Государственные деятели: А.А. Аракчеев М.М

В 1818 году подготовлен проект А.А.Аракчеева об отмене крепостного права. Он предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян казной. Крестьяне освобождались с землёй на правах аренды (по две десятины на душу). Помещики за отпускаемых на волю крестьян получали денежную компенсацию, которая способствовала бы развитию их хозяйства. Аракчеев считал, что такой путь освобождения крестьян выгоден для помещиков, так как у них остаётся большая часть земли и сохраняется рабочая сила, поскольку при двухдесятинном наделе крестьяне вынуждены будут арендовать у помещика землю. Однако этот осторожный проект так и не был осуществлен. Царь не решился его принять.

В 1820 году подготовлен проект конституции, разработанный по поручению императора Н.Н.Новосильцевым. Проект назывался «Уставная грамота Российской империи». Провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. С другой стороны, право вносить законопроекты в парламент принадлежало только царю. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. Но гражданами считались только свободные люди, крепостные к их числу не относились. Однако проект опять не был реализован. Александр, испытывая давление со стороны дворян и боясь народных выступлений, окончательно отказался от всех либеральных идей.
.Реформы М.М.Сперанского

«Введение к уложению государственных законов»

Государственной думе принадлежит законодательная власть; министерства осуществляют исполнительную власть; Сенату принадлежит судебная власть

Новый орган – Государственный совет, должен был стать совещательным органом при императоре (должен рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу)

Устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство 2) «среднее состояние» (купцы мещане государственные крестьяне) 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие)

Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; третье сословие получало общие гражданские права.

Избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом

Назначаемый царём канцлер должен был руководить работой Думы

Манифест о создании государственного совета

Главная задача: наведение порядка в подготовке и принятии законов. Совет оценивал не только содержание законов, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению.

Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти.

«Уложения Правительствующего сената»

Разделение сената на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения)

Введение…………………………………………………………………………3

    Правительственные проекты конституционных реформ после войны 1812года…………………………………………………………………..6

    Конституционный проект Н.Н. Новосильцева…………………………12

    Основные положения Уставной грамоты………………………………14

Заключение………………………………………………………………………16

Список использованной литературы…………………………………………..19

Введение

Конституция Российской Федерации и конституционное право - это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления.

История конституции в любой стране неотъемлема от истории общества и государства. Каждый очередной этап их развития характеризуется новыми моментами в социально-экономических и политических отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и т.д.

Конституция 1 - политический документ. Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

Тема курсовой работы - «Конституционные проекты преобразования России XIX века».

История конституционализма в России, представляющая собой учения о конституции или учения о политических свободах, - важная составная часть истории русской общественно-политической мысли.

Свою историю развитие конституции в России начинает еще в девятнадцатом веке. Известные государственные деятели пытались оформить созревшие идеи о создании правового общества в некие подобия современной конституции.

Идеи конституции отражались в высказываниях или конституционных проектах многих известных деятелей и ученых, а также в официальных документах. Например, Свод законов Российской империи открывался Сводом основных государственных законов - совокупностью основных правил устройства государства. Его первым разделом были «Основные государственные законы», вторым – «Учреждение об императорской фамилии». Ряд актов царского правительства, принятых на разных этапах, носил характер государственных реформ (в частности, освобождение крестьян от крепостной зависимости, судебные реформы, введение земских учреждений и др.).

Отмена крепостного права в 1861 г., начавшееся развитие промышленного капитализма, формирование новых, буржуазных отношений дали сильный импульс конституционному движению в России. Тесные связи России с Западом не могли не наталкивать передовые слои русского общества на мысль об усвоении политического опыта Западной Европы - представительного правления, самоуправления, конституции.

В данной курсовой работе будет рассмотрено постепенное развитие российской конституции девятнадцатого века.

Как видно из вышеизложенного, тема курсовой работы актуальна.

Таким образом, исходя из этого, определим цель работы - изучение конституционных проектов преобразования России XIX века.

Согласно цели работы необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть конституционное развитие России начала XIX века;

2. Изучить развитие конституционно-правовых проектов в России после разгрома наполеоновской Франции;

3. Проследить за развитием российского конституционализма конца XIX и начала ХХ в.в.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка литературы.

При написании курсовой работы использовались работы таких авторов, как Авакьян, С.А. 2 , Исаев И.А., 3 Смоленский, М.Б. 4 , они хорошо рассматривают проблемы данной контрольной. Также для ее написания использовались учебник «Великие государственные деятели России.» 5 и интернет-ресурс. 6

    Правительственные проекты конституционных реформ после войны 1812года.

Насколько идеи конституции были известны и популярны в мире и России в начале ХIХ века? В большинстве стран Европы правящие власти длительное время отказывались от самой мысли о писаной конституции. В Англии, где впервые была разработана конституция (в ХVII веке), практически изначально утверждается отрицательное отношение к тому или иному систематическому законодательному изложению основ государственного управления. Известно высказывание Пальмерстона о том, что он готов дать хорошую награду тому, кто принесет ему экземпляр английской конституции. В Великобритании и сегодня не делают существенного различия между конституционным и любым другим законом. Вплоть до 30-х годов XIX века писаные конституции имелись только в Америке, Франции, Испании, Португалии, Финляндии (автор Сперанский), Польше (легла в основу конституции Муравьева 7). Накануне XIX века Карамзин так писал о конституции: «Конец нашего века почитали мы юнцом главнейших бедствий человечества и думали, что в нем последует соединение теории с политикой, умозрения с деятельностью; что люди, уверяясь нравственным образом в изящности законов чистого разума, начнут исполнять их со всей точностью и под сенью мира, в крове тишины и спокойствия насладятся истинными благами жизни... Где теперь сия утешительная система?.. Она разрушилась в своем основании...». Слово «конституция» было знакомо лишь дворянству. «Конституция» фигурирует у Корфа М.А. в анекдоте о том, что солдаты называли этим именем жену цесаревича Константина в период декабрьских событий 1825 года. 8

После Венского конгресса заканчивается отход Александра I 9 в сфере внутренних преобразований.

Первым шагом к преобразованию в чисто русских губерниях стало учреждение должности генерал-губернатора пяти центральных губерний (Воронежской, Рязанской, Орловской, Тамбовской и Тульской). На этот пост был назначен генерал А.Д. Балашов, занимавший ранее пост министра полиции и используемый императором для выполнения особо доверительных поручений. Его задачей была подготовка к постепенному преобразованию системы управления губерниями. Первые изменения стали вводиться в Рязанской губернии.

Новый реформаторский прилив особо не скрывался. Царству Польскому даруется конституция. Александр I рассматривал конституционный опыт в Польше как прелюдию к общероссийской конституции. Его речь, произнесенная в Варшаве в марте 1818 года при открытии первого польского сейма, была напечатана в русских газетах. В канцелярии Новосильцева, доверенного лица Александра I в Польше, создается комиссия по составлению проекта русской конституции под названием «Уставная грамота Российской Империи». В комиссию включаются французские исполнители. Одна из парижских газет публикует информацию о содержании проекта. Подобными шагами император как бы дает возможность дворянству последовать его примеру уступить часть власти. Однако делает он это не в самый подходящий момент: европейская гегемония России и начавшийся экономический подъем только прибавили самоуверенности русскому дворянству.

