В какую религию верили нацисты. Сила в единстве

В Германии Католическая церковь, по крайней мере до 1933 года, резко критиковала НСДАП по поводу религиозных представлений, высказанных некоторыми её представителями, особенно Альфредом Розенбергом, но ради обеспечения германским католикам возможности осуществлять религиозную деятельность в условиях роспуска ряда католических партий и организаций, 20 июля 1933 года был заключён конкордат между Ватиканом и Третьим рейхом.

На первых порах, национал-социалисты терпимо относились к росту католических обществ в 1933 и 1934 годах и даже содействовали возрастанию числа верующих и открытию католических церковных школ. Но с 1935 года НСДАП все более активно стремилась ограничить влияние католических юношеских обществ, а затем стала распускать их и включать в состав «гитлерюгенда». В ходе принятого ими курса на ослабление религиозных убеждений, национал-социалисты усиливали свою кампанию против религиозных школ и против католической печати, до тех пор, пока в 1941 году не перестали выходить ещё остававшиеся епископальные бюллетени. Сверх того, была развёрнута пропагандистская кампания против членов католических орденов, которым ставились в вину нравственные пороки и нарушения валютного законодательства. В меморандуме Бормана, направленном в декабре 1941 года всем гаулейтерам и разосланном СС, резюмируется сущность отношения нацистов к христианству:

Национал-социалистские и христианские идеи несовместимы… Если, поэтому, в будущем наша молодёжь ничего не будет знать о христианстве, чьи доктрины во многом уступают нашим, христианство исчезнет само собой. Все влияния, которые могут ослабить или нанести ущерб народному руководству, которое осуществляется фюрером при помощи НСДАП, должны быть устранены: народ должен быть все более и более отделен от церкви и её рупора -пасторов .

В 1937 году папа Пий XI опубликовал энциклику Mit brennender Sorge (С огромной обеспокоенностью), в которой констатировал, что условия конкордата нарушаются нацистами. Энциклика была зачитана во всех католических церквях Германии и содержала в себе критику нацистской идеологии и указывала на несовместимость нацизма с христианскими принципами:

« Кто возводит расу, или народ, или государство, или частную форму государства, или власть имущих, или иную какую-либо фундаментальную ценность человеческого общества, - как бы необходимы и почётны ни были их функции в мирских делах, - кто возводит эти понятия превыше принадлежащего им достоинства и обожествляет их до степени идолопоклонства, тот искажает и извращает мировой порядок, замышленный и сотворённый Богом .»

Оценка деятельности Католической церкви и папы Пия XII во время Второй мировой войны остаётся противоречивой. С одной стороны, Католическая церковь спасла от смерти тысячи евреев, получавших убежище в монастырях. В самом Ватикане во время немецкой оккупации Рима в 1944 году нашли убежище сотни евреев, которым грозила депортация в Освенцим и другие лагеря смерти. С другой стороны, папа подвергается критике за «молчание» в период войны, когда он, соблюдая нейтралитет, воздерживался от публичной критики нацистских преступлений.

Немецкий католический епископ Клеменс фон Гален открыто осуждал политику нацистского режима. Большое число католических священников и монахов было замучено в нацистских лагерях смерти. В Польше в концлагерях погибло более 2,5 тысяч священников и монахов. В концлагере Дахау существовали «бараки священников», через которые прошло около 2 600 католических священников, многие из которых погибли. Некоторые из замученных священников и монахов были впоследствии канонизированы (Максимилиан Кольбе, Титус Брандсма, Эдит Штайн и другие). Была экспроприрована собственность более 300 католических учреждений и монастырей. В то же время некоторые католические (1075 военнопленных и 4829 гражданских лиц работали в 800 католических заведениях - больницы, жилые дома и монастырские сады) и протестантские организации в Германии во время войны использовали принудительный труд военнопленных.

Согласно показаниям бывшего офицера разведки армии США Уильяма Гоуэна в федеральном суде Сан-Франциско, чиновники Ватикана укрывали от ареста и суда нацистских военных преступников и коллаборационистов. Они также помогали укрывать и легализовывать собственность, отобранную у жертв нацистов, в том числе евреев. Так была оказана помощь Клаусу Барби («лионский мясник»), Адольфу Эйхману, доктору Менгеле и Францу Стенгелю - начальнику лагеря смерти Треблинка.

Представители евангелической (лютеранской) церкви, расколотой на 28 церквей отдельных земель, хотя и отвергали новоязыческие взгляды людей вроде Розенберга, в то же время более или менее открыто сочувствовали националистическим, антисоциалистическим, антикапиталистическим, а также антисемитским целям национал-социализма. На церковных выборах, организованных 23 июля и поддержанных всем аппаратом пропаганды НСДАП, основанное в 1932 году национал-социалистическое движение «Немецких христиан» получило значительно больше 60 % поданных голосов. «Немецкие христиане» (которые часто сами себя называли «штурмовиками Иисуса Христа») имело теперь большинство голосов в церковном руководстве почти всех немецких общин.

В то же время лютеранские священники Дитрих Бонхёффер и Мартин Нимёллер открыто осуждали политику нацистского режима. Дитрих Бонхёффер затем установил связи с заговорщиками в армии и министерстве иностранных дел. В 1933 году нацистский режим вынудил протестантские церкви Германии слиться в одну Протестантскую Церковь Рейха, которая должна была бы поддерживать нацистскую идеологию. Во главе нового церковного образования оказались активисты движения «Немецкие христиане». Церковная оппозиция была вынуждена уйти в подполье, и для координации своих действий создала в сентябре того же года Пасторский Союз (нем. Pfarrernotbund). Этим союзом в 1934 была ратифицирована Барменская декларация, основным автором которой был Карл Барт. Основной мыслью декларации была та, что Церковь в Германии не является средством проведения нацистских идей, но существует только ради проповеди Христа. Так была создана так называемая Исповедующая Церковь.

Адольф Гитлер активно сотрудничал с некоторыми мусульманскими религиозными лидерами. С 1941 по 1945 год в качестве почётного гостя нацистской Германии в Берлине жил муфтий Иерусалима Мохаммад Амин аль-Хусейни.

