В эрмитаже открылась выставка коллекции египетского музея в турине. Выставка «Нефертари и Долина цариц

Вчера в Государственном Эрмитаже состоялось открытие выставки «Нефертари и Долина цариц». 256 памятников из собрания Египетского музея в Турине. Выставка, как я уже много говорил в прессе, - эпохальная, в том смысле, что это первый крупный привозной выставочный проект, посвященный древнеегипетскому искусству в России со времен «Сокровищ Тутанхамона», гостивших в СССР в 1970-х.

Ощущение от проекта сложное. Экспозиция сделана, во-многом, абсолютно бездарно. Но на нее надо идти и смотреть памятники. Попытаюсь вкратце объяснить, почему.
От самой Нефертари на выставке очень мало. Крышка разбитого саркофага, ушебти, сосуды для приношений, сандалии и ряд других памятников погребального инвентаря, старая и не особенно удачная, изобилующая ляпами деревянная реконструкция ее гробницы, ужасающие рисунки, якобы воспроизводящие сцены предстояния царицы перед богинями со столбов в ее гробнице, а на самом деле - очень вольные интерпретации этих изображений выполненные рукой нерадивого художника. Наверное, того же, который сделал ужасную афишу для всей выставки.


Вещи, связанные с Нефертари, «запрятаны» в дальней части зала, найти их нелегко, понять их место на выставке для простого посетителя - почти невозможно. Перед ними вы видите памятники крупной храмовой скульптуры, среди которых выделяются ряд статуй стоящей и сидящей богини Сехмет, замечательная триада Рамсеса II с Амоном и Мут, совершенно случайно попавший в историю с рамессидской царицей колосс Тутмоса I, а также стоящие «лабиринтом» витрины с керамикой, памятниками из Дейр эль-Медины - деревни строителей царских гробниц, стелами, керамикой, ритуальными предметами и папирусами. Увы, все эти памятники совсем не связались в единую композицию, расположены в слишком большом для проекта зале Малого Манежа хаотично. Зачастую - это и вообще стыдные анахронизмы, когда рядом с фрагментом лица колосса Аменхотепа III из Ком эль-Хеттан (14 в. до н.э.) стоит скульптурная модель - портрет птолемеевского царя (3-2 вв. до н.э.). Эти памятники разделяют, как минимум, 11 веков и они вообще никак не связаны с темой и хронологическими рамками выставки. Это стыдно и, видимо не зря куратору проекта в музее - А.О. Большкову - даже не дали слова на открытии, ибо сказать ему давно уже нечего.

В зале Малого Манежа огромные пространства остались банально пустыми и там по недогадливости не выключили подсветку, чтобы зрительно уменьшить объемы. Из-за этого группы памятников, большая часть из которых весьма миниатюрна, выглядят никак не связанными друг с другом пятнами в зале. Много плохо поставленного света, когда, например, на реконструированном из фрагментов наосе Сети Iиз Гелиополя вообще ничего не видно. Стелы, остраконы, памятники из известняка выставлены в витринах с бледно-соломенным фоном, на котором они просто погибли, сливаясь с этим самым фоном. Ну и верх многих витрин, по «доброй традиции», увы, забыли протереть от грязи и пыли.
На балконы зала вынесены редкими блоками саркофаги частных лиц, которые Эрнесто Скьяпарелли обнаружил в качестве вторичных погребений в гробницах царских жен и детей в Долине царей. Саркофаги, зачастую, очень красивы, но на многих стоит ужасный тусклый свет, убивающий скульптуру масок или же попросту недостаточный. Как-то компенсирует пространство балконов изобилие заупокойных папирусов I тыс. до н.э., зачастую очень интересных, которые, тем не менее, порой едва можно разглядеть. Туда же, наверх, засунули старенькие, 19 века модели храмов Нубии - кривые и неактуальные. Ну и баннер с пошлой афишей сослан туда же.

Что в итоге стоит посмотреть закрывая глаза на полный и постыдный провал экспозиционеров? Триаду Рамсеса из Карнака, вещи из гробницы Нефертари, прекрасные статуи Сехмет, колосс Тутмоса I, Туринский юридический папирус с текстом протокола обвинения против участников заговора убивших Рамсеса III, прекрасные небольшие стелы мастеров из Дейр эль-Медины, статуэтки и рельефы с изображением обожествленных Аменхотепа I и Яхмес-Нефертари, замечательную статуэтку царицы Тейе в облике богини Опет с телом синкретического животного соединяющего в себе черты форм бегемота и крокодила. Все остальное - вторично, либо с большой натяжкой относится к заявленной теме выставки. Но и это, бесспорно, прорыв. Все эти вещи многие соотечественники увидят впервые.