Впервые текст русской конституции был опубликован только в 1830 году польскими повстанцами, когда в их руках оказался архив. Под напором дворянской реакции, испытывая страх от информации о деятельности тайных обществ, Александр I отступает от курса реформ и делает ставку на тотальную слежку. 10

После войны 1812 года Александр неоднократно обращался то к одному, то к другому государственному деятелю, предлагая сочинить проект крестьянской реформы (ведь даже Наполеон в своих прокламациях обещал крестьянам свободу). Иные старые деятели оказались в этом вопросе более либеральными, чем молодые реформаторы. А.Р. Воронцов предлагал, например, проект о владении крестьянами недвижимой собственностью как первый шаг к освобождению. Адмирал Мордвинов - председатель Государственного Совета, человек с взглядами английского тори - поддерживал идею о праве владения купцов, мещан и казенных крестьян недвижимым имуществом, но твердо считал, что освобождение крестьян от крепостной зависимости может произойти только по желанию дворян. Мордвинов предполагал выкуп личной свободы крестьян у помещиков за счет самих крестьян. О выкупе земли речь не шла. Будучи либералом, он надеялся на то, что хозяйства с достаточным количеством хуторян или фермеров с наемными рабочими вытеснят помещичьи и безболезненное освобождение состоится экономически.

Граф Д.А. Гурьев 11 также подключался к разработке проекта освобождения крестьян, для чего была создана специальная секретная комиссия. Планировалось разрушение общины и создание в России капиталистического сельского хозяйства. Известен также проект Е.Ф. Канкрина, будущего министра финансов при Николае I, предполагающий медленный выкуп крестьянами помещичьих земель за 60 лет. Все расходы взяло на себя государство. Проект света не увидел, так как был весьма смелым для того времени. 12

Александр официально поручает Аракчееву составить проект освобождения крестьян, что было явлением неординарным. В своих рекомендациях Александр просил не допустить никакого насилия со стороны государства по отношению к помещикам. И Аракчеев сочинил план постепенного выкупа крестьян у помещиков с наделом в две десятины. Личная свобода и две десятины стоили государству 5 млн рублей ежегодных выплат помещикам. Выкуп затягивался на 200 лет. Но даже в пределах грубой аракчеевской реформы Александр был не в силах довести дело до конца. Вся эта проектная работа предшествовала началу работы над русской конституцией и была ключевым условием ее принятия. Правительство, предложив помещикам Эстляндии выгодные условия, инициировало их на освобождение крестьян без земли путем предоставления личной свободы. Крестьяне получили право владения движимым имуществом и четко определенные повинности. К аналогичному шагу подталкивались полтавские и черниговские помещики, однако, они отказались это сделать. Уровень развития товарно-денежных отношений в этих районах был ниже, чем в Прибалтике. Дело освобождения крестьян окончательно заглохло.

В 1822 году, когда из доносов императору стало известно о кружках свободолюбивой молодежи из дворян, следует реакция: указ о праве помещиков ссылать крестьян в Сибирь, удвоении полиции, изгнании свободомыслящих из университетов, цензура в печати. Информация о силах тайных обществ была преувеличена. Александр решил, что Россия находится накануне военной революции и Гражданской войны, что страну ожидает весьма реальная перспектива испытать в ближайшем будущем все «ужасы» Французской революции.

В 1825 году императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I, была смертельно больна. Отправляясь с ней в Таганрог вместо европейских курортов, царь знал, что это их последнее совместное путешествие. Мысли о грядущей смерти посещают его в это время. Царь увлекается мистикой, становится религиозно замкнутым.

Перед поездкой Александра I в Таганрог Н.М. Карамзин сказал ему: «Государь, Ваши дни сочтены, Вы не можете более ничего откладывать и должны еще столько сделать, чтобы конец Вашего царствования был достоин его прекрасного начала». Последовали известные события 14 декабря в результате династического кризиса, происшедшие после смерти императора или ухода его из мира под именем старца Федора Кузьмича (есть и такая историческая версия). 13

Царствование Николая I стало новой эпохой в политическом развитии России. Одна из характерных ее черт - потеря интереса власти и общества к конституционным идеям. Для власти решающим доводом в отказе от конституционализма стали события 1830 и 1848 годов, когда революции в Европе показали, что само по себе введение конституции не является гарантией от внутренних потрясений. После подавления польского восстания 1830-1831 годов была ликвидирована конституция в Королевстве Польском и стала невозможна постановка вопроса о создании конституции в Российской империи. Именно в эпоху Николая I оформилось представление о прямой противоположности между государственными порядками Российской империи и конституционным устройством. Ослабел интерес к конституционным идеям и у русского общества. Конституционализм первой четверти XIX века основывался в основном на идеях «века просвещения», для которых характерны представления об общественном развитии и трактовка государственного строя как результата рациональной деятельности правителей. Во второй четверти XIX века в России, как и во всей Европе, стали господствовать новые идеи, получившие название «романтизм». Для них характерно особое внимание к своеобразию национального развития каждого народа и признание органичности развития государственного строя, который определялся не столько усилиями отдельных деятелей, сколько «народным духом» каждой нации. И хотя «национальный дух» русского народа понимался по-разному, все же и сторонники «официальной народности», и первые представители либерализма в лице западников и славянофилов, и зачинатели революционно-демократического движения искали его не в конституционных идеях. Новый подъем интереса русского общества к конституционализму приходится на рубеж ХIХ-ХХ веков. 14

    Конституционный проект Н.Н. Новосильцева

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. 15

Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева - государственного деятеля, близкого друга Александра I. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка.

Конституционный проект получил название «Государственная Уставная грамота Российской империи». Для понимания причин появления данного документа, а также сути его основных положений большое значение имеет то обстоятельство, что он был тесно связан с польской конституцией 1815г. Сопоставление и анализ этих 2-х документов свидетельствует о совпадении их наиболее важных положений. Это совпадение объясняется, во-первых, тем, что у документов был, по-видимому, один и тот же автор Н.Н.Новосильцев, который в 1818-1819г. не только руководил работой по созданию «Государственной Уставной грамоте Российской империи» , но и возглавлял российскую администрацию в Польше как раз в период учреждения там конституционных органов (1818-1819). Во-вторых, многое прояснялось в речи Александра на торжественном открытии польского сейма 15 марта 1818 г., в которой он заявил о своем намерении в дальнейшем распространить конституционный опыт Польши на всю империю. Все это говорит о том, что у Александра 1 и в 1818-1819г. существовали серьезные намерения по конституционному переустройству российской империи, и «Государственная Уставная грамота Российской империи» рассматривалась как законодательная база для этого переустройства. Правда, в дальнейшем эти, как впрочем, и другие либеральные проекты эпохи царствования Александра 1 реализованы не были. 16

    Основные положения Уставной грамоты

Российское государство со всеми владениями, присоединенными к нему, разделяется на наместничества. Каждое наместничество делится на определенное число губерний. Губернии делятся на уезды. Уезды разделяются на округа: округа состоят из городов 3-й степени и волостей, сел и деревень. Города 1-й степени - губернские, 2-й степени - уездные, а 3-й - все прочие. Корона российского императорского престола переходит по наследству. Державная власть неразделима: она сосредоточена в лице монарха. Государственный Совет, под председательством государя, состоит из министров, которых избирает государь. Исполнение законов возложено на министерства:. Частные думы или сеймы наместнических областей состоят из государя и двух палат: высшей (образуется из одного департамента сената), земской посольской палаты (составляется из двух третей избранного в области наместничества числа послов и депутатов, утвержденных государем). Суды действуют по законам, не зависимо ни от какой власти. 17

По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц - наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные функции совместно с государем. Проект предусматривал передачу исполнительной власти

Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.

Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, а в 1821 г. возвращенному в Петербург из ссылки М.М. Сперанскому царь поручил написать «Проект учреждения наместничеств». Но к этому времени император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению конституционного правления в Российской империи так и остались нереализованными. Что касается польского сейма и конституционного устройства Польши, то они ненадолго пережили своего основателя и были ликвидированы после подавления польского восстания 1830-1831 гг. 18

Заключение

Таким образом, впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века.

Один из первых конституционных проектов, появившихся в России, - «План государственного преобразования», разработанный в 1809 году графом Сперанским. Этот проект закреплял идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Сперанский определял «конституцию» как «государственный закон, регламентирующий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой». Он ратовал за постепенную отмену крепостного права, пропагандируя идеи конституционной монархии, ограниченной парламентом.

С 1826 г. Сперанский руководил работами по кодификации Основных государственных законов Российской империи (1832 г.), подготовкой «Полного собрания законов» и «Свода законов» Российской империи.

Прогрессивные идеи государственного переустройства собственно России были подхвачены и развиты декабристами. Самыми радикальными для тех времен были конституционные идеи Пестеля. Его «Русская правда» была воистину революционным проектом. Она не только уничтожала крепостное право, но и отменяла самодержавие, учреждая республику.

Говоря о зарождении конституционного процесса в России, нельзя не отметить «Конституцию» Никиты Михайловича Муравьева, составленную в 1821-1825 годах. Основой всех конституционных проектов декабристов стали идеи эпохи Просвещения, принципы «естественного права». По проекту Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия, законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная – наследственному монарху, судебная – Верховному судилищу. Отменялось крепостное право, при этом владения помещиков сохранялись за старыми хозяевами, а освобожденные крестьяне получали до двух десятин пахотной земли на двор. Провозглашалось равенство всех граждан перед законом, а также свобода слова, печати и вероисповеданий.

Муравьев придерживался очень умеренных позиций, сведя в один документ многие нереализованные конституционные проекты эпохи Александра I.

Единственным условием, дававшим возможность реализации революционных проектов декабристов, было антиправительственное восстание. Однако восстание декабристов потерпело поражение.

Александр I стал первым правителем России, решившим провести реформирование политического строя страны путем создания Конституции, которая гарантировала бы жителям права и свободу. В 1820 году был подготовлен проект, получивший название «Государственной уставной грамоты Российской империи», принятие которого было отложено.

Александром I Царству Польскому была дарована Конституция, которая гарантировала свободу печати, неприкосновенность личности, создание двухпалатного сейма. Эта Конституция должна была стать пробным шагом для подготовки введения Конституции в России. После бунта в 1830 году, Конституция в Польше была отменена.

Во второй половине XVIII - XIX столетий представителями государства и общества был выдвинут целый ряд конституционных проектов, предполагавших внедрение парламентских начал в государственное устройство Российской империи.

Большая их часть даже и не предполагала формирования законодательных учреждений народного представительства.

Тем не менее, они не были реализованы, так как российская монархия видела в народном представительстве с любыми полномочиями претензии на ее абсолютный характер.

Список использованной литературы

    Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, Сашко, 2000.

    Великие государственные деятели России. /Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 1996.

    Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ в. – М., 1995.

    Смоленский, М.Б., Мархгейм, М.В. Конституционное право Росси1ской Федерации: Учебник. – М.: ИКЦ МарТ, 2003.

    http://ru.wikipedia.org/

1 http://ru.wikipedia.org/

2 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.,2000.

3 Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ в. – М., 1995.

4 Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ в. – М., 1995.

5 Великие государственные деятели России. /Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 1996.

6 http://ru.wikipedia.org/

7 Великие государственные деятели России. /Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 1996., С.147

8 Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ в. – М., 1995., С.457

9 Великие государственные деятели России. /Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 1996., С.124

10 Там же., С.457

11 Великие государственные деятели России. /Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 1996., С.165

12 Там же, С. 458

13 Там же,С. 460

14 Там же, С.459.

15 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.,2000., С. 145

16 Там же, С. 145

17 Смоленский, М.Б., Конституционное право Росси1ской Федерации: Учебник. – М.,2003., С.254


"Введение к уложению государственных законов" как основа системы государственных законов

Попытка ввести в России элементы парламентаризма относится к началу XIX столетия. В 1809 г. по поручению императора Александра I его статс-секретарь М. М. Сперанский подготовил проект государственных преобразований в России - "Введение к уложению государственных законов", в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений придать самодержавию внешние формы конституционной монархии. При этом Россия оставалась абсолютной монархией, объединявшей в лице императора высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. В соответствии с ними, император не мог действовать прямо, а только через специальные институты, чья деятельность была основана на известном М. М. Сперанскому по трудам философов европейского Просвещения принципе разделения властей. Так, для законодательной деятельности учреждалась Государственная Дума, высшим исполнительным органом власти оставался Кабинет министров, а судебным - Сенат.

Граф Михаил Михайлович Сперанский - русский общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения.

Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии. В 1780 году был устроен во Владимирскую епархиальную семинарию, где, ввиду обнаруженных им способностей, и был записан под фамилией Сперанский.

Михаил Михайлович поступил домашним секретарём к князю А. Б. Куракину, богатому и влиятельному вельможе. Когда князь получил должность генерал-прокурора, он предложил Сперанскому отказаться от преподавательской деятельности и служить в его канцелярии.

За четыре с половиной года бедный домашний секретарь превратился в видного вельможу. К началу царствования Александра I он был уже статским советником, а в июне 1801 года - действительным статским советником.

В последние годы правления Павла молодой человек очень активно проявлял себя. Ещё 28 ноября 1798 г. Сперанский был назначен герольдом ордена св. Апостола Андрея Первозванного, а 14 июля 1800 г. император сделал его секретарем того же ордена с дополнительным жалованием в 1500 рублей.8 декабря 1799 г. Сперанский одновременно с получением чина статского советника получил важное назначение, став "правителем канцелярии комиссии о снабжении резиденции припасами". Комиссия с таким непритязательным названием занималась весьма важными делами: не только доставкой продовольствия в масштабе всей столицы, контролем цен, но и благоустройством города. Именно этим временем следует уверенно датировать личное знакомство Сперанского с наследником престола.

После коронации Александра, Сперанский составил императору часть проектов переустройства государства.