Как сообщалось в сводке новостей из Берлина, «фюрер приветствовал Великого муфтия Иерусалима, одного из наиболее выдающихся представителей арабского национального движения». В ходе встречи аль-Хусейни называл Гитлера «защитником ислама», а тот, в свою очередь, пообещал муфтию уничтожить еврейские элементы на Ближнем Востоке.

В 1938-1939 гг., немецкими учеными во главе с штурмбаннфюрером СС Эрнстом Шефером и под эгидой Аненэрбе, была проведена экспедиция в Тибет. На основании проведенных антропометрических замеров среди тибетцев, были найдены «наукообразные» подтверждения о принадлежности тибетцев к древним арийцам. Кроме того, авторитетный в Третьем Рейхе мистик Карл Вилигут, считавший древнегерманский эпос истинной германской религией, «полагал, что спасшийся от смерти „бог весны“ Бальдр скрылся на Востоке и там основал индоарийский культ. Впоследствии который повлиял на возникновение буддизма».

Сразу после прихода к власти Гитлер запретил организации, поддерживающие свободу вероисповедания (такие как немецкая Лига Вольнодумцев) и организовал «движение против безбожников». В 1933 году он заявил: «Мы начали борьбу против атеистического движения, и она не ограничилась несколькими теоретическими декларациями: мы его искореняли».

    Конкордат 1933 года

    НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ТОМ II. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1954

    Mit brennender Sorge

    Перейти к: 1 2 Джованни Бенси Папа Пий XII спасал «еврейские души» // Независимая газета, 02.02.2005

    Папа Пий XII и фашизм

    Chadwick, A History of Christianity (1995), pp. 254-5

    John Vidmar. 2005. The Catholic Church Through the Ages. Paulist Press. ISBN 0809142341

    «Нацизм» //Католическая энциклопедия. Т.3, М.:2007

    7 Канал: «Папа Павел VI во время войны сотрудничал с нацистами», 15 января 2006 ((англ.) «Tied up in the Rat Lines»: оригинал статьи в газете Haaretz)

Итальянские фашисты возрождали национальную экономику и обеспечивали справедливую оплату труда.

Семьдесят пять лет назад император Италии Виктор Эммануил III объявил главе своего правительства Бенито Муссолини о его отставке и аресте. Так подошла к концу двадцатилетняя история итальянского фашизма. Сегодня значение этого термина искажено до неузнаваемости, но между тем в Италии и сегодня без труда можно найти символику с изображением дуче, а его внучка Алессандра Муссолини представляет Италию в Европарламенте. Сами итальянцы нередко вспоминают фашистскую эпоху с благодарностью.

Слово “фашизм” отсылает к славным временам Римской империи. Фасции - это пучки прутьев со вставленными в них топориками, которые носили телохранители римских должностных лиц - ликторы. Символизм выбранного фашистами соответствует их лозунгу - “Сила в единстве”. Первая основанная ими организация называлась Fasci italiani di combattimento - Итальянский союз борьбы. От момента создания Союза до того времени, когда фашисты стали главной силой в стране, прошло всего несколько лет. Залогом их успеха стал запрос на новую идеологию, новую концепцию развития, отличающуюся от той, что привела к ужасам Первой мировой. Другой составляющей успеха стала личная харизма лидера движения - Бенито Андреа Амилькаре Муссолини.

Он родился в деревушке в области Эмилия-Романья. Мама будущего дуче была учительницей, отец - кузнецом и плотником. Бенито окончил гимназию, получил диплом учителя начальных классов и пошел трудиться в школу. Одновременно он писал в социалистические газеты. Когда в 1902 году ему пришла повестка в армию, он, будучи тогда убежденным интернационалистом и пацифистом, скрылся от призыва в Швейцарии. Там он попал в самую гущу европейского революционного движения. Муссолини посещал всевозможные собрания и дискуссии, заодно выучил немецкий и улучшил французский. По запросу Италии Муссолини арестовали и выдворили на родину. Отслужив все же положенные два года, он получил аттестацию на учителя французского и вернулся к преподаванию, одновременно продолжая общественную деятельность и активно публикуясь в газетах социалистического толка. Вскоре он стал главным редактором газеты социалистов “Аванти” и сделал это издание одним из самых влиятельных в стране.

Когда началась мировая война, Италия, хотя и была членом Тройственного союза с Германией и Австро-Венгрией, вступать в боевые действия не торопилась. В этот момент Муссолини со страниц “Аванти” призвал Италию скорее вступить в войну, но на стороне Антанты. “Позволять себе выступать против всех войн вообще - это свидетельство глупости, граничащей с идиотизмом. Тут, как говорится, буква убивает разум. Победа Германии означала бы конец свободы в Европе. Необходимо, чтобы наша страна заняла позицию, выгодную Франции…”, - писал он. Тирада про “идиотизм” была обращена к пропагандировавшим пацифизм социалистам, и после таких высказываний Муссолини вынужден был покинуть свой пост в партийной газете. С этого момента социализм и коммунизм стали для него ругательными словами.

В 1915-м Италия вступила в войну на стороне Антанты, и Муссолини призвали в армию. Он сражался в элитных частях стрелков-берсальеров, за храбрость получил чин капрала, был ранен в ногу, долго лежал в госпитале, после чего его демобилизовали. По окончании Великой войны Италия оказалась в стане победителей, получила некоторые территории и 10% репарационных выплат от Германии. Однако в самой стране ситуация была нерадостной. Более половины предприятий индустриального севера лежали в руинах, вернувшиеся с войны солдаты не могли найти работу. Все более частыми были захваты фабрик рабочими и земель крестьянами, а идеи социалистов становились все популярнее.

На этом фоне Муссолини начал свою политическую деятельность, будучи вождем нового движения и главным редактором газеты “Пополо д’Италия” - “Итальянский народ”. Он уловил, что в условиях противостояния “труда и капитала” нужно искать третий путь. Дуче предлагал отмести классовые интересы, объединившись в борьбе за благо всей страны. Муссолини справедливо критиковал слабость демократической власти, неспособной остановить рост большевицких настроений, коррупцию, нежелание заботиться о простых людях. Он говорил о твердой власти, апеллируя к чувствам фронтовиков, не получивших, вернувшись с войны, должного уважения.

