние к развивающейся личности, становление её индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном про¬странстве.
Традиционная педагогика признавала фактически лишь соци-альную сущность человека, из которой следовало, что целью об¬разования выступают формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества.
Личностно-ориентированное содержание образования направ¬лено на развитие целостного человека: его природных особенно¬стей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, труже¬ником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, ду¬ховности, творчества). При этом развитие и природных, и соци¬альных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, нацио¬нальную и региональную ценность.
Содержание образования имеет исторический характер, по¬скольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменя¬ется под влиянием требований жизни, производства и уровня раз¬вития научного знания.
Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образо¬вания отражает состояние общества, переход от одного его состо¬яния к другому. В настоящее время - это переход от индустри¬ального общества XX в. к постиндустриальному или информаци¬онному XXI в. Развитие и функционирование образования обус¬ловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и дру¬гими.
Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует психологическая служба. Работники психологической службы образования принимают участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом. На всем протяжении жизни ребенка он должен находиться в сфере внимания со стороны профессиональных психологов. В течение всего этого времени, занимающего в среднем от 16 до 18 лет, должно вестись систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка. В ходе него проходят регулярные психодиагностические обследования, оценивают характер и темпы психологического развития ребенка, дают рекомендации по его обучению и воспитанию, контролируют их реализацию.
Цель современного образования - развитие тех свойств лично¬сти, которые нужны ей и обществу для включения в социально цен¬ную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональ¬ной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон лич¬ности.
Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры. Изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и разви¬тия прекрасного.

2. КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача всех целевых комплексных программ в сфере образования, а в частности приоритетного национального проекта «Образование» .
Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.
С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов и т. д.
При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.
Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
Основная цель комплексной модернизации образования - предоставить всем школьникам возможность получить качественное общее об¬разование. В первую очередь это означает обеспечение современ¬ных условий:
а) оснащенность комплексом учебного и компьютерного оборудования, функциональ¬ные возможности которого полностью обеспечивают ре-ализацию основных про¬грамм общего образования;
б) укомплектованность педаго¬гическими кадрами, имею¬щими необходимую квали¬фикацию, по каждому из предметов базисного учебно-го плана;
в) соответствие требованиям Санитарно-эпидемиологичес¬ких правил и нормативов, что гарантирует безопасность и комфорт для всех участни¬ков образовательного про¬цесса;
г) насыщенную коммуникатив¬ную образовательную среду, обеспечивающую полноцен¬ное развивающее общение со сверстниками;

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основными причинами не¬соответствия систем образования современным условиям являют¬ся экономические и финансовые механизмы, нечувствительные к результативности и качеству предоставляемых услуг. Раньше образовательные учреждения финансировались по смете рас¬ходов, а не по нормативу стои¬мости стандартной образова¬тельной услуги. Размер оплаты труда учителя определялся лишь количеством проведенных уро-ков и не учитывал качества всей педагогической работы.
Теперь в рамках комплекс¬ных проектов модернизации об-разования (КПМО) в регионах вводится новая система оплаты труда работников (НСОТ) и осуществляется переход на нор¬мативное подушевое финансиро¬вание образовательных учрежде¬ний (НПФ) .

Переход на нормативное подушевое финансирование
НПФ образовательных уч¬реждений строится на двух принципах. Первое: на регио¬нальном уровне устанавливают¬ся нормативы бюджетного финансирования на заработную плату работников и текущие учебные расходы в расчете на од¬ного обучающегося. Второе и главное: средства по нормативу из регионального бюджета дово¬дятся до каждого общеобразова¬тельного учреждения.
Основные преимущества та¬кого механизма:
- школы рассчитывают собст¬венные доходы и, исходя из них, формируют расходы. Это означает переход в обра¬зовании от непрозрачной за¬тратности (когда школы вы¬нуждены выпрашивать сред-ства у учредителя, и бюджет делится между школами субъективно) к четкому фи¬нансовому планированию и эффективному самостоятель¬ному хозяйствованию;
- ресурсное обеспечение уч¬реждения зависит от количе¬ства обучающихся, выбрав¬ших данное учреждение, а значит - от качества и ре-зультативности предоставля¬емых образовательных услуг. И не зависит от численности работников, количества сформированных классов-комплектов и учебных групп, объемов учебной нагрузки, устанавливаемой детям. Средства, высвобожденные благодаря рациональному комплектованию штатного расписания, учебных групп, учебного расписания, оста¬нутся в общеобразователь¬ном учреждении и могут быть по решению руководст¬ва и коллектива школы на¬правлены на поощрение хо¬рошо работающих учителей, на улучшение оснащенности образовательного процесса;
- происходит неадминистра¬тивное регулирование сети школ, разнообразия и качест¬ва образовательных услуг в соответствии с реальными запросами. Ресурсы начина¬ют концентрироваться в эф-фективно работающих шко¬лах, наилучшим образом обеспечивающих потребнос¬ти жителей всех близлежа¬щих территорий.
В настоящее время более чем в половине регионов средства, по-ступившие в бюджеты муници¬пальных образований из регио¬нального бюджета по нормати¬ву, пока не передаются школам напрямую, а перераспределяют¬ся учредителем между подведом¬ственными общеобразовательны¬ми учреждениями. Такое перерас¬пределение по сути ухудшает фи¬нансирование более эффективных школ в пользу менее эффек-тивных и, очевидно, не приводит к улучшению качества образова¬тельных услуг ни в тех, ни в дру¬гих общеобразовательных уч¬реждениях.
Исходя из новой модельной методики перехода на НПФ, раз-работанной в процессе подготов¬ки к запуску комплексных про¬ектов и рекомендуемой Минобрнауки России, пер¬воначальный размер норматива целесообразно устанавливать от¬дельно для города и села в со¬ответствии со сложившейся на практике оптимальной суммой, обеспечивающей реализацию об¬разовательного стандарта.
На переходный период (по¬рядка трех лет) предлагается вводить временные адаптацион¬ные надбавки, задача которых - не заморозить прежние условия, а не допустить их ухудшения, но при этом стимулировать к по¬иску путей и возможностей их улучшения. При новом подходе улучшение условий гарантиру¬ет повышение доходов учрежде¬ния. Этот подход обеспечивает постепенное снижение неэф¬фективных расходов и рост нор¬матива по мере развития сети об¬разовательных учреждений. По мере роста норматива у школ по¬является возможность увеличи¬вать и фонд оплаты труда, и до¬лю средств, направляемых на ос¬нащение учебного процесса.
Таким образом, применение регионами модельной методики перехода на НПФ позволяет мо¬тивировать образовательные уч¬реждения на повышение качест¬ва работы без резкого измене¬ния объема их финансирования. Благодаря применению модель¬ной методики величина норма¬тива в среднем по регионам, поддерживаемым в рамках на-ционального проекта, к 2010 году увеличится в полтора ра¬за, а также в среднем в два ра¬за возрастет доля учебных расходов в нормативе, достиг-нув 10%.

