Студенты петргу в жюри конкурса по английскому языку в университетском лицее. В Лицее БГУ прошёл Дебатный Турнир по формату Карла Поппера Для кого проводятся репетиционные вступительные испытания

Ну почему мне 25? Теперь я при всем желании не поступлю в Лицей БГУ.

Зато я могу, пользуясь служебным положением, проникнуть в здание, посидеть на занятиях и узнать, как тут все устроено.

Когда открывали лицей, то хотели создать необычную школу, аналогов которой еще не было. Учителями стали преподаватели университета и научные работники, которые никогда до этого не вели уроки в школе. Они не знали, как «правильно» обращаться с учениками, поэтому отнеслись к ним как к студентам и коллегам.

«Лицеисты как раз больше похожи на студентов, только на самых лучших», - делится директор Вадим Матулис, который, кстати, и сам окончил Лицей БГУ.

Занятия здесь проходят в виде пар, как в университете. «Это позволяет лучше сфокусироваться и погрузиться в предмет, - рассказывает Вадим Эдвардович. - К тому же ученику нужно делать домашние задания по трем предметам вместо шести».

Школьной формы здесь и в помине нет. «Мы хотим создавать в лицее условия для проявления творческой индивидуальности, в этом смысле форма как элемент уравнивания, возможно, не совсем уместна, - уверен директор. - Кто-то считает, что она помогает дисциплине. Но дисциплина может поддерживаться только если ученики понимают, зачем вводится то или иное правило, и видят в нем логический смысл».

Разведка боем

Захожу на урок химии и поражаюсь, насколько свободно чувствуют себя десятиклассники. Они шутят, и в то же время видно, насколько они включены в процесс. Пока учитель рассказывает про фенол, дети не стесняются задавать философские вопросы: «Если в гуаши содержится фенол, тогда почему говорят, что фенол пахнет гуашью, а не гуашь фенолом?»

Когда приходит время вызвать кого-нибудь к доске, самой что ни на есть интерактивной, учитель включает «генератор случайных отвечающих». Любопытно, что программу написал ученик из другого класса.

Дальше у нас по расписанию физика в 11-м классе. Заместитель директора и учитель Игорь Варакса в быту разговаривает по-белорусски. Интересно, на каком языке проходят занятия? Оказывается, дети могут попросить вести уроки на белорусском языке. «У мяне такiх класаў палова. Зараз мы будзем займацца ў адным з іх», - обрадовал меня преподаватель.

Программу одиннадцатого класса дети уже благополучно прошли, поэтому я попадаю на подготовку к ЦТ. Парни и девушки, вооружившись пультами, регистрируются в системе. Теперь можно будет увидеть, кто уже ответил, а кто еще думает, посмотреть статистику правильных ответов и т. д. Самым шустрым полагается «плюсик».

Сёння дзяцей менш, чым звычайна, - некаторыя зараз на зборах па падрыхтоўцы да рэспублiканскай алiмпiяды. Але прысутныя свае 100 балаў возьмуць.

Охотно верю. В 2013 году РИКЗ определил, что по итогам централизованного тестирования по всем предметам Лицей БГУ стал лучшим учебным заведением. Не зря его каждый год штурмуют 1,5 тысячи абитуриентов, то есть на одно место претендуют 6 - 7 человек. После нешуточного конкурса сюда попадут более 270 самых умных ребят со всей страны. Для тех, кто не из Минска, найдется местечко в общежитии.
Напоследок меня порадовал урок физической культуры и здоровья. Никаких тебе нелепых упражнений. Баскетбол, футбол, настольный теннис… - игровые виды спорта здесь на первом месте. Причем не просто «вот мяч - идите играйте». Здесь серьезно отрабатывают подачи, пасы и т. п., чтобы можно было и на пляже в волейбол сыграть, и в каком-нибудь конструкторском бюро всех в пинг-понг разгромить.
Дважды в год победители лицейского чемпионата по футболу играют со сборной учителей. И это вам не шуточки! «У десятых классов мы, как правило, выигрываем легко, а с одиннадцатыми тяжелее», - улыбается полузащитник Вадим Матулис.

А в Кембридж не хотите ли?