Именно патриотически настроенные ветераны стали базой его движения. При этом Муссолини не покушался на частную собственность и рыночную экономику, поэтому промышленники видели в нем защитника своих интересов, “сильную руку”, способную остановить коммунизм. Важен был и магнетизм личности Муссолини. Он был великолепным оратором, отличным публицистом и обладал навыком убеждать в своей правоте любого собеседника. Его имидж тоже многим нравился - из простого народа, но хорошо образован, ветеран войны, спортсмен, модник, семьянин и одновременно жизнелюб.

В борьбе за власть фашисты объединялись в боевые отряды, главной мишенью которых становились коммунисты и профсоюзные лидеры, с которыми не могла или не хотела бороться полиция. Фашисты громили конторы профсоюзов и редакции левых газет, избивали коммунистических активистов. При этом убийства были редки, чаще практиковали публичные наказания, как, например, насильственное вливание жертве в глотку касторки.

В фашистское движение вступали бедные и богатые, пролетарии и интеллигенция, горожане и крестьяне. “Мы позволим себе роскошь быть одновременно аристократами и демократами, революционерами и реакционерами, сторонниками легальной борьбы и нелегальной, и все это в зависимости от места и обстоятельств, в которых нам придется находиться и действовать”, - говорил дуче на учредительном съезде Союза борьбы.

В 1922-м фашисты предприняли знаменитый “марш на Рим” - мирное шествие “чернорубашечников” с разных концов страны в столицу. Армия и полиция, где многие разделяли взгляды фашистов, предпочли не вмешиваться. В итоге король встретился с Муссолини и назначил его премьер-министром. А в 1924 году на выборах фашисты получили две трети голосов, что сделало их крупнейшей парламентской партией и позволило проводить практически любые законы.

Фашисты требовали, чтобы банкиры и промышленники вкладывали средства в развитие национальной экономики, и контролировали справедливую оплату труда рабочим. В то же время полностью прекратились забастовки - их объявили антигосударственными. Муссолини делал ставку на грандиозные общенациональные проекты - “битва за землю”, “сражение за хлеб” и т.д. В Италии строили дороги и заводы, осушали болота и возводили целые кварталы с недорогими домами для простого народа. Возникла широкая сеть муниципальных школ и больниц. Совмещая рыночные и административные методы, фашистам удалось к концу 1920-х обуздать инфляцию, до минимума сократить безработицу и добиться промышленного роста. Парламентскую “демократию” фашисты заменили представительством профессиональных корпораций. В них входили все работающие итальянцы, и именно они выдвигали представителей в государственные органы, в том числе в Большой фашистский совет.

Муссолини и его сподвижники в эти годы пользовались гигантской популярностью. Власти немало делали для простых людей и реально наводили порядок в стране. И сегодня в Италии любят вспоминать, что при Муссолини поезда всегда ходили по расписанию, рабочие получали жилье и медицинское обслуживание, дети бесплатно учились в школах. При этом фашисты не злоупотребляли насилием - за 20 лет Специальный трибунал безопасности государства вынес всего семь смертных приговоров и отправил в тюрьмы 4,5 тысячи человек, в основном коммунистов. При этом никаких концлагерей в Италии не было. С массовыми преступлениями большевиков в СССР деятельность фашистов просто не сравнима.

Муссолини сумел сделать своим союзником церковь. Именно он заключил с папой Пием XI в 1929 году Латеранский конкордат, по которому папе предоставлялась светская власть во вновь созданном государстве Ватикан. Фашизм накладывался на столетиями сложившиеся формы жизни маленьких итальянских городков и деревень, весьма мало или вовсе не затронутых индустриализацией, не разрушая их, как это делали коммунисты в СССР, а пытаясь приспособить к новой идеологии и способам социальной организации. Муссолини решил и еще одну итальянскую проблему - он победил мафию. Деятельность Муссолини на рубеже 20-30-х годов позитивно оценивалась за рубежом. Его публично хвалили такие разные деятели, как Черчилль, Махатма Ганди и русский философ Иван Ильин.

Почти идиллическая картина стала меняться с начала 1930-х, когда Муссолини решил проявить себя на международной арене. В 1935 году он затеял вторжение в Эфиопию, объясняя это тем, что итальянцы должны смыть позор поражения от африканцев сорокалетней давности. Приход к власти Гитлера Муссолини принял настороженно, в 1934 году главы Италии и Германии встречались в Венеции, но наладить отношения не удалось. Отношения стали меняться уже после того, как Италия стала страной-изгоем в Лиге наций. В 1936-м Рим и Берлин объединились ради помощи Франко, но личных контактов у лидеров по-прежнему не было. И только в 1937 году, после пяти подряд отказов, Муссолини согласился посетить Германию. Гитлер встретил его как старшего и уважаемого партнера. Лед в отношениях растаял. “Итальянский фашизм обрел наконец друга, и он пойдет со своим другом до конца”, - заявил Муссолини в последний день визита.

В 1938-м Италия признала аншлюс Австрии, затем Муссолини стал вдохновителем “мюнхенского договора”, а в 1939-м подписал “стальной пакт” - договор о союзе и безоговорочной военной помощи. В это время изменения стали происходить и во внутренней политике Италии - в 1938 году Муссолини подписал декрет об ограничении прав евреев и запрете браков итальянцев с арабами и африканцами. Но довольно быстро отношение немцев к Муссолини изменилось. Дуче был против агрессии Германии в отношении католической Польши, однако Гитлер пренебрег его мнением. А когда немцы начинали войну с Францией, они даже не удосужились сообщить союзнику о своих планах. К большой войне итальянские войска оказались не готовы. Они были жестоко биты в Греции, под Сталинградом и в Африке.

К 1943 году ситуация стала критической. Англичане, американцы, канадцы и другие члены коалиции 10 июля 1943-го высадили десант на Сицилии. Муссолини запросил помощи у Гитлера, но тот был связан битвой под Курском. Король Италии Виктор Эммануил и лидеры фашистской партии были готовы капитулировать и заключить сепаратный мир с союзниками, но этому мешал Муссолини. Тогда его решено было принести в жертву - 24 июля премьер-министра арестовали. Немцы отреагировали моментально - итальянская армия была разоружена. Король и правительство бежали на юг, к союзникам, страна фактически была оккупирована немцами. Вскоре диверсанты Отто Скорцени выкрали Муссолини, и Гитлер поставил его во главе созданной на севере страны Итальянской социальной республики со столицей в Сало.

