Внимание и как его развивать. Что такое внимание упражнения для развития внимания


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Каждый из нас буквально ежеминутно и даже ежесекундно пользуется огромным количеством способностей и применяет свой психический потенциал. Благодаря этому мы получаем возможность полноценно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. И одну из самых важных ролей в нашей жизни играют память и внимание. На тему памяти у нас есть (дополненный и многим другим направлениям), поэтому сегодня мы хотим поговорить именно о внимании.

В этой статье мы расскажем о том, что такое внимание и рассмотрим его виды и свойства, а также попытаемся разобраться: как работает внимание.

Что такое внимание? Каким бывает внимание?

Под термином внимание принято понимать направленность человеческого сознания (или психическую направленность) на конкретные объекты и явления, обладающие для человека ситуативной или устойчивой значимостью. Также это понятие означает сосредоточение сознания, которое подразумевает под собой высокую степень чувственной, двигательной или интеллектуальной активности.

Внимание может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и постпроизвольным, причем особый интерес представляют первые два.

Непроизвольное внимание

Непроизвольным вниманием (также его называют эмоциональным или пассивным) называют концентрацию сознания на каком-то объекте, обусловленную его особенностями. В этом случае отмечается зависимость внимания от привлекающего его объекта, а у самого человека – отсутствие усилий, направленных на сосредоточение. А говоря об эмоциональной составляющей, выделяют связь объекта внимания и эмоций, потребностей и интересов. Здесь также отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение.

Привлекать внимание может любой раздражитель с разной силой воздействия. Когда раздражитель новый, он тоже становится причиной непроизвольного внимания. Огромную роль в появлении непроизвольного внимания играют чувства человека – моральные, эстетические и интеллектуальные. Если, например, объект вызывает восторг или удивление, внимание приковывается к нему на продолжительное время. А с интересом, как с непосредственной заинтересованностью в чем-то и как с избирательным отношением к действительности, связаны чувства. По этой причине интерес признан важнейшей причиной длительного непроизвольного внимания.

Произвольное внимание

Произвольным вниманием (его называют волевым или активным) принято считать осознанно управляемую концентрацию на явлении или объекте. Здесь человек фокусируется не на том, что представляет для него интерес, и не на том, что доставляет ему удовольствие, а на том, чем ему нужно заниматься. Представленный вид внимания непосредственно связан с волей.

Когда человек концентрируется на чем-то, он совершает усилие воли, поддерживающее внимание на протяжении всего процесса. Усилие воли может восприниматься как мобилизация ресурсов или напряжение, необходимое для решения поставленной задачи.

Возникает произвольное внимание тогда, когда у человека есть цель выполнить какую-то работу, требующую сосредоточения. А причиной происхождения этого вида внимания вообще является труд. Важнейшим условием, поддерживающим произвольное внимание, можно назвать психическое состояние. К примеру, если человек утомлен, сосредотачиваться ему сложнее. Также произвольное внимание ослабляется эмоциональным возбуждением, вызванным посторонними раздражителями.

Особенности внимания и параметры, независимо от его вида, очень часто можно расценивать, как характеристику способностей и возможностей человека. Так, тесно взаимосвязаны внимание и память, внимание воздействует на и т.д.

Особенности внимания

Особенности внимания выражаются в его свойствах: объеме, концентрации, распределяемости, устойчивости, колебаниях и переключаемости. Понемногу о каждом из них:

  • Объем – выражается в количестве одновременно воспринимающихся объектов. Он зависит от генетических факторов, потенциала кратковременной памяти (кстати, на эту тему советуем вам почитать про ), имеющегося опыта, профессиональных умений, целей и нюансов воспринимаемых объектов.
  • Концентрация – уровень сосредоточения психики на объекте. В процессе концентрации создается временный фокус психической активности. Чем меньше объем воспринимаемых объектов, тем выше концентрация. Подробно о внимании и концентрации читайте .
  • Распределяемость – способность человека к одновременному выполнению ряда действий или наблюдению нескольких объектов или явлений. Распределение внимания обусловлено тем, что головной мозг может оптимально распределять возбудимость по участкам коры. Это и обеспечивает возможность управлять несколькими процессами одновременно.
  • Устойчивость – является общей направленностью внимания. Она зависит от типа нервной системы, мотивации и . Важнейшее условие устойчивости – это разнообразие получаемых впечатлений. Противоположное ей свойство – отвлекаемость. На тему устойчивости внимания у нас тоже есть .
  • Колебания – явления, наблюдающиеся даже тогда, когда человек сосредоточен и напряжен. Объясняются процессом постоянной смены возбуждения и торможения в коре мозга. Если колебания происходят на протяжении длительного времени, они могут стать причиной непроизвольного отвлечения.
  • Переключаемость – представляет собой перестройку внимания с одного объекта или явления на другой. Переключаемость бывает произвольной и непроизвольной. Первая происходит, когда меняется характер деятельности или ставятся новые задачи, а человек прилагает волевые усилия. Вторая происходит без участия воли, но под влиянием внешних факторов.