«Существует мнение, что если вы поступите в лицей, у вас будет плохой аттестат, потому что здесь очень высокие требования, - с улыбкой замечает Вадим Эдвардович. - Требования, конечно, высокие, но они соответствуют уровню подготовки лицеистов. Если брать десятую параллель, средний показатель по всем предметам в прошлом году был 8,6. В 11-м классе успеваемость выше - 9,0».

В Лицей БГУ поступают самые сильные. Теперь понятно, почему у него есть право готовить свою команду для участия сразу в заключительном этапе республиканской олимпиады, даже минуя районные и городские состязания.

Чтобы сохранять за собой это право, нужно, чтобы не менее половины участвующих в республиканской олимпиаде лицеистов получили дипломы, - объясняет принцип директор. - В прошлом году по математике участвовали 22 человека. Значит, должно было быть минимум 11 дипломов. Наши ребята взяли 21.

Всего в 2013 году ученики завоевали 82 диплома на республиканской олимпиаде. Все победители могли без экзаменов поступить в любой университет. Чаще всего лицеисты выбирают БГУ, БГМУ, а также ведущие российские вузы. Почти каждый год кому-то из выпускников покоряется Кембридж.

Поступаем правильно

Для тех, кто хочет учиться в Лицее БГУ, 26 марта пройдет день открытых дверей, где можно узнать все о вступительной кампании. Например, о том, что абитуриентам, которые идут на филологическое направление, дадут возможность самим выбирать экзамены, которые нужно сдавать. Русский язык и литература, белорусский язык и литература, английский - берем два любых и успешно поступаем! Нечто подобное будет и на обществоведческом направлении.

Кроме того, помимо обычных четырех направлений, которые существуют у нас в стране - физико-матема-
тического, химико-биологического, обществоведческого и филологического - Лицей БГУ открыл еще и химико-математическое. Чтобы поступить на какое-нибудь из них и стать частью лицейского братства, нужно в мае успешно сдать экзамены или быть победителем республиканской олимпиады с дипломом I, II или III степени.

Для поступающих существуют подготовительные очные и дистанционные курсы, а также интернет-олимпиада. Чтобы получше подготовиться, можно пройти репетиционный экзамен, специально разработанный для абитуриентов лицея. Это бесплатно можно сделать на сайте lyceum.by .

Елена РЫСЬ, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»

УНП 100557342

Учащиеся школ № 48, 29, 10, 36 и Университетского лицея проходили различные испытания, связанные с книгами о Гарри Поттере, а второкурсникам досталась ответственная роль жюри.

Квест был организован по станциям, где командам предлагались следующие задания: прослушать песню, заполнить пропуски в тексте и затем исполнить ее (станция «Care of Magical Creatures»), как можно более подробно описать персонажа с опорой на плакат с фотографиями и рисунками, который учащиеся подготовили заранее (секция «Wizard Study»), использовать магию и провести химический опыт («Potions»), объяснить как можно больше имен и терминов («Transfiguration»), восполнить недостающие слова в сгоревшем письме («Runes»), долететь (или добежать) на метле до доски и написать текст по памяти («Quidditch»), выполнить тест на знание сюжета («History of Magic»). Студенты следили за временем, а также присуждали баллы командам в виде волшебных бобов в зависимости от качества выполнения заданий. В конце конкурса второкурсники получили сертификаты.

Учитель английского языка Е. С. Говоруха поделилась своими впечатлениями от участия в квесте:

Кафедра иностранных языков Университетского лицея благодарит Л.Ю. Кухареву и студентов Института иностранных языков ПетрГУ за помощь в организации игры «Школа волшебников». Участники отметили, что ребята были доброжелательны, подбадривали конкурсантов и настраивали на позитив. В игре принимали участие 6 команд: 48 школа, 29, 10, 36 и две команды от Университетского лицея. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!

Евгения Солдак, студентка :

Мероприятие, которое мы посетили, было, безусловно, очень полезно и для нас, студентов, и для школьников. Я очень рада тому, что практически все ребята проявили энтузиазм и огромный нескрываемый интерес к событию. Также меня приятно удивил хороший уровень английского у многих из детей. Лично для меня это была прекрасная возможность почувствовать себя в роли педагога и оценивать деятельность учащихся (а это было весьма непросто).

