В них шел олень могучий. «Густой зеленый ельник у дороги…» И

Иван Алексеевич Бунин

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
Вот снова след, размеренный и редкий,
И вдруг — прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон — и ветки,
Обитые рогами на бегу…
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной.
Он красоту от смерти уносил!

Природа занимает особенное место в творчестве Бунина, причем как в прозе, так и в поэзии. Функции пейзажа разнятся. Он может выступать в роли эмоционального фона произведения, выражать чувства героя, служить контрастом к социальным аспектам. Бунин тонко чувствовал природу, бесконечно любил ее, поэтому его описания отличаются точностью, полнотой, обилием верно подмеченных деталей. В пейзажах писателя удивительным образом радость бытия соединяется с тоской по истине, добру, настоящей красоте. По тому, чего слишком мало порой оказывается в людях.

Произведение «Густой зеленый ельник у дороги…» датировано 1905 годом. Впервые оно было опубликовано под названием «Олень» в сборнике Бунина «Стихотворения 1903—1906», выпущенном книгоиздательским товариществом «Знание». «Густой зеленый ельник у дороги…» — это не просто описание природы, но и призыв к защите ее от бездумного уничтожения. В первом четверостишии практически нет глаголов, сведено к минимуму движение. Для поэта важнее обозначить место действия (зимний лес, укрытый пушистым снегом) и назвать главного героя (молодой тонконогий олень с тяжелыми рогами). Далее картина конкретизируется, обрастает подробностями. Перед читателями возникает образ гордого красивого животного, которое когда-то неспешно прогуливалось по ельнику, протаптывая тропинки, разыскивая пропитание. Ситуация кардинально меняется в третьем четверостишии, играющем роль кульминационного. Олень почувствовал опасность. Все произошло быстро, неожиданно. Внезапность подчеркивается поэтом при помощи слова «вдруг» и тире: «И вдруг — прыжок!». В четвертой и последней части произведения дается благополучный финал. Животное сумело уйти от охотников, спасти свою красоту от смерти. Бунин восхищается зверем — его стремительностью, силой, легкостью.

Издревле олень считается универсальным благоприятным символом. Он ассоциируется с чистотой, восходом, обновлением, светом, духовностью и созиданием. Наиболее характерные качества животного: грациозность, стремительность, красота. Образ оленя неслучайно появляется в стихотворении Бунина. Посредством него поэту удается продемонстрировать читателям величественность и великолепие северной природы. Из всех лесных зверей именно олень в наибольшей степени подходит в качестве олицетворения красоты и благородства.

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след размеренный и редкий,
И вдруг - прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон - и ветки,
Обитые рогами на бегу...

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил! Thick green spruce near the road ,
Deep fluffy snow.
They went deer, mighty , legged ,
To back throwing heavy horn.

Here is a trace of it . Here trodden paths ,
Here the tree bent and white teeth scraped -
And many conifers crosses, ostinok
Crumbled from the top on the snow .

Here again measured trace and rare ,
And suddenly - jump! And far away in the meadow
Lost dog rut - and branches ,
Studded horns on the run ...

Oh, how easily he left the valley !
Wildly in excess of fresh forces ,
In a rapidly gleefully brutal ,
He took away the beauty of death !

Творчество великого русского литератора Ивана Алексеевича Бунина стало яркой страницей в истории русской литературы. Каждое произведение этого писателя и поэта наполнено тонкими чувствами, через которые автор передает читателю красоту и необыкновенность окружающего мира и людей.

Перу Ивана Буна принадлежит много романов, рассказов и замечательных стихотворений, в которых он вложил не только свое писательское мастерство, но и душу. С одним из его стихотворений, вы ознакомитесь сейчас.

Анализ стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги»

Первая строчка стихотворения переносит нас в зимний пейзаж, мы представляем непроходимые снега, которыми окутана лесная чаща. Вдруг из-за зеленого ельника вышел красавец - олень . Он шел медленно и гордо нес свои красивые рога. Автор описывает следы, по которым шел олень: согнутая ель, обсыпанные на белый снег хвоинки и оленья шерсть, оббитые рогами ветки и следы.