Новые системы оплаты труда
Традиционно применяемая в общеобразовательных учрежде¬ниях тарифная почасовая сис¬тема оплаты труда учителей не позволяет в полной мере учесть усилия, затраченные педагогом на подготовку и проведение учебных занятий, а также вос¬питательную, методическую, внеурочную работу. Прежняя си¬стема заставляет учителей брать как можно больше учебных ча¬сов, даже искусственно наращи¬вать количество уроков в ущерб качеству образования.
С другой стороны, очевидно, что чем больше класс, тем боль¬ше усилий требуется учителю для проведения урока. Чем меньше класс - тем учителю проще. Так как при традицион¬ной системе труд педагога оп-лачивается вне зависимости от количества учеников в классе, то у учителей нет экономических стимулов для выполнения более сложной работы.
Таким образом, для измене¬ния сложившейся ситуации, не¬избежно ведущей к падению ка¬чества образования, требуется создать и закрепить нормативными актами механиз¬мы учета в зарплате (причем, в ее базовой части) всех видов де¬ятельности учителя, а не толь¬ко аудиторной нагрузки - уроков; повышения сложности тру¬да педагога при увеличении количества учеников в классе. Ко¬нечно, при этом ни в коем слу¬чае не может идти речь о нару¬шении санитарных норм: коли¬чество учеников в стандартном учебном кабинете не может пре¬вышать 25 человек.
В усло¬виях НПФ фонд оплаты труда общеобразовательного учрежде¬ния формируется не в зависи¬мости от количества учителей и единой тарифной сетки, а в за¬висимости от количества обуча¬ющихся. Это позволяет эффек¬тивно работающим учреждени¬ям уже сейчас в рамках имею¬щегося фонда оплаты труда учитывать при начислении зар¬платы интенсивность, уровень сложности и специфику как урочной, так и внеурочной дея¬тельности каждого учителя, а также вводить стимулирующие выплаты за высокое качество и результативность.
В рамках КПМО предлагается отличная от тради¬ционной почасовой норма учета ау¬диторной нагрузки учителя - пе¬дагогическая услуга в расчете на одного учащегося. Ее стоимость рассчитывается внутри школы на основании имеющегося у нее фон¬да оплаты труда, количества уча¬щихся и школьного учебного пла¬на. В этом случае искусственное увеличение количества классов в школе и уроков в учебном плане не приводит к росту оплаты тру¬да учителя, как это было раньше. Педагогический коллектив теперь не заинтересован в раздувании рас-писания за счет излишнего увели¬чения учебного времени на пред¬меты и является сторонником ра¬ционального укомплектования классов и учебных групп.
В моделях НСОТ также предусмотрена возможность введения на уров¬не школ коэффициентов, позво¬ляющих учесть особенности ре-ализуемых педагогами образова¬тельных программ.
Помимо основной - «базо¬вой» - части зарплаты в новых региональных системах оплаты труда дополнительно предусмо¬трена стимулирующая часть. Ее доля в общем фонде оплаты тру¬да общеобразовательных учреж¬дений по окончании комплекс¬ных проектов составит 20-40%.
Во всех регионах стимулиру¬ющие выплаты учителям выпла-чиваются за достигнутые резуль¬таты и высокое качество. Разра¬ботка критериев качества и оцен¬ка по этим критериям достигну¬тых результатов осуществляются в школе с участием школьного совета.
Постоянная общественная оценка качества и результатив¬ности труда учителя при выпла¬те стимулирующих надбавок бу¬дет способствовать становле¬нию более открытых, уважитель¬ных и партнерских отношений между учителями и учащимися, учителями и родителями, учи¬телями и местным сообществом.
В развитие общественной оценки качества труда учителей для полноценного введения НСОТ от регионов в перспек¬тиве потребуется также обнов¬ление в рамках своей компетен¬ции порядка аттестации руково-дителей школ и педагогических кадров с учетом механизмов оценки качества образования.
Рост доходов учителей
Важно отметить, что все реги¬оны, внедряющие комплексные проекты, обеспечивают неухудше¬ние условий труда и неснижение зарплат при переходе на НСОТ. Однако новые механизмы ве¬дут к тому, что зарплата у учи¬телей вырастет не одинаково, а тем больше, чем качественнее ра¬ботает учитель.
Дополнительные возможнос¬ти повышения доходов учителей заложены в оптимизации доли фонда оплаты их труда в общем фонде оплаты труда образова¬тельного учреждения. Во всех регионах, внедряющих КПМО, по окончании проекта ФОТ учителей достигнет опти-мального значения (порядка 70%).
К 2009 году в 18 субъектах Российской Федерации новая система оплаты труда будет действовать во всех школах. Поэтапное введение НСОТ начиная с наиболее эффектив¬ных и крупных учреждений (имеющих большой ФОТ бла¬годаря нормативному подушево¬му финансированию) возможно даже без роста бюджетных рас¬ходов. Первоначально это приведет к смене механизмов начис¬ления заработной платы. Посте¬пенное увеличение доли стиму¬лирующей части и стоимости педагогической услуги будет происходить за счет повышения эффективности бюджетного пла¬нирования и роста доходов уч¬реждения. При повышении нор¬матива в связи с выравнивани¬ем стоимости образовательной услуги область внедрения НСОТ будет расширяться.

Системы мониторинга и оценки качества
Объективная, внешняя, неза¬висимая система оценки качест¬ва, восприимчивая к актуальным и перспективным запросам лич¬ности, общества и государства - необходимый системный инст¬румент. От него во многом за¬висит эффективность использо¬вания основных экономических механизмов: НСОТ и НПФ (на уровне принятия гражданами ре¬шения о выборе места получе¬ния образования), а также при¬нятие управленческих решений об изменении сети общеобразо¬вательных учреждений.
Итоговая аттестация за курс основной и средней общеобра-зовательной школы проводится по измерительным материалам и критериям, разработанным на федеральном уровне. По ее ре¬зультатам выпускники получа¬ют соответствующие аттестаты и могут продолжить образова¬ние на последующих ступенях, в учреждениях профессиональ-ного образования. Современные механизмы внешней оценки поз¬волят гражданам объективно судить о качестве школьного обучения.
Немаловажно, что оценка ка¬чества может осуществляться не только как аттестация учащих¬ся, но и как иные замеры _ пе¬дагогическая, психологическая диагностика, социологические, эргономические и другие иссле¬дования. Отрадно, что при ор¬ганизации региональных систем оценки качества активно ис¬пользуются наработки конкурсов приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО).
Для оптимальной организа¬ции системы мониторинга субъ¬ектам Российской Федерации следует разработать и закрепить нормативными актами регио¬нальные регламенты:
■ учета на уровне региона, му¬ниципального образования, образовательного учрежде¬ния результатов регионально¬го мониторинга и оценки ка¬чества образования;
■ разработки критериев и осу¬ществления оценки качества образования на уровне обра¬зовательного учреждения при участии школьных советов.

Расширение общественного участия в управлении образованием
Ключевым условием и фак¬тором успешности комплексной модернизации образования явля¬ется полноценное общественное участие в управлении образова¬тельными учреждениями, в фор¬мировании образовательной по¬литики на местном, региональ¬ном уровнях. Привлечение об¬щественных институтов к учас¬тию в управлении образованием заключается в передаче им ряда управленческих полномочий.
Основной формой обществен¬ного участия будут общественные советы на всех уровнях управле¬ния образованием, в том числе:
- управляющие советы образо¬вательных учреждений. Они будут участвовать в форми¬ровании образовательной программы и программы раз¬вития учреждения, в разра¬ботке локальных норматив¬ных актов, охватывающих различные вопросы функци¬онирования учреждения, в распределении стимулирую¬щих выплат учителям и ре¬шении иных финансовых во¬просов и др.;
- общественные советы и ко¬миссии на муниципальном уровне. Предполагается их участие в формировании и ре¬ализации программы развития муниципальной образователь¬ной сети, стимулировании ру-ководителей образовательных учреждений, обсуждении му¬ниципальных расходов на содержание и коммунальное обслуживание школьных зда-ний и др.;
- региональные экспертные со¬веты будут принимать учас¬тие в формировании и напол¬нении образовательного стан¬дарта в части компетенции субъектов Российской Феде¬рации, установлении подуше¬вого норматива финансирова¬ния образовательных учреж¬дений, обсуждении и совер¬шенствовании механизмов ре¬ализации государственной образователь-
ной политики, отборе инновационных уч¬реждений, получающих реги-ональную поддержку, и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно выделить основные на¬правления комплексной модер¬низации образования:
введение новой системы оп¬латы труда работников обще¬го образования, направлен¬ной на повышение доходов учителей (НСОТ);
переход на нормативное по¬душевое финансирование об-щеобразовательных учрежде¬ний;
развитие региональной сис¬темы мониторинга и оценки качества образования;
развитие региональной сети общеобразовательных учреж¬дений: обеспечение условий для получения качественного общего образования незави¬симо от места жительства;
расширение общественного участия в управлении обра¬зованием.
Большие преобразования в системе повышения квалификации и переподготовки кадров должны произойти с учетом: введения новой системы оплаты труда; дальнейшего развития института в условиях конкурентной среды; выполнения новых функций деятельности в связи с реализацией целевой программы «Развитие системы образования на 2008 – 2010 годы».
Развитие системы непрерывного образования позволит создать условия для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики. Одновременно появятся возможности для выравнивания доступа к качественному образованию на всех уровнях, образовательной системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об обра¬зовании» (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. В. И. Шкатулла.- М.: Юристь, 2007.
3. Национальный проект "Образование": Чего мы ждем от реформы // Нац. проекты. - 2007. - № 5. - С. 51-52.
4. Никитин, Э.Создание организационных условий для реализации приоритетного национального проекта "Образование" / Э. Никитин, И. Чечель // Нар. образование. - 2006. - № 4. - С. 21-50.
5. О направлениях, основных мероприятиях и параметрах приоритетного национального проекта "Образование" // Государство и право. - 2006. - № 1. - С. 2-3.
6. Педагогика /Под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
7. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). - М.: Новая школа, 2007.
8. Фурсенко, А. О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования / А. Фурсенко// Альма матер: Вестн. высш. шк. - 2006. - № 1. - С. 21-14.