Александр Петров, студент Института иностранных языков:

Данное тематическое мероприятие оставило только положительные впечатления! Дети, которые принимали участие, показали себя очень достойно, несмотря на то что они довольно сильно переживали. Уровень владения английским, конечно, менялся от ученика к ученику, однако каждый из них старался показать себя на все 100. Более того, все говорили на английском! И хочется добавить то, что артистизм некоторых детей был просто сногсшибательный. Такое запоминается надолго. В общем, 2 часа пролетели совершенно незаметно, оставили только положительные эмоции и воспоминания. Это того стоило!

Организаторами конкурса выступили учителя английского языка в Университетском лицее - С.Я. Минеева, Е.А. Лутошкина, Н.С. Андруневич, Е.С. Говоруха, В.А.Гаврилова, А.Е.Ершова, а также В.Н. Романов, заместитель директора по научно-методической работе.

Кафедра английского языка благодарит Университетский лицей за приглашение, ценный опыт и атмосферу волшебства! Будем очень рады дальнейшему сотрудничеству!

На эти и другие вопросы на прямой линии «Комсомолки» отвечал директор лицея Вадим МАТУЛИС.

- Вадим Эдвардович, какие существуют направления в лицее?

В этом году мы набираем на пять направлений: физико-математическое, химико-биологическое, химико-математическое, филологическое и обществоведческое. На первые три направления сдаются два экзамена в зависимости от профиля. На обществоведческое поступающие сдают экзамены по истории Беларуси и по выбору или обществоведение, или всемирную историю. На филологическое направление абитуриенты сами выбирают два экзамена из трех - русский язык и литература, белорусский язык и литература и английский язык.

ПОСТУПЛЕНИЕ В ЛИЦЕЙ МОЖНО ПОРЕПЕТИРОВАТЬ

- В какой форме будут проходить экзамены - на компьютере или бумаге?

Задания решаются на бумажных носителях. По многим предметам они имеют тестовую форму - в них нужно или выбрать правильный ответ из предложенных, или вставить пропущенные буквы, формулу, термин и т.п. У нас есть сервер дистанционного обучения, сейчас там уже выложены репетиционные вступительные экзамены 2012 и 2013 годов. С 28 апреля до 5 мая будет открыт доступ к репетиционным заданиям 2014 года. Примерно так же будут выглядеть экзаменационные задания и в этом году, только на бумаге.

- Как вы посоветуете вести себя на экзамене - решать сначала сложные задачи или начинать с простых?

Я своим ученикам советую начинать с того, что получается. Нужно учитывать, что наш экзамен - не школьная контрольная. Не надо стремиться решить все задания, они у нас достаточно сложные. Даже по проходным баллам видно, что в среднем нужно набрать 50 - 60 баллов из 100 возможных за каждый предмет. Это значит, что нужно решить чуть больше 50 - 60% работы. И еще один момент - за то, что абитуриент что-то написал или решил неверно, баллы не отнимаются, просто не начисляют. Поэтому, если есть сомнения, лучше ответ дать, вдруг он окажется верным.

- У вас на сайте есть информация, что, к примеру, на филологическом направлении 44 места. А через дробь стоит цифра 3. Что она значит?

Это значит, что к нам принесли заявления три победителя республиканской олимпиады. Они уже зачислены, поэтому осталось только 41 свободное место.

- Можно ли сейчас сказать, каким будет конкурс в этом году?

Сложно об этом говорить. Сейчас мы идем с небольшим опережением прошлогоднего графика подачи документов. Но это не обязательно означает, что заявлений в этом году будет больше.

ПРЕИМУЩЕСТВО ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ОДНО - ЗНАНИЯ

- Мой сын занимается у вас на подготовительных курсах, поступает на физмат. Сколько классов в этом году вы набираете?

На физико-математическом направлении в этом году 110 мест - набираем пять классов.

- Есть ли преимущество у тех, кто посещает курсы?

Нет, преимуществ нет, за исключением того, что на курсах ребята приобретают хорошие знания.

- В этом году вы набираете не три, а только два химико-биологических класса. Не ущемили ли вы права ребят, которые поступают на это направление, ведь конкурс для них будет выше?