В «зоне Нефертари» демонстрируется видео с «реконструкцией» гробницы царицы, которая, однако сделана не с использованием изображений стен самой гробницы, а с фотографиями, сделанными со стенок устаревшей деревянной реконструкции. Оригинал подменен, увы, кривой копией. Из-за этого царица там выглядит уродливо, пропорции фигур часто нарушены, божества не похожи на самих себя.

К выставке вышел каталог, к счастью, написанный иностранными специалистами и переведенный на русский. Он обстоятелен, интересен, хотя и не лишен дефектов, явно появившихся уже при переводе его на русский язык. Об этом я напишу позже и отдельно.

В целом, посоветую конечно же сходить на выставку и найти в себе силы увидеть прекрасные памятники, не обращая внимание на отсутствие логики и экспозиции как таковой. Насладиться вереницей образов Сехмет и мельчайшими деталями керамики II-I тыс. до н.э. Но, если действительно захочется понять разницу, поехать в 2018-м году в Турин и посмотреть там, как все это должно выглядеть в рамках экспозиции, сделанной профессионально и интересно.
Ну и последнее, печальное. На официальном приглашении на ВИП-открытие изображена Нефертари со знаменитой сидящей статуи Рамсеса II из Карнака, которая является символом Египеского музей в Турине. Т.е. открывает выставку памятник, которого НЕТ на выставке. А сзади на обложке приглашения изображена Долина царей с подписью «Долина цариц».

From 16 June 2017, the Manege of the Small Hermitage will be the setting for the exhibition “Nefertari and the Valley of the Queens. From the Museo Egizio, Turin” that has been organized by the State Hermitage and the Museo Egizio - the Egyptian Museum - in Turin with the support of the Lavazza company.

The additional opening hours of the exhibition:
A separate entrance for the exhibition visitors will be provided on Tuesday and Saturdays from 18.15 till 21.00 through the Small Hermitage, from Shuvalovsky Proezd (37 Millionnaya Street). The entry ticket is 200 RUB for all visitors.

The exhibition is taking place within the framework of the Hermitage–Italy Foundation projects through the agency of Villaggio Globale International.

The Museo Egizio is known for having one of the most important collections of Egyptian antiquities outside of Egypt itself. The display is made up of five sections and includes 255 artefacts and photographs taken in the field that make it possible for visitors to picture the opening of the tomb of Queen Nefertari.

The formation of the collection of the Museo Egizio in Turin was the result of two events: the acquisition of the first Drovetti in 1824 by Charles Felix, Duke of Savoy and King of Sardinia, and the excavations conducted by the museum’s director, Ernesto Schiaparelli, in the early 20th century.

The collection assembled by Bernardino Michele Maria Drovetti was the source of most of the largest objects (statues and sarcophagi), as well as a large number of stelas, grave goods and an extremely rich range of papyruses, mainly from the region of Thebes.

Schiaparelli worked to expand the museum’s stocks with the aim of turning it into one of the most respected Egyptian collections in the world. He acquired some 20,000 artefacts, initially from antiquaries in Cairo, and then from excavations in various parts of Egypt. From 1903 to 1929 he sent off archaeological expeditions led by members of his staff to various places in the Nile Valley, concentrating on sites that made it possible to fill chronological and typological gaps in the Turin collection. The activities of the Italian Archaeological Mission, headed by Schiaparelli, in 1903–05 represent an important stage in the history of the exploration of the Valley of the Queens.

The “Valley of the Queens” is a dried-up river mouth on the west bank at Thebes that was used for burials of members of the royal family and the Ancient Egyptian rulers’ entourage at the time of the New Kingdom (1550–1069 BC). Around 100 tombs were carved out there, mainly for queens and princes of the Ramesside period (19th and 20th dynasties, 1292–1077 BC). The tombs take the form of a succession of rectangular rooms leading to the burial chamber, where the body of the queen or prince was interred in a stone sarcophagus. The rich pictorial decoration on the walls of these tombs illustrates some of the stages in the deceased’s journey to eternal life and meeting with the gods.