В 1802-1804 годах Сперанский подготовил несколько собственных политических записок: "О коренных законах государства", "О постепенности усовершения общественного", "О силе общественного мнения", "Ещё нечто о свободе и рабстве", "Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России". В этих документах он впервые изложил свои взгляды на состояние государственного аппарата России и обосновал необходимость реформ в стране.20 февраля 1803 г. при непосредственном участии Сперанского был опубликован знаменитый указ "о свободных (вольных) хлебопашцах". Согласно этому указу помещики получили право отпускать крепостных на "волю", наделяя их землей. Так в 1803 году Александр I поручил ему составить "Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России". При её разработке Сперанский проявил себя активным сторонником конституционной монархии, однако практического значения записка не имела.

Проект М. М. Сперанского предполагал создание Государственного совета, который в новом механизме государственной власти должен был занять промежуточное положение между самодержцем - с одной стороны, и Государственной Думой, Кабинетом министров и Сенатом - с другой, становясь, таким образом, высшим коллегиальным консультативно-совещательным органом при российском государе. Государственная Дума должна была рассматривать законопроекты, предложенные императором и рассмотренные и представляемые Государственным советом и правительством. Проект М. М. Сперанского не предполагал ввести в России всеобщие или сословные выборы. Процесс формирования Думы состоял из четырех этапов. Сначала создавались низшие, волостные Думы, затем окружные Думы и, наконец, губернские. Депутатский корпус Дум от окружного и до общеимперского уровня формировался путем делегирования депутатов из нижестоящего собрания в вышестоящее. Для тщательного рассмотрения законопроектов, вносимых в Государственную Думу, создавались специальные комиссии из депутатов. Решение по законопроекту принималось простым большинством голосов думского собрания. Право законодательной инициативы Государственной Думе не давалось. Созывать думскую сессию предполагалось в сентябре, собранию депутатов следовало работать до тех пор, пока оно не рассмотрит все внесенные в нее законопроекты. Император мог в любой момент распустить и вновь созвать Государственную Думу.

Однако предложенные Сперанским реформы вызвали недовольство консервативного дворянства. Он подвергался постоянному третированию как выскочка, обвинялся в государственной измене, что, в конечном счете, привело к его отставке и ссылке. А разработанный им проект государственных преобразований так и остался практически не реализованным. Вместо учреждения законодательной Государственной Думы Александр I решился только на создание законосовещательного института из назначаемых им самим членов - Государственного Совета.

Таким образом, в начале XIX в. идея о внедрении элементов конституционного устройства в России не была реализована на имперском уровне. Однако в "локальном" варианте она была блестяще реализована.

"Основные положения проекта:

Основой государственного устройства должен был стать принцип разделения властей, то есть вся власть в Российской империи должна была делиться на законодательную, исполнительную и судебную. Но несмотря на это, абсолютная власть императора оставалась в неприкосновенности.

Должна была быть определенная структура в законодательной, исполнительной и судебной власти. Предлагалось сделать следующую структуру: волость - округ - губерния - государство. Например, в некой волости собиралась Волостная дума, состоящая из собственников любого имущества. Некоторые депутаты Волостной думы избирались в Окружную думу. Из Окружной думы избирались в Губернскую думу, и по такому же принципу в Государственную думу. Все вышеуказанные органы должны были собираться раз в три года. На этих заседаниях выбирали председателя (кроме Государственной думы, так как его назначал император), главного секретаря, совет и суд.

Государственная дума по положению в государстве должна была приравняться Сенату. На заседаниях должны были обсуждаться проекты императора, но дума не могла предлагать свои реформы.

Высшей исполнительной властью обладали министры и их заместители. Причем они назначались лично императором. А высшая законодательная власть принадлежала Сенату Судебному, контролируемому императором.

Предлагалось создать три инстанции исполнительной и законодательной власти: волостные, окружные и губернские - избиравшиеся на волостных, окружных и губернских собраниях соответственно.

Координация законодательной власти принадлежала Государственному совету. Председателем являлся сам император. Законопроекты считались недействительными без обсуждения в Государственном совете и одобрения императора.

Населению предполагалось даровать гражданские (личная свобода для всех граждан) и политические права (участие в государственном управлении для обладателей какой-либо собственности).

Предлагалось разделить все население на три сословия: дворянство, "среднее состояние" (государственные крестьяне, купцы, мещане) и "народ рабочий" (крепостные крестьяне, ремесленники, слуги и т.п.). Причем любой гражданин мог подняться на ступень выше при приобретении какого-либо имущества. "

В 1809 г. полным поражением Швеции закончилась последняя русско-шведская война. По ее итогам был подписан Фридрихсгамский мирный договор, в соответствии с которым России отошли Финляндия и Аландские о-ва. Тогда же в составе Российской империи было образовано Великое княжество Финляндское. Его главой являлся российский император и, по совместительству, Великий князь финляндский. Княжество обладало в империи достаточно широкой автономией. Всеми внутренними делами занимался выборный представительный орган власти - сейм. Финляндия пользовалась другими значительными льготами и привилегиями. Она получила свою почтовую службу и органы правосудия. Лютеранская церковь обрела статус государственной. Финны были освобождены от прохождения обязательной службы в русской армии (с 1878 г. финнов, правда, стали призывать в армию, но для прохождения службы в самой Финляндии). В 1863 г. было утверждено равноправие финского языка со шведским. Первое время, однако, права автономии нарушались. Так в период с 1809 г. по 1863 г. Финляндский Сейм вообще не собирался, и управление страной осуществлялось сенатом при генерал-губернаторе. Первое заседание сейма для разработки конституции было созвано в 1863 г. по инициативе Александра II. С 1869 г. сейм стал созываться регулярно, обновление его состава проводилось раз в пять лет, а с 1882 г. - раз в три года. Такое положение вещей сохранялось вплоть до 1917 г., когда Финляндия стала независимым государством. По всей видимости, успешность финского парламентаризма в России объясняется стремлением имперскиой власти компенсировать отсутствие полной независимости одному из самых передовых в своем социально-экономическом развитии региону Российской империи.

Этими же соображениями можно объяснить внедрение парламентского устройства еще на одной имперской "окраине".

В 1815 г. после победы над наполеоновской Францией, на Венском конгрессе, где одним из основных был вопрос о послевоенном устройстве Европы, по настоянию российского императора Александра I было принято решение о передаче территории Польши Российской империи. В ноябре того же года император подписал Конституцию Польского королевства. Эта конституция превращала только что созданное государство в наследственную монархию, соединенную унией с Российской империей. Его главой были российский император и король польский. Конституция также предоставляла Польше весьма широкую автономию. Так, наместник российского императора мог быть лишь поляком (исключение делалось только для членов императорского дома). Польша получала собственную администрацию, суд, и даже войско и т.п., где все должности должны были замещаться только одними поляками. Государственным языком объявлялся польский. Гарантировалась свобода личности и печати. Королю всецело отдавалась исполнительная власть. Все его преемники должны были короноваться в Варшаве и давать присягу в сохранении конституции. Конституция учреждала, кроме того, государственный совет, без которого наместник не мог предпринимать ничего важного. Министерств ("комиссий") установлялось пять: министерство культов и народного просвещения, министерство юстиции, министерство внутренних дел и полиции, министерство военное, министерство государственных доходов и имуществ.