О конкурсе мы сможем судить только после окончания приема заявлений. Но мы набираем плюс один химико-математический класс. И многие ребята, которые с химией определились четко, сейчас думают, какой предмет выбрать вторым.

Исторически в лицее всегда было два химбиокласса и один химмат. Так было до 2008 года, когда в стране приняли решение об отмене профильного обучения на старшей ступени школы. Мы вернули химматкласс в этом году не просто так. Мы каждый год опрашивали ребят, которые поступали к нам в химико-биологические классы, и примерно человек 20 из 60 говорили о том, что хотели бы изучать пару химия-математика. Кстати, такой класс у нас в этом году выпускается, у них 5 победителей республиканской олимпиады по химии и 3 по биологии, хотя учатся в химико-математическом классе. Есть там и призеры республиканской конференции. Так что уже половина ребят завоевали право быть студентами.

- А конкурс на химмат будет меньше, чем на химбио?

Сейчас сложно говорить. Из истории лицея видно, что на химмат конкурс немного меньше.

- Насколько тяжело учиться в лицее? Говорят, и средний балл у лицеистов из-за сложной учебы невысок.

Я могу привести вам данные лицеистов за последние три года. Средний балл аттестата лицеистов в 2011 году - 8,8, 2012-м - 8,9, 2013-м - ровно 9 баллов.

- Во время учебы упор идет на профильные предметы? Не запустят ли лицеисты русский или белорусский язык, которые нужно сдавать на ЦТ?

Мы понимаем, что языки - предмет обязательный на ЦТ для тех выпускников лицея, которые не стали победителями международной или республиканской олимпиад. В лицее есть факультатив для 11-классников по русскому и белорусскому языкам для подготовки к ЦТ. В этом году Лицей БГУ в рейтинге РИКЗа по итогам ЦТ занял первые места практически по всем предметам. К примеру, на ЦТ по химии у лицеистов БГУ был средней балл 81, а у лицея №2 Минска , который в этом рейтинге занял второе место, - 72 балла.

- Есть ли у выпускников лицея льготы при поступлении в БГУ?

Никаких льгот нет. Но преимущество есть в том, что лицеисты получают самую лучшую в стране подготовку. Про результаты ЦТ я уже говорил. Кроме того, лицеисты в этом году завоевали 83 диплома на республиканской олимпиаде, столько не завоевывают целые области.

- Внук хочет поступать в филологический класс в ваш лицей. Но у нас в Мозыре есть свой лицей. Не скажут ли ему: мол, поступай у себя?

К нам поступают ребята со всей Беларуси. Здесь собраны лучшие ребята, что позволяет хорошо подготовленному ученику развивать себя дальше. Если ваш внук выдержит вступительные испытания, мы с радостью его зачислим. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам поступали иногородние ребята (ведь Лицей БГУ - это учреждение республиканского уровня). Им предоставляется комфортное общежитие в пяти минутах ходьбы от лицея. Сегодня у нас 145 иногородних учеников.

ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ПРОФИЛЕМ ПОМОГУТ ПСИХОЛОГИ ЛИЦЕЯ

- У меня дочка учится в 8-м классе. Собирается поступать в лицей в следующем году. Как лучше готовиться? На ваших подготовительных курсах?

Это должен быть ваш выбор. Мы предоставляем широкие возможности для подготовки. Те ребята, которые живут в Минске и в пригородах, имеют возможность ходить на наши подготовительные курсы. Они достаточно эффективные - в дополнение к школьным занятиям ученики получают 4 часа в неделю по каждому предмету. Курсы платные, договор заключается на один семестр. Иногородние ребята могут готовиться с помощью нашего сервера дистанционного обучения на нашем сайте. Дистанционные курсы есть практически по всем предметам, ребята занимаются по тем же материалам, что и слушатели подготовительных курсов.

- А как попасть на курсы?

На них мы принимает всех желающих. Запись на очные подготовительные курсы начинается во второй половине августа. А заниматься дистанционно можно начинать в любое время - задания рассчитаны на год занятий. Ученик имеет возможность задавать вопросы преподавателю, консультироваться. На сервере есть тесты, теоретические материалы, задания вступительных испытаний прошлых лет.