Scholarly exploration of this important necropolis began in 1826 with the work done by the traveller and antiquarian Robert Hay. The second scholar to investigate the rock tombs of the necropolis was John Gardner Wilkinson, one of the British fathers of nascent Egyptology. We owe a systematic scientific study of the Valley of the Queens to the Franco-Tuscan expedition of 1828–29 led by Jean-François Champollion and Ippolito Rosellini. Notable excavations were conducted at the necropolis at different times by Karl Richard Lepsius (1842) and Heinrich Karl Brugsch (1854).

The results of the excavations in the Valley of the Queens (1903–05) and at Deir el-Medina (1905−08) turned the Turin museum into one of the finest collections of Theban materials and one of the most important centres for the study of Egyptian culture in the New Kingdom and the first millennium BC. Besides the discovery of the tomb of Queen Nefertari and the clearance of the tombs (previously known, but long hidden beneath rubble) of Queen Iset, the wife of Ramesses III, Queens Tyti and Sitre, and Prince Pareherwenemef, more than 80 other tombs and shafts were found. The important discoveries included previously unknown tombs of princes and dignitaries and large family burials for which older tombs had been re-used.

The basis of the exhibition “Nefertari and the Valley of the Queens. From the Museo Egizio, Turin” is Theban materials acquired by Drovetti and Schiaparelli. The key figure of the exhibition, Queen Nefertari, is presented in the context of the Valley of the Queens, where Schiaparelli discovered her burial place.

The display begins with a section devoted to Nefertari, the Great Royal Spouse of Ramesses II who was considered the living embodiment of the goddess Hathor, the wife of the sun-god. Monumental statues from ancient Thebes illustrate the functions of the king, who was not just ruler of the country, but also the intermediary between the people and the gods, and of his consort. Many items in this part of the exhibition illustrate the fusion of Nefertari’s image with a number of goddesses.

Particularly noteworthy are the items found in Queen Nefertari’s burial chamber and a model of the tomb that was made immediately after its discovery in 1904. Nefertari’s grave goods on show at the exhibition include fragments of the lid of the sarcophagus smashed by tomb-robbers, amulets, vessels, sandals woven from palm leaves that the Queen may have worn, and, of course, 34 wooden ushabti finished with black paint that bear her name.

Elements of the decoration of the palace, ritual and everyday objects that belonged to noble ladies and were used at the royal court – statues and reliefs, toilet articles, cosmetic items and jewellery – paint a picture of court life and of the position that a woman occupied in Ancient Egypt in Nefertari’s time – the 19th Dynasty and the first 30 years of Ramesses II’s reign.

Some rare finds featured in the exhibition – a variety of decorative items, fragments of musical instruments, a wooden headrest to support the base of the skull when sleeping, vessels and bowls – give an idea of conditions in which the royal family and the nobility lived.

A separate part of the display is devoted to the labourers and craftsmen who were engaged in cutting out and decorating the majestic rock tombs of the kings and queens of Ancient Egypt in the New Kingdom. Finds from the settlement inhabited by craftsmen and artists in a hollow between the Theban mountains and the Qurnet Murai hill, at a site now known as Deir el-Medina, make up an important component of the Museo Egizio’s stocks. The daily existence and beliefs of the ordinary people of Ancient Egypt are covered in sections devoted to the labours, life and death of the craftsmen of Deir el-Medina.

The tombs created by the inhabitants of Deir el-Medina had a complicated fate. They were plundered, probably as early as the end of the New Kingdom, and some of them were used for later burials. For several centuries, the tombs of forgotten royal princes served as family vaults for the elite of Thebes. A number of sarcophagi found in the tombs of Khaemwaset and Seth-her-khopsef, two sons of Ramesses III (1198–1166 BC), that were used as burial vaults for a priestly family of the 25th Dynasty period (722–656 BC) complete the exhibition. Traces of fire on some of the sarcophagi may be related to plundering of the tombs. Christian monks are also known to have used ancient coffins as firewood.

The display is supplemented by richly illustrated funerary papyruses from the Drovetti collection that probably also come from the Theban necropolis. These papyruses are of the same age as the late sarcophagi and carry chapters from the Book of the Dead (a collection of utterances that enable the deceased to pass safely through the next world and unite with Osiris and the souls of the blessed) and the Amduat, an important funerary text that describes the nocturnal journey of the Sun and his victory over all the dangers. The deceased, identified with the Sun during this journey, overcomes his or her enemies and becomes immortal like the god Ra.

The exhibition curators are Andrei Olegovich Bolshakov, Doctor of Historical Sciences, Head of the Sector of the Ancient East in the State Hermitage’s Department of the East, and Andrei Nikolayevich Nikolayev, Deputy Head of Department of the East.