Лекция 6.

2. Пути совершенствования системы школьного образования.

3. Совершенствование системы высшего образования

1. Пути развития дошкольного образования.

Государство в сфере образования выполняет три основных функции управления:

1) регулирование всей сферы образования;

2) выступает как учредитель;

3) руководит через региональные министерства сферой образования в субъектах РФ.

Какова главная цель органов власти в сфере образования? Для федеральных органов власти – сделать эту сферу конкурентоспособной на мировм рынке образования. Для региональных– сделать сферу образования конкурентоспособной на российском рынке образования. Для муниципальных– сделать сферу образования конкурентоспособной на региональном рынке образования.

Критерии эффективности: Степень соответствия индикаторов образовательных услуг России, региона, мунициипального образования показателям доступности и качества на мировом образовательном рынке.

Рассмотрим деятельность органов власти в сфере образования на примере системы дошкольного воспитания . В марте 1992 г. Европейский совет разработал рекомендации для стран - членов ЕС, согласно которым они должны были создавать и поощрять инициативы, позволяющие мужчинам и женщинам за счет доступности услуг по уходу за детьми сочетать занятость на рынке труда и воспитание детей. В 2002 г., 10 лет спустя, во время Барселонского саммита были сформулированы более четкие цели в сфере услуг по уходу за детьми. Учитывая особенности спроса на уход за детьми в каждой отдельной стране, страны ЕС поставили целью ликвидировать причины, тормозящие женскую активность на рынке труда. К 2010 г. была поставлена задача обеспечить охват домохозяйств услугами по уходу за детьми на уровне 90% для детей от 3-х лет до школьного возраста и 33% для детей младше 3-х лет.

(для сравнения в России – 60 и 20 %) .

Что несет в обобщенном виде опыт ЕС по развитию дошкольного воспитания?

2. Признание равенства всех форм ухода за детьми (ясли; детские сады; группы продленного дня; групп, организовааных родителями; института нянь);

3. Активное субсидирование всех форм дошкольного образования из государственного, регионального и муниципального бюджетов;

4. Сочетание бесплатности дошкольного воспитания детей 3-6 лет в ряде стран (Голандия, Франция), с системой субсидий для малоимущих семей при оплате стоимости всех форм ухода за детьми; оплата услуг исходя из принципа социальной справедливости ;

5. Невысокий норматив наполняемости групп либо максимально допустимого количества детей на одного воспитателя;

6. Высокие требования к квалификации работников дошкольного воспитания: как правило, профильное высшее образование; наличие сертификатов различных курсов о повышении профессионального уровня;

7. Унификация образовательных и развивающих программ;

8. Признание системы дошкольного воспитания самостоятельной формой общего образования (а не стадией подготовки к школе);

9. Обязательность проверок со стороны независимых специализированных служб.

10. Постоянная связь населения и органов власти по вопросам работы системы дошкольного воспитания. Формы связи: социологические опросы, наличие специальных электронных сайтов обратной связи в муниципальных администрациях, законодательное право обращений граждан в органы власти всех уровней.

Необходимость использования позитивного социального опыта стран ЕС в нашей стране нашло отражение в Концепции -2020.

Вышеприведенный материал позволяет ввести следующую систему индикаторов эффективности развития дошкольного воспитания:

1. Для органов власти :

Процент охвата детей до 3-х лет и от 3 до 6 лет институциональными услугами всех видов дошкольного воспитания;

Средняя стоимость одного места в водимых в строй учреждениях дошкольного воспитания;

Средний срок ожидания места в яслях или детских садах,

Отзывы родителей о работе учреждений дошкольного воспитания - степень удовлетворения родителей оказываемой социальной услугой.

2. Для индивида, общества:

Средний срок ожидания места в яслях или детских садах,

Цена вопроса-стоимость подобной социальной услуги,

Прозрачность очереди,

Уровень заболеваемости детей, посещающих д/у,

Соответствие дошкольных учреждений нормативным стандартам (наполняемость, площадь на одного ребенка и т.п.)

Качество питания детей,

Уровень безопасности детей,

Оценка качества образовательных программ

Возможность выбора любого вида ухода за детьми (ясли, детские сады, группы продленного дня, групп, организованных родителями, института нянь),

Возможность свободного обмена места в дошкольных учреждениях в связи с переменой места жительства.

Анализ динамики изменений вышеприведенных критериев позволяет сделать вывод о тенденциях развития системы дошкольного воспитания.



В общей сумме расходов государства в РФ на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование - 41%, школы-интернаты - 8%, среднее специальное образование - 10,5%, высшее образование - 11,5%.

Как же конкретно обстоит дело с состоянием учреждений дошкольного воспитания в Свердловской области? В целях решения проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области и обеспечения общедоступного дошкольного образования Постановлением Правительства Свердловской области от 09.06.2010 г. № 894–ПП была принята областная государственная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 годы.

Основной задачей реализации Программы было поставлено полное удовлетворение потребности детей Свердловской области (в возрасте от 1,5 до 7 лет) в местах в дошкольных образовательных учреждениях. Всего за период реализации Программы планировалось ввести дополнительно 49,2 тыс. мест в дошкольных учреждениях Свердловской области. По итогам реализации первого года программы (2010 г.) было введено 14 602 дополнительных места в дошкольных образовательных учреждениях в Свердловской области. Из них за счет регулирования предельной наполняемости в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области введено 13 432 дополнительных места;за счет строительства новых 8 дошкольных образовательных учреждений – 1 170 дополнительных места. Анализ приведенного документа позволяет выделить еще один критерий эффективности развития системы дошкольных учреждений: сотношение четырех основных форм роста мест в дошкольных образовательных учреждениях: строительство новых дошкольных учреждений; реконструкция старых; ; возвращение дошкольных учреждений отданных в аренду . К сожалению, по итогам 2010 г. 92% прироста мест в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области пришлось на регулирование предельной наполняемости , т.е. на увеличение числа детей в группах и только 8 % – на новые дошкольные учреждения.