- Еще один важный вопрос. Дочка не может определиться со специализацией, а аттестат у нее хороший - 9,6 балла. Проводится ли какое-нибудь профориентационное тестирование в вашем лицее?

Есть репетиционные тесты на нашем сайте в разделе «Абитуриент». Можно получить консультации наших психологов, на которых тоже можно пройти специальные тесты, чтобы определиться с выбором.

- Сын постоянно участвует в олимпиадах по физике, математике. Стоит ему поступать в лицей?

Конечно. Более того, если он станет победителем заключительного этапа республиканской олимпиады и получит диплом первой, второй или третьей степени, в лицей будет зачислен без экзаменов.

- А если такого диплома у него не будет, его участие в олимпиадах поможет ему подготовиться?

Да. Экзаменационные задания в лицее составляются по школьной программе, они, конечно, несколько проще, чем на республиканской олимпиаде. Но все равно они достаточно сложные. Ваш сын может изучить наши пособия для поступающих в лицей, там есть вступительные испытания за последние годы.

- Вадим Эдвардович, вы сами заканчивали лицей. Что изменилось с тех пор? Что удалось сохранить?

Я поступил в лицей вместе с братом после подготовительных курсов. Главное, что меня поразило, - здесь хотелось учиться и быть лучшим в учебе. В школе, где я учился до этого, к отличникам относились с каким-то пренебрежением. А в лицее атмосфера была совершенно поразительная. Второе мое открытие - это отношения между учителями и учениками. Учитель - твой коллега, который просто больше знает. Например, во время уроков математики учитель никогда не давал нам готовые схемы решений задач, а только направлял нас в нужное русло, причем делал это настолько хорошо, что складывалось ощущение, что он решает каждую задачу вместе с нами, просто находит решение немного раньше, чем мы. Такие профессионалы работают в лицее и сейчас.

Репетиционное тестирование очень популярно среди абитуриентов вузов. На РТ можно и свои знания проверить, и посмотреть, как устроен сам экзамен, сколько времени на него отводится и сможете ли вы уложиться в него.

Сейчас такая же возможность есть у ребят, которые мечтают поступить в Лицей БГУ. Заказать репетиционные испытания можно в интернет-магазине Лицея БГУ (shop.lyceum.by )

Для поступления в Лицей БГУ им необходимо пройти два испытания по предметам, соответствующим профилю. По каждому можно набрать максимум 100 баллов (в сумме 200 баллов). Проходные баллы находятся в интервале между 100 и 150 баллами в зависимости от выбранного профиля.

Как подготовиться к поступлению в Лицей БГУ

Сегодня у этих ребят есть немало возможностей подготовиться: с помощью пособий для поступления в лицей , на подготовительных курсах для 9-классников (каждый год здесь учится больше 700 абитуриентов), , где целый раздел специально рассчитан на абитуриентов.

Для кого проводятся репетиционные вступительные испытания

Репетиционное испытание сможет пройти любой школьник Беларуси.

Репетиционное испытание (РИ) для поступающих в лицей - еще одна возможность для подготовки.

Поскольку мы стремимся к тому, чтобы любой выпускник базовой школы имел возможность проверить себя, репетиционные тесты будут проводиться онлайн на сервере дистанционного обучения. Ребятам важно знать, что их ждет на вступительных испытаниях.

Этапы проведения репетиционных вступительных испытаний

Репетиционные испытания будут проводиться в период с 1 ноября по 30 апреля и будут разделены на три этапа.

  • 1 этап: ноябрь 2019 - декабрь 2019,
  • 2 этап: январь 2020 - февраль 2020,
  • 3 этап: март 2020 - апрель 2020.

На каждом этапе будут только задания по тем темам, которые 9-классники уже изучили. Соответственно, на третьем этапе тест будет соответствовать спецификации (программе, по которой составляется экзамен). И, если абитуриент справится с ним больше чем на 50 баллов (за каждый предмет) - самостоятельно, не подглядывая в учебники или интернет, не советуясь с друзьями, родителями или учителями, то и на самом испытании у него будут серьезные шансы для поступления. Сроки проведения этапов РИ являются рекомендуемыми, т.е. по их истечении задания никуда НЕ исчезают. Более того, любой тест можно проходить сколько угодно раз.