A Russian-language catalogue has been prepared for the exhibition – Nefertari and the Valley of the Queens. From the Museo Egizio, Turin (State Hermitage Publishing House, 2017).

Давеча я пообещал поподробнее представить каталог эрмитажной выставки из Египетского музея в Турине.
Вот он каков:

Нефертари и Долина цариц.
Из Египетского музея в Турине.

СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2017. 376 с. ISBN 978-5-93572-728-4
Каталог выставки в Государственном Эрмитаже (СПб, 16 июня 2017 - 10 января 2018)
Кураторы выставки: А.О. Большаков, А.Н. Николаев.
Научный редактор каталога: А.О. Большаков.

[аннотация: ]
Египетский музей в Турине обладает крупнейшей за пределами Египта коллекцией древнеегипетских памятников. На настоящей выставке представлено 255 памятников, связанных со знаменитой гробницей жены Рамсеса II Нефертари. Помимо предметов, происходящих из погребального инвентаря царицы, демонстрируются находки, отражающие царскую идеологию и быт царского дворца эпохи Нового царства. Особый раздел посвящён памятникам мастеров, создававших царские гробницы и обитавших в поселке Дейр эль-Медина. Материалы выставки включают поздние расписные саркофаги из вторичных погребений в Долине цариц, а также ряд папирусов погребального характера с Книгой мёртвых и Книгой Амдуат.
Каталог предназначен для специалистов и всех интересующихся культурой и искусством Древнего Египта.

Симон Коннор. Нефертари, Долина цариц и коллекция Египетского музея в Турине. - 10
Паоло дель Веско. Эрнесто Скиапарелли и Итальянская археологическая миссия в Долине цариц. - 16
Кэрел Жарсайо. Раскопки в Египте в начале XX века: по следам Скиапарелли. - 22
Федерико Пул. Фивы Нового царства в собрании Египетского музея в Турине. - 28
Паоло дель Веско. Долина цариц: место погребения членов царской семьи. - 34
Алессия Фассоне, Симон Коннор. Гробница Нефертари. - 42
Федерико Пул. Посёлок мастеров в Дейр эль-Медине. - 56
Кристиан Греко. Значение верований древних египтян о загробной жизни. - 66
Кэрел Жарсайо. Что такое египетская стела? - 76
Кэрел Жарсайо. Музыкальные инструменты, царственные женщины и религия. - 80
Энрико Феррарис. Поздние саркофаги, найденные Скиапарелли в переиспользованных рамессидских гробницах Сетхерхепешефа и Хемуасета (QV43 и QV44) в Долине цариц. - 84
Кэрел Жарсайо. Модели храмов: историческое наследие египтологии XIX века. - 94

Каталог [1-255 ]. - 99

Царь и царица: божественные правители. - 101
Царь: человек и божественный правитель [1-7 ]. - 101
Царица: жена, мать и дочь Солнца [8-24 ]. - 116
Храмы [25-27 ]. - 134
Царица и женщина в Новом царстве. - 141
Царствование Рамсеса II [28-35 ]. - 141
Роль женщин и их изображения в Новом царстве [36-42 ]. - 152
Красота и косметика [43-72 ]. - 164
Жизнь во дворце [73-91 ]. - 184
Фиванский некрополь. - 197
Фивы: царская резиденция и некрополь [92-93 ]. - 197
Долина цариц [94-103 ]. - 202
Гробница Нефертари [104-147 ]. - 216
Создатели гробниц в Долине цариц. - 231
Работа в Дейр эль-Медине [148-174 ]. - 231
Жизнь в Дейр эль-Медине [175-194 ]. - 248
Религия в Дейр эль-Медине [195-208 ]. - 260
Смерть в Дейр эль-Медине [209-227 ]. - 274
Долина цариц после времени Нефертари. - 293
Саркофаги [228-243 ]. - 293
Погребальные папирусы: Книга Амдуат, Книга мёртвых [244-255 ]. - 320

Андрей Большаков. Глоссарий. - 360
Summary. - 374
______________

Тираж хороший, 1000 экз. Цена в киосках Эрмитажа - ещё лучше: 1100 р, по нынешним временам за такую книжку обычно хотят вдвое-втрое больше.