Таковы основные особенности внимания. Следует знать, что (а также тренировка внимания) требует активизации в этом процессе всех его свойств.

И, наконец, получить дополнительное представление о том, как работает внимание, нам помогут теории внимания. Исключительно в ознакомительном ключе скажем понемногу о самых распространенных.

Теории внимания

Итак, к наиболее популярным теориям внимания относятся:

  • Теория Теодюля Рибо. Согласно ей, внимание тесно связано с эмоциями. Они же и вызывают его. Для состояния внимания характерны изменения в физическом и физиологическом состоянии организма, например, усиление кровообращения в активно задействованных органах, двигательные, дыхательные и сосудистые реакции. Состоянию сосредоточенности свойственно движение всех частей тела, что позволяет поддерживать внимание.
  • Теория Петра Гальперина. Внимание является психологическим действием, направленным на содержание мысли, образа или другого феномена, который находится в текущий момент в сознании человека. Внимание выполняет функцию контроля над содержанием и представляет собой самостоятельный акт, где действие производится не просто в уме, но и в сокращенном виде. Произвольное внимание осуществляется планомерно. Любой вид внимания есть результат формирования новых усилий ума.
  • Теория Дональда Бродбенда. Когда человек выполняет два дела одновременно, так называемый фильтр, пропускающий через себя и распознающий объекты внимания, переключается с одного канала восприятия на другой. Объем поступающих во внимание данных зависит от пропускной способности канала. Автор теории сумел обосновать процесс фильтрации, однако ему не удалось объяснить, как воспринимаются данные, не привлекающие внимания.
  • Теория Анны Трейсман. Здесь дополняется теория Бродбенда: регистр восприятия и фильтр с ограниченной пропускной способностью разделены ослабляющим устройством. Это устройство ослабляет сигнал, а также занимается семантическим анализом.
  • Теория Дианы и Энтони Дойч. Любой раздражитель сначала обрабатывается в оперативной памяти, а отбор осуществляется, когда обрабатывается уже сама информация. Потенциал памяти ограничен, вследствие чего в ней остается только доля данных. И уже эта часть анализируется – информация оценивается, как важная или не важная.

Среди прочих теорий выделяются теории Даниэля Канемана, Уильяма Джеймса, Николая Ланге, Дмитрия Узнадзе, Льва Выготского и других. Все они по-своему интересны и достойны изучения.

Безусловно, вопросы, связанные с темой внимания, не рассмотреть в одной статье. Поэтому советуем вам обратиться к трудам вышеназванных исследователей – тогда и понять, как работает внимание, станет намного проще. Так что , больше читайте и никогда не переставайте учиться. Желаем вам успехов!

Тренировка внимания и памяти важна в развитии человека. В 5–6 лет формируется логическое мышление. Детям необходимо выполнять тренинг на развитие внимательности каждую неделю. Также коррекционное образование обязательно должно содержать тренировочные игры и тесты на внимательность. Но тренинг на улучшение внимательности полезен не только детям. Выполняя простые упражнения, вы улучшите свою концентрацию на целях и задачах.

Развитие внимания в онтогенезе зависит от нескольких факторов:

  • Формирование дикции человека. Тренинг с целью улучшить речь поможет в развитии внимания, так как в нем используются универсальные задания для мышления. Человек концентрируется на произношении звуков и букв.
  • Хорошее логическое мышление. Упражнения и тесты для ума помогают улучшить внимательность. Кратко пройдите тест на IQ, многие задания из него показывают, насколько вы внимательны к деталям.