Как узнать результаты репетиционных испытаний в Лицей БГУ

Репетиционные испытания идут онлайн, поэтому и результат абитуриент получит сразу.

А вместе с результатом он увидит и свои ошибки, и объяснение, как нужно было выполнить задание правильно. Например, по физике к каждой задаче будет добавлено видео с ее решением и объяснениями преподавателя.

Кроме того, всегда есть возможность записаться на курсы для абитуриентов на сервере дистанционного обучения , если результат окажется ниже желаемого.

Демонстрационные варианты тестов

Абитуриенты Лицея БГУ также могут ознакомиться с демонстрационными вариантами тестов. Назначение демонстрационного варианта теста заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику вступительных испытаний в Лицей БГУ составить представление о структуре вариантов тестов, типах заданий и уровнях их сложности. При ознакомлении с демонстрационными вариантами следует иметь в виду, что задания, включенные в них, не охватывают всех элементов содержания, которые будут проверяться на вступительных испытаниях в Лицей БГУ в 2020 году.

Выполнение демонстрационных вариантов позволит тестируемым выработать стратегию подготовки к поступлению в Лицей БГУ, систематизировать изученный материал, предупредить возможные ошибки, а также закрепить знания и эффективно подготовиться к вступительным испытаниям 2020 года.

Символом белорусского образования должен стать будильник: еще чуть-чуть, и вопрос о времени начала учебного дня в школах вынесут на республиканский референдум. Но проблем в среднем звене образования значительно больше. «Большой» поговорил с директором лицея БГУ Макаром Шнипом о вариативности учебных программ, о западном опыте, о прагматичных, но инфантильных подростках.

- Что вас тревожит в белорусском среднем образовании?

Мне сложно держать слово за все образование, все-таки лицей БГУ - учреждение республиканского подчинения: сюда поступают талантливые и одаренные ребята со всей Беларуси, здесь работают экспериментальные программы. Мы немного не соответствуем общим тенденциям и трендам, да и у меня нет достаточного опыта в стандартном среднем образовании, чтобы набраться смелости и оценить общую температуру по больнице. Но из того, что я вижу, исходя из своего опыта работы, нам нет смысла посыпать голову пеплом. Обычно мы любим сравнивать - с прежней системой, опытом других стран. И я не стал бы говорить, что мы растеряли все лучшее из советского наследия, как и не стал бы соглашаться с теми, кто считает, что наши соседи ушли вперед, а мы плетемся в хвосте.

- Беларусь смогла найти свой собственный подход к образованию или мы все же продолжатели прежней эпохи?

Считаю, что наша аутентичность пока не найдена - мы все еще в поиске национальной системы образования. Фундаментом осталась советская система - примерно такой же набор предметов, работает много преподавателей старой закалки, ориентирующихся на тенденции того времени. Но программы по тем же предметам наполняются новым смыслом, развивается наука - это все нуждается в корректировках.

Что я поменял бы? Мне кажется, имело бы смысл перенять международный опыт и видоизменить существующий набор дисциплин. Разделить предметы у старшеклассников на необходимые для обязательного изучения (нужны для поступления в вуз) и на дополнительные - ученик сам вправе будет поставить галочку напротив того, что ему интересно. Например, для классов с естественным профилем обучения историю, литературу, обществоведение можно выделить в блок социальных наук или наук об обществе, равно как для гуманитариев стоит объединить химию биологию, физику, математику в естественно-научный блок. Таким образом мы, во-первых, сократим нагрузку учеников по непрофильным предметам, дав возможность лучше подготовиться к поступлению в университет, а во-вторых, предоставим альтернативу: в том же блоке социальных наук «математики» или «физики» могут, например, самостоятельно увеличить количество часов на изучение художественной литературы за счет предметов, которые им менее интересны.

Сегодняшние подростки в достаточной степени инфантильны: цель моя, но к ее достижению меня приведет учитель

Считаю, что набор предметов для обязательного и вариативного изучения - перспективный вариант для лицея: мы и некоторые другие учреждения образования пытаются частично эту задачу решить прямо сейчас. Ежегодно утверждаются планы экспериментальной деятельности, и участвующие в эксперименте лицеи, школы и гимназии (порядка пятнадцати) выбирают интересующее их направление для апробации новых учебных планов. Конечно, мы ограничены рядом устоявшихся правил, но продолжаем лоббировать вариативность при обучении, что наверняка пошло бы ученикам на пользу.