Обратим внимание крайне нерациональное сотношение затрат на строительство новых дошкольных учреждений и полученных результатов. По оценке министра экономики Свердловской области Е.Сафрыгина затраты на одно место в детских садах в области в четыре раза выше (!) , чем в соседней Челябинской области. (Российская газета.2012 .22 марта. с.16). Результатом анализа выявленных проблем стало принятие Постановления Свердловской области от 14 декабря 2011 г. N 1708-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 09.06.2010 N 894-ПП «Об областной государственной целевой программе «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 гг.». В Постановлении сделан акцент на увеличение прироста мест в ДОУ за 2010-2014 гг. с 49, 2 тыс. до 52 063, в том числе: 20073 – за счет строительства новых д/у и реконструкции старых; 17238 – за счет возвращения д/у отданных в аренду, 14042- за счет регулирования наполняемости групп, 710 - за счет создания дошкольных групп при общеобразовательные учреждениях.

При этом стоимость строительства одного места не должна превышать 650 тысяч рублей . В случае превышения этой стоимости, разница оплачивается за счет средств местного бюджета или внебюджетных средств.

Подведем итог: меры, принятые органами региональной власти, позволяют всем муниципальным образованиям (а не только бездефицитным) приступить к решению задачи удовлетворения потребности детей в возрасте от 1,5 до 7 лет в местах в детских дошкольных образовательных учреждениях. Однако, во-первых, показатели охвата детей дошкольными образовательными учреждениями (65 % в 2011 г.) существенно ниже и европейских стандартов, и планки недавнего советского прошлого. Во-вторых, речь идет только о количественных показателях. Проблемы качества дошкольного воспитания, системы ДОУ вцелом вынесены за рамки существующих областных программ.

Понятие содержания образования, его научные основы и исторические тенденции развития

Компоненты содержания образования (См. схему 1).

Объективные факторы, влияющие на содержание образования:

– потребности общества (развитие производства, науки, техники, культуры);

– возрастающие духовные запросы людей.

Субъективные факторы:

– методологические позиции ученых.

Источники и принципы формирования общего среднего образования на современном этапе

Основные органично и диалектически взаимосвязанные источники содержания образования

– развитие науки, культуры; производство материальных благ; исторически опыт;

– развитие общественных отношений и духовных ценностей; содержание различных форм общественного сознания.

Современная школа преследует следующую тенденцию: от обыденного, практико-прагматического толкования проблем образования к их гуманистическому осмыслению, формированию детской личности как целостного и гармоничного человеческого существа. В единстве его внутренней духовности и внешнего воплощения.

В педагогике существует система научных требований (принципов) к определению и совершенствованию содержания образования (по Б.Т. Лихачеву):

– общеобразовательный характер учебного материала;

– гражданская и гуманистическая направленность содержания образования;

– связь учебного материала с практикой;

– интегративность изучаемых курсов;

– развивающий характер учебного материала;

– воспитательный характер учебного материала.

4. Документы, определяющие содержание школьного образования.

Стандарт образования : вводный раздел, базовый компонент (обязательный минимум содержания образования), требования к уровню знаний и умений учащихся.



Учебный план – утвержденный министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучяаемых в учебном заведении, порядок их изучения и количество учебных часов. Отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах. Составляются отдельно для дневных, вечерних. Заочных школ. Во времена СССР учебный план включал три компонента: союзный, республиканский, школьный. В современных учебных планах общеобразовательных школ нашей республики выделяются следующие три раздела:

Базовый компонент: обязательные предметы – русский и белорусский языки и литература, математика, физика, химия и др.

Дифференцированный компонент: предметы по выбору – иностранный язык и др.

Школьный компонент: предметы определяются Советом школы – этика, факультативы и др.

Учебная программа – утвержденный министерством образования документ. В котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей. Практических умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся при изучении данной учебной дисциплины. Учебная программа состоит из следующих подразделов:

Объяснительная записка , где определяются задачи данного предмета, особенности изучения отдельных тем и разделов применительно к историческим, национальным, географическим и др. условиям;

Перечень тем и количество часов на их изучение;

Обоснование практических занятий (лабораторные, демонстрационные и т.д.);

Указание на межпредметне связи , в соответствии с изучаемыми темами;

Перечень знаний и умений учащихся ;

Литературные источники для учителя и учащихся;

Критерии оценки знаний и умений учащихся.

Учебники, учебные пособия

Содержат указания по организации учебной работы школьников, фактическое изложение учебного материала в соответствии с темами, материал для тренировочных упражнений, сводные хронологические таблицы, вопросы для самоконтроля. Содержание образования раскрывается в различных учебных пособиях: учебниках, хрестоматиях по литературе и истории, задачниках по математике, физике, химии, сборниках упражнений по языкам и т.д. названные пособия служат вспомогательным средством для учителей и учащихся при организации учебной работы как в школе, так и при выполнении домашних учебных заданий.

Пути совершенствования содержания образования

1. Общеобразовательная школа должна быть базовым звеном непрерывного образования

2.Интеграция учебных предметов в общеобразовательной школе

3.Усиление профессиональной ориентации и подготовки учащихся к выбору сферы труда.

4. Развитие индивидуальных способностей каждой личности, создание условий для творчества и практической деятельности учащихся

5. Организация дифференцированного обучения.

6. Укрепление материальной базы школ и других учебных заведений, внедрение новейших технических средств обучения, компьютеризация обучения



Дополнительная информация

Вольфганк Ратихий (1541 – 1633) – очень образованный человек, увлекался идеями Бэкона. Посетив Англию, познакомился с его сочинениями. Разработал свой новый метод, которым увлек многих коронованных личностей. Его приглашают обучать новому методу. Им было проведено множество экспериментов, но некоторые из них заканчивались неудачами и приписывались шарлатанству Ратихия. Его метод был направлен на обучение греческому, латинскому и др. языкам за короткое время. Ратихий держал свои методы в секрете от педагогов и говорил, что продаст их за большие деньги какому-нибудь королю с условием, чтобы ученые их защищали и пропагандировали.

Его метод заключался в следующем:

· Мальчики должны овладеть немецким языком, прежде чем начинать изучать латинский. Изучение проходит по книге Теренция. Учитель переводит каждое латинское слово буквально. В течении урока он должен перевести 2 раза три страницы, ученики следят по своим книгам, не задавая вопросов. Таким образом переводится вся книга.

· На втором этапе учитель один раз читает и переводит 3 страницы. Ученики повторяет эти же 3 страницы, а учитель исправляет ошибки. Таким образом, прочитывается весь Теренций вторично.

· На третьем этапе ученики по 2 раза читают таким же образом, а учитель поправляет.

· После приступают к изучению грамматики. Правила поясняются на немецком. Читается без перевода 10 раз.

· Затем, теоретическое усвоение правила закрепляется применительно к сочинению Теренция. Его снова читают с самого начал, и учитель делает применение правила. Надо отыскать 20 примеров, каждый из них повторить 6 раз.

Каптерев П.Ф. История педагогики: Курс лекций. Ижевск, 1996. С. 176 – 180


Практические задания

Задание 1

Вставьте нужные слова

Задачи дидактики заключаются в том, чтобы описывать и объяснять………………………………, разрабатывать более совершенную организацию……………………………..обучения, а также новые………………………………системы.

Идеальное представление о конечном результате обучения называется………………………………………………

Документ, который задает состав предметных знаний и уровень их предъявления учащимся, называется…………………………………………

Задание 2

Постройте логическую схему «Содержание образования»


Задание 3

Какие из документов, определяющих содержание образования, характеризуются ниже?

1. Содержит подлежащий усвоению учебный материал. Обеспечивает его научную достоверность, доступность, краткость, ясность, четкость, сжатость изложения, эстетическое оформление, наличие хороших рекомендаций об использовании рациональных приемов действий учащихся с учебным материалом, проверку и самопроверку результатов учения.

2. Определяет состав учебных дисциплин, количество часов, отводимых на изучение в каждом классе. Обозначает продолжительность учебного года, четверти, каникул.