Именно по следам автор сделал вывод, что сначала олень шел медленно, а потом начал бежать. Но от кого, же он убегал так торопливо? От людей, которые хотели его убить. В конце стихотворения, Иван Бунин восхищается силой и красотой оленя, который вопреки всему смог убежать от своих преследователей. Своим отчаянным бегом, олень удалось спасти не только собственную жизнь, но и красоту природы, частью которой он является.

Красота природы в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги»

Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги» вызывает у читателя чувство восхищения природой. Автор смог передать всю красоту природы , которая окружает человека. Необъятные просторы, белые снега, зеленые хвойные деревья и сильный красивый олень – все это заставляет нас испытывать восхищение и восторг.

В стихе Бунин также поднимает еще одну очень важную тему – это защита природы человеком. Люд, которые охотились на оленя, видели в нем исключительно добычу, и не рассматривали животное как неотъемлемую часть прекрасной дикой природы. Они не замечали его красивые рога, его силу и смелость.

Очень часто мы используем природу в корыстных целях и тем самым наносим непоправимый ущерб всему окружающему миру. Следует помнить о том, что природу надо защищать: животные и растения нуждаются в нашей помощи.

Каждому из нас следует делать все возможное, чтобы красота природы, которую описывал в своем стихотворении Иван Алексеевич Бунин, не исчезла из реальной жизни, и мы могли бы всегда ею наслаждаться.

Тема : И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…" 3 класс

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • Развивать представление о средствах создания образа в литературе и в изобразительном искусстве.
  • Обучать выразительному чтению.
  • Формировать систему читательских умений.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно. Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы
  • Пользоваться элементарными приемами анализа текста.
  • Наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает.

Метапредметные:

  • Понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение.
  • Анализировать стихотворение И.А. Бунина "Густой зелёный ельник у дороги…" с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения.
  • Оценивать свои результаты работы в парах с помощью шкалы «успеха».

Личностные:

  • Проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов.
  • Любовь к Родине.

Метапредметные связи : Русский язык, темы «Лексика», «Текст».

Ресурсы урока : Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение. Учебник 3 класс», портрет И.А. Бунина; фотографии оленей;

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Пожелаю вам сейчас

Новых знаний, в добрый час.

  1. Проверка домашнего задания.

а) Чтение стихотворения «Полевые цветы»

Вчера мы изучали стихотворение «Полевые цветы» Ивана Алексеевича Бунина и дома вы должны были подготовить его выразительное чтение. Сейчас порадуйте нас своим выразительным чтением.

б) Вопросы после чтения:

  1. Сообщение темы урока

Да, природой восторгаются не только художники, но и поэты, писатели и мы с вами.

Ребята! Произведение, которое мы будем сегодня читать, хранит в себе переживания, мысли и душу поэта написавшего их.

1 слайд (Портрет и годы жизни И.А. Бунина)

Напомню вам некоторые факты из жизни Бунина.

Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в старинной дворянской семье. Он очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки. Для стихов Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле.

Сегодня мы познакомимся с его стихотворением « Густой зеленый ельник». Закройте учебники.

  1. Первичное чтение

Послушайте стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.

(Выразительное чтение стихотворения учителем)

Вам понравилось это стихотворение? Почему?

Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?

(радость, чувство восхищения)

Что вызывает в вас эту радость?

Откройте учебники на странице 176.

Какие слова помогли поэту передать это настроение?

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил!

  1. Физминутка
  2. Чтение детьми и работа нал словарем

Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.

Словарно-лексическая работа (работа в парах)

Сейчас вы будете выполнять здание на карточках. Вам предлагается соотнести новое трудное слово, которое встретилось в тексте с его лексическим значением. Работать можно в парах.

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

2 слайд (1-я, 2-я,3-я,4-я строфы)

1 строфа

Ельник – лес, в котором растут ели.

Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.

Тяжкие рога – тяжёлые рога

2 строфа

Зубом скрёб – зубом грыз

Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.

Макушка ёлки – верхушка ёлки

3 строфа

Размеренный след – определённая мера для следа

Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

4 строфа

Долина – открытая местность

Бешено – изо всех сил

В избытке свежих сил – много новых сил

Стремительность – быстрота

Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.