Отправление правосудия Конституция объявляла независимым: судья должен был выражать свое мнение совершенно свободно от каких бы то ни было влияний со стороны. Судьи, как назначенные королем, так и выборные, объявлялись несменяемыми, за исключением случаев смещения по судебному приговору за должностные или иные преступления. Государственные преступления и преступления высших государственных сановников подлежали сеймовому суду из всех членов сената.

Власть законодательная должна была заключаться в особе короля и в двух палатах. "Польский народ, - гласила далее одна статья, - на вечные времена будет иметь национальное представительство на сейме, состоящем из короля и двух палат (изб), из коих первую будет составлять сенат, а вторую послы и депутаты от общин" (гмин). По Конституции сейм должен был созываться каждые два года на тридцать дней, причем королю предоставлялось право роспуска сейма, отсрочки сеймовых заседаний и созыва чрезвычайного сейма. Члены сейма в период сессии пользовались неприкосновенностью. Законодательная инициатива признавалась только за королем, но послам и депутатам позволялось представлять королю через государственный совет разного рода желания, касающиеся блага их сограждан. Бюджет установлялся сеймом не более как на четыре года. Заседания обеих палат должны были быть публичными и только по желанию десятой части присутствовавших членов палаты могли превращаться в секретные комитеты. Окончательная санкция законов принадлежала королю. Сенаторы (члены императорского дома, епископы, воеводы и каштеляны) назначались королем на всю жизнь и притом (кроме сенаторов первых двух категорий) из двух кандидатов, представленных самим сенатом. "Посольская изба" должна была состоять из 77 послов, выбранных на шляхет-ских сеймиках по одному от каждого повета, (уезда), и из 51 депутата от гмин (общин). Срок полномочий для послов и депутатов установлялся шестилетний, избирательный ценз определялся уплатой в виде прямого налога не менее ста злотых. Если бы король распустил посольскую избу, то в течение двух месяцев должен был назначить новые выборы.

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

Царь объявил, что "законно-свободные учреждения", которые он "даровал" Польше, были предметом его постоянных "помышлений" и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н. Н. Новосильцева к октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка. По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц - наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные функции совместно с государем. Проект предусматривал передачу исполнительной власти Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.

Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, а в 1821 г. возвращенному в Петербург из ссылки М. М. Сперанскому царь поручил написать "Проект учреждения наместничеств". Но к этому времени император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению конституционного правления в Российской империи так и остались нереализованными. Что касается польского сейма и конституционного устройства Польши, то они ненадолго пережили своего основателя и были ликвидированы после подавления польского восстания 1830-1831 гг.

Уставная грамота Н. Н. Новосильцова

Граф Николай Николаевич Новосильцев - русский государственный деятель, член Негласного комитета, президент Императорской Академии наук (1803-1810), кабинета министров (1832), председатель Государственного совета (1834).

Воспитывался в петербургском доме графа А. С. Строганова как незаконнорождённый сын его сестры. В 1783 году выпущен из Пажеского корпуса в капитаны лейб-гренадерского полка. В 1785 году перешёл секунд-майором в Волынский регулярный казачий полк. В 1786 причислен к коллегии иностранных дел. Принимал участие в войне со Швецией 1788-1790 годов, был прикомандирован к главнокомандующему гребным флотом. За отличие в сражении при острове Мусала 13 августа 1789 года был произведён в полковники.

Государственная Уставная Грамота" или, как ее еще называют проект Н. Н. Новосильцова, - это вершина реформаторской программы императора Александра I, по сути дела, последний большой проект государственных преобразований, созданный в переломную эпоху русской истории; оригинальный проект государственного устройства и управления на консервативно-умеренной основе с учетом польской (1815 г.) и финляндской конституций (1810 г.), материалов М. М. Сперанского, первого опыта созданных недавно Госсовета и министерств. Первые 25 лет XIX века представляют собой время, когда привычные, комфортные, раз и навсегда устоявшиеся механизмы, оберегавшие мир и покой общества, оказались вдруг устаревшими. Виной тому стали не столько бурные европейские события рубежа веков - революция во Франции и наполеоновские войны (их влияние на внутреннюю российскую жизнь не стоит переоценивать, хотя невозможно и полностью игнорировать), сколько внутренние процессы, на протяжении веков определявшие вектор исторического развития страны и сохранившие свое значение и влияние даже на фоне новых, внешних факторов.

Пирамиду управления государством венчала неразделимая державная власть в лице государя-императора, который объявлялся верховным главой общего управления империей, единственным источником законодательной, политической, гражданской, военной власти, наделялся исключительным правом издавать, изменять законы, уставы, указы, повеления, управлять "исполнительной властью во всем ее пространстве. Каждое начальство: исполнительное, управительное и судебное им одним постановляется". Он возглавляет Госсовет, государственный сейм - новое представительнее учреждение, Сенат, формирует их состав, назначает глав местных администраций, правит на основе конституции - Уставной грамоты Российской империи, в соответствии с которой должна строиться и функционировать вся система у правления.

Конституционный проект предусматривал создание двухпалатного парламента (Государственного сейма и Государственной думы), без которого монарх не мог издать ни одного закона, неприкосновенность собственности, независимость суда, равенство всех граждан перед законом, гражданские свободы, федеративное устройство России. Вопрос о крепостном праве в этом тайном проекте конституции не рассматривался. Этому были посвящены специальные, также сугубо секретные проекты, предлагавшиеся А. А. Аракчеевым и министром финансов Д. А. Гурьевым.

В 1821 году вместе с М. С. Воронцовым и А. С. Меншиковым разработал и представил Александру I проект отмены крепостного права (последствий не имел).

Созданная на излете александровского царствования Государственная Уставная Грамота интересна не только тем, что она аккумулировала предшествующий опыт преобразований. Взгляд на Грамоту как на механистическую совокупность ранее высказанных идей не только сужает поле исторического исследования, но и не позволяет в полной мере осознать ту модель государственности, которую предлагает Грамота на суд исследователя. М. М. Сперанский - один из величайших русских бюрократов - провел четкую грань между Сводом законов, понимаемым как последовательное изложение всех законодательных норм, распределенных по отраслям права, и Уложением, которое он трактовал как основы всей совокупности правовых установлений. С этой точки зрения, наиболее захватывающей для исследователя проблемой становится вопрос о том, как, в каком порядке, по каким правилам авторы проекта Новосильцева собрали, казалось бы, разрозненные положения в единое целое, какие идеи они заложили в основу, почему часть наследия оказалась невостребованной, а другая подверглась значительной переработке и изменилась практически до неузнаваемости. Иными словами, анализ документа дает возможность познать процессы в их взаимосвязи. Она предоставляет уникальный шанс понять, в какой степени внешние и внутренние факторы влияли на российскую государственность в начале нового времени, оценить удельный вес каждого из них. Данный документ позволяет в полном объеме увидеть ту модель государственности, которую император предлагал стране, и которую на протяжении всего своего царствования намеревался, но так и не успел реализовать.