3. Содержит объяснительную записку о целях, задачах изучения дисциплины, перечень ее разделов, тем, учебных вопросов, число часов, отводимых на их изучение, раскрывает особенности базисного и школьного учебного содержания, требования к знаниям, умениям и навыкам, формы, методы, средства преподавания данного предмета, перечень учебного оборудования, наглядных и технических средств обучения.

Задание 4

Установите соответствие

1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН А. Совокупность программно-методических учебных материалов, наглядных пособий, учебного оборудования и технических средств обучения, используемых в процессе преподавания учебного курса.
2.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Б. Книга для учащихся, в которой систематизированы основы знаний той или иной отрасли науки, техники, культуры.
3.НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ В. Нормативный документ, содержащий перечень изучаемых в учебном заведении предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.
4. УЧЕБНИК Г. Нормативный документ, который задает состав знаний, умений и навыков и уровень их предъявления учащимся.

Задание 5

Установите соответствие

1.ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ А. Система знаний о природе, обществе, человеке, а также соответствующих умениях и навыках, овладение которыми обеспечивает гармоническое развитие личности.
2.ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ Б. Способы организации учебного процесса.
3.СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В. Усвоение учащимися под руководством учителя знаний, умений и навыков, развитие у них познавательных способностей, культуры учебного труда, качеств воспитанности.
4.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Г. Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач образования, воспитания и развития.
5.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Д. Исходные руководящие положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности школьников.

Особенности управления развитием новой образовательной системы определяются, во-первых, тем местом, которое занимает образование в современном общественном развитии, а именно, тем, что образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими сферами общественной жизни: экономикой, политикой, сферами как материального производства, так и духовной жизни. Во-вторых, особенности управления современной системой образования принципиально определяются тем состоянием, в котором в последние десятилетия находится сфера образования, а именно, состоянием экспоненциального расширения, сопровождающимся острыми кризисными явлениями и поисками путей выхода из кризиса. Эти поиски носят как теоретический, так и практический характер, в их ходе проявляются характерные черты новой образовательной системы. Эти характеристики новой системы образования также существенно влияют на особенности управления образованием в современном мире.

Важнейшей особенностью управления образованием в современных условиях является то, что проблемы образования должны решаться не только на уровне собственной образовательной системы. Решение этих проблем должно стать компонентом общегосударственной политики. То есть управление образованием должно осуществляться не только специализированными образовательными министерствами, но оно должно быть компонентом крупных правительственных программ, охватывающих все сферы общественной жизни. Проведение единой государственной политики в образовательной системе является важной задачей управления образованием как в России, так и во многих других странах. Только высокий приоритет образования в государственной политике может обеспечить необходимый уровень управления сферой образования в современном мире. При этом приоритетность образования должна быть не только провозглашена, но и последовательно реализовываться в политической практике. Глобальный характер формирующейся образовательной системы требует эффективного управления процессами ее развития на межгосударственном, международном уровне. При этом необходимы не просто международные контакты образовательных министерств, а реализация крупных межгосударственных, глобальных программ в области становления новой образовательной системы. Существенные особенности управления новой образовательной системой определяются и тем, что она имеет сложную структуру. Основными подсистемами современной системы образования являются педагогическая, технологическая, организационная, экономическая, которые находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни, поэтому важнейшим принципом управления образованием на всех уровнях: межгосударственном, общегосудартвенном, региональном, муниципальном, а также уровне образовательного учреждения, - должен быть принцип системности.

Управление развитием новой системы образования может быть эффективным только тогда, когда применение новых образовательных технологий, инновационных методов преподавания и обучения, становление новых организационных структур и форм, формирование новых экономических механизмов в сфере образования осуществляются в единстве и взаимодействии. Проблемы совершенствования учебного процесса, механизмов его финансирования, развития организационных форм не могут решаться изолированно. Эти проблемы должны рассматриваться и решаться как компоненты единого процесса формирования целостной образовательной системы.

Управление образованием в современных условиях ориентировано главным образом на решение проблем:

1. Организации такого доступа к образованию, который бы удовлетворял образовательные потребности людей в ХХI веке (образование должно стать доступным с раннего детства в течение всей жизни человека);

2. Обеспечения равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования;

3. Повышение качества образования и достижение его релевантности, т.е. соответствия запросам общества;

4. Резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.

Все эти проблемы должны решаться в условиях увеличения числа обучающихся при практически повсеместном сокращении государственных средств, выделяемых на одного обучаемого. Сложность проблем в сочетании с сокращением государственного финансирования требует пересмотра роли и функций государства, предприятий, учебных заведений, семьи, самих обучающихся в финансировании и организации образования.

Особенностью управления образованием в современных условиях является необходимость привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом предприятий и семьи, а также пересмотр роли учебных заведений и самих обучающихся в организации и поддержании процесса образования.

Роль обучаемого в организации его образования становится более значительной, поскольку современный учебный процесс все в большей степени становится процессом самообучения, когда обучаемый сам выбирает свою образовательную траекторию в детально разработанной учебной среде; на высоких уровнях образования обучаемый участвует в оплате процесса обучения.

Характерной особенностью управления современной образовательной системой для эффективного решения вышеперечисленных проблем должно быть и дальнейшее развитие принципа автономности учебных заведений, возможностей самостоятельно определять основные характеристики образовательного процесса, в частности, используемые методы и технологии, структуру кадрового потенциала, источники финансирования, контингент обучающихся и др.

Устанавливаются новые взаимоотношения общегосударственных, региональных, муниципальных органов управления образованием между собой, а также с образовательными учреждениями и обучаемыми. Развивается и реализуется принцип децентрализации управления образованием, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями.

До недавнего времени государственные органы управления образованием во многих странах непосредственно руководили работой государственных образовательных учреждений. В России в условиях командно-административной системы такое непосредственное руководство принимало форму распределительного, директивного, бюрократического управления образованием. Однако в современных условиях такая система управления образованием оказывается неэффективной как с экономической, так и с педагогической точек зрения.

Государство оказывается перед необходимостью пересмотреть свою роль в сфере образования. Если раньше образовательные учреждения были полностью административно подчинены государственным органам управления образованием и являлись фактически как бы подразделениями этих органов, то в новой образовательной системе государство способствует развитию автономии образовательных учреждений, их административной самостоятельности. За государственными органами управления образованием остаются функции разработки стратегии развития образовательной системы и регулирования процессов реализации этой стратегии. По отношению к образовательным учреждениям государство из непосредственного руководителя активно превращается в заказчика и потребителя образовательных услуг.

Государственные органы управления образованием все больше выступают в роли покупателей услуг образовательных учреждений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. В новой образовательной системе в основе отношений между органами управления образованием и учебными заведениями лежит система заключения договоров на выполнение образовательными учреждениями заказов на подготовку кадров. Для эффективного функционирования этой системы государство способствует развитию в сфере образования полнокровной рыночной ситуации, конкуренции и на стороне производителей, и на стороне потребителей образовательных услуг.

Развитие системы договоров на подготовку кадров между государственными органами управления образованием и учебными заведениями предполагает, что в этих договорах фиксируются требования к качеству образования и существует система контроля за выполнением этих требований. В России требования к качеству образовательных услуг фиксируются посредством развития системы государственных образовательных стандартов, которая имеет федеральный и национально-региональный компоненты. Эти стандарты, в которых фиксируется обязательный минимум содержания основных образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников, выступают в новой системе образования как основа оценки уровня полученного образования, его качества. На базе государственных образовательных стандартов создается национальная система контроля качества образования, организуются федеральные и региональные центры контроля качества образования и тестирования.

Контроль за качеством образовательных услуг может осуществляться как посредством развития системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, так и путем обеспечения выбора обучающимися того учебного заведения, которое предоставляет образовательные услуги высокого качества. Развитие обоих этих путей актуально для управления современным образованием.