Но ситуацию было уже не изменить. “Я жду конца трагедии, и я уже не один из актеров, а последний из зрителей”, - сказал Муссолини в одном из последних интервью в 1944-м. Конец наступил в апреле 1945-го. Дуче отступал с немецкими войсками, но был опознан и расстрелян. Над его телом и телом его подруги Клары Петаччи долго глумились, а затем их захоронили в безымянной могиле. Когда страсти улеглись, итальянские патриоты, не забывшие заслуг Муссолини, извлекли тела и похоронили их в семейном склепе.

Советский Союз окрестил всех ультраправых, приходивших к власти в Европе в 1920-30-е годы, фашистами, по аналогии с Италией, где их приход к власти произошёл впервые – в 1922 году. Фашистами в СССР назвали и германских национал-социалистов. Это определение стало расхожим, например, в таком устойчивом в годы Великой Отечественной войны словосочетании, как «немецко-фашистские войска», да и просто «немецкие фашисты».

Это объяснялось тем, что слово «фашизм» в советской пропаганде ещё в 1920-е годы стало синонимом самого большого политического зла. Коммунисты не акцентировали внимание на доктринальных и практических различиях разных национальных вариантов европейских ультраправых. Между тем сами нацисты никогда не считали себя чем-то идейно близким к фашистам, как и наоборот. Немцы в советском плену очень удивлялись и оскорблялись тем, что их тут называли фашистами: «Это макаронники – фашисты! Мы – национал-социалисты».

Ревнивое отношение к точным обозначениям своей идейной приверженности было вызвано долгой неприязнью между Гитлером и Муссолини до Второй мировой войны. Был период, когда нацистская Германия даже считалась в фашистской Италии врагом №1.

Муссолини о Гитлере

Манеры Гитлера и его партайгеноссен вызывали презрение у Муссолини ещё в то время, когда они шли к власти. Дуче считал немецкий нацизм варварской пародией на фашизм. Особенно был недоволен дуче тем, что нацисты скопировали его «римское» партийное приветствие. Сохранилось немало свидетельств уничижительных высказываний Муссолини о Гитлере и о нацизме, сделанных в первой половине 1930-х гг.

Особенно высокого накала ненависть дуче к фюреру достигла в 1934 году, когда нацисты и фашисты спорили за влияние в Австрии (и временно восторжествовал вождь Италии). Муссолини тогда мобилизовал итальянскую армию, готовясь двинуть её для защиты независимости Австрии от покушений со стороны Германии. Гитлер это «чрезвычайно опасный идиот», «ужасная, сексуально извращённая, дегенеративная тварь» – такими эпитетами в это время Муссолини награждал фюрера в беседах с врио канцлера Австрии Эрнстом Штарембергом. Тут даже советской пропаганде времён Великой Отечественной войны было далеко до таких перлов.

Первая встреча с Гитлером немного успокоила Муссолини. Он решил, что нечего бояться такого человека. «Это просто болтливый монах», – сказал он одному из своих приближённых после первой встречи с фюрером Германии 17 июня 1934 года. Во время этих переговоров Гитлер частенько, вместо обсуждения конкретных вопросов, начинал пространно цитировать свою книгу «Майн кампф». Один раз, в перерыве, дуче, встав у окна, прошептал: «Да он просто сумасшедший!», имея в виду фюрера.

Муссолини о нацизме

Когда нацисты предприняли «Ночь длинных ножей» 30 июня 1934 года, расправившись с оппозицией внутри своей партии, Муссолини сказал французскому журналисту Мишелю Кампана: «Мне должно было быть приятно, что Гитлер совершает свою революцию по нашим образцам. Но они – германцы. Поэтому они кончат тем, что погубят нашу идею. Они по-прежнему такие же варвары, как во времена Тацита и Реформации».

Хорошо известно, как Муссолини ёрничал над нацистской «расовой теорией»: «Если бы она была верной, тогда высшей расой были бы лапландцы, так как они живут севернее всех». Политическую систему, созданную Гитлером в Германии, Муссолини называл «варварской и дикарской», «способной только на убийство, грабёж и шантаж».

Отношение Муссолини к Гитлеру, естественно, передавалось всей фашистской партии и через неё в массовое сознание итальянцев с их многовековой неприязнью к немцам, особенно сильной в результате Первой мировой войны.

Роль ведомого

Возможно, в апреле 1945 года Муссолини сильно сожалел, что когда-то предал забвению эти свои убийственно точные характеристики нацизма и его вождя. Но, вероятно, дуче тем охотнее пошёл в своё время на политическое сближение с фюрером, что чувствовал своё моральное и интеллектуальное превосходство над ним и надеялся, что именно он, Муссолини, станет ведущим в этом тандеме.
Однако с течением времени он почему-то всё больше и больше поддавался влиянию личности Гитлера. Очевидно, решающую роль тут играло военное превосходство Германии над Италией. Именно Германия была безраздельно ведущей державой «оси», а Италия занимала в ней положение лишь немногим выше Румынии и Венгрии. Уже с 1940 года немецкие войска неоднократно выручали итальянцев, после того как дуче неосмотрительно ввязался во Вторую мировую войну.

А в 1943 году Гитлер спас и самого Муссолини, когда того свергли и арестовали по приказу итальянского короля. Впрочем, то, возможно, оказалось медвежьей услугой.
Если бы Муссолини остался под стражей у итальянского правительства, перешедшего на сторону западных союзников, то после войны Муссолини бы судили и вряд ли приговорили бы к большему, чем к пожизненному заключению, каковое могло быть потом и смягчено. Поддерживая же Гитлера до конца, олицетворяя в глазах итальянцев ненавистный оккупационный режим, дуче закончил известно как.

«Макаронники»

В Германии же отношение к итальянскому фашизму, напротив, долгое время было уважительным. Гитлер сознательно копировал многие формы и атрибуты фашистского движения и всегда восхищался личностью дуче. Ещё в 1926 году, едва выйдя из тюрьмы, фюрер нарождающегося нацизма написал в Рим с просьбой прислать ему фотографию Муссолини с личным автографом дуче. МИД Италии предоставил своему посольству в Берлине сообщить назойливому адресату в той форме, в какой оно сочтёт необходимым, что дуче не считает подобающим удовлетворять такую просьбу.