Как развить внимание

Чтобы улучшить вашу внимательность и концентрацию, выполняйте следующие занятия:

  • Концентрация. Упражнение часто применяется в психологии. Выберите какой-либо один предмет. Наблюдайте за стрелкой часов, вашим домашним животным, деревом за окном. Около пяти минут, больше ни на что не отвлекайтесь. Усложните занятие, включив музыку или телевизор. Формирование внимательности будет легче, если вы постараетесь всегда выполнять только одно занятие, ни на что не отвлекаясь.
  • Выстрой ряд. Это занятие не только полезно для развития внимательности. Оно положительно влияет на формирование памяти. Разложите перед собой ряд игральных карт. Запомните, какая карта за которой следовала. Сфотографируйте. Затем перемешайте карты и попробуйте по памяти воссоздать ряд.
  • Картинка по памяти. Посмотрите на картинку в течение пяти минут, затем опишите все, что вы запомнили. Чем больше деталей останутся в памяти, тем лучше.
  • Круг-квадрат. Занятие часто встречается в психологии. Возьмите в каждую руку по фломастеру. Ваша задача – одновременно рисовать левой рукой круг, а правой – квадрат. Усложните занятие. Нарисуйте идеальные круги и квадраты за минуту. Если у вас получится более 7 одновременных ровных фигур – у вас хорошо развита внимательность.
  • Спокойствие. Это расслабляющее занятие. Закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании или биение сердца. Постарайтесь ни на что не отвлекаться.
  • Слуховое внимание. Нужно тренировать не только глаза, но и слух. Когда едете в автобусе на работу, попробуйте прислушаться к какому-либо разговору. Или же, гуляя на природе, сосредоточьтесь на окружающих вас звуках. Чем они тише, тем лучше.

Как научить ребенка концентрировать внимание

  • Преподносите информацию в форме игры. Заинтересуйте малыша. Детям нравится все яркое. Занятие должно захватывать все внимание.
  • Одна из ваших основных целей – научить доводить дело до конца. Мотивируйте его, чтобы работа обязательно была выполнена.
  • Предлагайте интересное занятие на развитие логического мышления. Есть некоторые основные приемы развития внимания. Улучшить навыки можно, задавая интересные вопросы. Предлагайте малышу понаблюдать: «Как ты думаешь, где любит спать хомячок?», «Давай поищем на этом дереве желтые листики»
  • Показывайте, как важно быть внимательным. Объясните, что когда он внимателен, то аккуратнее пишет буквы и цифры. И если строить башенку и ни на что не отвлекаться, она получится очень ровной. Просите ребенка, чтобы он был внимательным, внимательно слушал вас. Расскажите историю и спросите, что из нее малыш запомнил. Эти рекомендации помогут не только улучшить концентрацию, но и помогут ребенку стать аккуратнее.

Приёмы развития внимания для детей

В тетради «Развиваем внимание и логическое мышление» для детей 5–6 лет приведены развивающие задания и таблицы, которые тренируют концентрацию внимания. Автор пособия – Елена Бортникова. Основные задания – дорисовать недостающую фигуру или же соединить имеющиеся.

Некоторые задания, которые предлагает Елена Бортникова, представляют собой таблицы, в которых нужно зачеркнуть определенные фигуры или буквы.

Елена Бортникова разработала несколько прописей, которые развивают концентрацию внимания и логическое мышление. Они будут полезны как для домашнего изучения, так и для первых классов в школе.

Методы развития внимания, которые предлагает Е. Бортникова в пособии

Вы можете сделать упражнения для ребенка, взяв за основу те упражнения, которые предлагает Елена Бортникова. Ее рекомендации помогут вам сделать процесс обучения интересным и полезным:

  • Буквенные таблицы. Елена Бортникова предлагает такое упражнение на внимание. Начертите таблицу, где каждая клетка – одна буква. Напишите пять строчек из повторяющихся букв. Предложите ребенку зачеркнуть несколько определенных букв из таблицы.
  • Повторение. Нарисуйте подряд несколько геометрических фигур. Пусть ребенок продолжит ряд. Он сам должен понять закономерность этого упражнения.
  • Найти лишнее. Елена Бортникова предлагает задание, в котором нужно раскрасить тот предмет, который не относится к группе. Можете нарисовать несколько цветов и какое-либо животное. Или же молоток среди посуды.
  • Найти отличия. Бортникова в пособии показывает те занятия, которые вы можете разработать дома для своего ребенка. Нарисуйте несколько картинок, которые отличаются лишь парой деталей. Предложите ребенку найти отличия.
  • Целое из половины. Елена Бортникова предлагает упражнение, в котором нужно нарисовать только часть какой-нибудь картинки. Чтобы ребенку было интересно, возьмите за основу изображение животного или знакомой малышу игрушки. Пусть ребенок, фантазируя, дорисует другую половину картины.