Важной задачей современного управления образованием является интеграция национальной системы контроля качества образования в международную.

Таким образом, основными особенностями управления современной образовательной системой, определяющими ее стратегические ориентиры, являются необходимость проведения активной политики по развитию новой образовательной системы как на общегосударственном уровне, так и на международном, глобальном уровнях, а также высокий приоритет образования на всех этих уровнях является необходимым условием эффективного управления образованием в современном мире.

Среди основных проблем следует выделить следующие:

1. Недостаточное финансирование организаций высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае 40-50%);

2. Низкая заработная плата педагогов;

3. Плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса, то есть многие учебные заведения не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования.

4. Доступность качества образования в учебных организациях, для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стало проблематично, так как в значительной мере зависит не только от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения и места проживания.

Для решения данных проблем необходимы определенные меры:

1. Дошкольное образование: разработка и внедрение федеральных, региональных стандартов и их финансирование; введение раздельного финансирования дошкольного обучения и содержания детей.

2. Общее среднее образование: осуществление комплекса мер, направленных на изменение социального статуса учителя; создание при общеобразовательных школах попечительских советов; разработка стандартов содержания общего образования; акцент деятельности школы на воспитание детей.

3. Высшее профессиональное образование: разработка государственных стандартов с учетом современных и перспективных потребностей государства, общества, личности; разработка новых более жестких требований к аттестации и аккредитации вузов, в первую очередь, филиалов и негосударственных; создание более справедливых доступов к высшему образованию на основе экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов.

Таким образом речь идет о создании надежного механизма устойчивого развития системы образования, в котором будут решены следующие задачи:

1. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей в получении полноценного образования.

2. Достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.

3. Повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки.

4. Формирование в системе образования организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных фондов.

В современной постиндустриальной экономике высшую ценность приобретает человеческий капитал, вносящий творческое, созидательное начало в производственные и социальные процессы, в жизнедеятельность в целом. Человеческий капитал как носитель целеустремленности, осмысленности экономических действий придает им духовную насыщенность, интеллектуальность. В то же время в нем воплощен энергетический потенциал, характеризующий возможность длительной отдачи, свойственной капиталу, вложенному для получения будущего дохода.

В силу указанных свойств человеческий капитал, формирующий трудовые ресурсы, становится ключевым фактором обеспечения целенаправленности экономической деятельности, ее эффективности и качества, управляемости. В конечном счете, именно квалификация кадрового потенциала, отношение людей к выполняемой ими работе служат главной предпосылкой производительного труда, высокой отдачи, будь то такие сферы приложения трудовых усилий, как материальное производство или социально-культурная среда.

Одним из основных источников формирования и поддержания качеств, необходимых человеческому капиталу страны, правомерно считать систему образования, охватывающую как общее, так и профессиональное образование в их единстве. В условиях техникотехнологического прогресса, инновационного развития образование стало одним из определяющих условий успеха в самых разных областях.

В нынешнем мире образование наряду с наукой относят к главным ценностям и достижениям человечества, ибо оно служит источником знаний, представлений обо всем сущем, способом постижения тайн мироздания, инструментом проводимых преобразований в природе и обществе. Согласно критериям качества жизни, признанным ООН, в число трех таких критериев включается образование, которое наряду с продолжительностью жизни и величиной душевых доходов населения играет определяющую роль в характеристике жизненных достижений. Денежные доходы человека, его имущественное достояние, уровень и качество жизни в возрастающей степени становятся зависящими от образовательного уровня. Образование открывает доступ к трудоустройству, вхождению в культурные слои обществ, обретению статусности.

Российская образовательная система давно известна своими успехами в придании обучению детей, молодежи, взрослого населения всеобщности, доступности. Особенно значительны результаты, достигнутые в подготовке высококвалифицированных математиков, физиков, инженеров. Однако со временем, в период перехода к рыночной системе хозяйствования многие преимущества российской системы образования были утеряны, возникли значительные, трудноразрешимые проблемы. Частично проявившиеся трудности обладают объективной природой, обусловлены естественными причинами расширения образовательной среды, изменчивости структуры образования. В то же время приходится отмечать, что органы управления образованием в России не справились с задачей реформирования образовательной системы при переходе от советского планирования к рыночному регулированию.

В предшествующие годы постсоветского периода российской истории в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами развития образования были предприняты попытки, осуществлены определенные шаги в направлении встраивания российского образования в мировую систему, в частности, по образу и подобию западноевропейской и американской. Однако оказалось, что зарубежный опыт плохо прививается на российской почве, особенно в условиях, когда он воспроизводится по форме, а не по существу и, к тому же, без учета специфики исторического наследия и российского менталитета.

В школьном образовании после установления обязательной «девятилетки» удалось продвинуться от десятилетней к одиннадцатилетней общеобразовательной школе. Однако попытка перейти на следующую ступень общедоступного образования детей и юношества в виде широко распространенной во многих странах мира двенадцатилетней средней школы оказалась неудачной. Несмотря на уже разработанные стандарты, учебные программы и официальное объявление об ожидаемом переходе к «двенадцатилетке», намеченное продление периода школьного обучения было отменено. Судя по всему, сработали бюджетные ограничения, оказалось, что финансовые возможности российского государства не достаточны для обеспечения столь продолжительного периода бесплатного обучения детей в средней школе.

Чрезмерно поспешными, недостаточно продуманными оказались, на наш взгляд, отдельные реформы в области среднего и высшего профессионального образования, коснувшиеся преобразования организационных форм подготовки и переподготовки квалифицированной рабочей силы и специалистов высшей квалификации для удовлетворения нужд разных отраслей экономики, народного хозяйства. По сути, реформирование этой важнейшей части российского образования свелось к воспроизведению распространенных в странах с рыночной экономикой организационно-правовых форм существования и деятельности образовательных учреждений, организаций.

Профессионально-технические училища и техникумы сменили свое название на колледжи; многие высшие учебные заведения, именовавшиеся институтами, превратились в академии и университеты, наряду с государственными вузами появилось множество негосударственных, по сути частных.

Под влиянием перехода к рынку и рыночным методам хозяйствования произошли значительные изменения в структуре подготовки кадров, возобладало безудержное стремление сократить масштабы обучения по инженерно-техническим профессиям в пользу экономистов, юристов, менеджеров, маркетологов, финансистов. Профиль образовательных учреждений перекосился, пришел в несоответствие с реальной структурой хозяйства, производства в России, с потребностями в специалистах, кадрах, рабочей силе отраслей экономики и социальной сферы, системы управления. Отсутствие централизованного, планового распределения выпускников учебных заведений в соответствии с запросами предприятий, организаций, бизнеса породило затруднение в устройстве на работу после завершения процесса обучения.

По нашему мнению, в современной российской действительности наиболее четко прорисовались, обозначились, а частично и обострились, обозначились такие проблемы в сфере общего и профессионального образования, как доступность, структурное совершенство, качество образовательных процессов, сочетание государственного и негосударственного образования, финансирование образовательных программ.

В России имеется значительное количество учебных заведений, способных удовлетворить запросы населения в среднем и высшем образовании. Недостает разве что детских садов, учреждений дошкольного образования, школ в малонаселенных поселках. Но наличие многих учебных заведений еще не означает доступность требуемого, пользующегося спросом работодателей образования для всех желающих учиться и нуждающихся в получении образовательных услуг. При наличии множества школ количество специальных школ, предназначенных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, явно недостаточно, намного ниже потребностей в таких школах.