Но и у немцев было своё чувство превосходства над итальянцами, особенно усиленное расовой теорией. Во время своего первого визита в Италию Гитлер долго разглагольствовал перед Муссолини на тему сильного смешения итальянцев с «низшими расами». В 1938 году Муссолини под прямым нажимом Гитлера принял «расовые законы», хотя ещё шесть лет назад называл антисемитизм «чисто германским злом». Впрочем, эти законы были изданы, как считается, для проформы и почти никогда не выполнялись, а евреи в фашистской Италии преследованиям не подвергались.

Презрение немцев к итальянцам быстро возрастало в ходе Второй мировой войны, по мере того, как германские войска одерживали победы, а итальянцы терпели поражения. Немцам приходилось их выручать то в Северной Африке, то в Греции. Когда в 1943 году немцы и итальянцы ждали англо-американского десанта в Сицилии, то немецкие солдаты шутили: «Когда мы в 1950 году будем завоёвывать Америку, макаронники всё так же будут сидеть здесь». Итальянцы не сидели: когда западные союзники высадились на побережье их страны, армия дуче просто разбежалась.

В Западной Евро-пе является итальянский фашистский режим. Вождь режима (дуче) Бенито Муссолини стал премьер-ми-нистром Италии осенью 1922 г. К 1925 г. здесь сложились основные элементы то-талитарного государства. В дальнейшем Муссолини продолжал ликвидировать конституционные и обычные ограниче-ния на свою власть.

В Германии тоталитарный строй на-чал складываться в 1933 г. с приходом к власти национал-социалистов (наци-стов).

Другие страны Западной Европы избежали участи тоталитаризма.

Во всём мире нацистов первоначально приняли как подражате-лей итальянского фашизма, поэтому прилагательное «фашистское» прочно приклеилось и к гитлеровскому движению.

В то же время в основе политической программы немецких на-ционал-социалистов была идея завоевания жизненного пространст-ва для немцев-арийцев. Это рассматривалось как первый шаг к уста-новлению мирового господства избранной расы .

Расизм

После завоевания Эфиопии в 1936 г. Муссолини встал на пози-ции расизма, доказывая превосходство итальянцев перед представи-телями чёрной расы. В апреле 1937 г. в Италии были приняты законы о сегрегации (принудительном отделении): темнокожим запрещалось пользоваться общественным транспортом, предназна-ченным для белых, питаться в кафе и ресторанах для белых, пользо-ваться магазинами для белых, им было даже запрещено появляться на центральной улице Аддис-Абебы или просто пересекать её. В де-кабре 1937 г. аналогичные расовые законы вводятся для арабов, ко-торые составляли основное население итальянской колонии Ливия.

В отличие от Муссолини, Гитлер никогда не проявлял склонно-сти к расизму.

Антисемитизм

Одним из краеугольных камней идеологии национал-социалистов являлся антисемитизм. Начало преследованию евреев положил бойкот, объявленный им 1 апреля 1933 г., и после-дующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работав-ших в государственных учреждениях. Систематическое истребле-ние этого народа относилось к периоду 1939-1945 гг.

В фашист-ской Италии, напротив, не отмечалось преследования евреев по каким бы то ни было идеологическим соображениям. Лишь на последнем этапе существования фашистского режима в Италии имели место случаи притеснения евреев. Но они не но-сили массового характера и были вызваны лишь желанием Муссо-лини угодить Гитлеру.

Итальянский фашизм зарождался как атеистическое и антиклерикальное движение, но затем пошёл на компромисс с церковью. Католическая церковь получила по Латеранскому договору, заключённому в феврале 1929 г., даже больше власти и влияния, чем прежде. Наряду со значительными государст-венными дотациями она приобрела далеко идущие права вмешательства и конт-роля в области воспитания и семейной жизни. С 1929 г. оскорбление Папы Римского стало уголовно наказуемым преступлением.

В Германии национал-социалисты укрепляли связи с протестантской еван-гелической конфессией и стремились ограничить влияние католической церк-ви. Однако говорить о прочном союзе государства и церкви в Германии не при-ходится. Религиозный компонент не играл никакой роли в идеологии нацио-нал-социалистов. Фактически можно говорить о новоязыческом компоненте, который продвигался усилиями идеолога нацизма А. Розенберга.

Экономическая политика

Приходя к власти, тоталитарные лидеры оказывались перед не-обходимостью реализовывать свои обещания относительно выво-да экономики из кризиса. Материал с сайта

Меры государственного регулирования осуществлялись тогда и в фашистской Италии, и в нацистской Германии. В Италии в 1933 г. был создан Институт промышленной реконструкции (ИРИ), кото-рый контролировал деятельность 120 предприятий с 280 тыс. на-ёмных работников. Антикризисные мероприятия в Германии связывались с милитаризацией народного хозяйства, которая фи-нансировалась из государственного бюджета. Государство осущест-вляло общественные работы (строительство автобанов, осушение болот и др.). Все эти меры позволили ликвидировать безработицу. Значительное внимание нацисты уделяли крестьянству. Принятый закон о наследственных дворах не разрешал ни при каких услови-ях отнимать землю у крестьян. Но эту землю нельзя было прода-вать, дарить и дробить при наследовании. Устанавливалась твёр-дая цена на сельскохозяйственную продукцию.

Проводя такую экономическую политику, фашисты и нацисты не трогали структуры рыночной экономики, но зато активно стре-мились «примирить» рабочих и предпринимателей пропагандой общих национальных целей. В Германии существовала единая кор-порация (фашистский профсоюз), которая регулировала отноше-ния между рабочими и предпринимателями. В Италии была создана корпоративная система по образцу средневековых цехов, которая объединяла по отраслевому принципу в более чем 30 корпорациях всех рабочих и предпринимателей. Все вопросы организации оп-латы труда решались внутри этих корпораций, а не в открытом классовом противостоянии, как прежде. С помощью этих мероприя-тий итальянские фашисты и германские национал-социалисты рассчитывали обезопасить себя от угрозы распространения проле-тарской революции.