Как вам идея финнов до 2020 года отменить все стандартные школьные предметы и перейти на проектный формат, когда каждое явление будет рассматриваться в междисциплинарном ракурсе? Смог бы такой проект реализоваться в Беларуси и нужен ли он?

Любая система образования плотно привязана к существующей в стране социально-экономической модели. У нас сегодня получение высшего образования является чуть ли не обязательным критерием для поступления на работу, какую бы специальность ты ни выбрал. Поэтому и старшие классы средней школы ориентированы преимущественно на поступление в вузы. В связи с этим проектное обучение, основная цель которого - помочь сориентироваться в обществе, пока не сильно нам подходит. Все направлено на получение высшего образования, оттого и задача средней школы у нас похожа на задачи в автошколах, где главное - получить водительское удостоверение. А реальные знания будешь получать, набивая шишки и разбивая бампер.

Вы согласны с мнением уехавшего за дополнительным обучением за рубеж выпускника радиофизического факультета БГУ, который считает, что образование в Беларуси есть, но нет ему применения?

Многие признают важную проблему современного высшего образования (причем не только в Беларуси): ведется подготовка специалистов, но неизвестно, насколько они будут востребованы через 5–10 лет. Абитуриент поступает на первый курс университета, а когда он закончит учебу, появится с десяток рабочих мест по новым специальностям, на которые нужны будут специалисты. Получается, что система образования должна предугадывать, что произойдет через какой-то промежуток времени, и с учетом этого прогноза заказывать для себя кадры. Эту проблему сложно решать в одиночку, силами только областных структур образования: нужен комплексный подход, к реализации которого должны подключаться и другие структуры. Утрированный пример: МВД или Таможенный комитет видят, что появляются новые тенденции в области защиты информации, оперативно делают запрос на подготовку необходимых специалистов и прописывают нужный набор требований.

Но все нюансы предугадать сложно, поэтому одна из задач, которую мы ставим в лицее - мотивировать учеников на самообучение: этот навык в будущем может сыграть ключевую роль. Упомянутые выше проектные и междисциплинарные методики могли бы оказать в этом содействие. Например, на базе вариативных предметов (допустим, аналог блока социальных наук) учителя делят класс на 4–5 групп, определяют задачи на четверть или на полугодие, а затем контролируют их выполнение. Ребята сами определяют в своих командах роли: кто руководитель, кто менеджер, кто дизайнер и т. д. Предложенная форма хороша тем, что участники учатся самостоятельно добывать информацию, анализировать ее, принимать решения. В последующем навык самообучения будет совершенствоваться, и когда через 5–7 лет после окончания вуза человек придет на собеседование, он сможет не просто похвастаться дипломом, а взять какой-то «таск» и тут же его выполнить.

Мы должны понимать, что для нас важнее: подготовить победителей олимпиад или создать условия, чтобы ребенок каждое утро шел на учебу с удовольствием

- А что представляет собой новое поколение? Оно сильно отличается от предыдущих?

Я периодически сравниваю нынешних лицеистов со своими одноклассниками, с выпускниками нулевых и замечаю достаточно парадоксальную штуку. С одной стороны, нынешние старшеклассники прагматичные: есть конкретная цель, которую они придумали сами или им ее обозначили родители, и этой цели нужно достичь. С другой - сегодняшние подростки в достаточной степени инфантильны: цель моя, но к ее достижению меня приведет учитель, который даст мне знания; я самостоятельный, но мама с папой меня должны обеспечивать и т. д. За каждый свой шаг надо отвечать, но со временем этой ответственности становится все меньше. Раньше старшеклассники были более самостоятельными в процессе обучения.

- Что лицею дает сотрудничество с зарубежными учреждениями образования?