Придумайте название этому стихотворению.

(«Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)

(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)

  1. Анализ стихотворения

Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?

Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

3 слайд (пейзаж ельника)

Как вы думаете, действительно ли герой - рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?

Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)

Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)

Как изменяются оленьи следы? («И вдруг – прыжок!»)

Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)

Куда из леса ведёт теперь след? (В луга, в долину)

Какой пейзаж теперь перед нами в конце стихотворения?

4 слайд (Фотографии оленей)

Чем закончилась погоня? (Олень спасается.)

В чём красота оленя?

(«Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога»)

Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)

Любит ли он природу?

Где и почему происходит перелом настроения? («И вдруг – прыжок!» - смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти.)

  1. Работа над выразительным чтением стихотворения

– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?

Выразительное чтение стихотворения

  1. Рефлексия, оценивание

Что вас взволновало? О чём задумались? (Такие люди умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)

– Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему?

– (Стремление спасти красоту от гибели по–прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)

– Я благодарю вас за работу на уроке.

  1. Домашнее задание

Приготовить выразительное чтение стихотворения, нарисовать иллюстрацию, подписать цитатой из стихотворения.

5 слайд (Благодарность)


Родная природа занимает в творчестве Бунина совершенно особое место. И в прозаических, и в стихотворных произведениях Иван Бунин обращается к красотам родины. При этом функции, выполняемые нарисованными поэтом пейзажами, очень разные в зависимости от конкретного произведения. Пейзаж может выражать чувства, испытываемые лирическим героем, способствовать возникновению контраста между миром и социальными элементами, может стать эмоциональным фоном, тонко настраивающим читателя на восприятие стихотворения. Именно понимание Буниным российской природы сделало ее изображение в его творчестве прекрасным и действенным инструментом, служащим целям литератора.

«Густой зеленый ельник...» написан в 1905 году. Впрочем, опубликовано оно было в сборнике, подытоживающем творчество поэта за 1903-1905 гг, под названием «Олень».

Главная тема произведения

Центральной темой небольшого стихотворения является природа — ее описание и призыв защищать, беречь от уничтожения. Читатель словно наяву видит благородного оленя, который неспешно, царственно идет по ельнику, протаптывая тропы и ища себе пропитание. Природа мирная, спокойная, и олень — единственный, кто нарушает ее неподвижность. А вот в третьем четверостишии все меняется. В гармонию зверя и леса вмешивается третий фактор — человек.

Оленя, до того естественно передвигавшегося по лесным угодьям, пугает охота. Он вынужден срываться с места и скрываться в лесу, чтобы спасти свою жизнь. Бунин описывает это словами «он красоту от смерти уносил», подчеркивая, что ничего хорошего зверю от человеческих развлечений ждать не приходится.

Перемена в темпе и характере повествования стремительна, она пугает читателя, заставляет вздрогнуть, оторопеть на мгновение. И при этом симпатию и сочувствие вызывает спугнутый олень и потревоженный ельник, а вовсе не сорвавшаяся охота. Читатель испытывает радость от того, что полный сил олень легко уходит от гончих и людей, остается свободным и живым.

Структурный анализ стихотворения

«Ельник» - произведение короткое, всего 4 строфы, каждая — из одного четверостишия. Рифма перекрестная. В первых двух строфах, подчеркивая величие и спокойствие природы, Бунин почти не употребляет глаголов: они появляются лишь в случае необходимости, описывая движения животного.

В третьей строфе благодаря пропущенному глаголу во фразе «И вдруг — прыжок!» достигается стремительность, внезапность действия. Подчеркивается, что мирная картина леса разрушена, своей охотой человек, травящий благородное животное собаками, попрал природу.

В последней строфе множество эпитетов и восклицаний, что передает радость от успешного спасения оленя.

Данное стихотворение выражает восхищение литератора русской природой и предупреждает о необходимости ее сохранения. Бунин не обвиняет людей напрямую, он вообще не говорит о них ничего, а человек как субъект и вовсе отсутствует в произведении. Но благодаря своему таланту Бунин вызывает сочувствие у читателя и заставляет задуматься о том, стоят ли развлечения потревоженной красоты.

mob_info