Нацизм и католичество

На первых порах, национал-социалисты терпимо относились к росту католических обществ в 1933 и 1934 годах и даже содействовали возрастанию числа верующих и открытию католических церковных школ. Но с 1935 года НСДАП все более активно стремилась ограничить влияние католических юношеских обществ, а затем стала распускать их и включать в состав «гитлерюгенда ». В ходе принятого ими курса на ослабление религиозных убеждений, национал-социалисты усиливали свою кампанию против религиозных школ и против католической печати, до тех пор, пока в 1941 году не перестали выходить ещё остававшиеся епископальные бюллетени. Сверх того, была развёрнута пропагандистская кампания против членов католических орденов, которым ставились в вину нравственные пороки и нарушения валютного законодательства.

В меморандуме Бормана, направленном в декабре 1941 года всем гаулейтерам и разосланном СС, резюмируется сущность отношения нацистов к христианству:

Национал-социалистские и христианские идеи несовместимы... Если, поэтому, в будущем наша молодежь ничего не будет знать о христианстве, чьи доктрины во многом уступают нашим, христианство исчезнет само собой. Все влияния, которые могут ослабить или нанести ущерб народному руководству, которое осуществляется фюрером при помощи НСДАП, должны быть устранены: народ должен быть все более и более отделен от церкви и ее рупора -пасторов .

Немецкий католический епископ Клеменс фон Гален открыто осуждал политику нацистского режима. Большое число католических священников и монахов было замучено в нацистских лагерях смерти. В Польше в концлагерях погибло более 2,5 тысяч священников и монахов . В концлагере Дахау существовали «бараки священников», через которые прошло около 2 600 католических священников, многие из которых погибли . Некоторые из замученных священников и монахов были впоследствии канонизированы (Максимилиан Кольбе , Титус Брандсма , Эдит Штайн и другие). В то же время ряд католических и протестантских организаций в Германии во время войны использовали принудительный труд военнопленных.

Согласно показаниям бывшего офицера разведки армии США Уильяма Гоуэна в федеральном суде Сан-Франциско, чиновники Ватикана укрывали от ареста и суда нацистских военных преступников и коллаборационистов. Они также помогали укрывать и легализовывать собственность, отобранную у жертв нацистов, в том числе евреев. Так была оказана помощь Клаусу Барби («лионский мясник»), Адольфу Эйхману , доктору Менгеле и Францу Стенгелю - начальнику лагеря смерти Треблинка .

В Италии с приходом местного фашизма к власти Католическая церковь получила даже больше власти и влияния, чем прежде (Латеранский договор , заключенный в феврале 1929 года). Наряду со значительными государственными дотациями она выговорила себе далеко идущие права вмешательства и контроля в области воспитания и семейной жизни. С 1929 оскорбление Папы Римского стало уголовно наказуемым преступлением .

«В фашистском государстве религия рассматривается как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством»

Тесная связь между фашистским режимом и церковью была характерна для Румынии, Венгрии и Испании. В последней католическая церковь с самого начала была связана с фашизмом. Памятник Долина Павших , построенный по приказу генералиссимуса Франко, соединяет в себе как религиозную, так и фашистскую символику. В любом случае, религиозная мысль и религиозная жизнь в фашистском государстве строго цензурируется и контролируется государственной системой ввиду её тоталитаристской природы.

В то же время лютеранские священники Дитрих Бонхёффер и Мартин Нимёллер открыто осуждали политику нацистского режима. Дитрих Бонхёффер затем установил связи с заговорщиками в армии и министерстве иностранных дел . В 1933 году нацистский режим вынудил протестантские церкви Германии слиться в одну Протестантскую Церковь Рейха, которая должна была бы поддерживать нацистскую идеологию. Во главе нового церковного образования оказались активисты движения «Немецкие христиане». Церковная оппозиция была вынуждена уйти в подполье, и для координации своих действий создала в сентябре того же года Пасторский Союз (нем. Pfarrernotbund ). Этим союзом в 1934 была ратифицирована Барменская декларация, основным автором которой был Карл Барт . Основной мыслью декларации была та, что Церковь в Германии не является средством проведения нацистских идей, но существует только ради проповеди Христа. Так была создана так называемая Исповедующая Церковь .

Нацизм и православие

Национал-социализм и деятельность православных Церквей

Первые контакты русской эмиграции с Гитлером относятся к началу 1920-х годов. Для многих эмигрантов Третий рейх представлялся единственной реальной силой, способной сокрушить советский режим. Вместе с тем, ряд исследователей соглашается с тем, что «Германский фашизм был не менее враждебен христианству и особенно Русской Православной Церкви, чем советский коммунизм. Тем не менее их столкновение, приведшее к оккупации германской армией значительной части территории СССР приблизительно с одной третью населения страны, создало особые условия, сыгравшие решающую роль в судьбе Русской Православной Церкви» .

Православие рассматривалось национал-социалистами как важный инструмент борьбы против своих политических противников и повышения своего авторитета в странах с преимущественно православным вероисповеданием (СССР , Румыния , Болгария , Греция). В свою очередь, воинствующий антибольшевизм фашистов был положительно воспринят рядом православных иерархов белоэмигрантской среды .

В течение 1920-30-х годов национал-социалисты предприняли ряд мероприятий для сближения с православием в Германии. Рейхсминистерство религиозных культов поддержало Германскую епархию Русской зарубежной церкви (РПЦЗ), находившейся в оппозиции к Московскому Патриархату , и предоставило ей государственный статус «корпорации публичного права», имевшийся только у лютеран и католиков. В 1938 году нацисты финансировали строительство в Берлине нового кафедрального собора Воскресения Христова РПЦЗ на Гогенцоллерндамм, а также капитальный ремонт 19 православных храмов. При этом, храмы другой русской православной юрисдикции - Западноевропейского экзархата русских приходов - были конфискованы и переданы РПЦЗ .

Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) в благодарственном письме писал министру Гансу Керлу: «В то время, когда Православная Церковь на нашей Родине подвергается беспрецедентным преследованиям, нас особенно трогает внимание Германского правительства и ваше лично, пробуждает в нас чувство глубокой благодарности германскому народу и его славному вождю Адольфу Гитлеру и побуждает нас к сердечной молитве за его и германского народа здоровье, благополучие и о Божественной Помощи во всех их делах» . Вместе с тем, в отношениях нацистов и православной церковью имели место и трения: так, в 1938 году, немцы потребовали от Синода РПЦЗ отзыва берлинского архиепископа Тихона (Лященко) по обвинению в сочувствии к евреям.

После первых успехов в ходе Второй мировой войны гитлеровское руководство, надеясь на быструю победу, свернуло поддержку православных церквей в Европе. При занятии Югославии и нападении на СССР в 1941 году руководство РПЦЗ во главе с митрополитом Анастасием, располагавшееся в Сербии, подверглось преследованию и обыскам. Во время захвата немцами Бельгии весной 1940 брюссельский архиепископ Александр (Немоловский) был арестован гестапо и был «выдан на поруки» только Германскому архиепископу Серафиму (Ляде) . Репрессиям подверглись и высшие иерархи Сербской Церкви (включая Патриарха Гавриила) .

В начале войны многие русские эмигранты считали Третий рейх меньшим злом, чем сталинский режим, и приветствовали начало войны между СССР и Германией . Тем не менее, руководство РПЦЗ не было единодушным в этом вопросе. Митрополит Анастасий, высказывавший по некоторым случаям вместе с другими представителями РПЦЗ поддержку германскому правительству , воздержался от предложений об издании какого-либо послания в связи с нападением Германии на СССР (см. ). Вскоре после окончания войны митрополит Анастасий заявил, что Архиерейский Синод РПЦЗ «никогда не предписывал молитв о „победах Гитлера“ и даже запрещал их, требуя, чтобы русские люди молились в это время только о спасении России» .

Руководство РПЦЗ желало использовать начавшуюся войну с СССР для возрождения церковной жизни в России. Начиная с 26 июня 1941 года митрополит Анастасий неоднократно обращался в Берлин с предложениями о создании на оккупированной территории СССР своего церковного управления, но не нашёл поддержки у германского руководства из-за противодействия Министерства восточных территорий , возглавлявшегося Альфредом Розенбергом . Вторжение Германии в СССР приветствовал парижский иерарх РПЦЗ митрополит Серафим (Лукьянов): «Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога… Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот» .

На оккупированных территориях

В позиции немецких властей на оккупированных территориях СССР сочетались взаимоисключающие подходы. С одной стороны, рейхсминистр Альфред Розенберг стремился к возрождению на подконтрольных Германии территориях религиозных групп , в том числе православия, с помощью создания автономных и неподотчетных друг другу церковных структур, исключая возможность возникновения единой мощной церковной организации. Гитлер следующим образом выразил своё мнение:

Мы должны избегать, чтобы одна церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту. Если некоторые... захотят практиковать черную магию... мы не должны ничего делать, чтобы воспрепятствовать им. ... наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола

С другой стороны, нацистскому руководству и генералитету Вермахта на оккупированных территориях предпочтительнее было существование единой православной церкви, хотя бы в каждом из регионов (Прибалтика, Украина). Более того, на совещании в рейхсминистерстве восточных земель 20 июня 1942 было принято решение, что для оккупационных властей выгодно объединение всех православных вокруг московского экзарха с целью выселения их после войны в рейхскомиссариат «Москва» .

На оккупированных территориях по инициативе населения и часто при поддержке немецкого командования к храмовому богослужению возвращались тысячи приходских и монашеских общин, в советское время ушедших в подполье . Некогда закрытые храмы впервые за долгие годы были отреставрированы и переполнены молящимися. На оккупированных территориях одно время оказалось больше действующих храмов, чем во всей остальной Советской России , что во многом способствовало изменению отношения советской власти к Русской Церкви, которая из гонимой к середине войны превратилась в возрождающуюся.

Вместе с тем, в Прибалтике произошло расширение территории Русской Православной Церкви и укрепление власти митрополита Сергия (Воскресенского) . Попытки иерархов Латвии и Эстонии о создании автономных церквей были пресечены гитлеровским руководством. Оккупационные власти разрешили митрополиту Сергию сохранить каноническую связь с Патриархией, заключавшуюся в возношении имени Местоблюстителя на богослужении.

В Белоруссии немецкие власти сделали ставку на создание национальной белорусской автокефальной церкви, опираясь здесь на белорусских националистов, приехавших сюда из Чехии и Польши. Несмотря на это, в марте 1942 митрополитом Минским и Белорусским был избран архиепископ Пантелеймон (Рожновский), который смог сохранить каноническое подчинение большей части белорусских православных Москве. После освобождения Белоруссии советскими войсками белорусские архиереи во главе с Пантелеймоном уехали в Германию, где примкнули к РПЦЗ.

На Украине фашисты лавировали на противоборстве нескольких православных церквей, попеременно поддерживая их. За время немецкой оккупации на территории Украины было открыто 5400 храмов и 36 монастырей, были организованы пастырские курсы.

Православная церковь вела активную деятельность на оккупированных территориях РСФСР. Только в Смоленской области было открыто 60 храмов, в Брянской и Белгородской не менее 300, Курской - 332, Орловской - 108, Воронежской - 116. Значительную активность проявляла Псковская миссия .

Всего за три года оккупации было восстановлено более 40 % от дореволюционного количества церквей. В советской литературе говорится о 10 тысячах храмов. Кроме того, было воссоздано около 60 монастырей - 45 на Украине, 6 - в Белоруссии и 8-9 - в РСФСР.

Псковская православная миссия

Псковская православная миссия действовала в годы Великой Отечественной войны на оккупированной немецкими войсками территории Северо-Западных епархий России: Санкт-Петербургской, Псковской и Новгородской, а также Прибалтики. Инициатором создания Миссии был митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский) . В условиях немецкой оккупации он сумел сохранить каноническое единство Прибалтийских епархий с Русской православной церковью. Основу Псковской миссии составили русские священники из Рижской и Нарвской епархий . 18 августа 1941 года в этот город прибыли первые 14 миссионеров-священников, среди которых были как выпускники православного , так и деятели Русского Христианского Союза . В новооткрытых храмах за богослужениями поминали митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) , в чьей епархии служили миссионеры, подчеркивая, что миссия - часть Русской Церкви. Один из миссионеров, протопресвитер Алексий Ионов, благочинный Островского округа в 1941-43 годах, писал в своих воспоминаниях:

Значительным церковным событием того времени была передача Церкви Тихвинской иконы Божией Матери . Икона была спасена из горевшего храма в Тихвине при участии немецких солдат и передана Церкви немцами.