Мы довольно долго сотрудничали с одной шведской школой - со второй половины 1990-х до начала 2010-х. Сотрудничество больше носило характер культурного обмена и языковой практики. По разным причинам оно приостановилось, но мы стараемся к нему вернуться. Со следующего года начинаем сотрудничать с лицеем «Дю Парк» в Лионе, с которым подписали договор. Этот лицей знаменит своим математическим профилем, да и в целом французская школа математики очень сильна. Для нас это будет хороший опыт, французы также не скрывают своей цели: они хотели бы, чтобы наши ученики после окончания лицея поступали к ним, в частности - на курсы подготовки к высшей школе. В то же время и нам не хотелось бы терять хорошо подготовленных ребят; желательно, чтобы они поступали в белорусские вузы. Конечно, мы будем искать компромисс, но и без этого есть барьер, мешающий сотрудничеству: большинство наших учеников изучает английский язык, а в Лионе обучение на французском. У нас была идея отдельного набора в лицей по результатам экзаменов по французскому языку и математике, но решили пока не экспериментировать, поскольку это достаточно редкая комбинация. У поступающих, как правило, либо сильный французский, либо математика - останавливаться в полупозиции не имеет смысла.

Кроме того, ежегодно 2–3 лицеиста, изучающие немецкий язык, выезжают на краткосрочное обучение в Германию, где посещают занятия с немецкими школьниками, знакомятся с местной спецификой среднего образования, принимают участие во внеклассных мероприятиях и «прокачивают» свой немецкий. На январь 2018 г. запланирован белорусско-польский математический турнир в Люблине, куда нас пригласил один из местных лицеев, знаменитый своими победами в польских олимпиадах. Лицеисты сейчас усиленно готовятся, а учителя с белорусской и польской стороны работают над заданиями турнира.

Несколько последних лет мы совместно с Минским областным лицеем принимаем делегацию украинских школьников. Во время этих визитов проводится научно-практическая конференция, в ходе которой школьники делятся своими первыми научными изысканиями и успехами.

- Внутри страны существует острая конкуренция между лицеями, гимназиями, отдельными школами?

Конечно, мы конкуренты, хотя иногда речь идет о сотрудничестве. Мы проводим общие конференции с Минским государственным областным лицеем, в период подготовки к олимпиадам некоторые районные школы обращаются к нам с просьбой помочь их ученикам. Если у ребенка есть возможность приехать к нам в субботу - пожалуйста, мы никому не отказываем. Поддерживаем достаточно теплые отношения с лицеем № 1 г. Бреста, взаимно делимся опытом с брестскими коллегами в организации профильного обучения.

Но все-таки в большинстве случаев учреждения образования относятся с ревностью к успехам друг друга, ведь так или иначе составляются рейтинги по результатам ЦТ, результатам заключительного этапа по олимпиадам и т. д. С одной стороны, это неплохо, поскольку подстегивает учреждения образования искать новые методы и формы работы с детьми, с другой стороны, это создает излишний ажиотаж в погоне за количеством тех же олимпиадников: у нас - три, у нас - семь, а у нас - десять. В этой погоне порой теряется суть нашей работы; мы должны понимать, что для нас важнее: подготовить победителей олимпиад или создать условия, чтобы ребенок каждое утро шел на учебу с удовольствием, в ожидании новых интересных уроков и захватывающего общения. Идеально было бы совместить эти две задачи, но зачастую выбор делается в пользу одной из них.

Когда Беларусь внезапно стала IT-страной, конкурс на поступление в классы математического профиля сильно увеличился?

В позапрошлом году мы решили сделать набор в класс по профилю «информатика, математика, физика» и в качестве эксперимента ввели вступительный экзамен по информатике. В ту вступительную кампанию самый большой конкурс был на поступление в этот класс - 9,2 человека на место. Хотя я не стал бы утверждать, что современных детей интересуют только специальности, связанные с ІТ. У нас ежегодно стабильно высокий конкурс (обычно не меньше 8 человек на место) в химико-биологические классы, которые готовят преимущественно будущих студентов медицинского профиля. В то же время обсуждаем идею переформатирования филологических классов в гуманитарные - как это было раньше. Конкурс туда по-прежнему высок, но проблема в том, что очень мало выпускников филологических классов идут дальше по этому профилю: большинство поступают в вузы на экономические специальности, психологию, философию, журналистику. В классической филологии остаются единицы.

mob_info