Если в соответствии с Конституцией Российской Федерации бесплатное общее образование в полном объеме обеспечивается государством, то в специальном, среднем и высшем, послевузовском дополнительном образовании наблюдается иная картина. Поле образовательных услуг, оплачиваемых из средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, ограничено ресурсными возможностями этих бюджетов, а в условиях бюджетного дефицита имеет выраженную тенденцию к сокращению, в связи с чем затраты на обучение перекладываются на плечи обучающихся, их родителей, организаций, нуждающихся в специалистах. Хотя государство прилагает заметные усилия в формировании источников финансовой поддержки низкодоходных студентов и способствовании получению образовательных банковских кредитов, финансовая доступность платного образования для многих россиян остается ограниченной и даже снижается.

Как свидетельствует мировая практика, практически ни одно государство не способно обеспечить за счет бюджетных средств профессиональное образование по собственному выбору лиц, желающих его получить. Бюджетные ресурсы России также явно недостаточны для решения подобной задачи. В этих условиях государству следовало бы проводить избирательную, селективную финансовую поддержку претендентов на получение среднего специального и высшего профессионального образования исходя из таких критериев предпочтения, как:

  • - обучение специальностям, профессиям, в которых остро нуждается и в предвидимой перспективе будет испытывать потребность экономика, хозяйство страны, социальная сфера, организации, занятые обслуживанием населения;
  • - вовлечение в образовательный процесс молодежи, лиц трудоспособного возраста, проявивших стремление и способность к продуктивному, результативному обучению, подающих надежды на последующее активное участие в деятельности по полученному образовательному профилю;
  • - предоставление образовательных услуг безработным, лицам, временно лишенным возможности трудоустройства, для которых профессиональное образование открывает дорогу к трудовой занятости, продуктивной, полезной для общества и государства деятельности.

К числу дискуссионных приходится относить любой ответ на вопрос, должно ли государство поддерживать и обеспечивать образование во имя удовлетворения желаний, увлечений претендентов на его получение из чисто личных интересов и побуждений, вне стремления к общественной пользе и выгоде. С одной стороны, устремление к личному культурному развитию в рамках индивидуальных привязанностей к определенной профессии сложно осуждать. С другой стороны, государство не обязано расходовать ресурсы казны на удовлетворение профессиональных прихотей отдельных граждан, не приносящее выраженной общественной пользы, дополнительных поступлений денежных средств в бюджеты разных уровней.

В условиях постиндустриального общества, тяготеющего к инновационному производству, проблема доступности профессионального образования становится тесно связанной с необходимостью обновления устаревших и освоения новых специальностей. Многие авторитеты в области труда и трудовой занятости утверждают, что в наше время работники отдельных профессий в течение трудового периода своей жизни вынуждены трижды менять специальность. В таких случаях потребность в непрерывном образовании возникает не по прихоти, а в силу производственной необходимости.

Концепция непрерывного образования в продолжение всей активной жизни стала общепризнанной, но формы и способы ее практической реализации остаются во многом невыясненными. В противовес этой концепции в России после перехода к рыночным методам хозяйствования были упразднены многие отраслевые институты повышения квалификации, здания и имущество которых переданы в руки высших учебных заведений, обладающих более ярко выраженной рыночной ориентацией, проводящих линию на либерализацию российской экономики и придание ей выраженного рыночного облика.

Принятый в значительно обновленной редакции и существенно расширенный по объему содержания Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» придал свежий импульс развитию дополнительного образования, которое выделено как третий уровень образовательной системы, существующий наравне с общим и высшим образованием. Наряду с послевузовским образованием, повышающим квалификацию и обновляющим знания, дополнительное образование распространяется на обучение в аспирантуре, приобретает характер особой формы обучения, не ограниченной только сдачей кандидатских экзаменов, подготовкой и защитой диссертации. Аспирантура призвана стать одним из центров инициации и осуществления плодотворных научных исследовании в вузе.

Повышенное внимание должно быть уделено задаче совершенствования структуры и повышения качества высшего профессионального образования, что стало самой острой и настоятельной проблемой современной российской образовательной системы, превратилось в стержневое направление ее модернизации. В последние двадцать лет наблюдались разные, иногда противоположные тенденции в части структурных преобразований системы высшего профессионального образования в России. Как уже упоминалось, девяностые годы прошлого века ознаменовались спадом внимания к техническому, инженерному образованию, снижением его роли и удельного веса в пользу так называемого гуманитарного образования, представленного специальностями обществоведческого, юридического, экономического, социологического, педагогического, управленческого профилей. Бизнес, менеджмент, маркетинг, логистика, микроэкономика и макроэкономика, финансы, кредит проникли в образовательные стандарты, учебные планы и программы, основательно потеснив естественные, технические, общеобразовательные предметы вузовского обучения.

Расплодившиеся филиалы столичных вузов создали иллюзию распространения передовых, прогрессивных по содержанию форм обучения на российскую периферию. Мода на новые, якобы исключительно нужные специальности потеснила традиционные физико-математические, технические, естественнонаучные предметы, подлежащие изучению в системе высшего профессионального образования, трансформировала его структуру. В существенной степени выдавленными из среды выпускников вузов оказались проектанты, конструкторы, технологи, как якобы не имеющие прямого отношения к заполонившему Россию всевластному бизнесу, ставшему по своей значимости над производством материальных и духовных ценностей. В то же время предметом глубокого, всестороннего, системного изучения в вузах не стала подлинная прикладная теория предпринимательства и ее привитие на российской почве.

Удар по качеству высшего профессионального образования нанесли не только неудачные, чрезмерно поспешные, непродуманные преобразования в структуре специальностей и изучаемых предметов. Пострадало и собственно качество образования, характеризуемое полнотой и глубиной восприятия, усвоения знаний, умений, навыков, приобретением профессионализма. При наличии заметных продвижений в области информационных технологий и технических средств обучения рост педагогического мастерства, методов эффективного усвоения не проявляется.

В ощутимо значимой части студенческой среды возобладал принцип «нужны не знания, а диплом, подтверждающий наличие профессионального образования». Отсюда породилось стремление учиться «чему-нибудь и как-нибудь», без чрезмерных усилий получить вожделенный диплом и благодаря ему устроиться на приличную, высоко оплачиваемую работу, службу. Попытки преподавателей ужесточить систему контроля знаний посредством опросов, тестирования не приводят к ощутимому успеху, опровергаются изощренным искусством студентов приспосабливаться к любым посягательствам раскрыть их приемы имитации владения знаниями. Впрочем, и сами преподаватели предпочитают избегать конфликтных ситуаций и охотно идут на приемлемый компромисс в виде «тройки» в зачетной книжке. Заметим к тому же, что практика исключения нерадивых студентов из вуза за неуспеваемость не получила распространения, не приветствуется руководством и, к тому же, наносит учебному заведению финансовый ущерб в виде снижения доходов, бюджетных ассигнований.

Представляется достаточно очевидным, что нужны более решительные меры и действия, ориентированные на повышение качества российского профессионального образования. Можно надеяться, что улучшению качества будет способствовать наблюдаемое сокращение количества вузов и их филиалов, соединение менее успешных учебных заведений с более успешными, повышение уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Есть основания задуматься над обеспечением качества заочного и вечернего образования, где снижение качества проявляется со всей очевидностью.

Возможно, следует установить и распространить необходимость подтверждения диплома о высшем профессиональном образовании успешной практикой годичной деятельности по полученной специальности и заверять диплом печатью после прохождения такой практики. При отрицательных результатах практического испытания выпускник может получать диплом лишь как свидетельство о незаконченном высшем образовании.

О явно недостаточном качестве профессионального образования во многих российских вузах свидетельствуют не только низкие баллы, получаемые вначале на единых государственных экзаменах, а затем на текущих экзаменах и зачетах. Такой же вывод следует из анализа содержания и результатов защиты курсовых, дипломных, выпускных квалификационных, диссертационных работ.