Способы развития внимания, которые не требуют подготовки

Тренинг в игровой форме легко делать во время прогулок:

  • «Съедобное - несъедобное». Помните известную детскую игру «съедобное - несъедобное»? Это прекрасное упражнение на тренировку внимания. Называйте различные предметы и продукты, кидая ребенку мячик. Если вы назвали съедобное – малыш должен поймать мяч, если несъедобное – отбить в вашу сторону.
  • «Летает – не летает». Занятие похоже на предыдущее. Когда вы называете то, что летает, малыш должен поднять руки. Если животное не летает – присесть. Когда ребенок поймет правила задания и будет хорошо справляться с ним, можете немного его запутать. Поднимайте руки на нелетающих предметах. Так вы научите ребенка самостоятельно мыслить и анализировать ситуацию.
  • «Веселая прогулка». Пройдитесь с ребенком по улице. Лучше выбрать тот маршрут, по которому вы редко гуляете. Когда придете домой, расспросите ребенка, где именно вы ходили и что видели. Запомните какие-то детали, спросите, заметил ли их ребенок. Такое занятие применяется в психологии для развития зрительной памяти. В следующий раз еще раз прогуляйтесь и попробуйте заметить что-то новое на привычном маршруте.

Тренинг на внимание можно проводить в форме игры с несколькими детьми. К примеру, такие коллективные игры, которые формируют логическое мышление:

  • Запрещенная буква. Эта игра подходит для детей младшего школьного возраста. Предлагайте детям отвечать на ваши вопросы по очереди, но при этом запретите называть какую-либо букву. Проигрывает тот, кто произнес запрещенную букву. Это также хорошее упражнение для того чтобы улучшить словарный запас.
  • Игра в подсказки. Попросите одного ребенка отойти в сторону. Загадайте оставшейся группе детей какое-либо слово. Отгадывающий должен догадаться, какое слово вы загадали группе. Ребята могут подсказывать. Например, отгадывающий говорит «Какая первая буква в слове?». И дети должны перечислить те слова, в которых эта буква встречается. Чтобы ребятам было легче играть, нарисуйте клеточки для букв слова как в кроссворде.
  • Неверно! Ведущий говорит детям какое-либо утверждение. Например, «голубь умеет летать» или «бегемот красного цвета». Задание таково. Если вы говорите правду, дети должны хлопать. Если утверждение неверно – громко топать. Игру можно сделать более познавательной, если придумать неожиданные утверждения и усложнить задание.
  • Кружок-хлопок. Очень сложное задание на распределение внимания. Предложите детям рисовать круги в течение минуты и считать их. При этом хлопайте, дети также должны считать хлопки. Выигрывает тот, кто правильно посчитал и нарисованные кружки, и хлопки.

Ежедневно занимаясь с детьми во время прогулки, вы поможете им хорошо развить внимание и научиться сосредотачиваться.

психология внимание память

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внимание, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.

По данным наблюдений и экспериментальных исследований последовательность основных этапов детского внимания выглядит так:

  • 1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
  • 2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
  • 3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
  • 4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
  • 5. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
  • 6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
  • 7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Внимание играет важную роль в различных профессиях, связанных с осмыслением большого количества информации и общением. Именно поэтому, важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития. Среди подобных условий можно назвать следующие.

Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:

  • - правильный распорядок дня, полноценное питание и отдых;
  • - своевременная диагностика и лечение нарушений зрения, слуха, заболеваний внутренних органов.
  • - учет дневного ритма работоспособности;
  • - чередование умственных и физических занятий.

Создание благоприятной рабочей обстановки:

  • - отсутствие сильных внешних раздражителей - обеспечение тишины (легкий шум способствует сосредоточенности);
  • - обеспечение гигиенических условий работы;
  • - оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);
  • - привычные условия работы.

Организация деятельности:

  • - установить приоритеты (определить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному);
  • - поставить конкретные задачи;
  • - определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения.

Воспитание критического отношения к себе и работе: после завершения деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее достижению, а что мешало.

Кроме того, развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального уровня имеют большое значение для развития внимания.