Особое внимание священники-миссионеры уделяли духовной помощи военнопленным - в ряде лагерей удалось открыть храмы . Также для военнопленных собирались пожертвования, одежда. Миссия заботилась и о сиротах. Стараниями прихожан был создан детский приют при храме св. Димитрия Солунского в Пскове для 137 мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 15 лет. Ради возрождения религиозной жизни в регионе священство стало выступать в радиоэфире: еженедельные передачи шли из Пскова .

Приходская жизнь проходила под двойным контролем. С одной стороны, деяния миссионеров-священников курировали оккупационные власти, а с другой - советские партизаны. Отчёт начальника миссии Кирилла Зайца немецкому руководству отмечал противоречивость имевшихся сведений: «По словам одних, партизаны считают священников врагами народа, с которыми стремятся расправиться. По словам других, партизаны стараются подчеркнуть терпимое, и даже благожелательное, отношение к Церкви и, в частности, к священникам». Немецкую администрацию интересовало особо, верит ли народ агитационным сообщениям об изменении церковной политики и как он на эти сообщения реагирует. Письменные сообщения стали поступать в Управление Миссии регулярно. Содержание их было разнообразным.

Крупные осложнения с оккупационными властями начались у Экзарха осенью 1943 года: немцы настаивали на непризнании каноничности избрания Архиерейским собором в Москве в сентябре 1943 года Сергия (Страгородского) Патриархом. Оккупационные власти настаивали на проведении конференции с обязательной резолюцией против Патриарха. Но Экзарх в проекте резолюции не назвал даже имя Первосвятителя, не говоря уже об отмежевании от Московской Патриархии.

28 апреля 1944 года экзарх митрополит Сергий был убит. Машина, в которой он ехал по пути из Вильнюса в Ригу , была расстреляна на шоссе близ Ковно людьми в немецкой военной форме. С ним были убиты его шофер и двое сопровождавших. Осенью 1944 года началось восстановление советской власти в Прибалтике. Все сотрудники миссии, кроме нескольких, уехавших на Запад, были арестованы органами НКВД . Им инкриминировалось сотрудничество с оккупационными властями. Многие из них были отправлены в трудовые лагеря, большинство тех, кто дожил до освобождения, вернулись в родные места, где возобновили свое служение .

Запрет поместных церквей

В некоторых случаях германские оккупационные власти запрещали поместные церкви. Так, 27 сентября 1942 года в связи с убийством обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха была запрещена Православная Церковь Чешских земель и Словакии (православные священники укрыли в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия группу чешских агентов, заброшенных из Великобритании и расстрелявших Гейдриха .). Её Предстоятель епископ Горазд и несколько священников были расстреляны, имущество Церкви конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию.

Разногласия в отношении к генералу Власову

Нацизм и ислам

Мухаммад Амин аль-Хусейни и Адольф Гитлер

Как сообщалось в сводке новостей из Берлина, «фюрер приветствовал Великого муфтия Иерусалима, одного из наиболее выдающихся представителей арабского национального движения». В ходе встречи аль-Хусейни называл Гитлера «защитником ислама », а тот, в свою очередь, пообещал муфтию уничтожить еврейские элементы на Ближнем Востоке".

Нацизм и буддизм

В 1938 - 1939 гг., немецкими учеными во главе с штурмбаннфюрером СС Эрнстом Шефером и под эгидой Аненэрбе , была проведена экспедиция в Тибет . На основании проведенных антропометрических замеров среди тибетцев, были найдены "наукообразные" подтверждения о принадлежности тибетцев к древним арийцам. Кроме того, авторитетный в Третьем Рейхе мистик Карл Вилигут , считавший древнегерманский эпос истинной германской религией, «полагал, что спасшийся от смерти "бог весны" Бальдр скрылся на Востоке и там основал индоарийский культ. Впоследствии который повлиял на возникновение буддизма ».

Нацизм и атеизм

Сразу после прихода к власти Гитлер запретил организации, поддерживающие свободу вероисповедания (такие как немецкая Лига Вольнодумцев) и организовал «движение против безбожников». В 1933 году он заявил: «Мы начали борьбу против атеистического движения, и она не ограничилась несколькими теоретическими декларациями: мы его искореняли» .

Литература

  • Юрий Воробьевский, ТРЕТИЙ АКТ, Третий Рейх и Третий Рим, М., 2009.
  • М.В. Шкаровский, Нацистская Германия и Православная Церковь (Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированой территории СССР), Изд-во Крутицкого Патриаршего Подворья, Общество любителей церковной истории, М., 2002. ISBN 5-7873-0035-5

Примечания

  1. Фашизм и христианство
  2. Конкордат 1933 года
  3. НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ТОМ II // Государственное издательство юридической литературы, МОСКВА 1954
  4. Mit brennender Sorge
  5. Папа Пий XII спасал «еврейские души»
  6. Папа Пий XII и фашизм
  7. Chadwick, A History of Christianity (1995), pp. 254-5
  8. John Vidmar. 2005. The Catholic Church Through the Ages. Paulist Press. ISBN 0809142341
  9. «Нацизм» //Католическая энциклопедия. Т.3, М.:2007
  10. Би-Би-Си : «Католическая церковь использовала советских пленных» , 08 апреля 2008
  11. 7 Канал: «Папа Павел VI во время войны сотрудничал с нацистами» , 15 января 2006 ((англ.) «Tied up in the Rat Lines» : оригинал статьи в газете Haaretz)
  12. Би-би-си | Люди | Артистке грозит суд за критику Папы Римского
  13. * * *Statements about and by Stepinac * *
  14. D. Barton. Croatia 1941-1946
  15. Шкаровский М. В. Разделяй и властвуй. Политика нацистской Германии и Русская Православная Церковь на оккупированных территориях // НГ Религии . - М ., 2003. - № от 19 ноября.
mob_info