По меркам XVIII века Александр взошел на престол молодым человеком. Однако нельзя сказать, что молодой царь не знал свою страну или не имел собственного мнения о современном ему внутреннем положении страны. Напротив, еще в царствование Екатерины II у пего сложились те политические идеалы, которые в период правления его отца - императора Павла I - переросли в осознанную программу. О ней написана огромная научная литература, ее обобщение и анализ могут составить предмет не одного самостоятельного исследования, но принципиально важно то, что большинство исследователей сходятся в понимании ее сущности. В основе этой программы лежали три принципиальные составляющие: самодержавность императорской власти, крестьянский вопрос и осознанная потребность в реформе государственного аппарата. Объединяла эти три тезиса идея "истинной монархии". "Суть ее заключалась в том, что в правильной монархии верховная власть всецело принадлежит монарху, но в то же время существуют фундаментальные законы, не изменяемые никакой властью, и учреждения, гарантирующие их неизменность".

Идея неукоснительного подчинения государственного строя и законодательной системы неким основополагающим, "фундаментальным" законам была одной из ключевых для всей европейской правовой философии середины XVIII века. Попав на русскую почву и будучи творчески переосмыслен в "Наказе комиссии уложения" и "Своде государственных установлений", принцип "фундаментальных законов" обернулся, однако, "лишь новой формой всеобъемлющей правовой регламентации поличного общественного и политического строя, существующих учреждений и политических установлений". Нарушение фундаментальных законов, - внушал Александру Ф. Ц. Лагарп, неизбежно приводит к разрыву между монархом и подданными. Строжайшее соблюдение законов, сохранение в силе установленного государственного устройства, внимание к подданным - таковы наиболее верные гарантии власти монарха". Основу "истинной монархии" должны были составить "фундаментальные законы", определяющие самодержавность императорской власти, социальные отношения между подданными и структуру государственного аппарата, т.е. все три составляющие программы Александра. Собственно, именно это и имел в виду М. М. Сперанский, заявляя: "Общий предмет преобразования состоит в том, чтоб правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на неприменяемом законе" .

Самодержавность и неограниченность верховной власти монарха были отвоеваны русскими царями в многовековой борьбе с феодальной знатью и местным сепаратизмом. Они были философски осмыслены в "Правде воли монаршей" - официальном публицистическом трактате, написанном в 1722 году по поручению Петра. В нем Ф. Прокопович в полном соответствии с теорией договорного происхождения верховной власти утверждал отказ русского народа от прав суверенитета и тем самым передавал его в руки Петра, провозглашая императора самодержавным. "Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; по силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благонамеренно управлять". "С Петра I верховная власть становится в полном объеме самодержавной, т.е. независимой пи от кого - ни от каких-либо групп населения, ни от государственных учреждений, ни от церкви". Эту независимость мало было провозгласить, ее необходимо было обеспечить стройной системой "непременных законов", которые дали бы в руки монарху механизмы "обережения" своей власти. В силу этого с возникновением самодержавия "неразрывно связаны преобразования в области государственного управления".

Однако первым делом каждого нового монарха становилось подтверждение незыблемости основного принципа государственного устройства - самодержавия. Не стал исключением и молодой Александр, в первом же манифесте 12 марта 1801 года обещавший "управлять Богом нам врученным народом по закону и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великия". Реакция Александра на проекты преобразования Сената П. В. Завадовского, Г. Р. Державина, Д. П. Трощинского, П. А. Зубова наглядно свидетельствуют о стремлении молодого "реформатора" любой ценой сохранить законодательную власть в своих руках".

Всемилостивейшая жалованная грамота российскому пароду" последнее время трактуется в литературе как первый в серии конституционных проектов Александровского времени 14. Однако внимательный анализ показывает, что пункты Воронцова - первоначальный набросок будущего документа - представляют собой "своеобразную феодальную хартию, составленную почти исключительно в интересах господствующего сословия", где". на первое место были поставлены статьи, подтверждающие дворянские привилегии". В этом плане "показательно, что Воронцов не счел нужным подтвердить Жалованную грамоту городам и Городовое положение", а "крепостное право с безграничным помещичьим произволом оставалось незыблемым". Проект Л. Р. Воронцова рассматривался в Негласном комитете сразу после переворота в мае - августе 1801 года, а в сентябре был вынесен на обсуждение Государственного Совета. В результате ""Грамота российскому народу" увековечила феодально-крепостническую систему, построенную на принципах исключительности дворянских привилегий". В литературе совершенно справедливо отмечалось, что одними из основополагающих источников этого документа являлись английские Magna Charta и Habeus coгрus act. Именно заимствование из этих источников механизмов ограничения монархической законодательной власти в пользу высшего аристократического представительного органа - в русских реалиях им должен был стать Сенат - похоронило весь проект "Жалованной грамоты русскому пароду". Не менее примечателен тот факт, что именно Ф. Ц. Лагарп - "последователь учений энциклопедистов", учитель и наставник юного монарха - "заклинал его беречь как зеницу ока свою самодержавную власть", "возражал против малейших попыток уменьшить влияние монарха па течение судебных дел".

В том, что касается регламентации межсословных отношений, "Грамота российскому народу" содержала, в частности, положение о недопустимости конфискации у крестьянина "ни под каким видом и предлогом" движимой и недвижимой собственности "к званию земледельца относящихся". Иными словами, предполагалось наделить крестьянство собственностью, открыв тем самым путь к его освобождению в дальнейшем. Такой подход трактуется в литературе как безусловное новаторство Александра, составная часть его реформаторской программы, сформировавшейся в результате критического отношения к екатерининскому и Павловскому наследию. На самом деле идея превращения крестьянства в массу мелких собственников в начале XIX века уже не была новаторством. Еще в 1766 году Екатерина во втором письме в ВЭО трактовала крестьянский вопрос именно в этом ключе: "Что полезнее для общества, чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны". Российское дворянство выступило единодушно против идеи крестьянской собственности. Сформулированная в нереализованном проекте жалованной грамоты крестьянству мысль о возможности реформировать отдельно государственную деревню не отвечала потребностям верховной власти, т.к. противоречила правительственной политике поддержки дворянского сословия, выражавшейся в массовых раздачах земли помещикам. Реформа частновладельческой деревни противоречила интересам господствующего сословия. В силу этого ее реализация могла состояться только при поддержке дворянства. Отсутствие таковой предопределило как неудачу инициативы Екатерины II в ВЭО, так и рекомендательный характер указа о вольных хлебопашцах 1803 года. Единственной успешной попыткой реализации этой идеи стала остзейская реформа Александра I. Однако успеху реформы в остзейских губерниях способствовали уже имевшиеся там экономические условия, которых не было и не могло быть во внутренних областях России.

В этом смысле Александр уже в первых документах своего царства не погрешил против данного в манифесте 12 марта 1801 года обещания править по заветам Екатерины, т.е. основываясь на принципах самодержавия и сословного строя, определивших облик "золотого века" русского дворянства.