С полиграфией и пр. всё вроде бы хорошо.
Плохо, что в каталоге не даются переводы надписей и текстов, хотя на самой выставке они часто есть.
К сожалению, в каталоге немало разворотных картинок, у которых традиционно съедается середина. В основном это папирусы, а они иногда с картинками, которые хочется порассматривать даже неграмотному (с древнеегипетской точки зрения). Даже лучшие книжные дизайнеры работают с разворотами на экране, и совершенно не заморачиваются тем, как их труды будут выглядеть в реальности. А всего-то, казалось бы, делов - картинку разрезать... Эх.

Сходу нашлась смешная опечатка - египетская экспедиция Наполеона из XVIII в. улетела в XIX, аккурат на сто лет. Ох уж эти мне семь-восемь... :)

А так - славная книжка получилась, по-моему. :)
Что-нибудь сверх приведённого будет

Выставка проходит в рамках проектов Фонда Эрмитаж-Италия, при посредничестве Villaggio Globale International.

Египетский музей известен как одно из важнейших собраний за пределами Египта. Экспозиция состоит из пяти разделов и включает 255 памятников и полевые фотографии, которые дают возможность представить открытие гробницы царицы Нефертари.

Собрание Египетского музея в Турине обязано своим формированием двум событиям: приобретению в 1824 году королем Сардинии и герцогом Пьемонта Карлом Феликсом первой коллекции Дроветти и раскопкам директора музея Эрнесто Скиапарелли в начале ХХ века.

Из коллекции Дроветти происходит большинство самых крупных предметов (статуи и саркофаги), а также множество стел, предметов погребального инвентаря и богатейшая подборка папирусов, главным образом из фиванского региона.

В основе выставки «Нефертари и Долина цариц. Из Египетского музея в Турине» − фиванские материалы, добытые Дроветти и Скиапарелли. Ключевая фигура выставки − царица Нефертари, оказывается представленной на фоне Долины цариц, где экспедиция Скиапарелли открыла ее гробницу.

Открывает экспозицию раздел, посвященный Нефертари, Великой жене царёвой Рамсеса II, считавшейся живым воплощением богини Хатхор, супруги солнечного бога. Монументальные статуи из древних Фив иллюстрируют функции царя, являвшегося не только правителем страны, но и посредником между людьми и богами, и царицы. Многочисленные предметы в этой части выставки иллюстрируют слияние образа Нефертари с несколькими богинями.

Особого внимания заслуживают материалы найденные в погребальной камере царицы Нефертари и модель гробницы, изготовленная сразу же после ее обнаружения в 1904 году. Из погребального инвентаря Нефертари на выставке показаны - фрагменты крышки разбитого грабителями саркофага, амулеты, сосуды, плетеные сандалии из листьев пальмы, которые могла носить царица, и конечно 34 расписанных черной краской деревянных ушебти с именем царицы.

Детали оформления дворца, ритуальные и бытовые предметы, принадлежавшие знатным дамам и использовавшиеся при царском дворе - статуи и рельефы, предметы туалета, косметические принадлежности и ювелирные украшения − дают представление о придворной жизни и положении, которое занимала женщина в древнем Египте во времена Нефертари - XIX династии и первых тридцати лет правления Рамсеса II.

Представленные на выставке редкие находки − разнообразные декоративные элементы, фрагменты музыкальных инструментов, деревянный подголовник для поддержки основания головы во время сна, сосуды, чаши,− дают представление об условиях, в которых жили царская семья и знать.

Отдельная часть экспозиции посвящена рабочим и мастерам, занимавшимся высечением и оформлением величественных скальных гробниц царей и цариц Египта Нового царства. Находки из поселка, где жили ремесленники и художники, в ложбине между Фиванской горой и холмом Курнет Мураи, в месте, которое сейчас называется Дейр эль-Медина, составляют важную часть коллекций туринского Египетского музея. О жизни и верованиях простых людей древнего Египта рассказывают разделы, посвященные работе, жизни и смерти мастеров из Дейр эль-Медины.

Дополняют экспозицию богато иллюстрированные погребальные папирусы из коллекции Дроветти, происходящие вероятно из фиванского некрополя. Эти папирусы, синхронные с поздними саркофагами, несут главы из Книги мертвых (сборника изречений, позволяющих умершему пройти через мир иной и соединиться с Осирисом и блаженными духами) и Книги Амдуат, важного погребального текста, который описывает ночное путешествие Солнца и его победу над всеми опасностями; умерший, отождествляемый во время этого путешествия с Солнцем, побеждает своих врагов и становится бессмертным, как бог Ра.

По вторникам и субботам с 18.15 до 21.00 будет работать отдельный вход, через Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда (Миллионная, 37).

Стоимость билетов — 200 рублей, без льгот

mob_info