Способами как развития, так и тренировки внимания, могут быть:

  • - медитация (один из терминов, употребляющихся для обозначения способа переключения внимания с внешнего мира на мир внутренний). Существуют разные техники медитативного погружения: медитация на пламени свечи, на медитативных свечах, прослушивание аудиокассет с записью сеанса медитации.
  • - пальминг (происходит от слова palm, что в переводе на русский язык означает “ладонь”). Ладони человека представляют собой превосходный инструмент для защиты глаз. Когда человек закрывает глаза, это способствует их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них подает даже ничтожное количество его лучей. Упражнение, позволяющее добиться этого было названо Уильямом Бейтсом “пальминг”. Упражнение: поставить перед собой какую-нибудь из любимых вещей (лучше яркого цвета). Затем несколько минут смотреть на предмет внимательно, спокойно. После этого следует закрыть глаза, попытаться вспомнить предмет в деталях и удержать их в уме. Затем открыть глаза, посмотреть на предмет и определить, какие подробности были забыты в умственном образе. Упражнение следует повторять до тех пор, пока предмет не будет точности воспроизведен в умственном образе.

Еще одним способ тренировки внимание может быть способ “запоминания лиц”. Для этого следует сесть, сосредоточиться и попробовать описать черты лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Оказывается, что не каждый человек может в точности воспроизвести в памяти лица даже самых близких людей. Это упражнение хорошо тренирует наблюдательные способности.

  • - активизация слухового центра. Известный российский физиолог академик П. Анохин в своих исследованиях установил, что в деятельности человеческого мозга порой возникают ситуации, когда происходит активизация всех его структур. В этом случае они работают как одно целое и выполняют поставленную задачу наиболее эффективно. Для создания такой ситуации разработан комплекс специальных упражнений, вовлекающих в процессы деятельности мозга дополнительные структуры, в частности слуховой центр.
  • 1. Проходя по улице, нужно стараться поймать и удержать в памяти отдельные фразы проходящих мимо людей.
  • 2. Нужно стараться различать голоса часто встречающихся людей и припоминать каждый персонифицированный голос, когда вновь услышите его. Таким образом, можно составить себе зрительный образ говорящего.
  • 3. Стоя так, чтобы не видеть разговаривающих между собой людей, попытаться различить их голоса и установить личность каждого из них.
  • 4. Можно постараться припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Очень немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут назад.
  • 5. Присутствуя на лекции, собрании, заседании, постараться затем записать все, что запомнили из услышанного. Мысленно обсуждая речь, передайте, по возможности дословно, употребленные в ней слова. Это не только полезно для развития слухового восприятия, сосредоточения и внимания, но и служит одним из лучших средств в совершенствовании ораторского искусств

    Введение………………………………………………………………………3

2. Внимание как познавательный психический процесс……………………...4

3. Виды внимания………………………………………………………………..6

4.Формирование непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания……………………….…………………………………………………7

5. Внимание и его свойства…………………………………………………….10

    Значение внимания в жизни и деятельности человека……………………12

    Заключение…………………………………………………………………..16

    Список литературы………………………………………………………….18

    Введение.

Целью данной работы является изучение природы и закономерностей внимания. Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи: рассмотрение внимания как проявления активности личности, определение значения внимания в жизни и деятельности человека, а также рассмотрение формирования непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания в процессе обучения.

Внимание - способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» на одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.

2. Внимание как познавательный психический процесс.

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует определенных волевых усилий.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Чтобы определить, что представляет собой внимание, необходимо представить школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в логику задачи, сосредоточен на ее решении, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что делает, что он обращает внимание на те предметы, которые выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном называется вниманием.

В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта предметов, явлений или выбора определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включаются также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, необходимо удержать этот выбор, сохранить его на некоторое время.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

На мой взгляд, внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

3. Виды внимания.

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания:

1. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от воли. Деятельность захватывает человека само по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Следует учитывать, что обычно, при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин, в состав которых входят физические, психофизиологические и психические.

2. Произвольное или непреднамеренное, внимание возникает и развивается в результате волевого усилия и напряжения человека и отличается целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью. В учебной деятельности произвольное внимание имеет наибольшее значение. При этом уровень произвольного внимания в большинстве случаев зависит от того, насколько глубоко осознается необходимость той или иной деятельности.