Современные информационные технологии, применяемая в процессе обучения компьютерная техника, доступ к использованию системы Интернет, наличие множества учебных пособий по самым разным предметам, в том числе официально рекомендованным, дают возможность выполнять итоговые работы на самом высоком уровне. Но для этого необходимо не только обилие информационных источников, дополняющих лекции, семинары, практические занятия. Надо еще и работать над этими источниками, вникать в их содержание, подвергать его критическому анализу, извлекать нужную для избранной темы информацию, формировать собственное суждение об изучаемых объектах, процессах, отношениях.

Увы, многие из стремящихся получить высшее профессиональное образование (а точнее, диплом о наличии такого образования) избирают более легкие способы выполнения курсовых и выпускных работ, прибегая к тупым, непродуманным заимствованиям из одного источника, плагиату, а то и к оплачиваемому заказу на чужое исполнение собственной работы, как принято говорить, «под ключ», то есть целиком. В итоге мы становимся свидетелями успешной защиты внешне приличных, оформленных в соответствии с методическими рекомендациями работ, лишенных подлинного авторства, творческого подхода, собственного мнения.

Нередки случаи, когда вузы из года в год рекомендуют одну и ту же тематику курсовых и выпускных работ, избегая хлопотного, но необходимого периодического пересмотра тем. В итоге у нерадивых студентов возникает трудно преодолимое желание не писать свою собственную новую работу, что требует значительных усилий и затрат времени, а воспроизводить под тем же названием и с тем же содержанием прошлогодние или позапрошлогодние работы. Для видимости исправляется дата выполнения работы, иногда вносятся коррективы в используемые статистические данные, несколько обновляется список использованной литературы.

При умелом воспроизведении прошлых, чужих работ и столь же искусной их защите путем прочтения с листа заранее подготовленного краткого сообщения научный руководитель, рецензенты, комиссия способны обнаружить подделку только путем тщательного изучения работы и пристрастного опроса лица, претендующего на авторство. Ограниченность времени, отводимого преподавателям на изучение курсовых и выпускных работ, наряду с низким уровнем оплаты этого кропотливого труда не создают стимулов, привлекающих к обнаружению фактов нетворческого, запретного использования студентами чужих работ под своим именем.

К числу самых заметных реформ системы российского высшего образования, призванных сблизить организацию образовательного процесса в России и в сложившейся зарубежной практике, правомерно отнести переход от одноуровневой системы получения высшего образования к двухуровневой. Если в прежние годы в итоге завершения образования в вузе выпускники становились специалистами, то ныне высшее образование обретает двухступенчатый характер, разделяется на бакалавриат и магистратуру. Бакалавры достигают только первой, низшей степени высшего образования, тогда как магистры восходят на вторую, более высокую ступень.

Пока трудно судить об итогах затянувшегося на годы перехода к двухуровневой системе обучения в вузах, но очевидно, что этот переход породил долговременные хлопоты и вынудил образовательные учреждения высшей школы в течение длительного времени функционировать в сумбурном смешанном режиме.

Необходимость завершения унаследованного из советского прошлого процесса обучения по учебным планам и программам подготовки специалистов с высшим образованием в сочетании с запуском нового учебного процесса подготовки и выпуска бакалавров, магистров порождает рост и увеличение учебной нагрузки преподавателей вузов, не компенсируемые адекватным увеличением уровня оплаты их труда. В стремлении решить возникшие проблемы переходного периода многие вузы изощряются, формируя смешанные потоки студентов, в которых лекции по одному предмету читаются группам не только разных специальностей, но и разных курсов обучения, что негативным образом проявляется, сказывается на качестве усвоения получаемых знаний, затрудняет их проверку в ходе экзаменов и зачетов. Наносится заметный ущерб и полноте специализации.

К числу ключевых условий обеспечения надлежащего качества высшего образования относится сочетание процесса обучения с привлечением студентов к участию в научных исследованиях и разработках, проводимых вузами. Образование вне связи с наукой приобретает догматический, начетнический характер, его результаты не укореняются глубоко в умах учащихся, не превращаются в творческие орудия воздействия людей на окружающий мир. Чтобы знания превращались в умения и навыки, формировали профессионализм, их надо подкреплять исследовательской работой, переводящей обучение из области усвоения в зону собственного творения.

К сожалению, материально-техническая база российских вузов, необходимая для вовлечения студентов в исследования и разработки, научный поиск, а также требующиеся финансовые ресурсы на обеспечение проектно-конструкторских работ, кафедральных научных тем, явно недостаточны. Надлежащие условия наличествуют разве что в российских научно-исследовательских университетах да в отдельных продвинутых вузах, получающих государственные и корпоративные заказы на проведение НИОКР. При всей ограниченности располагаемых средств, расходуемых преимущественным образом на повышение уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава, занятого обучением, выполнением учебных планов, как государственные, так и негосударственные вузы должны находить финансовые и кадровые возможности проведения научных исследований на кафедрах и вовлечения в них пытливых, ищущих студентов.

Пренебрежение научно-исследовательской стороной образовательных процессов заведомо наносит ущерб качеству образования, лишая его инновационных черт, творческих начал. Следует использовать возможность привлечения передовых студентов к участию в межвузовских конкурсах, научных конференциях, написанию внутривузовских учебных пособий, выполнению самостоятельных поисковых работ. Все эти меры представляют вклад в повышение качества высшего профессионального образования.

Ожидается, что новые вехи в развитии российской системы образования будут достигнуты благодаря принятию в 2012г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и утверждению проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на период с 2013 г. по 2020 год. Важнейшие текущие и перспективные задачи подъема российского образования на новый, качественно более высокий, инновационный уровень обозначены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В числе мероприятий по дальнейшему совершенствованию государственной политики, направленных на подготовку квалифицированных специалистов, указаны:

  • - выработка Концепции развития математического образования в России;
  • - проведение мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений для оценки эффективности их работы;
  • - повышение до величины прожиточного минимума размера стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов бакалавриата и подготовки специалистов, имеющих оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»;
  • - разработку и проведение комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи;
  • - утверждение федеральных государственных образовательных стандартов (полного) общего образования;
  • - переход к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования;
  • - повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественнонаучным направлениям;
  • - повышение конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно рейтингу;
  • - увеличение к 2020 году доли образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, приспособленных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с трех до 25 проектов.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на период с 2013 по 2020 годы поставлена фундаментальная цель, сформулированная как «обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимся запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики». Одновременно формула генеральной цели государственной программы включает повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Из целевой установки государственной программы развития российского образования на период до 2020 года вытекают следующие целевые задачи:

  • - формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;
  • - развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;
  • - модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;
  • - создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;
  • - обеспечение эффективности системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

Для достижения обозначенных программных целей и решения целевых задач предусмотрено финансирование государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» из средств федерального бюджета в объемах:

один триллион 235 миллиардов руб. - на 2013-2015 годы

два триллиона 346 миллиардов руб. - на 2016-2018 годы

один триллион 911 миллиардов руб. - на 2019-2020 годы

Несмотря на столь внушительное намеченное финансирование, понадобится финансовая, материально-техническая поддержка системы образования со стороны региональных и местных бюджетов, бизнеса, населения, общественных, благотворительных фондов. Не менее важное условие успешной реализации долгосрочной программы развития российского образования состоит в ее духовно-интеллектуальной, организационно-информационной поддержке со стороны граждан, общества. Научно-образовательный продукт, формируемый в процессе обучения, необходим всем и каждому. Поэтому развитие образования, повышение его качества представляет важнейшую государственную, общественную задачу.

Приходится также учитывать и то немаловажное обстоятельство, что затянувшийся выход российской экономики из финансово-экономического кризиса и снижение темпов экономического роста в стране сопряжены с риском недополучения финансовых, денежных средств из государственного и муниципальных бюджетов на реализацию программ развития образования. Отсюда вытекает дополнительная задача экономного, рационального, рачительного расходования выделяемых бюджетных средств, поиска путей достижения целей, решения программных задач при условии соблюдения ресурсных ограничений.

mob_info