Действительным новшеством "Грамоты российскому народу" стала идея о том, что монархическая власть обеспечит российским подданным права. Однако право "вольности", т.е. "делать то, что не вредит правам другого", подтвержденное Грамотой, па деле являлось правами феодальных сословий, фиксированными жалованными грамотами. В отношении частновладельческого крестьянства это право "вольности" наглядно выразилось в указе 1801 года, запрещавшем продажу крестьян поодиночке: единственно в этом воплотились droits de l"homme русского крестьянства. Право "равенства", т.е. одинакового отношения всех к закону, обернулось волей самодержавного монарха, ибо речь шла не о равенстве перед законом - для каждого сословия закон был разным, а о равенстве всех сословий перед верховным законом, другими словами, самодержавием. Права "безопасности" и "собственности", являвшиеся необходимыми гарантиями доминирующего положения дворянства в социальной структуре общества, уже только в силу этого оказались направленными на обеспечение "безопасности" дворянской недвижимой и "крещенной" собственности. Право "свободы совести" не означало ничего иного, кроме констатации конфессионального многообразия России19, формировавшейся как сухопутная империя20. Лишь только "свободанслова" и "свобода печати" пе имели аналогов в политической практике XVIII века, хотя, по сути, становились своеобразным декором сословного строя.



Период царствования императора Александра I связан с именами трех государственных деятелей: Н.Н. Новосильцева, М.М. Сперанского и А.А. Аракчеева. Именно на их долю выпала разработка новых законопроектов и преобразований. Деятельность каждого из них соотносится с определенным этапом формирования личности государя и его представлениях о необходимости тех или иных реформ. Н.Н. Новосильцев был членом «Негласного комитета», созданного императором в первые годы своего правления и известного либеральными устремлениями. Однако, просуществовал он недолго. Только в 1819 году Александр вновь обращается к своему товарищу молодости с предложением разработать проект конституции, что и было сделано к 1820 году. Документ получил название «Уставной грамоты Российской империи».

Деятельность М.М. Сперанского относится к 1807 – 1811 годам, когда император уже отошел от либеральных настроений юношества, но все еще хотел провести реформы в стране. Именно Сперанскому было поручено разработать основной план государственного преобразования Российской империи. Проект предполагал введение принципа разделения властей и созыва выборного органа управления, но при сохранении незыблемости императорской власти.

С деятельностью Аракчеева связан уже реакционный период правления, когда идет постепенный отказ от реформ. Граф сосредоточил в своих руках все нити государственной власти. К императору с докладом невозможно было попасть, не имея на то разрешения временщика. С именем Аракчеева связана одна из самых реакционнейших мер последнего периода правления императора – военная реформа, создания военных поселений. Это преобразование, дающее на бумаге свободу крестьянам, на деле еще больше их закрепостило, привязало к земле, и заставило нести службу не только государственную, но и пожизненную армейскую.

БИОГРАФИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А. Аракчеев

Сын небогатого и незнатного помещика. окончил Шляхетских артиллерийский и инженерный корпус.

Служил Павлу I в Гатчине стал графом.

Военный министр, начальник военных поселений, факти­ческий руководитель Государственного Совета на «реакци­онном» этапе правления Александра I

М.М. Сперанский

Сын сельского священника. Окончил духовную академию и начал свою карьеру в чине титулярного советника к канцелярии генерал-прокурора Сената. в 1807 г. стал личным секрета­рем государя.

Его Наполеон Бонапарт
в шутку предложил Александру I обменять на «какое-нибудь
европейское королевство»., считая единственной «умной головой в России»

Предложил создать Государственную думу, осуществить принцип разделения властей.

Был назначен на должность государственного секретаря – председателя канцелярии Совета.

Н.Н. Новосильцев

В 1818 году Александр 1 поручил ему подготовить проект российской конституции(после Сперанского).документ «Государственная уставная грамота Российской империи»(установление в России конституционной монархии; главным источником власти в стране являлся суверенитет монарха)

Согласно проекту Российской государственной уставной грамоты (конституции):

парламенту передавались законосовещательные функции(государственный сейм)

Прогрессивные идеи государственного переустройства собственно России были подхвачены и развиты декабристами. Хорошее образование, полученное молодыми дворянами, способствовало их знакомству с идеями европейского Просвещения. Участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах 1813-1814 гг. почти всех основателей и многих активных членов будущего дворянского революционного движения позволило им увидеть общественно-политический уклад нескольких европейских государств. Все это привело декабристов к одной из основных идей - народ, одержавший победу над сильнейшей в Европе армией Наполеона, должен быть освобожден от крепостнического рабства. Между тем император Александр I не только отказался от проведения дальнейших либеральных преобразований, которые были предприняты им в начале правления, но и принял ряд мер явно консервативного характера (так, например, резко активизировалось создание военных поселений, существенно утяжеливших положение государственных крестьян). В этих условиях ставка делается на военно-революционный переворот.

В 1816 г. группа молодых офицеров - подполковник Генерального штаба Александр Муравьев, князь, подполковник Сергей Трубецкой, капитан Иван Якушкин, братья подполковники Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, капитан Никита Муравьев - основали первое тайное политическое общество - «Союз спасения» (или «Общество истинных и верных сынов Отечества»). Позже в него вступил полковник Павел Пестель и др. - всего около 30 человек. Основными программными требованиями «Союза спасения» являлись ликвидация абсолютизма в России и отмена крепостного права. В 1818 г., после ликвидации общества царским правительством, ими была создана новая, более широкая декабристская организация - «Союз благоденствия», насчитывавшая в своих рядах около 200 человек. Его программа была более радикальной: по инициативе П. Пестеля в качестве модели политического переустройства России вместо парламентской монархии стала республика. Однако по этому вопросу среди декабристов начались острые дискуссии, в ходе которых в 1821 г. «Союз благоденствия» распался на две организации: Южное общество декабристов (в Тульчине, близ Киева), которое возглавил П. Пестель, и Северное общество во главе с Н. Муравьевым (в Санкт-Петербурге).

Программный документ Южного общества - «Русская правда». После успешного революционного переворота предусматривались превращение России в республику с конституционным устройством и немедленная ликвидация крепостного права. Помимо этого, планировалось полное уничтожение сословного строя, равенство всех граждан перед законом и право каждого мужчины, достигшего 20 лет, участвовать в политической жизни страны, то есть избирать и быть избранным в органы власти, без какого бы то ни было имущественного или образовательного ценза (женщины избирательными правами не наделялись). Предусматривалось создание местных и региональных представительных органов власти: ежегодно в каждой волости должно было собираться Земское народное собрание, избиравшее депутатов в три постоянно действующих представительных органа власти: в наместные волостное и уездное собрания и наместное губернское окружное собрание. В России предполагался созыв однопалатного парламента - Народного веча, которое наделялось бы всей полнотой законодательной власти в стране. Исполнительная власть в республике должна была принадлежать Державной думе, состоящей из 5 членов, избираемых

Народным вече на 5 лет. Каждый год один из членов Державной думы выбывал, и на его место избирался новый - этим обеспечивались непрерывность и преемственность власти и ее постоянное обновление. Тот член Державной думы, который пребывал в ее составе последний год, становился ее председателем, фактически президентом республики. Этим обеспечивалась невозможность узурпации верховной власти: каждый президент занимал свой пост лишь один год. Третьим верховным государственным органом республики предполагалось учредить Верховный собор, состоящий из 120 человек, избираемых пожизненно с пожизненным материальным обеспечением. Единственной функцией Верховного собора была контрольная: он должен был следить за точным соблюдением всеми гражданами и должностными лицами конституции. При этом демократическое устройство должно было одинаково распространяться на всей территории, независимо от того, какими народами она заселены. Однако П. Пестель был противником федеративного устройства, так как видел в нем опасность сепаратизма и возможность распада страны: вся Россия по его проекту должна была представлять собой единое и неделимое унитарное государство (исключение делалось только для Польши, которой предоставлялось право отделения).