Существует еще один вид внимания – послепроизвольное, которое возникает из произвольного. Вначале человек усилием воли заставляет себя сосредоточиться на чем-либо, а затем уже внимание конкретизируется на предмете деятельности само собой. Необходимо подчеркнуть, что перевод произвольного внимания в послепроизвольное в процессе учебно-воспитательной деятельности является одним из перспективных направлений повышения качества учебного процесса.

4. Формирование непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Если лекция преподавателя интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий, внимательно ее слушают. Это – проявление так называемого непроизвольного внимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.

Что же вызывает непроизвольное внимание?
Тут имеется несколько причин:

1. Относительная сила раздражителя;

2. Неожиданность раздражителя;

3. Движущиеся предметы. Французский психолог Т. Рибо особенно выделял этот фактор, он считал, что именно благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете;

4. Новизна раздражителя;

5. Контрастные предметы или явления;

6. Внутреннее состояние человека.

Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер.

Психологи еще третий вид внимания, которое возникает после определенных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, начинает легко сосредотачиваться на ней. Такое внимание советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал послепроизвольным (или вторичным), так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию.

Если условием появления непроизвольного внимания являются, как было сказано, качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы), то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными.

Лобные доли коры мозга связаны со всей произвольной сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего сознания.

Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.

Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий. Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д. Этапы развития:

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.

5. Внимание и его свойства.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Одним из свойств психики является ее избирательная направленность.

Избирательная ориентация сознания повышает эффективность текущей деятельности благодаря торможению всех других конкурирующих процессов.

Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для деятельности человека, - организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности на значимых объектах.

Направленность сознания - это отбор существенных в данный момент воздействий, а сосредоточенность - это отвлечение от побочных раздражителей.

Таким образом, внимание - организация всей психической деятельности, состоящая в избирательной ее направленности и сосредоточенности на объектах деятельности.

Внимание, обеспечивая выделение значимых для данной деятельности объектов, представляет собой оперативно-ориентирующую функцию психики.

Выделение значимых объектов осуществляется как во внешней среде - внешненаправленное внимание, так и из фонда самой психики - внутринаправленное внимание.

Основным физиологическим механизмом внимания является функционирование очага оптимального возбуждения, или доминанты. Благодаря оптимальному возбуждению в определенной области коры мозга создаются условия для наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный момент, и блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности.

Физиологическим механизмом внимания является и врожденный ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга. Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение направленного, программированного действия и торможение всех реакций на побочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга.

Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов.

Так, мы скорее заметим появление определенного объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в определенное время.

    Значение внимания в жизни и деятельности человека.

Свойства внимания - направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость - связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания.

Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.

В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.

Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд объектов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.

Объем внимания несколько меньше объема осознавания, ибо наряду с

отчетливым отражением объектов в нашем сознании в каждый момент происходит и неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).

Распределенность внимания - направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания.

Концентрация внимания - степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность направленности сознания на этот объект.

Переключаемость внимания - скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека - уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других - менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы.

Устойчивость внимания - продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.

В коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать.

Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды.

Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающей среде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию (совокупность структур головного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

Обычно выдающиеся ученые, писатели, изобретатели, вообще творческие люди отличаются внимательностью. Здесь можно назвать Дарвина, Павлова, Толстого, Чехова, Горького.

    Заключение

Таким образом, по работе можно сделать следующие выводы:

1. Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике.

2. Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

    Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

    Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других.

    Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

    Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

    Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

3. Внимание, обеспечивая выделение значимых для данной деятельности объектов, представляет собой оперативно-ориентирующую функцию психики.

4. Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

5. Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.

Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной

направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.

Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.

Словарь основных терминов и понятий

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

Сосредоточенность внимания – способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других.

Переключаемость внимания – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем внимания – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Внешненаправленное внимание - выделение значимых объектов во внешней среде.

Внутринаправленное внимание - выделение значимых объектов из фонда самой психики.

Непроизвольное (непреднамеренное) внимание - не зависящую от воли

Произвольное (преднамеренное) внимание, характеризуется планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.

Послепроизвольное внимание – результат перехода в процессе деятельности произвольного внимание во внимание, не требующее постоянных волевых усилий.

Памяти, как зрительная, слуховая, двигательная...

  • Познавательно -психологические процессы

    Реферат >> Психология

    ... ; основные свойства восприятия; виды мышления; мыслительный процесс . 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 1.1 Понятие об ощущении... в нем познавательные процессы и личность. познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание , память, ...

  • Особенности познавательных психических процессов у людей с формами зависимости

    Дипломная работа >> Психология

    И воображение как венец развития познавательных процессов 1.3 Память и внимание и их роль в познавательных процессах 2. Психологическая зависимость 2.1 ... различные структуры состояний, свойств и видов внимания (например, состояние бдительности, способность...

  • Познавательные психические процессы (1)

    Лекция >> Психология

    Действительности Понятие познавательных психических процессов Психологическую структуру человека... материала Виды внимания и возможности их тренировки Вниманием называется выделение... внешние процессы , в разных видах мышления они выступают как различные. Виды ...

  • Психологические процессы и их виды

    Реферат >> Психология

    Психологические процессы . Представление и воображение... воспроизвести реальность в том виде , в каком она есть. (элементы... предмет является объектом внимания и действий человека. ... что оно как бы “вплетается”, органически входит в познавательный процесс , заполняя...

  • Всем ясно, что без внимания невозможна продуктивная деятельность, эффективная учеба, познание нашего мира, .


    Что такое внимание Упражнения для развития внимания

    Внимание – это избирательная направленность сознания на определенный объект или явление.

    Сущность его заключается в концентрации сознания, сосредоточенности, способности воспринимать объект ясно и четко.

    Внимание невозможно рассматривать как самостоятельный процесс. Оно является частью другого процесса, частью любой сознательной деятельности.

    Оно крепко связано с интересами человека и характеризует направленность личности, ее потребности, установки и цели.

    Это обеспечивает избирательность психической деятельности, позволяет личности делать выбор из нескольких возможных вариантов действий.

    От чего зависит внимание?

    От характера деятельности
    От ее значимости для человека
    Особенности личности
    От ее потребностей
    Интересов
    Воли
    Темперамента
    Характера
    Привычек
    Настроения
    Физического здоровья и состояния
    Умения или неумения составлять и выполнять свои планы
    Умения или неумения в единицу времени выполнят одно дело

    Если вдруг вы заметили, что внимание ослабевает, пройдитесь по данному списку и решите, с чем это связано? С усталостью? Со снижением мотивации? Или данная деятельность не так важна для вас? Или скучно, неинтересно? А возможно вы сразу хватаетесь за 5 дел, и внимание рассеивается?

    Ваш ответ – руководство к действию, к переменам, к улучшению внимания, к повышению эффективности .

    Упражнения для повышения концентрации внимания.

    1. Обратный счет. Например, по дороге домой считайте от любого некруглого трехзначного числа до 0. Когда научитесь это делать легко, увеличьте число - 275, 378, 396.
    Затем еще усложните задачу – считайте через 2, 3 цифры. 356, 354, 352, 350, 348 и т.д.

    2. Упражнение с будильником. Включите компьютер. Найдите интересный фильм. Начните просмотр. Затем будильник поставьте перед монитором и в течение двух минут сконцентрируйте внимание на секундной стрелке. Ваша задача удерживать фокус внимания постоянно на этой стрелке, ни разу не отвлекаясь на фильм.

    3. Предложения. Выберите три произвольных, несвязанных между собой слова. Например, штора, дерево, комбайн. И составьте из него 3-5 предложений. Можно менять число и падеж, но все слова должны присутствовать в предложении. Вот, что получается. "Я отодвинул штору на окне и увидел, что к дереву подъехал комбайн". И далее в том же духе.

    4. Слова. Берем книгу. Выбираем 3 больших абзаца и считаем слова. Уточнение: нельзя пользоваться указкой, пальцем, карандашом - считаем только глазами. Перепроверяем. Тренируемся дальше.

    5. Аналоги. К определенному слову подбираем максимальное количество аналогов - слов сходных по каким-либо свойствам или возникающих с помощью ассоциаций. Разбиваем их по категориям.

    Пример. Слово "парашют".

    1. Самолет, вертолет, скала, мост, небоскреб.

    2. Одуванчик, белка-летяга, шмель, птица, воздушный шар.

    3. Небо, солнце, воздух, ветер, земля.

    4. Драйв, радость, страх, адреналин.

    Выбирайте любой способ или несколько и тренируйте внимание. Будьте последовательны и систематичны. И все получится!

    mob_info