В конституционном проекте, разработанном Н. Муравьевым, - «Конституции», - предусматривался созыв Учредительного собрания. Лишь оно могло, по мнению членов Северного общества, составить конституцию или утвердить голосованием какой-либо из предложенных ему конституционных проектов. Таким образом, Н. Муравьев выступал против реализации популярной среди части декабристов идеи диктатуры временного революционного правительства и введения им заранее одобренной тайным обществом революционной конституции. В соответствии с проектом, предложенным Н. Муравьевым и одобренным «Северным обществом» будущая, Россия должна была стать конституционной монархией с федеративным устройством, с преобладанием не национальной, а территориальной составляющей. Россия делилась бы на 15 федеративных территориально-административных единиц - «держав» (областей). Крепостное право безоговорочно отменялось; сословия уничтожались. Устанавливалось равенство всех граждан перед законом, равный для всех суд. Политическое устройство федерации, по Муравьеву, предполагало создание двухпалатной парламентской системы в каждой «державе». Верхней палатой в «державе» была Державная дума, нижней - Палата выборных депутатов “державы”. Федерацию в целом объединяло бы Народное вече, тоже двухпалатный парламент. Его верхняя палата называлась бы Верховной думой, нижняя - Палатой народных представителей. Народному вече должна была принадлежать законодательная власть в стране. Выборы во все представительные учреждения были бы обусловлены высоким имущественным цензом. Исполнительная власть принадлежала императору - верховному чиновнику Российского государства, получавшему большое жалованье. Законодательной власти император не имел, однако имел право «суспенсивного вето», то есть мог на определенный срок задержать принятие закона и вернуть его в парламент для вторичного обсуждения, однако совсем отклонить закон он не мог.

Единственным условием, дававшим возможность реализации революционных проектов декабристов (и «Конституции» Н. Муравьева, и «Русской правды» П. Пестеля), было победоносное антиправительственное восстание. Однако восстание декабристов потерпело поражение. К следствию и суду по делу декабристов было привлечено 579 человек. По степени виновности пять наиболее активных его руководителей были приговорены к смертной казни через повешение, 121 декабриста сослали в Сибирь на каторгу и поселение. Попытки введения парламентской формы правления вновь не увенчались успехом. В России установился жесткий, консервативный самодержавно-крепостнический, деспотический режим, началась «николаевская» эпоха.

Государственный Совет

Появлению Государственного Совета предшествовало создание 30 марта 1801 г. «Совета непременного» «для рассуждения и уважения дел государственных», включавших в себя сбор сведений о департаментах, отчеты министров и подготовку реформ. Несмотря на то что это законосовещательное собрание, куда вошли, кроме назначенных царем членов, и все министры, никак не покушалось на власть самодержца, он на всякий случай все-таки подчеркнул, что Совет «не имеет никакого действия внешнего и силы, кроме сил соображения», и на практике мало считался с его мнением. Открытие Государственного Совета 1 января 1810 г. означало кардинальное преобразование «Совета непременного». Если последний нацеливался в том числе и на подготовку реформ, то Государственный Совет совершенно лишился права законодательной инициативы, он только обсуждал предложенные ведомствами проекты. Он также получил право толкования законов.

Первоначально Государственный Совет состоял из 35 членов. По должности в него входили только министры. Остальные назначались императором из числа наиболее заслуженных сановников. В дальнейшем число членов Государственного Совета медленно, но неуклонно росло, в начале XX в. оно перевалило за сотню. Со временем принципы пополнения Совета менялись. Николай I ввел в практику назначение в высший законосовещательный орган императорских детей, сначала - просто присутствующими, а по достижении совершеннолетия - в качестве полноправных членов, участвующих в обсуждении дел. Александр III понизил «ценз»: Государственный Совет начал пополняться людьми, не занимавшими министерские должности (губернаторами, уездными предводителями дворянства и т.п.).

Среди них появились и «молодые»: в 1896 г. оказался нарушен еще один принцип: состоялось первое назначение в Государственный Совет чиновника, не достигшего 50 лет. Тем не менее к 1905 г., когда речь зашла о реформе Государственного Совета, он представлял собой весьма возрастное собрание - «архив государственной мудрости», по меткому замечанию современника. Более половины его членов начали свою службу еще в царствование Николая I, т.е. более чем за 50 лет до этого. Наименее «возрастные» на тот момент члены «звездной палаты» - С.Ю. Витте и Е.И. Алексеев - имели стаж в 35-45 лет. Такой состав обладал не только колоссальным опытом, но и весьма ограниченной трудоспособностью.

Председатель Совета также назначался императором, первым стал граф Н.П. Румянцев. 1 января 1865 г. Государственный Совет возглавил великий князь Константин Николаевич - младший брат Александра II. С этого времени на протяжении 40 лет управление высшим законосовещательным собранием в империи находилось в руках ближайших родственников царя.

Решения Государственного Совета принимались на общем собрании его членов. Помимо общего собрания в «звездной палате» действовали департаменты: законов, гражданских и духовных дел, экономии, военных дел (просуществовал до 1854 г.). Количество департаментов и сфера их компетенции неоднократно менялись. Для обсуждения важных вопросов при Государственном Совете создавались различные особые совещания, комитеты и присутствия, куда приглашались эксперты и общественные деятели. Широкое распространение эта практика получила во второй половине XIX в. В департаментах (одном или нескольких) проводилось предварительное рассмотрение дел, внесенных министрами. Свои заключения департаменты выносили на общее собрание Государственного Совета, которое и принимало окончательное решение.

Государственный Совет был единственным официальным местом в Российской империи, где его члены в заседаниях пользовались свободой слова. Непременным условием являлось выступление на русском языке. Делопроизводство Совета возлагалось на Государственную канцелярию.

Все постановления Государственного Совета оформлялись в виде журналов, поступавших на утверждение к императору. Журнал - это не протокол заседания, а составленная чиновниками запись его хода, точно передававшая содержание всех высказанных точек зрения. В нем обязательно излагалось не только решение большинства Совета, но и позиция меньшинства, а также прилагались особые мнения отдельных членов, если такие имелись. Императоры, как правило (в двух третях случаев), соглашались с большинством. Иногда царь утверждал особое мнение одного члена Совета. Далеко не все законы проходили через «чистилище» Государственного Совета. Сами императоры считали излишним вносить в него секретные и некоторые политиче-ские дела. В 1843 г. Николай I официально ограничил компетенцию законосовещательного собрания, изъяв из его ведения военные законы. В 1860-х гг. роль Государственного Совета выросла в связи с проведением Великих реформ. При Александре III опять усилилось стремление министров обходить обсуждение законопроектов в Государственном Совете с помощью всеподданнейшего доклада, который напрямую утверждался императором.

«Съезд государственных гласных»
П.А. Валуева
mob_info